Развитие русской технической науки и русская инженерная школа на рубеже XIX-XX в.в. Особенности Русской инженерной школы

Не раз в нашей печати описывался военный бюджет США с раскрытием по статьям. Наши приходили в ужас от того, как пилят бюджет, какие откаты там существуют. В прямом смысле слова чуть ли не золотые унитазы. Все организационные решения там технически избыточны и потому слишком затратны. Поэтому вложенный в оборону США доллар вовсе не сопоставим с вложенным в оборону России рублём.

Все уже не раз читали легенду или правду - уже не понять - о том, как мы и они решали проблемы записей в космосе в условиях невесомости: американцы изобретали дорогой прибор за астрономическую сумму, а наши применили химический карандаш. Не важно, правда это или шутка - суть отражена стопроцентно. Но наши скафандр и катапультное кресло пилота они до сих пор никак догнать не могут.

В Отечественную войну все страны протектировали бензобаки своих штурмовых самолётов. Везде использовался каучук, дорогой и среднеэффективный. Только русские на штурмовике Ил-2 протектировали бензобаки фиброй - дешёвой бумагой, которая набухая, запечатывала дыры лучше каучука. Протектированные фиброй бензобаки штурмовиков выдерживали более 70-ти попаданий, дыры от которых затягивала набухающая фибра и не было утечки топлива и пожара. Причём, фибра так набухала, что затягивала дыры через заусенцы металла бензобака, чего не могла резина.

Про танк Т-34, который практически полностью ремонтировался в поле силами передвижных ремонтных мастерских с простыми инструментами, включая возможность сборки из деталей трёх уничтоженных танков одного боеспособного, даже говорить не стоит, потому что все это и так знают.

А вот примеры оригинальнее. На современных авианосцах уборка мусора на палубе и посадочной полосе - очень важное дело, так как даже пуговица, способная попасть в авиадвигатель, может вызвать аварию. Если вы посмотрите на видео, как убирают палубный мусор на американских авианосцах, то вы увидите огромную колёсную машину, стоящую кучу денег, где масса всякой техники, настроенной на подметание и уборку.

Как решили вопрос русские. К старенькому маленькому трактору или грузовику приделали старый списанный авиамотор от вертолёта Ми-15. Когда его включают, он как ветродуй сдувает с палубы всё, что там плохо лежит. Эффект лучше, чем от уборочной машины, денег вообще не потратили - вся техника из списанных единиц. Вот и сравнивай после этого бюджеты.

Под Одессой в начале войны наши столкнулись с румынами. Танков не было. Наши от отчаянья взяли 20 колхозных тракторов, обшили их железом типа как броня, воткнули трубы вместо пушек и погнали это на румын вместе с пехотой. Румыны, приняв эти макеты за новые неизвестные тяжёлые танки русских, бежали с поля боя.

Целые полки резиновых танков, самолётов и ракет вводят в заблуждение космические спутники США, обесценивая развединформацию о положении наших ударных сил. А история о том, как наша микроволновка в Югославии закрыла целый проект самолётов-невидимок Стелс, давно стала легендой.

В истории противостояния России и Запада мы применяем два вида оружия: русскую инженерную школу и стратегию гонки за лидером. Лидер - это тот, кто идёт первым. Он имеет много ресурсов и вкладывается в экспериментальное производство. Но из экспериментов жизнь отсеивает от половины до двух третей инноваций. Тут работает закон Парето: 20% инноваций покрывают убытки на 80% неудачных исследований и приносят прибыль на этапе лидерства. Стратегия снятия пенок.

Гонка за лидером позволяет экономить ресурсы. Когда жизнь покажет, что работает, а что нет, догоняющие делают свою разработку, или копируя лидера, или делая аналоги и вводя туда свои усовершенствования. В результате положение быстро выравнивается, а догоняющий сэкономил кучу денег. Ведь он учитывает чужие ошибки, не платя за опыт свои средства. В итоге лидерство лидера всегда очень кратковременное и в узкой сфере. Цена стратегии очень велика и нецелесообразна для стран, где деньги не печатают, а зарабатывают.

Русская инженерная школа всегда отличалась тем, что на науку вечно не был денег и приходилось применять находчивость и смекалку - свойства, начисто отсутствующие в Западной инженерной школе, которая не знает проблемы финансирования. Но русские считают, что с деньгами и дурак сможет, а вот ты попробуй без денег!

В последнее время было много сказано о том, что русская инженерная школа, созданная прит царе и продолженная при Советской власти, умерла в период реформ с разгромом промышленности и экспериментального производства. Да, это так, многое умерло. Но считать это фатальным нет причины. Технический прогресс закрывает старые технологии и делает ненужными прежние навыки, а новые условия требуют наработки новых приёмов и техник. Так что наша инженерная школа возникает на ровном месте тогда, когда ставится задача решить какую-то проблему. Наши танки, самолёты и Крымский мост наглядное тому подтверждение. Нашлись и инженеры, и школа, и оборудование, и технологии.

Да, проблема в том, что всё это пока на импортном оборудовании. Но санкции животворящие так или иначе своё дело делают. Появляются не только свои помидоры, но и свои станки, хотя времени для этого нужно больше. А грустить по утраченной школе не надо - она ушла со старыми технологиями. Будут новые технологии - будет и новая школа. Когда делали самолеты перед войной, их делали из дерева и требовались квалифицированные лекальщики-краснодеревщики. Это была элита рабочего класса, люди, с которыми даже доктора наук советовались.

Но элиты не бывает много, и потому качественных самолётов из дерева не хватало, а попытка расширить производство привела к падению качества. Когда заменили трудоемкие детали из дерева штамповкой из алюминия, квалифицированные рабочие стали просто не нужны. Их закрыли новые технологии.

Сейчас многие функции квалифицированных инженеров и рабочих автоматизируются. Инженерная школа меняется на глазах. Нас сдерживает не отсутствие денег, а отсутствие заказчиков на наукоёмкую продукцию. Слишком разбита промышленность, чтобы мелкосерийным производством суметь поднять инженерную школу. Школа растёт только при массовом производстве. Очень важна преемственность поколений, так как мастерство передаётся из рук в руки. Для инженерной школы нужно не Сколково, а опытно-конструкторское производство.

Инженеры ОКР (опытно-конструкторские разработки) - это особая каста, как лётчики-испытатели. Если инженер ОКР не работал три месяца, он отстал и ему нужно месяц на врабатывание. Если он не работал полгода, нагонять ему придётся год-полтора. Если он не работал два-три года, он отстал навсегда и ему нужно почти учиться заново. ОКР - это как хирурги или лётчики. Им нужен каждодневный навык, иначе это теряется. То, что делают в сфере НИОКР, потом передаётся в массовое производство и там оно подстраивается под крупную серию.

Пока в России во власти мало тех, кто понимает, что это такое и что победу приносят не нефтяники и не банкиры, не предприниматели и коммерсанты, и даже не рабочие. Победу приносят инженеры. Именно они побеждают в конкурентной войне корпораций и стран. Они делают себестоимость и определяют работу продажников. И пока власть не озаботиться проблемами не предпринимателей, а инженеров, будущее страны останется проблемным. А что нужно инженеру? Ему нужно три вещи: система образования, система финансирования и система заказа. Ведь заказ заставляет быть смекалистым и делать невозможное (изобретательны все, а русские смекалисты , это особый тип мышления). Вот стратегия на уровне национальной идеи. Это тот рычаг Архимеда, которым можно перевернуть нашу экономику. Тот политик, кто поставит это во главу угла, превратит Россию в мирового лидера.

Подписывайтесь на в Яндекс.Дзен!
Нажмите " ", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

В начале XVIII в. в России насчитывалось уже около 180 мануфактур. Началась подготовка отечественных инженерно технических кадров в Пушкарской, Артиллерийской, Навигационной школах и Морской академии. В 1719 г. в Санкт Петербурге была открыта для всеобщего обозрения Кунсткамера первый естественно научный музей с просветительскими и на учно исследовательскими функциями. В 1725 г. была создана Академия наук, ставшая научным и учебным центром.

В 1722 году вышла первая русская книга о машинах "Наука статическая, или Механика" Г. Скорнякова Писарева Яков Козельский. «Механические предложения» и "Философские предложения"

РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ НАЧАЛА XIX ВЕКА Русская техническая наука находилась в тесной связи с французской технической школой Аналогом Парижской политехнической школы был Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения, открытый в 1810 году. Формированию русской инженерной школы способствовали и довольно многочисленные отечественные научно технические журналы, начавшие выходить в России с 1825 года. В 1866 году было создано Русское Техническое общество

К концу XIX века в России было 19 высших технических школ Согласно статистическим данным 1901 1917 годов, за этот период было подготовлено в полтора раза больше инженеров, чем за предшествующие 35 лет Во второй половине XIX века Россия переживает бум мостостроительства

РОССИЙСКИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ XIX ВЕКА. ГИПЕРБОЛЫ ИНЖЕНЕРА ШУХОВА Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий" состоялась в Санкт Петербурге 9 мая 1829 г. Она положила начало целому ряду промышленных выставок, прошедших в Москве (1831, 1835, 1843, 1853, 1865, 1882), Петербурге (1833, 1839, 1849, 1861, 1870), Варшаве (1841, 1857) и др. городах России

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕЕ ПРОДУКЦИИ СОГЛАСНО «УСТАВУ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» Критерии оценки производителя: «польза, приносимая заведением тому месту, где оно существует, и окрестностям» ; «технические нововведения, улучшенные и уп рощенные приемы, иностранные или самим производителем или кем либо из его мастеров придуманные» ; «важность и употребительность изделий» ; «возможность производства изделия лучшего качества, если бы на них оказалось требование» .

Критерии оценки изделий: «степень важности фабрикации, которая зависит от того, туземные или иностранные материалы она обрабатывает, большему или меньшему числу рабочих доставляет средства к существованию, более или менее важной потребности жителей удовлетворяет, и не заменяет ли иностранных изделий вполне или большей частью» ; «необыкновенно обширное производство какой либо фабрикации» ; «введение и упрочение новой отрасли промышленности в таких местах, где был недостаток в заработке или первоначальный материал не имел надлежащей ценности» ; «введение новых машин, орудий и приемов, облегчающих и ускоряющих работу или удешевляющих изделие» ; «попечение об улучшении положения рабочих и об устранении опасности для их жизни и здоровья, сопряженной со свойством некоторых работ, а также предоставление им выгод, предохраняющих их от нищеты и беспомощности в случае болезни или утраты сил» и т. д.

С 1882 года национальные Всероссийские выставки стали включать в экспозицию вместе с разделами промышленности разделы искусства и называться художественно промышленными Крупнейшая художественно промышленная выставка прошла в 1896 г. в Нижнем Новгороде. Почетное место здесь заняли экспонаты (часы, оптические приборы, чертежи), связанные с именем известного русского изобретателя самоучки Ивана Кулибина Были здесь и модели паровой машины Ивана Ползунова. В современных разделах Александр Попов демонстрировал первый в мире радиоприемник, а электротехники показывали опыты с электричеством.

ШУХОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ (1853 1939) Инженер, архитектор, изобретатель, учёный; почётный член Академии наук СССР (1929), Герой Труда. Является изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочек строительных конструкций. Гиперболоидные конструкции в строительстве и архитектуре - сооружения в форме гиперболоида вращения или гиперболического параболоида (гипар). Такие конструкции, несмотря на свою кривизну, строятся из прямых балок.

Для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде В. Г. Шухов построил восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны (Ротонда Шухова) и первую в мире гиперболоидную башню Шухов изобрёл также арочные конструкции покрытий с тросовыми затяжками. До нашего времени сохранились арочные: стеклянные своды покрытий В. Г. Шухова над крупнейшими московскими магазинами: Верхними торговыми рядами (ГУМ) и Фирсановским (Петровским) пассажем.

СТРОИТЕЛЬСТВО ОВАЛЬНОГО ПАВИЛЬОНА С СЕТЧАТЫМ СТАЛЬНЫМ ВИСЯЧИМ ПОКРЫТИЕМ ДЛЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ВЫСТАВКИ 1896 ГОДА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

ШУХОВСКИЙ МЕТАЛЛО СТЕКЛЯННЫЙ ДЕБАРКАДЕР КИЕВСКОГО ВОКЗАЛА В МОСКВЕ

История зарождения и развития.

В русской армии XVI века инженеры назывались «розмыслами». История Русского инженерного корпуса в допетровское время скрыто глубокой тайной, хотя и во-времена Ивана Грозного Русская артиллерия и фортификация были на высоком уровне, а слава Русского оружия не меркнет в веках! Понятие "инженер" пришло в Россию в виде термина "ingeniur". Первым его употребил российский философ-просветитель, один из советников "ученой дружины" Петра I Василий Никитич Татищев. Просвещая "российский люд" по этому вопросу он "разъяснял: "ингениуры - это такие люди,"... которые... острый смысл имеют... особливо к механике и всяким хитрым вымыслам...".

К сожалению, Пётр I ввёл на Руси пагубную традицию "технологического" преклонения перед "западом" (Западно-Европейцами и США), безперспективный импорт технологий и приглашение инностранных специалистов на ключевые позиции в науке и индустриальном производстве, что сильно осложнило жизнь Русским изобретателям-самородкам. Ломоносов, Кулибин, Черепанов, Попов, Можайский, Жуковский - имена Русских инженеров, разработки которых имеют абсолютный преоритет в мире, но не получили признания в Российской Империи, где главенствовали инностранцы!

Кровавая бойня Первой Мировой (Империалистической) войны значительно сократила Русский инженерный корпус - после гибели "кадровой" армии, царское правительство было вынуждено призвать на командные должности гражданских специалистов. К счастью, Русскую инженерную школу удалось сохранить, и после окончания Гражданской войны началось Возрождение Русского инженерного корпуса. Индустиализация народного хозяйства в СССР в 30-х - 40-х годах раскрыла широкое поле деятельности для Русских инженеров. Всего за 10 лет, опираясь на новейшие технологии закупленные за рубежом, молодые Советские инженеры смогли создать мощнейшую тяжёлую индустрию, разработать и запустить в широкомасштабное производство уникальную военную технику высочайшего уровня - оружие нашей победы над мировым фашизмом, и наконец, вывести СССР в мировые лидеры!

В 40-х - 80-х годах, в периуд "холодной войны" и полной изоляции "железным занавесом" от западных технологий, Русскими инженерами были достигнуты наибольшие успехи. И именно высочайший уровень Русской - (Советской) инженерной школы позволил создать уникальную военную технику, которая даже сейчас, через 20 - 30 лет после разработки, является вполне конкурентноспособна! Мы пошли своим путём, перестав оглядываться на запад, и только благодоря этому, мы пока ещё имеем современные высокотехнологичные производства.

Русский подход.

Особенности Русской инженерной школы.

Русская - (Советская) инженерная школа сформировалась под влиянием специфических факторов России. Их несколько.

  1. Простота конструкции. Этот параметр вызван резким разрывом уровня развития технической интеллигенции России и основной массы населения страны - пользователей мировых научно-технических достижений.
  2. Ремонтопригодность. Традиционные для российской глубинки проблемы с техническим обслуживанием и ремонтом техники, требует закладки этого фактора в конструкцию изначально.
  3. Эксплутационная надёжность. - Не ресурс, а именно способность техники работать в самых экстремальных условиях: в грязи, в жару, в песке, без регламентного обслуживания, без соответствующих ГСМ и запчастей - делает продукцию Русской инженерной школы почти "неубиваемой" в самых неподготовленных руках и чрезвычайных ситуациях.
  4. Технологичность изготовления, доходящая почти до примитивизма. Вечная для России ограниченность ресурсов, в том числе и доступных материалов и производственных мощностей, заставляет российских разработчиков принимать удивительные по своей простоте, и вместе с тем, эффективности технические решения, которые для иных инженерных школ просто недостижимы.

Именно поэтому наша техника плохо приживается в так называемых цивилизованных странах, но не имеет себе равных в песках Африки или джунглях Южной Америки. И недаром в инженерных кругах России до сих пор бытует присказка на эту тему: "сложно и дурак сделает, ты сделай просто"...

На Западе русские инженеры зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. И главным образом, за счет особой ментальности. Там, где европеец стремится к точности, а китаец - к детализации, русский добивается того, чтобы система работала любым способом. Там, где европеец склоняется к компромиссу и золотой середине, человек русской культуры стремится к широте и выходу из проблемы для решения этой проблемы. Если надо решить задачу, российские ученые не избегают грубых решений, будучи уверенными, что детали будут осмыслены и доделаны потом, если потребуется. В результате российская широта позволяет соединять все и вся, то есть находить новые нетривиальные решения и принципы на любом уровне и в любом месте. Все это совершенно не похоже на подход немца, американца или японца.

Мой собственный опыт работы на Западе дает мне основания сделать следующие наблюдения. Если взглянуть на особенности процесса познания в России и на Западе, то, несмотря на формальную одинаковость инженерных процессов, можно выявить существенные различия. Инженеры на Западе довольно своеобразны. Они все очень хорошие узкие специалисты, но целостного мировозрения у них нет. Поэтому их метод разработок затратен. Они не способны на крупные предвидения. Они должны отработать все кирпичики реальности и только потом идти дальше. Более того, они стремятся не допускать столь уж резких прорывов, если только от них не будет немедленной отдачи в виде прибыли.

Падение в бездну.

"Перестройка" и "демократизация" общества, волна дискридитации СССР, накрыла и уничтожила не только СССР, но и неразрывно связанный с ним Советский Инженерный корпус, что привело к небывалому в истории исходу Русских специалистов за рубеж! Невостребованные на Родине, "Русские" ИНЖЕНЕРЫ действуют в мире весьма успешно. Более того, практически каждый десятый ИНЖЕНЕР в Конструкторских Бюро всемирно известных Фирм - „BOSCH“, „SIMENS“, „MERCEDES“, „AUDI“, „JOHN DEER“ и т.д. является выходцем из бывшего С.С.С.Р.! А это безусловно подтверждает ВЫСОЧАЙШЫЙ УРОВЕНЬ СОВЕТСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ!

И перспективы улучшения ситуации, - более чем туманны. Как указывается в отчете Всемирного Банка: "... отдельные данные свидетельствуют о том, что студенты поступают в элитные технические вузы, полагая, что это наилучший способ получить въездную визу в США и устроиться на работу в ведущие американские компании в сфере высоких технологий..."

Привлечение квалифицированной рабочей силы очень выгодно для Запада. США на привлечении одного ученого-обществоведа из-за рубежа в среднем экономят 235 тыс. долларов, инженера - 253 тыс., врача - 646 тыс., специалиста научно-технического профиля - 800 тыс. Некоторые исследователи связывают небывалый подъем американской экономики эпохи Клинтона с массовым приездом ученых и вообще интеллектуалов из бывшего СССР. Эти цифры показывают, что переманивать «умы» выгодно, а отдавать их - нет. Многие, уезжая за границу, сначала думают, что они выехали на 2-3 года, потом они оказываются в такой среде и с такими возможностями для работы, что они понимают - вернувшись в Россию, им придется бороться за выживание каждый день, а там у них есть все, что нужно для нормальной жизни.

К сожалению, безмозглое отрицание всего, что связанно с СССР, и в первую очередь советские экономические методы и инженерные достижения, привело к значительному отстованию промышленного развития России от Запада, зти методы и разработки беззастенчиво укравшего и широко использующего. Тем более, что как правило, "сотрудничество" с иностранными компаниями связанно с передачей технологий только в одну сторону. Так например, в офисе компании Westinghouse в Питсбурге собран полный комплект копий технической документации АЭС Украины. А следующим шагом такого "сотрудничества" является экспансия на традиционные российские рынки... Наши-же изобретения продают нам в три-дорого под иностранными вывесками!

Инженерное дело в наши дни.

Экономическая ситуация в современной России катастрофическая. Страна с успехом разбазарила не только сырьевой ресурс, но и свой научный и инженерный потенциал. Работая за рубежом, я встречал десятки соотечественников, работающих в разных фирмах. На одной из них мне довелось видеть отдел, целиком укомплектованный специалистами Министерства авиационной промышленности! Вспомните, научный потенциал страны на 2/3 еще недавно был представлен специалистами КБ и отраслевых НИИ. Где они теперь? Да где угодно – в торговле, в офисах, в охране… Это тоже утечка, и наиболее массовая и катастрофическая. Ушел в небытие целый слой общества – инженерная интеллигенция, при полном безразличии общества к судьбе этих людей. Об этом ни один политик, ни один представитель научного ареопага ни разу не заикнулся. А ведь без этих людей ни одно из фундаментальных открытий не станет заводской технологией и не найдет своего адресата.

"Россия стремительно падает в пропасть полного научно - технического краха, а состояние всей инновационной сферы не может расцениваться иначе чем катастрофическое. Если не будут приняты экстренные и кардинальные меры по исправлению данного положения, страна, уже в обозримой перспективе, может прекратить свое существование как независимое государство."

Верховные правители России, при активной поддержке губернаторов, с высоких трибун зазывают в Россию ведущих специалистов - "соотечественников", достигших успехов за границей, но даже и не задумываються над тем, куда и как их правильно использовать, когда те действительно приезжают! Тема "приложения" знаний и опыта этих специалистов никого в России не интересует... . Здесь ты никому, кроме близких, не нужен. Твои знания, опыт – это только твои проблемы. Государственная власть в очередной раз отрекается от своих обязательств и людей ей поверивших. Главная проблема заключается в том, что все "тёплые" и высокооплачиваемые места давно уже заняты "нужными" людьми, и хотя они неэффективны в силу своей инертности, зато "свои" люди не пытаються сломать сложившуюся систему и лишить руководителей комфортабельного "почивания на лаврах".

И до революции, и в первое время после нее огромный вклад в отечественную науку, в определение приоритетов ее развития и т.п. вносили ученые, возвращающиеся в Россию (СССР) после работы за рубежом. Нынешние "утекшие" в большинстве не рвут личных, научных и культурных связей, и не их вина, если родина не создает условий для более тесного взаимодействия. Если молодой человек, сколько бы ему не сулили, видит, в каком состоянии живут российские инженеры, он никогда не пойдет по этому пути. Это первый момент. Придется наладить жизнь и у тех, кто есть в России сейчас. Это просто неизбежность. Семья – очень мощный фактор, который будет удерживать человека за границей. Дети, не знающие русского, и относительно плохо образованные по сравнению со своими российским сверсниками, являются очень серьезным препятствием к возвращению.

Самое парадоксальное в этой ситуации, что "русский" бизнес и госаппарат абсолютно не способны уразуметь "что есть суть инженерная" и понять зачем ИНЖЕНЕРЫ им вообще нужны!

При активной помощи "демократических" СМИ, в России формируется устойчивое мнение, что достаточно закупить за границей дорогостоящее оборудование и всё заработает само собой... . Руководители современных предприятий полностью игнорируют системный подход к организации производства и наделяют ИНЖЕНЕРОВ несвойственными им обязанностями. Например в сельско - хозяйственном производстве ИНЖЕНЕРАМ нередко приходиться самостоятельно выполнять слесарные работы и управлять сельхозмашинами, а средняя заработная плата ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА достигает 10 тыс. рублей в месяц! Но и в городах ситуация ничем не лучше - средняя зарплата ИНЖЕНЕРА - КОНСТРУКТОРА в регионах состовляет 16 тыс. рублей в месяц... (ситуация в Москве специально не обсуждается - так как это не Россия, а другое государство!).

Зарплата инженера в Калужской области.

по информации "МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ" Калужской области.

  1. ООО "ФИЛИ Н-АГРО" БАРЯТИНО, ИНЖЕНЕР ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА, ЗАРПЛАТА: от 10000 РУБ.
  2. СПК "ЖЕРЕЛЕВО" КУЙБЫШЕВ, ИНЖЕНЕР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: МЕХАНИК, ЗАРПЛАТА: 5000 - 8000 РУБ.
  3. ЗАО "ВОЛЬВО ВОСТОК" г. КАЛУГА, ИНЖЕНЕР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. ПРИМЕЧАНИЕ: ОПЫТ В КОМП."ВОЛЬВО", АНГЛ., ШВЕД.ЯЗ., ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛ. ЗАРПЛАТА: от 15000 РУБ.
  4. ООО "ТАШИР-ПЕРИТУС" г. КАЛУГА, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР, ПРИМЕЧАНИЕ: КОНТРОЛЬ ЗА МОНТ. ОБОРУД. ПО ПР-ВУ СТРОИТ.МАТЕР., ОПЫТ, Ж. АНГЛ.ЯЗ. ЗАРПЛАТА: 15000 РУБ.
  5. ФИЛИАЛ ФГУП "НПО ИМ. С.А.ЛАВОЧКИНА г. КАЛУГА", ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ТУРБИНОСТР-Е, ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ, ЗАРПЛАТА: от 15000 РУБ.
  6. ОАО "СКТБ РАДИООБОРУДОВАНИЯ" г. КАЛУГА, ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ВЕДУЩ., МЕХАНИК, ПО ВЫПУСКУ РАДИОЭЛЕКТР. ИЗДЕЛИЙ. ЗАРПЛАТА: от 16000 РУБ.

Обратите внимание, господа, что в Германии за эту-же работу платят минимум 4 тыс. евро в месяц, то-есть средняя зарплата ИНЖЕНЕРА - КОНСТРУКТОРА в Германии в 10 раз больше чем в России! Недавно один специалист по проблемам экономической отдачи от науки спросил, сколько надо платить, чтобы люди вернулись? Большинство сходятся в том, что если платить половину западной зарплаты, то-есть не менее 100 тыс. рублей в месяц, то половина вернется.

Что нас ждёт и что делать?

Политические катаклизмы последних двадцати лет в России, отбросили в глубокое прошлое и привели в упадок народное хозяйство и транспорт, затормозили разработки нового высокотехнологического оборудования. В таких условиях, покупка бывших в употреблении импортных "Высоких Технологий", не позволяет достичь желаемого результата и приводит к технологической зависимости, и напротив, новые, высокоэффективные "прорывные" технологии позволяют выйти в лидеры на мировом рынке, обрести независимость и диктовать условия и правила рынка.

Программа инновационного развития страны, обнародованная в Послании президента, это то, чего так долго мы ждали. Для нас это в первую очередь значит только одно – мы станем опять нужны. Инновационный путь развития – это революционный поворот в развитии всей страны. А такие процедуры без мобилизации и концентрации ресурсов невозможны. Так же, как невозможно реализовать потенциал ресурсов без четкого плана, а точнее, госплана, реализация которого закреплена законодательством. Но я никак не могу освободиться от некого чувства дискомфорта и беспокойства, знакомясь с программными положениями. Есть что-то недосказанное – не предложен механизм ее реализации!

А ведь в своё время, в СССР существовала мощная система поддержки инновационной деятельности вообще, и патентования результатов научно-технической деятельности в частности. Треть всех изобретений мира регистрировалось в СССР. В любом НИИ и КБ, в любом ВУЗе, на любом производстве, сразу же после создания "первого" отдела, - создавался отдел патентный, через который проходили все без исключения новые разработки. Любая техническая диссертация в обязательном порядке должна была содержать раздел патентных исследований по тематике работы. Выходили сотни отчетов, обзоров, и исследований зарубежных разработок, которые обязан был штудировать любой, кто был хоть как-то причастен к научно-технической деятельности. Все это гарантировало мировую новизну и актуальность работ. Параллельно, - существовала мощная система поддержки инноваций во всех сферах и на всех уровнях государства, - начиная с бесплатной помощи в оформлении всех необходимых документов по заявке, через систему ВОИРа, и заканчивая развитой системой ведомственных премий и даже льгот по квартплате для изобретателей и рационализаторов. Все это, в совокупности, - позволяло государству удерживать мировой паритет в научно-технической сфере, и как следствие - сохранять фактическую независимость на мировой арене.

Ничего этого - больше нет, - все разрушено до основания. Как прямо указывается в докладе Всемирного Банка "... инновационная система России лежит в руинах...". 5.000 "научных" организаций, совокупным штатом в 900.000 человек, "выдает" на мировой инновационный рынок не более 40 патентов в год (об их "качестве" - скромно умолчим). Количество внутренних патентных заявок от авторов РФ - ежегодно сокращается минимум на 8%-10%, а вот от зарубежных - растет на 26%. В такой ситуации "слепой" импорт "Западных" технологий и "забугорная помощь", означает полное искоренение Русского Инженерного корпуса и окончательную утерю знаний и опыта, накопленных многими поколениями Русских Инженеров, что приведёт к Технологической зависимости от "Запада" и утери Россией суверенитета.

В 1876 году Америка принимала у себя Всемирную Выставку. Страна, лишь недавно законодательно отменившая рабство (на восемь лет позже, чем Россия), стояла на пороге грандиозного промышленного подъёма. Американцы прекрасно понимали, что развитие национальной промышленности совершенно невозможно без большого числа высокообразованных и патриотически настроенных инженеров и техников, которых должны готовить национальные инженерные школы. Именно поэтому особое внимание на Филадельфийской Выставке привлёк один из экспонатов, представленный Императорским Московским Техническим Училищем. Экспонатом этим была система практической подготовки инженеров.

Уникальный случай: методика преподавания не только была представлена на всемирной промышленной выставке, но и получила медаль. Более того, уже после окончания выставки завязывается длительная переписка между директором Бостонского Технологического Института профессором Джоном Ронклем и директором ИМТУ Виктором Карловичем Делла-Восом.

Профессор Ронкль не просто восхищён русским методом обучения: он предпринимает все усилия для того, чтобы ввести методики ИМТУ сначала в своём институте, а затем - и во всей стране. И сообщает он об этом не только своему коллеге - директору, но и в канцелярию Его Императорского Величества и американскому посланнику в Петербурге

В чём же заключалась эта знаменитая в веке девятнадцатом, постоянно с гордостью упоминаемая в середине века двадцатого и оставшаяся к нашему времени более в воспоминаниях, русская методика обучения инженеров? Она имела три основных составляющих:

  • Глубокая практическая подготовка, основанная на реальной работе студентов в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми им после придётся иметь дело на заводах и фабриках;
  • Серьёзное изучение теоретических предметов на уровне, не уступающем преподаванию этих же предметов в классических университетах;
  • Постоянная взаимовыгодная связь высшей технической школы с промышленностью.
Система складывалась не сразу. Уникальность ИМТУ состояла в том, что онf развивалfсь на базе Ремесленного Учебного Заведения, и практическая подготовка, которой не знали школы, основанные сразу как высшие, была во многом наследием обучения ремёслам. И тем более важно, что ещё в сороковые годы был совершён качественный поворот от обучения ремеслу к обучению промышленности. Небольшой, но правильно устроенный механический завод, созданный при заведении А.А. Розенкампфом, позволил воспитывать техников совсем другого уровня. Уже в то время прекрасно понимали необходимость сочетания обучения практического с основательной теоретической подготовкой и, что всегда оставалось отличительной особенностью выпускников Училища, - формирования у будущих инженеров способности решать новые, неизвестные ранее задачи. Не случайно долгие годы практически вся инженерная элита страны состояла из выпускников ИМТУ-МВТУ.

Закономерно и то, что качественный переход от обучения ремеслу к инженерному образованию состоялся именно в середине девятнадцатого столетия. Именно в это время в России начинается серьёзное развитие промышленности, потребовавшее большого числа специалистов, умеющих проектировать и эксплуатировать сложные машины, а также разрабатывать и реализовывать новые, неизвестные до этого времени технологии.

Всего за двадцать с небольшим лет Заведение прошло путь от обучения ни на что более неспособных детей портняжному и сапожному ремёслам к формированию учёных мастеров для промышленности, обладающих знаниями, вполне достаточными для инженера. Огромная заслуга в повышении уровня теоретической подготовки воспитанников принадлежит А.С. Ершову, который, будучи сам выпускником Московского Университета , заботился о привлечении в Заведение преподавателей с высоким уровнем знаний и о качестве читаемых курсов.

Наконец, при В.К. Делла-Восе русская школа обучения инженеров в том виде, в котором она восхитила посетителей и жюри всемирной выставки 1876 года, сформировалась окончательно. И это не случайно. Ещё в 1862 году, почти за шесть лет до назначения директором МРУЗ, В.К. Делла-Вос составляет докладную записку, в которой излагает свои взгляды на пути развития промышленности и технического образования в России:

Став директором ИМТУ, Виктор Карлович успешно воплощает эти идеи в жизнь. Примечательно, что, постоянно говоря о необходимости формирования национальных технических кадров, саму техническую науку он видит достоянием всего человечества:

Тем не менее инженерные школы в наиболее промышленно развитых странах: Германии, России, США, Франции, всё-таки остались разными, с присущими каждой стране национальными особенностями. Наиболее близкой к русской являлась система французская, в которой тоже большое внимание уделялось практическому обучению. Американцы сделали упор на широту образования, немцы - на его глубину. Однако слова профессора Ронкля: «...заслуга в постановке на должное основание преподавания промышленных искусств навсегда останется за Вами», навсегда вошли в историю высшего технического образования.

Сформировавшаяся в середине девятнадцатого века система обучения инженеров ИМТУ дожила до наших дней. Мы ещё прочитаем мнения о важности сочетания теоретической и практической подготовки знаменитых профессоров начала века. Мы ещё увидим, как будут обеспокоены невозможностью проводить необходимое количество практических занятий преподаватели во время эвакуации Училища в Ижевск (1941-43). Сохраняя преемственность традиций, русская школа дала стране в разные исторические периоды многих знаменитых инженеров и учёных, таких как В.Г. Шухов, А.Н. Туполев, С.П. Королёв. Даже в годы существования «железного занавеса » диплом МВТУ признавался во всём мире.

Слова о признании за Россией полного успеха в решении задачи технического образования вынесены на внутреннюю сторону обложки книги «МВТУ имени Н.Э. Баумана. 150». Отголосками практического обучения ныне остаются учебные мастерские и производственные практики, которые, по многим причинам, часто от Заведения не зависящим, не дают сейчас такого практического опыта, как это было сто лет назад.

Связи с промышленностью тоже не так взаимовыгодны, как хотелось бы, ввиду плачевного состояния последней. Тем не менее наша инженерная школа до сих пор является одной из самых авторитетных в мире, и хочется верить, что в дальнейшем обстановка станет более благоприятной, и о русской школе обучения инженеров будут продолжать говорить с таким же восхищением, как это происходит уже почти полторы сотни лет

Суть проекта «Русская Инженерная школа» заключается в построении многоуровневого непрерывного процесса подготовки инженерных кадров посредством политехнического мультидисциплинарного образования с сохранением и преумножением лучших традиций русской инженерной школы. Первый этап - создание Детской Технической школы "Самоделкин" - начальный уровень подготовки инженеров с последующим сопровождением и поддержкой талантливых детей. Детская Техническая школа работает по принципу дополнительного развивающего образования. Это политехническая подготовка школьников, которая включает в себя не только фундаментальные, технические знания, образовательный курс инженерного 3D моделирования на основе программы Creo, но и технологии развития целостной личности (коммуникативные навыки, навыки презентации и самопрезентации, командообразование и лидерские характеристики личности). Целевую группу на первом этапе реализации проекта составят дети – ученики школ в возрасте 10-15 лет в количестве 120 человек – первый год обучения (8 групп). Проект Русская Инженерная школа не ограничивается открытием Детской Технической школы. В перспективе (через 1 год) жизнедеятельность проекта развернётся на территории Приволжского федерального округа, а в дальнейшем (через 3 года) на территории всей Российской Федерации и будет включать в себя Молодёжный Инженерный центр - высшее учебное заведение и Русскую Инженерную школу - институт переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров.

Цели

  1. Создать систему развития и поддержки научно-технического творчества детей и молодежи, возрождая исторические и фундаментальные ценности русской инженерной школы обучения, высокопрофессиональной и современной подготовки и переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров

Задачи

  1. Сформировать группы для обучения в Детской Технической школе
  2. Организовать учебный процесс с использованием инновационных комплексных методик обучения техническим дисциплинам и единой преемственной системы обучения детей, молодёжи и инженеров по принципу проектно-командного обучения
  3. Координировать процесс обучения

Обоснование социальной значимости

В течение ближайших 5 лет с ведущих предприятий, определяющих экономическую политику России, 70% высококвалифицированных инженеров уйдут на пенсию. В целях сохранения конкурентоспособности, многие этапы технологического процесса, которые ранее осуществлялись вручную, переносятся на компьютер. Бумажные эскизы и чертежи уходят в прошлое. Математические расчёты движения механизмов и прочности деталей компьютеризированы. Для работы по современным технологиям нужны квалифицированные специалисты нового поколения. Решить проблему дефицита кадров стремятся как на государственном уровне, разрабатывая специальные программы, улучшающие качество образования, и вовлекая школьников в увлекательный мир информационных технологий, так и со стороны бизнеса, который уже ощущает кадровый голод. Переход от экономики технологий к экономике знаний требует подготовки соответствующих инновационно – ориентированных специалистов, в первую очередь, для реального сектора экономики. Это относится не только к выпускникам вузов, но и к работающим специалистам для обеспечения принципа непрерывности обучения в период трудовой деятельности. Очевидно, что именно университеты должны внести основной вклад в вопрос кадров. Обеспечить подготовку профессиональных кадров, отвечающих требованиям, предъявляемым современным промышленным производствам можно только путём создания специально организованных условий, которые будут являться важнейшим недостающим звеном в российской инновационной цепочке, призванной поднять отечественное промышленное производство на надлежащий технический и организационный уровень. Наш проект подразумевает развитие организации «Русская Инженерная школа», задачей которой является создание системы развития и поддержки научно-технического творчества детей и молодежи, возрождение исторических и фундаментальных ценностей русской технической школы обучения, высокопрофессиональной и современной подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров.