Внимание на такой быстрый и. Как переключить внимание

У любого человека в жизни бывают случаи, когда нужно переключать свое внимание с одной деятельности на другую. Например, нужно идти на совещание и решать на нем разные вопросы, а за час до этого вы были участником семейного скандала, который до сих пор никак не выходит из головы. Знакомо? Два события рядом и оба важные. И как сохранить ясность сознания на совещании после всплеска эмоций?

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ

Уметь управлять своим вниманием важно и от умения управлять вниманием зависит качество жизни человека. Там где внимание, там и жизненная энергия. Чем шире охват внимания, тем больше возможностей имеет человек.

О значимости внимания можно продолжать до бесконечности. Разберем то, как можно научиться быстро переключать внимание между разными видами деятельности.

Если условно выделить два ведущих процесса, которые доминируют в сознании, то этими процессами будут мышление и восприятие. Причем они антагонистичны. Чем больше ресурсов, энергии (в научном, а не эзотерическом понимании этого слова) забирает, «оттягивает» на себя мышление, тем меньший объем сознания занимает восприятие. Это можно сравнить с бюджетом страны: если кому-то дали больше средств, неизбежно (при ограниченном количестве этих средств) кому-то достанется меньше.

Так же и у организма: если мы о чем-то глубоко задумались, то восприятие существенно сокращает свое представительство в сознании. Вспомните ситуации, когда вы о чем-то напряженно думали. Сосредоточившись на своих мыслях, постепенно перестаешь замечать посторонние звуки, детали окружения и большую часть ощущений собственного тела. Иногда, остановив свой взгляд на одной «точке», мы перестаем замечать происходящее вокруг нас, а порой не видим и самой «точки», несмотря на то что наши глаза по-прежнему открыты. Наш взор обращен «вовнутрь», в таких ситуациях в нашем сознании царствует мышление.

Иногда, чаще всего спонтанно, восприятие «добивается» кратковременного превосходства. Это происходит в том случае, если вы очарованы какой-то мелодией, в восхищении обозреваете открывшийся вам с вершины холма вид, наблюдаете за красивейшим закатом солнца либо же вы медленно погрузились в теплую ванну и чувствуете, как расслабляется ваше тело. В этот момент мысли отступили, их вытеснила сенсорная информация, т. е. воспринятое вашими органами чувств, проще говоря – восприятие.

Отсюда следует один очень важный вывод. Он таков: заполняя сознание восприятием, мы можем уменьшить объем мышления пропорционально тому, насколько нам удастся сосредоточиться на процессе восприятия.

Приведем пример того, как этот психофизиологический закон работает в повседневной жизни. Заодно это будет пример того, как незнание функционирования собственной психики может обернуться крупными неприятностями. Примером нам послужит игра в «наперсток». Ее технические исполнители, чаще всего бойкие молодые люди, которых мы и по сей день можем встретить на улицах наших городов, наверное, и не подозревают о тех тонких психофизиологических механизмах, которыми они пользуются.

Скорее всего, они знают лишь процедуру, технический набор действий. Итак, проанализируем, что происходит в процессе подобной игры, чтобы понять, почему же порой неглупые и рачительные люди добровольно расстаются с крупными суммами денег и другими ценностями, совершают явно необдуманные поступки.

С реальным миром материальных объектов и физических явлений мы контактируем только одним способом – с помощью восприятия – т. е. с помощью органов чувств. Рассмотрим, к примеру, орган зрения. На сетчатку глаза, проходя через отверстие зрачка и преломляясь хрусталиком, падает поток света. Отдельно взятая частица этого потока, фотон, попадая на определенную светочувствительную клетку (если помните со школы, «палочки» и «колбочки», массы которых выстилают глазное дно), приводит к химической реакции внутри этой клетки, которая, в свою очередь, формирует нервный импульс.

Поток импульсации от всех клеток сетчатки устремляется по нервным проводниковым путям в затылочную область коры головного мозга, где и подвергается «анализу». Отсюда можно выделить «рецепторы» – то, что воспринимает информацию, «проводниковые пути» – то, посредством чего эта информация транспортируется, и «анализаторы» – то, где полученная информация подвергается обработке и анализу.

В процессе игры в «наперсток» осуществляется «загрузка» восприятия. После того как человек начал играть, подчинившись ра-зоженной аферистами эмоции азарта и ощущению возможного легкого выигрыша, в работу вступает психофизиологический механизм загрузки сознания восприятием. В первую очередь активно начинает эксплуатироваться зрительный канал восприятия, наиболее значимый для большинства людей. Порядка 70–80 % сознательного внимания человека, принявшего участие в «игре», направляется на отслеживание перемещения наперстков (стаканов, карт и других предметов).

Одновременно с этим идет активное задействование слухового канала восприятия. Те, кто наблюдал за подобными «играми», могут вспомнить, что «ведущий», обычно активный молодой человек, все время что-то говорит. Причем на первый взгляд эти слова – какой-то «детский лепет», фразы типа: «Закручу-заверчу, всех запутать хочу» и тому подобные «шутки-прибаутки». На самом деле это очень важный компонент загрузки сознания, «догружающий» его еще на 15–20 %. И чтобы окончательно «загрузить» и даже «перегрузить» сознание сенсорной информацией, задействуется условно выделяемый кинестетический канал восприятия (осязание, проприоцептивная рецепция, температурная чувствительность и т. д.).

Человек ощущает положение своего тела в пространстве, температуру окружающего воздуха открытыми участками кожи, контакт кожи с одеждой и т. п. Чтобы усилить поток информации, идущий от тела, существует «группа поддержки» – несколько человек, которые активно крутятся, толкаются и трутся в прямом смысле этих слов вокруг «жертвы» этих манипуляций.

В итоге количество сенсорной информации переходит в качество – хоть вешай табличку «все ушли на фронт» – в момент, когда необходимо совершить сознательный, обдуманный выбор – расставаться ли с деньгами или уйти, думать, по сути, некому, точнее нечему. Перегруженная сенсорной информацией голова действует необдуманно во всех смыслах слова, подчиняясь эмоции азарта. Интеллект на этом этапе уже не играет существенной роли, поскольку задействовать осознанное мышление весьма проблематично.

Это был пример того, как механизм загрузки сознания восприятием может быть использован против наших интересов при мани-пулятивном воздействии извне. При осознанном использовании подобный механизм может работать нам на благо, ибо именно с его помощью мы сможем последовать совету «меньше думать».

КАК БЫСТРО ПЕРЕКЛЮЧАТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ

У гештальт-терапевтов есть такое выражение «будь с этим». Это означает не бороться с теми эмоциями и мыслями, которые все время идут по кругу, а позволить им просто быть, отпустить процесс. И следующее – это придать важности тому, что происходит именно сейчас, находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.

Замечу, что важность текущего момента не должна зашкаливать. Если придать сверх много важности, тогда она начнет работать во вред.

Если брать пример с совещанием, то необходимо позволить эмоциям и мыслям о скандале быть, и при этом придать важности совещанию, на котором вы находитесь. После совещания вы сможете опять вернуться эмоционально и мысленно к скандалу, но именно сейчас идет совещание и это важно сейчас .

И это работает с любой деятельностью. Например, важно быть полностью и телом, и мыслями, и эмоциями на свидании, при подписании договоров, на экзамене и т.д. Все остальное уже случилось или к нему можно будет вернуться позже. Но всегда важно только то, что происходит именно сейчас.

Также необходимо отдаваться любому процессу полностью и понимать, где начинается один процесс и заканчивается другой. Отдаться полностью – это, например, отключить телефон или отложить в сторону все посторонние вещи, которые никак не связаны с текущим процессом и могут отвлекать. Понимать, где начинается и заканчивается процесс – например, у собрания есть установленное время начала и конца собрания, все остальное время – это другие процессы, у скандала есть начало и конец.

Если сложно определить начало и конец события, тогда обратите внимание, где находится физическое тело и что находится радом с физическим телом. Например, если сейчас рядом или по телефону (скайпу и т.д) нет тех людей, которые были на совещании, то сейчас идет какой-то другой процесс, деятельность, но не совещание.

Таким образом, чтобы быстро переключить внимание, необходимо:
1) Если мысли и эмоции вас отвлекают, мешают сосредоточиться и не дают переключить внимание, позвольте этому быть. Просто отпустите контроль.
2) Придайте значение «важно» тому, что происходит именно сейчас или тому, чем в самом скором времени необходимо будет заняться.

И отдавать себе отчет о том, какой именно процесс (деятельность) идет именно сейчас и где его границы.

Обычно такой способ переключения внимания осваивается довольно быстро и легко. Результаты великолепны.

Психотерапевт Ушакова Юлия Николаевна

В числе важнейших для чтения свойств внимания также следует выделить переключение, или переключаемость. Под ним понимается способность человека быстро переходить от одной деятельности к другой. Переключаемость означает со­знательное и осмысленное перемещение своего внимания с одного объекта на другой или с одних свойств, качеств пред­мета на другие. Многие отмечают, что им трудно оторваться от одного и переключиться на другое.

Очевидно, что переключаемость внимания в сложных и быстро меняющихся условиях означает способность быстро ориентироваться в них. Легкость переключения внимания у людей различается. Одни легко переходят от одной деятельно­сти к другой, для других требуется время и затрата опреде­ленных усилий. Необходимо отметить, что переключаемость зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между содержанием предшествующей деятельности, а также отношение к ней: чем более значима и менее интересна после­дующая, тем, очевидно, труднее переключиться, и наоборот.

Объем внимания

На практике объем внимания определяется числом предметов, которые человек может воспринять, «схватить» при быстром предъявлении. В психологических лабораториях для этой цели используется специальный прибор - тахистоскоп (название произошло от древнегреческих слов «тахис» - «быстро», «скопео» - «смотрю»). На экране на короткое время показывают буквы, цифры, рисунки, а затем подсчитывают число правильно воспринятых элементов. Иными словами, объем внимания -это широта той области, на которую оно может быть распрост­ранено.

Прежде чем перейти к описанию упражнений для тренировки внимания, хотелось бы напомнить вам, что внимание является общим свойством психики, явлений и процессов, составляю­щих основной объем психической деятельности человека. Внимание сопровождает, направляет и целесообразно орга­низует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Но быть занятым исключительно одним процессом внимания «оказывается» невозможно. Вместе с тем нормальный человек в бодрствующем состоянии быть абсолютно невнимательным тоже не в состоянии. Его внимание всегда бывает чем-то привлечено и на чем-то сосредоточено, а именно на объекте деятельности. Установлено, что внимание повышает эффективность любой психической деятельности. Оно вызывает более ясное и отчетливое протекание психичес­ких процессов. При этом внимательное восприятие служит своеобразным фильтром для раздражении, не связанных с объектом внимания.

Наконец, внимание оказывается механизмом, при помощи которого наше сознание организует свою деятельность избира­тельно, избегая перегрузки и направляя ее на то, чтобы каким-то образом удовлетворить потребности индивида. Таким образом, избирательный характер внимания служит основной предпо­сылкой целесообразной направленности как психической, так и трудовой деятельности личности. А направляется психичес­кая деятельность личностью на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость.

Для получения длительного устойчивого внимания необхо­димо, как минимум, учесть два условия. Во-первых, на сосредо­точенность и устойчивость внимания влияет ваше общее само­чувствие. Так, при значительном перенапряжении и утомлении отмечается ухудшение устойчивости внимания, понижение так называемой помехоустойчивости, вы чаще отвлекаетесь на побочные впечатления, становится труднее длительно удержи­вать свое внимание на определенном занятии.

Во-вторых, наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором сосредоточено внимание, новые стороны связи. Там, где содержание предмета не дает осмысления возможности для дальнейшего углубления в него, создаются предпосылки для легкой отвлекаемое™ и неизбежно наступает рассеянность, вызванная колебаниями внимания. Любое однообразие, моно­тонность, отсутствие новизны в получаемых сведениях спо­собно притупить внимание воспринимающего информацию.

Предлагая упражнения, выбранные нами из серии психотех­нических игр, используемых в спорте, хотелось бы напомнить, что 3 месяца - это минимальный срок, в течение которого, аккуратно выполняя упражнения, можно получить положи­тельные результаты. Вот что писала одна из участниц экспери­ментальных курсов быстрого чтения: «Никогда не думала, что тренировки внимания так много дадут мне, и не только для чте­ния. Раньше очень трудно было заставить себя читать нужную мне книгу в течение часа. Постоянно что-нибудь отвлекало. И я сама с удовольствием на эти «отвлечения» откликалась. Теперь же очень просто, как бы внутренне приказываю себе «работать, это очень мне нужно». И незаметно для себя увлекаюсь самой работой. Чтение даже неинтересной книги становится вдруг захватывающе интересным. Заметила также, что на службе в конструкторском бюро мне очень просто отключиться от внешнего мира и целиком уйти в выполняемую работу».

Человек не может постоянно работать на своей предельной мощности. Энергия его падает, сил становится меньше и концентрация внимания уменьшается. Для того чтобы мы могли работать продуктивно, то должны время от времени заниматься переключением внимания.

Определение

Все люди сталкивались с тем, что утром они могут хорошо концентрироваться на решении сложных задач, а к вечеру это становится делать проблематично. Почему? Человек расходует свои силы на принятие всевозможных бытовых решений и по этой причине к вечеру у него нет ни сил, ни желания заниматься чем-то важным. Восстановить энергию помогает переключение внимания. Простая методика дает хорошие результаты, если ей овладеть в совершенстве. Мозг не будет сильно уставать, если он не работает все время на износ.

Умный человек через каждые 2 часа продуктивной деятельности делает перерыв. Причем в свободное время он не сидит за компьютером, а выходит подышать воздухом, занимается физкультурой или же заваривает кофе. Смена деятельности - это лучший способ переключения внимания. Но не всегда есть возможность выйти из-за стола и прогуляться. Порой приходится быстро менять сектор своих задач и концентрироваться на каждой из них. Как быть в такой ситуации?

Виды

Переключение внимания бывает двух видов:

  1. Преднамеренное. В этом случае человек волевым усилием заставляет себя перенести внимание с одной задачи на другую. Наглядный пример: переключение между несколькими проектами часто можно увидеть в любом офисе. Да и дома люди нередко работают в режиме многозадачности. Например, девушка может мыть посуду и разговаривать в это время по телефону. Подобное постоянное переключение внимания будет снижать эффективность каждого из отдельно взятых дел, если персона, их выполняющая, не обладает этим быстрым навыком.
  2. Непреднамеренное. Отвлекающие факторы сопровождают человека на протяжении всего дня. Он может усиленно заниматься работой, но телефонный звонок выбьет человека из состояния глубокого мышления. Оповещение социальных сетей не дают сосредоточиться на каком-то занятии дольше 30 минут. Радио или телевизор, которые играют фоном, поглощают внимание, даже если он этого не осознает.

Как определить свою работоспособность?

Переключение внимания и распределение его между задачами - полезный навык. Но прежде чем делать упражнения, человек должен понять свою исходную точку. У каждого индивида свой ритм жизни и сфера деятельности. Кому-то требуется сильная концентрация, а кто-то может работать на автомате. Как же определить объем своего внимания и его расход за день? Утром, сразу после того как проснетесь, сядьте за стол и начните писать любую цифру или букву. Рисуйте ряд до тех пор, пока не собьетесь. Подсчитайте результат. Например, у вас получилось 16 цифр. Тот же тест нужно проделывать в течение дня. Напишите ряд чисел ближе к обеду, а затем вечером. Посмотрев на результат, вам станет ясно, в какие отрезки времени вам нужно будет отвлекаться, снимать умственное напряжение, чтобы опять ринуться в бой.

Чтение двух книг одновременно

Методика переключения внимания заключается в том, чтобы натренировать сознание на осознанную и быструю смену деятельности без потери когнитивных функций. Как можно добиться хорошего результата? Вам нужно ежедневно практиковать простое упражнение. Возьмите две книги одинакового формата и схожего содержания. Например, это могут быть детективы. Отведите час и приступайте к чтению. Читать нужно попеременно обе книги одновременно. Закончив одну страницу в первом детективе, сразу переходите на второй. Концентрироваться нужно на каждой книге. По истечении часа вам следует сделать тест. Напишите содержание прочитанного из первой книги, а затем из второй. На первых порах задача будет казаться очень сложной, да и проверить вы себя сможете с трудом. Поэтому ничего страшного не произойдет, если вы перечитаете текст еще раз нормальным способом. Через полгода тренировок вы сможете менять свою деятельность быстро и без потери концентрации внимания.

Внимание на эмоции

Переключение и устойчивость внимания нужна не только для того, чтобы справляться с рабочими моментами. Человек - эмоциональное существо. По этой причине не всегда удается совладать с собой. Если вы хотите стать более сдержанным, вам нужно научиться переключать внимание с того, что вас обижает, на что-то другое. Например, в порыве гнева попробуйте представить свое чувство. Мысленно окиньте взглядом тело и подумайте, где именно у вас скоплен гнев. Придумайте для него форму. Это может быть облако или же какой-то зверь. Мысленно вам нужно выпустить гнев наружу. Простое сосредоточение и отвлечение внимания позволяет человеку быстро остыть и не сорваться на своем ближнем. Практиковать такую методику можно не только с отрицательными, но и с положительными эмоциями. Порой радость, гордость или хорошее предчувствие мешают работать не меньше, чем горе.

Медитация

Распределение, переключение и объем внимания меняется в зависимости от того, насколько человека интересует то, что происходит вокруг. Возможно, вы встречали на улице своего друга, который прошел мимо, даже не поздоровавшись. Когда вы окликнули приятеля, тот сказал, что задумался. Внимание человека может быть сосредоточенно или внутрь него, именно в таком положении человек думает, или же наружу, тогда личность ощущает, что происходит рядом с ней. Концентрировать внимание и на том, и на другом сложно. По этой причине, переключить сознание может помочь простая медитация. Не нужно садиться в позу лотоса для того, чтобы очистить сознание. Достаточно сосредоточиться на своем дыхании. Лишние мысли уйдут из головы, а в ней останется подобие вакуума. В этом состоянии человек может садиться работать и достигать наивысшей концентрации внимания.

Внимание на окружение

Хотите научиться менять свою деятельность без потери концентрации? Свойство переключения внимания заключаются в том, что человек может сделать все, что захочет, но для этого ему потребуется прилагать неимоверные усилия. Если же навык переключения натренирован, то быстро менять сферу деятельности будет легко. Одна из простых практик напоминает медитацию. Вы должны в момент, когда решили сменить занятие, отвлечься и сосредоточиться на окружающем вас пространстве. Спросите себя:

  1. Вижу. Что вы видите. Не меняя угла зрения, перечислите про себя все предметы и объекты, попадающие в зону видимости.
  2. Слышу. Сосредоточьтесь на звуках, долетающих до ваших ушей. Это могут быть обрывки разговора, гудение компьютера или холодильника, звук работающего телевизора или детский смех.
  3. Ощущаю. Постарайтесь понять, что вы ощущаете. Возможно, вам тепло, холодно или жарко. Может быть, вы хотите пить или есть. Дайте себя полный отчет об ощущениях.

> Научитесь управлять своим вниманием > Концентрация внимания: научитесь переключаться и распределять внимание

Концентрация внимания: научитесь переключаться и распределять внимание

Наше внимание имеет одну интересную особенность. Оно довольно часто переключается между объектами наших интересов. Этим процессом тоже можно и нужно уметь управлять. Немаловажной особенностью внимания является способность удерживать во внимании сразу несколько объектов и/или действий, и/или процессов.

Например, один человек легко переключается между разными видами деятельности, а другой не может осуществлять это настолько же быстро. Почему? Ему, возможно, нужно «настроиться», сосредоточиться. Естественно, что он теряет время. Такие ситуации сильно выбивают из колеи, отнимают много сил и энергии.

Приведем еще один пример. Один водитель может в процессе управления автомобилем не только «крутить баранку», но и говорить по необходимости по телефону, доставать и прикуривать сигарету. А другим это недоступно в силу того, что он не умеет, как говориться, сидеть на нескольких стульях сразу. Безусловно, в этом нет ничего плохого или ужасного. Но! Умение концентрироваться на разных объектах, задачах, проблемах помогает как в обычной повседневной жизни, так и на работе.

Поэтому эти навыки Вашего внимания нужно развивать.

Упражнения 6-й недели «Объекты внимания»

Первый этап упражнения – научиться концентрировать внимание на собственной личности. Важно в период выполнения практикума помнить о себе, понимать, что Вы из себя представляете. Что это значит?

Посмотрите в окно. Ваша задача прочувствовать всю ситуацию.

Вы стоите и смотрите в окно. Пропустите через себя свою персону, это окно, ощутите свое действие. Отметьте, каким образом расположены ваши руки и ноги относительно Вашего тела. Полностью сконцентрируйтесь на себе. Постарайтесь, как можно дольше удерживать это ощущение. Доведите его с помощью регулярных тренировок хотя бы до 5 минут.

Второй этап упражнения подразумевает те же самые действия, что и при выполнения первого этапа. Единственное, что теперь в Вашем сознании, в поле Вашего видения должен появиться второй объект. Это может быть, например, картина, монитор, машина и т.п.

Сконцентрировавшись на себе, Вы начинаете учиться переключать внимание с одного объекта на другой, причем полностью. Переключайте все Ваше внимание с одного предмета на другой, при этом задержав его на каждом объекте для начала несколько секунд. Ровно то количество времени, которое нужно для появления полной концентрации на объекте. Только после полной концентрации на чем-то одном переключайте внимание.

В процессе практикума мы рекомендуем постепенно сокращать время удержания Вашего внимания так, чтобы к концу упражнения Вы переключались между объектами с максимальной скоростью, не теряя прежнюю глубину концентрации. Постепенно Вы сможете переключаться между предметами, задачами более быстро и качественно.

Это сложное упражнение, и оно может длиться 2-3 минуты.

После проведения удачных тренировок, Вы можете усложнить выполнение практикума двумя способами:

1) добавьте еще несколько объектов. Важно только помнить, что увеличение нужно делать постепенно и пропорционально.

2) поменяйте качество объектов, на которых Вы концентрируетесь. Иначе говоря. Вы – это объект. Это одна качественная категория. А вот мысль, идея, зуд, цель, задача – совершенно другие.

Переключаться между объектами разных категорий еще сложнее, но такое умение приносит максимальную пользу в жизни.

Третий этап данного упражнения – это концентрация на некоторых свойствах объекта.

Это упражнение, как и предыдущее, также можно усложнить двумя способами: посредством увеличением количества объектов и изменением категории объекта.