Какие специальности есть в пту. Как извлечь максимальную пользу из обучения

Спрос на обучение в среднеспециальных учебных заведениях действительно растет, подтверждают руководители техникумов и колледжей. Так, в московский промышленно-экономический колледж в этом году поступило на 20% человек больше, чем в предыдущем. В коммерческо-банковском колледже №6 «МН» рассказали, что в 2010 году с трудом удавалось набрать учащихся на бюджетные места. Однако уже в 2012 году был очень большой конкурс — 3,5-4 человека на место. Проректор по молодежной политике МФЮА Лилия Поддубная также подтвердила, что в колледж при академии в этом году пришло значительно больше учащихся, чем в предыдущем: «Студентов привлекает и уровень учебы (например, у нас бесплатно можно выучить китайский), и внеучебная активность». Но главное, отмечают руководители колледжей, растет число тех, кто после окончания ПТУ поступают в высшие учебные заведения.

«МН» встретились с учащимися ПТУ и спросили, в чем плюсы средне-специального образования.

Полина Губарева, 16 лет, специальность «Реклама», технологический колледж № 14

— Я всегда мечтала занимать рекламой и креативом. В девятом классе поняла, что глупо тратить два года на изучение школьной программы в последних классах. В колледж пошла после разговора с подругой, которая сама недавно его окончила и очень рекламировала. Я не считаю, что колледж по статусу ниже, чем школа. Просто сюда идут те, кто уже определился с профессией. Ну, может, не все здесь такие, но большинство.

Поступать было не сложно, хотя конкурс приличный — пять человек на место. Я много занималась, ходила на подготовительные курсы. Пока что я не заметила серьезных отличий колледжа от школы, учусь всего пару дней. У нас даже настоящих пар еще не было, только вводные занятия.

Думаю, что после колледжа мне легче будет поступить в институт. Возможно, это будет факультет арт-дизайна в РГГУ. Еще один плюс — сразу после колледжа я смогу устроиться на работу по специальности. Буду практиковаться и получу финансовую независимость от родителей.

Илья Травников, 16 лет, специальность «Автомеханика», технологический колледж № 2

Большую часть свободного времени я провожу в гараже, ковыряюсь в машине. Папа отдал мне свою старую «двенашку» (ВАЗ 2112). Мы с ним поставили на нее новые обвесы, расточили движок, сейчас меняем салон. Получается красиво.

Когда папа узнал, что я пойду в колледж, очень обрадовался. И друзья, которые остались в школе тоже не отговаривали. Это мое дело.

После колледжа я очень хочу поступить в МАДИ на автоконструктора. Параллельно буду работать в мастерской у папиных друзей. Нужно копить деньги на свой автосервис. Когда-нибудь я хочу стать владельцем крупной сети. Но для этого надо еще, наверное, на экономиста выучиться.

В колледже лучше. Тут другие учителя, другие порядки. Всегда можно уйти с пар, сходить в магазин, если надо, или покурить. Тут сам за себя отвечаешь.

Андрей Астафуров, 16 лет, специальность «Логистика», технологический колледж № 14

— У меня был серьезный разговор с родителями. Я рассказал им, что хочу пойти в колледж после девятого класса, объяснил, что это моя жизнь и мне выбирать, какой она будет. Они не спорили. Только спросили, не хочу ли я пойти на телеоператора. Но я твердо решил стать логистом. Одноклассники, узнав, что я ухожу из школы, отреагировали нормально, но через пару месяцев я потерял общение с некоторыми из них. Не знаю, почему это произошло. Вроде всего два месяца не виделись, но они как-то от меня отстранились. Но я не расстраиваюсь, здесь тоже много хороших ребят. Мне нравится в колледже. Я когда только зашел сюда сразу понял, что буду учиться именно здесь.

Среди школьников, да и среди взрослых есть стереотип, что в колледж идут одни неудачники. Это не так. Вот, скажем, я хочу стать логистом. На первом курсе в институте я уже буду гораздо лучше разбираться в профессии, чем мои сверстники из школы. Последние два года в школе натаскивают на ЕГЭ, а не учат. Зачем тратить на это время.

После колледжа я постараюсь поступить в академию Плеханова на эту же специальность. Мне очень хочется получить высшее образование и очень не хочется идти в армию. Но главное это, конечно, образование. Вообще-то, изначально я хотел стать актером кино. Мне нравится Джейсон Стэтхэм. Слышали? Он снимался в «Неудержимых» и в «Адреналине». Но в театральные вузы берут только после 11 класса, я узнавал.

В идеале мне хотелось бы стать предпринимателем. Продавать товары, одежду или продукты. Я не стремлюсь к карьерному росту, мне просто хочется зарабатывать на хорошую жизнь.

Татьяна Свердовская, 15 лет, специальность «Документоведение», технологический колледж № 2

— Я плохо училась в школе, многое не получалось. В колледж я пошла за вторым шансом. Здесь люди чуть добрее, сознательнее, можно заново себя поставить. В школе мне не давали раскрыться — страхи и комплексы… Я, например, страшно боялась выйти к доске, потому что все смеются. Даже не знаю, что со мной было бы, если бы я осталась там. Когда ушла, почувствовала, что гора с плеч свалилась.

В школе нам всегда говорили: мы, что могли, объяснили на уроке, дальше нанимайте репетиторов. Было ощущение, что учителям на нас наплевать. Здесь по-другому. Всегда можно задать вопрос или остаться после урока, чтобы все «разжевали».

Мне хочется стать делопроизводителем в крупной компании, вести бумаги и архив, работать в каком-нибудь красивом офисе в центре Москвы. Сразу после колледжа я попытаюсь поступить в институт. В какой, еще не решила. А еще на днях я записалась в театральный кружок, тоже при колледже. Может быть когда-нибудь стану актрисой. Но, это так, мечты.

Алексей Минаев, 17 лет, специальность «Логистика», технологический колледж № 2

— Логист — это сейчас очень престижная профессия. Логистам много платят, и на данный момент в этой сфере очень мало хороших специалистов. Они работают на складах, в перевозках и, как правило, занимают руководящие должности.

Многие мои одноклассники, как и я, ушли из школы в девятом. Многие так сделали, потому что не хотели сдавать ЕГЭ. Кому-то просто надоело и захотелось попробовать чего-то нового. Я пошел в колледж, потому что здесь все по-взрослому. Здесь я не школьник, я — студент. Ко мне совершенно по-другому относятся преподаватели. Без снисхождения и непредвзято. Конечно, многие считают студентов колледжа дураками и пэтэушниками. А мне кажется, что любое образование — это образование. И если не задвигать учебу, можно легко потом поступить в институт. Сам я собираюсь в МАДИ на ту же специальность.

Нам сказали, что колледж, в котором мы учимся, второй в Москве своей специализации и что учиться здесь престижно, но я не особенно об этом думаю, просто учусь и учусь.

Минобрнауки, которое своим реформаторством уже вконец извело школы и вузы, никак не доберется до профтехобразования, хотя именно в этой сфере наблюдаются самые большие проблемы. Учиться рабочим специальностям мало кто хочет - не очень престижно. Но как выходить из ситуации? Ведь высококвалифицированные рабочие - это основа промышленности, двигатели экономики.

Однако буквально в последние дни положение начало резко меняться. То ли, пардон, кто-то в одно место кого-то клюнул, то ли кризис и необходимость импортозамещения поставили перед фактом: в этой сфере надо что-то делать, причем срочно!

Окунемся для начала в историю вопроса. Вообще со времен СССР считалось, что профессиональное или профессионально-техническое училище или (ПУ или ПТУ) - это учебное заведение, где вместе с началами рабочей профессии "автоматом" дают и среднее образование. В России (да и в других странах бывшего СССР) здесь готовят квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного образовательного уровня.

Также к категории средних специальных учебных заведений относились техникумы, или, как сегодня говорят, колледжи. Своеобразными предшественниками ПТУ являлись фабрично-заводские и ремесленные училища, существовавшие еще аж со времен Российской империи. Считались эти учебные заведения не очень-то престижными. Помню со времен юности, как в свое время острословы расшифровывали аббревиатуру ПТУ - "помоги тупому устроиться"…

Обидно, конечно, но все-таки в чем-то верно. Туда нередко шли те молодые люди, которым не давалась учеба в старших классах, или те, которые просто не поступили в институт. Ну, или те, над которыми завис топор правосудия…

Еще пять процентов поступали учиться, "куда повыше" - выпускники профтеха при условии хорошей учебы имели льготы при поступлении в профильные вузы. 20 процентов шли из ПТУ прямиком в армию. Интересно, что в современной России перечень профессий, по которым готовят в системе профтеха, значительно расширился, хотя само количество ПТУ в России катастрофически упало - их осталось едва 20 процентов от "советского" количества.

По признанию экспертов, это самое слабое звено в системе образования, нуждающееся в реформировании. Советские ПТУ практически прекратили свое существование, а взамен, по сути, ничего равнозначного так и не было создано…

Собственно, деградация отечественной системы профессионально-технического образования началась в 80-х, уже при Горбачеве, по мере углубления застоя в промышленности. А в начале 90-х годов система окончательно "залегла на дно" вместе с российской промышленностью: число училищ и техникумов сократилось в несколько раз, а из оставшихся ушли наиболее квалифицированные преподаватели, основные фонды износились до предела. И самое главное, профобразование потеряло всякую связь с потребностями рынка труда.

В это время на предприятиях шел закономерный процесс старения кадров. Их обновления не происходило. И сейчас профессиональное образование во всех его компонентах - начальное, среднее, высшее, система повышения квалификации - стало фактором, сдерживающим развитие экономики в целом и отдельных ее отраслей.

Выпускница 11-го класса Ольга Кузнецова долго размышляла, куда поступать. Сначала смотрела вузы в родном Нижнем Новгороде, потом задумалась о столице. Ольга хотела стать дизайнером одежды - как Роберто Кавалли, Жан-Поль Готье или Валентин Юдашкин. Работа у них вроде не пыльная, а жизнь красивая. Правда, училась Ольга на «тройки». А когда она сдала ЕГЭ хуже всех в классе, родственники стали ей советовать забыть о подиуме. В сентябре Кузнецова пойдет в училище и через два года станет швеей-мотористкой. Это решение далось Ольге нелегко. Сначала Кузнецова винила учителей, которые несправедливо ставили ей низкие оценки, затем одноклассников, которые никогда не помогали. Но потом все вокруг вдруг стали говорить о том, что учиться в ПТУ - это не так уж и плохо, и Ольга смирилась. В этом году впервые с тех пор, как развалился СССР, в колледжах и училищах по всей стране ожидают наплыва абитуриентов. Поднять престиж и популярность профтехучилищ казалось безнадежным делом, но из-за кризиса оно сдвинулось с мертвой точки.

В России кризис рабочих профессий: сантехникам и дояркам в среднем за 50 лет, а молодой смены им нет. В последние советские годы в ПТУ шли 80% девятиклассников, в конце 90-х - 40%, а в 2007 году уже только каждый третий. Учиться в ПТУ в России не модно, не престижно и, главное, ни для чего не нужно. До последнего времени социологи говорили о крайне негативном отношении общества к учебе в училищах. Действительно, зачем менять корочку о высшем образовании на диплом техникума, если так легко поступить в вуз? Исключением из правила стали училища при крупных промышленных холдингах - учеба там давала конкретные гарантии трудоустройства.

Началась рекламная кампания профтехобразования. С начала лета в нескольких регионах крутят радио- и телеролики, вешают билборды и растяжки. Смысл их в том, что быть рабочим не хуже, чем банкиром. Только в Петербурге из городского бюджета на «поднятие престижа профессионального образования» выделили 4,3 млн рублей: молодым людям будут объяснять, на кого можно выучиться и, главное, куда потом можно будет устроиться.

Но эта рекламная кампания, возможно, уже просто лишняя: не надо никого заманивать, говорят эксперты, молодежь и так в этом году будет штурмовать техникумы. Если верить исследованию Высшей школы экономики, еще два года назад строчка об окончании ПТУ в резюме давала основание рассчитывать максимум на 6-процентную прибавку к зарплате. То есть без такого диплома люди получали в среднем всего на 6% меньше, чем с ним.

Но за последние полгода все изменилось. Выпускникам ПТУ теперь найти работу легче, чем специалистам с высшим образованием. И им больше платят. Мама школьной подруги Ольги Кузнецовой работает швеей в ателье, а по вечерам подрабатывает дома частными заказами. В месяц она зарабатывает до 40 000 рублей. Отец Ольги - менеджер по транспортной логистике, с высшим образованием и большим опытом. Весной ему сократили зарплату, и теперь он получает всего 30 000.

Президент портала Superjob.ru Алексей Захаров говорит, что сейчас молодой слесарь часто получает в два раза больше молодого юриста. Например, в Москве токари зарабатывают до 80 000 рублей в месяц, а максимальная зарплата бухгалтера - 70 000. Прораб в столице получает до 100 000 рублей - не меньше архитектора. Инженер-метролог тоже может рассчитывать максимум на 70 000 рублей.

Главными жертвами кризиса стали белые воротнички. Уволив до трети персонала, работодатели с удивлением заметили, что компании запросто обходятся без них. И в то время как в офисах сокращали издержки, затраты и штаты, на каких-то фабриках и заводах по-прежнему не хватало рабочих рук. Оказалось, что даже сейчас есть места, где нужны новые сотрудники. Понятно, что это не гиганты-предприятия, у которых сейчас проблемы: людей набирают те, кого кризис не очень затронул, - например, небольшие швейные или мебельные фабрики, предприятия пищевой промышленности, ЖКХ , частные фирмы, требуются рабочие руки в сельском хозяйстве. Нужны почти все: грузчики, электрики, автослесари, машинисты, монтажники, разнорабочие, слесари, плотники, комплектовщики, трактористы и маляры.

По данным исследовательского центра портала Superjob.ru, последние полгода каждая десятая вакансия появляется в рубрике «Промышленность/производство». Вакансии в рубрике «Юриспруденция» составляют всего 1,68% всех предложений, а в популярных «Информационных технологиях» - меньше 5%.

Пропаганда все равно нужна, говорят школьные учителя. Только одной рекламы в прессе мало: потенциальные пэтэушники газет не читают. Проблема в том, что за последние годы в обществе сложился устойчивый стереотип: в ПТУ идут только неудачники и бедняки, а кто поуспешнее идут в вузы, пусть даже никому не известные, коммерческие - лишь бы в названии значилось «университет» или «академия».

«Если не поступлю в вуз, лучше в армию пойду, чем в ПТУ, - говорит выпускник этого года москвич Андрей Кочетков. - Не для того я 11 лет учился, чтобы стать слесарем». Родители сына поддерживают. Правда, по другим причинам. Мама Андрея, Марина Климова, опасается, что сын, «связавшись с рабочими, сам станет алкоголиком». «Ну и что толку, что у рабочих зарплаты выше, так они половину пропивают», - переживает она.

В училище №97 в подмосковном поселке Строитель неподалеку от Можайска на 125 мест уже сегодня записались 100 человек. Это «аншлаг». У Инны Клевцовой, заведующей библиотекой училища, очень хорошее настроение: в прошлом году учеников с трудом набрали к сентябрю. А в этом еще и мест стало больше: открылись курсы по четырем новым специальностям - сварщик, электрик, ветеринарный фельдшер и садовник. В училище идут дети из самых разных семей: есть среди них и трудные подростки, и отпрыски вполне состоятельных родителей. Самой большой популярностью пользуются специальности тракториста-машиниста, повара и автослесаря. Клевцова рассказывает, что в Подмосковье сейчас много развитых агрокомпаний, где требуются трактористы. Много частных фермеров. Кафе и автомастерские есть везде, а вот найти работу юриста или экономиста в маленьком поселке практически невозможно.

Для тех, кто завалил ЕГЭ, ПТУ - единственный шанс получить профессию и не потерять год до пересдачи единого экзамена. Пресс-секретарь Рособрнадзора Сергей Шатунов говорит, что в этом году 3% выпускников сдали на двойку ЕГЭ по двум обязательным предметам - русскому языку и математике. Это значит, что 30 000 подростков не получат аттестаты об окончании средней школы. Пополнят ряды учеников ПТУ и те, кому не хватит баллов для поступления в вуз. Прием в институты уже заканчивается, а в училища зачисляют до сентября, в некоторые - и до декабря. К тому же туда не надо сдавать экзамены. Конкурса нет практически нигде. По крайней мере, пока.

Наконец-то люди начали понимать, что можно жить и без высшего образования, а с вполне себе среднеспециальным. раньше из-за стереотипа о вышке куча школьников атаковала ВУЗы, засоряла ряды студентов, совершенно не понимая зачем им высшее образование и не планируя работать по специальности. А над ПТУшниками открыто стебались и не считали их за людей. А потом сложилсась ситуация, когда на одного человека, "работающего руками" приходилось до десяти "начальников" и "разработчиков" - совершенно неадекватная и неработоспособная ситуация. а куча людей, получивших высшее образование потом шли работать по тем специальностям, где вполне достаточно "технаря". фактически люди тратили время, не получали соответствующую образованию работу и шли работать куда придётся.

Причём этот стереотип о высшем образовании навязывался нам ещё со школы. когда я учился то, учителя не говорили про ПТУ - только про ВУЗы. Родители большинства моих одноклассников тоже не планировали, чтобы их дети учились в колледжах: уж лучше плохой институт, чем хороший техникум - стандартная позиция. где потом будут работать их дети с "вышкой" они не знали, на что надеялись - непонятно. Хотя могли начать работать (+платить налоги + содержать семью) практически сразу после окончания обучения. Я собственно не намного их лучше, т.к. работаю не по специальности, которую получил в универе.

С ребятами из колледжей мне довелось пообщаться в молодёжном движении. там есть разные люди. Есть раздолбаи, а есть и очень умные, добрые и искренние ребята. Разница между ними вовсе не в уровне интеллекта, как некоторые считают - разница в только том внимании, которое общество и государство им уделило. Я знаю достаточно много примеров, когда ребята ведущие совершенно асоциальный образ жизни (и даже участники радикальных политических организаций) сильно менялись после внимания, которое они получали в молодёжном движении. они с интересом начинали заниматься очень даже общественно полезными вещами, с удовольствием развивались и пытались уже сами повлиять на своих ровестников, которые всё ещё пили пиво во двориках. Но это про людей.

А про качество образования и востребованность выпускников - выпускники среднеспециальных учебных заведений очень даже востребованы. Более того, ессь примеры, когда выпускник технаря получает больше выпускника ВУЗа сразу же после окончания. Особенно это заметно в специальностях, куда долгое время не готовились нормальные кадры - это и слесари, и токари, и даже строители - перечислять можно долго. Т.е. сегодня на таких работников есть спрос. И он достаточно большой. Поэтому ребята туда и идут. Работать они начинают сразу же после окончания и уже вполне могут содержать семью. Свою семью - ячейку общества.

Вот именно такое впечатление у меня о ПТУшниках. Так что вопли о бесперспективности и непрестижности такого образования - это брюзжание ничего не знающих про эту сферу образования и рынка труда людей.

felichita: Современная система образования, особенно платная, этого самого образования фактически не даёт. Сейчас почти каждый с дипломом вуза, а где специалисты, профессионалы? Всё постсоветское пространство напоминает американскую Силиконовую долину по кол-ву дипломов на душу населения. А нужно ли столько для страны при полном отсутствии трудоустройства?
5-6 лет семья тянется из последнего, чтобы дать ребёнку образование, а в результате - диплом хоть на гвоздик в туалете вешай.
В период кризиса очень актуально в малые сроки при малых затратах получить профессиональные навыки, освоить несложную работу.

    - (ПТУ) в РФ основное звено системы профессионально технического образования. ПТУ ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения составляет 1 3 года в зависимости от… …

    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (ПТУ) - в РФ основное звено системы профессионально технического образования. ПТУ ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения составляет 1 3 года в зависимости от уровня… … Юридическая энциклопедия

    - (см. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    I Профессионально техническое образование форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально технических учебных заведениях; совокупность… … Большая советская энциклопедия

    Начальное профессиональное образование (НПО) начальный уровень профессионального образования. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное… … Википедия

    Московский государственный технический университет МАМИ (МГТУ «МАМИ») Девиз «Salus patriae suprema lex» («Благо отечества высший закон» лат.) Год основания … Википедия

    ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕС КИЙ, ая, ое. Относящийся к техническим профессиям. Профессионально техническое образование. Профессионально техническое училище (училище, дающее техническое образование, ПТУ). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЙ, ая, ое. Относящийся к техническим профессиям. Профессионально техническое образование. Профессионально техническое училище (училище, дающее техническое образование, ПТУ). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Романовы , Сидоров А.Н.. Александр Николаевич Сидоров родился 28 июля 1961 года в Тюмени. В 1976 году закончил 8 классов. В этом же году поступил в профессионально-техническое училище № 4 при судостроительном заводе
  • Романовы , Сидоров Александр Николаевич. Александр Николаевич Сидоров родился 28 июля 1961 года в Тюмени. В 1976 году закончил 8 классов. В этом же году поступил в профессионально-техническое училище 4 при судостроительном заводе по…