Сбытовая система книжного рынка россии. «Ходасевич», книжный магазин

Что общего между черепашками-ниндзя, Суперменом, Бэтменом и «ходячими мертвецами»? Все эти герои сошли со страниц известных комиксов на большой экран и зажили своей жизнью. Магазин стремится популяризировать истории в рисунках, сочетающие в себе черты литературы и изобразительного искусства.

Большой Палашевский пер., д. 9, Климентовский пер., д. 6, просп. Андропова, д. 22

Русская деревня

Цена и ценность книг - понятия относительные. Неприметный экземпляр, выпущенный в этом году, может стать раритетным романом через сотню лет. Библиофилы знают массу таких историй, прекрасно разбираются в издательских тонкостях и постоянно пополняют свои фонды. Магазин предоставляет букинистам возможность найти нужные экземпляры на его полках.

ул. Рождественка, д. 12

Галерея книги «Нина»

Гуманитарное книгоиздание представлено в «Нине» большим выбором книжной продукции. Галерея книги ведет активную работу по распространению литературы. Она занимается торговлей авторскими произведениями оптом и в розницу, принимает участие в выставках и проводит семинары, помогает в комплектации библиотечных фондов страны.

ул. Волхонка, д. 18/2

Книжная лавка «У кентавра» 0+

Богатейшее собрание гуманитарной литературы научного характера. Основное назначение книжной лавки - удовлетворение информационно-образовательных потребностей студентов РГГУ. Книги из магазинного фонда будут интересны любому гражданину страны, интересующемуся ее историей, культурой и путями развития.

пл. Миусская, д. 6, корп. 6

Книжный магазин «Русское Зарубежье»

Всю информацию, которую вы хотите узнать о русских людях за рубежом, вы найдете в этом магазине. Труды современных исследователей и издания эмигрантских авторов, литература по профильной тематике. Имеются отделы сопутствующих товаров. Регулярно проходят презентации новых книг и встречи с популярными писателями.

Ул. Нижняя Радищевская, д. 2

Магазин «Республика» на Тверской
Место, где есть всё - музыка, книги и возможности для общения

Создатели «Республики», похоже, черпали вдохновение в лондонских книжных магазинах. Посетителям предоставляется возможность посетить кафе при заведении, выбрать книгу из последних мировых новинок или воспользоваться буккроссерской полкой. В сети из десяти аналогичных магазинов по городу, этот - самый популярный.

1-я Тверская-Ямская ул., д. 10

Дом книги «Молодая Гвардия»

Ассортимент литературы, ценовая политика, обслуживание покупателей - по этим категориям магазин занимает первые места в Москве. Он открыт, от одноименного издательства страны, в 1974 году и до сих пор держит высокую планку на книжном рынке города. В его фонде - более 80 000 экземпляров произведений различного рода.

ул. Б. Полянка, д. 28

Книжный магазин «Библио-Глобус»

200 000 наименований книг, коллекционные вещи, букинистическая и антикварная литература. Электронная система навигации поможет покупателю не потерять ориентир в этом многообразии товара. Изюминка «Библио-Глобуса» - литературный салон на первом этаже. На тематические дискуссии, которые там проходят, съезжаются интеллектуалы со всего города.

ул. Мясницкая, д. 6/3, стр.1

Книжный магазин «Primus Versus»

Лучшие литературные произведения западной и русской христианской культуры. В магазине создано пространство для встреч и общения (особое внимание уделяется экуменической тематике). Преобладают произведения авторов, направленные на поддержание духовных, исторических и богословских традиций католической церкви. Кроме этого, собрано много мемуаров, детской литературы и альбомов по искусству.

ул. Покровка, д. 27, стр.1

Книжный магазин «Сретение»

Магазин православной литературы представляет продукцию Сретенского монастыря и практически всех церковных издательств из России и ближайшего зарубежья. В ассортименте - светские книги на историческую, культурную и церковную тематику, аудио- и видеопродукция.

ул. Большая Лубянка, д. 17

Книжный магазин «Фаланстер» 0+

Умный магазин для людей, наделенных интеллектом, – так называют библиофилы этот магазин. Здесь книги по разделам, а не по алфавиту, здесь персонал состоит из историков, антропологов и литераторов, здесь возможно печатать свои произведения без присвоения им книжного ISBN, а от огромного количества изданий разбегаются глаза.

Малый Гнездниковский пер., д. 12/27

Книжный магазин «Циолковский»

Актуальные научные теории и популярные отрасли естествознания отражены в названиях разделов этого магазина семейной книги. Редкие репринтные книги и классика детского чтения, экземпляры из букинистического отдела и современная художественная проза. Сюда приводят за руку детей и внуков, пробуждая у них интерес к познанию мира.

Пятницкий пер., д. 8, стр. 1

Книжный магазин «Гиперион» 0+

Формат этого магазина отличен от классического. В «Гиперионе» органично совмещены книжные стеллажи, чайный бар и сцена для выступлений приглашенных литераторов. В самые интересные вечера зал вмещает до ста человек. Есть отдел подарков и все для развития художественного творчества.

Хохловский пер., д. 7-9, стр. 3 24 сентября 2008 в 11:08

Книжные сети Рунета: взгляд пользователя

  • Социальные сети и сообщества

Поводом к написанию этой статьи было появление еще одного сервиса среди книжных социальных сетей, и желание привести в порядок мысли на эту тему. Вообще, социалок в Рунете уже довольно много, но они не перестают появляться и находить своих пользователей. Я пробовал многие, но не во всех проявлял активность, и лишь в некоторых остался до сих пор.

Мои пристрастия к книгам и всему-что-вокруг-них, заставляют меня пробовать и пользоваться сервисами, связанными непосредственно с книгами. Поэтому, я зарегистрирован во всех (известных мне на сегодняшний момент) российских книжных социальных сетях.

Так уж получилось, что я общаюсь со всеми создателями подобных сервисов (почти со всеми дружу онлайн). Не скажу, что как-то сильно участвовал в работе и развитии того или иного проекта, но со мной пару раз советовались. А я пытаюсь найти для себя самый лучший сервис. Но, пожалуй, расскажу все по порядку…

C чего все началось

В 2006 году я познакомился с Reader 2 (сам проект появился в 2005 году – выходит, что самый старый), позволяющий создавать онлайн-списки прочитанных книг и искать что-нибудь новенькое для чтения. Я там зарегистрирован и даже выложил список из 43 книг, написал несколько рецензий. Однако что-то у нас не сложилось, и я перестал пользоваться этим сервисом. Самое полезное в этом сервисе – возможность экспорта списка прочитанных книг. К сожалению, только в текстовом формате, но уже что-то.

В июне 2008 года я познакомился с БукРивер - сервисом, который сочетает в себе идеи буккроссинга и простого обмена ненужными книгами. Я не меняюсь книгами, не выкидываю их. Не скажу, что жадный, но книжки читать друзьям даю редко. И поэтому мое пользование сайтом дальше регистрации не пошло. (Наверное, по той же причине не участвую в движении буккроссеров. )

В роли догоняющих?

В сентябре 2007 года я взял интервью у ребят из сети Книги в руки . Константин Федоров (автор проекта) говорил о скором запуске, но запустились только летом этого года, и пока только в закрытой версии, поскольку тестирование и отладка продолжается. Изюминкой проекта должна стать Открытая книга, которую будут писать совместно все желающие пользователи. Насколько это «выстрелит» – покажет время. Уникальными фишками создатели так же называют Группы, где можно общаться по интересам, и Подборки, где можно составлять добавлять себе различные тематические ленты.

Довольно долго ожидая запуска, и много общаясь с одним из разработчиков Книги в руки (с Костей), я получил право первым побаловаться с сервисом. Я сразу понял, что мне не хватает возможности импорта моих книг с других сервисов. Ребята пошли на встречу и добавили часть книг за меня. За что им - большое спасибо. Но все-таки было бы здорово загружать книги списком или попытаться их «стянуть» с помощью RSS с другого сервиса, например, с того же LiveLib, где список книг можно вывести для печати. И даже не важны теги, оценки или рецензии с комментариями – главное просто список прочитанного; ведь так лениво добавлять книги ручками.

В декабре прошлого года была запущена Моя библиотека , старт этого проекта тоже довольно долго откладывался Анатолием Лариным . Все то же самое: книги, читатели, писатели, рейтинги; но здесь уже появляются новости и различные интересные факты из мира литературы, которые тянутся из различных источников, - существенный плюс для активных пользователей. Фишкой системы должна стать рекомендательная система, основанная на принципе коллаборативной фильтрации (однако мне рекомендуют книги, которые не совсем в моем вкусе, но, кажется, для лучшего совпадения интересов нужно отметить и оценить побольше книг).
Мою библиотеку отличает от других очень удобный интерфейс добавления книг и отсутствие, к огромному сожалению, возможности сортировки книг – все книги выводятся списком по алфавиту. Насколько я могу судить, эта книжная сеть стоит на втором месте после LiveLib по количеству пользователей и посещаемости. (Я не беру в расчет ИМХО.нет поскольку он не чисто книжный сервис).

И вот в сентябре текущего года я узнал про еще одну книжную сеть – Bookmix . Познакомившись , я понял, что сервис мне нравится. Не скажу, что он идеален и полностью меня удовлетворяет, но стремится к совершенству. И я готов переключиться на него, если, как обещают создатели, будет реализована функция импорта (почему-то склонен им доверять, потому что все мои просьбы и пожелания других пользователей были реализованы в самые короткие сроки *).

В Bookmix нет ранжирования прочитанных книг во времени, зато есть сортировка по различным параметрам (причем ее сделали, когда мы – пользователи – об этом попросили ). Здесь нет форума, зато есть хорошо реализованные группы. Здесь есть новостная лента, которую формируют сами пользователи. Здесь все на своих местах – разные рейтинги для книг и рецензий (вы можете писать «сочинения» и получать от пользователей оценки за них; ваш рейтинг будет увеличиваться или уменьшаться, как карма на Хабре - все в руках пользователей). Маленькая приятность, которой пока нет у других – это статус пользователя «Сейчас читаю...»**. В общем, могу сказать, что сейчас этот сервис меня радует.

Для того чтобы авторы книг ориентировались в том как устроена система продаж на книжном рынке, мы решили на нашем сайте сделать отдельную страничку по данной теме. Обладание данной информацией позволит авторам лучше понимать наши базовые условия сотрудничества .

Основные участники книжного рынка:

  • авторы;
  • издательства;
  • книжные оптовики (книготорги);
  • книжные магазины;
  • читатели.

    Итак, сбытовая система на рынке литературы устроена следующим образом. Для того чтобы книга от автора попала к читателям она должна проделать непростой путь от издательства до книжных магазинов.

    Консолидация книжного рынка России небольшая, по сравнению, например, с продуктами питания, поэтому здесь активную роль играют книжные оптовики (книготорги).

    В сложившейся ситуации и книжным магазинам, и издательствам выгодно сотрудничать с книжными оптовиками. Книжным магазинам гораздо удобнее взаимодействовать с несколькими крупными оптовиками, чем напрямую работать с большим количеством издательств, особенно с маленькими.

    Издательствам, в свою очередь, также удобнее работать с крупными оптовиками, чем напрямую с книжными магазинами, особенно с небольшими.

    Следует отметить, что рассмотренная выше цепочка может быть еще длиннее, если в ней участвует не один оптовик. Например, издательство может поставлять свои книги крупному московскому книготоргу. Книжный оптовик может поставлять книги в регионы не напрямую в магазины, а через местного оптовика.

    Несмотря на то, что, как уже было отмечено, консолидация книжного рынка России небольшая, балом здесь правят книжные магазины . То есть именно магазины диктуют свои условия.

    Нужно отметить, что в Москве степень консолидации книжного рынка значительно выше, чем в регионах. Здесь есть несколько крупных книжных магазинов, и крупных сетей, в состав которых входят сравнительно небольшие книжные магазины.

    В небольших городах книжный рынок практически не развит. Некоторые книжные оптовики, работающие в региональных столицах, иногда организовывают выездные книжные ярмарки в областных городах.

    Развитию книжного рынка в небольших городах мешает то, что активно набирают обороты интернет-магазины. Клиентами книжных интернет-магазинов могут быть жителю любых, даже самых маленьких городов и сел.

    Таким образом, именно от книжных магазинов зависит, получат ли деньги книжные оптовики, затем издательства, а потом и авторы (в качестве гонорара).

    Условия, которые выставляют книжные магазины, мягко говоря, нельзя назвать привлекательными. Например, определенная часть магазинов платит книжным оптовикам через 120 дней с момента получения книг от оптовиков. Издательства получают деньги от книжных оптовиков еще с задержкой примерно в месяц.

    Некоторые магазины платят книжным оптовикам с отсрочкой аж в 280 дней. Причем среди них есть крупные магазины и сети Москвы.

    Так поступают обнаглевшие (по-другому не скажешь) крупные магазины Москвы, выставляющие такие жесткие условия. Крупные сети Москвы и Санкт-Петербурга отчасти так делают потому, что их система управления товарным запасом оставляет желать лучшего.

    Перед тем как сформировать заказы книжным оптовикам они не проводят анализ продаж книг по каждому магазину. Они ориентируются на суммарные продажи по всей сети. Если видят, что продажи есть, то они заказывают еще, причем всем магазинам.

    Но при этом может быть такая ситуация, когда книги хорошо продается в одних магазинах, но их практически никто не покупает в других. Со временем это приводит к тому, что в каких-то магазинах накапливаются большие запасы определенных книг.

    Из-за того, что в этих сетях не практикуется переброска книг между магазинами*, суммарные запасы книг могут достигать больших объемов. Если книги перестают продаваться, книжная сеть делает возврат книг оптовику. Поэтому книжные сети платят за книги с такой большой задержкой (они не уверены в том, что не будет возвратов).

    * им нет смысла напрягаться. Вот если бы они сразу платили деньги за поставляемые книги, то они бы очень внимательно следили за товарным запасом. А так у них есть возможность в любой момент вернуть книги и они на этом ничего не теряют .

    Таким образом, во всей этой сбытовой системе наибольшие риски несут именно издательства , потому что им приходится финансировать выпуск книг вне зависимости от того будут они коммерчески успешными или нет.

    Книжные оптовики ведь тоже ничем не рискуют. Они, как и магазины, сразу за поставленные книги не платят. Кроме того, они могут в любой момент сделать возврат книг издательству. При этом издательства позже всех получают деньги за проданные книги.

    Таким образом, все затраты и риски издательского проекта ложатся именно на издательства. Нужно напомнить, что у издательства еще есть обязательства перед авторами по выплатам гонорара.

    Возникает логичный вопрос: откуда издательства возьмут деньги на выплату авторского гонорара? Если они и так уже серьезно вложились в выпуск книги, а теперь им еще нужно заплатить автору, хотя книги могут быть не проданы (или они могут быть отгружены, но деньги за них еще не получены).

  • Денис Котов, основатель и генеральный директор сети «Буквоед», убежден, что на каждые 20 тысяч жителей нужен магазин с 40 тысячами книг

    Интервью: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ
    Фото: «Буквоед »

    «Буквоед» появился в 2000 году как независимая петербургская книжная сеть, через два года 54% акций сети «Буквоед» выкуплены «Эксмо», а в 2007 году он объединился с другой, более мощной сетью - «Читай-город — Новый книжный». Какие плюсы и минусы такого объединения проявились за прошедшее время?

    Денис Котов: Плюсы достаточно очевидны. С 2007 года сформирована стратегия, которая предъявляет свою эффективность. Как эффектность развития брендов «Буквоед» в Северо-Западном регионе и в интернете, так и брендов «Читай-город» и «Новый книжный» по всей стране.

    Если же говорить о минусах - ну, к минусам можно отнести, что «Буквоед» не расширяется за границы северо-запада. Хотя и в этом есть плюс: мы глубже вникаем в ситуацию и лучше понимаем реальный и потенциальный объем рынка, который мы можем реализовать с помощью наших маркетинговых инструментов, с помощью магазинов, работающих 24 часа, и с помощью более интенсивной интернет-интеграции физического магазина с электронным.

    То есть вы делите с другими «ко-брендами» российский рынок не по тематическому принципу (у «Буквоеда» — более «интеллектуальная» литература, например), а исключительно по региональному?

    Денис Котов: Конечно. В нашем ассортименте более 200 тыс. наименований, а если брать еще «печать по требованию» - то больше двух миллионов, на двухстах языках. Так что у нас, можно сказать, достаточно глобальное предложение для локального рынка.

    Часто приходится слышать жалобы: мол, заходит в относительно маленький провинциальный город глобальная сеть и «вымывает» все местные книжные магазины. Что вы об этом думаете?

    Денис Котов: Я думаю, что это неправда. В подавляющем числе тех городов, куда мы заходим, местные магазины как работали, так и продолжают работать.

    Еще часто говорят, что «интернет бросает вызов традиционной торговле». И в области книготорговли этот вызов особенно явственен. Потому что книга - это такой товар, большинство потребительских свойств которого можно оценить дистанционно: прочитать отрывок, сравнить отзывы. Как быть с этим?

    Денис Котов: Большая часть - но не все свойства; потому что материальное воплощение тоже имеет значение. Это большое серьезное дополнение свойств, которое для большинства читателей является значимым: качество бумаги, переплет и т.д. Кроме того - мы расширяем пространство коммуникации, пространство общения в книжных магазинах, более явно представляем преимущества бумажной книги, потому что издатели и у нас в стране, и в мире постоянно совершенствуют этот продукт. Создаются новые форматы - , например, который весит меньше мобильного телефона; издания для детей, издания с «дополненной реальностью», то есть состыкованные с интернетом. Все эти революционные изменения возвращают интерес к бумажной книге, особенно у молодежи. В сочетании с событиями, встречами в магазинах, всё это формирует интерес к чтению.

    Я уже , спрошу и у вас: когда я попадаю в трехэтажный книжный магазин в центре Рима, мне хочется остаться там на всю жизнь; когда я попадаю в крупный книжный магазин в центре Москвы или Петербурга, мне хочется только купить то, за чем я пришел, и скорее бежать оттуда. Почему?

    Денис Котов: Вы, наверно, не были в нашем «Парке культуры и чтения» на Невском. Это крупнейший книжный центр Петербурга и наш передовой магазин; он как раз располагается на трёх этажах, работает 24 часа в сутки, с кофейней, сценической площадкой и еще несколькими площадками для презентаций. Уверен, там вы захотите поселиться! Он выстроен как раз в соответствии с мировыми трендами: книжное пространство становится пространством общения, времяпровождения, обучения.

    Как по-вашему, будет ли работать , позволяющий учреждениям культуры сдавать площади книжным магазинам «за один рубль»?

    Денис Котов: Это будет работать для каких-то нишевых, тематических магазинов. Но это не решит проблему инфраструктуры в стране. Конечно, должны быть профильные центры большого размера. А где найдешь большой размер в существующих учреждениях культуры?! Для развития культуры, для интеграции музейного пространства, театрального пространства с книжным пространством сама идея, конечно, правильная. Но для повышения культуры чтения в каждом населенном пункте должен быть хотя бы один большой книжный центр с максимальным ассортиментом - 30–40 тыс. наименований на каждые 20 тыс. жителей. Пока мы не достигнем таких значений, мы будем двигаться к деградации чтения.

    Можно ли вывести формулу идеального сочетания больших сетевых книжных магазинов и маленьких «штучных», чтобы всем было хорошо?

    Денис Котов: Чтобы идеальная пропорция могла сложиться, нужно в первую очередь пробудить предпринимательство в сфере книготорговли. Особенно малое предпринимательство, которое сегодня затухает по причине сложности ведения этого дела. Куда проще продавать водку или хлебобулочные изделия - в силу тиражности этих изделий. В моем понимании, «штучные» магазины должны как раз работать при музеях, других учреждениях культуры. А крупные сетевые должны быть как метрополитен. Вот есть в городе метро, с единым понятным сервисом во всех районах, от центральных до окраинных, и такими же должны быть сетевые книжные магазины. В Москве есть МДК, «Москва», «Библио-Глобус», в Петербурге — «Дом Зингера», «Парк культуры и чтения» — и такие же ключевые магазины должны быть и в других городах.