Наиболее распространенной в России религией является православие. 73,6% ,4% привержены к исламу, менее двух процентов относятся к другим религиозным конфессиям. Атеисты 18,5%.
Рассмотрение социально-демографических характеристик выявляет следующие особенности: среди православных заметно некоторое преобладание женщин (60,4% против 39,6%), а среди атеистов - мужчин (66,5% против 33,5%). Также среди атеистов несколько больше с высшим и неполным высшим образованием, чем в среднем по выборке.
Однако, религиозная карта современного российского общества не так однозначна и определенна как представляется на первый взгляд. Дальнейшее исследование религиозной сферы жизни граждан России указывает на нечеткость и размытость в массовом сознании религиозных дефиниций. Так только 51,3% верят в существование бога, еще 26,1% православных верят в существование высшей силы, духа, разума. 5,2% не верят в существование бога. С другой стороны, 27% атеистов, верят в существование бога, высшей силы, высшего духа, разума и т.д.; только 43,5% атеистов твердо уверены, что бога не существует. Несколько по-другому обстоит ситуация у мусульман: 75,6% верят в бога. В высшую силу, духа и т.д. верят 16,7%.
Таким образом, по главному вопросу религии - отношению к предмету веры нет четкого понимания даже основных положений своей религиозной доктрины.
Это подтверждается также и ответами на вопрос "Как Вы считаете, существует ли только одна истинная религия, или истина содержится во многих религиях, или ни в одной религии нет истины?" Только 29,6 православных, уверены в том, что истина содержится лишь в одной религии, большинство же (43,9%) считает, что истина есть во многих религиях, 5,4 считают, что ни в одной религии нет истины.
С другой стороны, 7,6% атеистов считают, что истина содержится в одной религии. 19,2% данной группы полагают, что истина есть во многих религиях, и лишь 38,1% полагают, что ни в одной религии истины нет.
Таким образом, следует отметить, что процесс формирования религиозного сознания граждан России далек от завершения. Налицо интерес граждан к религии, стремление самоидентифицировать себя с определенной конфессией, но в тоже время объем религиозных знаний у большинства пока еще мал.
Нельзя также сказать, что россияне живут активной религиозной жизнью: так 3,6% посещают храм раз в неделю и чаще, несколько большее число (5,8%) посещает богослужения раз в месяц. По большим религиозным праздникам ходит в храм пятая часть (20,3%), почти столько же (23,3%) делают это раз в год и реже. А большинство (46,3%) признали, что практически никогда не посещают храм.
Женщины проявляют большую склонность к регулярному посещению богослужений, чем мужчины. Среди тех, кто посещает храмы один раз в месяц и чаще, женщин почти в два раза больше, чем мужчин. Чаще посещают храмы и люди преклонного возраста. Так среди тех, кто посещает богослужения несколько раз в неделю старшей возрастной группы (от 60 и выше) составляют 62,5%. Из православных практически никогда не посещают храмы 35,2%, большинство же тех, кто посещает, делает это в основном по большим церковным праздникам (25,3% данной группы).
Среди исповедующих ислам, число тех, кто чаще посещает храмы, выше, чем среди представителей прочих конфессий, - так чаще одного раза в неделю на богослужении присутствуют 10,3% этой группы. С другой стороны, среди мусульман выше число тех, кто практически никогда в храм не ходит (43,6%). Таким образом, число, не просто заявляющих о своей принадлежности к определенной конфессии, а действительно живущих религиозной жизнью, что подразумевает регулярное посещение храма и богослужений, относительно невелико, и составляет 9,4% (считая тех, кто ходит в храм раз в месяц и чаще). Это говорит о том, что, хотя религия играет все большую роль в жизни граждан России, реальное число верующих пока относительно не велико. Однако, стремление подавляющего большинства граждан России соотнести себя с какой-либо религиозной конфессией позволяет говорить о возможном увеличении числа реально верующих в будущем, что, помимо прочего, приведет к усилению роли в социально-политической жизни страны религиозных организаций и прежде всего - Русской Православной Церкви Палитра нетрадиционных религий в современной России поражает. Большинство из этих религиозных направлений находятся в зародыше, однако многие из них уже известны своей деятельностью. Особенностью для России можно считать, что многие религиозные направления пришли через посредников, не с Родины религии, а через западных учеников.
В России на сегодняшний день представлены почти все формы нетрадиционной религии. Среди новых религиозных течений - неохристианство. Эти религиозные течения, которые возникают в рамках традиционного христианства с учетом требований времени. Основным веропроповедническим источником неохристианских церквей выступает Библия, центральной фигурой религиозных доктрин - Иисус Христос. Неохристианство от исторического христианства отличается своим пониманием природы Иисуса Христа, Троицы, сущности Святого Духа, ада и рая. В Украине к неохристианским движениям относятся принесенные из-за границы миссии и новые церкви (Христианская миссия “Эммануил”, “Армия спасения”, Церковь Христа Святих Последних Дней (мормоны), Церковь полного Евангелия, Международная Церковь Христа, Киевский христианский центр “Новая жизнь”, Христианская церковь “Хвала и поклонение”, российское неохристианское образование Церковь Воскресающейся Богородицы и другие).
Религии ориенталистского направления представлены в России неоиндуизмом, течениями буддистского направления, движениями синтоистской ориентации. Характерным для неоиндуистских течений является опора на древнюю ведическую традицию с использованием достижений других культур, ценностей многих религий. Во всех неоиндуистских течениях популярны идеи универсализма, равности всех религий, как разных путей к Богу. В России неоиндуизм представлен общинами и центрами Международного Сообщества Сознания Кришны, Ошо Раджниша, Шри-Чинмоя, Миссии “Свет души”, Международного сообщества “Мировая чистая религия” (сахаджи), Саи-Бабы, последователями Трансцендентальной медитации и другими.
Буддистские течения представлены в России преимущественно их модернистскими отраслями, которые в своей совокупности получили название необуддизм. Необуддистские течения претендуют на ортодоксальное толкование учения Будды, объединяя в своих религиозных системах идеи различных похожих традиций, включая христианство. Буддизм в России представлен такими направлениями как, дзен-буддизм, нитерен, различными школами тибетского буддизма (карма, кагъю, дзогчен, гелугпа,).
Нетрадиционными являются также искусственные религии, которые хотят объединить элементы восточных и западных традиций древних и современных культур, философских, экзотерических и религиозных учений и вывести некую общую формулу. Синтетические религии рознятся вероучением, философией, социальными установками, однако все они пропагандируют сотворение системы этического оздоровления государства. Объединение элементов христианства и буддизма, христианства и ислама, ведических учений наблюдаются в религиозных новообразованиях, которые действуют сейчас в России, как Вера Бахаи, Общество ведической культуры, Церковь Унификации (Объединение) Муна, Великое Белое братство.
Большой разнообразностью отличаются теософские и изотерические группировки, которые развивают учения Рерихов, О.Блаватской, А.Безант, Д.Андреева, О.Бердника. Все теософские учения придают огромное значение мистическому опыту. Достигнуть непосредственного контакта с духовной реальностью можно с помощью интуиции, медитации, откровения или других измененных состояний сознания. Теософия питает большой интерес к оккультным явлениям. Она признает только одно начало дух или разум.
Проблемы многонационального государства
На месте Российской империи, в которой при определенных условиях вызревали предпосылки для формирования единой российской нации, было создано фактически наднациональное государство, где, с одной стороны, ни один народ по существу не был застрахован от репрессий и насильственного переселения, от подрыва вековых устоев национального образа жизни, национальной истории, а с другой - в рамках союзных республик различные нации и народности пользовались значительной культурной и политической автономией. К началу перестройки они управлялись влиятельными национальными номенклатурными кланами, группировками и даже мафиями, что способствовало подъему в них местного национализма и формированию теневой экономики. При этом этнические меньшинства в ряде республик, особенно Закавказских, подвергались ассимиляции, все возрастающей маргинализации и дискриминации со стороны титульных наций. Показательно, что наиболее жесткая дискриминация в политике по отношению к языкам малочисленных народов проводилась не в пользу русского языка, а в пользу языков титульной нации (например, в Грузии не практиковалась письменность на мегрельском и сванском языках, в Азербайджане - на талышском, курдском, лезгинском, в Таджикистане - на ягнобском и большинстве памирских языков и т. д.).
Данное обстоятельство помогает понять тот факт, что во многих республиках национальные движения нетитульных народов не имели антирусской направленности, а начались как конфликты национальных меньшинств против титульных наций: армян против азербайджанцев в Нагорном Карабахе, абхазцев, осетин против грузин и т. д.
Разумеется, нельзя отрицать наличия антирусских настроений среди отдельных категорий населения северокавказских республик. Нельзя исключить и попытки силовых решений проблем национального самоопределения тех или иных народов. Более того, кое-кто может выступить с оружием в руках против российского присутствия в регионе. Тем не менее, если исходить из кавказских реальностей во всей их совокупности, а не руководствоваться абстрактными схемами, то оказывается, что, например, южные осетины, как и абхазы, могут видеть врага в Грузии и стремиться в Россию, армяне Нагорного Карабаха могут видеть врага в Азербайджане и не возражать против того, чтобы Россия выступала, по крайней мере, в качестве посредника в решении их проблемы.
Аналогичные противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т. и. делают иллюзорным в обозримой перспективе формирование сколько-нибудь единого жизнеспособного политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России. Обоснованность этого довода воочию подтверди. бы неожиданно разгоревшийся осетино-ингушский конфликт, который может служить прецедентом и моделью для возможных в будущем конфликтов (между северокавказскими народами в том числе), если их сумеют склонить на путь перекройки по своему усмотрению национально-государственных границ.
При таком раскладе «кавказская война» может обернуться войной не только и не столько против «общего врага» в лице «Российской империи», сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.
Если вообще теоретически допустить возможность «ухода» России с Северного Кавказа, то нетрудно предположить непредсказуемые и кровавые последствия такого акта для всего региона: когда народы в полной мере осознают, что каждому из них суждено жить в собственном, самостоятельном во всех отношениях государстве, тогда территориальный вопрос выдвинется на передний план уже на качественно новом уровне, в иных координатах измерения и конфликты едва ли удержатся в локальных рамках.
Именно сильная и процветающая Россия может послужить реальным гарантом политической и экономической стабильности и безопасности этих народов и республик.
Рассуждения о сепаратизме, «России регионов» и т. д. строятся, по сути дела, на упрощенном понимании государства (особенно российского) как якобы механического или лоскутного образования, которое можно как угодно перелатывать и перекраивать, разбирать по частям или просто аннулировать по воле тех или иных лиц и организаций. Касаясь вопроса о возможностях и перспективах сепаратизма и формирования новых государственных структур вне и вопреки воле России, нужно учитывать следующее, исторически сложившееся обстоятельство: каждый отдельно взятый народ и каждая отдельно взятая республика наитеснейшими и неразрывными узами связаны с Россией - именно каждая в отдельности, но не все вместе, не в качестве единого экономического, политического, культурного или иного комплекса. Не случайно получилось и так, что каждая отдельно взятая республика в несравненно большей степени заинтересована в своих связях с Россией в целом, чем в сепаратных связях с входящими в ее состав республиками на индивидуальной или коллективной основе.
Особенно важное значение имеет то, что почти все аспекты и стороны жизни подавляющего большинства народов России к настоящему времени подверглись глубокой трансформации на путях секуляризации (т. е. освобождения от церковного влияния) и модернизации. Они глубоко затронули не только социальные, экономические и политические структуры, но и сам образ жизни, систему ценностей, ориентаций и установок. Многосторонние связи, пронизывающие экономические, культурные, образовательные, духовные, политические и иные реальности, стали утвердившимся и необходимым фактором жизни всех без исключения республик и регионов России, и его нельзя ни отменить, ни игнорировать, не задевая и не подрывая жизненные интересы любого народа. Подавляющее большинство народов бесповоротно освоили и интегрировали важнейшие аспекты и атрибуты общероссийского образа жизни.
Вера в Бога окружает человека с младенчества. В детстве этот еще неосознанный выбор связан с семейными традициями, существующими в каждом доме. Но позже человек может сознательно сменить конфессию. Чем они похожи и чем отличаются одна от другой?
Понятие религии и предпосылки ее появления
Слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, то есть священное. Началом и смыслом любой религии является вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен.
Известно несколько предпосылок появления религии. Во-первых, испокон веков человек пытается выйти за границы этого мира. Он стремится найти спасение и утешение за его пределами, искренне нуждается в вере.
Во-вторых, человек хочет дать объективную оценку миру. И тогда, когда он не может объяснить только естественными законами происхождение земной жизни, то делает предположение о том, что ко всему этому приложена сверхъестественная сила.
В-третьих, человек полагает, что разные события и происшествия религиозного характера подтверждают существование Бога. Список религий для людей верующих уже служит реальным доказательством существования Бога. Объясняют они это очень просто. Если бы не существовало Бога – не было бы и религии.
Древнейшие виды, формы религии
Зарождение религии произошло еще 40 тысяч лет тому назад. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи.
В соответствии с этим выделяют следующие виды древних религий:
- Тотемизм. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была вера в сверхъестественную силу оберега (тотема).
- Магия. Эта форма религии, основанная на вере в магические способности человека. Маг помощью символических действий способен воздействовать на поведение других людей, естественные явления и предметы с положительной и отрицательной стороны.
- Фетишизм. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности.
- Анимизм. Все явления природы, предметы и люди имеют душу. Она бессмертна и продолжает жить вне тела даже после его смерти. Все современные виды религий основаны на вере в существование души и духов.
- Шаманизм. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии.
Список религий
В мире насчитывается более ста различных религиозных направлений, включая древнейшие формы и современные течения. Они имеют свое время возникновения и отличаются количеством последователей. Но в основе этого большого списка лежат три самые многочисленные мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Каждая из них имеет различные направления.
Мировые религии в виде списка можно представить следующим образом:
1. Христианство (почти 1,5 млрд человек):
- православие (Россия, Греция, Грузия, Болгария, Сербия);
- католицизм (государства Западной Европы, Польша Чехия, Литва и другие);
- протестантизм (США, Великобритания, Канада, ЮАР, Австралия).
2. Ислам (около 1,3 млрд человек):
- суннизм (Африка, Центральная и Южная Азия);
- шиизм (Иран, Ирак, Азербайджан).
3.Буддизм (300 млн человек):
- хинаяна (Мьянма, Лаос, Таиланд);
- махаяна (Тибет, Монголия, Корея, Вьетнам).
Национальные религии
Кроме того, в каждом уголке мира существуют национальные и традиционные религии, также со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах. По этому признаку различают такие виды религий:
- индуизм (Индия);
- конфуцианство (Китай);
- даосизм (Китай);
- иудаизм (Израиль);
- сикхизм (штат Пенджаб в Индии);
- синтоизм (Япония);
- язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).
Христианство
Эта религия возникла в Палестине в Восточной части Римской Империи в I веке нашей эры. Ее появление связано с верой в рождение Иисуса Христа. В 33 года он принял мученическую смерть на кресте, чтобы искупить грехи людские, после чего воскрес и вознесся на небеса. Таким образом, сын Бога, воплотивший себе сверхъестественную и человеческую природу, стал основателем христианства.
Документальная основа вероучения – Библия (или Священное Писание), состоящая из двух самостоятельных сборников Ветхого и Нового Завета. Написание первого из них тесно связано с иудаизмом, от которого берет свое начало христианство. Новый Завет был написан уже после зарождения религии.
Символы христианства – православный и католический крест. Основные положения веры определены в догматах, которые основаны на вере в Бога, сотворившего мир и самого человека. Объекты поклонения – Бог-Отец, Иисус Христос, Святой дух.
Ислам
Ислам, или мусульманство, зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале VII века в Мекке. Основателем религии стал пророк Мухаммед. Этот человек с детства был склонным к одиночеству и часто предавался благочестивым размышлениям. Согласно учению ислама, в 40 лет на горе Хира к нему явился небесный посланник Джабраил (архангел Гавриил), который и оставил в его сердце надпись. Как и многие другие мировые религии, мусульманство основывается на вере в одного Бога, но в мусульманстве его называют Аллах.
Священное писание – Коран. Символами ислама являются звезда и полумесяц. Основные положения мусульманской веры заключены в догматах. Они должны признаваться и беспрекословно выполняться всеми верующими.
Основные виды религии - суннизм и шиизм. Их появление связано с политическими разногласиями между верующими. Так, шииты по сей день считают, что истину несут только прямые потомки пророка Мухаммеда, а сунниты думают, что это должен быть избранный член мусульманской общины.
Буддизм
Буддизм зародился в VI веке до нашей эры. Родина – Индия, после чего учение распространилось в страны Юго-Восточной, Южной, Центральной Азии и на дальний Восток. Учитывая, сколько существуют другие наиболее многочисленные виды религий, можно смело утверждать, что буддизм является самой древней из них.
Основатель духовной традиции – Будда Гаутама. Это был обычный человек, родители которого удостоились видения, что вырастет их сын Великим Учителей. Будда также был одинок и склонен к размышлениям, и очень быстро обратился к религии.
В этой религии нет объекта поклонения. Цель всех верующих – достичь нирваны, блаженного состояния прозрения, освободиться от собственных оков. Будда для них представляет собой некий идеал, на который следует равняться.
В основе буддизма лежит учение о четырех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинном пути к прекращению страдания. Этот путь состоит из нескольких ступеней и делится на три этапа: мудрости, нравственности и сосредоточения.
Новые религиозные течения
Кроме тех религий, которые зародились очень давно, в современном мире до сих пор продолжают появляться новые вероучения. В их основе по-прежнему лежит вера в Бога.
Можно отметить следующие виды современных религий:
- саентология;
- неошаманизм;
- неоязычество;
- бурханизм;
- неоиндуизм;
- раэлиты;
- оомото;
- и другие течения.
Этот список постоянно видоизменяется и дополняется. Некоторые виды религий особенно популярны среди звезд шоу-бизнеса. Например, саентологией всерьез увлечены Том Круз, Уилл Смит, Джон Траволта.
Эта религия возникла в 1950 году благодаря писателю-фантасту Л. Р. Хаббарду. Саентологи считают, что любой человек изначально хороший, его успех и душевное равновесие зависят от него самого. Согласно фундаментальным принципам этой религии, люди – бессмертные существа. Их опыт имеет более продолжительный срок, чем одна человеческая жизнь, а способности неограниченны.
Но все не так однозначно в этой религии. Во многих странах считается, что саентология – это секта, псевдорелигия с большим капиталом. Несмотря на это течение очень популярно, особенно в Голливуде.
УРОК ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ
Народы и религии мира
Этнография - наука о народах. «Этнос» (греч.) – народ.
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/28/s_59f47c8ade575/img1.jpg)
ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ
ЭТНОС - это исторически сформировавшаяся группа людей, обладающая общностью территории, языка, культуры и национальным самосознанием.
Всего в мире
около 4000
народов или
этносов
В АЖНЕЙШИМ ПРИЗНАКОМ ЭТНОСА ЯВЛЯЕТСЯ ЯЗЫК .
По родству языка народы объединяются в языковые семьи
Языковые семьи,
всего в мире около 20
Афразийская
Индоевропейская
Арабские народы, 270 млн. чел, 6%
150 народов, 2,7 млрд. чел – 43%
Сино-тибетская
Нигеро-кордофанская
Более 1 млрд. чел, 22%
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/28/s_59f47c8ade575/img2.jpg)
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/28/s_59f47c8ade575/img3.jpg)
Самые распространённые языки мира
Крупнейшие народы мира
- Китайский
- Английский
- Испанский
- Арабский
- Хинди
- Бенгали
- Португальский
- Русский
- Японский
- Немецкий
- Китайцы
- Хиндустанцы
- Бенгальцы
- Американцы США
- Бразильцы
- Русские
- Японцы
- Пенджабцы
- Бихарцы
- Мексиканцы
- Яванцы
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/28/s_59f47c8ade575/img4.jpg)
ПО ОСОБЕННОСТЯМ НАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА
ВСЕ СТРАНЫ МИРА МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ:
МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ
ОДНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ
ДВУНАЦИОНАЛЬНЫЕ
Польша
Канада
Португалия
Бельгия
Венгрия
Ирак
Саудовская Аравия
Турция
Сирия
Япония
Швеция
Бангладеш
Индонезия
Индия
Россия
Китай
Пакистан
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/28/s_59f47c8ade575/img5.jpg)
Религия - это одна из форм культуры, особое мировоззрение,
основанное на поклонении высшим силам .
РЕЛИГИИ
МИРОВЫЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
христианство
Индуизм
Синтоизм
Конфуцианство
Иудаизм
буддизм
ислам
(Индия)
(Япония)
(Китай)
(Израиль)
католицизм
православие
протестантизм
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/28/s_59f47c8ade575/img6.jpg)
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/28/s_59f47c8ade575/img7.jpg)
География мировых религий
христианство
католицизм
Западная Европа, Латинская Америка
Восточная Европа, Россия, Армения, Грузия, Эфиопия
православие
протестантизм
Северная Европа, Северная Америка, Австралия, Южная Африка
ислам
Северная Африка, Юго-Западная Азия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш
буддизм
Юго-Восточная Азия, Восточная Азия
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/28/s_59f47c8ade575/img8.jpg)
Христианство
Одна из трёх мировых религий
Исповедуют 2,4 млрд. человек
Возникло в начале 1 тыс. н. э. на востоке Римской империи, в Юго – Западной Азии.
В 1054 г. эта религия раскололась на три ветви
Католическую Протестантскую Православную
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/28/s_59f47c8ade575/img9.jpg)
Ислам значит - “покорность Богу”, Возник в 7 в. среди населения Аравийского полуострова (Юго-Западная Азия).
Священная книга ислама - Коран (по-арабски - “то, что читают”). Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т.д.
Исповедуют 1,3 млрд. человек
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/28/s_59f47c8ade575/img10.jpg)
Буддизм - древнейшая из трех мировых религий.
Как мировоззрение буддизм возник в Индии, где родился и учил Будда. Это произошло в середине первого тысячелетия до нашей эры - в период подлинного расцвета культуры Индии.
Высшая цель - состояние просветления, полное развитие всех качеств ума. Исповедуют 500 млн. человек.
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/28/s_59f47c8ade575/img11.jpg)
Религия – форма общественного сознания, совокупность духовных представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы.
Толерантность – (лат.) терпение. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Секта – религиозная организация, характеризующаяся противостоянием действующей в обществе церкви.
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/28/s_59f47c8ade575/img12.jpg)
ПОМНИ!
На карте мира более 200 стран, несколько тысяч народов, и каждый интересен по своему.
Но важно помнить, что нравственные, интеллектуальные черты личности не зависят от того какой ты религии или национальности, а зависят от того насколько человек воспитан, образован, какой обладает волей и усердием, а также от целеустремленности.
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/28/s_59f47c8ade575/img13.jpg)
Что мы узнали на уроке?
Что нового узнал?
Что не понял?
Оцени свою работу на уроке
Я внимательно слушал сообщения учителя и учащихся
☺
Я понял все задания и могу ответить
Я оформил результаты своей работы на уроке в тетради
☺
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/28/s_59f47c8ade575/img14.jpg)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Учить записи.