Современником князя александра невского был. Александр Невский – ключевая фигура русской истории

Выдающийся полководец, герой Невской битвы и Ледового побоища, великий князь Александр Невский был мудрым правителем и опытным дипломатом. Политический путь, выбранный им, не позволил исчезнуть Руси, и на многие века определил вектор развития нашего государства.


Александр Ярославич родился 13 мая 1221 года в Переяславле-Залесском. Он был прямым наследником великих Киевских князей, Владимира, Крестителя Руси и Ярослава Мудрого, среди его знаменитых предков Юрий Долгорукий и Всеволод Большое Гнездо.

Ко времени начала государственной деятельности Александра Невского положение Руси было катастрофическим. Нашествие монгольских кочевников в 1237-1238 годах нанесло колоссальный урон русским землям. Города и села были разорены, тысячи крестьян и ремесленников оказались в полоне, торговые связи между городами прекратились. Монголы поглотили восточных и южных соседей Руси – волжских болгар, половцев, печенегов, торков и берендеев. Подобная участь ожидала и русских.

В какой-то степени прежние структуры княжеской власти, с включением в состав Золотой Орды, удалось сохранить отцу Александра Ярославича, князю Ярославу Всеволодовичу. После его смерти продолжать эту линию пришлось уже его сыну Александру. Но кроме монгольского вопроса, князю предстояло решать немецкий вопрос.

«Вражда немецкого племени с славянским принадлежит к таким всемирным историческим явлениям, – по словам историка Николая Костомарова, – которых начало недоступно исследованию, потому что оно скрывается во мраке доисторических времен».

Ливонский орден, имевший своим покровителем одного из самого могущественного правителя Европы, папу Римского, в первой половине XIII века предпринял наступление на славянские земли. Это наступление не являлось простой попыткой одного государства расширить свою территорию за счет другого, это был настоящий крестовый поход, в котором участвовали рыцари со всей Европы, и который ставил своею целью политическое, культурное и религиозное порабощение Северо-Западной Руси.

Кроме Ливонского ордена, русским землям угрожали молодое Литовское государство и Швеция. Новгородское княжение Александра Ярославича пришлось именно на период серьезных внешнеполитических осложнений на северо-западе Руси. И появление князя на исторической сцене уже его современниками было расценено как провиденциальное.

«Без Божия повеления не было бы княжения его», – сообщает летопись.

Политическая интуиция молодого князя подсказала ему правильное решение, отказаться от призрачной помощи против монголов Запада, которую на определенных условиях предлагал папа Иннокентий IV. Было очевидно, что договоры с Западом не могут привести к положительному результату. В начале XIII века европейские правители обнажили свои истинные намерения, когда вместо освобождения от неверных Святой Земли, в 1204 году они захватили православный Константинополь.

Александр будет противостоять любым попыткам западных соседей воспользоваться монгольским нашествием и завладеть русскими землями. В 1240 году он разобьет шведов на Неве, и за эту блистательную победу получит наименование Невский, в 1241 году Александр Ярославич выбьет оккупантов из Копорья, в 1242 году – из Пскова и разгромит войско Ливонского ордена и Дерптского епископа на льду Чудского озера.

Как отмечает Костомаров, Александр Невский избавил русских от участи прибалтийских славян, покоренных немцами, и укрепил северо-западные рубежи Руси.

Обезопасив западные границы Руси, князь Александр Ярославич принялся за дела на востоке. Он четыре раза ездил в Орду, чтобы заручиться поддержкой хана. Военным способом восточный вопрос было решить невозможно, силы кочевников значительно превосходили силы русских, поэтому Александр Ярославич выбрал дипломатический путь.

«Своей осмотрительной политикой, – писал о князе Александре Невском, историк Владимир Пашуто, – он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения».

Взвешенная политика Александра Невского уберегла русское православие от мутации – унии с Римом, позволила Церкви продолжить свою миссию на русских землях и даже за ее пределами, в 1261 году при посредничестве великого князя была образована даже Сарайская епархия с кафедрой в Сарай-Бату, столице Золотой Орды.

По оценке историка Георгия Вернадского, благодаря сохранившемуся православию «как нравственно-политической силы русского народа» было возможно возникновение Русского царства.

Русская Православная Церковь, высоко оценивая жизненный подвиг великого князя Александра Невского, прославила его в лике святых.

сентября 2014

Дипломат меча и мира

В массовом сознании великий князь Александр Невский прежде всего ассоциируется с ратными подвигами. Но история знает и другого Александра: понимая тяжелейшее положение своего Отечества, еще очень молодым князь смог соединить в себе почти невозможное - гений полководца с гением дипломата. Там, где он не мог решить дело мечом, решал его переговорами. О тонкостях внешней политики, которую вел Александр Невский, мы беседуем с профессором МГИМО Викторией Уколовой.

На миниатюре из Лицевого летописного свода XVI века изображено посольство Андреяша к Александру Невскому. Под именем Андреяш в «Житии Александра Невского» фигурирует Андреас фон Фельбен, ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии в 1240-1241 и 1248–1253 годах. Он руководил ливонскими рыцарями во время знаменитого «Ледового побоища». О его посольстве к святому Александру из других источников ничего не известно.

Трезвый выбор

— Виктория Ивановна, в дореволюционной России Александр Невский считался покровителем дипломатической службы. Есть мнение, что основополагающие начала, на которых он строил свою деятельность, практически совпадают с принципами современного международного права. Что выделяет благоверного князя как дипломата?

Александр Невский отличался умением лавировать. Принято считать, что западные дела князь Александр всегда решал с помощью меча. Это не совсем так. И на Западе святой Александр не только воевал, но и договаривался. Он вел переговоры с литовским князем Миндовгом, со шведами, позволил новгородцам торговать с купцами из Скандинавии.

Другое дело, что отношения с Монгольской империей (Золотая Орда до 1269 года была ее частью. - Прим. ред.) святой Александр выстраивал с помощью дипломатии всегда. Угроза с Востока была ключевой проблемой внешней политики Европы XIII века. Завоевания монголов изменили геополитическую карту мира: пали государства, существовавшие веками, а на их месте образовались монгольские ханства. Западные государи и римские папы были заинтересованы в том, чтобы наладить отношения с ними. К монголам посылались посольство за посольством. И все они проваливались. Великие ханы отвечали: «подчинишься нам полностью». Хан Гуюк написал папе Иннокентию IV: «Ныне вы должны сказать чистосердечно: „мы станем вашими подданными, мы отдадим вам все свое имущество“». Никакие дары не помогали ни римским папам, ни Людовику Святому. А Александр Невский, при чрезвычайно тяжелом положении Руси, которая, по существу, вся находилась под властью монголов, сумел наладить отношения с ханами. Сумел оговорить определенные условия для Новгорода, предотвратив разорительные походы татар и огородив Русь от их произвола. Добился и того, чтобы в военные контингенты Орды не набирали русских. То есть ханы закрывали глаза на то, что русские воины не участвуют в их рейдах, хотя формально они должны были это делать.

Кроме того, Александр Невский был первым из европейских правителей, кто поставил вопрос о государственных границах. Средневековый мир не имел четко зафиксированных государственных границ. В договорах с Ордой Александр наметил границы русских земель. Именно эти земли и стали ядром будущего русского государства.

Говоря о дипломатии, мы обычно имеем в виду межгосударственные отношения - например, между Русью и Ордой. Однако Русь сама в те годы находилась в состоянии жесточайшей междоусобицы. Многие князья пытались образовать маленькие государства из своих княжеств. Огромная заслуга Александра Невского в том, что он не позволил отношениям между князьями превратиться в межгосударственные. Тут есть очень важный дипломатический момент. Александр Невский был милостивым правителем: он не участвовал в распрях, и все распри между Рюриковичами он, как правило, решал переговорами.

Александр Невский был современником другого выдающегося правителя - Людовика IX Святого. Чья политика была более разумной, более успешной?

Вообще на фоне европейских политиков XIII века Александр Невский - выдающийся дипломат. Даже в сравнении с Людовиком IX Святым, за которым в Европе закрепилась слава дипломата и координатора отношений с Востоком, по результатам деятельности обоих перевес на стороне князя Александра. Александр Невский был политиком более реалистичным, чем Людовик Святой.

Людовик IX верил, что ему удастся обратить восточных владык в христианство. Верил, что это возможно и в итоге погиб в Тунисе во время крестового похода на Святую Землю. Он, конечно, остается великим правителем - святым, который до сих пор сидит под дубом в Венсенском лесу и вершит справедливый суд. Но вместе с тем Людовик не сумел в полной мере оценить возможности и пределы того, что можно сделать в дипломатии на Востоке. А Александр Невский сумел подойти очень трезво к решению этого вопроса.

Часто приходится слышать, что Александр Невский переориентировал Россию на свой собственный путь, отказался от некоего западного, «цивилизованного» пути развития. Что вы об этом скажете?

Я неоднократно сталкивалась с такими обвинениями: Александра называют «улусником», то есть проводником ханской воли. Но давайте трезво оценивать историческую ситуацию. На первоначальных этапах своей истории, в X и XI веках, Древняя Русь, действительно, находилась в теснейших отношениях с Западной Европой. Она во многом превосходила ее: Киев, например, был великолепнее Парижа. Но когда во второй половине XII века начались феодальные междоусобицы, Русь стала слабеть. Аналогичные процессы шли в это время и на Западе, но на Руси они протекали особенно интенсивно. Междоусобицы усугублялись монголо-татарским давлением: у Руси уже не было сил на активные контакты с Западом.

Утверждают, что князь Александр напрасно отказался от военной помощи пап, что у него была возможность при их поддержке поднять военное сопротивление Орде. Платой за такую помощь был переход Руси в католическую веру. Тут важно учитывать два момента.

Во-первых, перед нашими глазами есть пример современника Александра - князя Даниила Галицкого, который принял католичество. Папы его предали. У пап была своя игра: они стремились втянуть Русь в конфликт с Ордой, чтобы ханы не пошли в Европу. Александр Невский, возможно, понимал, что русские земли не могут объединиться, чтобы реально противостоять военной мощи Орды, и поэтому предпочел с ней договариваться. Своих же сил у Северо-Восточной Руси было явно недостаточно. Русь была в ловушке между угрозой с Запада и давлением с Востока. Александр сделал выстраданный, внутренне нежеланный выбор в пользу Востока. Но это не было слепое подчинение: как видно из примера с русскими ратниками, которым позволили не служить в Орде, это была многогранная политика.

Во-вторых, князь Александр действительно был глубоко верующим православным христианином. Отказ от веры был для него равносилен отказу от себя. Александр Невский твердо знал, что монголы веротерпимы и «восточный выбор» поможет отстоять веру. В исторической перспективе Александр отстоял и русские земли, и русский народ.

Некоторые утверждают, что именно князь Александр «позаимствовал» из Орды формы государственного и общественного устройства.

Это чрезвычайно сложный вопрос. Не будем забывать, что, начиная с Крещения, Русь находилась в тесной связи с Византией: усиление центростремительных, единовластных начал во внутренней политике - это не влияние Востока, а государственная имперская традиция. Хотя при Александре Невском самодержавия еще, конечно же, не было, но тенденцию заложил именно он.

- Почему Орда сделала ставку на Александра? И почему ордынцы, как полагают некоторые, затем его отравили?

Я не думаю, что здесь был какой-то долговременный расчет. Завоеватели всегда желают установить на подвластных им территориях порядок. Им ни к чему бунты, которые все время нужно подавлять. Орда совершенно справедливо считала Русь подвластной территорией, хотя на Руси ордынцы вели себя мягче, чем при завоевании Китая или иранских территорий. Вскоре после похода Батыя в Орде начались сложности. Сил на то, чтобы «наводить порядок» на Руси, не было. Александр Невский был сильным правителем: он пользовался авторитетом, кроме того, у него была сила оружия и слава победителя немцев, и поэтому Орда сделала на него ставку.

Что касается отравления, то на этот счет существуют разные точки зрения. Есть даже версия, что отравление было спровоцировано новгородцами. Могли ли его отравить ордынцы? Конечно, могли, как они отравили его отца. Однако такое предположение не более чем версия.

Тевтонский орден

Представлял ли Тевтонский орден реальную угрозу для Руси? С какими целями крестоносцы шли сюда? Что планировали сделать на русских землях?

Тевтонский орден оказался в Прибалтике в начале XIII века. В этот период позиции крестоносцев на Святой Земле были не очень сильны. Поэтому папа Гонорий III и император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен переместили тевтонских рыцарей в Восточную Европу, где те должны были заняться «нужным делом» - обращением язычников. Речь шла прежде всего о пруссах (история показала, что именно Пруссия впоследствии стала ядром Германии). Стремясь на Русь, крестоносцы ставили перед собой те же задачи: обратить «язычников», а заодно и прихватить эти земли. Никаких реверансов в сторону православных они не намерены были делать.

- Но ведь со времени разделения Церквей прошло не так много времени?

Первая половина XIII века отмечена вспышками еретических движений в католической Европе. Это знаменовало кризис Средневековья. По всей Европе горели костры, на которых сжигали еретиков. Врагами католичества и злостными еретиками считались и православные. Это зафиксировано в ряде папских посланий. Папы Иннокентий III, Григорий IX и Иннокентий IV считали православных христиан особо опасными. Ярче всего это проявилось во время IV крестового похода, когда крестоносцы разграбили Константинополь. Папы объявляли и локальные крестовые походы - например, против прибалтийских народов. Остановив натиск тевтонцев, Александр Невский, таким образом, выиграл не какую-то локальную битву, а поломал одно из центральных направлений всей европейской политики.

Три урока великого князя

- Чему современная русская дипломатия может научиться у Александра?

Во-первых, многообразию форм дипломатической работы, тонкости ведения переговоров, способности идти на уступки при сохранении ядра своей позиции.

Во-вторых, святой князь учит нас не концентрироваться в дипломатии только на одном направлении. Александра Невского можно назвать основоположником многовекторной внешней политики в русской традиции. Князь Александр позиционировал себя так: для Запада - дипломатия меча, для Востока - дипломатия мира. Это не значит, что не нужно строить мирные отношения с Западом. Это значит, что должно смотреть в обе стороны. Об этом почему-то забыли, стали ориентироваться исключительно на Западную Европу. Россия - огромная страна, она занимает пространства и в Европе, и в Азии. Восток сегодня бурно развивается: и Китай, и Индия, и Иран, и исламский мир. Поэтому, хотя я не сторонник евразийства, но считаю, что на отношения с широко понимаемым Востоком современным дипломатам нужно обратить самое серьезное внимание.

И, в третьих, дипломатия должна быть мудрой и дальновидной - все, что делал Александр Невский, проникнуто этой мудростью и прозорливостью. Это князь, который опередил свое время, который заложил своей деятельностью - а дипломатия один из ее аспектов - основы будущей победы над монголами, будущего мощного Российского государства.

профессор МГИМО Виктория Уколова

Беседовал Владимир Иванов

Ярослав Всеволодович учинил сыновьям "княжеский постриг", после которого их начал обучать ратному делу опытный воевода, боярин Фёдор Данилович.

Невская битва

Уверенный в победе, королевский зять Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою ». Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки. Князь тогда молился на коле­нях в соборной церкви Софии Премудрости Божией , а обращаясь к воинам, он сказал слова и поныне крылатые: "Не в силе Бог, но в правде".

Со сравнительно небольшой дружиной новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля года врасплох напал на шведов, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение. Сам сражаясь в первых рядах, Александр "неверному кралю их (Биргеру) возложил остриём меча печать на челе ". Победа в этой битве дала ему прозвание Невского и сразу в глазах современников поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжёлый период невзгод в остальной Руси. В глазах народа на Александре и Новгородской земле проявлялась особая благодать Божия. Автор летописного сказания о житии и подвигах Александра отмечает, что в эту битву «обретоша много множьство избьеных (врагов) от ангела Господня ». Появилось сказание о явлении Пелгусию князей-мучеников Бориса и Глеба , шедших на помощь своему «сроднику Александру». Само сражение историки назвали Невская битва .

Противоречивые данные о потерях Ордена в древнерусских (Новгородская I летопись) и немецких (Ливонская рифмованная хроника) источниках затрудняют оценку масштабов сражения, но политическое значение этой победы Александра Невского остается вне сомнения: она вплоть до XV века обеспечила status quo на ливонско-новгородской границе, поэтому неправомерны попытки свести битву до уровня рядовой пограничной стычки .

Однако новгородцы, всегда ревнивые к своим вольностям, в том же году успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу, который дал ему на княжество Переславль-Залесский . Между тем на Новгород надвигались ливонские немцы , чудь и литва . Они повоевали и обложили данью вожан, построили крепость в Копорье , взяли город Тесов , разграбили земли по реке Луге и стали грабить новгородских купцов в 30 верстах от Новгорода. Новгородцы обратились к Ярославу за князем; он дал им второго своего сына, Андрея . Это не удовлетворило их. Они отправили второе посольство просить Александра.

Внутренняя политика и отношения с Ордой

Совсем другую политику проводил Александр по отношению к татарам . Согласно одной точке зрения, при тогдашней малочисленности и разрозненности русского населения в восточных землях нельзя было и думать об освобождении из-под их власти и оставалось положиться на великодушие победителей. Другие историки считают, что борьба с татарами могла бы быть успешной, но Александр хотел использовать их помощь для установления своей жёсткой власти над вольными городами. В любом случае Александр решил ладить с татарами во что бы то ни стало. Вместе с тем, зная о том, что предстоит и с кем надлежит встретиться, князь Александр сказал перед отъездом в Орду: "Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбожного царя, якоже и сродники мои, кусту же и огню и идолам не поклонюся" . Это был отказ исполнить обязательные в Орде обряды. Князь сдержал слово, и Господь его уберег.

Узнав о кончине заступника за Русь, митропо­лит Кирилл сказал в Успенском соборе стольного города Владимира : «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем». Усопшего перевезли во Владимир и положили в соборе Богородице-Рождественского монастыря 23 ноября года. При за­хоронении были отмечены многочисленные исцеления.

Народ был в печали. Современники воспринимали по­чившего как особого молитвенника и заступника за Русь и православие. Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Александра Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей.

Когда благоверный великий князь Димитрий Донской молился в соборе Рождественского монастыря у его гроба перед походом года на Куликово поле, то неожидан­но явились два старца у гроба и возгласили: "О господине Александре, возстане и ускори на помощь правнуку сво­ему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от ино­племенников". После этого видения именем митрополита Московского гробницу открыли и установили местное почитание святого князя. Составили особую ему службу. В пожар года собор горел, но даже пелена на гробни­це уцелела. Общецерковное прославление благоверного князя Александра Русской Церковью последовало на Московском Соборе в году, когда повелели составить ему пространное житие, службу и похвальное слово.

Святые мощи по указу императора Петра I 14 июля года были торжест­венно отправлены в Петербург и положены 30 августа года в соборе Святой Троицы Александро-Невской лавры . С года святые мощи покоятся в серебряной раке. День 30 августа почитается как день перенесения свя­тых мощей. Это событие закрепляло за Петербургом звание новой столицы России.

Взгляд историков XVIII-XIX веков

Ряд историков не придают личности Александра Невского столь большого значения. Крупнейшие русские историки Сергей Соловьев и Василий Ключевский посвятили деятельности князя минимум строк, но при этом воздавали должное уважение его деятельности.

В изданиях 1980-х годов и более поздник слова "держа́ве сро́дник твои́х" заменяются на: "держа́ве Росси́йской" или "стране́ на́шей".

Национальная идея, скрепляющая россиян, была, наконец, сформулирована 3 февраля 2016 в ходе встречи президента с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что в последние годы президент подбирался к этой формулировке неоднократно, чем способствовал принятию соответствующей госпрограммы . Проблематичность поиска идеологически верных героев «для равнения» еще в середине истекшего года была отмечена директором Государственного архива России Сергеем Мироненко. Впрочем, несостоятельность по этой части персонажа, ставшего «именем России» в 2008 году, была известна историкам давно.

Трудно поверить, но один из самых известных и всероссийски почитаемых святых до XVI века был всего лишь местночтимым святым в заштатном Городце. А при жизни, ну, никому бы и в голову не пришло, что Великий князь Александр Ярославич – святой. А всё потому, что современники хорошо знали, что князь Александр – это тот князь, который при помощи ордынских татар отнял титул у своего брата Андрея, а в благодарность за ордынскую помощь начал платить татарам дань со всех подвластных ему земель, установил татарское иго даже там, где отродясь нога татарина не ступала, – в Пскове и Новгороде. Знали современники и то, что сгубил он старшего сына своего Василия только за то, что тот воспротивился отдавать Новгород в татарские лапы. Знали и то, что Александр бросил ради любовницы жену, которая родила ему чудного мальчика Даниила, которому Александр ничего не завещал. А зря. Именно Даниил и основал княжество, которое стало основой огромной России, – Московское. Интересно, в чертогах райских святой Даниил Московский не задал ли своему (тоже святому) папе сакраментальный вопрос: «Почему? Почему отец ты всё это содеял?»
Так как мы не можем услышать, что ответил Александр в райских кущах на небеси на предполагаемый вопрос, то попытаемся понять смысл его поступков, исходя из наших земных возможностей.

Итак, непосредственно после Батыева нашествия никакого «татаро-монгольского ига» на Руси и в помине не было. Нигде не стояло татарских гарнизонов. Никто из князей не платил татарам серьёзной и регулярной дани.
Кто же и когда её установил? Вот здесь мы подходим к одному из самых больших «секретов Полишинеля» российской исторической науки. Почему «секретов Полишинеля»? Да потому, что все историки Руси знают, что так называемое «татаро-монгольское иго» как систему зависимости русских княжеств (в основном, северо-востока Руси) в форме утверждения Великих князей Руси (а при необходимости – и иных князей) властителем Орды через дарование им ярлыка на княжение, в форме признания властителя Орды высшей судебно-арбитражной властью, в форме выплаты регулярной дани в Орду, а также признания временного института баскаков как финансово-контрольного органа русские князья установили сами . Более того – большинству князей это было выгодно. А главную роль в установлении «ига» играл святой благоверный князь Александр Ярославович Невский. Ну, теперь подробнее.

Надо сказать, что Русь в те времена (вторая половина 40-х – начало 50-х годов XIII века) монголо-татар вообще не особо интересовала. Завоеватели в то время прилагали огромные усилия для консолидации сил империи в преддверии очередного грандиозного задуманного ими мероприятия – полного покорения «Великого шёлкового пути». Они планировали поход на центр тогдашней ближневосточной и среднеазиатской торговли, на финансовый центр – Багдад, Дамаск, Антиохию и Каир, а также на центр мировых религий того времени – Иерусалим. Им было не до проблем какого-то Суздаля или Торжка. Им было достаточно, что русские князья принесли им клятву на верность, заплатили какую-то дань (формальную и незначительную) и поставили небольшие отряды для участия в Великом походе на Каир, в Великом южном походе. К слову, русские отряды не играли в этом походе существенной роли, как, например, не играла никакой роли армия Чили во Второй мировой войне или войско ирокезов в Семилетней.
Подготовка монголов к тому походу шла медленно. Сначала мешали интриги вдовы Великого хана Угедэя Туракины, которая то ли мешала собрать курултай, то ли медлила с его сбором, а после курултая 1246 года, приведшего к власти хана Гуюка, начали уже мешать разногласия между Великим ханом с одной стороны и неформальным союзом ханов Менгу и Батыя с другой.
Раскол элиты в центре империи породил и расколы местных элит. Особенно на Руси. Здесь он был особенно ярок. Элита северо-восточной Руси тех лет раскололась на два лагеря. Условно мы можем назвать их: лагерь прагматиков и лагерь суперпрагматиков. Прагматизм русских князей был густо замешан на экономических интересах. Татары контролировали Волгу – единственный крупный торговый транспортный путь Руси, единственное её «окно» во внешний, кредитоспособный мир Ближнего Востока и Средней Азии. Уплата дани (в части торгового сбора – не путать с подворным(!)) равнялась в этом случае «входному билету» на Волгу. Хочешь торговать – принимай татарские условия. Потому, чем больше было связано княжество с поволжской торговлей, тем большим сторонником власти татаро-монгол был русский князь этого княжества. В этом смысле самыми-самыми большими сторонниками власти Орды были князья ярославские, владимирские, тверские, городецкие, костромские, переславль-залесские, а также Господин Великий Новгород, который без Волги не мыслил свои торговые дела.
Дань татарам князья собирали сами. Многократно упоминаемые в учебниках и часто изображаемые на картинах баскаки существовали примерно 20–30 лет (с 70-х годов XIII века по начало XIV века). Они появлялись на Руси эпизодически, только тогда, когда сборы налогов падали, и были вообще отменены Великим ханом Узбеком в начале его правления.
С морально-этической точки зрения такой прагматизм русских князей, правда, был сродни прагматизму Квислинга или Петена во время Второй мировой войны, то есть попахивал коллаборационизмом и граничил с предательством. Так и хочется назвать лагеря прагматиков и суперпрагматиков лагерями предателей и суперпредателей. Но мы этого не сделаем.
Правды ради отметим, что за пределами северо-восточной Руси патриотов среди князей тоже было не густо. Так, княжествам, которые были связаны экономически с дунайским путём (например, Галицко-Волынскому) и волжский путь был не нужен, и власть поволжских татар тем более не нужна. И они готовы были с чёртом в союз войти, лишь бы не признавать ни Гуюка, ни Батыя. Признав поначалу в 1245 власть Орды, спустя всего семь лет, Даниил Галицкий начал войну с татарами, которая шла с 1252-го по 1255-й. И потом ещё в 1258-м. И окончилась совсем не победой, а поражением и уплатой дани. Только не Золотой Орде, а некоторое время (до начала XIV века) существовавшему так называемому Дунайскому улусу хана Ногая. То есть патриотом и Даниил не был. Кроме власти татар, он радостно признавал и власть римского папы, который даровал ему в то время титул «короля Руси».
И, естественно, особняком стояли князья, объединившиеся в Великое княжество литовское, тоже не совсем патриоты, и отдавшие всё же власть над своей Русью литовцам. Но лично к основателю этого государства, князю Миндовгу, равно как к его сыну Войшелку, у меня претензий нет. В густом супе предателей, иуд и каинов они кажутся самыми приличными правителями. По крайней мере, они не старались повыгоднее продать свой трон татарам. Это то исключение, которое лишь подтверждает правило.
О независимой объединённой Руси в 40-е годы XIII века среди князей не мыслил тогда никто, а потому думать о том, была ли альтернатива «бестатарского» развития Руси, бессмысленно. Не было такой альтернативы. Был лишь выбор между жёсткой зависимостью от Орды, при которой Орда становится высшим арбитром, судьёй и налоговым центром, и мягкой зависимостью, формализованной только в системе выплаты дани.

Лагерь князей-прагматиков ориентировался на Батыя. Этот лагерь возглавлял суздальский князь Святослав Всеволодович. Князья этого лагеря старались восстановить старые, нарушенные нашествием татар легитимные методы управления Русью (съезды князей) и договориться с татарами о том, что великий князь, выбираемый на съезде, всего лишь будет утверждаться татарским ханом. Это было просто согласие с потерей суверенитета Руси. В 1247 году эти князья провели съезд, который почему-то называется владимирским, хоть и происходил в Орде. Великим князем избрали, конечно, Святослава. Но побыть великим князем он смог только год. Отстранили в ходе усобицы.
Лагерь суперпрагматиков возглавлял Ярослав Всеволодович, Великий князь Владимирский. Он получил власть из рук Батыя, но в 1246 году переметнулся в стан Гуюка и поехал к нему за ярлыком на великое княжение. Он не признавал никаких съездов князей, считая монголо-татар единственным легитимным источником власти в стране. Вместе с ним в Орду уехали и его сыновья, Александр и Андрей. В Орде Ярослав по непонятным причинам умер. Может, отравили, а может и от старости умер. Немолод был князь. Пятьдесят пять лет по тем временам – солидный возраст. Правда, ярлык на великое княжение (на Великий киевский стол) от Гуюка Ярослав всё же перед смертью получить успел. А после его смерти Гуюк, не долго думая, отдал власть на Руси старшему сыну Ярослава – Андрею. Александру татары доверили экономически сильный, но политически не особо важный Новгород. Но ему этого было мало. Он хотел всей полноты власти на Руси и задумал против брата недоброе. И вот в 1248 году Гуюк умер. Отравили. Некоторое время в центре империи царила неразбериха. Но она закончилась на курултае 1251 года, когда Великим ханом был избран друг и союзник Батыя Менгу.
По всей империи началось отстранение сторонников Гуюка от власти, проводимое новым Великим ханом и его другом и соратником Батыем. Александр понял, что настал его час. Он быстро переметнулся в стан сторонников Батыя. Это было несложно. Он дружил с сыном Батыя Сартаком, христианином несторианского толка, и даже, возможно, был его побратимом. Александру не составило труда упросить Сартака отнять ярлык у Андрея. А будет тот сопротивляться – отобрать силой. Главное – потом помочь уговорить Менгу отдать ярлык на Великое княжение ему, Александру. Взамен Александр обещал платить татарам большую дань, а главное – собирать её регулярно с пока ещё не покорённых татарами и не разорённых войной богатых торговых территорий Новгорода и Пскова. Идея Сартаку понравилась. И оперативно, уже через год после восшествия Менгу на престол, в 1252 году на Русь была послана карательная экспедиция хана Неврюя. Русь подверглась страшному погрому. Великий князь Андрей попытался сопротивляться, но был разбит. Великим князем стал Александр. И он быстро начал отрабатывать свой «долг» татарам. В 1257 году провёл перепись населения для упорядочивания и увеличения дани татарам во Владимирской, Муромской и Рязанской землях, а в 1259 году, угрожая татарским погромом, добился и от новгородцев согласия на перепись и дань.
Не пожалел при этом и родного сына Василия, который, будучи на тот момент новгородским князем, сопротивлялся передаче Новгорода под власть Орды. Александр лишил Василия старшинства, то есть права занять престол после его, Александра, смерти, сослал и казнил всех верных ему людей.
В те же годы Александр отбил два литовских набега на Торопец и Торжок (1252 и 1258), шведский набег на Нарву (1256), подавил новгородские волнения в 1255 году.
В 1259 году Великий хан Менгу умирает. Великий южный поход на Каир, начатый, наконец, в 1254 году под командованием брата Менгу, хана Хулагу, несмотря на захват монголами Багдада, Дамаска и Халеба, останавливается. Отчасти из нежелания Хулагу продолжать завоевания и отчасти из-за сопротивления мамлюков египетского султана Бейбарса, разбивших монголов в Палестине под Айа-Джалуштой в 1260 году. Как водится, после смерти любого великого хана, после смерти Менгу начинаются столкновения между его наследниками. Эти бои заканчиваются разделом империи на две крупные части: на западную империю Хулагу с основой в Персии и на восточную империю Хубилая с опорой на Китай. Хулагу основывает несторианскую, христианскую поначалу династию хулагидов в Персии, а Хубилай – династию Юань в Китае. Всё. Империи Чингиза больше нет.
Северо-западный «обломок» этого раздела получает громкое название «Золотая Орда». В ней в 1257 году воцаряется сводный брат умершего в 1255 году хана Батыя, хан Берке. Перед этим странно скоропостижно умирают прямые наследники Бату, его сыновья: Сартак и Улугчи.

Русским искренне непонятно, почему они должны в этих условиях платить татарам дань. Ведь по сути никакого Великого хана больше нет! Никто никому никакие ярлыки не вручает. И по Руси начинают полыхать восстания. Баскаков, наблюдателей за сбором дани, попросту выгоняют. Мало кто из князей сохранил тогда лояльность татарам.
Но Александр Ярославич сохранил.
В 1262 году он подавил антитатарские выступления во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле. И в том же году поехал в Орду обговаривать условия участия русских войск в походе Золотоордынского хана Берке против хана Хулагу. Там заболел и на обратном пути умер. По смерти, в конце 60-х годов XIII века, Александр был объявлен местночтимым святым в ранге благоверного во Владимире (как Великий князь) и Городце (где преставился и где тогда правил его сын Андрей), а спустя почти триста лет, в 1547 году, во время массовой кампании «превращения» всех местночтимых святых во всероссийские, был канонизирован уже как чудотворец и общерусский святой. Триста лет потребовалось, чтобы забыть его каиново поведение.

А как же его блестящие победы над шведами и тевтонами? Не за это ли ему благодарна спасённая Русь? Нет. Не за это. Этих побед, скорее всего, просто не было. Точнее, они были, но совсем не такими, как их описывает литература и кинематограф.
Стычка на Неве в 1240 году была всего лишь разгромом банды варягов. Обычное дело. Пограничная стычка. Никак не «решающая битва». Да и «королевич шведов» Биргер был тогда весьма сомнительным королевичем, ибо само королевство Швеция возникло спустя десять лет, а по тем временам любой варяжский конунг, владеющий двумя-тремя замками на западном побережье Балтики, мог смело называть себя королём. А сына своего королевичем. В шведских источниках упоминания об этой битве, естественно, отсутствуют. Да и сведений о том, что Биргер бывал на Руси, в тех источниках нет. Из шведских источников известно, что Биргер командовал крестовым походом в Финляндию в 1249 году, а в 1252 основал Стокгольм. С Александром вряд ли встречался. Хотя женат был на его четвероюродной сестре.
Битва с тевтонами в 1242 году? Есть пятнадцать редакций описания жития Александра Невского. Нигде тевтонские рыцари не упомянуты. В лучшем случае упомянут разгром «божьих рыцарей» из Западной страны. И всё. А из «Ливонской рифмованной хроники», например, мы узнаём, что где-то между 1224 и 1248 годами епископ Дерпта решил занять Изборск, для чего нанял рыцарей Ливонского ордена и короля Дании (Вальдемара Второго, скорее всего, который был полурусским по матери, минской княгине). Изборск рыцари заняли. Псковичи попытались Изборск отбить, но неудачно, и были разбиты. По условиям мира, псковичи пустили к себе в город отряд крестоносцев из двух братьев. Братьям дали должности фогтов, то есть наместников епископа (или епископов и Дерптского, и Рижского). То есть, в целом, в городе было не более 20 человек с челядью, поварами, хоругвеносцами и прочими «боевыми холопами» братьев-рыцарей. На следующий год Псков был освобождён от этой напасти новгородцами. Всё. Инцидент исчерпан. Но тут плодами войны решил воспользоваться некто Александр Суздальский. Он с большим отрядом напал на крестоносцев. Дерптский епископ поспешил на помощь, но его воины струсили и бежали с поля боя. Александр победил, взяв в плен шестерых и убив двадцать орденских братьев. Александра Суздальского в этом случае идентифицируют с Александром Невским, хотя в то время он был князем новгородским, а в Суздали правил Святослав Всеволодович (почему не он победитель ливонцев тогда?). В общем, как всегда, немчура напутала, и кто их победил, исходя из их хроник, мы не знаем. Кстати, и Святослав Всеволодович тоже почитался одно время как местночтимый святой. Это я не про то, что один русский святой у другого славу победителя украл. Это я про то, что это сообщение «Ливонской рифмованной хроники» является единственным, по мнению наших историков, сообщением о ледовом побоище у западных хронистов.
Так было ли оно вообще?

Есть ещё какие-то факты о странных предложениях папы римского Иннокентия IV Александру в 1251 году. Тогда в Новгород к пока ещё даже не великому, а удельному князю, прибыли два кардинала с якобы предложением перекрестить Русь в католичество, обещая взамен помощь папы в борьбе с татарами. Это предложение Александр якобы отверг, сказав, что «учения от вас мы не принимали и не приемлем». Послы ни с чем уехали восвояси. История бредовая. Очевидно, что папа не идиот, чтобы договариваться с Александром в то время о помощи против татар. Ни по статусу честь, ни по обстановке! Ну, с Андреем ещё куда ни шло! Но нельзя же считать папу римского столь несведущим в делах Руси, чтобы предлагать самому протатарски настроенному князю в самый ответственный момент его биографии изменить своим сюзеренам!
Хотя предложение могло быть. И отказ тоже мог быть. И тогда понятно, почему православная церковь не возражала против канонизации Александра. Ну как можно возражать – ведь согласись Александр на помощь католиков-рыцарей, стала бы Русь независимой от татар, а православная церковь – вовсе не ведущей церковью страны, а так, младшим партнёром папы. Церковь совсем не хотела освобождения от ига. Церковь в XIII и XIV веках отлично уживалась с татарами (как в своё время и Александр Невский!). Взгляните: уже при Батые прекращаются налёты татар на православные храмы и монастыри. При хане Берке подобные действия объявляются преступлением и караются смертью. При хане Менгу-Тимуре все монастырские владения освобождаются от дани. В ответ церковь канонизировала почти всю семью Менгу-Тимура (дочь, зятя, внуков). Переяславская епархия переезжает в Сарай. Сарайский православный архиепископ выполняет функции татарского посла при дворе униата Михаила VIII Палеолога и лоббирует там интересы Орды. Естественно, церковью канонизируется и Александр Невский, самый протатарский из всех русских князей. Канонизирован он, естественно, в Городце, самом каинском русском городе, столице иуды Андрея Городецкого, сына Александра Невского, приведшего на Русь для борьбы со своим старшим братом Дюденееву рать, нашествие страшнее Батыева.

Почему же фигуру Александра так «раздули» потом, в новое время? Зачем так бессовестно преувеличили масштаб его скромных побед? Когда началось это «надувание» Невского?
Отвечу. При Петре Первом. Тогда вспомнили об Александре Невском как о единственном святом, воевавшем со шведами. Вполне пригодно для петровского пиара. При Екатерине Первой произошло учреждение ордена Святого Александра Невского, которое стало уже частью пиара рвущегося к власти фаворита Александра Меньшикова. Потом вспоминают об Александре Невском только во время войн со шведами. Вспоминают при Елизавете Петровне, которая во время войны со шведами велела посеребрить раку его мощей. Вспоминают при Екатерине Второй в сходных условиях. Тогда, в 1790 году, его мощи были перенесены в столицу. В новой войне со шведами это не помогло. В том же году с треском проиграно было Роченсальмское сражение. А может, перенос мощей помог утешить императрицу. И был проведен в память красавчика Александра Ланского, любовника царицы, умершего от горячки в 1784 году. Кто знает…
«Вторая волна» сверхпочитания Александра Невского относится уже к совсем недавнему времени, когда образ непобедимого борца с тевтонами понадобился великому вождю всех времён и народов. Понадобился он в очень ответственное время, в начале войны с фашистской Германией, тогда, когда похвастаться реальными победами было сложновато, а подъём воинского и патриотического духа был необходим, и для подъёма оного духа годны были любые средства, вплоть до пиара никогда не существовавших побед. Главное, чтобы наши люди в эти победы верили и, тоже немаловажно, чтобы сии победы были над немцами. Александр Невский идеально подходил для решения пиар-задачи товарища Сталина. И немцев, вроде, бил. И люди в него верят.

А далее непогрешимый вождь и учитель занялся тем, что он умел лучше всего. Нет! Не убивать. Убивал он топорно и по вымышленным поводам. И не побеждать. Побеждал он тоже топорно, заваливая врага трупами наступавших советских солдат. Лучше всего Иосиф Джугашвили умел сочинять легенды. Точнее – организовывать сочинение легенд. И про собственное величие. И про то, как он с Лениным Октябрьскую революцию свершил. И про коммунизм, что вот-вот настанет. И про злобных «врагов народа», кои сему мешают. Так вот. Для ребрендинга в новых условиях светлого образа Великого князя Александра Невского Сталин привлёк людей выдающихся! Великого режиссёра Сергея Эйзенштейна, гениального композитора Сергея Прокофьева, выдающегося актёра Николая Черкасова и одного из моих самых любимых поэтов Константина Симонова (правды ради отметим, что Симонов написал своё «Ледовое побоище» не в 1942, а в 1937 году). И все они создали шедевр! Шедевр пиара – современный образ Александра Невского. Как профессиональный пиарщик отмечу, что все основные элементы этого образа безупречны: аудиальная составляющая прекрасна, визуальный ряд – выше всех похвал. Александр харизматичен, эпичен и афористичен. «Кто с мечом на нас пойдёт, от меча и погибнет!» И тонущие в холодной воде Чудского озера, провалившиеся под лёд тевтонцы… Никто даже вопросом не задаётся о том, где в апреле на озере найти столько льда, чтобы несколько тысяч здоровых мужиков, закованных в латы, удержать. Равно как всем безразлично, что доспехи ливонских рыцарей весили столько же, сколько и русских… Но это – детали. Важен образ. В него влюбилась вся страна. В него настолько поверили даже учёные, что начали искать остатки рыцарей на дне Чудского озера (не нашли, конечно) или писать труды про то, что Александр умело использовал недостатки немецкого рыцарского строя – «свиньи», забывая, что описание этой «свиньи» – всего лишь описание тактики византийских катафрактариев. Это – реальная любовь. Любовь искренняя, настоящая. Выступать против такой любви бесполезно. Александр Невский – наше всё. Точнее всё – его кинематографический образ.
Таковому и молятся.

Историк Игорь Данилевский о взаимоотношениях Александра Невского и Золотой Орды, борьбе за власть между Чингизидами и особой роли Невской битвы

Как внутриполитическая борьба между Чингизидами повлияла на передел власти на Руси? Почему Александр Невский активно способствовал вхождению северо-западных русских земель в состав Улуса Джучи? Какую роль Невская битва сыграла в противостоянии Новгорода и Швеции? На эти и другие вопросы отвечает доктор исторических наук Игорь Данилевский.

Александр Невский, наверное, самый популярный из князей Древней Руси. Если верить результатам телевизионного проекта с ужасным названием «Имя Россия», это самый популярный деятель нашей истории вообще.

Александр Невский - фигура противоречивая, неоднозначная и при этом невероятно популярная. Связано это, наверное, с тем, что, как известно, кино является важнейшим из всех искусств, именно этот образ Александра Невского закрепился в массовом сознании граждан России. Действительно, гениальный фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна создал образ идеального князя, победителя над теми силами, которые угрожают Руси, близкого к народу, доброго и в то же время достаточно жесткого - идеальный князь. Но, правда, таким он был только у Эйзенштейна. Современники оценивали деятельность Александра несколько по-иному.

Кстати, прозвище Невский он получил достаточно поздно. Только в XIV веке его упоминают впервые с этим прозвищем, а заодно упоминают с этим же прозвищем и его сыновей. То есть прозвище ему было дано явно не в связи с той самой Невской битвой, которую все вспоминают, поскольку проходили когда-то курс отечественной истории в школе. Александру тогда было всего 18 лет, и поэтому его дети явно не могли принимать участие в этом сражении. Речь идет о другом - это какие-то владения Александра в районе Невы, скорее всего, хотя это тоже один из вопросов.

Сама история Александра достаточно любопытна. Он получает княжеский престол уже в то время, когда Русь вошла в состав Улуса Джучи после монгольского нашествия. И это получение ярлыка на княжение было сопряжено с целым рядом сложностей. Первым русским князем, который получил ярлык на великое княжение из рук Батыя, был отец Александра, Ярослав Всеволодович. И тут тоже начинаются какие-то непонятные вещи, потому что тот же Ярослав был вызван в Каракорум, там он, судя по всему, был отравлен, у нас есть свидетельства, скажем, Плано Карпини - это католический миссионер, который был в Каракоруме, который если сам не видел, то, во всяком случае, слышал о том, что произошло с Ярославом.

После чего Александр вместе со своим братом Андреем тут же были вызваны в Каракорум. Они, правда, поехали не сразу, и понятно почему: тот же Плано Карпини писал, что все говорили о том, что их вызывают для того, чтобы убить, хотя непонятно, зачем так далеко ехать, чтобы убить, можно было и на месте как-то решить эту проблему. Но тем не менее братья приехали в Каракорум, и там Андрей, младший брат, получает ярлык на великое княжение, а Александр - ярлык на Киев и на всю Русскую землю - довольно странное распределение. Но Киев в это время находится в плачевном состоянии: еще до нашествия два похода совершенно колоссальных объединенных войск, которые организовал Андрей Боголюбский, разорили Киев, а в 1240 году Киев еще был захвачен монголами, и там оставалось где-то 200 дворов, то есть его и городом по большому счету назвать уже сложно.

Поэтому Александр поехал не в Киев, а в Новгород. Но прошло всего 4 года, и в 1252 году он был вызван в ставку Батыя, который в это время управляет как раз тем самым Улусом Джучи, и там из рук Батыя получает ярлык на великое княжение Владимирское, хотя во Владимире сидит в это время его брат Андрей, у которого тоже ярлык на великое княжение от имени великого хана. Батый отправляет вместе с Александром большой отряд под командованием Неврюя. Просил об этом Александр, не просил об этом Александр - споры могут продолжаться до бесконечности.

Самое главное, что Владимир был взят, Андрей бежал, а Александр стал великим князем Владимирским.

И наступает новая фаза в его правлении, когда он в 1256 году подавляет восстание в Новгороде против ордынских численников, причем расправляется с новгородцами очень жестоко: одним носы урезал, другим глаза выколол, после чего перепись была проведена. То есть фактически Александр прилагает очень серьезные усилия к тому, чтобы северо-западные русские земли, до которых полчища Батыя не дошли, вошли в состав Улуса Джучи и начали выплачивать дань.

Тут, конечно, возникает некоторое противоречие между нашим сознанием и тем, что знал летописец, который рассказывает об Александре. Наступает период относительного затишья. Кончается все тем, что Александр в очередной раз едет в ордынскую ставку, желая, как пишут летописцы, отмолить от большой беды, от участия древнерусских дружин в походах монголов. Надо сказать, что они до этого принимали участие в таких походах и после этого будут принимать участие, и это, в общем-то, было действие, которое, с одной стороны, вроде бы действительно было бедой, но, с другой стороны, приносило определенные доходы тем князьям и тем дружинникам, которые в этих походах принимали участие.

Возвращаясь из Орды, Александр разболелся и в Городце скончался.

Основную славу Александру приносят два сражения - Невская битва и Ледовое побоище. Сражения, надо сказать, не такие глобальные, как у нас их иногда представляют. Гораздо важнее борьба Александра с литовской опасностью, потому что в это время формируется Великое княжество Литовское и совершаются взаимные набеги на северо-западные земли и с северо-западных земель. Это была гораздо более серьезная вещь. Но у нас принято говорить о том, что Александр якобы совершил исторический выбор: он, с одной стороны, боролся против крестоносной агрессии, а с другой стороны, налаживал отношения с Ордой. Надо сказать, что говорить о выборе тут, по-моему, трудно, потому что, с одной стороны, не Александр выбирает между этими двумя силами - его выбирают в Орде, причем выбирает его Батый.

Дело в том, что за всеми этими передачами ярлыков на великие княжения стоит внутренняя политическая борьба между Чингизидами. Батый еще во время похода на запад поссорился со своим двоюродным братом Гуюком, сыном великого хана Угэдэя, и Угэдэй вызвал Гуюка во Внутреннюю Монголию, там устроил разнос своему сыну, даже собирался его казнить, потом решил отправить на расправу к Батыю и вдруг скоропостижно скончался. Плано Карпини говорил, что его отравила тетка Гуюка. Батый, узнав о смерти Угэдэя, не поехал во Внутреннюю Монголию, потому что у него была хорошо налажена разведка, он, видимо, понимал, кто станет новым великим ханом. Была проведена потрясающая предвыборная кампания, в результате которой - ее организовала ханша Туракина, мать Гуюка, - Гуюк становится великим ханом. И когда Батый дает ярлык на великое княжение Ярославу Всеволодовичу, этим он нарушает правило: он мог дать только грамоту на управление, ярлыки выдает великий хан. Вот именно, наверное, поэтому Ярослав и был вызван в Каракорум и там убит. А вот потом уже сыновей Ярослава вызывают в Каракорум, чтобы дать им правильные ярлыки. И когда они едут, Гуюка уже нет - Гуюк поехал выяснять отношения с Батыем, но по дороге скончался. И управляет в это время Огул-Гаймыш, вдова Гуюка, которая дает ярлыки на великое княжение Андрею и на княжение в Киеве и Русскую землю Александру.

Но в это время Батый начинает потрясающую интригу со своим двоюродным братом Менке, с тем чтобы сменить Огул-Гаймыш, - ее обвинят в государственной измене, в заговоре и казнят как колдунью, как преступницу. И Батый фактически отдает великоханский престол своему двоюродному брату Менке при условии, что сам Батый будет иметь определенную автономию. Вот тогда-то, в 1252 году, он и дает ярлык на великое княжение Александру, то есть за всем этим стоят собственные политические разборки внутри Монгольской империи. То, что Батый благоволит к Александру, - это точно. Надо сказать, что все эти перипетии, связанные с переделами власти на Руси, с передачей ярлыков, - это все интересные истории, но они, как правило, остаются в стороне.

Александру приписывают две очень серьезные победы, на которых, собственно говоря, и концентрируется все внимание и в учебниках, и в монографиях, - это сражение на Неве и Ледовое побоище. Как ни парадоксально, до определенного момента, а точнее сказать, до Великой Отечественной войны Ледовое побоище если и упоминается, то вскользь, в университетских курсах его вообще не упоминали.

О Невской битве писали, говорили, и понятно почему: потому что Невская битва играла особую роль.

Правда, о Невской битве мы знаем только из одного источника - это Новгородская первая летопись. Эти сведения ничем не подкрепляются.

Поэтому те рассказы, которые мы знаем, - это слегка расширенные рассказы Новгородской первой летописи с добавлением огромного количества цитат из «Иудейской войны» Иосифа Флавия, из «Троянских сказаний», из византийской повести о Дигенисе Акрите (был такой византийский пограничник), которые, собственно говоря, эти красивые детали и рассказывают. Детали о том, как Александр «самому королю възложи печать на лице острым своим копием», о том, как были перебиты шведы на противоположном берегу Ижоры, где «Александрову полку непроходно было». Потери шведов были гораздо меньше, само это столкновение не фиксируется шведскими источниками, и в принципе понятно почему: Невская битва была одним из эпизодов выяснения отношений между Новгородом и Швецией.

В 1187 году - об этом у нас никто старается не вспоминать - была одержана самая крупная победа в наступательной политике Новгорода на Швецию - это слова одного из крупнейших специалистов в борьбе Руси против крестоносной агрессии. В 1187 году карелы, подстрекаемые новгородцами, и, скорее всего, новгородцы в том числе дошли до города Сигтуна и уничтожили его, просто стерли с лица земли. Сейчас о Сигтуне у нас уже мало кто помнит, но тогда это была столица Швеции. Ворота Сигтуны, как говорят, украшают новгородский собор Софии, в качестве сувенира его прихватили с собой то ли эти карелы, то ли новгородцы.

Так что это была очень сложная длительная борьба, подписывались договоры, договоры нарушались, и высадка десанта на Неве - это один из эпизодов. Кстати сказать, не самый серьезный эпизод, потому что потом шведы построят крепость Выборг, потом как раз на месте сражения Александра со шведами в устье Ижоры построят крепость Ландскрону - сейчас это территория города Санкт-Петербурга, Ижорский район. Но обе эти крепости, хоть и были построены, никакой роли фактически не сыграли, шведы вынуждены были бросить их через год-полтора: жить невозможно, природные условия совершенно чудовищные, плюс к этому бесконечные нападения карелов, ижоров, новгородцев, поэтому эти две шведские крепости - не просто высадка десанта, а шведские крепости - никакой роли в том, чтобы блокировать северо-западные русские земли, прекратить доступ к основным торговым путям, не сыграли.

А уж тем более не сыграла такую роль Невская битва. Кстати сказать, описание довольно своеобразное. Рассказ о Невской битве заканчивается довольно странной фразой о том, что «новгородцев и ладожан погибло человек 20, а может, и меньше - бог весть». То, что это событие явно меньше, чем обычно ему приписывается, - это да. И тем не менее прозвище Александра Невский закрепляет эту довольно жесткую связь между Невским сражением и той ролью, которая приписывается Александру в отражении шведской агрессии. На самом деле это не столько агрессия, сколько борьба - за торговые пути, за сферы влияния. И здесь Александр одержал вполне серьезную для своего времени победу. Но этим, наверное, значение Невской битвы и исчерпывается. А вот что касается Ледового побоища, оно заслуживает особого рассмотрения.