Защита прав ребёнка в школе статьи. Кто имеет право на обучение

Как правило, с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин, вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми. Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб. Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником и получил ли его согласие на публичное обсуждение его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание и поставил школьнику двойку.

Что делать?

Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные дополнительные занятия, факультативы

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы, секции и т.д. могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка . Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»: школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции. Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам с просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет. Также заранее следует выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам». Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся, руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Школьная жизнь наших детей наполнена разнообразными ситуациями, часто непредвиденными и сложными. В некоторых случаях родители теряются и не знают, как поступить в определенной ситуации, когда требуется защитить права детей. Чаще всего родители никак их не защищают, просто потому, что не знают своих прав, не умеют правильно отстаивать или не хотят тратить на это время. Многие просто не верят, что можно добиться справедливости. Сегодня на сайте www.сайт, мы поговорим об этом подробнее, и я расскажу, как защитить права ребенка в школе.

Нужно знать, что существуют специальные органы, которые призваны оказывать помощь в различных спорных вопросах, касающихся защиты законных прав и интересов ребенка в школе. Вы всегда можете обратиться за поддержкой, консультаций и советом в органы опеки и попечительства, в комиссию по делам несовершеннолетних при районной УВД.

Вам помогут в полиции, прокуратуре, суде. Также можно обратиться к уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе. Конечно, можно защитить ребенка самостоятельно. Но в этом случае, вам понадобится посвятить много времени и кропотливо изучить законодательство.

В любом случае, нужно знать, что дело это порою очень нелегкое, отнимающее много времени и сил. Но это стоит того, чтобы защитить честь и достоинство вашего ребенка. Итак, если вам необходимы такие знания, примите к сведению эти рекомендации:

Как гласит ст. 12 Гражданского кодекса РФ (ГК) – права можно защищать любым способом, который не противоречит и не запрещен законом.

На что имеют право школьники?

Каждый учащийся имеет право:

Выбирать то образовательное учреждение, в котором он хочет учиться. Если ему подходит школьная программа образовательного учреждения, но оно находится не в районе его проживания, он и имеет полное право там учиться.

Обучение должно проводиться в условиях, которые гарантируют безопасность. Например, если на физкультуре ребенка заставляют подниматься по канату, но внизу не положены специальные маты, он может отказаться это делать.

На уважение со стороны учителей, администрации, технических работников, охранников и других сотрудников школьного учреждения.

На бесплатное образование, гарантируемое Конституцией РФ. Бесплатное образование – начальное, основное, до 9 класса школы. Полное среднее до 11 класса (включительно). Однако если он останется на второй год в 7 классе, бесплатное образование ему не гарантировано.

Ребенок имеет право пользоваться учебными пособиями, получать необходимые ему книги из школьной библиотеки.

Денежные суммы на благоустройство школы родители могут вносить только в добровольном порядке, в качестве разовой помощи. Никто не должен настаивать на этом, а тем более заставлять детей это делать.

Дети могут посещать любые школьные кружки, спортивные секции. Никто не имеет право отказывать им в этом. Если ребенок не обладает высоким ростом, но хочет заниматься баскетболом, его обязаны принять в эту секцию.

Учитель, психолог, обязаны помогать детям в усвоении школьной программы во время учебного процесса.

Школьник имеет право в любое время, в том числе в конце учебного года, перейти в другую школу. Если это предусмотрено уставом учебного заведения, ученик может участвовать в управлении школы.

Даже если он не является членом совета, оно может посещать его заседания.
Ученик не обязан обязательно посещать мероприятия, которые не входят в учебный план. К ним относятся различные концерты, экскурсии, культ. походы и т. д.

Также существуют права ребенка на уважение своей личности, достоинства и защиту неприкосновенности. Никто не имеет право оказывать в отношении его физическое и психическое насилие. Если определение физического насилия более-менее понятно, понятие формы психического насилия требует разъяснения. Тем более что именно этим формам дети чаще всего подвергаются в школе.

Что такое психическое насилие?

Это угрозы в адрес школьника, насильственная изоляция его от других детей, завышенные требования к нему, которые не соответствуют возрасту и статусу, Унижение, оскорбление, ведение его из равновесия путем несправедливых замечаний, систематической безосновательной критики. Это может быть негативная, несправедливая характеристика, «наклеивание ярлыков», демонстративное негативное отношение к ребенку.

На основании ст. 32 закона «Об образовании» за психическое и физическое здоровье ученика во время образовательного процесса, а также за жизнь детей, обучающихся в этой школе - это образовательное учреждение несет полную ответственность. Школа отвечает также за причинение вреда имуществу школьника, если не сможет доказать отсутствие своей вины в причинении вреда. Это нужно помнить, если возникнет вопрос о нарушении прав ребенка в школе.

Советы родителям

Если вы узнали, что у вашего ребенка серьезный конфликт в школе, обратитесь к директору с письменной просьбой разобраться и принять меры. Если ребенок получил телесные травмы, первым делом пройдите освидетельствование у школьного врача или посетите травмпункт. Возьмите соответствующую выписку.

Если на ученика оказано психическое воздействие пройдите освидетельствование у школьного психолога или посетите поликлинику по месту жительства, возьмите также выписку. В обоих случаях заручитесь поддержкой потенциальных свидетелей конфликта.

Если меры, принятые директором школы к виновникам конфликта вас не устраивают, нужно обратиться в полицию, органы прокуратуры, суд или другие уполномоченные органы с заявлением принять меры.

Знание прав детей в школе, умение эти знания применять, помогут вам с честью выходить из любых сложных ситуаций! В конце – концов в стране и в каждом городе есть уполномоченный по правам ребенка – омбудсмен.

Образование – это необходимая часть жизни в обществе, которая является основой гармоничного личностного роста и развития. Каждый ребенок обязан посещать школу, потому у родителей возникает ряд переживаний и вопросов в течение всех лет обучения. Прежде всего, нужно знать какие есть права ребенка в школе. Их необходимо в доступной форме объяснить даже первокласснику.

Права ребенка в школах России и Украины

Дети , а ущемление прав ребенка в школе является наказуемым. И российские, и украинские школьники имеют одинаковые права:

  • самостоятельно выбрать то учебное учреждение, в котором ему хочется обучаться, то есть никто не может запретить ребенку обучаться в школе, которая находится далеко от района проживания ученика;
  • на уважение со стороны всех работников школы, включая не только педагогический состав, но и уборщиков, вахтеров, администрацию, поваров;
  • на то, что обучение будет организовано с соблюдением всех правил техники безопасности. Например, школьник может отказаться выполнять нормативы, если снаряды в спортзале не надежны;
  • получать любую нужную книгу в библиотеке учреждения;
  • участвовать в благоустройстве территории, но исключительно по собственной инициативе, то есть ребенок не обязан убирать листья во дворе или сдавать денежные средства;
  • обучаться бесплатно, без дополнительных материальных взносов;
  • посещать кружки и секции в учреждении, независимо от наличия способностей;
  • при согласии родителей ученик может перевестись в другую школу в любое время, даже в середине или конце учебного года;
  • рассчитывать на помощь школьного психолога;
  • посещать дополнительные мероприятия и занятия, которые не входят в учебную программу только добровольно;
  • на выражение взглядов, но лишь в корректной форме;
  • время каникул тратить на отдых и развлечения, соответствующие возрасту;
  • быть предупрежденным обо всех мероприятиях, направленных на контроль и проверку знаний, заранее;
  • получать четкие ответы на вопросы относительно выставленной оценки;
  • получать образование на родном языке.

Некоторых мам интересует вопрос прав ребенка инвалида в школе. По закону и согласно Конвенции ООН, дети, у которых есть инвалидность, могут посещать образовательные учреждения наравне с другими учениками. При наличии медицинских показаний и согласия родителей, ребенок-инвалид имеет право обучаться в специализированных учреждениях (коррекционные школы). В таких заведениях работа направлена на занятия с детьми, имеющими определенные нарушения, а преподаватели обладают необходимыми знаниями и навыками.

Защита прав ребенка в школе

Чем младше ученик, тем сложнее ему самостоятельно отстаивать свои интересы. Потому права ребенка в школе, как в России, так и Украине, защищать призваны, прежде всего, родители. Конечно, некоторые конфликты можно решить непосредственно с классным руководителем, но иногда приходится обращаться к директору или в другие инстанции.

Следует знать, что в школе считается и физическое, и психологическое насилие.

Под физическим насилием понимают ситуации, когда к школьнику были применена физическая сила. К сожалению, точного определения психического насилия нет. Но к его формам принято относить следующие факты:

Если ситуация действительно серьезная и ее разрешение невозможно на уровне классного руководителя, то выходом может быть перевод в другое учебное заведение. Но родители имеют право отстаивать интересы своего ребенка и обратиться к директору, с требованием разобраться в ситуации. Если результат их не удовлетворит, то они могут написать заявление в милицию или прокуратуру.

Каждый несовершеннолетний проводит в школе значительную часть своего времени. Рядом отсутствуют близкие люди, ответственные за защиту его прав, а последние изменения нормативных актов сняли с организаций воспитательную функцию. Какие меры предпринимает законодатель, чтобы процесс получения знаний проходил для детей безопасно и без нарушения их прав?

Период, проводимый несовершеннолетним в школе, достаточно велик. В среднем, в год ученик проводит в образовательной организации 960 часов. Все это время он находится в контакте с другими людьми: педагогами, администрацией школы и учениками. Теоретически, каждый из них может подвергать опасности законные интересы несовершеннолетнего.

Законодательство Российской Федерации уделяет особое внимание защите образовательных прав несовершеннолетних. Существует большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Основные из них:

  • Конвенция по ;
  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс;
  • Семейный кодекс;
  • закон об образовании.

Одним из важных моментов является правовая грамотность. Каждый ученик и его родители должны знать все права и обязанности детей в школе.

Перечень прав

Право несовершеннолетнего на образование – это общее понятие. Оно состоит из целого комплекса защищаемых законом интересов. Среди них:


Некоторые права ребенка в школе должны быть обеспечены образовательной организацией в обязательном порядке, например, на уважение личности или равное отношение ко всем ученикам со стороны педагога. Другие – при участии законных представителей (смена учебного заведения или перевод на специальную программу обучения).

Откуда ребенок узнает о своих правах

Одной из задач образовательного учреждения является информирование несовершеннолетних об их правах. Данная информация должна доводиться до ребенка на специальных уроках или в рамках классного часа. Педагог может использовать наглядный (плакаты, презентации) и раздаточный материал (брошюры, буклеты, памятки).

Каждая образовательная организация обязана оборудовать правовой стенд. На нем размещается информация и контакты должностных лиц и специализированных органов, обеспечивающих защиту несовершеннолетних. Среди них:

  • администрация школы (директор, завуч, социальный педагог);
  • органы опеки и попечительства;
  • районный отдел полиции;
  • уполномоченный по правам ребенка в муниципалитете и регионе.

Кроме контактов компетентных органов, стенд должен содержать номер анонимного телефона доверия. Памятка с номером должна быть выдана каждому ученику.

На инспектора по делам несовершеннолетних возлагается обязанность по проведению правовых уроков для учеников школ закрепленного за ним района. Такие занятия прописываются в плане совместных мероприятий.

Формы нарушения детских прав в школе


в школе возможно как со стороны педагогов, так и со стороны других учеников. Оно может выражаться в форме физического или эмоционального насилия. Психологическое давление включает в себя:

  • Системная критика со стороны педагога в отношении ребенка в присутствии других учеников, выраженная в грубой форме или с использованием ненормативной лексики.
  • Показательное игнорирование ребенка на занятиях.
  • Завышенные требования к несовершеннолетнему, которые он заведомо не может выполнить вследствие отсутствия навыков или способностей.
  • Показательное негативное отношение педагога к ученику.
  • Присвоение обидных прозвищ.
  • Распространение слухов о личной жизни ребенка.
  • Отказ в принятии коллективом несовершеннолетних.

Физические наказания со стороны педагогов являются основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности. Причиной для возбуждения дела могут стать как показания свидетелей, так и следы на теле потерпевшего (синяки, ссадины).

Физическая агрессия со стороны сверстников является основанием для привлечения виновного к административной ответственности (с 16 лет), наложения штрафа на родителей малолетнего агрессора и дальнейшей постановки на учет в полицию. При совершении одним учеником в отношении другого преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, наказание наступает с 14 лет.

Защита прав ребенка в школе

Защита прав ребенка в школе возлагается в первую очередь на законного представителя. Однако каждая организация имеет в штате специалистов, которые в силу должностных обязанностей осуществляют охрану детских интересов. Это могут быть:

  • социальный педагог;
  • уполномоченный по правам ребенка.

Основная ответственность возлагается на руководителя организации. Именно директор должен пресекать нарушения детских прав на начальном уровне, решать конфликты, возникшие между педагогами и учениками.

При этом несовершеннолетним должны соблюдаться обязанности ребенка в школе. Среди них – соблюдение устава учреждения, уважительное отношение к педагогам, должностным лицам и другим ученикам.

Важно! Выдвигая требования об охране собственных интересов, несовершеннолетнему нужно помнить о необходимости соблюдения правил организации и прав педагогов и учеников.

Как поступать родителям

Если права детей в школе нарушаются педагогами, законные представители должны принять меры к их восстановлению. В случае применения в отношении несовершеннолетнего физического насилия, необходимо действовать следующим образом:

  • обратиться в отдел полиции;
  • написать заявление;
  • получить медицинское заключение о травмах;
  • снять копию справки;
  • оригиналы документов приложить к заявлению;
  • обратиться к руководителю образовательной организации для ограждения ребенка от педагога.



Одним из вариантов насилия над учениками может быть привлечение к занятиям, опасных для ребенка. Например, учитель по физическому воспитанию принуждает несовершеннолетнего, перенесшего болезнь, к урокам. При ухудшении состояния здоровья или получении новой травмы, родители должны обратиться в уполномоченные органы (полицию, прокуратуру).

Менее значимые проблемы можно поднять при проведении родительского собрания. Возможность пожаловаться и найти единомышленников среди других родителей класса может помочь в урегулировании конфликтной ситуации.

Порядок действий при ущемлении детских прав в школе

Если педагогами или администрацией образовательного учреждения ущемляется право на обучение, законные представители должны жаловаться в управомоченные органы. Действия родителей зависят от того, кем были совершено нарушение. Пошаговое руководство:

  1. Любой конфликт с педагогом необходимо попытаться урегулировать беседой.
  2. Если необходимого результата не достигнуто, родителю нужно подать заявление руководителю организации. Документ оформляется в 2 экземплярах, на одном секретарем ставиться отметка о приеме в работу, другой передается директору.
  3. Письменный ответ на заявление готовится в течение 30 дней. За этот период проблема должна быть урегулирована.
  4. В противном случае, оформляется жалоба в районный отдел образования. К ней прилагается копия заявления директору школы и ответ на него (при наличии).
  5. Если проблема не решена, необходимо привлечь прокуратуру и/или региональное министерство образования.

Как показывает практика, если проблема не решается на уровне директора школы, оптимальным вариантом будет смена педагога или перевод ребенка в другое учреждение. Продолжение разбирательства имеет смысл скорее для восстановления справедливости, однако оставлять несовершеннолетнего в контакте с агрессором опасно для детской психики.

Законодательство регулирует права и обязанности ребенка в школе и дома. Разработано большое количество нормативных актов, посвященных данной проблеме. Однако нарушения в этой сфере носят весьма распространенный характер. Родителям необходимо принимать максимальные меры, чтобы получение образования ребенком проходило без опасности для его физического и психического здоровья.