Большая энциклопедия нефти и газа. Научные обсуждения

Cтраница 1


Новые смысловые основы создаются индивидуальным творчеством, они рождаются в глубинах человеческой субъективности. Однако, чтобы отсюда родилась новая культура, надо, чтобы эти смыслы были закреплены в символических формах и были признаны другими людьми в качестве образца, стали смысловыми доминантами. Этот процесс носит социальный характер и, как правило, протекает болезненно и драматично. Смысл, рожденный гением, испытывается в опыте других людей, иногда редактируется, чтобы его легче было принять в качестве символа веры, научного принципа или нового художественного стиля. А поскольку признание новых смысловых оснований происходит в острых столкновениях с приверженцами старой традиции, то счастливая судьба нового смысла вовсе не означает счастливой судьбы для его творца.  

В ходе исторического развития углубляется процесс индивидуализации личности и осознание ею своей социальной значимости, что приводит к возрастанию роли человеческой субъективности в решении задач социального управления.  

Задачу феноменологической философии он видел в том, чтобы охватить интегральную реальность, все виды жизнедеятельности и восстановить попранные рационалистической наукой достоинства творческой человеческой субъективности.  

Когда мы обращаемся к образам эроса в культуре, мы видим, что его универсальность обусловлена в конечном счете человеческой природой, многообразием душевных порывов, глубиной человеческой субъективности. Будучи универсальной и напряженной страстью, эрос пронизывает человеческое существование на протяжении всей жизни. Он, по сути дела, определяет фундаментальные основы бытия. И в то же время проявляет себя как глубоко индивидуальное, сугубо личностное, уникальное чувство. Эта страсть всеобъемлюща и неповторима, она принадлежит человеческому роду и лично мне, вам, ему.  

Специфику социума как социальной системы, возникшей в результате эволюции живой природы на основе диалектически взаимосвязанных процессов антропосоциогенеза и коллективной трудовой деятельности людей, благодаря которой создавались социальные условия их бытия и одновременно формировалась их человеческая субъективность, а также специфику социальных организаций как структурных элементов социума, в условиях которых непосредственно осуществляется управленческая деятельность.  

С позиций социальной антропологии фундаментом творческого потенциала современного инженера, в котором должны интегрироваться профессионализм, способность к творчеству, организаторские способности и морально-нравственные качества, является его субъективность, которая и должна быть, в первую очередь, объектом пристального внимания педагогов высшей школы, формирующих учебно-образовательный процесс в техническом вузе. Человеческая субъективность - это духовность человека, понимание им свободы и возможностей ее использования, мотивация своего поведения и нравственный выбор, который он делает, выбирая свой образ жизни, характер своей деятельности и, соответственно, свою судьбу. Следовательно, в системе высшего технического образования должен присутствовать мощный аксиологический (ценностный) потенциал, формирующий морально-нравственные мотивы профессиональной деятельности будущего инженера. В формировании ценностных ориентации современного специалиста определяющая роль принадлежит философии, которая является одним из базовых социально-гуманитарных предметов учебной программы отечественной высшей технической школы.  

Человеческая субъективность выражает сущностные стороны человеческой индивидуальности, однако сама она формируется благодаря развитию в процессе самореализации человека как социального субъекта его природных сущностных сил. Именно человеческая субъективность является определяющим фактором, инициирующим творческую активность человека в системе управленческих отношений, вследствие чего она должна рассматриваться как исходная позиция при моделировании механизмов социального управления. Соответственно, при формировании этих механизмов возникает проблема приоритета организации или личности. Западный (американский) менеджмент решает эту проблему в интересах организации, приспосабливая человека к организации. Японский менеджмент отдает приоритет личности работника, одновременно целеориентируя его деятельность на интересы организации.  

В то же время, как и всякая гуманитарная наука, культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время углубляясь и корректируясь этим объяснением.  

Рефлексивность - основополагающее свойство социального процесса потому, что она конституирует обстоятельства и вырабатывается ими. В силу этого социальный мир предстает как утверждение человеческой субъективности таким, каким его воспринимает живущий и действующий в этом мире человек. Социология обращает свое внимание к объекту, который уже каким-то образом определен в повседневной жизни и обыденном языке.  

Анализ свойств обыденного мышления и деятельности явился, пожалуй, самым значительным достижением феноменологически ориентированной социологии Шюца. Он показал и доказал, что наиболее полно и последовательно человеческая субъективность реализуется в мире повседневности.  

Общество как социально-технологическая реальность обретает жизненные формы качественно нового уровня, благодаря научным идеям и тем возможностям, постоянно расширяющимся в результате развития технологии, которыми обладают субъекты деятельности. Философией этого общества будет выступать философия постмодернизма, в которой приоритет принадлежит человеческой субъективности, определяющей мотивацию и выбор человека в осуществляемой им деятельности. Возможности выбора раскрываются перед человеком благодаря освоению им богатств духовной и технологической культуры, которые сами находятся в состоянии постоянного развития. Действие этих новых закономерностей социального развитая, уже осмысленных в западной философии, с необходимостью должно проявиться и в образовательной системе российского общества на всех уровнях ее организации. Будучи осмыслены применительно к высшей технической школе, они могут получить практическую реализацию на основе принципов развивающего обучения и инновационной направленности учебно-образовательного процесса.  

Вебер отвергает также психологически ориентированную ницшеанскую версию религиозного чувства. Вместе с тем немецкий социолог обращается к напряженной мотивации человеческого поведения, вытекающей из всей человеческой субъективности. По его мнению, растущая рациональность в осмыслении мира углубила потребность в постижении этического смысла разделения благ и счастья между людьми.  

Мы осознаем сегодня, что всякое общественное установление, будь то закон, традиция или социальный институт, должно поверяться интересами личности. Идеальное человеческое общежитие может создаваться, судя по всему, на предельном учете особости каждого индивида, его разума, воли и чувств, всей человеческой субъективности.  

Человек организации, будучи ее системоорганизующим элементом, также выступает как система, которой присущи фундаментальные признаки его организации. Его социальное качество как личности определяется, во-первых, структурой социального пространства той организации, элементом которой он является и выполняемыми им социальными ролями, и во-вторых, его человеческой субъективностью. Однако именно человеческая субъективность является основанием их различия.  

УДК 159.922

Е. В. Гребенникова

СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

Обобщен опыт теоретических и экспериментальных исследований по проблеме субъектности личности. Представлен исторический экскурс изучения данной проблемы, существующие противоречия в терминологии, а также ключевые составляющие субъектогенеза.

Ключевые слова: субъектность личности, отраженная субъектность, субъектность группы, субъектогенез.

В настоящее время одной из актуальных проблем в отечественной психологии является проблема субъектности личности . Имеющаяся на данный момент информация в отношении проработки рассматриваемой проблемы свидетельствует о том, что она носит проблемный характер и требует фундаментальных исследований.

В психологии имеются два альтернативных подхода к пониманию личности: ролевой и субъектный. Согласно ролевым концепциям (область социально-психологических исследований) личности, общественное преобладает над индивидуальным. Исходя из концепций субъектности личности (область индивидуально-психологических исследований), доминирующей является индивидуальная составляющая. Таким образом, человек выступает, с одной стороны, как носитель роли, а с другой стороны, как субъект.

Известно немало концепций, в которых прослеживается идея единства субъектного и ролевого в личности. Так, В. А. Петровский рассматривает личность как динамическую форму субъектно-ролевого единства: становление субъектности - ролью, и снятие роли - субъектностью .

В качестве расшифровки понятия «субъектность» В. А. Петровский использует термин «са-мопричинность» - фундаментальное свойство и способность субъекта быть причиной себя, быть способным проявлять одновременно спонтанность и ответственность. По его мнению, субъектность представлена такими чертами человека, которые присущи ему внутренне - не отчуждаемы и не сводимы к заданности .

Занимаясь вопросами субъектности личности,

В. А. Петровский вводит понятие отраженной субъектности. По определению В. А. Петровского, отраженная субъектность - это идеальная представленность одного человека в другом .

Выделяют три основные, генетически преемственные формы проявления отраженной субъект-ности. В первом случае отраженная субъектность выступает как запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальных влияний. Во втором случае отражаемый индивид выступает как идеальный значимый другой. В третьем - как претворенный субъект.

Возникновение отраженной субъектности возможно только на основе реальной деятельности, при условии осуществления людьми поступков, которые выступают в качестве действительного источника преобразования жизненного мира другого человека. Индивид в аспекте отраженной субъ-екности может выступать не только как субъект позитивных смысловых преобразований индивида -носителя индивида. Эффект включенности первого в жизненные проявления второго может быть негативным, объективно способствующим не развитию, а регрессу жизненных отношений последнего.

С использованием метода отраженной субъектности установлен целый ряд интересных феноменов: возрастание оригинальности мышления в присутствии творческой личности, изменение уровня бескорыстного риска при актуализации образа рискующего человека, возрастание флексибильности учащихся в присутствии гибкого учителя.

Е. Н. Волкова рассматривает субъектность как свойство личности, которое раскрывает сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и себе в нем, способности производить взаимообусловленные изменения в мире и человеке .

По мнению В. И. Слободчикова, с возрастом происходит наращивание субъектности и преодоление объектности. При этом субъектность человека в своем развитии проходит пять ступеней: оживление, одушевление, персонализацию, индивидуализацию, универсализацию, каждая из которых имеет свои временные границы .

К. А. Осницкий считает, что субъектность выражается в волеизъявлении в процессе жизнедеятельности на основе накопленного опыта, лично значимых целей, ценностей и сформированности образа мира. Формированию субъектности способствует регуляторный опыт человека, целостную структуру которого составляют пять основных компонентов опыта субъекта: опыт рефлексии, ценностно-мотивационный опыт, опыт привычной активизации, операциональный опыт, опыт сотрудничества .

Е. Ю. Коржова полагает, что человек, выступая в качестве субъекта жизнедеятельности, взаимодействует с жизненными ситуациями (как ее объ-

ектами) и реализует потенциал субъектности на основе субъект-объектных ориентаций в субъективной форме внутренней картины жизнедеятельности (интериоризованная субъектность) и объективной форме выбора стратегий поведения (эксте-риоризованная субъектность) .

Внутренняя картина жизнедеятельности (интериоризованная субъектность) - это динамичная психологическая характеристика, обусловленная возможностью взгляда изнутри на свою жизнь, своеобразный внутренний срез жизнедеятельности. Событийная наполненность внутренней картины жизнедеятельности различается по содержанию и весу событий в соответствии со сферами жизнедеятельности.

Выбор стратегий поведения (экстериоризован-ная субъектность) характеризует внешнее выражение взаимодействия человека с жизненной ситуацией, ее освоение.

В последние годы появились работы, посвященные изучению групповой субъектности. К. М. Гайдар подразумевает под субъектностью группы такое ее динамическое свойство, как способность к совместным действиям и самопреобра-зованию в соответствии с определенными целями и интересами. Помимо деятельностной К. М. Гайдар выделяет и такие сферы проявления групповой субъектности, как общение и взаимоотношение. При этом К. М. Гайдар считает, что деятельностная форма групповой субъектности для студенческой группы преобладающей не является .

К. М. Гайдар показано, что становление студенческой группы как совокупного субъекта носит поэтапный характер и опосредствуется социальной ситуацией ее развития. Любопытно, что при этом естественным направлением развития студенческой группы считается движение от автоматизации или кооперации к ассоциации, т. е. от высших форм организованности к низшим. Основание для того, чтобы считать такой путь наиболее естественным, К. М. Г айдар видит в том, что в этом случае к моменту выпуска студенты обретают достаточную самостоятельность для успешного вхождения в новые группы членства.

Рассматривая субъектность личности, нельзя не упомянуть о субъектогенезе. Под субъектогенезом принято понимать порождение способности человека к самодетерминации собственной активности. В процессе субъектогенеза мы постигаем законы мироздания и делаем их основой для того, чтобы нужным нам образом организовывать причинноследственные связи между мировыми процессами, частью которых является наша собственная жизнь .

В качестве основных стадий субъектогенеза выделяют :

Принятие человеком на себя ответственности за непредрешенный заранее исход своих действий (проявление себя как субъекта предстоящего действия);

Переживание возможности реализации различных вариантов будущего, своей причастности к построению образа желаемого результата и своей способности желаемое реализовать (проявление себя как субъекта целеполагания);

Реализацию открывающихся возможностей в совершаемых по собственной воле действиях (проявление себя как субъекта слагающих совершаемого здесь и теперь действия);

Принятие ответственного решения о завершении действия (проявление себя как первопричины, субъекта окончания действия);

Оценку результата как личностно значимого новообразования, детерминированного собственной активностью (проявление себя как субъекта состоявшегося действия).

При отсутствии какой-либо из стадий субъектогенеза человек будет считать себя объектом манипуляций, совершаемых без учета его желаний или даже вопреки им. Это может породить отказ от использования приобретенного опыта под предлогом его малоценности или неуверенности в своих силах.

Дефект первой стадии позволяет человеку вполне искренне, спокойно или даже с негодованием заявить: «Я только выполнял приказ!», «Такое было время», «Я действовал по воле обстоятельств», «Был не в себе (болен, расстроен, выпивши)».

В случае пропуска второй стадии человек может не без некоторого удовлетворения сказать: «Ну, а я-то что говорил?» или, казалось бы, не к месту посетовать, несмотря на везение: «А я-то считал, что... »

Примеры пропуска третьей стадии - знаменитая фраза из Ильфа и Петрова «Остапа несло», оправдания типа «Коль скоро начал, то надо было доводить до конца», которые роднит ориентация объяснений своих действий не по принципу «для чего, с какой целью», а по принципу «почему я это делал».

Ряд последствий пропуска четвертой стадии в психологии можно описать с помощью эффекта незавершенного действия. Кроме особенностей протекания процессов запоминания сигналом о пропуске этой стадии могут быть парадоксально радостные в ситуации собственной неудачи возгласы типа: «Я же говорил, что надо бы еще (уже)...» и не менее удивительные в случае удачи проявления разочарования: «А я ведь хотел еще (уже)...»

При отсутствии заключительной стадия субъектогенеза можно слышать оправдания типа «так вышло», «бес попутал», удивление и раздражение: «А чему, собственно, радоваться?», безразличное:

«Ну и что?», недоуменное: «Вот повезло (не повезло)» и т.п.

Считается, что в норме для человека в каждый отдельный момент существует приоритетность актуальности субъектогенеза в одних сферах взаимодействия с миром перед другими. При этом в качестве диагностических признаков сферы актуального субъектогенеза наряду с известными средствами диагностики с успехом могут быть использованы разного рода манифестации неадаптивной активности .

Таким образом, субъектность, является важным качеством, обеспечивающим развитие и самораз-

витие личности, качество, определяющее способность изменять окружающий мир и себя, руководствуясь собственной системой ценностей, способность выбирать способ репрезентации этой активности в мире и нести ответственность за последствия этого выбора. Можно считать, что человек, характеризующийся высоким уровнем субъектности активен, самостоятелен, успешен в предметно-практической деятельности (учебной, трудовой), вместе с тем такой человек - творец собственной жизни, он способен адекватно оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Список литературы

1. Гребенникова Е. В., Фирсова О. В. Осознание и отношение к болезни подростков с ДЦП, имеющих разный уровень субъектности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 130-133.

2. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В., Фирсова О. В. Влияние СМИ на формирование образа идеального партнера у студенток с разным уровнем субъектности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 3 (6). Сер.: «Педагогика, психология». С. 324-327.

3. Степанский В. И. Свойства субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 25-27.

4. Татенко В. А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 3. С. 23-34.

5. Уваров Е. А. Субъектная активность как ведущий фактор саморазвития // Журнал прикладной психологии. 2005. № 1. С. 2-20.

6. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д, 1996.

7. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998.

8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности. М., 1995.

9. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-19.

10. Коржова Е. Ю., Дворецкая М. Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты // Журнал прикладной психологии. 2005. № 6. С. 11-27.

11. Гайдар К. М. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.

12. Петровский В. А., Огнев А. С. Основные положения субъектогенеза // Ежегодник Российского об-ва психологов. М., 1996. Т. 2, вып. 1.

13. Огнев А. С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.

Гребенникова Е. В., кандидат биологических наук, доцент кафедры.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 05.03.2013.

Y. V Grebennikova

SUBJECTNESS OF PERSONALITY: THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM

The article deals with generalizing the results of theoretical and experimental research on the problem of personality subjectness and contains a historical insight into the study of the problem as well as existing contradictions in terminology and key components of subjective genesis.

Key words: subjectness of personality, reflected subjectness, subjectness of group, subjective genesis.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

В современной российской философии употребляются такие термины, как «субъектность» и «субъективность». Что они означают?

Что такое человеческая субъектность?

Прежде всего, стоит сказать о том, что, собственно, в философии нет однозначного подхода к пониманию сущности субъектности. Есть большое количество точек зрения по поводу данного термина.

По одной из них под субъектностью следует понимать свойство личности человека, которое превращает его в независимый от других людей субъект либо дает потенциал для подобного превращения. При этом свойство, о котором идет речь, должно быть постоянным, в одинаковой степени выраженным и регулярно наблюдаемым. В идеале - также сохраняющим свою независимость от влияния внешних факторов.

На практике субъектность человека может выражаться, к примеру, в готовности избирать кандидатов на выборах. В этом случае он становится субъектом избирательного процесса. Или, например, в готовности заключать договоры с другими людьми и становиться, таким образом, субъектом деловых правоотношений. В данном контексте субъектность не следует непременно отождествлять с правом - избирательным или гражданским, которое является не философской, а юридической категорией. Но оно может быть одним из условий формирования у человека соответствующей готовности - выбирать, подписывать договоры.

Что такое человеческая субъективность?

Под субъективностью человека , в свою очередь, понимается качество личности, которое не просто превращает его в независимый от других людей субъект, но также и характеризует как активного пользователя этой самой независимостью.

Человек, таким образом, становится «субъективным», когда начинает позиционировать себя в обществе, ориентируясь исключительно на внутренние убеждения и установки и в то же время задействуя свою личностную субъектность - как ресурс, базу для соответствующего позиционирования.

На практике субъективность человека может выражаться (если говорить категориями примеров, указанных выше) в осуществлении личной, формируемой исходя из собственных убеждений оценки деятельности кандидатов перед голосованием на выборах. В деловых правоотношениях субъективность может выражаться в предложении партнерам включить в договор те пункты, которые человек считает необходимым наблюдать в соответствующем контракте.

Отметим, что есть и другая трактовка термина «субъективность» - как синонима самоуверенности, необъективности, несправедливой оценки человеком той или иной ситуации. Данное понимание, собственно, может и не противоречить тому, что рассмотрено нами выше, поскольку практическое пользование человеком своей субъектностью зачастую сопровождается самоуверенным и необъективным анализом ситуаций и действий.

Однако субъективность в первом значении (как механизм практической реализации субъектности) не всегда бывает «субъективной» - то есть характеризующейся самоуверенностью. Вполне возможно, что человек изберет кандидата или определит условия по договору с партнером, исходя из объективного анализа ситуации, использовав советы других людей. В этом случае его субъективность - в значении механизма реализации субъектности - будет как раз таки объективной.

Сравнение

Главное отличие человеческой субъектности от субъективности - в том, что первый термин обозначает, прежде всего, личностный потенциал человека к осуществлению каких-либо действий, а второй - механизмы практической реализации данного потенциала.

Субъектность, таким образом, способна существовать и без субъективности - если, например, человек идет на выборы и ставит «галочку» в бюллетене наугад либо подписывает договор с партнером, не читая его. В свою очередь, субъективность может быть реализована человеком только при условии наличия у него личностной базы в виде субъектности.

Определив, в чем разница между человеческой субъектностью и субъективностью, внесем ключевые критерии в небольшую таблицу.

8.1. Понятие о субъекте и его психологической организации

Субъект как источник активности, распорядитель душевных сил. Целостность психологической организации субъекта. Три стороны душевной жизни человека: желания, чувства, разум.

В чем состоит психологический смысл понятия «субъект»? Что значит быть распорядителем душевных сил? Каково психологическое строение субъектности?

Субъект как источник активности, распорядитель душевных сил

Рассмотрение человека как субъекта подводит нас к изучению основополагающих проблем психологии человека. Определяя предмет антропологической психологии, мы указали на субъективность как на ее основной предмет. По самой своей семантике «субъективность» - двусложное слово, которое можно представить как субъ=ективность . И если вторая часть слова - это в общем смысле «активность, действие», то первая - это то, что лежит «под», или «перед», или «до» - некоторый источник, первопричина активности. Иными словами, уже на уровне субъективности обнаруживается первичное расщепление, а, следовательно, и различение самой активности (например, живое движение), и ее источник (телесность). Это расщепление в явном виде обнаруживает себя именно на уровне субъектного бытия человека, где субъективность и ее источник не только различены, но и противопоставлены как разные реальности и где источник активности становится ее своеобразным Хозяином, распорядителем, а сама активность перестает быть формальным определителем субъекта и наполняется предметным содержанием.

Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект . «Человек, - пишет А.В.Брушлинский, - объективно выступает (и следовательно, изучается) в бесконечно многообразных системных противоречивых качествах. Важнейшее из них - быть субъектом, т.е. творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности, творческой и нравственной».

Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. Наиболее употребительным в психо­логии является выражение «субъект деятельности». В таком контексте использовал категорию «субъект» Б.Г.Ананьев. Он отмечал, что «человек - субъект прежде всего основных социальных деятельностей - труда, общения, познания». Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривается в более широком контексте - как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.

Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность. «Человек как субъект, - пишет А.В.Брушлинский, - это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного».

Субъект как целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. При рождении у человека есть два пути в мире: или полностью совпадать с условиями своей жизнедеятельности, или же быть в отношении к этим условиям, к своей природе . Первый способ - это есть животно-подобный способ жизни. Для этого способа жизни вполне достаточно филогенетически заданных, природных способностей (органов чувств, передвижения, питания и т.д.). Для второго способа (собственно человеческого) только этих природных, индивидных способностей недостаточно.

Чтобы человек встал в отношение к своей жизнедеятельности, она должна быть ему дана как несовпадающая с ним; должен случиться выход за пределы непосредственного, натурального течения жизни. Однако собственно органических, врожденных органов «выхода» у человека нет. Имеющиеся же телесные способности позволяют человеку лишь сливаться, совпадать со своей жизнедеятельностью.

Чтобы стать человеком, он должен постоянно превращать саму природу (в первую очередь, свою природу, свой организм, свое тело) в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к ней; превращать также природные условия жизни во «вторую природу». Мир «второй природы», культуры, способов деятельности и составляет предметное содержание субъектности человека; совокупность же функциональных органов субъектности есть ее психологическое содержание.

Поведение животного - это приспособление к имеющимся условиям существования; оно может выбирать из окружающей среды то, что полезно для него. Человеческая деятельность в принципе изменяет соотношение с природой, создавая возможность преобразования действительности и самого субъекта.

Способность к изменению действительности, людей и самого себя в процессе преобразования условий своей жизнедеятельности является внутренней характеристикой самой жизнедеятельности человека в ее родовом и индивидуальном выражении.

Деятельностно-преобразовательный способ существования человека как субъекта связан с появлением индивидуального рефлектированного сознания. Индивидуальное сознание - это не лько знание, но и отношение к миру и в мире, что осуще­ствимо только субъектом.

Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения и деятельности. Превращение индивида в субъект происходит в раннем дошкольном периоде, когда у ребенка складывается множество предметно-орудийных и чувственно-практических действий Формирование этих действий, их интеграция в образе Я приводит к своеобразному одушевлению всей жизнедеятельности ребенка . Наиболее явно это обнаруживается в кризисе трех лет, феноменально выражаемом в знаменитом «Я сам!». Поведение ребенка все более освобождается от непосредственной зависимости от взрослых. Его субъектность обнаруживается (и для себя, и для других) как подлинная самость : в целостности «я» с устойчивым миропредставлением и собственным действием.

Л.А. СТАХНЕВА, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и возрастной психологии Орловского государственного университета

Тел. 89616222826

ПОНИМАНИЕ СУБЪЕКТА И СУБЪЕКТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

К настоящему времени в компонентах категорий качественного анализа феномена человека появились дополнительные характеристики: понятие «человечность» рассматривается как система ценностей и как источник новых ценностей, «целостность» человека - как критерий зрелости личности, «субъект» как ядро структуры человека, «субъектность» - как способность личности к са-модетерминации.

Ключевые слова: личность, субъект, субъектность, субъективность, активность, развитие, самодетерминация.

Проблема субъекта и субъектности в современной психологии занимает особое место, отражая активную, конструктивную позицию человека в мире. Субъект - одно из центральных понятий современной психологии, категориальный статус которого является в настоящее время наиболее дискуссионным. Трудности психологического определения понятия «субъект» обусловлены как недостаточной разработанностью данного понятия, так и его многозначностью. На недостаточность методологической разработки данного понятия указывают многие психологи: К.А. Абульханова-Слав-ская, А.Л. Журавлев, Б.А. Сосновский и др.

Категория субъекта является общефилософской и раскрывает качество активности человека, выявляет его место и роль в мире, способность к деятельности, самоде-терминации, самоопределению и развитию. Введение категории субъекта в психологию способствовало рассмотрению человека в новой плоскости: в единстве его природного, социального, духовного начал.

В работах К.А. Абульхановой-Славской и А.В. Брушлинского предпринята философско-методологическая интерпретация рубинштейновской категории субъекта и обозначен общеметодологический принцип изучения субъектности. Рассмотрим подробнее своеобразие авторских интерпретаций данного понятия, которое трактуется как в широком, так и в узком смысле.

К.А. Абульханова-Славская предложила различать общее, идущее от философии понимание субъекта, связываемое с активностью, самодеятельностью, саморазвитием, самодетерминацией, и специальное - дифференциальное, когда понятие «субъект» употребляется для раскрытия качественной определенности тех отношений, в которые включен субъект (специфика морального субъекта, субъекта психической деятельности, субъекта общения, деятельности, познания). Исследователь отмечает, что психологическая операционализация понятия «субъект» вызывает определенные трудности в связи с постановкой следующих проблем: всегда или при определенных условиях личность является субъектом, насколько понятие, относящееся и к обществу в целом, и к группе, может относиться к личности и какое качество личности оно тогда образует, относится ли понятие субъекта к идеальному, желательному, в этом смысле совершенному качеству человека, личности или оно может вскрывать его реальное состояние, проблема субъекта - это только проблема мировоззренческая, духовная (и в этом смысле идеальная) или одновременно реальная, жизненная? .

© Л.А. Стахнева

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В узком психологическом смысле данное понятие означает:

- «качество личности, связанное с возможностью целостной организации деятельности, доступностью субъекту его целостного контура, возможностью самому определить этот контур»;

- «интегральные способности, которые проявляются в направленности(способности ставить разумные, реальные, достижимые данной личностью при данной совокупности обстоятельств цели); построении и организации личной жизни; выборе альтернатив, адекватном принятии решения; умении мобилизовать свои возможности, концентрировать свои природные и психологические силы; умении вырабатывать социально зрелое решение, реалистическом понимании хода жизни; умении не только приспособиться к окружению, но найти или изменить свое место в жизни»;

- «способности к осознанной регуляции человеком своей произвольной активности, необходимой для конструктивного разрешения противоречий, поскольку «масштаб противоречий и конструктивность их решения определяют уровень, достигнутый личностью как субъектом. Способность к координации событий жизни, к ее организации и, главное, решению конкретных противоречий - такова характеристика личности как субъекта жизни».

К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что смысловая нагрузка психологического понятия «субъект», в отличие от философского как идеальной структуры, предполагает наличие внутренней дисгармоничности; «Субъект не есть эталон и предел совершенствования, он постоянно решает задачу совершенствования.... и в этом смысле состоит его человеческая специфика и постоянно возобновляющаяся жизненная задача» . В данной трактовке акцент делается на определении субъекта не как идеала, а лишь постоянного движения к нему личности путем разрешения противоречий, поскольку только в процессе приобретения опыта конструктивного разрешения противоречий человек становится субъектом.

Понятие «субъект» включает в себя не только психологическую активность, но и социально-психологическую представленность личности в жизненном пространстве. На этом основании субъект определяется как «совокупность познавательных, деятельно-практических, содержательно-этических отношений к миру». В обобщающем анализе,

касающемся определения понятия «субъект», автор делает следующие выводы:

во-первых, это понятие предполагает определенную индивидуализацию, которая и проявляется в согласовании своих возможностей, способностей, ожиданий со встречными условиями и требованиями;

во-вторых, применительно к разным личностям можно говорить о разной мере их становления как субъектов в соответствии с общим определением, что субъект - это не вершина совершенства, а постоянное движение к нему;

в-третьих, в качестве субъекта личность изменяет объективное течение своей жизни, создает своими поступками новые, отсутствовавшие до того условия, вторичные детерминанты жизни.

Согласно А.В. Брушлинскому, «субъект» есть «все человечество в целом, представляющее собой противоречивое единство субъектов иного уровня и масштаба: государств, наций, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом» . В узком смысле субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные его психические качества, виды активности и т.д., сам человек - общающийся, деятельностный. «Субъект» - это:

Человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности, автономности и т.д.;

Творец собственной истории, вершитель своего жизненного пути; тот, кто осуществляет деятельность, общение, поведение, созерцание и другие виды специфически человеческой активности: творческой, нравственной, свободной и т.д.;

Качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий активности, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, способностей, возможностей (и ограничений) личности соотносительно с объективными и субъективными (цели, притязания, задачи) условиями деятельности, общения и т.д.;

Высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного.

Субъект как высшая целостность означает, что на качественном этапе его развития соответственно видоизменяется - постепенно или сразу-вся основная система его психических процессов и свойств.

А.В. Брушлинский подчеркивает, что субъект представляет собой общее единое основание для развития (в частности, для дифференциации через интеграцию) всех психических процессов, состояний и свойств, сознания и бессознательного.

Ряд исследователей считают, что широкое понимание понятия «субъект» неконструктивно, поскольку многоплановость содержательных аспектов, вкладываемых в понятие «субъект», - основная причина недостаточной определенности этого термина. А.К. Осницкий полагает, что при всей конструктивности и перспективности использования понятий «субъект» и «субъектность» есть опасность слишком широкого их понимания и абсолютизации .

В трактовке Л.И. Анцыферовой основная характеристика субъекта - это переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и себя . Д.А. Леонтьев также указывает, что развитие человека как субъекта предполагает быть самоинициируемым и саморегулируемым . В.В. Столин рассматривает понятие «субъект» как «сквозное» свойство человека. Субъект им понимается как интегральное свойство человека, объединяющее в себе характеристики организма, социального индивида и личности .

Сравнительный анализ дефиниций показал, что поиски по уточнению смысла данного термина еще не закончены. Активно продолжается творческий процесс уточнения параметров субъекта. Трудности операционализации обусловлены тем, что данное понятие является «многоаспектным, обобщенным, объединяющим. От «человека» сюда входит видовое, от «личности» - социальное, от «индивида» - уникальная целостность и т.д., но в конкретной своей представленности это всегда субъект как реальный носитель жизни, деятельности, переживания, общения, педагогического воздействия и т.п.» .

Итак, в психологической трактовке понятия «субъект» отмечается деятельная, активная природа человека, которая проявляется в способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Субъект в психологии - это прежде всего носитель активности, носитель всего субъективного и объективного в человеке (отражения, деятельности, сознания и т.д.). В отличие от понятия «активность» субъект есть интегральная характеристика человека, претендующая на системность (целостность и неразрывность, несво-димость к более простым свойствам). В отличие от таких понятий, как «индивид» и «личность», понятие «субъект» отражает специфичес-

кое (функциональное) качество человека, проявляющееся в способности к самодетерминации, саморазвитию.

В целом в современной психологии понятие субъекта конструктивно в следующих значениях: для обозначения оптимальных уровней, стадий совершенствования и развития личности. Понятие «субъект», раскрывая определенное качество активности человека, связано с представлением о высшей структуре личности, обеспечивающей самоде-терминацию. Рассматриваемое понятие является достаточно высоким обобщением, включающим в себя различные уровни проявления активного, инициативного, интегративного, системного начал.

Проблема субъекта является чрезвычайно сложной. Какова необходимость и целесообразность использования понятия «субъект» в современной психологии? Авторы субъектного подхода (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова и др.) полагают, что эвристический потенциал использования понятия «субъект» заключается в том, что задается единое основание для описания психических процессов, свойств, состояний, реализуется возможность для четкого определения предмета психологии, ее места среди других наук о человеке. Предметом психологии становится субъект в непрерывном процессе функционирования и развития его психики. Перемещение акцента на субъект позволяет сместить исследования с отдельных психических явлений на более высокий уровень - целостное изучение человека (А.В. Брушлинский).

Методологическое значение категории «субъект» в том, что она раскрывает, переводя ее из чисто философской в контекст логики и методологии науки (гуманитарного знания). Категория субъекта задала методологические ориентиры для дифференциации различных психологических понятий субъектов и их синтеза на особой системной основе.

Трудности в определении смысловой нагрузки понятия «субъектность» обусловлены тем, что оно практически отсутствует в философских и психологических словарях, за исключением краткого психологического словаря, в котором поясняется: «Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании» .

Обратимся к авторским интерпретациям анализируемого понятия. Субъектность в понимании К.А. Абульхановой-Славской проявляется в способе интерпретации действительности, а также в диспозиционности, поскольку особым качеством субъекта является его отношение к жизни как к личной проблеме. О.А. Конопкин рассматривает субъектность как особое свойство и способность

человека к самодетерминации разных сфер и сторон своего бытия, которая выступает характеристикой личности, конституирующей ее . А.К. Осницкий под субъектностью понимает целостную характеристику активности человека, обнаруживаемой в деятельности и поведении . Разводя понятия «субъектный» и «субъективный», он отмечает, что субъективное представляет целостную онтологическую характеристику бытия человека, а понятие «субъектность» является содержательно-действенной характеристикой активности, подчеркивающей интенциональность субъекта, поэтому может в данном ракурсе рассматриваться как одна из граней субъективности. Гносеологически понятие «субъективное» чаще соотносится со своеобразием результатов отображения человеком внешних условий и психических процессов. Субъективность в деятельности и поведении, в процессах восприятия, принятия решений связана прежде всего с индивидуальными особенностями освоенной человеком преобразующей активности: индивидуальными особенностями постановки и решения задач.

Е.А. Волкова рассматривает понятие «субъектность» через категорию «отношение». На этом основании субъектность определяется как отношение человека к себе как к деятелю. Субъектность как отношение включает в себя характер эмоционального отклика на себя и на другого человека. Она существует на осознанном и неосознанном уровнях. Степень осознания изменений, происходящих с человеком и производимых им, определяет уровень развития субъектности. Субъектность связана с активностью, инициативностью, преобразующими возможностями человека. Вместе с тем Е.А. Волкова подчеркивает, что субъектность нельзя понять как качество, присущее индивидуальному субъекту, поскольку человек не может один быть носителем своей субъектности. Субъектность как свойство личности проявляется в способности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке. При этом специфика субъектности заключается во взаимосвязи предметов преобразований. Ими являются и окружающая действительность, и сам человек, и его внутренний мир.

Отметим, что близкими, но не тождественными по значению являются понятия «субъективность» и «субъектность». Субъективность в отличие от субъектности является более широким, поскольку, во-первых, представляет сущностный предикат человека, то, что принадлежит субъекту; во-вторых, онтологическую характеристику бытия человека, интегральную форму бытия. Разверну-

тая характеристика дефиниций «субъективность» и «субъектность» представлена В.И. Слободчико-вым и Е.И. Исаевым: «Субъективность - базовая категория антропологической психологии, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного само-бытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности, субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит свое высшее выражение в рефлексии». Субъектность же, по мнению авторов, представляет «социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость субъектность есть очевидная и непосредственно данная форма само-бытия человека» . И далее: «Субъектность - это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реакциях, как разум, чувства, побуждения, воля, способность, характер человека. Субъектность есть центральное образование человеческой субъективности, центральная категория психологии человека. Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность. Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.» [там же, с. 253]. Такого же взгляда придерживается В.А. Татенко, полагая, что под субъективным может пониматься все то, что задает качественную определенность жизни конкретного субъекта, принадлежит субъекту, производится субъектом или проистекает из него, и в этом не противостоит представлению об объективной реальности. Понятие «субъектный» отражает прежде всего авторский характер активности человека как субъекта и раскрывается в таких понятиях, как «свободный, самостоятельный, автономный, инициативный, творческий, оригинальный» .

Субъектность в современной психологии понимается как центральное образование человеческой реальности, возникающее на определенном уровне развития личности и представляющее ее новое системное качество, подразумевающее способность к самостоятельному жизнетворче-ству, способность производить изменения в мире и в самом себе. В качестве интегрирующих характеристик субъектности можно выделить следующий инвариант определений:

Свойство человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования;

Специфичность субъектного - авторская постановка и решение задач, определение приоритетных действий и поступков, личностное определение отношения к решаемым задачам, самоопределение своей позиции по отношению к миру, людям и самому себе;

Есть особые личностные качества, связанные с активно-преобразующими свойствами и способностями (активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, способность к рефлексии, интернальность, креативность, коммуникативность в ракурсе принятия и понимания другого, целостность и др.);

Высокий уровень функционального развития.

Итак, основу понятия «субъектность» составляют следующие характеристики: активность («целостная характеристика активности человека», «активная сторона психической организации челове-

ка», «активно-преобразующая функция личности», «авторский характер активности», «деятельностно-преобразующий способ бытия»); диспозицион-ность, проявляющаяся в отношении «к жизни как к личной проблеме», в «отношении человека к себе как к деятелю», в способе интерпретации действительности. И, наконец, еще одно важное отличие: если субъективность как онтологическая характеристика бытия человека представляет данное свойство, то субъектность - приобретаемое, формируемое и проявляющееся в деятельности, общении, самосознании.

В психолого-педагогических исследованиях субъектность рассматривается как детерминанта и условие успешного профессионального развития. Cyбъeктнocть как интегративное качество личности выступает фактором устойчивости личности и способствует ее сохранению от дезинтеграции, профессиональных деформаций, создает основу внутренней гармонии, высокой работоспособности, определяет жизнеспособность и профессиональную и личностную продуктивность.

Библиографический список

Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М., 1999. - 224 с.

Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена «субъект» и грани субъектно-деятельностного подхода // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе: Тезисы докладов к Международной научно-практической конференции. - М., 1999. - С. 17-19.

Брушлинский А.В. Психология субъекта. - М., 2003. - 272 с.

Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Автореф. дис. ... д-ра психолог. наук. - М., 1998. Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности//Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С.148-150.

Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. - Ростов-на-Дону, 1998. - 512 с.

Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности//Психологи-ческий журнал. - 2000. - Т. 21. - С. 15-25.

Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 5-19.

Сосновский Б.А. Актуальные вопросы психологии человека в современной России // Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б.А. Сосновского. - М., 1994. - С. 3-9.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. - 284 с.

12. Татенко ВЛ. Психология в субъектном измерении: Монография. - ^ев, 199б. - 403 с.

UNDERSTANDING OF SUBJECT AND SUBJECTIVITY IN MODERN PSYCHOLOGY

In the article are observed “Subject” and “Subjectivity” notions in the connection with the anthropological topic’s revival in psychology, determinism principles’ recomprehension, new view at human’s nature and development. The given notion reflects a specific human’s feature displayed in self-determination and self-development abilities. The subjectivity is regarded as an initiating creative principle of a personality interacting with a society, world, himself. The article represents philosophical and psychological approaches to the study of a “Subject” category and different psychological interpretations of the notion under analysis. The methodological importance of “Subject” category introduction into modern psychology notion apparatus is revealed.

Key words: personality, subject, subjectivity, activity, development, self-determination.