Узбеки какая раса. О происхождении этнонима узбек и кочевых узбеков

О происхождении этнонима узбек и «кочевых узбеков».

Происхождение этнонима узбек и народа с одноименным именем интересовало очень многих исследователей. По сложившейся негласной традиции узбеками называли кочевников из восточного Дешти-Кипчака, вторгшихся под руководством Мухаммеда Шейбани в Среднюю Азию и свергнувших Тимуридов.
По поводу происхождения этнонима узбек выдвигались различные версии:
Аристов Н.А., Иванов П.П., Вамбери Г., Чапличек М.А., Хуукам Х считали, что происхождение этнонима узбек связано с именем золотоордынского хана Узбека .
Григорьев В.В. в своей рецензии на книгу Вамбери писал: «В своей обширной рецензии на книгу А. Вамбери "История Бухары", вышедшую в 1873 г. в Лондоне на английском языке, проф. Григорьев писал "...и это народное имя (узбеки - А.С.) г. Вамбери считает усвоившими его себе тюркскими родами - в память золотоордынского хана Узбека, как утверждает это и хивинский историк Абульгази… В Золотой Орде, где властвовал Узбек-хан, никаких узбеков никогда не было, а появились узбеки в Синей орде, на которую власть Узбек-хана не простиралась, и появились не ранее, как через сто лет после его смерти»
Бартольд В.В. называл узбеками золотоордынскими кочевниками, обитавшими в Восточном Дешти-Кипчаке, сам Сафаргалиев называет узбеков как кочевников улуса Шибана .
По поводу происхождения народа узбеков большинство версий говорят о том, что узбеками называли кочевое население восточного Дешти-Кипчака: Греков Б.Д. и Якубовский А.Ю. полагают, что из мн. персидского (и таджикского) узбекиан - узбековцы возник впоследствии термин узбек, "который и стал собирательным именем для целой группы тюрко-монгольских племен Ак-Орды". Термин же «Улус Узбека» стал применяться не ко всему Улусу Джучи, а лишь к его ак-ордынской части
Их точку зрения поддерживает Семенов А.А.: «Разумеется, хронологические рамки появления названия народа узбеки теперь приходится значительно отодвинуть назад, но главное положение проф. В.В. Григорьева, что в Золотой Орде никаких узбеков не было, а появились они в Синей орде (иначе в Белой орде) на которую власть Узбек-хана не простиралась, остается, несомненно, в силе и по сей день» . Продолжая свою мысль Семенов А.А. пишет: «Иначе говоря, Шейбани-хан, не делая в начале всей тирады никакого различия между казахами и узбеками и обобщая их в один народ узбек и, дальше отделяет последних от казахов в том смысле, что под узбеками подразумевает племена бывшего улуса Шейбана, а под казахами - племена бывшего Восточного Кипчака или улуса Орды» .
Подводя итоги своей статьи, Семенов А.А. дает следующие выводы:
1) узбеки не были выходцами из Золотой Орды и не доказано, что они получили свое имя от золотоордынского Узбек-хана, как полагали некоторые. Составляя с так называемыми казахами один народ, узбеки искони жили в степях Дешт-и-Кипчака, поэтому противоречит истине и утверждение других, что вследствие внутренних смут и распрей откочевавшие на восток, к р. Чу, узбеки, отделившись от общей массы, стали называться казаками (казахами), т.е. вольными людьми
4) Непрестанные распри между узбекскими племенами владений Шейбана и Орды, переходившие в кровопролитные войны с колоссальными ограблениями побеждённых и обращением их в рабов, в XV в. н.э. вылились в более определённую форму борьбы узбекских ханов из дома Шейбана с ханами узбеков-казахов из потомков Чингиза по другой линии. И окончательное обособление узбекских племён Дешт-и-Кипчака, так называемых узбеков-казахов, от узбекских племён Шейбани-хана совершилось в правление последнего, о чем свидетельствует вся политика Шейбани-хана по отношению к своим соплеменникам, не пошедшим за ним в Среднюю Азию и оставшимся в Дешт-и-Кипчаке .
Дальше идеи Семенова А.А. развил Ахмедов Б.А. в своей монографии «Государство кочевых узбеков». Ахмедов Б.А. считал, что в 20-х годах 15 века в Восточном Дешти-Кипчаке (к востоку от Волги и к северу от Сырдарьи) образовалось государство кочевых узбеков, под узбеками Ахмедов Б.А. подразумевал племена, ранее входившие в улусы Шибана и Орды . Здесь мы хотим отметить, что первоначальный состав улуса Шибана известен: согласно Абулгази туда входили четыре племени Кушчи, Найман, Карлук, Буйрук . Согласно списку Масуда Кухистани было 27 племен под властью Абулхаир-хана , из них мы можем признать некоторые «племена» как джучидские кланы (Иджан, Каанбайлы, Тангут, Чимбай) , таким образом, из 23 племен подвластных Абулхаир-хану только три (Кушчи, Найман, Карлук) были коренными шибанидскими племенами. Племена Кият, Конграт и Мангыт, бывшие тремя из четырех кланов карачи-биев в Большой орде так же присутствовали в ханстве Абулхаир-хана . Из коренных тука-тимуридских племен (Минг, Тархан, Уйсун, Ойрат) в составе ханства Абулхаир-хана были плмена Минг и Уйсун, и возможно Ойрат . Племен входивших в состав улуса Орды мы не знаем.
Таким образом, можно утверждать, что состав населения ханства Абулхаир-хана («кочевые узбеки») был гораздо шире, чем племена бывших улусов Шибана и Орды.
Юдин В.П. в своей рецензии на монографию Ахмедова Б.А. делает следующие замечания, касательно темы статьи:
1. Термин узбек приобрел значение этнонима уже в 14 веке и не в Средней Азии, а в Восточном Дешти-Кипчаке .
2. Преувеличение роли государства Абулхаир-хана в истории восточного Дешти-Кипчака. Это государство является естественным приемником государства Джумадука .
Здесь можно согласиться с двумя пунктами, действительно узбеки как этноним начинает мелькать еще в 14 веке, а Абулхаир-хан не основал какое-то отдельное ханство, положившее начало узбекам, а был еще одним из ханов восточной части Золотой Орды.
Исхаков Д.М. считает, что изначально узбеки были названием кочевников, подчинявшихся Шибанидам, но позже этот термин приобрел характер политонима и стал покрывать такие этносы как казахи, мангыты, узбеки-шибаниды
В общем, проиллюстрировав различные точки зрения, мы бы хотели перейти к вопросу об этнониме узбек с другой стороны. Мы намеренно опустим различные интерпретации историков и востоковедов 19-20 веков и проведем контент-анализ первоисточников на предмет наличия в них этнонима узбек.
Большинство источников, употребляющих слово узбек как обозначения этноса или страны можно разделить на две части:
1. Среднеазиатские (Тимуридские) источники
2. Остальные.
Начнем контент-анализ со второй группы:
2.1. Казвини:
«Арпа-каун отправил войска, чтобы они зашли в тыл узбекцам (узбекийан)… пришло известие о смерти Кутлук-Тимура, на котором держалось государство Узбека (мамлакати узбеки)» . Здесь можно отметить, что вряд ли тут термин узбековцы носит этнический характер, он просто констатирует принадлежность армии Узбек-хану. Государство Узбека здесь тоже стоит понимать как государство хана Узбека, а не государство узбеков
2.2. Ибн Батута:
Рассказывая о стране (Чагатайском улусе) Ибн Батута свидетельствует: «Страна его расположена между владениями четырех великих царей: царя Китая, царя Индии, царя Ирака и царя Узбека» . Как считает Арапов А.А. «Таким сопоставлением он фактически признает, что имя «Узбек» не есть личное имя, а наименование страны – «страна Узбека (Узбеков)», такое же как Китай, Индия, Ирак» .
2.3. ал-Калкашанди
Единственный арабский автор, употребивший словосочетание «стран узбековых». «посланник от Тохтамыша, государя стран узбековых» .
В общем, во всех трех источниках название узбек не несет этничности, а имеет либо географический характер, либо касается личности хана Узбека.
Перейдем к среднеазиатским и тимуридским (и зависимых от них) источникам, отрывки из которых есть в СМИЗО:
1.1. Шами
«Они (эмиры Адил-шах и Сары-Буга)… ушли в область узбеков и укрылись у Урус-хана» . «Кутлук-Буга, сын царя Урус-хана узбекского» . «а сам (Тамерлан) вознамерился выступить в область узбеков. Нойоны и эмиры собрались и доложили, что правильно, если бы мы сначала пошли бы на Инга-туру и уничтожили бы его зло, а потом отправились бы в страну узбеков» . «Тимур-Кутлук-хан в области узбеков умер, улус его смешался» .
В этом источнике Урус-хан представлен как узбек в этническом плане, также интересно известие о смерти Тимур-Кутлука в области узбеков.
1.2. Натанзи
«Туман-Тимур узбек» . «Тохтамыш удовлетворил его просьбу (просьба Балтычака, эмира Тимур-бек-оглана о собственной казни). После этого государство узбекское целиком стало в его власти» . «Когда истекло 6 лет его (Тимур-Кутлука) правления и дела царства пришли целиком в прежний порядок, однажды он заснул после длительного пьянства, его дыхание прекратилось, и он скончался. После него снова государство пришло в беспорядок, и улус узбекский по своему обычаю стал искать славного уруга Чингиз-ханова» . «Так как у узбеков всегда было стремление к проявлению державы потомков Чингиз-хана, то они направились служить двору Тимур-султана (сын Тимур-Кутлука)» . «Кара-Кисек-оглан (джучид, военачальник Урус-хана) послал в сторону Отрара, чтобы добыть языка, Саткина большого и Саткина малого, самых выдающихся узбекских смельчаков с сотней всадников» .
1.3. Йазди
«Туман-Тимур узбек (эмир Тимура)» . «Кутлук-Тимур-оглан, Кунче-оглан и Идигу-узбек» . «В ту ночь два нукера Идигу-узбека» [ИКПИ, 310]. «Йаглы-бий бахрин, один из приближенных и ичкиев Тохтамыш-хана ринулся вперед со смельчаками своего узбекского войска» . «Он (Тимур) дал, находившемуся при нем сыну Урус-хана, Койричак-оглану, отряд узбекских храбрецов, находившегося в числе слуг высочайшего двора» . «прибыли из Дашта посол Тимур-Кутлук-оглана и человек эмира Идигу, из Джете также прибыл посол Хизр-Ходжи-оглана… его величество милостиво обошелся с послами узбеков и джете» . Здесь стоит отметить, что под джете тимуридские авторы подразумевали могулов из Могулистана, в то время как могулы называли чагатаев караунасами.
1.4. Самарканди
«Прибыли в качестве послов нукеры Пулад-хана, амира Идигу-бахадура и амира Айсе, которые были обладателями власти в Дашти-Кипчаке и странах узбекских» . «События 813 (06.05.1410-24.04.1411)… прибыли амир Идигу-бахадур из страны узбеков и Дашти-кипчака»… «возвратился тавачи Абан, ездивший в область узбекскую к амиру Идигу» . «Из Хорезма пришло известие, что Джаббар-берди, обратив в бегство Чингиз-оглана, овладел улусом Узбекским» .
«Из узбекских владений бежали сыновья Ходжалака и донесли, что область узбекская пришла в расстройство», «в конце раби (28.03.1419-26.04.1419) Барак-оглан, бежавший из улуса узбекского, пришел искать убежища при дворе мирзы Улугбек-гургана», «туда (в Бурлак) с узбекской стороны бежал человек по имени Балху и привез известие о расстройстве узбеков» .
«Барак-оглан захватил орду Мухаммад-хана (в данном случае Хаджи-Мухаммед) и большая часть улуса узбекского подчинилась и покорилась ему», «Барак-оглан захватил орду Мухаммед-хана, царя узбекского и овладел улусом», «Он (Барак) отправился в страну узбекскую и управление улусом попало в его руки» . «Узбеки, которым образ победы в зеркале воображения казался невозможным, увидели ее, и в руки им досталась огромная добыча (о победе Барак-оглана над Улугбеком)» .
«События…Войско узбекское…вторглось в Хорезм» , согласно Гаффари это войско было послано Кичи Мухаммедом .
«временами некоторые из войска узбекского, сделавшись казаками», «наблюдали за действиями войска Дешти-Кипчакского и казаков узбекских», «царь узбекский Абулхаир-хан» .
«Хан приказал нескольким людям узбекским привести в действие камень йеде. Узбеки поступили согласно приказанию» .
«Прибыл указ о том, чтобы Саийд-йеке султана (Сайдек-хан, дядя Ибак-хана), брата Абулхаир-хана узбекского… прислать в высочайшую Орду», «Абу саид отправил его благодарного и довольного в область узбекскую» .
1.5. Гаффари
«Тимур (сын Тимур-Кутлука) бежал от него (Джалаладдина, сына Тохтамыша) и был убит Газан-ханом (зять Джалаладдина, осаждавший Идигу), одним из узбекских эмиров, который осаждал Хорезм» .
1.6. Рази:
«до конца дней Абу-Саида был государем всего улуса Джучи-хана. В 728/1327-28 г. у него не осталось соперников. Улус Джучиев после него стал называться улусом Узбека» . «Сеид-хан (правитель могулов)… думая, что может быть сможет при его помощи выгнать из своего наследственного владения узбеков Шейбани-хана» .
1.7. Мухаммед Хайдар Дулати.
В большинстве случаев автор делит узбеков на узбеков Шайбана и узбек-казаков, зачастую использование этнонима узбек означает «узбеков Щайбана», но есть исключения как с казахским ханом Тахиром, сыном Адика, сына Джанибека, чьих подданных автор зачастую называет просто узбеками. Ниже мы упомянем те сведения, которые к узбек-казакам и узбекам Мухаммеда Шейбани имеют косвенное отношение:
«Вторая книга - о жизни сего раба и о том, что я видел и знал о султанах, ханах, узбеках, чагатайцах и других» . «В той местности высокому слуху (Сахибкирану) сообщили, что прибывает Туктамиш углан, который, опасаясь Урус хана узбека, обратил лицо надежды к порогу убежища мира Сахибкирана» . «Улус узбеков после смерти Абул-Хайр хана пришел в расстройство, там возникли большие разногласия и большинство [людей] ушло к Кирай хану и Джанибек хану, так что число их достигло двухсот тысяч человек и их стали называть узбек-казаками».
«Убиение Бурудж углана бен Абулхаир-хана узбека» . «Хан (Юнус) подошел с шестью человеками, один из которых был знаменосцем, и, трубя в рог, перешел реку. Каждого расположившегося в доме узбека тут же схватили женщины. Когда Бурудж углан услышал звук рога и увидел шесть человек со знаменем, он вскочил, чтобы сесть на коня, [однако] его конюший - ахтачи и лошадь были схвачены на месте служанками, а из дома выскочили женщины и схватили самого Бурудж углана. В этот момент прибыл хан и приказал, чтобы ему отрезали голову и насадили ее на копье. Из тех двадцати тысяч узбеков мало кто спасся».
«Итак, с помощью [хана] Шахибек хан взял Самарканд и основательно закрепился в нем. Его войско достигло пятидесяти тысяч [человек] и везде, где [только] были узбеки, они присоединялись к нему». . «После этих событий он (Султан Ахмад-хан) выступил против узбек-казаков. Причиной этого было следующее. При описании дел Султан Махмуд хана было упомянуто, что Султан Махмуд хан дважды дал сражение узбек-казахам и потерпел поражение. По этой причине Султан Али хан выступил против узбек-казаков и трижды разбивал их. За все, что они сделали с его старшим братом, Султан Махмуд ханом, он полностью расплатился. Он так укрепил Моголистан, что калмаки и узбеки не могли проходить близко к территории Моголистана на расстоянии семи-восьмимесячного пути».
«По храбрости он (Султан Саид-хан) также выделялся между себе подобными. Так, однажды я находился при нем, когда он сам лично вел атаку, и описание этого имеется во второй книге. В стрельбе я не видел равного ему ни у моголов, ни у узбеков, ни у Чагатаев, как до него, так и после».
«После смерти Абу-л-Хайр хана в улусе узбеков возникли разногласия» . «В Моголистане много крупных рек, подобных Джейхуну или близких к нему, как, например, Ила, Эмиль, Иртиш, Чулак, Нарин. Эти реки ничуть не уступают Джейхуну и Сейхуну. Большинство этих рек впадает в Кукча Тенгиз. Кукча Тенгиз - озеро, отделяющее Моголистан от Узбекистана. Из него вытекает воды меньше, чем впадает - то, что вытекает, равняется одной части впадающей в него воды и течет по [территории] Узбекистана и впадает в Кулзум под названием Атил. В исторических книгах написано Атил, но среди узбеков она известна под названием Идил» .
«После смерти Адик султана эту Султан Нигар ханим взял [в жены] Касим хан, брат Адик султана. После смерти Касим хана ханство досталось Тахир хану, сыну Адик султана. Он настолько почитал ханим, что предпочитал ее родной матери. Ханим была благодарна ему за такое к ней отношение, но обратилась к нему с просьбой: “Ты для меня как сын и при тебе я никогда не вспоминаю и не желаю видеть другого сына, кроме тебя. Однако я стара и у меня нет сил выносить эту кочевую жизнь в степях Узбекистана» . «Поскольку Рашид султан оставался в Моголистане, зимовку он устроил в Кочкаре. А Тахир хан был в Узбекистане. Произошедшие там события вынудили его уехать в Моголистан, и он близко подошел к Кочкару».
«Те места принадлежали в качестве икта Касим Хусайну султану, который был из узбекских султанов Кафы и Крыма» Вероятно этот султан был потомком Султана Баязида, троюродного брата крымских ханов-Тукатимуридов, который служил Тимуридам.
1.8. Фирдаус ал Икбал
Абулек-хан, [сын Йадгар-хана], после своего отца и старшего брата был падишахом в течение шестнадцати лет. Он был очень мягким и безобидным человеком. Поэтому [при нем] среди узбеков возникли вольности и проявилась анархия. Аминек-хан, сын Йадгар-хана, после [смерти] брата открыл дорогу справедливости и правосудию. Эли Мухаммад Шайбани-хана, который овладел Мавераннахром, в период [правления] Аминек-хана перекочевали в Мавераннахр и около него не осталась какого-либо эля, кроме людей, [непосредственно] принадлежавших [ранее] Йадгар-хану .
Как мы знаем Ядигер, Абулек и Аминек были ханами Ногайской орды при поддержке Мусы мангыта, сына Ваккаса . Следующее известие также говорит о том, что мангыты и узбеки были близки, если не идентичны.
1.9. Ибн Рузбихан:
«Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] - шибаниты, и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя - казахи, которые известны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя - мангиты, а [из] них цари астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном (т. е. с Каспийским морем. - Джалилова Р. П.), другой - с Туркестаном, третий - с Дербендом, четвертый - с Хорезмом и пятый - с Астрабадом. И все эти земли целиком являются местами летних и зимних кочевий узбеков. Ханы этих трех племен находятся в постоянных распрях друг с другом, и каждый посягает на другого. И когда побеждают, то продают друг друга, уводят в плен. Имущество и людей [своего противника] они в своей среде считают дозволенной военной добычей и никогда от этого [правила] не отступают... Во всех этих родах очень много уважаемых ханов: каждый род великих и именитых [из] потомков Чингиз-хана называют султанами, а того, кто знатнее их всех, именуют ханом, то есть самым великим из государей и правителей их, которому они оказывают покорность» .
Вполне возможно, что под океаном подразумевается не Каспийское море, как предположила Джалилова Р. П., а Черное море, возле которого ногайцы кочевали также. Называть границей Каспийское море в контексте того сообщения выглядит странным, ведь названы границы, которые находиться по западную (Дербенд) и восточную (Астрабад) части Каспийского моря.
Ибн Рузбихан также описывает казахов как родственников узбекам Шейбани. Мангыты с царями Астраханскими названы также узбеками.
Здесь мы подходим к главному вопросу, каково соотношение было между узбеками и татарами?
Если следовать научной традиции во время развала Золотой орды возникло два этноса татары в Западной части улуса Джучи и узбеки в Восточной части улуса Джучи.
Здесь вполне можно выразить несогласие с такой точкой зрения по следующим причинам:
1. В письменных источниках мы не обнаружили прочной связи между Шибанидами и узбеками, более того в этих источниках зачастую такие персоны как Тохтамыш и его сын Джаббарберди, Идигу, Тимур-Кутлук, Урус-хан, Йаглы-бий бахрин, Тимур-хан и Пулад-хан, сыновья Тимур-Кутлука, Кичи Мухаммед, Койричак, сын Урус-хана, Барак, сын Койричака, Хаджи-Мухаммед, Абулхаир-хан и его сын Бурудж-оглан, Газан (зять Джалал ад-Дина), Ядигер, Аминек, Абулек либо прямо названы узбеками, либо тесно связаны с ними (или являются правителями улуса узбеков). Из них только Хаджи-Мухаммед, Абулхаир-хан с сыном и Арабшахиды являются шибанидами. Здесь резонно предположить, что никакой связи с 14 века между «узбеками» и Шибанидами нет абсолютно, ведь первоначально «узбеки» связаны с правителями Золотой орды.
2. Особенность упоминания этнонимов татар и узбек.
Нигде кроме среднеазиатских тимуридских летописей не встречается такой этноним как узбек, это отмечал еще Семенов А.А.:
«Узбеки, как народ в целом, не был однообразен по своему составу, как бы не пытались объяснить название этого народа, от имени ли золотоордынского хана Узбека (712/1313-741/1340) или как самодовлеющее название народа, взятое само по себе. Интересным обстоятельством, во всяком случае, является то, что ни арабские авторы, современные Узбек-хану и последующие до XV столетия, ни ближайшие по времени к ним персидские источники ни разу не упоминают об узбеках в составе племен Золотой Орды, хотя сношения Узбек-хана с современным ему мамлюкским султаном Египта, ал-Малик-ан-Насыром Мухаммедом (709/1309-741/1341), были весьма оживлёнными» .
Ни русские, ни арабские, ни тем более европейские источники этнонима узбек в 13-14 веках не фиксируют. Более того известны мемуары Иоганна Шильтбергера , который непосредственно был на территории Золотой Орды в начале 15 века, он не находит в восточном Дешти-Кипчаке никаких узбеков, называя всех кочевников татарами, более того Хаджи-Мухаммед у него назван как татарский царь, в то время как в среднеазиатских летописях он является «узбекским государем». Такое же солидарное молчание по поводу этноса узбеков хранят русские и арабские летописи, которые называют население Золотой орды как татары.
Под узбекскими территориями Хайдар Дулати понимал также Кафу и Крым:
«Те места принадлежали в качестве икта Касим Хусайну султану, который был из узбекских султанов Кафы и Крыма» . Очень странным является то, что некие «узбекские» султаны Кафы и Крыма нигде не зафиксированы в истории крымских ханов.
Более того, в среднеазиатских тимуридских летописях абсолютно не встречается этноним татар, кроме тех случаев, когда оно касается племени (например, кара-татары из Рума (малой Азии)), ни один из ханов Золотой орды не назван татарином, а его войско татарским.
Складывается парадоксальная ситуация, когда этноним татар встречается в русских, европейских, арабских летописях, но не встречается в среднеазиатских источниках, в то время как этноним узбек встречается в среднеазиатских источниках, но не встречается в русских, европейских, арабских летописях.
Эта ситуация напоминает ситуацию с половцами, когда некоторые авторы разделяли кипчаков Восточного Дешти-Кипчака и половцев южнорусских степей, как два разных народа.
Основываясь на всем вышесказанном, мы бы хотели высказать свое предположение, что этноним узбек у среднеазиатских авторов был названием всех Золотоордынских кочевников (а не только ее восточной части). В то же время русские, европейские и арабские источники называли все кочевое население Золотой орды как татары.
Это подтверждается словами Ибн Рузбихана:
«казахское войско в прежние времена, когда появился на арене истории Чингиз-хан, называли татарским войском, это упомянуто арабами и персами». . Тем самым Ибн Рузбихан косвенно ставит знак равенства между узбеками среднеазиатских авторов и татарами арабских и персидских источников.
Так же интересны высказывания Матвея Меховского в «трактате о двух Сарматиях», где он называет казахов татарской ордой.
Таким образом, можно резюмировать, что этноним узбек не был самоназванием этноса сложившегося на Востоке улуса Джучи, такого этноса и не существовало, был один кочевой этнос на территории Золотой Орды, который в арабских, русских и европейских источниках назывался татар, а в Средней Азии узбек. Первоначально жителями Средней Азии обозначал кочевое население всего улуса Джучи, но позже после завоевания «узбеками» Мухаммеда Шейбани Средней Азии, сузился до определения этим этнонимом потомков этой группы «узбеков». Безусловно, можно сказать, что в улусе Джучи не существовало отдельного этноса «кочевых узбеков».
Исходя из этого, можно утверждать, что этноним узбек это местное чагатайское название кочевого населения Улуса Джучи («татар» по другим источникам), и говоря о «тюрко-татарских государствах» (постордынских ханствах) возникших после падения Золотой орды, мы обязаны включать сюда такие государство как Хивинское и Бухарское ханства в Средней Азии и Казахское ханство.
Золотоордынские татары были предковым этносом для сибирских, крымских, казанских, польско-литовских татар, башкир, узбеков ушедших с Шейбани в Среднюю Азию, казахов, ногайцев, каракалпаков и др. Гипотеза о том, что на территории улуса Джучи возникло два этноса (татары и узбеки) не подтверждается первоисточниками. Она основана на первоначальном знакомстве востоковедов со среднеазиатскими летописями, в которых название узбек было довольно распространено.

Литература:
1. Арапов А.А. «Чудеса путешествия Ибн Батуты по Средней Азии»//Moziydan sado (Эхо истории). - Ташкент, 2003 N3-4, C.38-43.
2. Ахмедов Б.А. «Государство кочевых узбеков». Москва. Наука. 1965. 194 с.
3. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л. Издательство Академии Наук СССР. 1950г. 478с.
4. Ибрагимов Н. «Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии». М.: Наука, 1988.
5. Иоганн Шильтбергер. Путешествие по Европе, Азии и Африке. Баку. ЭЛМ. 1984. 70 с.
6. История Казахстана в арабских источниках. Т.1. Алматы. 2005.
7. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.
8. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III - середина XVI вв.). Институт истории АН РТ. Казань: Школа, 2007. 356 с.
9. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. «Казахстан: летопись трех тысячелетий». А. 1992. 373 с.
10. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. 650 с.
11. Мирза Мухаммад Хайдар. «Тарих-и Рашиди» (пер. А. Урунбаева, Р. П. Джалиловой). Ташкент. Фан. 1996.
12. Сабитов Ж.М. «Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана»//Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск. 2009. №2. С.166-180.
13. Сабитов Ж.М. «Ханы Ногайской Орды»//Средневековые тюрко-татарские государства. Выпуск 1. Казань. 2009.
14. Сафаргалиев М.Г. «Распад Золотой Орды». Саранск. 1960.
15. Семенов А.А. «К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана»//Труды академии наук Таджикской ССР. Том XII. 1953. - C.3-37.
16. Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в 15-17 вв. Вопросы этнической и социальной истории. М. Наука. Главная редакция восточной литературы. 1982г. 132с.
17. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. «Михман-наме-йи Бухара» (Записки бухарского гостя). М. Восточная литература. 1976.
18. Юдин В.П. «Центральная Азия в 14-18 веках глазами востоковеда». Алматы. 2001.

Наверное, не каждый житель нашей страны может блеснуть познаниями в области Сегодня эту страну мы знаем в основном по приезжающим к нам мигрантам, которые готовы трудиться на самых низкооплачиваемых должностях.

А между тем, эта страна со своей древней историей и культурой. Конечно же, есть здесь и главная религия, Узбекистан - страна мусульманская, хотя и представителей других конфессий здесь также можно встретить.

Современное состояние

Сегодня, согласно статистическим данным, около 88% населения страны Это коренные жители Узбекистана, а также представители тюркоязычных народов. Узбеки являются мусульманами-суннитами ханафитского толка (следует отметить, что суннитов в мусульманском мире гораздо больше, чем шиитов, более того, эти два направления ведут между собой ожесточенную борьбу).

Поэтому на вопрос о том, какая религия в Узбекистане главенствует сегодня, мы можем дать уверенный ответ: это мусульманство суннитского толка.

Другие конфессии

Остальные конфессии здесь следующие: православные христиане, представленные русскими, которые так и не уехали из этой страны после развала СССР, поляками, исповедующими католицизм (польские семьи ссылали в Среднюю Азию в прошлом веке, поэтому они тут и остались). Есть здесь и бухарские евреи, исповедующие иудаизм, как и их далекие предки. Представлены и адепты современных протестантских течений: баптисты, лютеране, адвентисты и прочее.

Таким образом, у каждого в этой стране своя религия, Узбекистан, согласно Конституции, оставляет за своими гражданами право на свободу вероисповедания.

История христианской религии в Узбекистане

Традиционно на территории современного Узбекистана проживали разные народы. Исповедовали они свои языческие культы. С V века нашей эры на эту землю пришло христианство, известное как согдиана. Однако оно было практически полностью уничтожено в Средние века, когда мусульманство стало утверждать себя.

Только в XIX веке, когда Российская империя, пытаясь предотвратить захват этих земель англичанами и замыкания английской экспансии у своих границ, завоевала эти земли, в Узбекистане стали открываться православные храмы. Предназначались они для русских и для тех людей из местных, которые захотят принять христианство. Однако таких было ничтожно мало. А российское правительство по своей традиции не неволило своих новых подданных. В связи с этим переходов из мусульманства в христианство было очень мало.

Поэтому и сегодня здесь так мало представлена христианская религия, Узбекистан - это государство, народы которого сначала были язычниками, а потом, повинуясь воле хана, приняли магометанство.

Почему здесь был принят ислам?

Нельзя забывать, что мощнейшее государство Средневековья - Золотая Орда частично занимала территории современного Узбекистана.

Поэтому и была здесь принята мусульманская религия, Узбекистан как государство не возник бы, если бы великие ордынские ханы не задумывались над вопросами о том, как им духовно скрепить свою страну.

Духовный переворот совершил хан по имени Узбек. Он-то и отказался от родовой языческой религии, согласно которой существует множество богов, которым нужно поклоняться, став первым мусульманином в своей стране.

К слову сказать, существует легенда о том, что наш благоверный князь Александр Невский, зная, что враги, напавшие на Русь - язычники, пытался склонить хана Орды к принятию христианства. Однако свита хана, узнав о намерениях русского князя и не принимая христианства за его чересчур милосердное отношение к людям, отравила великого русского полководца и дипломата.

Как знать, если бы удалось Александру Невскому совершить задуманное, была ли сейчас такая страна на карте мира под названием Узбекистан, религия которой теперь уже неизменна?

История Узбека

Итак, хан Узбек, позже взявший себе исламский титул Султан Гийас ад-Дин Мухаммед жил в начале 14 века. Он являлся наиболее известным ханом Золотой Орды, значительно укрепившим могущество государства.

Религия Узбекистана до ислама - это смесь родовых поверий и традиционных культов, которые тормозили развитие Золотой Орды. Нужно было срочно что-то предпринимать. И понял, что ему предстоит сделать серьезный выбор в своей жизни.

Дело в том, что Узбек не был прямым получателем ордынского престола. Власть он захватил путем убийства законных наследников трона.

Хану помогали те, кто мечтал об исламизации этого региона. Началась ожесточенная борьба за религиозное будущее страны, в которой победили не сторонники родовой религии, а сторонники мусульманизации Орды. К слову сказать, ислам всегда побеждал огнем и мечом, с самого его появления в 6 веке нашей эры (даже Мухаммед был хорошим полководцем, а уж о 4 великих визирях и говорить не приходится). Ислам Узбек принял в 1320 году.

Сопротивление его решению среди татаро-монгольской верхушки было огромным. Так, ему пришлось казнить около 120 своих прямых родственников из рода чингизидов, чтобы утвердить новую веру.

Желание сделать своих подданных правоверными было продиктовано прагматическими интересами хана. Он стремился во что бы то ни стал укрепить свою власть. Как знать, думал ли он, что его именем через много веков назовут страну Узбекистан, религия которой будет ему так близка?

Ислам сегодня

Сегодня представляет собой зону напряженности. Связано это с тем, что рядом с ней происходят кровавые события, густо замешанные на еретическом учении, которое претендует на роль истинного мусульманства. Называется это учение ваххабизм. Его исповедуют члены секты, более известной как ИГИЛ. Члены этой секты стремятся покорить все народы, переучив их на свой лад. Средняя Азия представляет для них лакомый кусок. Поэтому проблема, состоящая из трех составляющих: «Узбекистан - религия - ислам» в настоящий момент как никогда актуальна.

Предки узбеков стали объединяться с Х по XV век. Это привело к смешениям древнеиранского населения с древнетюркскими племенами в период между XI и XIII веками. Первые оседлые популяции (согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы, говорившие на северо-восточных иранских языках), а вторые (то есть кочевники) включали в себя кипчаков, огузов, карлуков и самаркандских тюрок. Третий элемент был добавлен вторжением тюркских кочевых племён под предводительством Мухаммада Шейбани Хана в начале XVI века, когда узбеки уже сформировались. Именно в XIV веке появляются такие выдающиеся узбекские поэты как Хафиз Хорезми и Лутфи . Поэт Алишер Навои в своих произведениях, написанных в XV веке, упоминал этноним «узбек» как название одной из этнических групп Мавераннахра . С рубежа н. э . начинается проникновение в Среднеазиатское междуречье отдельных групп тюркоязычных племён . Со 2-й половины VI в. н. э., со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата, этот процесс усилился. В последующие века основным этнокультурным процессом, который протекал на территории Среднеазиатского междуречья, было сближение и частичное слияние оседлого, ираноязычного и тюркоязычного, с кочевым, главным образом тюркоязычным, населением .

Среди согдийских документов начала VIII века на территории Согда был обнаружен документ на тюркском языке, написанный руническим алфавитом . На территории Ферганской долины обнаружено более 20 рунических надписей на древнетюркском языке, что говорит о наличии у местного тюркского населения в VII-VIII веках своей письменной традиции.

Арабское завоевание среднеазиатских земель, состоявшееся во второй половине VII - первой половине VIII века , оказало определенное влияние на ход этногенеза и этнических процессов в Средней Азии. Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с тюркской рунической к X веку вышла из употребления. Основными языками оседлого населения стали фарси и тюрки.

В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного, тюркоязычного и арабоязычного населения. Процесс начала формирования этноса , впоследствии ставшего основой узбекской нации, особенно активизировался в -XII веках , когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемых династией Караханидов .

Новая волна тюркоязычных племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания XIII века . В этот период в оазисах Среднеазиатского междуречья осели такие племена и рода как: кипчак , найман , канглы , хытай, кунграт , мангыт и др. Этноним «узбек» был привнесён в регион после завоевания и частичной ассимиляции в её среде дештикипчакских кочевников (название кочевников Золотой Орды со времён Узбек-хана , XIV век), перекочевавших в Мавераннахр на границе -XVI веков во главе с Шейбани-ханом и под предводительством шибанидских принцев - Ильбарсом и Бильбарсом из севера за Сырдарьей и из южнорусских степей.

Тюркоязычное население Среднеазиатского междуречья, сложившееся к XI-XII вв. составило основу узбекского народа. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района явились дештикипчакские узбеки , пришедшие в конце XV века вместе с Шейбани-ханом .

Тюркоязычные кочевые племена, пришедшие в Среднюю Азию в XVI в. под предводительством Шейбани хана , застали здесь уже многочисленное тюркское и тюркизированное население, которое сформировалось на протяжении длительного периода. Дештикипчакские узбеки включились в это тюркоязычное население, передав ему свой этноним «узбек» лишь как последнее, наиболее позднее этническое напластование.

Процесс формирования современного узбекского народа протекал в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов. В результате длительного процесса этнического сближения и культурно-хозяйственных взаимосвязей населения степей и земледельческих оазисов здесь и сформировалась современная узбекская народность, впитавшая элементы этих двух миров наречия .

Ещё в 1870-х годах отмечали, что «узбеки, какой бы род жизни они не вели, все считают себя одним народом, но подразделяются на множество родов» . По словам Е. К. Мейендорфа, побывавшего в Бухаре в 1820 году, «отличаясь друг от друга во многих отношениях, таджики и узбеки имеют много общего…» . Общность культур современных узбеков и таджиков объясняется историей формирования этих народов. В их основе лежит одна и та же древняя культура населения земледельческих оазисов. Этнические группы носителей иранских языков являются предками таджиков, а группы носителей тюркских языков - тюрков, стали предками узбеков .

Узбеками называется оседлое племя, занимающееся преимущественно земледелием и населяющее пространство от южного берега Аральского озера до Камула (в сорокадневном пути от Хивинского ханства). Племя это считается господствующим в трех ханствах и даже в Китайской Татарии. По словам самих узбеков, они делятся на тридцать две тайоры, или отрасли .

  • 1. Понятие "этнос", его основные признаки.
  • 2. Происхождение и процесс консолидации узбекского народа.
  • 3. Дальнейшая этническая история узбекского народа.

Проблемой происхождения народов, их этнической истории занимается наука этнология. С дочки зрения этнологов регион Средней Азии является одним из сложных. Узбекистан - страна с уникальным историческим прошлым. На протяжении трех тысячелетий здесь, на оживленном перекрестке мировых цивилизаций, древних миграционных потоков и духовных взаимовлияний, формировалась богатейшая культура. На ее автохтонной основе образовался необычный симбиоз этнических культур, остающихся одной из наиболее ярких черт современного Узбекистана. Жизнь различных племен, народностей, наций, населявших его с древнейших времен, была очень насыщенной, изменчивой на протяжении многих веков. Регион неоднократно подвергался иноземным завоеваниям, входил в состав крупных государств, на его территорию мигрировало много разных народов.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы, важно определиться с терминологией. Для первобытно-общинного строя характерна родоплеменная общность. Род - это союз родственных семей; племя - объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком. Позднее, с началом перехода к оседлости, формируется соседская, территориальная община. На основе принципа территориального единства на протяжении длительного периода складывается новая общность - народность. Народность - одна из форм общности людей, которая формируется в процессе слияния, консолидации различных племен. Для народности характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, а племенных языков - общим языком при наличии диалектов. Каждая народность имеет свое собирательное название, возникают элементы общей культуры.

Нация в переводе с латинского языка означает народ. Также все чаще употребляется в том же смысле и термин этнос (в переводе с греческого - тоже народ). Этим объясняется имеющийся разнобой в употреблении терминов "нация" и "этнос". В современной научной литературе все чаще рассматриваются понятия "нация” и "государство" как синонимы. Отсюда выражения "национальная безопасность", "национальная сборная", "национальные интересы" государств, "Организация объединенных наций». С этой точки зрения, термин "нация" может трактоваться как совокупность всех граждан конкретной страны, независимо от их этнической принадлежности, для которых она является родиной, интересы которой они готовы защищать, спаянных единой созидательной идеей, единой системой ценностей.

В данном случае "нация" рассматривается как гражданско-политическая категория. "Этнос" рассматривается как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями. Из них можно выделить: 1.территориальное единство, как важный этнообразующий признак, т.е. одно из условий формирования этноса; 2. общность языка; 3. особенности материальной и духовной культуры, обычаи, нормы поведения, которые передаются из поколения в поколение и, в конечном итоге характеризуют менталитет народа; 4. этническое самосознание, т.е. осознание членами этноса своего группового единства; 5. общность происхождения и исторических судеб; 6. этноним (самоназвание).

Вопросы этнического формирования узбекского народа, его развития разрабатывались такими учеными, как академики Я. Гулямов, И. Муминов, Б. Ахмедов, К. Шаниязов. Их исследования показывают, что этническое формирование - этногенез (происхождение, возникновение этноса) - очень длительный по времени и сложный процесс. Каждый из современных народов имеет не один, а несколько предков. Современное расселение народов - это результат этнических и миграционных процессов. На протяжении тысячелетий многие племена и народы, особенно проживавшие на смежных территориях расселения, имели общие культурные традиции. Их близкое соседство, длительные контакты и взаимовлияния приводили не только к культурному, но и этническому синтезу.

Исторически на территории Средней Азии складывалось смешанное расселение племен. Это было обусловлено как формированием оседлоземледельческих поселений, так и формированием союзов кочевых племен. Отсюда мозаичность этнической карты региона, этнокультурная и религиозная близость народов Средней Азии.

В соответствии с формированием вышеперечисленных признаков этноса, условно можно выделить следующие исторические периоды этногенеза узбекского народа.

I период: с древних времен по VIII век н.э. Сведения о народах этого периода содержатся в сочинениях греческих и римских историков: Геродота, Ктесия. Ксенофонта и др., ахеменидских надписях, а также в священной книге зороастрийцев "Авесте". С древности на территории среднеазиатского региона обитало так называемое автохтонное (исконно, исстари проживающее на эгой территории) население. К нему относятся бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, а также саки и массагеты. Они представляли собой ранние консолидации как оседлого, так и кочевого населения, заселявшие определенные географические области.

К оседлому населению принадлежали согдийцы, которые проживали в долинах Зарафшана и Кашкадарьи; хорезмийцы, проживавшие в низовьях Амударьи; бактрийцы, жившие на территории долины Сурхана, юге Таджикистана и севере Афганистана. Основным их занятием было земледелие, основанное на искусственном орошении. Также были развиты ремесло и торговля, что способствовало процессу развития ранних городов.

Саки и массагеты были многочисленным кочевым населением Средней Азии середины первого тысячелетия до н.э. Среди них шел процесс этнической консолидации, образования союза племен, а иногда и конфедераций с элементами зарождающейся государственности, что усиливало межплеменные контакты и способствовало формированию народностей. Известный исследователь истории и археологии Средней Азии В.М. Массон подчеркивает, что такие образования представляли собой военно-политические объединения и в качестве примера приводит сакский союз во главе с Зариной. Большую роль играл также массагетский союз во главе с Томирис, занимавший территорию от восточных берегов Каспия до низовьев Амударьи. Эти древние племена и народности являются предками современных узбеков и других среднеазиатских народов.

Исследователи К.Ш. Шаниязов, Б.А. Ахмедов, А. Ходжаев на основе обширной источниковой базы показали, что в Центральной Азии еще в I тысячелетии до н.э. проживали ранние тюрки. Более того, они также были первоначальными обитателями региона и составляли часть его коренного автохтонного населения.

Тюркоязычные народы Средней Азии занимались не только кочевым и полукочевым скотоводством. Часть их с древнейших времен вела оседлый образ жизни и занималась земледелием, горнорудным делом и различными видами ремесленного производства, характерными для оседлых жителей. Многочисленные сведения и данные топонимических, лингвистических и историко-филологических исследований подтверждают это заключение.

В средневековых письменных источниках встречаются многочисленные указания на существование у тюрков своих городов. Так, арабский географ Х в. Кудама ибн Джафар приводит предание, согласно которому тюрки эпохи Александра Македонского делились на "степных" и "городских", и определенная их часть еще в то время, то есть в IV в. до н.э., проживала в городах Центральной Азии. О городах тюрков упоминают Наршахи, Махмуд Кашгари. В этих источниках речь идет о городах с оседлым тюркским населением, состоявшим из торговцев, ремесленников, земледельцев, духовенства, военного гарнизона, а также о городах, бывших резиденциями правителей кочевников, приезжавших сюда в зимнее время.

О том, что в древности тюркоязычные племена и народы Центральной Азии занимались не только скотоводством, но и земледелием свидетельствуют многие китайские, арабские и персидские источники. Содержащиеся в них сведения подтверждают археологические данные, а также наличие богатой тюркской терминологии, употреблявшейся для обозначения продуктов сельского хозяйства и земледелия.

На протяжении многих веков в результате сложных этнических и культурных процессов на территории нашего региона сложился особый "антропологический тип среднеазиатского междуречья". В этой связи представляются важными исследования Л. Ошанина и Т. Ходжаёва. По их мнению ахемениды, греко - македоняне и арабы не оставили каких-либо значительных изменений в генетике и этническом облике местного населения.

С VI века н.э. территория Средней Азии вошла в состав нового политического образования, созданного тюрками. Именно с этого времени встречается термин "тюрк", как признак принадлежности и вхождения в Тюркский каганат. Само слово "тюрк" переводится как "сильный, крепкий". Согласно мнению большинства ученых "тюрк" собирательное имя, имевшее в тот период политическое значение. Оно означало союз племен и принадлежность к державе, созданной тюрками. Впоследствии оно стало употребляться как этническим термин. Тюркский каганат - это первое крупное государство, объединившее народы, которые проживали на огромной территории (от Маньчжурии до Причерноморья и от верховьев Енисея до верховьев Амударьи, включая Среднеазиатское Междуречье). Включение Средней Азии в состав каганата сопровождалось интенсивным проникновением тюркских племен вглубь региона. Историк Б. Ахмедов свидетельствует о том, что в период с VI века на территории Среднеазиатского Междуречья упоминаются такие тюркоязычные племена, как карлуки, ягма, чигили, огузы, ябгу и др. Одновременно шел процесс взаимовлияния ираноязычных и тюркоязычных племен. Наряду с распространением тюркского языка, тюркизацией ираноязычного населения, в ряде районов Средней Азии использовался и восточно-иранский язык. Постепенная ассимиляция автохтонного населения с новыми группами тюркоязычных племен привела к процессу сближения языков и сближению двух видов хозяйства на единой обширной территории. Тюркский каганат объединил кочевую степь и районы земледельческой оазисной цивилизации - города Средней Азии. Бурное развитие градостроительной культуры Средней Азии в эпоху Тюркского каганата связано с массовым оседанием кочевников и переселением значительного количества оседлых тюрков на новые земли.

В исторической литературе встречается термин "Туран". Предполагается, что это одно из названий территории, где проживали тюркоязычные племена. Конфедерации сакских кочевых племен, проживавшие на севере Средней Азии упоминаются в "Авесте" как "туры". Согласно тексту "Авесты", кочевники Тура под предводительством Франграсьяны покорили чуть ли не всю Среднюю Азию (см. "Очерки по истории государственности Узбекистана", Т. 2001, с. 11). По мнению ученого-филолога К. Махмудова, турами в "Авесте" названы кочевники-скотоводы. Он считает, что Туран - это производное от тур во множественном числе. Туран упоминается в "Шахноме" Фирдауси, в "Уложении" Темура.

В конце VII - первой трети VIII вв. в связи с завоеванием территории региона арабами, значительно замедлился процесс миграции тюркских племен в среднеазиатское междуречье. С другой стороны в VIII-X вв. ускоряется процесс перехода к оседлости и ассимиляции с местными народами уже мигрировавших ранее тюркских племен. В Чаче, Фергане, Хорезме тюрки постепенно слившись с местным населением и перейдя к оседлому образу жизни, образовали особый этнический слой, который называли "сартами".

Таким образом, на протяжении длительного периода, от первого тысячелетия до н.э. по VIII век н.э. сформировалась этническая основа узбекского народа. В этот период начинает складываться единая территория, как условие формирования этноса, происходит языковое сближение и сближение двух типов хозяйствования, двух образов жизни (оседлого и кочевого), что способствовало развитию этнокультурной общности народов региона.

II период: IX - XII вв. - период централизованных государств Саманидов, Караханидов и Хорезмшахов, образовавшихся после правления в регионе арабов. Большие изменения произошли при Караханидах.

В этот период, как свидетельствуют антропологи, основная часть населения региона, в частности нынешней территории Узбекистана, имела внешний вид современных узбеков.

В X веке часть тюркских кочевых племен Семиречья перешли к оседлому земледельческому труду и ранним формам феодальных отношений. Это было вызвано как внутренними причинами, связанными с разложением самого кочевого общества, так и под влиянием соседних оседлоземледельческих и городских районов. Начиная с VIII - IX веков по побережью Сырдарьи и Амударьи кочевали карлуки и огузы. В конце VIII в. тюркские племена карлуков, которые входили ранее в состав Тюркского каганата, создали на востоке от ферганской долины свое государство. Соседями карлуков были племена ягма. Еще одним государственным объединением тюрков было государство огузов, которое образовалось в конце IX- начале Х в. в бассейне Сырдарьи и на побережье Аральского моря. К концу X века произошло объединение тюркских племен, что и привело к образованию государства Караханидов. Завоевание Караханидамн Средней Азии сопровождалось интенсивным проникновением тюркских племен вглубь региона. Тюркоязычное население было преобладающим в Ферганском, Шашском оазисах, Хорезме. В этот же период отмечался значительный прогресс в развитии тюркских народов. В социально-экономическом отношении это проявилось в переходе кочевников к оседлому образу жизни, земледельческому труду, товарообмену между городом и степью. VIII-X вв. характеризуются большим развитием и ростом благосостояния городов на территории Средней Азии, Восточного Туркестана, Семиречья. В эпоху Х-ХII вв. бурный расцвет городов и оседло-земледельчнской культуры сопровождался небывалым ростом градостроительства и развитием городской цивилизации.

Эти изменения закрепились при Хорезмшахах. На основе карлуко-чигилийского наречия к XI в. складывается письменно-литературная форма тюркского языка. Были созданы произведения Ахмада Югнаки, Юсуф Хос Хожиба, Ахмада Яссави. Особое место в этом ряду занимает "Словарь тюркских наречий" Махмуда Кашгари. Современный узбекский язык - один из самых близких к языку словаря Махмуда Кашгари и памятников древнетюркской письменности. Это дает основания говорить о том, что узбекский язык, наряду с уйгурским, является продолжателем научных и литературных традиций древних тюрков.

В этот период развивается также устное народное творчество (эпосы "Огузнаме", "Алпамыш", "Манас", "Гёроглы"). Вместе с тем нужно отметить, что определенная часть населения Мовароуннахра и Хорасана говорила и писала на персидско-таджикском языке и значительная часть населения региона была двуязычной. К XI веку сложилась основа этнического состава населения региона, т.е. определяются два основных этнических компонента (тюркский и таджикский). На протяжении веков на территории Мовароуннахра, Хорасана и Хорезма бок о бок жили предки современных узбеков и таджиков. Они имели тесные экономические и культурные связи, вместе воевали с внешними врагами, смешиваясь в этническом и языковом отношении. Узбеки и таджики, несмотря на лингвистические различия, имеют во многом общую древнюю этническую основу, культурные традиции.

Таким образом, к концу второго периода формируется территориально-экономическая общность, отмечается совершенствование языка, усиление языковой общности, происходит этнополитическое развитие и рост этнического самосознания.

III период связан с завоеванием Средней Азии монголами в начале XIII века, в результате которого в регионе появились племена кипчак, джалаир, барлас, найман, меркит, кавчин и другие, которые осели здесь, приняли ислам, ассимилировались с местным населением и к концу XIII века в основном тюркизировались. По свидетельству арабского путешественника XIV века Ибн Батуты в западной части Чагатайского улуса ханы Кебек (1318 - 1326) и Ала а-Дин Тармаширин (1326 - 1334) свободно говорили на тюркском языке. В XIV - XV веках в период правления Амира Темура и темуридов продолжался процесс этнического сближения тюркоязычного и ираноязычного населения, происходил прогресс экономики, расцвет культуры и науки. Отмечается дальнейшее развитие языка (тюрки-чагатай), совершенствование его литературной формы, особенно проявившееся в творчестве Алишера Навои (см. Алишер Навои. "Суждение о двух языках").

В произведение Шараффиддина Али Язди "Зафарнаме" перечисляются названия 44 тюркских племен, которые проживали на территории Средней Азии и соседних с ней государств в ХIV - первой половине XV вв.

Таким образом, сформировалось территориально-экономическое единство, языковая общность, продолжилось этнополитическое и этнокультурное развитие (особенно при Амире Темуре), укрепилось этническое самосознание.

IV период формирования узбекского народа относится к концу XV - началу XVI века. В это время на территорию Средней Азии пришли узбеки Дашти- Кипчака.

В начале XV века в Кипчакской степи образовалось государство кочевых узбеков. Тюркские и тюрко-монгольские племена, проживавшие на этой территории, обобщенно назывались узбеками. В начале XVI века Шайбани-хан установил свою власть в Мовароуннахре, и на территорию Средней Азии пришли племена буркут, буйрак, джат, дурман, кият, кунград, мангыт, минг, чимбай. и др. Они восприняли социально-экономический строй Мовароуннахра, как бы растворились в местном населении, стали переходить к оседлому образу жизни. Наряду с местными терминами "дихнишин" (оседлый) и "сахранишин" (кочевник), появляется новый термин "кишлакнишин", обозначавший собою ту часть кочевого населения, которое стало постепенно оседать, превращая свои прежние зимние стоянки (кишлак) в место постоянного жительства.

С этим периодом связано также и появление этнонима "узбек". Так стал называться один из древних тюркских народов Средней Азии. Слово "узбек" встречается в XI-XIII веках как имя собственное в Хорезме и Мовароуннахре. По мнению академика Б. Ахмедова, термин "узбек" - это собирательное название племен восточной части кипчакской степи. К середине XVIII века во главе трех ханств, образованных на территории Средней Азии - Бухарского, Хивинского и Кокандского - утвердились узбекские династии (мангыт, кунград и минг). Существуют разные толкования значения слова "узбек". Например, часть исследователей считают, что узбеками назывались люди, которые ощущали себя свободными, т.е. сами себе хозяева (узи бек). Другие полагают, что это слово связано с именем хана Золотой Орды - Узбека (1312-1342 гг.).

Вероятнее всего, что термин "узбек" - это собирательное название племен. В книгах "Насабнома" ("Родословие"), составленных в XVI-XVII веках, указывается, что основу узбекского народа составляют 92-96 родов и племен. Однако, в ряду пришлых ираноязычных и тюркоязычных этнических компонентов дашти-кипчакский компонент оказался наиболее поздним и не внес существенных изменений в процесс сложения узбекского этноса. Кочевые племена влились в состав древнего оседлого тюркского населения Средней Азии и, приняв его язык, приобщились к его высокой культуре. Дашти-кипчакский племенной союз лишь дал сформировавшейся ранее этнической общности этноним "узбеки", который сохранился в память об их былом политическом господстве и после национально-территориального размежевания 1924 г. стал применяться по отношению ко всему оседло-земледельческому тюркоязычному населению региона.

Этнографы на основе обширного материала приходят к выводу, что современные узбеки имеют три крупных этнических корня (субэтноса): 1. Автохтонное население - оседлые и кочевые народности региона; 2. Тюркские и тюрко-монгольские (чагатаи) племена; 3. Потомки Даштикипчакских узбеков.

Таким образом, этот период завершает формирование узбекского народа, так как к этому времени окончательно сложились практически все признаки этноса, которые в процессе дальнейшего этнического развития дополняются, наполняются новым содержанием.

Узбекский народ прошел длительный путь исторического развития от племенных образований до этноса. В "Мировом энциклопедическом словаре" (Тhe World Encyklopedia Dictionary Book), изданном в Чикаго (США) дается такое толкование: "Узбеки - это нация, перешедшая одна из первых среди народов мира и первая среди тюркоязычных к оседлости, ведущая культурный образ жизни, внесшая вклад в мировую цивилизацию".

В дальнейшем можно говорить об этнической истории узбекского народа. Со второй половины XIX века он попал в зависимость от царской России. В условиях колониализма развитие этноса наталкивается на определенные препятствия. С 1886 года судьба народов региона, в том числе и узбекского, определялась "Положением об управлении Туркестанским краем".

В 1924-1925 годах советской властью было проведено национально-территориальное размежевание региона, в результате которого были образованы Узбекская, Туркменская, Таджикская, Казахская и Киргизская республики. Размежевание было проведено без учета исторических особенностей развития края, не соответствовало фактическому расселению названных этносов, в результате чего каждая из среднеазиатских республик представляла собой пеструю этническую карту. Такая политика национально-территориального размежевания была направлена на искусственное замедление процесса этнического развития народов в рамках унитарного (единого) государства.

В результате, существовавший в СССР тоталитарный режим стал тормозом в развитии национальной государственности, духовной жизни, базирующейся на национальных корнях. Не случайно поэтому, относительное ослабление партийного диктата в годы "перестройки" в конце 80-х годов в первую очередь вызвало рост именно национального самосознания. 21 октября 1989 года в республике был принят Закон "О государственном языке", придавший узбекскому языку статус государственного языка.

Провозглашенная в 1991 году государственная независимость Узбекистана способствует реализации всех внутренних возможностей национального развития узбекского народа, вхождения его в международное сообщество как суверенного государства. Годы независимого развития Узбекистана стали качественно новым этапом в этническом развитии всех населяющих его народов, открыв широкие возможности для их этнокультурного расцвета на основе своих многовековых традиций. Вопросы реализации коренных интересов народа Узбекистана, объединяющего в себе все проживающие в стране нации и этнические группы, решаются сегодня на государственном уровне. Это выражается в повышенном внимании к сохранению и развитию языков и традиций различных этнических групп.

За многие века развития узбекистанского общества все стороны его жизни, поставленные в рамки традиционной формы, развивались в своем внутреннем содержании. Верность традициям, глубокое осознание общности интересов людей живущих по соседству, правило приходить на помощь, делиться пищей, традиционное гостеприимство, благотворительность всегда играли в этом обществе созидающую роль, выступали фактором, смягчающим в нем социальную напряженность, способствовали развитию благоприятных взаимоотношений между представителями различных этнических групп, являясь неотъемлемой частью его ментальности.

Духовные истоки узбекского народа восходят к учению зороастризма, суть которого излагалась в "Авесте". В его основе лежало представление о борьбе двух начал - добра и зла. Во все времена на территории региона мирно сосуществовали различные религии - зороастризм, буддизм, манихейство, иудаизм, христианство и др. Религиозная терпимость сохранилась и после привнесения сюда ислама. Следует отметить, что национальное достоинство, самосознание узбеков не затрагивает, и, тем более, не ущемляет самолюбие, достоинство других этнических групп, проживающих на территории нашей республики. На протяжении многих столетий узбеки, их предки жили по соседству с другими народами. В течение длительного исторического периода не было постоянных границ между территориями, которые населяли узбеки, киргизы, казахи, таджики, каракалпаки, уйгуры. Все конфликты и войны, которые происходили, никогда не велись на национальной почве.

По различным источникам в мире насчитывается около 30 миллионов узбеков. Из них 60% проживает в Узбекистане. Примерно 12 миллионов живут за пределами Республики, в основном в сопредельных странах. Предки большинства из них жили на этих территориях. Следовательно, узбеки на протяжении длительного времени проживали на обширной территории Среднеазиатского региона.

В Республике Узбекистан, наряду с титульной нацией - узбеками, проживают представители более ста наций и народностей, составляющих свыше 20 % населения страны. Среди населения свыше 1,2 миллиона русских, примерно столько же таджиков, около миллиона казахов, около полумиллиона каракалпаков и татар, сотни тысяч киргизов, туркмен, уйгур, а также - корейцы, украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы, башкиры, немцы и другие. Полиэтнический характер государства и сохранившаяся с древнейших времен традиция толерантности в полной мере способствует демократическому развитию страны. Реальная действительность современного Узбекистана свидетельствует о том, что в стране складывается единое сообщество - "народ Узбекистана".

монгольский узбекский государственность темурид

Откуда произошли узбеки

В антропологическом отношении узбеки - народ смешанного происхождения, включивший как европеоидные, так и монголоидные компоненты. Антропологи относят узбеков к южным европеоидам типа Среднеазиатского междуречья.
Узбекское население городов и древних земледельческих оазисов имеет сравнительно малую примесь монголоидных черт. Более монголоидны потомки бывших полукочевых узбеков, связанные своим происхождением с племенами, переселившимися в Среднеазиатское междуречье в XVI-XVII вв. из степей Казахстана.

Испокон веков каждый народ стремился познать историю своего происхождения, свое родословие в семи поколениях. Но у большинства этносов эти познания не являются научными, а имеют в основном мифологический характер. Так, известные средневековые историки Центральной Азии родословие своих народов начинают с Адама и Евы, потомками которых являются христианские и мусульманские пророки. Наиболее характерной в этом смысле является легенда о происхождении узбеков, записанная в XIX в. талантливым этнографом А. Диваевым. Легенда эта передавалась из поколения в поколение и вошла во многие исторические произведения восточных авторов, особенно XVIII- XIX вв. Так, замечательный хивинский историк Абулгази почти полностью передает диваевскую версию этой легенды, связывая ее с историей хорезмских ханов.
Опубликованная в "Туркестанских ведомостях" (№ 97 за 1900 г.), эта легенда под названием "Предание о происхождении узбеков» была переведена по рукописи муллы Кубея из рода Канглы в конце XIX в. Основное содержание этого уникального предания сводится к следующему: «узбеки произошли от первых пророков». Из рода пророка Исмаила произошел посланник Аллаха Мухаммед. Тем не менее, из ривоята следует, что узбеки произошли якобы из племени, которое ни арабского, ни персидского языка не понимает. По словам Абубакра, это были тюрки, которые только что прибыли из Туркестана, и племя это связано родством с Кахофой - отцом Абубакра. Таким образом, согласно преданию, родословие узбеков восходит к мусульманским пророкам.
Далее в предании отмечается, что родоначальниками тюрков были девяносто два человека, и все они были сыновьями одного отца, а именно Кахофы. Затем перечисляются дети упомянутых в предании девяноста двух представителей тюркского народа. В это время они обладали большим количеством скота, на которых ставились тамги по имени каждого рода (племени). В каждом роде имелись свои святые, происходившие от девяноста двух узбекских родовых ответвлений с указанием, кто у кого был пиром и из какого рода вышел. Тамги (и роды) стали носить названия таких известных в истории племен, как Минг, Джуз, Кырк, Джалаир, Кунград, Алгын, Кыпчак, Кенегез, Кят, Хитай, Канглы, Катаган, Огуз, Арлай, Буркут, Мангыт, Мавгвий, Алаут, Мыск-Мер-кет, Киргиз, Казак, Араб, Кадай, Туркмен, Дурмен, Митей, Татар, Джамбай, Уйгур, Сауран и т.д. И далее дается длинный список пиров - покровителей каждого рода (племени). Так, например, Азрет-Шейх-Масляхит-дин-Ходжентский происходит из рода Джалаир, Кулеим-Шейх - из рода Дурмен, Ак-Бури-ата - Канглы, Бак-шаниш-Ата - Кыпчак, Азрет-Багауддпн - Керейт, Маубей-Шейх Кунград, Джилки-Ата - Найман, Джа-малетдин-Шейх - Аргын и т.д. Родоначальник узбеков, по преданию, ведет свое начало от пророка Ибрагима (Авраама). Пророки, происходившие из этого племени, говорили сначала на арабском языке, затем, когда их представители стали султанами, узбеки говорили на языке "аджам", а после того, как стали говорить на тюркском языке, начали уже называться не узбеками, а тюрками.
В заключение этого единственного в своем роде дошедшего до нас от предков предания сказано: "Когда 92 человека явились к пророку, мир ему, он произнес "узи келди", т.е. "сами пришли" (добровольно), а потому и назвал их пророк "узбек", иными словами: сам себе господин".
В мире нет ни одной нации или народности, которые бы в течение своей истории не смешивались с другими этносами или этническими группами. Каждый этнос формируется веками, находясь в постоянном общении с другими этносами, нередко переселяясь с одной территории на другую, консолидируясь с другими этносами, иногда входя в него как часть данной общности. Как известно, в течение многих веков после возникновения государства как орудия насилия происходили различные войны. Сильные правители побеждали слабых и господствовали над ними, в результате чего также происходило смешение различных этносов. Такую судьбу за свою длительную историю перенес и узбекский народ, неоднократно подвергавшийся нашествию иноземцев, оказавшийся под чужеродным этнокультурным влиянием, но при этом сохранивший свое этническое самосознание и гордость.

Вариантов происхождения узбеков много. Вот еще один взгляд на этот вопрос.

Приводятся цитаты из книги "Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. - Алма-Ата: СП Дастан, 1990" с переводом и примечаниями Б.Г. Каирбекова.

Из... родословных очевидно, что казахи ведут свой род от Яфса, сына пророка Нуха (Ноя), от народа Тукю (по-китайски), т.е. тюрков. Тюрк, как мы уже знаем, озанает "шлем". После этого народ тюркский назывался Хун или Гун. Наджип Гасымбек утверждает, что имя это происходит от названия реки - Орхон. В последующие столетия тюрки известны под многими именами, но мы из ветви Уйгур. Все известные родословные переводят слово "уйгур" как "объединившийся, присоединившийся (друг к другу)". Народ этот составляли тайфы:

[Тайфа (тейп) - этническая группа, также как: род, племя, народ. - Б.К.]

кыргыз, канлы, кыпчак, аргынот, найман, керейт, доглат, ойсын - т.е. наши прямые предки. Впоследствии Чингис-хан покорил всех татар и моголов и поделил весь (племенный) народ между четырьмя своими сыновьями. Все татары отошли к старшему сыну Чингис-хана Джучи и следующему за ним брату Чагатаю и стали зваться улусом Джучи и улусом Чагатая. Затем, когда хан Озбек - потомок Джучи - принял ислам, все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками , а когда Аз-Жанибек отделился от хана Ногая и народ наш последовал за ним, мы стали называться киргизами и казаками.

В самом начале я уже говорил, что родословной, которая бы хронологически последовательно проследила все колена от пророка Адама до наших дней, не существует. Даже от Аз-Жанибека до нынешних дней о предках наших существуют как правдивые, так и сведения явно сказочного характера. Среди них для нас интересны, конечно же, сведения, в точности соответствующие вышеуказанным родословным книгам. Итак:
... после смерти Джучи - старшего сына Чингис-хана, вместо него на ханский престол воссел Бату (сын Джучи). Русские называют его - Батый. Другое имя его - Саин-хан. После Бату ханом был брат его Бурге.

[Берке (1257-1266) - золотоордынский хан (История КазССР, т.2, С.130). По Рашид ад-Дину, начало правления хана Берке - 652 г.х. (1254-1255 гг.). См.: Рашид ад-Дин, Сб. летописей, т.2, М., 1960. С.81. См. также: История МНР. С.144 - (1255-1266). - Б.К.]

Еще до Джучи на Едиле и Жаике проживали тюркские племена кыпчаков. Поэтому земля их называлась Дешти-Кыпчакским ханством. Во времена Бурге-хана ханство это было разделено на три части: Золотую Орду, Белую Орду и Синюю Орду.

[Алтан Орда, Ак-Орда, Кок-Орда. - Б.К.]

Золотой Ордой, которой подчинялись все другие, правил Бурге-хан. Ханом Белой Орды был сын Джучи Шайбан. Ханом Синей Орды - сын Джучи Токай-Темир. Наш Абильмансур Аблай - потомок Токай-Темира. Вышеупомянутый Бурге-хан принял ислам и стал называться Береке-ханом. Примеру брата последовал Токай-Темир, также став правоверным. На месте Бурге-хана каганом

[Здесь: старшим ханом, т.е. правителем над ханами Белой и Синей Орд. - Б.К.]

становится сын Токай-Темира Мунке, затем брат его Токтогу. Его сменил хан Озбек , сын Тогрола, сына батыевского Ментемира. Это случилось в 1301 г. Хан Озбек был мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение в народе: "вера нам от Озбека осталась". По имени этого хана и весь улус Джучи стал называться озбекамиузбекским ).
Ставка хана Золотой Орды (

[Династия ханов Золотой Орды:
Батый (1227-1255) - первый правитель Золотой Орды - государства Джучидов со столицей Сарай-Бату (около совр. Астрахани), позже столица была перенесена в Сарай-Берке (выше Сарай-Бату по Волге). История КазССР, т.2, с.127. И далее года правления ханов Золотой Орды даются по этому источнику: с.130.
Берке (1257-1266) .
Менгу-Тимур (1266-1280) .
Узбек-хан (1312-1342) .
Джанибек (1342-1357) .

Династия ханов Кок (Синей) Орды по Гаффари.
Тохта , сын Курбукуя, сына Орды, сына Джучи.
Тогрул , сын Тохты. Скончался в 727 г.х. (1326/27).
Узбек , сын Тогрула.
Джанибек , сын
Узбека .
Бердибека , сын Джанибека.

Династия ханов Ак (Белой) Орды по Гаффари.
Туда-Мунке , сын Нокая, сына Кули, сына Орды.
Сасы-Бука , сын Нукая. Умер в 720 г.х. (1320/21).
Эрзен , сын Сасы-Буки. Скончался в 745 г.х. (1344/45).
Мубарек-ходжа , сын Эрзена.
Урус-хан , сын Чимтая. Умер в 778 г.х. (1376/77)
Токтакия , сын Урус-хана. (Умер в 778 г.х. - История КазССР, т.2, С.167).
Тимур-Мелик , сын Урус-хана. Убит в 778 г.х.
Токтамыш , сын Туй-ходжа-оглана. Умер в 807 г.х. (1404/05).
Нузи-оглан , сын Урус-хана.
Тимур-Кутлуг , сын Тимур-Мелика. Умер в 802 г.х. (1399-1400).
Шадибек . Умер в 811 г.х. (1408/09).
Фулад-хан . Умер в 811 г.х. (Сын Тимур-Кутлука - Пулат. История КазССР, т.2... С.153-154)
Тимур , сын Шадибека. Умер в 813 г.х. (1410/11).
Токтамыш , сын Тимур-Кутлуга.
Джелаль-ад-дин , сын Куизи (Койчирак-оглана), сына Урус-хана. Убит в 831 г.х. (1427/28).
Мухаммед-Султан , сын Тимура, сына Кутлуг-Тимура.
Касым-хан , сын Сейидак-хана, сына Джанибека, сына Берди-хана.
Хакназар , сын Касым-хана.

См. В.Г. Тизензгаузен. Сб. материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.II. М.-Л., 1941. С.210

Годы правления ханов:
Чимтай - 1344-1361
Урус-хан - 1361-1376/77
Тимур-Мелик - 1376-1379
Токтамыш - 1380-1395
Барак - 1423/24 - 1248
Касым - 1511-1518 (или 1523)
Хакк-Назар - 1538-1580