Почему юристу важно изучать риторику. Риторика: деловая, судебная и юридическая

риторика юридический красноречие

Построение в нашей стране правового государства, формирование гражданского общества значительно повысили роль права. Сегодня трудно найти сферу социальной жизни, которая могла бы обойтись без юристов. Они работают в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в прокуратуре и адвокатуре. На предприятиях, в социально-культурных, научно-исследовательских, образовательных учреждениях, в коммерческих структурах, общественных объединениях созданы юридические отделы, бюро, введены штатные должности юристов. Специалисты юридического профиля используются в контрольных и инспекционных органах (торговли, финансов и др.), активно привлекаются к работе различного рода комиссий при органах государственного и муниципального управления. Юристы возглавляют комитеты по законодательству и другие комитеты законодательных (представительных) органов.

Юридическая работа -- это очень сложная и многоплановая деятельность. Ее содержание определяется необходимостью, с одной стороны, охраны закрепленных Конституцией прав граждан, а с другой стороны, обеспечения неукоснительного соблюдения каждым лицом правовых норм, решительной борьбы с преступностью, с любыми формами антиобщественного поведения и противоправными действиями.

В зависимости от содержания выделяются основные виды юридической работы: правосудие; прокурорский надзор; оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность); совершение нотариальных действий; правовая работа в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Перечисленным видам юридической работы соответствуют и юридические специальности: следователь, прокурор, судья, адвокат, нотариус, юрисконсульт.

Рассматривая профессиональные функции юристов, известный правовед С. С. Алексеев выделил главные из них. Прежде всего, это ведение юридических дел. Юридическими делами называют жизненные ситуации, выступающие в качестве обособленных, самостоятельных предметов юридического рассмотрения. К ним относятся преступления, гражданские споры, конфликты, возникающие в связи с нарушением трудового законодательства, и все другие случаи, которые рассматриваются и решаются в соответствии с нормами права.

Ведение юридических дел требует совершения действий, имеющих юридическое значение (вызов свидетеля, предъявление обвинения, вынесение судебного решения, вынесение по делу протеста и т. д.). Нередко эта работа обозначается словом «производство».

К профессиональной деятельности юристов относится составление юридических документов, в которых выражаются и закрепляются юридически значимые действия, а также устные выступления в компетентных органах, например, в суде, арбитраже, в которых формулируются и обосновываются юридические требования, заявления, ходатайства, возникающие в процессе рассмотрения дела.

Существенное значение имеет и консультирование, т. е. советы, разъяснения, рекомендации и т. д. Оно может касаться вопросов, не образующих каких-либо самостоятельных юридических дел. В деятельности судей, прокуроров, адвокатов, работников юридической службы консультирование нередко занимает самостоятельное, весьма значительное место. Таким образом, заключает С. С. Алексеев, юрист в процессе осуществления своих профессиональных функций и «говорит», и «пишет», и «советует».

Вся профессиональная деятельность юриста самым тесным образом связана с людьми, реализуется в процессе межличностных коммуникаций, относится к системе «человек-человек». Например, следователь, устанавливая обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения уголовного дела, должен уметь получить от людей интересующие его достоверные сведения.

Прокурор, наделенный полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов, постоянно взаимодействует с руководителями и представителями министерств и ведомств, исполнительных органов субъектов КР, органов местного самоуправления, административных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, принимает граждан с заявлениями, жалобами и т. д.

Прокурор принимает участие в судебных заседаниях. Он дает заключение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам; высказывает суду свои соображения о применении меры уголовного наказания; предъявляет иски: поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам; опротестовывает незаконные решения, приговоры, определения и постановления суда, неправовые действия судебного пристава-исполнителя и др. Сотрудники прокуратуры ведут правовую пропаганду, выступают на собраниях граждан, в трудовых коллективах.

Важные функции по осуществлению правосудия выполняет судья судов общей юрисдикции. Он председательствует в распорядительном и судебном заседаниях при рассмотрении гражданских, административных, уголовных и других дел, а также при рассмотрении жалоб на неправомерные действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Судья единолично рассматривает ряд дел об административных правонарушениях (неповиновение сотруднику милиции, военнослужащему при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, мелкое хулиганство и др.). Все это требует от него выдержки, самообладания, хорошего знания психологии людей, умения общаться с ними.

В задачу адвоката входит оказание правовой помощи гражданам и организациям. Он дает консультации и разъяснения по правовым вопросам, устные и письменные справки по законодательству; помогает составлять заявления, жалобы и иные документы правового характера; представительствует в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, трудовым делам, экономическим спорам, по делам об административных нарушениях. Адвокату принадлежит важная роль в деятельности органов предварительного следствия. Он выступает в суде в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. Установление доброжелательных отношений с клиентом, завоевание его доверия -- профессиональная обязанность адвоката.

С гражданами постоянно общаются и нотариусы, задача которых придать юридическую силу договорам и документам, обеспечить защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц. Нотариус удостоверяет сделки, выдает свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствует верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах; передает заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; предъявляет чеки к платежу и удостоверяет неоплату чеков; выдает свидетельство о праве на наследство и принимает меры к охране наследственного имущества и т. п. Руководствуясь законами и другими нормативными актами, нотариус должен помочь клиенту найти наиболее подходящий вариант решения его проблемы.

Важное место межличностные коммуникации занимают в работе юрисконсульта, работника правовой службы органов государственной власти, предприятий (концернов, объединений), социально-культурных учреждений, организаций. На юрисконсульта возлагается контроль за законностью приказов и распоряжений, издаваемых руководством организации; выдача заключений по правовым вопросам; составление юридических документов, участие в подготовке проектов договоров и соглашений, заключаемых с другими организациями; информирование членов трудовых коллективов о текущем законодательстве и оказание им правовой помощи; ведение в судах общей юрисдикции и арбитражных судах дел, по которым орган, предприятие, учреждение, организация выступают в качестве истца или ответчика; предъявление претензий при поставке недоброкачественной продукции, некомплектного оборудования и т. п. При решении этих вопросов юрисконсульту приходится работать с руководителями соответствующих органов и организаций, которым он непосредственно подчиняется; с членами трудового коллектива; с представителями вышестоящих организаций, министерств и ведомств; с работниками предприятий-партнеров и предприятий-конкурентов и т. п. В связи с переходом к рыночным отношениям, развитием договорных обязательств между участниками этих отношений общественные связи юрисконсульта значительно расширяются.

Большая коммуникативная нагрузка лежит на юристах, работающих в органах внутренних дел. К ним относятся следователи, сотрудники оперативно-розыскных служб, работники административных служб. Сотрудники служб и подразделений органов внутренних дел наряду с правоохранительной деятельностью выполняют управленческие функции, функции по руководству подразделениями, аппаратами и службами, осуществляют правовое воспитание населения.

Таким образом, юристу по роду своей деятельности приходится не только оперировать законом, но и разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать и переубеждать. Поэтому он должен быть «профессиональным коммуникантом», т. е. уметь активно использовать специальные приемы воздействия на людей, позволяющие ему достигнуть коммуникативной цели с меньшими временными и энергетическими потерями. Чем выше уровень межличностного общения юриста, тем эффективнее решает он многие профессиональные задачи.

На первый взгляд, кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение -- это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает крупный специалист в области психолингвистики А. А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью самого явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук -- философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение.

Южно-Уральский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра Гражданского права и процесса

Кубиц Г.В.

Риторика для юристов Учебное пособие

для студентов всех форм обучения

специальности 030900 "Юриспруденция"

Челябинск

ББК Ш7.Я7

Учебное пособие по учебному курсу «Риторика для юристов» /Автор - составитель канд. филолог. наук

Г.В. Кубиц. – Челябинск, ООО "Полиграф-Мастер», 2012. - 228 с.

Учебное пособие составлено в соответствии с государственными требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030900 «Юриспруденция».

Одобрено учебно-методической комиссией юридического факультета Южно-Уральского государственного университета.

Предназначено для студентов юридического факультета всех форм обучения.

Рецензенты:

Питина Светлана Анатольевна, доктор филологических наук, профессор Челябинского государственного университета;

Прилукова Екатерина Григорьевна, кандидат философских наук, доцент, зам. директора по учебной и воспитательной работе Уральского филиала Российской академии правосудия

© Южно-Уральский государственный университет, 2012

Государственные требования к минимуму содержания дисциплины

Программа дисциплины

Конспект лекций

Тема 1. Предмет, структура риторики. Риторическое искусство

как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.

Вопрос 1. Понятие, предмет и метод юридической риторики.

Вопрос 2. Ораторское искусство как социальное явление.

Вопрос 3. Виды и роды ораторского искусства.

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Тема 2. История судебного красноречия. Развитие риторических традиций

в России. Речевая деятельность как основа современной риторики.

Вопрос 1. История судебного красноречия.

Вопрос 2. Развитие судебного красноречия в России

Вопрос 3. Речевая деятельность как основа современной риторики

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Тема 3. Судебный оратор. Культура судебного оратора. Техника речи.

Вопрос 1. Судебный оратор - профессиональная языковая личность

Вопрос 2. Литературный язык - основа культуры речи

Вопрос 3. Звучащая речь, ее особенности

Вопрос 4. Техника речи. Логические и интонационно-мелодические

закономерности речи.

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Тема 4. Предмет и тема судебной речи. Виды и цели судебных речей

Вопрос 1. Судебная речь как публичная речь.

Вопрос 2. Виды судебных речей.

Вопрос 3. Особенности судебной аудитории.

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению.

Виды подготовки.

Вопрос 1. Методика подготовки к судебному выступлению.

Вопрос 2. Виды подготовки.

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Тема 6. Произнесение судебной речи.

Вопрос 1. Работа над языком и стилем судебной речи.

Вопрос 2.Произнесение судебной речи как кульминация судебного

разбирательства.

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления.

Вопрос 1.Понятие риторического тропа.

Вопрос 2. Метафора, её структура и риторические функции.

Вопрос 3. Метонимия и её использование в риторических целях.

Вопрос 4. Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.

Вопрос 5. Ирония и парадокс как риторические средства

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Тема 8. Культура судебной речи.

Вопрос 1. Понятие культуры речи.

Вопрос 2. Клише и штампы в судебной речи

Вопросы для самоконтроля.

Тема 9. Культура судебного спора. Полемические приёмы.

Искусство отвечать на вопросы.

Вопрос 1. Искусство полемики.

Вопрос 2.Полемические приемы.

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Темы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1. Предмет, структура риторики.

Роды и виды ораторского искусства.

Семинарское занятие № 2. История судебного красноречия. Развитие

судебного красноречия в России.

Семинарское занятие № 3. Речевая деятельность как основа современной

риторики. Судебная речь как публичная речь.

Семинарское занятие № 4. Профессиональные коммуникации юриста.

Семинарское занятие № 5. Судебный оратор. Риторические умения и навыки

оратора. Качество речи и требования к культуре

судебного оратора.

Семинарское занятие № 6. Подготовка к публичному выступлению

(судебному). Виды подготовки.

Семинарское занятие № 7. Особенности судебной речи, ее разновидности.

Особенности судебной аудитории.

Семинарское занятие № 8. Особенности судебной защитительной речи.

Семинарское занятие № 9. Особенности судебной обвинительной речи.

Семинарское занятие № 10. Произнесение судебной речи. Работа над языком

и стилем судебной речи.

Семинарское занятие № 11. Способы словесного оформления публичного

выступления. Языковые средства

выразительности.

Семинарское занятие № 12. Из истории полемического искусства.

Культура судебного спора.

Полемические приемы.

Семинарское занятие № 13. Деловая игра «Умение вести полемику»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I . Заповеди риторики

Приложение II . Примерные вопросы для анализа риторического текста

Приложение III . Статьи и речи для языкового анализа

№ 1. Лихачев Д.С. Выступление на съезде народных депутатов СССР (1989)

№ 3. Ухтомский А.А. О знаниях (произнесена в 1938 г., опубликована в 1965 г.)

№4. Виноградов В.В. О культуре русской речи

№ 5.Мень А. Христианство (1990). Духовная речь

№ 6. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на Светлой пасхальной седмице (1993)

Приложение IV . Судебная речь

№1.Лившиц В.И. Нежданные свидетели

№ 2. Речь адвоката Журавлева И.Р. по делу М.А. Котова

№ 3. Речь адвоката Поганкина В.И. в защиту В.М. Хилкова

№ 4. Кони А.Ф. Обвинительная речь по делу об утоплении

крестьянки Емельяновой её мужем

№ 5. Киселёв Я.С. Речь в защиту Бердникова

№ 6. Россельс В.Л. Речь в защиту Семёновых

№ 7. Громницкий М.Ф. Обвинительная речь по делу о бывшем студенте Данилове

№ 8. Урусов А.И. Речь в защиту Волоховой

№ 9. Дервиз О.В. Речь в защиту Васильевой

№ 10. Обнинский П.Н. Обвинительная речь по делу Качки

№ 11. Плевако Ф.Н. Речь в защиту Качки

№ 12. Плевако Ф.Н. Речь в защиту рабочих Коншинской фабрики

№ 13. Спасович В.Д. Речь в защиту Дементьева

Речи современных судебных ораторов

Приложение V. Биографии судебных ораторов

Приложение V I . Терминологический словарь

БИБЛИОГРАФИЯ

Вопросы к зачету

Государственные требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

Предмет риторики. Место и роль риторики в культуре. Предпосылки появления риторики. Основные направления, школы риторики и этапы ее исторического развития. Виды риторического искусства (социально-политический, академический, судебный, социально-бытовой, богословско-церковный, дипломатический, военный, торговый, лекционно-пропагандистский).

Античная риторика (Риторика Древней Греции, риторика Древнего Рима). Развитие исторических традиций в России: первые русские риторики, риторика М.В. Ломоносова, риторика М.М. Сперанского, риторика И.С. Рижского. Русская риторика 19 века, особенности риторики 20 века.

Техника речи и культура оратора. Звучащая речь и ее особенности. Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка. Голос и процесс его воспитания. Дикция. Интонация, назначение интонации. Пауза. Литературный язык- основа культуры речи. Риторические умения и навыки.

Композиция речи. План - основа композиции. Составные элементы композиции. Методы изложения материала. Приемы объяснения терминов. Логическое определение. Подбор синонимов. Описательный способ. Этимология слов. Приемы привлечения внимания аудитории.

Методика подготовки к выступлению. Виды подготовки. Определение темы. Название темы. Формулировка цели. Подбор материалов. Отработка навыков. Изучение отобранной литературы. Выработка собственной позиции. Овладение материалом выступления. Выступление с опорой на конспект. Выступление без записи. Выступление экспромтом.

Методы убеждения оппонента. Основные формально-логические законы (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания). Доказательство. Структура и виды доказательств. Логические ошибки. Доказывание и убеждение. Доводы в споре.

Полемика. О предмете полемики. Из истории искусства полемики. (Древняя Греция, Индия, Россия). Определенность позиции полемистов. Уважительное отношение к оппоненту. Выдержка и самообладание в споре.

Сегодня приходится говорить о разных видах профессиональной риторики как разделах частной риторики. Основные интеллектуальные профессии в обществе связаны с активной речью, ибо речь - основное средство организации и управления жизнью общества. Каждый вид профессионального ораторского искусства требует своей «риторики». Подготовка специалиста невозможна без речевой выучки, которая является средством выражения профессиональных знаний и умений.

Место, роль риторики в жизни и деятельности юриста многоплановы и полиаспектны. Юридическая работа определяется необходимостью охраны закрепленных Конституцией РФ прав граждан, обеспечением соблюдения лицами правовых норм, борьбы с преступностью, с любыми формами антиобщественного поведения. Так, риторика включена в перечень учебных дисциплин, которые имеют общеми-ровоззренческое значение, развивают и формируют общую культуру юриста, придают мышлению человека такие черты, как определенность, конкретность, четкость, непро-тиворечивость; ориентируют и требуют от него максималь-ного развития и использования своих психофизиологиче-ских возможностей. Основные виды юридической работы - правосудие, прокурорский надзор; оказание юридической помощи гражданам и организациям; совершение нотариальных действий; правовая работа в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Рассматривая профессиональные функции юристов, известный правовед С.С. Алексеев выделяет, прежде всего, ведение юридических дел. К ним относятся преступления, гражданские споры, другие ситуации, которые рассматриваются и решаются в соответствии с нормами права. К профессиональной деятельности юриста относится составление юридических документов, устные выступления в компетентных органах. В качестве примера можно привести выступление в судебных заседаниях, где формулируются и обосновываются юридические требования. Особый вид юридической работы - консультирование. Владеть навыками риторики юристу необходимо, т.к. он постоянно является конфиденциальным собеседником, исполняет различные коммуникативные роли.

Кроме того, юридический язык специфичен: в нем много терминов, большинство многозначных слов обозначают юридические понятия; характерной чертой является и его ситуативность. Встреча юриста с новым собеседником всегда конкретное событие, сопряженное с психологическим моментом. Необходимо не терять самообладания, легко ориентироваться в создавшейся ситуации. Таким образом, вся профессиональная деятельность юриста тесным образом связана с людьми, реализуется в процессе межличностной коммуникации. Это означает, на юристах лежит большая коммуникативная нагрузка, продиктованная необходимостью разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать. Юристам на предприятии постоянно приходиться обсуждать вопросы, связанные с выполнением должностных и служебных обязанностей, с организацией деятельности организации, заключением договоров, оформлением документов, решением трудовых споров.


Адвокату принадлежит активная роль в деятельности органов предварительного следствия. Он выступает в суде в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика. Судебное красноречие, связанное с поиском юридической истины, с отстаиванием правды, предъявляет к юристам высокие требования. В задачу адвоката входит оказание правовой помощи гражданам и организациям. Он дает консультации и разъяснения по правовым вопросам, устные и письменные справки по законодательству; оказывает помощь в составлении заявлений и иных документов; представительствует в суде общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, экономическим спорам, делам об административных правонарушениях.

Важные функции по осуществлению правосудия выполняют суды общей юрисдикции. Судья председательствует в судебном заседании при рассмотрении гражданских, административных, уголовных и других дел, а также при рассмотрении жалоб на неправомерные действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Судье необходимо не только проявлять выдержку. Хорошо разбираться в психологии людей, но и работать с языком закона. Специфика законодательного языка связана с особым назначением права - быть регулятором общественных отношений. Для юриста, в частности судьи, язык законодательства - способ поиска оптимального закрепления в правовой норме определенного мерила поведения, направленного на регулирование общественных отношений. Но юрист не способен изучить язык закона не опираясь на данные лингвистики. Право и язык права - звенья одной цепи.

Речь человека - зеркало его общей культуры. Профессия юриста предполагает владение правильной речью, находящейся в согласии с нормами литературного языка. Владение выразительными средствами языка и умение выбрать нужный речевой стиль - обязательное условие успешной профессиональной деятельности.

Касаясь роли или функций риторики в жизни и деятель-ности юристов, следует оговориться, что их невозможно полностью выделить и описать. При изучении дисциплины будущие юристы овладевают специальными риторическими сведениями, особенно спецификой аргументации в сфере юриспруденции; расширяют мировоззрение; развивают коммуникативные способности, умение понять собеседника, найти с ним точки соприкосновения; развивают чувство уверенности в себе, психологическую устойчивость; вырабатывают умение публично выступать с подготовленной речью; учатся эффективно управлять своим речевым аппаратом. Кроме того, знание риторики формирует методологическую культуру мышления и практического действия юриста; позволяет раскрыть сущность описываемых про-цессов и явлений, точно их интерпретировать, доступно, ясно, четко, эмоционально объяснить слушателям.

Изучение риторики позволяет студентам и специали-стам развивать у себя чистоту и точность слога, формирует правильное мышление, знание и использование родного языка в контексте изучения юридических дисциплин и их применения на практике. Более того, развитие и формиро-вание у будущего юриста необходимых ему для эффектив-ной практической работы умений и навыков красноречия реально возможно в процессе изучения риторики в вузе, в ходе лекционных и практических занятий. Это один из немногих изучаемых в вузе предметов, который позво-ляет студентам формировать себя как профессионального специалиста уже на стадии обучения.

О том, что обращение к навыкам риторики необхо-димо, свидетельствует современная судебная практика. Как ни печально, но чистота слога нашими юристами еще не достигнута. В частности, в документах и выступлениях наблюдаются случаи не совсем правильного употребления таких глаголов, как мотивировать и фигурировать. Зача-стую можно услышать: «...в письмах фигурировал яд». Или: «...гражданка Петрова Любовь Ивановна мотивировала».

Итак, для юридической риторики характерно изучение речи с двух позиций:

1) с точки зрения соблюдения оратором норм литературного языка;

2) как средство аргументации, доказывания, развертывания мысли, углубленного изучения психологии преступления.

Все сказанное дает основание утверждать что изучение риторики и овладение навыками ораторского искусства является неотъемлемой частью профессиональной подготовки юриста.

Понятия и категории современной риторики .

Каждая наука опирается на ряд фундаментальных понятий, которые называются категориями. Риторика как теория и мастерство эффективной речи выработала свою систему понятий, на основе которых формируется основной мировоззренческий смысл овладения риторикой. В риторике реализуются разные категории, например, ритори-ческий канон и его составляющие (инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио гипокризис) как модель создания речи; топы (общие места) как способы изобре-тения содержания речи; структура речи как модель реализации ее со-держания; риторические тропы и фигуры как система средств, обес-печивающих достижение целей речи, речевое действие и речевой поступок как форма соотношения слова и дела и др.

Напри-мер, применительно к компоненту «техника речи» наиболее используемыми будут такие понятия, как речевой голос, диапазон голоса, высота голоса, полетность голоса, дикция и др. То, что позволяет «украшать речь», будет насыщено такими понятиями, как метафора, метонимия, эпитет, пара-бола, аллегория, гипербола, ирония, каламбур, антитеза, инверсия, параллелизм и др.

Достаточно ли человеку овладеть лишь искусством красно-речия, для того чтобы убедить в чем-либо публику или вдохновить ее на какие-либо действия? Размышления над этим вопросом привело к осознанию ряда основных категорий. Такими являются этос, логос и пафос. Это категории, на основании которых определяются требования к созданию речи.

Несомненно, без знания о предмете речи, ее построении и умения выступать публично говорящий не сможет достичь своей цели. Однако существенным, а зачастую определяющим фактором успешности публичного выступления является нравственный облик оратора, его ответственность за слово, обращенное к слуша-телям.

В античные времена возникал спор, да и в наше время нередко звучит вопрос: имеет ли оратор моральное право, выступая перед публикой, рассуждать о нравственных ценностях, не обладая соответ-ствующими личными качествами и достаточной мудростью, и к ка-ким последствиям может привести его желание убедить слушателей в правильности собственных взглядов? Выступать такой оратор может, и, вероятно, в данный момент он даже достигнет своей цели, однако нет уверенности в том, что впоследствии полученный результат не возымеет обратный эффект. Так, Аристотель писал, что в этом случае «люди... или неверно рассуждают, благодаря своему неразумию, или же, верно рассуждая, они, вследствие своей нравственной негодности, говорят не то, что думают, или, наконец, они разумны и честны, но не благорасположены, почему возможно не давать наилучшего совета, хотя и знаешь, в чем он состоит».

В сфере этоса, важнейшей составляющей ораторской речи, фор-мируется риторический идеал, который включает в себя обобщенное представление о личности говорящего и его убеждениях, обладающе-го добродетелями, владеющего ораторским мастерством и способного умело выступать перед публикой. Тема образа говорящего (образ автора) будет раскрыта в следующей главе пособия. Оговоримся только, что нравственный долг настоящего оратора состоит в глубоком знании предмета речи, рассудительности, человеколюбии и доброжелательности, скромности и искренности, терпимости и ответственности за свои речевые поступки, за произнесенные публичные речи.

Таким образом, этос - это те условия, которые сопровождают выступление оратора. Этос связан с уместностью речи, соответствием всем условиям общения. Оратор должен учитывать место и время, сроки ведения речи, возможность/невозможность раскрыть ту или иную тему в определенном аспекте, характер аудитории (возраст, уровень подготовки, ее ценностные установки). Это обеспечиваю те условия, которые помогают наладить контакт с аудиторией, позволяют реализовать этические нормы в процессе общения (этому посвящена соответствующая глава пособия).

Пафос -это намерение автора, та основная задача, идея, которую он хочет донести до адресата, раскрывая ту или иную тему. Очевидна необходимость воздействовать на слушателя, вызвать у него соответствующее эмоциональное состояние, заразить его теми переживаниями, которые испытывает сам оратор. Можно говорить о патриотическом пафосе, лирическом пафосе или пафосе негодования. Оратор прибегает к различным средствам и приемам, которые помогают поддерживать контакт с аудиторией, подталкивать ее к размышлению или действию.

Логос - это словесные средства, которые необходимо использовать в данной речевой ситуации общения для реализации замысла автора речи. Высокая культура речи оратора способствует правильному выбору и использованию языковых средств языка. Всякий вид речи есть закономерное единство этоса, пафоса и ло-госа, специфичное для данного вида речей (Ю.В. Рождествен-ский).

Риторика (греч. rhetorike – «ораторское искусство») – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста. В древности риторика понималась как искусство оратора, искусство устного публичного выступления, т. е. только в прямом значении слова. Риторику можно рассматривать с различных позиций: как искусство речи и теорию этого искусства, как научную дисциплину, основанную на богатой культурной традиции, общую теорию мыслительно-речевой деятельности. Прежде чем установить предмет риторики, необходимо учесть тот факт, что за 2,5 тыс. лет существования данной науки в качестве определения использовались сотни формулировок. Среди них выделяют три основные направления. 1. Первое, условно называемое греческим, трактует риторику как «искусство убеждения» (центральное понятие у Платона, Аристотеля). 2. Второе направление связано в большей мере с римской традицией понимать риторику как «искусство говорить хорошо». С этого времени в риторике усиливается интерес к литературно-языковому компоненту. 3. Третье характерно для средневековья и начального периода Возрождения, в нем риторика является «искусством украшения». В результате возрастания интереса риторов к литературному компоненту усилилась эстетическая характеристика речи, что в итоге привело к распаду единства логоса (мысли) и выражения (языка). Каждое из перечисленных выше направлений, определяющих предмет и устанавливающих задачи риторики сообразно ему, не может быть строго приписано определенному периоду развития данной дисциплины, они полноправно сосуществуют и отражают объект с разных сторон.

2.Соотношение науки риторики с учебной дисциплиной. В науке традиционно различают общую и частную риторику. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации; частная – рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также второе значение – одно из направлений неориторики. В настоящее время различают столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и более мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления является подразделом публицистической риторики). В тот или иной период развития общества конкретные виды речевой коммуникации занимают доминирующее положение и оказывают наибольшее воздействие на сознание людей. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины вызывают наибольший интерес. В настоящее время подобная роль отводится риторике средств массовой информации, политической и деловой (коммерческой) риторике. В науке также существует подразделение риторики на теоретическую, прикладную и тематическую. Теоретическая риторика – это раздел общей риторики, который занимается научным исследованием правил построения качественной речи. Прикладная же в данном случае использует уже найденные правила, закономерности и лучшие образцы наиболее успешных речей в практике обучения словесности. Эти два подразделения тождественны по содержанию научной и учебной риторике. Тематическая риторика получила распространение в США. Она изучает объединение различных видов словесности вокруг одной актуальной темы(например, выборов президента).



3.Общая риторика. В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную.

Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Функции: Цели формирования всех необходимых знаний и навыков в сфере общей риторики – искусства воздействия на людей при помощи слова – и преследует настоящий учебный курс. Успешное изуче-ние этой дисциплины позволит каждому стать способным:

Свободно обсуждать самые разные темы (бытовые, деловые, общекультурные, научные, политические, философские и т.д.), используя при этом диктуемый ситуацией тот или иной стиль речи;

Излагать свои суждения ясно, последовательно, ярко, грамотно применяя изобразительно-выразительные средства («цветы красноречия») – тропы и риторические фигуры;

Подготовить для различных ситуаций и произнести для разных аудиторий публичную речь и быть принятым и понятым слушателями;

Последовательно и аргументированно отстаивать свою точку зрения в полемических спорах и дискуссиях и др.

Законы риторики. Закон гармонизирующего диалога. Первый закон современной общей риторики - закон гармонизирующегодиалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическомвзаимодействии участников речевой ситуации.Закон продвижения и ориентации адресата , который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели. Закон эмоциональности , требует, «чтобы говорящий

не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал

эмоционально то, о чем он сообщает или беседует». Закон удовольствия . Речь тогда и потому

действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику).

4.Соотношение понятий оратора и ритора. Особенности требований общей риторики к умениям и мастерству оратора. Оратор – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством. Ритор – оратор, говорящий пышно и красиво, но малосодержательно, прибегающий к искусственным приемам красноречия.

Современные руководства по ораторскому искусству указывают свойства личности оратора:

1. обаяние;

2. артистизм;

3. уверенность;

4. дружелюбие;

5. искренность;

6. объективность;

7. заинтересованность, увлеченность.

Обаятельный человек тот, кто умеет быть самим собой, умеет отказаться от чужого, наносного, привнесенного. Артистизм - это умение общаться с окружающими активно и с игровой установкой, соблюдая при этом чувство меры. Уверенность. Право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе. Дружелюбие. Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Искренность. Применительно к публичной речи искренность называют «ораторской честностью». Это черта, которую особенно ценят слушатели у выступающего.Объективность. Говоря по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем больший эффект будет иметь выступление. Заинтересованность. Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки.

5.Речь: понятие,виды и стили. Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Основные виды речи человека. Это - устная и письменная речь. Устной называется речь, при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определенные наборы звуков, ассоциируемые с теми или иными известными по опыту предметами или явлениями. Письменной называют речь, основанную на изображениях символов (знаков, букв, иероглифов) на каких-либо материальных носителях: на папирусе, пергаменте, бумаге, экране монитора, на любом другом зрительно воспринимаемом материале. Стиль речи -исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Научный стиль - стиль научных сообщений. Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. Художественный стиль используется в художественной литературе.

6.Публичная речь как разновидность ораторского искусства. Публичная речь – это основа ораторского искусства. Задача выступающего - как можно более точно донести свои идеи до аудитории. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя:

1) выступающий должен сам всесторонне овладеть темой, четко представлять свои задачи и суть вопроса;

2) он должен быть убежден в своей правоте и постараться убедить в ней слушателя. Очень важно, чтобы лектор не сомневался в своих ответах;

3) нужно продемонстрировать личную заинтересованность в процессе, в теме, в раскрытии таковой и внимание к аудитории;

4) старайтесь психологически воздействовать на публику. Люди должны разделить ваш творческий поиск, пойти за вами;

5) необходим план вашего выступления: в виде тезисов, записей или конспекта, чтобы речь звучала интересно и логично. Но зритель не должен ощущать этого. Нельзя стоять все выступление, уткнувшись в записи. В идеале план должен быть у вас в голове;

6) правильное поведение во время выступления. Сюда входит как внешний вид оратора, так и его культура речи и тактичность поведения с возможными оппонентами.

Публичное выступление также допускает чтение по заранее приготовленному тексту, но зачастую это демонстрирует неумение автора выступать публично. Убедительнее и доходчивее звучит речь произносимая, а не зачитываемая с листа. Речь не должна быть слишком быстрой, пестрить слишком сложными словами или словами на иностранном языке. Речь выступающего должна быть культурной вне зависимости от темы. Выступление не должно быть растянутым, а должно содержать четко обозначенную мысль, идею автора в развернутом виде. Между слушателями и оратором должен появиться психологический контакт. Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватывающие говорящего. Хотя слишком длинные паузы в речи оратора скорее всего свидетельствуют не о раздумье, а о плохом знании предмета.

7. Судебная речь имеет целью убедить судей и присяжных заседателей в правильности позиции оратора. Речевое воздействие - побуждение слушателя с помощью речи к определенному действию. Осуществляется путем организации речевой коммуникации т. о., чтобы слушатель выбрал из числа возможных поступков тот, к которому его подталкивает говорящий (путем угроз, обещания поощрения, насмешки, риторического вопроса, увещевания, просьбы и др.).

Речевое воз­действие - это воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной гово­рящими цели - изменения поведения адресата, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе речевого взаимодействия с ним. В зависимости от того, какая сфера психической деятельности человека вовлечена в процесс коммуникации в большей степе­ни, речевое воздействие подразделяется на рациональное и эмоциональное. Пытаясь воз­действовать на поведение собеседника, говорящий может оказывать влияние на его рацио­нальную сферу. С этой целью он привлекает убедительные факты и аргументы, воздей­ствующие на сознание людей. Цель эмоционального воздействия заключается в выражении говорящим эмоций и достижении ответной эмоциональной реакции у слушаю­щего, приводящей к изменению его поведения. Эмоциональное воздействие де­лится на два типа: опосредованное, которое осуществляется путем первоначальной апел­ляции к рациональному «Я» адресата (оценка, информирование), и непосредственное, реализуемое за счет создания образности, различных сбоев логики мышления. По характеру взаимодействия субъекта с объектом различается прямое воздей­ствие, когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требо­вания, и косвенное воздействие, непосредственно направленное не на объект, а на окружа­ющую его среду. Прямой способ речевого воздействия включает такие формы, за которыми в системе языка закреплено определенное значение, прямо выражающее соот­ветствующую иллокуцию, то есть коммуникативную цель говорящего. Косвенный способ выражения коммуника­тивного намерения представляет собой употребление языковых форм для выражения ил­локутивной силы, не связанной с их прямым языковым значением. Косвенные формы не выражают открыто намерений говорящего. По критерию осознанности речевых действий разграничивается намеренное (ин­тенционалъное) и побочное (неинтенционалъное) воздействие. При намеренном речевом воздействии субъект ставит перед собой задачу добиться определенного ре­зультата от объекта речевого воздействия. Побочное речевое воздействие оказывается не­ произвольно, поскольку субъект не ставит задачу добиться определенного результата от объекта.

8.Коммуникативные качества речи интеллектуального воздействия. Судебная речь имеет целью убедить судей и присяжных заседателей в правильности позиции оратора. Для этого она прежде всего должна быть понята составом суда, а также всеми слушателями.

Ясность. Ясностьдостигается прежде всего глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Нередко доходчивость (доступность) называют простотой. Простота изложения способствует тому, что речь понимается легко и мысль судей без затруднений следует за мыслью оратора. Довольно часто речь становится неясной из-за неуместного использования в ней иноязычных слов и узкоспециальных терминов: В ее жизни встал известный ингредиент. Причиной неясности может быть многословие: Другие показания давались Иванченко о том/ что у него значит/ украли/ значит/ это самое// И Протокова рассказала здесь/ в суде/ каким образом/ она обнаружить кражу в своем домике/ что у ней было украдено/ и что значит/ какие повреждения/ не могла.

Точность. Точность - характеристика содержания речи на основе соотношения речи и действительности (это фактическая, предметная точность), соотношение речи и мышления - это понятийная, смысловая точность, которая зависит от того, насколько говорящий следит за значением употребляемых слов. С целью достижения точности (юридической истины) оратор может использовать жаргонные слова, которые были употреблены подсудимым: «Свидетель Горлов говорил, что дней за десять до убийства к нему домой приезжал Еремин и предлагал «попасти» одного человека. На его уточняющий вопрос Еремин ответил, что надо «завалить» Гула (то есть Гулова)». Речевые неточности, вызванные слабым знанием предмета речи, вызывают негативное отношение слушателей к судебному оратору. Точность достигается употреблением юридических терминов и клише: мотивы преступления, а не побуждения; возбудить уголовное дело, а не начать и др. Неточность могут вызвать и «модные» слова. Неточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, «любимыми» словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем-то, что ли, так сказать, как говорится, как бы и др. С чьей-то легкой руки стало модным употреблять слова как бы, которые не позволяют точно определить действие или состояние: Вы как бы признаете себя виновным частично? Неточность речи всегда возникает при употреблении иноязычных слов без учета их значения. Так, судья пишет в решении: С учетом девальвации выплатить…А надо было: с учетом инфляции, т.е. с учетом «обесценивания бумажных денег. Логичность. Логичность определяется в лингвистике как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли. Различается логичность предметная и понятийная. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная отражает логичное движение мысли в смысловых связях элементов языка. Мыслить и рассуждать логично - значит мыслить точно и последовательно, доказательно и убедительно, не допускать противоречий в рассуждении. Логичность на уровне целого текста создается композицией выступления и рядом логических приемов, основные из которых - определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Уместность. Важным качеством судебной речи является уместность, т.е. соотнесенность языковых средств с целевой установкой, с содержанием речи, умение построить ее соответственно теме, задаче, времени, месту и оратору. Уместная речь обладает следующими признаками: 1) соразмерностью языковых средств и содержания, т.е. слова должны точно передавать то или иное содержание. Например, определяя степень тяжести причиненного телесного повреждения, не следует выражать мысль приблизительно: очень тяжелые повреждения,- нужно использовать юридический термин тяжкие телесные повреждения. 2) соответствием языковых средств обстановке. В доме, в котором горе, неуместно приветствие «Добрый день». 3) соответствием языковых средств оратору. Чистота. Речь юриста, выступающего в суде, должна быть чистой. Чистой считается та речь, в которой нет просторечных и диалектных слов типа хотишъ, ложит, нет жаргонных слов, например, крутые, тащусь, кинуть, балдеть и др. В чистой речи не может быть современных устойчивых словосочетаний, таких, как высокая крыша, лицо кавказской национальности, крыша поехала и т.д. Засоряют речь различные заполнители пауз, например: а-а-а-а, м-м-м и др. Речь может быть засорена и «любимыми» словами, которые употребляются бездумно. Правильность. Одним из основных качеств судебной речи, определяющих ее эффективность, является правильность, которая предполагает соблюдение общепринятых норм литературного языка. Важно соблюдение лексических норм, обеспечивающих точность словоупотребления; орфоэпических (произносительных) и акцентологических (норм ударения), обусловливающих единство звукового оформления речи. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) устанавливают единообразие форм словоизменения и соединения слов в словосочетания и предложения. Довольно часто приходится наблюдать нарушение судебными ораторами синтаксических норм, в частности, норм управления, например: не касались к нему, согласно приказа, согласно статьи, уточнили о том, попытка о смягчении наказания и т.д. (надо: не касались его, согласно приказу, согласно статье, уточнили что-то, попытка смягчения наказания). Лаконичность. «Речь должна быть коротка и содержательна», - указывал П.С. Пороховщиков. Лучшие судебные ораторы использовали и используют сложные синтаксические конструкции с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами предложения; но, когда ораторы говорят по существу, убедительно, названные языковые средства способствуют проявлению ораторского мастерства. Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Распространенной ошибкой является многословие: Кабинет/ так сказать/ ненадлежащим образом/ соответственными мерами/ был закрыт//.

В Словаре русского языка риторика определяется так:

1.Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

2.Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

3.В старину: название младшего класса духовной семинарии.

Риторика (retorike - слово греческого происхождения) – это наука об искусстве публичного выступления.

Риторика - это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. В качествеобъекта изучения данной дисциплины выступают устные и письменные тексты, такие, как доклад на собрании, переговоры, публичные речи в судебных процессах и т.д. Данная учебная дисциплина призвана научить, как при помощи речи можно эффективно воздействовать на аудиторию.

Как предмет риторика сложилась раньше других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, история литературы, стилистика возникли позднее риторики и в течение долгого времени развивались как предметы подготовительные для изучения риторики.

Особенность риторики как учебного предмета заключается в том, что она преподается в виде определенных положений, правил. Эти правила не являются обязательными предписаниями, они лишь обобщают опыт известных ораторов, указывая на трудности, с которыми встречается каждый, кто готовится к публичному выступлению.

Термин «риторика » отличается многозначностью. Из наиболее распространенных его значений необходимо выделить: «красноречие», «ораторское искусство».

Красноречие – есть умение говорить интересно, хорошо, логично. Другими словами, говорить красно, то есть красиво.

Выражение ораторское искусство имеет несколько зна­чений. Под ораторским искусством понима­ется высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство по­строения и публичного произнесения речи с целью оказа­ния желаемого воздействия на аудиторию. Подобное определение ораторского искусства было при­нято еще в античные времена. Например, Аристотель оп­ределял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предме­та». Эта традиция была продолжена и в русской риторичес­кой науке, например, в трудах М. В. Ломоносова.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи рассматривают ора­торское искусство как один из специфических видов чело­веческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан с устным словом.

Как учебная дисциплина юридическая риторика преследует своей целью формирование языковой личности юриста и предполагает специальное (юридическое) образование, а также основы лингвистических знаний, осознанную мировоззренческую позицию, владение предметом аргументации и использование уместной техники речи.


Юридическая риторика как наука – это наука об ораторском искусстве, применимая в коммуникативной деятельности юристов. Юридическую риторику следует понимать как комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной риторики сообразно с требованиями процессуального права, как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

Главная цель изучения риторики практическая - владение искусством убеждающего слова. Искусство слова - самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки.

Связь риторики с другими науками. Риторика связана со следующими науками: философией, логикой, психологией, педагогикой, этикой, эстетикой и лингвистическими науками.

Риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:

Схема Квинтилиана: Изобретение, расположение, исполнение.

Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.

Схема Аристотеля: Этос, пафос, логос.

Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Под этосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Данные условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпа речи.

Под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.

Под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.

Структура риторики. Риторика подразделяется на общую и частную.

Общая риторика иногда используется как синоним "неориторика". В общей риторике развернута система правил образования речи.

Частная риторика главным своим содержанием имеет прежде всего классификацию родов и видов прозаических произведений. В каждом отдельном случае авторы различных пособий предлагают правила организации (построения) высказываний в соответствии с общими требованиями “искусства речи”. Следует подчеркнуть, что частная риторика имеет разные варианты названия: “прикладная”, “специальная”, “краткая ” и т.п. Каждая из частных риторик имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Ряд положений и рекомендаций, которые дают авторы пособий, несомненно, устарел, но немало и таких положений, заданий формулировок, которые представляют теоретический и практический интерес до настоящего времени.

Российские частные методики выделялись как самостоятельные, исходя из целей и задач общения, социальной группы, в которой происходило общение.

Именно условия общения определяли в частных риториках речевые жанры, закрепленные за определенным видом красноречия. Например, для академического красноречия это, прежде всего, такие жанры, как лекция, речи, произнесенные на торжественных собраниях.

Особо следует выделить наиболее развитое в России юридическое красноречие, ориентированное на устную форму, причем ряд рекомендаций того времени до сих пор не утратил актуальности для обучения любой профессиональной устной речи.

Судебное красноречие в России достигло своего расцвета, как известно, во второй половине девятнадцатого века, предпосылкой к развитию которого послужила судебная реформа 1864 года, сделавшая судебный процесс гласным, своеобразным совершенством обвинения и защиты. Правильно, логично, доказательно построенная речь обвинения и защиты нередко могло служить основанием для того или иного приговора.

Судебные речи таких известных судебных ораторов как К.К. Арсеньева, Н.П. Карабчевского, Ф.Н. Плевако, Н.Ф. Кони, П.С. Пороховщикова, являясь образцами для юристов, в то же время служат образцовыми текстами, на основе которых учатся аргументированности, логичности, доказательности не только будущие юристы, но и будущие специалисты в других областях знаний, чья профессиональная деятельность требует умений создавать речи для публичных выступлений.

В юридической риторике основной акцент делается на знание правовых норм, большую роль играет и умение правильно, стилистически корректно строить речь, подбирать слова и обороты, которые точнее соответствуют целям судебной полемики. Игнорирование лингвистического аспекта отрицательно влияет на образ судебного оратора, приводит к ошибкам при вынесении судебного решения, искажает смысл и идею интеллектуального спора, снижает уровень культуры правосудия целом.