Что такое расстановки по хеллингеру и как их провести самостоятельно. Базовые идеи системной структурной расстановки

Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру Вебер Гунтхард

От семейной расстановки к системной структурной расстановке. Инза Шпаррер и Маттиас Варга фон Кибед

От семейной расстановки к системной структурной расстановке.

Инза Шпаррер и Маттиас Варга фон Кибед

1. Базовые идеи системной структурной расстановки

Системная работа методом структурной расстановки построена на основе семейной расстановки по Берту Хеллингеру. Она представляет собой распространение метода расстановки семейной системы на другие контексты. Основная идея метода системных структурных расстановок заключается в предположении, что по аналогии с семейными структураки мы формируем внутренние модели других важных для нас систем. Это предположение ведет к поиску адекватного переноса принципов семейной расстановки (СемР) на другие системные контексты. При этом обнаруженные Бертом Хеллингером принципы принадлежности, временной иерархии и приоритета более высокого уровня участия оказываются важны также и в несемейном контексте, пусть и в несколько более абстрактной форме.

Для других контекстов в первую очередь следует выяснять следующее:

а) кто входит в систему;

б) что в новой системе означает исключение;

в) в какой форме для каких частей новой системы существует временная иерархия;

г) что в этом контексте означает участие;

д) какие другие специфические закономерности присущи соответствующему контексту.

С помощью системной структурной расстановки мы пытаемся дать такие общие рамки для синтаксических и семантических закономерностей системного. Эта метамодель работы методом расстановки дает возможность менять различные контексты. При этом базу, как системный уровень, где мы имеем основной личный опыт, образует семейная система (в обобщенном смысле). Системы других контекстов могут рассматриваться как параллельные уровни, входящие в резонанс с ней и друг с другом.

Таким образом, одну форму расстановки можно менять на другую. При этом мы просим исполнителей ролей в первую очередь сообщать о своих телесных ощущениях. Такой образ действий позволяет прояснять модели представленных структур (проблем, ситуаций решения и т. д.) с минимальной долей интерпретаций со стороны заместителей. При этом представляющая группа сама действует как способный к восприятию организм, наблюдающий и отображающий представленную систему. Найденные таким образом решения могут переноситься с одного контекста на другие. Мы можем выбирать структурный уровень расстановки так, чтобы он максимально точно соответствовал контексту, в котором клиенты называют свой запрос. Это позволяет нам не отходить от языка и мировоззрения клиентов (облегченный pacing).

Метод системной структурной расстановки, на наш взгляд, может рассматриваться как практика метамодели различных форм системной расстановочной работы. В результате систематического рассмотрения переходов между расстановками и существующими проблемами, психосоматическими процессами и семейными структурами становятся доступны общие черты различных системных уровней, которые позволяют прийти к более общему пониманию принципов системной терапии и помогают прояснить отношение системной формы к другим формам терапии. По нашему опыту, вышестоящие процессуальные модели, которые становятся видимыми благодаря переводу одного вида системной расстановки в другой, вычленить из каждого вида по отдельности зачастую невозможно.

2. Виды системных структурных расстановок

В расстановках проблем (РП) речь идет о расстановке структуры, при которой желаемая цель до сих пор не была достигнута. Структура проблемы характеризуется тем, что должны быть достигнуты цели, путь к которым прегражден препятствиями. Желание преодолеть препятствия дает толчок к изменению. В РП расставляются структурные аспекты проблемы (фокус, цель, от одного до трех препятствий, один-два неиспользованных ресурса, (скрытая) выгода и будущая задача), которые затем путем перестановок и работы процесса переводятся в интегрирующий все части образ-решение. Во время расстановки происходит скрытый процесс переистолкования, когда все проблематичные ранее части, к примеру, препятствия, получают значение продуктивных аспектов («защитных дамб» или «помощников»). ПР показывает, как вообще осуществляется изменение, в то время как тетралеммная работа (см. ниже) поясняет, как имеющийся мотив дает отличиям возможность действовать. В качестве примера часто встречающейся закономерности при смене структурного уровня на образ семьи можно упомянуть тенденцию аналогии цели и лояльности по отношению к родителям, а также будущей задачи и лояльности по отношению к бабушкам и дедушкам.

В расстановках тела (РТ) расставляются части тела, органы, функциональные круги и внешние вспомогательные средства и влияния (например, лекарства, наркотические средства, стрессовая внешняя среда и др.). В первом образе расстановки проявляются отношения расставленных частей друг к другу и, в свою очередь, показывают, что должно быть изменено. Так, например, становится видно, каким органам тела нужно больше «контакта», как лекарство вмешивается в структуру отношений, как и где оно может быть максимально эффективно, когда и в какой форме какие внешние влияния возникают и, наконец, как можно смягчить или снять неблагоприятные воздействия. В этих расстановках часто наблюдается смена структурного уровня на семейную расстановку.

Другим видом РТ является расстановка медицинских моделей тела. Здесь, в противоположность привычной расстановке тела, перед нами предстает закрытая в себе система. Так, когда в расстановках функциональных кругов мы работаем с пятью функциональными кругами ТСМ, выбор составных частей и их комплектность четко задана, в то время как в обычной РТ выбор частей, естественно, варьируется. РТ родственны гомеопатические системные расстановки и содержащиеся в них расстановки образов медикаментов и системы симптомов пациента.

Расстановки фактуры языковых структур (РФЯС) соединяют в себе элементы гелиотерапевтической метафорической работы с методом расстановки. Центральные фразы из описания проблемы или ключевые строки любимых сказок или песен анализируются с лингвистической точки зрения и представляются с помощью исполнителей ролей. Здесь тоже часто наблюдается быстрый переход к структурам проблем и семей. Мы рассматриваем РП как подходящую глубинную структуру для понимания РФЯС; структура РП дает матрицу для формирования гипотез о том, какую часть расставленной фразы к какому частичному аспекту проблемы следует относить. Кроме того, таким образом можно заметить отсутствие релевантных частичных аспектов в РФЯС, причем чаще всего вычеркнутой частью РФЯС (если рассматривать РГТ как глубинную структуру РФЯС) является скрытая выгода (лежащая в основе РП). Поэтому в процессе перестановки мы часто добавляем эту часть, назвав ее, к примеру, «тем, что при этом было забыто».

Тетралеммная работа (ТЛР) служит для обнаружения незамеченных и на языковом уровне часто практически недоступных альтернатив, затемненных контекстов проблемы и исключенных возможностей сочетания противоположностей в ситуациях дилеммы Тетралеммные расстановки работают со структурой из индийской логики - тетралеммой (санскрит: catuskoti) и ее расширением в буддийской логике (отрицательной тетралеммой, так называемым четырехкратным отрицанием Madhyarrukas). При этом экстернализируются и (в осторожной форме «future pacing») расширяются внутренние процессы, которые клиент до этого проходил при наличии дилеммы В качестве расставляемых частей, наряду с фокусом (как перспективой клиента), используются обе стороны дилеммы («одно», «другое») и две другие позиции («и то, и другое», «ни то, ни другое»), а также пятая «(не)-позиция» («не все это - и даже не я»).

Заместители пятого аспекта образуют «свободные элементы», то есть они могут менять позицию по собственному усмотрению Этот пятый аспект ситуаций произвольного решения указывает на незавершаемость вышестоящих прозрений и через свое собственное применение, то есть тем, что он сам отказывает себе в характере окончательного понимания, он предотвращает свое догматизирующее использование. Это так называемое отрицание тетралеммы ведет к более глубоким принципам прерывания моделей и обнаруживает связи с методами эриксоновской гипнотерапии.

Какого рода терапевтическую или когнитивную пользу можно ожидать в случае остальных позиций? Во-первых, рамки ТЛР делегируют скрытое предположение, что каждая проблематичная ситуация решения, приведшая к позиции или-или, недостаточно учитывает как минимум три релевантные позиции. В тетралеммных расстановках, установив надлежащую связь фокуса, то есть перспективы клиента, с позициями от третьей до пятой, можно сделать для клиентов эти позиции телесно-познаваемыми.

Переход к «и тому, и другому» является, на наш взгляд, формой внутреннего рефрейминга и служит обнаружению одного из пяти видов незамеченных вариантов совместимости или сочетания обеих позиций в изначальной дилемме. Этими пятью вариантами являются:

а) компромисс (то есть, например, частичное признание правоты каждой из обеих первых позиций или их учет в некотором определенном соотношении, как при разделении сфер полномочий в коллективе);

б) итерация (то есть временно сменяющееся предпочтение определенной альтернативы, как, например, при регулировании посещений детей после разводов);

в) мнимое противоречие (то есть понимание того, что альтернативы первой и второй позиций, рассматривавшиеся до сих пор как дилемма, исключали друг друга не фактически, но лишь в нашей прежней конструкции действительности; то есть, например, когда что-то заставляет стать недействующим предположение, что верность одному из родителей автоматически является формой неверности другому);

г) смещение тезиса (то есть переход от альтернатив, рассматривавшихся ранее как дилемма, к другому, родственному, однако теперь больше сочетающему их друг с другом пониманию, как, например, признание высокой цены пожертвованной альтернативы как того, что делает выбранную альтернативу еще более ценной; это соответствует тезису Хеллингера о том, чтобы «дать ценности невыбранного влиться в выбранное»;

д) парадоксальное соединение (то есть форма, позволяющая одновременно оставить в силе два противоречащих друг другу принципа, например, когда друг другу противоречат требования родительской и нынешней семьи и тем не менее и те, и другие сохраняются как справедливые благодаря позиции готовности стать виноватым).

Переход от третьей позиции к четвертой, то есть от «и то, и другое» к «ни то, ни другое» представляет собой форму внешнего рефрейминга. Здесь становится ясен до сих пор не замеченный или недостаточно замеченный контекст дилеммы; в этой позиции клиенты узнают, как вообще получилось, что дилемма могла настолько подчинить себе их взгляд и силы.

По четвертой позиции мы различаем три вида процессов:

а) круги почета (чтобы использовать ориентированное на решение и потому более уместное определение напрасных рецидивов, данное Гунтером Шмидтом),

б) смещения симптомов и

в) креативные шаги.

В случае отрицательной тетралеммы, используемой нами для ТЛР, не существует ни абсолютно правильной, ни последней позиции; она представляет собой схему бесконечного в принципе процесса нового развития. Каждый из пяти аспектов, как переход от блокированной ранее ситуации, может представлять собой локальный разрешающий шаг, но каждая из этих позиций может также принимать патогенную или застывшую форму. Тогда схема отрицательной тетралеммы представляет собой своего рода карту структуры внутренних процессов выяснения при наличии противоположностей, которая в блокированной ситуации всегда дает указания, позволяющие найти подходящую позицию для ориентированного на решение изменения. (О ТЛР см.: Vargav. Kibed, 1995, 1997, а также Sparrer u. Kibed).

Так как многие дилеммы, по-видимому, связаны с распределением открытых и скрытых лояльностей по отношению к родителям, часто происходит естественный переход к пониманию обеих первых позиций как родительского представительства; по аналогии с этим при удачном переходе к «и тому, и другому» возникает аналогия с принятием обоих родителей и тем самым с родительской семьей, а «ни то, ни другое» превращается, таким образом, в нынешнюю семью. При переходе от ТЛР к РП в четвертой позиции незамеченный контекст дилеммы часто оказывается аналогией со скрытой выгодой или будущей задачей РП.

Для расстановки подлинной темы (РПТ) требуется всего три заместителя (с надлежащими формами диссоциации она относительно легко интегрируется в индивидуально-терапевтический контекст). Этот вид расстановки можно понимать как частичную расстановку тетралеммы или проблемы; основную идею поясняет следующая схематическая аналогия:

РПТ - Фокус Официальная тема Подлинная тема

ТЛР - Фокус Одно Ни то, ни другое

РП - Фокус Цель Будущая задача или (скрытая) выгода

Часто оказывается, что официальная тема клиента аналогична открытой лояльности по отношению к родителям, подлинная же тема - аналогична скорее скрытой лояльности по отношению к одному из родителей (структурный уровень меняется на СР!).

Расстановки религиозных полярностей (РРП) проясняют статус основных убеждений и «belief systems» в зависимости от ограниченных травматизациями доступов к основным религиозным позициям. Для этого мы используем возникшее во французской религиозной философии разделение основных убеждений по трем полярностям - любви, познания и долга (или порядка).

Эта форма расстановки, так же, как расстановка трансформации сути (РТС - форма расстановки, разработанная нами на основе восходящего к С. и S. Andreae и существенно модифицированного Зигфридом Эссеном метода трансформации сути в НЛП), оказывается особенно подходящей для того, чтобы продвинуться от формулируемых на языке к доречевым основам наших позиций, доступным скорее по телесным ощущениям.

В организационных расстановках (ОР) в используемой нами форме структурных расстановок применяются аналогии с образами семьи, ПР, РРП и аспекты ТЛР для системного консультирования предприятий и супервизии. При этом с помощью заместителей представляются как отдельные лица, так и коллективы, проектные группы, иерархические уровни, а также ценности и цели предприятия.

Организационные расстановки в узком смысле, где представляются частичные аспекты предприятия, могут давать указания на забытые перспективы и системные элементы, прекращать неправильное понимание последовательностей и принадлежности и показывать непризнание достижений и отдачи. Использование ПР в работе с организациями служит поиску ресурсов и интеграции, в то время как ТЛР могут применяться здесь скорее для разрешения конфликтов и обнаружения креативных условий контекста для новых решений. И, наконец, РРП в рамках ОР может служить для конструирования новых способов видения для фирмы и для ликвидации блокад, возникших вследствие проблематичной позиции по отношению к основным ценностям организации.

Организационные расстановки представляют собой особый случай смешанных символических расстановок, которые можно понимать как обобщение связи более абстрактных образов семьи с аспектами РП, РФЯС и ТЛР.

В расстановке классов знаков вместо темы клиента расставляются девять классов знаков по Чарльзу Сандерсу Пирсу и изменяются затем в образ-решение, где разные знаки находятся в хорошем контакте. При этом возникают интересные аналогии классов знаков, частей проблемы и семейных структур.

Силлогистические расстановки базируются на силлогистическом квадрате аристотелевской логики, то есть, в противоположность ТЛР, они используют стандартную логическую базовую структуру. Они служат прежде всего для выработки ощущаемого доступа к позитивным и негативным исключениям и обобщениям.

Политические расстановки, уже примерно с 1990 года используемые Зигфридом Эссеном, применялись нами, например, для рассмотрения югославского конфликта (1994). Эти расстановки находят применение в социально-психологической и педагогической сфере.

В супервизионных расстановках используется заместитель терапевта или консультанта, чье видение запроса его клиента становится здесь темой. В этих расстановках идет поиск надлежащей позиции консультанта по отношению к проблемной структуре клиента. Сам консультант рассматривается в расстановке как клиент.

В многоперспективных расстановках мы используем несколько «фокусов»; так, например, семья расставляется одновременно с точки зрения ребенка и одного из родителей, или проблема расставляется одновременно с точки зрения двух конфликтующих партий, например, в форме синхронной двойной тетралеммной расстановки. Здесь есть сходства с Paar-Parts-Party в духе Виржинии Сатир.

Расстановки решений, расстановки девяти полей и расстановки приближения к цели соединяют в себе методы расстановочной работы с идеями ориентированной на решение краткосрочной терапии по де Шазеру.

В основе расстановок конфликтов лежит концепция расстановок по недоразумению, которую мы используем для ответа на вопрос, почему в повседневной жизни постоянно не возникают эффекты, аналогичные расстановкам. Мы отвечаем на этот вопрос так: хотя такие эффекты и возникают постоянно, но они, как правило, нивелируются параллельным возникновением и отсутствием единого фокуса («шумы»). Но иногда контекстуальные условия в обычной жизни тоже заставляют человека оказаться на месте важного члена другой системы, что может привести к необъяснимому для всех участвующих лиц (и потому, как правило, быстро вытесняемому) поведению нескольких человек. Тогда расстановкой конфликта мы называем намеренную реконструкцию условий подобной расстановки по недоразумению; этот метод является в таких случаях действенным средством разрешения конфликта.

Наша концепция расстановки по недоразумению приводит к системно модифицированному пониманию проекции: вместо «структура А проецируется на структуру Б» в соответствии с этим должно быть: «другие, в особенности близкие люди втягиваются в пустые места вместо важных, часто исключенных лиц другой системы, которых начинают замещать».

В сценарных расстановках и тренинге креативности с помощью расстановок перестановки не ориентированы в первую очередь на решение. В гораздо большей степени они призваны показать множество верных осложнений экспозиции истории или динамики конфликта (ср.: Varga v. Kibed, 1997b).

Особое преимущество работы с помощью системных структурных расстановок обнаруживается в расстановках со сменой структурных уровней. Они были объяснены выше на многих примерах; центральная идея заключается здесь в том, что сходства структур отношений в различных системах допускают смену интенционального уровня значений репрезентации (системный резонанс). Так, например, можно исходить из проблематичной модели действий и оттуда перейти к структуре психосоматических симптомов или родительской семьи или дать проявиться аналогиям профессиональных и личных моделей проблем. Таким образом обнаруживается множество незамеченных путей учиться у самого себя.

3. Интервенции, системное и образ человека

В качестве форм интервенций внутри расстановочной работы мы различаем постановочную работу (добавление забытых частей, изменение расположения частей), диагностические тесты (перестановки для прояснения действующих в системе деструктивных динамик) и работу энергии, информации или процесса (усиление связей между частями через прикосновение или зрительный контакт; работа печали, возврат перенятых чувств, вины или заслуг; ритуальный диалог). Следует четко различать грамматику шагов этих форм интервенций (подробнее об этом, а также о перечисленных формах расстановки см. в: Sparrer u. Varga v. Kibed, 1996, 1997). Иерархия базовых принципов семейных расстановок, о переносе которых на несемейные контексты шла речь сначала, оправдана рассмотрением общих системных свойств. Так, примат равного права на принадлежность обеспечивает существование системы, поскольку исключение делает неясными границы системы. По аналогии с этим приоритет более поздней системы перед более ранней гарантирует возможность размножения данного вида систем. Признание более высокой степени участия важно для обеспечения «иммунных сил» системы в кризисных условиях (ср. также Sparrer u. Varga v. Kibed, Sparrer, 1997a, Varga v. Kibed, 1997).

В расстановочную работу могут быть интегрированы гипнотерапевтические и системные методы различных школ. На наш взгляд, мнимо резкое разделение различных терапевтических школ, называющих себя системными, можно преодолеть, если, с одной стороны, опробовать целесообразные сочетания форм разных школ и, с другой стороны, дать более широкое понятие системного вместо многих несовместимых характеристик. Мы предлагаем понимать системное как предикат смены аспекта; в соответствии с этим «системным» должен называться переход к позиции, где большая, чем раньше, область феноменов объясняется чертами общей динамики системного контекста, а не свойствами элементов системы (ср.: Varga v. Kibed, 1997a).

Помимо требований, исходящих из познаний семейной расстановки, системная структурная расстановка ведет еще и к измененному образу человека. Она показывает, как самые разные уровни человеческого опыта и поведения могут пониматься в резонансе с моделями семейных отношений, но также (за рамками семейно-ориентированной точки зрения) и то, как другие виды моделей отношений могут вести к резонансам такого рода. Кроме того, она показывает тот способ, которым (говоря словами Бубера) бессознательное находится не в нас, а между нами. Мы рассматриваем системные структурные расстановки как подход, базирующийся на уважительном обращении с системным восприятием и понимающий этот вид восприятия как ссылку на бессознательное между нами.

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

ОБ ОСНОВАХ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ

Из книги Что же со мной такое? автора Кучера Илзе

Заметки о философских основах и методических предпосылках системной работы методом расстановки. Маттиас Варга фон Кибед В этой статье я хотел бы ограничиться рядом тезисов, облегчающих понимание принципов системной работы методом расстановки (подробнее об этом в Sparrer u.

Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

О КОНТЕКСТАХ И ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ

Из книги Системная психотерапия супружеских пар автора Коллектив авторов

Как создать хорошие условия для семейной расстановки в группах? Петер Крайц Как и возникновение произведения искусства, семейная расстановка тоже представляет.собой комплексный процесс, который как целое больше, чем как сумма его частей.Профессиональные предпосылки,

Из книги автора

О технике семейной расстановки. Якоб Роберт Шнайдер В своем предварительном понимании техники мы рассматриваем ее как средство для осуществления поставленной человеком цели. Мы используем ее как инструмент в достижении какой-то определенной пользы. В условиях

Из книги автора

ОСОБЫЕ ТЕМЫ В СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКЕ

Из книги автора

Доступ через телесный уровень как помощь в семейной расстановке. Барбара и Ханс Эберхард Эбершпрехер Каждый, кто занимается семейной расстановкой, пытается комбинировать этот метод работы с теми подходами, которые он практиковал раньше. Так, существует опыт

Из книги автора

Нужна ли дополнительная работа после семейной расстановки? Хайди Байтингер Контекстуальные рамки дополнительной индивидуальной терапевтической работыКлиенты приходят ко мне с разными проблемами. Большинство записываются на семинары по расстановкам, которые я

Из книги автора

УЧИТЬСЯ И УЧИТЬ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКЕ

Из книги автора

Системный креативный тренинг: тетралеммные расстановки и работа методом расстановки с авторами сценариев. Маттиас Варга фон Кибед Область применения системных структурных расстановок (ср. Sparrer и Varga v. Kibed, 1997) выходит за рамки терапии и консультирования. Эти формы

Из книги автора

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ В СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКЕ Связь Главное, что нужно сказать о связи, это то, что она существует, хотим мы того или нет. В момент зачатия между родителями и ребенком возникает связь. Связь с родителями сохраняется и влияет на нашу жизнь, даже если мы находимся

Из книги автора

Из книги автора

Процесс семейной расстановки Прежде чем объяснить, как проходит семейная расстановка, я хотела бы сказать несколько слов о смысле этого метода терапии. На первом месте стоит выявление системных переплетений. Затем следует процесс поиска решения. В идеальном случае на

Структурные расстановки — одна из разновидностей метода системных (семейных) расстановок. Структурные расстановки возникли в 80-е годы XX века. Родоначальниками структурных расстановок принято считать Маттиаса Варгу фон Кибеда и Инзе Шпаррер . Они положили в основу своего метода философские идеи постмодернизма, теорию "универсальной грамматики" и некоторые принципы краткосрочной терапии, ориентированной на решение.

Сам Берт Хеллингер структурные расстановки не практикует, т.е. в строгом смысле слова этот вид расстановок нельзя назвать "расстановками по Хеллингеру".

Основное отличие структурных расстановок от классических семейных следующее. Если в семейных расстановках любую проблему клиента принято представлять через взаимодействие членов его семьи, то в структурных расстановках проблема описывается "непосредственно" , т.е. из описания, данного клиентом, выделяются элементы и определяется логически непротиворечивое взаимодействие между ними.

Возможность решать конкретные практические проблемы, заявленные клиентом, без перехода в контекст семьи, являются преимуществом структурных расстановок. В частности, это делает структурные расстановки популярными в бизнес-среде для решения задач, связанных с работой организаций.

Логическая непротиворечивость и бОльшая подконтрольность структурных расстановок делает их также популярными у клиентов, психотерапевтов и консультантов, которые не готовы иметь дело с непредсказуемостью классических семейных и особенно духовных системных расстановок. Также структурные расстановки эффективны в индивидуальной работе (без группы), где расстановщик не имеет дополнительной информации от заместителей, и может помогать себе, анализируя расстановку на полноту и непротиворечивость, логически находя недостающие элементы.

Существуют десятки популярных и эффективных структур, используемых в расстановках, плюс каждый расстановщик может творчески создавать структуры для конкретных клиентских историй.

В целом структуры можно разделить на две основные группы:

  • Внутренние структуры.

Эти структуры описывают внутренний мир человека и, как правило, они разработаны в других методах психотерапии. Например, популярно разделение внутреннего мира на "внутреннего родителя", "внутреннего ребёнка" и "внутреннего взрослого" (это разделение пришло из транзактного анализа). Нередко клиент сам описывает своё состояние как структуру, например: "Одна моя часть боится, а вторая — преодолевает страх".

Ещё один популярный вариант внутренней структуры — это "примерка состояния". Например, "я, когда разведусь" и "я, если останусь в браке". К этим элементам затем можно добавить "что мне поможет, если я разведусь" (несколько факторов) или "что для меня ценно в браке" (тоже несколько факторов). Клиентка, таким образом, может увидеть картину своего внутреннего мира и принимать более осознанное решение о действиях в предразводной ситуации.

Особенно эффективны внутренние структуры в анализе отношений, как личных, так и профессиональных, с разных сторон и в разных контекстах. К первоначальной конфигурации затем добавляют факторы, которые помогают, которые мешают и другие элементы, дающие возможность получить глубокий анализ и план действий по исправлению ситуации.

  • Внешние структуры описывают взаимодействие человека с внешним миром.

Одна из самых популярных внешних структур это расстановка цели . В такой расстановке ставятся фактор выбора, цель и ещё множество факторов анализа достижения цели. Например, в SWOT-анализе ставят слабые стороны какого-либо проекта, сильные стороны, потенциальные возможности и потенциальные угрозы.

Индивидуальные структуры создаются расстановщиком вместе с клиентом, в результате их диалога, и могут содержать элементы как внутренних, так и внешних структур.

В классическом варианте структурные расстановки не переходят в семейный контекст. Однако, это может произойти либо спонтанно (например, фигура "то, что мешает цели" внезапно превратится в человека, и в этом человеке клиент опознает члена семьи), либо такой переход может инициировать расстановщик, работающий в смешанном стиле. В этом случае расстановщик спрашивает у клиента согласие на переход работы в область семейной расстановки.

В последнее время стали развиваться структурные расстановки, основанные на известных больших структурах, как правило, из эзотерики и духовной практики. Например, это могут быть арканы Таро, каббалистические сфироты или астрологические дома. В случае таких расстановок ситуация клиента описывается не так, как её даёт сам клиент, а так, как "принято" описывать жизненные ситуации в этих больших символических системах. Такая работа уже далеко выходит за рамки классических структурных расстановок фон Кибеда и далее за рамки расстановок как метода психотерапии.

Текст Матиаса Варга фон Кибед.
(к сожалению, не сохранилась ссылка на источник и фамилия переводчика, нашла сие у себя в папке).

В порядке подготовки к сегодняшней группы повышения квалификации, "и вообще".
Берегите мозг. (У меня подход к структурным расстановкам "немного" другой, мозг оставлю в целости).

Отличия структурных расстановок от семейных и организационных

Современные дискуссии вокруг метода Берта Хеллингера, а еще больше вокруг его манеры работать, вокруг обобщения отдельных, зависимых от контекста интервенций в рецепты интервенций для общего употребления делают вопросы об общих источниках и разграничении структурных расстановок и Хеллингера все актуальнее.
Хотя многое в критике идеологии Хеллингера также уже само идеологизировано и недифференцировано, все же, формулировки Хеллингера, как и метод его работы и его позиция приглашают к такой критике.
На конгрессе в мае 2003 в Вюрцбурге Маттиас Варга фон Кибед обосновал различия подхода Хеллингера и структурного системного подхода - в частности, в области установок, методики и стиля работы.
Ниже приведены несколько аргументов в пользу разработки различий - более детальные и дифференцированные тексты должны появиться в ближайшем будущем.
Структурные расстановки имеют 4 основных корня:
(a) Реконструкционная и скульптурная работа Вирджинии Сатир, чья позиция и мнение является решающей для структурной расстановочной работы, и чья работа по изменению правил оказала сильное влияние на метод работы в структурных расстановках
(b) Эриксоновский гипноз, который является основой речевых формул в структурных расстановках и, в частности, во варианте Эрнеста Росси, который рассматривает возможности закрытой работы в структурной расстановке, причем мы, с другой стороны, подчеркиваем прозрачность метода скорее в смысле Гунтера Шмидта (системный гипноз) и Стивена Джиллигана (self relations work)
(c) Семейные расстановки, вклад в которые внесли кроме всех прочих Тея Шенфелдер, Рут Мкклендон и Лес Кадис, а также и первоначальные идеи Ивана Бозормени-Надя о трансгенерационной общности, балансе «брать-давать» и экономической интерпретации понятия вины (восходит к Мартину Буберу), которые нашли реализацию в семейных расстановках Берта Хеллингера и классических организационных расстановках, которые мы приписываем, прежде всего, Гунтхарду Веберу. Эти классические формы расстановок вели к значительному сокращению изобразительных средств и к сосредоточению на феномене «перенятых чувств», которые мы в структурной расстановочной работе рассматриваем скорее как восприятие действительности, чем как особенность всей системы в целом
(d) Ориентированная на решение терапия школы Милуоки (Milwaukee), которая основывается на идеях Стива де Шейзера и Инсу Ким Берг, и которая как системный метод является существенной для включения структурной расстановки в более длительные процессы консультирования и терапии, для разъяснения запросов клиента, а также для отношения к структурной расстановочной работе.
Мы не включаем в список первоисточников-корней структурной расстановки работы Якоба Леви Морено (социометрия, психологическая драма) только потому, что мы познакомились с ними только значительно позже; в действительности, психодраматические процедуры во многом даже ближе к структурным расстановкам, чем классические формы расстановки. Мы признаем их поэтому как важную родственную и более старую форму.
Ошибочным было бы так же рассматривать структурные расстановки как особую форму или просто вариант семейных или организационных расстановок. Если бы мы классифицировали их как некую форму чего-то, то в первую очередь мы рассмотрели бы их скорее всего в качестве особого случая Сатирианской работы, которая получила решающие дополнительные импульсы, в частности, через идею замещающего восприятия.
(1) Структурные расстановки являются системно-конструктивистским методом. Результаты работы возникают во взаимодействии с клиентом, у которого есть возможность в каждый момент процесса привносить собственные интерпретации и альтернативы, идеи, изменения формулировки и вопросы, и на эту возможность указывается снова и снова. При структурных расстановках связь с так называемым феноменологическим подходом существует не в смысле Хеллингера, а скорее в смысле Гуссерля - более подробно по этому поводу см. Insa Sparrer, "Wunder, Lösung und System" (Инза Шпаррер, "Чудо, решение и система"). Совсем в смысле этического императива Хайнца фон Фёрстерса в структурных расстановках идет речь о расширении возможности действий, а не об обнаружении правильной интерпретации, лежащей в основе динамики или правильной интервенции.
(2) Структурная расстановка базируется на принципе различения и акцентирует как можно более категоричный отказ от интерпретаций со стороны расстановщика, в том числе путем акцентирования вопросов о различиях между телесными ощущениями и восприятием, предполагает осторожное включение эмоций и мягкий отход от образов и мнений.
(3) Структурная расстановка помещает запрос клиента в центр расстановочного процесса и придает наибольшую значимость ясной и четкой работе по запросу, который при необходимости может проверяться и изменяться в процессе расстановки. Структурные расстановки никогда не используют общую "системную диагностику" (динамику системы), а работают с предварительными формальными гипотезами, выдвинутыми в специфическом конкретном случае, как с основой-образцом деструктивных интервенций.
(4) Сруктурные расстановки допускают закрытую внутригрупповую работу, в то время как классические семейные и организационные расстановки требуют обычно присутствия внешних заместителей и позволяют работать только с тем, что декларируется эксплицитно.
(5) Структурные расстановки подчеркивают прозрачность методов и придают особое значение тому, чтобы дать клиенту возможность увидеть применяемые процедуры - в этом отношении они следуют скорее за воззрениями гипнотерапевта Гюнтера Шмидта (основоположника системной гипнотерапии) и Стивена Джиллигана (автора метода self relations work). Это не противоречит возможности закрытой работы, так как "закрыто " относится здесь к содержанию, а "прозрачно " - к методам. (т.е. семантически полупрозрачно, а методически прозрачно!)
(6) Структурные расстановки ориентированы в первую очередь на восприятие группы заместителей, не на расстановщика. Расстановщик рассматривается скорее в качестве гипносистемной «рамки»для содействия открытию возможных путей решения. Поэтому мы предпочитаем наименование "хозяев (расстановки)".
(7) Вирджиния Сатир показала на собственном примере, что жесткие провокации и конфронтация излишни. Структурные расстановки не используют ни провокаций, ни резкости. ("Излишни" не значит, что они вообще не могут быть полезны. Это только значит, что это вопрос личного стиля и таланта, работать ли такими методами - и, конечно, вопрос ответственности за применение провокационных методов, как и за отказ от них. В структурной расстановочной работе мы встали на сатирианскую точку зрения - против применения провокаций и резкости).
(8) Структурные расстановки с нашей точки зрения надо рассматривать по аналогии с речью, которой мы все сначала пользуемся довольно-таки рудиментарно, но навыки которой, однако, исключительно легко поддаются расширению и безграничному совершенствованию. И в отношении расстановок, таким образом, с нашей точки зрения, имеются определенные учебные условия, например, кроме всего прочего, многолетний учебный процесс, а также применяемость и возможность упражняться в образе действий. Отход от рассмотрения в качестве центральной фигуры при структурных расстановках личности расстановщика в пользу замещающего восприятия заместителей делает несущественными предвзятые взгляды самого расстановщика - но, однако, не самОй большой работы по руководству процессом (которая пропадает с нашей точки зрения, в частности тогда, когда много работают с одновременным ненаправленным движением заместителей при так называемых "движениях души").
(9) Структурные расстановки не являются изолированной самостоятельной мерой, а проводятся в комплексе с предварительными беседами и посттерапевтическими консультациями (причем мы руководствуемся, как правило, ориентированной на решение терапией). Структурные расстановки могут разделяться на сегменты и проводится следующими друг за другом сессиями.
(10) Структурные расстановки придают особую значимость изменения восприятия заместителей и клиентов, и видят миссию «хозяев» расстановки, прежде всего в том, чтобы создавать для этого благоприятные общие условия. В то же время структурные расстановки представляют собой эффективную форму социального тренинга восприятия, если они используются, например, при долговременном сопровождении групповых процессов. (Классические формы расстановок если и работают в таком случае, то, по высказываниям многих расстановщиков, гораздо менее эффективно).
(11) Структурные расстановки облегчают задачу говорить с клиентом на одном языке, и в то же время в рамках этого метода доступно применение множество разных форматов расстановки с собственными специальными методиками, но на основании общей грамматики. Классические формы расстановки требуют, как правило, более жесткого переформулирования запроса клиента. Акцент на физическом восприятии языковых действий с гипнотерапевтической точки зрения, согласно Коржибски (Korzybski), представляет возможность тренировки для «хозяев» расстановки понимать этот язык клиента точнее.
(12) Структурные расстановки основываются на постепенно становящейся все более всеобъемлющей, но даже уже сейчас максимально практичной системной грамматике образов расстановки и форм интервенции с логично и символьно-теоретически обоснованным базисом и системно-теоретически обоснованными эвристическими принципами. На этой основе существуют несколько десятков специфических форматов для отдельных прикладных целей и областей.
(13) Структурные расстановки работают в большинстве случаев со сложным изменением структурных уровней, т.е. рамок, в которых символизирование понимается клиентом. Прогрессивная форма этого процесса представляет собой ее (сильно ориентированную на гипнотерапию) системную разнонаправленную работу, т.е. намеренно работающий одновременно с несколькими уровнями интерпретации процесс. И то, и другое либо совсем не используется, либо используется лишь в небольшой степени в классических семейных и организационных расстановках, так как там в основу интервенции положена идея обнаружения базисной динамики, и более существенным оказывается когнитивное содержательное понимание символизирования.

Структурные расстановки Таро. Способы моделирования

Как вы знаете, карты Таро имеют четкую структуру, которая иллюстрирует нашу психику. Так, Старшие арканы описывают трансперсональные процессы, фигурные карты – семейные и социальные, а номерные – внутренние конфликты. Кроме того, Младшие арканы подразделяются на четыре стихии – четыре базовых аспекта нашего бытия. Такое описание подобно другим существующим в психологической теории моделям, например, популярному разделению внутреннего мира на «внутреннего родителя», «внутреннего ребенка» и «внутреннего взрослого» (это разделение пришло из транзактного анализа). Как любые модели, описывающие живое, они грешат искусственностью и ограниченностью, хотя в определенный момент помогают понять, что с нами происходит, и оказываются полезны.

Такие ментальные модели можно использовать в структурных расстановках в качестве рамок для определенного рода вопросов, например, вопросов, связанных с принятием решения, вопросов об актуальных ресурсах в конкретной ситуации и многом другом.

Структурные расстановки стихий

Для начала стоит задаться вопросом, что мы делаем, работая при расстановках, например, с огнем? Реальный ли это огонь, на котором мы разогреваем сегодня пищу? Или это огонь, которым по рассказам родных обогревала дом наша бабушка? Или огонь недр Земли и Солнца, с которым у нас нет повседневного контакта, но мы представляем себе его силу? Мы имеем в виду воспоминание, фантазию, личный опыт, наше представление о стихии? Это архетип, глубоко живущий в нашей психике, или энергетическое состояние, не свойственное человеку? Следует отличать реальную энергию от метафоры. Если мы работаем с духом Огня, то заместительский опыт может быть весьма любопытен. Он редко попадает в резонанс с собственной историей заместителя в силу своей нечеловеческой природы. Конечно, мы можем опираться в своей работе на знания о свойствах четырех стихий, отражающих четыре основных проявления человеческого бытия, – как внутренние качества личности, так и сферы жизни. Но иногда эти знания только мешают.

Теперь обратимся к ходу расстановки. На запрос клиента расставляется квадрат из четырех заместителей. Заместители могут быть назначены в роли или вытянуть вслепую одного из четырех тузов. Они вводятся в роли открыто (называя роль) или скрыто (в этом случае заместители не знают, что они представляют). Можно поставить квадрат стихий по схеме: Огонь, и затем по часовой стрелке – Вода, Земля и Воздух; а можно по схеме: Огонь, далее против часовой стрелки – Земля, Воздух и Вода. Это зависит от того, какой традиции Таро вы придерживаетесь. Заместители погружаются в свое состояние; можно спросить их, что с ними происходит. На всем протяжении расстановки они остаются на месте.

Затем вводятся подвижные элементы – заместитель проблемы клиента и заместитель решения (метапозиция, нечто, находящееся вне дилеммы). Они свободно перемещаются по расстановке, входят в контакт друг с другом и с фигурами стихий. Можно вводить в расстановку заместителя клиента или самого клиента (он тоже передвигается и тоже контактирует с фигурами стихий), проблемы и решения.

По ходу расстановки можно вводить и другие фигуры. Часто фигуры стихий, проблемы и решения находятся в переплетении с кем-то или с чем-то. В этом случае мы ставим связь с этим как отдельную фигуру. Иногда это оказывается кто-то из семейной системы.

Расстановка завершается нахождением хорошего для всех решения или в момент ухода из нее энергии.

Я заметила, что при запросе клиента о выборе, стихия Огня часто показывает решение «за» или развитие нового, стихия Земли – «против» или удержание прежнего, Воды – принятие обоих вариантов, Воздуха – «ни то, ни другое» (иногда именно из этой стихии проявляется системное переплетение, тут находится исключенный опыт). И здесь действует каббалистический принцип тетраграмматона: второе существует только потому, что есть первое; третье – только потому, что есть двое первых, а четвертое – только потому, что есть эти трое.

Структурные расстановки Старших арканов

Так же как и в случае со стихиями, мы ставим не карту и не изображение; мы ставим архетип со всей широтой его смыслового наполнения, со всеми качествами, как в избытке, так и в недостатке. Какая именно точка семантического поля архетипа будет проявлена в расстановке, какая именно грань его будет активна, мы не знаем. Мы можем только наблюдать за этим в процессе движения расстановки.

На запрос клиента я приглашаю 22 заместителей. Нулевой аркан достается заместителю клиента. Остальные карты вслепую разбираются заместителями.

Я прошу всех заместителей найти себе место. Далее этот процесс напоминает многоуровневые расстановки, где одновременно «заместительствуется» несколько динамик. Вот что пишет о многоуровневых расстановках Елена Веселаго:

В многоуровневых расстановках большая группа заместителей (10–20 и более человек) вводятся в поле расстановки без назначения ролей и отдаются свободному движению. Они не расставляются клиентом или ведущим в начальную позицию (могут быть выстроены по прямой или полукругом, в зависимости от свободного места в зале), ведущий не применяет разрешающих интервенций. В таких расстановках заместители представляют собой несколько ролей одновременно, а также эти роли могут меняться последовательно, перетекая из одной в другую спонтанно. Некоторые роли могут оставаться «одноуровневыми» и узнаются клиентом как конкретные фигуры. В многоуровневой расстановке одновременно развиваются несколько системных динамик нескольких систем. Часто многоуровневая расстановка выходит на большие системы (страны, духовные движения, национальные конфликты), представляя их участников из нескольких конфликтующих сторон. Многоуровневые расстановки представляют собой не методологическое нововведение (расстановка большого количества заместителей без назначения ролей), а принципиальное изменение уровня рассмотрения темы – в нескольких системах одновременно… В многоуровневых расстановках не стоят задачи понять «кто это был» и «с чем связана проблема клиента». Воздействие такой расстановки основано на глубоком переживании происходящего, которое тем глубже проникает в душу (здесь уже кажется слишком сухим слово «бессознательное») клиента, чем меньше он понимает, «что здесь происходит». Клиенты в таких расстановках обычно говорят: «Я совершенно ничего не понимал, но моя душа узнавала это». Как правило, многоуровневая расстановка развивается длительно (до полутора часов), в молчаливом свободном движении большого количества заместителей без физического вмешательства расстановщика, но в его осознанном присутствии «везде и одновременно» и в уважительном присутствии наблюдающей группы.

http://www.constellations.ru

Нечто подобное я наблюдаю в структурных расстановках Старших арканов Таро. Я думаю, такая расстановка часто складывается многоуровневой из-за насыщенности семантического поля Старших арканов трансперсональным материалом, много большем, чем способен вместить один человек. В картах метафорически зафиксирован не только универсальный жизненный Путь человека, но и архетипы стихий природы, животных и растений, космических объектов и сил, потусторонних существ.

Я заметила, что часть заместителей в такой расстановке, прожив какой-то небольшой кусочек энергии и дав ей завершение, довольно быстро выходят из роли. А часть фигур продолжают быть в интенсивном движении с проявлением сильных чувств. Видимо, остаются те фигуры, которые имеют отношение к данной истории. Могут возникать несколько фрагментов таких движений в разных частях расстановки.

Расстановка завершается с уходом из нее энергии.

Структурные расстановки фигурных карт

Фигурные карты Таро представляют собой архетипы субличностей, элементы социальной жизни нашей души, роли, которые мы играем, общаясь с людьми, и которые они играют с нами. Их значения также описаны в моей первой книге. Расстановки с ними подобны широко используемым сегодня в психологической практике расстановкам богов и богинь (обычно древнегреческих).

На запрос клиента я приглашаю 16 заместителей – по одному для каждой фигурной карты. Так же как и в структурных расстановках Старших арканов, они разбирают фигурные карты вслепую, сами находят себе место и отправляются в свободное движение. Любопытно, что многоуровневой расстановки при этом почти никогда не случается. Фигуры достаточно быстро становятся узнаваемыми для клиента персонажами его системы (не обязательно семейной). При этом возрастные и гендерные значения карт далеко не всегда соблюдаются. Т. е. Паж – не всегда ребенок, Королева – не всегда женщина. Значения карт скорее показывают феминность или маскулинность, инфантильность или зрелость персонажей клиентской истории.

Далее я ввожу в расстановку клиента или его заместителя, и расстановка продолжается в привычном ключе. Такая работа может быть полезна в выявлении ресурсных качеств для достижения какой-либо цели, гармонизации отношений и решения профессиональных вопросов.

Структурные расстановки символов, персон и предметов, изображенных на карте

Этот способ расстановок был описан мною в первой книге. Я приведу здесь основные выводы, описывающие технологию работы.

Это групповая расстановка. Вначале я прошу всех участников вытянуть по карте Таро, отследить свое эмоциональное отношение к карте, отнестись к ней с уважением, но не пытаться интерпретировать.

Выбрав клиента и приняв запрос, я прошу его рассказать, что он видит на доставшейся ему карте, на чем концентрируется. Избегая интерпретаций изображенных символов и образов, он отвечает на вопросы: «Что ты видишь?», «Какие фигуры и символы обращают на себя твое внимание?», «Что ты выделяешь в рисунке карты?»

На каждый выделенный клиентом символ выбирается заместитель. Я прошу клиента поставить его в расстановку. Далее расстановка протекает в привычном ключе, раскрывая историю клиента. Заместители символов, персон, предметов часто превращаются в членов системы, иллюстрируют узнаваемую клиентом ситуацию.

В определенный момент я предлагаю клиенту войти в расстановку. Иногда я прошу его выбрать ту фигуру, которая сильнее задевает его, в которой он чувствует больше энергии, и встать на ее место. Но чаще я сама ставлю клиента на ту роль, которую я чувствую как «его место». Из этой роли он совершает разрешающие действия, говорит принимающие фразы.

После расстановки я работаю с заместителями в шеринге (разумеется, соблюдая тактичность по отношению к клиенту). Я обращаю их внимание на резонансы, неслучайность выбора их на роль и активизацию собственного опыта, часто исключенного. Важно, чтобы заместитель присвоил его себе, вернул какую-то собственную часть души.

Я заметила, что в групповой работе происходит формирование поля группы. При этом отдельный человек, «заместительствуя» из расстановки в расстановку в течение 3–4 часов работы, проживает этап за этапом свою историю, раскрывая и расставляя свой (осознанный или неосознанный) запрос. Этот запрос удивительным образом отражен вытянутой в начале работы картой Таро.

Мандала Таро. Исследование внутреннего пространства

Это упражнение-самоисследование в стиле свободных расстановок я взяла из практики Елены Веселаго, интегрировав его, разумеется, в работу с картами Таро. Идея упражнения в том, что каждый человек носит с собой (в поле вокруг себя) фигуры своей системы. Эзотерики, возможно, говорили бы здесь о состоянии тонких тел. Я не эзотерик, мне близка эта метафора.

Перемещаясь вокруг человека в состоянии заместительского восприятия, можно распознать такие фигуры в его поле. Это переживается как ощущение присутствия кого-то или чего-то, сильное чувство, что «здесь кто-то/что-то есть» или «здесь кого-то/чего-то не хватает».

В упражнении участвуют два человека – клиент и расстановщик. Клиент стоит неподвижно и держит в руках колоду Таро (он может перетасовать ее перед началом упражнения или в процессе). Расстановщик медленно двигается вокруг него и распознает фигуры, находит такие области энергии, указывает на них клиенту и якорит их картой, которую сам клиент вслепую достает из колоды. Карту расстановщик кладет рубашкой вверх. Так спустя какое-то время клиент оказывается окруженным несколькими картами, словно он является центром мандалы.

Карты переворачиваются одна за другой. На протяжении всего упражнения клиент может переживать гамму чувств, состояний, узнавать персонажей своей истории, испытывать разнообразные телесные ощущения. Расстановщик присутствует при этом процессе с принимающим вниманием.

Когда все карты раскрыты, можно завершить расстановку или оставить на месте клиента заместителем предмет или карту, а ему самому выйти в метапозицию и посмотреть на расстановку со стороны наблюдателя. Такой опыт также бывает полезен.

Инсталляция Таро

«Инсталляция» дословно переводится как «установка», «размещение», «монтаж». Она представляет собой форму современного искусства, в которой из различных элементов создается пространственная композиция, являющая собой художественное целое. Нечто подобное происходит и в описанной групповой работе, которая сочетает в себе метод системных расстановок с методикой «семейной скульптуры» Вирджинии Сатир.

Так же как в классических расстановках, у нас есть заказчик инсталляции, делающий запрос. Запрос может быть любым или не озвучиваться вовсе. Для нас важна не форма запроса, а доступ к системному полю, который предоставляет заказчик (клиент).

Затем следует выбор заместителей из участников группы. Каждый заместитель, введенный в роль, тянет карту из полной колоды. Ему не нужно ее демонстрировать группе, клиенту или ведущему. Он входит в контакт с персонажами этой карты, с ее настроением и энергией. Затем откладывает карту, находит себе место и продолжает проживать эти энергии, пропуская их через свое тело, чувства, мысли и образы. Переходит к более глубокому и спонтанному проживанию, становится ведомым энергией карты в свободном движении, позволяя ей управлять собою.

Так в пространство инсталляции входят один или несколько заместителей. Как части одной композиции, они взаимодействуют друг с другом, обмениваются посланиями, составляя единый сюжет. Далее следует обычный расстановочный процесс, который завершается естественным спадом энергии. Индикатором правильности происходящего является изменение состояний клиента, ведущего, заместителей и участников группы.

Благодаря такой инсталляции через метафору карты клиент узнает свою ситуацию, движущие силы своей жизненной истории, воспринимает ее как некое единство в разнообразии, где важны и целое, и каждый элемент. Он видит паттерн, лежащий в ее основе. Взаимодействуя с ним в согласии, он находит решение.

После завершения работы с заместителями клиент делает расстановку из карт, которые выбирали и проживали заместители. Он использует эти карты как предметные якоря, выкладывает из них оптимальное решение для своего запроса, фиксирует его в пространстве и в своем сознании. Я заметила, что, в отличие от обычной расстановки с использованием Таро как предметных якорей, расстановка-инсталляция занимает меньше времени и быстро приводит к решению, т. к. энергия уже достигла пика на предыдущем этапе, основная работа уже состоялась. Когда расстановка завершена, мы какое-то время всей группой с принятием смотрим на разложенные карты.

Метод инсталляции я часто использую для общей групповой расстановки, где нет одного заказчика и каждый участник работает со своим запросом. В этом случае все участники группы вытягивают карту из общей колоды на свой запрос. Затем они входят в контакт с персонажами карты, с ее настроением, становятся ведомыми ее энергией в свободном движении. Такой общий процесс удивительно красиво отражает поле группы, те резонансы, в которые мы вступаем, встречая друг друга.

После завершения расстановки каждый участник получает доступ ко всему ресурсу группы, ко всем вытянутым и прожитым картам. Он делает из них расстановку, используя эти карты как предметные якоря. И мы какое-то время всей группой смотрим с принятием на разложенные карты.

Практика резонанса. Калейдоскоп случайных встреч и карты Таро

Говорят, случайная встреча – самая неслучайная. Каждый человек, появившийся в нашей жизни, несет нам какое-то послание: пробуждает нашу спящую боль, подсказывает решение, открывает новые возможности. Это происходит оттого, что встречаются не только отдельные люди, но и душа с душой, род с родом, одно большое Целое с Другим.

Представьте себе, как ежедневно мы переплетаемся с тысячей людей, отражаемся в их судьбах, а они отражаются в наших. Эти резонансы – одна из самых красивых и удивительных вещей на свете. Наблюдая и осознавая их, мы учимся и исцеляемся. «Исцеляемся» – от слова «целостность», т. е. становимся целыми через контакт с Другим, обогащая таким образом друг друга. Именно эта встреча с Другим (с большой буквы «Д») меняет нас.

Я придумала комплекс упражнений, который назвала «Практика резонанса». Мы работаем в маленькой группе из 3–6 человек, где каждый служит как бы лекарством для другого и самого себя. Запрос может быть любым, например: «у меня вот такая проблема…», или «я хочу…» – т. е. быть описанием состояния или вовсе не иметь формулировки. Это не имеет значения, важна только наша встреча и те резонансы, которые мы создаем, соприкасаясь с миром другого человека.

Этапы работы

Для знакомства я прошу сделать небольшую разминку. Объединиться в пары и рассказать друг другу о себе все, что хочется, в течение пяти минут каждый.

Затем один из партнеров встает за спиной у другого и знакомит с ним группу, рассказывает нам о нем, стараясь точнее повторить услышанное. Он делает это от имени партнера, словно становится им. Так по кругу каждый представляет другого. Вопросы на общий шеринг: «Что во время представления вас вашим партнером эмоционально зацепило, вызвало позитивные или негативные чувства?», «Что не прозвучало, но осталось значимым для вас?», «Что из сказанного в круге резонировало с вами?», «Каким образом истории людей в группе связаны с вашей собственной историей?», «Что и кого они вам напоминают?»

Следует развести запрос сознания и бессознательного. Я собираю сознательные запросы: спрашиваю всех, кто и зачем пришел, почему именно сейчас, что хочется получить в результате работы. Затем я говорю о том, что этот запрос несомненно актуален, но когда мы будем тянуть из колоды карту, то нам важно открыться всему, что происходит, довериться бессознательному, задать вопрос максимально свободно, обращаясь к чему-то большему и мудрому в себе: «С чем я (моя душа, моя психика в целом) готов работать сейчас?»

Все одновременно вытягивают карты из общей колоды. Объединяются в пары и делятся с партнером впечатлениями о том, что чувствуют, глядя на карту, что видят на ней, что это говорит о их жизни. Такой анализ дает возможность выявить и осознать личностный материал, спроецированный на рисунок карты. Только после этого я рассказываю об общем значении карты, о ее архетипическом содержании.

Я прошу всех положить карты на стол. Мы смотрим на них все вместе. Это небольшая медитация. Я предлагаю каждому увидеть в разложенных картах свою историю. Карты складываются в узор уникальный для каждого. Не нужно ничего делать, только молча смотреть.

Затем каждый делает на свой запрос индивидуальную расстановку из карт, лежащих на столе, используя доступ к ресурсу группы. На каждую такую расстановку мы всей группой смотрим с принятием.

Сеанс группы, как обычно, завершается обратной связью участников. Я спрашиваю их, с чем они уходят, какой опыт принимают в свою жизнь.

Практика резонанса длится всего 2–3 часа, а глубина работы и прожитых состояний, ее результаты поначалу удивляли меня и участников групп. Я много раз наблюдала, как умение почувствовать другого, принять его судьбу меняют жизнь человека. В этом заключается целительный эффект не только заместительского восприятия, но и любого контакта. Возможно, об этом писал Юнг: «Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента».