Почему александр невский. За что новгородский князь александр ярославович получил прозвище невский

Символ России, имя России, великий полководец князь Александр Невский был одной из самых значительных фигур Древней Руси ХІІІ века. Он был славен и как военный деятель, и как мудрый политик. Его деятельность имела непревзойденное значение для строительства Российского государства. Он навсегда остался в народной памяти. Его любили современники, им гордятся потомки. Сразу после его смерти появилась «Повесть о житии Александра Невского», описывающая жизнь и победы этого великого человека. Кончина князя была большим ударом для всех. Его причисляют к лику святых, а в 1547 году он официально канонизирован.

В чем же заслуги Александра Невского? Этот благоверный князь, как и все люди, не был идеальным. Были у него свои достоинства и недостатки. Но в веках остались сведения о нем, как о мудром правителе, доблестном военачальнике, милосердном и добродетельном человеке.

ХІІІ век – в истории нашего народа время, когда не было централизованной власти, князья-феодалы правили своими вотчинами и вели междоусобные войны. Все это сделало Русскую землю беспомощной перед надвигавшейся опасностью в лице татаро-монгол. В это трудное для Руси время в 1231 году Великим князем Новгорода становится Александр. Но реальной властью обладал его отец, Ярослав Всеволодович, Александр же принимал участие в военных походах вместе с отцом.

В 1236 году, когда отец занимает киевский престол, Александр становится полноправным правителем Новгорода. Было ему тогда 16 лет. Уже в 1237-1238 годах орды Батыя разрушили многие русские города: Владимир, Рязань, Суздаль. Особого труда установить свою власть над разрозненными русскими княжествами татаро-монголам не составило. При этом Новгород уцелел, а главную угрозу для него представляли литовские и немецкие рыцари, нападавшие с запада, и шведы – с севера. Уже в двадцатилетнем возрасте Александр возглавил войско в битве со шведами на Неве, состоявшейся 15 июля 1240 г.

Перед битвой князь долго молился в церкви Святой Софии, потом получил благословение и сказал воинам такие слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» Так за правду, за Русь, за Бога вышел молодой князь на битву и одержал победу, ставшую первой в долгой череде побед великого полководца. С того времени князь Александр стал называться Невским. Как полководец он считался по праву великим, так как не проиграл ни единого сражения.

Но не только за военные заслуги он был любим в народе. Его отвага и военная гениальность сочетались с благородством: ни разу Александр не поднял меча на своих русских собратьев и не участвовал в княжеских разборках. Может, это и обеспечило ему народное почитание и славу в веках. Он умел сказать такое пламенное слово своему народу, которое объединяло, вселяло веру и поднимало дух.

Этот воин-молитвенник проявил себя как дальновидный и мудрый государственный деятель. Он защищал интересы не только Новгородского княжества, но и всех северо-восточных земель. Его стараниями Русь и ее самобытность сохранились до наших дней. Ведь именно Александр так выстраивал свою внутреннюю и внешнюю политику, чтобы уберечь русские земли от разрушения. Для этого он не раз выступал послом к хану Батыю от всех русских князей. Он заключал соответствующие мирные договоры как с татаро-монголами, так и с норвегами. Его ясный ум, точные просчеты, желание созидать оказались крайне важны для будущего объединения русских земель вокруг Московского княжества.

Походы князя в финскую землю и поездки в Сарай были полезны не только для укрепления внешнего авторитета Руси. Светлое слово Евангелия было донесено до самого Поморья, а в столице Золотой Орды была учреждена епархия Русской православной Церкви. Таким образом князь был еще и проповедником, который способствовал распространению на земле Слова Божия. Христианизацию язычников Востока теперь считают исторической миссией Руси.

Из своей последней поездки князь Александр уже не вернулся. Его смерть сравнивали с заходом солнца для всей русской земли. Умер он 14 ноября 1263 года, а похоронен 23 ноября во Владимирском Рождественском монастыре. Учитывая заслуги князя перед отечеством, царь Петр І в 1724 году приказал перенести его мощи в Санкт-Петербург, где они и хранятся в Александро-Невском монастыре.

После смерти великого князя Александра Невского он был причислен к лику святых. Но слава о нем, его ратных подвигах и благих делах осталась в народе навечно.

/ Почему князь Александр назван Невским?

Почему князь Александр назван Невским? /

У Ярослава, который княжил в Великом Новгороде, было два сына - Александр и Федор. Князь Ярослав не всегда ладил с вольными и независимыми новгородцами, и несколько раз ему приходилось спасаться от них бегством вместе с сыновьями.

Но вот в 1236 году он уехал в Киев, а князем в Великом Новгороде оставил своего старшего сына Александра. Юноше тогда было всего 16 лет. Молодой князь был высок ростом, красив собой, а голос его, по выражению современников, «гремел перед народом как труба».

Это был смелый и решительный человек, и перед ним стояла непростая задача. Русь со всех сторон обступали враги.

С востока наступали монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, с севера-запада русской земле угрожали немцы и шведы. Надо было укрепить Русь и добиться для нее такого положения, чтобы соседи уважали ее или хотя бы опасались идти войнами.

В 1240 году немцы захватили Псков, и в том же году шведы пошли на Новгород. В Швеции вместо больного короля управлял его зять Биргер. Он и командовал войском, которое выступило против русских. Биргер прислал в Новгород к князю Александру объявление войны, которое звучало надменно и грозно:
«Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю землю твою».

Князь Александр помолился у Святой Софии и выступил с новгородской ратью к устью Волхова. По пути к нему присоединились и другие отряды и отдельные воины.

Шведы в это время вошли в Неву и бросили якорь у Ижоры. Они хотели передохнуть здесь, потом переплыть озеро и по Ладоге пройти в В олхов, а там уж и до Великого Новгорода недалеко. Но князь Александр не стал их дожидаться. Он со своим войском пошел вперед и вошел в Неву, когда шведы его здесь совсем не ждали.

Это произошло в воскресенье 15 июля 1240 года. Часов в 11 утра новгородцы внезапно появились перед шведским лагерем, бросились на неприятелей и стали их рубить топорами и мечами прежде, чем те успели взяться за оружие.

Многие русские богатыри проявили здесь свою удаль. Новгородец Савва бросился к шатру Биргера, который сверкал посреди лагеря своим золотым верхом, и подрубил его. Шатер свалился, и это при­дало еще больше отваги новгородцам. Сам князь Александр нагнал Биргера и ударил его острым копьем по лицу. «Возложил ему печать на лицо», - говорит летописец.

Шведы наскоро схоронили убитых, сами быстро погрузились на свои суда и в ночь, не дожидаясь рассвета, уплыли по Неве к себе домой.

За эту славную победу князь Александр стал называться Невским.
Дата: 18.06.2014 07:27:00 Посетителей: 1733

Почему Александр Невский назван Невским?

В 1239 году в Новгороде стал княжити молодой (19 лет) Александр Ярославич. Узнав об этом, шведы из областей, соседних с Новгородским княжеством, решили проверить, сколь на деле силен новый князь. Заметим, что делали они такие проверки не раз - нравы тех времен были такими.

В 1240 году шведы высадились в устье реки Ижоры, при ее впадении в Неву, стали лагерем и начали методично грабить ижорскую землю. Старейшина ижорцев слал гонца за гонцом в Новгород с мольбой о помощи, и законно вопрошал, за что ж это он дань платит, ежели молодой и удалой князь-батюшка не в силах его защитить.

Наконец новгородцы выступили на помощь ижорцам. Шли, как водиться в таких случаях, двумя группами - конная дружина во главе с князем передвигалась берегом, а ополчение частью шло следом, частью плыло в ладьях.

Конники прибыли на место ранее пеших ополченцев. Вид безмятежного шведского стана, где в полевых кухнях варилась еда, разжег воинственные настроения у дружинников, которые ринулись на врагов тотчас, не дожидаясь подхода основных сил. И дело тут не в праведном гневе: просто по понятиям того времени бОльшая часть добычи (а то и вся) в походе доставалась тем, кто непосредственно ее захватил - кто смел, тот и съел.

Однако безмятежность и беззащитность шведского лагеря оказалась обманчивой, шведы легко отбили нападение. И вот тут, узнав от пленных русичей, что на них напала только передовая часть новгородского войска, и что на подходе ополчение, шведы решили благоразумно ретироваться. Дело шло к ночи, по ночам тогда не воевали, поэтому шведы быстро предав земле убитых, собрали трофеи и бесшумно отплыли вниз по течению еще затемно. Русский летописец так и записал: «свеи, ископавше яму и ратников похоронише в ту же нощь отъидоша».

То есть, легенда о разгроме Александром шведов на Неве не нашла прежде всего летописного подтверждения. Летописец так же дает понять, что во время Невской битвы новгородцами не было взято в плен ни одного шведа. Хотя если пленных брали - об этом в летописи никогда не забывали указать. Не радует летописец и такой непременной информацией, как трофеи. Их у князя Александра просто не было, все шведские галеры (шнеки) до единой отбыли на родину со всем добром - своим и награбленным у ижорцев.


Таким образом, князя Александра Ярославича все знают по прозвищу Невский, но это прозвище связано не с местом, где князь одержал победу, а с местом, где он фактически потерпел поражение, бесславно упустив хитрого врага. И теперь благодаря шоуменам российского ТВ имя «Невский» на долгие годы будет «Именем России».


О роли Александра Невского в русской истории хорошо знает кандидат исторических наук, заведующим кафедрой музееведения и археологии Псковского государственного педагогического университета Владимир Аракчеев . Предоставим слово российскому ученому.

А дальше дело было так... Невский перед смертью, как и полагалось тогда князю, принял монашеский сан. Спустя сто с лишним лет, в 1381 году, его мощи были что называется обретены: то есть по некоторым признакам современники вдруг решили, что Александр Невский умер как святой. Святому полагалось прозвище. В те времена берега Невы были уже утрачены для русских, они находились на шведской территории, и прозвище «Невский» ни о чем тогда русскому человеку не говорило. Поэтому в его «Житии» князь был впервые упомянут как Невский - по месту сражения вековой давности. В то время Руси, пытающейся освободиться от татаро-монгольского ига, очень нужны были не святые мученики за веру, а святые воины-герои.

Примечательно, что официально Невский был канонизирован только еще через 150 лет - в 1549 году, при Иване Грозном, то есть когда русским в борьбе с Казанью опять понадобились примеры героизма предков.

Но истинная слава к Невскому пришла при Петре Великом, который начал завоевание невских берегов. Вот тогда и подняли на щит победителя шведов в устье Ижоры, а так же победителя ливонских псов-рыцарей в Ледовом побоище. В городе на Неве была построена Александро-Невская лавра. В нее из Владимира перенесли раку с мощами князя. С этого момента, по мере роста имперских амбиций России, распространяется и культ Александра Невского.

А потом Невский понадобился еще раз - на сей раз Сталину. И уж тут советские историки, кинематографисты и художники-баталисты постарались на славу. Князья Невский, Донской, Пожарский приобрели красивое историческое звучание, став славой русского оружия...


В общем, Владимир Аракчеев относит себя к числу тех современных, не обремененных идеологическими догмами историков, которые считают, что в 1240 году в битве со шведами в устье Невы дружина новгородского князя Александра, прозванного потом Невским, если и не потерпела поражение, то и победы не одержала, понеся серьезные потери.

Почему Ледовое побоище названо ледовым и побоищем?


А теперь попробуем разобраться во второй победе князя Александра Ярославовича.


«Старшая Ливонская рифмованная хроника» гласит, что дерптский епископ Герман решил как-то пойти в поход на Псковские земли. В кровопролитной битве он захватил Изборск, уложив на поле брани от 600 до 800 псковичей - в этом сведения «Рифмованной хроники» и «Новгородской летописи» согласуются. После чего ливонцы осадили Псков. С учетом собственных немалых потерь, на штурм не пошли, а, встав лагерем у стен города, стали выжидать. И дождались. Ворота Пскова отворились, начались переговоры о мире. Во главе города был поставлен лояльный к Ливонии боярин Твердило Иванкович, ливонцы же, оставив незначительный гарнизон, ушли к себе. «Старшая Ливонская рифмованная хроника» уточняет: «Там оставили двух братьев-рыцарей и небольшой отряд».

И вот тут - интересный исторический нюанс! Следом, собрав войска новгородцев и суздальцев, походом на Псков отправился и князь Александр Ярославович с братом Андреем. Но вовсе не на выручку псковичам, а поживиться, отбив Псков у ливонцев. Не надо забывать, что междуусобные войны в то время были постоянным делом на Руси, каждая из них заканчивалась одним и тем же - грабежом всевозможного движимого имущества.

В другой бы раз псковичи попросту взялись бы за оружие, чтобы дать отпор соседнему князю-грабителю, но Псков в 1240 году сил драться с Александром не имел, потому как был оккупирован и уже обобран ливонцами. А потому, как честно пишет «Старшая ливонская рифмованная хроника», псковичи «от всего сердца обрадовались» приходу Александра. Ливонские рыцари (оба) из Пскова бежали, Александру удалось лишь захватить некоторых их кнехтов (оруженосцев).

Спустя какое-то время воодушевленное сим боевым успехом новгородско-суздальское войско решило якобы отомстить ливонцам, дав им бой на их землях, дабы не повадно было на Русь ходити. На самом деле здесь очередной исторический нюанс. Князь Александр вынужден был «пусти полкъ всь в зажития», - пишет «Новгородская летопись». «Пустить полк весь в зажитие» - это древнерусское выражение означает не что иное, как разрешение на откровенный грабеж местного населения среди бела дня по причине того, что полку попросту жрать стало нечего. И пошли воины Александра шарить по ливонским деревням...

«Старшая ливонская рифмованная хроника» подтверждает сведения «Новгородской летописи»: «…в Дерпте узнали, что пришел князь Александр с войском в землю братьев-рыцарей, чиня грабежи и пожары». Узнав об этом, ливонский епископ послал рыцарей навстречу ворогу. Александр спешно ретировался, но войска тащили добычу, а потому рыцари их быстро настигли. И на рассвете 5 апреля 1242 года на берегу Чудского озера состоялась битва ливонцев с новгородцами или наших с русскими (если кому-то такое определение не нравится, забудьте про него - это определение сугубо «внутреннего пользования»).

Вот как описывает ход битвы «Старшая ливонская рифмованная хроника»: «…Рыцари пришли к единому мнению атаковать русских. Немцы начали с ними бой. Русские имели много стрелков, которые мужественно приняли первый натиск.... Видно было, как отряд братьев-рыцарей одолел стрелков; там был слышен звон мечей, и видно было, как рассекались шлемы… Но те, которые находились в войске братьев-рыцарей, были окружены. Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели... Часть дерптцев вышла из боя, это было их спасением, они вынужденно отступили. Там было убито двадцать братьев-рыцарей, а шесть было взято в плен. Таков был ход боя. Князь Александр был рад, что он одержал победу. Он возвратился в свои земли. Однако эта победа ему стоила многих храбрых мужей, которым больше никогда не идти в поход».

Что касается численности сражавшихся, то одни историки считают, что в Ледовом побоище войско ливонцев составляло 10-12 тысяч, а новгородское войско - 15-17 тысяч человек. По мнению других, число сражавшихся не превышало 4000 с каждой стороны. По мнению Л. Н. Гумилева, количество рыцарей было и вовсе небольшим - всего несколько десятков. Но их поддерживали пешие наемники, вооруженные копьями. Это согласуется с немецкими данными, которые говорят о том, что в битве участвовала одна орденская «гончая» хоругвь - 35 рыцарей и около 400 оруженосцев-конников. Все прочие - это не принимаемое в расчет, кое-как вооруженное местное население Ливонии - ливы и чудь. Поэтому даже примерного количества дравшихся и падших воинов мы никогда не узнаем: количество убитых из подвластных немцам чуди и ливов никто не считал. Им, по выражению «Новгородской летописи», «несть числа».


Тем не менее в подавляющем большинстве советских, да и современных российских книг по истории твердится о 400-500 павших в «Ледовом побоище»… немецких рыцарях. Этого не может быть потому, что не может быть никогда. Во всем Ливонском ордене в то время рыцарей было около сотни. Даже значительно позже, в 1450-х годах, во всей ливонской ветви Тевтонского ордена было только 195 братьев-рыцарей, из них в Риге 14, в Венденском замке 12, а в Нарве так и всего шестеро. В лучшие годы ордена число рыцарей во всей Пруссии и во всей Ливонии не превышало 2000 человек, что теоретически давало вместе с оруженосцами и другими военными слугами ордена максимально возможное войско, в котором было до 8000 всадников. Но они никогда не собирались вместе!

Но вернемся к термину «Ледовое побоище». Лед - это не более чем красивый литературный антураж. Ни новгородский летописец, ни ливонский хроникер не упомянули уходящих под проломившийся лед рыцарей. Не дураки они, одетые в тяжелые доспехи, сидящие на тяжелых и тоже облаченных в доспехи конях, на тающий лед бросаться! Безусловно, кони проламывали кромку весеннего льда у самого берега, ломая ноги, падая и сбрасывая с себя всадников, но на лед никто не выезжал. Так что не было битвы на льду, не было льда, проломившегося под тяжестью войск, не было ушедших на дно немцев, не было «ледового» побоища.

И просто «побоища» не было. Доказывается это просто. Немецкий хронист прибыл в Ливонию в конце 70-х годов XIII в. и в это время вполне мог там встретить людей в возрасте шестидесяти лет и старше, которые были непосредственными участниками Ледового побоища. Так вот, в изложении хрониста все те военные действия - обычное столкновение ливонских феодалов с русскими, вызванные чисто местной проблемой - очередным разбойным набегом русских на земли тартуского епископа в ответ на разбойный набег ливонцев на псковскую землю. Если верить русской летописи, которая могла и преувеличить потери противника, то 400-500 павших в 4000-й армии ливонцев - это малые потери, а в 10 000-й - потери ничтожные. Тем более, что пали в основном ополченцы из ливонских крестьян... Это потом, легким росчерком пера советских пролетарских историков и усилиями нашего земляка-кинорежиссера Сергея Эйзенштейна бой местного значения превратился в эпохальное «побоище», где сила русского оружия, одолевшего псов-рыцарей, была отлита в бронзу слов князя Александра: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Надо отдать должное советским историкам - они пытались археологическими методами восстановить событие старины глубокой. В 1958 году на Чудское озеро была направлена комплексная экспедиция АН СССР для определения истинного места битвы 5 апреля 1242 года. Экспедиция работала восемь лет - с 1958 по 1966 год. Были, как написано в отчете, проведены широкомасштабные исследования, сделан ряд интересных археологических открытий (а сколько диссертаций защищено!) Однако найти захоронений воинов, погибших в Ледовом побоище, равно как и само место побоища - не удалось. 0б этом чётко сказано в отчёте экспедиции. Тайна легендарной битвы осталась нераскрытой.

Позже оказалось, что доценты с кандидатами восемь лет не там искали! Уже в наши дни исследованиями Чудской битвы (так и только так ее называют сами исследователи) самостоятельно занималась группа московских энтузиастов-любителей древней истории Руси во главе с И.Е.Кольцовым. Они обнаружили остатки укреплённого форпоста, который находился в двух километрах от предполагаемого места битвы в урочище Узмень. За земляными валами форпоста (городца) находился, до боя скрытый в засаде, отряд брата Александра Невского - Андрея Ярославича. Обнаружение форпоста, а потом и расположенного неподалеку захоронения погибших воинов позволило сделать уверенный вывод о том, что битва шла именно здесь, между деревнями Таборы, Козлово и Самолва. Войска Невского с северо-западной стороны (по правую руку) были защищены тающим весенним льдом Чудского озера, а с восточной стороны (по левую руку) - укреплениями, где сидели в засаде свежие силы новгородцев и суздальцев.

Место это находится в глухомани, в стороне от проезжих дорог. Сюда можно добраться только пешком. Вероятно, поэтому многие авторы многочисленных научных работ о Ледовом побоище ни разу там не были, предпочитая творческую тишину библиотеки и рабочего кабинета.

Привет от Папы

Итак, Александр Невский, став благодаря телевизионной аудитории «Именем России», особой воинской славы не стяжал, побив лишь два десятка ливонских псов-рыцарей да покрошив подневольных, плохо вооруженных ливов и эстов, коим «несть числа». Ну так может патриотом-государственником и собирателем Руси он был знатным?

Сохранилось так называемое «второе послание» Папы Римского князю Александру Ярославовичу, датированное 15 сентября 1248 г. Из его текста следует, что Папа получил на свое «первое послание» довольно благоприятный ответ от князя - настолько благоприятный, что обращаясь к «Alexandro», римский папа величает его уже «illustri regi Nougardiae» (славным королем новгородским).

И далее пишет Папа удивительные слова: «…ты со всяким рвением испросил, чтобы тебя приобщили как члена к единой главе церкви через истинное послушание, в знак коего ты предложил воздвигнуть в граде твоем Плескове соборный храм для латинян (in Pleskowe civitate tua Latinorum Ecclesiam erigere cathedralem)». И далее Папа просит принять для ведения переговоров его посла — архиепископа Прусского.

Согласно «Житию», Александр Ярославич, якобы, на предложение «латинян», гордо ответил: «…а от вас учения не примем». Но «не житийный» Александр Ярославич был куда менее категоричен и куда более дипломатичен. Конечно, с трудом вериться, что князь Александр обещал Папе построить католический кафедральный собор в Пскове, возможно, речь шла о католической церкви для приезжих заморских купцов. Но одно ясно: при жизни будущий русский православный святой не гнушался вступать в контакты с враждебным Руси католическим духовенством и даже «со рвением испрашивать приобщения к единой главе церкви», если видел в том какой-то сиюминутный интерес. Так же, как и в своих сношениях с Ордой - но это уже отдельная история...

Почему князь Александр Ярославич стал «Невским», а не «Чудским»?

Среди тех, кто защищал Русскую землю от врагов в XIII столетии, наибольшую славу у потомков завоевал князь Александр Ярославич, прозванный «Невским». Точная дата его рождения неизвестна, но считается, что он родился 30 мая 1220 года. Александр стал вторым сыном в семье удельного переславль-залесского князя Ярослава Всеволодовича и Ростиславы, дочери князя Мстислава Мстиславовича Удалого.

По обычаю того времени младенец был назван в честь святого, память которого по церковному календарю-месяцеслову праздновалась в один из дней, близких ко дню рождения. Его «небесным покровителем» стал святой мученик Александр, подвиги которого церковь вспоминала 9 июня.

Родство по линии матери высоко чтилось в Древней Руси. Дед Александра Мстислав Удалой оставил яркий след в военной истории своего времени. Знаменитым воином был и прадед Александра Мстислав Храбрый. Несомненно, образы этих смелых предков служили юному Александру примером для подражания.

О детских годах Александра мы не знаем почти ничего. Очевидно, что в детстве Александр редко видел отца: Ярослав постоянно находился в военных походах. Но уже в 8 лет Александр сопровождал отца, когда тот в 1228 году пытался организовать поход новгородцев и псковичей на Ригу. Не получив поддержки, князь покинул Новгород, оставив там в знак своего «присутствия» старших сыновей - 10-летнего Федора и Александра. Естественно, что с княжичами остались надежные бояре и сотни две-три дружинников. Некоторые историки считают, что вместе с детьми какое-то время жила и княгиня Ростислава, которая благодаря предкам пользовалась особым почетом у новгородцев.

Оставляя малолетних сыновей в Новгороде, Ярослав Всеволодович хотел, чтобы они постепенно привыкали к сложной роли приглашенных князей и учились достойно отстаивать интересы отца, так как он надеялся получить великое княжение Владимирское.

Великим князем Владимирским Ярослав стал в 1236 г., когда на Русь напали полчища Золотой орды. Ему пришлось править разоренной и опустошенной землей. Александр в это время княжил в Новгороде, до которого завоеватели не дошли.

Вскоре Русь вошла на правах улуса в Золотую орду, а русские князья стали ездить в ставку к хану, чтобы получить ярлык на княжение. Отныне князья должны были отвечать перед ханом за все, что происходит в их владениях. По отношению к своим подданным и к соседним землям князья выступали как доверенные лица хана, его наместники в «русском улусе».

В этот период Русь постоянно подвергалась набегам и с северо-запада, проводимым по благословению Ватикана. Летом 1240 г. в ходе очередного похода шведские корабли вошли в Неву. Возможно, шведы неожиданным ударом надеялись овладеть крепостью Ладогой, располагавшейся близ устья Волхова. Узнав о приближении неприятеля, Александр с небольшим конным отрядом выступил навстречу шведам. Вероятно, что одновременно водным путем (по Волхову и далее через Ладогу в Неву) отправился отряд новгородского ополчения.

Шведы, не подозревая о стремительном приближении Александра, стали лагерем близ устья речки Ижоры - неподалеку от восточной окраины современного города Санкт-Петербурга. Здесь и напал на них молодой князь со своей дружиной.

Описание боя, которое приводится в «Житии Александра Невского», явно во многом вымышленное. Оно писалось через много лет после схватки со шведами и ставило целью прославление князя Александра, а не отражение реального хода событий. «И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным», - так описывает «житие» начало похода шведов. Вероятно, по масштабу и последствиям все было значительно скромнее. Обычная пограничная стычка, какие проходили почти ежегодно. Кстати, в летописях той поры ей и уделено всего несколько общих строк, а русские потери названы в 20 человек. В скандинавских хрониках она не упоминается вовсе, хотя по «житию» в ней погибло большое количество знатных шведов, а их предводитель был ранен в лицо копьем Александра. Кстати, позднее у Александра с ярлом Биргером, которого он якобы ранил в лицо, были хорошие отношения.

Считается, что именно после этого события Александра и нарекли «Невским». Это крайне сомнительно, так как о бое, произошедшем на окраине русских земель, простой народ практически ничего не знал, ведь участвовала в нем только небольшая княжеская дружина. А результаты того боя с военной точки зрения были незначительными (даже о пленных нет упоминаний) и никак не влияли на жизнь северо-западного региона Руси. В летописях того периода князя Александра «Невским» не называют. Впервые эта почетная приставка к имени князя появляется в «житии», написанном после канонизации Александра.

Святой князь Александр Невский. Икона

Казалось бы, логичнее было назвать князя Александра «Чудским» в честь победы, сыгравшей неизмеримо большую роль в истории, чем малоизвестный бой на берегу Невы. О Чудской битве на Руси хорошо знали, в ней участвовала не только дружина князя Александра, но и полки, пришедшие из Суздаля, а также ополчения, набранные в Великом Новгороде и Пскове. Да и её результаты можно было зримо увидеть - были взяты в плен знатные рыцари и захвачены многочисленные трофеи. А после битвы было подписано соглашение с Орденом, на многие годы определившее взаимоотношения с ним Руси. Возможно, причина, по которой приставку «Чудский» церковь не стала использовать, именно в том, что об этой битве и её участниках как раз на Руси хорошо знали.

В «житии» есть фраза, содержащая возможный ключ к разгадке: «Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною». Любопытно, что в тексте «Старшей ливонской рифмованной хроники» подробно изложены действия князя Александра (его называют просто «новгородским князем» без указания имени) до легендарной битвы, которые практически совпадают со сведениями из русских источников. Но главной силой, обеспечившей победу противника в неудачном для Ордена Чудском сражении, «хроника» называет рать, которую привел княживший в Суздале Александр (хроникер явно перепутал имена, рать привел Андрей). «Они имели бесчисленное количество луков, очень много красивейших доспехов. Их знамена были богаты, их шлемы излучали свет». И далее: «Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели». И одолели-то за счет суздальской рати в доспехах, а не новгородской, большинство в которой составляло ополчение. «Хроника» свидетельствует, что пешую рать рыцари смогли преодолеть, но с конной дружиной в кованых доспехах уже не совладали. Это отнюдь не умаляет заслуг Александра, руководившего объединенным русским войском, но решающую роль в сражении сыграли все-таки дружинники Андрея.

В. Назарук. Ледовое побоище

Немаловажно, что впоследствии Александр принял сторону Золотой орды и даже побратался с сыном Батыя. В то время, когда Александр был в Орде, откуда потом вернулся «с честью великою, давше ему стареишиньство во всей братьи его», Андрей, отказавшийся ехать к Батыю, воевал с опустошавшим Русь Неврюем, а затем вынужден был бежать к шведам. «Житие» же создавалось монахами, близкими к митрополиту Кириллу, основателю православной епархии в Сарае, столице Орды. Естественно, что давать святому князю почетную приставку по битве, в которой явно не его воины внесли главную лепту в победу, они не стали. Малоизвестная же Невская битва для этого вполне подошла, вот и стал Александр «Невским». Судя по всему, готовя канонизацию князю, церковь хотела дать Руси небесного заступника именно на северо-западном направлении (общерусским святым он стал только в 1547 г.), а для этого приставка «Невский» хорошо подходила. Но, возможно, приставка «Невский» появилась даже чуть позднее, так как в вариантах первых редакций «жития» («Повести о житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра», «Слово о велицем князе Александре Ярославиче») она не упоминается.

Кстати, в народной традиции князья получали приставки к имени только по личным качествам (удалой, храбрый, смелый, окаянный) или по месту княжения, даже временному для приглашенного князя (Довмонт Псковский). Единственный широко известный прецедент - Дмитрий Донской, но и этот князь свою почетную приставку получил не от народа и уже после смерти. То, что князья получали почетные приставки к имени уже после смерти, отнюдь не редкость. Так, князь Ярослав стал «Мудрым» только на рубеже XVIII-XIX веков благодаря Карамзину, хотя мы его теперь без этой приставки и не упоминаем.

Князь Александр Ярославович был крупнейшим политиком и военачальником своего времени. В историческую память нашего народа он вошел как Александр Невский, а имя его уже давно стало символом боевой доблести. Широкое почитание Александра Невского возродил Петр I, более 20 лет воевавший со Швецией. Он посвятил Александру Невскому главный монастырь в новой столице России, а в 1724 году перенес туда его святые мощи. В XIX веке три русских императора носили имя Александр и считали Невского своим небесным покровителем.

В 1725 году был учрежден задуманный еще Петром I орден святого Александра Невского. Он стал одним из высших орденов России, которым награждались многие известные военачальники и государственные деятели. Этот орден просуществовал до 1917 года. Во время Великой Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского для награждения офицеров и генералов Красной Армии за личную отвагу и мужество. Этот орден сохранен в наградной системе современной России, но награждение им предусмотрено только во время войны с внешним врагом

Владимир Рогоза

После одной из своих статей на тему истории XIII века, посвященной развенчанию мифа об Александре Невском, как национальном герое России, я получил от одного из постоянных читателей моего блога ein_arzt закономерный вопрос: "Почему же вопреки очевидным фактам из Александра делают героя и национальную святыню?".
Такой вопрос, кстати, мне постоянно приходится слышать от своих учеников.
Я обещал посвятить этой теме отдельный пост, и вот теперь, наконец, выполняю свое обещание.

Итак, почему все-таки Александр Невский - святой, к тому же весьма почитаемый на Русской земле, и почему его весьма спорная с точки зрения патриотизма историческая фигура настолько героизировалась?

Часто приходится слышать точку зрения, согласно которой признание великого князя Александра Ярославича святым было обусловлено христианским смирением, с которым он принял ордынскую власть, следуя апостольскому: "Противящийся власти противится Божию установлению" (Рим 13:2).


Однако, по справедливому замечанию моего учителя И. Н. Данилевского , "ожесточенное сопротивление одним завоевателям при раболепном подчинении другим - вряд ли результат признания божественности всякой власти". Если бы это было так, пришлось бы признать, что западные "братья во Христе", в отличие от ордынцев, действовали вне Божией воли, либо Ему об их деятельности было ничего не известно. Однако и то и другое предположение, с точки зрения христианского сознания, просто кощунственны.

Вообще любое выполнение властных функций с христианским смирением вряд ли совместимо, на то оно и правление, т. е. насилие (недаром слово "правый" родственно древнеиндийскому prabhus - "выдающийся по силе" и англосаксонскому fram - "сильный"). Мне, например, известны только два смиренных древнерусских князя: Борис и Глеб Владимировичи. Но для того, чтобы проявить это качество и стать благодаря ему святыми, им пришлось добровольно отказаться от власти и принять мученическую смерть. А ведь Александр Ярославич ни того ни другого делать не пытался. Да и почитнание его такими личностями как Иван Грозный, Петр Великий и И. В. Сталин, говорит о многом, но только не о смирении, присущем якобы этому святому.

К тому же, необходимо отметить, что святость Александра Невского не оправдывает все его поступки. Одно дело - не сопротивляться грабежу Орды и совсем другое - быть его активным соучастником. Причисление же к лику святых лишь искупает совершенные князем грехи. Во всяком случае, надеюсь, что святость равноапостольного князя Вдадимира не мешает осуждать растление несовершеннолетних, чем, как известно, грешил этот князь до принятия христианства?

Так что "смирение" Александра Невского в качестве причины его канонизации явно не при чем.

Так почему же Александр Невский был все же причислен к лику святых?

Чтобы ответить на этот вопрос, придется хотя бы кратко рассмотреть, что происходило в христианском мире в те времена, которые выпали на долю этого древнерусского князя.

В 1204 году под ударами крестоносцев пал Константинополь, что в итоге не только заставило императора Михаила VIII искать помощи на Западе, но и привело в конце концов к полной религиозной капитуляции Константинопольской патриархии перед папой Римским (Лионская уния 1274 г.).
Недаром, завершая свое горестное повествование о завоевании Царьграда "фрягами" в 1204 г., древнерусский книжник - очевидец этого события - заключает: "И тако погыбе царство богохранимого Констянтиняграда и земля Грьчьская въ сваде цесаревъ, еюже обладають Фрязи" .



С другой стороны, Даниил Романович Галицкий , героически сопротивляющийся монголам, вынужден был периодически искать убежища у своих католических соседей, в Венгрии, и даже принял от папы Римского королевскую корону, что произошло в 1254 г.
На этом фоне резко выделяется поведение Александра Ярославича .
Он не только не обращается за помощью к могущественным католическим правителям и иерархам, но и в довольно резкой форме отказывается от какого-либо сотрудничества с "латынянами" , когда те его предлагают:

"Некогда же приидоша къ нему послы от папы из великого Рима, ркуще: "Папа нашь тако глаголет: Слышахом тя князя честна и дивна, и земля твоя велика. Сего ради прислахом к тобе от двоюнадесятъ кординалу два хытреша - Агалдада и Гемонта, да послушаеши учения ихъ о законе Божии".
Князь же Александръ, здумавъ с мудреци своими, въсписа к нему и рече: "...от вас учения не приемлем". Они же възвратишася въсвояси".

Получается, что в условиях страшных испытаний, обрушившихся на православные земли в XIII веке, воспринимавшихся современниками как предвестники грядущего Апокалипсиса, великий Владимирский князь Александр Ярославич оказался едва ли не единственным из светских правителей, кто не усомнился в своей духовной правоте, не поколебился в своей вере и не отступился от своего - православного Бога. Отказавшись от совместных с католиками действий против Орды, он стал последним в то время властным оплотом православия, последним защитником православного мира (а ордынские ханы, следуя заветам Чингисхана, не преследовали православие на Руси и не пытались обратить покоренный ими народ в свою веру, сначала языческую, а с второй четверти XIV века мусульманскую. Более того, ордынцы отличались значительной веротерпимостью и не препятствовали распространению христианства, в том числе православия даже на территории Орды; так в столице Орды Сарае было несколько православных церквей, мирно соседствовавших с мечетями, возглавляемых православным епископом).

Могла ли такого правителя православная церковь не признать святым? И очевидно, именно по вышеуказанным причинам Александр Невский канонизирован вовсе не как "праведник" (праведности в его политике, о чем недвусмысленно говорят русские летописи, не было ни на грош), но как "благоверный" князь.

Надеюсь я смог ответить на вопрос: почему Александр Невский почитается в качестве святого .
Теперь предлагаю перейти к рассмотрению причин героизации этого князя как военного заступника за Русскую землю.

Вплоть до конца XVII века образ Александра Невского соответствовал изначальному - "святой благоверный князь" .
Этот образ начинает трансформироваться в самом начале XVIII века, когда Петр I начал войну с Швецией за выход для России к столь необходимому для развития внешнеэкономических связей с Западной Европой побережью Финского залива Балтийского моря. Для обоснования претензий на земли, принадлежавшие в это время Швеции, царю Петру Алексеевичу было необходимо найти доказатество того, что они являются исконной территорией Российского государства . Причем, чем дальше в истории найдется такое доказательство, тем будут более обоснованными эти претензии.
Ливонская война Ивана Грозного здесь не очень подходила хотя бы потому, что была не так уж давно, с точки зрения начала XVIII века, да и к тому же, они в итоге была проиграна. Нужен был другой - более древний и победный пример.
Вот тут то и всплыл образ "благоверного" князя Александра Невского, который, во-первых, победил ни кого-нибудь, а именно врагов Петра шведов в Невской битве, а во-вторых, уже являлся святым.

Петр I предпринимает массу действий, которые мы сейчас назвали бы пропагандистскими, для возвеличивания Александра Невского.

В 1724 году, по распоряжению первого российского императора и при его непосредственном участии, останки святого князя были торжественно перенесены из Владимира-на-Клязьме в новую столицу России - Санкт-Петербург.
Петр I устанавливает день празднования памяти Александра (кстати, 30 августа, т. е. в день заключения Ништадтского мира со Швецией).

В дальнейшем образ Александра как защитника Русской земли был закреплен в массовом сознании целым рядом официальных мероприятий.

Так, в 1725 году Екатерина I учредила высший военный орден его имени .


Императрица Елизавета в 1753 году соорудила для мощей Александра серебряную раку:

Тогда же был учрежден ежегодный крестный ход из петербургского Казанского собора в Александро-Невскую лавру (один из четырех крупнейших монастырей в России). Кстати этот крестный ход проходил по Невскому проспекту, который называется так вовсе не по реке Неве, как многие до сих пор думают.


Традиция почитания Александра Невского сохранилась и в советский период.

Накануне войны, в 1938 году С. М. Эйзенштейн снял апологетический фильм "Александр Невский" . Сценарий этого фильма получил резко отрицательную оценку историков. Фильм был запрещен к показу, но причиной этого стали не расхождения с исторической правдой, а внешнеполитические соображения, в частности нежелание портить отношения с Германией, с которой намечалось заключение военно-политического союза.

Фильм С. М. Эйзенштейна вышел на экраны в 1941 году , поскольку полностью изменилась внешнеполитическая ситуация, и образ "великого полководца" Александа Невского, под развеселую музыку горомящего немецких захватчиков на льду Чудского озера, снова стал более чем актуальным.


После официального выхода фильма на экраны страны его создатели были удостоены Сталинской премии. С этого момента начался новый взлет популярности древнерусского князя.

29 июля 1942 года был учрежден советский военный орден Александра Невского , на котором изображен не кто иной как актер Николай Черкасов, сыгравший в фильме С. Эйзенштейна роль князя:


В годы Великой Отечественной войны на денежные пожертвования, сделанные верующими, была построена авиционная эскадрилья имени Александра Невского.
А в послевоенное время князю Александру было поставлено несколько памятников, в том числе и во Владимире - столице великого княжения благодаря Неврюевой рати 1252 года .

Впрочем, установка памятников этому князю продолжается и в нвнешние времена:



При этом военные заслуги Александра (победы в 1240 году на Неве над десантом шведских рыцарей и в 1242 году на льду Чудского озера над немецкими рыцарями) всячески преувеличивались, а его тесное сотрудничество с монгольскими завоевателями (подавление антимонгольских восстаний в русских городах, сдача Пскова и Новгорода монголам, использование монгольских отрядов в борьбе за личную власть) замалчивались.

Именно в таком обличье Александр Невский и сохраняется сегодня в качестве культовой фигуры в массовом сознании.

Если же вы снова спросите: "Почему?" , то ответ будет простым: с точки зрения современной официальной российской идеологии (кто-то еще верит в то, что согласно Конституции РФ, никакая идеология не может являться обязательной?) образ Александра Невского как национального героя - это "духовная скрепа" (честно говоря, меня просто бесит от этого неуклюжего неологизма). Но подбор "духовных скреп" осуществляю не я, и не я пишу учебники истории для школы и вузов, в которых как и прежде предатель русских национальных интересов превозносится как "защитник Земли Русской".

Думаю, что я теперь ответил на все вопросы по поводу личности Александра Невского. Если же у вас, мои уважаемые читатели, возникнут какие-нибудь еще вопросы, то я постараюсь на них, по мере своих возможностей, ответить.

Сергей Воробьев.
Благодарю за внимание.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII - XIV вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 221.
2. Осипова К. А. Восстановленная Византийская империя: Внутренняя и внешняя политика первых Палеологов // История Византии: В 3 т. М., 1967. Т. 3. С. 83.
3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. // ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 49.
4. Повести о житии и храбрости благоверного и великаго князя Александра // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 436.
5. См., например: Тихомиров М. Н. Издевка над историей // Историк-марксист. 1938. №3. С. 92.