Значение лопухин иван владимирович в краткой биографической энциклопедии.

Ива́н Влади́мирович Лопухи́н (1756-1816) - государственный и общественный деятель, философ, публицист, мемуарист; издатель, сенатор . Один из видных представителей русского масонства . Действительный тайный советник (1807).

В 1775 году он - прапорщик Преображенского полка. В 1782 году произведён в полковники и перешёл на статскую службу - советником, а затем председателем Московской губернской уголовной палаты. В это время, быстро преодолев увлечение вольнодумством , после прочтения книг Луи Клод де Сен-Мартена «О Заблуждениях и об Истине» и Арндта «Об истинном христианстве», он вступил в орден мартинистов .

В 1785 года в чине статского советника уходит в отставку. В судейскую практику внес новый взгляд на исправительное значение наказаний и боролся за их умеренное применение. Выступал за смягчение закона о религиозных преследованиях .

В 1792 году начались преследования масонов со стороны правительства. Были закрыты типография и магазины, лидеры были частью арестованы и заключены в крепость, частью сосланы в деревни. Лопухину, памятуя о заслугах его больного девяностолетнего отца, в качестве наказания определили ссылку, конфисковав значительную часть имущества, и все-таки затем оставили в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением. С воцарением Императора Павла I , покровительствовавшего масонам, положение радикально изменилось. И. В. Лопухина вызывают в Петербург, назначают статс-секретарем при Императоре, производят в тайные советники. Но и в отношениях с императором Лопухин проявлял свою независимость и твердость в суждениях, осмеливался даже возражать. Придворная служба тяготила его, и вскоре он был назначен сенатором в Москву.

В своей деятельности в Сенате И. В. Лопухин продолжал придерживаться прежних гуманных взглядов. Неоднократно ему приходилось ревизовать многие губернии, оставляя своей справедливостью добрую память. Особо следует отметить его деятельность по защите духоборов на Украине и работу в Крымской комиссии, за что в 1807 году был произведён в действительные тайные советники.

Семья

Жена - Матрена Ефимовна Никитина (с 9.02.1813 года)

Оценка личности И. В. Лопухина

Известный в свое время литератор А. Ф. Воейков говорил о нем: «Иван Владимирович Лопухин принадлежит к тем людям, коих память воскрешает в душе сладкое и тихое чувство умиления любви, а не удивление страха. Имя его произносится с благословением, с признательностью, со слезами. Он всему на свете предпочитал добродетель; его жизнь - непрерывная цепь благотворений».

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 6 марта
  • Родившиеся в 1756 году
  • Родившиеся в Орловской губернии
  • Умершие 4 июля
  • Умершие в 1816 году
  • Умершие в Орловской губернии
  • Масоны России
  • Масоны - великие мастера
  • Мартинисты
  • Издатели Российской империи
  • Действительные тайные советники
  • Государственные деятели России
  • Мемуаристы Российской империи
  • Русские писатели XVIII века
  • Писатели России XVIII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Лопухин, Алексей Александрович
  • Лопухин, Иларион Дмитриевич

Смотреть что такое "Лопухин, Иван Владимирович" в других словарях:

    Лопухин, Иван Владимирович - родился 24 февраля 1756 года, в селе Воскресенском (Ретяжи тож), Кромского уезда Орловской губернии. Имение это приобрел отец Л., Владимир Иванович (1703 1797 гг.), в царствование имп. Анны Иоанновны на деньги, вырученные от продажи изумрудов,… … Большая биографическая энциклопедия

    Лопухин Иван Владимирович - . Происходил из знатного рода. Отец – генерал поручик, киевский губернатор, родственник царицы Евдокии Федоровны. Детство Л. провел в Киеве.… … Словарь русского языка XVIII века

    Лопухин Иван Владимирович - Лопухин, Иван Владимирович известный мистик (1756 1816). Состоял в военной службе; был председателем московской уголовной палаты. В судейскую практику Лопухин внес выработанный в нем чтением взгляд на исправительное значение наказаний и умеренное … Биографический словарь

    Лопухин Иван Владимирович - , русский государственный деятель, публицист. Из дворян. С начала 1780 х годов сблизился с московскими масонами и вступил в орден розенкрейцеров… … Большая советская энциклопедия

    ЛОПУХИН Иван Владимирович - (1756 1816) российский государственный деятель, публицист. Сподвижник Н. И. Новикова. С нач. 1780 х гг. сблизился с масонами, один из организаторов типографской компании и масонской типографии (1783), после закрытия которой (1792) подвергался… … Большой Энциклопедический словарь

    Лопухин Иван Владимирович - (1756 1816), государственный деятель, публицист. Сподвижник Н. И. Новикова. С начала 1780 х гг. сблизился с масонами, один из организаторов типографской компании и масонской типографии в Москве (1783), после закрытия которой (1792) подвергался… … Энциклопедический словарь

    Лопухин (Иван Владимирович) - (Иван Владимирович, 1756 1816 г.) – известный мистик. Дослужившись до чина полковника на военной службе, он вышел в отставку и был определен советником московской уголовной палаты, а затем председателем. В 1785 г. он вышел в отставку и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ЛОПУХИН Иван Владимирович - (24.02(6.03). 1756, с. Воскресенское (Ретяжи), близ Кром Белгородской губ. 22.06(4.07). 1816, там же) видный представитель масонства. Род. в родовитой дворянской семье. С 1782 г. жил преимущественно в Москве, был советником, а затем и… … Русская Философия. Энциклопедия

Ива́н Влади́мирович Лопухи́н (1756-1816) - русский философ, публицист, мемуарист, издатель, один из виднейших представителей русского масонства. Действительный тайный советник (1807), сенатор. Происходил из старинного дворянского рода Лопухиных. В 1756 году был записан в гвардию.

В 1775 году он - прапорщик Преображенского полка. В 1782 году произведён в полковники и перешёл на статскую службу - советником, а затем председателем Московской губернской уголовной палаты. В это время, быстро преодолев увлечение вольнодумством, после прочтения книг Луи Клод де Сен-Мартена «О Заблуждениях и об Истине» и Арндта «Об истинном христианстве», он вступил в орден мартинистов.
В 1785 года в чине статского советника уходит в отставку. В судейскую практику внес новый взгляд на исправительное значение наказаний и боролся за их умеренное применение. Выступал за смягчение закона о религиозных преследованиях. В 1792 году начались преследования масонов со стороны правительства. Были закрыты типография и магазины, лидеры были частью арестованы и заключены в крепость, частью сосланы в деревни. Лопухину, памятуя о заслугах его больного девяностолетнего отца, в качестве наказания определили ссылку в родовом имении Савинское, конфисковав значительную часть имущества, и все-таки затем оставили в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением.

С воцарением императора Павла I, покровительствовавшего масонам, положение радикально изменилось. И. В. Лопухина вызывают в Петербург, назначают статс-секретарем при Императоре, производят в тайные советники. Но и в отношениях с императором Лопухин проявлял свою независимость и твердость в суждениях, осмеливался даже возражать. Придворная служба тяготила его, и вскоре он был назначен сенатором в Москву. В своей деятельности в Сенате И. В. Лопухин продолжал придерживаться прежних гуманных взглядов. Неоднократно ему приходилось ревизовать многие губернии, оставляя своей справедливостью добрую память. Особо следует отметить его деятельность по защите духоборов на Украине и работу в Крымской комиссии, за что в 1807 году был произведён в действительные тайные советники.

Во время Отечественной войны 1812 года, он, по поручению Александра I, занимается организацией земского войска и ополчения, упоминается на памятной плите в храме Христа Спасителя в Москве. После завершения войны окончательно уходит в отставку. Незадолго до смерти женился (09.02.2013) на Матрёне Ефимовне Никитиной; детей у них не было.

ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - российский государственный дея-тель, из-да-тель, пе-ре-во-дчик, действительный тайнный советник (1807).

Из ро-да Ло-пу-хи-ных. По-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние. Председатель Московской уго-лов-ной па-ла-ты (1784-1785; с 1782 года со-вет-ник па-ла-ты). Вы-сту-пал за уме-рен-ность в на-ка-за-ни-ях, по-ла-гая, что «луч-ше ос-тавить без на-ка-за-ния мно-гих ви-но-ва-тых, не-же-ли од-но-го не-вин-но-го осу-дить», и про-тив смертной каз-ни. По-зи-ция Лопухина ста-ла при-чи-ной его раз-но-гла-сий с московским глав-но-ко-мандующим Я. А. Брю-сом и вы-хо-да Лопухина в от-став-ку.

В конце 1796 годавоз-вра-щён на государственную служ-бу императором Пав-лом I . По-дал ему за-пис-ку в за-щи-ту ста-ро-об-ряд-цев, за-яв-лял о не-об-хо-ди-мо-сти ве-ро-тер-пи-мо-сти по от-но-ше-нию к ним (вклю-че-на в сочинение «Вопль ста-рин-но-го су-дьи, ко-то-ро-го иные на смех на-зы-ва-ют фи-лан-тро-пом…», опубликована в сборнике «Чте-ния в Об-ще-ст-ве ис-то-рии и древ-ностей рос-сий-ских», 1862, кн. 2). В ре-зуль-та-те ряд су-деб-ных дел пе-ре-смот-рен в поль-зу ста-ро-об-ряд-цев. Статс-сек-ре-тарь (декабрь 1796 - январь 1797), уво-лен от долж-но-сти из-за двор-цо-вых ин-триг. Се-на-тор (с 1797 года; в 1813-1816 годы не-при-сут-ст-вую-щий се-на-тор). Осу-ж-дал сло-жив-шую-ся сре-ди се-на-то-ров прак-ти-ку со-гла-шать-ся, как пра-ви-ло, с пред-ло-же-ния-ми министра юс-ти-ции и обер-про-ку-рора, «не об-ре-ме-няя се-бя даль-ней-ши-ми рас-су-ж-де-ния-ми». Участ-во-вал в се-на-тор-ских ре-ви-зи-ях в 1800 году в Ка-зан-ской, Вят-ской и Орен-бург-ской гу-бер-ни-ях (по ито-гам ре-ви-зии боль-шин-ст-во гу-берн-ских чи-нов-ни-ков по-нес-ли на-ка-зание за зло-упот-реб-ле-ния) и в 1801-1802 годах в Сло-бод-ско-Ук-ра-ин-ской губернии, где бла-го-да-ря вме-ша-тель-ст-ву Лопухина смяг-че-но по-ло-же-ние ду-хо-бор-цев. Председатель Ко-мис-сии для раз-ре-ше-ния спо-ров по зем-лям на Крым-ском полуострове (1802-1805). В Се-на-те час-то вы-сту-пал с осо-бы-ми мне-ния-ми по различным во-про-сам, что вы-зы-ва-ло не-до-воль-ст-во министра юс-ти-ции свет-лей-ше-го князя П. В. Ло-пу-хи-на , ко-то-рый, по-ви-ди-мо-му, спо-соб-ст-во-вал пе-ре-во-ду Лопухина из 6-го (уго-лов-но-го) в 8-й (апел-ля-ци-онный) департамент Се-на-та (1807). Во вре-мя Отечественной вой-ны 1812 года Лопухин по-ки-нул Мо-ск-ву од-ним из по-след-них - 30 августа (11 сентября).

В мо-ло-до-сти ув-ле-кал-ся фи-ло-со-фи-ей Про-све-ще-ния (идеями Воль-те-ра, Ж. Ж. Рус-со, П. А. Голь-ба-ха), позд-нее стал от-да-вать пред-поч-те-ние ре-лигиозной мис-ти-ке Л. К. Сен-Мар-те-на, И. Арн-д-та, Э. Юн-га. Сбли-зив-шись в начале 1780-х годов с Н. И. Но-ви-ко-вым , стал чле-ном «Дру-же-ско-го учё-но-го об-ще-ст-ва» (с 1782 года). Ма-сон, ро-зен-крей-цер (по-свя-щён в 1782 году). Для из-да-ния ма-сон-ской литературы в 1783 году от-крыл в Мо-ск-ве свою ти-по-гра-фию (в 1786 году сли-та с Ти-по-гра-фи-чес-кой ком-па-ни-ей). В ней в 1784 году пе-ча-тал ма-сон-ский журнал «Ма-га-зин сво-бод-но-ка-мен-щи-че-ский...» и се-рию «Из-бран-ная биб-лио-те-ка для хри-сти-ан-ско-го чте-ния». В 1792 году, по-сле аре-ста Но-ви-ко-ва, Лопухин под-верг-ся до-про-су и обы-ску, но ос-тав-лен в Мо-ск-ве под на-блю-де-ни-ем, что-бы опе-кать сле-по-го от-ца. Дал сло-во императрице Ека-те-ри-не II пре-кра-тить ма-сон-скую дея-тель-ность.

Сто-рон-ник пие-тиз-ма и квие-тиз-ма. В конце 1780-х - начале 1790-х годов Лопухин обос-но-вы-вал то-ж-де-ст-вен-ность ма-сон-ст-ва и хри-сти-ан-ст-ва: «Не-ко-то-рые чер-ты о внут-рен-ней церк-ви, о еди-ном пу-ти ис-ти-ны и о раз-лич-ных пу-тях за-блу-ж-де-ния и ги-бе-ли…» (1789, опубликовано в 1798 году), «Нра-во-учи-тель-ный ка-те-хи-зис ис-тин-ных франк-ма-со-нов…» (1790, на французском языке). Главная за-да-ча про-по-ве-ди ма-сон-ст-ва как «нау-ки до-б-ра», по оп-ре-де-ле-нию Лопухина, - мо-раль-ное со-вер-шен-ст-во-ва-ние ка-ж-до-го че-ло-ве-ка, путь к ко-то-ро-му ле-жит че-рез са-мо-по-зна-ние. Осу-дил Фран-цуз-скую ре-во-лю-цию XVIII в ека («Из-лия-ние серд-ца, чту-ще-го бла-гость еди-но-на-ча-лия и ужа-саю-ще-го-ся, взи-рая на па-губ-ные пло-ды меч-та-ния ра-вен-ст-ва и буй-ной сво-бо-ды», 1794). Вы-сту-пал про-тив идеи Ж. Ж. Рус-со о при-род-ном ра-вен-ст-ве лю-дей («От-рыв-ки со-чи-не-ния од-но-го ста-рин-но-го су-дьи и его же за-ме-ча-ние на из-вест-ную кни-гу Рус-со-ву "Du contrat social"», 1809). Од-на-ко как по-бор-ник спра-вед-ли-во-сти и лич-ной сво-бо-ды ви-дел в кре-по-ст-ном пра-ве без-ус-лов-ное зло, вме-сте с тем счи-тал его со-хра-не-ние в Рос-сии не-из-беж-ным, а от-ме-ну - «опас-нее са-мо-го на-ше-ст-вия не-при-ятель-ско-го», по-сколь-ку, по мне-нию Лопухина, ос-лаб-ле-ние вла-сти по-ме-щи-ков над кре-сть-я-на-ми при-ве-дёт к кре-сть-ян-ским бун-там. От-стаи-вал иде-ал т. н. внутреннего хри-сти-ан-ст-ва в про-ти-во-вес внеш-не-му со-блю-де-нию пра-вил хри-сти-ан-ской жиз-ни («Не-что для раз-мыш-ле-ния о мо-лит-ве и сущ-но-сти хри-сти-ан-ст-ва», 1814).

Пе-ре-вёл с французского языка по-эму Э. Юн-га «Тор-же-ст-во ве-ры над лю-бо-вию» (1780), трак-тат Ж. Ж. Рус-со «О бла-жен-ст-ве» (1781), про-из-ве-де-ния ди-рек-то-ра Французской ака-де-мии А. Л. То-ма «Речь, го-во-рен-ную в Ака-де-мии фран-цуз-ской при всту-п-ле-нии его в оную» (1782) и «Сло-во по-хваль-ное Мар-ку Ав-ре-лию» (1795, опубликовано в 1801 году), а так-же книги «Ве-ра в Ии-су-са, или Крат-чай-ший путь к Бо-гу» (опубликовано в 1804 году) и др.

В 1792-1796 годы в сво-ей усадь-бе в селе Са-вин-ское Бо-го-род-ско-го уезда Московской губернии (ны-не Щёл-ков-ско-го района Московской области) Лопухин уст-ро-ил «фи-ло-соф-ский» ланд-шафт-ный парк, в ко-то-ром на-хо-ди-лись пан-те-он «Храм друж-бы», по-свя-щён-ный князю Н. В. Реп-ни-ну - дру-гу Лопухина, а так-же па-мят-ни-ки Я. Бё-ме, Ф. Фе-не-ло-ну, Ти-хо-ну За-дон-ско-му, немецкому пи-са-те-лю-мис-ти-ку К. фон Эк-картс-хау-зе-ну, Кон-фу-цию, бюс-ты Со-кра-та, Ж. Ж. Рус-со и др. (ны-не поч-ти все па-мят-ни-ки ут-ра-че-ны); один из ост-ро-вов в пар-ке на-зван Лопухиным в честь Э. Юн-га.

Член Воль-но-го рос-сий-ско-го со-б-ра-ния (с 1781 года), Российского биб-лей-ско-го общества (с 1814 года).

Ав-тор ме-муа-ров (на-пи-са-ны под дик-тов-ку Лопухиным в 1808-1809 годы), ши-ро-ко рас-про-стра-няв-ших-ся в спи-сках (от-рыв-ки опубликованы в журнале «Друг юно-ше-ст-ва», 1812, № 1) и сыг-рав-ших зна-чительную роль в фор-ми-ро-ва-нии об-щественных на-строе-ний 1-й половины XIX века Пол-но-стью «За-пис-ки о не-ко-то-рых об-стоя-тель-ст-вах жиз-ни и служ-бы се-на-то-ра И. В. Ло-пу-хи-на» опубликованы А. И. Гер-це-ном в Лон-до-не в 1860 году (ре-принт - 1990).

На-гра-ж-дён ор-де-ном Св. Алек-сан-д-ра Нев-ско-го (1809) и др.

Сочинения:

Под-ра-жа-ние не-ко-то-рым пес-ням Да-ви-до-вым. М., 1794;

Тор-же-ст-во пра-во-су-дия и доб-ро-де-те-ли, или До-б-рый су-дья. М., 1794;

Вы-пис-ка на-став-ле-ний и при-ка-за-ний, дан-ных гг. се-на-то-ра-ми при ос-мот-ре Вят-ской гу-бер-нии в мар-те 1800. М., 1800;

Пись-ма к M. M. Спе-ран-ско-му и Д. П. Ру-ни-чу // Рус-ский ар-хив. 1870. Кн. 1; [Пе-ре-пи-ска с А. М. Ку-ту-зо-вым] // Рус-ская ста-ри-на. 1874. № 1-3, 1896. № 11;

[Пись-ма к Алек-сан-д-ру Пав-ло-ви-чу и Е. П. Льво-вой] // Рус-ский ар-хив. 1884. № 3; Ма-сон-ские тру-ды. СПб., 1997.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Иван Владимирович Лопухин
210px
Художник Д. Г. Левицкий , 1802 год.
Третьяковская галерея
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

писатель, государственный деятель

Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ива́н Влади́мирович Лопухи́н (24 февраля (6 марта) 1756, село Воскресенское (Ретяжи) Кромского уезда Орловской губернии - 22 июня (4 июля) 1816, там же) - русский философ, публицист, мемуарист, издатель, один из виднейших представителей русского масонства . Действительный тайный советник (1807), сенатор .

Биография

Происходил из старинного дворянского рода Лопухиных . Сын генерал-поручика Владимира Ивановича Лопухина (1703-1797) и Евдокии Ильиничны Исаевой (1717-1774), дочери вице-президента Коммерц-коллегии Ильи Ивановича Исаева .

В 1756 году, с младенчества, был записан в гвардию унтер-офицером.

В 1775 году он - прапорщик Преображенского полка. В 1782 году произведён в полковники и перешёл на статскую службу - советником, а затем председателем Московской губернской уголовной палаты. В это время, быстро преодолев увлечение вольнодумством , после прочтения книг Луи Клод де Сен-Мартена «О Заблуждениях и об Истине» и Арндта «Об истинном христианстве», он вступил в орден мартинистов .

В 1785 года в чине статского советника уходит в отставку. В судейскую практику внес новый взгляд на исправительное значение наказаний и боролся за их умеренное применение, являясь противником смертной казни. Выступал за смягчение закона о религиозных преследованиях . Снисходительность приговоров уголовной палаты и принадлежность её председателя к мартинистам вызывала возмущение московского главнокомандующего Я.А. Брюса , с которым у него появились разногласия.

В 1792 году начались преследования масонов со стороны правительства. Были закрыты типография и магазины, лидеры были частью арестованы и заключены в крепость, частью сосланы в деревни. Лопухину, памятуя о заслугах его больного девяностолетнего отца, в качестве наказания определили ссылку в родовом имении Савинское, конфисковав значительную часть имущества, и все-таки затем оставили в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением.

Юнгов остров

Как слит с прохладою растений фимиам,
Как сладко в тишине у брега струй плесканъе,
Как тихо веянье эфира по волнам
И гибкой ивы трепетанье...

Оценки личности

Известный в своё время литератор А. Ф. Воейков говорил о нем: «Иван Владимирович Лопухин принадлежит к тем людям, коих память воскрешает в душе сладкое и тихое чувство умиления любви, а не удивление страха. Имя его произносится с благословением, с признательностью, со слезами. Он всему на свете предпочитал добродетель; его жизнь - непрерывная цепь благотворений».

Известный историк В. О. Ключевский так охарактеризовал И. В. Лопухина: «С умом прямым, немного жестким и даже строптивым, но мягкосердечный и человеколюбивый, с тонким нравственным чувством, отвечающим мягкому и тонкому складу его продолговатого лица, вечно сосредоточенный в работе над самим собой, он упорным упражнением умел лучшие и редкие движения души человеческой переработать в простые привычки или ежедневные потребности своего сердца».

Напишите отзыв о статье "Лопухин, Иван Владимирович"

Комментарии

Примечания

Литература

  • Лопухин, Иван Владимирович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • . - Лондон, 1860.
  • Суровцев А. Г. Иван Владимирович Лопухин. Его масонская и государственная деятельность: Биографический очерк. СПб.: Изд. Петерб. учеб. маг., 1901. 124 с.
  • Сухарева О. В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I. - М .: АСТ , Астрель , Люкс, 2005. - 704 с. - 5 000 экз. - ISBN 5-17-023261-6, ISBN 5-271-10328-5, ISBN 5-9660-0476-5. (в пер.)

Отрывок, характеризующий Лопухин, Иван Владимирович

– Как часто они погибали – потомки? Оставался ли кто-нибудь живой и проживал свою жизнь до конца? Помогали ли вы им, Север? Помогала ли им Мэтэора?.. – я буквально засыпала его градом вопросов, не в состоянии остановить своё сгорающее любопытство.
Север на мгновение задумался, потом печально произнёс:
– Мы пытались помочь... но многие из них этого не желали. Думаю, весть об отце, отдавшем своего сына на погибель, веками жила в их сердцах, не прощая нас, и не забывая. Боль может оказаться жестокой, Изидора. Она не прощает ошибок. Особенно тех, которые невозможно исправить...
– Знал ли ты кого-то ещё из этих дивных потомков, Север?
– Ну, конечно же, Изидора! Мы знали всех, только далеко не всех доводилось увидеть. Некоторых, думаю, знала и ты. Но разрешишь ли сперва закончить про Светодара? Его судьба оказалась сложной и странной. Тебе интересно будет о ней узнать? – Я лишь кивнула, и Север продолжил... – После рождения его чудной дочурки, Светодар решился, наконец, исполнить желание Радана... Помнишь, умирая, Радан просил его пойти к Богам?
– Да, но разве это было серьёзно?!.. К каким «богам» он мог его посылать? На Земле ведь давно уже нет живущих Богов!..
– Ты не совсем права, мой друг... Может это и не совсем то, что люди подразумевают под Богами, но на Земле всегда находится кто-то из тех, кто временно занимает их место. Кто наблюдает, чтобы Земля не подошла к обрыву, и не пришёл бы жизни на ней страшный и преждевременный конец. Мир ещё не родился, Изидора, ты знаешь это. Земле ещё нужна постоянная помощь. Но люди не должны об этом ведать... Они должны выбираться сами. Иначе помощь принесёт только лишь вред. Поэтому, Радан не был так уж неправ, посылая Светодара к тем, кто наблюдает. Он знал, что к нам Светодар никогда не пойдёт. Вот и пытался спасти его, оградить от несчастья. Светодар ведь был прямым потомком Радомира, его первенцем-сыном. Он был самым опасным из всех, потому что был самым близким. И если б его убили, никогда уже не продолжился бы этот чудесный и светлый Род.
Простившись со своей милой, ласковой Маргаритой, и покачав в последний раз маленькую Марию, Светодар отправился в очень далёкий и непростой путь... В незнакомую северную страну, туда, где жил тот, к кому посылал его Радан. И звали которого – Странником...
Пройдёт ещё очень много лет перед тем, как Светодар вернётся домой. Вернётся, чтобы погибнуть... Но он проживёт полную и яркую Жизнь... Обретёт Знание и Понимание мира. Найдёт то, за чем так долго и упорно шёл...
Я покажу тебе их, Изидора... Покажу то, что ещё никогда и никому не показывал.
Вокруг повеяло холодом и простором, будто я неожиданно окунулась в вечность... Ощущение было непривычным и странным – от него в то же время веяло радостью и тревогой... Я казалась себе маленькой и ничтожной, будто кто-то мудрый и огромный в тот момент наблюдал за мною, стараясь понять, кто же это посмел потревожить его покой. Но скоро это ощущение исчезло, и осталась лишь большая и глубокая, «тёплая» тишина...
На изумрудной, бескрайней поляне, скрестив ноги, друг против друга сидели два человека... Они сидели, закрыв глаза, не произнося ни слова. И всё же, было понятно – они говорили...
Я поняла – говорили их мысли... Сердце бешено колотилось, будто желая выскочить!.. Постаравшись как-то собраться и успокоится, чтобы никоим образом не помешать этим собранным, ушедшим в свой загадочный мир людям, я наблюдала за ними затаив дыхание, стараясь запомнить в душе их образы, ибо знала – такое не повторится. Кроме Севера, никто уже не покажет мне более то, что было так тесно связанно с нашим прошлым, с нашей страдающей, но не сдающейся Землёй...
Один из сидящих выглядел очень знакомо, и, конечно же, хорошенько к нему присмотревшись, я тут же узнала Светодара... Он почти что не изменился, только волосы стали короче. Но лицо оставалось почти таким же молодым и свежим, как в тот день, когда он покидал Монтсегур... Второй же был тоже относительно молодым и очень высоким (что было видно даже сидя). Его длинные, белые, запорошенные «инеем» волосы, ниспадали на широкие плечи, светясь под лучами солнца чистым серебром. Цвет этот был очень для нас необычным – будто ненастоящим... Но больше всего поражали его глаза – глубокие, мудрые и очень большие, они сияли таким же чистым серебристым светом... Будто кто-то щедрой рукой в них рассыпал мириады серебряных звёзд... Лицо незнакомца было жёстким и в то же время добрым, собранным и отрешённым, будто одновременно он проживал не только нашу, Земную, но и какую-то ещё другую, чужую жизнь...
Если я правильно понимала, это и был именно тот, которого Север называл Странником. Тот, кто наблюдал...
Одеты оба были в бело-красные длинные одежды, подпоясанные толстым, витым, красным шнуром. Мир вокруг этой необычной пары плавно колыхался, меняя свои очертания, будто сидели они в каком-то закрытом колеблющемся пространстве, доступном только лишь им двоим. Воздух кругом стоял благоухающий и прохладный, пахло лесными травами, елями и малиной... Лёгкий, изредка пробегавший ветерок, нежно ласкал сочную высокую траву, оставляя в ней запахи далёкой сирени, свежего молока и кедровых шишек... Земля здесь была такой удивительно безопасной, чистой и доброй, словно её не касались мирские тревоги, не проникала в неё людская злоба, словно и не ступал туда лживый, изменчивый человек...
Двое беседующих поднялись и, улыбаясь друг другу, начали прощаться. Первым заговорил Светодар.
– Благодарю тебя, Странник... Низкий тебе поклон. Я уже не смогу вернуться, ты знаешь. Я ухожу домой. Но я запомнил твои уроки и передам другим. Ты всегда будешь жить в моей памяти, как и в моём сердце. Прощай.
– Иди, с миром, сын светлых людей – Светодар. Я рад, что встретил тебя. И печален, что прощаюсь с тобой... Я даровал тебе всё, что ты в силах был постичь... И что ты в силах отдать другим. Но это не значит, что люди захотят принять то, что ты захочешь им поведать. Запомни, знающий, человек сам отвечает за свой выбор. Не боги, не судьба – только сам человек! И пока он этого не поймёт – Земля не станет меняться, не станет лучше... Лёгкого тебе пути домой, посвящённый. Да хранит тебя твоя Вера. И да поможет тебе наш Род...
Видение исчезло. А вокруг стало пусто и одиноко. Будто старое тёплое солнце тихо скрылось за чёрную тучу...
– Сколько же времени прошло с того дня, как Светодар ушёл из дома, Север? Я уж было подумала, что он уходил надолго, может даже на всю свою оставшуюся жизнь?..
– А он и пробыл там всю свою жизнь, Изидора. Целых шесть долгих десятков лет.
– Но он выглядит совсем молодым?! Значит, он также сумел жить долго, не старея? Он знал старый секрет? Или это научил его Странник?
– Этого я не могу сказать тебе, мой друг, ибо не ведаю. Но я знаю другое – Светодар не успел научить тому, чему годами учил его Странник – ему не позволили... Но он успел увидеть продолжение своего чудесного Рода – маленького праправнука. Успел наречь его настоящим именем. Это дало Светодару редкую возможность – умереть счастливым... Иногда даже такого хватает, чтобы жизнь не казалась напрасной, не правда ли, Изидора?
– И опять – судьба выбирает лучших!.. Зачем же надо было ему всю жизнь учиться? За что оставлял он свою жену и дитя, если всё оказалось напрасным? Или в этом имелся какой-то великий смысл, которого я до сих пор не могу постичь, Север?
– Не убивайся напрасно, Изидора. Ты всё прекрасно понимаешь – всмотрись в себя, ибо ответом есть вся твоя жизнь... Ты ведь борешься, прекрасно зная, что не удастся выиграть – не сможешь победить. Но разве ты можешь поступить иначе?.. Человек не может, не имеет права сдаваться, допуская возможность проигрыша. Даже, если это будешь не ты, а кто-то другой, который после твоей смерти зажжётся твоим мужеством и отвагой – это уже не напрасно. Просто земной человек ещё не дорос, чтобы суметь такое осмыслить. Для большинства людей борьба интересна только лишь до тех пор, пока они остаются живыми, но никого из них не интересует, что будет после. Они пока ещё не умеют «жить для потомков», Изидора.
– Это печально, если ты прав, друг мой... Но оно не изменится сегодня. Потому, возвращаясь к старому, можешь ли ты сказать, чем закончилась жизнь Светодара?
Север ласково улыбнулся.
– А ты ведь тоже сильно меняешься, Изидора. Ещё в прошлую нашу встречу, ты бы кинулась уверять меня, что я не прав!.. Ты начала многое понимать, мой друг. Жаль только, что уходишь напрасно... ты ведь можешь несравнимо больше!
Север на мгновение умолк, но почти тут же продолжил.
– После долгих и тяжких лет одиноких скитаний, Светодар наконец-то вернулся домой, в свою любимую Окситанию... где его ожидали горестные, невосполнимые потери.
Давным-давно ушла из жизни его милая нежная жена – Маргарита, так и не дождавшаяся его, чтобы разделить с ним их непростую жизнь... Также не застал он и чудесную внучку Тару, которую подарила им дочь Мария... и правнучку Марию, умершую при рождении его праправнука, всего три года назад явившегося на свет. Слишком много родного было потерянно... Слишком тяжкая ноша давила его, не позволяя радоваться оставшейся жизнью... Посмотри на них, Изидора... Они стоят того, чтобы ты их узнала.
И снова я появилась там, где жили давно умершие, ставшие дорогими моему сердцу люди... Горечь кутала мою душу в саван молчания, не позволяя с ними общаться. Я не могла обратиться к ним, не могла даже сказать, какими мужественными и чудесными они были...

Окситания...

На самой верхушке высокой каменной горы стояло трое человек... Одним из них был Светодар, он выглядел очень печальным. Рядом, опёршись на его руку, стояла очень красивая молодая женщина, а за неё цеплялся маленький белокурый мальчик, прижимавший к груди огромную охапку ярких полевых цветов.
– Кому же ты нарвал так много, Белоярушка? – ласково спросил Светодар.
– Ну, как же?!.. – удивился мальчонка, тут же разделяя букет на три ровных части. – Это вот – мамочке... А это вот милой бабушке Таре, а это – бабушке Марии. Разве не правильно, дедушка?
Светодар не ответил, лишь крепко прижал мальчика к груди. Он был всем, что у него оставалось... этот чудесный ласковый малыш. После умершей при родах правнучки Марии, которой Светодар так никогда и не увидел, у малыша оставалась только тётя Марсилла (стоявшая рядом с ними) и отец, которого Белояр почти не помнил, так как тот всё время где-то воевал.
– А, правда, что ты теперь никогда больше не уйдёшь, дедушка? Правда, что ты останешься со мной и будешь меня учить? Тётя Марсилла говорит, что ты теперь будешь всегда жить только с нами. Это правда, дедушка?
Глазёнки малыша сияли, как яркие звёздочки. Видимо появление откуда-то такого молодого и сильного деда приводило малыша в восторг! Ну, а «дед», печально его обнимая, думал в то время о тех, кого никогда уже не увидит, проживи он на Земле даже сто одиноких лет...

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 3 июня 2015; проверки требуют.

Ива́н Влади́мирович Лопухи́н (24 февраля [6 марта ] , село Воскресенское (Ретяжи), Белгородская губерния - 22 июня [4 июля ] , там же) - русский философ, публицист, мемуарист, издатель, один из виднейших представителей русского масонства . Действительный тайный советник (1807), сенатор .

Происходил из старинного дворянского рода Лопухиных [Комм 1] . Сын генерал-поручика Владимира Ивановича Лопухина (1703-1797) и Евдокии Ильиничны Исаевой (1717-1774), дочери вице-президента Коммерц-коллегии Ильи Ивановича Исаева .

На 17-м году моего возраста кончилось моё воспитание и учение языков, которых ни одного, как и своего природного, не знаю и по сие время грамматических правил… Одним словом, если я что знаю, то подлинно самоучкою

В 1775 году - прапорщик Преображенского полка. В 1782 году произведён в полковники и перешёл на статскую службу - советником, а затем председателем Московской губернской уголовной палаты. В это время, быстро преодолев увлечение вольнодумством , после прочтения книг Луи Клод де Сен-Мартена «О Заблуждениях и об Истине» и Арндта «Об истинном христианстве», он вступил в орден мартинистов .

В 1785 года в чине статского советника вышел в отставку. В судейскую практику внес новый взгляд на исправительное значение наказаний и боролся за их умеренное применение, являясь противником смертной казни. Выступал за смягчение закона о религиозных преследованиях . Снисходительность приговоров уголовной палаты и принадлежность её председателя к мартинистам вызывала возмущение московского главнокомандующего Я. А. Брюса , с которым у него появились разногласия.

В 1792 году начались преследования масонов со стороны правительства. Были закрыты типография и магазины, лидеры были частью арестованы и заключены в крепость, частью сосланы в деревни. Лопухину, памятуя о заслугах его больного девяностолетнего отца, в качестве наказания определили ссылку в родовом имении Савинское, конфисковав значительную часть имущества, и все-таки затем оставили в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением.

За время ссылки И. В. Лопухин создал в подмосковной усадьбе Савинское на берегу реки Воря пейзажный (английский) парк - «небольшой архипелаг из множества островов и островков, образующих запутанный водный лабиринт»