Воздушные бои над кубанью. Воздушные бои на кубани

Секунда — и безупречная геометрия боевых порядков ломается, моментально погружаясь в хаос ближнего воздушного боя. Семьдесят пять лет назад, 16 декабря 1942 года, под Сталинградом началась Среднедонская наступательная операция, в ходе которой силы Юго-Западного и левого фланга Воронежского фронтов атаковали восьмую итальянскую и третью румынскую армии группы "Дон" под командованием фельдмаршала Эриха фон Манштейна.

Каждая сторона привлекла для битвы от 400 до 500 самолетов различных типов. Красная армия за две недели прорвала вражеский фронт шириной в 340 километров, разгромила 11 дивизий противника и вышла в тыл группы армий "Дон". Такого успеха удалось достичь во многом благодаря эффективным действиям советской авиации. РИА Новости публикует подборку других заметных воздушных операций ХХ века.

Три боя

Одно из крупнейших воздушных сражений Второй мировой войны развернулось над Кубанью в апреле-июне 1943 года, в самый разгар битвы за Кавказ. Немецкая сторона, пользуясь численным превосходством в авиации, задействовала до 1,2 тысячи самолетов, чтобы сорвать наступление Красной армии. СССР же поднял в воздух до 1050 машин. Советские асы бились как на новых истребителях, так и на хорошо проверенных в прошлых сражениях. С люфтваффе боролись машины ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1Б, Як-7, а также полученные по ленд-лизу американские Р-39 "Аэрокобра", Р-40Е "Киттихоук" и британские "Спитфайр МК.V". Удары по наземным целям наносили главным образом пикирующие бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2 и "дальники" Ил-4. Немцы в основном полагались на свои знаменитые мессеры — BF-109 новых модификаций G-2 и G-4, — а также на истребители FW-190. Костяк бомбардировочной авиации люфтваффе составляли самолеты He-111 и Ju-88.

Советская историография разделяет сражение над Кубанью на три крупных воздушных боя. Первый произошел с 17 по 24 апреля в районе Мысхако. Силы вермахта при плотной поддержке авиации пытались уничтожить группу войск 18-й армии. На небольшой десант немцы бросили 450 бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. Им противостояли 500 советских самолетов, в том числе 100 бомбардировщиков. Немецкой стороне удалось сохранить инициативу в воздухе, однако истребительная авиация Советского Союза смогла достичь главной задачи: помешать бомбардировщикам врага организованно наносить удары по боевым порядкам советских войск.

Второе крупное сражение произошло с 28 апреля по 10 мая над станицей Крымской. О его высокой интенсивности говорит тот факт, что за три часа наступления немецкая авиация совершила более полутора тысяч самолетовылетов. Последние крупные воздушные бои прошли с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевской и Молдаванской. Всего за время трех битв СССР потерял около 750 самолетов, Германия — около 1,1 тысячи. Воздушные сражения на Кубани оцениваются советской историей положительно — ввиду значительного подрыва воздушной мощи люфтваффе на всем фронте. Кроме того, советские летчики прошли отличную школу во время битвы за Кавказ, выработали ряд эффективных тактических схем, научились воевать в новых боевых порядках.

Прямой путь в камикадзе

Одним из крупнейших воздушных сражений на тихоокеанском театре Второй мировой войны стала Битва при Марианских островах 19-20 июня 1944 года. Пятый флот ВМС США вступил в бой с мощным авианосным соединением Императорского флота Японии, насчитывавшим девять "плавучих аэродромов". Американцы наступали силами 12 авианосцев. Тысяче палубных самолетов Штатов противостояли порядка 750 японских машин. Эту битву Императорский флот проиграл с "разгромным счетом".

За два дня американцы потеряли 123 самолета. Однако они уничтожили более 600 машин противника и потопили три авианосца. К такому печальному для японцев итогу привело техническое несовершенство их истребителей, а также низкий уровень подготовки экипажей. Огромные потери в авиации Японской империи уже не удалось восполнить. В октябре 1944-го, во время сражения в заливе Лейте, которое считается крупнейшей морской битвой в истории, четыре японских авианосца не могли вступить в бой только потому, что для них не было самолетов. Отчасти именно разгром на Марианских островах и острый дефицит в палубной авиации привели к созданию в японском флоте отрядов камикадзе.

"Черный вторник"

Ожесточенными воздушными сражениями запомнилась и Корейская война. Одно из своих самых крупных поражений американская стратегическая авиация потерпела 30 октября 1951 года от советских самолетов. В этот день, позже названный в США "Черным вторником", 21 тяжелый бомбардировщик B-29 Stratofortress в сопровождении 200 истребителей вылетел для нанесения ударов по аэродрому Намси. На перехват этой армады выдвинулись 44 советских МиГ-15.

Истребительный эскорт сильно отставал от бомбардировщиков, так как поднялся в воздух с опозданием. B-29 определенный этап маршрута летели с минимальным прикрытием. Этим и воспользовались советские асы. Двадцать две пары МиГ-15 в пикировании прошли сквозь редкий строй американских F-86 и атаковали стратегические бомбардировщики. В результате скоротечного боя были сбиты 12 "летающих крепостей" и четыре истребителя прикрытия. Оставшимся бомбардировщикам пришлось ретироваться. По свидетельству штурмана одного из В-29, который участвовал в этом налете и позднее попал в плен, на всех уцелевших от атаки МиГ-15 самолетах были убитые и раненые. Советская сторона потеряла в этом бою лишь один истребитель.

Двое против двадцати восьми

В одном из первых сражений войны Судного дня произошла воздушная стычка, в очередной раз доказавшая, что в небе численное превосходство далеко не всегда является гарантией победы. Шестого октября 1973 года 28 египетских МиГ-17 и МиГ-21 атаковали израильскую авиабазу Офира на Синайском полуострове недалеко от Шарм-эш-Шейха. На аэродроме в тот момент находилась лишь одна дежурная пара истребителей-перехватчиков F-4 Phantom II с экипажами — по пилоту и штурману в каждой машине. Израильским летчикам здорово помог тот факт, что истребители противника просто не восприняли их как значимую угрозу и начали бомбить взлетно-посадочные полосы и другую инфраструктуру базы.

Пара поднялась в воздух и сразу же навязала египетским самолетам маневренный ближний бой. Немалую помощь израильским летчикам оказал зенитно-ракетный комплекс MIM-23, развернутый на авиабазе. В ходе скоротечной шестиминутной стычки двум "Фантомам" удалось сбить от четырех до семи истребителей и продержаться до подхода подкрепления — четырех израильских "Миражей". После этого МиГи прекратили атаку и ушли в направлении гор. По мнению многих аналитиков, ахиллесовой пятой египетских самолетов в этом сражении была чрезмерная бомбовая нагрузка — их пилоты не рассчитывали встретить серьезное сопротивление со стороны авиации противника. Впрочем, египтяне нанесли немалый урон: они уничтожили РЛС аэродрома, а также добились не менее трех попаданий по взлетно-посадочным полосам.


Георгий ЛИТВИН


Кубань, весна 1943 г, механик помагает пилоту вынуть из ноги осколок снаряда


Стабилизировав фронт после сокрушительного поражения под Сталинградом, немецкое командование с весны 1943 года начало подготовку к летнему наступлению. В осуществлении намеченного плана важное значение придавалось укреплению группировки в Крыму с целью сохранения плацдарма для наступления на Кавказ, а также отвлечения на второстепенные направления как можно большего числа советских войск.

К середине апреля 1943 г противник сосредоточил на аэродромах Крыма и Кубани основные силы 4-го воздушного флота, имевшего 820 самолетов. Кроме того, он мог привлекать более 200 бомбардировщиков с аэродромов юга Украины. Сосредоточение с обеих сторон большого количества самолетов для действий в ограниченном районе предопределило упорную и напряженную борьбу в воздухе.

На Тамани оборонялась 17-я немецкая армия и румынские войска. Поддерживала их авиация 4-го воздушного флота под командованием генерала Отто Деслоха, насчитывающая в марте 1943 года свыше 1000 боевых самолетов: 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. Штаб 4-го воздушного флота находился в Днепропетровске. Штаб VII 1-го воздушного корпуса - в Полтаве, IV-ro воздушного корпуса -в Донецке, а штаб 1-го воздушного корпуса - в Симферополе. На Кубань и в Крым прибыли лучшие истребительные эскадры люфтваффе: 3-я "Удет", 51-я "Мельдерс", и 52-я, а также пикирующие бомбардировщики, которыми командовал полковник Эрнст Купфер, 1-м воздушным корпусом командовал генерал Гюнтер Кортен, который первым делом разместил истребительные эскадры как можно ближе к линии фронта. Там же действовало по одной эскадрилье словаков, хорватов и румын, которые находились в оперативном подчинении у немцев. Летали они на "мессершмиттах". Собрав такой мощный авиационный кулак на относительно узком участке фронта, немцы начали авиационнное наступление. Так, с апреля 1943 года силы люфтваффе совершили здесь 750 вылетов, а советские авиачасти - всего 307. 12 апреля - соответственно 862 и 300, 15 апреля - 1560 и 447.

17 апреля немецкие войска силами 5-го армейского корпуса начали операцию "Нептун" по уничтожению советского плацдарма на Мысхако. С утра до вечера волнами по 25 самолетов пикирующие бомбардировщики атаковали позиции десантников. 17 апреля пикировщики сделали 511 самолето-вылетов. Всего же немецкая авиация 17 апреля совершила 1560 самолето-вылетов а советская - всего 538, но немцы не смогли уничтожить советских десантников. 18 апреля на Северо-Кавказский фронт по приказу Ставки прибыли маршал Г.К.Жуков и командующий ВВС генерал А.А.Новиков. Новиков приказал из резерва немедленно перебросить на Кубань 2-й бомбардировочный, 3-й истребительный, 2-й смешанный авиационные корпуса и 282-ю истребительную дивизию. Силы советской авиации увеличились на 900 самолетов. Из них: 370 истребителей, 170 штурмовиков, 165 бомбардировщиков, 195 ночных бомбардировщиков. Советские ВВС здесь уже имели до 65% новых самолетов типа Як-1, Як-7б и Ла-5, а также английские и американские А-20 "Бостон", Р-39 "Эйр-кобра" и "Спитфайр".


Эпизод воздушного боя, Кубань, весна 1943 г.


Всего над Кубанью произошло три воздушных сражения. По количеству воздушных боев и участвовавших в них самолетов на узком участке фронта они были первыми такими крупными за всю войну.

Первое воздушное сражение началось 17 апреля, когда противник попытался ликвидировать десантные части на плацдарме в районе Мысха-ко. На войска 18-й армии противник бросил 450 бомбардировщиков и около 200 истребителей. С советской стороны для противодействия немецкому наступлению в районе Мысхако привлекалось 500 самолетов, в том числе 100 бомбардировщиков. В этот день немецкие бомбардировщики совершили более 1000 самолето-вылетов в район Мысхако.

20 апреля противник вновь предпринял мощное наступление, но за 30 минут до начала наступления советская авиация силами 60 бомбардировщиков и 30 истребителей нанесла по противнику упреждающий удар, а через несколько минут - снова удар группой в 100 самолетов,что сорвало наступление противника. Затем, с 29 апреля по 10 мая, развернулись бои в районе станицы Крымской. Об их интенсивности говорит то, что за три часа наступления немецкая авиация произвела более 1500 самолёто-вылетов.

Советская авиация с 26 мая по 7 июня произвела 845 самолёто-вылетов по аэродромам противника Саки, Сарабуз, Керчь, Тамань, Анапа. Немецкая бомбардировочная авиация действовала и с аэродромов Крыма и Украины. Воздушные бои над Кубанским плацдармом были ожесточенными. На сравнительно узком, 25-30 километров, участке фронта, в день происходило до 40 групповых воздушных боев, в каждом из которых с обеих сторон участвовало 50-80 самолётов.

В ходе воздушных сражений советская авиация произвела около 35 тысяч самолёто-вылетов, из них 77% -фронтовая, 9% - авиация дальнего действия и 14%- авиация Черноморского флота. По советским данным, противник потерял 1100 самолетов, в том числе более 800 - в воздушных боях.

И снова о точности учётных данных. По данным советских архивов получилось, что ВВС РККА уничтожили все самолёты 4-го воздушного флота (всего их было 1050). Немцы же, со своей стороны, сообщили, что уничтожили в воздушных боях свыше 1000 советских самолётов и 300 самолётов сбили зенитным огнем, то есть больше, чем их было на этом участке фронта… Обе воюющие стороны относительно потерь противника действовали по старому правилу: "Пиши поболее, что их жалеть-то, басурманов!" Так что истину можно понять только из сопоставления многих данных. Однако то, что на Кубани происходили грандиозные воздушные сражения, в которые обе противоборствующие стороны бросили лучшее из имеющегося у них, и что потери с обеих сторон были огромны, сомнению не подлежит.

Архивными данными, публикациями, самими участниками подтверждено, что на Кубани действовали самые лучшие, хорошо подготовленные, имевшие большой боевой опыт немецкие лётчики, зачастую летавшие парами с 1939 года, умело использовавшие в бою радиосвязь и эшелонирование по высоте. Даже молодые лётчики из пополнения имели не менее 200 часов налёта, а прибыв во фронтовые части, они должны были налетать еше не менее 100 часов в прифронтовой полосе, прикрывая свои аэродромы, изучая местность, и только потом вводились в бой под прикрытием опытных лётчиков. Немцы, исходя из того, что у русских больше самолетов и лётчиков, своих берегли. В люфтваффе считалось: если в бою был сбит один советский самолёт и при этом потерян один немецкий, то это не победа, а поражение. На основании изучения немецких документов, литературы, изданной в ФРГ, и моих личных бесед с бывшими летчиками люфтваффе я уяснил формулу боя, которой руководствовались немецкие летчики: "Увидеть противника, оценить обстановку, принять решение, ударить, уйти".

С советской стороны, наряду с летчиками, имевшими уже солидный боевой опыт, такими, как А.И.Покрыш-кин, Г.Г.Голубев, А.Ф.Клубов, Н.Ф.Смирнов, В.Г.Семенишин, В.И.Фадеев, Б.Б.Глинка, Д.Б.Глинка, Г.А.-Речкалов и многими другими асами, были молодые пилоты, имевшие после окончания лётных школ мизерный налёт, а также лётчики, прибывшие из внутренних округов и с Дальнего Востока, и не имевшие боевого опыта.

На командном пункте командира немецкой авиагруппы всегда находились два радиста: один прослушивал переговоры своих самолётов, и с его помощью командир руководил боем, а второй, знающий русский язык, прослушивал переговоры советских самолетов. А послушать было что. Противник составлял списки фамилий наших лётчиков, определял среди них командиров и ведущих групп.

У пленных лётчиков немцы отбирали групповые фотокарточки, уточняли личности и делали фотоальбомы. Вот откуда предупреждающие команды: "Покрышкин в воздухе!" и другие. Много потерь среди опытнейших советских летчиков было и в результате неумения распознать радиоигру противника. Услышав сообщение: "Фадеев! Я Петров! Нахожусь там-то, веду бой, помоги!", советские асы, не задумываясь, бросались на помощь, а там их уже поджидали особые "охотники", такие, как "кубанский лев" Иоганн Визе…

Немцы же своим известным асам позывные часто меняли. Например, будущий ас №1 люфтваффе Эрих Хартман в боях на Кубани участвовал под своей фамилией, а уже став известным, фамилии менял. В частности, под Курском он уже летал под псевдонимом "Рабутски".

Попробуем все-таки оценить потери в воздушных боях. О наших потерях на Кубани даже спустя 50 лет после окончания войны полностью достоверных данных нет, хотя публикации имеются. Нужно отделить боевые потери самолётов, сбитых в воздушных боях или сбитых зенитной артиллерией противника, и не включать в это число те, которые разбились при перелётах и учебных полётах на фронтовых аэродромах. Немцы, например, различают такие потери: "погиб под воздействием противника" и "погиб без воздействия противника". Вот данные из немецких архивов о потерях лётчиков 52-й истребительной эскадры на Кубани с 17.04 по 17.06 1943 года.


"За нашу Кубань!"


Всего потеряно 35 лётчиков (убиты, ранены, пропали без вести). Указаны имена, фамилии и воинские звания. Учитывая, что здесь сражались три истребительные эскадры такого же уровня подготовки, то потери истребителей по аналогии можно будет оценить: 35x3=105 человек. В румынской, словацкой и хорватской эскадрильях было 60 летчиков. Так как их подготовка была гораздо хуже, можно ожидать, что они потеряли до 50% лётного состава, то есть 30 летчиков. Получается: потери летчиков-истребителей на Кубани за этот период составили около 135 человек, что составляет почти 50% первоначального состава. Кстати, 30 апреля 1943 года в воздушном бою на Кубани был тяжело ранен лейтенант Ешоннек, сын начальника генерального штаба люфтваффе генерал-полковника Ешонне-ка, также учившегося в Липецкой авиашколе в период тесного сотрудничества рейхсвера и Красной Армии. Рассказ сына о возросшей мощи советской авиации удручающе подействовал на начальника генерального штаба, отвечающего за подготовку и ведение боевых действий люфтваффе.

На Кубани действовала и особая эскадрилья ночных истребителей под командованием обер-лейтенанта Пет-цольда. Эта эскадрилья, умело используя радиосвязь, четко взаимодействовала с зенитчиками и прожектористами, нанося большие потери советским ночным бомбардировщикам. Сама же она потерь практически не понесла. Точных данных о потерях немецкой бомбардировочной и разведывательной авиации за данный период у меня пока нет, но нужно отметить, что на Кубани действовали опытные летчики и в том числе самый известный - полковник Рудель. Самолеты имели надежное прикрытие истребителями по пути следования к цели и обратно, а также над полем боя. Однако советские командиры уже научились хорошо пользоваться радиостанциями и наводили истребителей по радио. Истребители имели самую главную задачу: сбивать в первую очередь немецкие бомбардировщики, не допуская их к цели, поэтому потери немецких бомбардировщиков были значительными, особенно среди пикирующих бомбардировщиков Ju 87. Воздушные бои и сражения, проведенные на Кубани, показали возросшее мастерство лётного состава и авиационных командиров. Четко была организована система оповещения и наведения истребителей на противника, широко применялось наращивание авиационных сил в ходе воздушного сражения. Широко применялись вертикальный маневр, эшелонирование по высоте боевых порядков, своевременный ввод в сражение резервов, управление групповым воздушным боем с наземных пунктов управления. Истребители часто применяли способ "свободной охоты" и блокирование аэродромов противника. Перехват бомбардировщиков осуществлялся сильными маневренными группами истребителей на дальних подступах к линии фронта.

На Кубани немцы встретились уже с более организованным противником, который за прошедший период войны многому научился и стал представлять собой все более грозную силу. Ас №1 Германии Эрих Хартман, который с октября 1942 года сражался на восточном фронте, приводя список потерь своей 52-й истребительной эскадры, самой лучшей по результативности в истребительной авиации, говорил об этом периоде войны: "Этот список потерь помогает разрушить легенду о том, что с русскими было гораздо легче воевать. Особенно с 1943 года об этом не могло быть и речи. Интересно, что известные немецкие асы, сражавшиеся на западном фронте, а затем переброшенные на восточный, вскоре погибали или попадали в плен. Вспомните, например, таких асов, как Аси Ган, Зигфрид Шнель, Герхард Хомут, Эрих Лейе. Причины различны: психологические, технические, материальные и даже погодные. Многое зависело от тылового снабжения и организации аэродромной службы. Восточный и западный фронты нельзя сравнивать.. ."

Особо хотел бы остановиться на действиях на Кубани немецкой зенитной артиллерии. Зенитных средств было немало: здесь действовали все штатные дивизионы пехотных дивизий 5-го армейского корпуса и приданных ему частей. Там же действовала особая 9-я зенитная дивизия люфтваффе. В моей библиотеке есть изданная в ФРГ книга "От Кубанского плацдарма до Севастополя". Автор книги - командир этой дивизии генерал-лейтенант Пиккерт, сильный и умный противник. Ранее дивизия входила в состав армии Паулюса, была в "котле". К концу сражения под Сталинградом остатки личного состава и артиллерии дивизии были приданы другим частям, а ее штаб на самолётах был переброшен на Кубань, где дивизия была воссоздана под тем же номером за счет пополнения из Германии.

Имея на вооружении крупно-, средне- и малокалиберные пушки, артиллеристы могли вести прицельный и заградительный огонь по целям, летящим на разных высотах. Спаренные 20-миллиметровые пушки были установлены на самодвижущихся лафетах. Хорошо организованное с командных пунктов взаимодействие по радио между истребителями и зенитчиками давало возможность встречать советские самолеты заградительным огнем.

Согласно немецким документам, в этой моторизованной зенитной дивизии было 779 стволов и 196 прожекторных установок. Командир дивизии был одновременно и командующим всей зенитной артиллерией Крыма. На Кубанском полуострове находился полк этой дивизии, который одновременно координировал здесь действия всей зенитной артиллерии. От огня зенитной артиллерии было много потерь среди советских штурмовиков Ил-2, которые атаковали с бреющего полета. С того времени, как на Ил-2 появились стрелки, их больше сбивали зенитки, чем истребители противника.

За последнее время на Кубани приняли особенно широкий размах боевые действия авиации обеих воюющих сторон. Групповые воздушные бои, начавшиеся еще в апреле, день ото дня увеличивались в масштабе, перерастая от отдельных, эпизодических столкновений истребителей и бомбардировщиков в длительное воздушное сражение. Немцы, пытаясь захватить инициативу в воздухе, предприняли ряд массированных налетов на район Краснодара.

Как известно, завоевать господство в воздухе им не удалось, и налеты, предпринятые в больших масштабах, не принесли им желаемых результатов. Под Ростовом и под Краснодаром в воздушных боях и огнем зенитной артиллерии были уничтожены сотни немецких самолетов, и боевой эффект их нападений свелся до минимума. А инициатива в воздушных боях уже с этих первых столкновений стала постепенно переходить на сторону нашей авиации.

В дальнейшем немцы всеми мерами старались оказать наиболее действенную помощь с воздуха своим обороняющимся наземным войскам. Для этого они стали срочно пополнять авиачасти, потрепанные на первом этапе борьбы, вливая в них целые подразделения. Одновременно они перебрасывали на крымские аэродромы свежие части. Немецкая оборона была подкреплена крупными авиационными силами.

Противник переключил усилия всей боевой авиации непосредственно на поле боя. Ударам немецких бомбардировщиков по боевым порядкам наших войск предшествовало появление над линией фронта массы истребителей, которые приходили группами по 20–40 самолетов на участки наиболее горячих боев. Немцы стремились вытеснить наши истребители с поля боя и обеспечить свободу действий своим бомбардировщикам.

Боевой порядок немецких истребителей строился в данном случае по принципу многоярусного патрулирования. «Мессершмитты» и «Фокке-Вульф-190», связанные между собой по радио, заполняли слой воздуха с 1000 до 6000–7000 метров и значительно эшелонировались в глубину для быстроты наращивания сил в главных очагах боев. В то же время часть немецких истребителей имела своей задачей борьбу с нашими штурмовиками и бомбардировщиками, а специально выделенные пары и четверки «охотников» действовали на нашей территории, пытаясь заблокировать аэродромы.

Борьба с этим авангардом вражеского воздушного флота была весьма напряженной. Немецким пилотам с их многоярусным боевым порядком наши летчики противопоставили еще более эшелонированный по высоте маневр сковывающих и ударных групп истребителей. На приемы боя в вертикальной плоскости они отвечали удачным сочетанием вертикального и горизонтального боевого маневра.

Через несколько дней крупных столкновений, продолжавшихся над фронтом буквально от зари до зари, тактика вражеских истребителей стала заметно изменяться, и самые очаги боев начали перемещаться на территорию, занятую немцами. Гитлеровские летчики теперь предпринимали атаки только против тех групп наших истребителей, которые уступали им в численности; состав вражеских воздушных патрулей постепенно уменьшался; наши аэродромы больше не видели блокирующих немецких самолетов. Началось очищение воздуха от истребителей врага.

Упорно отвоевывая инициативу в воздухе, наши летчики-истребители вскоре смогли обеспечить действия больших групп своих штурмовиков и бомбардировщиков на поле боя. Это выявилось в предпринятой нашими воздушными силами довольно крупной операции по уничтожению наземных войск противника, сосредоточившихся на одном из флангов армии. Несмотря на активность вражеских истребителей, наши воздушные патрули сумели вытеснить их из района, где наносился удар. Двести советских самолетов, эшелон за эшелоном, налетели на готовые к контратаке немецкие резервы. В результате мощного воздействия с воздуха солидная группировка немцев была полностью рассеяна, и план ввода ее в бой был сорван. В частности, здесь понесла огромный урон немецкая горно-стрелковая дивизия, штаб которой потерял почти весь офицерский состав.

В ходе непрерывного и грандиозного сражения за господство в воздухе наши истребители совершенствовали свое тактическое мастерство. Особенно надо отметить действия подразделений, которыми командует Герой Советского Союза тов. Данилов. Подразделения тов. Данилова действовали с передовых аэродромов на наиболее ответственных участках фронта, уничтожая немцев в так называемых зонах истребления. В то время, когда другие истребители несли службу патрулирования, прикрытия, непосредственного сопровождения штурмовиков или бомбардировщиков, эти подразделения вели воздушные бои на территории, занимаемой противником в специально отведенной зоне. За короткий срок они уничтожили здесь свыше 160 немецких самолетов.

Этому успеху способствовала четкая организация действий в зонах истребления. Одна группа, эшелонируясь по высоте в несколько ярусов, уничтожала немецкие истребители, другая вела бои с бомбардировщиками. В руках командира всегда имелся солидный резерв, которым он мог повлиять на исход боя в зоне истребления, если туда подходили свежие немецкие самолеты. Вызов резерва в бой осуществлялся по радио с командного пункта, находившегося у линии фронта, на высоте, с которой можно было наблюдать за ходом боя. Наряду с этим приемом борьбы успешно практиковались свободные воздушные бои скоростных истребителей. Летчики N части, действуя методами группового свободного поиска вражеских самолетов, захватывали в сферу своей боевой работы большую территорию и порою появлялись на значительном удалении от линии фронта. Сочетая такой прием с непрерывными боями над линией фронта, истребители этой части ежедневно наносили и продолжают наносить врагу серьезные потери.

Командир соединения, как правило, управляет всеми боями своих летчиков по радио с командного пункта, расположенного на передовых позициях. Это позволяет добиться высокого боевого эффекта в каждой схватке с врагом. На-днях большая группа немецких бомбардировщиков типа «Дорнье-215», сопровождаемая «Мессершмиттами», шла по направлению к важному участку поля боя. Их заметила радиостанция наведения, и тотчас же была подана команда группе истребителей, патрулирующих в другом районе. Эта группа под командой гвардии старшего лейтенанта Искрина немедленно нанесла удар по немецким бомбардировщикам. Ее атака сочеталась с атакой воздушного патруля, возглавляемого старшим лейтенантом Рычкаловым, который сковал вражеские истребители прикрытия. В результате боя немцы потеряли несколько самолетов и к линии фронта не были допущены.

В ходе большого воздушного сражения немцы все время присматриваются к тактическим приемам наших летчиков-истребителей, стараясь при первой же возможности поставить их в невыгодные условия боя. Борьба идет острая, и успехи нашим летчикам достаются нелегко. Враг практикует самые различные приемы военной хитрости, и победителями из воздушного боя выходят только те летчики, которые грамотно, с полным знанием дела сражаются с немцами. На одном участке немцы предприняли такой маневр истребителями. На поле боя пришла небольшая группа «Мессершмиттов». Встретившись с нашими самолетами, противник имитировал бегство. Запальчиво и неосмотрительно погнавшись за «Мессершмиттами» и несколько смешав свой боевой порядок, наши летчики попали под удар специально высланного для этой цели отряда «Фокке-Вульф-190» и понесли некоторые потери. Этот факт говорит о том, что, даже занимая господствующее положение в воздухе на всем фронте, надо быть исключительно внимательным на отдельных его участках, здраво оценивая все условия конкретной воздушной обстановки.

Борьба наших истребителей за господство в воздухе подкреплялась , а также мастерской организацией самообороны бомбардировщиков и штурмовиков во время действий на поле боя. Удары по немецким аэродромам выводят из строя большое количество вражеских самолетов и летного состава, что является неот’емлемой частью борьбы за господство в воздухе. Такие удары держат немецкие эскадры в постоянном напряжении, заставляя их производить вынужденный аэродромный маневр.

Весьма показателен в этом отношении допрос нескольких пленных немецких летчиков. Они рассказали, что, находясь вначале на передовых аэродромах, их эскадра лишилась 22 бомбардировщиков, сожженных во время налета нашей авиации на один аэродром. Затем последовал новый удар по тому аэродрому, куда перекочевали части эскадры. Еще было выведено из строя около 20 машин, и немецкое командование отвело остатки эскадры на тыловые аэродромы.

Сумма различных приемов активной, наступательной борьбы, начиная с упорных воздушных схваток истребителей и кончая крупными групповыми боями над территорией, занятой врагом, дала в конце концов ряд преимуществ нашим авиационным частям, сумевшим в ходе воздушного сражения оказать действенную помощь своим наземным войскам на поле боя. В частности, наши бомбардировщики и штурмовики обеспечили действия своих войск, овладевавших крупным узлом сопротивления немцев - станцией Крымской.

Здесь атаки нашей авиации начались с ударов ночных бомбардировщиков по вражеской обороне. Вслед за тем группы штурмовиков и бомбардировщиков, глубоко эшелонируясь по времени, держали немецкие войска под непрерывным воздействием с воздуха.

Прикрытие истребителями осуществлялось различными способами в зависимости от воздушной обстановки. Основной из них - сочетание действий крупных воздушных патрулей, расположенных на нескольких ярусах за линией фронта, и непосредственного сопровождения бомбардировщиков. Такая организация обеспечения позволяла нашим бомбардировщикам и штурмовикам с малыми потерями достигать высокого боевого эффекта при непрерывных налетах на немецкую оборону. Мощные истребительные заслоны мешали немецкой авиации подойти к полю боя. Если же сквозь них и просачивались отдельные группы вражеских истребителей, их немедленно связывали боем наши истребители непосредственного сопровождения.

Успеху боевой деятельности нашей авиации на Кубани способствовала энергичная воздушная разведка. Ее работа проходила в крайне сложных условиях. Разведчикам пришлось выявлять систему вражеской обороны под непрерывными атаками немецких истребителей, под огнем зенитной артиллерии. Но все же настойчивость советских воздушных разведчиков помогла им выполнить ряд сложных заданий, в результате чего все авиачасти были снабжены фотопланшетами тех участков фронта, где наносились удары. Кроме того подробные карты с огневыми точками и укреплениями врага, выявленными фоторазведкой, получили и наземные части.

Воздушное сражение на Кубани продолжается. Его первые этапы отмечены срывом планов немецкого командования, возложившего на свой воздушный флот задачу завоевания господства в воздухе. Однако немцам не удалось стать хозяином в кубанском небе. Они понесли огромные потери. Только за последние три недели враг лишился более 500 боевых машин, уничтоженных в воздушных боях над линией фронта. Среди них большое количество истребителей, примененных нынче немцами на принципе массированных действий. Победа наших летчиков явилась результатом не только их героизма, боевой отваги, но также и возросшего умения наиболее эффективно использовать свою отличную материальную часть. Хорошо налаженная служба управления и радиосвязи, опыт, приобретенный в предыдущих воздушных боях, особенно в сталинградской воздушной битве, - всё это позволило нашим авиачастям с честью пройти через первые этапы нынешнего воздушного сражения. || Подполковник

ВОЗДУШНЫЕ СРАЖЕНИЯ НА КУБАНИ 1943 года, крупнейшие сражения Великой Отечественной войны между советскими ВВС и германской авиацией в апреле - июне за оперативное господство в воздухе. К середине апреля 1943 года германское командование сосредоточило на аэродромах Крымского и Таманского полуостровов около 1 тысячи самолётов (510 бомбардировщиков, 250 истребителей, 60 самолётов-разведчиков и 170 транспортных самолётов) 4-го воздушного флота (в его составе находились элитные истребительные эскадры германских ВВС «Удет» и «Мельдерс»), рассчитывая с помощью авиации сорвать наступление РККА на южном крыле советско-германского фронта. Также для ударов по советским войскам на Северном Кавказе привлекались до 200 бомбардировщиков, базировавшихся в Донбассе и на юге Украины. Советские ВВС Северо-Кавказского фронта (командующий - генерал-лейтенант К. А. Вершинин) в составе 4-й и 5-й (с 24 апреля выведена в резерв) воздушных армий с привлечением части сил ВВС Черноморского флота и Авиации дальнего действия насчитывали около 580 боевых самолётов. Первое сражение началось 17 апреля, когда германская авиация нанесла массированный удар по плацдарму советских войск юго-западнее Новороссийска (так называемая Малая земля), в котором приняли участие 450 бомбардировщиков и около 200 истребителей. Несмотря на противодействие советской авиации (для поддержки десантников привлекли около 500 самолётов), противник совершил в этот день свыше 1 тысячи самолётовылетов, потеряв только 7 самолётов. 18 апреля на Северо-Кавказский фронт прибыли представители Ставки Верховного Главнокомандования - Маршал Советского Союза Г. К. Жуков и маршал авиации А. А. Новиков, а в состав ВВС Северо-Кавказского фронта из резерва Ставки были переданы 2-й бомбардировочный, 2-й смешанный, 3-й истребительный авиакорпуса и 267-я истребительная авиадивизия. Группировка советских ВВС возросла до 1048 самолётов (508 бомбардировщиков, 170 штурмовиков, 370 истребителей) и состояла в основном из самолётов новых типов (советские Пе-2, Ил-2, Як-1, Як-7б, Ла-5, а также американский Р-39 «Аэрокобра» и английский «Спитфайр» Mk. Vb, которые составляли 11 % от общего числа истребителей). В течение 19-24 апреля над плацдармом велись ожесточённые воздушные бои, в ходе которых германские ВВС потеряли свыше 150 самолётов, а советские бомбардировщики нанесли удары по аэродромам противника в Крыму и на Украине. Последующие сражения происходили в районах станиц Крымская (29 апреля - 10 мая), Киевская и Молдаванская (26 мая и 7 июня). В отдельные дни на участке 20-30 км происходило до 40 воздушных боёв с участием 50-80 самолётов с обеих сторон, одновременно советские ВВС наносили удары по аэродромам противника. В ходе воздушных сражений на Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолётовылетов, уничтожила около 1,1 тысячи самолётов (в том числе 800 в воздушных боях), что явилось важным шагом на пути завоевания стратегического господства в воздухе, достигнутого в Курской битве 1943 года. Во время воздушных сражений на Кубани зародились новые способы ведения воздушного боя и управления им: эшелонирование по высоте боевых порядков (так называемая кубанская этажерка), ввод в сражение резервов, управление групповым воздушным боем с наземных пунктов управления. 52 советским лётчикам было присвоено звание Героя Советского Союза (в том числе А. И. Покрышкину). Победа в небе над Кубанью оплачена дорогой ценой - советская авиация потеряла около 800 самолётов.

Лит.: Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне. 1941-1945 годы М., 1968; Тимохович И. В. Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне. М., 1976; Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне, 1941-1945. 2-е изд. М., 1985.