Антропология изучает. Какие вузы готовят антропологов? Какие профильные предметы предстоит изучить? Развитие науки: предмет антропологии

Антрополог - ученый, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

От греч. antropos - человек + logos - учение.

Антрополог - учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида. Профессия подходит тем, кого интересует биология и история (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Антропологи изучают происхождение человеческого вида (антропогенез), развитие, разнообразие, биологическое своеобразие человека в зависимости от возраста, пола, национальности, расы.

Однако антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды.
Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы.
Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую .

Культурная антропология
В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии.
Всё это - направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр.
Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой.
Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология
Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.).
Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида.
Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей.
Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов.
Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 - 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.
Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 - 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.
Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию - военный врач, 1858 - 1940) первым обнаружил череп питекантропа.
Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 - 1988) открыл для науки австралопитеков.
Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 - 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же - автор концепции ортогенеза - внутреннего стремления организмов к развитию.
Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 - 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.
Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 - 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.
Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942-…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.
Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой - специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях.
Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.
Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Важные качества

Логика, склонность к анализу, интерес к биологии / социологии.

Знания и навыки

Объём знаний антрополога зависит от его научных интересов.
Например, специалисту по физической антропологии необходимы знания в области биологии (анатомии, палеопатологии, генетики и пр.), археологии, этнографии и др.
Социальному антропологу нужны познания в социологии, культурологи, психологии, социолингвистике и пр.
Независимо от специализации, антропологу необходимо знание иностранных языков.

Где учат

  • Московский государственный университет им. Ломоносова

Биологический факультет (кафедра антропологии)
Специальность «антропология».
Специализации: «общая антропология», «антропогенез», «морфология человека», «этническая антропология».

  • Российский государственный гуманитарный университет

Учебно-научный центр социальной антропологии
Специальность «социальная антропология».
Специализации: «социальная антропология регионов мира», «этология человека».

А также другие вузы, обучающие по специальностям
«Антропология» (как правило, на биологических факультетах университетов)
и «Социальная антропология».

«Антрополог? Значит, черепами занимаешься?» – такой в девяти случаях из десяти бывает реакция далеких от науки людей на термин «антропология». Нельзя сказать, что такое представление совсем уж неверно, но оно отражает лишь небольшую часть истины.

Слово «антропология» переводится с греческого языка как наука о человеке». Человек является предметом изучения многих наук – это и анатомия, и физиология, и социология, и психология, и история – и это еще далеко не полный перечень. Антропология одновременно и шире, и уже всех этих наук вместе взятых или каждой из них в отдельности. Дело в том, что каждая из упомянутых научных дисциплин рассматривает определенный аспект человеческого бытия, антропология же претендует на некоторую целостность.

Одним из первых целостное описание человека попытался дать немецкий ученый К.Ф.Бурдах. Его книга, изданная в 1837 г., называлась «Антропология, или Рассмотрение человеческой природы с разных сторон». Первые две главы посвящены строению человеческого тела, третья – психике и ее проявлениям в искусстве, науке и религии, четвертая – развитию человека от внутриутробной жизни и рождения до старости и смерти, пятая – различным расам, их расселению и первобытной истории. В заключении автор говорит о будущем человечества, которое представляется ученому счастливым – благодаря улучшению человеческой природы посредством просвещения и религии.

Вот по этому пути, намеченному К.Ф.Бурдахом, и шло развитие антропологии. В XIX веке наука о человеке тесно соприкасалось с вопросом о происхождении видов, точнее, с частным его случаем – происхождением человека. Не меньший интерес вызывало положение нашего вида среди других живых существ. Знаковым событием стало создание Антропологического общества в Париже. Ценный вклад в развитие антропологии внес исследователь П.Брока, принесший в эту науку метрический метод – измерение частей человеческого тела и сопоставление таких данных по разным расам. Впоследствии антропометрия разделилась на сосбтвенно антропометрию (измерение живых людей), краниометрию (измерение черепов) и остеометрию (измерение других костей).

Что же представляет собой антропология в наше время?

Она подразделяется на несколько направлений, каждое из которых тоже не представляет единого целого. Одно из них – физическая антропология, с изучающая биологические видовые черты человека, сопоставляющая его с другими близкими видами. Важное место в физической антропологии занимает изучение эволюции человека, и тут не обойтись без исследования ископаемых останков – этим занимаются палеоантропологии (именно о них чаще всего вспоминают при упоминании об антропологии). Другая прикладная отрасль – судебная антропология. При расследовании преступлений и несчастных случаев у судебного антрополога немало работы: определить, какого пола, возраста и роста был потерпевший, как он умер, восстановить его внешний облик для опознания – это все нелегко сделать, если от человека остались только обгоревшие или полуистлевшие кости. Официально судебный антрополог не устанавливает причину смерти (это делает патологоанатом), но эксперты обязательно учитывают результаты его работы.

Если физическая антропология изучает человека в большей степени как животное, то социально-культурная антропология сосредотачивается на собственно человеческих проявлениях – поведении, деятельности и иее результатах, каковыми являются культурнее объекты, начиная с самых примитивных орудий труда.

Наконец, существует философская антропология – раздел философии, рассматривающий сущность человека, его существование как особую форму бытия. Учение о человеке, его месте в мироздании в той или иной форме присутствует трудах любого философа, начиная с самых древних, так что философскую антропологию можно считать самой древней.

Особняком стоит религиозная антропология – направление в богословии, раскрывающий взгляд той или иной религии на человека, его взаимоотношения с Богом и место в мире.

Антропология (от Антропо... и...Логия)

наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Обоснование места А. среди других наук было дано Ф. Энгельсом, определившим её как науку, опосредствующую «... переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории» («Диалектика природы», 1969, с. 158). За рубежом в А. включают обычно, кроме естественной истории человека, также этнографию и археологию (См. Археология).

А., в принятом в советской науке понимании, содержит следующие основные разделы: морфологию человека (См. Морфология человека), учение об Антропогенез е и Расоведение . С середины 20 в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединяемых под названием «биология человека».

Морфология человека подразделяется на соматологию (См. Соматология) и мерологию (См. Мерология). Соматология изучает закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом, половой диморфизм в строении тела, возрастные изменения размеров и пропорций от зародышевого периода до старости, влияние различных биологических и социальных условий на строение тела, конституцию человека. Этот раздел наиболее тесно соприкасается с медициной и имеет существенное значение для установления норм физического развития и темпов роста, для геронтологии (См. Геронтология) и т.п. Мерология изучает вариации отдельных частей организма. Сравнительно-анатомические исследования, входящие в мерологию, посвящены выяснению сходств и различий каждого органа тела и каждой системы органов человека по сравнению с другими позвоночными животными, главным образом млекопитающими и в наибольшей степени с приматами (См. Приматы). В итоге этих исследований выясняются родственные связи человека с другими существами и его место в животном мире. Палеоантропология изучает костные остатки ископаемых людей и близких родичей человека - высших приматов. Сравнительная анатомия и палеоантропология, а также эмбриология служат выяснению проблемы происхождения человека и его эволюции, вследствие чего они входят в учение об антропогенезе, тесно связанное с философией, а также с археологией Палеолит а, геологией Плейстоцен а, физиологией высшей нервной деятельности человека и приматов, психологией и зоопсихологией и др. В этом разделе А. рассматриваются такие вопросы, как место человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановление того пути, по которому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа.

Расоведение - раздел А., изучающий человеческие расы, иногда не вполне точно называется «этнической» А.; последняя относится, строго говоря, только к изучению расового состава отдельных этносов, т. е. племён, народов, наций, и происхождению этих общностей. Расоведение же, помимо названных проблем, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки. В той части расовых исследований, которые направлены на изучение этногенеза, А. ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией. При изучении движущих сил расообразования А. вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования. Изучение рас в А. имеет значение для решения многих проблем. Оно важно для решения вопроса о прародине человека современного вида, использования антропологического материала как исторического источника, освещения проблем систематики, главным образом малых систематических единиц, познания закономерностей популяционной генетики (См. Популяционная генетика), уточнения некоторых вопросов мед. географии. Расоведение имеет важное значение в научном обосновании борьбы против расизма.

В понятие «биология человека» некоторые учёные включают почти всё содержание А., обогащенное методами и фактами смежных биологических дисциплин. Правильнее подразумевать под этим термином лишь очень важный раздел А., изучающий физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на вариации строения и развития человеческого организма. В частности, сюда должны входить исследования гемоглобинов крови, групп крови, явлений близнецовости, связей конституции человека с его физиологическими и химическими особенностями и с его наклонностями к тем или иным заболеваниям; сюда же должны войти изучение наследственности нормальных признаков и популяционная генетика, охватывающая разнообразные вопросы (например, устойчивость типа во времени, роль метисации и изоляции в пределах однородных по расовому составу групп). Не менее важно изучение влияния на морфологию человека питания, климата, состава почвы и воды, его способностей к адаптации в разных условиях среды.

Методы исследования. А. изучает вариации размеров и формы тела с помощью описания и измерения. Описательная методика получила название антропоскопии, измерительная - антропометрии (См. Антропометрия). В обработке антропометрического материала велика роль статистических методов. Важными методами антропологических исследований являются Краниология , Остеология , Одонтология , антропологическая фотография, снятие отпечатков кожных узоров ладоней и подошвенных поверхностей стоп, снятие гипсовых масок лица, получение гипсовых отпечатков внутренней полости черепа (эндокранов). В современной А. распространены методы гематологических исследований, а также методы микроанатомии, биохимии, рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, приёмы фракционирования массы тела, применение радиоактивных изотопов, различные фотометрические методы и др. В расоведении большое значение получил т. н. географический метод, т. е. картографирование значений отд. расовых признаков и «наложение» этих карт друг на друга. В сочетании с данными этнографии и истории географический метод составляет основу расового анализа.

Особое значение в преподавании, в музейном деле, в криминалистике имеют приёмы восстановления живого облика человека по его черепу на основе изучения корреляции (связи) черепных особенностей с формой мягких частей лица. Эти работы в СССР в большом масштабе осуществляются с 1927 М. М. Герасимовым, а позднее и его сотрудниками.

Краткий исторический очерк. Ещё древние греки обогатили науку о человеке многими наблюдениями и идеями. Медицина, главным образом в лице Гиппократа (ок. 460-377 до н. э.), осветила влияние климата и природы на заболевания и на физические особенности людей. Он же своим учением о соках в организме человека и 4 темпераментах предсказал те пути, по которым впоследствии пошли исследования физиологических различий между типами конституции и связей этих различий с морфологическими особенностями (габитусом). Другим источником накопления фактов, которые впоследствии вошли в А., были наблюдения над разными народами, проделанные греческими путешественниками, в особенности Геродотом (5 в. до н. э.). Наибольший вклад в А. был сделан натуралистами и философами, которые ещё до н. э. обсуждали вопрос о роли руки в том высоком положении, которое человек занимает в мире (Сократ, Анаксагор), о выживании в природе тех существ, строение которых гармонично, и о неминуемом исчезновении уродливых форм (Эмпедокл). Аристотель построил «лестницу животных», расположив их по степени совершенства организации, и нашёл в этой системе место для человека над обезьянами и др. млекопитающими.

В эпоху Возрождения для развития антропологических знаний большое значение имел общий прогресс в развитии науки и резко возросший интерес к физической и духовной жизни человека. Огромный шаг вперёд был сделан в изучении анатомии человека, благодаря трудам Везалия, Леонардо да Винчи и др. Некоторые из анатомов и художников уделяли большое внимание вариациям органов человека, а также разным типам его телосложения. Немецкий художник А. Дюрер, например, написал специальный трактат «Четыре книги о пропорциях» (1528).

Великие географические открытия (15-16 вв.) расширили горизонты антропологических познаний, познакомив, хотя и поверхностно, европейцев с расовыми типами народов Восточной Азии (путешествия Плано Карпини, Рубрука, Марко Поло), населения Америки (Х. Колумб), с народами Восточной Сибири (С. Дежнев), Огненной Земли и Океании (Ф. Магеллан). Значение кругосветного путешествия Магеллана было наиболее важно для А. в том отношении, что оно, подтвердив существование антиподов (См. Антиподы), показало несовместимость науки с библейской легендой о сотворении человека в «Святой земле», Значительным событием в истории А. 17 в. были первые описания анатомии антропоморфных обезьян, например англичанином Э. Тайсоном, в 1699 изучившим труп шимпанзе. В 18 в. были сделаны также первые более или менее серьёзные попытки построить научные гипотезы о происхождении человека и его месте в природе: во Франции - Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, в Германии - И. Кант, в России - А. Н. Радищев. Большое значение для А. имела деятельность шведского натуралиста К. Линнея, который в труде «Система природы» (1 изд. 1735; 10 изд. 1758) выделил среди млекопитающих отряд приматов и подразделил его на четыре рода - человек, обезьяна, лемур и летучая мышь. В соответствии с созданной им двойной, или бинарной, номенклатурой Линней обозначил человека термином «Человек разумный» (Homo sapiens), подразделив на четыре расы, по числу хорошо известных тогда континентов - Человек разумный европейский, азиатский, африканский и американский. Это была далеко не единственная попытка дать классификацию человеческих рас в 18 в. Вслед за французом Ф. Бернье (1684) систему рас построили Ж. Бюффон, И. Кант, немецкий анатом и антрополог И. Блуменбах и др. Сильно расширились знания об антропологических типах Австралии и Океании - главным образом благодаря путешествиям Дж. Кука; Сибири - в результате экспедиций русских учёных (см. ниже).

Продвинулось сравнительно анатомическое изучение приматов. Попытки разработать методы сравнительного описания в А. были сделаны голландским анатомом П. Кампером, предложившим применять сопоставление людей и животных по размеру лицевого угла. Важнейшим событием в истории А. было утверждение в биологии эволюционного учения (См. Эволюционное учение). Французский естествоиспытатель Ж. Ламарк и, в гораздо большей степени, Ч. Дарвин оказали огромное влияние на все разделы А., в особенности на разработку вопроса о положении человека в органическом мире. Ламарк посвятил проблеме антропогенеза в «Философии зоологии» (1809) несколько страниц, а Ч. Дарвин - два больших труда - «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В результате этих работ, а также сочинений последователей Дарвина, главным образом английского учёного Т. Гексли и немецкого учёного Э. Геккеля, усилился интерес к остаткам костей ископаемых обезьян и древних людей, к сравнительной анатомии и физиологии приматов, к палеолитическим орудиям и их геологической датировке. Возросло внимание к изучению вариаций строения тела у человека и родственных форм, к вопросу о соотношении индивидуального развития человека и приматов и их положения в системе животных. В 20 в. было сделано огромное число находок ископаемых остатков высших приматов и человека - Гигантопитек ов, австралопитеков (См. Австралопитеки), Питекантроп ов, неандертальцев (См. Неандертальцы) и т.д. Большие заслуги в изучении этих материалов принадлежат французским учёным М. Булю, А. Валлуа, Ж. Ривто, немецкому учёному Г. Швальбе, английским учёным А. Кизсу, У. Э. Ле Грос Кларку, Л. Лики, американским учёным Ф. Вейденрейху, А. Хрдличке, голландским учёным Э. Дюбуа, Г. Г. Р. Кёнигсвальду, Л. Больку, швейцарским учёным И. Хюрцелеру, А. Шульцу, чешскому учёному Э. Влчеку и многим другим. Влияние эволюционного принципа распространилось и на изучение человеческих рас, вследствие чего классификационные таблицы сменились в расоведении построением «родословных древ». Развернулись исследования непрерывной изменчивости. Для возможности учёта малых различий между близкими расами были выработаны новые методы их определения, значительно более точные, чем прежние. Благодаря унификации методики достигается уменьшение ошибок исследования и возможность сопоставления результатов измерений, произведённых разными учёными. Статистическая обработка массовых материалов потребовала разработки математических приёмов, которые позволили производить вычисление не только средних арифметических, но и показателей, характеризующих закономерности распределений и рассеяния признаков, а также степень связи между размерами (см. Биометрия). К 20 в. относится расцвет применения во всех областях А. математической статистики, позволившей внести большую точность в изучение возрастной морфологии, индивидуальной изменчивости, профессиональной, спортивной и прикладной А. Серединой 19 в. датируется формирование А. как самостоятельной науки. Наибольшая заслуга здесь принадлежит французскому хирургу, анатому и антропологу П. Брока, основавшему в 1859 Парижское антропологическое общество, в программу которого входило изучение биологии человеческого рода в связи с его культурой. Вскоре после основания общества в Париже были организованы Лаборатория для антропологических исследований (1868) и Школа антропологии (1875). Вслед за Францией приступили к организации антропологических учреждений и в других странах - в Лондоне (1863), в Москве (1864), в Мадриде (1865), во Флоренции (1868), в Берлине (1869), в Вене (1870) и др. Возникновение этих обществ и место, которое заняло в научных программах некоторых из них изучение человеческих рас, отчасти объясняются исторической обстановкой того времени. 19 век характеризовался огромным размахом колониальной экспансии. Общественное внимание в Европе было привлечено также к обострившемуся национальному вопросу. Борьба за свободу и единство Италии, судьба населения Эльзаса и Лотарингии после франко-прусской войны заставили задуматься, в частности, над разграничением понятий «нации» и «расы». Известно, что именно вопрос об отделении Ирландии от Англии побудил Т. Гексли к усиленной разработке понятия «раса». Ещё большую остроту получил расовый вопрос в связи с Гражданской войной в США между Северными и Южными штатами (1861-65). События эти оказали сильное влияние на позицию некоторых антропологических обществ в расовой проблеме. Так, президент Лондонского антропологического общества Дж. Хант, сторонник рабовладения, в своей программной речи « Место негра в природе» выступил (1864) с попыткой научно обосновать «теорию» неравенства рас. Для 2-й половины 19 в. и 20 в. характерно стремление синтезировать две важные области А. - теорию антропогенеза и учение о расах. Отсутствие диалектического понимания процесса эволюции человека при этом нередко вело к ложному представлению о современных расах, как якобы находящихся на разных стадиях прогрессивного развития человечества. Появились реакционные направления, получившие название Социальный дарвинизм , антропосоциология, политическая антропология и т.п. Эти лжеучения представляют собой различные формы Расизм а, который лег в основу государственной идеологии гитлеровской Германий и принёс неисчислимые бедствия человечеству. После разгрома немецкого фашизма расистские теории продолжают распространяться в ряде зарубежных стран, особенно в ЮАР, Родезии, США. Правильный синтез расоведения и антропогенеза, а тем самым и методологическое обоснование А. как единой дисциплины, стали возможны только с принятием теории о качественном своеобразии человеческой эволюции. Наиболее последовательно осуществилось применение этой теории в работах советских антропологов, унаследовавших и продолживших традиции своих предшественников и учителей.

А. в России зародилась в начале 18 в. Основанная Петром I Кунсткамера может считаться колыбелью отечественных музеев, в которой важное место заняли анатомические препараты, а также препараты различных уродств. Основы для развития анатомии человека в России заложили труды А. П. Протасова, С. Г. Забелина, А. М. Шумлянского и др. В 18 в. была организована Великая Северная экспедиция (1733-43), причём в инструкции, которую составил участник экспедиции Г. Ф. Миллер, была подробно разработана антропологическая программа. Ценные антропологические сведения о народах Сибири и Д. Востока были собраны С. П. Крашенинниковым (1755), а также участниками академической экспедиции под руководством П. П. Палласа (1768-1774). В начале 19 в. русские мореплаватели и исследователи проделали более 30 кругосветных путешествий, которые обогатили науку этнографическими и антропологическими сведениями о многих народах мира. Произведением, касающимся проблемы места человека в природе, явился трактат А. Н. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанный в 1792-96 в Илимской ссылке. В 19 в. выдающееся значение имели антропологические работы К. М. Бэра, пополнившего краниологические коллекции анатомического кабинета Петербургской АН, много сделавшего для обоснования теории моногенетического происхождения человеческих рас, усовершенствовавшего методику измерения черепов. Бэр содействовал также развитию А., включив в программу основанного в 1845 Географического общества этнографические и антропологические исследования. Большую роль в развитии А. сыграли революционные демократы, в особенности Н. Г. Чернышевский, пропагандой материализма и обоснованием идеи о том, что различия в культуре народов возникли вследствие разных ист. судеб народов, а не их расовой принадлежности, Большой вклад в А. был сделан Н. Н. Миклухо-Маклаем, главным образом исследованиями расового состава и культуры папуасов и других народов Океании, а также научным обоснованием теории монофилетического происхождения человечества. Он первым обосновал в отечественной А. идею равенства человеческих рас. Основателем антропологической школы в Московском университете, оказавшей огромное влияние на развитие А. в России, был профессор зоологии А. П. Богданов. В 1864 им был основан Антропологический отдел общества любителей естествознания, ставший центром расовых и других антропологических исследований. В 1879 Богданов организовал в Москве Антропологическую выставку, получившую международное признание. Её коллекции составили основу Музея антропологии Московского университета. Преемником Богданова был Д. Н. Анучин, соединивший в своих исследованиях А., этнографию, археологию и географию. В 1919 он, при содействии В. В. Бунака, основал в Московском университете кафедру антропологии, а в 1922 - институт антропологии. Бунаку принадлежит значительная роль в развитии всех разделов А. в СССР.

Для советской А. характерны огромный размах исследований во многих её разделах, планирование работ, разработка унифицированных методов. В области учения об антропогенезе, этнической А. и морфологии человека были накоплены большие материалы и сделаны крупные теоретические обобщения. В области антропогенеза изучалась сравнительная анатомия разных органов человека и обезьян. Были выяснены основные направления развития мозга приматов и специфические черты строения мозга человека в связи с формированием его трудовой и речевой деятельности (Ю. Г. Шевченко и др.). Ряд исследований посвящен эволюции и строению руки (Е. И. Данилова). Изучались соотношения онтогении человека и его филогении, причём подтверждены применительно к антропологическому материалу основные положения теории филэмбриогенезов А. Н. Северцова. Сделаны важные открытия ископаемых низших узконосых обезьян на Ю. Восточной Европы и остатков зубов человекообразной обезьяны третичного периода на Кавказе. Особое значение имеют находки костных остатков мустьерских людей в гроте Киик-Коба в Крыму (Г. А. Бонч-Осмоловский, 1924), в гроте Тешык-Таш (См. Тешик-Таш) в Средней Азии (А. П. Окладников, 1938) и в гроте Староселье в Крыму (А. А. Формозов, 1953), а также коренного зуба мустьерского человека в пещере Джручула на Кавказе (Л. К. Габуния и др., 1961). На основании этих и других многочисленных фактических данных построена стадиальная теория человеческой эволюции, а также освещены проблемы систематики и генеалогии человека, строения и образа жизни его ближайших предков, прародины человека, темпов, факторов и явлений неравномерности в его эволюции (М. С. Войно, М. А. Гремяцкий, Г. Ф. Дебец, В. И. Кочеткова, М. Ф. Нестурх, Я. Я. Рогинский, М. И. Урысон, Е. Н. Хрисанфова, В. П. Якимов и др.).

В разделе расоведения большое значение имели систематические сборы антропологического материала, охватившие почти всю территорию СССР. Эти данные позволили разрешить вопросы о происхождении и формировании многих народов СССР путём использования современного и ископаемого материала в качестве исторического источника. Подвергнуто анализу само понятие «человеческая раса», а также степень динамичности и стабильности расы, соотношение расы и конституции, разнообразные методы расового анализа (М. С. Акимова, В. П. Алексеев, В. В. Бунак, И. И. Гохман, В. В. Гинзбург, Г. Ф. Дебец, Т. С. Кондукторова, М. Г. Левин, Н. С. Розов, Т. А. Трофимова, Н. Н. Чебоксаров, А. И. Ярхо и др.). Значительное место заняли работы по возрастной изменчивости расовых признаков у детей (Н. Н. Миклашевская) и у взрослых (А. И. Ярхо, Г. Л. Хить). Резко усилились исследования в области популяционной генетики на соматических и серологических материалах (Ю. Г. Рычков). Сделаны обобщения, касающиеся систематики, взаимного родства и происхождения человеческих рас.

В области морфологии человека разрабатывалось учение о физическом развитии, пропорциях тела, конституции, связях размеров тела между собой, закономерности роста (в частности, о периодизации этого процесса и неравномерности роста отдельных сегментов тела), о методах антропометрии (Д. И. Арон, В. В. Бунак, П. Н. Башкиров, П. И. Зенкевич, А. А. Малиновский, В. Г. Штефко, А. И. Ярхо и др.). Расширилось изучение связей морфологических особенностей с функциональными (Т. И. Алексеева и др.). Подробно изучалась дерматоглифика (М. В. Волоцкой, Т. Д. Гладкова, П. С. Семеновский). Расовые и половые особенности в строении зубов изучал А. А. Зубов.

Советские антропологи произвели обширные исследования по актуальной проблеме акцелерации (См. Акцелерация), т. е. наблюдаемого почти повсеместно ускорения роста и физиологического развития детей (В. Г. Властовский, В. С. Соловьева).

Изучались вопросы о применении математических методов к разрешению антропологических задач, например таких, как установление закономерностей изменчивости признаков и их сочетаний, анализ факторов внутригрупповых вариаций, изучение меры соответствия распределения измерительных признаков нормальной кривой, анализ межгрупповой изменчивости, в частности установление реальности различий между группами людей, территориальными, профессиональными и др. (М. В. Игнатьев, Ю. С. Куршакова, А. В. Пугачёва, В. П. Чтецов и др.).

Выводы получили применение в промышленности: позволили построить антропологические стандарты для предметов одежды, для обуви, головных уборов, перчаток, сидений в автобусах, вагонах, школьных парт и др.

Непосредственную пользу оказывают данные А. в судебной медицине, в частности для т. н. словесных портретов, для составления таблиц, позволяющих с большей или меньшей вероятностью определить пол, возраст и расовую принадлежность костных остатков. Антропогенетика нашла применение при решении спорного отцовства.

Помимо Московского университета, где есть специальный Научно-исследовательский институт А. и где на кафедре А. биологического факультета готовят кадры специалистов-антропологов, исследования по А. в СССР ведутся в различных лабораториях, в институтах АН, в университетах и других учреждениях Ленинграда, Киева, Тбилиси, Тарту, Риги, Томска и др. Особо следует отметить развитие А. в союзных республиках: Грузинской ССР (М. Г. Абдушелишвили), Казахской ССР (О. Исмагулов), Узбекской ССР (Л. В. Ошанин, В. Я. Зезенкова, К. Наджимов), Украинской ССР (Л. П. Николаев, В. Д. Дяченко), Эстонской ССР (Ю. М. Ауль, К. Ю. Марк).

Антропологические учреждения в СССР ведут большую работу по распространению знаний среди населения с помощью издания книг, брошюр, лекций на темы, посвященные становлению человека, формированию человеческих рас и т.д. Значительную роль в пропаганде антропологических знаний играют Музей института антропологии Московского университета и Музей антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде.

Лит.: Анучин Д. Н., Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России, «Русский антропологический журнал», 1900, № 1; Бунак В. В., Современное состояние и очередные задачи советской антропологии, «Вопросы антропологии», 1962, в. 10; Бунак В. В., Нестурх М. Ф., РогинскийЯ. Я., Антропология. Краткий курс, М., 1941; Гинзбург В. В., Элементы антропологии для медиков, Л., 1963; Левин М. Г., Очерки по истории антропологии в России, М. 1960; Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гримм Г., Основы конституциональной биологии и антропометрии, М., 1967; Human Biology, Oxford, 1964; Jubilé du Centenaire de la Société d’Antropologie de Paris, P., 1959; Martin D., Lehrbuch der Antropolgie in systematischer Darstellung, 3 Aufl., Bd 1-2, Stuttg., 1956-60; Montagu А., An introduction to physical anthropology, 3 ed., Springfield, 1960.

Периодические издания: «Вопросы антропологии», Москва (с 1960); «L"Anthropologie», Paris (с 1890); «Journal of the Royal Anthropological Institute», London (c 1871); «Zeitschrift für Morphologic und Anthropologie», Stuttgart (c 1899); «Przegd Anthropologiczny», Poznan (c 1926); «L"Anthropologie», Praque (1923-41); «American Journal of Physical Anthropology», Philadelphia (c 1918); «Current Anthropology», Chicago (c.1960).

Сегодня существует множество наук, которые занимаются изучением людей и их взаимоотношений в обществе. Наука антропология наряду с социологией, обществоведением и другими подобными науками относится именно к такому виду знаний. Причем ее нужно рассматривать как в широком, так и узком понимании.

Это означает, что на вопрос - “Антропология, что такое?” - сложно дать однозначный ответ. В широком значении это область знаний, которая занимается изучением человека, причем основываясь на знаниях многих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, а в узком понимании это наука о биологическом разнообразии человека.

История антропологии

Конечно же, человеком, его особенностями стали интересоваться еще ученые древности. Так, например, древние греки благодаря своим наблюдениям и идеям внесли много интересного в науку о человеке.

Гиппократ в своих медицинских трактатах указывал на влияние климатических и природных условий на здоровье и физические особенности проживающих на той или иной территории людей. Если помните, у великого медика было учение о соках в организме человека, которые были взаимосвязаны с 4 темпераментами.

Несмотря на то что в те далекие времена практически никому не был известен термин "антропология", что такое она собой представляет, именно греческие путешественники, изучая особенности людей, проживающих в странах, по которым они странствовали, делились своими наблюдениями, делали сравнительный анализ и приходили к очень интересным выводам.

Именно эти знания вошли в основу антропологии. Аристотель же построил «лестницу живых существ», на ступенях которой расположил животных по степени сложности их организации. Предпоследнюю ступень он предоставил обезьяне, а затем расположил над ней человека, как высшее существо на планете.

Отечественная антропология

В России эта наука, можно сказать, зародилась в первой половине XVIII века. Именно тогда императором Петром Первым была основана "Кунсткамера" - первый в России музей антропологии, в котором еще в те далекие времена нашли место анатомические препараты, образцы различных уродств.

В этот период в стране стала развиваться анатомия, и в этом деле принимали активное участие такие ученые, как А. Протасов, С. Забелин, А. Шумлянский и др.

Экспедиции

В эту эпоху также была организована Северная экспедиция, которая длилась ровно 10 лет. Ее члены разработали антропологическую программу. Были собраны ценные сведения о сибирских и дальневосточных народах, а в XIX веке участники кругосветной экспедиции, руководителем которой был П.П. Паллас, внесли богатый вклад атропологических и этнографических знаний в науку.

Известный писатель и этнограф А.Н. Радищев написал трактат «О человеке, о смертности и его бессмертии», а К. М. Бэром была создана теория моногенетического происхождения четырех рас, которая привела к усовершенствованию методики измерения человеческих черепов.

Развитие науки: предмет антропологии

До великих географических открытий люди еще не знали, что представляет собой антропология, что такое расы и то, что получается в результате их смешения. Однако после них многое встало на свои места. Люди получили знания о народах Юго-Восточной Азии, Америки, Африки, Сибири.

Наиболее важными по значению для антропологии было путешествие Магеллана, так как оно подтвердило существование антиподов. В XVII веке Э. Тайсоном были описаны анатомические признаки антропоморфных обезьян, а веком позже были совершены попытки построить научно-обоснованные гипотезы о происхождении людей.

Огромное значение для антропологии имели труды шведского натуралиста Карла Линнея, в особенности его работа «Система природы». Именно он выделил отряд приматов среди млекопитающих, подразделив его на 4 рода: человека, обезьян, лемуров и летучих мышей.

Расовость

Наверняка каждому известен термин Homo sapiens - “Человек разумный”. Это также является заслугой шведского ученого. То же самое касается разделения человечества на четыре расы, которые он назвал в соответствии с названиями материков, хорошо известных в те времена. Итак, “человек разумный” по своим внешним признакам может быть европейским, африканским, азиатским и американский.

После этого попытки классифицировать расы пробовали Ф. Бернье, Ж. Бюффон, И. Кант, И. Блуменбах и др. К тому же к этому времени появились знания о народностях Австралии и Океании. Одним словом, постепенно зарождалась антропология. Книги, написанные большинством авторов этого времени, были об аборигенах, населяющих далекие острова в Тихом и Индийском океанах.

Несколько подходов к антропологии, задачи

В США и странах Западной Европы на вопрос: "Антропология, что такое это?" - учеными дается вот такой ответ: это гуманитарная наука о человеке в социальном, культурном и физическом измерениях. Она также включает этнологию, считая ее важнейшим элементом.

А вот в советской науке антропологией считается биологическая наука о физической организации, происхождении и эволюции людей и человеческих рас.

Среди западного подхода отдельной линией выделяется французский подход, согласно которому антропология не включает физические и материальные аспекты человеческого бытия. Она является частью социологии. А вот согласно англосаксонской школе, эта наука является полидисциплинарной и состоит из 4 разделов: антропобиология, культурная и социальная антропология, этнолингвистика и доисторическая археология. Согласно некоторым теориям, есть также философская антропология.

Физическая

Эта разновидность антропологической науки изучает процессы, внутривидовые вариации и этапы становления человека как вида. Физические антропологи интересуются генетикой человека, т. е. его наследственными характеристиками, а также вопросами морфологии, то есть параметрами человеческого тела.

Ученые, изучающие физическую сторону антропологии, занимаются анализом физических характеристик человека, а также его адаптационными связями с культурой и природной средой. Физическая антропология изучает корреляцию между типом личности и строением тел, а также этологией приматов.

С этой целью было совершено объединение таких специалистов, как антропологи, психологи и зоологи, которые совместными усилиями изучают эволюцию скелета человека и многообразие функций тканей и систем органов. В центре их исследований лежит обнаружение взаимосвязи между принадлежностью к той или иной расе и восприимчивостью к болезням, а также степень выживаемости в тех или иных условиях.

Философский подход к антропологии

Давайте рассмотрим этимологию данного термина. Он происходит из двух греческих слов, которые переводятся как "человек" и "знание". То есть философская антропология - это философский подход к изучению человека в широком смысле, а в узком - философская немецкая и западноевропейская школа философии, которая возникла в ХХ веке и исходит из тех идей, которые заложены в учение Дителя “Философии жизни”, в феноменологию Гуссерля и др.

Все они стремятся к созданию структурированного целостного учения о людях, посредством использования данных большинства наук о человеке и человеческом обществе: психологии, этологии, биологии, социологии и даже религии.

Философская антропология зародилась в 1928 году с работ Х. Плеснера “Человек и ступени органического” и Макса Шелера «Положение человека в космосе». В этих работах ученые рассматривают специфические отличия между способами существования животных и человека.

Годами позже Арнольд Гелен в своих трудах более досконально представил, что представляет собой антропология. Книги «Человек и его природа, положение в мире», изданная им в 1940 году, а также «Первобытные люди и поздняя культура» 1956 года рассматривают человека на разных периодах его развития.

Культурная антропология

Данная область науки о человеке изучает его поведенческие особенности и результаты жизнедеятельности. В некоторых интерпретациях культура является частью окружающей среды, которая создана самим человеком. Культурная антропология тесно взаимосвязана с лингвистикой и доисторической археологией.

Этнолингвистика

Чтобы понять культуру, надо ее рассматривать, как систему символов. Это и есть ключи ее понимания. Как мы знаем, наиболее распространенной системой символов является язык - средство вербального и письменного общения. Ученые-антропологи занимаются изучением историй возникновения языков мира, их классификации, связи между ними, чтобы найти исторические отношения между народами.

Доисторическая археология

Что изучает эта научная дисциплина? Предметом ее является антропогенез, происхождение человека разумного - homo sapiens. Она также занимается изучением развития людей, чтобы дать объяснение историческим отличиям в образе жизни разных народов.

Эта наука взаимодействует с такими дисциплинами, как физика, биология, химия, что позволяет изучить, датировать, определять предназначение найденных артефактов. Все это делается для того, чтобы воссоздать образ жизни древних народов.

Культурная антропология

В некоторых странах данный раздел называется социальной антропологией. Она изучает семейную, политическую, социальную организацию человеческого бытия. В США антропологи считают, что изучение «социальных институтов» является недостаточным. Для этого необходимо также рассматривать такие элементы, как интеллект, ценности, техника и т. д.

Единство антропологии

Среди ученых часто возникает вопрос о том, является ли антропология человека целостной наукой. Исходя из того, что говорилось выше, мы видим, насколько разнообразны интересы, которые объединены под общим наименованием. Однако надо понимать, что человек сам по себе является очень сложной системой. Вот почему предметы изучения науки о человеке так разнообразны.

Антропология (от греч. человек и слово, учение) наука о человеке. Изучая столь сложное явление природы, как человек, антропология содержит в себе множество аспектов и граней, определяемых целью исследования.
Сначала антропология как естественная наука уделяла внимание биологической природе человека. Антропологи возникает как биологическая наука.
Впервые понятие «антропология» было связано с появлением в 1596 году научного трактата Освальда Гасмана «Антропология». Рассвет данной науки происходит в 19-ом веке. Антропология изучает происхождение человека, а так же специфику его строения и эволюции. Бурно развиваться эта наука стала во второй половине девятнадцатого века, когда Дарвин создал свою теорию происхождения человека. Антропология – это такая область научного знания, которая всесторонне изучает человека с точки зрения триединства – биологического, духовного, социального.
Существуют философская антропология, религиозная, культурная, физическая и другие ее направления. И хотя само это понятие появилось еще на заре европейской культуры в трудах древнегреческого ученого Аристотеля, смысл и значение антропологии непрерывно пересматриваются и уточняются вплоть до нашего времени.
Долгое время человек был предметом глубоких, но преимущественно умозрительных мифологических и религиозных размышлений, а также художественно-поэтических произведений. О возможности создания научной антропологии всерьез заговорили лишь в XVIII в. философы-просветители (Д. Юм в Англии и Ж. Д’Аламбер во Франции и др.). Однако только с появлением трудов великого английского естествоиспытателя Ч. Дарвина идея создания научной антропологии стала приобретать реальные очертания. К этому времени сформировались такие социально-гуманитарные науки, как лингвистика, социология, этнография, психология и др. Формирование научной антропологии шло по двум, долгое время не пересекавшимся между собой направлениям:
1) создание антропологии как биологической науки, занимающейся изучением происхождения человека как биологического вида, его развитием и популяцией (в пространстве и времени),
2) создание антропологии как науки гуманитарной, которая бы исследовала духовную жизнь человека в прошлом и настоящем в составе различных социальных групп и этнических образований. (В последнее время это направление стали обозначать термином «культурная антропология».)
Во второй половине XX в. вновь возрос интерес к проблеме человека, и наметился процесс дифференциации исследований в этой области. Появились популяционная, социальная, политическая и даже поэтическая антропология. Сложились предпосылки для создания антропологии как единой комплексной науки о человеке. «Антропология ставит перед собой цель познать человека вообще, охватывает этот вопрос во всей его исторической и географической полноте. Она стремится к познаниям, применимым ко всей совокупности эпохи эволюции человека, скажем, от гоминид до современных рас. Она тяготеет к положительным и отрицательным обобщениям, справедливым для всех человеческих обществ от большого современного города до самого маленького меланезийского племени», писал французский социолог и этнограф К. Леви-Строс.
В нашей стране аналогичную задачу разрабатывал в своих трудах академик И. Т. Фролов. Созданный по его инициативе Институт человека в качестве одной из основных задач занялся разработкой проблем человеческого потенциала. Это понятие включает не только телесное здоровье человека, но и способность к семейной жизни, профессиональному труду, культурно-ценностные ориентации, возможность адаптироваться к окружающему миру.
Человек, как биологический вид, занимает определенное положение в животном мире. Общий план строения и характерные признаки позволяют отнести человека к типу хордовых. Это такие признаки как наличие в эмбриональном развитии хорды, нервной трубки и жаберной щели.
К классу млекопитающих человека относят по следующим признаками: – внутриутробное развитие,
- молочные и потовые железы,
- четырехкамерное сердце,
- хорошо развитая кора головного мозга,
- диафрагма, дифференциация зубов,
- теплокровность,
- волосяной покров,
- строение органа слуха и ушные раковины,
- определенное подобие, в строении внутренних органов.

Подобие человека и животных подтверждается существованием у него рудиментов и появлением атавизмов. Среди них можно отметить такие рудименты, как аппендикс - рудимент слепой кишки, развитой у травоядных животных, рудимент третьего века во внутреннем углу глаза, хорошо развитый у птиц, рептилий. Так же у человека имеются рудиментарные ушные мышцы, которые играют важную роль у других млекопитающих, когда они прислушиваются. Копчик - рудимент, представленный сросшимися между собой позвонками. Рудиментная мышца в основе волосяной сумки, которая служит для поднятия волос у млекопитающих. Зубы мудрости, часто недоразвитые или отсутствующие.
К атавизмам относят появление хвоста, дополнительных сосков, образования сплошного волосяного покрова.
Человека по некоторым признаками относят к ряду Приматов. Он имеет признаки отличия и подобия с человекообразными мартышками. К похожим можно отнести следующие признаки: конечности хватающего типа, одна пара сосков, наличие ногтей, на пальцах, хорошо развитые ключицы, рождения, как правило, одного детеныша, замена молочных зубов на постоянных, четыре группы крови, строение кожи, хромосомный набор.
Отличительными признаками, являются прямохождение, изгибы позвоночника, плоская грудная клетка, широкий таз, хорошо развитый большой палец руки, которая противопоставляется, отсутствие в черепе сплошных надбровных дуг, слабые челюсти, маленькие клыки, подбородное выступление на нижней челюсти, хорошо развитая мозговая часть.
Таким образом, можно подытожить, что антропология (или антропологическая наука) в широком понимании представляет собой ту область знания, предметом исследования которой является человек