«Уроки вежливости». Внеклассное мероприятие, посвященное правилам поведения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования Дом пионеров и школьников г. Янаул
Разработка внеклассного мероприятия
«Урок вежливости»
Разработала: педагог ДО
Закирова Л.К

2017 г.
Аннотация
Данный урок вежливости посвящен методике организации и проведения
уроков этической грамматики для детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Урок вежливости предназначен для педагогов дополнительного
образования, учителей начальных классов, воспитателей детского сада, а
также родителей, которые могут осуществлять речевое обучение ребенка в
домашних условиях.

Введение
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела ­ делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
(М.Лисянский)
В настоящее время вежливость для детей – актуальна. Так как вежливость
– одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков
вежливого общения, трудно произнести хорошее впечатление на окружающих.
Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних
лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с
трудом. Культурно­речевое воспитание детей – дело большой социальной

значимости. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше
возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными
умениями.
Цель урока: учить детей вежливым словам, пользоваться ими, уяснить и
уточнить правила вежливости.
Задачи урока:
1.Развивать память, речь, логическое мышление;
2.Воспитывать вежливость, доброжелательное отношение к окружающим,
культуру общения.
Новизна данного урока состоит в том, что обучая ребенка культуре
речевого общения, можно благотворно повлиять на развитие его характера,
его отношений с окружающими, помочь ему свободно и без страха войти в
мир общения.
Ожидаемый результат: данный урок поможет детям использовать в своей
речи вежливые обороты, воспитает у них правила хорошего тона.
Оборудование: рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», сюжетные

картинки, карточки, плакат с правилами вежливости, проектор, картинки с
изображением солнца и тучи, запись музыки, фонограмма песни «Улыбка»).

«Урок вежливости»
Ход мероприятия:
1.Психологическая установка. Организационный момент.
(звучит тихая музыка).
­Доброе утро! Улыбнемся друг другу.
­Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте про себя:
Я сижу на занятии.
Сейчас начну трудиться.
Я радуюсь этому. Внимание мое сосредоточенно. Память моя крепка. Я хочу
трудиться. Я готов к работе.
­Откройте глаза. Я вижу, что вы готовы работать. А сейчас, мне хотелось бы
узнать, какое у вас настроение. У меня настроение хорошее, солнечное.
(педагог показывает рисунок с изображением солнца). Итак, у вас на партах
лежат листочки с изображениями солнца и тучи. Покажите мне, пожалуйста,
картинку, которая соответствует вашему настроению. (дети поднимают
листочки).

1.
Постановка цели урока.
­ Ребята, а вы любите сказки? Тогда послушайте рассказ Валентины
Александровны Осеевой.
«Волшебное слово»
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и
зонтиком чертил что­то на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика,
сказал:
- С тобой что­то случилось?
- Ну и ладно! А вам­то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем­то…
- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик. - Я скоро совсем убегу из дому.
- Убежишь?
- Убегу! Из­за одной Ленки убегу. - Павлик сжал кулаки. - Я ей
сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой
сколько!
- Не даёт? Ну, из­за этого убегать не стоит.
- Не только из­за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня
прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. - Брат на лодке едет
кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя
не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берёт тебя брат?

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие
пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное
морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка,… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…
- Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала
она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову
брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку
на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из­за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было
старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные
зонтиком непонятные знаки.
­ О чем эта сказка? (Ответы детей)
­ Как вы думаете, о чем же мы с вами будем говорить сегодня?
(Ответы детей)
­ Правильно. Сегодня мы с вами проведем урок вежливости. (Слайд)

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый
человек тот, кто любит других и помогает им. Добрый человек любит природу
и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают как солнце.
­ Какие слова вежливости вы знаете? (ответы детей)
3. Игра «Доскажи словечко» (Слайд)
­ А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
1
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …. (добрый день)
2
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь …. (здравствуйте)
3
Когда нас ругают за шалости,
Мы говорим …. (прости, пожалуйста)
4
И во Франции и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
4.Физкультминутка. Игра «Вежливо ­ невежливо» (Слайд)
Если это высказывание вежливое, то вы кивайте головой, а если нет – то
делаете один хлопок в ладоши.
1
2
3
Чавкать за столом.
Звать старших по имени, по отчеству.
Перебивать говорящего.

4
5
6
7
8
9
5
Размахивать руками.
Здороваться с взрослыми.
Показывать пальцем
Обращаться к взрослым на «вы».
Дразнить говорящего.
Говорить волшебные слова.
Прослушивание стихотворения:
­ Сейчас послушайте стихотворения, которые подготовили для вас ребята.
Слова: «До свиданья!»
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» ­
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым
В троллейбусе, парке,
Школе и дома.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку
Как воздух нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.

Слова эти надо
С улыбкой дарить!
6. Беседа по картинкам. (Слайд)
­ Ребята, скажите, что в вашем понимании означает слово «вежливость»?
(Ответы детей)
­ Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно
общаться с тобой.
­ Давайте мы с вами рассмотрим некоторые картинки. (на доске)
«Не обижайте малышей»
«Приятного аппетита»
«Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам»
«Правила поведения в транспорте»
­ Правильно ли ребята ведут себя на этих картинках?
­ А как бы вы повели себя в этих ситуациях?
­Произнося слова вежливости, мы желаем нашим близким хорошего здоровья,
доброго настроения. Да, дети, не только слова должны быть у нас добрыми,
но и поступки. Ведь по поступкам говорят о человеке: добрый или злой он.
Ведь у каждого нашего поступка есть лучи, как у солнышка: от хороших
поступков идут теплые, согревающие лучи, от плохих поступков становятся
холодно и грустно. Так давайте будем вести себя так, чтобы папам и мамам,
друзьям, учителям, одноклассникам всегда было радостно и приятно!
7.Ролевая игра.
1
Мама послала тебя к соседке взять в долг муки. Как ты это сделаешь?
(ответы детей)
2
Ты не знаешь, где находится аптека. Как ты попросишь, чтобы тебе
объяснили дорогу?
(ответы детей).

8.Подведение итогов:
­ О чем мы сегодня говорили на уроке?
­ Что вам больше всего понравилось?
­ С какими словами мы должны крепко подружиться? (ответы детей)
Запомним эти правила на всю жизнь!
1.Вежливость проявляется в отношении с людьми
2.Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
3.Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
4.Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
5.В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай
младших.
6.Не отвечай на грубость грубостью.
7.Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
8.Пусть добрая улыбка красит вас» Улыбайтесь, когда говорите вежливые
слова! (дети читают хором плакат с правилами вежливости).
–Раз мы заговорили об улыбке, давайте закончим наш урок песней
«Улыбка». Спасибо всем за активное участие на уроке «Вежливости».
(дети поют песню «Улыбка» под фонограмму).детей с основными правилами этикета. Ведь наряду с пытливым умом,
хорошей памятью, стройной логикой нам так хочется видеть в наших детях не
менее важные качества: благородство и доброту, щедрость и тактичность,
чуткость и доброжелательность.
Яркие иллюстрации разнообразных этикетных ситуаций, слайды сделали
урок вежливости неголословным.
Я считаю, что урок достиг свой цели. Задачи, поставленные в начале урока,
были достигнуты. Таким образом, мы с помощью этого урока вежливости
расширили кругозор вежливости у детей.

Список литературы
1.Аверьянова И.В. Предметные недели и праздники. – Волгоград.:
«Издательство Учитель», 2008.­198с.
2.Вакуленко Ю.А. Физкультминутки. – Волгоград.: «Издательство Учитель»,
2007.­105с.

3.Павлова О.В. Как вести себя в школе и дома. – Волгоград.: «Издательство
Учитель», 2007.­137с.
4.Чиркова А.К. Внеклассная воспитательная работа. – Глазов, 2006.­70с.
5.Яровая Л.Н.Внеклассные мероприятия.­ Москва.: «Издательство Вако»,
2007.­255с.
Приложение 1
Правила вежливости.
1.Надо вежливо обращаться к другим людям.

2.Правильно вести себя в чужом доме.
3.Быть гостеприимным хозяином.
4.Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
5.Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
6.Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы
не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.
7.Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты
лучше всех и все умеешь делать сам.
8.От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение
пропустить вперед, уступить место.
9.Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
10.Никогда не отвечайте бранью за брань, грубостью на грубость.
Приложение 2
Как помочь ребенку быть вежливым?

1.В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех
ситуациях, где они необходимы.
2.Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых
слов нормой.
3.Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы
ребенка.
4.Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно
естественными и разнообразными.
5.Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда
вспомнит ребенок.
6.Учите вежливости вежливо!

Форма урока : комбинированный урок.

Цель урока: познакомиться с вежливой формой обращения ко взрослым людям.

Задачи урока:

  • закрепить навыки написания словарных слов;
  • формировать навыки вежливого обращения;
  • развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;
  • учить детей выражать чувства добрыми словами;
  • воспитывать потребность в доброжелательном общении

Оборудование: карточки с буквами, со словами; карточки со стихотворением Музафара Алимбаева «Урок вежливости»

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Доброе утро!
Ребятам!
Доброе утро!
Солнцу и птицам!
Доброе утро!
Улыбчивым лицам!

2. Минутка чистописания

(На доске карточки с буквами: В е ж л и в о т ь)

– Обратите внимание на карточки с буквами
– Назовите гласные и согласные буквы.
– Какое слово можно сложить из этих букв? (Вежливость)
– Давайте его запишем. (Вежливость)
А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
– Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

3. Тема урока: Школа вежливости

4. Словарная работа

Поиграем в игру «Доскажи словечко», а отгаданные слова запишем в тетрадь

Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем.
“Видел Настю
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова … (Здравствуйте)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свидания!)

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят … (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)

Физминутка

– Поиграем в игру «Круг вежливых слов».
Встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову.

– Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!»

5. Изучение нового материала

Вот какая история приключилась с Денисом Короблевым из произведения В.Драгунского.

«Профессор повернулся ко мне:
– А вас как зовут, молодой человек? – Вот какой он был славный на «вы» меня назвал!
– Я Денис Кораблев! А вас как зовут?
– А меня зовут Василий Васильевич Сергеев»

– Что удивило Дениса?
– Почему профессор назвал Дениса на «вы»?
– Обращаясь к ровеснику, ты используешь слово ты или вы ?
– А обращаясь ко взрослому человеку?

6. Закрепление

– Сейчас мы познакомимся со стихотворением Музафара Алимбаева «Урок вежливости» (раздаются карточки)

Слон муравью уступает дорогу:
– Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: – Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
– Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: – Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, –
Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: – Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
– Доброй вам ночи. Спокойного сна.

– У вас на парте лежит листок со стихотворением и карандаши. Я вас попрошу найти и подчеркнуть вежливые слова. (Работа проходит в парах)
– Какие слова при обращении использовали животные: ты или вы ?
– Почему они обращались на вы ?
– Спишем вежливые слова в тетрадь.

7. Итог урока

– О чём мы сегодня говорили? Что полезного вы для себя узнали?

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

– Наш урок хотелось бы закончить стихотворением В. Кудлачева.

“Спасибо”, “Простите”,
“Пожалуйста”, “Здравствуйте” –
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе,
В парке,
И дома.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку
Как воздух
Нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить.


Внеклассное занятие по культуре речи в 4 классе. Урок вежливости "Слова очень нужные и очень важные"

Цели

1. Закрепить и углубить знания детей о речевом этикете, о вежливости.
2. Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета.
3. Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормыповедения.

Оборудование

1. Рисунок – карта «Лабиринт Воспитанности» с названиями пунктов: «Скамейка Волшебных Слов», «Ворота», «Вежливости», «Тупик Вредных советов», «Арка Дружбы», «Башня Мира и Добра».
2. Магический куб, фишки, кукла, фломастеры.
3. Карточки с «Волшебными словами», на обороте стихи о вежливых словах.
4. Карточки с «вредными» советами Г. Остера.
5. Карточки для слов.
6. Магнитофон.
7. Аудиозапись песни о дружбе.
8. Шары, ленты для украшения классной комнаты.

Ход занятия

I. Организационный момент

Пролетело лето, как комета,
Листья на деревьях пожелтели…
Кончились каникулы и лето,
И за парты школьники вновь сели …
Нарядные, парадные, такие ненаглядные,
Причесанные, с бантиками девочки сидят!
И мальчики отличные! Такие симпатичные,
Такие аккуратные, внимательно глядят!

Что ж, можно начинать!

II. Вступительное слово учителя

Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Давайте сейчас вспомним эти слова, пройдя по особому лабиринту. (Показывает карту-рисунок «Лабиринта».)

Прочитайте его название. (Лабиринт Воспитанности.)
- Войдем в него.

III. Повторение знаний о волшебных словах

Что встретилось нам сразу у входа? (Скамейка Волшебных слов.)
- Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку, и соберем их в магический куб.
- Тот, кто вспомнит волшебное слово, подойдет к кубу очень тихо, чтобы никто не слышал, произнесет это слово и опустит фишку в магический куб.

(Фишки-слова «превращаются» в слова-карточки после чтения детьми «Заклинания».)

Теперь прочитайте хором волшебное Заклинание, написанное на доске:

Мой подарок я вручила,
То есть радость получила
То есть радостно и мне,
То есть радостно вдвойне
от подарка моего -
стало два из одного!
Э. Машковская

Открываем куб.

(Учитель открывает магический куб, ученик достает карточки – слова.)

Вот так распределил ваши слова куб. Прочитаем карточки.

Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Ученик читает стихотворение «Здравствуйте».

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Ученик читает стихотворение «Добрые слова».

За что, мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

Ученик читает стихотворение «Доброго пути».

Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.

Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

Ученик читает стихотворение «Простите».

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду.
И взрослых перебивать, и что обещал – забывать.
А если, я все же забуду, -
Простите, я больше не буду.

Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Ученик читает стихотворение «Пожалуйста».

Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова».

1 ученик:

Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!

2 ученик:

Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!

IV. Беседа о вежливости

1. Справка учителя «Путешествие в прошлое»

А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

А что же происходит в наши дни?

2. Сценка «Слушай хорошенько» (девочка сажает перед собой куклу и разговаривает с ней)

Слушай хорошенько, - кукле я сказала,-
Полно наряжаться, это баловство.
Ты уже большою девочкою стала.
А ещё не знаешь ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,
За подарки, помощь всех благодарят.
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такою, - и тебя тотчас
Попрошу зачислить в вежливый наш класс!

3. Чтение стихотворения учащимися

А о чем мечтают и взрослые, и дети?

1 ученик:

Настанет друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить пристанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.

2 ученик:

Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи
Навеки пропадут.

3 ученик:

Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли –
Он принял – и вежливым стал.

Физ. минутка «Вежливые животные»

Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга.

Возможный вариант:

    жирафы (наклоны вперед);

    антилопы (поднятие ног поочередно);

    львы (повороты вправо влево);

    обезьяны (подскоки, наклоны вправо–влево с руками за головой);

    медведи (вращение головы).

V. Чтение «Вредных советов» Г. Остера. Решение проблемного вопроса

А что же теперь нас ждет впереди? (Тупик Вредных советов.)

Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

(Дети читают.)

1 совет

Если ты пришел к знакомым –
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

2 совет

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

(Обсуждение совета учащимися.)

3 совет

Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.

(Обсуждение совета по вопросам.)

4 совет

Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

(Обсуждение совета учащимися.)

Пора нам из этого тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться.

VI. Беседа о дружбе, о друзьях

Куда же теперь мы пойдем? (Мы пойдем под арку Дружбы.)

Работа со словами «дружба», «друг».

Дружба, друг, дружить. Что общего у этих слов? (Корень – часть слова: «друг», это однокоренные слова.)

Послушайте, что рассказал поэт о том, как возникло само слово «друг».

(Учитель читает стихотворение.)

Когда еще никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг».
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.

Давайте споем все вместе о дружбе, о друге песню.

(Звучит песня о дружбе.)

Обсуждение вопроса: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»

Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?

(Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.)

Вы правы.
- Ребята! Но время идет и нам нужно выйти из лабиринта. Где, по-вашему, ждет нас выход?

(В башне Мира и Добра.)

VII. Раскрытие значения слов «добро», «мир»

Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, что такое «добро». Люди понимают, что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта – признак силы души, её величая.

Как вы знаете, сказки, пословицы – это мудрость народа. В сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит?

(«Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Иван царевич и серый волк» и др.)

Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором.

Доброе слово – что дождь в засуху. (На доске.)
Доброе слово дороже богатства.
На добрый привет – добрый ответ.

Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Работа в группах.)

На свете очень много важных и нужных слов, но, по- моему, есть одно самое главное для всех людей на Земле. Какое это слово?

(Ученица читает стихотворение о мире.)

Есть на свете слово –
Нужное и важное,
Словно солнце, греет
Это слово каждого.
Написать без кляксы
Очень хочет Света
Это слово важное, теплое, как лето.
Мир для всех народов, мир на всей планете!
Он нам очень нужен – мне, тебе и Свете.

Слова «добро», «мир», «дружба» немыслимы друг без друга, как и каждый человек немыслим без матери и отца, без Родины, страны, в которой он живет.

VIII. Итог занятия

Вот и вышли мы из «Лабиринта Воспитанности».
- Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите его на карточке и прикрепите на доске.

(Дети пишут фломастером слова, карточки прикрепляют на доске. Учитель прикрепляет карточки «забота», «уважение», «понимание», «любовь», если их нет среди детских.)

Прочитайте свое слово.

(Дети «цепочкой» читают слова. В заключение ученик читает стихотворение.)

Мы любим писать слова земные:
«Мама», «школа», «счастье», «доброта» … -
Светлые, понятные, родные,
Важные для всех людей слова!

Спасибо! С вами было приятно общаться!

Ребята, поговорить о вежливости и познакомить вас с новым понятием «этикет». М ы живем в обществе. Все мы разные, но планета у нас одна, и нам необходимо жить в мире и согласии и протягивать друг другу руку помощи. Именно поэтому мы не можем делать все, что нам вздумается.

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры - изысканными или вульгарными, отношения к другим - достойным или невежливым.

Нам всегда приятно иметь дело с воспитанными людьми, и мы испытываем определенные неудобства, общаясь с людьми невежественными. И это понятно. Человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям.

Воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе ценились всегда. Существуют достаточно простые правила поведения, понятные и русским, и французским, и английским, и испанским, и американским, и немецким, и многим другим мальчикам и девочкам. Этих правил не так много, и если уметь ими пользоваться, то в любой компании вы будете чувствовать себя легко и непринужденно.

Основные правила поведения в обществе людей называют этикетом . Этикет - правила поведения в общественных местах, формы общения, приветствия, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, согласно с нормами, принятыми в данном обществе.

У поэта А.Степанова есть стихотворение, которое так и называется «Что такое этикет?»:

Что такое этикет?

Это - можно,

Это - нет...

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике -

У людей на языке.

...

Очень просто жить культурно:

Все прекрасно, что не дурно.

Недаром в этом стихотворении упоминается слово «этикетка», т.к. слово «этикет» произошло от французского названия карточек - «этикеток».

В XVII веке на одном из пышных приемов французского короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек - «этикеток» - и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран мира.

Что такое этикетка? Яркая наклейка, цветной ярлычок, который привлекает наше внимание и рассказывает о предмете. Этикетка - словно маленький представитель вещи. Вот и наши жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде (то, что в первую очередь бросается в глаза) являются нашей своеобразной «этикеткой». Этикет рекомендует, как человеку общаться с другими людьми, определяет его внешний вид, предписывает манеру поведения в той или иной ситуации, чтобы не выглядеть глупо и смешно. Именно это прежде всего бросается в глаза при знакомстве.

Этикет - это свод правил поведения в обществе, на улице, в гостях. Как надо сервировать стол, как принимать гостей. Существует туристический этикет, деловой, спортивный, свадебный, траурный и т.д.

Придумали правила этикета люди. Но не вдруг , не сразу. Эти правила возникли и складывались на протяжении столетий. Они были тесным образом связаны с традициями, обычаями той или иной страны, с понятиями о добре и зле, с законами, которые принимало общество. Они нужны, чтобы людям легче жилось друг с другом и основаны на взаимном уважении и внимании человека к человеку.

Этикет - явление очень важное. Если бы вдруг отменили правила поведения, то разразилась бы катастрофа. Последствия ее были бы сравнимы разве что с отменой правил дорожного движения, потому что нормы поведения - это не длинный список нудных наставлений, а самые настоящие «правила дорожного движения» - движения по жизни.

Зачем нужен этикет? Наверное, затем, чтобы о нем не думать. Не ломать голову, размышляя, как поступить в том или ином случае, а сохранять внутреннюю уверенность в любой ситуации.

Есть забавная история о происхождении хороших манер.

Однажды непогода застала большую компанию ежей в незнакомом месте. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу, чтобы согреться. Но те, кто попал в середину, задыхались от жары, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать «золотую середину» - они долго толкались, кололи друг друга иглами. А потом договорились: уступать друг другу, меняться местами. Погрелся в середине - иди на край. И снова жди своей очереди!

Может быть, хорошие манеры - это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения?

Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно! Нетрудно уступить в трамвае или автобусе место пожилому человеку. Нетрудно здороваться с людьми при встрече. И говорить им «до свидания», «всего хорошего» при расставании. Нетрудно быть опрятным, причесанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться. Нетрудно помочь по дому старшим. Нетрудно не разбрасывать по комнате свои вещи и складывать игрушки.

В основе этикета по большому счету лежит вежливое доброжелательное отношение людей друг к другу.

Что такое вежливость? (Дети отвечают) Вежливость - это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека

Вежливость - это умение деликатно, предупредительно относиться к окружающим нас людям. Умение вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной обстановки.

Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им.

Зачем быть вежливым?

Не только детям, но и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже вовсе незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний. Вежливые слова и поступки придуманы для того, чтобы люди меньше ссорились, обижались и сердились друг на друга.

У С.Я.Маршака есть замечательное стихотворение о вежливости - «Ежели вы вежливы». (Дети читают наизусть):

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.

Ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

...

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.

И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном и целом переплете.

И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее ,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я. Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил:

Отняв у младших мячик, он их благодарил, «Спасибо!» - говорил.

Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

есь секрет в том, что только к вежливому. носились к ним внимательно, по-доброму, всегда бы любили и уважали их. 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16

Чтобы выучить и запомнить все обязательные правила вежливости, необходимо терпение и труд. Как, например, вежливый человек должен вести себя в библиотеке?

В библиотеке вести себя надо так, чтобы не мешать другим.

Сидя в читальном зале, не разговаривай с соседями даже шепотом - этим ты мешаешь заниматься другим посетителям.

Если вы находитесь в читальном зале библиотеки и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон, надо выйти из зала и негромко переговорить с позвонившим. Разговаривать в зале, как и в любом общественном месте, не стоит: это мешает окружающим.

Читая книгу, не загибай страницы. Не мусоль пальцами уголки, не пиши на полях, не перегибай книгу пополам - пусть после тебя она останется такой же чистой, как была.

Вовремя сдавай книгу в библиотеку!

Не забывай поблагодарить библиотекаря за подобранные для тебя издания.

Всегда здоровайся первым с сотрудниками библиотеки.

Не забывай говорить «до свидания» работникам библиотеки.

Входя в библиотеку, не хлопай дверью, а осторожно прикрой ее.

Мальчики должны снимать головной убор в помещении библиотеки.

Выучи часы работы библиотеки, приходи и уходи вовремя.

Библиотека это не столовая, очень неприлично жевать в читальном зале сухарики, чипсы, орешки и т.п.

Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-то с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся... В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение... избавить от боли. Давайте вспомним их:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... (Добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы... (Спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь... (Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим... (Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... (До свидания)

Первоначальный смысл некоторых вежливых слов уже утрачен. Например, слово «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог». А каково значение слова «благодарить», что такое благодарность? (Ответы детей) Да, благодарность - это чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. А выразить это чувство помогают специальные слова. Назовите их. (Ответы детей) Правильно: спасибо, большое спасибо, благодарю... Вы назвали лишь несколько слов, а на самом деле их великое множество. Сейчас мы проведем «обмен любезностями»:

Два человека по очереди зачитывают слова на заранее заготовленных карточках: Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признателен. Я вам многим обязан. У меня нет слов, чтобы выразить мою благодарность. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен! Моя благодарность не знает границ! Я хочу поблагодарить вас! От всей души благодарю! Вы очень любезны. Я тронут вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили!

Эти, казалось бы, простые вежливые слова чудесно облегчают нашу жизнь. Как же они прекрасно звучат. Давайте почаще говорить их друг другу.

Но вежливость это не только «волшебные слова». Это в первую очередь внимательное отношение к людям. Вы не сказали ни слова - просто придержали тяжелую дверь в метро, пропустили вперед пожилого человека или свою ровесницу, взяли у мамы тяжелую сумку, и каждый, кому вы помогли, без всяких слов понял , что вы - человек вежливый.

Вежливость должна быть искренней. Слова и поведение человека должны соответствовать его внутренним чувствам, мыслям, желаниям. Искренне, по-настоящему, по правде, не притворяться. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Притворные, хитрые и поддельные вежливые слова могут вызывать неприятные ощущения, и даже неприязнь.

Вот, например, мы каждый день помногу раз говорим слово «здравствуйте» . Так мы приветствуем друг-друга и желаем здоровья. Важно, чтобы это происходило искренне, от души, а не так, как в истории с Осликом:

Был Ослик очень вежливый.

Воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся

И «здравствуй» говорил.

Потом он отходил на шаг

И говорил: «Тюлень - тюфяк,

А заяц - трус, а лев - дурак,

А слон - обжора и толстяк...»

Ни разу доброго словца

Он не сказал ни про кого.

И я прошу тебя, дружок,

Не будь похожим не него.

У поэта Владимира Солоухина есть прекрасное стихотворение «Здравствуйте!»:

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось

в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась

жизнь?

При встрече не только желают здоровья - «здороваются». В разное время дня желают «доброго утра», доброго дня», доброго вечера. Само собой, «пока» и «привет» допустимы лишь между сверстниками и близкими друзьями. Никогда не здороваются через плечо и тем более, отвернувшись. Обычно первым здоровается тот, кто младше, мужчина с женщиной, подчиненный с начальником.

Кстати, может кто-то из вас знает, как приветствуют друг друга в разных странах? (Ответы детей.) А вы знаете, что эскимосы, приветствуя друг друга, не пожимают руки, а потирают свой нос о нос друга. В Японии - делают поклоны, при этом применяют три вида поклонов: самый низкий, средний, легкий. У некоторых индейских племен принято при встрече незнакомого человека в виде приветствия снимать свою обувь. Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, а левую руку они закладывают за ухо и при этом еще высовывают язык. (Библиотекарь берет шляпу и демонстрирует).

При приветствии мужчины снимают шляпу. А вы знаете, откуда пошел этот обычай? Оказывается этому обычаю много веков. Еще в Древнем Риме рабы, приветствуя господина, должны были снимать шапку, чтобы показать бритую голову - знак рабства. Позже, в Средние века, рыцари при входе в дом, снимали шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я тебе доверяю и не опасаюсь». Снимал рыцарь и стальную перчатку: вот моя рука, в ней нет ни меча, ни острого кинжала.

А кто должен здороваться первым? (Ответы детей.) Понятное дело: младший со старшим, ученик с учителем, мальчик с девочкой. А вообще, кто первым заметил - тот и здоровается. Ничего зазорного в этом нет. Куда бы ни пришел вежливый человек - в школу, домой, в гости, он всегда поздоровается. Даже, когда входит в кабинет к зубному врачу.

Слово «здравствуйте» принято говорить с указанием имени человека, к которому обращаешься. Тон должен быть доброжелательным, взгляд направлен на собеседника. Мужской жест - протягивание руки для рукопожатия. Никогда первым не протягивай руку старшему. Мужчина не должен первым протягивать руку даме. Первой всегда подает руку девочка. Протянутую женщиной руку целуют или пожимают по-мужски. Мужчина обязан снять перчатку для рукопожатия, женщина - нет. Даже если вы находитесь в ссоре, вежливость требует быть выше раздоров - и поздороваться.

К сожалению, встречаются взрослые и дети с двойным стандартом поведения: на людях они одни, дома - другие. В школе или на работе они вежливы, предупредительны, а дома с близкими людьми не церемонятся , грубы и нетактичны. Тот, кто считает, что по возвращении домой можно вместе с пальто оставить в коридоре свою вежливость, никогда не станет по-настоящему воспитанным человеком. Уважение к близким должно выражаться в повседневном доброжелательном отношении к ним. В доме будет царить атмосфера любви и сердечности только при условии, что ни один из членов семьи не будет относиться к своему дому как к гостинице.

К сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или в театр, на улице бросают обертки от конфет или мороженого на тротуар, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извиниться. Как называются такие люди? (Некультурными, невежливыми, невоспитанными.) Нужно воспитывать в себе культуру поведения.

В России первая школа светских манер для молодых дворян была введена неутомимым царем Петром I. Благодаря именно ему, почти триста лет назад в 1717 году вышло первое печатное пособие для молодых людей по правилам поведения, которое издавалось трижды и зачитывалось до дыр, и называлось оно «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В нем, помимо азбуки и арифметики, излагались правила поведения в общественных местах. (Библиотекарь зачитывает цитаты со стенда.)

Когда случится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:

***

Над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши; не проглотив куска, не говори, ибо так делают невежи.

***

Часто сморкать, чихать и кашлять не пригоже.

***

Не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтоб везде брызгало, не сопи, когда ешь.

***

Ногами везде не мотай.

***

Когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем.

***

Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь мясо ножом.

***

Около своей тарелки не делай забор из костей, корок, хлеба и прочего.

***

Когда тебе предложат, возьми только часть, а остальное передай другим и поблагодари.

Да-да, дворяне когда-то не знали, что нужно есть вилкой и ножом, не чавкать, не бросать ничего под стол и не разваливаться на стуле.

Многое изменилось с тех пор! Теперь мы обязаны знать и уметь больше, чем наши прадедушки и прабабушки. Никто уже не похвалит нас за то, что мы пользуемся вилкой и ножом, за салфетку и чистую после еды скатерть. Сегодня это естественно и привычно для всех, кто нас окружает.

Во многих странах о воспитанности человека судят по его умению вести себя за столом. Умеете ли вы вести себя за столом? Давайте проверим. Внимательно слушайте то, что я вам скажу, и говорите «да», если вы согласны, и «нет», если не согласны.

Можно ли садиться за стол без приглашения? (Нет)

Можно ли садиться за стол , не вымыв руки? (Нет)

- За столом нужно сидеть прямо и красиво? (Да)

Можно ли класть ноги на стол? (Нет)

Можно ли громко чавкать и сопеть? (Нет)

Можно ли разговаривать с набитым ртом? (Нет)

- Можно ли размахивать руками, сидя за столом? (Нет)

Можно ли раскачиваться на стуле? (Нет)

Можно ли после еды облизывать пальцы? (Нет)

Во время еды вилку держат в левой, а нож в правой руке? (Да)

Можно ли тянуться за чем-либо через весь стол? (Нет). А что нужно сделать для того, чтобы достать стоящее далеко от вас угощение? (Попросить человека, который сидит ближе всех к нему, передать блюдо (тарелку) с кушаньем)

- Куски большого пирога едят с помощью ножа и вилки. (Да. Маленькие пирожки можно держать пальцами, но если они очень жирные, лучше воспользоваться ножом и вилкой)

А как едят блинчики с начинкой? (С помощью ножа и вилки)

Как нужно правильно есть хлеб? (Небольшими кусочками, руками отламывая от ломтика, предварительно взяв его рукой (не вилкой) с общей тарелки и положив на отдельную тарелочку для хлеба)

Куда нужно наклонить тарелку, когда вы доедаете суп? (От себя)

Если вам нужно посолить яйцо, то... (делаем это с помощью ножа)

Куда следует положить нож и вилку после еды? (В тарелку, наискосок, параллельно друг другу)

Можно ли говорить хозяйке, что угощение невкусное, если вам оно не понравилось? (Нет. Нужно сказать, что вы пока это не хотите, и положить себе на тарелку другое угощение, которое вам нравится.)

Компот надо есть ложкой. (Да.. Обычно компот едят ложкой, как суп, посуду не наклоняют.. Причем, если в компоте присутствуют ягоды с косточками, то их нужно аккуратно выплюнуть в ложечку, а затем положить на блюдце. Очень дурным тоном считается выпить компот, а затем съесть фрукты)

Застолье закончилось. Кто должен встать из-за стола первым: хозяева или гости? (Хозяева)

Существует масса нюансов поведения за столом. Но еще в XIX веке в книге по этикету писали: «Старайся, сколько возможно, не брать кушанье рукой». И руки чистые, и смотреть приятно. Конечно, не надо доводить дело до абсурда.

Все мы любим ходить в гости. Скажите, когда вас пригласили в гости , то надо:

Приходить раньше назначенного времени;

- точно в назначенное время;

Позже назначенного времени.

Давайте узнаем, что бывает с гостями, которые не приходят вовремя. Я буду читать стихотворение Даниила Хармса «Очень-очень вкусный пирог» , а вы будете хором подставлять нужные слова.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе... (позвал)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый... (пирог)

Пирог, ножи и вилки тут -

Но что-то гости... (не идут)

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек... (откусил)

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту... (съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошек... (не нашли).

Главное - не опаздывать. Заставлять ждать себя одного - невежливо. Если ты по какой-то причине задержался и опаздываешь, лучше всего позвонить и предупредить об этом. И самое главное, не забудь извиниться. И все-таки гостей ждут к столу не больше 20-30 минут.

Нельзя приходить раньше назначенного времени. Часто с ожиданием гостей связано столько забот, что к их приходу хозяева только-только успевают подготовиться. А придя раньше, ты можешь застать хозяев в домашней одежде, а не в праздничном наряде.

Нельзя приводить с собой друзей, братьев, сестер, если их не приглашали.

Перед тем как войти, не забудь вытереть ноги. Войдя в дом - сними головной убор. Уличную обувь и зонт (если он есть) оставь в прихожей. Сними верхнюю одежду, повесь ее, причешись, помой руки, так как ты пришел с улицы.

Войдя в комнату, где сидят гости, обязательно нужно поздороваться со всеми , даже если находящихся там людей не знаешь.

Если на празднике присутствуют люди, которых ты не знаешь, но хочешь с ними познакомиться, нужно подойти к виновнику торжества и попросить представить тебя.

Когда все гости в сборе, хозяйка приглашает их к столу и сама проходит и садится за стол первая, но есть она может начать тогда, когда начнут есть гости. За стол сначала садятся женщины, потом мужчины, молодые люди садятся после всех.

В рыцарские времена хорошим тоном считалось, чтобы дамы и кавалеры садились за стол парами. Они ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Такой обычай давно стал преданием. А вот рассаживать гостей и сейчас стараются по тому же принципу, да и быть внимательным к соседке тоже еще не вышло из моды.

За столом надо сидеть спокойно, прямо, не разваливаясь на стуле, но и не так, словно вы аршин проглотили, ногами не болтать, не стучать ложкой по тарелке. Нельзя класть на стол локти, особенно если вы держите нож или вилку, локти прилегают к телу, край стола должен быть на уровне запястий. Во время еды нельзя разговаривать с полным ртом, чавкать, сопеть, перебивать или пытаться перекричать других собеседников. Если во время еды испачкан рот, пользуйтесь салфеткой. Не забудьте сказать «спасибо».

Первыми из-за стола встают хозяева, а гости только по приглашению хозяйки и лишь тогда, когда она встала.

Ну, что ж, думаю, вы теперь усвоили, как вести себя в гостях, чтобы люди не подумали, что вы не вежливы. Потому что воспитанность - это единственное, что может расположить к вам людей с первого взгляда , как сказал один английский писатель. Есть много книг о правилах поведения за столом, о том, как подавать пищу и как ее есть. Вы обязательно должны их прочитать, если хотите быть по-настоящему культурными людьми.

Не так давно ученые с удивлением открыли, что в жизни встречаются непослушные дети, которые все любят делать наоборот. Им советуют: «Умывайтесь по утрам», а они не умываются. Им говорят: «Обязательно здоровайтесь друг с другом при встрече» - они тут же перестают здороваться.

Тогда ученые решили давать таким детям не полезные, а вредные советы . Они все сделают наоборот, и получится как раз все правильно.

Но вскоре ученые поняли, что послушным детям вредные советы тоже нужны. Они для таких детей как прививка от глупости.

Целую книгу таких советов написал поэт Григорий Остер .

Давайте почитаем некоторые из них.

Совет 1.

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет,

К старости сама собою

Облысеет голова.

Совет 2.

Например, у вас в кармане

Оказалась горсть конфет,

А навстречу вам попались

Ваши верные друзья.

Не пугайтесь и не прячьтесь,

Не кидайтесь убегать.

Не пихайте все конфеты

Вместе с фантиками в рот .

Подойдите к ним спокойно,

Лишних слов не говоря,

Быстро вынув из кармана

Протяните им... ладонь.

Крепко руки им пожмите,

Попрощайтесь не спеша,

И, свернув за первый угол,

Мчитесь быстренько домой.

Чтобы дома съесть конфеты.

Залезайте под кровать,

Потому что там, конечно,

Вам не встретится никто.

Совет 3.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома -

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками -

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи.

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье -

Трудно будет вынимать.

Совет 4.

Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор.

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет.

За плечо возьмет вас папа

И куда-то поведет.

Там, наверно очень долго

Папа будет вас хвалить.

Совет 5.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Так ли надо вести себя на самом деле?

Кому нужно уступать место в транспорте? (Старшим, пассажирам с детьми, инвалидам, пожилым людям.)

Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, в театр, в библиотеку? (Да)

Если ты съел конфету, то, что нужно сделать с фантиком?

Бросить на землю.

- Бросить в урну.

Отдать маме.

Можно ли и, если да, то когда можно разговаривать в театре и на концерте? (В антракте)

Когда можно идти в гардероб, чтобы одеться? (После завершения спектакля, после того, как актеры покинут сцену)

Можно ли назвать культурным человеком того, кто обижает животных, рвет цветы с клумбы? (Нет)

Если ты случайно толкнул кого-то, то... (обязательно извинись)

Если в твоем присутствии обижают малыша, то... (заступись за него и помоги)

Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться первым - вошедший или те, кто находится в помещении? (вошедший)

Должен ли мужчина встать, когда его представляют? (Да) В гостях. На собрании и в любом другом помещении мужчине принято садиться в том случае. Когда уже сидит женщина. Чрезвычайно невежливо, когда мужчина сидя разговаривает со стоящей перед ним женщиной.

В каких случаях женщина должна встать при знакомстве? (Когда ее представляют старшему по возрасту или по положению)

Употребимо ли обращение «дядя» и «тетя» к человеку, старшему по возрасту? (Слова «дядя» и «тетя» обозначают степень родства. Ими не следует пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не родственники)

Часто приходится слышать, когда для привлечения внимания пользуются словами «мужчина», «женщина». Допустимо ли это? (Нет, правила этикета требуют использовать безликую форму обращения: «Извините», «Скажите, пожалуйста» и т. п.)

Прилично ли есть и пить на улице? (Неприлично, это некрасиво смотрится со стороны Мороженое - единственный продукт питания, который этикет позволяет есть на улице. Но помните, что его нужно откусывать по кусочку, а не слизывать, демонстрируя прохожим длину своего языка)

Если тебе подарили коробку конфет, то... (угости присутствующих)

Первым словом по телефону должно быть... (слово «здравствуйте»)

Если ты зашел к приятелю и застал там какое-то семейное торжество... (следует извиниться и договориться о встрече в другое время)

Какое время считается неподходящим для внезапных визитов? (Воскресное утро - может быть, хозяева хотят поспать подольше, часы обеда тоже нежелательны для визитов)

Как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул? (Если вокруг чихающего много людей, совсем не обязательно говорить: «Будьте здоровы», достаточно просто не обращать на это внимания. Есть способ «античих»: сильно потереть переносицу.)

Если понадобилось сказать другу что-то такое, что не должны слышать посторонние, можно ли сказать это ему шепотом на ухо? (Шептаться в присутствии третьих лиц считается верхом неприличия)

Можно ли во время экскурсии задавать вопросы экскурсоводу? (Лучше этого не делать; комментировать увиденное тоже лучше после того, как экскурсия закончится)

Что вы ответите, если кто-то попросит у вас извинения? («Пожалуйста» или «Ничего страшного». Когда вы сами просите прощения, нельзя говорить вместо «извините» «извиняюсь», эта форма подразумевает , что вы извиняете сами себя.)

Правильно ли это?

В общественном транспорте причесываться. (Нет. Это правило распространяется также и на купе поезда, и на салон самолета)

- Случайно задев кого-то или наступив на ногу, вежливо извиниться. (Да)

- Входить в общественный транспорт в грязной пачкающей одежде. (Нет)

- Ходить по школе только в сменной обуви. (Да)

- Бежать, расталкивая всех локтями в столовую. (Нет)

- Жевать жевательную резинку, разговаривая с кем-нибудь. (Нет)

- Выплевывать жевательную резинку на пол, прилеплять ее к стулу, стене, школьной парте. (Нет) Куда деть жевательную резинку, если вы находитесь в гостях, за столом? (Нужно завернуть ее в бумажку и выкинуть в мусорное ведро. Не стоит оставлять ее в тарелке, даже в бумаге, а тем более прилеплять ее к столу)

- Не обижать маленьких, не задирать старших. (Да)

Бросать на пол обертку от жевательной резинки или конфет, кожуру фруктов, шелуху семечек. (Нет)

Вы уже знаете: входя в магазин (и не только), пропускают тех, кто выходит, не мешают им и не толкаются. А если кто-то идет следом, придерживают дверь, особенно для тех, кто идет за тобой с сумками. Культурный человек уступает дорогу пожилым людям, женщинам и детям. Людей преклонного возраста пропускают первыми в автобус и трамвай, помогают войти, предлагают им сесть. Но, признаемся, такое увидишь редко, не смотря даже на то, что есть специальные места, предназначенные для инвалидов и пожилых людей.

Кстати, бережное отношение к школьному имуществу и учебникам - это тоже элемент культуры.

«Сложный случай»

    По улице шла женщина с покупками, Один сверток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шел следом, что он должен был сделать?

- Поднять сверток и отдать женщине.

Окликнуть женщину и сказать, что у нее упал сверток.

Пройти мимо.

2. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

Не скажете, сколько времени?

- Простите, пожалуйста, который час?

Извините за беспокойство, не будете ли вы так любезны

сказать, который час?

Эй, часы есть?

3. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

Молча положить трубку.

- Извиниться и уточнить номер.

Сказать: «Что ты трубку хватаешь, если звонят не тебе?

Положи сейчас же!»

    Если ты сидишь и с удовольствием пьешь чай с пряниками, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

- Предложить ему попить чаю вместе с тобой.

Занять гостя чем-нибудь интересным, а самому быстренько допить чай в кухне.

Прервать чаепитие и закончить его, когда гость уйдет.

5. Кто в следующих парах может протянуть первым руку при знакомстве: женщина или мужчина, старший или младший, руководитель или подчиненный? (Женщина протягивает руку мужчине, старший - младшему, руководитель - подчиненному)

6. Накрывая стол для торжества, полагается класть не только текстильные («матерчатые», «тканевые»), но и бумажные салфетки. Как с ними обращаться? (Текстильную салфетку принято держать на коленях, а бумажную располагать слева от тарелки. У них разные функции: текстильная салфетка предназначена для защиты одежды , а бумажными обычно вытирают губы и (при необходимости) пальцы. Закончив есть, бумажную салфетку кладут в тарелку, а текстильную оставляют слева от тарелки, ведь она дается одна на все застолье, а бумажные салфетки можно брать без ограничений) Знаете ли вы, что в средние века жирные руки было принято вытирать о шерсть охотничьих собак, которые присутствовали на пиру и шумно дрались из-за костей на потеху пирующим.

7. Вы звоните другу или подружке, а трубку берет его мама. Как вы будете с ней разговаривать? (Обязательно нужно с ней поздороваться, назвать свои имя и фамилию, сказать, что вы друг ее сына или дочери и только потом попросить позвать его к телефону. Если время звонка заранее не оговорено, не принято беспокоить людей звонком до 10 часов утра и после 10 часов вечера)

8. К вам пришли гости и преподнесли большой букет, он упакован в красивую бумагу, украшенную к тому же пышным бантом. Как вы поступите с этим букетом? (Нужно поблагодарить дарящего и, как бы красиво не был упакован букет, развернуть его и поставить цветы в вазу). Вообще-то цветы принято дарить без упаковки, поэтому надо снять ее с букета еще в передней, но гораздо важнее другое - не забыть преподнести цветы с добрыми и памятными словами. Еще в древности говорили: «Доброе слово лучше мягкого пирога».

9. Часто мы сами принимаем подарки. Кажется, что может быть проще и приятнее! Оказывается здесь тоже нужны вежливость и такт. Каждый подарок всегда нужно принимать с благодарностью. Даже если эта вещь не нужна или в доме есть аналогичная. Не оказывай предпочтение каким-то подаркам в присутствии гостей. Каждый подарок, завернутый в бумагу, нужно сразу распаковать и поблагодарить гостя. Подаренные тебе сладости или фрукты не откладывай в сторону, «на потом». Культурный человек попробует их сам и предложит отведать всем.

В заключение предлагаю вам поучаствовать в литературном конкурсе. Назовите художественное произведение, из которого взят отрывок и его автора.

«-Доброе утро! - крикнул он издали.

Доброе утро! Если это утро - доброе. В чем я лично сомневаюсь. Но это неважно. Поздравляю тебя с днем рождения!

Это ты меня?

Конечно, тебя.

С моим днем рождения?

Да.

Значит, у меня настоящий День рождения?

Конечно, и я принес тебе подарок»

(А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»)

« Он сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть»

(А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

« Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его издали, сейчас же переходила на другую улицу. И хорошо делала, потому что среди малышей попадались такие, которые не могли пройти спокойно мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут ее или, еще того хуже, за косу дернут»

(Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

«Бенгт рассчитывал, что девочка разозлится, а еще лучше - заплачет; и уж никак не ожидал, что она будет спокойно и даже дружески глядеть на них. Убедившись, что словами ее не проймешь, Бенгдт толкнул девочку.

Не могу сказать, чтобы ты вежливо обходился с дамами, заметила она и, схватив Бенгдта своими сильными руками, подбросила его в воздух так высоко, что он повис на ветке березы. Затем она схватила другого мальчишку и закинула его на другую ветку. Так она раскидала всех пятерых мальчишек и воскликнула: «Эй вы, трусы! Впятером нападаете на одну девчонку - это подлость!»

(А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»)

Дорогие друзья! Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давайте говорить друг другу комплименты.

Список использованной литературы.

1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1989.

2. Васильева - Гангнус Л.П.Азбука вежливости. - М.: Педагогика, 1988.

3. Детская энциклопедия «АиФ». Этикет. - 2005.- №11.

4. Дорохов А.А. Как себя вести. Беседы о вежливости и правилах поведения. - М.: Педагогика, 1976.

5. Дорохов А.А. Это стоит запомнить. Книга о том, как себя вести, чтобы и тебе и другим было лучше и приятнее жить. - М.: Дет. лит., 1980.

7. Они И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. -Л.: Лениздат, Социально-коммерческая фирма «Человек», 1991.

8. Остер Г.Б. Вредные советы. Книга для непослушных детей и их родителей. - М.: «РОСМЭН», 1999.

9. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). - М.: Знание, 1989.

10. «Книжки нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». -2007.-№8. -С.44; 2006.-№7,-С.45-51; 2005.-№5.-С.52-60; 2005.-№11.- С.45-49; 2003.-№2.-С.40-43; 2003.-№6.-С.37-39.

11. «Читаем, учимся, играем». -2007.-№5.-С.95-102; 2005.-№9.-С.97-108; 2003.-№6.-С.73-88.

Горбанева И.А.,

зав. детской библиотекой №3 МУК «ЦБС» г. Реутова