Установлению контакта с аудиторией мешают. Мини- лекция "Приёмы установления контакта с аудиторией "

Оратор и его аудитория. Приемы установления контакта

Орамтор («я говорю») -- тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия и/или владеющий ораторским искусством.

Оратором часто называют человека, обладающего даром красноречия. Слово оратор появилось в русском языке в XVIII в. Оно происходит от латинского глагола orare `говорить". В.И. Даль подобрал следующие синонимы и синонимические выражения к этому слову: вити?я, краснослов, речистый человек, мастер говорить, краснобай.

Образцом мастера ораторского искусства считается Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - римский политический деятель и писатель, сторонник республиканского строя.

Как известно, Цицерон ставит вопрос: что формирует оратора - врожденные ли данные (ingenium), или знание теории красноречия (ars), а также упражнения (exercitationes)? Этот вопрос уже не впервые рассматривался в античной теории красноречия; с развитием ораторских школ его ставили и греческие теоретики, например Исократ, со школой которого был хорошо знаком Цицерон; но этот вопрос был весьма актуален и в условиях развития римского красноречия. В Риме с начала I в. до н. э. действовали школы ораторского искусства; латинские риторы, которые сначала подверглись гонению со стороны аристократически настроенного оратора Красса (Об ораторе, III, 93 и сл.), брали за основу обучения традиционную сухую риторику и учили декламировать бессодержательные речи, не обращая внимания на то, обладают ли ученики ораторскими способностями.

Существуют следующие типы ораторов

Рационально-логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

Эмоционально-интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

Философский. Ораторы-«философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

Аудиторией в античные времена называли публику, слушающую речь оратора или пришедшую в театр.

Психологией выделилено три группы мотивов , которые побуждают людей слушать лекции ораторов: интеллектуально-познавательные мотивы; мотивы морального плана (обязаны присутствовать ); мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор ).

Оратору необходимо выявить основной мотив, объединяющий данную аудиторию, и соответствующим образом построить свое выступление.

Оратор должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения, то есть заниматься систематическим риторическим самообразованием.

Ему следует создавать собственный архив иллюстративного материала (примеров, фактов, цифр).

Оратору необходимо также овладеть техникой речи , которая предполагает правильное дыхание во время говорения, хорошо поставленный голос, четкую дикцию (отчетливое произнесение звуков), безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на сознание, воображение, волю слушающих.

Оратор должен постоянно повышать культуру письменной и устной речи, чаще выступать, участвовать в дискуссиях, писать письма, статьи. Нужно уметь критически анализировать выступления других.

Аудитория не любит сердитых или безучастных.

Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Следует следить за собой.

Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид.

Основная задача оратора - установить контакт с аудиторией и добиться нужного эффекта воздействия на нее.

Как установить контакт с аудиторией

Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией, "встречный ток", как говорил К.С. Станиславский, удовлетворение оттого, что сказанные слова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать и знать, как строить выступление. Главное - желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда и речь будет доходчивой, и глаза будут искать ответный отклик в глазах, устремленных навстречу, и доводы найдутся именно те, которые нужны в данный момент. А после выступления наступит ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения и окрыленности.

Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу же найти подход к слушателям, установить с ними контакт.

Что может мешать установлению контакта? Чаще всего возникновение барьеров восприятия. ораторский искусство лекция аудитория

Чтобы не возник барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспринимать его слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положительную установку. Если вас некому представить, придется начать выступление с саморекламы, конечно, без неуместного хвастовства.

Очень важно продумать свой имидж. Внешний вид, манера держаться, интонация первых фраз должны импонировать собравшимся. Способствует этому соблюдение такта. В деловом красноречии неопытный оратор порой начинает выступление решительным, безапелляционным тоном. Но кому же захочется во что-то вникать "под давлением"?

Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт . Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства.

Если накануне выступления произошло какое-то из ряда вон выходящее событие, которое расстроило или, наоборот, возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время, например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, может возникнуть барьер отрицательных эмоций. Понимая, что это не исключено, нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько слов произошедшему накануне событию, которое произвело такое впечатление, а может быть, поднять настроение собравшихся забавной историей. Во всяком случае подходить к своей теме можно лишь после того, как у слушателей появилось рабочее настроение.

Теперь уже от предварительной подготовки оратора будет зависеть, не появятся ли познавательные барьеры, возникнет ли познавательный контакт , при котором только и возможно интеллектуальное взаимодействие.

Важнейшее условие возникновения познавательного контакта - интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым - контакт с оратором. Говорят, что внимание - ворота познания, а открывает их ключик по имени интерес. Чтобы его пробудить и начинают с продуманного заранее введения в тему, стараясь установить личностный и эмоциональный контакт с аудиторией.

По каким признакам можно судить о том, что контакт установлен?

Конечно, по поведению слушателей: выражение их лиц, позы, реплики, а то и вопросы свидетельствуют о различной реакции. Задача оратора - внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия-только не равнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст. Оно творится на глазах у слушателей, вместе с ними! Именно ощущение сотворчества, сопереживания и дает высочайшую удовлетворенность обеим сторонам. Главное требование - развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянно приспосабливаются к слушателям.

Весь секрет успеха выступления - говорить со слушателями, а не при них

Ощущение того, что ваши слова нужны людям и вам есть что сказать, гораздо сильнее естественного страха перед выступлением. А если волнение все же велико, сосредоточьтесь на своих ощущениях и, если есть возможность, скажите вслух:

"Я знаю то, чего не знают слушатели!

Я хочу им об этом рассказать!"

А чтобы окончательно снять напряжение, походите; разомните кисти; рассмотрите себя в зеркале; "помычите", чтобы подготовить голосовой аппарат; подышите глубоко, с удовольствием, минуты две; оглядите еще раз материалы, которые вам понадобятся во время выступления.

Для того чтобы вызвать интерес и к себе, и к теме выступления, надо постараться с первых минут завладеть вниманием слушателей.

Таким образом, ораторское искусство - это мастерство построения публичного выступления с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Умение владеть ораторским искусством становится неотъемлемой частью для специалистов любого уровня. Ораторское искусство необходимо в университет при ответе на устном экзамене или при научном докладе (ораторское искусство сыграло большую роль в популяризации науки). При этом ораторское искусство - это, в первую очередь, работа над собой. Говорят, Демосфен, великий оратор, свою первую речь не сумел произнести до конца. Его освистали, люди не захотели его слушать. Это его жестоко уязвило. Тогда он сбрил с головы половину волос и бороды - так он не мог показаться среди людей, и заперся в доме. Он набрал камней в рот, делал и упражнения. Для развития дыхания он поднимался в гору, декламируя стихи.

Цицерон также в совершенстве овладел ораторским искусством. К нему прислушивалась не только толпы людей, но и правители. Ораторское мастерство помогло Цицерону реализовать свои амбиции, и добиться высот в карьере. Цицерон, будучи превосходным оратором, написал несколько трудов, в которых он описал основные тезисы ораторского искусства. Речи Цицерона основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге «Об ораторе», перечисляются основные требования к оратору. Техника ораторского мастерства Цицерона в основном позаимствована у греков. Один раздел в теории красноречия затрагивает ритм речи и рекомендует точность, сдержанность и изящество, избегая при этом многословия. Кроме того, Цицерон устанавливает пять основных критериев удачной речи: inventio - нахождение подходящего материала; dispositio - его расположение; dictio - стиль; actio - исполнение; memoria - запоминание. Именно ему принадлежит высказывание: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при исполнении».

С первого до последнего слова оратор должен бороться за внимание и интерес аудитории, за готовность воспринять, что он говорит, за желание согласиться с ним и последовать его предложениям. Для этого оратор постоянно поддерживает психологический контакт со слушателями, непрерывно заостряет их интерес, добивается их расположения, преодолевает безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекает, удовлетворяет любознательность, воодушевляет, убеждает и призывает к действию - в зависимости от мотивов выступления.

Список используемой литературы

  • 1. Дератани Н.Ф. К вопросу об исторической обусловленности образа оратора у Цицерона // Цицерон. 200 лет со времени смерти. Юбилейный сборник статей. М., 1959. С. 55-71.
  • 2. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М. , 1978.
  • 3. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять

на людей, выступая публично. - М. , 1995.

Типичной ошибкой многих ораторов является неумение чет-

ко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодо-

ления этого недостатка, а также совершенствования техники

Использовать скороговорки, вначале их следует произносить медленно, постепенно увеличивая темп.

Важнейший показатель речевой культуры оратора - это бо-

гатый словарный запас, точность и образность фраз и выраже-

ний, это учение лаконично и просто сформулировать свою

Итак, оратор с высокой культурой речи отличается бо-

гатством словарного запаса, смысловой точностью выражения,

соблюдением языковых норм произношения, образностью и точ-

ностью словоупотребления.

2. Приёмы установления контакта с аудиторией.

Лексически-синтаксические приёмы.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 – 7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико - аналитических и эмоцианально – образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

· Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

· Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

· Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

· Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

· Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

· Показ практической значимости информации.

· Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

· Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

· Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

· Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

· Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

· Прием апелляции к собственным мыслям.

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы.Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы.

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например: "Локомотив истории остановить невозможно."

Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь! "

Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды прохожий спросил у строителя:"Что ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю деньги!"

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днепра".

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложени-

ям,они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации.

Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер", служат объединению говорящего со слушателями.

Взаимодействие и взаимопонимание слушателей с говорящим – важные критерии данного типа отношений людей: без них эффективность выступления практически отсутствует, потому что нет единства оратора и его аудитории.

Для говорящего важно знать, как поддержать интерес аудитории, как заставить ее проникнуться вопросом, о котором он говорит, как повлиять на понимание и усвоение материала людьми из зала. Поэтому к лектору предъявляется ряд требований, соблюдение которых необходимо для эффективного взаимодействия с залом. Нужно понимать и психологию группы слушателей.

Ораторское искусство – умение произнести речь так, чтобы она оказала желаемый эффект на публику. Оратор должен владеть высокой степенью мастерства при беседе с людьми, а также уметь профессионально обращаться со словом.

Это требуется потому, что человек, находящийся в центре внимания аудитории, оценивается своими слушателями. Рассматривают люди в зале всё: начиная от внешнего вида человека, его стиля и до личных качеств. Успех имеет тот оратор, который учитывает это при построении выступления.

Оратор, чтобы его можно было назвать профессиональным, должен быть:

  • эрудированным;
  • высокоинтеллектуальным;
  • опрятным, притягивающим внимание.

Выступающий человек должен грамотно говорить, хорошо разбираться в теме, о которой говорит, так как его компетентность проверяется через вопросы публики.

Оратор

«Оратор» — многозначное слово. Слово может быть определено, как:

  1. человек, который выступает с публичной речью;
  2. человек, имеющий дар красноречия.

Для говорящего перед аудиторией лектора существует ряд важных критериев, без которых выступление может быть малоэффективным.

Требования к оратору

Чтобы оратор был успешен у слушателей, во-первых, он должен быть опрятно и хорошо одет. Желательно, чтобы одежда не содержала ярких деталей и не была пестрых расцветок или необычных фасонов. Нужно всегда следить за чистотой вещей.

Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики.

В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно. Главное – нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее. Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую.

Желательно, чтобы говорящий не читал материал с листка, а воспроизводил его по памяти, так как тогда восприятие материала публикой заметно улучшается.

Установление контакта оратора со слушателями

Важнейший фактор любой публичной речи – установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует.

Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором. Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание – единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики.

Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек.

Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий:

  • искренне заинтересован предметом повествования;
  • преподносит материал доступно;
  • убежден в достоверности, важности излагаемой информации;
  • уважает слушателей, признает в них партнеров.

Можно легко установить степень контакта – насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей.

В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза (обычно она бывает сосредоточенной).

В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах.

Поэтому тишина не является критерием оценки степени контакта выступающего с залом.

Как добиться взаимопонимания со слушателями

К основным факторам взаимопонимания относят:

  • реакция слушателей на речь оратора (смех, возгласы, аплодисменты);
  • уверенность оратора в собственной речи (умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно);
  • актуальность преподносимой информации (ее новизна, понятность, важность, интерес);
  • личность говорящего (имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он).

Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала. Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики.

Для установки взаимопонимания с залом (когда оратор и аудитория едины) говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории.

Аудитория

Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи.

При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии. Чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание.

Важно, чтобы оратора слушало большинство людей по отношению к общему числу присутствующих.

Признаки аудитории

Сложившаяся аудиторная общность имеет ряд особых признаков, к которым относят:

  • однородность;
  • количественный состав присутствующих;
  • чувство общности;
  • мотив действия.

Однородность включает социальные факторы слушателей – их пол, возраст, статус, образование и профессиональные умения. Часто имеет значение и количество людей в зале.

Если оратор воспроизводит материал в маленькой общности, часто может наблюдаться отсутствие единства мнений. На фоне этого возникают дискуссии, которые обычно отсутствуют при разговоре с многочисленной публикой. При этом в маленькой аудитории для поддержания дискуссии и диалога оратор должен хорошо ориентироваться в области предмета, о котором он говорит.

Чувство общности – важный признак аудитории. Появляется тогда, когда в зале возникает определенный эмоциональный настрой (например, зал может начать аплодировать оратору или, наоборот, качать головой в знак неодобрения). В такой аудитории у каждого есть собственное мнение, личное восприятие, имеющее отношение к общественному мнению – человек учитывает общий фон зала в эмоциональном плане.

Мотив действия слушателей

Данная характеристика имеет значение при оценке публики как особой общности. Приходя на определенное выступление, люди преследуют какую-либо важную для них цель.

Различают три таких предпосылки:

  • момент интеллектуально-познавательного плана (человек приходит, потому что ему понятен предмет повествования);
  • момент морального плана (человек обязан присутствовать на данной речи в приказном порядке);
  • момент эмоционально-эстетического плана (человеку неважно, о чем идет речь, ему приятно слушать выступающего оратора).

Из этих черт складываются мотив и настроение каждого отдельного слушателя. Оратор должен это учитывать.

Как воздействовать на аудиторию

Существует несколько приемов, которые могут помочь управлять публикой более эффективно. К ним можно отнести:

  • уважение к ценностям слушателей (выступающий должен учитывать мнение публики при выступлении, проявлять интерес к их вопросам, тогда основные моменты выступления будут восприняты лучше);
  • единство, когда оратор и аудитория похожи (можно добиться соответствия даже в плане стиля: это способствует лучшему восприятию текста);
  • ощущение настроения людей в зале оратором (чтобы прочувствовать слушателей, выступающий должен задавать им вопросы, отвечать на корректные возгласы из зала);
  • итоги, решения и выводы кратко преподносятся слушателям в момент, когда они заинтересовались обсуждаемым вопросом: тогда эффективность выступления будет намного выше;
  • перерывы (человек не может держать внимание дольше 30 минут. Чтобы слушатели не уставали, через равные промежутки времени оратор должен делать короткие перерывы, в ходе которых происходит диалог с залом, обмен мнениями или приведение личного опыта в вопросе).

Важно визуализировать текст посредством презентаций с аудио. Это поможет слушателям лучше воспринимать материал.

Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом. Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно.

В ходе выступления важно установить контакт с аудиторией. В этом поможет соблюдение следующих правил.

  • 1. Учитывать возрастные, психологические особенности слушателей, уровень их подготовленности, мотивы слушания.
  • 2. Быстро и правильно ориентироваться в обстановке.
  • 3. Быть убежденным в правильности своих взглядов.
  • 4. Не допускать монотонности и скуки.
  • 5. Излагать материал доступно, не использовать непонятных слов, сложных терминов, длинных предложений (в предложении не должно быть более двадцати слов).
  • 6. Говорить «на равных», не заигрывая с аудиторией и не подавляя ее.
  • 7. Не перегружать выступление фактами, примерами, большим количеством цифровых данных, фамилий исследователей и др.
  • 8. Равномерно распределять новый для слушателей материал, сочетая его с уже известным.
  • 9. Создавать эмоциональный накал.

Довольно часто бывает ситуация, когда внимание аудитории к выступлению ослабевает. В этом случае для привлечения внимания можно использовать следующие приемы:

  • неожиданное изменение интонации, повышение или понижение голоса;
  • использование невербальных средств общения (жестов, мимики, пантомимики, например, изменение позы);
  • вопросы к аудитории;
  • яркие примеры;
  • наглядность;
  • обращение к эмоциям аудитории;
  • намеренное введение ошибок (если мы уверены, что ошибка будет замечена);
  • использование юмора;
  • апелляция к просвещенности аудитории.

Может случиться, что в ходе выступления из аудитории слышны замечания, смех, оратора перебивают, задают вопросы не по теме выступления и пр. Как повести себя в этом случае? Однозначных рецептов, как вести себя в такой ситуации, нет, но можно воспользоваться следующими советами.

  • 1. Ответить так, чтобы поставить спрашивающего в тупик. Например, Уинстон Черчилль перед выступлениями сознательно готовил формулировки ответов на выпады из зала. Можно, например, удивить противника, кратко ответив: «Большое спасибо», после чего продолжать свою речь.
  • 2. Повторить вопрос ши отрицательное замечание из зала, как бы предлагая слушателям его оценить. Этот прием целесообразен при наличии уверенности в благосклонном отношении других слушателей. Следует предложить ответить тому из присутствующих, с которым установлен зрительный контакт, - весьма вероятно, что он примет вашу сторону.
  • 3. Попросить повторить замечание - это неплохой прием при наличии времени. Причем следует попросить противника повторить не все замечание, а отдельные его формулировки. Результат будет поразительным, поскольку трудно повторить замечание быстро и точно либо его обосновать.
  • 4. Попросить слушателя представиться, т.е. назвать себя, место работы и т.п. Этот прием, который позволяет выиграть время для ответа, кроме того, зачастую заставляет противника успокоиться. Если замечание конструктивно, нужно поблагодарить слушателя и одобрить его деловые качества.
  • 5. Использовать метод «да, но». Следует избегать длинных выводов и диалогов. Можно отвечать кратко, используя тактику «да, но». Однако не следует произносить слово «да» - лучше прибегать к близким формулировкам: «Согласен с вами, но вместе с тем...»
  • 6. Нейтрализовать провокационные замечания, сказав: «Я предвидел такой вопрос. Однако уверен, что для всех присутствующих будет лучше, если я продолжу свое выступление». Следует помнить, что в интересах других слушателей нельзя вести частные беседы, поэтому предложите тому, кто вас прервал, поговорить после выступления наедине.
  • 7. Применять диалектические приемы т.е. обратить внимание на более значимые ценности, сказав, что сейчас не время размениваться на мелочи.
  • 8. Обратиться к благородству присутствующих. Если замечание неэтично, следует обезоружить противника, спросив: «А как бы Вы вели себя в такой ситуации»? Этот прием воздействует не столько на противника, сколько на других присутствующих.
  • 9. Попросить спрашивающего подождать, ответив, что именно эта тема будет затронута в дальнейшем. Если замечание совпадает с общей идеей выступления, к нему можно отнестись серьезно, прервав выступление и демонстративно записав замечание. Это будет свидетельствовать о том, что выступающий серьезно относится к проблеме.
  • 10. Избегать высказываний типа «не мешайте», «я вас предупреждаю». Лучше всего поблагодарить за вопрос. Ответив, сразу переключить внимание на других слушателей - в противном случае этот же человек вновь начнет перебивать. Ответ должен быть вежливым и по возможности кратким.

Если ответ шутливый, то оратору следует немедленно вернуться к серьезному тону.

Эффективность выступления оратора в немалой степени определяется его тактом. Отсутствие стремления к превосходству, приятие слушателей как равных себе позволяет найти нужный тон.

Непременным успехом выступающего является соблюдение регламента, не уклоняясь от намеченного плана.

Чтобы поддерживать внимание слушателей, можно использовать следующие ораторские приемы:

  • тайна занимательностей (предмет речи сразу не называется) ;
  • вопросно-ответный прием (оратор ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает).

Таким образом, установление контакта, овладение внимание аудитории обеспечивает успех выступления и является необходимый условием для передачи информации, закрепления у слушателей определенных знаний и убеждений.

Психологический контакт - это общность психического состояния выступающего и аудитории, вызванная их взаимопониманием в процессе выступления. Оно сопровождается взаимной заинтересованностью сторон общения, их доверием друг к другу. В условиях контакта наиболее полно проявляются личностные свойства и черты оратора. Можно определить следующие внутренние механизмы контакта.

1. Эмоциональное и интеллектуальное сопереживание.

В основе эмоционального сопереживания лежит психическое явление «заражения». В социальной психологии оно рассматривается как способ интеграции групповой деятельности. Оно выступает одновременно и как фон, и как «пусковой» механизм контакта слушающего и говорящего.

Важно помнить, что эмоциональное сопереживание аудитории вызывается, в первую очередь, самой личностью говорящего. Его заинтересованность, убежденность, эмоциональный подъем обязательно порождают ответную эмоциональную реакцию слушателей, их непроизвольный интерес к тому, что его волнует.

2. Мыслительное содействие.

Оно определяется степенью включенности обеих сторон в единую активную деятельность. Оратор, излагая свою точку зрения, как бы публично мыслит. И аудитория, следя за развитием мысли, совершает ту же мыслительную работу. В результате такого процесса возникает контакт. Особенно сильное сопереживание возникает, когда выступающий на глазах у слушателей как бы ищет нужную формулировку и, в конце концов, четко выражает еще недостаточно осознанные мысли аудитории. Аудитория в этом случае ярче всего проявляет согласие или несогласие, одобрение или сомнение.

Важно помнить, что необходимо постоянно удерживать зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь карточками или записями, то делайте это очень аккуратно: быстрым коротким взглядом посмотрите в текст (вниз) и снова поднимите глаза, переводя все внимание на аудиторию.

Кроме того, для контакта с аудиторией необходимо учитывать культурные, национальные, религиозные и прочие ее особенности. С большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную темы.

3. Воздействие учтивостью и единомыслием.

Чтобы убедить аудиторию в чем-либо, нужно предстать человеком определенного «склада» (в зависимости от обстановки, тематики, цели выступления и уровня аудитории). Полезно предстать перед нею с внутренней мыслью: «Я такой же, как и вы», или «Я испытал и прошел то же, что и вы», или «Я хорошо знаю и понимаю вашу ситуацию». Тогда аудитория вам поверит.

Необходимо всегда быть вежливым и учтивым, даже в споре или в отказе просьбы. Сопровождая свои высказывания словами: «Будьте любезны» или «Простите, но...», вы создаете совершенно другой словесный образ. Этот образ подкрепляется еще и интонацией, паузой, улыбкой. Здесь не должна звучать ирония, за исключением тех ситуаций, когда вы иронизируете перед слушателями намеренно. Любезность воспринимается как проявление чувства сопереживания, как желание понять и поддержать собеседников, как добросердечие.

Важно помнить, что словесное общение сопряжено с той энергией, которая исходит от нас. Любой собеседник чувствует это на подсознательном, интуитивном уровне и либо отвергает такое общение, либо входит в контакт. Необходимо себя воспитать в любви к человеческому общению. Нельзя быть учтивым без снисходительности. Важно не замечать мелкие слабости собеседников.