Виды летоисчисления (эры) и точки отсчета. Летоисчисление

Статья «Летоисчисление»

Летоисчисление - последовательный отсчет времени от какой-либо выбранной за

ориентир даты того или иного выдающегося с точки зрения современников

события. Понятие о летоисчислении у разных народов всегда было неодинаково.

Каждое отдельно взятое государство решало эту задачу самостоятельно,

руководствуясь при этом политическими и религиозными мотивами. Римляне вели

свой календарь от момента основания первого города империи. Арабы - от

нападения Йемена на Мекку. Индийцы какое-то время использовали за отправную

точку время вступления на трон "Великого Могола" Акбара (в 1550 году). До

византийское летоисчисление со дня сотворения мира, которое после было

упразднено с одновременным принятием эры от Рождества Христова.

Лишь к XIX веке во всех христианских государствах была установлена единая

точка отсчета, используемая и поныне под названием "наша эра". Но от чего

мы так легко отказались? В 11900 году до н.э. берет свое начало

малагасийское летоисчисление, в 11542 г.до н.э. - календарь древних майя,

соответственно на наш "юбилейный год" древние цивилизации, сохрани они свою

культуру, праздновали бы в новом юбилейном 2000 году "всего лишь" 13900.

В 6984 г.до н.э. (по наиболее часто цитируемым источникам), сотворили наш бренный мир (вообще же "дат сотворения" насчитывается около двухсот), но если бы это было так, то

скоро мы бы отметили "некруглую дату нашего Мира - 8984 год... Византийская

эра началась в 5509 г.до н.э., завершилась в России после указа Петра-1 в

1700 году н.э.,

Некоторые эры:

Группа византийских эр, которые, как принято указывать, начинаются:

1 марта 5509 года до н. э. - древнерусская эра от «сотворения мира» (ультрамартовский стиль)

1 сентября 5509 года до н. э. - византийская эра от «сотворения мира» (использовалась на Руси до 1700 года)

1 марта 5508 года до н. э. - древнерусская эра от «сотворения мира» (мартовский стиль)

5504 год до н. э. - болгарская эра от «сотворения мира»

25 марта 5493 года до н. э. - александрийская эра от «сотворения мира» по Анниану

Однако нужно иметь в виду, что «никто из следовавших византийской эре не считал, что от сотворения мира до воплощения прошло 5508 лет. Если была необходимость указать год рождения Христа, ставили 5500-й. Парадоксальным образом 5508 было числом, но не датой». Таким образом, в хрониках датой рождения Христа принимался 5500-й (лишь иногда 5505-й), но из-за сбоев в хронологии правления римских императоров последующие события датировались таким образом, что при пересчёте их на современное летоисчисление нужно использовать приведённые выше эры.

4004 год до н. э. - эра от «сотворения мира», по епископу Ашшеру

18 февраля 3102 года до н. э. - эра Калиюга (по индийской мифологии этот «железный век» будет продолжаться 432 000 лет)

2397 год до н. э. - китайская циклическая эра

1 июля 776 года до н. э. - эра от первых олимпийских игр; введена около 264 года до н. э. и употреблялась до 394 года.

21 апреля 753 года до н. э. - эра от основания Рима (по Варрону). Применялась до конца XVII века.

26 февраля 747 года до н. э. - эра Набонассара. Использовалась в астрономии до времён Коперника.

248 год до н. э. - эра Аршакидов

37 год до н. э. - Испанская эра (использовалась в Испании вплоть до Позднего Средневековья).

1 сентября 31 года до н. э. - эра «От Августова мира», или «Эра Акциума» - (использовалась в восточных провинциях Римской империи).

1 января 1 года - христианская эра от Рождества Христова, введённая Дионисием Малым в 525 году.

Константинопольская эра

Константинопольская эра, византийская эра, - система летоисчисления «От сотворения мира», которая православными теологами относилась к пятнице - шестому дню творения, вычисленному согласно Септуагинте как 1 марта 5508 года до н. э., а впоследствии как суббота 1 сентября 5509 года до н. э. Начиная с VII века, постепенно стала текущей хронологической системой в Византийской Империи и во всём православном мире, например, в Сербии и Болгарии. Использовалась, в частности, в русских летописях (с некоторыми погрешностями в 1-2 года, связанными с датами первого дня нового года и другими проблемами), а также вообще на Руси до календарной реформы Петра I в 1700 году.

Как вычислялась дата

За исходную точку летоисчисления была принята христианская эра от «сотворения мира», причём существовало около 200 различных вариантов, одной из которых важнейшими является византийская эра, созданная в 353 году. В основу многих эр было положено соотношение между числом «дней творения мира» и продолжительностью его существования. Это соотношение было взято из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему И был вечер, и было утро: день шестой» (кн. Бытие, гл.1:27-31), «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2-е послание Петра, гл.3:8). Основываясь на этих библейских утверждениях, христианские богословы пришли к выводу, что поскольку «Адам был создан в середине шестого дня творения», то «Христос пришёл на Землю в середине шестого тысячелетия», то есть около 5500 года от «сотворения мира». (Следует особо подчеркнуть, что константинопольская патриархия всегда начинала церковный год 1 сентября) «При императоре Диоклетиане в Римской империи каждые 15 лет проводилась переоценка имущества с целью установления величины налогов. Порядковые номера годов в каждом 15-летнем промежутке назывались индикты. В 312 г. при императоре Константине это счисление было введено официально, причём счёт начинался с 23 сентября. В Византии в 462 г. из практических соображений начало года и отсчёта индиктов было перенесено на 1 сентября. Создатели византийской эры решили, что в первый год от Сотворения мира должны начинаться сразу все три цикла: 19-летний лунный, 28-летний солнечный и 15-летний индиктовый циклы»

Использовались две даты начала года, периодически параллельно:

Хронологические рамки

Как считается, в России эта система использовалась начиная с XI века. Окончательный выбор в пользу «сентябрьской эры» был сделан в 1492 году. Последним днём по этому летосчислению было 31 декабря 7208 года; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «рождества Христова» - 1 января 1700 года.

Церковный календарь

Константинопольская эра до сих пор принята в некоторых православных церквах, и 1 сентября (в церквах, использующих юлианский календарь - 14 сентября н. ст.) отмечается церковное новолетие.

Для перевода даты Нашей эры в дату Византийской эры необходимо с сентября по декабрь добавлять 5509 лет, а с января по август - 5508 лет. 14 сентября н. ст. 2014 года наступил новый 7523 год от С. М.

Февраль

Это самый короткий месяц года, и единственный с числом дней менее 30-ти: имеет 28 дней в обычном году и 29 дней в високосные годы. второй месяц в юлианском и григорианском календарях. Имея только 28 дней в обычном году, это единственный месяц в году, который может пройти без единого полнолуния. Кроме того, февраль является единственным месяцем, который один раз в шесть лет и два раза каждые 11 лет, будет иметь четыре полных семидневных недели.

При Гае Юли Цезаре была проведена новая календарная реформа. Был введен четырехгодичный цикл, в котором три года – 365 дней и один год – 366 дней. В честь этого события летний месяц стал называться «июлем». Потом увековечили в календаре имя императора Октавиана Августа. Надо заметить, что четное количество дней в месяце считалось у римлян несчастливым предзнаменованием, поэтому грозный император волевым решением увеличил «свой» месяц на один день. По этой причине после июля, с его 31 днем, идет август с таким же количеством дней. День был «отнят» у февраля. Поэтому теперь в обычные годы в феврале 28 дней, а в високосные – 29.

30 февраля - календарная дата. По григорианскому календарю в феврале 28 дней (в високосном году - 29 дней). Однако три раза в феврале было 30 дней (два из них - предположительно).

В 1699 году в Шведском королевстве (которое в то время включало и Финляндию) решили перейти с юлианского календаря на григорианский. Однако шведы не стали сдвигать календарь на 11 накопившихся к тому времени дней вперёд, а решили делать переход постепенно, пропуская високосные года в течение 40 лет, то есть все эти годы после 28 февраля должно было идти 1 марта и каждые 4 года они на один день приближались бы к григорианскому календарю. Таким образом, 1700 год был невисокосным годом в Швеции. Однако, несмотря на принятый план, 1704 и 1708 годы были високосными. Из-за этого в течение 11 лет шведский календарь опережал на один день юлианский календарь, но отставал на десять дней от григорианского. В 1711 году король Карл XII решил отказаться от реформы календаря и вернуться к юлианскому календарю. Для этого в 1712 году в феврале были добавлены два дня и, таким образом, в Швеции в 1712 году было 30 февраля. Окончательно Швеция перешла на григорианский календарь в 1753 году обычным для всех стран способом - день, следующий за 17 февраля, объявили 1 марта.

В 1929 году в СССР предлагалось ввести советский революционный календарь, где каждая неделя имела бы пять дней (пятидневки) и каждый месяц длился бы 30 дней или ровно шесть недель. Оставшиеся 5 или 6 дней становились так называемыми «безмесячными каникулами».

Предположение

Согласно мнению различных СМИ («Санкт-Петербургские ведомости», «Ульяновск сегодня», Lenta.ru), если к 3328 году будет существовать человечество и григорианский календарь, то за 3328 лет новой эры накопится ошибка в один день, в результате чего может быть принято решение сделать в данном високосном году 367 дней. Вероятно (согласно современным методам расчёта, когда дни к другим месяцам не прибавляются), это будет опять 30 февраля.

Согласно другим данным, ошибка, накапливаемая за 4000 лет, положительная, а значит день надо забирать, а не добавлять.

Если принять продолжительность тропического года равной 365,24219 суток, то положительная ошибка размером в один день накопится за 3225,806 лет. Если пропускать високосный год в каждом 3200-м году, то ошибка станет отрицательной (в среднем −0,2160 секунд в год) и один раз в примерно 400 000 лет может появиться необходимость в 30 февраля. Однако маловероятно, что за такой большой промежуток времени продолжительность тропического года останется неизменной.

Високосный год

Високо́сный год (лат. bis sextus - «второй шестой») - год в юлианском и григорианском календарях, продолжительность которого равна 366 дням - на одни сутки больше продолжительности обычного, невисокосного года. В юлианском календаре високосным годом является каждый четвёртый год, в григорианском календаре из этого правила есть исключения.

История введения

С 1 января 45 года до н. э. римский диктатор Гай Юлий Цезарь ввёл календарь, разработанный александрийскими астрономами во главе с Созигеном, который был основан на том, что астрономический год примерно равен 365,25 суток (365 суток и 6 часов). Этот календарь был назван юлианским. Для того чтобы выровнять шестичасовое смещение, был введён високосный год. Три года считалось по 365 суток, а в каждый год, кратный четырём, добавлялись одни дополнительные сутки в феврале.

Григорианский календарь

Продолжительность тропического года (время между двумя весенними равноденствиями) составляет 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Различие в продолжительности тропического года и среднего юлианского календарного года (365,25 суток) составляет 11 минут 14 секунд. Из этих 11 минут и 14 секунд приблизительно за 128 лет складываются одни сутки.

По истечении нескольких столетий было замечено смещение дня весеннего равноденствия, с которым связаны церковные праздники. К XVI веку весеннее равноденствие наступало примерно на 10 суток раньше 21 марта, используемого для определения дня Пасхи.

год является високосным в двух случаях: либо он кратен 4, но при этом не кратен 100, либо кратен 400. Год не является високосным, если он не кратен 4, либо он кратен 100, но при этом не кратен 400.

Последние годы столетий, оканчивающиеся на два нуля, в трёх случаях из четырёх не являются високосными. Так, годы 1700, 1800 и 1900 не являются високосными, так как они кратны 100 и не кратны 400. Годы 1600 и 2000 - високосные, так как они кратны 400. Годы 2100, 2200 и 2300 - невисокосные. В високосные годы вводится дополнительный день - 29 февраля.

Последний високосный год был 2012, следующий будет 2016.



История под знаком вопроса Габович Евгений Яковлевич

Вопрос эры или точки отсчета исторических дат

С точки зрения исторической или технической хронологии точная длина года и его начало представляют определенный интерес. Если их не учитывать, то возможны ошибки в много месяцев или даже в несколько лет. Но историческая аналитика вскрывает ошибки в хронологии, которые исчисляются сотнями и тысячами лет. При этом, основной потенциал хронологических ошибок - наряду с неверными данными в используемых историками текстах и в неоднозначном прочтении написания цифр, запрятан в многообразии хронологических эр, т. е. дат, от которых ведется хронологический отчет, каким бы годом при этом не пользовались.

Выше я уже сослался на книгу «Какой сейчас век?», в которой Фоменко и Носовский рассказали о двух сотнях различных эр «от сотворения мира»: от 3491 года до н. э. (по Иерониму) до 5969 года до н. э. (по Феофилу). А [Фон ден Бринкен] упоминает в начале своей хронологической таблицы еще и год 6024 до н. э. как год сотворения мира по представлению грузинской религиозной общины Иерусалима. В [Романова] эти границы раздвинуты аж до чисел от 3483 до 6984 лет. Разброс дат начала летоисчисления от сотворения мира составляет таким образом более трех с половиной тысяч лет!

Стоит только историку при чтении источника неверно определить, по какой именно эре от сотворения все одного и того же мира выдавал свои даты автор изучаемого текста, и новоиспеченный хронолог начнет походить на снайпера, сменившего винтовку с оптическим прицелом на орудие главного калибра ушедшего на десяток миль от берега крейсера. Конечно, пальнув из такой пушечки в бумажную мишень для пулевой стрельбы, установленную в находящемся недалеко от берега тире, можно случайно и попасть в эту бумажку, но можно и разнести в пух и прах не только весь тир, но и его солидную эпсилон - окрестность (надеюсь, это широко используемое математиками для обозначения ближайшей окрестности неопределенного радиуса выражение, не напугает моих гуманитарно настроенных читателей).

А ведь дело не ограничивается эрами от сотворения мира. Эр, правда, несколько меньше, чем собак нерезаных, но все-таки их развелось столько, что обозреть их все не решился еще ни один учебник по хронологии. Энциклопедия Майера уделяет этому вопросу отдельную статью, в которой предпринята попытка классификации всего необозримого множества эр. Безымянный автор этой энциклопедической статьи ввел девять классов эр и посвятил описанию этих классов и перечню самых главных примеров из арсенала ТИ набранные мелким шрифтом полторы страницы (т. е. в несколько раз больше объема, чем БСЭ2 и БСЭЗ вместе взятые понятию хронологии). Приведем только названия классов:

1. Хронографические эры (по великим завоевателям международного масштаба: Александру, Диоклетиану, Набоннасару и т. д. Сюда же отнесена и эра по греческим олимпиадам).

2. Династические эры (по основателю династии, например, эра Селевкидов с момента утверждения первого из них в качестве сатрапа).

3. Мемориальные (в честь некоего знаменательного события, например, посещения императором Андрианом Афин!).

4. Освободительные эры (например, эра Помпея, якобы освободившего сирийские провинции от ига Маккавеев).

5. Провинциальные эры (эпохальные для провинции даты якобы служили началом локальных эр в Римской империи).

6. Революционные эры (например, от провозглашения французской республики).

7. Сакральные эры (от знаменательных дат, воспринимаемых как священные: сотворение мира, от рождения Христа или сожжения храма).

8. Победные эры (победа Октавиана над Антонием и Клеопатрой, Цезаря над Помпеем и т. п.).

9. Городские эры (например, от основания Рима).

Наверняка, если поднатужиться, можно и еще классик - другой придумать. Например, счет времени от выигрыша в лотерее или от всемирной катастрофы. Вот и переливающие из пустого в порожнее на темы о времени Савельева и Полетаев придумали два больших класса ex ante и ex post при помощи переводимых практически одинаково латинских выражений (нечто вроде «от бывшего раньше»), не продвинувшись ни на йоту к пониманию сущности хронологии.

С другой стороны, многие из эр могут вполне обоснованно быть помещены в два разных класса. Так что и эта псевдонаучная систематизация, в которой проявилась общенемецкая (и китайская) любовь к порядку, опять же хороша лишь для того, чтобы отвлечь нас от главного. А главное это то, что если спутать эру от рождения Ким Ир Сена с эрой создания мира грузинской общиной Иерусалима, то расхождение выдуманных дат в восемь тысяч лет можно будет считать научно обоснованным. Вот список некоторых эр согласно книге [Прокштейн2], стр. 82:

Китайская циклическая эра - 2637 год до н. э.

Буддийская эра (Китай, Япония, Монголия) - 950 год до н. э.

Эра олимпиад - лето 776 года до н. э.

Японская эра Нино - 660 год до н. э.

Буддийская эра Нирваны (Индия) - 543 год до н. э.

Индийская эра Махавиры - 527 год до н. э.

Парфянская эра Аршакидов - весна 247 года до н. э.

Индийская эра Викрамы - март 57 года до н. э.

Эра постконсулата - 541 года н. э.

Японская эра Ненго - 645 года н. э.

Мексиканская эра - 1089 года н. э. (начало 1–го цикла)

Обилием рассмотренных эр отмечалась уже книга Скалигера «Исправление хронологии». Здесь более 50 страниц посвящено описанию самых главных эр.

Главную проблему, связанную с обилием эр - только что названную возможность хронологических ошибок из-за неверного понимания того, какой именно эрой пользовался тот или иной автор, тот или иной источник, - историки предпочитают не артикулировать слишком настойчиво. Рассмотрим простой пример: Л. В. Черепнин в брошюре русская хронология (учебном пособии по вспомогательным историческим дисциплинам), изданной главным архивным управлением НКВД СССР через Историко-архивный институт, Москва в победоносном 1944 г. пишет на стр. 40 «В самом деле, современное летосчисление началось в 5508 году от „сотворения мира“». Стоит нам поверить этому заявлению и при чтении «Всемирной хроники» Шеделя мы будем все даты сдвигать на 310 лет: в этой хронике на самом деле «рождение Христа» (в плане рождения нового летоисчисления, т. е. как точка отсчета лет нашего летоисчисления, а не жизни принимаемого за историческую личность человека Иисуса) приходится на 5198 год.

На стр. 68 в разделе «Ошибочные даты в древнерусских актах» Черепнин признает:

«Задача перевода дат с византийского летосчисления на современное сильно осложняется тем, что в древнерусских документах мы часто находим неверные цифровые обозначения годов. Мы оставим пока в стороне вопрос о применении заведомо неправильных принципов датировки древними летописцами. Этого вопроса мы коснемся ниже. А пока остановимся на хронологии актового материала и отметим возможные и часто встречающиеся на практике искажения действительных дат, в результате случайных причин, при механической или недостаточно точной переписке. Цифры пропускались, заменялись одна другой, принимались одна за другую и т. д. От времени документы портились, поэтому в некоторых датах стирались отдельные цифры. Позднейшие копиисты не обращали на это внимания и воспроизводили цифровое указание источника в неполном виде, искажая тем самым его смысл».

В разделе «Неточности хронологических данных древнерусских летописей и их проверка» он уточняет (стр. 71–72):

«Говоря о привлечении летописей для проверки актовой хронологии, надо в то же время учитывать, что и летописные хронологические данные часто грешат неточностями. Это относится в особенности к Начальной летописи, - наиболее раннему дошедшему до нас памятнику летописного типа. Исследованиями ряда специалистов (главным образом, акад. Шахматова) доказано, что первоначальный древнейший текст Начальной летописи (или же не дошедших до нас предшествовавших ей летописных сводов), в основном, представлял собой оплошное сплошное литературное изложение, лишенное хронологической сетки. Основные даты для наиболее раннего периода вставлены уже позднейшей рукой, причем большинство дат не имеет под собой твердой почвы. Они появились в результате различных домыслов и соображений летописного сводчика, сопоставлявшего события русской истории с известными ему из греческих источников хронологическими данными, относящимися к истории Византии».

В условиях Великой Отечественной войны, да еще и под эгидой НКВД, автор мог себе позволить такие стилистические перлы как

«Грузинской эрой является так называемое «сотворение мира» - От «сотворения мира» до «Рождества Христова» грузинская хронология считает 5604 года».

А две следующие его фразы:

«Нам известно, что мусульманское летосчисление началось на 622 года после нашей эры»

«Монгольское летосчисление началось на 1027 лет после нашего (христианского)».

нужно, очевидно, понимать так, что после введения нашего (христианского) исчисления в 1582 году должны были пройти 622 года и соответственно 1027 лет для того, чтобы в разгар третьего нашего (христианского) тысячелетия можно было ввести мусульманское, а затем еще и монгольское летосчисление! Или историк - традиционалист не знал, что в хлеву в Бетлехеме в день собственного появления на этом свете Христос ни Вселенского собора не созывал, ни указа о новом летосчислении не подписывал, а как и все младенцы выражал отчаянным криком свой протест против всех тех безобразий, которые в этом мире происходили до него и будут происходить как в течение его недолгой земной жизни, так и довольно долго после ее трагического завершения. Но это уже следующая наша тема.

автора Гумилев Лев Николаевич

Две системы отсчета Первое, что приходит в голову, самое простое и доступное объяснение наблюденного факта - это попытка сопоставить его с той или иной формацией, основанной на том или ином способе производства. По этому пути пошел Н. И. Конрад, дефинировавший следующие

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Система отсчета Если мы примем за эталон импульс врожденного инстинкта самосохранения (1), индивидуального и видимого, то импульс пассионарности (Р) будет иметь обратный знак. Величина импульса пассионарности, соответственно, может быть либо больше, либо меньше, либо

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Принцип отсчета В основу возрастной классификации любого этноса целесообразно положить момент, без которого не может обойтись ни одна система: отношение коллектива к индивиду. Любой коллектив ограничивает свободу каждого из своих членов необходимостью считаться с

Из книги Новая Хронология Египта - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

5.11. Точки примерного расположения планет на египетском зодиаке («лучшие точки») и учет порядка планет Кроме границ по долготе, для каждой планеты мы будем каждый раз определять также примерное положение этой планеты на небе. То есть – то положение на реальном небе,

автора Шевякин Александр Петрович

Точка отсчета - 1: чужие на нашем поле Просто удивительно, как некоторые наши безответственные болтуны не желают замечать многие вполне очевидные вещи: влияние внешних воздействий на события внутри других стран, хорошо рассчитанное и поэтапное проникновение в центры,

Из книги Как убили СССР. «Величайшая геополитическая катастрофа» автора Шевякин Александр Петрович

Точка отсчета - 2: диалектика внутри диалектики Тема настоящей главы - это некоторые вопросы, касающиеся науки, теории, методологии и отдельных методов образования и сознания. Причем мы обращаем внимание на диалектическую составляющую того, что происходит в сфере

Из книги Как убили СССР. «Величайшая геополитическая катастрофа» автора Шевякин Александр Петрович

Точка отсчета - 3: организация. Что это такое? Организации - активные члены общества. Р. Холл (Hall). Тема нынешней главы - структуры, организации и функции. Люди и события в ней будут занимать место самое что ни на есть подчиненное. Речь пойдет о перестройках,

Из книги За Веру, Царя и Отечество автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

3. ВОПРОС ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Наверное, стоит сделать отступление и остановиться на той системе двойных стандартов, которая, как нетрудно заметить, во все времена проявлялась в отношении России. Взять, скажем, упоминавшийся "польский вопрос". Отметим, что сами по себе

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Очерк шестой Основы внутренней и внешней политики Англии XVII в. Английская Ост-Индская торговая компания. Начало науки международного права и англо-голландская полемика. Абсолютизм против парламента. Развитие армии и флота с точки зрения королевской власти и с точки

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Русско-иранская (1804–1813 гг.) и русско-турецкая (1806–1812 гг.) войны и вопрос присоединения исторических территорий Грузии. С начала XIX века русско-иранские и русско-турецкие противоречия вступили в новую фазу. Западноевропейские страны не были заинтересованы в выходе России

Из книги В Москве-матушке при царе-батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей автора Бирюкова Татьяна Захаровна

Изменение отсчета лет В православном календаре обыкновенно отмечались воскресные, праздничные (неприсутственные) дни, а также указывались и периоды постов. Часто календари имели алфавитные указатели имен святых с днями их празднований, с разделением на мужские и

Из книги Стратегии гениальных женщин автора Бадрак Валентин Владимирович

Точка отсчета Ключевыми моментами раннего детства Марины Цветаевой оказались ощущения разочарования и обмана ожиданий. Мать, витающая в облаках романтическая натура, мечтала о сыне и даже выбрала ему имя, но неожиданно родилась дочь. Мир не ждал ее, и появившееся на свет

Из книги Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана автора Оловинцов Анатолий Григорьевич

Глава Икс, или Точка отсчета Государственный язык Великой Монгольской империи – тюркский Смысл отдельных явлений иногда раскрывается только по прошествии веков и тысячелетий. Э. Хара-Даван, профессор Белградского университета, 1929 г. Определение официального

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Точка отсчета: каковы были условия существования человека в эпоху франков Представим себе государство франков в начале IX века - им мы временно и ограничимся, - и кого-либо из тех, кто, имея дело с большим количеством людей, захотел бы определить их юридические права,

Из книги Запомните нас живыми автора Подопригора Борис Александрович

ТОЧКА ОТСЧЕТА. Вместо предисловия 15 февраля 1989 года мне, в то время офицеру взаимодействия с военными наблюдателями ООН в Афганистане, довелось участвовать в эвакуации их наблюдательного поста из примыкающего к советской Кушке афганского местечка Турагунди: пост

Из книги Этот новый старый трамвай автора Годес Яков

Новая точка отсчета В наследство от старого строя Советская власть получила чрезвычайно запущенное, доведенное до развала хозяйство.В Петрограде предстояло наладить бесперебойную работу коммунальных предприятий, обеспечивающих нормальную жизнь горожан, и в том числе

Виды летоисчисления (эры) и точки отсчета

История и СИД

К первым например относится эра Кали в Индии. К политическим эрам относятся те исходной точкой которых служат даты основания городов вступления на престол различных правителей и т. Такова например эра постконсулата исходной точкой которой явилось избрание последнего римского консула Флавия Василия Меньшего в 541 г.В реальных эрах за точку отсчета времени принимается историческое событие в фиктивных легендарное.

Вопрос 14 Виды летоисчисления (эры) и точки отсчета.

Эройназывается исходный момент (точка) летосчисления.

В исходной точке отсчета времени нуждается любая календарная система. Отправной точкой летосчисления могло быть любое важное событие в истории определенного человеческого коллектива. В зависимости от того, какой характер имело это событие, различают астрономические, политические и религиозные эры. К первым, например, относится эра Кали в Индии. Счет времени по этой эре велся от 18 февраля 3102 г. до н. э., когда было зафиксировано особое взаимоположение некоторых планет. К политическим эрам относятся те, исходной точкой которых служат даты основания городов, вступления на престол различных правителей и т. д. Такова например, эра постконсулата, исходной точкой которой явилось избрание последнего римского консула Флавия Василия Меньшего в 541 г. Счет лет велся «пост консулатум Василии» («после вступления в должность консула Василия»). Эта система счета употреблялась и в Византии и была запрещена специальным указом императора Льва Философа (886—912). Наконец, религиозные эры имеют отправным моментом религиозные события — рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.

Существует и другое деление эр — на реальные и фиктивные.

В реальных эрах за точку отсчета времени принимается историческое событие, в фиктивных — легендарное. К первым относится, например, эра Набонассара, занявшего вавилонский престол 26 февраля 747 г. до н. э/Она стала широко известной благодаря выдающемуся греческому астроному Клавдию Птолемею (ок. 90—160 гг. н. э.). В одном из своих трудов он привел таблицу — так называемый «Канон царей», в котором зафиксировал имена и годы правления вавилоно-ассирийских, персидских, македонских (греческих) царей и римских императоров — от воцарения Набонассара до римского императора Антонина Пия (86—161гг.). В дальнейшем в «Канон» вошли византийские императоры вплоть до падения Византии в 1453 г. Реальной была и эра Селевкидов (по имени основателя этой династии в Сирии)—1 октября 312 г. до н.э., эра Диоклетиана (по-другому она называлась «эра мучеников чистых», так как этот император жестоко преследовал христиан) — с момента воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. н. э., эра от основания Рима с 754 г. до н. э. (по Марку Терренцию Варрону — 21 апреля 753 г. до н.э.), олимпийская эра — от первых Олимпийских игр в 776 г. до н. э.

Фиктивными являются эра от Рождества Христова, мусульманская эра — хиджра — от дня бегства Мухаммеда из Мекки в Медину 16 июля 622 г. н.э., буддистская эра — от смерти Будды в 544 г. до н. э., различные эры от сотворения мира — антиохийская, византийская, александрийская и др. Последние три эры, широко распространенные в христианских странах, называются также мировыми. Все они по-разному датировали сотворение мира, от которого вели отсчет времени: александрийская —29 августа 5493 г. до н. э., антиохийская — 1 сентября 5969 г. до н. э. (по другим источникам — 5507 или 5515 гг. до н. э.), византийская, принятая на Руси,— 1 сентября 5509 г. до н. э., созданная при императоре Констанции (337—361 гг.), или 1 марта 5508 г. до н. э. (другие ее названия -^ константинопольская или древнерусская), которая стала применяться в Византии в VI в. и была хорошо соотнесена с Библией, так как отсчет времени в ней вели от Адама, сотворенного в пятницу, на которую и пришлось 1 марта 1 г. этой эры. Церковь так и не смогла установить единую дату этого события. Полярными датами сотворения мира являются 6984 и 3483 гг. до н. э.

Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р. X., после Р. X., до или после нашей, или новой эры). Она была создана в 525 г. римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым — скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа — 754 г. от основания Рима или 284 г. до начала эры Диоклетиана. В VI в. эта эра распространяется в Западной Европе, а к XIX в. во всех христианских странах. В России она была введена Петром I с 1 января 1700 г.

Любая эра, а их известно около двухсот, условна. Поэтому название «фиктивная» в приложении к определенным эрам следует признать неудачным. Для правильного отсчета времени достоверность события, от которого ведется отсчет, безразлична. В настоящее время изучены далеко не все эры. Например, исходная точка херсонесской эры (в античном и средневековом Херсонесе) является дискуссионной.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33010. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга 25.61 KB
Кроме того следует признать недостаточным у Канта и то что он всего лишь только описал формы мышления умственные категории и законы мысли но не выявил основного единого общего принципа познания. Ведь только наличием подобного единого общего принципа познания можно объяснить не только слаженность форм мышления умственных категорий и законов мысли но и само их внутреннее единство между собой.И это есть вопрос не только выявления недостаточности кантовской философии это вопрос концептуальный потому что задача раскрытия данного единого...
33011. Философия Гегеля 23.36 KB
Введением к гегелевской философской системе служит его Феноменология духа где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания от низшей формы непосредственного чувственного восприятия до высшей ступени абсолютного или чистого знания на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность. От бытия понимаемого как явление Гегель переходит к более глубоким внутренним закономерностям к: сущности. Гегель утверждает что противоречие...
33012. Философия марксизма 18.68 KB
Дарвина открытие клеточного строения живых организмов изобретение проволочного телеграфа паровоза парохода автомобиля фотографии многочисленные открытия в сфере производства механизация труда; крушение идеалов Великой французской революции свобода равенство братство идеи французского Просвещения их невозможность воплощения в реальной жизни; нарастание социальноклассовых противоречий и конфликтов революция 1848 1849 гг. Суть исторического материализма в следующем: на каждом этапе общественного развития люди для...
33013. Позитивизм и его разновидности 16.86 KB
Логика и основания развития науки в позитивизме заключались в том чтобы наблюдать описывать и систематизировать факты и на этой основе формулировать научные законы и теории. Современная философия науки начинается с Венского кружка философов участники кот выпустили манифест научное мировоззрение. По мнению неопозитивистов предметом философии д б язык науки а также деятельность философов направленная на анализ знания выраженного в языке науки. культ науки философия должна быть заменена науками в результате логического анализа языка3.
33014. Иррационализм в середине XIX века 14.55 KB
Они вообще говоря не отвергали науку ее практическое значение для человеческой жизни но отказывались видеть в ней адекватный способ познания окружающего мира и самого человека.Кьергегор на первый план выдвигает проблему человека. Рассмотрим каковы по Кьеркегору методы и способы познания человека. По Кьеркегору никакие научные рациональные методы не годятся для познания человека.
33015. Западноевропейская философия XX века 38.12 KB
Метод основан на идее специфики философского изучения сознания заключающегося в применении метода интуиции. Метод Эдмунда Гуссерля позволяет философии стать на позиции внутреннего вхождения в поток сознания обеспечивающий возможность непосредственно наблюдать видение структур чистого сознания. Основные формы эмоционального состояния обыденного сознания: забота вина страх ответственность страх смерти и т. В отличие от классических онтологий что как правило рассматривают бытие как объективный независимый от сознания мир Мартин...
33016. Русская православная философия 18.37 KB
Поэтому философия приобретает религиозный характер что проявляется в русской философии в целом и ее религиозноидеалистическом направлении в частности. Важнейшие философскомировоззренческие проблемы по поводу понимания и толкования духовного и материального веры и разума смысла жизни свободы человека смерти и бессмертия и другие были в поле зрения как философии так и религии. О русской философии. Ее фундамент закладывает Киреевский определив задачи русской религиозной философии.
33017. Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие материализм и идеализм, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма 43.54 KB
Основной вопрос философии: Философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии. Вопрос о соотношении сознания и бытия духа и природы является основным вопросом философии.
33018. Метафизический метод познания (мышления) 17.82 KB
Признает законы логики единственными движущими силами всякого развития. Этому уровню развития науки соответствовал метафизический способ мышления Метафизика. в любой его форме становится препятствием на пути прогрессивного развития научных знаний. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса сформировавшихся в конце 18 первой половине 19 вв.

из Энциклопедии чудес, загадок и тайн


ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ - последовательный отсчет времени от какой-либо выбранной за

ориентир даты того или иного выдающегося с точки зрения современников

события. Понятие о летоисчислении у разных народов всегда было неодинаково.

Каждое отдельно взятое государство решало эту задачу самостоятельно,

руководствуясь при этом политическими и религиозными мотивами. Римляне вели

свой календарь от момента основания первого города империи. Арабы - от

нападения Йемена на Мекку. Индийцы какое-то время использовали за отправную

точку время вступления на трон "Великого Могола" Акбара (в 1550 году). До

византийское летоисчисление со дня сотворения мира, которое после было

упразднено с одновременным принятием эры от Рождества Христова.

Лишь к XIX веке во всех христианских государствах была установлена единая

точка отсчета, используемая и поныне под названием "наша эра". Но от чего

мы так легко отказались? В 11900 году до н.э. берет свое начало

малагасийское летоисчисление, в 11542 г.до н.э. - календарь древних майя,

соответственно на наш "юбилейный год" древние цивилизации, сохрани они свою

культуру, праздновали бы в новом юбилейном 2000 году "всего лишь" 13900 и

13542 новый год соответственно... В 6984 г.до н.э. (по наиболее

частоцитируемым источникам), якобы, сотворили наш бренный мир (вообще же

"дат сотворения" насчитывается около двухсот), но если бы это было так, то

скоро мы бы отметили "некруглую дату нашего Мира - 8984 год... Византийская

эра началась в 5509 г.до н.э., завершилась в России после указа Петра-1 в

1700 году н.э., а в Греции в 1821, в двухтысячном году по этому календарю

был бы 7509 год!.. Древнееврейский календарь начался в 3761 г.до н.э., на

юбилей будет 5761 год... Еще одно "сотворение мира" было якобы в 3483 году,

так что нам - уже 5483 года... Китайцы в это же время встретят "всего лишь"

4698 год своего календаря... Фараон Рамзес-2 ввел новый календарь в 1300

г.до н.э., и на "юбилей" у него также будет кругля дата - 3300 год!..

Римский календарь, начавшийся в 753 году до н.э., если бы не потерял силу в

45 г.до н.э., то показал бы 2753 год!.. Японский календарь начался в 660

г.до н.э., но летоисчисление обновляется при смерти каждого императора...

Буддисткая эра идет с 484 г.до н.э. и скоро покажет год 2484... Эра

селевкидов (сирийских христиан в Ливане) началась в 312 г.до н.э., в

двухтысячном для этой немногочисленной группы населения пойдет 2312 год...

Календарь хинди отметит 2080 год... Испанская эра идет с 38 г.до н.э., и

вскоре некоторые португальцы (не испанцы) отметят 2038 год... Исламский

календарь - самый молодой из религиозных календарей, он ведет свое

летоисчисление с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину с

622 г., в юбилейном году мусульмане отметят лишь 1378 год... Ацтеки

обновили летоисчисление в 1454 (после смерти и возрождения Солнца), если бы

их цивилизация не деградировала, для них был бы всего-то 546 год ИХ Новой

эры...

Вводили новый календарь после Великой французкой революции,.. думали об

этом и после Великой октябрьской революции в России, во всяком случае

текущий год новой Социалистической эры печатался почти на всех

календарях...

Хронология (греч. «хронос» – время и «логос» – изучать) – учение об измерении времени. Разделы хронологии:

    Математическая или астрономическая хронология – наука, занимающаяся установлением точного астрономического времени и изучением закономерностей движения небесных тел.

    Историческая хронология – наука о системах исчисления человечеством времени на разных этапах его развития.

Цель исторической хронологии – определение и уточнение дат исторических событий и документов.

Объект исторической хронологии – все источники, которые содержат указания на даты исторических событий.

Задачи исторической хронологии:

    Исследование различных систем исчисления времени в их историческом развитии, взаимодействии.

    Установление и согласование между различными системами летоисчисления – конкордация .

    Определение, уточнение и проверка даты источника, приведение её в соответствии с современной системой счета времени.

    Выработка основных правил перевода дат с одной хронологической системы на другую.

Хронология очень рано стала превращаться в научную дисциплину. Она зародилась в древневосточных цивилизациях Вавилона и Египта, достигла больших успехов в Греции и Риме и положила дальнейшее развитие в средневековую эпоху как в Западной Европе, так и на Востоке.

Астрономические основы календарей.

Единицы счета времени . Элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени, его фиксирования в определенных единицах. Одной из первых единиц времени были сутки, «сутыкать» (русск.) – соединять день и ночь. Сутки - период обращения Земли вокруг своей оси. Деление суток на 24 равные части, опираясь на двенадцатеричную систему счета древних вавилонян, ввел во II в. н.э. греческий ученый Клавдий Птолемей. В древности начало суток – восход солнца, сейчас – полночь.

В основе месячного счета времени лежат наблюдения над фазами движения Луны. Всего их четыре: растущая луна, полнолуние, стареющая луна, новолуние. Непрерывная смена фаз Луны объясняется тем, что она, обращаясь вокруг Земли, приходит в различные положения относительно Солнца, которое она обгоняет на небе, продвигаясь от него на восток. Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями получил название месяца или синодического месяца (от греческого слова «синодос» – сближение, схождение), так как в момент новолуния Солнце и Луна «сближаются». Месяц – это период обращения Луны вокруг Земли. Продолжительность синодического месяца составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды.

Неделя – 7-дневный отрезок времени возник по двум причинам:

    Семь суток = ¼ лунного месяца;

    С древности люди почитали число 7: в античном мире – семерка богов соответствует семи «блуждающим» небесным телам (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Планета (греч.) – «блуждающий». Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона.

В английский язык названия вторника, среды, четверга и пятницы пришли из аналогичных названий Марса, Меркурия, Юпитера и Венеры в скандинавской мифологии.

Наблюдения над периодической сменой времен года (сезонов), связанной с видимым движением Солнца (фактически с движений Земли вокруг Солнца), привели к фиксированию самой крупной единицы счета времени – астрономическому, или тропическому году . Два раза в году Солнце и Земля находятся в таком положении, при котором солнечные лучи равномерно освещают земные полушария и день равен ночи на всей планете. Эти дни получили названия дней весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия. Интервал времени между последовательными положениями центра диска Солнца в точке весеннего равноденствия называется тропическим годом. Год – период обращения Земли вокруг Солнца. Его продолжительность равна 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам, была высчитана в Древнем Египте.

Перед человечеством стояла сложная задача – выработать такие время исчисления, которые максимально приближали бы какой-то условный год к истинному тропическому году. Вся история создания различных календарных систем счета времени наглядно иллюстрирует ход решения этой задачи.

В результате условного согласования суток и месяца была создана лунная система счета времени, которая считается древнейшей. Согласуя между собой сутки и год, человечество создало солнечную систему время исчисления. Комбинирование этих двух систем привело к образованию лунно-солнечной календарной системы, в которой сутки и месяцы согласуются с годами. В большинстве современных календарей каждый год состоит из 12 месяцев (по 12 созвездиям эклиптики через которые проходит солнце в течение года).

Понятие эры введено в средние века. «Аера» – исходное число, точка отсчета. Возможно, что этот термин ведет свое начало от первых четырех букв латинской фразы «аб эксордио регни Аугусти» – от начала царствования Августа. Такая эра существовала в Александрии.

В древности понятие эры находилось в зачаточной форме. Счет велся от какого-либо памятного события: войны, землетрясения и т.п. В Древнем Египте и Вавилоне счет велся по царствованиям. Хронологические записи указывали, что то или иное событие произошло в такой-то год, такой-то день от воцарения фараона или царя. В Ассирии события датировались по высшим чиновникам, в Риме – по консулам, в Афинах – по архонтам. Не было понятия об эре.

Понятие эры складывалось очень медленно, лишь с появлением регулярных погодных записей важнейших исторических событий, с появлением хроник и летописей. Виды эр:

    Конкретно-исторические – отсчет времени от конкретного исторического события.

    Легендарно-мифические (например, от основания Рима – 754 г. до н. э.).

    Религиозные эры имеют отправным моментом религиозные события – рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.

Наиболее древней исторической эрой, по которой счет лет ведется от реального исторического события, считается эра Набанассара , занявшего вавилонский престол 26 февраля 747 г. до н. э. Она стала широко известной благодаря выдающемуся греческому астроному Клавдию Птолемею (ок. 90–160 гг. н. э.). В одном из своих трудов он привел таблицу – так называемый «Канон царей», в котором зафиксировал имена и годы правления вавилоно-ассирийских, персидских, македонских (греческих) царей и римских императоров – от воцарения Набанассара до римского императора Антонина Ния (86–161 гг.). В дальнейшем в «Канон» вошли византийские императоры вплоть до падения Византии в 1463 г. Благодаря этому эра Набанассара приобрела широкую известность.

Эра Селевкидов связана с битвой при Газе, где основатель царской династии в Сирии Селевк одержал победу над Деметрием Полиоркетом. Отправная точка эры Селевкидов - 1 октября 312 г. до н. э. Эта эра использовалась в Вавилонии, Сирии, Палестине.

Эра Диоклетиана (по другому она называлась «эра мучеников чистых», так как этот император жестоко преследовал христиан) – с момента воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. н. э. Распространена в средневековье и позже.

Самая распространенная легендарно-мифическая эра – от основания Рима с 754 г. до н. э. (по Марку Терренцию Варрону – 21 апреля 753 г. до н. э.), базируется на легендах. Эра от основания Рима применялась западно-европейскими историками до ХVIII в. Еще одна легендарно-мифическая эра: Олимпийская эра – от первых легендарных Олимпийских игр в 776 г. до н. э.

Религиозными являются эра от Рождества Христова, Мусульманская эра – хиджра – от дня бегства Мухаммеда из Мекки в Медину 16 июля 622 г. н. э., буддийская эра – от смерти Будды в 544 г. до н. э., различные эры от сотворения мира антиохийская, византийская, александрийская и др.

Последние три эры, широко распространенные в христианских странах, называются также мировыми. В христианстве существует около 200 «мировых эр», отправным моментом в них считается «сотворение мира». Самая длинная «мировая эра» относила «сотворение мира» к 6984 г. до н. э. и самая короткая – 3483 гг. до н. э. Наиболее распространенными в быту и официальных документах были три эры:

    Александрийская эра была популярна в Греции и употреблялась даже в ХХ в. у некоторых христианских народов (абиссинцы, копты), относила «сотворение мира» к 29 августа 5501 г. до н. э.;

    Антиохийская эра, поддерживаемая антиохийскими патриархами, относила «сотворение мира» к 1 сентября 5969 г. до н. э.;

    Византийская, созданная при императоре Констанции (337–361 гг.), «сотворение мира» – 1 марта 5508 г. до н. э.; принята на Руси, «сотворение мира» – 1 сентября 5509 г. до н. э. (другие ее названия – константинопольская или древнерусская), стала применяться в Византии в VII в., была хорошо соотнесена с Библией, так как отсчет времени в ней вели от Адама, сотворенного в пятницу, на которую и пришлось 1 марта 1-го г. этой эры.

Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р.Х., после Р.Х., до или после нашей, или новой эры). Она была предложена в 525 г. римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым – скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа – 754 г. от основания Рима, или 284 г. до начала эры Диоклетиана. В VI в. эта эра распространяется в Западной Европе, а к ХIХ в. во всех христианских странах. В России она была введена Петром I с 1 января 1700 г. принятие эры, предложенной Дионисием, было связано в первую очередь с необходимостью использования его пасхальных таблиц. В настоящее время эра от «рождества Христова» стала абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени.