23.12.1929 – 15.02.1986 гг.
Тимофей Максимович Белозёров родился в селе Камыши Куртамышского района Курганской области в многодетной крестьянской семье. Детство прошло в предгорьях Алтая. Он рано лишился матери, и во время войны оказался сначала в Омске, потом в Большереченском селе Старо-Карасук. Здесь он окончил семилетку и продолжил учебу в селе Черново.
Далее судьба забросила Тимофея Белозёрова в г. Калачинск, где и началась его трудовая биография. Работал простым рабочим по очистке железнодорожных путей, столяром, лесозаготовителем по найму. Выдержав конкурс (12 человек на место), Тимофей Белозёров поступил в Омское речное училище на технологическое отделение. Училище окончил в 1952 году и уехал на военно-морскую стажировку в г. Владивосток. Был направлен в г. Барнаул на Бобровский судоремонтный завод с дипломом техника-технолога по обработке металла резанием. В эти годы начинается и творческая биография поэта. Появилась первая публикация стихов в журнале «Алтай». Несколько позже, когда Белозёров жил уже в Омске, появилась на свет первая книжка для детей с красочными рисунками известного омского художника К.П. Белова. Называлась она «На нашей реке» (1957).
В 1954 году Тимофей Белозёров был переведен в Омск в Управление Нижне-Иртышского речного пароходства на должность литературного сотрудника бассейновой газеты «Советский Иртыш». В эти годы выходят его книжки для детей: «Весна» (1958), «Лесной скрипач» (1960), «Гудки над рекой» (1962), «Огородный Подрастай» (1962), «Лесные качели» (1963) и др. В 1963 году поступил в Литературный институт им. A.M. Горького (заочно), который он окончил в 1963 году. Годом раньше он был принят в члены Союза писателей СССР. В последующие годы книжки для детей у Тимофея Белозёрова стали выходить ежегодно, причем в издательствах разных городов: в Москве, Новосибирске, Свердловске, Кемерово, Барнауле, Алма-Ате, Киеве и даже в Болгарии и ГДР. Общий тираж творческого наследия поэта более 17 миллионов экземпляров.
За заслуги перед отечественной литературой Т. Белозёров был награжден правительственными наградами «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». За книгу стихов «Цветные голоса», изданную в 1972 году подарочным изданием, он получает премию Омского комсомола. А несколько позже ему присваивается звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Библиография
- Энциклопедия Омской области: справочное издание: в 2 т. / В.Н. Русаков [и др.]. – Омское книжное издательство, 2010. — 1 т. С 122-123.
2. Оселедцев Г.А. На Оми-реке Калачинск. / Омск: книжное издательство. 1993. – С 186.
лирика, поэзия для детей
«На нашей реке»
Премия Омского комсомола
Тимофей Максимович Белозёров (23 декабря , с. Камыши , ныне Курганская область - 15 февраля , Омск) - советский поэт. Заслуженный работник культуры РСФСР ().
Биография
Тимофей Максимович Белозёров родился 23 декабря 1929 года в крестьянской семье в селе Камыши Камышевского-1 сельсовета Утятского района Курганского округа Уральской области (ныне Камышинского сельсовета Куртамышского района Курганской области).
В 5-летнем возрасте лишился матери. В годы коллективизации семья подверглась репрессиям. Отец был арестован, впоследствии реабилитирован. После освобождения отец с младшим сыном Тимофеем переехал сначала в Усть-Каменогорск затем в Лениногорск . В с. Старо-Карасук Омской области Белозёров закончил 7-летнюю школу. Работал столяром, рабочим по очистке железнодорожных путей, лесозаготовителем в Калачинске .
Творчество
Четыре книги Белозёрова вошли в серийные издания: «Лесной плакунчик» (1979), «Зимушка-зима» (1989), «Карасик» (1981), «Журавкин праздник» (1990).
Память
Библиография
- На нашей реке. Омское книжное изд-во, 1957, 100 000 тыс. экз. (художник К. П. Белов)
- Весна. Омское книжное изд-во, 1958, 200 000 тыс. экз.
- Лесной скрипач. Омское книжное изд-во, 1960, 100 000 тыс. экз.
- Гудки над рекой. Новосибирское книжное изд-во, 1961, 100 000 экз.
- Выбирай на вкус! Свердловское книжное изд-во, 1962, 50 000 экз.
- Огородный Подрастай. Омское книжное изд-во, 1962, 110 000 экз.
- Лесные качели. Свердловское книжное изд-во, 1963, 100 000 экз.
- Моим друзьям. Омское книжное изд-во, 1963, 110 000 экз.
- Огородный Подрастай. Западно-Сибирское книжное изд-во, 1964, 110 000 экз.
- Топтыжка. Свердловское книжное изд-во, 1964, 100 000 экз.
- Распахнулись ворота. Свердловское книжное изд-во, 1965, 100 000 экз.
- Веселки, считалки, загадки, скороговорки, небылицы. Западно-Сибирское книжное изд-во, 1965, 50 000 экз.
- Веселый арбуз. Западно-Сибирское книжное изд-во, 1966, 100 000 экз.
- Таежный светофор. Москва издательство «Детская литература», 1968, 300 000 экз.
- Гудки над рекой. Алма-Ата издательство «Жазусы», 1968, 10 000 экз.
- Орешки. Алтайское книжное изд-во, 1968, 150 000 экз.
- Синий час. Москва издательство «Советская Россия», 1969, 150 000 экз.
- Синий час. Кемерово книжное изд-во, 1969, 100 000 экз.
- Гуленьки. Народные колыбельные песенки. Средне-Уральское книжное изд-во, 1969, 150 000 экз.
- Пляска на реке. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное изд-во, 1969, 100 000 экз.
- Пляска на реке. Москва, издательство «Малыш» , 1969, 100 000 экз.
- Безымянная речка. Западно-Сибирское книжное изд-во, 1970, 200 000 экз.
- Лесной Плакунчик. Москва, издательство «Детская литература», 1970, 300 000 экз. (художник В. Г. Сутеев)
- Среди зеленого и синего. Пермь книжное изд-во, 1970, 200 000 экз.
- Кладовая ветра. Москва, издательство «Детская литература», 1970, 100 000 экз. (предисловие Е. А. Благининой)
- Лесной скрипач. Москва, издательство «Детская литература», 1971, 100 000 экз.
- Чудеса (загадки, считалки, скороговорки). Москва, издательство «Малыш», 1971, 150 000 экз.
- Цветные голоса. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное изд-во, 1972, 77 000 экз.
- Волшебный посошок. Москва, издательство «Малыш», 1972, 150 000 экз.
- Комариный колобок. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное изд-во, 1973, 150 000 экз.
- Лесной Плакунчик. Москва, издательство «Детская литература», 1974, 300 000 экз.
- Зимушка-зима. Москва, издательство «Детская литература», 1974, 100 000 экз. (предисловие Е. А. Благининой)
- Огородный Подрастай. Москва, издательство «Детская литература», 1976, 300 000 экз.
- Волшебный посошок. Москва, издательство «Детская литература», 1976, 150 000 экз.
- Лесные стихи. Москва, издательство «Малыш», 1976, 1 500 000 экз.
- Смородиновый куст. Москва, издательство «Детская литература», 1977, 100 000 экз.
- Жаворонок. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное изд-во, 1978, 150 000 экз.
- Лесной Плакунчик. Москва, издательство «Детская литература», 1979, 2 100 000 экз. (художник В. Г. Сутеев)
- Скачут кони (стихи, загадки). Москва, издательство «Малыш», 1979, 200 000 экз.
- Журавкин праздник. Москва, издательство «Детская литература», 1980, 50 000 экз. (художник-гравёр Н. Калита)
- Карасик. Москва, издательство «Детская литература», 1981, 2 000 000 экз. (предисловие И. П. Токмаковой)
- Сказки. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное изд-во, 1980, 200 000 экз.
- Где трава растет густая. Москва, издательство «Детская литература», 1981, 150 000 экз.
- Бука. Свердловск, Средне-Уральское книжное изд-во, 1981, 350 000 экз.
- Подснежники. Омское книжное изд-во, 1982, 100 000 экз.
- Сладкая клюква. Омское книжное изд-во, 1983, 100 000 экз.
- Апрель. Москва, издательство «Детская литература», 1983, 100 000 экз.
- Песенка-чудесенка. Москва, издательство «Малыш», 1984, 100 000 экз.
- Каравай. Омское книжное изд-во, 1984, 250 000 экз.
- Вечный огонь. Москва, издательство «Малыш», 1985, 300 000 экз.
- Лесной плакунчик. Москва, издательство «Детская литература», 1986, 2 000 000 экз. (художник В. Г. Сутеев)
- Лебедушка. Омское книжное изд-во, 1986, 50 000 экз.
- Заколдованная роща. Москва, издательство «Малыш», 1986, 150 000 экз.
Стихи Т. Белозёрова печатались в детских журналах «Мурзилка », «Колобок », «Пионер », «Весёлые картинки », «Костёр », «Миша », «Сибирячок » и взрослых журналах «Сибирские огни », «Урал », «Нева », «Земля сибирская, дальневосточная ».
Награды и признание
- 1970 - Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» - За выдающиеся заслуги в развитии поэзии для детей
- 1971 - медаль «За трудовую доблесть »
- 1972 - лауреат Премии Омского комсомола за книгу «Цветные голоса»
- 1976 - звание «Заслуженный работник культуры РСФСР »
- 1981 - Диплом 2-й степени Международной книжной ярмарки за книгу «Журавкин праздник»
Напишите отзыв о статье "Белозёров, Тимофей Максимович"
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Белозёров, Тимофей Максимович
В глазах света Пьер был большой барин, несколько слепой и смешной муж знаменитой жены, умный чудак, ничего не делающий, но и никому не вредящий, славный и добрый малый. В душе же Пьера происходила за всё это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям.Он продолжал свой дневник, и вот что он писал в нем за это время:
«24 ro ноября.
«Встал в восемь часов, читал Св. Писание, потом пошел к должности (Пьер по совету благодетеля поступил на службу в один из комитетов), возвратился к обеду, обедал один (у графини много гостей, мне неприятных), ел и пил умеренно и после обеда списывал пиесы для братьев. Ввечеру сошел к графине и рассказал смешную историю о Б., и только тогда вспомнил, что этого не должно было делать, когда все уже громко смеялись.
«Ложусь спать с счастливым и спокойным духом. Господи Великий, помоги мне ходить по стезям Твоим, 1) побеждать часть гневну – тихостью, медлением, 2) похоть – воздержанием и отвращением, 3) удаляться от суеты, но не отлучать себя от а) государственных дел службы, b) от забот семейных, с) от дружеских сношений и d) экономических занятий».
«27 го ноября.
«Встал поздно и проснувшись долго лежал на постели, предаваясь лени. Боже мой! помоги мне и укрепи меня, дабы я мог ходить по путям Твоим. Читал Св. Писание, но без надлежащего чувства. Пришел брат Урусов, беседовали о суетах мира. Рассказывал о новых предначертаниях государя. Я начал было осуждать, но вспомнил о своих правилах и слова благодетеля нашего о том, что истинный масон должен быть усердным деятелем в государстве, когда требуется его участие, и спокойным созерцателем того, к чему он не призван. Язык мой – враг мой. Посетили меня братья Г. В. и О., была приуготовительная беседа для принятия нового брата. Они возлагают на меня обязанность ритора. Чувствую себя слабым и недостойным. Потом зашла речь об объяснении семи столбов и ступеней храма. 7 наук, 7 добродетелей, 7 пороков, 7 даров Святого Духа. Брат О. был очень красноречив. Вечером совершилось принятие. Новое устройство помещения много содействовало великолепию зрелища. Принят был Борис Друбецкой. Я предлагал его, я и был ритором. Странное чувство волновало меня во всё время моего пребывания с ним в темной храмине. Я застал в себе к нему чувство ненависти, которое я тщетно стремлюсь преодолеть. И потому то я желал бы истинно спасти его от злого и ввести его на путь истины, но дурные мысли о нем не оставляли меня. Мне думалось, что его цель вступления в братство состояла только в желании сблизиться с людьми, быть в фаворе у находящихся в нашей ложе. Кроме тех оснований, что он несколько раз спрашивал, не находится ли в нашей ложе N. и S. (на что я не мог ему отвечать), кроме того, что он по моим наблюдениям не способен чувствовать уважения к нашему святому Ордену и слишком занят и доволен внешним человеком, чтобы желать улучшения духовного, я не имел оснований сомневаться в нем; но он мне казался неискренним, и всё время, когда я стоял с ним с глазу на глаз в темной храмине, мне казалось, что он презрительно улыбается на мои слова, и хотелось действительно уколоть его обнаженную грудь шпагой, которую я держал, приставленною к ней. Я не мог быть красноречив и не мог искренно сообщить своего сомнения братьям и великому мастеру. Великий Архитектон природы, помоги мне находить истинные пути, выводящие из лабиринта лжи».
После этого в дневнике было пропущено три листа, и потом было написано следующее:
«Имел поучительный и длинный разговор наедине с братом В., который советовал мне держаться брата А. Многое, хотя и недостойному, мне было открыто. Адонаи есть имя сотворившего мир. Элоим есть имя правящего всем. Третье имя, имя поизрекаемое, имеющее значение Всего. Беседы с братом В. подкрепляют, освежают и утверждают меня на пути добродетели. При нем нет места сомнению. Мне ясно различие бедного учения наук общественных с нашим святым, всё обнимающим учением. Науки человеческие всё подразделяют – чтобы понять, всё убивают – чтобы рассмотреть. В святой науке Ордена всё едино, всё познается в своей совокупности и жизни. Троица – три начала вещей – сера, меркурий и соль. Сера елейного и огненного свойства; она в соединении с солью, огненностью своей возбуждает в ней алкание, посредством которого притягивает меркурий, схватывает его, удерживает и совокупно производит отдельные тела. Меркурий есть жидкая и летучая духовная сущность – Христос, Дух Святой, Он».
«3 го декабря.
«Проснулся поздно, читал Св. Писание, но был бесчувствен. После вышел и ходил по зале. Хотел размышлять, но вместо того воображение представило одно происшествие, бывшее четыре года тому назад. Господин Долохов, после моей дуэли встретясь со мной в Москве, сказал мне, что он надеется, что я пользуюсь теперь полным душевным спокойствием, несмотря на отсутствие моей супруги. Я тогда ничего не отвечал. Теперь я припомнил все подробности этого свидания и в душе своей говорил ему самые злобные слова и колкие ответы. Опомнился и бросил эту мысль только тогда, когда увидал себя в распалении гнева; но недостаточно раскаялся в этом. После пришел Борис Друбецкой и стал рассказывать разные приключения; я же с самого его прихода сделался недоволен его посещением и сказал ему что то противное. Он возразил. Я вспыхнул и наговорил ему множество неприятного и даже грубого. Он замолчал и я спохватился только тогда, когда было уже поздно. Боже мой, я совсем не умею с ним обходиться. Этому причиной мое самолюбие. Я ставлю себя выше его и потому делаюсь гораздо его хуже, ибо он снисходителен к моим грубостям, а я напротив того питаю к нему презрение. Боже мой, даруй мне в присутствии его видеть больше мою мерзость и поступать так, чтобы и ему это было полезно. После обеда заснул и в то время как засыпал, услыхал явственно голос, сказавший мне в левое ухо: – „Твой день“.
«Я видел во сне, что иду я в темноте, и вдруг окружен собаками, но иду без страха; вдруг одна небольшая схватила меня за левое стегно зубами и не выпускает. Я стал давить ее руками. И только что я оторвал ее, как другая, еще большая, стала грызть меня. Я стал поднимать ее и чем больше поднимал, тем она становилась больше и тяжеле. И вдруг идет брат А. и взяв меня под руку, повел с собою и привел к зданию, для входа в которое надо было пройти по узкой доске. Я ступил на нее и доска отогнулась и упала, и я стал лезть на забор, до которого едва достигал руками. После больших усилий я перетащил свое тело так, что ноги висели на одной, а туловище на другой стороне. Я оглянулся и увидал, что брат А. стоит на заборе и указывает мне на большую аллею и сад, и в саду большое и прекрасное здание. Я проснулся. Господи, Великий Архитектон природы! помоги мне оторвать от себя собак – страстей моих и последнюю из них, совокупляющую в себе силы всех прежних, и помоги мне вступить в тот храм добродетели, коего лицезрения я во сне достигнул».
«7 го декабря.
«Видел сон, будто Иосиф Алексеевич в моем доме сидит, я рад очень, и желаю угостить его. Будто я с посторонними неумолчно болтаю и вдруг вспомнил, что это ему не может нравиться, и желаю к нему приблизиться и его обнять. Но только что приблизился, вижу, что лицо его преобразилось, стало молодое, и он мне тихо что то говорит из ученья Ордена, так тихо, что я не могу расслышать. Потом, будто, вышли мы все из комнаты, и что то тут случилось мудреное. Мы сидели или лежали на полу. Он мне что то говорил. А мне будто захотелось показать ему свою чувствительность и я, не вслушиваясь в его речи, стал себе воображать состояние своего внутреннего человека и осенившую меня милость Божию. И появились у меня слезы на глазах, и я был доволен, что он это приметил. Но он взглянул на меня с досадой и вскочил, пресекши свой разговор. Я обробел и спросил, не ко мне ли сказанное относилось; но он ничего не отвечал, показал мне ласковый вид, и после вдруг очутились мы в спальне моей, где стоит двойная кровать. Он лег на нее на край, и я будто пылал к нему желанием ласкаться и прилечь тут же. И он будто у меня спрашивает: „Скажите по правде, какое вы имеете главное пристрастие? Узнали ли вы его? Я думаю, что вы уже его узнали“. Я, смутившись сим вопросом, отвечал, что лень мое главное пристрастие. Он недоверчиво покачал головой. И я ему, еще более смутившись, отвечал, что я, хотя и живу с женою, по его совету, но не как муж жены своей. На это он возразил, что не должно жену лишать своей ласки, дал чувствовать, что в этом была моя обязанность. Но я отвечал, что я стыжусь этого, и вдруг всё скрылось. И я проснулся, и нашел в мыслях своих текст Св. Писания: Живот бе свет человеком, и свет во тме светит и тма его не объят. Лицо у Иосифа Алексеевича было моложавое и светлое. В этот день получил письмо от благодетеля, в котором он пишет об обязанностях супружества».
«9 го декабря.
«Видел сон, от которого проснулся с трепещущимся сердцем. Видел, будто я в Москве, в своем доме, в большой диванной, и из гостиной выходит Иосиф Алексеевич. Будто я тотчас узнал, что с ним уже совершился процесс возрождения, и бросился ему на встречу. Я будто его целую, и руки его, а он говорит: „Приметил ли ты, что у меня лицо другое?“ Я посмотрел на него, продолжая держать его в своих объятиях, и будто вижу, что лицо его молодое, но волос на голове нет, и черты совершенно другие. И будто я ему говорю: „Я бы вас узнал, ежели бы случайно с вами встретился“, и думаю между тем: „Правду ли я сказал?“ И вдруг вижу, что он лежит как труп мертвый; потом понемногу пришел в себя и вошел со мной в большой кабинет, держа большую книгу, писанную, в александрийский лист. И будто я говорю: „это я написал“. И он ответил мне наклонением головы. Я открыл книгу, и в книге этой на всех страницах прекрасно нарисовано. И я будто знаю, что эти картины представляют любовные похождения души с ее возлюбленным. И на страницах будто я вижу прекрасное изображение девицы в прозрачной одежде и с прозрачным телом, возлетающей к облакам. И будто я знаю, что эта девица есть ничто иное, как изображение Песни песней. И будто я, глядя на эти рисунки, чувствую, что я делаю дурно, и не могу оторваться от них. Господи, помоги мне! Боже мой, если это оставление Тобою меня есть действие Твое, то да будет воля Твоя; но ежели же я сам причинил сие, то научи меня, что мне делать. Я погибну от своей развратности, буде Ты меня вовсе оставишь».
Тимофей Максимович Белозеров - поэт и сказочник, член Союза писателей, родился 23 декабря 1929 г. в глухом таежном селе Камыши в большой крестьянской семье. Родители воспитывали детей в строгости, старались привить им любовь к родной земле, приучали к труду. Не забывали они и о книгах - читали Андерсена, Пушкина и других классиков. Широкая русская печь, заваленная сырыми полушубками и валенками, а в руках моей сестры - книга. Слушаю - и словно сам иду по лесу, вхожу в медвежью избушку, сажусь на мишуткин стульчик и ем похлебку , - вспоминал потом Белозеров. Безмятежная жизнь в родных Камышах продолжалась всего лишь одиннадцать лет. Тимофей рано лишился матери, в войну не стало отца. Сам поэт писал: В детстве мне не везло: дважды я чуть не утонул; спускаясь с гор, ломал ноги, часто болел. Но все эти мелкие несчастья - ничто по сравнению с одним враз свалившимся несчастьем - несчастьем войны. Оставшись один, я был усыновлен чудесной женщиной - Марией Никитичной Терентьевой. В 1941 г. нужда заставила его переехать в Омск, где он устроился на работу. Сапожничал, был учеником столяра и художника, расчищал от снега железнодорожные пути. После войны, в 1952 г., закончил омское речное училище. Была у него и еще одна нелегкая профессия - работал мастером в литейных цехах. Именно в эти свои заводские годы, тоскуя по рекам, сибирской тайге, он начал писать стихи, которые вначале печатались в местных газетах и журналах, затем стали издаваться отдельными книгами. К тому времени, когда Белозеров окончил Литературный институт, он был уже автором нескольких стихотворных сборников. Все свое творчество поэт посвятил в основном детям. Его книги - очень светлые и по-весеннему теплые («Подснежники», 1982, «Апрель» , 1983). Он стремился открыть поэзию в самой природе, хотел показать ребенку красоту мира, научить его видеть «вздыхающую» тучку на небе, слышать «ласковую трель жаворонка», быть добрым, внимательным, сострадательным, отзывчивым. До сих пор пользуются большой популярностью ироничная и озорная сказка «Про Буку» , «Лесной плакунчик» о сказочном человечке, который помогал «выплакать» свое горе и облегчить душу всем, кто в этом нуждался, стихи о зазнавшемся золотистом карасике. Книга «Журавкин праздник» (1980) экспонировалась в 1981 г. на Международной книжной ярмарке в Москве и была удостоена диплома 2-й степени. Позднее эта книга (1990) и еще три книги Белозерова вошли в серийные издания: «Лесной плакунчик» (1979), «Зимушка-зима» (1989), «Карасик» (1981).
Скончался Тимофей Максимович Белозеров 15 февраля 1986 г. в Омске. Похоронен на Старо-Восточном кладбище. Он прожил 56 лет и издал 69 книг общим тиражом 16 млн. экз. Его проникновенные, радостные, мелодичные стихи, мудрые сказки, веселые считалки, загадки, скороговорки и сегодня, уже в этом веке, не стареют и не забываются.
1. Т. Белозёров. Кладовая ветра. Стихи (1970) Прощай, Робот. Пьеса-сказка (1970) (doc; 274 Kb)(doc; 136 Kb) |
2. Т. Белозёров. Волшебный посошок. Рассказы (1976) (doc; 68 Kb) |
3. Т. Белозёров. Лесной Плакунчик. Сказка (1979) Белозеров Тимофей Максимович, 1929-1986. Тимофей Максимович Белозеров родился 23 декабря 1929 г. в глухом таежном селе Камыши в большой крестьянской семье. _______________________________________________________ Скороговорки 1. 2. Волна Полна осенней грусти Весенняя быль Текут Вечером Я лежу на лужайке Зимнее утро Ночью выпал на деревья Лесная сказка Я утонул в душистых травах… Лето Лето, лето, сказочное лето! Небылицы 1.
2.
Материалы для беседы «Белозёров Т.М. Биография и творчество». Подготовила учитель М.Н.Ковалик Цель: Познакомить учащихся с основными этапами биографии и творчества Омского поэта Т.М. Белозёрова. Задачи: Прививать интерес к истории, культурным традициям родного края. Содействовать воспитанию чувства патриотизма. Развивать эстетический вкус, интерес к культурному наследию. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация. Ход занятия. Беседа с учащимися по вопросам о творческом наследии омских поэтов в целом и жизни и творчестве Т.М. Белозёрова в частности. Рассказ учителя, демонстрация презентации. Тимофей Максимович Белозёров Белозёров Тимофей Максимович - детский поэт. Родился в многодетной крестьянской семье, в 5-летнем возрасте лишился матери. В годы коллективизации семья подверглась репрессиям. Отец был арестован, впоследствии реабилитирован. После освобождения отец с младшим сыном Тимофеем переехал сначала в Усть-Каменогорск и Лениногорск, затем в Омскую обл. В с.Старо-Карасук Омской обл. Белозёров закончил 7-летнюю школу. Очень хотел учиться, но продолжать образование не было возможности. Чтобы заработать средства к существованию, был столяром, рабочим по очистке железнодорожных путей, лесозаготовителем по найму. С 1948 по 1952 учился в Омском речном училище, затем работал мастером на судоремонтных заводах в Барнауле, Омске. Первая публикация стихов - в журнале «Алтай» (1954). В 1957 издает в Омском книжном издательстве первый сб. стихов для детей «На нашей реке». Тема сибирской природы, труда, связанного с ее освоением, стала основной в творчестве Белозёрова, давая ему возможность быть одинаково внятным и для детей, и для взрослых. С 1957 по 1963 учился на заочном отделении Литературного института им. Горького, в 1962 стал членом СП СССР. После окончания Литературного института занимается литературным творчеством, сочетая его с широкой общественной деятельностью: с 1965 по 1967 был депутатом Омского горсовета, с 1967 по 1970 - уполномоченный Литфонда СССР по Омской области, в течение многих лет он член бюро Омской писательской организации. В дек. 1980 участвовал в работе V съезда писателей РСФСР. Наиболее важными для себя занятиями считал общение с детьми, с творческой молодежью. Будучи редактором детских и литературных передач на Омской студии телевидения, а также литературным консультантом при областной газете «Омская правда», вел семинары с начинающими поэтами - детьми и взрослыми, о которых последние вспоминают с глубокой благодарностью. Постоянными были выступления в школах, пионерских лагерях, детских домах, дворцах пионеров. Своим пониманием детства, детской психологии Белозёров делился с будущими педагогами - студентами педучилищ, пединститута. Творческий путь Белозёрова можно разделить на два периода: 2-я половина 1950-х - 1960-е и 1970-80-е. 1960-е были для поэта периодом интенсивных творческих исканий: от ученичества и подражания (К.Чуковскому, С.Михалкову, А.Барто - в детской поэзии) - к обретению собственной стилевой манеры в диалоге с близким ему почвенным направлением русской поэзии, где особенно значимыми для Б. именами были И.Суриков, И.Никитин, И.Бунин, С.Есенин, а среди современников - те, кого критики отнесли к лагерю «тихих» (В.Соколов, Н.Рубцов и др.) Дидактическое начало, проявившееся в первых сборниках поэта («Весна», 1958; «Моим друзьям», 1963), очень быстро было осознано Белозёровым как чужеродное для его нравственно-эстетической позиции. Для умного поучения, так необходимого детству, были найдены иные худож. способы выражения - использован опыт, фольклор. В 1970-80-е ведущим жанром в творчестве Белозёрова становится лаконичная пейзажная зарисовка. Критика отмечает тяготение Белозёрова «к акварельному эскизу, миниатюре, наброску» (С.Поварцов), вбирающим темы сибирской природы, малой родины, детства, гармоничной жизни в социуме, обеспеченной патриархальным бытовым укладом, крестьянским трудом. В центральных издательствах «Детская литература», «Малыш», а также в различных региональных издательствах страны (Новосибирске, Омске, Свердловске, Барнауле, Алма-Ате, Перми и др.) выходят лучшие стихотворные сборник поэта («Кладовая ветра», 1970; «Зимушка-зима», 1974; «Волшебный посошок», 1977; «Жаворонок», 1978; «Журавкин праздник», 1980; «Лебедушка», 1986, и др.), получившие высокую оценку критиков и читателей. Всего поэтом было издано при жизни 54 книги, подборки его стихотворений, рассказов, сказок регулярно печатались в журналах «Огонек», «Урал», «Нева», «Сибирские огни», «Простор», «Земля сибирская, дальневосточная», «Сибирские огни», «Пионер», «Костер», «Мурзилка», «Веселые картинки». Книга «Журавкин праздник» экспонировалась в 1981 на Международной книжной ярмарке в Москве и была удостоена диплома 2-й степени. Стихотворения Белозёрова вошли в хрестоматии для детского чтения, серийные издания. Ряд стихотворений Белозёрова положен на музыку омским композитором Г.Пантюковым. О творчестве Белозёров высоко отзывались многие известные детские поэты, писатели: Е.Благинина, Ю.Коринец, С.Баруздин, А.Барто, И.Токмакова, Я.Аким, В.Берестов и др., отмечая некую «пограничность» мироощущения сибирского поэта, которая проявилась в органическом сочетании детскости видения мира, обеспеченной живой, памятью детства, с зоркостью и наблюдательностью, глубоким знанием реального мира, что и определяет своеобразие творчества Белозёрова, занявшего нишу между «взрослой» и детской поэзией. Т. Белозеров - автор более 60 детских книг, вышедших в различных издательствах страны (Москва, Омск, Новосибирск и др.). Их общий тираж составляет около 16 миллионов экземпляров. Книга «Журавкин праздник» (1980) экспонировалась в 1981 г. на Международной книжной ярмарке в Москве и была удостоена диплома 2-й степени. Четыре книги Белозерова вошли в серийные издания: «Лесной плакунчик» (1979), «Зимушка-зима» (1989), «Карасик» (1981), «Журавкин праздник» (1990). За выдающиеся заслуги в развитии поэзии для детей поэт был награжден юбилейной Ленинской медалью (1970), медалью «За трудовую доблесть» (1971). За книгу «Цветные голоса» (1972) ему было присвоено звание лауреата премии Омского комсомола, в 1976 г. - звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Умер поэт 15 февраля 1986 г. в Омске. Похоронен на Старо-Восточном кладбище. 4 сентября 1987 г. на доме № 2 по ул. Ч.Валиханова, где жил и работал поэт, установлена мемориальная доска с его горельефом работы скульптора Ф.Д.Бугаенко. Именем Белозерова названа одна из улиц и библиотека Омска. По инициативе омских писателей, прежде всего Александра Токарева и Владимира Новикова, в июне 2005 г. появился и теплоход «Тимофей Белозеров». Событие более чем справедливое, ведь по первой профессии Тимофей Максимович был речником. На бульваре Мартынова в октябре того же года установлен памятный камень замечательному русскому поэту Тимофею Максимовичу Белозерову. Учащиеся читают стихи Т.Белозёрова. Подведение итогов: Что нового вы узнали для себя? Изменилось ли ваше отношение к родному Омскому краю? Почему? Что ещё хотелось бы вам узнать о своей родно земле? ЛИТЕРАТУРА: Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 190-192. |