Что такое исключение в русском языке. Исключения русского языка: почему именно они


С лова-исключения в русской орфографии.

1. Орфограмма: и, а, у после шипящих.

Ярким примером исторического правописания в русском языке является буква и после согласных ж, ш. Мы говорим жы, шы, но пишем жи, ши, потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими. И только три слова: жюри, брошюра, парашют, следуя транслитерационному принципу, пишутся через ю.
В написании этих слов отражено и французское произношение и написание: жюри – jury, брошюра – brochure, парашют – parachute. Если бы эти слова были еще в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими. Но эти слова пришли к нам в XIX веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правила.

2. Орфограмма: буквы о – ё после шипящих в корне слова.

Напомним, что в школьных учебниках данное правило звучит так: «В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: шорох, крыжовник, шов, капюшон и т.д.».Но если проследить механизм работы данного правила, то убеждаешься, что буква е – ё пишется тогда, когда ударение в слове на этом слоге непостоянно и при образовании новых слов переходит на другой слог: жёваный – жевать, жёны – жена, чёлка – чело и т.д. А в таких словах, как шорох, шов, чокаться, обжора, прожорливый, корневой слог при всех изменениях слова остается ударным и о не чередуется с ё. (Об этом, кстати, говорят такие ученые, как К.И. Былинский, Д.Э. Розенталь и др.)

Не следует ли поменять формулировку данного правила в школьных учебниках: «В корне после шипящих пишется ё, когда ударение на корне непостоянно; и пишется о, если корень остается ударным при всех изменениях слова»? Тогда ученикам не нужно будет запоминать огромное количество слов, которые попали в разряд исключений.

А что же делать с такими словами, как шофер, шоссе, шоколад, жонглер и т.д., которые тоже почему-то рассматриваются составителями школьных учебников в этом правиле?

Они все иноязычные и пишутся в соответствии с транслитерационным принципом, попадая в разряд словарных слов.

И все же отдельно хочется рассказать еще о трех словах, так как их этимология вызывает особый интерес: крыжовник, чащоба, трущоба.

Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время как в нем последовательно выдерживается правило написания о – ё в суффиксах после шипящих.

Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного нам словачаща. Оно имеет корень чащ и суффикс -об-.

Конечно, в современном русском языке мы никак не соотносим слова трущоба и треск, крыжовник и крыж, и, возможно, здесь произошло опрощение. Но к слову чащоба мы до сих пор подбираем однокоренное чаща. Уместно ли тогда здесь применять правило «Буквы о – ё после шипящих в корне слова»?

3. Орфограмма: буквы и – ы после ц.

Написание букв и – ы после ц сложилось стихийно, но впоследствии эти написания прикрепились к определенным морфемам. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными. После ц пишется и в соответствии с мягким или полумягким произношением тех звуков, которые передаются в русском языке буквой ц, например: цивилизация из лат. сivilis, цитата – лат. citatum. В русском же языке буква цпередает твердый звук, после которого может произноситься только [ы], но не [и]. Поскольку заимствованных слов с ци в корне подавляющее большинство, то русские слова с цы в корне (цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц) попали в исключения.

Парадокс! Но в русской орфографии исключениями стали собственно русские слова.

4. Орфограмма: буквы е – и в личных окончаниях глаголов.

В древнерусском языке глаголы делились на 4 тематических класса. К глаголам четвертого класса относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на ять () в инфинитиве, а после шипящих и йот на -а.Четвертый класс тематических глаголов относился ко второму спряжению!

Например:

обид-ти – обидиши;

вид-ти – видиши;

слыша-ти – слышиши.

Таким образом, глаголы слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть, смотреть, вертеть изначально были глаголами второго спряжения. А современная формулировка правила «сделала» их исключениями.

Стелить. В современном русском языке имеются две формы этого глагола: стлать (1-е спряжение) и стелить (2-е спряжение). Но формы настоящего времени для обоих глаголов в литературном языке обычно употребляются общие: стелешь, стелет, стелют (то есть они изменяются по первому спряжению).

Других оснований для данной группы исключений мы не нашли.

5. Орфограмма: одна и две буквы н в прилагательных.

В русском языке последовательно происходили морфологические, словообразовательные и акцентологические изменения. Но только в трех словах – стеклянный, оловянный, деревянный – эти закономерности переплелись и дали удивительный результат.

Первоначально, в древний период все отыменные прилагательные образовывались с помощью суффиксов -ан- – -ян- , но при этом получали различное ударение. И уже от этих суффиксальных прилагательных могли возникнуть новые формы с дополнительным суффиксом -ьн- . По этому правилу слова писались так: дерев-ян-ьн-ный, олов-ян-ьн-ный. Но в связи с исчезновением сверхкраткого звука ь ударение перешло на предшествующий слог и здесь закрепилось, возникли новые слова деревянный, оловянный.

А прилагательное стеклянный, сохранив старое ударение на суффиксе, одновременно с этим оставило и «усиленное н » – и попало в разряд исключений. Это слово, даже получая суффикс -ьн-, никогда не переносило ударение на корень, потому что и корень у него состоял из сверхкраткого ъ: стькльнъ – все слово состояло из одних сверхкратких гласных. После утраты слабых сверхкратких слово стькльнъ дало форму стклен, которая настолько сложна для произношения, что не сохранилась в русском языке.

Происхождение слова-исключения ветреный прозрачно. В древнерусском языке оно относилось к отглагольным прилагательным, образованным от глагола несовершенного видаветрить, и писалось с одним н, а как только добавлялась приставка (безветренный), слово писалось с двумя буквами – нн .

Сегодня слово ветреный перешло в прилагательные, однако сохранило свое старое написание.

6. Орфограмма: мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

В современном русском языке во втором лице единственного числа формы повелительного наклонения могут быть трех видов:

а) с конечным мягким согласным: будь, тронь, брось;

б) с ударным конечным -и: ходи, пои, крои;

в) с конечным после гласного: думай, знай, читай.

Таким образом, формы повелительного наклонения образуются от чистой основы настоящего и будущего простого времени с чередованием твердого согласного с мягким и от чистой основы плюс суффикс -и-.

А форма ляг стала исключением благодаря своей твердой согласной на конце. В этом случае звуковая материя оказывает сопротивление графической форме. Поставленный мягкий знак вызывает при чтении этой формы восприятие сочетания знаков гь . Между тем мягкие заднеязычные, как правило, не могут стоять в конце слов: в норме они так не употребляются. Иными словами, сюда «вмешивается» и произносительная норма русского языка – и слово произносится в соответствии с этой нормой.

7. Орфограмма: о – е после шипящих в наречиях.

Ещё. Мало кто знает, что слово ещё исконно являлось безударной частицей, в которой по правилу писалось ё. И уже потом это слово приобело значение «большее» и стало наречием. А правописание сохранилось.

8. Орфограмма: мягкий знак после шипящих в наречиях.

Объяснить исключения уж, замуж, невтерпеж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительного уж, терпеж, муж, которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.

Интересен другой факт: наречие настежь образовано от предлога на и существительного второго склонения стеж (устар.) – «крюк, столб», однако это слово не стало исключением и пишется с мягким знаком.

9. Орфограмма: суффикс страдательных причастий настоящего времени.

Движимый. Данное причастие образовано от старинного глагола движити, относившегося ко второму спряжению, а значит, и пишется причастие с суффиксом -им-.

10. Орфограмма: чередующиеся корни.

Почему возникли исключения в этой орфограмме – об этом есть только отрывочные сведения.

Равнина. Равнина – это место горизонтально плоское, то есть все ее точки расположены на равном расстоянии от уровня моря.

Полог. По смыслу это слово уже не связывается с корнем лаг – лож .

Плав – плов. В написание вмешалось языковое чутье. В свое время появились сложносокращенные слова: плавкран, плавсредства с двумя ударениями. Если стали так говорить, то и писать слова стали с корнем плав (плавать, плавун). Так и была узаконена новая орфограмма.

К сожалению, поиски по данной теме на этом остановились, так как не удалось найти дополнительную информацию. Но и собранный материал мне кажется очень полезным.

Для работы с орфографическими правилами мы взяли учебник В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой «Русский язык. Теория», учебники для 5–9-х классов, авторами которых являются М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, а также учебное пособие «Русский язык» Д.Э. Розенталя для 10–11-х классов.

Исторический комментарий к исключениям из орфографических правил //
"Первое сентября. Русский язык" – 2006. – № 9.



Изучая орфографические правила на уроках русского языка, мы нередко сталкиваемся с исключениями из правил, которые машинально заучиваем, не задумываясь о природе их происхождения. И учителя этот феномен русской орфографии не объясняют, а просто предлагают как факт. Меня же заинтересовали причины возникновения слов-исключений в русской орфографии. Думается, что данный материал можно использовать учителям-словесникам на уроках русского языка, так как знание исторических процессов в развитии языка необходимо для более успешного обучения.

Предлагаю небольшой исторический комментарий, который мне удалось найти в различных научных трудах.

1. Орфограмма: и, а, у после шипящих.

Ярким примером исторического правописания в русском языке является буква и после согласных ж, ш. Мы говорим жы, шы, но пишем жи, ши, потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими. И только три слова: жюри, брошюра, парашют, следуя транслитерационному принципу, пишутся через ю. В написании этих слов отражено и французское произношение и написание: жюри – jury, брошюра – brochure, парашют – parachute. Если бы эти слова были еще в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими. Но эти слова пришли к нам в XIX веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правила.

2. Орфограмма: буквы о – ё после шипящих в корне слова.

Напомним, что в школьных учебниках данное правило звучит так: «В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: шорох, крыжовник, шов, капюшон и т.д.».Но если проследить механизм работы данного правила, то убеждаешься, что буква е – ё пишется тогда, когда ударение в слове на этом слоге непостоянно и при образовании новых слов переходит на другой слог: жёваный – жевать, жёны – жена, чёлка – чело и т.д. А в таких словах, как шорох, шов, чокаться, обжора, прожорливый, корневой слог при всех изменениях слова остается ударным и о не чередуется с ё. (Об этом, кстати, говорят такие ученые, как К.И. Былинский, Д.Э. Розенталь и др.)

Не следует ли поменять формулировку данного правила в школьных учебниках: «В корне после шипящих пишется ё, когда ударение на корне непостоянно; и пишется о, если корень остается ударным при всех изменениях слова»? Тогда ученикам не нужно будет запоминать огромное количество слов, которые попали в разряд исключений.

А что же делать с такими словами, как шофер, шоссе, шоколад, жонглер и т.д., которые тоже почему-то рассматриваются составителями школьных учебников в этом правиле?

Они все иноязычные и пишутся в соответствии с транслитерационным принципом, попадая в разряд словарных слов.

И все же отдельно хочется рассказать еще о трех словах, так как их этимология вызывает особый интерес: крыжовник, чащоба, трущоба.

Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время как в нем последовательно выдерживается правило написания о – ё в суффиксах после шипящих.

Трущоба. Слово также образовано с помощью суффикса -об- от несохранившегося труща – «хворост, треск». Значит, и здесь применимо правило «О – ё в суффиксах после шипящих».

Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного нам словачаща. Оно имеет корень чащ и суффикс -об-.

Конечно, в современном русском языке мы никак не соотносим слова трущоба и треск, крыжовник и крыж, и, возможно, здесь произошло опрощение. Но к слову чащоба мы до сих пор подбираем однокоренное чаща. Уместно ли тогда здесь применять правило «Буквы о – ё после шипящих в корне слова»?

3. Орфограмма: буквы и – ы после ц.

Написание букв и – ы после ц сложилось стихийно, но впоследствии эти написания прикрепились к определенным морфемам. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными. После ц пишется и в соответствии с мягким или полумягким произношением тех звуков, которые передаются в русском языке буквой ц, например: цивилизация из лат. сivilis, цитата – лат. citatum. В русском же языке буква цпередает твердый звук, после которого может произноситься только [ы], но не [и]. Поскольку заимствованных слов с ци в корне подавляющее большинство, то русские слова с цы в корне (цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц) попали в исключения.

Парадокс! Но в русской орфографии исключениями стали собственно русские слова.

4. Орфограмма: буквы е – и в личных окончаниях глаголов.

В древнерусском языке глаголы делились на 4 тематических класса. К глаголам четвертого класса относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на ять () в инфинитиве, а после шипящих и йот на -а.Четвертый класс тематических глаголов относился ко второму спряжению!

Например:

обид-ти – обидиши;

вид-ти – видиши;

слыша-ти – слышиши.

Таким образом, глаголы слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть, смотреть, вертеть изначально были глаголами второго спряжения. А современная формулировка правила «сделала» их исключениями.

Стелить. В современном русском языке имеются две формы этого глагола: стлать (1-е спряжение) и стелить (2-е спряжение). Но формы настоящего времени для обоих глаголов в литературном языке обычно употребляются общие: стелешь, стелет, стелют (то есть они изменяются по первому спряжению).

Других оснований для данной группы исключений мы не нашли.

5. Орфограмма: одна и две буквы н в прилагательных.

В русском языке последовательно происходили морфологические, словообразовательные и акцентологические изменения. Но только в трех словах – стеклянный, оловянный, деревянный – эти закономерности переплелись и дали удивительный результат.

Первоначально, в древний период все отыменные прилагательные образовывались с помощью суффиксов -ан- – -ян- , но при этом получали различное ударение. И уже от этих суффиксальных прилагательных могли возникнуть новые формы с дополнительным суффиксом -ьн- . По этому правилу слова писались так: дерев-ян-ьн-ный, олов-ян-ьн-ный. Но в связи с исчезновением сверхкраткого звука ь ударение перешло на предшествующий слог и здесь закрепилось, возникли новые слова деревянный, оловянный.

А прилагательное стеклянный, сохранив старое ударение на суффиксе, одновременно с этим оставило и «усиленное н » – и попало в разряд исключений. Это слово, даже получая суффикс -ьн-, никогда не переносило ударение на корень, потому что и корень у него состоял из сверхкраткого ъ: стькльнъ – все слово состояло из одних сверхкратких гласных. После утраты слабых сверхкратких слово стькльнъ дало форму стклен, которая настолько сложна для произношения, что не сохранилась в русском языке.

Происхождение слова-исключения ветреный прозрачно. В древнерусском языке оно относилось к отглагольным прилагательным, образованным от глагола несовершенного видаветрить, и писалось с одним н, а как только добавлялась приставка (безветренный), слово писалось с двумя буквами – нн .

Сегодня слово ветреный перешло в прилагательные, однако сохранило свое старое написание.

6. Орфограмма: мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

В современном русском языке во втором лице единственного числа формы повелительного наклонения могут быть трех видов:

а) с конечным мягким согласным: будь, тронь, брось;

б) с ударным конечным -и: ходи, пои, крои;

в) с конечным после гласного: думай, знай, читай.

Таким образом, формы повелительного наклонения образуются от чистой основы настоящего и будущего простого времени с чередованием твердого согласного с мягким и от чистой основы плюс суффикс -и-.

А форма ляг стала исключением благодаря своей твердой согласной на конце. В этом случае звуковая материя оказывает сопротивление графической форме. Поставленный мягкий знак вызывает при чтении этой формы восприятие сочетания знаков гь . Между тем мягкие заднеязычные, как правило, не могут стоять в конце слов: в норме они так не употребляются. Иными словами, сюда «вмешивается» и произносительная норма русского языка – и слово произносится в соответствии с этой нормой.

7. Орфограмма: о – е после шипящих в наречиях.

Ещё. Мало кто знает, что слово ещё исконно являлось безударной частицей, в которой по правилу писалось ё. И уже потом это слово приобело значение «большее» и стало наречием. А правописание сохранилось.

8. Орфограмма: мягкий знак после шипящих в наречиях.

Объяснить исключения уж, замуж, невтерпеж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительного уж, терпеж, муж, которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.

Интересен другой факт: наречие настежь образовано от предлога на и существительного второго склонения стеж (устар.) – «крюк, столб», однако это слово не стало исключением и пишется с мягким знаком.

9. Орфограмма: суффикс страдательных причастий настоящего времени.

Движимый. Данное причастие образовано от старинного глагола движити, относившегося ко второму спряжению, а значит, и пишется причастие с суффиксом -им-.

10. Орфограмма: чередующиеся корни.

Почему возникли исключения в этой орфограмме – об этом есть только отрывочные сведения.

Равнина. Равнина – это место горизонтально плоское, то есть все ее точки расположены на равном расстоянии от уровня моря.

Полог. По смыслу это слово уже не связывается с корнем лаг – лож .

Плав – плов. В написание вмешалось языковое чутье. В свое время появились сложносокращенные слова: плавкран, плавсредства с двумя ударениями. Если стали так говорить, то и писать слова стали с корнем плав (плавать, плавун). Так и была узаконена новая орфограмма.

К сожалению, поиски по данной теме на этом остановились, так как не удалось найти дополнительную информацию. Но и собранный материал мне кажется очень полезным.

Для работы с орфографическими правилами мы взяли учебник В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой «Русский язык. Теория», учебники для 5–9-х классов, авторами которых являются М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, а также учебное пособие «Русский язык» Д.Э. Розенталя для 10–11-х классов.

Исторический комментарий к исключениям из орфографических правил //
"Первое сентября. Русский язык" – 2006. – № 9.

И после ц

  1. 1. Цыган . Греческого происхождения. Когда кочевые таборы добрались до средневекового государства Византия, там существовала таинственная религиозная секта. Звали этих раскольников "атсинганами". Эти люди были христианами, но имели репутацию колдунов и предсказателей будущего. Официальная церковь сумела подавить секту, но к этому времени их имя по ассоциации "приклеилось" к кочевому народу. Ведь цыганки гадали и ворожили. То есть их занятия были примерно такого же свойства.
  1. Цыпленок . Курицу раньше называли "цыпа" (это звукоподражательное слово – как "цып-цып-цып"). Детеныша "цыпы" называли "цыпля", в XIV-XVI веках к этому слову добавился суффикс –енок и получилось слово "цыпленок ".
  1. На цыпочках . Словенское – cipati (неуклюже идти). В русском языке слово употребляется с начала XII в., однако не исключено, что появилось оно намного раньше. Это слово во многих славянских языках появилось почти одновременно и имело сходные значения: «слабо топать ногами», «тихо красться следом » и т.п.
  2. 4. Цыц . От слова цыкать, имеет значение «тише» .

О, ё после шипящих

  1. Дирижер . Собственно русское образование начала XIX века от глагола дирижировать, которое заимствовано из французского dirigerвосходит к латинскому dirigere (см. директор).
  2. Ещё. Происхождение неясно. Возможно, словоещё исконно являлось безударной частицей, в которой по правилу писалось ё. И уже потом это слово приобрело значение «большее» и стало наречием. А правописание сохранилось. Но, возможно, от упрощения edske, имеющего значение «снова, опять».
  3. Жокей . Заимствовано из французского языка в первой четверти XIXвека. Французское jockey восходит к английскому jockey-а это ставшее нарицательным уменьшительное от Jacob имя Jockey, соответствующее нашему Яшка .
  4. Капюшон . Заимствовано из итальянского языка в XVIII веке, имеет значение «шапка, вид головного убора».
  5. Крыжовник . Заимствовано в XVII веке из польского языка, буквальное значение – «Христов терн» . Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов- , -ник- . В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов- .
  6. Мажор . Происходит от лат.major«больший, старший», сравнительная степень от magnus «большой». Русск. мажор заимствовано черезитальянское maggiore или французское majeur «большой».
  7. Трущоба . Производное от труща (которое является производным от труск (хворост, хруст)), буквально - "лес с валежником или буреломом". Слово образовано с помощью суффикса-об- .
  8. Трещотка . Образовано от общеславянского слова треск , которое образовалось от звукоподражания tre.
  9. Учёба . Образовано от глагола учиться. Глагол образован от праславянского слова učiti, имеющего значение упражнять, привыкать (в соотношении с родственными иностранными синонимами).
  10. Шовинизм . От имени наполеоновского солдата Николя Шовена.
  11. Шов . Производное от общеславянского шити.
  12. Шо к. Заимствовано из французского языка в XIX веке. Имеет значение «удар, потрясение ».
  13. Шомпол . Производное от немецкого слова Stempel.
  14. Шорох . Производное от звукоподражания шер.
  15. Шоры . Заимствовано из польского языка, где имеет значение «сбруя, упряжь».
  16. Шорты . Заимствовано из английского языка, где имеет значение «короткие брюки».
  17. 17. Шоссе . Заимствовано из французского языка, где имеет значение "усыпанная известняком" (дорога) , иностранный эквивалент - однокоренной к слову кальций.
  18. Шофер . Заимствовано из французского языка в XX веке, на родине имеет значение «кочегар ». Новое значение появилось с развитием автотранспорта.
  19. Чащоба . Производное от слов чаща, частый . Оно имеет кореньчащ и суффикс -об- .

Чередующиеся е - и, о - а в корне слова

  1. Полог. По́лог- "склон", псковск., тверск. , обычно "занавеска", диал. "парус", донск., "грубая мешковина", вост.-русск. Из по- и лог, как и поло́гий. Связано чередованием гласных с лежа́ть, ложи́ть. Невероятно сближение с пола́ с *подъ-лога, или сближение с арм. рΏеlk "занавес, палатка".
  2. Равнина . Это место горизонтально плоское, то есть все ее точки расположены на равномрасстоянии от уровня моря. От слова ровный, старославянского orvьnъ. .
  3. Ростовщик . От праславянского слова orstъ (рост).
  4. Росток . Так же, как и ростовщик.
  5. Ростислав - возрастающая слава; Ростиславка, Ростя, Ростяна, Рося, Ротя.
  6. 6. Сочетание . От глагола сочетать , церковно-славянского чета (толпа ).
  7. Скачок. От слов скакать, скок (производного от звукоподражания ско ).

8.. Чета . От слова четный. Первоначально имело значение "группа определенного числа" , затем - "толпа, отряд ".

Причастия

  1. 1. Жеваный . От слова жевать , имеющего праславянские корни и означающего «двигать челюстями ».
  2. Кованый . От слова ковать , имеющего праславянские корни
  3. 3. Раненый . От слова рана, родственного древнеиндийскому слову vranás (щель , трещина ), арабскому vras (убиваю ), буквальное значение - след от удара .

Прилагательные

  1. 1. Деревянный . От слова общеславянского дерево , имеющего корни в слове драть . Слово писались так:дерев-ян-ьн-ный. ь ударение перешло на предшествующий слог и здесь закрепилось, возникло новое слово деревянный.
  2. Ветреный . От слова индоевропейского ветер , имеющего происхождение от «дуть, веять» . В древнерусском языке оно относилось к отглагольным прилагательным, образованным от глагола несовершенного вида ветрить, и писалось с однимн, а как только добавлялась приставка (безветренный ), слово писалось с двумя буквами – нн . Сегодня слово ветреный перешло в прилагательные, однако сохранило свое старое написание.
  3. 3. Оловянный . От слова олово, название которого происходит от цвета металла (латинское albus - "белый", греческое alphas – белый).Слово писались так: , олов-ян-ьн-ный Но в связи с исчезновением сверхкраткого звука ь ударение перешло на предшествующий слог и здесь закрепилось, возникли новые слова деревянный, оловянный.
  4. Подлинный - это слово произошло от слова длина , которым называли кнут , этими кнутами выбивали из людей правду при порке, а вторая буква образована суффиксальным способом.
  5. Стеклянный . От слова стекло, заимствованного с готского языка (stikls- "кубок, рог для питья"), первоначально имело значение "сосуд для питья", затем - "материал, из которого эти сосуды делаются". Стеклянный сохранило старое ударение на суффиксе и одновременно с этим оставило «усиленное н ».
  6. 6. Январский . От слова январь , имеющего латинские корни, производного от имени древнеримского бога времени и мира Януса, которому был посвящен месяц.

Правописание ы-и, у-ю после шипящих

  1. Брошюра. По-французски brochure- «сшитая» (от глагола brocher «сшивать »). В русский язык проникло в начале XIX века.
  2. 2. Жюри. Заимствовано из французского языка во второй половине XIX века, первоначально в значении «суд присяжных ». Французское jury, английское jury в конечном счете восходят к латинскому ius, iuris «право », т.е. того же корня, что и юрист, юстиция .

Мягкий знак после шипящих в наречиях

  1. Уж, замуж, невтерпеж . Эти наречия произошли от существительныхуж, терпеж, муж, которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.
  2. Настежь образовано от предлога на и существительного второго склонения стеж (устар.) – «крюк, столб», однако это слово не стало исключением и пишется с мягким знаком.

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Движимый . Данное причастие образовано от старинного глагола движити, относившегося ко второму спряжению, а значит, и пишется причастие с суффиксом -им- .

Правописание гласных и согласных в приставках

Здесь, здоровье, ни зги звук [з] восходит к [с] (ср. др-рус. Сьдесь, где сь- мест. сей, “этот” ; сьдоровый, где корень – доров - - дерево, дуб, т.е. крепкий; стьга - дорога. В слове здание звук [з] является исконным (ср. ст.-слав. Зьдати-строить, зьдь- глина). Таким образом, в современном русском языке з в этих словах входит в состав корня.

Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения

Ляг стало исключением благодаря своей твердой согласной на конце. Но мягкие заднеязычные не могут стоять в конце слов: в норме они так не употребляются.

Падежи

Иван родил девчонку,

Велел тащить пеленку

Этот мнемостих помогает запомнить последовательность падежей. Иван - именительный, родил - родительный, девчонку - дательный, велел - винительный, тащить - творительный, пеленку - предложный.

Спряжение глаголов

Стихотворение, состоящее из глаголов-исключений II спряжения, то есть таких, в личных окончаниях которых пишется И, а не Е, в школе учили все. Правда, в разных вариациях. Вот некоторые из них:

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть -

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

Таким образом: гонИшь, держИшь, смотрИшь и т. д.

Чередование гласных в корне

Что, например, может быть проще «правила ослика Иа»? Звучит оно так: если за корнем суффикс А, в корне пиши И. Например, блИстАть, но блЕстЕть.

Оно справедливо для всех случаев, когда есть чередование Е-И (раздирать - раздерут, расстилать - расстелет, умирать - умереть).

А также запоминаем фразы:

♦ Предлож ил прикос нуться к выращ енному скак уну.

♦ Выровн яв спину, обмак нув перо в чернильницу, решил уравн ение и промок нул его промок ашкой.

♦ Для загара загорал и сгорел на пляже.

Зоревал («зоревать» – не спать на заре) на зорьке , и настигло озарение при виде зари , зарницы и зарева .

♦ Еще в подростковом возрасте ростовщик Ростислав из Ростова купил росток на вырост и превратил его в отрасль .

Скачок – и я скачу . Скачи за мной!

♦ Во время бракосочетания дочери супружеская чета увидела, как не сочетается цвет рубашки с цветом галстука жениха, и от возмущения не могла произнести ни слова, ни словосочетания .

Гласные и согласные в корне

Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул : «Цыц !».

Темнолицый цыган держал в руках куцый лисицын хвост для своей сестрицы .

Мэр , пэр , и сэр увлекались пленэром (живопись на открытом воздухе) и боялись рэкета .

Здесь должно быть здание с вывеской «Здоровье» , но ни зги не видно.

Бессчётно повторяю: «Не рассчитывай на расчёт расчётливого ».

♦ Муха-цокотуха цокотала на цокольном этаже.

Розыск

Розыскник из розыскного отдела разыскивал человека, разыгравшего группу «Розыгрыш» . Он расспрашивал свидетелей, но не верил их россказням . Розданный фоторобот помог задержать «шутника».

Непроизносимые согласные в корне

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно - в этой фразе собрано пять слов, где НЕ пишется Т между С и Н.

О и Е после шипящих

У девчонки чужой парчовый башмачок - нехорошо / Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку - эти мнемофразы помогают запомнить самые распространенные слова, где под ударением путают О и Ё. Под ударением после шипящих пишется О и Ё.

Запомним фразы и тексты:

Дирижёр , ретушёр , и монтажёр заказали у стажёра-коммивояжёра (известного всем ухажёра ) тренажёр и массажёр .

Причём он всегда говорит, что его ругают почём зря, а ему все нипочём .

Девчонка и мальчонка встретили ежонка и медвежонка , волчонка и зайчонка, галчонка и лягушонка .

♦ Было свежо , он говорил горячо , но общо .

Вечор (наречие) пришли мы на вечёрку .

♦ В лес собрались с ночёвко й, взяли тушёнку с пшёнкой , сгущёнку , печёнку и разные копчёности .

♦ Мы занимались растушёвкой , размежёвкой и раскорчёвкой .

♦ Грушевый сок за грошовые цены.

♦ При изжоге пей боржоми .

Углежог (рабочая профессия) совершил поджог .

Бечёвка – это веревка.

Сказка об О,

Или Пикник на ранчо

По речонке на джонке плыли

жонглер – пижон,

жокей – жох,

шорник – шовинист .

А по шоссе , мимо чащоб и трущоб , мчался шофер по кличке Джоуль . Вез он мажордома и шоумена Жору – известного обжору .

Все собрались на ранчо чопорных шотландских княжон .

После дороги напал жор . Ели все: шоколад , анчоусы , артишок , крыжовник. Чокались крюшоном и боржоми . Даже шорник забыл об изжоге и ожоге , полученном во время поджога конюшни.

Настроение у гостей было мажорное . Все загорали, были в одних шортах , только чопорная княжна была в бесшовном пончо из креп-жоржета и от солнца закрывалась капюшоном .

Жонглер жонглировал шомполами , нанизывал на них шоры . Шоумен играл на трещотке . И вдруг в тишине раздался шорох . Это лопнул шов на шортах у жокея .

Шотландка была в шоке .

Дефисы или их отсутствие . Разбирамся при помощи длинного слова автомотовелофототелерадиомонтер . Оно поможет запомнить, что приставки авто-, мото-, вело-, фото-, теле-, радио- пишутся слитно.

Наречия

Уж замуж невтерпеж - мнемофраза для запоминания наречий БЕЗ мягкого знака.

♦ Стало невмочь , потому что ты любишь лишь царскую дочь .

Лишь откроешь ты настежь окно, ночь и тишь там всегда заодно

Примечание: Сейчас фразу можно было бы усовершенствовать, добавив к наречиям имя собственное: «Наташ / Маш / Даш / Ксюш, уж замуж невтерпеж!» Слишком многие в последнее время зачем-то снабжают эти имена мягким знаком и пишут с ошибкой: «Наташь, привет!»

Он от гнева напрочь забыл обо всем, стало невмочь , ударил друга наотмашь , тот упал навзничь , потом встал и бросился прочь , подбежал к окну, открыл его настежь и вскачь помчался по саду, где была сплошь одна крапива.

Повтори эту фразу точь-в-точь .

Одна или две буквы Н в суффиксах прилагательных

Тут работает «правило окна», на которое надо бросить взгляд, и все сразу станет ясно:

В окне СТЕКЛЯННОЕ стекло, ДЕРЕВЯННАЯ рама и ОЛОВЯННЫЕ шпингалеты и ручки .

Правило звучит так: в суффиксах -АН-/-ЯН- прилагательных пишется одна буква Н, слова-исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ.

Юный извозчик

Юный извозчик, чуть пьяный и румяный от мороза, на рьяном буланом коне вез пряную свиную тушёнку в зеленых и багряно -синих коробках.

Ветреный гусар

Не то на вороном , не то на буланом коне ветреный гусар непрошеным и незваным гостем влетел в гостиную залу, где кружили в вальсе посаженый отец и юная невеста.

Н-НН у существительных

Труженице гостиницы на масленицу подарили румяна и пудреницу , угостили пряником и вареником .

Дружинник поймал мошенника , укравшего подлинники искусства у священника-избранника бесприданницы

Стилистика представлена прежде всего знаменитым «Одеть Надежду, надеть одежду» . Эта мнемофраза помогает запомнить, когда надо говорить «надеть», а когда - «одеть»: одеть - кого-то, надеть - что-то.

Примечание: многие лингвисты в отличие от граммар-наци относятся к путающим эти глаголы толерантно и склоняются к тому, что скоро смысловая разница между этими паронимами сотрется, а употребление «одеть» вместо «надеть» не будет считаться грубой ошибкой.

Орфоэпия

Не говори «катАлог»,

А только «каталОг».

А твОрог?

Можно твОрог,

А можно и творОг.

Долго ели тОрты -

Не налезли шОрты.

Есть и более сложные:

ПринЯв договОр по годАм,

Он Отдал экспЕртам эскОрта

ХодАтайство аэропОрта.

Сводный «хор» мнемостихов

Русские слова с жи, ши

Через и всегда пиши.

И, конечно, ча и ща

Мы напишем с буквой а.

Ну, а жу, щу, шу и чу,

Я серьёзно, не шучу,

С буквой у всегда дружны.

И заметить мы должны,

В иностранных лишь словах

ю встречается в корнях:

Парашют, жюри, брошюра –

Вот такая в них структура.

Жюри, брошюра, парашют –

В дружбе только с Ю живут.

Шорох, чокаться, трущоба,

Шов, крыжовник и чащоба,

Шорты, пончо, капюшон,

Чопорный, жокей, пижон,

Плюс трещотка, жор, мажор,

И изжога, и боржом,

А ещё жонглер, обжора,

Шомпол, шок, чох, шоу, шоры,

Шоколад, шоссе, шофер –

Вот почти и весь набор.

Все слова напишем с О-

Их запомнить нелегко.

ЦЫпленок встал на цЫпочки и цЫц сказал цЫгану.

Цыганенок цыкнул: "Цыц!"-

И цыплята пали ниц.

На цыпочки все встали

И "Цыганочку" сплясали.

Вот солдатик оловянный

Взял топорик деревянный

И построил дом стеклянный,

В нем ни потолка, ни стен,

И живут две буквы "Н".

Посмотрите на окно:

В окне стеклянное стекло,

Рамы деревянные,

Ручки оловянные.

Для начала повторим мнемонические правила, которые облегчают запоминание с помощью ассоциаций.

1. Начнем с самого простого — падежей.

Иван родил девчонку,
Велел тащить пеленку

Этот мнемостих помогает запомнить последовательность падежей. Иван — именительный, родил — родительный, девчонку — дательный, велел — винительный, тащить — творительный, пеленку — предложный.

2. А теперь повторим спряжение глаголов. Стихотворение, состоящее из глаголов-исключений II спряжения, то есть таких, в личных окончаниях которых пишется И, а не Е, в школе учили все. Правда, в разных вариациях. Вот некоторые из них:


Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть —
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Таким образом: гонИшь, держИшь, смотрИшь и т. д.

3. Теперь чередование гласных в корне.

Что, например, может быть проще «правила ослика Иа»?

Звучит оно так: если за корнем суффикс А, в корне пиши И. Например, блИстАть, но блЕстЕть.

Оно справедливо для всех случаев, когда есть чередование Е-И (раздирать — раздерут, расстилать — расстелет, умирать — умереть).

4. И еще о гласных в корне.

Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц». Эта мнемофраза предназначена для запоминания слов- исключений с Ы после Ц. По общему правилу, после Ц в корне пишется И: циркуль, циферблат, цирюльник.

5. О непроизносимых согласных в корне.

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно — в этой фразе собрано пять слов, где НЕ пишется Т между С и Н.

6. Сложная тема, в которой часто путаются, — О и Е после шипящих.

У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо / Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — эти мнемофразы помогают запомнить самые распространенные слова, где под ударением путают О и Ё. Под ударением после шипящих пишется О и Ё.

7. С дефисами или их отсутствием в некоторых словах разберемся при помощи длинного слова автомотовелофототелерадиомонтер . Оно поможет запомнить, что приставки авто-, мото-, вело-, фото-, теле-, радио- пишутся слитно.

8. Теперь к наречиям, написание которых вызывает проблемы.

Уж замуж невтерпеж — мнемофраза для запоминания наречий БЕЗ мягкого знака.

Примечание: Сейчас фразу можно было бы усовершенствовать, добавив к наречиям имя собственное: «Наташ / Маш / Даш / Ксюш, уж замуж невтерпеж!» Слишком многие в последнее время зачем-то снабжают эти имена мягким знаком и пишут с ошибкой: «Наташь, привет!»

9. Одна или две буквы Н в суффиксах прилагательных.

Тут работает «правило окна», на которое надо бросить взгляд, и все сразу станет ясно:

В окне СТЕКЛЯННОЕ стекло, ДЕРЕВЯННАЯ рама и ОЛОВЯННЫЕ шпингалеты и ручки .

Правило звучит так: в суффиксах -АН-/-ЯН- прилагательных пишется одна буква Н, слова-исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ.

10. Мнемоправила из раздела «стилистика» представлены прежде всего знаменитым «Одеть Надежду, надеть одежду» . Эта мнемофраза помогает запомнить, когда надо говорить «надеть», а когда — «одеть»: одеть — кого-то, надеть — что-то.

Примечание: многие лингвисты в отличие от граммар-наци относятся к путающим эти глаголы толерантно и склоняются к тому, что скоро смысловая разница между этими паронимами сотрется, а употребление «одеть» вместо «надеть» не будет считаться грубой ошибкой.

11. Наконец, орфоэпия. Тут мнемостихов много. Вот некоторые из них.

Не говори «катАлог»,
А только «каталОг».
А твОрог?
Можно твОрог,
А можно и творОг.

Долго ели тОрты —
Не налезли шОрты.

Есть и более сложные:

ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

ГУ «Белозерская основная школа»
отдела образования акимата Костанайского района

«Слова-исключения в некоторых правилах русской орфографии»

Выполнила: Залога Наталья, ученица 5 класса Белозерской основной школы
Руководитель: Дерега О. Н., учитель русского языка

С. Белозерка - 2013 г.

Оглавление

2. Слова-исключения в орфограмме: о, е после шипящих в корне слова.
3. Слова-исключения в орфограмме: буквы и – ы после ц.

IV. Список литературы.

I. Введение. Феномен русской орфографии
Изучая орфографические правила на уроках русского языка, мы нередко сталкиваемся с исключениями из правил, которые машинально заучиваем, не задумываясь о природе их происхождения. И учителя этот феномен русской орфографии не объясняют, а просто предлагают как факт. Меня заинтересовала данная тема, когда я еще училась в начальных классах. Я уже тогда задумывалась о причинах возникновения слов-исключений. Я думаю, любознательному ученику будет намного интереснее узнать об исторических процессах, происходивших в языке, чем машинально зазубривать слова-исключения, и мое небольшое исследование может помочь в этом.
Думаю, что данный материал можно использовать учащимся, а также учителям на уроках русского языка, так как знания о развитии языка необходимы для более успешного обучения.
Сначала я обратилась к толковому словарю, чтобы уточнить значение понятия «исключение». Исключение – это то, что не подходит под общее правило, отступление от него.
Затем я провела анкетирование среди учащихся 5,6 классов, чтобы узнать, что знают одноклассники о словах-исключениях. В анкетировании приняли участие 7 человек. На вопрос о том, что такое исключение из правил 5 человек ответили, что это слова, которые не подходят правилу, не подчиняются ему. На предложение назвать слова-исключения учащиеся вспомнили слова: цыган, цыпленок, стеклянный, деревянный, оловянный. На вопрос «Как вы думаете, почему появились слова-исключения?» анкетируемые ответили, что эти слова придумали ученые.
Итак, цель моей работы – определение причин возникновение слов-исключений в некоторых правилах русской орфографии, развитие умений и навыков при использовании слов-исключений, воспитание интереса к изучению русского языка.
Предлагаю небольшой исторический комментарий, который мне удалось найти в этимологическом словаре, а также в Интернете.

II. Основная часть. Слова-исключения в некоторых правилах русской орфографии.
1. Слова-исключения в орфограмме: и, а, у после шипящих.
В соответствии с русской грамматикой после шипящих (ж, ш, ч, щ) всегда пишутся а, и, у (но не я, ы, ю): жила, шик, чаша, чаща, шут. Но есть слова-исключения: жюри, брошюра, парашют.
Это слова не русского происхождения. Они не подчиняются русской грамматике. Эти слова к нам пришли из французского языка: jury, brochure, parachute. Они появились примерно в начале XIX века. Так как это не русские слова, то сначала в русском письме их писали просто латинскими буквами. А затем при замене латинских букв на русские, "u" заменили на "ю" (хотя на французском в этих словах звук "ю"). Кто и когда это сделал - история не рассказывает. Любопытно, что французское слово "abat-jour" у нас пишется "абажур". Видимо, поскольку оно пришло в русский язык раньше (XVII век). Следует заметить, что в иностранных именах собственных также после шипящих может писаться "ю". Например, Жюль Верн,Сент-Жюст, Мкртчян, Лонжюмо, Шяуляй.
Слова, которые пришли к нам из французского языка позже, также пишутся (как слышатся) через "ю": жюльен(julienne - нарезка тонкой соломкой), фишю (fichu - платок из легкой ткани). Есть слова, заимствованные из немецкого: шютте (грибковая болезнь хвойных растений); шведского: шюцкор (охранный корпус, военизированная организация в Финляндии). И еще оказывается, специалисты-филологи лет 5 назад готовили реформу, в соответствии с которой предлагалось писать "парашут", "жури", "брошура". Но видимо привычное написание стало таким родным, и "у" стало резать глаз, что общественность встретила эти предложения в штыки.

2. Слова-исключения в орфограмме: буквы о – ё после шипящих в корне слова.
Напомню, что в школьных учебниках данное правило звучит так: «В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: шорох, крыжовник, шов, капюшон и т.д.». Но если при применении данного правила убеждаешься, что буква е – ё пишется тогда, когда ударение в слове на этом слоге непостоянно и при образовании новых слов переходит на другой слог: жёваный – жевать, жёны – жена, чёлка – чело и т.д. А в таких словах, как шорох, шов, чокаться, обжора, прожорливый, корневой слог при всех изменениях слова остается ударным и о не чередуется с ё. (Об этом, кстати, говорит такой ученый, как Д.Э. Розенталь)
Может надо поменять формулировку данного правила в школьных учебниках: «В корне после шипящих пишется ё, когда ударение на корне непостоянно; и пишется о, если корень остается ударным при всех изменениях слова»? Тогда ученикам не нужно будет запоминать огромное количество слов, которые попали в разряд исключений.
А что же делать с такими словами, как шофер, шоссе, шоколад, жонглер и т.д., которые тоже почему-то рассматриваются составителями школьных учебников в этом правиле?
Они все иноязычные и пишутся в соответствии с транслитерационным принципом, попадая в разряд словарных слов.
И все же отдельно хочется рассказать еще о трех словах, так как их этимология вызывает особый интерес: крыжовник, чащоба, трущоба.
Крыжовник. Раньше в этом слове выделяли два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, корень крыж сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время как в нем видно правило написания о – ё в суффиксах после шипящих.
Трущоба. Слово также образовано с помощью суффикса -об- от несохранившегося труща – «хворост, треск». Значит, и здесь применимо правило «О – ё в суффиксах после шипящих».
Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного нам слова чаща. Оно имеет корень чащ и суффикс -об-.
Так стоит ли тогда применять к этим словам правило «Буквы о – ё после шипящих в корне слова»?
3. Слова-исключения в орфограмма: буквы и – ы после ц.
Написание букв и – ы после ц сложилось стихийно, но затем эти написания прикрепились к определенным морфемам. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с ци являются обычно иноязычными. После ц пишется и в соответствии с мягким или полумягким произношением тех звуков, которые передаются в русском языке буквой ц, например: цивилизация из лат. сivilis, цитата – лат. citatum. В русском же языке буква ц передает твердый звук, после которого может произноситься только [ы], но не [и]. Так как заимствованных слов с ци в корне большинство, то русские слова с цы в корне (цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц) попали в исключения.
Парадокс! Но в русской орфографии исключениями стали собственно русские слова.
4. Слова-исключения в орфограмме: одна и две буквы н в прилагательных.
В русском языке последовательно происходили изменения (морфологические, словообразовательные). Но только в трех словах – стеклянный, оловянный, деревянный – эти изменения переплелись и дали удивительный результат.
Первоначально, в древний период почти все прилагательные образовывались с помощью суффиксов -ан- – -ян-, но при этом получали различное ударение. И уже от этих суффиксальных прилагательных могли возникнуть новые формы с дополнительным суффиксом -ьн-. По этому правилу слова писались так: дерев-ян-ьн-ный, олов-ян-ьн-ный. Но в связи с исчезновением сверхкраткого звука ь ударение перешло на предшествующий слог и здесь закрепилось, возникли новые слова деревянный, оловянный.
А прилагательное стеклянный, даже получая суффикс -ьн-, никогда не переносило ударение на корень, потому что и корень у него состоял из сверхкраткого ъ: стькльнъ – все слово состояло из одних сверхкратких гласных. После исчезновения слабых сверхкратких слово стькльнъ дало форму стклен, которая настолько сложна для произношения, что не сохранилась в русском языке.
Происхождение слова-исключения ветреный прозрачно. В древнерусском языке оно относилось к отглагольным прилагательным, образованным от глагола несовершенного вида ветрить, и писалось с одним н, а как только добавлялась приставка (безветренный), слово писалось с двумя буквами – нн.
Сегодня слово ветреный перешло в прилагательные, однако сохранило свое старое написание.

III. Заключение. Запоминалки.
Мы рассмотрели только несколько правил русской орфографии, в которых встречаются слова-исключения. В дальнейшем эта работа будет продолжена, так как это интересно и полезно. А в заключении предлагаю запоминалки. Вы спросите, что такое «запоминалки»? Запоминалки - это такое кодовое слово или фраза, которая помогает запомнить нужный кусок знаний. Запоминалки - это короткие, веселые рассказы, которые упрощают процесс запоминания. Обычно запоминалки придумываются для запоминания трудных областей знания (порядок следования чего-либо, исключения, разные формулы, числа и т.д., да мало ли, что нужно запомнить). При упоминании этого слова, думаю, многие из Вас сразу вспомнили несколько запоминалок.
Предлагаю запоминалки к рассмотренным в исследовательской работе правилам:
o Русские слова с жи, ши
Через и всегда пиши.
И, конечно, ча и ща
Мы напишем с буквой а.
Ну, а жу, щу, шу и чу,
Я серьёзно, не шучу,
С буквой у всегда дружны.
И заметить мы должны,
В иностранных лишь словах
ю встречается в корнях:
Парашют, жюри, брошюра –
Вот такая в них структура.

O Жюри, брошюра, парашют -
В дружбе только с Ю живут.

O Шорох, чокаться, трущоба,
Шов, крыжовник и чащоба,
Шорты, пончо, капюшон,
Чопорный, жокей, пижон,
Плюс трещотка, жор, мажор,
И изжога, и боржом,
А ещё жонглер, обжора,
Шомпол, шок, чох, шоу, шоры,
Шоколад, шоссе, шофер -
Вот почти и весь набор.
Все слова напишем с О-
Их запомнить нелегко.

O ЦЫпленок встал на цЫпочки и цЫц сказал цЫгану.

O Цыганенок цыкнул: "Цыц!"-
И цыплята пали ниц.
На цыпочки все встали
И "Цыганочку" сплясали.

O Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный,
В нем ни потолка, ни стен,
И живут две буквы "Н".

O Посмотрите на окно:
В окне стеклянное стекло,
Рамы деревянные,
Ручки оловянные.

IV. Список литературы.
1. Былинский К.И. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати / К.И. Былинский, Н.Н. Никольский. М.: Искусство, 1957.
2. Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: Просвещение, 1991.
3. Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителя / В.В. Иванов, З.А. Потиха. М.: Просвещение, 1985.
4. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В.Ф. Иванова. М.: Просвещение, 1966.
5. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии / В.Ф. Иванова. Л.: Изд. университета, 1977.
6. Колесов В. Стеклянный, оловянный, деревянный / В.Колесов // Русская речь. 1974. № 3.
7. Кузьмина С.М. Теория русской орфографии / С.М. Кузьмина. М.: Наука, 1981.
8. Панов М.В. Занимательная орфография / М.В. Панов. М.: Просвещение, 1984.
9. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И.В. Пронина. М.: Просвещение, 1964.
10. Розенталь Д.Э. Вопросы русского правописания. Практическое руководство / Д.Э. Розенталь. МГУ, 1962.
11. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. М.: Просвещение, 1975.
12. Щерба Л.В. Теория русского письма / Л.В. Щерба. Л.: Наука, 1983.