Виндзорский замок беркшир англия. Виндзорская резиденция монархов - самый огромный замок в мире

Корвет - класс боевых кораблей, предназначенных для сторожевой и патрульной службы в прибрежной зоне. Основными задачами корветов считается патрулирование и противолодочная оборона побережья. Это, однако, не исключает их прямого участия в военных конфликтах.

Наследники ракетных катеров второй половины XX века, современные корветы успешно сочетают в себе многофункциональность и умеренную стоимость. Мощное ракетное вооружение, подкильные и буксируемые ГАС, средства объектовой ПВО, стелс-технологии, боевые информационные системы, многофункциональные радары, БПЛА, вертолеты. Водоизмещение современных корветов превышает в/и эсминцев периода Второй мировой, а по боевым возможностям «малыши» не уступают кораблям более высокого ранга.

Перед вами - короткий обзор пяти лучших мировых представителей класса «корвет». Их размеры различаются на тысячи тонн, а характеристики «заточены» под потребности своих флотов и условия конкретных морей. Тем не менее, всех их объединяет общая идея малого многофункционального боевого корабля прибрежной зоны.

Проект 20350 «Стерегущий» и его дальнейшее развитие пр.20385 (Россия)

В строю - 4. Строятся - 4 + еще 2 корвета пр. 20385. План - 18 единиц.

Длина 90 м. Водоизмещение (полное) > 2200 тонн. Экипаж 99 чел. Полный ход 27 уз. Дальность плавания - 3500 миль на скорости 14 уз. Вооружение (серийные корабли пр. 20380):
- три модуля ЗРК 3К96 «Редут» (12 пусковых ячеек). Б/к 12 зенитных ракет большой или 48 зенитных ракет малой дальности. На модернизированных корветах пр. 20385 число УВП должно увеличиться до 16;
- восемь малогабаритных ПКР Х-35 «Уран»;
- малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК» (8 торпед калибра 324 мм);
- универсальное орудие А-190 калибра 100 мм, два шестиствольных автомата АК-630М;
- посадочная площадка и ангар в кормовой части надстройки для размещения вертолета Ка-27ПЛ;
- противодиверсионные средства защиты, крупнокалиберное стрелковое оружие.

«Если на 8-пушечный корабль поставить десять пушек, стрелять их них смогут шесть» (старое британское правило).

Несмотря на перегрузку и неадекватное своему классу вооружение, отечественный проект 20380 получился на славу. Возможности «Стерегущего» выходят далеко за рамки традиционных задач для кораблей класса «корвет», а его недостатки (слабенькая РЛС «Фуркэ-2» оказалась не способна обеспечить подсветку целей на больших дистанциях) - лишь следствие попыток дублировать задачи более крупных фрегатов и эсминцев.

Избыточная мощь российского корвета объясняется благим желанием побыстрее получить корабль океанской зоны в условиях острого недостатка кораблей и застоя отечественного кораблестроения в начале XXI века. Результатом можно гордиться. Новейшие технологии и благородные линии со следами технологии «стелс»: корветы типа «Стерегущий» - предвестники нового облика ВМФ России.

Корвет «Бойкий», на месте ЗРАК «Кортик» видны пусковые ячейки ЗРК «Редут». На заднем плане - его предшественники, малые противолодочные корабли пр. 1124


Стелс-корветы типа «Висбю» (Швеция)

В строю - 5 единиц.

Длина 72 м. Водоизмещение (полное) 640 тонн. Экипаж 43 чел.

Комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, скорость полного хода 35 уз. Дальность плавания - 2300 миль на скорости 15 уз. Вооружение: универсальное орудие «Бофорс» калибра 57 мм, 8 малогабаритных ПКР RBS-15, два спаренных ТА калибра 400 мм (противолодочные торпеды Тр 43 и Тр 45, специально предназначенные для малых глубин Балтики), вертолетная площадка, необитаемые подводные аппараты для поиска мин и подлодок противника.

Средства освещения подводной обстановки включают в себя три ГАС различного назначения (подкильная, буксируемая и опускаемая). В кормовой части надстройки зарезервировано место под вертолетный ангар или ЗРК, осталось невостребованным место под блок 127 мм неуправляемых ракетных снарядов (противолодочная система ALECTO, чья разработка была прекращена в 2007 г.). Имеется тех. возможность для выставления минных заграждений.

«Висбю», конечно, впечатляет. Корвет-невидимка, чьё появление должно было изменить расклад сил на Балтике и стать революцией в области военного кораблестроения. Шведский корабль идеально приспособлен для действий в узких шхерах и поиска подлодок в акватории мелководного Ботнического залива. Он малозаметен, быстр, универсален, относительно дешев, при этом обладает выдающимся комплексом средств для контроля подводной обстановки.

Вместе с тем осталось немало вопросов: в существующем виде «Висбю» практически беззащитен от атак с воздуха (возможностей единственного «Бофорса», средств РЭБ и ПЗРК явно недостаточно для отражения сколь-нибудь серьезной воздушной угрозы). С другой стороны, корветы несут службу в прибрежной зоне, под прикрытием шведских ВВС. Малая сигнатура их физических полей позволяет им безопасно сближаться с противником для нанесения удара на расстояние менее 10 миль, при этом оставаясь необнаруженными («зона преимущества»).

Корветы «Тип 056» (Китай)

Построено - 23 единицы. Строятся - 7. В планах: 43 корвета Тип 056 и как минимум 20 модернизированных Тип 056А.

Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1440 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 28 уз. Дальность плавания на оперативной скорости 18 уз. - 3500 миль. Вооружение: универсальное орудие калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР С-803, ЗРК самообороны HQ-10 (8-зарядный блок на поворотном лафете), два строенных 324 мм торпедных аппарата, 2 автоматические пушки кал. 30 мм, вертолетная площадка, ангар отсутствует.

Все слишком очевидно. Единственное, что остается добавить - их очень много.

Корветы типа «Брауншвейг» (Германия)

Построено 5 единиц.



Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1840 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 26 уз. Дальность плавания 4000 миль на скорости 15 уз.. Вооружение: универсальное орудие OTO Melara калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР RBS-15, два ЗРК самообороны RAM (21-зарядный блок, ракеты с тепловой ГСН), 2 установки MLG с дистанционным управлением (автоматические пушки калибра 27 мм). Размеры вертолетной площадки «Брауншвейга» позволяют принимать любой противолодочный вертолет («СиКинг», NH90), но их постоянное базирование не предусмотрено. В кормовой части корвета оборудован ангар с ограниченными размерами для размещения двух разведывательно-ударных беспилотников Camcopter S100.

Строгий тевтонский силуэт в окраске «серый грозовой». Немецкий корвет не хватает с неба звезд. Он прочен, надежен и максимально соответствует своим текущим задачам. Патрулирование прибрежных вод, без лишних «понтов» и попыток казаться лучше, чем он есть.

В то же время немецким инженерам есть чем гордиться. Помимо радара сантиметрового диапазона, комплекс средств обнаружения корвета включает в себя оптоэлектронный комплекс MIRADOR для всепогодного наблюдения за обстановкой в ИК-диапазоне. Есть у «Брауншвейга» еще одна занятная деталь - комплекс постановки активных помех MASS (Multi-Ammunition Softkill System), способный отстреливать многочисленный ловушки, способные обмануть ГСН любой ракеты. MASS ставит помехи во всех возможных диапазонах (тепловом, оптическом, УФ, лазерном, радиолокационном).

Литоральный боевой корабль LCS (США)

В строю - 4 единицы. Строятся - 7. В планах - 20 кораблей LCS.

Приведены данные для LCS «Индепенденс»: Длина 127 м. Водоизмещение (полное) 3100 тонн. Постоянный экипаж 40 чел., на борту зарезервированы помещения для 75 чел. Скорость полного хода (практическая) 44 уз. Дальность плавания 4300 миль на оперативной скорости 18 уз. Вооружение: универсальное орудие «Бофорс» калибра 57 мм, ЗРК самообороны SeaRAM, две 30 мм автоматические пушки «Бушмастер II», пулеметы 50-го калибра. Большая часть корабля отдана под огромную полетную палубу и вертолетный ангар .

Модульная конструкция LCS позволяет комбинировать оснащение в зависимости от текущих задач (буксируемые гидроакустические средства, подводные аппараты для поиска мин, противодиверсионные средства, средства радиотехнической разведки и т. д.). Свободное пространство на верхней палубе может быть также использовано для размещения целевой нагрузки на нештатных позициях. На практике это выражается в установке ракетных пусковых контейнеров - от маленького «Хэллфайра» до ПКР Kronsberg NSM норвежского производства.

Быстроходный тримаран-невидимка, дублирующий задачи корветов, тральщиков, патрульных куттеров, противолодочных и малых ракетных кораблей. Создавался под специфические условия ВМС США, где морякам потребовалась мобильная вертолетная база для решения как самых простых (погони за лодками наркокурьеров в Мексиканском заливе), так и самых сложных заданий (ПЛО в открытом океане, траление мин, разведка, патрулирование и перевозка спец. грузов в зонах военных конфликтов).



Передача топлива с авианосца «Карл Винсон» на литоральный боевой корабль «Фридом»

LCS строятся параллельно по двум разным проектам. Быстроходный монокорпусный корабль (проект «Локхид Мартин») и фантастический тримаран от «Дженерал Дайнемикс» продемонстрировали полную идентичность как в плане стоимости, так и в плане своих боевых возможностей. И каждый проект имел собственные достоинства. В результате контракт был разделен пополам - каждая из фирм получила заказ на 10 кораблей.

Особое веселье доставляют попытки американцев добиться заветной скорости в 50 узлов. Несмотря на мощнейшую силовую установку по типу CODAG (комбинация дизелей и газовых турбин) и четыре финских водомета «Вяртисля», расчетная скорость достигнута не была. Взамен было получено множество проблем - от пожаров ГЭУ до растрескивания корпуса на больших скоростях. На сегодняшний день макс. скорость продемонстрировал LCS-1 «Фридом». Корабль выдал на мерной миле 47 узлов (87 км/ч).

Корабль под громким наименованием «Гремящий» - это корвет проекта 20385, который готовился к закладке в феврале 2012 года. Параллельно проводилась разработка аналога «Проворный». Процесс начинался на размещенной в Санкт-Петербурге. Торжественную церемонию посетили высокие чины вооруженных сил России. Данный проект непосредственно ориентирован на строительство военных плавательных средств, в арсенале которых предусмотрено самое современное вооружение атакующего и защитного плана.

Разработка и постройка

Корвет проекта 20385 представляет собой усовершенствованную версию аналогичной разработки под индексом 20380, с внедрением принципиально новых технологических и конструкционных решений. в Питере подписала контракт о создании четырех судов подобной категории, два из которых уже готовы. Параллельно работы ведутся на в Комсомольске-на-Амуре. Новые корабли должны стать максимально надежными в ударном плане, включая использование новейших средств противовоздушной обороны.

Разработало корвет проекта 20385 («Гремящий») конструкторское бюро «Алмаз». Прогнозируемый порт приписки кораблей после достройки - Северный флот. Рассматриваемый проект существенно совершеннее предшественника. Особенно это касается тактико-технических параметров, оружия, возможностей ведения боя и маневрирования. В теории производители планируют возвести десять аналогичных корветов для российского ВМФ. Это даст возможность значительно повысить обороноспособность в плане защиты морской границы. Стоит отметить, что в производстве судов используются композиционные материалы, а стоимость их изготовления и поставки составила не менее полумиллиона рублей.

Возможности и использование

20385 - проект корвета нового поколения, предназначенного для многоцелевого использования. Основная его задача - обнаружение и уничтожение надводных вражеских судов или подводных лодок. Также боевое судно служит для высадки десанта, охраны прибрежной зоны, сопровождения других кораблей.

Кроме артиллерийского и ракетного оружия на борту имеются радиолокационные и гидроакустические системы. Расширяет возможность боевого корабля установка ангара для вертолета Ка-27. Это существенно повышает боеспособность судна, позволяя своевременно обнаруживать объекты противника. Дополнительная защита от выявления корвета проекта 20385 - это использование в конструкции специальных технологий, сводящих к минимуму их радиолокационное обнаружение. Надежность и маневренность в любых условиях гарантируют композиционные компоненты от ФГУП «Прометей», доказавшие свою значимость еще в предыдущих аналогичных разработках.

Технические показатели

Ниже приведены характеристики корвета проекта 20385:

  • Длина/ширина корабля - 104/13 м.
  • Водоизмещение составляет 2200 тонн.
  • Скоростной порог - 27 узлов.
  • Показатель автономности судна - 15 дней.
  • Преодолеваемое расстояние - 5600 км.
  • Силовые агрегаты - дизельные двигатели 1ДДА-12000.
  • Количество членов экипажа - 99 человек.

Артиллерийское оружие на борту представлено установкой А-190-01 (калибром 100 мм). Имеется универсальная ракетная система «Калибр», пулеметы, зенитка типа «Редут», акустические и радиолокационные базы, противолодочное вооружение «Пакет» и усиление в виде вертолета Ка-27.

Корпус и надстройка

Корвет «Гремящий» - головной в новейшем проекте 20385. Его корпусная часть преимущественно изготовлена из стали, имеет гладкую палубу. Конструкционные новаторские решения позволили улучшить на 25 процентов сопротивление встречной воде и снизить нагрузки на главную электрическую установку.

Новое оформление подводной части корпуса позволяет использовать силовую установку с меньшим весом, а это освобождает параметр водоизмещения примерно на 20 процентов. В связи с этим боевое оснащение корабля можно существенно усилить. Дополнительным преимущественным фактором является увеличение скорости хода на два узла.

Надстройка плавательного боевого средства изготовлена из негорючих композиционных составляющих компонентов. В их состав входит стеклопластик, полимеры на основе углеродистого волокна. Данная система дает возможность достичь малого радиуса обнаружения локационными станциями и системами. Корма оборудована специальным ангаром и площадкой для размещения и взлета вертолета Ка-27. Его запас топлива составляет порядка 20 тонн. Корвет проекта 20380 и 20385 разительно отличаются оснащением и вооружением в пользу последнего варианта.

Энергетическая установка

Предварительно основным силовым агрегатом должны были стать немецкие моторы типа MTU. Впоследствии, соблюдая контрмеры по импортному замещению, было принято решение использовать двигатели отечественного производства. Заказ был направлен специалистам ОАО «Звезда» и Коломенскому комбинату. В итоге корвет проекта 20385 оснастили парой дизельных установок ДДА-1200.

Каждый агрегат включает в себя два мотора и реверсивный редуктор. Они имеют систему автоматического контроля и микропроцессоры. Характеристики силовых установок приведены ниже:

  • Рабочий ресурс - не менее 15 тысяч моточасов.
  • Средний показатель по дальности хода с учетом скорости в 14 узлов - 4 000 морских миль.
  • Материал поршневого основания - жаростустойчивая сталь типа ЭИ-415.
  • Основа силовых агрегатов - сплав из алюминия АК-6.
  • Показатель мощности каждого генератора составляет 630 кВт.
  • Потребность в токе - 50 Гц (380 ватт).

Данные установки позволяют обеспечить высокий процент мощности при минимуме расхода топлива и масла, при этом снижая гидроакустическую заметность корабля.

Радиотехника судна

Корвет проекта 20385 «Гремящий» имеет следующее радиотехническое оснащение:

  • Систему «Сигма» (БИУС).
  • Автоматический блок связи «Рубероид».
  • Комплекс наводки «Монумент».
  • Станцию общего обнаружения «Фуркэ-2».
  • Узел ОГАС «Анапа-М».

Данные приспособления позволяют уменьшить вероятность обнаружения судна в три раза, функционируют в режиме от 64 до 2000 МГц. Они в состоянии выявлять свыше двухсот предполагаемых целей, а также противостоят вражеским ракетным системам, обеспечивая защиту корабля. В этом способствуют четыре пусковых установки для нейтрализации помех типа «Смелый». Координационные действия по управлению вертолетом производятся при помощи специальной навигационной вышки ОСП-20380.

Вооружение

Рассматриваемые суда оснащаются несколькими типами оружия. Среди них:

  1. Пара боевых противокорабельных установок с четырьмя пусковыми системами и 8 ракетами. Контейнеры для пуска размещены в средней части корпуса (продольно площадке по диаметру). Максимальная дальность поражения цели составляет 260 км.
  2. Зенитное вооружение, которое состоит из системы «Редут» с тремя модульными установками, мобильного комплекса «Игла», тридцатимиллиметровых пушек с шестью стволами (монтируются на корме).
  3. Комплекс «Рубеж».
  4. Пара орудий калибром 330 миллиметров против торпед (система «Пакет-Н»).
  5. 100-миллиметровая артиллерийская установка А-190. Ее скорострельность составляет порядка 80-ти пусков в минуту. Контролировать прицеливание и саму стрельбу позволяет система управления «Пума».
  6. Противолодочный вертолет Ка-27.

Корвет проекта 20385, фото которого приведено ниже, может запускать снаряды, направленные на поражение не только подводных и надводных судов противника, но и встречные торпеды.

Параметры мореходности

Рассматриваемый корабль обладает повышенной мореходностью, по сравнению с аналогами и предшественниками. При этом нагрузка на колебания при поперечной качке не имеет значения. Такая возможность дает право беспрепятственно использовать весь боекомплект даже при волнении моря до 5 баллов.

Конструкторы особое внимание уделили живучести корабля. Разработчики использовали новейшие технологии и композиционные материалы. Это дало возможность существенно снизить радиолокационную заметность корабля. Корвет «Гремящий» проекта российских корветов 20385 - первый в своем роде, в оснащении которого применены полимерные материалы с высоким поглощением радиоимпульсов и нестандартное архитектурное оформление.

В результате фактор обнаружения и кругового рассеивания снизился практически в три раза (по сравнению с аналогами). Дополнительную защиту обеспечивают комплексы, направленные на блокировку атакующих средств противника.

Какие были разработаны модификации?

По начальному плану предполагалась разработка и возведение четырех основных корвета проекта 20385. «Гремящий», фото которого представлено выше, стал флагманом и единым судном, строительство которого продолжилось по данному направлению. Кроме того, проектировались следующие модификации:

  1. Пограничный сторожевой корвет (20380П).
  2. Оснащенная минимальным вооружением экспортная вариация. На ней предполагалась опция смены боекомплекта на иностранные аналоги.
  3. «Проворный». Он целенаправленно готовился для Черноморского флота, имел улучшенное оснащение и вооружение.
  4. Модернизированная версия с возможностью монтажа боевой установки «Горизонт».

Названия кораблей не менее звучные: «Ретивый» и «Строгий».

Корвет проекта 20385 «Проворный»

Этому судну присвоен заводской номер 1006. Оно является вторым корпусом рассматриваемого проекта. Закладка серии состоялась также на Северной верфи судостроительного комбината в Санкт-Петербурге.

В мероприятии приняли участие адмирал Высоцкий, командиры флотов всех уровней, а также другие высокопоставленные лица, почетные гости. Разработка данного проекта началась весной 2013-го. От предыдущих моделей «Проворный» отличается большим водоизмещением (2200 тонн) и габаритами. Длина корабля составляет 105 метров, а ширина и осадка - 13 и 8 метров соответственно. Оснащение в вооружении также на порядок отличается от предшественников, благодаря возможности установки систем «Калибр-НК», комплексов «Редут» и «Пакет». Предусмотрено базирование на палубе вертолета Ка-27ПЛ.

Особенности

Очень важным отличием рассматриваемого корабля является наличие мачты оптронного типа, которая служит для управления радиолокационными приспособлениями и повышает возможность обнаружения вражеских целей, а также способствует усилению боевого каравана, гарантируя сопровождение и выявление морских и воздушных судов. Значительную роль в этом играет РЛС и контрольный блок типа «Пума».

Судя по комментарию ведущего инженера центрального конструкторского бюро «Алмаз», К. Голубева, разработка в плане нового морского судового строительства проводится также по улучшенной программе под индексом 20386. Проект ориентирован на максимальное обеспечение отечественным вооружением, хотя подробности возведения пока остаются в тайне.

Как заявил замминистра обороны России Ю. Борисов, к 2020 году планируется изготовить не менее 16 корветов рассматриваемого класса. Основные производственные мощности сосредоточены на верфи в Санкт-Петербурге и Амурском судостроительном комбинате.

Эксперты думают, что основная загвоздка в строительстве таких кораблей заключается в совместимости новейшего вооружения в большом количестве и стоимости итогового варианта. Конструкторы продолжают работать, чтобы довести этот показатель до оптимальной отметки.

Итог

Корвет проекта 20385, характеристики которого приведены выше, обладает самым современным вооружением и многофункциональной направленностью. В рамках этого мероприятия продолжается возведение только одного из представителей («Гремящего»). Остальные суда разрабатываются по обновленному проекту. Связано это с удорожанием корабля, не всегда обоснованным наличием тяжелого вооружения разного вида. Разработчики, несмотря на задержку со сменой зарубежных силовых установок на отечественные аналоги, заявляют, что все запланированные работы ведутся согласно запланированному графику.

Самый-самый. Корветы. Проект 20380 - Один из самых совершенных кораблей отечественного флота. Он быстрее и точнее, чем любой корабль предыдущего поколения. Как устроены и чем вооружены корветы проекта 20380?

Линейка «Самый-самый» посвящена наиболее выдающимся рукотворным сооружениям и машинам. Каждый выпуск рассказывает об одном из самых значимых объектов, самой быстрой, самой точной и мощной технике.

Самые-самые масштабные объекты инженерной мысли и результаты тяжелейшего труда — каждый день делают нашу жизнь удобнее и безопаснее, являются частью истории и создают основу для великого будущего.

Традиция называть сторожевые корабли именами прилагательными иногда бьет на редкость метко. «Стерегущий», первенец проекта 20380, — это просто символ класса, сторожевой корабль. «Бойкий», любезно принявший нас на борт, — уже серьезная заявка на успех, ведь он — третий в серии. Спустя десяток-другой настанет черед имени «Разумный» — ведь если кораблю удастся стать по-настоящему массовым, это как нельзя лучше продемонстрирует, что ставка на новый для класс корветов была сделана верно.

1. Пост командира корабля занимает левую часть мостика. По большей части он состоит из экранов, на которые командир может вывести практически любую информацию о состоянии систем корабля и вооружения, целях, обстановке, навигации.

2. Пост рулевого представляет собой навигационный экран, штурвал и пульт управления ГЭУ (полный ход, малый ход и т. п.). Корабль может самостоятельно поддерживать заданный курс, однако даже на автопилоте у руля всегда дежурит матрос. По правую руку от рулевого можно заметить рукоятку автономного прибора связи, который даст возможность передать сообщение на любой пост в случае отключения электричества.

3. Пост вахтенного офицера позволяет одновременно контролировать работу всех систем корабля, от состояния ГЭУ до запасов провизии. Вахтенный офицер имеет в распоряжении расширенную систему связи и может оперативно связаться с любым постом на корабле. СХЕМА ВООРУЖЕНИЯ. 1. 100-мм артиллерийская установка А-190 «Универсал» 2. Боевой модуль ЗРК «Кортик-М» (на последующих кораблях — 12 пусковых ячеек ЗРК «Редут») 3. Противокорабельный ракетный комплекс «Уран» (впоследствии будет заменен на «Оникс» или «Калибр»)

4. 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М

5. Лацпорт комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК»

6. Комплекс выстреливаемых помех ПК-10

7. Подкильная антенна гидроакустического комплекса «Заря-2»

8. Гидроакустическая система целеуказания комплекса противоторпедной защиты

9. Навигационная РЛС «Пал-Н»

10. Навигационная РЛС МР 231−2

11. Оптико-электронный прибор МТК-201 М2.2

12. Антенна РЛС целеуказания 5П-10 «Пума»

13. Антенна РЛС «Монумент-А» в радиопрозрачном кожухе

14. Трехкоординатная РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2»

15. Опускаемая гидроакустическая станция «Анапа-М»

16. Станции комплекса радиоэлектронной борьбы ТК-25−2

17. Ангар для противолодочного вертолета Ка-27

18. Взлетно-посадочная площадка

19. Протяженная буксируемая гидроакустическая станция «Минотавр-М»

Класс сторожевых кораблей прибрежной зоны в СССР — это то самое «свято место», которое на протяжении десятков лет пустовало. Почему так происходило, неплохо объясняет история корабля проекта 12441 типа «Новик».

В 1991 году был утвержден проект 12440, спроектированный по последнему слову техники: газотурбинная силовая установка с двумя маршевыми и двумя форсажными двигателями; корпус и надстройки, выполненные с применением композитных материалов и с учетом требований малой радиолокационной заметности (технология «Стелс»); самый современный и перспективный на тот момент зенитно-ракетный комплекс «Полимент?/?Редут», ангар для постоянного базирования противолодочного вертолета.

В 1994 году была завершена корректировка проекта, вызванная распадом СССР: множество предполагаемых поставщиков в одночасье оказались в зарубежных странах. Проект многократно модернизировался по ходу строительства. Улучшались его ходовые характеристики и боевые качества, но вместе с ними росло и водоизмещение корабля, которое существенно превысило первоначально обозначенное в задании. «Новик» вплотную приблизился к кораблям морской зоны, способным к длительному патрулированию и сопровождению судов на переходах по морям, но обладающим избыточными характеристиками для боевых действий у берегов.

В итоге самый технически продвинутый корабль был переквалифицирован в учебный и не был достроен.

Похожая история приключилась с разрабатывавшимся в 1970-х «Неустрашимым», проект 11540. Задуманный как малый противолодочный корабль с водоизмещением 800?? т, он за считанные годы «раздобрел» до 1500, затем до 2000, а в варианте с вертолетом достиг 2500?? т и перебрался в морскую зону. Итог схожий: на службу в 1987 году вышел лишь один «Неустрашимый».

Разумеется, быстрый, хорошо защищенный и вооруженный «Новик» легко справился бы с любыми задачами в прибрежной зоне. Его критический недостаток — цена. А ведь для охраны морских границ и своевременного реагирования в локальных территориальных конфликтах сторожевых кораблей должно быть много.

Поэтому ближе к концу 1990-х был объявлен конкурс на разработку более легкого и дешевого сторожевого корабля, который выиграло Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», то самое, что спроектировало «Новик».

Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий» обещают стать основной силой военно-морского флота России в прибрежной зоне. И несмотря на меньшую стоимость по сравнению с «Новиком», это, без сомнения, одна из самых инновационных и технически совершенных машин отечественного флота.

К примечательным нововведениям можно отнести и переработанные обводы корпуса с едва ли не на четверть уменьшенным гидродинамическим сопротивлением, и вертолетный ангар, впервые размещенный на столь небольшом корабле. Важнейшим прорывом можно назвать применение единой информационной системы управления вооружением и всем электронным оборудованием машины.

Наконец, корабль получил новое классовое обозначение в полном соответствии с временем и международной терминологией. Теперь это уже не сторожевой корабль, а корвет.

В сравнении с предшественниками проект 20380 уже сейчас можно назвать успешным. Нам посчастливилось подняться на борт «Бойкого» — третьего корабля проекта, стоящего у причала завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Он пребывает на завершающей стадии заводских испытаний. Два других, «Стерегущий» и «Сообразительный», уже приняты на ВМФ России. Еще четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и возможно, это не предел.

Главные составляющие успеха проекта 20380 — тщательно проработанная конструкция корпуса и единая электронная система автоматизации. Эти слагаемые определяют и боевые качества, и состав вооружения, и условия работы экипажа, а также надежность, ремонтопригодность и возможность модернизации машины.

Обводы стального корпуса корабля были разработаны с нуля и настолько удачно, что гидродинамическое сопротивление на полном ходу (27 узлов или 50 км/ч) уменьшилось на 25%. Это позволило использовать менее мощную и более легкую главную энергетическую установку (ГЭУ), тем самым высвободив более 15% водоизмещения для увеличения боевой нагрузки. Отсюда и внушительный для 1500-тонного корабля набор разнообразного вооружения, и даже вертолетная площадка, ангар и 20-тонный запас горючего для противолодочного вертолета «Ка-27».

Улучшенная мореходность корвета позволяет использовать его при волнении силой до пяти баллов (на два балла больше, чем у предшествующих аналогов). Кроме того, менее мощная ГЭУ работает тише, способствуя снижению заметности корабля в гидроакустическом диапазоне. Для уменьшения шумности механизмов двигателей были применены технологии, ранее отработанные на подводных лодках.

ГЭУ представляет собой два дизель-дизельных агрегата ДДА12000, специально разработанных ОАО «Коломенский завод» на основе проверенного дизеля Д49 с микропроцессорным управлением. Каждый агрегат состоит из двух 16-цилиндровых V-образных дизелей и суммирующего редуктора и приводит гребной винт фиксированного шага. Общая мощность двухвальной ГЭУ достигает 24?000 л.с. Четыре дизель-генератора по 630 кВт каждый обеспечивают бортовую сеть питанием.

«Стерегущий» не зря называют невидимкой, хотя следование принципам технологии «Стелс» — непременный атрибут современных кораблей такого класса. Надстройка корабля шириной от борта до борта сделана из трудногорючих радиопоглощающих стекло- и углепластиков. Антенные посты и ракетное вооружение по возможности убраны в корпус. Четырехтрубные 330-мм торпедные аппараты комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» скрыты в лацпортах. В целом средняя круговая эффективная поверхность рассеяния корабля уменьшена втрое по сравнению с предшествующими аналогами, благодаря чему вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет снижена с 0,5 до 0,1.

Единая боевая информационно-управляющая система — это, пожалуй, главное нововведение проекта 20380, так или иначе влияющее и на тактические характеристики корабля, и на жизнь экипажа, и на надежность всех технических средств, и даже на скорость модернизации вооружений.

«Если раньше системы были разбросаны по всему кораблю и вся работа по их координации ложилась на членов экипажа, то теперь бал правит интегрированная мостиковая система, в которой сосредоточено описание текущего состояния всех систем корабля, от механики до применения оружия», — говорит заместитель главного строителя завода «Северная верфь» Юрий Александров.

Кроме органов управления кораблем интегрированная мостиковая система включает в себя два компонента: секцию управления ракетным и противолодочным оружием и секцию радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки. Первая секция представляет собой три поста, расположенных бок о бок прямо на капитанском мостике. Здесь работают командиры боевых частей (БЧ). Первый отвечает за противолодочную борьбу, второй — за противокорабельный комплекс. Внешне их посты выглядят одинаково: это большие экраны, на которые выводится информация о целях и состоянии боевых систем. Такие же экраны есть у командира корвета, который может в любой момент запросить любую информацию по кораблю, и у вахтенного офицера, также имеющего доступ к самым разным данным — от параметров работы дизелей до запасов провизии.

В задачи третьего командира БЧ входит координация всех систем вооружения и выдача рекомендаций командиру корабля по применению оружия. Важно, что и командир корабля, и рулевой, и вахтенный офицер, и командиры БЧ работают в одном помещении и могут молниеносно принимать скоординированные решения и приводить их в исполнение.

На корвете есть система, способная координировать работу оружия и систем обнаружения нескольких кораблей, действующих в составе дивизии. О технических сторонах ее работы сотрудники завода предпочитают не распространяться, отмечая, правда, что с каждым новым кораблем система становится все мощнее.

Ее суть в том, что информация по воздушной, надводной и подводной обстановке, по обнаруженным целям и связям концентрируется в едином центре и обрабатывается. Здесь определяется степень опасности целей, принимается решение о типе применяемого оружия, после чего информация мгновенно отправляется входящим в группу кораблям, вертолетам и самолетам для скоординированных действий.

Применение такой системы особенно логично в сочетании с вертолетом, который, будучи неуязвимым для подводных лодок и применяя активные средства гидроакустического обнаружения, имеет перед кораблями неоспоримые преимущества в плане освещения подводной обстановки.

Пока что система управления дивизией представляет собой весьма увесистое стационарное оборудование, размещаемое на корабле, но в ближайшем будущем она станет портативной: образно говоря, вся тактическая информация будет концентрироваться в чемоданчике адмирала.

Секция радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки располагается в штурманской рубке, по соседству с мостиком.

Средствами обнаружения целей управляют несколько офицеров. Здесь же находится карт-сервер, на который штурман загружает карты морских районов в соответствии с планом похода. Благодаря единой системе управления эти карты становятся доступны на всех постах, где это необходимо, — от мостика до вертолетного ангара.

Максимальная автоматизация всех систем корабля позволила многократно уменьшить время, необходимое для принятия решений, а также облегчить труд экипажа и снизить его численность до 100 человек.

Наличие объединенных информационных сетей на корабле влечет за собой ряд дополнительных преимуществ, связанных с надежностью, ремонтопригодностью и скоростью модернизации оборудования. По словам Юрия Александрова, в постройке корвета задействовано более тысячи промышленных и исследовательских предприятий, разбросанных буквально по всей России. Когда очередной компонент приходит на завод, наступает момент истины: он должен продемонстрировать идеальную совместимость со всеми системами корабля.

Проблемы с совместимостью в судостроении не редкость. К счастью, благодаря современным электронным технологиям многие компоненты стали меньше и легче, чем раньше. Появилась возможность вернуть их производителю на доработку или же пригласить специалистов на завод с необходимыми запчастями.

Единая корабельная сеть, с одной стороны, означает определенную унификацию коммуникационных протоколов различных устройств. Компоненты изначально создаются именно под них, поэтому вероятность «отторжения» становится меньше. С другой стороны, предприятия-поставщики могут протестировать свои компоненты заранее с помощью компьютерных симуляторов.К примеру, если тестируется радиолокационная станция, компьютер может сыграть роль как всего остального корабля и его вооружений, так и цели, которую требуется обнаружить.

Наконец, модульная концепция корабля предусматривает возможность установки новейших вооружений по мере их вступления в строй. К примеру, если на титульном корабле проекта 20380 «Стерегущий» за противовоздушную оборону отвечал зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», то на «Бойком», появившемся на свет третьим, его место занял более современный и несопоставимо более мощный ЗРК «Редут».

Три блока по четыре ячейки (всего 12 ячеек) могут нести от 12 ракет 9М96Е2 с дальностью пуска 135 км и высотой поражения до 35 км до 48 ракет самообороны 9М100 с дальностью до 12 км в различных комбинациях. Обороняться от нападения с воздуха «Редуту» помогут переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» (запуск с плеча) и две кормовые шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М.

Как и положено новому проекту, корабль встретил на своем пути немало критики. Пожалуй, выпады в адрес недостаточно большой дальности плавания вызваны отсутствием ранее самого класса корветов на вооружении ВМФ России. Скептикам следует признать, что задачи, стоящие перед флотом, изменились, и в наши дни иметь несколько десятков корветов более актуально, чем несколько океанских эсминцев.

Обсуждения возникали по поводу состава вооружения корабля, его защищенности и живучести, однако эти качества также сложно рассматривать в отрыве от тактических схем, характерных именно для класса корветов.

За несколько лет службы на «Стерегущем» дважды возникали неполадки в главной энергетической установке, что послужило поводом для сравнения дизель-дизельного агрегата с газотурбинными двигателями, более надежными и легкими, но несопоставимо более дорогими.

На момент выхода этого материала в печать «Бойкий» мог быть уже в строю, если бы не неполадки со 100-мм артиллерийской установкой «Универсал», которая отказалась работать в штатном режиме не только на проекте 20380, но и на индийских фрегатах российского производства Talwar, Trishul и Tabar.

Однако главное преимущество кораблей типа «Стерегущий» — гибкость. Дизели могут быть доработаны, артустановка заменена, но корабли не останутся на стапеле и не превратятся в недострой. «Ни один корабль не повторяет предыдущий, — подтверждает Юрий Александров. — «Сообразительный» во многом отличался от «Стерегущего», «Бойкий» также выглядит несколько по-другому». Именно гибкость, доступность, серийность и в перспективе массовость говорят о том, что проект 20380 — это большой успех российского флота.

Тактико-технические данные

Водоизмещение, т:
стандартное: 1800
полное: 2100 (пр.20385 - 2300)
Размеры, м:
длина: 111,6 (пр.20385 - 115,1)
ширина: 14
осадка: 3,7 (габаритная - 5)
Скорость полного хода, уз: 27
Дальность плавания: 4000 миль (14 уз)
Автономность, сут: 15
Силовая установка: 2x11660 л.с. дизели 1ДДА-12000, 2 ВФШ (пр.20385 - 2 ВРШ), 4 ДГ АДГ-630К по 630 кВт
Вооружение: 2х4 ПУ КТ-184 ПКРК 3К24 «Уран» (ПКР 3М24, затем 3М24УД) (пр.20385 - 1х8 ПУ 3С14-20385 УКСК 3К14 (РК «Калибр-НК»))
3х4 ПУ 3С97 ЗРК 3К96-3 «Редут» (12 ЗУР 9М96 или 9М96Д или 48 ЗУР 9М100) (Зав.№1001 - 1 модуль ЗРАК 3М87-1 «Кортик-М» - 8 ПУ ЗУР, 2х6 30 мм (64 ЗУР 9М311, 12000 выстрелов) (пр.20385 - 4х4 ПУ 3С97 ЗРК 3К96 «Редут» (16 ЗУР 9М96 или 9М96Д или 64 ЗУР 9М100))
ЗРК 9К38 «Игла» (8 ЗУР 9М39)
1х1 100 мм А-190-01 - СУ 5П-10-02 «Пума-02» (на пр.20385 без СУ)
2х6 30 мм АК-630М-06 - СУ СП-521 «Ракурс»
1х1 45 мм 21КМ - на Бойком
2 14,5 мм
2х4 330 мм ПУ СМ-588 ПТЗ «Пакет-НК» (8 торпед МТТ, противоторпед М-15)
2х2 45 мм гранатомета ДП-64 (240 гранат СГ-45, ФГ-45)
1 вертолет Ка-27
РТВ: РЛК 5П-20К-А «Монумент-А», РЛС общего обнаружения 5П-27М «Фуркэ-2», 2 РЛС ЦУ «Сандал-В», НРЛС МР-231, НРЛС МР-231-3, НРЛС «Пал-Н», комплекс РЭБ ТК-25-2, аппаратура госопознавания: 3 «Пароль», оптико-телевизионный комплекс МТК-201М, ГАК «Заря-2», БУГАС «Минотавр-ИСПН-М», противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М», БИУС «Сигма-20380», комплекс связи Р-779-16 «Рубероид», НК «Чардаш-20380»
Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216) - 80 выстрелов АЗ-СО-50, АЗ-СР-50, АЗ-СОМ-50, АЗ-СК-50, АЗ-СМЗ-50 (пр.20385 - комплекс РЭБ «Просвет-М» (ПУ КТ-308))
Экипаж, чел: 99 (14 офицеров)

Корвет «Стойкий» (бортовой номер 545) является четвертым в серии из четырех кораблей проекта 20380, построенных ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» для ВМС России. Головным является (введен в эксплуатацию 20 ноября 2007 года), вторым - (введен в эксплуатацию 14 ноября 2011 года), третьим - (введен в эксплуатацию 16 мая 2013 года).

Проект 20380 был разработан Санкт-Петербургским ЦМКБ «Алмаз» для ВМФ России.

Корветы проекта 20380 предназначены: для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника; для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах; для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Основные характеристики корвета «Стойкий»: Водоизмещение стандартное 1800 тонн, полное 2220 тонн. Длина наибольшая 104,5 метра, по КВЛ 90 метров. Ширина 13 метров, максимальная осадка 7,95 метров. Максимальная скорость хода 27 узлов, экономическая 14 узлов.

Двигатели: 4 дизеля 16Д49, 2 вала, 2 пятилопастных гребных винта.

Мощность: 23320 л. с. или 17140 кВт.

Дальность плавания от 3500 до 4000 миль на 14 узлах. Автономность плавания по запасам провизии 15 суток. Экипаж составляет 99 человек.

Вооружение:

Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А», НРЛС 1 х «Пал-Н», ГАС «Заря-2», буксируемая ГАС «Минотавр-М», опускаемая ГАС «Анапа-М», система спутниковой навигации CH-3101.

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Сигма-20830», СУО 5П-10 «Пума-02», системы РЭП: 4х10 122-мм ПУ ПК-10 «Смелый», средства РЭБ: ТК-25-2.

Тактическое ударное вооружение нет.

Артиллерия: 1х100-мм АУ А-190 (332 выстрела).

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов).

Ракетное вооружение: 2х4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35), 1 ЗРАК «Кортик-М» (32 ЗУР, 3000 выстрелов).

Противолодочное вооружение: 2х4 330-мм ТА Пакет-НК (8 торпед).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар.

Корвет «Стойкий» был заложен 10 ноября 2006 года на стапеле ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», строительный номер 1004. Спущен на воду 30 мая 2012 года. Корвет носит имя, унаследованное от своих знаменитых предшественников: первого гвардейского эсминца Балтийского флота проекта 7У, защищавшего Ленинград и Таллин в годы Великой Отечественной войны, первого серийного эскадренного миноносца проекта 30 бис и шестого серийного проекта 956, которые ранее были построены на верфи и верно служили России в разные периоды ее истории.

14 ноября 2013 года новейший корвет проекта 20380 «Стойкий» . 10 декабря . 20 декабря экипаж по подготовке корабля к проведению заводских ходовых испытаний в море. 25 декабря , где в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы БФ он будет проходить первый этап заводских ходовых испытаний (ЗХИ).

15 января 2014 года новейший корвет проекта 20380 «Стойкий» , где в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы продолжит первый этап заводских ходовых испытаний (ЗХИ). 21 января в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. 24 января корвет проекта 20380 «Стойкий» под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева - после совершения межбазового перехода из Кронштадта. 06 февраля экипаж новейшего корвета проекта 20380 «Стойкий» под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева заводских ходовых испытаний (ЗХИ). 13 февраля экипаж под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева с экипажами противолодочных вертолетов Ка-27 и фронтовыми бомбардировщиками Су-24 морской авиации Балтийского флота. 18 февраля экипаж успешно провел в морских полигонах Балтийского флота . 14 марта экипаж в Балтийском море. 26 марта экипаж для продолжения проведения морской части государственных ходовых испытаний в полигонах боевой подготовки Балтийского флота после вынужденного перерыва, связанного с бушевавшим в Калининградской области ураганом. 02 апреля для проведения артиллерийских стрельб главным корабельным комплексом. 08 апреля экипаж в ходе проведения государственных испытаний в полигонах боевой подготовки Балтийского флота . 14 апреля экипаж успешно корабля в полигонах боевой подготовки Балтийского флота.

04 мая 2015 года для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. По сообщению от 22 мая во время выхода в морской полигон, расположенный в акватории Балтийского моря, по большому и малому морским щитам, имитирующим боевые корабли условного противника. По сообщению от 26 мая «Стойкий» и «Бойкий» в морских полигонах Балтийского флота выполнили ряд учебно-боевых задач. Во взаимодействии с противолодочным вертолетом Ка-27ПЛ моряки отработали совместные противолодочные действия - провели учение по поиску, обнаружению и уничтожению подводной лодки с условным применением противолодочного вооружения. Роль субмарины условного противника выполняла дизель-электрическая подводная лодка Балтийского флота класса «Варшавянка» - одна из самых бесшумных подводных лодок. По сообщению от 29 мая в морских полигонах Балтийского флота успешно выполнил артиллерийские стрельбы по морским надводным целям из корабельных комплексов АК-630 и А-190 в ходе розыгрыша боя с надводными кораблями условного противника. в Международном Военно-морском салоне (МВМС-2015), который проходил в Санкт-Петербурге с 01 по 05 июля. По сообщению от 10 июля экипаж корабля в море. По сообщению от 16 сентября в рамках совместного российско-белорусского оперативного учения «Щит Союза-2015» одновременную ракетную стрельбу по сложным мишеням, имитирующим корабль условного противника.

05 июля 2016 года в Балтийск после выполнения задач в Северном море. По сообщению от 15 сентября элементы второй курсовой задачи (К-2) с выполнением артиллерийских стрельб по мишеням, имитирующим боевой корабль и средства воздушного нападения условного противника. По сообщению от 11 ноября экипаж корабля в морских полигонах

В Великобритании огромное количество древних, красивейших замков. В основном нам известны замки Шотландии и не такого развитого в туристическом отношении Уэльса. Но и в Англии есть несколько очень интересных и старинных замков. Главный из них, безусловно, древняя летняя резиденция королевской семьи - Виндзорский замок.

Замок Виндзор расположен всего в 20 километрах от Лондона, поэтому мы не смогли не посетить его во время нашей новогодней поездки.
Добраться до Виндзора можно на поезде с вокзалов Паддингтон или Ватерлоо.

Город расположен на живописном берегу Темзы и издавна был любим королевским семейством. Основал Виндзор Вильгельм Завоеватель. Считается, что уже в XII веке Виндзорский замок, который является главной достопримечательностью города, был выстроен из камня. По тем временам такие строения даже для королевских резиденций были довольно редки. Каждый последующий английский монарх перестраивал замок и достраивал новые залы. Так что за почти 900 столетий своего существования Виндзорский замок скопил множество королевских реликвий и приобрел тот вид, который он имеет сейчас.


Мне сразу же бросилась в глаза удивительная схожесть Виндзорского замка с Воронцовским дворцом в Алупке. Это и неудивительно, так как архитектор, по проекту которого строили Воронцовский дворец, Эдвард Блор, также принимал участие в очередной перестройке Виндзорского замка.
Наивысшего расцвета Виндзор достиг в период Средневековья: короли тратили на этот город огромные состояния, за счет чего вырастало и благополучие обычных горожан. Также с Виндзором тесно связана история возникновения одного из самых старых рыцарских орденов Великобритании - Ордена подвязки, который появился в 1348 г. Король Эдуард III страстно увлекался историей рыцарей, и даже задумал построить в Виндзорском замке специальное помещение, где можно было бы воссоздать круглый стол легендарного короля Артура.

Однажды на балу он танцевал с одной знатной дамой, которая уронила свою подвязку. Эдуард III поднял ее и повязал у себя на руке. Сразу же после этого он возвестил о создании рыцарского ордена под-вязки, которым будут награждаться самые достойные представители королевства. Символом ордена стала голубая лента, к которой позже добавили знак Святого Георгия, который является покровителем всех воинов. Этой высокой награды удостоились практически все российские императоры, начиная с Александра I.

Говорят, что в свое время Петр I отказался от такой почести, потому что считал, что таким образом он становится британским подданным. Торжественное посвящение в рыцари этого ордена до сих пор проводится каждый июнь в капелле Святого Георгия Виндзорского замка. В этом соборе похоронен ко-роль Генрих VIII вместе с матерью его единственного сына Джейн Сеймур. Позже здесь же был захоронен принц Альберт. Кстати, правящая в настоящее время королевская династия названа в честь этого удивительного места Виндзорской.

Стоит немного отойти от станции, как на небольшой площади возле высоких стен замка виден памятник королеве Виктории. Он был установлен в честь пятидесятилетия ее правления. Место выбрано не случайно. Здесь она с принцем Альбертом провела свой медовый месяц, в этом замке они проводили много времени, а позже, после смерти супруга, вдовствующая королева окончательно переехала в Виндзор. В Лондон она выезжала только по делам.


В середине XIX века часть королевских покоев открыли для публики.

Несмотря на то, что какое то время спустя Виндзор был забыт монархами, во время Второй мировой войны сюда привезли маленьких принцесс Елизавету и Маргарет. Они переждали в этом замке тяжелые для всего мира времена, пока их родители оставались в Лондоне и старались поддержать свой народ. Со вступлением на престол Елизавета II объявила о том, что Виндзорский замок будет ее выходной резиденцией, сейчас она проводит в нем довольно много времени и даже принимает важных гостей.


Вход на территорию замка стоит около 20 фунтов. Сначала нам пришлось отстоять небольшую очередь, потому что туристов в Виндзоре достаточно много. К билету прилагается аудиогид на русском языке, который сделал наше посещение замка очень интересным.

После того как мы прошли в ворота замка перед нами предстала древняя Круглая башня. Это одно из немногих строений Виндзора, сохранившихся со времен Средневековья. Когда Елизавета II приезжает в замок, над Круглой башней поднимают королевский флаг. После долгой реконструкции ее наконец-то сделали доступной для туристов и теперь с ее стен можно полюбоваться видами на город и парк.

В башне также хранится колокол, изготовленный в Москве и захваченный британскими войсками во время Крымской войны в Севастополе. Он звонит только в случае смерти монарха.


С площадки возле дворца открывается потрясающая панорама окрестностей.


Затем мы прошли в залы, доступные для туристов. Большинство из них до сих пор используются королевской семьей. Конечно, в спальни и личные комнаты королевы посетителей не пускают, но другие залы вполне можно осмотреть.

Роскошь дворца и количество комнат поражает даже искушенных туристов. Оригиналы картин самых известных художников, антикварная мебель, дорогая посуда и предметы декора, старинные подлинные королевские доспехи, все это можно увидеть внутри Виндзорского замка.

Но самым запоминающимся в моей памяти остался кукольный домик королевы Мэри. Наверное, с него потом стали копировать дома для кукол Барби. Но конечно, они в тысячу раз скромнее оригинала.

Этот макет типичного английского дома зажиточного семейства создали в 1923 г. в масштабе 1:12. Над созданием кукольного домика трудилось огромное количество самых разных мастеров. В результате это получился настоящий действующий дом с электричеством, водоснабжением, гаражом, садом и лифтами. Все механизмы работают, а предметы декора выполнены из натуральных материалов: на столах настоящая серебряная посуда, на окнах шелковые занавески, а лестницы выполнены из натурального мрамора. Для детей это место будет самой впечатляющей забавой от посещения Виндзорского замка.

К тому же во время нашей поездки в замке проходила фотовыставка «Маркус Адамс - королевский фотограф». Этот мастер снимал не одно поколение королевской семьи. На выставке были представлены снимки герцога и герцогини Йоркских, родителей королевы Елизаветы II. Фото были сделаны в те времена, когда они еще не знали что станут королем и королевой Великобритании. Также выставлялись фото их маленьких дочерей Елизаветы и Маргарет. А позже тот же фотограф снимал маленького Чарльза и его сестру Анну. Нам очень понравились эти старые снимки, передающие душевную семейную атмосферу.

Затем мы прогулялись по двору Виндзорского замка, посмотрели смену караула, восхитились грандиозной часовней Святого Георга и направились в город.



Перекусив в одном из ресторанов Виндзора, мы поняли, что у нас уже не осталось сил на посещение окрестностей этого городка.

Несколько видов современного Виндзора.



Ведь можно, пройдя по мосту на другую сторону Темзы, дойти до элитного Итонского колледжа. Это привилегированная школа для мальчиков, основанная еще в XV веке. В Итонском колледже учились принцы Уильям и Гарри.

Кроме того, от вокзалов Виндзора ходят автобусы в детский городок Леголэнд. Но посетить все эти увлекательные места за один день точно не удастся.

Поэтому на Виндзор лучше выделить пару дней, если в планах будет посещение всех его достопримечательностей. Нам же хватило впечатлений и от прогулки по Виндзорскому замку с его роскошными интерьерами, полными самых выдающихся произведений искусства. Я думаю, сюда стоит обязательно приехать, чтобы получить наиболее полное представление об истории Англии и жизни королевской семьи.

Купить экскурсию в замок, горячие источники и стоун хендж онлайн

Отзывы, цены, бронирование отелей в Лондоне