В поведении не. Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении

Никакой принципиальной разницы между внутренней и внешней мотивацией в поведении индивидуума нет и быть не может.

Принято считать, что человек в своих поступках руководствуется двумя видами побуждения: внутренними, когда совершает героический поступок по зову сердца, и внешними, когда тот же поступок совершается по принуждению со стороны вышестоящего начальства или, допустим, в обмен на какое-то вознаграждение.

Профессор Райсс полагает,что это разделение, по меньшей мере, некорректно, пишет PhysOrg . Дело в том, утверждает профессор Райсс, что феномена внутренней мотивации просто не существует. То есть нет никаких доказательств его существования, что, в принципе, то же самое. Несмотря на то, что спор о наличии или отсутствии внутренней мотивации выглядит чисто академическим, профессор Райсс убежден в том, что проблема, которой он озадачился, имеет вполне практическое значение, поскольку сторонники внутренней мотивации часто сознательно вводят людей в заблуждение.

Так, авторы большинства современных книг на тему «как стать [заполнить самостоятельно ] за три недели» пытаются внушить своим читателям, что достижение успеха в [заполнить самостоятельно ] возможно лишь при условии, что соискатель будет работать не за страх (как вариант: денежное вознаграждение, благосклонность любимой женщины или общественное поощрение), а за совесть. Точнее — за удовольствие. А нежелание следовать этому правилу будто бы приведет соискателя лишь к разочарованию.

Но это еще полбеды. Такой же точки зрения придерживаются некоторые работодатели и даже руководители целых государств, искренне убежденные, что ярко раскрашенный лист мелованной бумаги с надписью «Почетная грамота» и плохо снятая фотография жертвы бихевиоризма на корпоративной доске почета ценятся работниками гораздо выше, нежели куда более скромные листы бумаги, отпечатанные местным казначейством.

Опровергая эту точку зрения, Райсс создал и проверил опытным путем собственную теорию мотивации, в основе которой лежат 16 базовых желаний. Желания эти управляют всеми мыслимыми душевными движениями человека, включая жажду власти и независимости, любопытство и поиск общественного признания. То есть оппоненты профессора Райсса, утверждает профессор Райсс, могут сколько угодно критиковать его теорию, но мотивы их поступков все равно будут приводиться в движение одним из шестнадцати, а вовсе не двух факторов Райсса.

У разных людей разная мотивация, к тому же зависящая от обстоятельств, — считает Райсс, — и глупо утверждать, как это делают сторонники внутренней мотивации, будто бы одни виды мотивации лучше других.

В своей статье, опубликованной в журнале Behavior Analyst, Райсс указывает, в частности, на тот факт, что психологи, поддерживающие идею внутренней мотивации, пока даже не выработали точного определения этого термина, меняя его в произвольной форме в зависимости от текущих обстоятельств.

Например, принято утверждать, что включение механизма внутренней мотивации можно уловить по свойственному ему чувству удовольствия. Однако удовольствие разные люди могут понимать по-разному, считает Райсс. Так, дети учатся ездить на велосипеде потому, что им это нравится. Студенты грызут гранит науки, чтобы сдать сессию на пять баллов и получить повышенную стипендию.

В то же время, множество детей учатся ездить на велосипеде, чтобы произвести впечатление на белокурую девочку с васильковыми глазами из соседнего подъезда; множество студентов сдают сессию на пять баллов, чтобы доказать свое превосходство над однокурсниками и даже некоторыми преподавателями.

Еще одно определение внутренней мотивации предполагает совершение действия ради самого действия. В противоположность ей, внешняя мотивация — это совершение поступка в надежде получить что-то взамен. То есть дети, опять же, играют в бейсбол ради удовольствия, профессиональный игрок — ради денег и титулов. Однако это разделение, по мнению Райсса, тоже выглядит не вполне убедительным: ребенок с удовольствием играет в бейсбол, чтобы размяться, а профессиональный бейсболист, заключая очередной контракт, поступает так в соответствии со своим родительским инстинктом, заставляющим его гробить собственное здоровье, чтобы оплатить учебу своих отпрысков в престижном университете.

В общем, говорит профессор Райсс, доказательства существования некой особой внутренней мотивации все еще строятся либо на утверждениях, не выдерживающих проверки средствами формальной логики, либо на «слишком большом количестве переменных, контролировать которые невозможно».

Остается дождаться ответной реплики из лагеря приверженцев поруганной идеи, чтобы выяснить, нет ли каких-либо логических огрехов в умопостроениях профессора Стивена Райсса.

Детские психологи рассматривают различные проблемы ребенка (болезни, сложности в поведении, навязчивые состояния и т.д.) как язык, с помощью которого он сообщает семье о своих трудностях. То, что ребенок не может выразить словами, он всегда сообщит своим телом или проблемами в поведении. А психологи — это своего рода переводчики. Вот какой словарь или разговорник составила психолог Евгения Забурдаева, чтобы родителям было легче понимать своих детей.

Сказать о том, что его беспокоит, ребенок не может по нескольким причинам. Если ребенок очень маленький, то просто потому, что пока еще не овладел достаточно речью. А если уже умеет говорить, то часто он просто не знает, как сказать о важном (боится, стыдится, в семье может существовать негласный запрет на обсуждение некоторых болезненных и трудных тем).

Тогда ребенок, младенец или уже подросток, говорит семье о том, что с ним происходит, с помощью тела или неадекватного поведения. Задача психолога — понять, что сообщает ребенок и помочь ему выразить свое беспокойство словами или другими символическими знаками (рисунком, игрой). После чего проблема часто исчезает.

Здесь я привожу краткий детско-взрослый разговорник. Конечно, не всегда связь такая однозначная, как в этих примерах. Кроме того, один симптом может скрывать за собой гораздо более широкую палитру смыслов, которые сообщает нам ребенок. Надеюсь, данный словарик поможет задуматься и быть более снисходительными к различным трудностям детей, а возможно, и обратиться к психологу для их разрешения.

Агрессивен. Мне очень страшно, и я не знаю, как с этим справиться.

Активен слишком. Мне очень страшно, я нуждаюсь в правилах и опоре.

Апатичен. Я боюсь ошибиться. Я боюсь, что взрослые осудят мою спонтанность и всё, что я делаю.

Беспомощен. Мне очень удобно, когда взрослые всё за меня делают. Так я забочусь о маме и помогаю ей чувствовать себя нужной.

Бьет родителей. Так я выражаю свою злость на них, потому что не знаю другого способа. Так я сообщаю маме, что нуждаюсь в запретах от нее.

Видит страшные сны. Когда мне страшно, образы в моем сне говорят мне о том, чего я боюсь в реальной жизни.

Ворует. 1. Мне очень не хватает внимания и теплоты близких. 2. Мне не хватает какой-то важной информации, касающейся истории семьи, моего рождения. 3. Я так выражаю свою злость.

Выдергивает волосы. Мне очень страшно, я испытываю сильный стресс.

Говорит очень тихо. Мне страшно проявлять себя, говорить о своих желаниях, защищать себя. Боюсь, меня таким не примут.

Говорит плохо. Мне очень удобно, когда взрослые говорят и делают за меня многие вещи. А еще я так помогаю маме быть всегда нужной и, например, не впасть в депрессию.

Говорит плохие слова. Так я проверяю, что можно, а что нельзя в нашей семье.

Грызет ногти. Мне очень страшно, я переживаю, испытываю сильный стресс, часто связанный с расставанием с матерью.

Дружить не умеет. Я не знаю, как защитить себя в общении с другими и как при этом учитывать других. Мне страшно.

Ест много. Мне тревожно, и еда позволяет мне с этим справиться. Едой я пытаюсь заменить недостаток эмоциональной близости, в которой очень нуждаюсь.

Ест плохо. 1. Я не готов принять, «переварить» что-то в нашей семье (трудности, с которыми столкнулась семья, изменения, новые семейные роли). 2. Таким образом я дистанцируюсь от семьи.

Жадничает. 1. Считаю, что мои вещи принадлежат по праву мне. 2. Мне не хватает эмоциональной теплоты и поддержки.

Забывает. См. Говорит плохо, беспомощен, ленится.

Завидует. Боюсь оказаться хуже, чем другие, и быть отвергнутым.

Задает много вопросов. 1. Сейчас такое время, когда я начал познавать мир. 2. Мне не хватает вашего внимания. 3. Я нуждаюсь в какой-то важной информации о себе и моей семье, которую от меня скрывают.

Заикается. 1. Однажды очень важные для меня отношения были прерваны, и я сильно испугался. 2. Я чувствую себя в чем-то виноватым. 3. Меня сильно подавляют взрослые, и я боюсь высказываться.

Играет мало. Боюсь проявлять свою спонтанность, стараюсь быть удобным ребенком.

Играет только в гаджеты. Я не умею играть с детьми, мне страшно. Только в компьютерных играх я чувствую, что я что-то могу, только здесь я успешен.

Капризничает. Я не могу заявить о себе и своих желаниях прямо, капризы помогают мне добиться своих целей.

Кричит во сне. См. Видит страшные сны.

Ленится. 1. Мне не интересно делать то, что мне предлагают. 2. Я боюсь, что у меня не получится, и никто меня не поддержит. 3. Мне удобно, когда за меня всё делают другие.

Мочится в штаны, в постель. 1. В семье происходит что-то, что меня очень тревожит. 2. Я хочу вернуть мамину заботу.

Навязчиво двигается. См. Грызет ногти, выдергивает волосы.

Не хочет идти в школу. 1. Я не получаю дома достаточно поддержки, чтобы справиться со своими учебными неудачами. У родителей слишком высокие ожидания по поводу моих оценок. 2. У меня трудности в общении, и я не знаю, как с этим справиться.

Никого не слушает. 1. Мне не хватает в нашем доме последовательных и непротиворечивых правил. 2. Мне не хватает внимания, я не знаю, как по-другому сделать так, чтобы меня заметили.

Отказывается идти в детский сад. Я очень боюсь оставлять маму одну. Я боюсь, что мама не справится одна. Я сам боюсь оставаться без нее.

Пахнет плохо. Мне страшно подпускать к себе близко других, я боюсь близких отношений.

Привязан к одной игрушке. Испытываю сильную тревогу. Игрушка мне заменяет маму.

Причиняет вред сам себе. 1. Мне невыносимо больно душевно, и легче переживать эту боль телом. 2. Я чувствую себя невыносимо виноватым и пытаюсь наказать себя сам.

Раздражается. Мне не разрешено злиться, и это способ, с помощью которого я могу показать свою злость другим.

Соблюдает порядок навязчиво. Если я не буду соблюдать жесткий порядок и последовательность действий, произойдет нечто ужасное. Так я всех защищаю.

Скрипит зубами во сне. 1. Мне очень страшно. 2. Я злюсь и не могу выразить злость словами.

Спит плохо. Боюсь, что один не справлюсь с темнотой и неизвестностью, боюсь, что мама не придет. Считаю, что право спать с мамой принадлежит только мне.

Трогает свои половые органы часто. 1. Мне очень тревожно. 2. Я был свидетелем сексуальности взрослых и не знаю, как с этим справиться (увидел, как родители занимаются сексом , часто видел маму обнаженной).

Трогает свои фекалии. Мне очень интересно мое тело и то, что оно умеет.

Фантазирует слишком много. Мне очень страшно. Мой выдуманный мир помогает мне справиться с моими страхами.

Комментировать статью "Что означает поведение ребенка: 40 ситуаций. Словарь для родителей"

Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка Завершенная ситуация Напомним порядок безопасного поведения ребенка при попытке незнакомого человека заговорить с ним и приблизиться 1. Оцениваем ситуацию. 2. Держим дистанцию (2-3 метра)! 3. Пресекая разговор, говорим: «Извините!» 4. Уходим в безопасное место. Рассказываем обо всём родителям. Уходим в безопасное место – это значит завершаем ситуацию. Что это...

Уместно ли делать замечания чужим детям? Как не задеть при этом родителей (если это мелкие дети друзей, например)? По поводу детей знакомых я сторонница примерно такого же отношения к ним, как я бы относилась к взрослым. То есть у меня нет права поучать, нет права делать замечания с позиции мамы этих детей. Но у меня есть право, даже если я увижу взрослого, который мне мешает, ведет себя неадекватно, шумно и т.д., у меня есть право высказаться, насколько это мне неудобно, насколько его...

Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка Рассмотрим подробнее пункт 3 следующего алгоритма: «Как должен вести себя ребенок, если к нему подходит незнакомый человек». Порядок безопасного поведения ребенка 1. Оцениваем ситуацию. 2. Держим дистанцию (2-3 метра)! 3. Пресекая разговор, говорим: «Извините!» 4. Уходим в безопасное место. Рассказываем обо всём родителям. (смотрите выпуск ЛБР № 024) Что означает...

Оно началось... Рановато, но таковы реалии. Почти 5 лет назад мы приняли в семью троих сирот, мальчиков, братьев-дошкольников. Старшему было 5, младшему полтора года. Через короткое время выяснилось, что дети очень плохо адаптируются в обществе. Не могут соблюдать установленные правила, выполнять указания взрослых, работать на занятиях, адекватно реагировать на замечания. Тот визуальный эффект, что дети внешне очень красивые, ухоженные, холёные, развитые и неглупые - вызывает у окружающих...

Вместо конституционной обязанности по защите семьи система государственной опеки разворачивается в сторону отобрания детей из трудно живущих семей в пользу богатых опекунов, считает эксперт общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС) Александр Коваленин Как члену Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС), мне приходится разбирать жалобы родителей на органы опеки в случаях помещения детей без...

Обидчики именно такого поведения от него ожидают. Если все, что описывает автор, соответствует действительности, то проишествие совершенно нешутейное. Потому что это означает "чтоб я больше о таких инцидентах не слышала!" - и подростки вполне начинают...

Прошлый текст был не плохо принят, на основном сайте. Но мы понимаем, что он был написан несколько не стандартно и странно. Приближаясь к обычным записям, предлагаем вам ознакомиться с новой заметкой, которая не ответит на все вопросы, но которая может подтолкнуть вас к правильному решению и поведению в различных ситуациях, связанных с детьми. Невыполнение обещаний Часто ли вы с таким сталкивались, когда договорились с ребенком, что он что-либо сделает или, наоборот, больше не будет делать...

КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПРОСТА, основана на здравом смысле и вырастает из глубочайшего чувства любви и сочувствия к нашим детям. Все родители любят своих детей, но, к сожалению, не все занимаются эмоциональным воспитанием. Осознание его необходимости не вытекает автоматически из их любви или из решения использовать теплый и позитивный настрой в общении с ребенком. Эмоциональное воспитание больше похоже на искусство, оно требует осознанности, умения слушать и поведения...

Ефим Михайлович Шабшай проводил множество исследований, посвященных вопросу о том, как эмоции мамы влияют на ребенка. Результаты исследований показали, что определенная закономерность присутствует. Ефим Михайлович Шабшай говорит о том, как важно маме определиться с тем, какая реакция происходит на определенное событие. Например, что вы чувствуете, когда ребенок случайно разбил вазу? Как вы отреагируете на то, если посуда всё еще не помыта? Исследования показали, что очень часто мамы просто...

1. Вопрос №1: «Я ращу послушного или успешного?» 2. Когда ребёнок вас не слушается, вспоминайте вопрос №1. 3. Даже самый маленький лучше мамы знает тепло ему или холодно, хочет он есть или уже нет, нравится ему что-то или не нравится. 4. Дети копируют родителей. Нет смысла ругать за недостатки, которые они взяли у вас. 5. Почаще предоставляйте ребёнку выбор. Например: что (и сколько) поесть, во что играть, где гулять… Так он учится. 6. По-возможности, не мешайте получать негативный опыт...

Резко испортилось поведение. Не знаю даже, в какой раздел писать. Пусть будет воспитание. Рассеянный, невнимательный, отвлекается. Ее требованиям он не соответствует ((. А просто спокойная домашняя обстановка с четким распорядком дня.. 19.03.2014 09:40:15, Lussi01.

В самых общих чертах, амбивалентное поведение в ситуации встречи ребенка со взрослым после долговременной разлуки разворачивается следующим образом. Ребенок, сохраняя на некоторое время ровное состояние, приветствует своего взрослого...

"Что делать, что делать? Сухари сушить!" - х/ф «Берегись автомобиля» Мой ребенок - вор. От осознания такой мысли многие взрослые люди впадают в крайности. Литрами пьют валерьянку, обсуждают проблему с друзьями, хватаются за ремень, бегут на консультацию к психологу. Страшно быть родителями вора. Однако вместо решения проблемы появляются новые сложности. Ребенок продолжает воровать, становится неуправляемым, скрытным. Почему старые "дедовские" методы, наравне с советами педагогов - психологов...

Что означает поведение ребенка: 40 ситуаций. Детские психологи рассматривают различные проблемы ребенка (болезни, сложности в поведении, навязчивые состояния и т.д.) как язык, с помощью...

Алкоголизм био-мамы и поведение ребенка. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм Дети, растущие в благоприятной обстановке, имеют на 25% больше синапсов по сравнению с детьми из менее благополучных семей.

Насколько я знаю, в начальной школе оценка за поведение не выставляется. Не понимаю, что может означать "школа хорошая и удобна для нас" в вашем понимании. Какое-то противоречие. Хороша школа в которой хорошо ребенку.

в) нестабильная социально-экономическая обстановка Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в Закройте глаза и представьте цвет, соответствующий вашему настроению.

Изменения поведения ребенка при ММД сводятся к чрезмерной активности, т. е. к Социальные функции у больного находятся на низком уровне и не соответствуют возрасту. Для больных детей необходимо создавать спокойную, доброжелательную обстановку.

стал другим из-за любви, желания соответствовать идеалу жены. А теперь спустя пять лет Но поскольку знает, что ДЛЯ ВАС такое поведение неестественно, то Ваше отдаление Если 5 лет назад у Вас был полный тип-топ, то это совершенно не означает, что это будет...

Однако дело уже дошло до сотрудничества, что имеет несколько иное значение, чем ранее означенная модель поведения, а именно "взаимнонаправленные действия", что вполне соответствует и моему подходу.


Вы замечали, что хороших людей часто не уважают? Они и выручают, и помогают, и терпят, и не держат зла, но почему-то часто остаются обиженными и одинокими.

Психологи считают, что причина тому - ошибки в поведении. Мы проиллюстрировали их для вас.

Ненужная жертвенность

Вы ущемляете свои потребности в угоду миру. А мир просто не замечает этого.
И когда вас обижают, вам неловко за обидчика. С таким подходом вас будут обижать снова и снова.

Не бойтесь сообщать миру о ваших неудобствах. Возможно, ему ничего не стоит пойти вам навстречу. А вашу ненужную жертву все равно никто не оценит.
Отсутствие самоуважения

Вы не чувствуете, когда на вас начинают наезжать. Или закрываете глаза на эти маленькие неудобства. Но грубиян точно не станет вас за это любить и уважать. Так ради чего терпеть?

Если кто-то ведет себя так, будто ему на вас плевать, это значит, что ему на вас плевать. И не ищите оправданий грубияну. Уважайте себя.
Зависимость от оценки окружающих

Люди, которым патологически нужна оценка и одобрение, подсознательно испытывают и транслируют чувство, что с ними что-то не так. А люди, с которыми что-то не так, обычно никому не нравятся.

Перестаньте ждать похвалы. Не обязательно слышать, что вы хороший человек, чтобы быть им. И не бойтесь критики. Люди будут осуждать, неважно, делаете вы что-то или нет. Поэтому на первом месте должно быть ваше мнение о себе.
Поиск проблемы только в себе

Вы автоматически считаете, что прав любой, только не вы. Вы взваливаете на себя ответственность за происходящее вокруг. Спасибо вам за это не скажут. А вот подыграть и добавить проблем могут запросто.

Поиск виноватых вообще дело неблагодарное. А постоянное самоистязание не прибавит вам ни любви, ни жалости окружающих. Лучше направить силы на поиск решения проблемы.
Самохвальство

Перечислять свои достоинства, вымаливая уважение, как подаяние, - это основная ошибка зависимых отношений. Убеждая окружающих, что вы хороший человек, вы вызываете только отторжение. Даже если вы и правда очень хороший человек.

Есть способ показать, что вы чего-то стоите, - это чего-то стоить. Для этого важно твердо верить в это самому. Когда вы знаете себе цену, не нужно ничего и никому доказывать.
Боязнь отказать

Вы не хотите никого обидеть даже ценой своих неудобств. Вы делаете вид, что все хорошо, чтобы оградить окружающих от переживаний за то, что вам некомфортно. И, как следствие, вам очень часто некомфортно.

Не бойтесь говорить «нет». Ведь даже самые приятные люди будут использовать вас, если вы им позволите это. Помогайте, только когда вы хотите и можете помочь.
Глухота к собственным интересам

Вы привыкли подстраиваться под потребности других и не можете почувствовать собственные желания. Вы не решаете за себя, вы принимаете желания других за свои. Со стороны это похоже на неумение принять решение, на беспомощность, но не на доброту.

Научитесь прислушиваться к своим желаниям и не бойтесь кого-нибудь обидеть. Скорее всего, ваши страхи надуманны, и всегда можно найти разумный компромисс.
Отсутствие допустимых границ

Вы прощаете, потому что вам проще простить, чем постоять за себя. Когда к вам проявляют неуважение, вы мысленно оправдываете обидчика.

Вам нужны собственные границы допустимого. И не позволяйте людям переступать их. Тех, кто не имеет границ допустимого, не уважают - независимо от их заслуг.
Страх одиночества

Вы делаете из отношений культ, приносите себя в жертву, и такое поведение для вас комфортно. К вам тянет тиранов, нарциссов и эгоистов, потому что вы даете себя использовать, потому что так вы чувствуете свою нужность.

Не нужно выбирать между отношениями и чувством собственного достоинства. Если стоит такой выбор, значит, что-то пошло не так. Будьте смелее, не бойтесь перемен. Воспринимайте одиночество как свободу, и вы не пробудете долго одни.
Установка, что уважение нужно заслужить

Вы не допускаете мысли, что вас можно уважать просто так. Вы испытываете чувство дискомфорта в отношениях равенства, потому что в вас прочно сидит убеждение, что уважение нужно заслужить. Вы чувствуете, что чего-то стоите, только когда отдаете.

Не нужно «покупать» любовь и уважение. Научитесь просто любить и принимать любовь без условий, как воздух.

Поведение Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Поведение

Присущее живым существам с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью . Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам , так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы ). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма , в категориях к-рого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин ) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования П. в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал П. противопоставил П. сознанию , полагая, что предметом психологии является только П., которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы . В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см. ) Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом к-рых он является, от групповых норм , ценностных ориентаций , ролевых предписаний (см. ). Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы П.) отрицательно сказывается на межличностных отношениях .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Поведение

Присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). В основе поведения лежат потребности организма, над коими надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из среды гомогенной в предметную, а затем социальную. К фактам поведения относятся:

1 ) все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;

2 ) отдельные движения и жесты;

3 ) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;

4 ) поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным. Для понимания биологической предистории специфически человеческих форм поведения чрезвычайно; важны сведения об инстинктах животных, а также о языке и общении животных и об использовании ими орудий.

Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение - это особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его - социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма коей - труд, а атрибут - общение.

Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в поведении - отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения - поступок.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПОВЕДЕНИЕ

(англ. behavior , behaviour ) - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий , осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.

Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психических - побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. - это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга , но не сводящиеся к ним.

П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности .

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «П.» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки , в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Поведение

   ПОВЕДЕНИЕ (с. 453) - совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в том числе человека. В обыденной речи традиционно принята более узкая трактовка поведения как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определенных форм действий (учебных, профессиональных и т.п.). Соответственно поведение определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм поведения и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.

Поведение любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биологических факторов. Поведение животных по своей сути является реактивным, то есть представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте поведение рассматривается в рамках бихевиоризма. Сторонники этого направления (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении поведения животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны многих ученых, доказывавших несостоятельность биологизации поведения человека. Действительно, многие поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внешней среды. Но человеческое поведение этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены нешними побуждениями, то есть поведение человека в своих отдельных проявлениях может быть реактивным. Но многие более сложные действия определяются внутренними побуждениями человека, и таким образом его поведение выступает как подлинная активность. Основным содержанием поведения животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен вышти за рамки реактивного приспособления. Высшие проявления его поведения носят характер деятельности. С научно-методологической точки зрения деятельность - категория специфически человеческая. Ее своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внешним условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого поведения.

На ранних этапах развития поведение ребенка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому педагогические рекомендации бихевиористов оказываются весьма эффективными для детей младшего возраста; впоследствии их роль снижается.) Поведение ребенка первых лет жизни психологи определяют как полевое, то есть обусловленное внешним полем - той материальной обстановкой, которая последовательно предстает перед ребенком. Если психическое развитие нарушено, как это бывает при различных психических заболеваниях и аномалиях (например, шизофрении, аутизме и др.), поведение и впоследствии дол го"остается полевым, непроизвольным. Например, разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребенка, страдающего аутизмом, когда он войдет в эту комнату. Нормальное психическое развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции поведения, когда все большую роль приобретают собственные побуждения ребенка (поведение становится «поленезависимым»). Поведение постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и все в большей степени опосредуется сознательно поставленными целями.

Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем знание человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений.

В поведении каждого человека находят отражение его индивидуально-психологические особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отдельные индивидуальные черты могут накладывать на поведение негативный отпечаток. Например, эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном поведении.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Поведение

Общий термин, описываюший любую реакцию организма, которую можно измерить. Споры о том, что можно, а что нельзя считать поведенисм, продолжаются с момента возникновения бихевиоризма, где акцент делается лишь на явных и наблюдаемых реакциях. С годами значение термина расширилось, и теперь он используется для обозначения целого ряда реакций, которые не поддаются непосредственному наблюдеиию. К примеру, работу чсловеческой памяти или механизм решения проблем можно считать разновидностью поведения, хотя исследователь выводит свои заключения на основе конечного результата, а не наблюдения за процессом.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "поведение" в других словарях:

    ПОВЕДЕНИЕ - способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… … Биологический энциклопедический словарь

    ПОВЕДЕНИЕ - процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… … Философская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - до конца 19 начала20 вв. понималось почти исключительно как общеупотребительный термин.в области практической педагогики, включавший в себя общественную оценку («хорошее», «плохое» П.) нравственного уровня учащегося в… … Большая медицинская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - ПОВЕДЕНИЕ, поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения. || Образ действий. «Мое поведение, я знаю, непростительно грубо.» А.Тургенев. || Соблюдение установленных правил… … Толковый словарь Ушакова

    поведение - См … Словарь синонимов

    Поведение - Поведение ♦ Comportement Способ действия или реагирования, оцениваемый со стороны. Противостоит мотиву или мотивации, а в более общем смысле – всему тому, что может быть осмыслено только субъективно, глядя изнутри. Вот что говорит по этому… … Философский словарь Спонвиля

Вы замечали, что хороших людей часто не уважают?

Хорошие люди и выручают, и помогают, и терпят, и не держат зла, но так часто остаются обиженными и одинокими.
Психологи считают, что причина этого - определенные ошибки в поведении.

Ненужная жертвенность

Вы ущемляете свои потребности в угоду миру. А мир просто не замечает этого.
И когда вас обижают, вам неловко за обидчика. С таким подходом вас будут обижать снова и снова.

  • Не бойтесь сообщать миру о ваших неудобствах. Возможно, ему ничего не стоит пойти вам на встречу. А вашу ненужную жертву все равно никто не оценит.

Отсутствие самоуважения

Вы не чувствуете, когда на вас начинают наезжать. Или закрываете глаза на эти маленькие неудобства. Но грубиян точно не станет вас за это любить и уважать. Так ради чего терпеть?

  • Если кто-то ведет себя так, будто ему на вас плевать, это значит, что ему на вас плевать. И не ищите оправданий грубияну. Уважайте себя.

Зависимость от оценки окружающих

Люди, которым патологически нужна оценка и одобрение, подсознательно испытывают и транслируют чувство, что с ними что-то не так. А люди, с которыми что-то не так, обычно никому не нравятся.

  • Перестаньте ждать похвалы. Не обязательно слышать, что вы хороший человек, чтобы быть им. И не бойтесь критики. Люди будут осуждать, неважно, делаете вы что-то или нет. Поэтому на первом месте должно быть ваше мнение о себе.

Поиск проблемы только в себе

Вы автоматически считаете, что прав любой, только не вы. Вы взваливаете на себя ответственность за происходящее вокруг. Спасибо вам за это не скажут. А вот подыграть и добавить проблем могут запросто.

  • Поиск виноватых вообще дело неблагодарное. А постоянное самоистязание не прибавит вам ни любви, ни жалости окружающих. Лучше направить силы на поиск решения проблемы.

Самохвальство

Перечислять свои достоинства, вымаливая уважение как подаяние, - это основная ошибка зависимых отношений . Убеждая окружающих, что вы хороший человек, вы вызываете только отторжение. Даже если вы и правда очень хороший человек.

  • Есть способ показать, что вы чего-то стоите, - это чего-то стоить. Для этого важно твердо верить в это самому . Когда вы знаете себе цену, не нужно ничего и никому доказывать.

Боязнь отказать

Вы не хотите никого обидеть даже ценой своих неудобств. Вы делаете вид, что все хорошо, чтоб оградить окружающих от переживаний за то, что вам некомфортно. И, как следствие, вам очень часто некомфортно.

  • Не бойтесь говорить нет. Ведь даже самые приятные люди будут использовать вас, если вы им позволяете это. Помогайте, только когда вы хотите и можете помочь.

Глухота к собственным интересам

Вы привыкли подстраиваться под потребности других и не можете почувствовать собственные желания. Вы не решаете за себя, вы принимаете желания других за свои. Со стороны это похоже на неумение принять решение, на беспомощность, но не на доброту.

  • Научитесь прислушиваться к своим желаниям и не бойтесь кого-нибудь обидеть. Скорее всего, ваши страхи надуманны и всегда можно найти разумный компромисс.

Отсутствие допустимых границ

Вы не допускаете мысли, что вас можно уважать просто так. Вы испытываете чувство дискомфорта в отношениях равенства, потому что в вас прочно сидит убеждение, что уважение нужно заслужить. Вы чувствуете, что чего-то стоите, только когда отдаете.

  • Не нужно «покупать» любовь и уважение. Научитесь просто любить и принимать любовь без условий, как воздух.