Михаил Осипович Меньшиков: «Что такое демократия». "Меньшиков, Михаил Осипович" в книгах

Усилиями целой когорты публицистов определенного толка понятия "национальное" и "патриотическое" применительно к великой нации стали ругательными. Какими мыслями жили русские "националисты" начала века? Какие цели перед собой ставили? Насколько интернационалистским был сам их национализм? Во всем этом разобраться помогут публикуемые впервые за годы Советской власти статьи русского отставного штабс-капитана, известного журналиста М. О. Меньшикова, расстрелянного в 1918 году.

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

О ЗДОРОВИИ НАРОДНОМ

ВСЕМИРНЫЙ СОЮЗ

ЗАМКНУТОЕ ГОСУДАРСТВО

НА ТУ ЖЕ ТЕМУ

НА ВЕЛИКОЙ СТРАЖЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ

ГДЕ СТРОИТЬ ФЛОТ?

ПАМЯТИ СВЯТОГО ПАСТЫРЯ

ЗАВЕЩАНИЕ ОТЦА ИОАННА

МОЛОДЕЖЬ И АРМИЯ

ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА

МОЖЕТ ЛИ РОССИЯ ВОЕВАТЬ?

МАНИЛОВЩИНА В АРМИИ

ХОРОШО ЛИ СТРЕЛЯЕТ АРМИЯ?

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СЪЕЗД

ГНЕВ ГОСПОДЕН

ИСТИННО КУЛЬТУРНОЕ ВЕДОМСТВО

ДЕЛО НАЦИИ

КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ

ВОЙНА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

ИНВАЛИДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОПАСНОЕ СОСЕДСТВО

СИЛЬНЫЕ ЛЮДИ

МУЗЕЙ ВОЙНЫ

НАКОПЛЕНИЕ И УДАР

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Искать аналогии в истории - дело сложное, подчас опасное, но совершенно необходимое. Ну хотя бы для того, чтобы не повторять ошибок предков. Опасно же это дело потому, что далеко не всем по душе отказ от ранее приклеенных ярлыков, которыми изобиловало то, что осталось нам взамен истинной новейшей истории России.

И вот в наши дни появилась некоторая надежда на реставрацию этой истории. Но сама история - это сумма судеб миллионов и миллионов людей, многие из которых, в свое время весьма известные, теперь оказались забытыми, а то и оклеветанными. Реставрировать историю - значит восстановить память о них.

Одним из таких людей был русский публицист, отставной флотский офицер Михаил Осипович Меньшиков. Почему же нам представляется вполне целесообразным познакомить современного читателя с его творческим наследием? Да потому, что началом всех начал для Михаила Осиповича были государственность, нация, отечество, то есть те самые понятия, которые священны, должны быть священными, для каждого гражданина, и прежде всего для воинов, защитников земли своей во все времена. Те самые понятие которые подвергаются особо ожесточенным атакам в периоды социальной нестабильности с обычной целью - разъединить, растащить, поживиться. Думается, что сегодня будет вполне уместно обратиться еще раз к мыслям об отечестве, духовности и нравственности нации, армии.

Составитель и автор предисловия, по профессии не литератор, не историк, позволил себе опираться на мнения и использовать статьи специалистов в области литературоведения и истории М. Лобанова, П. Горелова, А. Гумерова, А. Каплина и других (разумеется, их любезного согласия). Надеюсь, что это повысит компетентность оценок и их объективность, в отсутствии которой автора сих строк могут обвинить как прямого потомка Меньшикова. Но ведь любому потомку не возбраняется по призыву революционного поэта "словарей проверить поплавки". Тем более что, говоря о Меньшикове, послереволюционные словари высказывались весьма бранчливо и лживо, в последнее же время и вовсе перестали вспоминать о нем. А в дни потрясений 1917-1918 годов, после сугубо неверного, произнесенного одним из вождей революции определения-ярлыка "верный пес царской черной сотни" логичным и трагическим продолжением было свинцовое многоточие, прошившее сердце журналиста при его расстреле без суда и следствия 20 сентября 1918 года на берегу Валдайского озера, среди бела дня, почти на глазах у перепуганных "валдашей" и шестерых малолетних детей М. О. Меньшикова... По свидетельству очевидцев, Михаил Осипович перед смертью молился на Иверский монастырь, хорошо видный с места расстрела.

Он очень любил Валдай, Валдайское озеро, дивный Иверский монастырь за озером, обретал здесь покой, счастье в своих самозабвенно любимых детях, великую радость общения со своими родными, ближними, с друзьями, навещавшими его в Валдае. Валдайский дом Меньшиков купил в 1913 году как дачу. Сюда он приезжал с семьей каждое лето.

В начале 1917 года Меньшиков был фактически отстранен от работы в "Новом времени". Наследники А. С. Суворина -издателя крупнейшей газеты после его смерти стали распродавать наследство - газету случайным для русской журналистики людям. Тогда впервые Меньшиковы остались в Валдае на зиму 1917/18 года.

В 20-е годы овдовевшая в одночасье Мария Владимировна Меньшикова с невыразимыми трудностями поднимала детей на ноги.

М. О. Меньшиков родился 25 сентября по старому (6 октября по новому) стилю 1859 года в городе Новоржеве Псковской губернии, сравнительно недалеко от Валдая. Его отец, Осип Семенович Меньшиков, имел низший гражданский чин коллежского регистратора, а родом был из семьи сельского священника. Мать, Ольга Андреевна, в девичестве Шишкина, была дочерью потомственного, но обедневшего дворянина, владельца небольшого сельца Юшково Опочецкого уезда. Жили Меньшиковы бедно, часто нуждаясь в самом необходимом. Снимали квартиру у домовладельцев Никитиных. Однако благодаря хозяйственности и недюжинному уму Ольги Андреевны кое-как сводили концы с концами. Мать несла все семейные тяготы, занималась, как могла, воспитанием детей. От избытка ли забот или по складу характера она была женщиной несколько нелюдимой, но не лишенной чувствительности и поэтического вкуса.

Осип Семенович, хотя и был умен, начитан, но жизнь вел беспечную. Он был на семь лет моложе жены.

Оба родителя были религиозны, очень любили природу.

В 1864 году Ольга Андреевна купила за 40 рублей крестьянскую избу с огородом. Вот в этой избе с большой русской печью, земляным полом, рублеными стенами и прошло Мишино сознательное детство. Он сохранил до мученической своей смерти воспоминания об этом времени, и радостные, а больше печальные. Невзгоды не покидали семью, Ольга Андреевна с трудом справлялась со всеми домашними хлопотами. Но были и добрые длинные вечера, когда за окном стонала осенняя непогода или бушевала снежная вьюга, дети забирались на теплую печку, тушили лампу, чтобы не тратить дорогой керосин, и все вместе с отцом и матерью долго пели любимые песни. Кончались эти вечера пением молитвы "Слава в Вышних Богу".

На шестом году Миша начал учиться. Учила его Ольга Андреевна сама. Воспитание детей Меньшиковых было проникнуто чрезвычайной религиозностью. Позднее Миша Меньшиков был отдан в Опочецкое уездное училище, которое окончил в 1873 году. В том же году при помощи дальнего родственника он поступает в Кронштадтское морское техническое училище.

После окончания морского училища молодой флотский офицер пишет письмо своему покровителю. Вот текст этого письма с некоторыми сокращениями:

"Считаю долгом сообщить Вам, что закончил курс в Техническом училище и 18 апреля (1878 года) произведен в 1-й военно-морской чин по нашему корпусу (в кондукторы корпуса флотских штурманов). Экзамены я выдержал порядочно: по 10 предметам я получил 12 баллов. 30 числа я был назначен на броненосный фрегат "Князь Пожарский", а 2 мая фрегат распрощался с Кронштадтом и ушел неизвестно куда и неизвестно на сколько времени. Секрет. Мы были в Дании, в Норвегии и теперь во Франции. Я получаю 108 рублей 50 коп. золотом в месяц. Это дает мне возможность, кроме своих прямых обязательств тратить несколько денег на осмотр чужих городов и примечательностей. Таким образом я теперь в Париже, осматриваю всемирную выставку. Итак я, видимо, вступил на новую дорогу... Все это явилось последствием Ваших хлопот".

Склонность к литературе М. Меньшиков проявил очень рано. Еще в середине семидесятых годов по его инициативе в Кронштадте выходил ученический журнал "Неделя". В 1883 году после плаваний и возвращения в Кронштадт Меньшиков познакомился и подружился с С. Я. Надсоном, который был моложе его на три года. Но это был первый профессиональный, к тому времени уже широко известный, писатель-поэт, который высоко оцепил талант молодого офицера, новичка в литературе. Будучи уже безнадежно больным, Надсон приветливым словом и добрыми рекомендациями помогал Меньшикову. Вот выдержка из его письма, датированного 1885 годом: "Я зол на Вас за то, что Вы не верите в себя, в свой талант. Даже письмо Ваше художественно. Пишите - ибо это есть Ваша доля на земле. Жду томов от Вас..."

Известный журналист "Нового времени", русский мыслитель, публицист и общественный деятель, один из идеологов русского националистического движения. Жил с семьей в Царском Селе, расстрелян

Известных царскосел Эрих Голлербах упомянет его в своем "Городе муз":
"В Софии Меньшиков строчил бесконечные передовицы и фельетоны,
а на досуге сидел над шахматной доской..."

25 сентября (7 октября) 1859 г. в городе Новоржеве Псковской губернии, недалеко от Валдая родился Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918). Его отец, Осип Семенович Меньшиков , имел низший гражданский чин коллежского регистратора, а родом был из семьи сельского священника. 1

Мать, Ольга Андреевна , в девичестве Шишкина , была дочерью потомственного, но обедневшего дворянина, владельца небольшого сельца Юшково Опочецкого уезда. 1

Жили Меньшиковы бедно, часто нуждаясь в самом необходимом. Однако благодаря хозяйственности и недюжинному уму Ольги Андреевны кое-как сводили концы с концами. На шестом году Миша начал учиться. Учила его Ольга Андреевна сама. Позднее он был отдан в Опочецкое уездное училище, которое окончил в 1873 г. В том же году при помощи дальнего родственника он поступает в Кронштадтское морское техническое училище.

Участвовал в нескольких морских экспедициях, во время которых проявился его литературный талант. Он опубликовал в ряде изданий очерки заграничного плавания на фрегате «Князь Пожарский», которые позднее были выпущены отдельной книгой «По портам Европы» в 1879 году. После участия в нескольких дальних морских экспедициях Меньшиков получил звание инженера-гидрографа.

Склонность к литературе Меньшиков проявил очень рано. Еще в середине семидесятых годов по его инициативе в Кронштадте выходил ученический журнал "Неделя". В 1883 г. после возвращения в Кронштадт Меньшиков познакомился и подружился с поэтом С. Я. Надсоном, который высоко оценил талант молодого офицера, новичка в литературе. Будучи уже безнадежно больным, Надсон приветливым словом и добрыми рекомендациями помогал Меньшикову.

В 1892 г., окончательно осознав свое литературное призвание, Меньшиков выходит в отставку в чине штабс-капитана и становится постоянным корреспондентом, затем секретарем и ведущим критиком и публицистом «Недели» и ее приложений, а с сентября 1900 г. фактически заведует газетой, одновременно активно сотрудничая в журнале «Русская Мысль», газете «Русь» и других изданиях.

С1893 года М.О. Меньшиков, неоднократно посещал Л.Н. Толстого - и в московском доме в Хамовниках, и в Ясной Поляне. В дневниковой записи от 24 января 1894 году Толстой записал о Меньшикове (и Волкенштейне): «…оба внешние, хорошие, добрые, умные последователи (учения Толстого - прим.сост.) - особенно Меньшиков». 8

Еще в одном письме, к Л.И. Веселитской (о ней далее), летом 1893 года, Толстой характеризует Меньшикова уже более конкретно: "Меньшиков очень умен, сердечен и прям, но сходится очень неохотно и трудно. Душа и сердце у него, мне кажется, прекрасные, но манера обхождения его многих к нему не располагает." (Встречи. С.180)

На рубеже веков «Неделя» прекратила свое существование. После некоторых колебаний Меньшиков связал свою судьбу с газетой А. С. Суворина «Новое Время», где печатались А. П. Чехов, его брат Александр, В. П. Буренин, В. В. Розанов и многие другие известные журналисты и писатели. Меньшиков являлся ведущим публицистом газеты с 1901 по 1917 год. Он вел в газете рубрику «Письма к ближним», публикуя еженедельно по две-три статьи, не считая больших воскресных фельетонов (так назывались тогда особенно острые, серьезные материалы на темы дня). Свои статьи и фельетоны из этой рубрики Михаил Осипович выпускал отдельными ежемесячными журнально-дневниковыми книжками, которые переплетал потом в ежегодные тома.

Меньшиков являлся одним из ведущих публицистов правого толка, выступал идеологом русского национализма. Он стал инициатором создания Всероссийского национального союза в 1908 году, который собрал вместе умеренно-правых политиков, придерживающихся националистических убеждений. Его статьи появлялись регулярно, три-четыре раза в неделю, в газете "Новое время". Талант, прекрасный язык, эрудиция и трудолюбие создали ему известность, круг друзей и поклонников, а также обеспеченность. Правда, его острые статьи вызывали и много враждебных откликов.

От первого, гражданского брака у него родился сын (1888 – 1953), выпускник 1907 года. После гимназии он получил юридическое образование. После 1917 года эмигрировал во Францию.

Письмо А.П. Чехова, из которого понятно, что в 1899 году О.М. Меньшиков жил в Царском Селе на , в доме Петровой:

22 августа 1899 г. Москва.
Дорогой Михаил Осипович, Ваше последнее письмо Вы писали по пути к дому, значит, Вы уже в Царском Селе, в родных тундрах. Как бы ни было, адресую это письмо в Царское.
Я, по-видимому, уже не человек, а блуждающая почка. Судите сами: 20-го июля я уехал на Кавказ, оттуда в Крым, в начале августа возвратился в Москву, а в среду опять уезжаю в Крым, где останусь, вероятно, на всю осень и даже зиму… Итак, письма Ваши направляйте в Ялту...
Пожалуйста, пришлите мне Вашу фотографию с автографом: Михаил Меньшиков. Это для Таганрогской городской библиотеки, которая собирает портреты писателей. Мне прислали список, там значитесь Вы и Лидия Ивановна...
Как Вы поживаете? Что у Вас нового? Как Яша? Будьте здоровы и благополучны. Крепко жму Вам руку и желаю всего хорошего.
Ваш А. Чехов.
На конверте:
Царское Село.
Михаилу Осиповичу Меньшикову.
Магазейная, д. Петровой.

Его вторая, официальная супруга Мария Владимировна урождённая , в первом браке Афанасьева (1876-1945). Они поженились в 1907 году, в год. когда первый сын Михаила Осиповича, Яков, закончил Николаевскую гимназию.

От первого брака у Марии Владимировна была дочь Ольга Леонидовна (в замуж.Самсонова) (1899-1957).

Первые тома "Писем к ближним" переводила писательница Лидия Ивановна Веселитская, ставшая для Михаила Осиповича прямо-таки добрым гением. На правах истинного друга она соединила в себе неутолимое желание бескорыстной помощи товарищу по цеху с горячим материнским чувством к его сыну от гражданского брака - Якову. Юрист, публицист, офицер Первой мировой войны Я.М. Меньшиков, до самой смерти в Париже в 1953 году, благодарно отдавал должное "милой Лидусе", одинокой и униженной старушке, тихо почившей в родном Царском Селе в неласковое довоенное время. 3

Мы нашли еще одно упоминание о царскосельском адресе Меньшикова М. О.: Царское Село, Магазейная (угол Госпитальной), д. Петровой - прим. сост.

Без М.О. Меньшикова невозможно полно и объективно представить себе литературу и историю России в сопредельных областях двух столетий. Никогда, включая и наше время, оперативная работа пера не достигала такого эффективного воздействия на умы и деяния современников, никогда не захватывала столь широкой волной событийный пласт времени. И в роскошной газетной редакции, и в скромном домике в Царском Селе, где Михаил Осипович прожил долгие годы, он снова и снова принимал: рабочих, купцов, священников, дам, генералов, министров… Встать в ряд обращающихся к живоносному источнику русской мысли не сочли зазорным и главы двух русских правительств, пожелавшие познакомиться с Меньшиковым и привлечь его к ответственному государственному делу. Но если Сергей Юльевич Витте просил составить "проект ожидавшегося тогда документа" (царского манифеста 17 октября 1905 года), то Петр Аркадьевич Столыпин, немного позднее, едва ли не умолял взять деньги и возглавить издание общерусской национальной газеты.

"1903 год. Нужда великая", отрывок из публикации М.О. Меньшикова:

Живя в Царском Селе, где расплодилось теперь нищих видимо-невидимо, я постоянно окружен земляками. Под окна маленькой дачи, где я живу, то и дело приходят мальчишки, девчонки, бабы, мужики. Все больше витебчане.
- Как тебя звать? - спрашиваю крохотную девочку, черненькую, с голубыми глазками.
- Мавруй.
- Что ж ты, Мавра, сюда заехала? Небось в деревне веселее?
- Дома йись некова (то есть есть нечего).
- Что ж ты тут делаешь, в уголку?
- Стлеляю, - серьезно отвечает девочка.
Глагол "стрелять" значит на воровском жаргоне воровать. Шестилетняя деревенская девочка, утонувшая в мамкиной кофте, посиневшая от холода, уже "стреляет" на улице. Заметьте, как зловеще переродилось понятие и священный смысл милостыни. Нищие говорят уже не "просить", а "стрелять", "стрелять Христа ради"! В старинные годы, когда нищета была исключением, нищие были не воры, не преступники, а класс народа благочестивый, даже благообразный. На время поникший человек или калека поступал как бы в особый монашеский орден; он облекался именем Христовым, усваивал особый страннический язык, пел особые, грустные и священные песни. Но теперь - с понижением общего уровня - выродилось и нищенство; чуть из деревни, все эти бегущие от голода бедняки прямо сливаются с бродягами городскими, с пролетариями и преступниками.
Как-то подошел ко мне под форточку еще не старый мужик с четырьмя детьми. Сняли шапки и кланяются молча.
- Витебские?
- Витебские, кормилец!
По расспросам оказалось точь-в-точь то самое, о чем пишет учитель. Нет земли, нет кормов, нет хлеба. Пришлось сбросить соседу свою дробь надела и пуститься со всей семьей в бегство, прямо-таки в бегство от неминучей смерти. Земля, на которой, может быть, больше тысячи лет жили предки этого мужика, отказывается его кормить. 3

Воспоминания его дочери Ольги:

"Пережив в детстве и юности крайнюю бедность, папа был скромен в своих требованиях к окружающему его быту. В Царском Селе у нас была большая и по тем временам комфортабельная квартира, но никакой роскоши я не помню. Чистая, уютная, хорошо и удобно обставленная, но отнюдь не богатая… Были у нас книги, игры, куклы, все необходимое для нашего роста и развития - ведь папа так горячо нас любил."

1910. М.О. Меньшиков в своем кабинете в Царском Селе

"Библиотека из Царского Села после 1917 года переедет в их дом на Валдае: "В папином кабинете была привезенная из Царского небольшая, но тщательно подобранная библиотека, со словарем Брокгауза и Ефрона. В ней были любимые и нужные для папиной работы книги" - вспоминала Ольга.

"Такую большую семью надо было обслужить. В Царском, а потом в Валдае я рано и хорошо помню дорогую нашу нянечку Ирину Алексеевну Макарову. С нею работали и жили у нее две ее сестры Надя и Поля, а в Валдае младший ее брат Петя. Были еще молодая горничная Нюша и кухарка, очень недолгое время (около года) - гувернантка Надежда Карловна. В 1917 году с нами в Валдае жила старшая наша сестра Олечка Афанасьева, сменившая фамилию, так как вышла замуж за инженера Валентина Григорьевича Самсонова. В этом, 1917, году у них родился сын Гриша. Олечка была очень красива и добра к нам, хотя характера была неровного."

Горничная и кухарка Меньшиковых - сестры Макаровы - со своими родными 1917 г.

"Папа благодаря неустанному литературному труду имел состояние, прежде всего в деньгах, которые лежали в банке. Почти одновременно с покупкой валдайской дачи был им куплен участок земли в Сочи, но оба эти владения были бездоходны. Папа со всей семьей жил на те деньги, которые получал за свои статьи в редакции газеты, где печатался."

Февральская революция 1917 закрыла газету «Новое время» и оставила Меньшикова без любимого дела.

"В 1912 году умер Алексей Сергеевич Суворин, основной хозяин газеты, издателями стали его дети Михаил и Борис. Начавшиеся в столице сильные беспорядки, бесконечные политические убийства, рабочие восстания и забастовки, нападки со стороны прессы на "Новое время" - все это заставило Бориса Суворина 3 марта 1917 года сказать папе, что он боится печатать его статьи, так как они являются слишком ярким знаменем газеты, и они договорились, что папа уйдет на два месяца в отпуск, "а там будет видно". Но папа в своем дневнике пишет, что сразу почувствовал: больше работу возобновить не сможет."

После отстранения Михаила Осиповича от работы в «Новом Времени» Меньшиковы впервые остались в Валдае на зиму 1917/18 г. Меньшиков очень любил Валдай, Валдайское озеро, дивный Иверский монастырь, обретал покой и счастье в своих самозабвенно любимых детях, радость общения с родными, ближними, с друзьями, навещавшими его в Валдае. В революционные дни 1917 г. князь Львов, глава Временного правительства, предлагал Меньшикову уехать за границу, но он не захотел, не смог покинуть Россию.

В поисках заработка ему пришлось устроиться на работу конторщиком.

"После революции все папино состояние было конфисковано, в 1917 году наша семья проживала небольшие остатки в Валдае, а прекращение работы сейчас же сказалось на бюджете такой громадной семьи, где работник всегда был один. "

Лида, Гриша, Оля, Миша и Маша Меньшиковы. Валдай. 1917 г.

14 сентября 1918 года Меньшиков был арестован сотрудниками ВЧК на своей даче на Валдае. Дочь Ольга спустя 60 лет помнила этот день:

Было совсем рано - половина восьмого. Мы еще только вставали и одевались, как в дом вошли четверо вооруженных военных и один гражданин в штатском. Они пришли за папой. Без предъявления ордера или какого-либо документа сказали, что будут делать обыск. Стали пересматривать папины вещи: книги, бумаги, выдвигать ящики комода, рыться в чемодане. Мы, дети, стояли в дверях с мамой, пока проходил обыск, но когда один из военных заявил, чтобы папа собирался с ними, что он арестован, когда увидели, как горько рыдает наша мамочка на коленях перед этими людьми, мы громко заплакали и стали просить, чтобы не уводили папу.

Он старался нас успокоить, но это было невозможно. Папе разрешили выпить чай. Он оделся. Каждого из нас поцеловал, перекрестил… Окруженный солдатами, вышел из своего дома… Увы, навсегда!"

Его увели в тюрьму, где он провел неделю до самого своего ареста. По словам жены Меньшикова, судьями и организаторами расстрела были Якобсон, Давидсон, Гильфонт и комиссар Губа. Дочь Оля не смогла вычеркнуть из своей памяти этот страшный день 20 сентября 1918 года до самой смерти:

" мы добежали до штаба - он находился на Торговой улице в доме купца Ковалева - и остановились в его широких воротах, чтобы спрятаться от дождя. Мы уже озябли и сильно дрожали. И тут няня от проходивших мимо людей узнала, что сейчас в штабе идет "суд" над нашим папой. Очень скоро, почти через несколько минут, мы услыхали шум и топот многих ног: в ворота, под которыми мы стояли, вышла из дома целая группа вооруженных молодых солдат, смеющаяся и веселая… и среди них… наш папочка в привычном для нас пиджаке и серой кепочке.

Он был очень бледен, но спокоен и все оглядывался, точно что-то искал… Никогда не забыть, как он просиял, увидев нас! Как бросился к нам, к няне, схватил с ее рук Танечку, прижал крепко к своей груди. Поцеловал и благословил и хотел поцеловать Машеньку, но раздался грубый окрик - приказ идти дальше. Папочка объяснил: "Это дети мои..." и простился с нами: "Прощайте, дети". Он успел сказать няне, что его ведут на расстрел.

Няня была так потрясена, что на мгновение как окаменела, но тут же, опомнившись, выбежала вместе с нами из ворот штаба на площадь. Мы увидели, что папу ведут в маленький переулочек к самому берегу озера. Мы бросились вслед уже скрывавшейся страже, няня старалась собрать нас всех вместе в кучку, и тут почти подряд раздались несколько выстрелов...

Нашего папы не стало...

Нельзя забыть этот сентябрьский вечер, наши крики и слезы, слезы старой нашей бабушки, няни, прибежавшей со двора прачки и наконец пришедшей домой несчастной нашей мамочки, которая узнала уже в штабе ужасную весть и упала там без сознания. Ее привез домой на извозчике сын местного священника Костя Птицын. Ее ужас, рыдания при виде своих осиротевших детей описать невозможно..."

По свидетельству очевидцев, Михаил Осипович перед смертью молился на Иверский монастырь, хорошо видный с места расстрела...

22 сентября 1918 г. в «Известиях Всероссийского ЦИК советов рабочих, солдатских и казачьих депутатов Моссовета рабочих и красноармейских депутатов» было опубликовано следующее сообщение:

РАССТРЕЛ МЕНЬШИКОВА
НОВГОРОД, 21 сентября. Чрезвычайным полевым штабом, в Валдае расстрелян известный черносотенный публицист Меньшиков. При нем найдено письмо князю Львову. Раскрыт монархический заговор, во главе которого стоял Меньшиков. Издавалась подпольная черносотенная газета, призывающая к свержению Советской власти. (РОСТА)

В 1937 г. старший сын М. О. Меньшикова Григорий Михайлович был арестован. Долго находился в «Крестах», как до того в Москве на Лубянке, и был освобожден лишь в 1939 г.

Когда начались аресты, бумаги Михаила Осиповича прятали кто как мог, и многие материалы пропали, так как не всегда потом их изымали из тайников.

Позднее разрозненные архивы стекались к Ольге Михайловне Меньшиковой, которая в 1927 г. вышла замуж за Бориса Сергеевича Поспелова, сына сельского священника из Подмосковья и уехала из Ленинграда.

Во время Великой Отечественной войны Ольга Михайловна и Борис Сергеевич с институтом, где он работал, уехали в эвакуацию. Перед отъездом они тщательно спрятали наиболее ценные бумаги и фотографии. Но в дом, где оставались родители Бориса Сергеевича, Сергей Дмитриевич и Ольга Сергеевна Поспеловы и где хранились архивы, пришли немцы. Опять разгром, раскиданные книги, бумаги, сломанная мебель, крыша изрешечена осколками снарядов, соседний дом сгорел. Хорошо, что старики остались живы, хорошо, что вновь чудом, но остались в целости архивы М. О. Меньшикова.

20 сентября 1981 года сын Ольги Михайловны - Михаил Борисович Поспелов, ее брат и сестра были в Валдае на могиле отца..

Михаил Осипович Меньшиков реабилитирован в 1993 году.

  • Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 52. С. 109
  • Меньшиков Михаил Осипович - (25 сентября 1859 год, Новоржев, Российская империя - 20 сентября 1918 год, близ озера Валдай) - русский мыслитель, публицист и общественный деятель, один из идеологов русского национализма. Родился Михаил Меньшиков в городе Новоржев Псковской губернии, в семье коллежского регистратора. Образование получал в Опочецком уездном училище, после которого поступил в Кронштадтское морское техническое училище. Участвовал в нескольких морских экспедициях, во время которых проявился его литературный талант. Он опубликовал в ряде изданий очерки заграничного плавания на фрегате «Князь Пожарский», которые позднее были выпущены отдельной книгой «По портам Европы» в 1879 году.

    М. О. Меньшиков считал своим политическим идеалом русскую национальную Империю. Саму имперскую государственность он характеризовал как высшую форму развития национального творчества. Именно сочетание национализма и имперского патриотизма представляет собой, пожалуй, самое ценное качество его политической философии. Ведь довольно часто мы наблюдаем перекос в какую-либо одну сторону. Империя, согласно Меньшикову, должна основываться на руководстве русской нации. Он призывал: «Думайте о государстве! Думайте о господстве России!.. Думать о государстве значит думать о господстве своего племени, о его хозяйских правах, о державных преимуществах в черте русской земли». При этом сам национализм, несмотря на утверждения, некоторых критиков вовсе не носил у него характер шовинизма. «Мы, – писал Меньшиков, – не восстаем против приезда к нам и даже против сожительства некоторого процента иноплеменников, давая им охотно среди себя почти все права гражданства. Мы восстаем лишь против массового их нашествия, против заполонения ими важнейших наших государственных и культурных позиций. Мы протестуем против идущего завоевания России нерусскими племенами, против постепенного отнятия у нас земли, веры и власти. Мирному наплыву чуждых рас мы хотели бы дать отпор, сосредоточив для этого всю энергию нашего когда-то победоносного народа...». Национализм русского народа он объявлял скорее оборонительным: «Мы, русские, долго спали, убаюканные своим могуществом и славой, – но ударил один гром небесный за другим, и мы проснулись и увидели себя в осаде – и извне, и изнутри». По мнению Меньшикова, русская нация должна сплотиться в своей Империи. И сделать она это может только вокруг армии и самой военной идеи. Именно военный дух соединяет русских людей прежде всего. Одновременно и саму армию стоит максимально укрепить и полностью русифицировать, исключив из нее практически все инородные элементы. Сам Меньшиков был в курсе всех армейских проблем. Характерно, что он, штабс-капитан, служивший на флоте, впервые в мире выдвинул идею соединения самого флота и авиации. По сути, именно ему принадлежит мысль о создании авианосцев.

    Меньшикову вообще был присущ брутальный дух, он рассматривал жизнь как постоянную борьбу. «Борьба за существование есть глубокое философское требование природы, и есть борьба не за жизнь только, а за нечто высшее жизни: за совершенство, – утверждал Меньшиков. – Выживают более сильные, более способные, более удачные. Победа дается более отважным, более героическим племенам, тем, в душе которых всего ярче горит божественный пламень любви к родине и национальной чести. Народы трусливые, пьяные, ленивые, развратные составляют преступление в глазах природы, и она беспощадно выметает их как зловонный мусор. Очистителями земли являются по воле Божией воинственные народы». Некоторые наблюдатели считают даже возможным говорить об определенном ницшеанстве Меньшикова. Действительно, некоторое влияние философии Ф. Ницше у него прослеживается. Однако, Меньшиков был убежденным православным христианином. Другое дело, что его трактовка христианства расходится с трактовкой либеральной и пацифистской, навязывающий христианам ложное смирение. Он обращал внимание на слова Христа: «Не мир я принес, но меч»; на то, что христианство требует борьбы с врагами страны, народа, государства. Меньшиков высоко оценивал о. Иоанна Кронштадского, в том числе, и за призыв бороться против революции и христианское обоснование этого призыва. «Как известно, – напоминал публицист, – мужественно выступил против нашей революции и в церковных проповедях напоминал власти ее долг подавлять смуту. Не только народу, но и начальству о. Иоанн предложил к исполнению знаменитую 13-ю главу послания (апостолу Петру – А. Е.) к Римлянам. «Начальник не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» Начальство русское с изумлением узнало, что употреблять меч обязывает сам апостол».

    Меньшиков, как и все идеологи русского, выступал за самодержавную монархию, однако, в отличие от их большинства, он признавал необходимость существования Государственной Думы и определенных конституционных свобод. Но в саму Думу публицист предлагал допускать людей, имеющих образовательный ценз и опыт работы на благо Отечества. Дума виделась ему ареопагом мудрецов, этаким собранием высококвалифицированных экспертов. В своей публицистике М. О. Меньшиков затрагивал вопросы национального сознания русской нации, проблемы бездуховности, алкоголизма, еврейский вопрос, государственную политику. Журналистское наследие М.О. Меньшикова – богатейший клад для всех, кто любит Россию, её прошлое и настоящее, у кого болит душа за её будущее. Почему же Меньшиков был вычеркнут из памяти потомков? Прежде всего потому, что ему давно, прочно и надолго прилепили ярлык «черносотенца», т.е. «националиста», намеренно исказив его православно-христианские, державно-патриотические пристрастия. За последнее время мы воскресили в своей духовной памяти немало ярких, значительных имен русской национальной культуры – от Ивана Киреевского до Павла Флоренского. Но если спросить нынешних «образованцев» (выражение А.И. Солженицына), что они знают о Михаиле Осиповиче Меньшикове, ведомы ли им это имя, его труды, то даже персоны с учеными степенями, уверяю вас, затруднятся с ответом.

    «Простой» журналист и журналист-мыслитель, аналитик – два существенно различных понятия. Это знает каждый, кто имеет дело с бумагой и пером. Меньшиков мыслил удивительно ясно, писал всем доступным языком, вместе с тем глубоко проникая в суть поднимаемых проблем. Кроме этого, по свидетельству современников, он отличался завидной энергией, которой воздействовал на окружающих. Его душа источала волшебно-восхитительный, притягательный магнетизм. Высокий профессионализм демонстрируют его знаменитые «Письма к ближним», воссоздающие многообразную панораму жизни России начала ХХ века. В «Письмах» содержатся предостережения от соблазнов революционной ломки веками сложившихся национальных, культурных, духовных традиций, напоминание о недопустимости разрывов нашей истории, национального самоунижения, слепого и бездумного копирования пресловутого «западного образа жизни», чем была тотально заражена российская либеральная интеллигенция. Трудно переоценить актуальность этих мудрых предостережений в наше время. Еще совсем недавно были популярны демагогические формулы вроде: «Мы – родом из Октября», «Мы – дети ХХ съезда» и т.д. Словно и не было вовсе многовековой России, не было нашей великой духовности. В конъюнктурных «учебниках» нам усиленно навязывают представления о своей национально-государственной изоляции, об эволюции в виде неких прерывистых, запутанных зигзагов, уходящего в глубину веков пещерного мракобесия, зияющих провалов и белых пятен. «А это, – заметил выдающийся философ и публицист нашего времени Вадим Кожинов, – приводит к тяжелейшим последствиям. В частности, когда произошло глубочайшее разочарование в результатах революции и социализма, у многих создалось впечатление, что их страна («эта страна»!) не имеет права на существование, что она – ненормальная, нецивилизованная и т.д. Подобное настроение вело к слепому поклонению Западу». Публицистическое наследие М.О. Меньшикова – богатейший клад мудрости русского патриота, бесконечно преданного Отчей земле. Отсюда его откровенно скептическое отношение к либерально-западническим сентенциям, в которых сокрыты ненависть к России, лицемерная проповедь пресловутых «демократических ценностей». Журналист-мыслитель ясно и доходчиво объясняет сущность демократии в её исторической эволюции, начиная с Древней Греции. «Кто были варвары, разрушившие древний мир? Я думаю, это были не внешние варвары, а внутренние, вроде тех, которых теперь в Европе сколько угодно. Мне кажется, разрушителями явились не скифы и не германцы, а гораздо раньше их – господа демократы. Так как в эти дни, по случаю дополнительных выборов в Государственную думу, снова по всей России закипели споры о демократии, то нелишне было бы многим государственным людям заглянуть в учебник и поточнее справиться, чем была демократия в её классическую эпоху, чем она была в её отечестве», под небом голубым «родных богов?»Меньшиков являлся одним из ведущих публицистов правого толка, выступал идеологом русского национализма. Он стал инициатором создания Всероссийского национального союза в 1908 году, который собрал вместе умеренно-правых политиков, придерживающихся националистических убеждений.

    После революции Меньшиков был отстранён от работы в газете, а 14 сентября 1918 года был арестован на своей даче на Валдае, а 20 сентября был расстрелян большевиками. Реабилитирован в 1993 году.

    Биография

    В статье «Кончина века», написанной в декабре 1899 года, Меньшиков делает глубокое обобщение итогов XIX столетия, охватывает своей прозорливой мыслью будущее как русской, так и всей европейской цивилизации. Сейчас очевидно: его строки, относящиеся к России, бесспорно приложимы ко дню сегодняшнему. С той разницей, что болевые точки, которые обозначил Меньшиков, разрослись теперь в громадные язвы, буквально пожирающие Россию .

    Меньшиков являлся одним из ведущих публицистов правого толка, выступал идеологом русского национализма. Он стал инициатором создания Всероссийского национального союза в 1908 году, который собрал вместе умеренно-правых политиков, придерживающихся националистических убеждений.

    После революции Меньшиков был отстранён от работы в газете, 14 сентября 1918 года арестован сотрудниками ВЧК на своей даче на Валдае, а 20 сентября расстрелян на берегу Валдайского озера на глазах его шестерых детей. По словам жены Меньшикова, судьями и организаторами расстрела были Якобсон, Давидсон, Гильфонт и комиссар Губа .

    Реабилитирован в 1993 году.

    Произведения

    • Руководство к чтению морских карт. 1891
    • Лоция Абоских и восточной части Аландских шхер. 1892
    • Думы о счастье. 1898.
    • О писательстве. 1899.
    • О любви. 1899.
    • Красивый цинизм. 1900.
    • Критические очерки. 1900.
    • Народные заступники. 1900.
    • Выше свободы. 1909.
    • Вечное Воскресение. 1912.
    • Из писем к ближним. 1915.
    • Письма к русской нации. 1916.
    • Если умру, то невинным… 1918.

    Переиздания работ

    • Меньшиков М. О. Национальная Империя: Сборник статей / Составление, вступ. статья, послесловие М. Б. Смолина ; Православный центр имперских политических исследований.. - М .: Имперская традиция, 2004. - 512 с. - 3 000 экз. - ISBN 5-89097-052-6 (в пер.)

    Примечания

    Ссылки

    Категории:

    • Персоналии по алфавиту
    • Писатели по алфавиту
    • Родившиеся 25 сентября
    • Родившиеся в 1859 году
    • Родившиеся в Новоржеве
    • Умершие 20 сентября
    • Умершие в 1918 году
    • Военные моряки Российской империи
    • Публицисты Российской империи
    • Сотрудники газеты «Новое время»
    • Члены Всероссийского национального союза
    • Жертвы Красного террора
    • Расстрелянные в России

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Меньшиков, Гаврила Авдеевич
    • Меньшов, Денис Николаевич

    Смотреть что такое "Меньшиков, Михаил Осипович" в других словарях:

      Меньшиков Михаил Осипович - известный публицист. Родился в 1859 г.; кончил курс в морском техническом училище. Поместил в Голосе, Санкт Петербургских Ведомостях и Кронштадтском Вестнике ряд очерков заграничного плавания по Атлантическому океану и Средиземному морю на… … Биографический словарь

      МЕНЬШИКОВ Михаил Осипович - (23.09.1859 7.09.1918), ведущий публицист «Нового времени», один из основателей и идеологов Всероссийского Национального Союза (ВНС) и Всероссийского Национального Клуба (ВНК). Родился в г. Новоржеве Псковской губ. в многодетной семье мелкого … Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917

      Меньшиков, Михаил Осипович - известный публицист и гидрограф. Род. в 1859 г., кончил курс в морском техническом училище. Писать начал в 1879 г., поместив в "Голосе", "СПб. Ведомостях" и "Кронштадтском Вестнике" ряд очерков заграничного плавания… … Большая биографическая энциклопедия

      Меньшиков Михаил Осипович

      Меньшиков, Михаил Осипович - известный публицист и гидрограф. Род. в 1859 г., кончил курс в морском техническом училище. Писать начал в 1879 г., поместив в Голосе, СПб. Ведомостях и Кронштадтском Вестнике ряд очерков заграничного плавания по Атлантическому океану и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Меньшиков, Михаил Осипович - МЕНЬШИКОВЪ, Михаилъ Осиповичъ, извѣстный соврем. публицистъ; род. въ 1859 г., воспитаніе получилъ въ техн. уч щѣ мор. вѣд ва. Плавалъ штурманск. оф ромъ на разн. судахъ флота въ европ. моряхъ. Писать началъ въ 1879 г., помѣстивъ въ Голосѣ , Спб.… … Военная энциклопедия

      Меньшиков Михаил Осипович - (1859 1919) журналист, публицист и критик, сотрудник газет Новое время и Неделя, моряк по образованию. С 1892 г. знакомый А. П. Чехова … Словарь литературных типов

      Михаил Осипович Меньшиков - Дата рождения: 25 сентября 1859 год Место рождения: Новоржев, Российская империя Дата смерти: 20 сентября 1918 год Место смерти: близ озера Валдай Род деятельности: публицист, политик Михаил Осипович Меньшиков (… Википедия

    20.09.1918. - Убийство писателя-публициста Михаила Осиповича Меньшикова на глазах его шестерых малолетних детей

    Памяти М.О. Меньшикова

    (25.09.1859–20.09.1918) – талантливый публицист и общественный деятель. Родился в городе Новоржеве Псковской губернии. Отец был коллежским регистратором, родом из семьи священника. Мать – из обедневшего дворянского рода, владелица сельца Юшкова Опочецкого уезда Псковской губернии.

    Окончил морское техническое училище (1873–1878) с военно-морским чином кондуктора корпуса флотских штурманов. Публицистическую деятельность начал, поместив в "Голосе", "Санкт-Петербургских Ведомостях" и "Кронштадтском Вестнике" ряд очерков заграничного плавания по Атлантическому океану и Средиземному морю на военном фрегате " " (вышли отдельной книгой "По портам Европы", 1879). В начале 1880-х гг. много писал в различных изданиях; ему принадлежат также оригинальные труды по гидрографии. В 1892 г. вышел в отставку в чине штабс-капитана. Знакомство с и , дружба с С.Я. Надсоном – побудили Меньшикова заняться литературным трудом.

    В 1890-х гг. стал главным сотрудником "Недели", статьи из которой собраны в книгах: "Думы о счастье" (1898), "О писательстве" (1899), "О любви" (1899), "Критические очерки" (1900), "Народные заступники" (1900). В этот период его занимали по преимуществу вопросы нравственности под заметным влиянием идей . После прекращения издания "Недели" Меньшиков стал ведущим публицистом патриотической газеты "Новое время" и сам совершенно изменился как публицист, придал ей авторитет центра национально–государственной мысли.

    Завязалась ожесточенная полемика Меньшикова с органами левой печати, в пылу которой Меньшиков превратился в "крутого реакционера". От толстовства не осталось и следа, наоборот: в христианстве Меньшиков подчеркивал, что Христос принес «не мир, но меч». Однако духовный уровень многих его статей оставлял желать лучшего и вообще идеологические воззрения Михаила Осиповича были скорее имперско-националистическими, отстаивавшими этнические интересы русской нации, чем православно-монархическими, порою даже с ратованием за "прогрессивные реформы". В номере ""Нового Времени"", вышедшем после , он даже выдал дифирамбы "борцам за свободу" – «героям, чье чистое сердце, и душа, и жизнь были принесены в жертву отечеству, и чье заточение, мученичество и смерть умилостивили, наконец, жестокую судьбу и послали нам освобождение».

    Почти по-западнически (в политическом смысле) воспринимая конституцию как "освобождение", в то же время Меньшиков активно боролся с бытовым западничеством. Для ведущего сословия все западное кажется более значительным, чем свое. «Мы глаз не сводим с Запада, мы им заворожены, нам хочется жить именно так и ничуть не хуже, чем живут "порядочные" люди в Европе. Под страхом самого искреннего, острого страдания, под гнетом чувствуемой неотложности нам нужно обставить себя той же роскошью, какая доступна западному обществу. Мы должны носить то же платье, сидеть на той же мебели, есть те же блюда, пить те же вина, видеть те же зрелища, что видят европейцы» . И такие потребности высшего сословия ложатся все возрастающим бременем на простой народ, усиливается разложение национальных хозяйственных традиций и все больше перенимается западный дух капиталистической наживы.

    Меньшиков оправданно призывал русских людей к сохранению роли державообразующего народа – противостояние засилью инородцев, и жидов в частности, было одной из главных тем его публицистики: «Мы, русские, долго спали, убаюканные своим могуществом и славой, – но вот ударил один гром небесный за другим, и мы проснулись и увидели себя в осаде – и извне, и изнутри. Мы видим многочисленные колонии евреев и других инородцев, постепенно захватывающих не только равноправие с нами, но и господство над нами, причем наградой за подчинение наше служит их презрение и злоба против всего русского... Мы не хотим чужого, но наша – Русская – земля должна быть нашей» . Однако духовная сторона еврейского вопроса и роли сатаноизбранного народа в драме истории в творчестве Михаила Осиповича заметным образом не отразилась.

    Вот характерные для Михаила Осиповича положения: «Как потомок православных предков, я не могу иметь иных, более привычных и приятных форм веры, кроме тех, которые вошли в мое сознание, с родным языком и родною мыслью. Тем не менее мне режет ухо, когда митинги крайних монархистов начинаются с "Царю Небесный" и оканчиваются "Спаси Господи"... отошла на второй план старая культура – "православие". Теперь, мне кажется, наступает третий период, эпоха третьей и окончательной нашей культуры, где основным началом должна стать народность» . Бедный Михаил Осипович...

    Отсутствие православной историософской координаты в статьях Меньшикова особенно очевидно стало в годы свержения самодержавия. Его прагматичный национализм вылился в непонимание духовного апокалипсического процесса в современном міре. В частности, после Меньшиков писал: «Жалеть ли нам прошлого, столь опозоренного, расслабленного, психически – гнилого, заражавшего свежую жизнь народную... Весь свет поражен внезапностью русского переворота и взволнован радостью, взволнована радостью и вся Россия...» . В последней статье, которая появилась в газете 19 марта, он писал как заправский либерал: «Трагедия монархии состояла в том, что, отобрав у народа его волю, его душу, – монархия сама не могла обнаружить ни воли, ни души, сколько-нибудь соответствующей огромной и стихийной жизни. Энергия народная веками глохла... в центре своей власти... Великий народ обречен был на медленное вырождение, подобно азиатским соседям, от атрофии своих высших духовных сил – сознания и воли» .

    Лишившись дома и сбережений (конфискованы большевиками), зиму 1917–1918 гг. Меньшиков провел с семьей в Валдае, где у него была дача. Страницы его дневника за 1918 г. полны горьких записей о наступившем разгуле большевизма: «Чтобы убить Россию по-дьявольски, т. е. с наименьшими средствами и с наибольшим соблюдением приличий, достаточно предоставить Россию самой себе. В самой России сложился губительный яд, сжигающий ее медленно, но верно: народная анархия, развязанность от культуры, религии и совести. Идет великое самоистребление народное» . Растерянный Меньшиков винил в этом русскую литературу, которая «есть не столько лечение, сколько сама болезнь» . Очень неосторожно ругал и .

    Обсуждение: 15 комментариев

      " ...Пора сменить уставших на кресте..." по иронии судьбы эти слова принадлежат ассимилированному иудею, но патриоту России Александру Галичу, почту за великую честь когда нибудь так же подобно патриоту нашей родины Меньшикову пострадать за Родину. Васильев Григорий.

      М.О.Меньшиков один из величайших русских националистов всех времен.Он показал как империя жертвуя своим государствообразующим народом собирает инородцев с окраин, нахлобучивает себе на голову эти кочующие отбросы, после чего стагнирует и саморазрушается. Цель жизни каждого русского по крови - создание Русского национального государства. Только там честь и слава, долг и внутренняя Свобода. Вечная память герою.

      Надо следующий 2009 год посвятить идеям и делу М.О.Меньшикова и широко отметить 150-летний день рождения славного сына России.

      Конечно,Михаила Меньшикова жаль. Но судя по статье, не видно "мужественной борьбы" с врагом исторической России. Не духовно(ни слова о религиозности, церковности человека), ни нравственно(блуждание ума), ни делом трудно определить его кончину мученической в христианской традиции. Мученики (греч."мартис") - свидетели,свидетели об Истине,мимо Которой прошел по жизни Меньшиков.

      Михаилу Осиповичу Меньшикову, нашему великому соотечественнику, - вечная память.

      Очень верно и правильно на мой взгляд на писал р.Б.Димитрий за 2009-09-21. Как русского человека его безусловно жаль. Царствие Небесное Михаилу Осиповичу Меньшикову и вечный покой.

      согласен с генрихом вечная память Михаилу Меньшикову А давидсоны и иже с ними живут и нас дурачат давят грабят и убивают Жаль мы так ничего не поняли иникаких выводов не сделали а тем более действий

      Usefull information

      Памяти М.О.Меньшикова

      Мамочка, зачем убили папу?

      Господи, да где найти ответ?

      У трёхлетней Маши будут капать

      Слёзы, после, много горьких лет...

      Нет в родном Отечестве пророка,

      Нет спасенья, нет пути назад,

      На земле привольной и широкой,

      В одночасье обращённой в ад.

      Быть на всю Россию знаменитым.

      Где она? Распята на кресте!

      И ему награда - быть убитым

      На глазах у собственных детей.

      За служенье русскому народу,

      За любовь, за Слово и за честь,

      Молоху кровавому в угоду,

      Дикая, неправедная месть...

      Под прицелом стоя, у Валдая,

      Он молился куполам святым,

      И молилась осень золотая

      За его Россию рядом с ним.

      Александр Чжоу

      Нет Пророков в родном Отечестве!? Нет, потому что не верят. Спасибо за пронзительные слова Александру Чжоу!

      Я почитаю святого царя-мученика Николая, и в отношении царя Меньшиков не прав. Но царь только один там и был в то время нормальным. Воевали некоторые Великие Князья в 1914-16, гвардия, дворяне, честь им и слава. Но в целом аристократия с 19 века была заражена аморализмом. Простой народ был здоровее. Меньшиков увидел распад элиты.

      Разумеется, у евреев, как и в каждом народе, можно найти людей и порядочных и мерзких. Но о народах приходится судить по тем особенным национальным качествам, которые отличают их от других, которые диктуются их культурой, религией, правителями и влиятельными кругами. У евреев это, к сожалению, мораль Талмуда и кодекс "Шулхан аруха", которые предписывают считать людьми только евреев, а к прочим относиться как к скоту. Поэтому и к евреям во всех народах отношение сформировалось отрицательное, что признавали наиболее умные из них, но поощряли это как один из способов укрепления еврейской солидарности, в которую втягивали и своих порядочных соплеменников, не придерживающихся иудаизма, но ощущающих на себе это общееврейское бремя презираемого народа. В "русской" революции всё это очень ярко проявилось - см. книгу "Россия и евреи", изданную честными еврейскими публицистами в 1923 г.
      А более важная причина в том, что иудеи отвергли истинного Мессию-Христа и истинного Бога, и ждут иного мессию-антихриста. Связанные "кровной клятвой", они стали инструментом сатаны по завоеванию мiра: Антихрист установит еврейскую власть над человечеством, но будет побежден Христом в Его Втором пришествии. В этом смысл истории нашего грешного мiра.

      МВН глубокий мыслитель, за что его уважаю. Достойное завершение обсуждения статьи о Меньшикове. Русским не следует забывать сколько русских гениев убили жиды. Это и Есенин и Тальков и нет им числа.

      Этнос формируется этнической культурой. Русский этнос образовало восточное православие с практикой Византийского богослужения. В 17 в. культурная революция унификации обряда (замена на иерусалимское богослужение) подорвало этническое здоровье народа, особенно элиты. Так "рыба" и загнила с "головы". Тяжко быть без родной этнической культуры, оставшейся где то в лесах у староверов.