Участие в изданиях Игнатьева. Отношения с аудиторией

Олимпов Константин Константинович
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
К. Олимпов в 1912 году
Имя при рождении:

Фофанов Константин Константинович

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:
Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Оли́мпов Константи́н Константи́нович (настоящая фамилия Фо́фанов ) ( -) - русский поэт, один из создателей эгофутуризма .

Биография

В 1907 году окончил петербургское реальное училище П. Г. Ольденбургского . В 1908-1910 годах был вольнослушателем .

C 1912 года публиковал свои стихи, был одним из наиболее последовательных представителей эгофутуризма .

Интересно, что свойственное эгофутуристам гипертрофированное самовосхваление соседствовало в его творчестве с обращением к читателям с просьбой о денежной помощи. Одно из его произведений сопровождалось словами:

Человечество не может себе представить, что Великий Мировой Поэт Константин Олимпов не в состоянии заработать даже одной тленной копейки, чтобы приобрести себе насущных макарон для поддержания своей планетной оболочки. Он умирает от голода и нищеты.

Перу Олимпова принадлежат также листовки «Отдых 1», «Эпоха Олимпова» и теоретическая книга «Академия эгопоэзии Вселенского футуризма» (Рига , 1914).

В начале 1920-х годов Олимпов, вместе с молодыми поэтами-братьями Борисом и Владимиром Смиренскими, пытался возродить литературное направление эгофутуризма. Созданная ими в Ленинграде группа (в неё, кроме упомянутых, входили Константин Вагинов , Грааль-Арельский , Дмитрий Дорин , Александр Измайлов), названная «Кольцо поэтов имени Константина Фофанова», занималась издательской деятельностью и проводила поэтические вечера. В 1922 году Олимпов опубликовал в Петрограде своё произведение «Анафема Родителям Мироздания» и книгу «Третье Рождество великого мирового поэта Титанизма Великой Социальной Революции Константина Олимпова, Родителя Мироздания». В сентябре 1922 года группа «Кольцо поэтов» была закрыта по распоряжению Петроградского ЧК .

В конце 1920-х годов Олимпов снова объявил о воссоздании «Академии эгопоэзии», куда кроме него и Смиренских, вошёл также поэт Н. Позняков. В 1930 году власти опять заинтересовались участниками «Академии»: её члены, в том числе Олимпов, проходили по делу ОГПУ против «части богемствующих артистов города Ленинграда». 2 января 1931 г. он был осужден на три года.

В феврале 1931 г. осужден повторно по делу «антисоветской нелегальной группы литераторов „Север“» на 10 лет. 17 августа 1938 г. освобожден.

Напишите отзыв о статье "Олимпов, Константин Константинович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Олимпов, Константин Константинович

Aлександра (Alexis) Оболенская Василий и Анна Серёгины

Наверное, надо было быть по-настоящему ДРУГОМ, чтобы найти в себе силы сделать подобный выбор и поехать по собственному желанию туда, куда ехали, как едут только на собственную смерть. И этой «смертью», к сожалению, тогда называлась Сибирь...
Мне всегда было очень грустно и больно за нашу, такую гордую, но так безжалостно большевистскими сапогами растоптанную, красавицу Сибирь!.. Её, точно так же, как и многое другое, «чёрные» силы превратили в проклятое людьми, пугающее «земное пекло»… И никакими словами не рассказать, сколько страданий, боли, жизней и слёз впитала в себя эта гордая, но до предела измученная, земля... Не потому ли, что когда-то она была сердцем нашей прародины, «дальновидные революционеры» решили очернить и погубить эту землю, выбрав именно её для своих дьявольских целей?... Ведь для очень многих людей, даже спустя много лет, Сибирь всё ещё оставалась «проклятой» землёй, где погиб чей-то отец, чей-то брат, чей-то сын… или может быть даже вся чья-то семья.
Моя бабушка, которую я, к моему большому огорчению, никогда не знала, в то время была беременна папой и дорогу переносила очень тяжело. Но, конечно же, помощи ждать ниоткуда не приходилось... Так молодая княжна Елена, вместо тихого шелеста книг в семейной библиотеке или привычных звуков фортепиано, когда она играла свои любимые произведения, слушала на этот раз лишь зловещий стук колёс, которые как бы грозно отсчитывали оставшиеся часы её, такой хрупкой, и ставшей настоящим кошмаром, жизни… Она сидела на каких-то мешках у грязного вагонного окна и неотрывно смотрела на уходящие всё дальше и дальше последние жалкие следы так хорошо ей знакомой и привычной «цивилизации»...
Дедушкиной сестре, Александре, с помощью друзей, на одной из остановок удалось бежать. По общему согласию, она должна была добраться (если повезёт) до Франции, где на данный момент жила вся её семья. Правда, никто из присутствующих не представлял, каким образом она могла бы это сделать, но так как это была их единственная, хоть и маленькая, но наверняка последняя надежда, то отказаться от неё было слишком большой роскошью для их совершенно безвыходного положения. Во Франции в тот момент находился также и муж Александры – Дмитрий, с помощью которого они надеялись, уже оттуда, попытаться помочь дедушкиной семье выбраться из того кошмара, в который их так безжалостно швырнула жизнь, подлыми руками озверевших людей...
По прибытию в Курган, их поселили в холодный подвал, ничего не объясняя и не отвечая ни на какие вопросы. Через два дня какие-то люди пришли за дедушкой, и заявили, что якобы они пришли «эскортировать» его в другой «пункт назначения»... Его забрали, как преступника, не разрешив взять с собой никаких вещей, и не изволив объяснить, куда и на сколько его везут. Больше дедушку не видел никто и никогда. Спустя какое-то время, неизвестный военный принёс бабушке дедовы личные вещи в грязном мешке из под угля... не объяснив ничего и не оставив никакой надежды увидеть его живым. На этом любые сведения о дедушкиной судьбе прекратились, как будто он исчез с лица земли без всяких следов и доказательств...
Истерзанное, измученное сердце бедной княжны Елены не желало смириться с такой жуткой потерей, и она буквально засыпала местного штабного офицера просьбами о выяснении обстоятельств гибели своего любимого Николая. Но «красные» офицеры были слепы и глухи к просьбам одинокой женщины, как они её звали – «из благородных», которая являлась для них всего лишь одной из тысяч и тысяч безымянных «номерных» единиц, ничего не значащих в их холодном и жестоком мире…Это было настоящее пекло, из которого не было выхода назад в тот привычный и добрый мир, в котором остался её дом, её друзья, и всё то, к чему она с малых лет была привычна, и что так сильно и искренне любила... И не было никого, кто мог бы помочь или хотя бы дал малейшую надежду выжить.
Серёгины пытались сохранять присутствие духа за троих, и старались любыми способами поднять настроение княжны Елены, но она всё глубже и глубже входила в почти что полное оцепенение, и иногда сидела целыми днями в безразлично-замороженном состоянии, почти не реагируя на попытки друзей спасти её сердце и ум от окончательной депрессии. Были только две вещи, которые ненадолго возвращали её в реальный мир – если кто-то заводил разговор о её будущем ребёнке или, если приходили любые, хоть малейшие, новые подробности о предполагаемой гибели её горячо любимого Николая. Она отчаянно желала узнать (пока ещё была жива), что же по-настоящему случилось, и где находился её муж или хотя бы где было похоронено (или брошено) его тело.
К сожалению, не осталось почти никакой информации о жизни этих двух мужественных и светлых людей, Елены и Николая де Роган-Гессе-Оболенских, но даже те несколько строчек из двух оставшихся писем Елены к её невестке – Александре, которые каким-то образом сохранились в семейных архивах Александры во Франции, показывают, как глубоко и нежно любила своего пропавшего мужа княжна. Сохранилось всего несколько рукописных листов, некоторые строчки которых, к сожалению, вообще невозможно разобрать. Но даже то, что удалось – кричит глубокой болью о большой человеческой беде, которую, не испытав, нелегко понять и невозможно принять.

12 апреля, 1927 года. Из письма княжны Елены к Александре (Alix) Оболенской:
«Сегодня очень устала. Вернулась из Синячихи совершенно разбитой. Вагоны забиты людьми, даже везти скот в них было бы стыдно………………………….. Останавливались в лесу – там так вкусно пахло грибами и земляникой... Трудно поверить, что именно там убивали этих несчастных! Бедная Эллочка (имеется в виду великая княгиня Елизавета Фёдоровна, которая являлась роднёй моего дедушки по линии Гессе) была убита здесь рядом, в этой жуткой Староселимской шахте… какой ужас! Моя душа не может принять такое. Помнишь, мы говорили: «пусть земля будет пухом»?.. Великий Боже, как же может быть пухом такая земля?!..
О, Аlix, моя милая Alix! Как же можно свыкнуться с таким ужасом? ...................... ..................... я так устала просить и унижаться… Всё будет совершенно бесполезно, если ЧК не согласится послать запрос в Алапаевск.................. Я никогда не узнаю где его искать, и никогда не узнаю, что они с ним сотворили. Не проходит и часа, чтобы я не думала о таком родном для меня лице... Какой это ужас представлять, что он лежит в какой-то заброшенной яме или на дне рудника!.. Как можно вынести этот каждодневный кошмар, зная, что уже не увижу его никогда?!.. Так же, как никогда не увидит мой бедный Василёк (имя, которое было дано при рождении моему папе)... Где же предел жестокости? И почему они называют себя людьми?..

Я От Рожденья Гениальный…

Пусть будет известно на клубных подмостках,
Я выше Бога Сверкаю Венцом.

Константин Олимпов родился в Петербурге. Сын известного поэта К.М. Фофанова. Крестным отцом ребенка стал художник И. Репин. Детство провел в Гатчине. По воспоминаниям современников, будущий поэт рос в атмосфере вечного безденежья, пьянства и ссор. Отец, узнав о том, что его сын пишет стихи, запретил ему это делать, считая его поэзию «профанацией искусства», хотя сам Олимпов в автобиографии писал, что «отношение отца … к моему творчеству было положительным».
В 1907 г. окончил петербургское реальное училище принца П.Г. Ольденбургского. В 1908-1910 гг. - вольнослушатель Петербургского археологического института.
В 1910 г. вместе с отцом переселился в Сергиеву пустынь.
В октябре 1911 г. Игорь Северянин и Олимпов создали кружок и издательство . Олимпов придумал логотип издательства - латинское слово Ego внутри треугольника (сам поэт носил такой же значок). Олимпову же принадлежит и авторство термина «поэза» (на траурном венке своему отцу он сделал надпись «Великому психологу лирической поэзы»).
В марте 1912 г. издательство «Эго» выпустило в виде листовки первый сборник стихов Олимпова «Аэропланные поэзы. Нервник 1. Кровь первая».
Олимпов наиболее последовательно среди всех придерживался теоретических положений «вселенского эгофутуризма», используя неологизмы и иностранные слова и имитируя салонную манеру Северянина.
В сентябре 1912 г. начались разногласия между Олимповым и Северянином, приведшие к выходу последнего из и ее фактическому распаду. Олимпов не стал входить в созданную «Интуитивную ассоциацию Эго-Футуризма», хотя и печатался в игнатьевском издательстве «Петербургский глашатай».
Именно этим издательством выпущена книга стихов Олимпова «Жонглеры-нервы» (1913). После 1913 г. поэт выпустил серию листовок со стихотворениями и декларациями - «Глагол Родителя Мироздания. Негодяям и мерзавцам.», «Проэмий Родителя Мироздания. Идиотам и кретинам» (обе - П., 1916), «Исход Родителя Мироздания», «Паррезия Родителя Мироздания» (обе - П., 1917). Доводя до крайности эгофутуристический культ личности, Олимпов отождествлял себя с творцом Вселенной, противопоставляя христианству новую религию - «олимпианство», ведущее человечество к науке. Гипертрофированное самосознание у Олимпова соседствовало с обращением к читателям с просьбой о денежной помощи. Перу Олимпова принадлежат также и листовки «Отдых 1», «Эпоха Олимпова», а также книга «Академия эгопоэзии Вселенского футуризма» (Рига, 1914).
Поэт восторженно встретил октябрьские события 1917 г. и пошел добровольцем в Красную Армию. Позже был коробейником, работал на бойне, в середине 1920-х гг. - управдомом, в 1930 г. - чернорабочим на заводе.
В конце 1920-х гг. Олимпов объявил о воссоздании «Академии эгопоэзии», куда кроме него вошли также молодые поэты Б. и В. Смиренские и Н. Позняков. В 1922 г. в Петрограде в виде листовок опубликовано его произведение «Анафема Родителя Мироздания» и книга «Третье Рождество великого мирового поэта Титанизма Великой Социальной Революции Константина Олимпова, Родителя Мироздания».
19 сентября 1930 г. Олимпова арестовали по делу об «антисоветской группировке среди части богемствующих писателей г. Ленинграда», и 2 января 1931 г. он был осужден на три года. В феврале 1931 г. осужден повторно по делу «антисоветской нелегальной группы литераторов «Север» на 10 лет. 17 августа 1938 г. освобожден. Скончался в Омске 17 января 1940 г. В 1989 г. реабилитирован.

Я хочу быть душевно-больным,
Чадной грезой у жизни облечься,
Не сгорая гореть неземным,
Жить и плакать душою младенца
Навсегда, навсегда, навсегда.

Надоела стоустая ложь,
Утомили страдания душ, -
Я хочу быть душевно-больным!

Над землей, словно сволочный проч,
В суету улыбается Дьявол,
Давит в людях духовную мочь,
Но меня в смрадный ад не раздавит
Никогда, никогда, никогда.

Я стихийным эдемом гремуч,
Ослепляю людское злосчастье.
Я на небе, как молния, зряч,
На земле - в облаках - без поместья.

Для толпы навсегда, навсегда,
Я хочу быть душевно-больным!
<1912>

Тройка в тройке колокольной.
Громко, звонко пьяной тройке.
Колокольни колокольней
Колокольчик бойкой тройки.

В тройке тройка пой, как тройка,
Звонко, громко, пьяно, тройко!
Колокольчик колокольный
Колокольни, колокольней!!!

Колокольчик звонче тройки.
Колокольня колокольни!
Тройка тройкой колокольней!
В тройке тройка пьяной тройки.
<1912>

Созвездья Лиры, созвездья Лиры.
К. Фофанов

Мозги черепа - улицы города.
Идеи - трамваи с публикой - грезы -
Мчатся по рельсам извилистых нервов
В гарные будни кинемо жизни.

Глаз-небокоп бытия мирозданья
Ритмом зажег электрической мысли
Триумф!

Зрячее ухо звони в экспансивный набат.
Двигайтесь пеньем магнитные губы
В колесо ног рысака на асфальте:

Гоп гоп, гопотом, шлёпотным копытом,
Аплодируй топотом, хлопайте копыта
Оптом, оптом!
1 февраля 1914 г.

(Буквы произносятся густым басом)

НЕГОДЯЯМ и МЕРЗАВЦАМ

Олимпов Родил Мирозданье.
Бессмертная Жизнь Клокочи.
Великое Сердце Страданья
Безумную Лиру Звучи.
Да будет проклята земля!
Да будут прокляты земные!
Эдемной Славы Бытия
Не понимают рты глазные.
Меня поносят и клеймят
Последней руганью собаке,
Со Мной помойно говорят,
Ютят на кухне в чадном мраке.
Меня из дома прогнали родные
За то, что не работаю нигде.
Помогите эфиры льняные
Прокормиться Вечной Звезде.
У Меня даже нет полотенца,
Чтобы вытереть плотски лицо.
Я Блаженней любого младенца
Пробираюсь сквозь будней кольцо.
Я считаю фунт хлеба за роскошь.
И из чайной беру кипяток.
Одолжить семь копеек попросишь
И поджаришь конинный биток.
Рыдайте и плачьте кто может,
Великий Поэт в нищете.
И голод Его не тревожит,
Он Утаился в Мечте.
Не Надо Мне денежных знаков и службы, и дружбы на ярмарке будней,
Не Приемлет земного Бессмертное Зодчество,
Духовно Питаясь Единственно Космосным Звоном Из Ангельских Лютней,
Торжествует Над Богом Мое Одиночество.
Я - Дома В Звездное Лото
Играю С Наготой.
Не Приходи Ко Мне Никто
На Разговор Пустой.
<1916>

АНАФЕМА РОДИТЕЛЯ МИРОЗДАНИЯ

КОНСТА. Я, КОНСТАНТИН ОЛИМПОВ,
УТВЕРЖДАЮ, ЧТО ХРИСТОС - ВЕЛИЧАЙШИЙ
ГРЕШНИК НА ЗЕМНОМ ШАРЕ.

(Проститутам и проституткам)

ПРОКЛЯТЬЕ, ПРОКЛЯТЬЕ, ПРОКЛЯТЬЕ
Я ШЛЮ ИЗУМЛЕННОМУ МИРУ.
Я ПРОКЛЯЛ ХРИСТА ЗА РАСПЯТЬЕ,
ВЗЯВ В РУКИ БЕССМЕРТИЯ ЛИРУ.
ВСЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ПОШЛОСТЬ,
ЖЕСТОКОСТЬ, ПРОДАЖНОСТЬ, ГЛУМЛЕНЬЕ;
А БУДУЩНОСТЬ, НЫНЧЕСТЬ И ПРОШЛОСТЬ -
ОТБРОСЫ СМЕРДЯЩЕГО ТЛЕНЬЯ.
ДОСТОЙНО ЛЬ ВНИМАНЬЯ, ДОСТОЙНО ЛЬ СОЧУВСТВИЙ
ЗЕМЛЯ И ПЛАНЕТЫ, СОЗВЕЗДЬЯ, ВСЕЛЕНСТВА
КОГДА Я, ОЛИМПОВ, ГОРДЫНЯ ИСКУССТВА,
СЕБЯ ПРОСЛАВЛЯЮ, СВОЕ СОВЕРШЕНСТВО?!.
<1922>

ОЛИМПОВ Константин Константинович

наст. фам. Фофанов;

19.9(1.10).1889 – 17.1.1940

Поэт, прозаик, переводчик. Сборники стихотворений «Аэропланные поэзы. Нервник 1. Кровь первая» (СПб., 1912), «Жонглеры-нервы» (СПб., 1913); поэтические листовки «Глагол Родителя Мироздания. Негодяям и мерзавцам» (Пг., 1916), «Проэмий Родителя мироздания. Идиотам и кретинам» (Пг., 1916), «Исход Родителя Мироздания» (Пг., 1917), «Паррезия Родителя Мироздания» (Пг., 1917), «Анафема Родителя Мироздания» (Пг., 1922) и др. Сборник рассказов «Окровавленная лестница» (Пг., 1920). Книга «Третье Рождество великого мирового поэта Титанизма Великой Социальной Революции Константина Олимпова, Родителя Мироздания» (Пг., 1922). Сын поэта К. Фофанова.

«Попалось ему в 1910 (кажется) году в газете слово „футурист“ – речь шла об итальянцах. Понравилось. „Что ж, – думаю, – Игорь (Северянин) восемь лет пишет; я тоже немало. Никто внимания не обращает. Надо что-нибудь попробовать“. Прихожу к отцу [К. Фофанов. – Сост. ]: „Папа, мы решили вселенскую школу основать – тебя предтечей…“

Папа закричал: „Не смей! Меня в «Новом времени» печатать не будут! Вот когда умру, тогда делайте что хотите“.

И действительно, Вселенский Эгофутуризм был декларирован только в 1911–1912 годах, после смерти Фофанова» (Л. Гинзбург. Человек за письменным столом ).

«В „Собаке“, а чаще до нее, то есть на открытых лекциях, выступал иной раз и страшный, с белокурыми растрепанными волосами, творец неба, земли, бога, всей вселенной – Константин Олимпов. В нем была квинтэссенция „Эгофутуризма“. На моей лекции в Тенишевском он-то и в скором времени зарезавший себя другой эгофутурист – И. В. Игнатьев – заранее подготовили скандал, придя в зал с нарочно купленной в Гостином дворе подушкой, изображающей кошку. Когда я заговорил о Мандельштаме – с криком „мраморная муха“ эгофутуристы бросили эту кошку… в меня – но промахнулись.

В зале находился пристав. Он объявил перерыв, которым и воспользовались для того, чтобы увести нарушителей порядка в коридор и на лестницу. Оба были привлечены к мировому судье…» (В. Пяст. Встречи ).

«Он был среднего роста, худощав, в осеннем пальто и сильно помятой фетровой шляпе, из-под которой выбивались пряди белесых, цвета соломы, волос.

Небесно-голубые глаза смотрели в пространство.

Мы поднялись в квартиру. Она состояла из двух необитаемых комнат и обитаемой кухни. Одна комната была открыта и завалена всяким хламом: дверными ручками, гвоздями, мешками, рогожами – и предназначалась любезным хозяином для воров. Вторая комната всегда запиралась и служила мемориальным музеем. В ней были аккуратно развешаны портреты отца-поэта, все под стеклом и в рамах, стоял шкаф, наполненный до отказа отцовскими рукописями, отцовский письменный стол с гипсовой маской поэта, стояла потрепанная мягкая мебель. А жил Олимпов в маленькой кухне, в которой плита хоть изредка, но топилась. Там стояли его кровать, стол и два стула.

…Потом он читал.

Читал он замечательно, красиво и вдохновенно, несколько нараспев. Особенно хорошо у него звучали отцовские стихи. Он страстно любил отца, считая его великим поэтом.

…Человек несомненно странный, очень одаренный, но изломанный, Олимпов, когда его узнавали поближе, производил на всех прекрасное впечатление. Он был поистине не от мира сего и, как все люди этой породы, был исключительно честен и чист.

Стихи свои он подписывал всегда так: „великий мировой поэт Константин Олимпов“.

Иногда добавлял: „родитель мироздания“.

…Олимпов был самым любимым из детей Фофанова, к тому же единственным, сохранившим с ним сходство: у него были такие же голубые глаза, тоже слегка безумные, такие же соломенные волосы, кроме того, у него был такой же нервный и неразборчивый почерк.

Олимпов считал, что, поскольку у него на руках хранится весь огромный, изданный и неизданный фонд отцовских рукописей, он не может и не должен подписываться отцовским именем и писать лирические стихи. Он придумал поэтому себе псевдоним „Олимпов“ и, переломив себя, писал стихи, совершенно отвлеченные, потусторонние, на тему о мироздании, никак и ничем не похожие на стихи отца.

Но в нем жила душа подлинного поэта, и вот, изредка, настоящие стихи прорывались.

…Человек несомненно крупных возможностей, но неудачник, ко всему этому – наследственный алкоголик и потому человек безвольный, Олимпов так и не осуществил ни одного из своих неизменно огромных замыслов. Он обладал большими способностями к математике и был превосходным шахматистом. Это свидетельствует о том, что он способен был логически мыслить. Но был какой-то предел, какая-то черта, до которой он доходил и круто поворачивал назад, в ту бездну, которая его погубила как поэта и которую он сам называл Мирозданием. Это был своеобразный уход от мира, тот уход, во имя которого отец его создал свой, собственный мир иллюзий, во имя которого Грин создал свою „Гринландию“» (В. Смиренский. Воспоминания ).

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

РОКОССОВСКИЙ КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ 1896-1968 Полководец Великой Отечественной войны. Маршал Советского Союза. Маршал Польши.Константин Константинович Рокоссовский родился на Псковщине в старинном городе Великие Луки. В русской армии начал служить с 1914 года.

Из книги Памятное. Книга первая автора Громыко Андрей Андреевич

Георгий Константинович Жуков Кто в нашей стране не знает имени полководца, прошедшего путь от солдата до маршала и министра обороны СССР?Да и за рубежом среди людей, помнящих вторую мировую войну, мало найдется тех, кто не слышал бы о нем. О Жукове писали и друзья, и недруги

Из книги Гончаров автора Мельник Владимир Иванович

Константин Константинович Самыми близкими и прочными были отношения с великим князем Константином Константиновичем, которому Гончаров также преподавал русскую словесность с 1873 года. Когда-то автор «Обломова» преподавал словесность в семье Майковых, из которой вышли

Из книги Люди и куклы [сборник] автора Ливанов Василий Борисович

Михаил Константинович Лагерь таежной киноэкспедиции по фильму «Неотправленное письмо» расположился на берегу лесной речки Ус в строительных вагончиках. Художник Давид Виницкий занимал один отсек такого вагончика вместе с режиссером Михаилом Константиновичем

Из книги Десять лет на острие бритвы автора Конаржевский Анатолий Игнатьевич

Григорий Константинович Орджоникидзе Ожидался приезд т. С. Орджоникидзе на Магнитку. Общеизвестно, какое значение в те годы т. Серго придавал использованию иностранного опыта. Являясь инициатором этого дела, он следил систематически за тем, чтобы опыт не только

Из книги Начальник внешней разведки. Спецоперации генерала Сахаровского автора Прокофьев Валерий Иванович

МОРТИН Федор Константинович Родился 2 мая 1918 года в селе Красная Поляна Маре-севского района Горьковской области. Окончил сельскую среднюю школу, в 1937 году-Арзамасский государственный учительский институт. Преподавал в родном селе физику и математику.В 1939-1940 годах был

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ЛИТВИН Савелий Константинович наст. имя и фам. Шеель Хаимович Эфрон;1849 – 5.7.1925Прозаик, драматург, мемуарист. Публикации в журналах «Русский вестник», «Исторический вестник», «Свет», газетах «Новое время», «Вечернее время» и др. Сборники рассказов «Среди евреев» (СПб., 1897),

Из книги автора

ЛЯДОВ Анатолий Константинович 29.4(11.5).1855 – 15(28).8.1914Композитор, дирижер. Профессор Петербургской консерватории (с 1886) и Придворной певческой капеллы (с 1884). Ученик Н. Римского-Корсакова. Преподавал у С. Прокофьева, Н. Мясковского, Б. Асафьева. Мастер оркестровой и

Из книги автора

МАКОВСКИЙ Сергей Константинович 15(27).8.1877 – 13.5.1962Художественный критик, поэт, издатель, мемуарист. Основатель и редактор (до 1917) журнала «Аполлон». Стихотворный сборник «Собрание стихов» (СПб., 1905). Книги «Страницы художественной критики» (Кн. 1, СПб., 1906; Кн. 2, СПб., 1909; Кн. 3,

Из книги автора

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович псевд. Гроньяр, Посторонний, Профан и др.;15(27).11.1842 – 28.1(10.2).1904Литературный критик, публицист, социолог. В 1870–1880 – ведущий публицист «Отечественных записок», с 1885 – «Северного вестника». Автор статей о Ф. Достоевском, Л. Толстом,

Из книги автора

ПЕТРОВ Дмитрий Константинович 13(25).8.1872 – 2.5.1925Филолог, медиевист, переводчик. Профессор Петербургского университета (1908), впоследствии член-корреспондент Академии наук. Автор поэтического сборника «Элегии и песни (1889–1911)» (СПб., 1911), книги «Лекции по введению в романскую

Из книги автора

ПРОНИН Борис Константинович 26.11(8.12).1875 – 29.10.1946Драматический актер, режиссер. Артист МХТ (1903–1905), драматического театра Комиссаржевской, режиссер-распорядитель «Дома интермедии» в Петербурге. Основатель литературно-артистических клубов «Бродячая собака» и «Привал

Из книги автора

РАУШ фон ТРАУБЕНБЕРГ Константин Константинович барон2(14).4.1871 – 10.6.1935Скульптор, был привлечен к работе на Императорском фарфоровом заводе (1909–1915), автор портретных статуэток и декоративной скульптуры малых форм. Двоюродный брат искусствоведа Н. Врангеля.«Он был типичный

Биография

Портрет работы И.Е.Репина, 1916 г.

В 1907 году окончил петербургское реальное училище принца П. Г. Ольденбургского . В 1908-1910 годах был вольнослушателем Петербургского археологического института.

C 1912 года публиковал свои стихи, был одним из наиболее последовательных представителей эгофутуризма .

Интересно, что свойственное эгофутуристам гипертрофированное самовосхваление соседствовало в его творчестве с обращением к читателям с просьбой о денежной помощи. Одно из его произведений сопровождалось словами:

Человечество не может себе представить, что Великий Мировой Поэт Константин Олимпов не в состоянии заработать даже одной тленной копейки, чтобы приобрести себе насущных макарон для поддержания своей планетной оболочки. Он умирает от голода и нищеты.

Перу Олимпова принадлежат также листовки «Отдых 1», «Эпоха Олимпова» и теоретическая книга «Академия эгопоэзии Вселенского футуризма» (Рига , 1914).

В начале 1920-х годов Олимпов, вместе с молодыми поэтами-братьями Борисом и Владимиром Смиренскими, пытался возродить литературное направление эгофутуризма. Созданная ими в Ленинграде группа (в неё, кроме упомянутых, входили Константин Вагинов , Грааль-Арельский , Дмитрий Дорин, Александр Измайлов), названная «Кольцо поэтов имени Константина Фофанова», занималась издательской деятельностью и проводила поэтические вечера. В 1922 году Олимпов опубликовал в Петрограде своё произведение «Анафема Родителям Мироздания» и книгу «Третье Рождество великого мирового поэта Титанизма Великой Социальной Революции Константина Олимпова, Родителя Мироздания». В сентябре 1922 года группа «Кольцо поэтов» была закрыта по распоряжению Петроградского ЧК .

В конце 1920-х годов Олимпов снова объявил о воссоздании «Академии эгопоэзии», куда кроме него и Смиренских, вошёл также поэт Н. Позняков. В 1930 году власти опять заинтересовались участниками «Академии»: её члены, в том числе Олимпов, проходили и были осуждены по делу ОГПУ против «части богемствующих артистов города Ленинграда».

Литература

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся в 1889 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 17 января
  • Умершие в 1940 году
  • Умершие в Омске
  • Русские поэты
  • Поэты России
  • Репрессированные в СССР
  • Русский футуризм

Wikimedia Foundation . 2010 .