Чередование блест блист правило. Чередование гласных в корнях слов — правила и онлайн тренажеры

Всех правил великого русского языка запомнить невозможно, точно также будет сложно выучить все грамматические правила любого другого языка, хотя, конечно, нельзя списывать со счетов одаренных людей, обладающих особо развитым чувством грамотности - абсолютной грамматической чуткостью и не делающих ошибках в словах, не допускающих пунктуационных недочетов. Из этой статьи вы узнаете так полезный каждому русскоговорящему человеку закон чередования гласных в корнях слов и познакомитесь с группой корней -бер-/-бир-. Правило это включает еще десяток других корней, но на них также распространяется это грамматическое правило, поэтому вам не составит труда запомнить всю группу.

Чередование гласных в корне слова

Для начала каждому из нас будет полезно разобраться, что же такое корень слова? Корнем называется морфема - часть слова, по которой объединяются в одну группу однокоренные слова. То есть, если изменять слово, склонять его, добавлять приставки, суффиксы, то корень не изменится и будет иметь одинаковое написание во всех однотипных словах. Например, слово "род" - все это слово и является корнем, а если попытаться подобрать однокоренные слова, получится целая группа схожих по смыслу слов: роды, родной, родственники, родовой, родство, родители, родня, природа, зародыш - во всех словах один корень - "род". Однако не всегда корни в однокоренных словах пишутся одинаково, в некоторых из них вы встретите чередование согласных, например: рука (корень -рук-) и однокоренное слово ручной (корень -руч-). Встречается в русском языке и чередование гласных, например, уже известный вам корень -бер-/-бир-. Правило чередования гласных в этих корнях вовсе несложное, вы убедитесь в этом на примерах.

Правило чередования в корнях -бер-/-бир-

Одному правилу подчиняются 9+1 корней:

Можно заметить, что все эти девять гласных "и" и "е", но, кроме корней -бер-/-бир-, правило включает в себя еще один корень, десятый с чередованием гласных "о" и "а" - -кос-/-кас-.

-Бер-/-бир-: правило, примеры


Чтобы определить, какая буква должна стоять в данных корнях, нужно обратить внимание на суффикс. Если после корня есть суффикс "а", то писать в корне нужно букву "и", для корня -кос-/-кас - букву "а", если суффикса "а" нет, нужно писать в корне букву "е" или "о" (для корня -кос-/-кас-). Примеры:

прикосновение - прикасаться

В таблице представлен корень -бир-/-бер. Правило, которое объясняет написание в этом корне и в группе схожих корней не так сложно выучить. Достаточно запомнить комбинацию -бер-/-бир-, а остальные корни будут изменяться по шаблону. Однако -бер-/-бир- - правило, в котором есть свои исключения. В словах "бракосочетание", "словосочетание", "сочетание" и "чета" всегда пишется буква "Е". Гораздо проще запомнить исключение из правила, если связать несколько этих слов в небольшой рассказ. К примеру: "Словосочетание "сочетание четы" расскажет вам об их бракосочетании".

Цели урока:

  • способствовать открытию учащимися в ходе урока специального правила правописания корней стел - / стил -; перенести полученные знания на правописание корней бер-/ бир-, пер-/ пир-, тер-/тир;
  • продолжить формирование у учащихся умений ставить перед собой цели, планировать и организовывать свою деятельность во времени согласно выбранной теме; продолжать содействовать развитию фонематического слуха, внимания, логики;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи, культуры речи.

Ход урока

1.Ситуация успеха

Сейчас урок? За дело. Сегодня 31 января – последний день января. Сыро. Мокро. А нам так хотелось, чтобы было так: зима, холод, нам хорошо. Снег метёт и пушистым ковром землю застилает.

(Открываю доску с записанным текстом.)

З_ма. Хол_д. Нам х_р_шо. Снег м_тет и пушистым к_вром землю заст_лает.

Что будете делать?

(Ответы детей.)

Правильно. Вставим пропущенные буквы и выделим ту часть слова, где находится орфограмма. Вам понятно задание?

Выполнение и проверка задания. Дети объясняют правописание орфограмм.

2. Ситуация разрыва

Какой корень в слове “застилает”? Как вы проверили это слово?(Стелет, стелется)

Я подобрала другие слова: “настил”, “подстилка”. Можно ли их использовать для проверки слова “застилает”?

(Учащиеся говорят, что не знают значения этих слов.)

Давайте выясним значение этих слов.

Работа с толковым словарем.

(НАСТИЛ – поверхность из досок или другого материала, нанесенного сверху чего-нибудь. ПОДСТИЛКА – то, что подстелили.)

Однокоренные ли эти слова?

(Ответы детей)

Можно ли проверять наше слово “застилает” этими словами?(Можно)

Выходит, что слово “застилает” можно проверять словами “стелет” и “настил”?

3. Постановка учебной задачи

Какое из однокоренных слов вы будете использовать? Вы можете ответить? Что будете делать?

(Выслушиваю мнения детей, которые приходят к выводу, что данное слово нельзя проверить по сильной позиции и нужно вывести специальное правило.)

4. Решение учебной задачи

Займемся исследованием. Я вам предлагаю языковой материал.

Даны два столбика слов, записанных на доске.

С чего вы начнете работу? Что вам поможет?(Словарь)

Работа в парах со словарем.

Что вы заметили? (В первом столбике записаны слова с корнем стел -, а во втором – с корнем стил-.)

Как вы думаете, от чего это зависит? Порассуждайте в группах.

Работа в группах.

(Выслушиваю рассуждения детей)

Вывод правила: если есть за корнем А, в корне будет И всегда.

5. Моделирование

Зафиксируйте свой вывод на модели. Что вы должны показать на своих моделях?

(Выслушиваю объяснения учащихся.)

Предъявление моделей на доске.

6.Физкультминутка

7. Дополнения к правилу

Работа в парах

Вы не забыли, к какому выводу мы пришли?

(Повторение правила)

Этому правилу подчиняется и написание других корней. Вы должны сами отыскать эти корни, в предложениях записанных на карточках.

Дети собирают ягоды и сегодня их соберут много.
Можно опереться на палку, а можно опираться на руку.
Не забудь протереть обувь и потирай её постоянно.

(Анализ языкового материала в парах.)

Какие, корни, подчиняющиеся этому правилу, вы нашли?

(Выслушиваем ответы, дополняем таблицу.)

(Проверка)

9. Домашнее задание

Составьте предложения сданными словами.

10. Рефлексия

Наш урок подошёл к концу. Подведите итоги своей работы, закончив одно из предложений.

На уроке я научился…
На уроке я понял…
На уроке мне было интересно…
На уроке мне было трудно…

§27 . Правописание безударных гласных в корнях с чередованием е /и

(Передача безударного гласного [и э, ь] в отдельных корнях)

Правила и формулы

Правила

1. П р а в и л о. В безударных корнях с чередованием бер /бир , дер /дир , мер /мир , пер /пир , тир /тер , блеск (с , ст , щ )/блист , жег /жиг , стел /стил , стер /стир, чет (чес )/чит пишется и в слове с суффиксом -а - , в остальных случаях пишется е , напр.: собирать - соберу, раздирать - раздеру, умирать - умертвить, подпирать - перила, растирать - растереть, блистать - блестеть, выжигать - выжечь, расстилать - расстелить, простираться - простереться, вычитать - вычесть.

И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетание, сочетательный, бракосочетание, а также: побирушка, избирком, обироха, побироха, выдирки, отжиг, выжиг, выжига, обжиг, обжиговый, розжиг, выстилка, постирушка, затируха, втируша, простирнуть, вычитка, вычитчик .

П р и м е ч а н и е 1. Под ударением в корнях блест /блист, жег /жиг, мер /мир, пер /пир, тер /тир может быть только е, ё (блещет, блёстки, обжечь, смерть, припёр, простёр ), в дер /дир только и (обдирка, придира ), в стел /стил, чет /чит может быть е , ё, и (стелет, чёт, почёт, подстилка, почитывать ); корень бер /бир всегда безударный.

мер /мир есть омонимичные корни: мер- со значением «мера, мерка» (примерять ) и мир- со значением «мир» (усмирять, примирять ).

П р и м е ч а н и е 3. Полные варианты корней: бер /бир /бор /бр, дер /дир /дёр /др, мер /мир /мор /мр, пер /пир /пор /пр, тер /тир /тёр /тр, блеск (с, ст, щ )/блист /блёст, жег (ч )/жиг /жог /жёг /жг, стел /стил /стл, стер /стир /стёр, чет (чес )/чит /чт /чёт.

П р и м е ч а н и е 4. Корень жир /жр /жор не имеет ступени чередования жер , однако выбор варианта жир - подчиняется тому же правилу: пишется перед суфф. -а -.

П р и м е р ы.

Слова с корнем бер/бир : бер -: в личных формах: беру (сь ), вберу, взберусь, выберу (сь ), доберу (сь ), заберу (сь ), изберу (сь ), наберу (сь ), оберу (сь ), отберу (сь ), переберу (сь ), уберу (сь ); бир -: вбирать, взбираться, выбирать (ся ), добирать (ся ), забирать (ся ), избирать (ся ), набирать (ся ), обирать, отбирать (ся ), перебирать (ся ), побираться, пробирать (ся ), разбирать (ся ), собирать (ся ), убирать (ся ) и производные с суфф. -а- : собирательный, избирательный, избирание .

Слова с корнем блеск (с, ст, щ )/блист : блес -: блеснуть (и с приставками: вз-, про- ), блесна ; блеск -: проблеск ; блест -: блестеть (и с приставками: за-, от-, по- ), блестящий ; блист -: блистать (и с приставками: за-, от-, по-, про- ), блистание, блистательный, блистательность .

Слова с корнем дер/дир : дер -: в личных формах: выдеру, выдерешь (и с другими приставками: за-, из-, об-, от-, пере-, по-, про-, раз-, с-, у- ), придерусь, подерусь, продерусь ; дир -: выдирать (ся ) (и с другими приставками: за-, об-, от-, про-, раз-,с- ), выдирание, задираться 2 , надирать (ся ), обдирала, обдираловка, обдирание, передирать, раздирательный, раздирающий, удирать .

Слова с корнем жег (ч )/жиг : жег -: выжегший ; жеч -: выжечь ; жиг -: возжигать (и с другими приставками: вы-, до-, за-, об-, пере-, под-, при-, про-, раз-, с- ), выжигание (и с другими приставками: до-, за-, об-, пере-, под-, при-, про-, раз-, с- ), зажигалка, зажигательный, зажигательность, поджигатель, поджигательство, разжигатель .

Слова с корнем мер/мир : мер -: мереть (и с приставками: вы-, за-, об-, от-, по-, пере-, у- ), мертветь (и с приставками: о-, по- ), мертвить, умертвить, мертвец, мертвецкий, мертвo, мертвятина, замертво, намертво, насмерть, омертвелый, омертвелость, помертвелый, смертельный, умерщвление ; мир -: вымирать (и с другими приставками: за-, об-, от-, по-, у- ), вымирание (и с другими приставками: за-, об-, у- );

Слова с корнем пер/пир : пер -: переть (и с приставками: в-, вы-, до-, за-, на-, о-, от-, по-, под-, при-, про-, рас-, с-, у- ), вперить, перила, перильца, взаперти ; пир -: впирать (и с другими приставками: вы-, за-, на-, о-, от-, по-, под-, при-, про-, рас-, с-, у- ), запираться (и с другими приставками: о-, от-, пре-, у- ), запирательство (и с другими приставками: от-, пре-, у- ), попирание .

Слова с корнем стел/стил : стел -: стелить (и с приставками: вы-, до, за-, на-, пере-, по-, под-, про-, рас-, у- ); стил -: выстилать (и с другими приставками: за-, на-, пере-, по-, под-, про-, рас-, у- ), выстилка ;

Слова с корнем стер/стир : стер -: простереть (ся ), распростереть (ся ), с тир -: простирать (ся ), распростирать (ся ).

Слова с корнем тер/тир : тер -: тереть (ся ) (и с приставками: в-, вы-, до-, за-, ис-, на-, об-, о-, от-, пере-, по-, под-, при-, про-, рас-, с-, у- ); тир -: вытирать (и с другими приставками: до-, за-, за-с-, ис-, на-, с-, об-, об-с, от-, пере-, по-, про-, рас-, у- ), втирать (ся ), простирать (ся ), втируша, очковтирательство, постирушки, простирнуть .

Слова с корнем чес/чет/чит : чес -: вычесть ; чет -: чета, четья, вычет, нечет ; -чит 1 - : читать (ся ) (и с приставками: вы-, до-, за-, на-, от-, по-, пере-, про- ), читалка, читательский, читаный, вчитаться, вычитка, причитать, запричитать ; чит 2 -: вычитать (ся ), вычитаемое, вычитание ; чит 3 -: считать (ся ) (и с приставками: до-, за-, на-, от-, пере-, по-, под-, пред-по-, про-, рас-, со- ), считалка ; чит 4 -: считать (ся ), почитать, предпочитать, почитание, почитатель, почитательница .

Формулы

корень бир /бер : безударное бир перед суфф. а (выбирать ) § 27 п. 1

корень бир /бер : безударное бер не перед суфф. а (выбрать, выберу ) § 27 п. 1

корень бир /бер : исключение - безударное бир не перед суфф. а (побирушка ) § 27 п. 1 искл.

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блист перед суфф. а (блистать ) § 27 п. 1

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блест не перед суфф. а (блестеть ) § 27 п. 1

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блес не перед суфф. а (блесна ) § 27 п. 1

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блеск не перед суфф. а (отблеск ) § 27 п. 1

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блещ (блещу ) § 27 п. 1

корень дир /дер : безударное дир перед суфф. а (выдирать ) § 27 п. 1

корень дир /дер : безударное дер не перед суфф. а (выдеру ) § 27 п. 1

корень дир /дер : исключение - безударное дир не перед суфф. а (выдирки ) § 27 п. 1 искл.

корень жиг /жег (ч ): безударное жиг перед суфф. а (выжигать )§ 27 п. 1

корень жиг /жег (ч ): безударное жеч не перед суфф. а (выжечь ) § 27 п. 1

корень жиг /жег (ч ): исключение - жиг не перед суфф. а (обжиг )§ 27 п. 1 искл.

корень мир /мер : безударное мир перед суфф. а (умирать ) § 27 п. 1

корень мир /мер : безударное мер не перед суфф. а (умереть ) § 27 п. 1

корень пир /пер : безударное пир перед суфф. а (выпирать ) § 27 п. 1

корень пир /пер : безударное пер не перед суфф. а (выпереть ) § 27 п. 1

корень стел /стил : безударное стил перед суфф. а (выстилать )§ 27 п. 1

корень стел /стил : безударное стел не перед суфф. а (выстелить )§ 27 п. 1

корень стел /стил : исключение - безударное стил не перед суфф. а (выстилка ) § 27 п. 1 искл.

корень стер /стир : безударное стир перед суфф. а (простирать, распростирать ) § 27 п. 1

корень стер /стир : безударное стер не перед суфф. а (простереться, рапростереть ) § 27 п. 1

корень тир /тер : безударное тир перед суфф. а (вытирать ) § 27 п. 1

корень тир /тер : безударное тер не перед суфф. а (вытереть ) § 27 п. 1

корень тир /тер : исключение - тир не перед суфф. а (постирушка ) § 27 п. 1 искл.

корень чит /чет (чес ): безударное чит перед суфф. а (вычитать ) § 27 п. 1

корень чит /чет (чес ): безударное чет не перед суфф. а (вычет ) § 27 п. 1

корень чит /чет (чес ): безударное чес не перед суфф. а (вычесть ) § 27 п. 1

корень чит /чет (чес ): исключение - безударное чет перед суфф. а (бракосочетание ) § 27 п. 1 искл.

корень жир /жр /жор : безударное жир перед суфф. а (обжираться ) § 27 п. 1 прим. 4

2. П р а в и л о. В корне вес /вис без ударения пишется и в словах с суффиксом -а -, в остальных случаях пишется е , напр.: свисать, зависать, на весу, занавес.

И с к л ю ч е н и я: висеть (и с приставками: повисеть, отвисеться, провисеть ), висок , висмя, висюлька, висячий, висло... (вислоухий, вислозадый, вислоплечий, вислоусый ), навись.

П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть и и , и е : вис, повиснуть, зависнуть, повесить, развесистый, вешать, свесить.

вис - : зависать, нависать, обвисать, повисать, провисать, свисать . Слова с корнем вес - : весы, вывесить, вывеска, занавес, навесной, подвесной, развесной, на весу.

Формулы

3. П р а в и л о. В корне зер /зир без ударения пишется и в словах с суффиксом -а - , в остальных случаях - е , напр. : взирать, надзирать, надзиратель, озирать (ся ), презирать, призирать ; зерцало, зеркальный, созерцать, созерцатель, созерцательный (слова с суфф. -ка-, -ца- ).

П р и м е ч а н и е 1. Под ударением только е : зеркало.

П р и м е ч а н и е 2. Полный корень зер /зир /зор /зр выступает также в словах взор, обзор, беспризорник, зрение, обозрение, подозрение, подозревать, презрение, зрак, призрак, прозрачный, невзрачный, зоркий и др.

Формулы

4. П р а в и л о. В корнях би /бе /бо , бри /бре , ви /ве /во , ли /ле , пи /пе /по , ши /ше(в) без ударения после парной мягкой и шипящей пишется и , после парной твердой - о , напр.: избиение, выбоина; выбривать ; прививать ; наливать ; выпивать, поить ; вышивать.

И с к л ю ч е н и е: пошевни.

и , и е , и о : бить, битва, бивень - бей, бой ; брить, бритва - брадобрей, бреющий ; вить, завивка - вейся ; лить - лейка, лей, водолей ; пить - пей, водопой ; шить - шей.

П р и м е р ы. Слова с корнем би -: избиение, битком, биток, вбивать (и с другими приставками: выбивать, забивать, избивать, набивать, надбивать, обивать, отбивать, перебивать, побивать, посбивать, сбивать, пробивать, прибивать, убивать ) и производные. Слова с корнем бри -: выбривать, забривать. Слова с корнем ви -: завивать (ся ), прививать, извивать, навивать. Слова с корнем ли -: возлияние, изливать, излияния, вливать (и с другими приставками: выливать, доливать, заливать, наливать, обливать, отливать, переливать, подливать, поливать, проливать, сливать ). Слова с корнем пи -: питьё, питейный, питух, испитой, спитой, пиявка, выпивоха, запивать, выпивать, пропивать, спиваться. Слова с корнем ши(в) - : зашивать (ся ), пришивать, вышить, вышивать, сшивать, ушивать, шитьё, шитво, вшивной, пришивной.

Формулы

корень ли /ле (й ): без ударения и (литой, вылитый, возлияние, слияние ) § 27 п. 4

корень би /бе (й )/бо (й ): без ударения и после мягкого согласного (забивать ) § 27 п. 4

корень би /бе (й )/бо (й ): без ударения о после твердого согласного (выбоина ) § 27 п. 4

корень ви /ве (й ): без ударения и (завивать ) § 27 п. 4

корень пи /пе (й ): без ударения и (запивать ) § 27 п. 4

корень ши /ше (й,в ): без ударения и (зашивать ) § 27 п. 4

корень ши /ше (й,в ): исключение - е без ударения (пошевни ) § 27 п. 4 искл.

5. П р а в и л о. В корне леп /лип без ударения пишется и в словах с суффиксом -а - (не -я - ), в остальных случаях пишется е , напр.: лепить, слипаться.

И с к л ю ч е н и е: липучий, липучка.

П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть и и , и е : липкий, лепка, лепит.

П р и м е р ы. Слова с корнем лип - : влипать (и с другими приставками: налипать, облипать, отлипать ), подлипала, слипаться . Слова с корнем леп - : лепить (ся ) (и с приставками: вылепить, залепить, налепить, отлепить, перелепить, прилепить, слепить ), влеплять (и с другими приставками: налеплять, облеплять, отлеплять, прилеплять, разлеплять, слеплять ), лепешка, лепной, лепнина, облепиха.

Формулы

6. П р а в и л о. В корне рек (ре ч )/риц без ударения пишется е перед к или ч , пишется и перед ц , напр.: нарекать, нарицательный .

П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть только е : наречь, изречь.

П р и м е ч а н и е 2. Полный корень имеет вид рек (ч )/риц /рок , напр.: нарекать, наречение, прорицатель, пророк .

П р и м е р ы. Слова с корнем рек -: зарекаться, изрекать, нарекать, нарекание, непререкаемый, обрекать, отрекаться, пререкаться, предрекать. Слова с корнем реч - : речевой, речение, речистый, изречение, наречение, нареченный, обречение, отречение. Слова с корнем риц -: нарицать, нарицательный, отрицание, отрицать, отрицательный, порицать, порицание, прорицать, прорицание, прорицатель.

Формулы

7. П р а в и л о. В корне сед (се с )/сид (си ж ) без ударения пишется е перед твердым д , пишется и перед мягким д , напр.: седок, сидеть .

И с к л ю ч е н и я: е перед мягким: седельник, седельце, чересседельник, седельный ; и перед твердым: сидушка, высидка, высидной, высидочный .

П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть и и , и е : сидя, сесть, присед.

П р и м е ч а н и е 2. У корня сед- есть омоним: сед-ой.

П р и м е ч а н и е 3. Полный корень сед (сес )/сид (сиж )/сяд (сад ), вариант сяд - выступает только под ударением: сяду, присядка.

П р и м е р ы. Слова с корнем сид [д’] -: сидеть (и с приставками: высидеть, досидеть (ся ), засидеть (ся ), насидеть (ся ), обсидеть, отсидеть (ся ), пересидеть, посидеть, подсидеть, просидеть, рассидеться ) и производные (сиделец, сиделка, сиденье, сидмя, сидячий, посиделки и т. п.). Слова с корнем сед -: восседать (и с другими приставками: заседать, наседать, оседать, приседать, проседать ), седлать (и с приставками: переседлать, расседлать ), дозаседаться, седалище, седалищный, седок, седло, заседатель, председатель.

Формулы

8. П р а в и л о. В корне дет /дит без ударения пишется е , напр.: детвора, детеныш, детина, детинушка, детишки.

И с к л ю ч е н и я: дитё, дитя, дитячий.

П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть и е , и и : дети, детство, дитятко, девочка.

Формулы

9. П р а в и л о. В корне щеп /щип пишется е в слове со значением «отделять кусок от дерева» (отщепить, нащепать щепок ), в остальных случаях написание корня следует запомнить (отщепенец, щипковый ).

П р и м е р ы.

Слова с корнем щеп 1 - «отделять кусок от дерева»: щепка, щепа, щепяной, щепать («отделять щепки»), нащепать («наделать щепок»), расщепать («ударом превратить в щепу»), защепить 1 , защеплять (о дереве: «строгая, сделать защепы, занозы»), отщепить 1 (о дереве: «отделить лучину»), расщепить (ся ) 1 (о дереве: «щепля, разделить на части»).

Слова с корнем щеп 2 -: прищепка 2 , защепить 2 («застегнуть, соединить», то же, что защипнуть, защипать, защипывать в контексте защепить края лепёшки ), отщепить (ся ) 2 («отсоединить»: кислород отщепился ), отщепенец, отщепенка, отщепление, прищепить («защемляя прикрепить»: прищепить листы ), расщепить (ся ) 2 , расщеплять (ся ) («разделить(ся) на части»: расщепить атом ), расщепление, расщепленный .

Слова с корнем щеп 3 -: щепоть, щепотка (от щипать 1).

Слова с корнем щеп 4 /щип : прищепить 4 , прищеплять («привить, вставить черенок в расщепленный сучок»), прищепок, прищипка («прививка») и прищепка 4 (то же).

Слова с корнем щип 1 -: щипаный, щипчики, прищипка, щипать 1 (гусь щиплет травку, щипать кого-то ), выщипать 1 , дощипать 1 , нащипать 1 , исщипать 1 , ощипать 1 (птицу ), общипать 1 , перещипать 1 , сощипать 1 , щипец, щипковый (инструмент ), щипнуть, щипцы, щипцовый, ущипнуть, щипок, ощипывать... и др. приставочные с суфф. -ыва -; защипать 1 , защипнуть (защипывать ) («соединить края»).

Слова с корнем щип 2 -: щипать 2 («вызывать ощущение болезненного жжения»).

Формулы

10. П р а в и л о. В корне зе(в,й )/зи /зяв без ударения перед в пишется е , не перед в пишется и , напр.: зевать, разевать, зевок, раззеваться, зиять, зияние.

П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть е, ё, и, я : зев, позёвывать, разинуть, ротозей, раззява.

Формулы

11. Правило. В корне зме (й )/зми (й ) без ударения пишется е , напр.: змея, змеёныш, змеевик.

Примечание. Под ударением может быть и е , и и : змейка, змий.

Формулы

В разбираемых ниже словах есть столь разошедшиеся по значению корни, столь слившиеся с приставками, что корректнее считать их только частью корня, поэтому предлагаем такую формулировку, как и для корней с чередованием а (я )/им (ин ).

Корень можно разделить на несколько омонимичных со значениями: «бить», «тащить», «бежать», «ссориться».

В слове висок , обозначавшим изначально «волосы, свисающие по бокам», корень вис выделяют лишь исторически.

Иногда в словообразовании говорят о корне бр -.

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

Упражнение

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг_ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл_ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл_ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн_ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб_ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк_ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р_ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп_ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум_ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome"a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз_ рило конец этого возр_ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм_ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар_ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз_ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее "да". (Александр Грин. Алые паруса.)

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл_ стит мокрой землею и зеленью и расст_ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны - осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл_ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств_ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р_ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап_ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз_ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р_ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р_ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп_ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп_ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г_ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром_ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р_ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр_ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг_ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр_ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл_ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск_ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск_ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к_ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг_ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол_ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр_ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар_ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з_ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв_ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср_ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал_ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З_ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут_ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр_ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик_ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск_ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг_ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р_ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм_ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "Динамо"!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск_ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол_ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р_ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к_ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск_ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл_ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Чередование гласных в корнях слов.

Корней с чередующимися и трудными для написания гласными в русском языке сравнительно немного. Чтобы при письме не делать ошибок в правописании безударных гласных в этих случаях, необходимо знать правила.

Чередование, и - е

В корнях бир-бер-, пир-пер-, мир-мер-, стил-стел-,

дар- дер- и подобных, где и чередуется с е, пишется и только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-: собираю - соберу, запирать - запереть, умирать - умереть, постилать - постелить, раздирать - раздеру.

На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а-(-я-) чередуется с -им - или -ин -, например: сжать - сжимать, примять - приминать, начать - начинать, снять - снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-.

Надо запомнить правописание слов сочетать, сочетание.

Проверь себя

Упражнение 1 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс -а - двумя.

Уб..раю комнату - уб..ру комнату, отп...рать замок - отпереть замок, зам...реть от восторга - зам...рать от восторга, раст...реть сахар в ступке - раст...рать сахар в ступке, уд...рает без оглядки - уд...рёт без оглядки, разж...гать костёр - разж...чь костёр, выч...тать одно число из другого - выч...сть одно число из другого, пожать руки - пож...мать руки, прокл...нать кого-нибудь-проклясть кого-нибудь, занять позицию - зан...мать позицию.

Чередование а - о.

1 .В корнях лаг- - лож- и кас- - кос- буква а пишется, если за

корнем следует суффикс -а-: полагать - положить (исключение: полог), касаться - коснуться.

2 .В корне плав- - плов- буква а пишется во всех случаях, кроме

слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы .

3 .Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко); обмакнуть (перо в чернильцу); корень мок- пишется в словах со значением „пропускать жидкость", „становиться влажным": сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.

Проверь себя

Упражнение 2 . Перепишите слова и словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание. С выделенными словами составьте предложения (устно).

Изл...гать, изл...жить, предпол...гать, предпол...жить, прик...саться, прик...снуться, предпол...жение, предпол...гаемый, соприк...саться, нал...гать, ул...жение, прил...гательное, разложение, разл...гать; пл...вцы, попл...вок, распл...влять, вы-пл...вка, пл...вучесть, выпл...влять; обувь пром...кает, обм...-кнуть кисть в краску, хорошая пром...кашка, непром...каемое пальто, вым...кнуть под дождём.

4 . В корнях клан- -клон-, твар- -твор - под ударением может быть

и а, и о, без ударения - только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение. Исключение: утварь.

В корне гар - гор- в безударном положении также обычно бывает о

(под ударением - а ), например: загореть - загорать, загорелый, загар. Исключение: выгарки.

5 . В противоположность рассмотренным в п. 4 корням, в корне зар

зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но зори, зарево.

6 . Необходимо запомнить написание слов с корнем скак-(скач-) - скоч- , например: скакать, вскочить, заскакать, заскочить, скачок, выскочка, подскочить.

7 . Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с „равный" („одинаковый"), например равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах равнение, равняться, равняйся, поравняться, равнина; корень роен- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с „ровный" („гладкий", „прямой"), например: ровнять, (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.

8 . В корне раст- -рос- гласная а без ударения пишется лишь перед

согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.

Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический, ростовский и т. д.

Проверь себя

Упражнение 3 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их правописание.

Держать р...внение в рядах, совершать равномерное движение, разр...внять грядки, ср...внить два числа, неср...внимые величины, подр...внять кусты сирени, увеличить ур...вень производства, р...вняться на передовиков, решить уравнение, удачное сравнение, зар...внять канаву, великолепная р...внина; буйная пор...ель, р...сти вширь и вглубь, неправильное ср...щение кости, зар...стать травой, болото пор...ело мхом, новая отр...сль промышленности, нар...стить силы, отвратительный р...стовщик.