Вандалы племя. Кто такие средневековые вандалы

Вандалы – германский народ, смешанный, вероятно, со славянами. Он обитал сперва в нынешней Лужице – области на стыке границ Германии, Чехии и Польши. В конце второго столетия, некоторые вандальские племена являлись союзниками Рима, вместе с маркоманнами и квадами . Потом они вели войну с императорами Аврелианом и Пробом , были побеждены и частью истреблены, частью переведены в Британию. Северо-восточные вандалы, около 272 года, поселились в нынешней Трансильвании и восточной Венгрии, но вытесненные отсюда готами , получили от императора Константина Великого позволение селиться западнее, в Паннонии, обязавшись помогать римлянам в войнах.

В 406 году вандалы оставили, под предводительством Гундериха, новые свои жилища, и соединившись на пути с аланами и свевами, вступили в Галлию ; опустошили Аргенторат (Страсбург), Могонциак (Майнц) и другие города, разбили франков , и перейдя в 409 г. Пиренейские горы, вторглись в Испанию. Здесь свевы утвердились в нынешней Старой Кастилии, аланы в Португалии, а вандалы в Галисии. Около 420 года эти последние покорили аланов, одержали верх над свевами, но теснимые новыми пришельцами, вестготами , вынуждены были удалиться в Бетику, южную приморскую область Испании, названную впоследствии по их имени, Вандалузией, или Андалузией.

Варвары. Вандалы. Видеофильм

Королем их тогда был храбрый и предприимчивый Гензерих , брат и преемник Гундериха. Призванный в северную Африку римским начальником этой провинции Бонифацием , Гензерих в 429 году переплыл туда со всем своим народом. Бонифаций, помирившись с императрицей Плацидией, не хотел исполнить данные вандалам обещания, и старался прогнать их оружием, но был побежден, и Гензерих, при содействии туземных жителей, мало-помалу покорил весь северный берег Африки, от Танжера до ливийского Триполя. Столицею его нового государства сделался Карфаген . Вскоре Гензерих присоединил к своим владениям острова Сицилию, Сардинию, Корсику, Майорку и Минорку. Флот его владычествовал на Средиземном море, и распространял ужас по берегам Италии, даже Рим был взят и ограблен вандалами (в 455).

Гензерих умер в 477 году, и вскоре потом началось падение его государства, ускоренное завещанием Гензериха, чтобы престол принадлежал всегда старшему из царского дома. Его сын, Гуннерих, и племянники, Гундамунд и Тразимунд (с 478 по 523), царствовали жестоко, и принадлежа к секте ариан , угнетали православных своих подданных. Гильдерих, преемник Тразимунда, был веротерпим и кроток в отношении к покорённому римскому населению Африки, но лишившись через это любви народа, был в 530 г. свергнут с престола родственником своим Гелимером . Этим обстоятельством воспользовался византийский император Юстиниан , чтобы, под предлогом возвращения верховной власти Гильдериху, отправить в Африку знаменитого своего полководца Велизария , с 20.000 войска. В ходе начавшейся таким образом Вандальской войны Гелимер был разбит в двух сражениях, принужден сдаться в плен (534) и в триумфе привезен в Константинополь; с ним исчезло и царство Вандальское в Африке, существовавшее 106 лет. Остатки вандалов частью были переведены в римские легионы, поселенные на границе Персии, частью смешались с народами Северной Африки.

группа племен вост. германцев (осн. - силинги и асдинги). Первонач. обитали на Сканд. п-ове. На рубеже 2 и 1 вв. до н.э. переселились на юж. побережье Балтийского м. В 1 - 3 вв. н.э. занимали р-он Ср. и Верх. Одера и далее на Ю. вплоть до Дуная. Вступали во врем. союзы с др. герм. племенами, во 2 в. участв. в Маркоманнской войне с Римом. В 270 вместе с сарматами вторглись на терр. рим. Паннонии. Потерпев пораж., заключ. мирный договор с империей, по к-рому обязыв. поставлять конницу для рим. вспомогат. войск. В 335 были поселены имп. Константином в Паннонии в кач-ве федератов. К этому времени у В. уже далеко зашел процесс разложения родоплем. отношений, выделилась зажиточ. родовая знать. Однако гос. организация только начиналась формироваться: функции короля не выходили за рамки воен. предводит. В 4 в. объед. с аланами. В нач. 5 в. В. и аланы под напором наступавших с Востока готов двинулись на З., прошли через Галлию и в 409 расселились в Испании. К 405 вестготы оттеснили их на Ю. Пиренейского п-ова. Захвач. в Галлии и в Испании военнопл. В. превращали в рабов. Значит. ускорился процесс образования у В. классов и госуд. Укрепилась королев. власть, особенно при короле Гейзерихе (428 - 477); он признал арианство офиц. религией. В 429 В. переправились через Гибралтар и, воспользов. ослабл. власти рим. империи в этом р-не, захватили значит. часть рим. Африки (ее центр - Карфаген был захвачен в 439). В 442 между В. и Рим. империей был заключен мирный договор, по к-рому к В. отходили: Проконсульская провинция, Бизацена и Вост. Нумидия (терр. совр. Туниса и Вост. Алжира). В 455 Гейзерих захватил остальную часть Нумидии, Мавретанию и Триполитанию. Королевство В. в Сев. Африке к сер. 5 в. превратилось в сильнейшее госуд. Средиземноморья. В. захватили Сицилию, в 455 разграбили Рим (отсюда выражение «вандализм»), в 468 разгромили большой флот, направл. против них Вост. Рим. империей. В 476 рим. имп. Зенон офиц. признал за Гейзерихом права на Африку, Сицилию, Корсику, Сардинию и Балеарские о-ва. Король Хунирик (477 - 484) запретил ортодоксал. вероисповед. Однако по мере развития зем. аристократии В. происходит ее сближение с рим. знатью. При королях Гунтамунде (484 - 496) и Тразамунде (496 - 523) проводится политика религ. веротерпимости, мн. рим. аристократам были возвращены ранее конфисков. владения. Одноврем. росли противоречия между обогативш. знатью и рядовыми воинами, что привело в кон. 5 - нач. 6 вв. к значит. ослабл. вандальск. королевства. Берберские племена захватили у В. Мавретанию, Нумидию, часть Бизацены и Триполитании. Король Хильдерик (523 - 530) вел политику подчин. вандальск. королевства Византии, что вызвало сопротивл. войска, к-рое свергло Хильдерика и провозгл. королем Гелимера (530 - 534). В 533 - 534 королевство В. было разгромл. визант. военач. Велизарием. В 30 - 40-е гг. 6 в. В. принимали участие в восстаниях против визант. завоеват. (восстание Стотзы). Часть В. была продана в рабство, остальные раст-вор. в местном населении.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Общался с вандалами и сообщил следующие сведения по их ранней истории: «Вандалы прежде жили около Меотиды [Азовского моря]. Страдая от голода, они направились к германцам, называемыми теперь франками, и к реке Рейну, присоединив к себе готское племя аланов. »

Археология и топонимы

Историки локализуют вандалов в первые века нашей эры где-то в междуречье Одера и Вислы (территория Польши). Среди археологов продолжаются споры об этнической принадлежности археологических культур в тех местах в первые века нашей эры. Немецкие учёные относили носителей пшеворской культуры к германцам вандалам и лугиям , польские и советские археологи пытались доказать её славянское происхождение. Советский археолог В. В. Седов допускал германо-славянскую полиэтничность пшеворской культуры , однако большинство археологов в настоящее время признают её неславянский характер . Если пшеворская археологическая культура относится к вандалам, то это указывает на то, что вандалы обитали между Одером и Вислой ещё до начала нашей эры. Через их земли в - вв. прошли мигрировавшие из Скандинавии готы , оставившие свой след в виде памятников вельбарской археологической культуры .

Предположительно от названия одного из вандальских племён силингов произошло название Силезия , района вокруг верховий Одера (совр. юго-запад Польши). Историк на рубеже II-III веков Дион Кассий называет Исполиновы горы, которые отделяют Чехию от Силезии, Вандальскими .

Вандалы на ранней стадии представляли собой родственную группу племён с собственными вождями. Среди племён в хрониках разных лет отмечены асдинги, силинги и возможно лакринги. Иордан сообщал, что один из королей вандалов в начале IV века происходил из рода Астингов. Когда вандалы в 409 году ворвались в Испанию, они имели 2 королей: один возглавлял просто вандалов (традиционно относимых к асдингам), а другой вандалов-силингов.

Цельных памятников вандальского языка не дошло; известно довольно много собственных имен и начало одной вандальской молитвы (froja armes -«Господи, помилуй» ). Этих скудных сведений оказалось достаточно, чтобы составить почти полную фонетическую картину вандальского языка. Из них следует, что язык вандалов представлял самостоятельную ветвь восточной или готской отрасли германских наречий .

II-III века

Немного позже снова с вандалами на Дунае сражается император Проб , какой-то части их он разрешил поселиться на римской территории . В то же время, в конце III века , отмечены войны вандалов с готами и тайфалами .

IV век

Иордан сообщил о первом известном по имени короле вандалов Визимаре из славного рода Астингов. Визимар с большим числом своих соплеменников погиб в сражении с готским королём Геберихом на берегу реки Марош (левый приток Тисы). Битва произошла в 330-е годы. Оставшиеся в живых вандалы переселились при императоре Константине Великом (306-337) на правый берег Дуная в Паннонию (совр. Венгрия и Австрия), где жили как подданные Римской империи в течение 60 лет.

У Григория Турского нет привязки по времени, когда произошла неудачная для вандалов битва, хотя он заметил, что Фригерид сообщил о ней вместе с описанием захвата Аларихом Рима , то есть ближе к 410 году . Обычно это сообщение относят к 406 году , когда другие источники зафиксировали вторжение вандалов, аланов и свевов в Галлию через Рейн. С другой стороны, Беда Достопочтенный заметил, что вандалы и аланы вторглись в Галлию, разбив франков . Возможно под победившими франками у Фригерида имелись в виду варварские войска узурпатора из Британии Константина , захватившего Британию, Галлию и Испанию у западноримского императора Гонория . Историк 2-й половины V века Зосим сообщил о вторжении в Галлию вандалов, свевов и аланов в 406 году . Сразу после этого он описывает разгром Константином варваров:

«Римляне завоевали победу, уничтожив большую часть варваров; однако они не преследовали тех, кто сумел вырваться (а иначе они перебили бы всех до единого человека) и, таким образом, дали им возможность восполнить потери за счёт набора других варваров, годных к бою.»

Один из наиболее крупных военачальников западной Римской империи Стилихон происходил по отцу из вандалов . Вероятно, этот факт послужил позднее для обвинений его в приглашении вандалов в Галлию , чтобы с их помощью передать императорскую власть своему сыну .

Силы западной Римской империи были отвлечены из Галлии для защиты самой Италии. Летом 406 года под Флоренцией Стилихону удалось разгромить толпы германских варваров Радагайса , но со стороны Иллирии над Италией навис гот Аларих , который осадил Рим уже в и разграбил его в .

Вандалами-асдингами предводительствовал младший сын Годагисла Гундерих , ставший вместе со своим братом Гейзерихом новым вождём . По словам хрониста Идация в союзе варварских племён до 418 года главную роль играли аланы .

Поэт Ориенций описал вторжение коротко: «одним костром задымилась вся Галлия ». Современники нашествия Орозий и Иероним сообщили, что относительно плотно населённая и богатая страна была полностью разорена толпами пришельцев.

Набеги варваров облегчались сложной внутриполитической обстановкой в империи, недавно разделившейся на Западную и Восточную. В 410 году одновременно царствовали 6 правителей: законные императоры Гонорий на западе и Феодосий на востоке, отец и сын Константин и Констант в Галлии и Британии, Максим на севере Испании в Таррагоне, ставленник готского вождя Алариха Аттал в Риме. Варваров использовали в борьбе за власть, уступая им часть территорий.

Исидор так описал бедствия испанцев от пришельцев:

«Убивая и опустошая, вдоль и поперек, они поджигали города и пожирали награбленные запасы, так что население от голода употребляло в пищу даже человечину. Матери ели своих детей; дикие звери, привыкшие насыщаться телами павших от меча, голода или мора, нападали даже на живых…»

«устроил грандиозную бойню варваров во имя Рима. Он разгромил в битве вандалов-силингов в Бетике. Он уничтожил аланов, которые правили вандалами и свевами, так основательно, что когда их король Атакс был убит, немногие, кто выжил, забыли имя своего королевства и подчинились королю вандалов из Галисии Гундериху.»

Когда готы удалились в Галлию, Гундерих напал в 419 году на соседей свевов. После этого он оставил гористую Галисию и направился в более богатую Бетику, опустевшую после истребления там силингов.

Королевство вандалов и аланов в Африке. 439-534 гг

О причинах, побудивших вандалов перебраться в северную Африку, источники расходятся. Кассиодор связывал переселение вандалов с приходом в Испанию везеготов . Большинство других авторов передавали версию, что вандалы пришли по приглашению римского наместника в Ливии, комита Африки Бонифация , который решил узурпировать власть в африканских провинциях и призвал на помощь варваров, обещая им 2/3 территории . В 429 году Гибралтар пересекло 80 тысяч человек под предводительством короля Гейзериха . После ряда сражений с войсками Бонифация и империи, вандалы захватили ряд провинций. По мирному договору 435 года император Запада Валентиниан III признал за вандалами их приобретения в обмен на ежегодную дань империи .

Ставшее одним из первых германских государств королевство вандалов и аланов с почти 100-летней историей прекратило существование. Северная Африка перешла под власть Византии, из 2 тыс. пленных вандалов были сформированы 5 отрядов для войны с персами. Византийские солдаты, большей частью из варваров, разобрали вандальских женщин в жёны. Византийский наместник в Северной Африке выслал неблагонадёжных вандалов за пределы Ливии . Остатки вандалов бесследно растворились среди гораздо более многочисленного туземного населения Северной Африки.

Вандалы, венды, славяне. VIII-XVI вв

Смешивание вандалов с аварами и вендами

Спустя несколько сотен лет после падения королевства вандалов, с окончанием эпохи тёмных веков, в Западной Европе просыпается интерес к историографии. Создаются национальные летописи, данные хроник и исторических трудов пересказываются в повествовательном жанре, отсутствие письменных источников средневековые писатели заменяют устными легендами и подчас домыслами. Племя вандалов оставило заметный след в истории Великого переселения народов , набеги вандалов и особенно разграбление Рима в пробуждали интерес к этому народу, который в последние десятилетия своей истории оказался географически оторван от других германских племён.

Смешивание вандалов с поляками и русскими

«Ванда, получив от алеманов клятвы в верности и вассальной зависимости, вернувшись домой, принесла богам жертвоприношения, соответствующие её великой славе и выдающимся успехам. Прыгнув в реку Вислу, воздала должное человеческой природе и переступила порог подземного царства. С этих пор река Висла получила название Вандал по имени королевы Ванды, и от этого названия поляки и другие славянские народы, примыкающие к их государствам, стали называться не лехитами, а вандалитами.»

Автор Великопольской хроники использовал популярные сочинения XIII века , в которых Аттила представал вождём славян, a венгры были тоже славянским народом.

См. также

  • Венды , Венеды

Напишите отзыв о статье "Вандалы"

Примечания

  1. Плиний Старший
  2. Идаций
  3. Вигиланский кодекс :
  4. Сохранились в древнегерманском эпосе как составная часть названия «море вандалов». См. N. Francovich Onesti, Vandali: Lingua e Storia.
  5. Pliny the Elder, The Natural History, 4.28
  6. N. Francovich Onesti, Vandali: Lingua e Storia. Roma: Carocci editore, 2002: монография профессора германской филологии университета г. Сиена
  7. Kossina, 1914, s. 141; La Baume, 1934, s. 108
  8. Kostrzewski, 1946, s. 71-76; Lehr-Spławiński, 1948, s. 266, Третьяков, 1953, с. 105
  9. Hachmann и др., 1962, s. 56; Godlowski, 1984, s. 327; В. Д. Баран, 1990, с. 326
  10. «Ουανδαλικα όρη»: Dio Cass., Hist. Rom., 55.1
  11. Викисловарь: вода|См.
  12. Прокопий, «Война с вандалами», кн.1, 2.2
  13. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880
  14. Дион Кассий пишет ’Αστιγγοι, то есть астинги. Дион не употребляет названия вандалы, но видимо под астингами имелись в виду вандальское племя, традиционно именуемое асдинги.
  15. Историки иногда считают лакрингов одним из вандальских племён (Статья Ю. К. Колосовской в сборнике «История Европы в восьми томах. С древнейших времен до наших дней.» Том 1, гл.15. -М. Наука, 1988 г.). По Диону Кассию, лакринги уже проживали вблизи или на территории Дакии, в то время как астинги были пришельцы.
  16. Дион Кассий , Римская история, 72.12:
  17. Дион Кассий , Римская история, 78.20:
  18. Иордан , «Гетика », 91
  19. «Оба царя и вместе с ними другие, мало уступающие им в достоинстве »: Фрагменты из сочинения Дексиппа о скифской войне: Ехс. De legat gent Nieb. 11; Mul. 24. Mai II. 319
  20. : «Другая часть готов, усиленная отрядом тайфалов, вступает в сражение с вандалами и гипидами…»
  21. Марцеллин Комит поставил под 427 г. известие о том, что Паннонии были возвращены Риму после того, как гунны владели ими 50 лет.
  22. Zosimus, Historia Nova, 6.3
  23. Орозий, VII.38.1
  24. Орозий, VII.38.4
  25. Точный день вторжения приводится в хронике Проспера Аквитанского , автора 1-й половины V века : Wandali et Halani Gallias trajecto Rheno ingressi II k. Jan.
  26. Прокопий Кесарийский сообщает о том, что оба брата правили одновременно. Но так как Гейзерих был рождён от наложницы, то королём признавался законный сын Годагисла Гундерих, хотя он и был ещё ребёнком.
  27. Дату вторжения в Испанию сообщил очевидец, испанский епископ Идаций : «Одни называют 4-й день до календ (28 сентября), другие - 3-й день (13 октября) до октябрьских ид, во вторник, в восьмое консульство Гонория и третье Феодосия, сына Аркадия. » Idat. Chron., a. 409
  28. Созомен , «Церковная история», 9.11
  29. Исидор Севильский, «История вандалов», 72
  30. Wandali cognomine Silingic
  31. Орозий , 7.41: barbari exsecrati gladios suos ad aratra
  32. Исидор Севильский, «История готов», 22. По хронике Идация: 418 г.
  33. Идаций сообщает о пленении Фридубальда под 416 г., а уничтожении силингов в записи под 418 годом :
  34. Титул короля вандалов Гунериха зафиксирован в документе 483 года : rex Hunirix Wandalorum et Alanorum
  35. Идаций , XXVIII; Павел Диакон , «Римская история», 13.6; Проспер , 422 г.
  36. Идаций , 429 г.
  37. См. статью Бонифаций (римский полководец)
  38. Хроника Просп. Акв. , sub a. 435
  39. Г.-И. Диснер в книге «Королевство вандалов» дал такое описание этой мозаики: «Представление о вандальском коневодстве дают многие письменные источники, но прежде всего обнаруженная под Карфагеном (Бордж Джедид) мозаика, на которой изображен хотя и невооруженный, но определенно вандальский всадник в куртке и узких штанах, несомненно принадлежащий к служилой знати
  40. Под этим названием были известны сторонники Никейского символа веры. В современной литературе их называют «никейцами», православными, ортодоксами, кафоликами. До Великого раскола современных католической и православных церквей ещё не было.
  41. Прокопий Кес., «Война с вандалами», кн. 2
  42. Пипин отправился в область Вандалов, и Вандалы вышли встретить его [с оружием в руках]
  43. Лоршские анналы , Анналы святого Аманда .
  44. Подборка упоминаний средневековых немецких хронистов о славянах/вандалах содержится в обзорной работе Р. Штайнахера:
  45. Подборка упоминаний средневековых немецких хронистов о вандалах-славянах содержится в обзорной работе Р. Штайнахера:
  46. Великопольская хроника в описании ранней истории Польши опирается на сочинение Галла Анонима , автора конца XI века, но у Галла отсутствует легенды о Ванде и вандалах, впервые появившихся в более позднем сочинении польского хрониста Винценты Кадлубека .
  47. Меркулов В. И. Откуда родом варяжские гости? (генеалогическая реконструкция по немецким источникам). - М ., 2005. - С. 23-27. - 119 с.
  48. Орбини М. // Славянское царство. - М .: ОЛМА Медиа Групп , 2010. - С. 118-126. - 528 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-373-0271-4.
  49. Меркулов В. И. Откуда родом варяжские гости? (генеалогическая реконструкция по немецким источникам). - М ., 2005. - С. 53-57. - 119 с.

Источники

  • . Восточная литература . Проверено 18 февраля 2011. .
  • . Восточная литература . Проверено 18 февраля 2011. .
  • : кроме сочинения Иордана публикация содержит подробные комментарии по вандалам Е. Ч. Скржинской.
  • : хроника епископа Идация на латинском.
  • : академическое издание 1889 года по истории поздней Римской империи и варварских народов с подробными ссылками на первоисточники.

Литература

  • Ф. А. Браун . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Альфан Л. Варвары. От великого переселения народов до тюркских завоеваний XI века. - СПб. , 2003.
  • Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV-V вв. - М ., 1961.
  • Диснер Г.-И. . - СПб. : Евразия, 2002.
  • Корсунский А. Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. - М ., 1984.
  • Сиротенко В. Т. История международных отношений в Европе во второй половине IV - начале VI вв. - Пермь, 1975.
  • Сиротенко В. Т. Народные движения в Северной Африке и королевство вандалов и аланов: Учеб. пособие. - Днепропетровск, 1990.

Отрывок, характеризующий Вандалы

Балашев обедал в этот день с маршалом в том же сарае, на той же доске на бочках.
На другой день Даву выехал рано утром и, пригласив к себе Балашева, внушительно сказал ему, что он просит его оставаться здесь, подвигаться вместе с багажами, ежели они будут иметь на то приказания, и не разговаривать ни с кем, кроме как с господином де Кастро.
После четырехдневного уединения, скуки, сознания подвластности и ничтожества, особенно ощутительного после той среды могущества, в которой он так недавно находился, после нескольких переходов вместе с багажами маршала, с французскими войсками, занимавшими всю местность, Балашев привезен был в Вильну, занятую теперь французами, в ту же заставу, на которой он выехал четыре дня тому назад.
На другой день императорский камергер, monsieur de Turenne, приехал к Балашеву и передал ему желание императора Наполеона удостоить его аудиенции.
Четыре дня тому назад у того дома, к которому подвезли Балашева, стояли Преображенского полка часовые, теперь же стояли два французских гренадера в раскрытых на груди синих мундирах и в мохнатых шапках, конвой гусаров и улан и блестящая свита адъютантов, пажей и генералов, ожидавших выхода Наполеона вокруг стоявшей у крыльца верховой лошади и его мамелюка Рустава. Наполеон принимал Балашева в том самом доме в Вильве, из которого отправлял его Александр.

Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его.
Граф Тюрен ввел его в большую приемную, где дожидалось много генералов, камергеров и польских магнатов, из которых многих Балашев видал при дворе русского императора. Дюрок сказал, что император Наполеон примет русского генерала перед своей прогулкой.
После нескольких минут ожидания дежурный камергер вышел в большую приемную и, учтиво поклонившись Балашеву, пригласил его идти за собой.
Балашев вошел в маленькую приемную, из которой была одна дверь в кабинет, в тот самый кабинет, из которого отправлял его русский император. Балашев простоял один минуты две, ожидая. За дверью послышались поспешные шаги. Быстро отворились обе половинки двери, камергер, отворивший, почтительно остановился, ожидая, все затихло, и из кабинета зазвучали другие, твердые, решительные шаги: это был Наполеон. Он только что окончил свой туалет для верховой езды. Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия.
Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди. Кроме того, видно было, что он в этот день находился в самом хорошем расположении духа.
Он кивнул головою, отвечая на низкий и почтительный поклон Балашева, и, подойдя к нему, тотчас же стал говорить как человек, дорожащий всякой минутой своего времени и не снисходящий до того, чтобы приготавливать свои речи, а уверенный в том, что он всегда скажет хорошо и что нужно сказать.
– Здравствуйте, генерал! – сказал он. – Я получил письмо императора Александра, которое вы доставили, и очень рад вас видеть. – Он взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть вперед мимо него.
Очевидно было, что его не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли.
– Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней. Я и теперь (он сказал это слово с ударением) готов принять все объяснения, которые вы можете дать мне. – И он ясно и коротко стал излагать причины своего неудовольствия против русского правительства.
Судя по умеренно спокойному и дружелюбному тону, с которым говорил французский император, Балашев был твердо убежден, что он желает мира и намерен вступить в переговоры.
– Sire! L"Empereur, mon maitre, [Ваше величество! Император, государь мой,] – начал Балашев давно приготовленную речь, когда Наполеон, окончив свою речь, вопросительно взглянул на русского посла; но взгляд устремленных на него глаз императора смутил его. «Вы смущены – оправьтесь», – как будто сказал Наполеон, с чуть заметной улыбкой оглядывая мундир и шпагу Балашева. Балашев оправился и начал говорить. Он сказал, что император Александр не считает достаточной причиной для войны требование паспортов Куракиным, что Куракин поступил так по своему произволу и без согласия на то государя, что император Александр не желает войны и что с Англией нет никаких сношений.
– Еще нет, – вставил Наполеон и, как будто боясь отдаться своему чувству, нахмурился и слегка кивнул головой, давая этим чувствовать Балашеву, что он может продолжать.
Высказав все, что ему было приказано, Балашев сказал, что император Александр желает мира, но не приступит к переговорам иначе, как с тем условием, чтобы… Тут Балашев замялся: он вспомнил те слова, которые император Александр не написал в письме, но которые непременно приказал вставить в рескрипт Салтыкову и которые приказал Балашеву передать Наполеону. Балашев помнил про эти слова: «пока ни один вооруженный неприятель не останется на земле русской», но какое то сложное чувство удержало его. Он не мог сказать этих слов, хотя и хотел это сделать. Он замялся и сказал: с условием, чтобы французские войска отступили за Неман.
Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время последующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос.
– Я желаю мира не менее императора Александра, – начал он. – Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? – сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой.
– Отступления войск за Неман, государь, – сказал Балашев.
– За Неман? – повторил Наполеон. – Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман – только за Неман? – повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева.
Балашев почтительно наклонил голову.
Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Номерании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате.
– Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры.
Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, [Дрожание моей левой икры есть великий признак,] – говорил он впоследствии.
– Такие предложения, как то, чтобы очистить Одер и Вислу, можно делать принцу Баденскому, а не мне, – совершенно неожиданно для себя почти вскрикнул Наполеон. – Ежели бы вы мне дали Петербуг и Москву, я бы не принял этих условий. Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. И вы предлагаете мне переговоры тогда, как я издержал миллионы, тогда как вы в союзе с Англией и когда ваше положение дурно – вы предлагаете мне переговоры! А какая цель вашего союза с Англией? Что она дала вам? – говорил он поспешно, очевидно, уже направляя свою речь не для того, чтобы высказать выгоды заключения мира и обсудить его возможность, а только для того, чтобы доказать и свою правоту, и свою силу, и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра.
Вступление его речи было сделано, очевидно, с целью выказать выгоду своего положения и показать, что, несмотря на то, он принимает открытие переговоров. Но он уже начал говорить, и чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своей речью.
Вся цель его речи теперь уже, очевидно, была в том, чтобы только возвысить себя и оскорбить Александра, то есть именно сделать то самое, чего он менее всего хотел при начале свидания.
– Говорят, вы заключили мир с турками?
Балашев утвердительно наклонил голову.
– Мир заключен… – начал он. Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому, одному, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди.
– Да, я знаю, вы заключили мир с турками, не получив Молдавии и Валахии. А я бы дал вашему государю эти провинции так же, как я дал ему Финляндию. Да, – продолжал он, – я обещал и дал бы императору Александру Молдавию и Валахию, а теперь он не будет иметь этих прекрасных провинций. Он бы мог, однако, присоединить их к своей империи, и в одно царствование он бы расширил Россию от Ботнического залива до устьев Дуная. Катерина Великая не могла бы сделать более, – говорил Наполеон, все более и более разгораясь, ходя по комнате и повторяя Балашеву почти те же слова, которые ои говорил самому Александру в Тильзите. – Tout cela il l"aurait du a mon amitie… Ah! quel beau regne, quel beau regne! – повторил он несколько раз, остановился, достал золотую табакерку из кармана и жадно потянул из нее носом.
– Quel beau regne aurait pu etre celui de l"Empereur Alexandre! [Всем этим он был бы обязан моей дружбе… О, какое прекрасное царствование, какое прекрасное царствование! О, какое прекрасное царствование могло бы быть царствование императора Александра!]
Он с сожалением взглянул на Балашева, и только что Балашев хотел заметить что то, как он опять поспешно перебил его.
– Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в моей дружбе?.. – сказал Наполеон, с недоумением пожимая плечами. – Нет, он нашел лучшим окружить себя моими врагами, и кем же? – продолжал он. – Он призвал к себе Штейнов, Армфельдов, Винцингероде, Бенигсенов, Штейн – прогнанный из своего отечества изменник, Армфельд – развратник и интриган, Винцингероде – беглый подданный Франции, Бенигсен несколько более военный, чем другие, но все таки неспособный, который ничего не умел сделать в 1807 году и который бы должен возбуждать в императоре Александре ужасные воспоминания… Положим, ежели бы они были способны, можно бы их употреблять, – продолжал Наполеон, едва успевая словом поспевать за беспрестанно возникающими соображениями, показывающими ему его правоту или силу (что в его понятии было одно и то же), – но и того нет: они не годятся ни для войны, ни для мира. Барклай, говорят, дельнее их всех; но я этого не скажу, судя по его первым движениям. А они что делают? Что делают все эти придворные! Пфуль предлагает, Армфельд спорит, Бенигсен рассматривает, а Барклай, призванный действовать, не знает, на что решиться, и время проходит. Один Багратион – военный человек. Он глуп, но у него есть опытность, глазомер и решительность… И что за роль играет ваш молодой государь в этой безобразной толпе. Они его компрометируют и на него сваливают ответственность всего совершающегося. Un souverain ne doit etre a l"armee que quand il est general, [Государь должен находиться при армии только тогда, когда он полководец,] – сказал он, очевидно, посылая эти слова прямо как вызов в лицо государя. Наполеон знал, как желал император Александр быть полководцем.
– Уже неделя, как началась кампания, и вы не сумели защитить Вильну. Вы разрезаны надвое и прогнаны из польских провинций. Ваша армия ропщет…
– Напротив, ваше величество, – сказал Балашев, едва успевавший запоминать то, что говорилось ему, и с трудом следивший за этим фейерверком слов, – войска горят желанием…
– Я все знаю, – перебил его Наполеон, – я все знаю, и знаю число ваших батальонов так же верно, как и моих. У вас нет двухсот тысяч войска, а у меня втрое столько. Даю вам честное слово, – сказал Наполеон, забывая, что это его честное слово никак не могло иметь значения, – даю вам ma parole d"honneur que j"ai cinq cent trente mille hommes de ce cote de la Vistule. [честное слово, что у меня пятьсот тридцать тысяч человек по сю сторону Вислы.] Турки вам не помощь: они никуда не годятся и доказали это, замирившись с вами. Шведы – их предопределение быть управляемыми сумасшедшими королями. Их король был безумный; они переменили его и взяли другого – Бернадота, который тотчас сошел с ума, потому что сумасшедший только, будучи шведом, может заключать союзы с Россией. – Наполеон злобно усмехнулся и опять поднес к носу табакерку.
На каждую из фраз Наполеона Балашев хотел и имел что возразить; беспрестанно он делал движение человека, желавшего сказать что то, но Наполеон перебивал его. Например, о безумии шведов Балашев хотел сказать, что Швеция есть остров, когда Россия за нее; но Наполеон сердито вскрикнул, чтобы заглушить его голос. Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить, только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость. Балашеву становилось тяжело: он, как посол, боялся уронить достоинство свое и чувствовал необходимость возражать; но, как человек, он сжимался нравственно перед забытьем беспричинного гнева, в котором, очевидно, находился Наполеон. Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их. Балашев стоял, опустив глаза, глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона, и старался избегать его взгляда.
– Да что мне эти ваши союзники? – говорил Наполеон. – У меня союзники – это поляки: их восемьдесят тысяч, они дерутся, как львы. И их будет двести тысяч.
И, вероятно, еще более возмутившись тем, что, сказав это, он сказал очевидную неправду и что Балашев в той же покорной своей судьбе позе молча стоял перед ним, он круто повернулся назад, подошел к самому лицу Балашева и, делая энергические и быстрые жесты своими белыми руками, закричал почти:
– Знайте, что ежели вы поколеблете Пруссию против меня, знайте, что я сотру ее с карты Европы, – сказал он с бледным, искаженным злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой. – Да, я заброшу вас за Двину, за Днепр и восстановлю против вас ту преграду, которую Европа была преступна и слепа, что позволила разрушить. Да, вот что с вами будет, вот что вы выиграли, удалившись от меня, – сказал он и молча прошел несколько раз по комнате, вздрагивая своими толстыми плечами. Он положил в жилетный карман табакерку, опять вынул ее, несколько раз приставлял ее к носу и остановился против Балашева. Он помолчал, поглядел насмешливо прямо в глаза Балашеву и сказал тихим голосом: – Et cependant quel beau regne aurait pu avoir votre maitre!
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною».
В конце речи Балашева Наполеон вынул опять табакерку, понюхал из нее и, как сигнал, стукнул два раза ногой по полу. Дверь отворилась; почтительно изгибающийся камергер подал императору шляпу и перчатки, другой подал носовои платок. Наполеон, ne глядя на них, обратился к Балашеву.
– Уверьте от моего имени императора Александра, – сказал оц, взяв шляпу, – что я ему предан по прежнему: я анаю его совершенно и весьма высоко ценю высокие его качества. Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre a l"Empereur. [Не удерживаю вас более, генерал, вы получите мое письмо к государю.] – И Наполеон пошел быстро к двери. Из приемной все бросилось вперед и вниз по лестнице.

После всего того, что сказал ему Наполеон, после этих взрывов гнева и после последних сухо сказанных слов:
«Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre», Балашев был уверен, что Наполеон уже не только не пожелает его видеть, но постарается не видать его – оскорбленного посла и, главное, свидетеля его непристойной горячности. Но, к удивлению своему, Балашев через Дюрока получил в этот день приглашение к столу императора.
На обеде были Бессьер, Коленкур и Бертье. Наполеон встретил Балашева с веселым и ласковым видом. Не только не было в нем выражения застенчивости или упрека себе за утреннюю вспышку, но он, напротив, старался ободрить Балашева. Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это.
Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками.
За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.
– Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [святая?] Сколько церквей в Moscou? – спрашивал он.
И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.
После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву.
Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой.
– Это та же комната, как мне говорили, в которой жил император Александр. Странно, не правда ли, генерал? – сказал он, очевидно, не сомневаясь в том, что это обращение не могло не быть приятно его собеседнику, так как оно доказывало превосходство его, Наполеона, над Александром.
Балашев ничего не мог отвечать на это и молча наклонил голову.
– Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем.
– И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России!
Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина.
– И зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l"oreille tiree par l"Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l"Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.
В 12 м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли.
Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, – точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по русски со слугами, но был все тот же ограниченно умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, – для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m lle Bourienne и архитектор, к другому – княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки.
Во время его пребывания в Лысых Горах все домашние обедали вместе, но всем было неловко, и князь Андрей чувствовал, что он гость, для которого делают исключение, что он стесняет всех своим присутствием. Во время обеда первого дня князь Андрей, невольно чувствуя это, был молчалив, и старый князь, заметив неестественность его состояния, тоже угрюмо замолчал и сейчас после обеда ушел к себе. Когда ввечеру князь Андрей пришел к нему и, стараясь расшевелить его, стал рассказывать ему о кампании молодого графа Каменского, старый князь неожиданно начал с ним разговор о княжне Марье, осуждая ее за ее суеверие, за ее нелюбовь к m lle Bourienne, которая, по его словам, была одна истинно предана ему.
Старый князь говорил, что ежели он болен, то только от княжны Марьи; что она нарочно мучает и раздражает его; что она баловством и глупыми речами портит маленького князя Николая. Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого. «Почему же князь Андрей, который видит это, мне ничего не говорит про сестру? – думал старый князь. – Что же он думает, что я злодей или старый дурак, без причины отдалился от дочери и приблизил к себе француженку? Он не понимает, и потому надо объяснить ему, надо, чтоб он выслушал», – думал старый князь. И он стал объяснять причины, по которым он не мог переносить бестолкового характера дочери.
– Ежели вы спрашиваете меня, – сказал князь Андрей, не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца), – я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете, то я скажу вам откровенно свое мнение насчет всего этого. Ежели есть недоразумения и разлад между вами и Машей, то я никак не могу винить ее – я знаю, как она вас любит и уважает. Ежели уж вы спрашиваете меня, – продолжал князь Андрей, раздражаясь, потому что он всегда был готов на раздражение в последнее время, – то я одно могу сказать: ежели есть недоразумения, то причиной их ничтожная женщина, которая бы не должна была быть подругой сестры.
Старик сначала остановившимися глазами смотрел на сына и ненатурально открыл улыбкой новый недостаток зуба, к которому князь Андрей не мог привыкнуть.
– Какая же подруга, голубчик? А? Уж переговорил! А?
– Батюшка, я не хотел быть судьей, – сказал князь Андрей желчным и жестким тоном, – но вы вызвали меня, и я сказал и всегда скажу, что княжна Марья ни виновата, а виноваты… виновата эта француженка…
– А присудил!.. присудил!.. – сказал старик тихим голосом и, как показалось князю Андрею, с смущением, но потом вдруг он вскочил и закричал: – Вон, вон! Чтоб духу твоего тут не было!..

Князь Андрей хотел тотчас же уехать, но княжна Марья упросила остаться еще день. В этот день князь Андрей не виделся с отцом, который не выходил и никого не пускал к себе, кроме m lle Bourienne и Тихона, и спрашивал несколько раз о том, уехал ли его сын. На другой день, перед отъездом, князь Андрей пошел на половину сына. Здоровый, по матери кудрявый мальчик сел ему на колени. Князь Андрей начал сказывать ему сказку о Синей Бороде, но, не досказав, задумался. Он думал не об этом хорошеньком мальчике сыне в то время, как он его держал на коленях, а думал о себе. Он с ужасом искал и не находил в себе ни раскаяния в том, что он раздражил отца, ни сожаления о том, что он (в ссоре в первый раз в жизни) уезжает от него. Главнее всего ему было то, что он искал и не находил той прежней нежности к сыну, которую он надеялся возбудить в себе, приласкав мальчика и посадив его к себе на колени.
– Ну, рассказывай же, – говорил сын. Князь Андрей, не отвечая ему, снял его с колон и пошел из комнаты.
Как только князь Андрей оставил свои ежедневные занятия, в особенности как только он вступил в прежние условия жизни, в которых он был еще тогда, когда он был счастлив, тоска жизни охватила его с прежней силой, и он спешил поскорее уйти от этих воспоминаний и найти поскорее какое нибудь дело.
– Ты решительно едешь, Andre? – сказала ему сестра.
– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь.
– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.

Пожалуй, самым интересным моментом истории племени вандалов было разорение Рима в 455 году, длившееся более двух недель. Из Вечного города были увезены все культурные ценности, которые только можно было погрузить на корабли, тысячи свободных граждан попали в плен и были проданы в рабство.

Об этом деянии вспомнит впоследствии, в XVIII веке один из деятелей Великой Французской революции – аббат Анри Грегуар. В своем докладе перед Генеральными штатами он введет термин «вандализм», обозначающий беспощадное варварство и беспричинное уничтожение культурных памятников.

Однако справедливости ради стоит отметить, что деяния вандалов в Риме не имеют ничего общего с вандализмом в современном понимании этого термина. Разграбление города Гейзерихом, напротив отличалось своим методичным характером, в отличие от предыдущего, учиненного готским вождем Аларихом, когда его армия уничтожила половину Вечного города. Гейзерих, в ответ на бескровную сдачу города, не подверг его пожарам и сохранил жизнь горожанам. Правда, это не помешало ему вывезти оттуда большую часть работоспособного населения в качестве будущих рабов, а также все ценное, что только можно было продать.

Надо сказать, что врага в город позвали сами римляне, а точнее жена покойного императора Валентиана III – Евдоксия, стремившаяся отомстить узурпатору – сенатору Петронию Максиму, убившему ее мужа и совершившему переворот.

Римский историк Проспер Аквитанский утверждает, что масла в огонь «подлил» Максим, будто заявивший Евдоксии, что решился на вероломство ради своей любви к ней. Разгневанная, она попыталась найти союзника, который сможет отомстить за ее бесчестье и позор. Выбор пал на короля вандалов Гейзериха – на тот момент самого влиятельного из королей Запада. Ему было уже за шестьдесят, и под его предводительством племя владело Африкой уже около четверти столетия. Другие его могущественные современники – Аттила и Теодорих уже стали историей, а он по-прежнему наводил ужас и трепет на соседей.

Именно к нему Евдоксия обратилась с просьбой стать ее защитником и мстителем за него союзника Валентиниана. По словам Проспера: «Она настойчиво твердила, что ему как другу и союзнику, раз совершено столь великое преступление по отношению к царскому дому, было бы недостойно и нечестиво не оказаться мстителем».

Своей цели она отчасти добилась – узурпатор Максим был убит своими же рабами еще до приближения вандалов. Последние же отнюдь не собирались возвращаться домой с пустыми руками. Сама Евдоксия и другие члены императорской семьи также были увезены Гейзерихом в Карфаген, а одна из дочерей выдана замуж за наследника престола.

Wentil ) (cохранились в древнегерманском эпосе как составная часть названия «море вендалов»), примыкающий к восточно-германской (готской, вандальской) группе и упоминаемый впервые у Плиния (I в. по Р. X.). В древнейшем научно установленном месте жительства их - по обоим берегам среднего течения Одера, куда они пришли, вероятно, с берегов Балтийского моря, - они распадались на две резко различавшиеся части, асдингов и силингов, слившихся в одно политическое целое лишь в Испании , в начале V века. Воспоминание о силингах сохранилось в названии Силезии , представляющем славянскую переделку этого имени. Горная цепь, отделяющая Богемию от Силезии, носит во II в. по Р. Хр. название "Вандальских гор". Выселение вандалов с берегов Одера на юг началось во второй половине II века. Они принимают участие в маркоманской войне, и в 174 г. император Марк Аврелий отводит асдингам земли в Дакии . В этом движении участвовали, вероятно, и силинги, хотя прямых указаний на последних мы не имеем. В Дакии вандалы оставались до тридцатых годов IV века; за все это время мир с римлянами был прерван, насколько известно, только один раз, в 271 году, при Аврелиане. При заключении мира во главе вандалов находим двух королей, из которых один, вероятно, асдинг, другой - силинг. Из Дакии вандалы были вытеснены готами, которые, под предводительством короля Гебериха (331-337), нанесли им сильное поражение, причем пал король асдингов Визимар. Вандалы обратились за помощью к императору Константину, который перевел весь народ на правый берег Дуная, в Паннонию . За это они должны были поставлять империи вспомогательные войска (вандалы славились своею конницею). Но и в Паннонии они оставались недолго. В самом начале V века, теснимые, вероятно, гуннами, они, под предводительством Годегизеля (ванд. G ô dagisl), вероятно, короля асдингов, направляются всем народом вверх по Дунаю к Рейну, в Галлию . К ним по дороге присоединилась часть свевов (т. е. маркоманов, живших в нын. Богемии) и часть алан (тюркского племени); те и другие сохраняли пока политическую независимость. Король Годегизель пал уже в 406 г., в борьбе с франками на Рейне, после чего соединенные полчища вандалов, свевов и алан, опустошив Галлию, перешли через Пиренеи в цветущую Испанию, которую разделили между собой по жребию. Асдинги (с королем Гунтарихом - ванд. Gunthar î x - во главе), вместе с свевами, получили северо-западную часть полуострова (Галлецию), аланы поселились в средней и юго-западной полосе (Лузитании), наконец, силинги (с королем Фриубальдом, ванд. Fridubalth) получили южную часть (Бетику). Память о пребывании их здесь сохранилась в названии "Андалузия". Римское правительство было принуждено признать это положение дел официально, но втайне изыскивало средства отделаться от непрошеных гостей; в 416 г. оно призвало на помощь против вандалов вестготского короля Валью который действительно победил силингов и, взяв в плен их короля, отослал его к императору. Лишенные вождя и ослабленные непосильной борьбой, силинги отказались от политической независимости и добровольно подчинились королю асдингов. Точно так же поступили в 418 г. аланы, король которых тоже пал в борьбе с готами. Власть короля асдингов, носящего с этого времени титул короля вандалов и алан, сильно возросла вследствие этих событий. Тем не менее, вандалы недолго оставались в Испании: в 427 г. римский наместник в Африке , Бонифаций, восставший против правительства, пригласил вандалов в Африку, одну из самых цветущих провинций Римской империи, обещая уступить им часть ее. Вандалы приняли это предложение, и в мае 429 г. король Гензерих (вернее - Гейзарих, ванд. Geisar î x), брат и преемник Гунтариха, павшего в 427 г., со всем своим народом (пο одним данным - 50000, по другим - 80000 душ) переправился через Гибралтарский пролив . Бонифаций, успевший тем временем примириться с императрицей Плацидией , матерью Валентиниана III, хотел склонить его к возвращению; но было уже поздно. Почтя не встречая серьезного сопротивления, Гейзарих быстро занял большую часть римских владений; его завоевания были официально признаны за ним договором, заключенным с Римом в 434 г. В 442 г. Валентиниан уступил ему и Kapфаген, город, занятый вандалами, впрочем, уже тремя годами раньше: сюда была перенесена теперь резиденция королей. В 450 г. Гейзарих, пользуясь смутами, возникшими в Риме, занял и разграбил этот город, причем пострадали главным образом католические церкви, сокровища которых все были увезены вандалами. Этому событию вандалы обязаны тем, что имя их стало нарицательным для обозначения диких, ничего не щадящих грабителей (см. Вандализм). Между пленниками, увезенными Гейзарихом в Африку, находилась и императрица Евдокия, вдова Валентиниана, с двумя дочерьми: одну из последних, Евдокию, король впоследствии выдал замуж за своего сына Гунариха (ванд. H û narix). Вслед за тем Гейзарих занял и те области в Африке, которые еще оставались во власти римлян. После многочисленных войн и хищнических набегов на все провинции империи, прилегавшие к Средиземному морю, Гейзарих умер в 477 г. Его преемником был его старший сын Гунарих (477-484), царствование которого ознаменовано, с одной стороны, падением военного могущества вандалов, с другой - жестоким преследованием католиков (вандалы были приверженцами арианизма) и членов царской династии, казавшихся королю опасными. После него царствовал его племянник Гунтамунд (ванд. Gunthamund, 484-496), затем брат последнего Тразамунд (ванд. Thrasamund, 496-523), вернувший царству вандалов на время прежний блеск и славу. Его поддерживал остготский король Теодорих Великий , на сестре которого, Амалафриде, он был женат. По смерти его престол занял слабохарактерный Гильдерих (ванд. Hildir î x, 526-530); он покровительствовал католикам и, в противоположность своим предшественникам, искал союза с Византией . Его двоюродный племянник Гелимер (ванд. Geilam î r), воспользовавшись неудовольствием национальной партии, сверг его с престола, чем дал императору Юстиниану повод вмешаться в дела Вандальского королевства. Гедимер был последним королем вандалов (530-534). В июне 533 г. в Африку явился полководец Юстиниана, Велизарий , и уже в мае 534 г. он мог вернуться в Византию, разрушив царство вандалов и взяв в плен царя Гелимера. Остатки вандалов, не истребленные византийским оружием, бесследно исчезли среди туземного населения Северной Африки. Такое быстрое падение и бесследное исчезновение Вандальского государства - Велизарий почти не встретил мужественного отпора - было бы, конечно, невозможно, если б ему не предшествовало полное физическое и нравственное истощение всего народа. Отрезанные от общения с родственными племенами, овладев богатейшею провинцией, в которой сохранялась во всей силе традиции изысканной и роскошной жизни Рима цветущих времен империи, вандалы всецело предались удовольствиям и наслаждениям, которые допускало их господствующее положение в стране. В изнеженности и роскоши они, не зная меры, превзошли в скором времени своих учителей, богатых африканских провинциалов. Уже король Гейзарих рядом строгих эдиктов старался остановить это увлечение, грозившее навсегда погубить силу его народа, но тщетно. Византийский историк Прокопий, провожавший Велизария в его походе и составивший подробное описание войны его против вандалов, живо рисует нам нравственный упадок этого народа, некогда сильного и наводившего страх и ужас на своих врагов ("О Вандальской войне", кн. II, глава 6). Один только царственный род асдингов, в лице Гелимера и ближайших его сподвижников, являет пример геройской храбрости, народ же весь погружен в роскошь и разврат. Само собой разумеется, что рядом с этим шла сильная романизация вандалов, несмотря на религиозный антагонизм между варварами-