«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот достигнет её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам.» Маркс. В науке нет широкой столбовой дороги

«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам. К. Маркс

Velle parum est. Cupias

Ut re patiaris oportet...

(Хотеть мало. Нужно страстно желать, чтобы добиться цели...). Гораций

В свое время во врачебной среде нередко дебатировался вопрос о том, что такое медицина: искусство или наука? В нашем современном представлении вопрос этот не вызывает сомнений. Конечно, медицина - это наука, сохраняющая в сфере своего практического применения и черты высокого искусства. В соответствии с таким пониманием работа врача любого профиля носит черты деятельности научно-практической, с преобладанием в каждом конкретном случае то одного, то другого элемента.

Приступая в мединституте к изучению основ медицины, никто из нас не может предвидеть, как сложатся его личные устремления в дальнейшем: привлечет ли авоей очевидной полезностью практическая сторона нашей профессии или победит желание посвятить свои силы научным исследованиям, выявлению «последних причин вещей». Но и в том и в другом случае, обогащаясь опытом, накапливая и критически осмысливая свои наблюдения, делая из них обоснованные выводы, всякий врач выполняет определенную научную по содержанию работу.

И первые навыки такой работы должны быть освоены уже в институте. Здесь не только место усердного овладения обширным комплексом медицинских знаний, но и начало пути в большую науку.

Иногда приходится слышать мнение, что успешно заниматься научной работой можно только в обстановке институтской кафедры, клиники и пр. Представление это глубоко ошибочно. Кто по-настоящему любит науку, для кого умственная работа является потребностью, своего рода наслаждением, тот в любых, даже самых трудных, условиях будет работать научно. Это на деле доказывают лучшие представители нашей советской врачебной молодежи. Об этом свидетельствует и опыт целого ряда отечественных врачей старшего поколения. Достаточно вспомнить, например, что один из первых выдающихся уральских хирургов Д. П. Кузнецкий (из Нижнего Тагила), глава знаменитой Обуховской школы хирургов А. А. Троянов, профессора С. И. Спасокукоцкий, Ф. О. Гаусман, В. С. Левит, С. С. Юдин, выдающийся земский врач А. Г. Архангельская и многие другие начинали, а в ряде случаев и продолжали на протяжении многих лет свою плодотворную научную деятельность в условиях обычных земских и городских больниц.

Непревзойденным примером для каждого молодого врача может служить жизнь выдающегося провинциального хирурга Константина Васильевича Волкова (1871- 1938). Этот высококультурный, кристально-чистый человек 27 лет непрерывно проработал в глухом городе Ядрине бывшей Казанской губернии (ныне - Чувашская АССР). В небольшой сравнительно больнице участкового профиля он не только развернул обширную хирургическую деятельность, но и снискал широкую популярность и высокое уважение врачебной общественности своими многочисленными научными, частью общественно-философского характера, печатными работами, выступлениями на съездах и т. д. Перечень трудов К. В. Волкова включает 141 название статей и докладов.

Несмотря на то, что в 1935 году К. В. Волкову была присвоена без защиты диссертации ученая степень доктора медицинских наук, он постоянно отвергал многочисленные предложения возглавить кафедры в ряде крупных городов (в том числе было получено предложение из Перми) и оставался верным своей скромной Ядринской больнице. В ней он и умер, заразившись от больного сыпным тифом. *

* (Жизни и деятельности К. В. Волкова посвящена книга проф. А. М. Аминева «Участковый хирург Константин Васильевич Волков» (Чебоксары, 1957), выдержавшая уже два издания. )

Прежде чем говорить об основных навыках научной работы, овладеть которыми необходимо всякому мыслящему врачу, считаем полезным остановиться на вопросе о сверхранней специализации студента-медика.

В ряде случаев молодые люди, поступая в мединститут, заранее определяют свою будущую специальность: я буду хирургом, физиологом и т. п. Такой избирательный интерес можно было бы даже приветствовать, если бы не одно весьма существенное «но». Заключается оно в том, что такие ранние «специалисты» нередко уже с первого курса начинают отдавать предпочтение предметам, которые, по их незрелому мнению, могут быть нужны для облюбованной специальности, и пренебрегать теми, которые, как им думается, в дальнейшем не понадобятся. Это весьма вредное недомыслие.

Хотя учебные планы мединститута могут показаться чрезвычайно обширными, но, по сути дела, они охватывают только основы медицинских наук, минимум знаний, который необходим каждому врачу. Этот минимум нужно не только прочно усвоить, но по мере возможности пополнить путем чтения специальных журналов, монографий и пр. Никуда не будет годиться врач любого профиля, который не знаком основательно с нормальной и патологической анатомией и физиологией, гистологией, клиническими и санитарно-гигиеническими дисциплинами. Все важно, все взаимосвязано, все нужно знать. И если можно проявлять особый интерес к какой-либо дисциплине, то ни в коем случае не в ущерб остальным. В институте прежде всего нужно стремиться накопить максимум разносторонних знаний. А о специализации речь пойдет только в конце курса обучения.

Bce сказанное выше, конечно, относится и к преждевременно специализирующимся молодым врачам. Весьма уместно привести здесь мнение по этому вопросу одного из наших авторитетнейших хирургов - Сергея Петровича Федорова (1869-1936): «..B образовании своем хирург должен идти от общего к частностям, т. е. от общей хирургии к ее отделам, как гинекология, урология и т. п., для того, чтобы возможно быстро сделаться крупным специалистом. Обратный путь усеян терниями, и хирург, нарождающийся из специалиста, остается или слабой посредственностью, или... при известной «самобытности» достигает иногда и выдающегося положения, потеряв однако массу времени на дополнительное хирургическое самообразование и открыв попутно не один раз «Америку». *

* (С. П. Федоров. Желчные камни и хирургия желчных путей. (Предисловие). М., Медгиз, 1934. )

Какие основные навыки научной работы необходимы молодому медику в первую очередь?

Прежде всего следует научиться читать научную литературу , приобрести умение самостоятельно работать с источниками. Быть может, кое-кому такая постановка вопроса покажется странной: ведь все мы грамотны! Однако факты показывают, что этого мало. Недостаточно быть грамотным - нужно по-настоящему уметь читать серьезные труды.

Однажды мы провели анкетный опрос участников областной научной конференции с целью выяснить, что читают товарищи врачи. В числе других (были предложены и такие вопросы:

1) какие статьи в медицинской периодике последних месяцев вам особенно понравились?

2) какие книги и учебники по специальности вы больше всего любите и считаете настольными руководствами в работе?

Участниками конференции (в основном работниками периферийных лечебных учреждений) было заполнено 103 анкеты. Что же показало их изучение? На первый вопрос фактически никто не ответил: большинство товарищей делали прочерк, единицы - ограничились общими фразами «затрудняюсь ответить», «все, интересующие меня» и т. п. На второй вопрос тоже ничего не ответили более трех четвертей опрошенных, остальные указывали обычные учебники и руководства; и только в двух анкетах наметился какой-то отход от школьного стандарта. Что и говорить, очень грустная картина! Притом особенно грустная, если учесть, что громадное большинство заполнявших анкету в соответствующих графах отметили, что выписывают научно-медицинские журналы, регулярно их читают, покупают книжные новинки и т. д. Так почему же ничего из прочитанного не привлекло внимания, не запомнилось, не полюбилось по-настоящему? Только потому, что мы не приучаемся к серьезному чтению, читаем бегло, поверхностно, малокритично.

Известно, что И. П. Павлов обладал огромными знаниями и феноменальной памятью. Но до последних дней он не прекращал учиться, много и систематически читал. Как пишет в своих воспоминаниях Л. А. Андреев, один из ближайших сотрудников Павлова, у великого учёного «в строгом распорядке рабочего дня чтению журналов и книг было отведено свое время. Читал он медленно- перечитывал одну и ту же статью или книгу 2- 3 раза. При чтении он часто волновался, когда встречал голословное утверждение или непроверенные факты; спорил и горячо защищался, когда критика касалась его работ, и, наконец, радовался и торжествовал, если его факты подтверждались другими исследователями».

Только такое активное чтение является плодотворным, только к такому чтению нужно приучать себя смолоду.

В наши дни печатная продукция по любому вопросу достигла необъятных размеров. Всю ее освоить невозможно. Но и разобраться в этом море книг, журнальных статей и сообщений очень трудно. Еще труднее среди десятков и сотен обычных научных работ выявить особенно ценные, изобилующие глубокими мыслями и проверенными фактами. И потому, пока будет приобретено умение самостоятельно и надлежащим образом отбирать литературный материал для серьезною изучения, следует отдавать предпочтение книгам, высокая научная ценность которых уже получила признание. А таких книг немало среди произведений советских и зарубежных ученых. Не говоря уже о вышедших в последние годы многотомных руководствах по различным разделам медицины и отдельных выдающихся монографиях ныне здравствующих авторов, достаточно назвать хотя бы «Этюды желудочной хирургии» С. С. Юдина, «Желчные камни и хирургия желчных путей» С. П. Федорова, замечательные руководства по внутренним болезням Г. Ф. Ланга, А. Л. Мясникова, «Клиническая гематология» И. А. Кассирского и Г. А. Алексеева и т. д. Огромный познавательный и воспитательный интерес для всякого врача представляют произведения корифеев отечественной медицины: клинические лекции С. П. Боткина, Г. А. Захарьина, руководство по детским болезням замечательного педиатра Н. Ф. Филатова, «Маточные кровотечения» одного из основоположников отечественной гинекологии В. Ф. Снегирева, «К физическому исследованию желудочно-кишечного канала и сердца» В. П. Образцова и др.

Большую роль в самовоспитании врача имеет знакомство с литературой общемедицинского характера. Такие книги, как «Этюды оптимизма» И. И. Мечникова, «Дневник старого врача» Н. И. Пирогова, «Размышления хирурга» С. С. Юдина, «Драматическая медицина» известного австрийского историка медицины Гуго Глязе-ра, автобиографические записки И. М. Сеченова, «Пережитое и передуманное студентом, врачом и профессором» А. Сталя (псевдоним профессора А. С. Таубера), целый ряд книг из серии «Выдающиеся деятели отечественной медицины». Чтение книг такого рода помогает врачу понять всю значимость научных исканий и все величие и трудности честного научного подвита». *

* (Мы подчеркиваем слово «честный». К сожалению, история медицины знает случаи и нечестного отношения к научной работе: подтасовку цифровых показателей, занижение процента смертности, предвзятое толкование экспериментальных данных, плагиат и пр. В отношении последнего молодому ученому нужно быть особенно щепетильным, помня, что слово «плагиат» значит «литературная кража». Поэтому, приводя отдельные выдержки из чужих работ, излагая мысли других авторов, используя чужие рисунки, схемы и т. д., необходимо указывать, откуда они взяты. )

Значительно расширяет научный кругозор врача и более углубленное изучение истории медицины. В ряде случаев достаточная осведомленность в этой области может уберечь молодого исследователя от открытия давно открытых истин и помочь постигнуть глубокий смысл старых изречений, гласящих, что новое нередко является хорошо забытым старым и что «история медицины во многих случаях есть история заблуждений».

B связи с колоссальным ростом в наши дни научно-литературной продукции ученые все чаще вынуждены пользоваться различного рода библиографическими справочниками, обзорами, реферативными обозрениями, в которых кратко изложена суть отдельных работ по тому или другому вопросу. Конечно, все эти рефераты как справочный, «информационный» материал в повседневной научной работе приносят определенную пользу. Но в самовоспитании врача, расширении его кругозора они не могут играть большой роли. Мы были буквально обрадованы, когда случайно в одной из статей Б. Д. Петрова прочли о том, что эта мысль была отчетливо сформулирована еще в, конце прошлого столетия С. П. Боткиным. Наш знаменитый ученый-терапевт требовал, чтобы врачи и научные работники много читали. В редактируемых им периодических изданиях он не терпел рефератов. «В рефератах мы видим одно из условий, задерживающих развитие врача. Врач обрекает себя на чтение почти исключительно одних выводов из различных исследований и работ. Необходимо читать работы в оригинале». *

* (Б. Д. Петров. Научный подвиг. -« Медицинский работник» 1957, №5. )

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что начинающему путь в науку молодому медику нужно настойчиво рекомендовать читать хорошие книги в подлиннике. Лишь так можно постигнуть вою глубину их содержания, обогатиться не только фактическими данными, но и плодотворными, открывающими широкие перспективы мыслями и идеями. А пытаться это делать с чужих слов - значит уподобиться тем представителям молодежи, которые думают, что можно постичь всю глубину «Войны и мира» или «Анны Карениной», просмотрев одноименные фильмы.

Хорошие книги надо любить, беречь. Они нужны врачу не только в часы обычной работы, но и в минуты сомнений, тяжелой борьбы и волнений за больных. И если в эти моменты ему удается на страницах книг найти указания и советы, внушающие уверенность и надежду, то он будет считать эти книги своими лучшими наставниками, надежными друзьями.

Осваивая навыки работы над литературными источниками, необходимо приучить себя тщательно конспектировать прочитанное. Следует помнить, что ценность хорошей книги определяется не только непосредственным богатством ее содержания, но и тем, рождает ли она у читателя новые мысли, личные соображения. Поэтому весьма важно записывать также и свои мысли и соображения. Это поможет выработать критическое отношение к прочитанному, избавит от излишнего, в ряде случаев неоправданного, преклонения перед «авторитетами». В науке нужно всемерно стремиться составить обо всем свое собственное, глубоко продуманное мнение.

Замечательным примером углубленно-критического изучения литературных источников могут служить «Философские тетради» В. И. Ленина - черновые записи, сделанные им в процессе работы над известной книгой «Материализм и эмпириокритицизм».

Говоря о навыках работы со специальной литературой, нельзя не упомянуть и о знании иностранных языков. Даже многие научные работники не могут свободно читать специальную литературу на иностранном языке. Нужно шире пользоваться возможностями, которые дает институт, постараться за время учебы овладеть хотя бы одним из распространенных европейских языков. Незнание иностранных языков не к лицу передовому советскому врачу.

Чрезвычайно важное значение в ряду главнейших навыков, необходимых молодому ученому, имеет овладение современной методикой научных исследований. По этому поводу И. П. Павлов писал: «Наука движется толчками, взависимюсти от успехов, делаемых методикой, с каждым шагом методики мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой нам открывается более широкий горизонт, с невидимыми раньше предметами». *

* (И. П. Павлов. Лекции о работе главных пищеварительных желез. М., Гиз, 1924, с. 15. )

Bo время учебы в институте каждый студент-медик имеет возможность теоретически и практически познакомиться с новейшими методами физиологических, патоанатомических, лабораторных и прочих исследований не только на теоретических кафедрах и в клиниках, но и в научных студенческих кружках и обществах. Активное участие в них позволяет основательно овладеть сложной современной методикой научно-исследовательской работы- сделать первый шаг на пути в большую науку.

Занятия в научных кружках в ряде случаев связаны с непосредственным участием в экспериментальных работах, в том числе и на животных. Использовать этот чрезвычайно важный и ценный метод научного исследования надлежит очень серьезно и осмотрительно. Нельзя забывать, что экспериментальные животные - живые существа. Лишать их жизни, доставлять им жестокие страдания допустимо лишь по строго мотивированным соображениям научно-исследовательского или дидактического характера.

Не мешает напомнить, что в некоторых странах эксперименты на животных регламентированы в законодательном порядке. Так, например, в Англии еще в 1876 году выработано положение о производстве вивисекций, согласно которому они допускаются только под строгим контролем, при наличии соответствующего помещения и оборудования, при условии квалифицированного выполнения оперативных вмешательств, обязательного обезболивания животных, обеспечения надлежащего ухода за ними и т. д. Запрещены опыты на животных для доказательства уже установленных фактов и положений. В наше время вопрос о регламентации экспериментов на животных поднимает и медицинская печать некоторых социалистических стран, например, Польской Народной Республики (статья профессора Ю. Валевски в журнале «Польский врачебный еженедельник», 1959, № 40).

Весьма примечательны мысли по этому вопросу Н. И. Пирогова, который в своем «Дневнике старого врача» писал: «Приехав в Дерпт без всякой подготовки к экспериментальным научным занятиям, я бросился очертя голову экспериментировать и, конечно, был жестоким без нужды и без пользы; и.воспоминание мое теперь отравляет еще более то, что, причинив тяжкие муки многим живым существам, я часто не достигал ничего другого, кроме отрицательного результата, т. е. не нашел того, что искал...»

Легкомыслие, кустарничество при проведении экспериментов на животных, в частности на собаках, недопустимы. Все должно осуществляться по строго обоснованному плану, на достаточно высоком техническом уровне (квалифицированное выполнение вмешательств, обязательное обезболивание животных при проведении «острых» экспериментов, обеспечение надлежащего ухода за ними и пр.), т. е. так, как это принято во всех наших ведущих научно-исследовательских учреждениях.

Резким диссонансом ко всему вышесказанному является поистине потрясающий случай, приведенный профессором К. А. Смирновой в ее статье «С точки зрения психиатра» («Природа», 1975, № 1). «...Нам прислана фотография, на которой изображены две студентки 3 курса одного из медицинских вузов. Студентки хохочут над умирающей собакой, вышедшей из наркоза с выпавшими внутренностями». В статье не указано, как реагировали на такое поведение студенток администрация и общественность соответствующего института. Но нам известно, что десятка три лет тому назад был исключен из одного мединститута студент, который из глупого озорства вставил папиросу в рот трупа, лежавшего в секционном зале. И поделом! Не должно быть места в рядах медицинских работников людям, цинично насмехающимся над страданиями любого живого существа или превращающих в комедию великую трагедию- смерть человека.

Чрезвычайно важное значение в исследовательской работе имеет документация. Только базируясь на подробных, тщательных записях в журналах наблюдений, протоколах опытов, историях болезни, актах патоанато-мических вскрытий, хорошо выполненных рентгенограммах и гистологических препаратах, можно строить достаточно достоверные выводы. К величайшей аккуратности нужно приучать себя со студенческой скамьи.

Прекрасные примеры такой пунктуальности дают нам замечательные ученые С. П. Федоров и С. И. Спасокукоцкий. Один из выдающихся учеников первого из них И. М. Тальман писал, что начиная с 1910 года С. П.Федоров брал домой на несколько дней все истории болезни закончивших лечение по поводу заболеваний почек и желчных путей.

Записи из этих историй болезней, краткие, но содержащие основные данные, он заносил в толстую клеенчатую тетрадь. Это "были не только клинические данные, но и описание операций, результатов гистологических или секционных исследований, а также отдаленных результатов, определяемых по повторным поступлениям или из писем больных. Подобных тетрадей * С. П. Федоров оставил 16, причем с 1920 года записи становились все более полными. Что касается С. И. Спасокукоцкого, то интересные данные о его добросовестности и аккуратности в документации приводил академик А. Н. Бакулев. Характеризуя систему операционных записей в клинике своего учителя и отмечая, что описание операции в протокольных тетрадях обязан был делать оперировавший хирург, А. Н. Бакулев писал: «За выполнением этого правила С. И. Спасокукоцкий следил лично и неуклонно, несоблюдение его (опоздание с записью, ее небрежность или неточность) вело к лишению права оперировать. Сам Сергей Иванович был образцом аккуратности и усердия - его записи делались всегда своевременно, по свежей памяти, отличались полнотой, исчерпывающе характеризовали особенности случая и все перипетии операции. Стиль записи С. И. Спасокукоцкого очень своеобразен. Он отличается большой образностью, сочностью языка и далек от принятого научно-литературного стандарта». **

* (См.: А. Я Пытель, С. Д. Голигорскйй. С. П. Федоров как уролог. - «Хирургия», 1969, № 8. )

** (А. Н. Бакулев. Клинические очерки оперативной хирургии, М„ Медгиз, 1952, с. 7-8. )

Результаты работы молодых врачей или участников студенческих научных кружков обычно оформляются в виде докладов, обзорных рефератов, отдельных статей. Чтение и обсуждение их в своих коллективах или перед более широкой аудиторией, а также публикация в печати, оказываются весьма полезными. Они приучают к публичным выступлениям, вырабатывают навыки свободно и убедительно излагать свои мысли. И нужно признать, что в этом отношении наша молодежь достигла определенных успехов. Это показывают уже ставшие традиционными научные конференции молодых ученых, всесоюзные и республиканские смотры работ студенческих научных обществ.

Нельзя преуменьшать значение такой работы для самовоспитания врачей. Она будет тем увлекательней и эффективней, чем более проявлено в ней активности, научной пытливости и самостоятельности.

  • Включаясь в исследовательскую работу, никогда не следует забывать, что даже самый скромный научный доклад, реферат или статья могут иметь какую-либо объективную ценность и представлять интерес только в том случае,
  • если тема работы не навязана автору, а живо его интересует, соответствует его внутренним интересам, которые должны быть чисты и бескорыстны, т. е. связаны исключительно с желанием что-то изучить, выяснить, объяснить: «Радость работы в самой работе!»;
  • когда разработка темы основана на собственных, пусть немногочисленных, но хорошо документированных наблюдениях, опытах, исследованиях. Об этом убедительно писал Рене Лериш: «Работа на чужом материале ничего не стоит. Она позволяет приводить статистику, и то еще ценность ее относительная. Такая работа мало вдохновляет»;
  • когда все это изложено четко, ясно, вразумительно, так, «чтобы словам было тесно, а мыслям - просторно» (Некрасов).

Такого рода научная работа полезна и необходима каждому медику. Она способствует повышению его квалификации, самоутверждению как специалиста.

Гораздо более жесткие требования предъявляет жизнь к тем из нас, кто решается посвятить свою жизнь серьезной научно-исследовательской (а также преподавательской) работе. Здесь прежде всего требуется призвание, непреодолимое влечение и любовь к науке, к своей специальности. Затем искреннее желание и умение самоотверженно, напряженно трудиться, не пренебрегая самой трудной, «черной» работой. «Преуспевает в науке тот, кто трудится ежедневно и в одном направлении» (В. Н. Шевкуненко); и, наконец, внутренняя собранность, организованность, умение с максимальной пользой использовать свое время и возможности. «...Научный работник должен обдумывать свою работу, читать, учиться и отдыхать» (из афоризмов академика П. Л. Капицы).

Знаменитый английский писатель Чарльз Диккенс в одном из своих частных писем указывал: «...Я сохраняю способность к творчеству лишь при строжайшем соблюдении главного условия: подчинять этому творчеству всю свою жизнь, отдаваться ему всецело, выполнять малейшие его требования ко мне, отметая в течение целых месяцев все, что мешает работе» * . И нужно с огромным удовлетворением отметить, что история медицины хранит очень много имен выдающихся врачей-ученых, вся жизнь которых была полностью отдана науке, самозабвенному, нередко буквально подвижническому труду на благо страждущим людям. Многие из числа таких ученых даже не представляли себе, как можно жить вне мира науки, лишиться возможности что-то творить, выяснять, утверждать. Ведь именно по этой причине трагически прервалась жизнь прославленного немецкого гигиениста Макса Петтенкофера (1818-1901). Он покончил с собой в возрасте 83 лет, потеряв в старости возможность продолжать свои многолетние научные исследования. Примечательно, что даже такой жизнелюб, как А. М. Горький, нашел оправдание этому поступку: «...человек имеет право уйти из жизни ранее положенного природой срока... если он утратил работоспособность, а в работе для него заключен весь смысл жизни и все наслаждение ее». **

* (Из письма Ч. Диккенса М. Винтер 3/IV 1855 т. Собр. соч.. т. 30, М., «Художественная литература», 1963, с. 28. )

** (М. Горький. Публицистические статьи. Л., Огиз, 1933, с. 113. )

Чудесные примеры такого самозабвенного «горения в науке» являют многие и многие представители мировой и нашей отечественной медицины. Ранее мы уже упоминали о профессоре В. А. Оппеле, который в ожидании тяжелой операции - резекции верхней челюсти с энуклеацией глаза приучал себя оперировать и вести научную и лечебную работу при наличии только одного глаза. Точно так же известный своими трудами по восстановительной хирургии профессор Н. А. Богораз (1874-1952), лишившись в 1920 году в результате уличной травмы обеих нижних конечностей, на протезах продолжал много лет вести активнейшую научную и педагогическую работу.

Неутомимый труженик профессор Н. М. Волкович (1858-1928), преодолевая жестокие боли (метастаз в позвоночник рака простаты), буквально накануне смерти принимал участие в выработке повестки дня очередного заседания хирургического общества.

Весьма поучительна в этой связи жизнь известного швейцарского хирурга Т. Кохера. Как писал о нем его ученик профессор Гарре, «в своей жизни Кохер не хотел знать ничего, кроме медицины и своей хирургии. Никакие посторонние интересы, спорт, развлечения не интересовали его. Его жизнь была непрерывным трудом. Всякая оперативная или теоретическая проблема должна была им основательно, логически, практически, экспериментально проработана и поставлена на твердую основу, связана с новейшими достижениями естествознания, а также внутренней медицины, патологической анатомии, бактериологии и другими смежными ответвлениями нашей специальности». * Кохер беззаветно трудился до конца жизни: за три дня до смерти он сделал свою последнюю операцию - трудную лапаротомию.

* (Garrе. Deutsche Medizinische Wochenschrift, 1917, N 35, с. 1111-1112. )

Известно, с каким ужасом относился наш прославленный терапевт Сергей Петрович Боткин к самой мысли о возможности прекращения научно-преподаватель-ской работы. Он упорно отвергал советы врачей обратить внимание на состояние своего сердца; при появлении приступов грудной жабы доказывал, что это очередной припадок печеночной колики. Когда, за два года до смерти, его друг доктор Белоголовый посоветовал ему прекратить на год занятия, Боткин «...даже побледнел, замахал решительно руками и, задыхаясь от волнения, вскрикнул: «Ну как ты можешь подать мне такой совет? Да разве ты не понимаешь, что клиника -все для меня и без нее я жить не могу? Я тогда совсем пропащий человек!». *

* (Н. Нилов, Е. Белов. Боткин, М., «Молодая гвардия», 1966. )

Те же самые тревоги переживал и замечательный уральский ученый, руководитель клиники глазных болезней Пермского мединститута профессор Павел Иванович Чистяков (1867-1959). Как пишут его биографы, заметив первые признаки ослабления рабочего тонуса, «...он не боялся выйти на пенсию. Боялся замкнуться в узком кругу интересов собственной личности, без родного дела, которому отдана вся жизнь. Если и уйти на пенсию, дать дорогу молодым, то обязательно остаться консультантом, пусть внештатным, бесплатным». Желание его исполнилось: до конца своих дней он жил интересами любимой науки, читал лекции, оперировал. И уже в предсмертном бреду губы его невнятно шептали: «Испробуйте все - фотоэлементы, радио, электротехнику. Мы в большом долгу перед слепыми... Человек должен видеть. В наше время не должно быть слепых...». *

* (В. С. Бабушкин. Профессор П. И. Чистяков (Серия «Замечательные люди Прикамья»). Пермь, Кн. изд-во, 1967. )

Заканчивая этот краткий перечень отдельных деятелей медицины, отдавших все свои силы служению науке, считаем необходимым остановиться более подробно еще на жизненном, поистине подвижническом пути замечательного советского ученого, профессора Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова Виктора Николаевича Шевкуненко (1872-1952). Жизнь и деятельность его ярко освещена в очень интересной и поучительной книге профессора Е. М. Маргарина (к сожалению, изданной непозволительно малым тиражом-1300 экземпляров). Книгу эту прямо обязан прочесть и глубоко осмыслить не только всякий врач, чувствующий влечение к научной работе, но и преподаватель, воспитывающий нашу врачебную смену. *

* (Ом.: Е. А. Маргорин, В. Н. Шевкуненко. Л., «Медицина», 1963. )

В. Н. Шевкуненко занимает почетное место в истории советской медицины в первую очередь как создатель оригинального материалистического учения об индивидуальной и возрастной изменчивости органов и систем человека. На углубленную разработку этой проблемы в продолжение почти 40 лет были направлены усилия коллектива кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии ВМА. *

* (С 1929 года В. Н. Шевкуненко более десяти лет руководил подобной кафедрой и в Центральном институте усовершенствования врачей им. В. И. Ленина, где также проводились исследования по этой тематике. )

Новизна и актуальность тематики, высокий авторитет руководителя, целеустремленная, активная атмосфера, царившая на кафедре, привлекали к работе на ней не только штатных работников, но и многочисленных «добровольцев». Число штатных и внештатных сотрудников, работавших под руководством В. Н. Шевкуненко, значительно превысило 250. И результаты их самоотверженного труда поистине блестящи: свыше 400 научных работ, более 70 защищенных диссертаций, в том числе 30 с лишним докторских, многочисленные, привлекающие общее внимание доклады на съездах хирургов и анатомов, а также заседаниях научных обществ, целый ряд прекрасных руководств по оперативной хирургии и прикладной анатомии, в том числе классический трехтомный «Курс оперативной хирургии с анатомо-топографическими данными». Целая плеяда выдающихся хирургов-ученых, воспитанных в школе В. Н. Шевкуненко,- вот поистине нерукотворный памятник руководителю этой школы.

О душевных качествах замечательного ученого позволим себе рассказать словами профессора Е. М. Маргорина:

«Он принадлежал к исследователям, отдающим себя науке целиком. Мысли [Преследовали его повсюду. Записи на обрывке газеты, на клочке подвернувшейся бумаги свидетельствовали, что мысль застала его на совещании, на улице, в поезде... Идея настолько поглощала его, что он временами как бы замыкался в себе... Желание побыть наедине с собой было естественным стремлением его ищущей натуры, склонной к философским обобщениям. С годами это проявлялось все более. Он стал сторониться шумного общества, почти не ходил в театр, избегал совещаний... Пожилой профессор оставил обжитую городскую квартиру и в 1926 г. переехал в поселок Лахта под Ленинградом, где снял две небольшие комнаты. Вблизи спокойных просторов Финского залива (а море он любил с детства) ничто не рассеивало, не отвлекало внимания.

Враг всяких излишеств, он ограничил себя более чем скромным, почти спартанским образом жизни. Простая кровать, стол, стулья да полка с книгами - вот все убранство его комнаты.

Жил он полузатворнически, из года в года совершая один и тот же маршрут: Лахта - кафедра, кафедра - Лахта... От привычного порядка отступал лишь в дни своих докладов и совершенно обязательных совещаний.

Думаешь о Викторе Николаевиче и задаешься вопросом: почему удалось ему создать такую плодотворную школу, что притягивало к нему молодые умы? Ответ прост: оригинальность научной мысли и доброе отношение к людям... За внешней сдержанностью, бесстрастием скрывалась отзывчивая душа. «Мы живем не столько для себя, сколько для других»,- говорил он.

Особенно отзывчив был к людям в беде. Но чуткость его не походила на жалость. Он не успокаивал, а укреплял силу человеческого духа, не утешал, а убеждал, что горе надо перебороть...

Не многим известно, что Виктор Николаевич до конца своих дней не оставлял врачебной практики и лично вел прием больных. После него остались тетради с десятками тысяч фамилий пациентов, последнего из которых он принял 17 мая 1952 года... Каждому он стремился помочь, хлопотал об устройстве в клинику, доставал редкие лекарству. Жители поселка Лахта хорошо знали дом старого врача и не раз видели его идущего ночью к тяжелобольному; знали они также, что профессор делал это всегда безвозмездно...

Виктор Николаевич отличался завидным здоровьем, выглядел намного моложе своих лет, почти не болел. Тем неожиданнее и тяжелее был для него удар - заболевание глаукомой. В один из дней сентября 1940 года у него внезапно развился приступ болезни, и с тех пор год за годом он стал терять зрение.

В конце 1949 г. наступила полная слепота. Она явилась тяжким испытанием для Виктора Николаевича, но и тогда он не сетовал на судьбу и несчастье переносил с поразительной выдержкой. Чем труднее ему становилось, тем сильнее сопротивлялась его воля. Когда он не смог самостоятельно ориентироваться на кафедре, то попросил протянуть шнуры на лестнице и в своем кабинете, чтобы ходить без посторонней помощи. Тихой печалью веяло от его согбенной фигуры, невыразимо тяжело было смотреть на его невидящие глаза...

Виктор Николаевич боролся за жизнь и всячески стремился поддерживать свой уклад рабочего дня. Он по-прежнему продолжал ежедневно приезжать на кафедру, интересовался научными исследованиями, диктовал ответы на письма, вел прием больных... Но как ни сопротивлялась могучая воля Виктора Николаевича, годы и болезнь брали свое...». *

* (Е. А. Маргорин. Указ. соч., с. 87-94. )

Мы привели здесь только некоторые данные о жизни и научной деятельности отдельных выдающихся ученых-медиков. Чем объясняется успех их научных поисков? Чему может научить их нередко с величайшим трудом накопленный опыт?

Ответы на эти вопросы, конечно,могут быть разные - в зависимости от возраста, духовного склада, широты кругозора, особенностей воспитания опрашивающих. Но одному учит пример такого рода людей молодых медиков, желающих целиком посвятить свою жизнь научной деятельности: как бы Вы хорошо ни учились в мединституте, как бы усердию ни работали в лабораториях и клиниках, какими бы удачными ни были первые научные доклады или статьи-будьте скромны, расценивайте эти успехи правильно, как первый научный опыт. Не мните себя учеными преждевременно: это может сбить с правильного пути. Не воображайте себя ими и позже, когда вам посчастливится выйти на более широкую научную дорогу. Не забывайте, что, даже имея научную степень, можно оказаться пустоцветом и, даже нося высокое научное звание, не быть настоящим ученым.

Большая наука- это настойчивый труд, бескорыстные поиски истины, неустанное горение. И, как говорил Маркс, «только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Слабым духом, карьеристам, лентяям лучше по этим тропам не пускаться!

Л.Т. ПАК
В НАУКЕ НЕТ ШИРОКОЙ, СТОЛБОВОЙ... (БЕСЕДЫ С В.Ф. ЛИ)
Место издания: Москва - Новороссийск
Издательство: «Научная книга»
Год издания: 2009
Тираж: 500 экз.

Аннотация:

Книга посвящена научно-преподавательской деятельности профессора Дипакадемии МИД РФ, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации Вл. Ф. Ли. Раскрываются основные вехи его жизненного пути из сибирской глубинки в С-Петербургский университет. Институт востоковедения РАН и Дипкадемию МИД России. Воспроизводятся наиболее значимые научные рецензии на научные работы Вл. Ф. Ли по корееведению и востоковедению.

Часть первая
Далеко-далеко от провинции Хамген...
(детство и юношество за Байкалом, студенческие годы)

Часть вторая
По следам академической критики
(рецензии и отзывы: Л.М. Кузнецов, В.С. Бойко, А.Д. Воскресенский, В.П. Ткаченко, А.Н. Федоровский, Элизабет Вишник, В.И. Денисов, Т.А. Закаурцева, В.М. Кривохижа, Ю.А. Красин, В.П. Федотов, К.Н. Кулматов, Г.С. Яскина, Е.П. Бажанов, А.С. Дзасохов, М.Н. Пак, Чже Сун Хун, Л.В. Шулунова)

Часть третья
Слово о наставниках и спутниках жизни...
(Б.Г. Гафуров, академик АН СССР; Г.Ф. Ким, член-корр. АН СССР; Т.А. Колесниченко, Союз журналистов России; Хо Дин (Хо Ун Пе), академик РАЕН)

Вместо эпилога

Ли Вл. Ф. Эдельвейс

Фотодокументальное приложение

От автора-составителя

Идея написания серии очерков о моих замечательных земляках, обитающих под небом России, появилась у меня однажды, когда я листала страницы уникального издания «Российские корейцы» и «Энциклопедия корейцев России». Отмена крайне несправедливых, сталинских декретов, касающихся судьбы и гражданских прав корейской диаспоры, нашей страны, уничтожила тяжкие барьеры на пути духовного роста корейского населения России. Известные прежде как знаменитые хлеборобы, корейцы органически вписываются в наше многонациональное общество и совершают бурный прорыв во всех сферах современного научного знания, в том числе и гуманитарного. И сегодня на смену выдающейся российско-корейской интеллигенции первой половины XX века, трагически исчезнувшей в лагерях ГУЛАГа, пришло новое, достойное поколение, в числе которых видные физики-теоретики и знаменитые архитекторы, офицеры и генералы наших вооруженных сил, крупные представители бизнеса и ученые-международники. Окунувшись в изучение биографических источников об этой плеяде моих земляков, я поняла, каким тернистым был их путь к профессорскому диплому или штурвалу боевого самолета. К большому сожалению, об этом почти ничего не знают мои многочисленные сородичи, особенно нового, молодого поколения, все более вовлекаемые в необратимые процессы не только межэтнической коммуникации, но и ассимиляции.

Предлагаемая книга подготовлена в форме моих бесед с профессором Дипломатической академии МИД России Владимиром Федоровичем Ли. Полагаю, что читатель найдет в ней немало интересного и поучительного.

В.Г.Устинов:

И вот в стенах родного училища единая масса первого курса расслоилась по факультетам: штурманскому, артиллерийскому и минно-торпедному. По неписаной традиции, курсанты училища называли себя «саками». Были и другие названия: штурманов звали «циркулями», артиллеристов – «китайцами», а про минеров говорили, что у них стлолько извилин в голове, сколько нарезов в торпедном аппарате. Все это воспринималось без всяких обид. Как в большой семье, где каждый член семьи имеет либо уменьшительное, ласковое имя либо кличку, часто ничего общего не имеющие с настоящим именем или каким-нибудь его недостатком, а отражающие какую-либо черту его характера или любимое занятие. Во всяком случае, курсанты всех курсов и факультетов воспринимали себя монолитной сплоченной массой. И не раз бывали случаи, когда у кого-либо на родине случались в семье несчастья, и требовались деньги для оплаты полета на самолете, - все, как один, сбрасывались, чтобы набрать нужную сумму. В городе каждый курсант считал своим долгом придти на помощь своему собрату по училищу. Ну а в отпуске, вне пределов Владивостока, каждый встреченный тобой матрос, особенно тихоокеанец, становился твоим другом.

Начало сентября 1954 года. В дополнение к робе и «гадам» получен полный комплект флотского обмундирования. С принятием присяги на бескозырке засияла ленточка с надписью «Военно-морские силы», впоследствии замененная на «Высшее военно-морск. училище». Курсантам выпускного курса полагался палаш при увольнении в город. Остальные вооружались ими только в суточном наряде. В целом курсантская форма практически ничем не отличалась от матросской, если не считать окаймленных белым кантом погончиков и больших погон на бушлате, а также шинели с якорями и золотыми нарукавными нашивками выше локтевого сгиба в виде тупого угла со звездочкой на биссектрисе этого угла, называемых «галочками», количеством соответствующих курсу обучения. Мы нашили по одной скромной галочке.

Возможно, уже никто не помнит этих строк наизусть, но хоть один раз каждый из нас их слышал или читал:

Гардемарин – курсант, что может

На этом свете выше быть?

Что может быть для нас дороже,

Чем эти галочки носить?

Курсант! Нет сердца благородней.

Кем не был он за жизнь свою?

Сегодня чертом в преисподней,

А завтра ангелом в раю.

Гардемарин! Пусть мир услышит.

На пьедестале всех чинов,

Где б он ни встал, любых богов

Он все же на ступеньку выше.

От Тихого до волн балтийских,

На всех широтах и морях,

Во всех краях земли Российской

Сверкают наши якоря!

Погоны наши с белым кантом –

Наследство славных дней Петра

И палаши… Судьба добра

Для тех, кто стать сумел курсантом.

Вспомнили? Да, это подвергавшийся гонению и запретам «Гардемарин».

К форме у курсантов ТОВВМУ, в отличие от балтийских и черноморских, было особое трепетное отношение. Эта особенность отчетливо проявилась, когда в 1957 г. во Владивосток прибыли курсанты выпускных курсов европейских военно-морских училищ для обучения на базе ТОВВМУ по программам мореходного училища. Самой небрежной была форма у «фрунзаков». И самыми аккуратными оказались бывшие курсанты ТОВВМУ. В этом была немалая заслуга полковника Якунина, в то время заместителя начальника училища по строевой части. Его собственная форма одежды была безупречной, в любое время аккуратно выглаженной, без единой пылинки. По этому поводу в училище ходила байка-анекдот. Стоявшему у входа в главный учебный корпус курсанту 4 курса полковник Якунин сделал замечание по форме одежды. Курсант мгновенно среагировал:

- Товарищ полковник, у вас пыль на ботинках.

Якунин густо покраснел и, не говоря ни слова, тут же отошел от курсанта. Больше никто и никогда не видел на форме одежды Якунина пыли или пятнышка.

Перед увольнением курсантов всех курсов и факультетов выводили на плац, где в движении по кругу они должны были отдавать честь полковнику Якунину. Всякий, даже с малейшим изъяном в форме одежды или с нарушением правил отдания воинской чести, лишался увольнения. Парадные расчеты, отшлифованные полковником Якуниным и нашим факультетскими и ротными командирами, вызывали на праздниках восхищение жителей города. Внешний вид курсантов был единым целым с обликом училища.

1 сентября 1954 г. общее построение училища, приветственное слово и напутствие адмирала, и каждый взвод, являющийся одновременно учебным классом, под командой назначенных из самих курсантов старшин классов направился в соответствии с расписанием в свою аудиторию. Изо дня в день лекции и практические занятия по дисциплинам: теория устройства и живучести корабля, навигация и мореходная астрономия, а затем и кораблевождение, гидрометеорология, высшая математика, физика, теоретическая механика, общая химия, иностранный язык, физподготовка, и, в зависимости от специальности, минно-торпедное и артиллерийское оружие, взрывчатые вещества и пороха, а также корабельная электротехника.

После обеда – сон, а затем самоподготовка в строго закрепленных классах, либо в большой аудитории основ марксизма-ленинизма. Это был непременный предмет на всех курсах и факультетах. Всякое нахождение вне аудиторий и классов, за исключением перерывов, решительно пресекалось. Иные смельчаки умудрялись проскочить по коридору в соседний класс или аудиторию, и даже сбегать в кубрик, магазин, успев при этом кинуть в рот без промаха пряник или конфету своему товарищу, стоящему на посту № 1 у Знамени училища, рядом с рубкой дежурного по училищу. Это было не просто ухарством, а нарушением дисциплины, скорее даже, кощунством: ведь это не просто пост, а святая святых любой части, а для нас это был Флаг нашего громадного крейсера, держащего курс в океан! Но, было…

Однажды такой шустряк, встретившись нос к носу с помощником дежурного по училищу, проявил недюжинные изворотливость ума и нахальство. Был задан резонный вопрос должностного лица:

• Вы куда бежите, товарищ курсант?

• Так точно, бегу, товарищ капитан-лейтенант, - бодро и четко ответил курсант, при этом лихо отдав честь.

Не успев осмыслить всю мудрость ответа находчивого курсанта, офицер только и смог произнести в ответ:

• А-а…

Этого хватило для того, чтобы курсанта и след простыл.

О самих занятиях особая речь. Осенью 1954 г. в Китай планировался визит Н.С.Хрущева, Первого секретаря ЦК КПСС, с параллельным посещением Владивостока. Перед этим с инспекционной поездкой в Приморье должен был прибыть первый заместитель Председателя Совета министров СССР А.И Микоян. Для встречи высоких гостей была сформирована рота Почетного караула. Такая честь выпала на долю курсантов училища. Первый курс еще не остыл от муштровки на плацу в бухте Миноносок. Это имело далеко идущие последствия. Отдельные курсанты-первокурсники, а наиболее дисциплинированные (такие всегда есть даже в самом распущенном подразделении), в особенности, даже отдавали честь курсантам старших курсов, чем несказанно удивляли последних и восхищали начальство. Само собой разумеется, в полном составе первый курс стали доводить до отличной строевой кондиции. А тут еще на носу 7 ноября и предстоящий праздничный парад. Таким образом, подготовка к встрече гостей и к параду удачно совмещались.

И пошла круговерть. Лекции, самоподготовка, отбой в 23.00, а в 01.00 подъем по тревоге и на плац или в город на Ленинскую улицу – и тренировки, тренировки… В 04.00 или 05.00 отбой, в 06.00 уже подъем и начинается новый учебный день. Никаких отклонений от распорядка дня и расписания занятий. Все остальные мероприятия рассматривались как почетное задание Родины.

Каждая лекция на этом фоне превращалась в пытку. Сон свинцовой тяжестью навалился на организм, хотя и молодой, но все-таки устающий. Голос преподавателя в ушах курсанта слабел, тема и проблемы уплывали, а рука вместо букв начинала выписывать вензеля. Вдруг резкое пробуждение, продиктованное проснувшимся ранее чувством долга, тупое и медленное осознание действительности и окружающей обстановки, успокоение, что ты врага не прозевал, вялая попытка сосредоточиться, и снова… повторение пройденного: провал – пробуждение, провал – пробуждение. Преподаватели, особенно военные, резко били указкой по столу перед носами спящих, а иные, с чувством юмора, резко командовали:

• Все, кто спят, встать!

Означенные, ничего не поняв, под хохот остальных вскакивали и вытягивались по стойке «смирно». Улыбнувшись, офицер милостиво разрешал им сесть.

Как правило, засыпавшие резко дергались головой вперед. Леша Мухтасипов , наоборот, засыпая, откидывался головой назад. Однажды на занятиях он сел в последний ряд, а за спиной на окне стояла надраенная до блеска латунная 100-мм гильза. И вот в момент наступающей истомы Леша, дернувшись головой назад, опрокидывает гильзу, и она с грохотом падает на палубу.

Однако и после встречи А.И.Микояна и Военно-морского министра Н.Г.Кузнецова в аэропорту и парада в честь Великого Октября сон на занятиях был непременным спутником курсантов 1 курса. При подготовке к экзаменам после 1 семестра многие шли заниматься в аудиторию марксизма-ленинизма. Там было много мест, тихо, тепло и уютно. Это особенно располагало, но не столько к плодотворному изучению предмета, сколько к умиротворению и быстрому отходу ко сну. Некоторые за это поплатились. Один из курсантов безмятежно проспал все часы, отведенные на самоподготовку, и так и не смог сдать ни одного экзамена. Бедного парня отчислили за неуспеваемость: за удовольствия надо расплачиваться.

Расписание занятий при всей его сухости и предопределенности преподносит нам иногда и приятные сюрпризы: предоставляет нам возможность и даже обязательность встреч с интересными, своеобразными людьми, позволяющих нам познавать не только азы общих и военно-морских наук, но и своеобразие жизни. Ведь не секрет, что многим из наших преподавателей и командиров мы подражали в жизни, в поведении и речевых выражениях. Каждая учебная дисциплина в зависимости от ведущего ее преподавателя имела свой особенный колорит.

Вот добродушный и сугубо мирный по внешнему облику полковник Лейкин З.Ф., с особыми интонациями произносивший слово «бюрЭтка». Ему присущи мягкий юмор и благожелательное отношение к курсантам. На одном из занятий он объявил:

- Товарищи курсанты, сегодня новогодняя тема «Спирты». Теорию я вам дам, а практику вы пройдете сами. Зачеты примут командиры рот и начальники факультетов. Экзамены сдадите в комендатуре.

Первое занятие по физике. В аудиторию стремительно входит лектор: маленький, лысый, немного прихрамывающий и всем своим внешним обликом, манерой движений и жестов удивительно смахивающий на Геббельса. Звать его Револьт Аскольдович, а курсанты за глаза его зовут «Сингапуром». Не прерываясь ни на минуту, не заглядывая ни в какие бумажки, он сыплет формулами как из рога изобилия и без остановки пишет их на доске. И тут же стирает их, освобождая место для следующих. Дежурный только успевает готовить ему новую влажную тряпку. Конспектирование его лекций – утомительная тренировка по скорописи. Свой предмет знает безукоризненно и любит самозабвенно. На экзаменах к курсантам снисходителен и благосклонен.

Высшую математику преподает строгая дама, с отличной фигурой в безупречно подогнанном костюме. Лекции читает обстоятельно, не торопясь, объясняет доходчиво и понятно. Знания в головы курсантов укладывает строго по порядку. Экзамены принимает бесстрастно и принципиально. В противовес ей мадам, ведущая практические занятия по совместительству с преподаванием в одном из вузов Владивостока, эксцентрична и капризна. Как правило, раздражается на доклад дежурного по классу и приветствие курсантов:

• Здравия желаем, товарищ преподаватель!

Иногда требует команду «Смирно!» повторить и заново с ней поздороваться. Барским движением руки подтверждает свое разрешение сесть. Сама усаживается за стол, сбрасывает туфли, ест конфеты, а бумажки бросает на палубу. Последнее обстоятельство вызывало особую неприязнь курсантов.

Однажды на занятиях один из курсантов после отчисления из училища по причине психической несостоятельности, но еще не убывший из училища, по собственной инициативе пришел на ее занятие и, как обычно, вместе со всеми сидел за столом. Когда дама, в очередной раз сняв туфли, стала бросать бумажки от конфет, он встал и подошел к ней. Та испуганно вскочила и начала отступать в угол. Бывший курсант подошел к ней и угрожающе произнес:

• У, сука!

Повернулся и вышел из класса. А дама, оправившись от испуга, с пафосом произнесла:

• Люблю нахалов!

Колоритной фигурой среди преподавателей был подполковник Векслер, преподаватель кафедры корабельной электротехники. Небольшого роста, кругленький, но подтянутый, он перед началом лекции, став у трибуны и слегка прищелкнув каблуками, всегда произносил свою коронную фразу:

• Ну, кто бросает мне перчатку?

Свой предмет любил и умел с изяществом его преподнести.

На всех остальных кафедрах преподаватели свое место занимали по праву, прекрасно знали свои предметы, но той особой изюминки, что отличала вышеперечисленных, мы у них не заметили.

Из всей когорты наших наставников никто не мог сравниться с преподавателем, вне всякого сомнения, талантливым, что называется, от бога. Речь идет о капитане 2 ранга Толкачеве. Курсанты его не просто любили, они его обожали. И он отвечал им тем же. По территории училища он, как правило, ходил под ручку со своей женой. Из их глаз всегда струилась какая-то особенная теплота и умиление. Весь их бесхитростный облик говорил о том, что все курсанты их малые дети.

Еще из первых бесед с курсантами в кандидатской роте мы узнали о необыкновенном Толкачеве, преподающем мореходную астрономию и обладающем поразительным чувством юмора. Наконец-то, первое занятие по мореходной астрономии. Класс сидит в ожидании команды «Смирно!» Навеянный рассказами и ожиданием облик преподавателя вполне однозначен: молодой, красивый, стройный, с подтянутой фигурой, с иронической улыбкой на лице и изящной прической. Ну, этакий душка, покоритель женских сердец. Почему-то в рассказах никто о его внешности не говорил. Всегда речь шла только о его неожиданных экстравагантных поступках, неиссякаемом юморе, иногда нелицеприятном, но всегда воспринимаемом без обид.

Дверь открывается и… полное стопроцентное разочарование: ну и врут же ребята! В класс неторопливо входит грузная, неопределенной формы фигура. Абсолютный альбинос, да еще и лысый, обрюзгшее лицо с брезгливым выражением, отвисшими, как у хомяка, щеками. Каких еще шуток и необычных поступков от человека с таким лицом можно ожидать?!

Но как только он произнес первую фразу, причем на тему, никоим образом не связанную с юмором, класс взорвался в неудержимом хохоте. Это было так неожиданно и так не соответствовало его внешнему облику, что удержаться от такой реакции не было никаких сил. И весь час: что ни фраза, то в яблочко, и это все вперемешку с излагаемым материалом. Скучнейший предмет, где сплошные таблицы, цифры и вычисления по поводу светил, с момента своего возникновения находившихся на известных всему миру местах или орбитах, он разбавлял, возможно, для изысканного уха грубоватыми и солеными шутками, афоризмами и пословицами. Он тонко чувствовал настроение аудитории, ее запросы, интересы, и, конечно, уровень подготовки и зрелости. Каждое занятие превращалось в юмористическое представление, но при этом оно достигало своей учебной и воспитательной цели. Самое важное состояло в том, что после такого представления учить предмет было уже не нужно – тема и материал прочно оседали в памяти. Правда, бывали и исключения: некоторые запоминали только шутки и розыгрыши и не могли понять, при чем здесь мореходная астрономия.

Вот несколько зарисовок. На одном из занятий он командует классу взять секстаны и встать. Сам же мгновенно приседает и исчезает за трибуной. Затем из-за трибуны начинает медленно всплывать блестящая лысина преподавателя, который бесстрастным голосом вводит класс в ситуацию:

- Так восходит ночное светило. Вот оно поднимается из-за горизонта. Прошу навести секстаны, поймать светило и отслеживать изменение его высоты.

Класс дружно ржет, но добросовестно ловит белую блестящую лысину в зеркало секстана и сопровождает ее подъем по небесному своду.

Заметив, что курсанты рисуют сферы и дуги, используя чернильницу или просто от руки, по окончании он дал указание:

- У каждого из вас в городе, наверняка, есть Дунька. Скажите своей Дуньке, чтобы она вам купила «козью ножку» и жестяной транспортир.

Примеров его неожиданных и неординарных экспромтов можно приводить бесконечное множество. Объясняя что-либо, он частенько произносил:

- Ну, это даже и некурящий поймет.

И, хотя большинство в классе были как раз курящими, однако все дружно старались показать, что им все понятно.

Определенное место в жизни курсантов занимал спорт. Особой популярностью в ТОВВМУ пользовались бокс и баскетбол. Соревнования по этим видам спорта всегда собирали большую аудиторию болельщиков. На секции ходили добровольно. Но на первом курсе в начале учебного года старшины на построении на основании личного опроса перед строем и метода трех «П» назначили составы команд будущих спортивных состязаний. Конечно, были среди нас и достаточно подготовленные спортсмены, но основная масса в таких видах спорта, как бокс, борьба, тяжелая атлетика, были меньше, чем новичками. В связи с чем ситуация во время соревнований часто приобретала трагикомические черты. Выйдя впервые на ринг и встретившись с разрядником, Сережа Козлов с артиллерийского факультета после удара гонга вместо того, чтобы боксировать, стал бегать по рингу, увертываясь от ударов соперника. Тем самым он развеселил не только болельщиков, но и судью.

История с Толей Захаровым более поучительна и требует детального пояснения. Крупный телом, нагловатый и самоуверенный, он не пользовался любовью в своей артиллерийской роте. Более того, считая его сильным соперником, многие побаивались встречи с ним. Как показали последующие события, совершенно напрасно. Выступить на ринге он напросился сам. На соревнованиях он вышел абсолютным победителем среди артиллеристов 1-го курса, подавляя противников безудержным напором, что его впоследствии и сгубило.

Соревнования вышли на межфакультетский уровень. Первым его соперником оказался В. Надточий , наш однокурсник со штурманского факультета. И когда на ринге появились длинный и тощий Надточий и массивный, уверенный в себе Захаров, все болельщики подумали: первому не сдобровать. Однако все получилось с точностью до наоборот. Ринувшись, как всегда, в атаку первым, А.Захаров всей своей массой напоролся на выставленную вперед перчатку В.Надточего. И в каждом раунде вся энергия Захарова уходила на бодание этого кулака. В конце концов, он до того натыкался сам, что как подкошенный рухнул на пол ринга. Следующим его противником оказался высокий, поджарый и мускулистый Игорь Карпенко с минно-торпедного факультета. Он в прямом смысле разделал Захарова под орех. В конце боя Толя, уже ничего не соображая и расставив руки в стороны, слепо побрел по рингу. Оказалось достаточно одного легкого тычка Игоря, чтобы Толю отправить в нокаут. На Захарове живого места не было. Ночью он, почти не прерываясь, стонал, вся рота тихо торжествовала. После этого спеси у него заметно поубавилось, а желание заниматься боксом пропало совсем.

Другим популярным видом спорта в училище были шлюпочные гонки. Натасканные в бухте Миноносок курсанты набора 1954 г. неизменно в них выходили победителями.

Лойко А.Н.:

Отчаянные «схватки врукопашную» то с батарейцами Саперной сопки, то со стройбатовцами Голубинки, когда мы поднимались «все за одного!». И совсем не важно, кто кому «чайник начистил»! Пусть ТОВВМУшников лучше не трогают!

Надточий В.Д.:

Самыми яркими событиями в памяти остались:

- курс молодого матроса, шлюпочные переходы и спортивные соревнования, особенно, по боксу.

- летняя практика на УС «Енисей», вахта кочегара в штормовую погоду, когда из раскаленных топок вынимали “крабы” и заливали их морской водой;

Дьяченко В.В.:

К сожалению, ничего яркого, оригинального, выдающегося во время учебы в училище, я припомнить не могу. Было хотя и не свободно, но весело.

Примечание: При встрече на День Военно-Морского Флота 27 июля 2003 г. у А.Довбыша на даче В.Дьяченко припомнил очень много забавных и интересных случаев. Так чаще всего и бывает: на бумагу положить не всегда удается, потому что много размышляешь, как это сделать. А в застолье со своими однокашниками – всплеск воспоминаний: рассказ одного стимулирует память всех остальных.

Кузнецов В.Ф.:

Когда я был на корабельной практике на КРЛ «Л.Каганович», старпомом на нем был Капитан 2 ранга Ховрин Н.И., будущий командующий ЧФ. После перехода из Владивостока Северным морским путем в Североморске нас встречал на 1-м причале заместитель командующего Северным флотом адмирал Ховрин. В кают-компании моего корабля мы вспоминали 1955 г. и мою курсантскую практику.

Курсантом 4-го курса я был помкомвзвода на 3-ем курсе, где был курсантом Феликс Громов, будущий Главком ВМФ России (вот бы не подумал). Был там и курсант Валера Сергеев – будущий вице-адмирал. Кстати, когда я уже преподавал в ТОВВМУ и возил в 1979 г. курсантов на практику на КРЛ «А.Суворов», командиром его был В.Сергеев, а среди курсантов – курсант Хронопуло – сын будущего командующего ЧФ адмирала Хронопуло М.Н., который на 1-м курсе в 1954-1955 гг. был моим командиром отделения. Вот как жизнь переплетается! А, в общем, по этому вопросу можно писать целую книгу.

Васин В.Г.:

Первый в моей жизни шторм в Охотском море, когда наш «Енисей», выгребая против ветра, давал 2 узла. Кругом блевотина, мерзейший запах протухшей селедки, которую получили и с удовольствием ели в Корсакове. После этого я лет пять не мог не только есть, но и смотреть на селедку.

(Барсуков И.И.: Полностью разделяю всю эмоциональность этого воспоминания. При подготовке материала прочитал стихи дальневосточного поэта Михаила Финнова, образно и кратко описавшего такую ситуацию:

Ну и шторм был!

Волны плясали

Так, что кругом шла голова.

Мы верхушками мачт писали

В низком небе злые слова.

В то время мы еще не могли так выразить свое состояние. Наш опыт и интеллект были еще недостаточно богатыми, поэтому обходились мы в то время далеко не поэтичными, но уже крутыми фразами.)

Воронов В.Г.:

4-й курс. Учеба идет своим чередом. Мы завоевали первенство училища «За лучшее оформление и высокое политическое воспитание в Ленинской комнате». Трудились все, кто как мог. Ну, шефу (Синеокову) и старшине роты (вашему покорному слуге) – часы от начальника училища. Политотдел бьет в литавры – чего еще надо? Живи, учись, наслаждайся! Все впереди - светло и прекрасно. Рота бьет все рекорды по успеваемости, порядку и дисциплине. Не сдаем в спорте: звезды – Сережка Молчанов и Игорь Карпенко .

Но не все безоблачно. Туча грянула в виде эшелона угля, который срочно требовалось разгрузить! И кому? 4-му(!) курсу! Да этого в истории училища не было! Ну, и реакция толпы!!! Надо идти к Алексею Ивановичу (Пархоменко, заместитель начальника факультета). Ответ: «На уголь!» Однозначно и категорично!

А была зимняя сессия. 1-й курс – нельзя: запурхались. Иван (Барсуков – старшина роты) сам нервничает. 2-й курс – тоже напряженка – Вовка Павлов (старшина роты) скрипит зубами. 3-й курс что-то заклинило, ну, никак нельзя. Толя (Касьянчук – старшина роты) тоже переживает.

Кто? Только 4-й курс. А сколько в роте? Ведь все комоды, помкомвзводы, старшины рот отпадают. А ведь надо! Приказ!

Что-то надо делать. А что? Как успокоить и убедить толпу? Воздействовать на патриотизм? Не идет. Толпа угрюмая, может дойти до раздора. Ну, что? Думай. А проклятия в первую очередь на головы Барсукова, Павлова и Касьянчука сыплются как из рога изобилия. Да и на мою – тоже.

И вот выход был найден. Не помню, кто предложил чудовищный план. Заманить и уговорить выпивкой! Что, всей ротой, лучшей ротой? Абсурд! Но, собравшись в узком кругу, посоветовались, взвесили «за» и «против». Решили: можно! Решение было таким:

1) Идти на разгрузку безоговорочно.

2) Заказать в столовой расход на ужин – часа на 22-23.00.
3) Заказать баню на 21-22.00.

4) Ужин сделать после бани в столовой и с водкой.

А сколько и где брать водки? Главное, где взять деньги? Денег ни у кого не было, даже у Вадима Казака . На выручку пришел Юра Верещагин . Он фактически был уже женат. Сказал, что раздобудет денег у тещи, но надо идти в город, в район Пушкинской.

Что ж, увольнение – не проблема. Личный знак – пожалуйста! Короче, все четко сработало по плану: рота, как всегда, была в ударе. Доложили дежурному по училищу о выполнении задания, заработали благодарность. Дежурный, в свою очередь, сказал, что баня готова и расход на ужин с официанткой ждет.

А то, что в столовой нас ждет с чемоданом водки Юрка Верещагин – это величайшая тайна.

Все остались довольны.

В роту вернулись после отбоя, все курсы спят. Но водка свое дело сделала: все разбрелись по различным помещениям и закуткам. Языки развязались – надо же побеседовать. Что еще хорошо – никакого выяснения отношений. Ни одного! Вы же знаете, чем обычно всегда кончается совместная выпивка.

И самое страшное – на факультете уже где-то около 24.00 появляется Алексей Иванович!!! Мгновенно оценив обстановку, немедленно скомандовал: «Цыц, по койкам!». Зайдя в старшинскую, мне сказал: «Поговорим утром». Но потому и был Алексей Иванович любимцем факультета, что это утро так и не подвернулось. Все осталось шито-крыто. До вот этого воспоминания.

И еще один эпизод. Это свадьба Гавриила Чеботаева . Кстати, где Галка и как она? Здесь уже гуляла вся рота (за исключением службы). Четко, организованно сбросились все до единого и, по-моему, без какого-либо нытья. По крайней мере, явных противников я не видел.

Галюк Г.Г.:

Поход на «Енисее» в 1955 г.: вахта в котельном отделении у угольных топок во время шторма; погрузка угля; бухта Провидения.

Подрывные работы в бухте Мордвинова (о. Сахалин).

Стажировка мичманом на тральщике в Совгавани (поход на Курилы, шторм в Малокурильске, обеспечение стрельб у о. Кунашир).

Занятия в секции бокса и занятия борьбой с С.Молчановым.

Лесненко Г.М.:

1955 г. Учебный поход. Пролив Лаперуза. Когда его проходили, был День Военно-Морского Флота, а я нес вахту в кочегарке у теплого ящика. Неизгладимое впечатление. Качка, запах разогретого масла, пар, а потом чистка котлов и пробивка шлака в эжектор и за борт.

Бухта Провидения. Чукчи у магазина, ожидающие пятницы, чтобы получить свою бутылку спирта.

Авачинская губа. Погрузка угля на угольном причале. Затем культпоход в Петропавловск. Скверик у подножия сопки Любви и киоск с морсом. Алексей Иванович Пархоменко сидит на скамейке, курсанты вокруг него, а за спиной по одному, по два ныряют в киоск, где продают питьевой спирт в разлив.

Синичкин Н.И.:

Сдача выпускных и госэкзаменов (каждая буква слова «лейтенант» означала сдачу очередного экзамена).

Юманов Ю.К.:

Прошу простить, что некоторые вопросы оставляю без ответов: в памяти ничего путного не осталось.

Вопросов на совещании в резиденции на Карла Маркса, 38 поднималось множество. Чем занимается армия кандидатов и докторов наук? Где наш хайтек? Нужна ли Академия наук в том организационном виде, в котором существует сейчас? Как эффективнее распорядиться бюджетными ассигнованиями? И прочее. Однако в конечном итоге все сводилось к тому, что у государства больше нет возможности спонсировать бесплодные изыскания. И фундаментальная, и все другие науки должны давать полезную отдачу обществу. А как иначе?

Разговор этот, если говорить откровенно, ведется уже не первый год. Проведена масштабная работа, белорусская наука с большего переориентирована на производство. Это можно легко доказать на цифрах: почти 90 процентов всех средств, выделяемых на исследования, направляется на прикладные разработки. Однако кпд этой деятельности по–прежнему оставляет желать лучшего.

Когда в Минске проходят какие–нибудь научные форумы под эгидой СНГ - на них любо–дорого присутствовать, особенно если ты функционер от белорусской науки. Столько превосходных эпитетов раздается в адрес Беларуси - и от нобелевского лауреата Алферова и других светил. На фоне других стран Содружества мы действительно смотримся неплохо, но в мировом масштабе Беларусь не может вырваться в лидеры по производству высокотехнологичной продукции. А без этого невозможна процветающая экономика. Только продукция с высокой добавленной стоимостью, т.е. с большой интеллектуальной составляющей, позволит уйти от отрицательного сальдо в торговле и связанного с этим целого вороха финансовых проблем. Увы, пока, как было озвучено на вчерашнем совещании, сырья за границей закупаем на большую сумму, чем продаем товаров, из него произведенных.

Разумеется, это в большей степени экономическая проблема, но и от ученых ждут серьезной подмоги. Проректор по научной работе Витебского государственного технологического университета, доктор экономических наук Елена Ванкевич попыталась доказать, что сами предприятия слабо привлекают выпускников аспирантуры. Только 8 процентов из них идут в производство. Министр образования Сергей Маскевич дополнил коллегу, сказав, что вузы ждут больше конкретных предложений от промышленности.

«Приходите, будем находить вам востребованные научные направления», - сказал на это первый вице–премьер Владимир Семашко. Кажется, он хотел еще добавить: «Если вы сами их не видите»... Он «навскидку» привел несколько примеров. Вот начинается строительство АЭС. Проект на 10 миллиардов долларов - непаханое поле, целый полигон для различных научных разработок. Но Правительство не ощущает должной поддержки со стороны НАН.

Или вот другой пример. Когда произошла авария на шахте в Солигорске, своими силами справиться не удалось, пришлось вызывать ученых из Соединенных Штатов, Германии, Чехии, Польши, и они смогли решить научную, в сущности, задачу. А где наши ученые?

Разумеется, не следует сводить весь огромный пласт науки к практическим изобретениям. Есть фундаментальная наука, исследования, которые, возможно, дадут результаты только через годы. Наконец, есть гуманитарии. Но и от них государство, по мнению Президента, не получает необходимого результата.

Президент не скрывал своего разочарования:

У нас где–то паника создалась, денег не хватило, отрицательный торговый баланс. Но это мелочи, которые решаются и будут решены. Вопрос глубже - останемся ли мы государством на карте мира или нет... Вот Евразийский союз. Что будем делать, как делать, - я не услышал мнения ни одного ученого. Почему я должен сидеть, что–то выдумывать, просить у кого–то совета, как будем действовать и принимать решения? А если я ошибусь? Это же главные вопросы! А где ученые?.. Или сегодня идет спор, бои местного значения: как же будем в экономике жить дальше, полпроцента добавлять в ВВП или 5,5 процента, потому что нельзя же разогретую экономику остановить? Я не слышал ни одного голоса со стороны научного сообщества. А от этого решения будет зависеть завтра жизнь....

В целом Александр Лукашенко подтвердил, что государство будет поддерживать ученых. Но только настоящих ученых, производящих стоящий продукт в широком смысле этого слова. Он распорядился к Новому году подготовить пакет мер по реорганизации научной деятельности в стране и внедрению точечного финансирования.