Все о 17 веке. Внешняя политика России в XVII в

Причины Смутного времени:

  1. Династический кризис. Завершение династии Рюриковичей.
  2. Намечающееся отставание России от Запада приводит к появлению большого числа сторонников развития по западному пути. В качестве образца для подражания называют Польшу, которая к этому времени превращается в аристократическую республику («Речь Посполитая» - «республика» по-польски). Польский король избирается Сеймом. Умеренным «западником» становится и Борис Годунов.
  3. Растущее недовольство общества властью.

Началом Смутного времени принято считать избрание Бориса Годунова царем в 1598 г. Новый царь готовил проект преобразований, вел довольно успешную внешнюю политику. Относительно спокойный ход событий был прерван неурожаями и страшным голодом в 1601-1603 гг. Доведенное до отчаяния население во всех своих бедах винило нового царя. Считалось, что голод – это Божье наказание за убийство Годуновым царевича Дмитрия.

1602-1604 гг. – восстание Хлопка на Украине и юге России.

В 1602 г. в Речи Посполитой появился Лжедмитрий I – беглый монах Григорий Отрепьев объявивший себя царевичем Дмитрием. Его поддержали король Речи Посполитой Сигизмунд III, польско-литовские магнаты и шляхта. Один из магнатов даже обручил с Лжедмитрием свою дочь Марину Мнишек.

В декабре 1604 г. Лжедмитрий во главе небольшого отряда перешел границу Руси и был разбит царским войском под Добрыничами. Однако он получил массовую поддержку русского населения, давно ожидавшего прихода законного государя. Начинается триумфальный поход Лжедмитрия на Москву. В апреле 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов. Царем стал его 16-тилетний сын Федор. В июне в Москве произошел переворот – Федор с матерью были убиты и самозванец занял престол.

Став царем, Лжедмитрий не спешил выполнять обещания, данные полякам – ввести католицизм в России, передать Польше Смоленск и т.д. В то же время, своими польскими манерами и нежеланием восстанавливать «Юрьев день» он разочаровал и русское население. Масла в огонь подливали слухи о принятии царем, ради брака с Мариной Мнишек, католичества. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий был убит. Царем стал Василий Шуйский – сторонник традиционного русского уклада.

Борьба различных слоев населения против боярского царя началась уже в 1606 г. Ее возглавил Иван Болотников, бывший военный холоп, выдающий себя за воеводу Лжедмитрия. Войско Болотникова состояло из крестьян, холопов, посадских людей, казаков и дворян, недовольных боярством. Накануне решающего сражения под Москвой в декабре 1606 г. значительная часть дворян во главе с Прокопием Ляпуновым перешла на сторону Шуйского, что обеспечило царю победу. Войско Болотникова отступило к Туле, было там осаждено и в октябре 1607 г. капитулировало. Одной из причин победы царя стало его обещание даровать прощение восставшим холопам. Болотников и часть восставших были казнены.

В 1607 г. на юго-западной окраине Руси появился новый Лжедмитрий – Лжедмитрий II. Он выдавал себя за спасшегося (уже во второй раз) Дмитрия. Его слова подтвердила Марина Мнишек, Признавшая Лжедмитрия как своего супруга. Такой массовой поддержки населения, как Лжедмитрий I, Лжедмитрий II уже не получил, поэтому собрать значительные силы ему не удалось. В 1608 г. он подошел к Москве и стал лагерем в Тушино (отсюда и прозвище Тушинский вор ). Началось противостояние боярского царя, сидящего на престоле в Москве, и тушинского самозванца. Фактически страна разделилась на две части. В обоих есть цари, приказы, Боярские Думы и даже патриархи: в Москве – Гермоген, в Тушино – Филарет.

Будучи не в силах справиться с Тyшинским вором, Шуйский в феврале 1609 г. заключил договор со Швецией. Он отдавал шведам Карельскую волость, получая взамен военную помощь. Однако шведы не спешили помогать Шуйскому. В то же время король Речи Посполитой Сигизмунд III, постоянно враждовавший со Швецией, расценил этот договор как желанный предлог для открытой интервенции против России. В сентябре 1609 г. Сигизмунд осадил Смоленск. В 1610 г. Лжедмитрий, в котором Сигизмунд больше не нуждался, был убит поляками. Первоначально борьба с польской агрессией шла относительно успешно. Талантливый молодой полководец, племянник царя, М.В. Скопин-Шуйский смог одержать ряд побед. Однако его слава победителя вызвала напугала Василия Шуйского. Скопин-Шуйский был отравлен. В 1610 г. польский гетман Ходкевич разбил войско Шуйского в генеральном сражении у деревни Клушино (западнее Можайска).

17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Гермогеном свергли потерявшего всякий авторитет Шуйского. Власть в Москве до избрания нового царя перешла в руки правительства из 7 бояр – семибоярщины . Возглавил семибоярщину боярин Ф. Мстиславский.

По инициативе Филарета, с целью прекращения интервенции, на престол был приглашен сын Сигизмунда Владислав. При этом ставились условия: Владислав должен был дать обещание сохранить московские порядки и принять православие. Хотя Сигизмунд не согласился на последнее условие, договор все же был заключен. В 1610 г. в Москву вошло польское войско во главе с воеводой Гонсевским, который в качестве наместника Владислава должен был управлять страной. Тем не менее, польская интервенция продолжается. Швеция, воспринявшая свержение Шуйского как освобождение от всех обязательств, оккупировала значительную часть севера Руси и начала осаду Новгорода.

В этих условиях в Рязани в 1611 г. формируется Первое ополчение , целью которого было освободить страну от захватчиков и возвести на престол русского царя. 3начительная часть тyшинских дворян и казаков, а также немногие бояре, поддержавшие самозванца, примкнули к нему. Вождем ополчения стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов, который возглавил Совет всея земли (руководящий орган ополчения). Ополчение осадило Москву и после сражения 19 марта 1611 г. захватило большую часть города; однако Китай-город остался за поляками. Началась долгая осада Москвы, осложнявшаяся противоречиями между руководителями осаждающих. Наиболее ярко они проявились во взаимоотношениях лидеров дворян и казаков – Прокопия Ляпунова и казачьего атамана Ивана 3аруцкого. Стремление дворян восстановить деспотическое государство и крепостной порядок не удовлетворяло казаков. Постоянные столкновения завершились летом 1611 г. убийством Ляпунова, после чего большинство дворян покинули ополчение.

В июне 1611 г. пал Смоленск, обороной которого руководил боярин Михаил Борисович Шеин. Через месяц шведы захватили Новгород. В условиях, когда независимое существование русского народа оказалось под угрозой, на востоке страны, в Нижнем Новгороде, осенью 1611 г. Возникает Второе ополчение . Главным его организатором стал купец Кузьма Минин, руководителем же был избран участник первого ополчения князь Д.И. Пожарский. Собрав большие силы, ополчение в мае 1612 г. вошло в Москву, слившись с остатками первого ополчения, и полностью блокировало Кремль. 26 октября (4 ноября) 1612 г. польский гарнизон в Кремле капитулировал.

В январе 1613 г. в Москве собрался 3емский собор, на котором новым царем Руси был избран 16-летний Михаил Федорович Романов – сын патриарха Филарета (в миру – бывшего опричника боярина Федора Никитича Романова). Это событие принято считать датой окончания Смутного времени, хотя иностранная интервенция еще продолжалась. В 1617 г. был заключен Столбовский мир со шведами: Россия вернула Новгород, но потеряла все побережье Финского залива. В 1618 г. в деревне Деулино было заключено перемирие с Речью Посполитой: Россия уступала Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.

Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.

После Смуты в России почти три десятилетия шел восстановительный процесс. Только с середины XVII в. в хозяйстве начинают проявляться новые, прогрессивные тенденции:

  1. Идет процесс районирования хозяйственной специализации различных регионов. На северо-западе, в новгородских, псковских, смоленских землях культивируется лен, конопля (пенька) и другие технические культуры. Северо-восток – ярославские, казанские, нижегородские земли – начинает специализироваться на скотоводстве. Черноземные районы (их освоение начинается в XVII в.) и Поволжье выращивают пшеницу. Московский регион (в т.ч. Тула) становится центром металлургии.
  2. Заметное развитие получают крестьянские промыслы : на северо-западе – ткацкий, на северо-востоке – кожевенный. В Тульском крае возникает оригинальный Филимоновский промысел (Филимоновская игрушка).
  3. Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией привел к возникновению центров товарообмена – ярмарок . Всего их существовало около 80, три из которых были центральными: Макарьевская (Нижегородская), Ирбитская (Южный Урал) и Свенская (под Брянском).
  4. Производство приобретает мелкотоварный характер (ориентировано на продажу).
  5. Новым явлением в экономике стали мануфактуры – крупные производства с разделением труда, в основном ручного. Количество мануфактур в России XVII в. было незначительным. Единственной отраслью, в которой они возникали, была металлургия.
  6. Совершенствовалась монетная система. При Михаиле Федоровиче общегосударственной монетой стал серебряный рубль, состоящий из ста копеек.

Наличие этих, новых для России, тенденций свидетельствует о складывании в стране единого общероссийского рынка , т.е. глобальной общегосударственной системы товарообмена.

В социальном отношении все более значительной силой становится дворянство. Продолжая давать служилым людям земли за службу, правительство избегало их отбирать. Все чаще поместья переходят по наследству, т.е. становятся все более похожими на вотчины и государство, заинтересованное в усилении дворянства, способствует этому процессу.

В 1649 г. Соборным Уложением было окончательно оформлено крепостное право: сыск беглых становился бессрочным. Это закрепощение носило пока еще формальный характер – у государства не было сил, чтобы реально прикрепить крестьянство к земле. Кроме того, Соборное Уложение еще больше сблизило поместье и вотчину.

Власть приняла меры для поддержания торгового сословия. В 1653 г. был принят Торговый устав , установивший высокие протекционистские пошлины.

Земские соборы при сыне Михаила Федоровича Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.) перестают созываться. Последний полноценный собор был созван в декабре 1653 г. и принял решение о присоединении Украины к России. Боярскую думу царская власть берет под свой контроль, вводя в нее думных дьяков и дворян (до 30% состава), безоговорочно поддерживавших царя. Таким образом, в России начинается переход к абсолютизму , т.е. неограниченной власти монарха.

Доказательством возросшей силы царской власти и ослабления боярства явилась отмена в 1682 г. местничества. Бояре лишились, таким образом, сословных привилегий при назначении на должность и, в этом смысле, были уравнены в правах с дворянами.

Укрепляется и разрастается приказная бюрократия, служившая опорой царю. Приказная система становится громоздкой и неуклюжей: к концу XVII в. существовало более 70 приказов, часть из них носила функциональный характер – Посольский, Поместный, Стрелецкий и пр., а часть территориальный – Сибирский, Казанский, Малороссийский и пр. Попытка ее контролировать при помощи приказа Тайных дел не увенчалась успехом.

На местах в XVII в. окончательно изживаются выборные органы управления. Вся власть переходит в руки к воеводам , назначаемым из центра.

Во второй половине XVII в. в России появляются полки нового строя (пехота) и рейтарские полки (конница), в которых служили за жалованье “охочие люди” – добровольцы. Тогда же на Волге был построен «Орел» - первый корабль, способный выдержать морское плавание.

Одной из главных проблем в годы правления Алексея Михайловича Тишайшего (1645-76 гг.) становится вопрос о преодолении добровольной международной изоляции России. Царь создает островок европейской жизни на озере Кукуй – Немецкую слободу – колонию для эмигрантов из Европы. По его приказу открывается Славяно-греко-латинское училище (позднее, с 1687г., – академия), готовящее переводчиков и дипломатов. Однако расширению связей с Западом препятствует церковь, которая, к тому же, претендует на контроль над государством. Такая тенденция возникла при Михаиле Федоровиче, поскольку фактически страной правил его отец патриарх Филарет.

Алексей Михайлович, стремясь подорвать экономическое могущество церкви, создает для управления ее имуществом Монастырский приказ.

Чтобы ослабить влияние церкви на общественную жизнь и расширить связи с Западом Алексей Михайлович начинает в 1654 г. реформу церкви. Главным идеологом реформы стал патриарх Никон. Повод к реформе – необходимость исправления церковных книг (переводов с греческого начала XI в.), в которых за столетия накопилась масса ошибок. Образцом для исправления стали греческие оригиналы, что уже само по себе означало признание церковью возможности культурного заимствования из Европы. Кроме того, были незначительно изменены церковные обряды: введено троеперстие, разрешен католический крест наряду с православным и т.д.

Реформа имела колоссальное значение :

  1. Начала разрушаться вековая духовная изоляция русского общества. Созданы условия для будущих глобальных преобразований общества.
  2. Государство, став инициатором реформы, подтвердило свое приоритетное право на управление обществом. Это подтвердил Большой Московский собор 1666-1667 гг. Этот же собор, по настоянию Алексея, отправил в отставку Никона, попытавшегося усилить свою власть.
  3. Реформа привела к Расколу – разделению общества на сторонников и противников реформы (раскольников) во главе с протопопом Аввакумом. В знак протеста раскольники уходят в малозаселенные места или совершают гари – самосожжения. Борьба с раскольниками достигнет своего апогея при Петре I и будет продолжаться почти до середины XIX в. >

Внешняя политика России в XVII в.

Первоочередной задачей России во внешней политике было возвращение Смоленска – важнейшей крепости на западной границе, захваченной во время Смуты Речью Посполитой.

В 1632-1634 гг. Россия вела Смоленскую войну , которая закончилась победой Польши. Поляновский мир 1634 г. оставил за поляками Смоленск. Тем не менее, война имела и положительное значение – король Речи Посполитой Владислав IV отказался от претензий на российский престол.

В 1648 г. на Украине вспыхнуло восстание, возглавляемое Богданом Хмельницким. Восстание началось победами казаков над войсками Речи Посполитой. Однако с 1651 г. украинское войско начинает терпеть поражения. Хмельницкий обратился к России за поддержкой. В 1653 г. Земский собор в Москве, а затем, в 1654 г., Переяславская рада на Украине высказались за воссоединение Украины и России. После этого началась очередная русско-польская война.

Первые действия русских войск были успешными: в 1654 г., они вернули Смоленск и захватили значительную часть восставшей против поляков Белоруссии. Однако, не доведя до конца эту войну, в 1656 г. Россия начала новую войну со Швецией, пытаясь прорваться к Балтийскому морю. Затяжная борьба на два фронта шла с переменным успехом. В конце концов, Россия добилась гораздо меньше желаемого. По Кардисскому миру со Швецией (1661) Россия вернула ей все прибалтийские территории, захваченные во время войны. Не удалось добиться полного успеха и в войне с Речью Посполитой: по Андрусовскому перемирию (1667 г.) Россия получала Смоленск, Левобережную (Восточную) Украину и часть Правобережной Украины с Киевом и Запорожской Сечью. Подписал Андрусовское перемирие со стороны России А.Л. Ордин-Нащекин.

После этих войн резко обострились отношения России с Османской империей, претендующей на территорию Левобережной Украины. В 1677 г. объединенное османо-крымское войско осадило Чигирин – русскую крепость на Украине. В 1678 г. ее удалось захватить, однако осада Чигирина ослабила османов и на другие военные действия у них уже не хватило сил. В 1681 г. в Бахчисарае подписан договор, по которому турки признавали право России на ее украинские территории. В этих событиях впервые прославился как полководец князь В.В. Голицын.

В 1686 г. Россия заключила Вечный мир с Речью Посполитой, по которому Восточная Украина навсегда закреплялась за нашей страной. По этому же договору Россия стала членом Священной лиги – союза Австрии, Речи Посполитой и Венеции, созданному для борьбы с Османской империей.

Народные движения в XVII в.

Современники называли XVII век бунташным . Характерная черта этого времени – восстания в городах и на окраинах государства.

Причины народных выступлений:

  1. Рост военных расходов, который заставляет правительство Алексея Михайловича вводить все новые формы податей.
  2. Общее усиление контроля государства над обществом. Закрепощение крестьян.
  3. Церковная реформа. Многие народные восстания стали частью раскольничьего движения.

В середине 1640-х гг. была введена высокая пошлина на соль, которая из-за этого резко выросла в цене. В 1647 г. правительство отказалось от соляной пошлины; тем не менее, в 1648 г. вспыхнул «Соляной бунт» , направленный против инициаторов ее введения: боярина Морозова, городского головы Шакловитого, думного дьячка Чистого, гостя (купца, занимающегося внешней торговлей) Василия Шорина и других. Бунт поддержали стрельцы, также пострадавшие от повышения цен на соль и давно не получавшие жалование. Застигнутое врасплох правительство выдало или казнило большинство ненавистных толпе деятелей.

В 1650 г. начинается восстание в Пскове. Оно было подавлено одним из соратников Алексея Михайловича боярином А.Л. Ординым-Нащекиным.

В 1662 г. правительство, испытывавшее острый недостаток в драгоценных металлах, попыталось заменить серебряную монету медной. Все свои платежи оно вело медными деньгами, а налоги собирало серебряными. Такая политика стала причиной «Медного бунта» В июле 1662 г. возбужденная толпа ворвалась в село Коломенское – летнюю резиденцию Алексея Михайловича, стрельцы с трудом справились с восставшими. Власть временно отказалась от выпуска медной монеты.

С середины XVII в., в связи с поиском в южных районах беглых крестьян, осложнились отношения правительства с донским казачеством. Постоянные конфликты между ними привели к казачьему восстанию Степана Разина.

На первом этапе восстания (1669-1670 гг. – т.н. Поход за зипунами ) – Разин совершает грабительские походы в Персию и нападает на торговые караваны. Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся в Астрахань с большой добычей и славой непобедимого вождя.

Весной 1670 г. начался второй этап восстания. Разин открыто выступил против царского правительства. Участие в его войске крестьян придало походу антикрепостнический характер, поэтому его с оговорками можно назвать крестьянской войной. Захватив в апреле Царицын, Разин в июне вернулся в Астрахань и провозгласил здесь свою власть. Летом 1670 г. на сторону Разина перешли Саратов и Самара, крестьянские волнения, таким образом, охватили огромную территорию. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон где был схвачен и выдан властям богатыми (домовитыми ) казаками. В 1671 г. Степан Разин был казнен в Москве.

Еще одним народным выступлением стало Соловецкое восстание 1667-1676 гг. – одна из самых ярких страниц истории Раскола. Носившее чисто антиреформенный характер, восстание было подавленно только после предательства одного из защитников Соловецкого монастыря.

Культура XVII века

Главной тенденцией в развитии культуры этого периода стало обмирщение , проявившееся во всех областях культуры.

XVII в. характеризовался заметным ростом грамотности среди различных слоев населения. Широкое распространение получают учебные пособия. Особой популярностью пользовался «Букварь» Василия Бурцева (1633 г.).

Появлялись средние школы, где изучали иностранные языки и другие предметы (1640-е – частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян; 1650-е – школа в Чудовом монастыре; 1660-е – государственная школа для подьячих). В 1687 г. Славяно-греко-латинское училище приобрела статус академии и стала первым в России высшим учебным заведением.

При царском дворе распространялась рукописная газета «Куранты».

Произведения общественной мысли начала века создавались под свежим впечатлением Смутного времени, бурные события которого рассматривались в них с различных точек зрения. Дьяк Иван Тимофеев во «Временнике» (1620-е гг.) осуждал Грозного и Годунова, истреблявших боярство и тем, по его мнению, ослаблявших царскую власть. Авраамий Палицын в своем «Сказании» винил русских людей в забвении религии и нравственности.

В середине и второй половине XVII в. появляются сочинения Симеона Полоцкого (первые памятники поэзии и драматургии), «Политика» Юрия Крижанича, в которых обосновывается полезность самодержавия для развития страны. Симеон Полоцкий стал воспитателем старших детей Алексея Михайловича.

Среди произведений, содержащих резкую критику государственной власти и официальной церкви, выделяется «Житие протопопа Аввакума» – своего рода автобиография, написанная духовным вождем Раскола.

Особенно ярко процесс обмирщения в литературе проявляется в росте популярности произведений таких жанров как бытовая повесть и сатира.

Бытовые повести посвящались темам столкновения младшего и старшего поколений, нравственного выбора героев, их личным переживаниям («Повесть о Горе-злосчастье» - середина XVII в.; «Повесть о Савве Грудцыне» - 1660-е гг.; «Повесть о Фроле Скобееве» - 1680-е). Основные персонажи – купцы и небогатые дворяне, как правило, люди авантюрного склада, легко отвергающие патриархальные устои и нравственные нормы прошлого.

Социальные конфликты XVII в. породили еще один жанр – сатиру, которая пародировала жития («Слово о бражнике» ), судопроизводство («Шемякин суд», «Повесть о Ерше Ершовиче» ), высмеивали быт монахов («Калязинская челобитная» ).

Господствующим стилем церковной архитектуре окончательно становится шатровый стиль. Однако уже во второй половине XVII в. он постепенно теряет свои позиции. Церкви середины XVII в., как правило, нарушали крестово-купольные образцы, отличались асимметрией и чрезвычайно богатым декоративным украшением фасадов (московские церкви Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках; ярославские церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста). Этот стиль в архитектуре получил название «нарышкинское» (или московское, или северное) барокко. Из гражданских построек самыми замечательными были Теремной дворец Московского Кремля и деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском (не дошедший до наших дней).

Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля. В иконописи первой половины XVII в. продолжала господствовать «Строгановская школа», мастера которой (Прокопий Чирин) все свое искусство посвящали тщательному и технически совершенному исполнению канонов. Во второй половины XVII в. заметным явлением становится живопись Симона Ушакова, в которой уже проявляются реалистические тенденции: он пишет иконы с учетом анатомического строения лица, используя светотень и перспективу. («Спас Нерукотворный» ). Новые черты живописного искусства проявились и в парсунах – портретах реальных лиц (царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного Петра I), выполненных в иконописной манере.

Рассматривая XVII век, события и смену правителей, историки характеризуют этот период как «век бунташный», век, когда на царский престол мог взойти «неприрожденный государь». Именно в этом веке, берет свое начало династия последнего императора России, семья . Экономика России по-прежнему, держится на сельском хозяйстве, происходит освоение новых территорий в Поволжье, Сибири и на южных рубежах. Зарождается первая мануфактура.

Торговля, в стране, не имеющей выход к морю, развивается плохо. Происходят изменения в культурной жизни – распространение светских знаний, в живописи зодчестве и скульптуре наблюдается отдаление от канонов церкви. Сама церковь ослаблена, происходит подчинение ее государству. Говоря о XVII веке, событиях внутренней и внешней деятельности государства, следует обратиться к несколько раннему периоду – кончине и восхождении на царствование Бориса Годунова.

Борис Годунов

Борис Федорович Годунов, после смерти отца, в 1569 году, воспитывался дядей – помещиком Дмитрием Годуновым. Служил опричником у Григория (Малюты) Скуратова, возглавлявшего «опричный сыск» при Иване IV, был женат на его дочери. Став боярином осенью 1580 года, Борис Федорович и его родня, набирая влияние, приобретают весомое положение среди знати Москвы. Умный, осторожный, умеющий выбирать для действий нужный момент, Годунов обладал необходимыми качествами политика.

Борис Федорович, в последние годы царствования Ивана Грозного, был приближен к царю, оказывал влияние на его двор. По кончине Ивана IV, на трон венчали Федора, его сына. Страдающему слабоумием царю, необходим был советник, страна в управлении. Из числа бояр был составлен опекунский совет, в число этих бояр вошел и Годунов. Благодаря его умелым действиям, совет распался, противники Бориса Годунова были подвергнуты различным репрессиям. Фактическая власть в государстве перешла к Борису Федоровичу.

В 1581 году, при странных обстоятельствах (от ножевого ранения), погибает малолетний царевич Дмитрий, в 1589 году – скончался Федор Иоаннович. Под крики толпы «Бориса на царство», на царство был венчан Годунов. Так пресеклась династия Рюриковичей. Укрепление государственных устоев, являлось стержнем политики Бориса Федоровича, которую он проводил внутри страны. Введение патриаршества в 1859 году, укрепляла позиции царя. Благодаря выдержанной линии, внутренняя политика царской власти, была продуктивной.

На окраинах Руси возникают укрепления и крепости, ведется городское строительство, восстанавливается «Юрьев День». Борис Федорович первый начал приглашать для работы иностранных специалистов и отправлять дворянских отпрысков за границу учиться. В целях объединения общества, прекратил репрессии против бояр. Приступил к освоению Поволжья. Внешняя политика Годунова характеризует его как искусного дипломата. Он смог заключить со Швецией успешный мирный договор, вернув захваченные русские земли. Неурожайные 1601 – 1603 годы, начавшийся голод вызвал массовое недовольство населения и приводят к бунту под руководством Хлопка в 1603 году – первого массового выступления «черни», которое вскоре было подавлено.

Лжедмитрий I

1603 год отмечен не только, мятежным выступлением Хлопка. В этом году появляется «царевич Дмитрий» - беглый монах Отрепьев, известный как . Желая получить западные русские земли, король польский и великий князь литовский Сигизмунд III решает использовать самозванца в своих целях. Король дает необходимые на войско деньги и разрешает шляхте участвовать в кампании. Самозванец обещает жениться на дочери Самборского старосты Мнишека - Марине, отдать западные территории полякам и способствовать введению католичества на Руси.

Летом 1604 года, четырехтысячный сборный отряд, возглавляемый Лжедмитрием I, высаживается у Днепра. Отряд пополняется селянами и посадским людом, Лжедмитрий выступает на Москву. В мае 1605 года судьба преподносит подарок самозванцу – внезапно скончался царь Борис Федорович. На его сторону переходит часть правительственных войск и в июне 1605 года, Лжедмитрий I, занимает столицу, где был венчан на трон. Идя на уступки знати, самозванец увеличивает срок поиска беглых крестьян но «Юрьев День», обещанный народу – не вернул. Быстро опустошил казну государства, одаривая шляхту, впрочем, распространять католицизм, не спешил. Недовольные настроения московской знати и среди простого люда, усилились после его венчания на М. Мнишек. 17 мая 1606 года, в Москве, под руководством бояр Шуйских началось восстание – и Лжедмитрий I убит.

Василий Шуйский

В 1606 году, Земский собор избирает царем Василия Шуйского, который ранее отличился в боях и походах. В период его правления вспыхивает восстание под руководством польского наемника с целью – возвести на трон царя Дмитрия. В октябре 1606 года, войска повстанцев даже осадили Москву. Само восстание было подавлено в октябре 1607 году, Болотников был казнен. В этом же году появляется Лжедмитрий II с Мариной Мнишек в качестве жены. Попытка самозванца взойти на трон не удалась – он был убит в 1610 году. Недовольные правлением Шуйского, дворяне, возглавляемые Прокопием Ляпуновым, свергают его и в июле 1610 года, выдают его королю Сигизмунду. В дальнейшем, Шуйский был пострижен в монахи.

«Семибоярщина» и польская интервенция

Руководство государством переходит к группе бояр («семибоярщина»), которую возглавляет Федор Мстиславский. В результате интриг и разногласий, по поводу – кому править государством, принято решение «призвать на царство» королевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Будучи католиком, Владислав не собирался менять веру на православную – как того требовала традиция. Согласившись приехать на «смотрины» в Москву, куда он и прибыл с войском. Отстоять независимость страны, можно было только с помощью народа. Первое независимое ополчение было собрано в Рязани, осенью 1611 года Прокопием Ляпуновым – но тот, был убит, вступив в конфликт с казаками.

Второе ополчение. Минин и Пожарский

Второе ополчение было собрано в конце 1611 года, в Нижнем Новгороде под воеводством князя Дмитрия Пожарского и на деньги, собранные купцом Кузьмой Мининым. Ополчение, командовал которым Пожарский, двинулось на Ярославль – где весной, в 1612 году, было создано новое правительство. Пробыв в Ярославле четыре месяца, определив тактику и набрав людей, ополчение приступает к активным действиям. Боевые действия на подступах к Москве, и в самом городе, продолжались лето и до 26 октября 1612 года. Поляки бежали.

Михаил Романов

На Земском соборе, который состоялся в начале 1613 года с представлением широких слоев населения, под давлением казаков царем избирают шестнадцатилетнего Михаила Романова. Романовы приходились родней Ивану IV по линии первой его жены. Отец Михаила – митрополит Филарет находился в плену у поляков, мать – приняла монастырский постриг. По возвращении из плена в 1619 году отца Михаила, в стране наступает двоевластия – с формальным правлением Михаила и практическим руководством страной Филаретом.

Такая ситуация продолжалась до 1633 года – до кончины Филарета. За время правления Михаила, были снижены налоги, активизировалась деятельность иностранных предпринимателей, которым было разрешено строительство заводов, начался рост металлургической и металлообрабатывающей промышленности. Внешняя политика была сбалансированная, практически без ведения войн. Михаил Романов умер в 1645 году.

Алексей Романов

По кончине отца, на престол восходит его сын, Алексей. А период своего правления, Алексей Михайлович, прозванный «Тишайшим», провел ряд преобразований и реформ, в т.ч. церковную и городскую. В 1645 году было издано Соборное Уложение. Уложение закрепляло положение о незыблемости власти монарха, окончательно оформило крепостное право и усиливало роль дворян. Благодаря церковной реформе, Алексей Михайлович смог взять под свой контроль церковь. Для этого, он законодательно определил:

  • церковь, обязана платить налоги в казну;
  • царь являлся судьей над церковью;
  • лишил монастыри права приобретать землю.

Против возвышения светской власти над духовной, выступил патриарх Никон, который так же занимался вопросами реформации церкви – внесением иностранного опыта в русское православие. вызвали противодействие со стороны сторонников старых церковных традиций, возглавляемых протопопом Аваакумом. И начался церковный раскол. Как итог:

  • за противодействие в усилении влияния монарха, патриарх Никон был лишен сана и заточен в монастырскую тюрьму;
  • протопоп Аваакум, за отказ следовать официальной линии церкви – расстрижен и проклят на соборе.

В городской реформе было установлено:

  • признаваясь свободными, горожане были прикреплены к месту жительства;
  • крестьяне могли теперь продавать свой товар только оптом, а горожане могли вести розничную торговлю.

Период регентства Софьи

В 1676 году, после кончины Алексея Михайловича, на престол венчан его больной сын Федор, власть практически находится в руках родственников по линии его матери. После его смерти, в 1682 году, фактическое управление государством переходит к царевне Софье – по причине малолетства царевичей Ивана и Петра и продолжалось до 1689 года. Итоги ее правления:

освобождение мещан от обязательного прикрепления к городу;

неудачные крымские походы позволяют сделать вывод о необходимости поиска прямого выхода к морю.

Итоги

XVII век – время смут и противоречий, в истории Российского государства. При господствующем положении феодального уклада в экономике страны, начинается зарождение капиталистического уклада хозяйствования. Происходит оформление крепостного права, но пи общем тяжелом положении народа, именно он мог помочь взойти претенденту на царский трон, взойти на престол.

Образование в 17 веке в России претерпело серьезные изменения. Преобразования произошли как в системе обучения, так и в быту простых людей и литературе, живописи. Если до этого знания имели возможность получать в основном дети знатных людей у индивидуальных репетиторов, то теперь образование дается в учебных заведениях. Обучение становится доступно всем, независимо от сословной принадлежности.

Создание на Руси частных школ

На современный взгляд создаваемые заведения нельзя было в полной мере назвать школой. Образование в 17 веке в России кратко можно охарактеризовать как начальное. К тому же учителями работали духовные люди со своими правилами. За свою работу они получали вознаграждение в виде продуктов питания.

Интересны для изучения некие «азбуковники». Это сохранившиеся рукописные и печатные книги для чтения детьми, которые уже имеют начальные навыки в чтении.

Помимо непосредственно текстов для чтения, в азбуковниках были даны рекомендации для учителя - как обучить чтению, правила поведения в школе, церкви и даже дома.

Образование в 17 веке на Руси не предполагало постоянного проживания детей при школе. Ученики, как и сейчас, по утрам ходили на занятия, а днем возвращались домой. Знания были доступны всем без исключения, и богатым, и бедным, и убогим.

Печатные пособия - хорошее подспорье для обучения

Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. Старосты в школе на каждом уроке раздавали ученикам книги для обучения.

В Москве начали печатать буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения. Такие книги, стоимостью всего в 1 копейку, пользовались большой популярностью.

Примечательно, что азбука, написанная дьяконом В. Бурцевым, была распродана в течение одного дня в количестве 2400 штук.

Чуть позже появляется азбука с картинками, изданная Карионом Истоминым. Эта книга построена по знакомому всем нам принципу. Каждой букве соответствует картинка, название которой начинается на данный звук.

Школы вместо индивидуальных репетироров

В середине 17 века из Киева были приглашены 30 монахов-ученых. Они должны были открыть учебное заведение при Андреевском монастыре г. Москвы. В школе стали преподавать для молодых дворян философию, риторику, греческий и латинский язык.

Во вновь открываемых учебных заведениях, помимо русской грамматики, преподавали латинский и греческий язык.

В классах обязательно выбирали старост. Они имели большой вес в коллективе и даже могли замещать учителя. Основная их обязанность заключалась в раздаче книг, назначении дежурных и контроле за дисциплиной.

Для тех, кто получал образование в 17 веке, строгая дисциплина была в основе обучения. Особенно ценилось и требовалось бережное отношение к книге и вообще ко всему имуществу, находящемуся в школе.

Помимо обязательного соблюдения порядка и идеальной чистоты, запрещалось наговаривать на товарища и обзывать их обидными словами. Так зарождалось некое подобие корпоративной солидарности.

Методики обучения в 17 веке

Если рассматривать образование в 17 веке, единая методика его полностью совпадает с нормами, действующими в школах и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет, а также пение.

Помимо светского обучения, обязательными были уроки по основам религии. К тому же давались начальные знания в области свободных наук. К ним относились: грамматика, астрономия, музыка, диалектика, риторика, арифметика.

Азбуковники содержали различные стихи, которые дети учили и рассказывали наизусть. Также ученикам преподавали основы стихосложения, обучали писать письма высокопоставленным чиновникам.

Правил, написанных в азбуковниках, придерживались во всех школах, поэтому с уверенностью можно утверждать, что образование в 17 веке - единая методика преподавания, которая в дальнейшем легла в основу всего обучения.

Нюансы обучения на Руси в 17 веке

Несмотря на развитие науки, занятия в школе начинались и заканчивались словом Божьим. Да это и понятно, ведь учителями были духовные лица.

Но именно священники распространяли идею об общем образовании, всеобщей грамотности. Считалось, что знания нужны людям для понимания значимости веры и понятий о нравственности. Читать необходимо уметь главным образом для того, чтобы самостоятельно изучить и понять весь тайный смысл написанного.

Основная цель, которую преследовало образование в 17 веке в России, была воспитать нравственного человека, знающего основы христианства и владеющего навыками чтения и письма.

Интересны для изучения работы древних мыслителей. Многие работы переводились на русский язык, и о них составлялось собственное мнение. Так, в школах изучались идеи Аристотеля, «Диалектика» Дамаскина. На полях часто ставили различные пометки, что доказывает внимательное изучение книг философов.

Новый уровень образования дал толчок в развитии искусства

С повсеместным обучением грамоте стали появляться все новые жанры в литературе. Особенно большое развитие получила поэзия и стилистические рассказы. Писали множество пьес, которые ставили в придворном театре.

Живопись тоже претерпела изменения. Появился такой жанр, как светский портрет, полностью схожий с оригиналом. Наиболее известным в то время художником был Ушаков, написавший многих известных людей того времени.

С развитием математики, физики и химии появились новые технологии в оружейном ремесле, и полученные знания способствовали распространению экспедиций. В результате осваивались все новые и новые территории необъятной России.

В целом образование в 17 веке в России удовлетворяло интересы прежде всего церкви и самого государства. Вплоть до середины 18 века ученики получали знания по утвержденным методикам. Но в конце концов, условия исторического развития потребовали дальнейших видоизменений.

"Азбуковник" XVII века

«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества». Н.М. Карамзин.

В XVII в. в России зарождалась культура нового времени. В середине XVII века создаются государственные и частные школы.

Частные школы

Уложение Стоглавого Собора 1551 г. гласило: «В царствующем граде Москве и по всем градом… протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы, колиждо в своем граде.. избрати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых… могущих иных пользовати, и грамоте и чести и писати горазди, и у тех священников и у диаконов и у диаков учинити в домех училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пенья салтычнаго и чтения налоиного…»

А. Рябушкин "Школа XVII века"

Учителями в школах XVII века были духовные лица, за свою работу они получали плату продуктами. Ученики посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».

Поскольку главными учителями в то время являлось духовенство, то естественно, что начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Продуманная таким образом система образования гармонично решала две задачи - давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности.

Братские школы

Морозов "Сельская школа"

Но Русь уже нуждалась в хорошо организованных школах. Такими стали школы, образованные православными братствами, их так и называли – «братские школы». Самые старые брат­ства - львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское.

В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего.

Во многом организация школы напоминала современную: назначались старосты, которые помогали учителю в поддержании дисциплины, дежурстве, выдаче книг, уборке классов, а иногда даже замещали учителей.

Б. Кустодиев "Школа в Московской Руси"

Из учебных предметов — чтение, письмо, пение, счет, основы религии, некоторые сведения по Священной истории, представление о грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии того времени. Ученики много заучивали наизусть и тем самым получали знания по основам стихосложения, а также образцы обращений к высокопоставленным лицам и благодетелям. В 1634 г. был опубликован, а затем неоднократно переиздан букварь В. Бурцева, очень известный в то время учебник. Стоил букварь одну копейку, что было дешево по тогдашним ценам. Тогда же была издана грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого, по которой учился и Михаил Ломоносов. В конце столетия был издан букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета - таблица умножения - «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Учились и по рукописным книгам.

В 60-х гг. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви.

Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре.

Д.Л. Мордовцев исследовал азбуковники (руководства к чтению для детей) 1660-1679 г.г., которые указывают на то, что их можно считать предшественниками современных учебников и одновременно методических пособий для учителей т.к. в них присутствуют методика обучения, правила для учащихся, наставления о поведении в церкви, в школе, дома и на улице.

"Азбуковник" XVII века

Но все-таки братские школы не могли соперничать с католическими. Поэто­му появилась необходимость создания высшей школы. Такой стала братская школа в Киеве - Киево-могилянская ака­демия. Это первое на территории Украины высшее учебное заведение. Она создана митрополитом Петром Могилой в 1632 на базе школы Богоявленского братства (с 1615) и школы при Киево-Печерской лавре (1631).

Федор Михайлович Ртищев

Большую роль в образовании русских школ сыграл Ф.М. Ртищев — государственный деятель, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен, которого современники называли «милостивым мужем».

Ф.М. Ртищев на памятнике "1000-летие России в В.Новгороде"

Ф. М. Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения. Недалеко от Москвы, в урочище Пленицы, с разрешения царя Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа в существовавшей там небольшой церкви во имя Андрея Стратилата Фёдор Ртищев выстроил там церковь во имя Преображения Господня и в 1648 году на свои средства учредил училищный монастырь. Там поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым из нескольких малороссийских монастырей. Вскоре при монастыре составилось учёное братство (Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а затем открылось училище, где шло обучение желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1685 году училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии.

Историк В. О. Ключевский писал, что Фёдор Михайлович Ртищев принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь» .

Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади, а в Москве, на Никольской улице, построили особое здание для школы. Позже была организована школа при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий, а затем количество достигло 232. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку.

Как уже было сказано, основой для нее послужило училище, основанное Ф. Ртищевым.

Основана она в 1687 г. Первоначально она располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 была преобразована в Московскую духовную академию (переведена в Троице-Сергиеву лавру, где существует и поныне).
В истории академии можно выделить 3 этапа.

1-й этап (1687-1700) - эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления;

2-й этап (1700-1775) - Славяно-латинская академия. Этот период характеризуется влиянием западно-европейских философов (В.Лейбниц и X. Вольфа);

3-й этап — преобладание Православия.

До середины XVIII в. преподавание велось на латинском языке. Целью академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппарата; она выполняла роль цензура книг духовного содержания и могла осуществлять суд над отступниками от Православия. На государственные должности назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не касалось детей «благородных»). Новому учебному заведению был пожалован иммунитет: изъятие из-под суда приказов, исключая дела уголовного характера; преподаватели и ученики подчинялись училищной юрисдикции, а «блюститель» (ректор) - суду патриарха. Руководителями и преподавателями Славяно-греко-латинской академии стали приглашенные из Константинополя ученые греки Иоанникий и Софроний Лихуды. После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патриарха Досифея были удалены, преподавание вели их русские ученики. В Славяно-греко-латинской академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались предметы средневековой схоластической школы: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Главное место занимал греческий язык.

Профессиональное образование

Профессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора.

Наиболее полная справочная таблица основные даты и события истории России 17 век . Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события России 17 век

Голод в России

Восстание крестьян и холопов под предводительством Хлопка

Основание Томска

Вступление войск Лжедмитрия I на территорию России

Правление Лжедмитрия I

Патриаршество Игнатия

Восстание в Москве против поляков. Убийство Лжедмитрия I

Царствование Василия IV Шуйского

Крестьянское восстание под предводительством И. И. Болотникова

Патриаршество Гермогена

1606,
окт. – дек.

Осада Москвы войском Болотникова. Разгром войска Болотникова в районе Коломенского близ Москвы

«Уложение» царя Василия IV Шуйского. Установление 15-летнего срока сыска беглых крестьян

Взятие Тулы войсками Василия Шуйского. Арест Болотникова (сослан в Каргополь, утоплен)

Начало похода Лжедмитрия II на Москву. Создание «Тушинского лагеря»

Осада польскими войсками Троице-Сергиева монастыря

Осада Смоленска польскими войсками

Польско-шведское вторжение в Россию

Бегство Лжедмитрия II в Калугу

Свержение царя Василия IV Шуйского

Договор «тушинцев» с королем Речи Посполитой Сигизмундом III о призвании на русский престол королевича Владислава

Правление «семибоярщины» во главе с князем Мстиславским

Вступление в Москву польских войск

1611,
янв. – мар.

Формирование первого ополчения против польских войск во главе с П. Ляпуновым

Восстание в Москве против польских войск. Пожар в Москве

Распад первого ополчения

1611,
сен. – окт.

Формирование в Нижнем Новгороде второго ополчения во главе с Кузьмой Мининым и князем Д. М. Пожарским

Создание в Ярославле «Совета всей земли» (временного правительства России)

Вступление войск второго ополчения в Москву. Капитуляция польского гарнизона в Кремле

Патриаршество Филарета

Созыв Земского собора в Москве

1613, 21 фев.

Избрание Земским собором на русский престол Михаила Федоровича Романова

Царствование Михаила Федоровича

1617, 27 фев.

Столбовский «вечный мир» со Швецией

Деулинское перемирие с Речью Посполитой

Возвращение из польского плена отца Михаила Федоровича, Филарета. Возведение его в сан патриарха Московского (до 1633)

Основание Красноярска

Военная реформа. Формирование регулярных полков и полков иноземного строя

Война России с Речью Посполитой за возвращение Смоленска

Поляновский мир с Речью Посполитой. Отказ короля Владислава IV от претензий на русский престол

Патриаршество Иоасафа I

Введение новых оборонительных сооружений – «засечных черт» на южных рубежах России

Основание Симбирска

Патриаршество Иосифа

Походы В. Пояркова и Е. Хабарова за Амур

Царствование Алексея Михайловича

Основание Охотска

«Соляной бунт» в Москве. Восстания в Сольвычегорске, Великом Устюге, Соликамске, Козлове, Курске, Воронеже, Томске, Сургуте и др.

Поход С. Дежнева. Открытие пролива между Азией и Америкой

Созыв Земского собора. Начало работы Уложенной комиссии князя Н. И. Одоевского

Принятие Земским собором нового свода законов – Соборного уложения царя Алексея Михайловича

Восстания в Пскове и Новгороде

Рейтинг 4.60

События истории России 17 век

Образование в Москве кружка «ревнителей благочестия», выступавших за проведение церковной реформы

1652 – 1658, 1667

Патриаршество Никона.

Установление казенной монополии на торговлю хлебным вином (водкой)

Начало церковной реформы патриарха Никона

Переяславская рада. Присоединение Украины к России

Русско-польская война

Русско-шведская война

Основание Иркутска

Кардисский мир со Швецией

«Медный бунт» в Москве

Восстания в Сибири и Башкирии

Учреждение почты в России

Церковный собор. Осуждение патриарха Никона, лишение его патриаршего сана

Патриаршество Иосафа II

Андрусовское перемирие с Речью Посполитой. Возвращение России Смоленской и Черниговской земель

Восстание в Соловецком монастыре («Соловецкое сидение»)

Патриаршество Питирима

Патриаршество Иоакима

Война России с Турцией и Крымским ханством

Царствование Федора Алексеевича

Введение подворного налогообложения (вместо посошного)

Бахчисарайское перемирие с Турцией и Крымским ханством

Отмена местничества (система феодальной иерархии, существовавшая с 15 в.)

Сожжение в Пустозерске лидеров церковного раскола Аввакума, Епифания и др.

Борьба за власть боярских группировок Нарышкиных и Милославских после смерти царя Федора Алексеевича. Стрелецкий бунт.

Совместное царствование братьев Ивана V и Петра I

Правление царевны Софьи Алексеевны – регентши при малолетних государях

Создание Петром I «потешных войск»

«Вечный мир» с Речью Посполитой

Основание Эллино-греческой (с 1701 Славяно-греко-латинская) академии в Москве

Крымские походы русских войск под командованием князя В. В. Голицына

Нерчинский договор с Китаем. Установление русско-китайской границы по рекам Аргунь и Горбица

Патриаршество Адриана

Единоличное царствование Петра I (после смерти царя Ивана V)