Занимательная механика.

Я. И. Перельман

Занимательная физика

ОТ РЕДАКЦИИ

Предлагаемое издание “Занимательной физики” Я.И. Перельмана повторяет четыре предыдущих. Автор в течение многих лет работал над книгой, совершенствуя текст и дополняя его, и в последний раз при жизни автора книга вышла в 1936 г. (тринадцатое издание). Выпуская последующие издания, редакция не ставила своей целью коренную переработку текста или существенные дополнения: автор так подобрал основное содержание “Занимательной физики”, что оно, иллюстрируя, и углубляя основные сведения из физики, не устарело до сих пор. Кроме того, времени после 1936г. прошло уже так много, что желание отразить новейшие достижения физики привело бы и к значительному увеличению книги, и к изменению ее “лица”. Например, авторский текст о принципах космических полетов не устарел, а фактического материала в этой области уже так много, что можно только адресовать читателя к другим книгам, специально посвященным этой теме.

Четырнадцатое и пятнадцатое издания (1947 и 1949 гг.) вышли под редакцией проф. А. Б. Млодзеевского. В подготовке шестнадцатого издания (1959 - 1960 гг.) принял участие доц. В.А.Угаров. При редактировании всех изданий, вышедших без автора, лишь заменены устаревшие цифры, изъяты не оправдавшие себя проекты, сделаны отдельные дополнения и примечания.

В этой книге автор стремится не столько сообщить читателю новые знания, сколько помочь ему “узнать то, что он знает”, т. е. углубить и оживить уже имеющиеся у него основные сведения из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению. Достигается это рассмотрением пестрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, занимательных рассказов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или черпаемых из общеизвестных произведений научно-фантастической беллетристики. Материалом последнего рода составитель пользовался особенно широко, считая его наиболее соответствующим целям сборника: приведены отрывки из романов и рассказов Жюля Верна, Уэллса, Марка Твена и др. Описываемые в них фантастические опыты, помимо их заманчивости, могут и при преподавании играть немаловажную роль в качестве живых иллюстраций.

Составитель старался, насколько мог, придавать изложению внешне интересную форму, сообщать привлекательность предмету. Он руководился той психологической аксиомой, что интерес к предмету повышает внимание, облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному и прочному усвоению.

Вопреки обычаю, установившемуся для подобного рода сборников, в “Занимательной физике” весьма мало места отводится описанию забавных и эффектных физических опытов. Эта книга имеет иное назначение, нежели сборники, предлагающие материал для экспериментирования. Главная цель “Занимательной физики” - возбудить деятельность научного воображения, приучить читателя мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение. Установка, которой составитель старался придерживаться при переработке книги, была дана В. И. Лениным в следующих словах: “Популярный писатель подводит читателя к глубокой мысли, к глубокому учению, исходя из самых простых и общеизвестных данных, указывая при помощи несложных рассуждений или удачно выбранных примеров главные выводы из этих данных, наталкивая думающего читателя на дальнейшие и дальнейшие вопросы. Популярный писатель не предполагает не думающего, не желающего или не умеющего думать читателя, - напротив, он предполагает в неразвитом читателе серьезное намерение работать головой и помогает ему делать эту серьезную и трудную работу, ведет его, помогая ему делать первые шаги и уча идти дальше самостоятельно” [В. И. Ленин. Собр. соч., изд. 4, т. 5, стр. 285.].

Ввиду интереса, проявляемого читателями к истории этой книги, приводим некоторые библиографические данные о ней.

“Занимательная физика” “родилась” четверть века назад и была первенцем в многочисленной книжной семье ее автора, насчитывающей сейчас несколько десятков членов.

“Занимательной физике” посчастливилось проникнуть - как свидетельствуют письма читателей - в самые глухие уголки Союза.

Значительное распространение книги, свидетельствующее о живом интересе широких кругов к физическим знаниям, налагает на автора серьезную ответственность за качество ее материала. Сознанием этой ответственности объясняются многочисленные изменения и дополнения в тексте “Занимательной физики” при повторных изданиях. Книга, можно сказать, писалась в течение всех 25 лет ее существования. В последнем издании от текста первого сохранена едва половина, а от иллюстраций - почти ни одной.

К автору поступали от иных читателей просьбы воздерживаться от переработки текста, чтобы не вынуждать их “из-за десятка новых страниц приобретать каждое повторное издание”. Едва ли подобные соображения могут освободить автора от обязанности всемерно улучшать свой труд. “Занимательная физика” не художественное произведение, а сочинение научное, хотя и популярное. Ее предмет - физика - даже в начальных своих основаниях непрестанно обогащается свежим материалом, и книга должна периодически включать его в свой текст.

С другой стороны, приходится нередко слышать упреки в том, что “Занимательная физика” не уделяет места таким темам, как новейшие успехи радиотехники, расщепление атомного ядра, современные физические теории и т. п. Упреки такого рода - плод недоразумения. “Занимательная физика” имеет вполне определенную целевую установку; рассмотрение же этих вопросов - задача иных сочинений.

К “Занимательной физике”, помимо второй ее книги, примыкает и несколько других сочинений того же автора. Одно предназначено для сравнительно мало подготовленного читателя, еще не приступавшего к систематическому изучению физики, и озаглавлено “Физика на каждом шагу” (издание “Детиздата”). Два других, напротив, имеют в виду тех, кто уже закончил изучение среднешкольного курса физики. Это - “Занимательная механика” и “Знаете ли вы физику?”. Последняя книга является как бы завершением “Занимательной физики”.

1936 г. Я. Перельман

Глава первая. СКОРОСТЬ. СЛОЖЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ.

Как быстро мы движемся?

Спортивную дистанцию 1,5 км хороший бегун пробегает примерно за 3 мин. 50 сек. (мировой рекорд 1958 г. - 3 мин. 36,8 сек.). Для сравнения с обычной скоростью пешехода - 1,5 м в секунду - надо сделать маленькое вычисление; тогда окажется, что спортсмен пробегает в секунду 7 м. Впрочем, скорости эти не вполне сравнимы: пешеход может ходить долго, целые часы, делая по 5 км в час, спортсмен же способен поддерживать значительную скорость своего бега только короткое время. Пехотная воинская часть перемещается бегом втрое медленнее рекордсмена; она делает 2 м в секунду, или 7 с лишком километров в час, но имеет перед спортсменом то преимущество, что может совершать гораздо большие переходы.

Интересно сравнить нормальную поступь человека со скоростью таких - вошедших в пословицу - медлительных животных, как улитка или черепаха. Улитка вполне оправдывает репутацию, приписываемую ей поговоркой: она проходит 1,5 мм в секунду, или 5,4 м в час - ровно в тысячу раз меньше человека! Другое классически медленное животное, черепаха, не намного перегоняет улитку: ее обычная скорость - 70 м в час.

Проворный рядом с улиткой и черепахой, человек предстанет перед нами в ином свете, если сопоставить его движение с другими, даже не очень быстрыми движениями в окружающей природе. Правда, он легко перегоняет течение воды в большинстве равнинных рек и не намного отстает от умеренного ветра. Но с мухой, пролетающей 5 м в секунду, человек может успешно состязаться разве только на лыжах. Зайца или охотничью собаку человек не перегонит даже на лошади карьером. Состязаться в скорости с орлом человек может лишь на самолете.

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

Предисловие редактора 6
Из предисловия автора 9
Глава первая. Основные законы механики 11
Задача о двух яйцах 11
Путешествие на деревянном коне 13
Здравый смысл и механика 14
Поединок иа корабле 15
Аэродинамическая труба 17
На полном ходу поезда 18
Как надо понимать закон инерции 19
Действие и противодействие 22
Задача о двух лошадях 24
Задача о двух лодках 25
Загадка пешехода и паровоза 25
Странный карандаш 28
Что значит «преодолеть инерцию» 29
Железнодорожный вагон 30
Глава вторая. Сила и движение 31
Справочная таблица по механике 31
Отдача огнестрельного оружия 33
Повседневный опыт и научное знание 35
Пушка на Луне 37
Выстрел на дне океана 38
Сдвинуть земной шар 40
Ложный путь изобретательства 43
Где центр тяжести летящей ракеты? 45
Глава третья. Тяжесть 47
Свидетельства отвеса и маятника 47
Маятник в воде 52
На наклонной плоскости 52
Когда «горизонтальная» линия не горизонтальна 54
Магнитная гора 58
Реки, текущие в гору 59
Задача о железном пруте 60
Глава четвёртая. Падение и бросание 62
Семимильные сапоги 62
Человек-снаряд 66
Рекорд бросания мяча 70
По хрупкому мосту 71
Три пути 74
Задача о четырёх камнях 76
Задача о двух камнях 76
Игра в мяч 77
Глава пятая. Круговое движение 78
Центростремительная сила 78
Первая космическая скорость 81
Стационарный искусственный спутгшк Земли 83
Простой способ прибавиться в весе 85
Небезопасный аттракцион 88
На железнодорожном закруглении 89
Дорога ие дли пешеходов 91
Наклонная Земля 92
Почему реки извиваются 93
Глава шестая. Удар 97
Почему важно изучать явление удара 97
Механика удара 98
Изучите свод мяч 100
На крокетной площадке 105
«От скорости сила» 107
Человек-наковальня 108
Глава седьмая. Кое-что о прочности 110
Об измерении океанских глубин 110
Самые длинные отвесы 112
Самый крепкий материал 113
Что крепче волоса? 114
Почему велосипедная рама делается из трубок 115
Притча о семи прутьях 118
Глава восьмая. Работа, мощность, энергия 120
Чего многие не знают о единице работы 120
Как произвести килограммометр работы 121
Как вычислять работу 122
Скорость движения космической ракеты 123
Вторая космическая скорость 128
Третья космическая скорость 128
Тяга трактора 129
Живые и механические двигатели 130
Сто зайцев и один слон 132
Машинные рабы человечества 133
Отвешивание с «походом» 137
Задача Аристотеля 137
Упаковка хрупких вещей 139
Чья энергия? 140
Самозаводятциеся механизмы 142
Добывание огня трением 144
Энергия растворённой пружины 148
Глава девятая. Трение и сопротивление среды 151
С ледяной горы 151
С выключенным мотором 152
Тележные колёса 153
На что расходуется энергия паровозов и пароходов? 154
Камни, увлекаемые водой 155
Скорость дождевых капель 157
Загадка падения тел 161
Вниз по течению 164
Как руль управляет судном 165
Когда дождь промочит сильнее? 167
Глава десятая. Механика в живой природе 170
Гулливер и великаны 170
Почему бегемот неуклюж 172
Строение наземных животных 173
Судьба вымерших чудовищ 174
Кто лучше прыгает? 175
Кто лучше летает? 177
Безвредное падение 179
Почему деревья не растут до неба 179
Из книги Галилея 181

Ещё при подготовке пятого издания книги, вышедшей в свет после смерти автора, мы вынуждены были внести в текст, а также в рисунки некоторые исправления и изменения. Задача такого исправления оказалась не столь простой, как можно было бы подумать вначале. Дело здесь не только в том, что знания отдельного человека ограничены, что трудно быть специалистом во всех тех областях, главным образом техники, которые затрагиваются в этой книжке наряду с механикой. Нам кажется, что мы наталкиваемся в данном случае и на принципиальное затруднение. Для пояснения сути дела обратимся к сравнению.
Романы Жюля Верна пользуются заслуженной известностью: чтение их не только захватывает подростков, но в то же время приносит им чрезвычайную пользу. Что можно, однако, сказать о лучшем его романе «Восемьдесят тысяч километров под водою»? Может ли удовлетворить кораблестроителя то, в конце концов, поверхностное и неточное описание «Наутилуса», которое мы находим у Жюля Верна, может ли удовлетворить ихтиолога описание подводного животного мира в этом романе и т. д., и т. д.? Очевидно, нет. Да в этом и нет надобности. Роман для юношества- не научная энциклопедия во многих томах. Талантливое, но нарочито упрощённое описание техники и явлений природы не только допустимы, но и полностью к месту в таком романе.
То же относится и к «Занимательной механике». Всестороннее изучение некоторых из описанных в ней явлений представило бы большие трудности, поэтому Я. И. Перельман фиксирует внимание читателя только на выяснении роли того или иного закона физики. Может быть хорошо, что Я. И. Перельман не был так же, как и Жюль Верн, специалистом-учёным, однако теперь, когда редактирование попадает в руки специалистов, их задача заключается в первую очередь в том, чтобы исправлять прямые неточности, по возможности сохраняя дух книжки.
Мы стремились дополнить книгу Я. И. Перельмана ещё некоторыми примерами, взятыми из нашей техники и действительности. Укажем, в частности, на добавленную в пятом издании задачу об управлении белянами с лесом на Волге (см. стр. 166). Этот замечательный образец русской смекалки был использован затем в Соединённых Штатах Америки, где нашёл применение на реке Миссисипи.
Изменяя несколько материал автора, мы считали, что основным условием такой переработки является сохранение свежести и занимательности изложения, которые являются отличительной особенностью ценных книг талантливого популяризатора Я. И. Перельмана и которые привлекли к ним симпатии самых разных кругов читателей.
В настоящее седьмое издание также внесены некоторые исправления и дополнения. 4 октября 1957 г. в Советском Союзе произошло поразившее мир событие: был запущен первый искусственный спутник Земли. Вскоре последовал запуск второго, а затем и третьего спутников. Наконец, 2 января 1959 г. была пущена в сторону Луны первая советская космическая ракета, ставшая членом нашей планетной системы. В сентябре 1959 г. был впервые в истории совершён полёт на другое небесное тело:вторая советская космическая ракета достигла поверхности Луны, а в следующем месяце была выведена на траекторию облёта Луны автоматическая межпланетная станция.
Нет сомнения, что паша пытливая молодёжь интересуется теорией движения космических ракет и проблемой межпланетных перелётов. Поэтому настоящее издание книги Я. И. Перельмана дополнено материалом астронавтического характера. В частности, добавлен элементарный вывод величин первой, второй и третьей космических скоростей. Мы надеемся, что эта сравни-
тельно несложная теория заинтересует наших читателей и побудит их к более глубокому изучению механики ракетного движения.
При редактировании пятого издания я использовал полезные замечания доцента В. С. Щедрова. В составлении добавлений к седьмому изданию приняли участие В. И. Левантовский и Б. В. Нафиков. Всем им выражаю свою благодарность.
Проф. И. Я. Штаерман

Распространение у нас физических знаний, к сожалению, далеко ещё не отвечает исключительной важности этой науки. Особенно смутны в широких кругах представления из того отдела физики, с которого начинается её изучение: из механики, учения о движении и силах. А «кто не знает движения, тот не понимает природы» (Аристотель).
Хотя вопросам механики отведено немало страниц в обеих книгах «Занимательной физики», я счёл полезным посвятить механике отдельную книгу, написанную в той же манере.
«Занимательная механика» считает нецелесообразным знакомить читателя с последними достижениями науки, пока не выяснены первые её основы. Она не излагает, впрочем, своего предмета с учебной систематичностью.
Предполагая у читателя некоторые, хотя бы смутно усвоенные или полузабытые сведения, книга стремится освежить и уточнить их разбором ряда механических задач, любопытных в том или ином отношении. Не претендует книга и на исчерпание всех отделов механики: многие интересные вопросы не рассмотрены, иные - едва затронуты. Цель «Занимательной механики»- разбудить дремлющую мысль и привить вкус к занятию механикой; любознательный читатель сам тогда разыщет и приобретёт недостающие сведения.
Вопреки установившемуся для популярных книг обычаю, в «Занимательной механике» попадаются математические выкладки. Мне известна неприязнь, которую питают многие к таким местам книг. И всё же я не избегаю расчётов, так как считаю физические знания,
приобретённые без расчётов, шаткими и практически бесплодными. Немыслимо получить сколько-нибудь полезные и прочные сведения из физики и особенно из механики, минуя относящиеся к ним простейшие расчёты.
В «Кодексе Юстиниана» (VI век) имеется закон «о злодеях, математиках ‘) и им подобных», в силу которого «безусловно воспрещается достойное осуждения математическое искусство». В наши дни математики не приравниваются к злодеям, но их «искусство» из популярных книг почему-то изгоняется. Я не сторонник такой популяризации. Не для того тратим мы целые годы в школе на изучение математики, чтобы выбрасывать её за борт, когда она понадобится. «Занимательная механика» прибегает к расчётам всюду, где необходимо внести точность в вопрос; излишне добавлять, что математические «злодеяния» совершаются здесь в скромных пределах школьного курса.
Создавая книгу, мы черпали материал отовсюду. Это - не учебник, а вольная книга, ставящая себе задачей повысить интерес к предмету занимательными сопоставлениями. Приводя ряд примеров применения законов механики в технике, мы включили в нашу книгу также приложения механики к спорту, цирковым представлениям и т. п. неожиданным областям. При составлении книги, которая должна быть занимательна для всех, нельзя идти шаблонным путём.
‘) Приводя этот курьёз, мы должны напомнить, что математиками в «Кодексе Юстиниана» называются базарные гадатели, любители недобросовестных азартных игр н прочие «квалифицированные обманщики». (Прим. ред.)

Жанр: Дебют:

очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя»

Я́ков Иси́дорович Перельма́н (4 декабря , Белосток - 16 марта , Ленинград) - российский, советский учёный, популяризатор физики , математики и астрономии , один из основоположников жанра научно-популярной литературы , и основоположник занимательной науки , автор понятия научно-фантастическое .

Биография

Яков Исидорович Перельман родился 4 декабря (22 ноября по старому стилю) 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (ныне Белосток входит в состав Польши). Его отец работал счетоводом, мать преподавала в начальных классах. Родной брат Якова Перельмана, Осип Исидорович, был прозаиком и драматургом , писавшим по-русски и на идише (псевдоним Осип Дымов).

1916 год - вышла в свет вторая часть книги «Занимательная физика».

Библиография

Библиография Перельмана насчитывает более 1000 статей и заметок, опубликованных им в различных изданиях. И это помимо 47 научно-популярных, 40 научно-познавательных книг, 18 школьных учебников и учебных пособий.

По данным Всесоюзной книжной палаты, с по год его книги только в нашей стране издавались 449 раз; их общий тираж составил более 13 миллионов экземпляров. Они печатались:

  • на русском языке 287 раз (12,1 миллиона экземпляров);
  • на 21 языке народов СССР - 126 раз (935 тысяч экземпляров).

Согласно подсчётам московского библиофила Ю. П. Ирошникова, книги Я. И. Перельмана 126 раз издавались в 18 зарубежных странах на языках:

  • немецком - 15 раз;
  • французском - 5;
  • польском - 7;
  • английском - 18;
  • болгарском - 9;
  • чешском - 3;
  • албанском - 2;
  • хинди - 1;
  • венгерском - 8;
  • новогреческом - 1;
  • румынском - 6;
  • испанском - 19;
  • португальском - 4;
  • итальянском - 1;
  • финском - 4;
  • на восточных языках - 7;
  • других языках - 6 раз.

Книги

  • Азбука метрической системы. Л., Научное книгоиздательство, 1925 г.
  • Быстрый счет . Л., 1941 г.
  • В мировые дали (о межпланетных перелетах). М., Изд-во Осоавиахима СССР, 1930 г.
  • Веселые задачи. Пг., Изд-во А. С. Суворина, 1914.
  • Вечера занимательной науки. Вопросы, задачи, опыты, наблюдения из области астрономии, метеорологии, физики, математики (в соавторстве с В. И. Прянишниковым). Л., Леноблоно, 1936.
  • Вычисления с приближенными числами. М., АПН СССР, 1950.
  • Газетный лист. Электрические опыты. М. - Л., Радуга, 1925.
  • Геометрия и начатки тригонометрии. Краткий учебник и собрание задач для самообразования. Л., Севзаппромбюро ВСНХ, 1926.
  • Далекие миры. Астрономические очерки. Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1914.
  • Для юных математиков. Первая сотня головоломок. Л., Начатки знания, 1925.
  • Для юных математиков. Вторая сотня головоломок. Л., Начатки знания, 1925.
  • Для юных физиков. Опыты и развлечения. Пг., Начатки знания, 1924.
  • Живая геометрия. Теория и задачи. Харьков - Киев, Униздат, 1930.
  • Живая математика . Математические рассказы и головоломки. М.-Л., ПТИ, 1934
  • Загадки в диковинки в мире чисел. Пг., Наука и школа, 1923.
  • Занимательная алгебра . Л., Время, 1933.
  • Занимательная арифметика . Загадки и диковинки в мире чисел. Л., Время, 1926.
  • Занимательная астрономия . Л., Время, 1929.
  • Занимательная геометрия . Л., Время, 1925.
  • Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома. Л., Время, 1925.
  • Занимательная математика . Л., Время, 1927.
  • Занимательная математика в рассказах. Л., Время, 1929.
  • Занимательная механика . Л., Время, 1930.
  • Занимательная физика. Кн. 1 СПб., Изд-во П. П. Сойкина, 1913.
  • Занимательная физика. Кн. 2 . Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1916 (по 1981 год - 21 издание).
  • Занимательные задачи. Л., Время, 1928.
  • Занимательные задачи и опыты . М., Детгиз, 1959.
  • Знаете ли вы физику? (Физическая викторина для юношества). М. - Л., ГИЗ, 1934.
  • К звездам на ракете. Харьков, Укр. рабочий, 1934.
  • Как решать задачи по физике. М. - Л., ОНТИ, 1931.
  • Математика на вольном воздухе. Л., Политехническая школа, 1931.
  • Математика на каждом шагу. Книга для внеклассного чтения школ ФЗС. М. - Л., Учпедгиз, 1931.
  • Между делом. Опыты и развлечения для детей старшего возраста. М. - Л., Радуга, 1925.
  • Межпланетные путешествия. Полёты в мировое пространство и достижение небесных тел. Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1915 (10).
  • Метрическая система. Обиходный справочник. Пг., Научное книгоиздательство, 1923.
  • Наука на досуге. Л., Молодая гвардия, 1935.
  • Научные задачи и развлечения (головоломки, опыты, занятия). М. - Л., Молодая гвардия, 1927.
  • Не верь своим глазам! Л., Прибой, 1925.
  • Новые и старые меры. Метрические меры в обиходной жизни, их преимущества. Простейшие приемы перевода в русские. Пг., Изд. журнала «В мастерской природы», 1920.
  • Новый задачник к краткому курсу геометрии. М. - Л., ГИЗ, 1922.
  • Новый задачник по геометрии . Пг., ГИЗ, 1923.
  • Обманы зрения. Пг., Научное книгоиздательство, 1924.
  • Полет на Луну. Современные проекты межпланетных перелетев. Л., Сеятель, 1925.
  • Пропаганда метрической системы. Методический справочник для лекторов и преподавателей. Л., Научное книгоиздательство, 1925.
  • Путешествия па планеты (физика планет). Пг., Изд-во А. Ф. Маркса, 1919 .
  • Развлечения со спичками. Л., Прибой, 1926.
  • Ракетой на Луну. М. - Л., ГИЗ, 1930.
  • Техническая физика. Пособие для самообучения и собрание практических упражнений. Л., Севзаппромбюро ВСНХ, 1927.
  • Фигурки-головоломки из 7 кусочков. М. - Л., Радуга, 1927.
  • Физика на каждом шагу. М., Молодая гвардия, 1933.
  • Физическая хрестоматия. Пособие по физике и книга для чтения.
    • Вып. I. Механика. Пг., Сеятель, 1922;
    • вып. II. Теплота, Пг., Сеятель, 1923;
    • вып. III. Звук. Л., ГИЗ, 1925;
    • вып. IV. Свет. Л., ГИЗ, 1925.
  • Фокусы и развлечения. Чудо нашего века. Числа-великаны. Между делом. Л., Радуга, 1927.
  • Хрестоматия-задачник по начальной математике (для трудовых школ и самообразования взрослых). Л., ГИЗ, 1924.
  • Циолковский. Его жизнь, изобретения и научные труды. По поводу 75-летия со дня рождения. М. - Л., ГТТИ, 1932.
  • Циолковский К. Э. Его жизнь и технические идеи. М. - Л., ОНТИ, 1935.
  • Числа-великаны. М. - Л., Радуга, 1925.
  • Чудо нашего века. М. - Л., Радуга, 1925.
  • Юный землемер. Л., Прибой, 1926.
  • Ящик загадок и фокусов. М. - Л., ГПЗ, 1929.
  • Именем Перельмана назван кратер на обратной стороне История блокады Ленинграда Персоналии События
  • Перельман Я.И. Большая книга занимательных наук: Алгебра, геометрия, физика, головоломки, задачи, опыты. [Fb2- 6.7M ] [Odt- 6.7M ] [Rtf- 7.5M ] Автор: Яков Исидорович Перельман. Составитель Д.А. Гусев.
    (Москва: АСТ: Астрель, 2009)
    Скан, обработка, формат Fb2, Odt, Rtf: ???, вычитка, редактирование: Raidar, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      Из книги «Занимательная физика. Книга I» (6).
      Из книги «Занимательная физика. Книга II» (65).
      Из книги «Занимательная геометрия» (123).
      Из книги «Занимательная алгебра» (148).
      Из книги «Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел» (165).
      Из книги «Живая математика. Математические рассказы и головоломки» (192).
      Из книги «Занимательные задачи и опыты» (218).

Аннотация издательства: Я.И. Перельман (1882-1942) - известный отечественный популяризатор науки, талантливый педагог, выдающийся мастер слова, написавший с 1913 по 1940 гг. около сотни научно популярных книг, адресованных самой широкой аудитории. Среди них такие знаменитые произведения, как «Занимательная физика», «Занимательная арифметика», «Живая математика», «Занимательная геометрия», «Занимательная алгебра» и многие другие. Несмотря на то что первые из них появились в начале XX века, они по сей день актуальны и интересны. Большинство книг Я.И. Перельмана выдержало более 20 (!) изданий, многие из них переведены на иностранные языки и имеют большую популярность за рубежом. Общий тираж его произведений в нашей стране превышает 15 миллионов экземпляров, и тем не менее многие его книги были в свое время библиографической редкостью, в библиотеках читатели стояли за ними в очереди.
Секрет такой притягательности перельмановских сочинений заключается в том, что автору блестяще удалось показать, насколько интересным, увлекательным, даже захватывающим может быть изучение естественных наук: физики, алгебры, геометрии, как правило, скучных, сложных и неинтересных в изложении школьных учебников и большинства школьных учителей, прививающих школьникам устойчивую неприязнь к этим наукам.
Я.И. Перельман - единственный автор в нашей стране (а возможно, и в мире), создавший столь удачные произведения научно популярного жанра. Нынешние школьники и студенты, как правило, знают о них немного и подчас лишены радости общения с занимательной перельмановской наукой.
Предлагаемая хрестоматия представляет собой собрание наиболее ярких и важных (с точки зрения составителя) отрывков из различных книг Я.И. Перельмана. Хрестоматия может быть рекомендована школьникам и студентам в качестве вспомогательного и дополнительного материала к курсам физики, алгебры, геометрии (для школы), математики, логики, концепций современного естествознания и философии (для вузов). Эта хрестоматия призвана показать школьникам и студентам, что изучение различных наук может быть не только тяжелым и утомительным, но также приятным и увлекательным не в меньшей степени, чем те занятия, которым они посвящают часы отдыха и досуга...

© 2009, Издательство «РИМИС», издание, оформление

Текст и рисунки восстановлены по книге Я. И. Перельмана «Занимательная физика», вышедшей в издательстве П. П. Сойкина (Санкт-Петербург) в 1913 г.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

«Занимательной физике» – 85!

Признáюсь: с волнением перелистывал недавно первое издание книги – родоначальницы нового литературного жанра. «Занимательная физика» – так назвал своего «первенца», родившегося в Петербурге 85 лет назад, его автор, малоизвестный тогда Яков Исидорович Перельман.

Почему специалисты-библиографы, критики, популяризаторы однозначно связывают начало научной занимательности с появлением этой книги? Разве не было ничего подобного до нее? И почему именно России было суждено стать родиной нового жанра?

Безусловно, и прежде печатались научно-популярные книги по разным наукам. Если ограничиться только физикой, можно вспомнить, что уже в XIX веке за рубежом и в России выходили неплохие книги Бойса, Тисандье, Тита и других авторов. Однако они представляли собой сборники опытов по физике, нередко довольно забавных, но, как правило, без объяснения сути иллюстрируемых этими опытами физических явлений.

«Занимательная физика» – это прежде всего огромная подборка (из всех разделов начальной физики) занимательных задач, замысловатых вопросов, поразительных парадоксов. Но главное, что все перечисленное непременно сопровождается в ней увлекательными обсуждениями, или неожиданными комментариями, или эффектными опытами, служащими целям интеллектуального развлечения и приобщения читателя к серьезному изучению науки.

Несколько лет работал автор над содержанием «Занимательной физики», после чего издатель П. Сойкин два с половиной года держал рукопись в редакционном «портфеле», не решаясь выпускать книгу с таким названием. Еще бы: такая фундаментальная наука и вдруг… занимательная физика!

Но джин все-таки был выпущен из кувшина и начал свое победное шествие сначала по России (в 1913–1914 годах), а затем – и по другим странам. При жизни автора книга выдержала 13 изданий, причем каждое последующее отличалось от предыдущего: вносились дополнения, устранялись недочеты, перередактировался текст.

Как же встретили книгу современники? Вот некоторые отзывы о ней ведущих журналов того времени.

«Среди разных попыток заинтересовать физикой выборкой из нее наиболее «занимательных» вещей и более или менее игривым изложением книга господина Перельмана выгодно выделяется продуманностью и серьезностью. Она дает хороший материал для наблюдения и размышления из всех отделов элементарной физики, опрятно издана и прекрасно иллюстрирована» (Н. Дрентельн, «Педагогический сборник»).

«Очень поучительная и занимательная книга, в самых обыденных и на первый взгляд простых вопросах и ответах знакомящая с основными законами физики…» («Новое время»).

«Книга снабжена многими рисунками и так интересна, что трудно отложить ее, не прочитав до конца. Думаю, что при преподавании естествознания учитель может с пользой для дела извлечь немало поучительного из этой прекрасной книги» (профессор А. Погодин, «Утро»).

«Господин Перельман не ограничивается только описанием различных опытов, которые возможно выполнить домашними средствами… Автор «Занимательной физики» разбирает множество вопросов, которые не поддаются эксперименту в домашней обстановке, но тем не менее интересны и по существу и той форме, которую он умеет придать своему повествованию» («Физик-любитель»).

«Внутреннее содержание, обилие иллюстраций, прекрасный внешний вид книги и очень незначительная цена – все это служит залогом ее широкого распространения…» (Н. Каменщиков, «Вестник опытной физики»).

И действительно, «Занимательная физика» получила не просто широкое, а широчайшее распространение. Так, в нашей стране на русском языке она издавалась около тридцати раз и массовыми тиражами. Эта удивительная книга выходила в переводах на языки: английский, арабский, болгарский, испанский, каннада, малаялам, маратхи, немецкий, персидский, польский, португальский, румынский, тамильский, телугу, финский, французский, хинди, чешский, японский.

Лиха беда – начало! Окрыленный успехом у читателей и у критики, Я. Перельман готовит и выпускает в 1916 году вторую (не продолжение первой, а именно вторую) книгу по занимательной физике. Дальше – больше. Выходят последовательно одна за другой его занимательные геометрия, арифметика, математика, астрономия, механика, алгебра – всего сорок (!) научно-занимательных книг.

«Занимательную физику» прочли уже несколько поколений читателей. Конечно, не все прочитавшие ее становились учеными, но вряд ли найдется, по крайней мере в России, физик, не знакомый с ней.

Сейчас в российской картотеке занимательных книг – более 150 отраслей науки. Ни одна страна не располагает таким богатством, и почетное место среди этих изданий принадлежит, без сомнения, «Занимательной физике».

Юрий Морозов

Источник информации – сайт журнала «Знание – сила» www.znanie-sila.ru

Предисловие

Эта книга представляет собой самостоятельный сборник, не являющийся продолжением первой книги «Занимательной физики»; она названа «второю» лишь потому, что написана позднее первой. Успех первого сборника побудил автора обработать остальной накопившийся у него материал, и таким образом составилась эта вторая – или, вернее, другая – книга, охватывающая те же отделы школьной физики.

Настоящая книга «Занимательной физики», как и первая, предназначается для чтения, а не для изучения. Ее цель – не столько сообщить читателю новые знания, сколько помочь ему «узнать то, что он знает», т. е. углубить и оживить уже имеющиеся у него основные сведения по физике, научить сознательно распоряжаться ими и побудить к разностороннему их применению. Достигается это, как и в первом сборнике, рассмотрением пестрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, занимательных задач, забавных парадоксов, неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или почерпаемых из популярных произведений общей и научно-фантастической беллетристики. Материалом последнего рода составитель пользовался особенно широко, считая его наиболее соответствующим целям сборника: привлечены отрывки из общеизвестных романов Жюля Верна, Уэллса, Курда Лассвица и др. Фантастические опыты, помимо их заманчивости, могут играть немаловажную роль при преподавании в качестве живых иллюстраций; они находили себе место даже в школьных учебниках. «Цель их – пишет наш известный педагог В. Л. Розенберг – освободить ум от оков привычки и выяснить одну из сторон явления, понимание которого затемняется обычными условиями, вторгающимися в ум учащегося независимо от его воли, вследствие привычки».

Составитель старался, насколько умел, придавать изложению внешне интересную форму, сообщать привлекательность предмету, не останавливаясь иногда и перед тем, чтобы черпать интерес со стороны. Он руководствовался тою психологическою аксиомою, что интерес к предмету повышает внимание, внимание облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному усвоению .