В каком веке жил ян амос коменский. Новаторство в образовании

Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, лат. Comenius; 28 марта 1592, Нивнице, Южная Моравия — 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618-1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618-1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников.

Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы — союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.

В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Книги (5)

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1

В первый том вошла «Автобиография» Я.А.Коменского, публикующаяся на русском языке впервые, а также «Великая дидактика», «Материнская школа» и некоторые другие произведения.

Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 2

Во втором томе представлены работы, относящиеся ко второму периоду жизни и творчества Я.А.Коменского, и фрагменты из его последнего большого философского труда «Всеобщей совет об исправлении дел человеческих», в которых рассматриваются проблемы воспитания и образования.

Некоторые произведения публикуется на русском языке впервые. Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Педагогическое наследие

В настоящем издании представлены произведения великих педагогов, мыслителей и философов, в которых рассматриваются вопросы образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.

В сборник включены наиболее значительные статьи, фрагменты из сочинений о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Учитель учителей. Избранное

Яна Амоса Коменского называли «отцом педагогики», настолько принципиально новыми для своего времени были его взгляды на образование и воспитание детей.

Феномен Коменского состоит в том, что он совершил гуманитарный прорыв в XVII веке, оставил нам «Великую дидактику», которая сохраняет свою актуальность и поныне. Удивительная судьба! Коменский сумел остаться Учителем учителей на протяжении нескольких веков до сегодняшнего дня.

Почитайте, не торопясь, его труды. Возможно, многое вам покажется знакомым. Но вспомните, что эти знания — и, главное, умение эти знания получать — дали вам ваши учителя. А их научил Коменский.

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592–1670). Философ-гуманист, общественный деятель, ученый занял видное место в борьбе против отживших и отживавших норм Средневековья в науке и культуре, в воспитании и образовании. Я. А. Коменского но праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика.

Жизненный путь Я. А. Коменского тесно связан с трагической и мужественной борьбой чешского народа за свою национальную независимость. Он был среди тех, кто возглавлял протестантскую общину "чешских братьев" – наследников национально-освободительного гуситского движения. Выходец из семьи члена общины, Я. А. Коменский получил начальное образование в братской школе. Блестяще закончив латинскую (городскую) школу, в дальнейшем приобрел наилучшее для своего времени образование. В Пражском Карловом, Герборнском и Гейдельбергском университетах Я. А. Коменский изучает творчество античных мыслителей, знакомится с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. После путешествия по Европе в 1614 г. Я. А. Коменский возвращается в Чехию, где принимает пост руководителя латинской школы, в которой учился прежде. Через четыре года он переезжает в Фульпек, там возглавляет школу.

Начавшаяся в 1618 г. тридцатилетняя война в Европе навсегда прерывает сравнительно спокойную педагогическую деятельность Я. А. Коменского. В результате религиозных репрессий "чешские братья" покинули родину. В 1628 г. Я. А. Коменский начал путь скитальца. Вместе с общиной он перебирается в Лешно (Польша), где находился с перерывами около 28 лет и откуда бежал из-за преследований католических фанатиков. За эти годы Я. А. Коменский посетил Англию, Швецию, Венгрию, Нидерланды. В Польше он попытался осуществить ранее задуманную реформу латинской школы. В Лешно им написаны школьные учебники, в которых ставилась задача дать детям целостную картину мира, закончено наиболее крупное педагогическое сочинение"Великая дидактика ".

В трактате рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. "Великая дидактика" – своеобразный сплав педагогических идей времени. Но трактат – отнюдь не компиляция, он вносит в педагогику новые идеи, кардинально пересматривая старые. В "Великой дидактике" сформулированы сенсуалистские педагогические принципы, Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции в природе, а следовательно, и в воспитании не может быть скачков. "Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей", – гласит надпись на фронтисписе "Великой дидактики". В трактате проводится мысль о том, чтобы поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике, призванной обеспечить быстрое и основательное обучение, в результате которого личность оказывается носителем знаний и умений, способной к духовному и нравственному совершенствованию. Для Коменского образованность, следовательно, не является самоцелью. Он подчеркивал, что она приобретается и для того, чтобы "сообщать другим" образование и ученость.

В 1641 – 1642 гг. Я. А. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф. Бэкона в Англии. Он разрабатывает обширные планы улучшения общества посредством реформ школы. В Швецию Коменский отправился в надежде получить помощь для своей общины. В обмен на такую поддержку он предложил свои услуги при подготовке учебников для шведских городских школ.

Нс оставил своих педагогических замыслов Я. А. Коменский и во время пребывания в венгерском городе Шарош-Патаке в 1650–1654 гг. Здесь он, однако, столкнулся с ситуацией, которая заставила его оставить на время обширные планы улучшения образования. В условиях почти поголовной неграмотности в Венгрии следовало решать более скромные задачи, и Коменский направляет свои усилия прежде всего на организацию первоначального обучения. Он предлагает новые формы учения и преподавания. В Венгрии он завершает труд "Мир чувственных вещей в картинках", пишет несколько школьных пьес, создает школу. В Венгрии чешский педагог сумел лишь отчасти осуществить свои планы совершенствования школьного дела.

Тридцатилетняя война разрушила надежды "чешских братьев" на освобождение родины. Много горя принесла война и самому Коменскому. За годы изгнания Коменский потерял детей, жену, немало близких людей. В Лешно сгорели его рукописи. Последние годы жизни педагог проводит в Амстердаме. В Нидерландах ему удалось издать многие свои сочинения. Так, в 1657 г. впервые увидела свет "Великая дидактика" на латинском языке.

За четыре года до смерти Я. А. Коменский публикует часть "Всеобщего совета об исправлении дел человеческих" – главного труда своей жизни. В этом своеобразном завещании потомкам он призывает человечество к миру и сотрудничеству. "Всеобщий совет" – итог размышлений Коменского о целях и сущности воспитания. Он пишет, что мудрым и полезным человек становится лишь тогда, когда основную цель жизни видит в "благополучии человеческого рода". Пафос "Всеобщего совета" состоит прежде всего в идее универсального воспитания, которое приведет человечество к миру, социальной справедливости и процветанию. В "Пампедии" (одна из частей "Всеобщего совета") Я. А. Коменский с глубочайшим оптимизмом, верой в беспредельный прогресс человечества, торжество добра над злом обозревает бытие за пределами школы. Ученый мечтает изменить жизненный уклад современников в духе общественного блага. Воспитание в "Пампедии" осмыслено как путь преобразования человечества. С удивительной силой и страстью провозглашены основополагающие педагогические идеи: всеобщее образование народа; демократическая, с преемственными звеньями школьная система; приобщение подрастающего поколения к труду; приближение образования к потребностям общества; нравственное воспитание на началах гуманизма.

Педагогика Я. А. Коменского выражает общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере различались: Античности, Реформации, Возрождения. Взгляды Я. А. Коменского представляли собой своеобразное сочетание новых и уходящих идей, но чаша весов неизменно склоняется в сторону прогресса и гуманизма.

Сын своего времени, глубоко религиозный человек, Я. А. Коменский с необыкновенной силой выразил идеи Возрождения. Его взгляд на человека противостоял догматам Средневековья. Великий гуманист видел совершенное творение природы в каждой личности, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей, придавал огромное значение воспитанию и образованию, которые должны формировать людей, способных служить обществу. Взгляд Коменского на ребенка был исполнен надежды, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он сможет взойти па самую высокую ступень лестницы образования. Полагая, что познание должно приносить пользу в практической жизни, педагог провозглашал обязательность реального, общественно полезного обучения. Он уделял особое внимание развитию системы органов чувств ребенка.

Я. А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Он шел от гуманистических традиций предшественников. У Коменского человек предстает как "микрокосм". Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, тесно связанных с глобальными изменениями природы. Человеческая природа, считал Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта идея получила наиболее полное воплощение в работе "Выход из школьных лабиринтов ". Развернутая аргументация природосообразного воспитания стала заметным шагом вперед в педагогике.

Главным методом воспитания в то время было безусловное подчинение воспитанника, т.е. решающими в развитии личности оказывались внешние обстоятельства, формирующие личность по своим законам, не зависимым от потенциала, активности самого ребенка. Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.

Природосообразность в воспитании означала для ученого признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое, несомненно, принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Провозглашая равенство людей от природы, Коменский отнюдь не отрицал индивидуальности задатков каждой личности. Считая, что детям присуща склонность к деятельности, чешский педагог усматривал цель воспитания в поощрении этого влечения с учетом их задатков. Такая задача может быть решена при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью рук и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки.

Принцип природосообразности получил последовательное выражение в дидактике Я. А. Коменского, прежде всего в идее подражания природе (так называемый естественный метод образования). Эта идея предполагает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы. Используя этот принцип, в работе "Выход из школьных лабиринтов" ученый рассматривает четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая – самостоятельное наблюдение (автопсия); вторая – практическое осуществление (автопраксия ); третья – применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах (автохресия ); четвертая – самостоятельное изложение результатов своей деятельности (автолексия ). Формулируя правила учебного процесса, Коменский ставит целью обеспечить легкое, основательное и прочное обучение, предлагает идти в преподавании от реального.

Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделяет вопросам нравственного воспитания. Его труды проникнуты глубокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда оставался заветной мечтой выдающегося чешского педагога. "Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение", – читаем мы в первых строках "Великой дидактики".

Фундаментальной идеей педагогики Я. А. Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к подлинному знанию (пансофии) – всеобщей мудрости.

В своей утопии "Лабиринт света и рай сердца" (1625) он изобразил человека путником, проходящим по лабиринту жизни. Чтобы достойно и успешно пройти такой лабиринт, человек должен приобрести приносящее общественную пользу образование. Продолжая размышлять о необходимости такого образования, Я. А. Коменский писал спустя четверть века в трактате "О развитии природных дарований": "Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям".

Педагогика Коменского противостояла схоластическому воспитанию. Бичуя бессистемность обучения, пустословие и грубость, господствовавшие в школе, Я. А. Коменский стремился к формированию благочестия, самостоятельного, деятельного мышления, способности к разнообразному труду. Я. А. Коменский отстаивал гуманистическую программу образования. Он отдал всего себя превращению учебного заведения из места бессмысленной зубрежки, телесных наказаний в храм разумного, приносящего радость воспитания и обучения. Чешский педагог видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная школа должна была стать лабораторией подготовки гуманных людей, обученных эффективно действовать на поприще труда. Школа виделась Коменскому как заведение непрестанных умственных усилий учащихся, соревнования умов и дарований, преодоления нравственных пороков. Разумно организованное обучение, считал ученый, требовало от наставника и воспитанника усилий на пределе их возможностей.

Я. А. Коменский удивительно современен. И это видит всякий, кто обращается к его педагогическому наследию. Ему принадлежит заслуга привнесения в педагогическую мысль кардинально новых идей, оплодотворивших ее развитие на века вперед. Коменский наметил стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общенациональной школе, плановости школьного дела, соответствии ступеней образования возрасту человека, обучении на родном языке, сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе. Жизнестойкость, современность педагогических идей Я. А. Коменского объясняется их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стройную систему, утверждающую великую преобразующую миссию воспитания. В идеях Коменского заложена громадная сила созидания. Его наследие помогает преодолеть косность, догматизм в воспитании, развивать духовные силы ребенка.

Коменский Ян Амос (Komensky, Comenius) .

Чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском ун-те (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности. В 1614-20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Без примера ничему не выучишься.

Коменский Ян Амос

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире".

Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.

В творчестве Коменский получает развитие предшествующая традиция чешской реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чешских братьев.

Ещё в период учёбы Коменский собрал огромный языковой материал к кн. "Клад чешского языка" (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию "Театр всевозможного" ("Theatrum universitatis rerum"), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения.

Коменский- ведущий представитель чешской реформаторской церкви, в ходе 30-летней воины он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период Коменский написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат "Лабиринт света и рай сердца" ("Labirint sveta a raj srdce", 1623), в котором отразилась его общественно-критическая позиция. Острая обществ, сатира в "Лабиринте..." дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества ("Рай сердца"), Под влиянием неоплатонизма Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира он видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в "Дидактике" на чешском языке (1628-30, опубликованную в1849), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по его мнению, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицательное отношение к "Дидактике".

В 1631-32 Коменский переработал "Дидактику", назвав её "Рай церкви или рай чешский", и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к "Дидактике" создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь "Информаторий материнской школы", ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Коменский Ян Амос

В г. Лешно (Польша), занимаясь только педагогической деятельностью, Коменский в 1633-38 переработал, расширил и перевёл на лат. яз. "Дидактику". Так возникла "Великая дидактика" ("Didactica magna"), ставшая основной теоретической базой средней (лат.) ступени образования. Ученый создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). Коменский считал, что в "школе родного языка" необходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения - в лат. школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит наряду с традиционными семью свободными искусствами естествознание, историю, географию. Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник "Открытая дверь языков" ("Janua linguarum reserata", 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности. В 1640-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания лат. языка. После Вестфальского мира (1648) он возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: "Преддверие лат. языка" ("Vestibulum latinae linguae"), "Зал латинизма" ("Atrium linguae latinae", 1643-49, опубл. 1649), а также "Новейший метод языков" ("Linguarum methodus novissima", 1649).

(1592-1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, общественный деятель. Принято считать, что именно с него современная педагогика берет отсчет, так как он первый, кто пытался отыскать и привести в систему закономер-ности обучения и воспитания.

Для Коменского характерна глубокая вера в просвещение, с помощью которого, по его мнению, можно добиться полного благоденствия народов, устранить войны, улучшить нравы, из-жить рознь между имущими и неимущими. В развитии просвещения отводил решающую роль школе, где дело воспитания юношества должно быть поручено «мужам муд-рым, благочестивым и почетным».

Целью же воспитания считал подготовку человека к вечной жизни. Путь к вечной жизни лежит в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой.

Выделял три составные части воспитания:

Научное образование (умственное воспитание);

Нравственное воспитание (управление собой);

Религиозное воспитание (стремление к Богу).

Давая высокую оценку воспитанию, Коменский подчерки-вал: «Человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое лучше начинать в детстве».

Исходя из природы человека, предложил возрастную перио-дизацию, выделив четыре периода по 6 лет. Для каждого возрас-тного периода определил типы учебных заведений и разработал содержание образования в них (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Система образования, предложенная Я.А. Коменским

От рождения до б лет дети воспитываются в семье (т.н. мате-ринская школа). Мать — первая воспитательница ребенка. Жела-тельно, чтобы в этом возрасте ребенка обучали небольшим стихо-творениям, преимущественно морального характера, знакомили с окружающими явлениями (дождь, вода, снег, земля), давали первоначальные сведения из географии (гора, река, долина, го-род, селение). Коменский советовал в раннем возрасте приучатьдетей к труду, воспитывать трудолюбие, опрятность, послушание, почитание старших, правдивость. Свои рекомендации по воспи-танию детей Коменский изложил в первом в мире руководстве по дошкольному воспитанию «Материнская школа».


Вторая ступень обучения (элементарная школа) охватывает период с 6 до 12 лет. Коменский считал, что все дети должны по-сещать начальную школу, где в основу обучения должен быть положен родной язык. В те времена начальная школа имела 2—3-летний срок обучения. Ее программа ограничивалась заучи-ванием молитв, обучением счету, чтению и письму.

Коменский предложил увеличить срок обучения до 8 лет, расширив программу обучения за счет сведений из географии, геометрии, естествознания. Коменский был сторонником обуче-ния на родном языке. Не случайно начальная школа в его рабо-тах носит название «школа родного языка».

Третья ступень обучения (гимназия или латинская школа) охватывает возраст с 12 до 18 лет. Наряду с традиционными семью сво-бодными искусствами вводится изучение физики (дающей понима-ние строения мира, металлов), географии (раскрывающей очертания земного шара, морей, рек), истории (повествующей о главных собы-тиях минувшего). Коменский предложил ввести шесть классов (грамматический, физический, математический, моральный, диа-лектический, риторический) и тем самым установил последователь-ность изучения наук в таком порядке: грамматика, естествознание, математика, философия (этика , диалектика , риторика).

Четвертая ступень обучения (18-24 года) предполагает обуче-ние в академии, состоящей из трех факультетов: богословского, медицинского и юридического.

Я.А. Коменский внес крупный вклад в развитие дидактики , теоретически обосновал и подробно раскрыл принципы обуче-ния. Им сформулировано «золотое правило дидактики»: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а имен-но: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запа-хи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осяза-нию — путем осязания. Если какие-либо предметы можно вос-принимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Характерно, что наглядность в обуче-нии применялась и до Коменского, однако он дал ей более широ-кую трактовку, подразумевая под наглядностью привлечение ор-ганов чувств к лучшему и ясному восприятию явлений и вещей.Коменский дает ясные толкования принципам сознательности, последовательности и систематичности обучения, настаивает на том, что ничего не следует заставлять заучивать наизусть, кроме того, что хорошо понятно рассудком. На каждом предмете необ-ходимо останавливаться до тех пор, пока он не будет понят. Зна-ния важно давать в системе. В обучении — идти от простого к сложному, от общего к частному, от конкретного к абстрактно-му. Прочность обучения достигается за счет повторения.

Заслугой Я.А. Коменского является теоретическое обоснова-ние классно-урочной системы. В конце XVI — начале XVII в. преобладала индивидуальная и индивидуально-групповая форма обучения. При индивидуально-групповом обучении учитель за-нимался с группой детей (10 человек), имевших различный уро-вень подготовки. Хотя учащиеся сидели вместе, каждый продви-гался в обучении индивидуальным темпом. Учитель поочередно спрашивал у каждого "ученика пройденное, каждому в отдельно-сти объяснял новый материал, давал задания. Такая организация учебного процесса позволяла ученикам приходить в школу в лю-бое время года и в любое время дня.

Ни индивидуальная, ни индивидуально-групповая формы обучения не обеспечивали охвата большого числа учащихся. На смену им пришла более совершенная форма обучения — клас-сно-урочная система. В XVI в. она распространяется в иезуит-ских школах Европы, в начальных школах Чехии, Венгрии, Польши, братских школах Беларуси и Украины. При классно-урочной системе учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Учитель ведет за-нятия со всем классом одновременно.

Я.А. Коменский предложил производить прием в школу один раз в году, учебный год разделить на четверти и ввести каникулы, определил продолжительность учебного дня: 4 часа в начальной школе и 6 часов в средней.

Основная форма обучения — урок. Уроки проводятся по твердо-му расписанию. Я.А. Коменский дал указания, как планировать и вести урок: часть урока посвятить опросу, часть объяснению нового. Каждый урок должен иметь цель и определенную тему. Учи-тель ведет уроки и следит за порядком и дисциплиной.

Я.А. Коменский был не только крупнейшим педагогом-прак-тиком, но и автором фундаментальных работ в области образова-ния и воспитания. Его перу принадлежат руководства по воспитанию детей, педагогические трактаты, учебники, философско-педагогические труды, энциклопедии.

В 1632 г. им была написана «Великая дидактика», ставшая теоре-тической базой средней ступени образования. Коменский подгото-вил ряд учебников по физике, геометрии, географии, астрономии. В учении он отводил большую роль книге, считая, что хороший учебник должен быть кратким, доступным, не перегруженным лиш-ними деталями, знания о мире должны систематизироваться.

При-мер такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве — учебник «Открытая дверь» (1631) — пособие нового типа, где вместо традиционного догматического пути изучения грамматики и синтаксиса предлагался новый метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Это пособие содержало 8 тысяч латинских слов, из которых были со-ставлены простые предложения, сгруппированные в небольшие рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей жизни.

В 1658 г. выходит иллюстрированный учебник-энциклопедия «Мир чувственных вещей в картинках», где в 150 статьях в доступ-ной форме детям давались сведения из географии, ботаники, об-щественной жизни и деятельности человека (ремесла, сельское хозяйство, транспорт, культура и т.д.). Его популярность бьыа так велика, что он использовался в переработанном виде в Евро-пе до второй половины XIX в.

Своеобразным итогом философских и педагогических взгля-дов Я.А. Коменского стал семитомный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», где изложены планы по исправле-нию общества. Одна из частей этого труда называется «Всеобщее воспитание» («Панпедия») и содержит теорию универсального образования и воспитания людей в течение жизни.

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики. Он не только обогатил педагогическую мысль новыми идеями, но и заложил фундамент развития педа-гогики на века вперед. Именно поэтому он считается отцом со-временной педагогики.

Дж. Локк

Джон Локк (1632-1704) — известный английский философ и педагог, оставил заметный след в развитии идей воспитания и образования. В своем основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) разработал эмпирическую теорию познания, исходный пункт которой — принципиальный отказ от концепции существования врожденных идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. Отсюда выте-кала идея о решающей роли воспитания в формировании лично-сти человека и о значении среды в процессе воспитания. По мысли Локка, душа человека — белая бумага, «без всяких знаков и идей», заполнить которую надлежит воспитанием.

Педагогическая система Локка изложена в двух педагогиче-ских трактатах: «Некоторые мысли о воспитании» (1693) и поль-зовании разумом» (1706). Локк предложил программу воспитания «джентльмена», «делового человека» буржуазного общества. Данная программа органически сочетает несколько аспектов:

физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспи-тание) и образование (табл. 2.2).

Таблица 2.2 Программа воспитания «джентльмена» по Дж. Локку

Содержание Цели воспитания Пути и средства воспитания
Физическое воспитание Укрепление здоровья ребенка Закалка, режим дня, культу-ра питания, занятия спортом
Нравственное воспитание Выработка представления о доб-родетели, воспитание характера, воли, дисциплинированности, ус-тойчивых положительных привы-чек Положительный пример, ок-ружающая среда
Умственное воспитание Развитие самостоятельности мышления, изучение основ наук Практико-ориентированный характер обучения
Трудовое воспитание Освоение отдельных ремесел, необходимых для делового че-ловека, получение навыков для ведения хозяйственных дел Ручной труд, бухгалтерия, стенография, счетоводство и др.

В отличие от Средневековья , где цель воспитания — подго-товка к загробной жизни, Локк провозглашает конкретную цель воспитания — воспитание предприимчивого буржуа, «умеющего вести свои дела толково и предусмотрительной. Поскольку по Локку цель жизни заключается в обеспечении счастья индивида, т.е. такого его состояния, которое может быть выражено формулой «здоровый дух в здоровом теле», начинать формирование личности следует с заботы об укреплении его здоровья.

С раннего детства необходимо закалять тело, чтобы ребенок легко мог переносить усталость, невзгоды. Локк дает практиче-ские рекомендации — как соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься спортом, питаться, вырабатывать выносливость.

Основу нравственного воспитания Локк видел в выработке правильного представления о добродетели. Он ассоциировал добродетель с полезностью, давая ей утилитарную и индивидуа-листическую трактовку. По Локку, добродетелен тот джентль-мен, кто умело и предупредительно ведет свои дела, сочетает стремление к личному счастью с аналогичным стремлением дру-гих индивидов, умеет в необходимых случаях отказаться от удов-летворения своих желании и страстей.

Важная задача нравственного воспитания — выработка ха-рактера, развитие воли, нравственной дисциплинированности.

Главными воспитательными средствами являются не рассуж-дения, а положительный пример, среда, окружение ребенка. Локк по этому поводу писал: «Примите за несомненную истину, что какие бы наставления вы не давали ребенку и какими бы мудрыми советами не пичкали его ежедневно, наибольшее влия-ние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в кото-рой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним».

Особое место в нравственном воспитании Локк отводил формированию устойчивых нравственных привычек поведения. Воспитание привычек необходимо начинать с детства, не следует прививать несколько привычек одновременно. Здесь важна по-следовательность. Следует сначала сформировать и закрепить одну привычку, а затем приступать к воспитанию другой. В вос-питании следует избегать как наказаний, так и особых поощре-ний и наград: в первом случае существует опасность рабского по-слушания, в другом у воспитанника поощряется стремление к наградам, а не к тому, за что они даются. Если воспитанник де-монстрирует упрямство и неповиновение, Локк допускал приме-нение физических наказаний — с тем, чтобы сломить сопротив-ление ребенка.

Задачам нравственного воспитания подчинена образователь-ная программа Локка, цель которой — развитие у учащихся спо-собностей к самостоятельному мышлению, сообщение началь-ных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью зна-ний по собственному выбору. Нельзя не отметить, что в своей педагогической системе умственное воспитание Локк ставит по-сле физического и нравственного. В его представлении физиче-ски здоровый, добродетельный, разумный, искусный в ведении своих дел человек предпочтительнее великого ученого.

Локк предлагает достаточно обширную программу обучения, делая акцент на дисциплины практической направленности: чте-ние, письмо, родной язык, французский язык, латынь, геогра-фия, геометрия, рисование, сельское хозяйство, астрономия, бухгалтерия, танцы, верховая езда и др. Он исходил из того, что существует множество отраслей знания, и человек не в состоя-нии овладеть всеми. Поэтому детям важно дать знания по осно-вам наук, чтобы впоследствии, когда придет время выбора, они были способны выбрать любую. Будущий джентльмен наряду со светским воспитанием должен освоить ремесла, особенно те, ко-торые связаны с ручным трудом на открытом воздухе.

Дилемму, где должен получить образование воспитанник, Локк решал в пользу семьи. Истинный джентльмен должен вос-питываться дома под присмотром добропорядочных и хорошо подобранных воспитателей. Семейное воспитание исключало возможность дурного влияния среды, случайных товарищей, плохих учителей. По убеждению Локка, школа не может дать правильного воспитания, а семейное воспитание позволяет соз-дать упорядоченную «нравственную» среду и сформировать та-ких индивидов, которые в сумме и составят идеальное общество.

К.А. Гельвеций

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения. Наиболее ярко сущность и идеи Просвещения пустили корни во Франции. Французские просветители возлагали большие надежды на обра-зование и воспитание, признавая их решающую роль в становле-нии личности.

К.А. Гельвеций (1715-1771)— французский философ, деятель Просвещения, идеолог революционной буржуазии, в книге «О че-ловеке, его умственных способностях и его воспитании» термин «воспитание» трактовал широко, подразумевая под ним совокуп-ность всех условий жизни индивида. У людей одинаковые способности, считал Гельвеций. Воспитание делает нас разными.

Разли-чия в способностях людей — следствие различий в условиях вос-питания. Гельвеций подробно рассматривает воспитание ребенка в семье, подростка в школе, юноши в широком социальном окру-жении. Анализируя роль случая в воспитании, пытается раскрыть механизм внутреннего воспитательного воздействия и открыть, таким образом, возможность его сознательного применения.

Во взглядах Гельвеция выделяются четыре основные идеи:

Врожденное равенство всех людей;

Личный интерес — движущая сила индивидуального разви-тия и решающее начало в деятельности людей;

Воспитание — направляющая сила в развитии интересов;

Политическая система определяет характер воспитания.

По мысли Гельвеция, нет врожденных идей, человек — про-дукт среды, от рождения он ни глуп, ни умен, ни зол, ни добр. Он лишь невежествен и невоспитан. Благосостояние любого обще-ства зависит от талантов и добродетелей его граждан, которые, в свою очередь, зависят от воспитания. Общество может управлять формированием талантов и добродетелей и, таким образом, само определять свое благополучие в настоящем и будущем. Идеал че-ловека по Гельвецию — атеист, свободный от предрассудков, умеющий соединять личное счастье с благоденствием нации.

Д. Дидро

Д. Дидро (1713-1784) — представитель французского Просве-щения, философ, писатель. Критиковал современную ему систе-му образования, решительно настаивал на принципе доступности, обязательности и бесплатности школьного образования.

Признавая огромную роль воспитания в жизни общества, оговаривал, что «воспитание развивает лишь то, что дала приро-да: развивает добрые задатки, заглушает плохие». Несправедли-вое общественное устройство заглушает самые прекрасные за-датки в человеке.

Дидро был сторонником реального образования, полагая, что в школе необходимо расширять объем преподавания математи-ки, физики, астрономии, химии за счет сокращения преподава-ния древних языков. В распространении и углублении естес-твенно-научных знаний он видел залог развития производства.В эпоху, когда государственное образование во Франции было делом Церкви, Дидро проектировал государственную си-стему народного образования, построенную на принципе бессо-словности. Он бьы убежден в том, что дети бедняков, привык-шие с ранних лет к труду, учатся серьезнее и прилежнее, чем дети богатых. Чтобы сделать школу доступнее, Дидро считал необходи-мым помогать малообеспеченным детям материально (выдавать бесплатные учебники, стипендии, питание в школе и т.п.).

Дидро много размышлял над тем, какой должна быть совре-менная система образования. Им было предложено три типа учебных заведений: начальная школа — средняя школа — уни-верситет. По просьбе Екатерины II Дидро разработал «План уни-верситета для Российского правительства» (1775), подразумевая под университетом всю систему образования. Во время пребыва-ния в Петербурге им был написан ряд заметок: «О школе для мо-лодых девиц», «О публичных школах» и др., в которых он затраги-вает различные аспекты обучения и воспитания.

Дидро высоко ценил основательность знаний. Он писал:

«Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо». Большое значение придавал хоро-шим учебникам, к написанию которых предлагал привлекать крупных ученых. В целях повышения уровня знаний учащихся рекомендовал 4 раза в году устраивать в школе публичные экза-мены с приглашением родителей и почетных гостей.

Французские просветители особую роль в воспитании моло-дого поколения отводили учителю и предъявляли к нему высо-кие требования. Дидро был убежден, что учитель помимо знания своего предмета должен обладать высокими нравственными ка-чествами. Задача учителя — сделать из каждого воспитанника че-стного человека, внушить ему такие качества, как твердость, справедливость, развить ум, кругозор, привить вкус ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму» (14, с. 271).

Ж.Ж. Руссо

Ж.Ж. Руссо (1712-1778) — один из ярких представителей французского Просвещения, теоретик свободного воспитания. Не получивший систематического образования, благодаря труду и по-стоянному самообразованию, Руссо стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Из множества написанных им произведений выделяют три, образующие единое целое и в кон-центрированном виде представляющие его философско-педаго-гические взгляды. Это работы: «Рассуждение о науках и искусст-вах (1762),«Эмиль, или О воспитании» (1762) и «Рассуждение о начале ц основаниях неравенства между людьми» (1755).

По Руссо, первой стадией человечества было «состояние есте-ственное», когда люди жили свободно, разобщенно и в согласии с природой. Частная собственность, неравенство, пороки были им неведомы. Рост потребностей заставил людей объединиться с со-братьями и заключить общественный договор, положивший нача-ло возникновению частной собственности, законов, имуществен-ного неравенства, угнетения и пороков. Отступив от своего есте-ственного состояния, люди оказались подвержены нездоровым страстям: алчности, честолюбию, стяжательству и др.

Чем дальше развивается человеческая цивилизация, тем стремительнее уходит человек от своего естественного состояния, в котором он был сча-стлив. Люди могут воссоздать подобие естественного порядка, если установят равноправие, откажутся от роскоши, поселятся на природе. Изменить общественный уклад можно либо путем рево-люции, либо через просвещение. Воспитание является опорой любой формы правления. От верного воспитания зависит благо-получие государства и отдельного индивида.

Задачу воспитания Руссо видел в воспитании человека, в этом заключается коренное отличие трактовки Руссо цели воспитания от старого воспитания, ставившего своей целью подготовку че-ловека к конкретной профессии, к определенному положению в обществе. По убеждению Руссо, «необходимо воспитывать прежде всего человека, а не чиновника, не солдата, не судью, не ученого». Взгляд французского мыслителя на воспитание как об-щечеловеческое дело был, безусловно, прогрессивен, но в совре-менных ему условиях реализация этой идеи была неосуществи-ма.

Руссо дал портрет совершенного человека, который должен обладать разумом мудреца, силой атлета, трудолюбием, невос-приимчивостью к соблазнам цивилизации и дурным влияниям, умением владеть собой, соразмерять свои желания и возможно-сти. С детских лет ребенка нужно учить жизни, умениям выно-сить удары судьбы. Руссо в связи с этим писал: «Жить — не зна-чит дышать, а значит действовать, пользоваться нашими органа-ми, чувствами, способностями. Не тот человек больше жил, которому больше лет, а тот, кто больше чувствовал жизнь». По утверждению Руссо, человек получает воспитание под воздействием трех сил: природы, вещей и людей. Природа наде-ляет индивида способностями. Окружающий мир влияет на соз-нание через ощущения и опыт. Люди помогают или препятству-ют раскрытию природных задатков ребенка.

Руссо критиковал современную ему систему воспитания, считая, что она не содействует развитию детей, а портит их. Вме-сто традиционной системы воспитания он предложил альтерна-тиву: воспитание ребенка на лоне природы вдали от общества, от культуры с ее искусственностью. Характерно, что предложенная Руссо система воспитания не распространялась на детей бедня-ков, которых, по его мнению, не надо воспитывать, ибо они вос-питаны самой жизнью.

В педагогическом трактате «Эмиль, или О воспитании» представ-лена программа воспитания ребенка из богатой семьи. Эмиль — сирота. Воспитатель увозит его из города и долгие годы живет с ним, проводя своего воспитанника через основные периоды жизни: младенчество, детство, отрочество, юность. В трактате пять частей, первые четыре содержат описание этапов развития Эмиля, в пятой речь идет о Софи — спутнице его жизни. Уже в самой композиции трактата раскрывается основная мысль ав-тора: ребенок — развивающееся существо и его жизнь — смена возрастных этапов. Для каждого возрастного этапа предусмотре-ны особые задачи и средства воспитания (табл. 2.3).

Таблица 2.3 Возрастная периодизация и система воспитания по Ж.Ж. Руссо

В младенчестве (до 2 лет) поведением ребенка движут ин-стинкты, он зависит от окружающих людей, ему необходимы их внимание, помощь и забота. На первый план выходит физиче-ское воспитание ребенка.

В детстве (с 2 до 12 лет) ребенок начинает осознавать себя как личность, он физически крепок, относительно самостоятелен и в состоянии осмысленно познавать окружающий его мир. Же-лательно, чтобы воспитаннику не преподносились знания, а он сам учился добывать их. Воспитателю важно так организовать среду и вещи в ней, чтобы его воспитанник мог собрать как мож-но больше фактов путем наблюдения за природой и из своего личного опыта. Несложно заметить, что при таком обучении по-лучаемые знания малочисленны, фрагментарны, ученик не в со-стоянии усвоить их в системе. Любопытен подход Руссо к про-блеме наказаний. Отвергая наказания, он выдвинул метод «есте-ственных последствий». Если ребенок сломал стул, не сердитесь и не спешите заменить его на новый, пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула.

В отрочестве (12-15 лет) наступает пора для умственного и трудового воспитания. Руссо — сторонник практически ориен-тированного обучения. Он считал, что детей необходимо обучать предметам, имеющим практическую ценность для жизни. Осо-бое значение в воспитании Эмиля придавалось труду. Эмиль знакомится с различными ремеслами, живет жизнью ремеслен-ника, ест заработанный им самим хлеб. В трудовом воспитании, по мысли Руссо, важно давать детям самостоятельность, возмож-ность самим изобретать и создавать.

На четвертом этапе (15-22 года) настает черед нравственного воспитания. Подростка, которого ранее берегли от общества, надо подготовить к соприкосновению со средой, в которой он будет жить. Если в предшествующие этапы основной акцент в воспитании делался на общение с природой, окружающими явлениями, то в этом возрасте важно научить его разбираться в людях, общественной жизни. Здесь особая роль принадлежит ис-тории, которая рассказывает о событиях минувшего, показывает деяния великих людей, их ошибки и заблуждения. На примерах, почерпнутых из истории, воспитываются такие качества, как че-ловеколюбие, патриотизм, стремление к славе, чувство долга.

Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: вос-питание добрых чувств, суждений и воли. В возрасте 15-17 лет, размышляя над явлениями природы, устройстве мироздания и общества, молодой человек сам прихо-дит к идее Бога, постижению божественного начала. До этого возраста лучше не знакомить ребенка с религией, ибо он просто не готов к этому и может получить грубые представления о Боге, которые останутся с ним на всю жизнь. Естественным путем че-ловек сам придет к Богу. Ведь «естественная религия» индивиду-альна, она у каждого человека своя в зависимости от его душев-ного склада, наклонностей. «Настоящая религия — это религия сердца», — убежден Руссо.

К 22 годам воспитание молодого человека закончено, он на-чинает самостоятельную жизнь, обзаводится семьей. В трактате излагаются взгляды на воспитание женщины. Поскольку назна-чение женщины иное, чем мужчины, она должна воспитываться иначе. Ее удел — семья, дом, призвание — быть добродетельной женой и хорошей матерью. Женщине не нужны знания, она не должна заниматься ни наукой, ни общественной деятельностью.

Модель естественного воспитания, предложенная Руссо, во многом утопична. Она основывалась не на конкретном педагоги-ческом опыте, а на философской концепции французского мыс-лителя. Он стремился изобразить идеал, к которому следует стре-миться. Тем не менее педагогическая теория Руссо оказала огром-ное влияние на системы воспитания конца XVIIIначала XIX в.

И.Г. Песталоцци

Известный швейцарский педагог Песталоцци Иоганн Генрих (1746-1827) оставил яркий след в истории образования. С юных лет Песталоцци проникся желанием облегчить участь крестьян-ских детей, лишенных возможности полноценного обучения. Общение со свободолюбивой молодежью, лекции прогрессив-ных профессоров, внушавших слушателям патриотические идеи и развивавших мысли о воспитании как основном средстве пере-устройства общества, труды французских просветителей, глав-ным образом Ж.Ж. Руссо, — таковы истоки формирования ми-ровоззрения Песталоцци. Мысли о бедственном положении на-рода не покидали его в течение всей жизни. Он признавался в одном из своих произведений: «Я пристрастен в пользу наро-да» всем сердцем стою за права народа и лелею надежду, что народ не вечно будет в подчинении». Всю свою жизнь Песталоцци посвятил делу народного образования.

Песталоцци — не только теоретик, автор многочисленных трудов, получивших мировую известность, — «Лингардт и Гер-труда» (1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебеди-ная песня», но и практик, создавший приюты для сирот в Станце (1798-1799), интернаты в Бургдорфе (1800-1804) и Ивердоне (1805-1825).

Избавление от социального неравенства педагог видел не в революционном изменении общественных отношений, а в пра-вильной организации общественного воспитания. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготов-ку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем из-бавит их от нужды.

Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с са-мых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному (табл. 2.4).

Таблица 2.4 Теория элементарного образования по И.Г. Песталоцци

Содержание элементарного образования Задачи воспитания Пути и средства
Физическое воспитание Физическое развитие ребенка, подготовка к труду Естественная домашняя гимнасти-ка, игры, строевые занятия, похо-ды, экскурсии
Трудовое воспитание Овладение основными приемами и культурой труда Работа в поле, на прядильных и ткацких станках, «азбука умений»
Нравственное воспитание Развитие нравственных чувств, выработка навы-ков поведения и нравст-венного сознания Любовь к ближнему и доброта к окружающим
Умственное воспитание Развитие познавательных способностей, умения логически мыслить Овладение чтением, счетом, пись-мом, сообщение сведений из гео-графии, истории, естествознания

Основой физического воспитания является стремление ре-бенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться в семье с раннего возраста, когда мать учит ребенка делать пер-вые шаги; упражнения суставов положены в основу создания «естественной домашней гимнастики». По мысли Песталоцци, система физических упражнений не только развивает ребенка в физическом отношении, но и готовит его к труду, формирует трудовые умения.

Большое место в физическом воспитании отводилось играм, военным упражнениям. В интернатах, где работал Песталоцци, детские игры чередовались со строевыми занятиями, экскурсия-ми, походами. Физическое воспитание осуществлялось в нераз-рывной связи с трудовым и нравственным воспитанием.

Песталоцци предпринял попытку соединить обучение с про-изводительным трудом. Воспитанники работали в поле, под руко-водством ремесленников -- на прядильных и ткацких станках. Одновременно детей обучали грамоте, счету. Хотя это было ско-рее механическое, а не органическое соединение обучения с про-изводительным трудом, сама по себе идея, высказанная и реали-зованная педагогом, была прогрессивной.

Песталоцци в своих трудах неоднократно критиковал совре-менную ему профессиональную подготовку молодежи. Он пола-гал, что молодежь должна овладеть основными приемами и об-щей культурой труда. По его мнению, правильно организованный труд способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, точность, содействует развитию ума и нравственных сил ребен-ка, формирует правильные взаимоотношения как внутри детско-го коллектива, так и между детьми и взрослыми.

Песталоцци высказал мысль о создании «азбуки умений», ос-воение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми в жизни трудовыми умениями. В «азбуку умений» входили физические упражнения: бить, тол-кать, бросать, бороться, носить и др.

В нравственном воспитании великий швейцарский педагог выделял три основные задачи:

Развитие у детей высоких моральньк качеств и нравствен-ных наклонностей;

Выработку у детей нравственных навыков через участие в добрых и полезных делах;

Формирование у молодого поколения нравственного соз-нания и убеждений.

Простейшим элементом нравственного воспитания является любовь ребенка к матери, которая постепенно распространяется на отца, братьев, сестер, учителя, друзей, все человечество. Боль-шое значение в воспитании нравственности занимает школа, от-ношения в которой должны строиться на началах искренней любви учителя к детям. Нравственное воспитание тесно связа-но с религиозным воспитанием. Критикуя обрядовую религию, Песталоцци был сторонником естественной религии, понимая под ней развитие высоких нравственных чувств.

Учение Песталоцци об умственном воспитании чрезвычайно содержательно и разносторонне. Ему принадлежит заслуга вы-движения идеи воспитывающего обучения, которую К.Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци».

Основная цель обучения — «возбуждение ума» детей к актив-ной деятельности, развитие их познавательньк способностей, выработка умения логически мыслить, кратко выражать словами сущность усвоенньк понятий. Критикуя современную ему шко-лу за книжность, отрыв от жизни, Песталоцци предлагал постро-ить процесс обучения в соответствии с естественным путем позна-ния у ребенка. Исходный момент познания у детей — чувственное восприятие вещей и явлений окружающего мира. Отсюда — огром-ное значение наглядности как средства развития у детей наблю-дательности, внимания, умений сравнивать, сопоставлять. Пес-талоцци в отличие от своих предшественников предлагает рас-ширенную трактовку наглядности, признав ее основой обучения и дав ей глубокое психологическое обоснование.

С точки зрения Песталоцци, существуют простейшие эле-менты всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает мир. Эти элементы — исходные для любого обу-чения: число (единица), форма (прямая линия), слово (звук). Та-ким образом, элементарное обучение означало умение считать, измерять, владеть речью Песталоцци расширил содержание на-чального образования, включив в него арифметику с начатками геометрии, чтение, письмо, географию, историю, естествозна-ние, рисование, гимнастику.

Большая заслуга Песталоцци в том, что он разработал основы частных методик начального обучения. Обучение счету он пред-лагал начинать не с заучивания правил, а сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойстве чисел. Учить письму он советовал через упражнения в написании элементов букв. Большое внимание отводил орфо-графии. Столь же планомерно и последовательно должно идтии развитие речи ребенка, начиная от звуков, их сочетаний в сло-вах, через освоение различных речевых форм. Швейцарский пе-дагог стремился упростить методику начального обучения, сде-лать ее доступной как для учителя, так и для любого родителя.

Сформулированные Песталоцци педагогические идеи дали толчок дальнейшему развитию дидактики начального обучения и педагогики XIX в.

И.О. Гербарт

Крупный вклад в развитие педагогики Нового времени внесли немецкие педагоги. Один из выдающихся педагогов XIX в. — И.Ф. Гербарт (1778-1841) — считал педагогику самостоятельной наукой, которая с помощью философии определяет педагогические цели, а при содействии психологии — пути их осуществления.

В своих работах «Общая педагогика, выведенная из целей воспи-тания» (1806) и «Первые лекции по педагогике» (1835) он неизмен-но отстаивал тезис о суверенности педагогики как научной дисци-плины: «Было бы лучше, если бы педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной об-ласти мышления и не быть на задворках других наук».

Гербарт внес значительный вклад в развитие дидактики — разработал учение о ступенях обучения; выделил универсальную схему процесса обучения.

На первой ступени («ясность») осуществляется первоначаль-ное ознакомление учащихся с новым материалом, основанное на широком использовании наглядности.

На второй ступени («ассоциация») происходит установление связи новых представлений с уже имеющимися в процессе сво-бодной беседы.

На третьей ступени («система») в новом материале выделяют-ся главные положения, формулируются правила и законы.

На четвертой ступени («метод») у учащихся в процессе выполне-ния упражнений вырабатываются навыки. В этой схеме получили отражение стороны учебного процесса. Однако ее абсолютизация последователями Гербарта вела к формализму в организации урока.

Немецкий педагог был сторонником классического образо-вания, полагая, что изучение классических языков, математи-ки, античной истории лучше всего развивает мышление. По его мнению, ребенок в своем развитии повторяет путь человечест-ва. Поэтому учащимся ближе и понятнее жизнь древних наро-дов, чем современность. В связи с этим до 14 лет в школах необ-ходимо обучать в основном древним языкам, математике, ан-тичной истории и литературе. Эта идея Гербарта была положена в основу обучения в классических учебных заведениях Европы в XIX в.

Гербарт активно разрабатывал теорию воспитывающего обу-чения. Он не только впервые ввел данный термин в педагогику, но и попытался обосновать его. По мысли педагога, «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравст-венное образование без обучения есть цель, лишенная средств».

Основную задачу воспитывающего обучения видел в развитии раз-ностороннего интереса, который имеет шесть видов: эмпириче-ский — к окружающему миру; спекулятивный или умозритель-ный — к причинам вещей и явлений; эстетический — к пре-красному; симпатический — к близким людям (семье, друзьям, знакомым); социальный — ко всему человечеству; религиоз-ный — к Богу. Основой интереса выступает внимание, поэтому важнейшей дидактической задачей является возбуждение и под-держание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.

Гербарт предложил систему нравственного воспитания, цель которой — воспитание нравственного человека (табл. 2.5). Нрав-ственное воспитание, по его мнению, строится на пяти нравст-венных идеях: идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, дающая внутреннюю гармонию; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливо-сти, служащая руководством при наказании или поощрении ин-дивида. Человек, впитавший эти идеи и руководствующийся ими в жизни, никогда не будет вступать в конфликт с окружающим миром.

Важная роль в нравственном воспитании принадлежит рели-гии. Гербарт рекомендовал пробуждать у детей религиозный инте-рес как можно раньше. Религия необходима человеку, поскольку является сдерживающим началом. Она проповедует смирение и внушает индивиду чувство зависимости от «высших» сил.

Таблица 15 Воспитательная система, предложенная И.Ф. Гербартом

К нравственному воспитанию тесно примыкает управление, задачу которого Гербарт видел в том, чтобы приучать детей к по-рядку и дисциплине. В качестве основных средств управления он выделил угрозу, надзор, приказ, запрет, наказания (включая и телесные), включение детей в деятельность. Педагогом разра-ботаны рекомендации по нравственному воспитанию, где он указывает необходимость опоры на положительное в ребенке, учета индивидуальных способностей в процессе воспитания.

Педагогическая теория Гербарта во многом определила даль-нейшее развитие западной школы и педагогики, его идеи интер-претировались и развивались многочисленными учениками и по-следователями.

Ян Амос Коменский является известным чешским педагогом и писателем.

Будучи епископом Чешскобратской церкви, он получил большую известность благодаря инновационным классно-урочным методам обучения. Ян Амос Коменский - основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Биография, деятельность и признание в обществе Яна Амоса Коменского:

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в чешском городке Нивнице. Кроме него, в семье Каменских было еще четверо детей. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Богемских братьев. Когда маленькому Яну только исполнилось 7 лет, его отдали в религиозную школу, поэтому он получил первоначальное образование в братской школе.

В 1602 году в его городке разразилась эпидемия чумы, от которой умерли его родители и две старшие сестры. Маленький мальчик, ставший свидетелем такой ужасной трагедии, замыкается в себе на долгие годы. Но он продолжает обучение, так как этого сильно хотели его родители.

В 16-летнем возрасте Ян поступил в латинскую школу в Пршерове, в которой проучился 2 года. После этого Коменский продолжил учебу в Реформаторской академии Херборна, а затем в, Гейдельбергском университете.

К 1611 году Коменского крестят, и он получает свое второе имя Амос. В 1616 году Ян становится священником общины Богемских братьев, в которой была его семья. Также он занялся проповедованием.

В его школе так нудно и неинтересно преподавали, что в выпускных классах Ян впервые задумался о реформировании обучения в школе.

Окончив обучение в 1614 году, Ян вернулся домой и начал работать учителем в школе. Через 2 года он был уже пастором. Тогда же Каменский написал книгу «Грамматика латыни».

В это время началась Тридцатилетняя война (1618-1648), в которую были втянуты многие европейские страны. Она серьезно отразилась на жизни и взглядах Каменского, поскольку военный конфликт произошел вследствие столкновения протестантов и католиков Германской империи. Кстати, это противостояние, длившееся около 30 лет, стало последним крупным религиозным конфликтом в истории.

В это время Ян Коменский написал множество статей, направленных на возвращение его народу законных территорий и веры. Вскоре он начал подвергаться гонениям, как, впрочем, и его братья по вере. В результате этого, реформатор оказался в польском Лешно, где он находился в относительной безопасности.

Ян Амос Коменский, работая учителем в школе города Пшерове, знакомится с Магдалиной Визовской, своей первой женой. Она была падчерицей бургомистра, с ней он прожил 4 года. У пары родилось двое детей, но эпидемия чумы в 1622 году унесла жизнь любимой жены и детей.

Спустя 2 года Коменский снова вступил в брак, женившись на дочери епископа Марии-Доротее. Но и она умерла, оставив его одного.

Потом Коменский женился в третий раз на Яне Гаюсовой, с которой счастливо прожил до самой смерти.

Несмотря на беспрерывные войны и религиозное преследование, Коменский продолжал заниматься писательской деятельностью. Одним из самых известных его произведений является «Великая дидактика», в которой он собрал большинство своих работ.

Серьезное внимание Коменский уделял реформированию знаний. Он постоянно стремился усовершенствовать педагогические методы. В связи с этим он опубликовал книгу «Материнская школа», в которой подробно описал свое видение на воспитание ребенка в первые 6 лет его жизни. Совершая преобразование школьного дела в Венгрии, Коменский впервые сделал попытку создать новую школу с 7-летним обучением. Также новшество Коменского было в том, что к каждому классу прикреплялись учебные комнаты, учебники и учителя.

Кроме реформирования учебного процесса, Коменский любил рисовать и занимался картографией. Он нарисовал карту Моравии, которую напечатали в 1627 году. Ее много раз переиздавали и активно пользовались на протяжении XVII века.

В начале 1630-х годов, популярность Яна Коменского стала набирать обороты. Его книги переводились на разные языки и вызывали большой интерес в обществе. Например, учебник «Открытая дверь к языкам» (1631), позволял быстрее и легче изучать латынь. В этой книге, в отличие аналогов, вместо традиционных склонений, спряжений и правил, давалось описание реальной действительности.

В скором времени Ян Коменский написал очередную книгу «Христианское всезнание». Она была переведена на английский язык и опубликована под названием «Реформа школ». Его видение воспитания и образования детей было совершенно новым, вследствие чего оно активно обсуждалось в обществе.

Яна стали приглашать в Великобританию и Францию, где у него было много сторонников. Кардинал Ришелье даже предлагал ему продолжить работать в Париже, обещая создать для него все необходимые условия. Но Коменский отказался. Вскоре, ему удалось встретиться с Рене Декартом, имя которого было известно всей Европе.

Обосновавшись в Швеции, Ян Коменский вновь столкнулся с трудностями. Руководство Оксеншерна настаивало на том, чтобы педагог писал интересные книги для обучения школьников. Однако на тот момент времени Каменский работал над пансофией (обучение всех всему). Тем более что эта идея набирала популярность среди европейских ученых. В результате, в 1651 году ему удалось закончить написание сочинения под названием «Пансофическая школа». В нем было изложено устройство пансофической школы, принципы ее работы, учебный план и общий распорядок дня. По сути, этот труд представлял собой образец для всеобщего получения универсальных знаний.

В 1650 году князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании, пригласил Яна Коменского обсудить школьные реформы, которые планировалось провести в скором будущем. Кроме этого, Сигизмунд хотел более подробно рассмотреть пансофию Коменского. Педагог согласился помочь князю, и вскоре принялся за работу. В одной из школ он осуществил множество преобразований, однако в прошествии нескольких лет никаких серьезных результатов не последовало. Несмотря на отсутствие заметных успехов, Коменский смог в это время написать произведение «Чувственный мир в картинках», которое стало настоящим прорывом в педагогике. В нем для изучения языков Ян Коменский начал использовать картинки, чего ранее никто не предпринимал. Вскоре он скажет, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».

Интересен факт, что современные методики по изучению иностранных языков также включают в себя цветные иллюстрации. Кроме этого, картинки или образы используются в большинстве мнемонических техник.

После того, как Ян Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война. Вследствие этого были утеряны все рукописи Коменского, а ему самому пришлось вновь переезжать в другую страну.

Следующим и последним местом жительства Коменского стал Амстердам. За время проживания в этом городе он завершил объемный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», состоящий из 7 частей. Ян писал его на протяжении 20 лет, и таким образом смог подвести итоги всей своей деятельности. И хотя фрагменты произведения были опубликованы еще в конце 17 века, оно считалась утерянным. В 30-е годы 20 века были найдены остальные 5 частей книги. В полном объеме данный труд опубликовали на латинском языке лишь в 1966 году.

Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 года в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.

Основные идеи и дидактика великого педагога Яна Амоса Коменского:

Ян Амос Коменский был человеком своего времени. Его мало интересовало развитие науки. Вместо этого он акцентировал свое внимание на богословии. Все свои идеи он заимствовал из теологии Богемских братьев. Более того, он активно изучал труды таких известных деятелей, как Николая Кузанского, Бэкона, Якоба Беме, Хуана Луиса Вивеса, Кампанелла и других мыслителей. Вследствие этого, Коменскому удалось собрать большой багаж знаний, который помог ему сформулировать собственные взгляды в отношении проблем образования, богословия и научной педагогики.

1)Путь света

Путь света представляет собой разработанную Коменским программу, направленную на просветление человека. Основными ее темами стали благочестие, знание и добродетель. По мнению автора, мудрость человек мог достичь только после освоения и применения всех 3-х качеств. Из этого следует, что источником и целью всех его работ было богословие.

Большое внимание Коменский уделял Богу. Он считал, что человек обязан открыться для 3-х откровений: видимому творению, в котором видна сила Творца; человеку, созданному по подобию Бога; слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку.

Все знания и незнания должны быть взяты из 3-х книг: природы, разума (духа человека) и Священного Писания. Для того чтобы достичь такой мудрости, индивиду надо задействовать чувства, разум и веру. В связи с тем, что человек и природа созданы Богом, у них должен быть похожий порядок вещей, благодаря которому можно достичь гармонии во всем.

2)Знать себя и природу

Данная доктрина макрокосма-микрокосма позволяет удостовериться в том, что человек может постичь до сих пор нереализованную мудрость. Вследствие этого, каждый индивид становится пансофистом – маленьким богом. Язычники не в состоянии постичь такой мудрости по причине нехватки явленного Слова, которым, согласно христианству, является Иисус Христос. По мнению Яна Коменского, человеку необходимо обращаться только к божественным произведениям и познавать что-либо посредством прямого столкновения с вещами. Он утверждал, что любое обучение и получение знаний начинается с чувств. Жизнь и мир любого человека являются школой. Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты – священниками в храме природы. Исходя из всего сказанного, каждый человек должен стремиться познать себя и природу.

3)Энциклопедия всезнания

Под этим понятием подразумевается метод, посредством которого человек способен видеть порядок вещей, осознавая их причины. Благодаря этому, каждый индивид в полной мере сможет постичь различные знания. Более того, человеку удастся достичь состояния, в котором он находился до грехопадения Адама и Евы.

4)Новаторство в образовании

По мнению Яна Коменского, ребенка следует воспитывать таким образом, чтобы он мог сопоставлять вещи и слова. Обучая его родному языку, родителям нужно избегать пустых слов и сложных понятий. Книги в учебных заведениях должны быть распределены по группам. То есть, ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь на данный момент времени.

5)Жизнь как школа

Ян Коменский считал, что вся жизнь является для человека школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны обучаться вместе. Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию. Процесс обучения должен проходить в игровой манере. Если ребенок не сможет овладеть той или иной наукой, это ни в коем случае не является его виной. В своих трудах Ян Коменский утверждал, что в основе преобразования человечества должна стоять пансофия, в то время как теология будет являться направляющим мотивом. В собственных произведениях педагог использовал множество цитат из Священного Писания. Среди библейских книг его больше всего интересовали пророчества Даниила и Откровение Иоанна Богослова. Он считал, что читая эти книги, человек сможет получить важнейшие знания, необходимые для библейского тысячелетия.

Научное и творческое наследие Яна Амоса Коменского:

Ян Амос Коменский, учась в Гейдельбергском университете, приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-1627) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-1656).

В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632).

Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В 40-е годы опубликовал ряд учебников. В 1650 году Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656).

В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х годах 20 века; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году.

Его оригинальный и фундаментальный труд по составлению чешского словаря «Сокровищница богемского языка», над которым он работал более 40 лет, по нелепой случайности сгорел в огне.

Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Интересные факты о Яне Амосе Каменском:

* Портрет Яна Амоса Каменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон.

* В честь него названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).

* На территории Чешской республики было выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского.

*Одной из таких медалей (серия 1953 года) был награжден в 1976 году Волгоградский государственный педагогический университет.

* В 1957 году Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Я.А. Коменского. Вес 12 грамм, Проба 500.

* В Киеве в 1907-1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского.

Афоризмы и высказывания Яна Амоса Коменского:

* Книги - это инструмент насаждения мудрости.

*Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

* Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.

*Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

* Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

* Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность, было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

* Спорить с Природой - напрасное дело.

* Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.

*Без примера ничему не выучишься.

*Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни.

*Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

*Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

* Ничто притворное не может быть продолжительным.

*Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

*Тот, кто мало знает, малому может и учить.

* Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.