Древняя мидия. Яхта с вертолетной площадкой

В конце II - начале I тысячелетия до н.э. на территории Северного Ирана расселяются ираноязычные племена, которые на протяжении тысячелетия мирно проникали в остальные части Ирана и ассимилировались местным населением. С IX в. до н.э., согласно ассирийским клинописным историческим текстам, все население Ирана упоминается под общим названием мидян.

Мидия как историческая область охватывала в древности территорию, ограниченную на севере рекой Араксом и хребтом Эльбрус к югу от Каспийского моря, на востоке пустыней Дешт и Кевир, на западе и на юге черными цепями Загроса.

Письменные источники свидетельствуют о пестроте населения Мидии, которое было неоднородным и в культурном отношении. Если среди ираноязычных племен главным занятием было скотоводство, что обусловлено территорией проживания, то в земледельческих областях Северо-Западной Мидии отмечен относительно высокий уровень развития производительных сил.

Начиная с IX в. до н.э., ассирийцы, граничившие с Мидией, стали совершать на ее территорию многочисленные грабительские походы. В течение VIII в. до н.э. мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, основу которых составляли изделия ремесла и скот. Эта экспансия с запада ускорила консолидацию мидийских племен и появление государственных образований.

С VIII в. до н.э. на территории Мидии начинают образовываться первые мелкие государства-области, среди которых на первое место выдвинулось государство Мана, впоследствии ставшее культурным и экономическим ядром Мидийской державы VI в. до н.э. Государство Мана нередко вступало в борьбу с Ассирией и Урарту и не было по-настоящему побеждено ни одной из этих держав.

Наряду с Маной и более мелкими царствами существовал союз мидийских племен, длительное сохранение которого объясняется необходимостью солидарности мидийских племен в борьбе с внешней агрессией. Согласно сообщениям древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) большую объединительную роль среди мидийских племен играл некий Дейок.

К началу I тысячелетия мидийское общество вступает в новую эпоху - начинается период классообразования и создания рабовладельческого общества, хотя племенные связи еще длительное время продолжают сохранять свое значение.

VIII в. до н.э. в истории Мидии отмечен двумя периодами ассирийских нашествий, первый - с 834 по 788 г. и второй - с 744 по 678 гг., которые сильно разрушили и опустошили страну на определенное время. Ассирия формально подчинила себе всю Мидию, хотя удерживать ее территорию в составе своего государства было для ассирийцев чрезвычайно трудной задачей. В различных мидийских областях вспыхивали частые восстания, так как сборы дани наталкивались на ожесточенное сопротивление мидян.

На рубеже VIII и VII вв. до н.э. в Передней Азии возник новый политический фактор, в значительной мере изменивший соотношение сил. Это были кочующие племена: киммерийцы, треры и скифы, проникавшие из Причерноморья в Западную Азию. В 673 г. до н.э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли большое восстание против Ассирии. Руководил восстанием один из мидийских вождей - Каштарити. Восстание охватило значительную территорию - всю Центральную Мидию, причем повстанцы действовали наступательно и угрожали осадой и взятием сразу многим ассирийским крепостям. Восстание имело полный успех.

Каштарити - один из вождей мидийского восстания - объединяет все мидийские племена и ликвидирует мелкие областные государственные образования. К середине VII в. до н.э. царство Мидия становится крупным государством Древнего Востока, оно упоминается в качестве независимого наряду с Урарту, Хабушкией, Ассирией.

Ассирия не смогла примириться с поражением, нашла себе союзника против мидян в лице скифов и вновь напала на Мидию, после чего над страной в 653 - 625 гг. до н.э. установилось скифское господство.

Для мидян скифское господство имело определенное значение. С одной стороны, они учились конно-стрелковой тактике скифов, с другой стороны, господство скифов содействовало выработке межплеменного языка не только на территории собственно Мидийского царства, но и на всей территории Мидии в целом: иранский язык мидян и иранский язык скифов были настолько близки, что взаимопонимание между обитателями Скифского и Мидийского царств было полным. Вместе с тем скифское господство не затрагивало основ мидийской государственности, а выражалось только в откупе от скифских набегов определенной данью.

В 625 г. до н.э. царем Мидии стал Киаксар (по-ирански Хувахштра), сын Каштарити. Он разгромил скифов, объединил все мидийские племена, подчинил, в частности, персов и создал единую державу со столицей в Экбатанах (ныне Хамадан). Мидийское царство вновь представляло значительную политическую и военную силу.

Киаксар, следуя примеру своих соседей - ассирийцев, у которых армейская структура была тщательным образом разработана, впервые создал регулярную армию, делящуюся на стратегические и тактические единицы и соединения, исходя не из племенных связей, а из военной необходимости государства в целом. Он также упорядочил деление войска по родам оружия. Это было последним шагом на пути оформления государственности в Мидии.

После изгнания скифов начинаются основные завоевания мидийцев на Иранском нагорье. Заключив союз с Вавилонией, главный удар Мидия направляет против своего исконного врага Ассирии. Киаксар даже породнился с вавилонским царствующим домом, отдав свою дочь замуж за царевича Навуходоносора. Эта антиассирийская коалиция оказалась настолько мощной, что в 605 г. до н.э. ей удалось полностью разгромить Ассирию.

Покончив с Ассирией, Мидия завоевывает Урарту, Парфию, Гирканию, Каппадокию, подчиняет себе племена Восточного Ирана, ставит в зависимость Персию и приходит в соприкосновение с кочевыми сакскими племенами в пределах Средней Азии.

Конец VII и начало VI в. до н.э. были на всем протяжении от Черного до Каспийского моря периодом серьезных политических и этнических сдвигов, перегруппировок сил, выступавших вместе с Мидией и против нее; в эти сдвиги были вовлечены скифы, урарты, армяне, остатки хурритов и предки иберов, жители Малой Азии и т.д. Итогом этих перегруппировок стала война Мидии и Лидии 590 и 585 гг.

Этой войне предшествовал период натянутых отношений между Мидией и Вавилонией после завершения раздела ассирийского наследства. Обе великие державы вступили в соперничество, и столкновение между ними было неизбежно. Однако Мидия увязла в событиях на севере, а затем в Малой Азии.

К этому времени отмечается территориальный рост Лидийского царства, его владения подошли вплотную к урартским границам. И здесь интересы Лидии сталкивались с интересами Мидии. Пятилетняя мидийско-лидийская война закончилась 28 мая 585 г. до н.э. Во время битвы произошло солнечное затмение, предсказанное греческим ученым Фалесом. Обе стороны усмотрели в солнечном затмении плохое для себя предзнаменование и заключили мирный договор, скрепленный династическим браком между детьми обоих государств. Граница между Лидией и Мидийской державой была проведена по реке Галис (сов. Кызыл-Ырмак). Киаксар, расширив Мидийскую державу до ее крайних пределов, умер в том же году. Большая и могущественная держава осталась по наследству сыну Киаксара Астиагу (584 - 550 гг. до н.э.), который был последним царем Мидии. Он подчинил своей власти Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отношений между Вавилонией и Мидией, и обе стороны начали готовиться к войне.

Государственная структура Мидийской державы, по сравнению со структурой Ассирии VII в. до н.э. была довольно рыхлой. Были непрочные военно-административные объединения, существование которых в значительной мере зависело от случайности военных успехов или поражений. Ядром державы была Мидия. Это была территория, управлявшаяся непосредственно из Экбатаны, с населением, имевшим все обязанности и преимущества граждан Мидии и подданных мидийского царя.

В результате территориального роста колоссально возросло богатство мидийской знати и размах ее рабовладельческих хозяйств. Имущественное расслоение среди свободных зашло далеко, однако черты патриархальности в обществе еще сохранялись. В VII - начале VI в. до н.э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение. В Мидии существовал закон, согласно которому бедные представители общества могли отдать себя зажиточному человеку, который обязался их кормить. Бедные переходили в положение, подобное рабскому, однако, с той разницей, что они могли в любое время уйти от своего хозяина, если были неудовлетворенны своим пропитанием.

В целом в Мидии VI в. до н.э. основную массу составляли свободные общинники-землевладельцы, непосредственные производители материальных благ, их руками в основном и было создано могущество Мидийской державы. Захват колоссальных богатств путем грабительских войн и тяжелых податей вызвал стремительное обогащение мидийской знати, резкого имущественного расслоения общества и быстрого нагнетания противоречий.

В период правления Астиага в государстве значительную роль играла племенная аристократия - потомки мидийских вождей. Она сильно ограничивала царскую власть, проводившую в тот момент прогрессивную политику объединения страны.

Все эти быстро нарастающие противоречия, продолжительные войны, а также конфликты с Вавилонией осложнили положение Мидии и привели Мидийскую державу к гибели. В 550 г. персы, во главе которых стоял царь Кир II (558 - 529 гг. до н.э.) из рода Ахеменидов, покоряют Мидию и присоединяют ее к своему государству.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru

Мидия - первоначально наименование племенного союза, затем - царства, расположенного в северо-западных областях Иранского нагорья. Впервые мидяне упоминаются в Ассирийских летописях IX в. до Р.Х. Мидийское царство возникло в VII в. до Р.Х. в результате антиассирийского восстания, поддержанного киммерийцами и скифами. В союзе с Вавилонией Мидия разгромила Ассирийскую державу, завоевала Урарту, Северную Месопотамию, Парфию, Персию и часть Малой Азии. В 1585 г. до Р.Х. разделила сферы влияния в Передней Азии с Лидией. В VI в. до Р.Х. на подконтрольных ей территориях разросся персидский племенной союз, война с которым (553-550) закончилась поражением Мидии, захватом ее столицы Экбатаны (современный Хамадан) и включением в состав Персидской державы. Последнее упоминание о Мидии как самостоятельном государстве имеется в армянских источниках 1 в. до Р.Х.

Мидийское царство, втор. пол. VII в. до н. э. - 550 г. до н. э.

Мидийцы были ближайшими родственниками персов. Они создали крупное государство на Ближнем Востоке, подчинив себе Ассирию, Персию, Сирийские царства и некоторые другие территории.

Традиционная хронология Мидии вызывает большие сомнения. Приводимая здесь - получена в результате современных исследований.

Дейок втор. четв. VII в. до н. э. - 640-е гг. до н. э.

Фраорт 640-е гг. - 620-е гг. до н. э.

Киаксар 620-е гг. - ок. 585 г. до н. э.

Астиаг ок. 585-550 гг. до н. э.

В 550 г. до н. э. Мидийское царство было уничтожено царём области Парсуа из династии Ахеменидов - Киром II .

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 583.

Далее читайте:

Мидии цари , царская династия, правившая в Мидии (Иран) ок. 670-550 гг. до Р. Х.

Дайукку , царь Мидии (Иран), правивший ок. 670-647 гг. до Р. X.

Иштувегу (Астиаг), царь Мидии в 585-550 гг. до Р. Х.

Увахшатра (Киаксар, Хвахшатра) (625-585 гг. до н.э.), сын Фраорта, царь Мидии.

Фравартиш (Фраорт), царь Мидии (Иран), правивший в 647-625 гг. до Р. Х. Сын Дайукку. + 625 г. до Р. Х. По свидетельству Геродота, Фравартиш, унаследовав власть от отца, не удовольствовался владычеством над мидийцами и пошел войной на персов. Персы первые подверглись его нападению и первыми подчинились мидийцам. Властвуя над двумя этими народами, Фравартиш начал покорять Азию, народ за народом. Наконец он выступил в поход на ассирийцев, но погиб в этой войне, и с ним вместе погибла большая часть его войска.

В 5 в. до н. э. по реке Галис проходила граница Мидии

В 673 г. до н. э. мидийцы под руководством Каштарити подняли против неё восстание и в 672 г. до н. э. создали независимое государство. К середине 7 в. до н. э. оно объединило все мидийские племена. В 653 г. до н. э. Каштарити начал войну с Ассирией, но в это время Мидия подверглась нападению скифов, потерпела поражение и попала под их власть.

В 625 г. до н. э. царь Киаксар нанёс поражение скифам и возродил Мидию, сделав столицей Экбатаны. Племенное ополчение сменила сильная постоянная армия, разделённая по родам оружия. В 614 г. до н. э. мидийцы в союзе в Нововавилонским царством начали войну против Ассирии, в 612 г. до н. э. взяли её столицу Ниневию, в 609 г. до н. э. в битве при Харране добили остатки ассирийских войск.

Уничтожив Ассирию, Мидия присоединила Северную Месопотамию и область Харран в Сирии и стала наряду с Нововавилонским царством крупнейшей державой на Древнем Востоке. Ок. 593 г. до н. э. она завоевала Урарту, затем царство скифов в Сакасене и Манну. На востоке были подчинены Персия, Гиркания и Парфия. На западе после войны с Лидией граница Мидии в Малой Азии стала проходить по реке Галис.

В 584 г. до н. э. Киаксару наследовал Астиаг, который присоединил к Мидии Элам, находившийся до того в зависимости от Вавилонии. В 550 г. до н. э. восставшие персы захватили и включили Мидию в состав Персидской державы Ахеменидов.

В 4 в. до н. э. на части территории Мидии образовалось Мидийское царство.

Мидия - древнее государство, а также древняя этногеографического область на западе Иран. от г. Аракс и горы Эльбрус на севере до границ Персида на юге, и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке. Мидийское царство существовало в 672 до н. н.э. - 550 до н. е. и в годы своего расцвета было гораздо шире границы этнической Мидии.

Мидия занимала территорию Северо-Западного Иран. Западная часть государства охватывала районы горных хребтов Загроса у границ с Ассирией и называлась Мидия Атропатена. К востоку от Атропатены простиралась равнинная часть Мидии.

В III - I тыс. до н. н.э. на территории Мидии проживали племена оседлых земледельцев и скотоводов, разговаривали эламский, каситською, кутийською, хурритского и другими не индоевропейскими языками.

Распространено мнение, что предками ираноязычных племен были скотоводы Восточной Европы. откуда часть из них переправилась через Кавказ и вдоль побережья Каспийского моря в Иран и Среднюю Азию. Иранские племена появились в Иране примерно в XII-XI вв. до н. н.э. и распространились по всему Ирану в начале I тыс. до н. е. Данное проникновение не носило завоевательный характер, а было смешением с местным населением. В некоторых районах государства даже в IX - VIII вв. до н. е. преобладало старое неираномовне населения. Но, начиная с VIII в. до н. е. иранцы уже составляли подавляющее большинство во многих областях Ирана. С этим временем связано широкое распространение могил вооруженных всадников. О занятиях иранцев коневодством свидетельствуют вавилонские слова. Находки богатых могил, в которых много художественных изделий, сосудов с золота Марлик, указывает на уособленисть военных командиров.

Ассирийцы в Мидии

Начинаюсь с IX в. до н. е. ассирийцы начали совершать походы на Мидию с целью захвата добычи. В настоящее время в Северо-Западном Иране существовали десятки мелких княжеств, в которых проживали как мидийцы, так и местное население кутийсько-касситскому происхождения.

Древние иранцы

Древние иранцы, принадлежавшие к одной из ветвей индоевропейцев, появились на территории современного Ирана на рубеже II - I тысячелетий до н.э. причем в науке до сих пор не решен вопрос, откуда они появились - с территорий Кавказа или из Средней Азии через прикаспийские степи. Вступив во взаимодействие с местным населением - хурритами, касситами и др. - и частично ассимилировав его, иранцы с VIII в. до н.э. стали господствующим этносом, разделившимся, в свою очередь, на две части - мидян на севере и персов на юге. Войны Ассирии с Урарту, вторжения киммерийцев и скифов создали благоприятную ситуацию для консолидации мидянских племен, на основе которой сложилось государство Мидия, ставшее уже в VII в. до н.э. сильной державой, союз которой с Вавилонией сыграл решающую роль в крушении Ассирии.

Удачливый правитель Мидии Киаксар не только разгромил Ассирию, но сумел покорить и подчинить также Урарту и рад других стран от прикаспийских степей до Малой Азии, где им был заключен союз с крупным Лидийским царством. Сын Киаксара Астиаг предпринимал усилия для сохранения и укрепления могущества Мидии. Однако в этой борьбе он встретил ожесточенное сопротивление региональной племенной знати, обогащение которой в ходе завоевательных войн способствовало ее усилению. Среди иранских племен, находившихся в зависимости от царей Мидии, были и ведшие борьбу с их соседями-эламитами персы.

Располагавшиеся на юге иранского плато, рядом с древним Эламом, персы долгие десятилетия существовали практически автономно от этнически близких им мидян. Консолидация персов в государство происходила медленно и чуть запаздывала по сравнению с мидянской. Однако автономия эта способствовала политической независимости формировавшегося государства. Правитель персов Кир I во второй половине VII в, до н.э. признавал авторитет Ассирии, с которой мидяне вели ожесточенную борьбу, а во времена его сына Камбиза I, женатого на дочери Астиага, персы были уже вассалами Мидии. Сын Камбиза Кир II был по матери внуком царя Мидии, и это родство сыграло определенную роль как в его судьбе, так и в судьбах всех, персов.

Источники: www.history-names.ru, nado.znate.ru, otvet.mail.ru, www.bibliotekar.ru, helpiks.org

Создание ночи в индийской мифологии

Древнеиндийский миф «Сказание о создании ночи», дает нам представление о некоторых особенностях верований древних индийцев, которые по-своему...

Абеляр и Элоиза

Трогательная история о любви Абеляра и Элоизы попала в бретонский фольклор, превратившись в легенду о магии. Абеляр был...

Как достичь успеха в бизнесе

Каждый человек стремится стать успешным, но очень часто теряется суть поиска. Как же добиться успеха в бизнесе. ...

Яхта с вертолетной площадкой

На выставке Fort Lauderdale International Boat Show 2016 представят 69-метровую яхту Suerte. Судно сконструировали на итальянской верфи Tankoa Yachts, ...

История мидийского восстания известна по ассирийским гадательным надписям, не датированным по годам. Вероятно, в 671 г. восстание охватило ряд восточных провинций Ассирии. Главную роль играли мятежные местные правители из мидийских областей: Каштарити из Кар-Кашши, Дусани из Сапарды и Мамитиарши из Мадай. В союзе с ними были скифы, киммерийцы и манией. Под угрозой уже находились ассирийские крепости в Кишессу и даже в Бит-Хамбане. Ассирийцы пытались договориться с мятежниками и вождем скифов Партатуа. На этом наши сведения обрываются. Но часто предполагают, что Партатуа все же пошел на союз с Ассирией, и это помогло ей сохранить часть восточных провинций.

Мидия же к 669 г. считалась ассирийцами отдельной "страной". Но она еще не была единым царством. В ходе восстания, вероятно, возникло объединение типа военного союза, но каждый из трех руководителей правил в своей "стране", а их в Мидии было много больше. И по рассказу Геродота, являющемуся основным источником по истории Мидийского царства, после завоевания независимости Мидия оставалась разобщенной и в ней продолжались междоусобицы, пока она не была объединена Дейоком (иран. Дахыока). Сначала он был правителем и "судьей" своей "страны" (дахью), а затем возглавил мидийское объединение, еще состоявшее из различных "стран" и округ со своими правителями, и власть Дейока была ограничена определенными функциями, в частности "судьи" всей Мидии. Очевидно, в борьбе с местными правителями он добился того, что на специально собранном совете "всех мидян" был провозглашен царем.

После этого Дейок построил большой царский город с дворцом и сокровищницей внутри цитадели, окруженной мощными стенами, за которыми был поселен "прочий" народ; так были основаны Экбатаны (иран. Хагматана, совр. Хамадан). Была создана царская стража, установлены строгие дворцовые порядки, к царю обращались через вестников или подавая письменные прошения. Эти меры имели целью оградить и возвысить царя перед членами знатных родов, ранее равными ему по положению. Была учреждена полицейская служба, по всей стране имелись соглядатаи и подслушивающие.

Многое в этом рассказе Геродота скорее отражает порядки позднего периода существования Мидийской державы. Но ко времени Дейока относятся само утверждение царской власти, основание столицы, возвышение царя над правителями других "стран" и реальное объединение Мидии. Сын Дейока, Фраорт (ок. 646-624), начал завоевания за ее пределами. Первыми, по Геродоту, были покорены персы, а затем ряд других народов. Тоща Фраорт решился на войну с Ассирией, но в этом походе погиб с большой частью войска.

При его сыне Киаксаре (624/23-585/84) Мидия достигла наивысшего могущества, став великой державой. Однако в начале правления он потерпел неудачу в борьбе со скифами, и мидяне должны были платить им дань, как ее платили скифам многие народы Передней Азии. Позже Киаксар положил конец скифскому "владычеству" над Азией (по Геродоту, изменнически перебив часть скифов), но когда это произошло, неясно. Очевидно, до завершающего этапа войны с Ассирией Киаксар провел военную реформу: вместо ополчения, набираемого по народам и "странам", было создано регулярное войско из соединений копьеносцев, лучников и конницы.

Мидия вновь вступила в войну с Ассирией, которая в союзе с Манной, Урарту и Египтом вела борьбу с Нововавилонским царством и другими противниками. После поражения в 616 г. ассирийских и маннейских войск от вавилонян мидяне вторглись во владения Ассирии (и, вероятно, тогда же подчинили Манну); вскоре они были уже в провинции Аррапха (у совр. Киркука в Ираке), а затем прошли по коренным землям Ассирии до Ашшура и взяли этот ее древнейший центр (614 г. до х.э.).

В 612 г. мидяне и вавилоняне опять вторглись в Ассирию и двинулись на ее столицу. В августе 612 г. Ниневия пала после штурма и ожесточенных уличных боев.

В Мидийскую державу теперь входили Урартское, Маннейское и Скифское царства, к 593 г. сохранявшие автономию. Но она вскоре, видимо, была уничтожена, и в 590 г. началась война мидян с Лидией - к тому времени основным государством на западе Малой Азии. Война эта закончилась после битвы, во время которой произошло полное солнечное затмение 28 мая 585 г. По миру, закрепленному женитьбой сына Киаксара, Астиага, на дочери лидийского царя, граница обоих государств устанавливалась по р. Галис (Кызылырмак), - за Мидией была закреплена северовосточная часть Малой Азии.

О владениях Мидии на востоке достоверных данных не имеется. Сфера ее влияния охватывала, возможно, запад Средней Азии и Афганистана, но не распространялась на Маргиану (область Мерва) и области далее к востоку, впервые покоренные Ахеменидами.

Во многих, особенно периферийных, областях Мидийской державы сохранялись зависимые царства (как и персидское, управлявшееся Ахеменидами). Другие районы входили в провинции во главе в наместниками, назначаемыми из Экбатан. Но конкретных сведений о размерах наместничеств, полномочиях их правителей и иных особенностях внутреннего строя Мидийской державы почти нет. Бесспорно, однако, что она сыграла очень важную роль в развитии иранских государственных институтов, и многие из них были унаследованы и развиты при Ахеменидах.

Создание большого государства и завоевания, сопровождавшиеся захватом огромной добычи и дани, способствовали экономическому и социальному развитию мидийского общества, росту богатств определенных кругов знати. Есть данные о существовании в Мидии крупных хозяйств с эксплуатацией рабов и зависимых, а также свободных, лишившихся своего хозяйства. Укрепление царской власти, борьба с местными владетелями и знатью нашли идеологическое обоснование в учении магов, последователей дуализма маздеитского типа (сам культ Мазды засвидетельствован на западе Ирана и в Мидии с VIII в.). Противодействие централизации, местное "беззаконие" и усобицы объявлялись проявлением "Лжи" и противоположностью "Правде", "справедливому" миропорядку, осуществляемому на земле царем и его "благим законом". Эта идеология использовалась, по рассказу Геродота, уже при объединении Мидии Дейоком, а позже, очевидно, широко пропагандировалась в стране. Сами же маги играли видную роль в политической жизни и при царском дворе наряду с родовой, военной и вельможной знатью.

До начала VI в. внутренние противоречия скрадывались внешнеполитическими успехами. Но эпоха мидийской истории, связанная с борьбой за независимость, сокрушением Ассирии и последовавшими завоеваниями, закончилась с правлением Киаксара. Его сын Астиаг за 35 лет царствования не вел, во всяком случае на западе, значительных военных действий. Но Именно при нем происходило упорядочение институтов Мидийской державы (и, вероятно, установление многих из ее порядков, о которых писал Геродот). Астиаг стремился ограничить могущество высшей знати и был "жесток" с ней. Одновременно возросло влияние магов. В Мидии сложилась вапряженная обстановка.

В этих условиях часть знати во главе с членом царского рода и начальником войск Гарпагом вошла в сношения с персидским царем Киром II, готовившим восстание против Мидии. После начала восстания, в 550 г., во время похода Астиага на персов "его войско восстало против него, он был схвачен и отдан Киру", пишет вавилонская хроника. А по Геродоту, в решающей битве сражалась лишь часть мидийского войска, непричастная к заговору, а другая открыто перешла на сторону персов. Кир одержал победу, и Ахеменидская держава сменила Мидийскую.


К:Появились в 670 году до н. э. К:Исчезли в 550 году до н. э.

Культура

Мидийцы были очень близки к персам и по языку, и по религии , и по обычаям. Они носили длинные волосы и бороды; как и персы и все иранцы, они носили штаны, короткие сапожки и на поясе - акинак (среднее между длинным кинжалом и коротким мечом), бывший отличительным признаком свободного мужчины. В отличие от персов, они надевали не узкие куртки, а длинные свободные одеяния с большими рукавами (их быстро переняла персидская знать и презирали греки, считая «женскими»); от персов их также отличал особый вид головных уборов. Мидийские пехотинцы были вооружены короткими копьями и плетеными, обтянутыми кожей щитами. Но в отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей. Мидийский царь сражался в центре войска, стоя в ассирийской колеснице - обычай, перенятый персами. Как и все иранские народы, мидийцы использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие и всадников, и коней.

Религия

Среди мидийцев более, чем среди персов, был развит чистый зороастризм , возможно, бывший государственной религией при Иштувегу . Недаром зороастрийские священнослужители - маги - происходили из мидийского племени с этим именем и до сего дня сохранили его название.

В Мидии был распространен культ почитания богини плодородия Ардвисура Анахиты . В главном городе Мидии Экбатане находился храм богини Анахиты (у греческих авторов - Анаитис) . Страбон , римский историк I в. до н. э., ссылаясь на древнегреческого историка V в. до н. э. Геродота , упоминает ритуалы ритуальной проституции и рассказывает, что мидийские женщины, служа в храмах Ардвисура Анахиты , «предаются разврату. При этом они так ласково обращаются со своими любовниками, что не только оказывают им гостеприимство и обмениваются подарками, но нередко дают больше, чем получают, так как они происходят из богатых семей, снабжающих их для этого средствами. Впрочем, они принимают любовниками не первых встречных из чужеземцев, но преимущественно равных себе по общественному положению» .

Мидийский язык

Вопрос о мидийском языке спорный. Одни учёные принимают существование единого мидийского языка; другие отрицают это, считая, что мидийцы говорили на нескольких диалектах, которые наряду с персидским диалектом составляли единый древнеиранский язык. Это аргументируется тем, что языки, которые можно считать потомками мидийского (северо-западные арийские языки : курдский , талышский , татский , тати и прочие), не демонстрируют необходимой степени родства. Во всяком случае, априори можно полагать, что общим языком в Мидии был диалект Экбатанского округа (по общему правилу, согласно которому государственный язык - это, за немногими исключениями, язык столицы и двора).

Письменность, несомненно, существовала, но памятников её не обнаружено. Замечательно, что клинописное письмо, которым записаны у персов тексты на персидском языке, представляет собой приспособленную к персидскому языку урартскую клинопись - следовательно, она могла попасть к персам только через мидийцев. Мидийское происхождение (по особенностям произношения) обнаруживают также некоторые слова древнеперсидского языка, относящиеся к социальной и государственной сфере, например слово «сатрап ».

См. также

Напишите отзыв о статье "Мидия"

Примечания

Литература

  • Вильчевский О. Л. Курды. М., 1961.
  • Всемирная история в 10 тт., тт.1,2, М., 1956.
  • Геродот. История в 9 книгах. М.. 1972.
  • Дьяконов И. М. История Мидии. М.-Л., 1956.
  • Страбон. География в 17 книгах. М., 1994.
  • Кайлер Янг-младший. Ранняя история мидийцев и персов и Ахеменидская держава до смерти Камбиса // Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525-479 гг. до н. э. М., 2011. С. 13-71. (Серия: Кембриджская история древнего мира . Т. IV) - ISBN 978-5-86218-496-9
  • - В Либерее «Нового Геродота»
  • www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=12 Лятиф Маммад. Древняя мифология и Курды. Арарат или Джуди? Журнал «Дружба» (Dostanî), № 20-21. М., 2002.
  • Источники в электронном виде: www.kurdist.ru, www.ko83.unoforum.ru

Отрывок, характеризующий Мидия

– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.