Высказывания о величии человека.  Величие - афоризмы, крылатые выражения, фразы, высказывания

(1885—1922)

Велимир (Виктор) Владимирович Хлебников родился в Астраханской губернии, в семье ученого-натуралиста. Хлеб-ников Поступил сперва в Казанский университет, затем с 1908 г. продолжил обучение в Петербургском университете, но курса так и не окончил.

Хлебников — один из ведущих участников движения футуристов в России. Подписал все их манифесты, именно он придумал и русское название футуристов — «будетляне ». Футуристы объявляли Хлебникова «гением — великим поэтом современности». В печати Велимир Хлебников дебютировал в 1908 г. Два года спустя он выступил на страни-цах первого сборника футуристов «Садок судей» (1910).

Неординарная личность Хлебникова привлекала к себе всеобщее внимание. Являя собой странную фигуру в литера-турном мире, он вел поистине богемную, неустроенную, полу-бродячую жизнь. Друзья называли его «честнейшим рыца-рем поэзии». По словам Маяковского , его «бессеребреничество принимало характер настоящего подвижничества, му-ченичества за поэтическую идею». Сам он называл себя дер-вишем, йогом, марсианином. Хлебников самозабвенно творил, не обращая внимания на невзгоды, лишения и неустроен-ность личной жизни. Всегда погруженный в фантастические умозаключения (попытки найти числовые закономерности истории, создать «звездный», или «мировой» язык — иеро-глифический язык понятий, «азбуку ума»), он редко завер-шал литературные работы и мало заботился об их сохран-ности, таская бумаги в своих полуголодных странствиях в мешках и наволочках. В печать его стихи готовили и сдавали обычно друзья. Однако в его образе жизни и твор-честве проявляется и поза «непризнанного гения», прорица-теля-мистика, составляющая существенную сторону эстети-ки авангардизма.

В своих ранних произведениях Хлебников утверждал пантеистическое единство и равноправие всего живого и сущего на земле (поэма «Зверинец» 1909). Одна из устойчи-вых идей в его творчестве — утопическое стремление к пре-образованию мира на основе гармонических взаимоотноше-ний между людьми, зверями и природой, якобы существо-вавших в первобытную эпоху. В стихах Хлебникова широко представлен языческий мир славян и Древней Руси.

В апреле 1916 г., во время первой мировой войны, он был призван в армию, служил рядовым в запасном пехотном полку. Антивоенной теме посвящена поэма «Война в мышеловке», составленная из стихов, написанных во время войны. Хлебников много странствовал, особенно влекли его Кавказ, Каспийские степи. После Октября, в 1921 г., он провел несколь-ко месяцев в Северном Иране, куда попал из Баку с частя-ми Красной Армии.

Среди футуристов Хлебников стал одним из наиболее смелых экспериментаторов в области словотворчества и по-этической формы. Маяковский называл его «Колумбом но-вых поэтических материков». В глазах многих он и сейчас остается «поэтом для поэтов». Наделенный острым чувством природы, свежестью восприятия, особым чутьем к слову, Хлеб-ников исходил в своем творчестве из собственных теорий и писал очень своеобразно, применяя чаще всего свободный интонационный стих с неожиданными ритмическими и смысловыми сдвигами. Вникая в корни слов, в начальные звуки корней, он стремился к постижению древнейшего смыс-ла звука и слова, чтобы проникнуть таким образом в память человечества. Изучая гнезда родственных слов, он обосновы-вал возможность и необходимость возникновения слов но-вых и сам создавал их. Изобретенные им слова («смехачи», «смеево» от корня сме, например) встречаются в его стихах рядом с архаизмами , новаторство сочетается с горячей при-вязанностью к древнерусским сюжетам , к старинному син-таксису. Неровность и «раздерганность» его стихов как бы контрастируют с блестящими по выразительности строка-ми, с прекрасными образами и определениями.

В ряде его произведений есть серьезное социальное со-держание, что в корне противоречило манифестам футурис-тов (поэма «Журавль»). В годы войны и революции стихи Хлебникова заметно приблизились к живой социальной жиз-ни (

Велимир (настоящее имя — Виктор Владимирович) Хлебников родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии России (ныне село Малые Дербеты, Калмыкия) в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя первого в СССР заповедника. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи.

В 1903 году Хлебников поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. В 1904 году он, подав прошение об увольнении, поступил на естественное отделение физико-математического факультета.

В 1903 году Хлебников был в экспедиции в Дагестане, в 1905 году — на Северном Урале.

В 1908 году поступил в Санкт-Петербургский университет — сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический, но оставил учебу в 1911 году.

К его первым творческим опытам относятся не только стихи, сочинявшиеся им с 11 лет, но и "снимки" — записи фенологических и орнитологических наблюдений, перемежаемых размышлениями на темы биологии, психологии, философии, этики и набросками автобиографической прозы ("Еня Воейков"). Студентом Хлебников напечатал несколько статей по орнитологии.

В 1908 году в Крыму он познакомился с поэтом-символистом Вячеславом Ивановым и вошел в круг его "Академии стихов", но их пути быстро разошлись.

Литературным дебютом Хлебникова стала публикация в 1908 году в журнале "Весна" стихотворения "Искушение грешника".

Слава Хлебникова-новатора началась со стихотворений "Зверинец", "Заклятие смехом", "Бобэоби" (1908-1909). В 1910 году он вошел в группу "Гилея", в которую входили поэты Василий Каменский, Давид Бурлюк, а позже вошли Владимир Маяковский и Бенедикт Лившиц.

Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который он называл "будетлянством". Его стихи вошли в футуристический сборник "Садок судей" (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышли книги поэта "Ряв!", "Творения 1906-1908" и другие.

В 1912 году был опубликован впоследствии знаменитый сборник футуристов "Пощечина общественному вкусу", наполовину состоявший из стихов Велимира Хлебникова. Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому времени пьесы "Маркиз Дэзес" (1909-1911) и поэмы "Журавль" (1909) были ориентированы на разговорную речь. В "Пощечине общественному вкусу" была напечатана составленная Хлебниковым таблица "Взор на 1917 год", в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал "падение государства".

В 1912 году также была издана книга Велимира Хлебникова "Учитель и ученик", где он изложил основы "будетлянства" как нового искусства. Его поэтико-лингвистические исследования легли в основу "заумного языка", разработанного им совместно с поэтом Алексеем Крученых и воплощенного в их общей поэме "Игра в аду" (1912) и в общем сборнике "Слово как таковое" (1913).

С 1915 года Велимир Хлебников разрабатывал утопическую идею Правительства Земного Шара из 317 председателей, способных установить справедливый миропорядок.

Во время Первой мировой войны поэт был призван в армию и с апреля 1916 года по май 1917 года находился в запасном полку в Царицыне. В это время он написал несколько стихотворений, которые позднее вошли в поэму "Война в мышеловке", опубликованную в конце 1920-х годов.

Весной 1917 года в Харькове маленьким тиражом вышло "Воззвание Председателей Земного шара" и стихотворение "Свобода приходит нагая…" — отклики на Февральскую революцию 1917 года.

Октябрьскую революцию 1917 года Велимир Хлебников встретил в Петрограде, описав увиденное в поэме "Ночной обыск"(1921). В 1918 году он находился в Астрахани и позже воплотил свои впечатления в поэме "Ночь перед Советами" (1921). В 1919-1920 годах на Украине в Харькове Хлебников стал свидетелем разгрома армии Деникина, который описал в поэмах "Ночь в окопе" (1920), "Каменная баба" (1919), в рассказе "Малиновая шашка" (1921). Осмысление революции как вселенского явления происходит в поэме "Ладомир" (1920), опубликованной в Харькове.

В апреле 1921 года с частями Красной Армии Хлебников отправился в Персию (Иран), во время путешествия им были написаны стихотворения "Иранская песня", "Ночь в Персии", поэма "Труба Гуль-муллы" — своего рода дневник его странствования.

Прощанию с Закавказьем посвящено стихотворение "Ручей с холодною водой…".

Октябрь 1921 года Хлебников провел в Железноводске, часть ноября и декабря — в Пятигорске. Работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделении РОСТА, в Политпросвете Волжско-Каспийского флота. В этот период были завершены поэмы "Ночной обыск", "Председатель Чеки", "Ночь перед Советами", "Настоящее", "Горячее поле" ("Прачка"), "Берег невольников".

В декабре 1921 года Велимир Хлебников вернулся в Москву. В 1922 году им была завершена "сверхповесть" под названием "Зангези".

Весной 1922 года, будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернию вместе с художником Петром Митуричем.

Велимир Хлебников скончался в деревне Санталово Новгородской губернии. Был похоронен на погосте деревни Ручьи Крестецкого района Новгородской губернии. останки поэта были перенесены в Москву на Новодевичье кладбище.

Творчество Велимира Хлебникова оказало большое влияние на поэтов Владимира Маяковского, Осипа Мандельштама, Марину Цветаеву, Бориса Пастернака, Николая Заболоцкого.

Сестра поэта художница Вера Хлебникова (1891-1941) после смерти брата в 1922 году написала свои воспоминания, в 1920-е годы иллюстрировала его произведения. В 1924 году она вышла замуж за художника и педагога Петра Митурича (1887-1956), свидетеля смерти Велимира Хлебникова. Известность получили рисунки Митурича "Больной Велимир Хлебников" и "Велимир Хлебников на смертном одре" (1922).

28 июня 1986 года , в день памяти поэта, был открыт первый музей Велимира Хлебникова в деревне Ручьи Новгородской области. С 1986 года в деревне Ручьи проходят Хлебниковские чтения.

19 октября 1993 года в Астрахани, в бывшей квартире родителей поэта, был открыт Дом-музей Велимира Хлебникова.

В 2010 году была основана Всероссийская литературная премия "Послушайте!" имени Велимира Хлебникова, которая присуждается ежегодно в день рождения поэта 9 ноября.

В Калмыкии близ села Тундутово установлен памятник Велимиру Хлебникову работы скульптора Степана Ботиева.

На месте захоронения поэта в селе Ручьи Новгородского района был сооружен памятник Хлебникову работы известного московского скульптора Вячеслава Клыкова.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Велимир Хлебников родом из Калмыкии, родился в многодетной семье в 1885 году. Мать поэта сумела всем своим пятерым отпрыскам дать великолепное образование. Благодаря ей, дети отлично усвоили литературу, проявляли интерес к истории и иностранным языкам. Отец поэта, учёный-натуралист, привил сыну любовь к орнитологии. Будучи студентом, Хлебников опубликовал несколько трудов в этой области.

Владимир Алексеевич, отец Хлебникова, был естественником, и по роду деятельности, его семье часто приходилось менять место жительства. В Симбирске, куда перевели Владимира Алексеевича в 1895 году, Виктор (настоящее имя поэта) начал свое обучение в местной гимназии. Через три года Хлебниковы переехали в Татарию, и Виктор продолжил учёбу в Казани.

После революции 1905 года, оказавшей большое влияние на мировоззрение молодого человека, Виктор полностью окунается в литературу, игнорируя занятия орнитологией и учёбу в университете. Серьезной вехой в творчестве поэта стало его произведение «Еня Воейков», к сожалению, незавершённое. В это же время поэт пишет много стихотворений, и набирается смелости отправить их поэту Вячеславу Иванову, с которым вскоре он знакомится лично.

Желание стать поэтом заставило Хлебникова приехать в Санкт-Петербург, где его приняли на третий курс университета. В Санкт-Петербурге Виктор быстро познакомился с молодыми поэтами и стал вести светскую жизнь. Он присутствует почти на всех поэтических встречах, в это время развивается его интерес к языческой мифологии, что проявляется в произведениях Хлебникова того времени.

На некоторое время Хлебников отходит от литературы, испытывая творческий кризис, он увлекается числовыми закономерностями в развитии истории.

Университет не получает оплату за обучение Хлебникова, и приходит к решению отчислить студента из стен учебного заведения.

После того, как Хлебников отошел от поэтов символистов, он начинает издавать стихи, относящиеся к направлению футуризма, хотя его творчество отличалось от творчества поэтов-футуристов, ему ближе были новые искания, сочетающие в себе идеалы язычества и истории славянства.

Увлекающийся числами, рассеянный и чудаковатый, Хлебников являл собою полную противоположность своим собратьям футуристам.

Хлебников отрицал устройство мещанского быта, ему была чужда буржуазия, он стремился к бунтарству, что хорошо видно в его творчестве позднего периода.

Материальная помощь от своей семьи, не признающий его литературного дарования, была ничтожно мала, поэту приходилось давать копеечные уроки. Скитальческая жизнь и постоянное недоедание поразила Хлебникова параличом нижних конечностей. В 1922 году поэта-пророка, предсказавшего начало Октябрьского переворота и войну 1914 года, не стало.

Останки поэта перезахоронены на Новодевичьем кладбище, перевезенные туда с погоста деревеньки Ручьи.

Велимир Хлебников был и остается одним из крупнейших поэтов и писателей России.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Кир Булычев

    Игорь Всеволодович Можейко, таково настоящее имя писателя-фантаста более известного публике под псевдонимом Кир Булычев, родился в Москве в 1934 году, а оставил этот мир спустя 68 лет тоже в российской столице в 2003 году.

  • Феликс Эдмундович Дзержинский

    Дзержинский Феликс Эдмундович – умный и талантливый человек, великий революционер и просто интересная личность.

  • Ломоносов Михаил Васильевич

    Ломоносов являлся одним из начинателей русской литературы. Учёный по образованию, он смог добиться того, что благодаря его произведениям было сформировано народное сознание и увеличена роль литературного языка.

  • Римский-Корсаков Николай Андреевич

    Николай Андреевич Римский-Корсаков является известным на весь мир русским композитором, а также дирижером. Дата рождения – восемнадцатое марта 1844 г, дата кончины – двадцать первое июня 1908 г.

  • Иоганнес Брамс

    Композиторы и музыканты различных стран проявляли себя разными способами. Моцарт и Бетховен, Римский – Корсаков и Глинка – все они велики и их поступки и знания отпечатались в развитии классической музыки

Имя: Велимир Хлебников (Виктор Хлебников)

Возраст: 36 лет

Деятельность: поэт, писатель

Семейное положение: не женат

Велимир Хлебников: биография

Звезда футуризма и русского авангардизма, ярчайший реформатор поэтического языка, смелый экспериментатор словотворчества, один из немногих поэтов-соотечественников использовавший в сочинительстве морфологическую заумь, «председатель земного шара».


И это все о нем, Велимире Хлебникове, который стоит особняком даже в ряду таких неординарных, талантливейших поэтов, как , и .

Крупнейший лингвист ХХ века, российско-американский литературовед Роман Якобсон назвал Хлебникова «наибольшим мировым поэтом нынешнего века».

Детство и юность

Родился будущий поэт поздней осенью 1885 года в калмыцком селе Малые Дербеты, в то время административном центре Малодербетовского улуса Астраханской губернии. Сам Виктор Владимирович Хлебников называл место, в котором прошло детство, «станом монгольских исповедующих Будду кочевников» и говорил, что родился «в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря».


Родители – образованные люди с богатой родословной, обедневшие аристократы. Отец – видный ботаник и орнитолог, основатель первого государственного заповедника в устье Волги. Дед Велимира Хлебникова был почетным гражданином Астрахани и купцом. По отцовской линии в жилах поэта смешалась русская и армянская кровь.

Мама – урожденная Екатерина Вербицкая – получила образование в Смольном институте, историк. Происходила из состоятельной семьи, чьи корни уходили в запорожское казачество. Благодаря ей пятеро отпрысков (Велимир – третий ребенок) разбирались в литературе, истории и живописи.


В 4 года будущий поэт-футурист читал на русском и французском языках, а его рисунки говорили о таланте художника. Сестра поэта – Вера Хлебникова – стала художницей-авангардисткой.

Из-за отцовской службы семья часто меняла место жительства. Когда Виктору исполнилось 6 лет, Хлебниковы переехали в Волынскую губернию, а спустя 4 года – в 1895-м – в Симбирскую. 10-летний мальчик отправился в гимназию. Проучился 3 года и снова перемены: главу семейства направили в Казань.


В 1903 году Виктор Хлебников стал студентом Казанского университета, где выбрал физико-математический факультет. На математическом отделении студент проучился до ноября и на месяц угодил в тюрьму за участие в демонстрации. Продолжать учебу на математическом отделении юноша не хотел, поэтому летом перевелся на естественное отделение того же факультета.

Профессора похвально отзывались о способном студенте и прочили карьеру блестящего натуралиста. Разброс интересов и талантов Хлебникова был огромен: он изучал математику, физику, делал успехи в химии, биологии и философии. Самостоятельно изучал японский язык и санскрит.


Литературным дебютом будущего футуриста называют сочинение в прозе – пьесу «Елена Гордячкина», которую Хлебников отправил в санкт-петербургское издательство «Знание», но не одобрил публикацию.

С 1904 года начинающий литератор участвовал в орнитологических экспедициях по Дагестану и северу Урала. В 1906-м его приняли в университетское общество естествоиспытателей: в экспедиции Хлебников нашел новый вид кукушек. Но на этом научные изыскания в области орнитологии закончились – молодой человек сосредоточился на литературе.

Литература

Творческая биография Велимира Хлебникова получила новый толчок в Петербурге, куда молодой человек прибыл в 1908 году. Он снова влился в университетское братство, по инерции выбрав естественный факультет, который вскоре, сблизившись с поэтами-символистами, сменил на историко-филологический.

Посещая поэтические «среды» Вячеслава Иванова, он познакомился с акмеистами и получил творческий псевдоним Велимир.

Любовь Сидорова читает стихотворения Велимира Хлебникова

Хлебникову выпало жить в эпоху перемен, слома старой государственной системы. Он остро чувствовал и тяжело переживал поражение России в войне с Японией, Первую русскую революцию. Массовая гибель соотечественников подтолкнула молодого ученого и литератора к поиску числовых законов времени, которые влияют на судьбы человечества.

В 1908-м Велимир Хлебников опубликовал первое стихотворение, названное «Искушение грешника». В то же время познакомился с Давидом Бурлюком и поэтами группы «Гилея», к которым вскоре примкнул . Вскоре «гилеяне» назвали Хлебникова главным теоретиком футуризма, основателем его ответвления – «будетлянства» (от слова «будет»).


В 2010 году произведения поэта вошли в сборник «Садок судей», которым футуристы громко заявили о рождении поэтического движения.

В нашумевший сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году, вошли стихи Велимира Хлебникова «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». На последней странице сборника напечатали изобретенную поэтом таблицу исчисления законов времени, в которой Хлебников математическим путем предсказал падение государства в 1917 году.

Вениамин Смехов читает стихотворение Велимира Хлебникова «Бобэоби пелись губы»

Поэтико-лингвистические исследования ученого легли в основу зауми, заумного языка, который Хлебников разработал в тандеме с другом и коллегой Алексеем Крученых. Вдвоем, используя заумь, сочинили поэму «Игра в аду».

Начавшаяся Первая мировая война подтолкнула Хлебникова к продолжению изучения прошлых войн в цифровом измерении. Результатом изысканий стали 3 книги. В 1916-м Велимира Хлебникова призвали в армию. Позже он написал, что, оказавшись в Царицынском запасном полку,

«прошел весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное».

Знакомый врач помог поэту освободиться от службы, используя как причину психическое нездоровье Хлебникова. Поэт непрерывно странствует по России и мечтает создать общество «Председателей земного шара», членом которого мог бы стать каждый, кому «болит» судьба человечества.


Октябрьские события 1917-го Велимир Хлебников наблюдал воочию в Петрограде, описав впечатления в стихах и поэмах. Побывал в Астрахани, Украине, где увидел разгром деникинской армии, на Кавказе и Северном Иране. Прошел по Каспийским степям.

В 1920 году сочинил поэму «Ладомир», в которой вывел образ объединенного с природой человечества, противостоящего войне. В последние годы жизни это и были основные темы творчества Хлебникова.

Виктор Персик читает стихотворение Велимира Хлебникова «Еще раз, еще раз...»

Особенностями творчества авангардиста было использование в одном, даже коротком стихотворении разных размеров. «Пляску размеров» он допускал намеренно, но особенно любил верлибр. Прибегая к таким редким приемам, как палиндром (называл его «перевертнем») и язык зауми, Велимир Хлебников приобретал как поклонников, так и яростных критиков.

Личная жизнь

Хлебников не женился, но женщины в его жизни присутствовали. Он, как и многие поэты, был влюбчив. В ряд вдохновлявших Хлебникова муз ставят Анну Ахматову, в которую Велимир был безответно влюблен. Она же называла поэта «безумным, но изумительным».


Нежные чувства футурист испытывал к харьковским коллегам – сестрам Синяковым, к Вере Будберг и Ксане Богуславской. О любви его стихи «Люди, когда они любят», «Тело кружева изнанка…», «Опыт жеманного».

Женщины, которая бы полюбила Хлебникова – бездомного, неустроенного и нищего, не нашлось. Его лирикой восхищались, называли гением и чудаком, но связывать с ним жизнь не решались.

Смерть

Смерть Велимир Хлебников напророчил сам. Он как-то обронил, что «люди моей задачи» часто уходят в 37 лет.


Так и случилось. Об уставшем, с подорванным скитаниями и нищетой поэте позаботился Петр Митурич, муж сестры Веры. Хлебников мечтал добраться до родных в Астрахань, но денег и сил на длинную дорогу не было. Митурич отвез Велимира в Санталово, деревеньку под Новгородом, чтобы он восстановил здоровье, а затем отправился в Астрахань.


В Санталово поэт внезапно слег – отнялись ноги. Подводой его доставили в деревенскую больницу, но там развели руками и отправили умирать. Скончался Хлебников летом 1922 года. Причиной смерти стал парез.

Его похоронили на кладбище соседней деревеньки Ручьи, но в 1960 году перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Могила поэта находится рядом с местами упокоения матери и сестры. В 1975 году на могиле было установлено необычное надгробие – «каменная баба» – память о месте его рождения, его истоках.


Незадолго до смерти Велимир Хлебников словно «предупредил» своих критиков в стихотворении «Еще раз, еще раз», что горе тем, кто взял «неверный угол сердца» к нему:

«Вы разобьетесь о камни,
И камни будут надсмехаться
Как вы надсмехались
  • Из-за того, что поэт часто перемещался с одной жилплощади на другую, многие рукописи во время переезда терялись. О рассеянности и небрежности говорили друзья деятеля, вспоминая один случай из жизни: во время очередной экспедиции Велимиру пришлось разжечь огонь в степи холодной ночью, где не было ни одного дерева или кустика. Чтобы не замерзнуть, писатель хладнокровно начал сжигать свои работы.
  • Благодаря отцу Виктор увлекся естественными науками, вместе с ним часами пропадал в лесах и степях, наблюдая птиц, посещал стойбища калмыков-кочевников. На всю жизнь его впечатлили калмыцкие астрологи зухарчи, предсказывающие будущее по «зухарчин моди» (доскам судьбы). Одно из самых загадочных его произведений называется «Доски судьбы». В нем поэт говорит о том, что в нашем мире все подчиняется определенным числовым закономерностям. По хлебниковской теории времени все события, происходящие в мире, кратны числу 317.

  • В письме, датированном концом 1916 года, Виктор Владимирович писал: «Это только 1,5 года, пока внешняя война не перейдет в мертвую зыбь внутренней войны». Все так и произошло. Первая мировая война, которая потрясла мир, была предсказана Хлебниковым еще в 1908 году. В своем воззвании славянским студентам он писал: «В 1915 году люди пойдут войной и будут свидетелями крушения государства».
  • В 1920 году поэму-утопию «Ладомир» Хлебников начал следующими словами: «И замки мирового торга, где бедности сияют цепи, С лицом злорадства и восторга Ты обратишь однажды в пепел». В 2001 году, когда в Нью-Йорке террористами были разрушены башни Всемирного торгового центра, эти слова Хлебникова вспоминались особенно часто.

  • В произведении «Лебедия будущего» (1918) он довольно точно описывает Интернет и «Живой Журнал» под именем «тенекниг», где появляются «новинки Земного Шара, дела Соединенных Станов Азии, этого великого союза трудовых общин, стихи, внезапное вдохновение своих членов, научные новинки, извещения родных своих родственников, приказы советов. Некоторые, вдохновленные надписями тенекниг, удалялись на время, записывали свое вдохновение, и через полчаса, брошенное световым стеклом, оно, теневыми глаголами, показывалось на стене».
  • Все то, что пишет Хлебников осенью 1921 в работе «Радио будущего», очевидно, предсказывает появление Интернета. Угадано даже слово «паутина». «Вообразим себе главный стан Радио: в воздухе паутина путей, туча молний, то погасающих, то зажигающихся вновь, переносящихся с одного конца здания на другой. Синий шар круглой молнии, висящий в воздухе точно пугливая птица, косо протянутые снасти. Из этой точки земного шара ежесуточно, похожие на весенний пролет птиц, разносятся стаи вестей из жизни духа».

Библиография (прижизненные издания)

  • 1912 – «Учитель и ученик»
  • 1914 – «Хлебников, Велимир. Творения»
  • 1922 – «Зангези»

Биография

После смерти этого поэта миновало уже несколько десятилетий, а споры о его творчестве продолжаются до сих пор. Одни видят в нем лишь заумного поэта, другие называю Хлебникова величайшим поэтом - новатором. Настоящее имя Хлебникова - Виктор Владимирович.

Гимназию Виктор закончил в 1898 г., в Казани и там же поступил в университет. Уже в это время он серьезно интересовался литературой, а писать начал еще в гимназии.

В 1908 г. Хлебников продолжил учебу в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета. Но через 3 года его исключили, т. к. он не внес плату за обучение.

В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в знаменитой «Башне», так поэты называли квартиру главы символистов Вечаслава Иванова. Вскоре Хлебников разочаровался в стилистике символизма. В 1910 г. Хлебников опубликовал свое программное стихотворение «Заклятие смехом», которое создано на основе одного слова «смех». В 1912 г. Появился новый сборник с программой футуристов «Пощечина общественному вкусу». Она вызывала бурю негодования не только своим содержанием. Сборник был напечатан на оберточной бумаге, и в нем все было шиворот-навыворот. Весну 1912 г. Хлебников провел под Херсоном в имении, где служил управляющим отец Д. Бурлюка. Там же в Херсоне, он издал там свою первую брошюру с числовыми и языковыми материалами - «Учитель и ученик». Хлебников мечтал о создании общечеловеческой культуры, в которой бы на равных соединились культура и искусство разных народов. Особое внимание в своем творчестве он уделяет культуре и поэзии Востока. В поэмах «Медиум и Лейли», «Хаджи-Тархан», прозаической повести «Есир», во многих других произведениях Хлебников отражает психологию, философию, историю народов Востока, пытается найти то общее, что объединяет людей во всем мире. Весной 1922 г. Хлебников приехал в Москву с юга уже тяжело больным.

В июне того же года. Поэт умер в деревне Санталово Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть подлечиться. В 1960 г. Прах Виктора Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.

Велимир Хлебников родился 28 октября 1885 года среди калмыцких степей. Мать – историк, отец – ученый археолог, настоящее имя Хлебникова – Виктор Владимирович.

Пожалуй, ни один из поэтов благодатного Серебряного века не вызывал столько споров в кругах литературных критиков и ценителей поэзии. Бунтарь, футурист, великий мистификатор лелеял мечту переделать упрямое слово, выпустить из тесных рамок грамматики и фонетики.

Семья много переезжала по нуждам службы. Сначала Велемир поступает учиться в Симбирскую гимназию в 1985 году, по приезду в Казань поступает в 3-ю Казанскую гимназию. Там же начинает учебу в университете, переводится в Петербург в 1908 году на отделение физмата, но через три года его отчисляют за неоплату учёбы.

Литературой и сочинительством увлекается, будучи гимназистом. В Петербурге тесно общается с символистами, пишет много и взахлёб больше сотни произведений, не прекращая поиски себя.

Бывает в «Башне» - штаб-квартире течения. Свой псевдоним изобретает как ответ на увлечение древнеславянской, языческой символикой, ведь Велемир означает «большой мир».

1912 год - выход знакового сборника футуристов «Пощёчина общественному вкусу». Такого писательский мир еще не видел, а молодые талантливые бунтари призывали сбросить классиков с парохода современности, перейти к свободе словотворчества. Практически половину сборника составляли стихи Хлебникова, непереводимые на понятный русский язык. Публика негодовала, но сборник раскупали, критиковала, но футуристов, изданных на оберточной бумаге, читали, чего и добивался Хлебников с сотоварищами.

В том же году Велемир переезжает в Херсон, где публикует брошюру «Учитель и ученик», совмещает языковые и числовые материалы. Хлебников мечтает о создании мультикультуры для всего человечества, симбиоза востока и запада.

В июне 1922 г. Велемир Хлебников умирает от тяжелой болезни в деревне Санталово, оставив нетривиальное творческое наследие, неологизмы, истинный смысл которых остается загадкой до сих пор.