Любовные похождения распутина. Модель поведения григория распутина с женщинами

Кем он был: святым, демоном или просто развратным шарлатаном? Сегодня Григория Ефимовича Распутина величали бы, наверное, экстрасенсом и точно так же приветствовали везде и всюду. А тогда, в начале XX века, сибирский мужик с репутацией великого целителя добрался до самых верхов, став личным врачом царицы Александры и ее больного гемофилией сына…

Лечение сводилось в основном к расслабляющим методикам и отказу от аспирина, в то время новейшего лекарства, которым пытались лечить всё и которое противопоказано при гемофилии. Для царской семьи Распутин был спасителем. Остальные относились к нему по-разному - кто-то с почтением, кто-то с отвращением, но все сходились в том, что он оказывает на царскую семью слишком большое влияние, не ограничиваясь «целительством» и влезая во все подряд. Кроме того, Распутин вел себя в соответствии со своей говорящей фамилией и распутничал напропалую, считая, что верующему человеку грешить полезно - ведь чем больше каешься, тем чище становишься.

К началу Первой мировой войны общество было настроено уже и против царя, и против Распутина, видя в них все беды России. Начались покушения на жизнь «святого старца», но каждый раз ему удавалось мистическим образом выжить. Лишь в декабре 1916 года очередная попытка его убить удалась. Интересный факт: после расстрела царской семьи на груди всех женщин были найдены медальоны с фотографией Распутина. Видимо, он должен был защитить и исцелить их и после своей смерти, и ему молились как святому. В чем же был секрет этого человека?

Зверское убийство

Насколько необычной и удивительной была жизнь Распутина, настолько же безумной стала его смерть. Группа заговорщиков - все из высокопоставленных семей - под руководством князя Феликса Юсупова и великого князя Дмитрия Павловича решили положить конец влиянию Распутина на царицу, царя и всё российское правительство.

30 декабря 1916 года они заманили его на поздний ужин, обещая секс с женой Феликса Юсупова (а старец, в отличие от Феликса, до женщин был охоч). На ужине его попытались отравить цианистым калием, подмешав яд в пирожные и вино. Яда было столько, что Распутин должен был умереть на месте, но, казалось, на этого человека он не действовал.

Феликс Юсупов устал ждать и выстрелил Распутину в спину - тот упал. Но выстрел лишь раззадорил Распутина - он бросился на Юсупова, пытаясь его задушить и приговаривая: «Плохой мальчик». На помощь князю пришли его богатые благородные друзья: они еще несколько раз выстрелили в Распутина. Тот сумел подняться и выбежать на улицу, но его догнали и избили палками, а затем, словно этого было мало, кастрировали. Затем завернули тело в ковер и бросили в прорубь - но после вскрытия найденного трупа выяснилось, что в воду Распутин попал еще живым и пытался выбраться, однако переохладился и утонул.

Многочисленные покушения на жизнь

Это было последнее, но не первое покушение на жизнь Распутина, просто предыдущие оказывались неудачными. Так, в 1914 году Распутин гостил в своем родном селе Покровское под Тобольском, и однажды прямо на улице на него бросилась какая-то женщина с кинжалом и криками: «Я убила Антихриста!» Она действительно почти преуспела: удар в живот был сильным, еще чуть-чуть - и она смогла бы выпотрошить Распутина как рыбу. Однако тот сумел схватить лежащую на землю оглоблю и ударить женщину по голове.

Нападавшую звали Хионией Кузьминичной Гусевой, и она находилась под сильнейшим религиозным влиянием иеромонаха-черносотенца Илиодора. Илиодор (тот еще подарочек) был резким противником Распутина и много раз угрожал убить его, заявляя, что у него заготовлено уже 120 бомб для этой цели. Бомбы эти он не использовал, но - было дело - бегал за Распутиным с топором, угрожая его оскопить.

Однако не Илиодором единым! Еще был такой святой человек по имени Митя Блаженный - так тот тоже нападал на Распутина, пытаясь порвать его на куски.


История отрезанных гениталий Распутина

Даже после смерти Распутин продолжил влиять на умы людей - по крайней мере, некая часть его тела. Отрезанный 30-сантиметровый член Распутина, по слухам, был найден какой-то дамой и сохранен в надежном месте, а позже всплыл в Париже как фетиш группы русских аристократок, использовавших его в качестве секс-амулета. Дочь Распутина Матрена прослышала об этом и потребовала вернуть ей святое. Рассказывают, что она хранила отцовские гениталии как великую драгоценность вплоть до своей смерти в 1977 году.

Потом вещи Матрены Григорьевны были проданы, и позже некий человек по имени Майкл Огустин пытался продать на аукционе высушенный «пенис Распутина», но оказалось, что это морской огурец. Затем, уже в 2004 году, руководитель исследовательского центра простаты при Российской академии естественных наук Игорь Князькин открыл в Санкт-Петербурге музей эротики им. Распутина. Он утверждает, что среди экспонатов музея находится и банка с законсервированным детородным органом «безумного монаха», купленная у некоего французского коллекционера.


Предсказание собственной смерти

Распутин упрочил репутацию всезнающего провидца, когда предсказал свою гибель. Незадолго до убийства он написал завещание со страшными пророчествами и отправил его царю Николаю. В частности, там говорится: «Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе, русский царь, некого опасаться. Оставайся на троне и царствуй. И ты, русский царь, не беспокойся о своих детях. Они еще сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыть свои руки. Они оставят Россию. Братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати пяти лет не будет в стране дворянства».


Он был безграмотным… и даже не был монахом

Каким-то образом Распутин ухитрился провести несколько лет в сельской школе, а затем пару лет в монастыре, так и не научившись читать. Это правда: человек, практически «руливший» российским правительством в 1914 и 1915 годах, пока царь пропадал на фронте, а царица полностью находилась под влиянием «старца», действительно был безграмотным.

Мы, конечно, понимаем, что село Покровское Тобольской губернии вряд ли было очагом науки и культуры, однако нужно было быть очень уверенным в себе человеком, чтобы с таким багажом крутиться в самых верхах. Кстати, Распутин и монахом, по сути, тоже не был: существуют непроверенные сведения о том, что он в течение двух лет был послушником в Верхотурском Николаевском мужском монастыре, но покинул его в 19 лет и отправился странствовать по матушке-России и «помогать людям».


Альтруизм и взяточничество

Если оставить в стороне его личную жизнь, то можно сказать, что Распутин был борцом за социальную справедливость своего времени. В 1914 году он выступал против войны. Он также ратовал за равные права для всех (в том числе евреев, что было тогда крайне непопулярно, если не сказать больше), за поддержку бедноты, против смертной казни.

Было несколько случаев, когда Распутин защищал от государственного преследования людей из еврейских деловых кругов. Например, в 1913 году в Киеве был такой громкий судебный процесс, сопровождавшийся антисемитской кампанией, - дело Бейлиса, когда еврея Менахема Менделя Бейлиса обвинили в ритуальном убийстве 12-летнего ученика Киево-Софийского духовного училища. Распутин выступал на стороне защиты. Бейлиса оправдали.

Однако Распутин не был бы собой, если бы не умел получать материальную выгоду даже из своих убеждений. Так, если его просили замолвить словечко при императорском дворе с тем, чтобы, скажем, не отправлять единственного сына в армию, это стоило 200 рублей (немалые деньги!).

Русская секс-машина

Песня группы Boney M про Распутина не врет: этот человек действительно был «рашн секс-машин» и прямо-таки неутомимым ловеласом. Ходили слухи о том, что он находится в сексуальной связи с царицей, но это кажется маловероятным, учитывая ее крайнее ханжество. Эта женщина даже ванну приказывала прикрыть, когда она не используется, дабы этот предмет никого не смутил.

Но, похоже, она была практически единственной аристократкой в Санкт-Петербурге, не поддавшейся безумной сексуальной харизме Распутина. У него вообще было много поклонниц - они толпами собирались на улице перед его домом и ждали, когда он к ним выйдет. Иногда ждали по несколько дней, чтобы только взглянуть на «святого старца» и вручить ему свои подарки. Избранных счастливиц он приглашал к себе для приватной беседы. Похоже, диван в его кабинете повидал на своем веку так много, что нам и не снилось.


Неприличное поведение в обществе

Большинство историков склоняются к тому, что сексуальной связи с царицей Александрой у Распутина не было, однако это не мешало ему хвастаться и говорить, что на самом деле была.

Однажды Распутин был в ресторане с большой толпой народа и, по своему обыкновению, начал хвалиться тем, какое сильное влияние имеет на царя и царицу, и тем, что спал со «старушкой». Люди за соседними столиками, заинтересовавшись, спросили, правда ли он тот самый Распутин. В ответ он поднялся и спустил штаны, выставив на всеобщее обозрение огромный 30-сантиметровый член - видимо, этого доказательства было достаточно.

Когда царице передавали подобные слухи, она отказывалась в них верить и утверждала, что это проделки какого-то самозванца, бегающего по городу и выдающего себя за Григория Ефимовича.


Ужасный военный советник

Великий князь Николай, дядя Николая II, был врагом Распутина и возмущался его влиянием на царицу. Так уж случилось, что царь Николай не был особенно сильным человеком и часто поддавался давлению со стороны жены. Зашло так далеко, что великий князь угрожал повесить Распутина. Вот почему в 1915 году Распутин посоветовал Николаю II снять великого князя Николая с должности командующего российской армией.

Фактически он, пользуясь положением «святого человека», предсказал, что Россия не выиграет войну, пока царь сам не поведет войска - а к этой задаче царь был не готов. Это решение было решающим. Российская армия насчитывала более миллиона человек, а Европа уже находилась в огне Первой мировой.

И все же царь последовал совету Распутина и сам принял командование армией. Он оставил управление страной на царицу, а та практически передала бразды правления Распутину, всецело ему доверяя. Крайне недальновидный шаг, надо сказать. Именно проблемы, связанные с войной, и проблемы экономические привели к росту популярности большевистских настроений в России.


Уникальная трактовка греха и искупления

Идеи Распутина по поводу греха и искупления весьма необычны. Он говорил, что грех приводит человека ближе к Богу, и эту философию сам успешно претворял в жизнь каждый день. То есть лучший способ быть спасенным - это находиться в состоянии постоянного греха. Чем больше пьянства и сексуальных оргий - тем лучше, а после утех просто идешь и просишь у Бога прощения, и идеальная ситуация - это когда ты все время просишь прощения за грехи.

По извращенной философии Распутина, женщина, вступившая в связь со «святым человеком», принимает на себя часть его святости и таким образом очищается. Так что секс с ним - святое, богоугодное дело. И эта философия отлично работала! Говорят, у Распутина была еще такая привычка - вести женщин в лес, где они танцевали голыми, жгли благовония, а затем устраивали оргию.


Гипнотические способности

Еще в 1901 году в Покровском местный священник обвинил Распутина в принадлежности к апокалиптической секте «хлыстов», совершавших экстатические обряды «радения», завязанные на самобичевании, сексе и язычестве. Доказательств этому нет, и сам Распутин это отрицал, но в Санкт-Петербурге он, скажем, начал устраивать спиритические сеансы. Ему приписывали невероятную гипнотическую силу, говорили, что он может заставить зрачки человека расшириться по своему желанию. Говорили также, что такое сильное влияние на царскую семью объясняется не чем иным, как гипнотическим воздействием.

Вообще, слухи о целительных силах Распутина ходили еще во времена его юности, однако его родители, к примеру, были не очень высокого мнения о способностях сына. Отец Распутина говорил, что Григорий стал паломником лишь потому, что был крайне ленив.


Отсутствие личной гигиены

Вы думаете, что если этот человек был так популярен у женщин, то он был кем-то вроде мачо или метросексуала? Как бы не так. Взгляните внимательно на снимок. Похоже, чувак не верил в личную гигиену и не пытался ее соблюдать, но это никого не беспокоило.

В его длинной бороде всегда было полно застрявших крошек после еды, мылся он крайне редко и даже хвастался, что как-то раз не менял нижнее белье полгода. Пахло от него как от козла, а зубы были похожи на черные пеньки. Непонятно, почему все это не становилось преградой в сексуальной жизни, но почему-то не становилось.


Необычные ритуалы

Но надо признать, что Распутин часто ездил в баню - необязательно с целью мыться, в основном с несколько иной целью, как мы понимаем. Ездил он туда с женщинами, выбранными им из множества почитательниц, и всячески радовался жизни. После парилки его хлестали вениками, а затем он обычно ехал в церковь каяться. «Без греха нет покаяния», напомним.

Помимо личных ритуалов, у Распутина имелись и квазирелигиозные ритуалы собственного сочинения. Согласно книге Матрены Распутиной, обожательницы ее отца поклонялись его пенису в буквальном смысле этого слова. Их встречи, как правило, начинались с некоего религиозного ритуала, во время которого он начинал ласкать грудь женщин, а заканчивалось все свальным грехом. Потом Распутин несколько часов предавался медитации.


Неутомимый выпивоха и тусовщик

Еще одной страстью Распутина, помимо секса, был алкоголь. Сохранились свидетельства очевидцев последнего дня его жизни.

Ночь накануне 30 декабря 1916 года, дня, когда его убили, Распутин провел, где-то пьянствуя. Он вернулся домой ранним утром и был «мертвецки пьян». Проспав всего несколько часов (известно, что спал он вообще очень мало), Распутин отправился по своему обычному банно-сексуальному маршруту, а в промежутках между развлечениями успел употребить еще 12 бутылочек 20-градусной мадеры (в течение примерно 12 часов).

Вечером, по-прежнему крепко стоя на ногах, Григорий Ефимович поехал на вечеринку к князю Юсупову - туда, где, как он думал, его вновь ждут веселье, секс и алкоголь. Что ж, вечеринка удалась.


Идеальный брак?

В 18 лет Распутин женился на крестьянке Прасковье Федоровне Дубровиной, которая была старше его на три года. У них родились трое детей. Прасковья осталась жить в Покровском, в то время как ее муж Григорий отчалил в Санкт-Петербург на свою славу и свою погибель.

Периодически он ее навещал, и - что удивительно - она совершенно спокойно относилась к его разгульному образу жизни, прекрасно о нем зная. А может быть, просто устала или у нее не было выхода. Рассказывают, обычно она говорила: «Его на всех хватит». Прасковья оставалась верна своему мужу до самого конца.

Кстати, что касается любовных похождений Распутина: у него никогда и со стороны мужей-рогоносцев не было проблем, так как он умел и их убедить в том, что не совершает ничего дурного - лишь благо.

Григорий Ефимович Распутин (1864/65 или 1872-1916) - В 1905 году появился при царском дворе Григорий Распутин. Предыстория его появления в Петербурге такова. Великая княгиня Анастасия, супруга Николая Николаевича, и ее сестра Милица отправились на богомолье в Киев. Они остановились в подворье Михайловского монастыря. Однажды утром они заметили на дворе монастыря обыкновенного странника, который колол дрова, и задали ему несколько вопросов. Он рассказал им о своих странствиях по святым местам и о своей жизни. Великие княгини совершали поездку на богомолье инкогнито, и им было скучно. Они стали приглашать Распутина, – а это был именно он – на чай, и разговаривали с ним. Распутин рассказал, что он из крестьян села Покровское Тобольской губернии, где у него были жена Прасковья, сын и две дочери. Григорий также с гордостью сообщил, что своими религиозными проповедями он привлекает много людей, и ему удается в религиозных спорах одолевать ученых миссионеров и богословов. И действительно, в личности Распутина было нечто такое, что привлекало к нему людей, и в особенности – женщин. Когда же он сообщил великим княгиням, что обладает способностью излечивать все болезни, в том числе и гемофилию, те решили пригласить Распутина лечить наследника.

Распутин прибыл в Петербург не по железной дороге, а пешком и при этом босиком. Он остановился в монастырской гостинице, как гость архимандрита Феофана. В Царском Селе Распутина ожидали с нетерпением, но приняли сдержанно. Он оставил приятное впечатление, вел себя спокойно и с достоинством. К больному царевичу отнесся с особенной предупредительностью. Распутин обладал даром влиять на людей успокаивающим образом, и благодаря его уходу здоровье наследника значительно улучшилось. При всяком ухудшении здоровья мальчика и при малейшем его недомогании призывался чудотворец: он имел необъяснимую власть над мальчиком. И благодаря тому, что императрица и император были убеждены в том, что Распутин необходим наследнику, этот мужик приобрел огромное влияние на царскую чету.

Распутин был крепышом, среднего роста, со светло-серыми глубоко посаженными глазами, с длинными каштановыми волосами, ниспадавшими на плечи. Его пронзительный взгляд мало кто мог выдержать.

Почитательниц Распутина можно разделить на две категории. Одни верили в его сверхъестественные силы и его святость, в его божественное назначение, а другие просто считали модным за ним ухаживать или старались через него добиться для себя или своих близких каких-нибудь преимуществ. Когда Распутина укоряли его слабостью к женскому полу, он обычно отвечал, что его вина не так уж велика, так как очень много высокопоставленных лиц прямо вешают ему на шею своих любовниц и даже жен, чтобы таким путем добиться от него каких-нибудь выгод для себя. И большинство этих женщин вступали в интимную связь с ним с согласия своих мужей или близких. Были у Распутина почитательницы, которые навещали его по праздникам, чтобы поздравить, и при этом обнимали его пропитанные дегтем сапоги. Распутин, смеясь, рассказывал, что в такие дни он особенно обильно мажет свои сапоги дегтем, чтобы валяющиеся у его ног элегантные дамы побольше бы испачкали свои шелковые платья. Баснословный успех Распутина у царской четы сделал его каким-то божеством. Одного слова Распутина было достаточно, чтобы чиновники получали высокие ордена или другие отличия, должности, о которых они и мечтать не смели. По прихоти Распутина лишались мест министры и советники, по его же воле какой-нибудь незаметный чиновник мог сделать головокружительную карьеру. Это была удивительная картина, когда русские княгини, графини, знаменитые артистки, всесильные министры и высокопоставленные лица ухаживали за пьяным мужиком. Он обращался с ними хуже, чем с лакеями и горничными. По малейшему поводу он ругался самыми непристойными словами, от которых покраснели бы конюхи.
Жена Распутина приезжала в Петербург, чтобы навестить мужа и детей, которые жили с ним, лишь раз в год и оставалась на самое короткое время. Во время ее приездов старец не стеснял себя, но обходился с ней очень приветливо. Она не обращала много внимания на его любовные похождения и говорила: «Он может делать все, что хочет. У него хватает для всех». Он целовал своих аристократических поклонниц в присутствии своей жены, и ей это даже льстило. Страстный кутила, Распутин находился в наилучших отношениях со всеми прожигательницами жизни столицы. Любовницы великих князей, министров и финансистов были ему близки. Поэтому он знал все скандальные истории, связи высокопоставленных лиц, ночные тайны большого света и умел все это использовать для расширения своего влияния в правительственных кругах. Петербургские великосветские дамы, кокотки, знаменитые артистки, – все гордились своими отношениями с любимцем царской четы. Часто случалось, что Распутин звонил к одной из своих приятельниц из этого круга и приглашал в известный ресторан. Приглашения всегда принимались, и начинался кутеж и разврат. Впрочем, разврат не такого рода, какой, по слухам, устраивал Распутин до приезда в столицу, живя в Покровском. Односельчане Григория вспоминали, что вечером Распутин собирал своих последователей обоего пола и вел в лес. Там разводили костер и варили травы с благовониями, водили хоровод вокруг костра. Постепенно пляска убыстрялась и становилась совсем дикой. Когда костер гас, Распутин кричал: «Повинуйтесь плоти!» – и все бросались на землю. Начиналась оргия.
Судить о том, насколько правдивы эти сведения, сложно, а вот источники о столичных и московских кутежах Распутина вполне надежны. Так, полковник Семенов, пристав 2-го участка Сущевской части г. Москвы свидетельствовал о таком вечере в ресторане «Яр» 26 марта 1915 года. Распутин прибыл туда с вдовой А.И. Решетниковой, сотрудником московских и петербургских газет Н.Н. Соедовым и неустановленной молодой женщиной. Вся компания была уже навеселе. Заняв кабинет, приехавшие вызвали к себе по телефону редактора-издателя московской газеты «Новости сезона» С.Л. Кугульского и пригласили женский хор, который пел и плясал для них. Распутин плясал «русскую», а затем начал откровенничать с певичками о царице. Далее поведение Распутина приняло совершенно безобразный характер какой-то половой психопатии: он, будто бы, обнажил свои половые органы и в таком виде продолжал вести беседу с певичками, раздавая им записочки с надписями: «Люби бескорыстно» и т п. На замечания заведующего хором о непристойности его поведения старец заметил, что он всегда так ведет себя при женщинах.

Одной из самых известных женщин, попавших под влияние Распутина, была фрейлина императрицы Александры Федоровны А.А. Танеева (Вырубова). Вот как рассказывает очевидец, иеромонах Илиодор, об их отношениях, которые довелось ему самому наблюдать: «Приехали в Мраморный дворец. Распутин прямо-таки танцевал около Вырубовой, левою рукою он дергал свою бороду, а правой хватал за плечи, бил ладонью по бедрам, как бы желая успокоить игривую лошадь. Вырубова покорно стояла. Он ее целовал. Я, грешным делом, подумал: "Фу, гадость! И как ее нежное, прекрасное лицо терпит эти противные жесткие щеки…" А Вырубова терпела и, казалось, что находила даже некоторое удовольствие в этих старческих поцелуях… Наконец, Вырубова сказала: "Ну, меня ждут во дворце; надо ехать, прощай, отец святой"… Здесь совершилось нечто сказочное, и если бы другие говорили, то я не поверил бы, а то сам видел. Вырубова упала на землю, как простая кающаяся мужичка, дотронулась своим лбом обеих ступней Распутина, потом поднялась, трижды поцеловала Григория в губы и несколько раз поцеловала его грязные руки и ушла».

Илиодор также в своих записках рассказал, как в Царицыне, в одном из домов, Григорий Распутин «благословлял» поцелуями всех красивеньких и молоденьких дамочек и девушек. Целовал их несколько раз в доме, целовал во дворе и за воротами. Старухи тоже лезли освятиться поцелуями старца, но он их отталкивал. Один священник из Саратова рассказывал, что в то время, когда у него жил в гостях Распутин, к ним приехала молоденькая сестра жены. Старец пригласил ее пройтись в город, а во время прогулки схватил девушку, начал ее мять, целовать, хватать за разные части тела и прижимать к стене. Девушка вырвалась и прибежала в дом вся в слезах… Послушница Ксения рассказывала, как Распутин однажды, оставшись с ней наедине, приказал ей раздеть его, потом раздеться самой и лечь с ним в постель. Распутин начал ее целовать… И мучил часа четыре, а потом отпустил домой.

А вот некоторые записи из данных наружного наблюдения за Григорием Распутиным, сделанные в 1915 году.

«19 февраля Распутин в 10 ч. 15 м. вечера вышел из д. 1 по Спасской улице от Соловьевых с двумя дамами и на таксомоторе уехал, а в 3 ч. ночи вернулся домой один.

10 марта. Около часу ночи к Распутину пришли человек 7–8 мужчин и женщин… и пробыли до 3-х часов ночи. Вся компания кричала, пела песни, плясала, стучала, и все пьяные вышли вместе с Распутиным и отправились неизвестно куда.

11 марта. В 10 ч. 15 м. утра Распутин встречен один на Гороховой улице и проведен в д. 8 по Пушкинской улице к проститутке Трегубовой, а оттуда в баню.

13 марта. Миллер купила Распутину шапку. В 6 ч. 50 м. вечера Распутин направился с двумя дамами в д. 76 по Екатерининскому каналу, к Савельевым, где пробыл до 5 ч. утра и весь день лежал больной.

3 апреля. Распутин привел к себе на квартиру в 1 ч. ночи какую-то женщину, которая и ночевала у него.

Летом он уехал в Покровское, где продолжал разгульную жизнь, время от времени посылая телеграммы в Царское Село, Вырубовой. И сюда к нему приезжали женщины отовсюду. Все новые и новые женские фамилии появлялись в отчетах. То же самое продолжалось и в 1916 году. Распутин приобретал все большее влияние на императрицу. Очевидно, не без его участия она уверовала в то, что ей одной суждено спасти православную Россию. И она не сомневалась, что покровительство Распутина и его «высокие духовные качества» необходимы для успеха. Она по всякому поводу советовалась с ним, просила его благословения. Но отношения царицы с Григорием были облачены покровом тайны. В газетах о них не писали ни слова. В обществе об этом говорили шепотом, и только самые близкие между собой, как о позорной тайне, в которую лучше не углубляться.

Все знали, что сам Распутин редко бывал во дворце, а виделся с царицей чаще всего у Вырубовой, в ее квартире на Средней улице, где по несколько часов проводил иногда с обеими женщинами.

Однако были в обществе люди, которых положение Распутина и его власть в стране возмущали. И они понимали, что единственный способ прекратить влияние малограмотного мужика на царскую чету это убить Григория Распутина. Было совершено несколько неудачных покушений на старца. Наконец, задуманное удалось.

Во главе заговора встали князь Юсупов и великий князь Дмитрий Павлович. Были приготовлены пирожные, пропитанные цианистым калием. Тот же яд был растворен в бокале вина. Распутина пригласили к князю. Вначале Распутин отказывался есть пирожные, но затем проглотил одно за другим. Яду в каждом хватило бы, чтобы убить человека, и Юсупов ждал результата, но тщетно. Тогда он предложил Распутину выпить мадеры. Старец выпил и пожаловался на легкое жжение в горле, выпил еще вина. Опять никакого толку. Когда Распутин попросил Юсупова спеть, тот вышел за гитарой, но взял револьвер и, вернувшись, выстрелил Распутину в сердце. Когда сообщники князя хотели спрятать тело, он ожил. В него выстрелили еще четыре раза, и тело выбросили в Малую Невку.

Императрица была вне себя от горя, а народ торжествовал. Люди обнимались на улице, шли ставить свечи в Казанский собор. Однако кое-кто считал это убийство фатальным в истории империи. Сам Распутин якобы написал в завещании, что ежели его убьют дворяне, то «братья восстанут на братьев и будут убивать друг друга…» Хотя, казалось бы, каким нужно было быть слепцом, чтобы, видя всю мерзость русской действительности тех лет, не понять, что страна и народ идут к катастрофе. И то, что княгини уединялись в отдельных кабинетах с грязным мужиком-мошенником и валялись у него в ногах, яркое тому свидетельство.

Григорий Ефимович Распутин-Новых – человек-легенда из глухого сибирского села, сумевший сблизиться с Августейшим Семейством Николая II в качестве медиума и советника и вошедший благодаря этому в историю.

В оценке его личности историки противоречивы. Кем он был – хитрым шарлатаном, черным магом, пьяницей и распутником или пророком, святым подвижником и чудотворцем, имевшим дар целительства и предвидения? Единого мнения нет по сей день. Не вызывает сомнения лишь одно – уникальность натуры.

Детство и юность

Григорий появился на свет 21 января 1869 года в сельском поселении Покровское. Он стал пятым, но единственным оставшимся в живых ребенком в семье Ефима Яковлевича Новых и Анны Васильевны (до замужества Паршуковой). Семья не бедствовала, но из-за алкоголизма ее главы все имущество вскоре после рождения Григория ушло с молотка.

С детства мальчик был не очень силен физически, часто болел, с 15 лет страдал бессонницей. Еще подростком он удивлял односельчан своими странными способностями: якобы он мог исцелять заболевшую скотину, а однажды, прибегнув к ясновидению, точно указал, где находится пропавшая соседская лошадь. Но в целом, до 27 лет он ничем не отличался от сверстников – много работал, пил, курил, был неграмотным. Распутный образ жизни и наградил его прозвищем Распутин, которое приклеилось намертво. Также некоторые исследователи приписывают Григорию создание местного филиала хлыстовской секты, проповедующей «свальный грех».


В поисках работы он осел в Тобольске, завел жену, религиозную крестьянку Прасковью Дубровину, которая родила от него сына и двух дочерей, однако брак не обуздал его охочий до женской ласки нрав. Словно какая-то необъяснимая сила притягивала противоположный пол к Григорию.

Примерно в 1892 году в поведении мужчины произошла разительная перемена. Его начали беспокоить вещие сны, и он обратился за помощью в близлежащие монастыри. В частности, посетил Абалакский, расположенный на берегу Иртыша. Позже, в 1918 году, в нем побывала высланная в Тобольск царская семья, знавшая о монастыре и хранившейся там чудотворной иконе Богоматери из рассказов Распутина.


Решение начать новую жизнь созрело у Григория окончательно, когда в Верхотурье, куда он пришел поклониться мощам св. Симеона Верхотурского, ему было знамение – во сне пришел сам небесный покровитель уральской земли и велел покаяться, идти странствовать и лечить людей. Явление святого настолько его потрясло, что он перестал греховодничать, начал много молиться, отказался от употребления мяса, бросил пить, курить и для внесения в свою жизнь духовного начала пустился в странствия.

Он обошел многие святые места России (в Валааме, на Соловках, в Оптиной пустыне и пр.), побывал и за ее пределами – на святой греческой горе Афон и в Иерусалиме. В тот же период он освоил грамоту и Священное писание, в 1900-м совершил паломничество в Киев, затем – в Казань. И все это – пешком! Странствуя по российским просторам, он произносил проповеди, делал предсказания, производил заклинания бесов, рассказывал о своем даре творить чудеса. Слухи о его целительных силах ширились по стране, и страждущие люди с разных мест стали прибывать к нему за помощью. И он их лечил, не имея представления о медицине.

Петербургский период

В 1903-м уже ставший знаменитым знахарь оказался в столице. По легенде, ему явилась Богоматерь с наказом ехать и спасти от болезни царевича Алексея. Слухи о целителе дошли до императрицы. В 1905-м, во время одного из приступов гемофилии, передавшейся сыну Николая II по наследству по линии Александры Федоровны, «народного лекаря» пригласили в Зимний дворец. С помощью наложения рук, нашептываний молитв и компресса из распаренной древесной коры он сумел остановить носовое кровотечение, которое могло стать смертельным, и успокоить мальчика.


В 1906 году он сменил свою фамилию на Распутин-Новых.

Последующая жизнь странника-провидца в городе на Неве была неразрывно связана с Августейшей семьей. На протяжении более 10 лет он лечил цесаревича, успешно прогонял бессонницу у императрицы, иногда делая это просто по телефону. Частые посещения «старца» недоверчивый и осторожный самодержец не приветствовал, но отмечал, что после беседы с ним даже на его душе становилось «легко и спокойно».


Вскоре неординарный прозорливец приобрел имидж «советника» и «друга царя», получив огромное влияние на чету правителей. Они не верили ходившим слухам о его пьяных дебошах, оргиях, проведении обрядов черной магии и непристойном поведении, а также о том, что он брал взятки за продвижение определенных проектов, включая судьбоносные для страны решения, и за назначение чиновников на высокие посты. Например, по указке Распутина Николай II сместил своего дядю Николая Николаевича с поста верховного главнокомандующего армией, так как тот явственно видел в Распутине авантюриста и не боялся говорить об этом племяннику.


Распутину прощали пьяные дебоши, бесстыжие выходки вроде кутежа в ресторане «Яр» в обнаженном виде. «Легендарный разврат императора Тиберия на острове Капри становится после этого умеренным и банальным», – так вспоминал американский посол о вечеринках в доме Григория. Также есть сведения о попытке Распутина соблазнить княгиню Ольгу, младшую сестру императора.

Общение с человеком подобной репутации подрывало авторитет императора. К тому же о болезни цесаревича знали немногие, и близость целителя ко Двору начали объяснять его более чем дружескими отношениями с императрицей. Но, с другой стороны, на многих представителей светского общества, особенно на женщин, он оказывал поразительное воздействие. Им восхищались и считали святым.


Личная жизнь Григория Распутина

Распутин женился в 19 лет, после возвращения в Покровское из Верхотурского монастыря, на Прасковье Федоровне в девичестве Дубровиной. Они познакомились на православном празднике в Абалаке. В этом браке появилось на свет трое деток: в 1897-м Дмитрий, спустя год дочь Матрена и в 1900-м Варя.

В 1910-м он забрал дочерей к себе в столицу и определил в гимназию. Супруга с Димой осталась дома, в Покровском, на хозяйстве, куда он периодически приезжал. Она якобы прекрасно знала о его разгульном образе жизни в столице, и совершенно спокойно к этому относилась.


После революции дочь Варя умерла, заболев тифом и туберкулезом. Брата с матерью, женой и дочкой отправили в ссылку на Север, где они все вскоре ушли из жизни.

Старшей дочери удалось дожить до старости. Она вышла замуж, родила двух дочек: старшую – в России, младшую – уже в эмиграции. Последние годы проживала в США, где ушла из жизни в 1977 году.

Смерть Распутина

В 1914-м на жизнь провидца было совершено покушение. Хиония Гусева, духовная дочь иеромонаха крайне правых взглядов Илиодора, с криком «Я убила антихриста!» ранила его в живот. Фаворит императора выжил и продолжил участвовать в государственных делах, вызывая резкий протест в среде царских оппонентов.


Незадолго до гибели Распутин, чувствуя нависшую над ним угрозу, отослал императрице письмо, в котором указал, что если его убийцей станет кто-либо из родственников царской семьи, то Николай II и все его родственники умрут в течение 2 лет, – мол, было ему такое видение. А если убийцей станет простолюдин, то императорский род будет процветать еще долго.

Положить конец влиянию неугодного «советника» на императорскую семью и все российское правительство решила группа заговорщиков, включая мужа государевой племянницы Ирины, Феликса Юсупова и двоюродного брата самодержца, Дмитрия Павловича (о них говорили в обществе как о любовниках).

Тогда Феликс выстрелил ему в спину, но снова безрезультатно. Гость выбежал из особняка, где убийцы расстреляли его в упор. И это не убило «божьего человека». Тогда его начали добивать дубинками, кастрировали, сбросили тело в реку. Позже оказалось, что даже после этих кровавых зверств, он остался в живых и пытался выбраться из ледяной воды, но утонул.

Предсказания Распутина

На протяжении своей жизни сибирский прорицатель сделал порядка сотни пророчеств, включая:

Собственную смерть;

Крах империи и гибель императора;

Вторую мировую войну, описав в деталях блокаду Ленинграда («Знаю, знаю, окружат Петербург, голодом морить будут! Сколько людей умрет, и все из-за этой немчуры! А хлеба-то – хлеба на ладошке не разглядишь! Вот и смерть в городе. Но не видать вам Петербурга! Накось, смертью голодной ляжем, а вас не пустим!», – крикнул как-то раз он в сердцах оскорбившему его немцу. Об этом написала в дневнике близкая подруга императрицы Александры Анна Вырубова);

Полеты в космос и высадку человека на Луне («американцы гулять по Луне будут, срамной флаг свой оставят и улетят»);

Образование СССР и последующий его распад («Была Россия – будет красная яма. Была красная яма – будет болото нечестивых, которые красную яму вырыли. Было болото нечестивых – будет поле сухое, но не будет России – не будет и ямы»);

Ядерный взрыв в Хиросиме и Нагасаки (утверждал, что видел два острова, дотла сгоревших в огне);

Генетические эксперименты и клонирование (рождение «чудовищ, не имеющих души и пуповины»);

Теракты начала нынешнего века.

Григорий Распутин. Документальный фильм.

Одним из самых впечатляющих его предсказаний считают заявление о «мире наоборот» – это предстоящее исчезновение на трое суток солнца, когда землю накроет туман, а «люди будут ждать смерти как спасения», а времена года поменяются местами.

Все эти сведения почерпнуты из дневников его собеседников, так что нет предпосылок считать Распутина «предсказателем» или «ясновидящим».

Оклеветанный священномученик, колдун, герой-любовник, немецкий шпион или ересиарх? «Вокруг света» разобрался, кем на самом деле был фаворит последнего российского императора

Григорий Распутин. Фото 1900 года

У Григория Распутина была другая фамилия

Да . Именоваться Григорием Распутиным-Новым, или просто Григорием Новым, «старцу» по его просьбе официально разрешил Николай II. «Проживая в селе Покровском, я ношу фамилию Распутина, в то время как многие односельчане носят ту же фамилию, отчего могут возникнуть всевозможные недоразумения», - объяснял Григорий в прошении на имя императора от 15 декабря 1906 года. Вероятно, «старец» также хотел нейтрализовать негативные ассоциации, которые вызывала фамилия Распутин.

Крестьянин Распутин был единственным духовным наставником «из народа» при дворе

Нет . В начале XX века в высших кругах Российской империи вошло в моду общение с носителями «народной веры» - всевозможными целителями-чудотворцами, блаженными, нищими странниками. У Распутина при дворе были предшественники, в частности юродивый Митя Козельский и кликуша Дарья Осипова.


Немецкая группа Boney M , исполнители хита 1978 года Rasputin , в Москве

Распутин пользовался невероятным успехом у женщин

Да . По многочисленным свидетельствам, Распутина окружала толпа почитательниц, в том числе знатных и влиятельных дам. Женщины отмечали, что непривлекательный внешне «старец» обладал необъяснимой притягательностью. Двусмысленно выглядело в глазах общества «духовное наставничество», когда Распутин посещал вместе с поклонницами баню или укладывал их рядом с собой на кровать, но «старец» утверждал, что таким образом избавляет дам от греха блуда и гордыни, а сам воздерживается. Несколько раз Григорию, впрочем, случалось получать по лицу от собеседницы, не увидевшей разницы между «духовной практикой» и домогательством.


Распутин (слева) с епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором. Фото 1908 года

Распутин был монахом или священником

Нет . Дочь «старца» Матрена в 1919 году рассказывала: «Кажется, у него была мысль уйти в монастырь, но потом он эту мысль оставил. Он говорил, что ему не по душе монастырская жизнь, что монахи не блюдут нравственности и что лучше спасаться в мире». Председатель Госдумы Михаил Родзянко возмущенно указывал императору, что Распутин, не имея сана, носит иерейский крест, положенный священнику. Последователи Григория именовали его «старцем» - духовным наставником, каковым мог быть и мирянин.


Цесаревич Алексей. Фото начала 1910-х годов

«Старец» умел исцелять приступы страдавшего гемофилией цесаревича Алексея

Да . Тому есть многочисленные свидетельства. Исследователи полагают: причина в способностях «старца» к воздействию внушением. По мнению генетика Джона Холдейна, если с помощью гипнотических приемов снять у пациента стресс, это может вызвать сужение мелких сосудов артериальной системы и тем самым уменьшить кровотечение. Профессор Александр Коцюбинский полагает, что Распутин внушал цесаревичу мысль об улучшении состояния, а также успокаивал родных мальчика, чем и помогал преодолеть кризис.


Хлыстовское радение

Распутин был сектантом

Нет . «Какой же я хлыст. Упаси Господи. В церковь хожу, признаю все догматы, молюсь», - заявлял «старец». Однако многие подозревали Распутина в сектантстве из-за его экзальтированного поведения, вегетарианства, а особенно из-за обычая посещать баню вместе с почитательницами: эта «духовная практика» очень напоминала хлыстовские радения, нередко переходившие в оргии. По мнению религиоведа Сергея Фирсова, в странствиях Распутин общался в том числе и с религиозными вольнодумцами, от которых мог набраться неортодоксальных идей. Но для хлыста смысл жизни - интересы его общины («корабля»), а Распутин был слишком независим и эгоцентричен.


Страница из дневника Григория Распутина

Распутин был необразованным

Да . Со слов современника, Григорий считал деньги так: «Две сотки рублей, три сотки», потом у него шли «тыщи», которыми он жонглировал уже совершенно произвольно. Он самостоятельно выучился писать, но не знал ни орфографии, ни пунктуации; две книги Распутина были записаны под диктовку и основательно отредактированы.


Скульптор Наум Аронсон за работой над бюстом Распутина. 1915 год

«Старец» был немецким шпионом

Нет . «Любимца двора, странного человека Григория Распутина молва признала немецким агентом, толкающим царя на сепаратный мир с Германией», - вспоминал певец Федор Шаляпин. Офицер российской контрразведки Александр Резанов, проверявший эти слухи, утверждал: «Я должен по совести сказать, что я не имею оснований считать его немецким агентом». Для шпиона Распутин слишком откровенно высказывал симпатии Германии. К тому же выводу пришел и британский посол Джордж Бьюкенен, чьи осведомители следили за «старцем»: если Распутин и поставлял вражеской державе ценные сведения, то невольно, имея привычку выбалтывать в обществе содержание своих бесед с царем.


Портрет Александры Федоровны. Николай Бондаревский. 1907 год

Распутин был любовником императрицы

Вряд ли . В 1912 году депутат Гучков обнародовал ее письмо к «старцу»: «Я только тогда душой покойна, отдыхаю, когда ты, учитель, сидишь около меня, а я целую руки твои и голову свою склоняю на твои блаженные плечи». «Только тот, кто не знал императрицу, ее возвышенный дух и кристально чистую семейную жизнь, лишь глубоко порочные люди, фанатики или любители скандалов могли увидеть в этом письме подтверждение возмутительной клеветы», - заявлял Александр Спиридович, начальник дворцовой охраны. В донесениях филеров охранки, приставленных к Распутину, нет и намеков на опасную связь.


Исследователи считают: третий выстрел был сделан из револьвера Webley , оружия британской армии

Распутин был убит британским разведчиком

Вряд ли . Как известно, «старца» после неудачной попытки отравить застрелили заговорщики-монархисты в ночь с 16 на 17 декабря (ст. ст.) 1916 года во дворце князя Юсупова на Мойке в Петербурге. Отставной британский детектив Ричард Каллен и специалист по истории разведки Эндрю Кук, указывая на нестыковки в деталях описания убийства участниками, предположили, что Феликс Юсупов и депутат Владимир Пуришкевич скрывали информацию о третьем стрелявшем, агенте английской разведки Освальде Рейнере, друге князя. Однако проводивший вскрытие тела «старца» профессор судебной медицины Дмитрий Косоротов свидетельствовал, что найдена только одна пуля и установить число стрелявших нельзя. Присутствие Рейнера на месте преступления не имеет веских доказательств. У британских спецслужб были все основания желать смерти Распутину, ратовавшему за сепаратный мир России с Германией, однако у российской элиты хватало собственных мотивов для устранения «старца», и она не скрывала этого.


Изображение Распутина по канонам иконописи

Распутина причислили к лику святых

Нет . Движение за канонизацию «старца» началось в 1990-е годы, было создано несколько иконописных изображений, утверждают, что среди них есть и мироточивые. На Архиерейском соборе 2004 года иерархи официально высказали позицию РПЦ: достаточных оснований для причисления Григория Распутина к лику святых нет. «Он дискредитировал монархию и последнего русского императора, чем и воспользовались враги отечества. Я не вижу оснований пересматривать роль Распутина в истории России», - еще в 2002 году заявил патриарх Алексий II.

Кино. «Безумный монах»

«Распутин и императрица» .

Режиссер: Ричард Болеславский.

В роли Распутина Лайонел Бэрримор.

«Распутин» («Распутин, демон женщин») .

Режиссер: Адольф Троц.

В роли Распутина Конрад Фейдт.

«Распутин» («Трагедия империи») .

Режиссер: Марсель Л’Эрбье.

В роли Распутина Гарри Бор.

«Распутин: безумный монах» .

Режиссер: Дон Шарп.

В роли Распутина Кристофер Ли.

«Николай и Александра» .

Режиссер: Франклин Шеффнер.

В роли Распутина Том Бейкер.

«Агония» .

Режиссер: Элем Климов.

В роли Распутина Алексей Петренко.

«Распутин» .

Режиссер: Ули Эдель.

В роли Распутина Алан Рикман.

«Анастасия» .

Мультфильм студии Disney .

Режиссеры: Дон Блут, Гэри Голд­ман.

Распутина озвучил Кристофер Ллойд.

«Хеллбой» .

Режиссер: Гильермо дель Торо.

В роли Распутина Карел Роден.

«Заговор» .

Режиссер: Станислав Либин.

В роли Распутина Иван Охлобыстин.

«Распутин» .

Режиссер: Жозе Дайан.

В роли Распутина Жерар Депардье.

«Григорий Р.» .

Режиссер: Андрей Малюков.

В роли Распутина Владимир Машков.

Фото: Alamy / Legion-media, AKG / East News (x2), Mary Evans / Legion-media, Library of Congress, Алексей Варфоломеев / РИА Новости, Fine Art images (x2), Alamy, Everett collection (x5) / Legion-media, Getty Images, Diomedia (x3), PhotoXPress.ru, ИТАР-ТАСС/ Пресс-служба «The Walt Disney Company Russia & CIS», Orthodox33

Книга Эдварда Радзинского «Распутин: жизнь и смерть», которая вышла в декабре 2000 года, произвела настоящий фурор. Материалы следственного дела Распутина, которые писатель использовал в своем произведении, раскрыли многие тайны, окутывающие загадочного «старца». Радзинский приводит в этой книге выдержки из допросов поклонниц и поклонников Распутина, государственных чиновников, духовных сановников. В последних номерах ушедшего года «ФАКТЫ» опубликовали некоторые главы из книги Эдварда Радзинского. В сегодняшнем номере мы предлагаем вниманию читателей заключительную часть подборки о мужике, без которого сама царица не мыслила своей жизни.

Императрица болезненно реагировала на любое замечание, касающееся Распутина

Феофан, до которого кто-то донес эти слухи, пересказал их монахам в Лавре:

«Обсудив все это, мы решили, что мы монахи, а он человек женатый, и потому только его поведение отличается большей свободой и кажется нам странным… Однако слухи о Распутине стали нарастать, и о нем начали говорить, что он ходит в баню с женщинами… Подозревать в дурном… очень тяжело… »

В петербургских банях были «семейные номера», и, разумеется, посещали их не только законные супруги. Аскету Феофану было очень трудно обратиться к Григорию, которого он считал человеком святой жизни, с вопросом о банях! Но Распутин, видно, знал о слухах, распространившихся в Лавре, и начал разговор сам.

Из показаний Феофана: «Помог случай… Распутин проговорился, что бывает в бане с женщинами. Мы на это объявили ему прямо, что с точки зрения святых отцов это недопустимо, и он пообещал нам избегать делать этого. Осудить его за разврат мы не решились, ибо знали, что он простой мужик, и читали, что в Олонецкой и Новгородской губернии мужчины моются в бане вместе с женщинами. Причем это свидетельствует не о падении нравов, а о патриархальности уклада… и особой его чистоте, ибо… ничего не допускают. Кроме того, из жития святых Симеона и Иоанна юродивых видно, что оба они ходили в баню намеренно вместе с женщинами, и что за это их поносили и оскорбляли, а они тем не менее были великими святыми».

Вероятно, о святых Симеоне и Иоанне -- юродивых, ходивших в баню с женщинами, -- заговорил сам Распутин, ибо он и потом часто будет пользоваться этим примером. Ссылаясь на великих святых, которые испытывали свою добродетель, глядя на обнаженное женское тело, «в свое оправдание Распутин объявил, что он хочет испытать себя, не убил ли он в себе страсти».

Но Феофан предупредил Распутина: «На это способны только великие святые, а он, поступая так, находится в самообольщении и стоит на опасном пути».

Однако слухи о подозрительном хождении мужика в баню со светскими дамами продолжались. И вскоре звучали воистину «со всех сторон».

С изумлением услышал об этом друг Царской Семьи Саблин. «До меня начали доходить слухи, что он цинично относится к дамам, например, водит их в баню… Сначала слухам я не верил. Казалось невозможным, чтобы какая-то светская дама, кроме, пожалуй, психопатки, могла отдаться такому неопрятному мужику», -- показал Саблин в «Том Деле».

Но поговорить с Государыней об этих слухах он не решился. «Малейшее недоверие, тем более насмешка над ним, болезненно на нее действовали… Эту слепую веру ее, как и Государя, я объясняю их безграничной любовью к наследнику.. Они ухватились за веру… если наследник жив, то благодаря молитвам Распутина… Государю я докладывал: чтобы не дразнить общество, не лучше ли отправить Распутина обратно в Тобольск? Но Государь в силу своего характера давал уклончивые ответы или говорил: «Поговорите об этом с Императрицей». Саблин не знал, что Николай в то время уже имел особое оправдание для Распутина и оттого не придавал значения никаким слухам.

Между тем те же слухи дошли и до друга Распутина -- Сазонова. Процитируем и его показания: «Ввиду дошедших до нас слухов, что Распутин ходит с дамами в баню, я как-то спросил у него… Распутин ответил утвердительно и прибавил, что и Государю известно… я не вдвоем хожу, а… компанией… и объяснил, что величайшим грехом он считает гордыню. Светские барыни, несомненно, преисполнены этой гордыни… и для того, чтобы сбить эту гордыню, нужно их унизить, заставить их с грязным мужиком пойти в баню… Мне, человеку, глубоко знающему народную душу, это показалось понятным, но я попросил Распутина этого более не делать. Он дал мне слово».

Через два года полиция зафиксирует посещение Распутиным семейных бань с женой Сазонова! И придут они туда вдвоем -- без «компании»…

К слухам о банях прибавились слухи о Тобольском расследовании. При дворе рассказывали, как Распутин в Сибири основал хлыстовскую секту и тоже водил своих поклонниц в пресловутую баню.

Видимо, поэтому Николай, к негодованию жены, решил пока прервать посещения Распутина. Аликс попросила мужика не гневаться и молиться за них. Он молился, но гневался. Саблин в «Том Деле» рассказывает, как он был у Вырубовой, когда к ней позвонил Распутин, тщетно добиваясь приема: «И с сердцем сказал: «Молиться просят, а принимать боятся».

Аликс решает обелить «Нашего Друга». И придумывает блестящий ход.

В 1917 году в скиту неподалеку от Верхотурского монастыря, где жил отшельником некий старец Макарий, появились следователи Чрезвычайной комиссии. Макарий, известный святой жизнью, с детских лет был пастухом при монастыре. Месяцами он постился, пас свиней и в густом лесу часами простаивал на молитве. Неграмотный, он знал о Христе только по церковным службам, а молитвы выучил с голоса. Но Макарий считался духовником Распутина, оттого в полуразвалившейся келье и состоялся его допрос. Допрашивать было нелегко -- Макарий был косноязычен (впрочем, возможно, он пытался таким образом уклониться отвечать на вопросы).

«Старец» утверждал, что его Бог разрешает ему отвергать церковные каноны

Шестидесятилетний монах показал: «Старца Г. Е. Распутина я узнал лет 12 тому назад, когда я был еще монастырским пастухом. Тогда Распутин приходил в наш монастырь молиться и познакомился со мной… Я рассказал ему о скорбях и невзгодах моей жизни, и он мне велел молиться Богу». После чего Макарий постригся в монахи и стал жить отшельником.

«Видимо, Распутин рассказывал обо мне бывшему царю, ибо в монастырь пришли от царя деньги на устройство для меня кельи… Кроме того, были присланы деньги для моей поездки в Петербург… и я приезжал тогда в Царское Село, разговаривал с царем и его семейством о нашем монастыре и своей жизни в нем. Каких-либо дурных поступков за Распутиным и приезжавшими к нам с ним… не заметил».

Вот и все, что смогли выпытать у него о Распутине.

Но Макарий не рассказал следователям, что его вызвали в Царское Село совсем не для того, чтобы рассказывать царям о своей монастырской жизни.

«23 июня 1909 года… После чая к нам приехали Феофан, Григорий и Макарий», -- записал в дневнике Николай.

Именно тогда Аликс рассказала всем троим о своей идее. Зная «о сомнении по поводу Распутина», которое появилось у Феофана, она задумала познакомить епископа с Макарием, так почитавшим Распутина, и предложить всем троим вместе съездить на родину «Нашего Друга». Она верила, что эта поездка снова сдружит Феофана с «отцом Григорием», рассеет все его сомнения, и тогда Феофан своим авторитетом сможет прекратить нараставшие (и уже пугавшие царицу) слухи.

В то время Феофан был болен. Но просьба царицы -- закон. «Я пересилил себя и во второй половине июня 1909 года отправился в путь вместе с Распутиным и монахом Верхотурского монастыря Макарием, которого Распутин называл и признавал своим «старцем», -- показал Феофан в «Том Деле».

Так началось это путешествие, которое будет иметь для Феофана самые драматические последствия.

Сначала они отправились в любимый монастырь Распутина -- Верхотурский. Уже в дороге мужик изумил епископа. «Распутин стал вести себя не стесняясь… Я раньше думал, что он стал носить дорогие рубашки ради царского двора, но в такой же рубашке он ехал в вагоне, заливая ее едой, и снова надевал такую же дорогую рубашку… » Скорее всего, Григорий попросту решил продемонстрировать Феофану милости Аликс -- царицыны рубашки. Но, видимо, кто-то очень настроил епископа против Распутина, и теперь он все воспринимал подозрительно.

Дальше -- больше. Аскет Феофан был изумлен, когда «подъезжая к Верхотурскому монастырю, мы по обычаю паломников постились, чтобы натощак приложиться к святыням. Распутин же заказывал себе пищу и щелкал орехи». Мужик, осознавший свою силу, позволил себе не притворяться. Его Бог -- радостный, он разрешает отвергать унылые каноны церковных установлении.

Все оскорбляло Феофана. «Распутин уверял нас, что он почитает Симеона Верхотурского. Однако когда началась служба в монастыре, он ушел куда-то в город». Покоробил епископа и двухэтажный дом Распутина -- как он отличался от жилища самого Феофана, превращенного им в монашескую келью. Нет, не таким должно быть жилище того, кого столь недавно он почитал…

Обстановку дома Распутина мы можем представить совершенно точно по описи его имущества, сделанной после смерти. Первый этаж, где жил он с семьей, обычная крестьянская изба. Но зато второй… Тут мужик устроил все по-городскому. Второй этаж предназначался для «дамочек» и гостей, приезжавших из Петербурга. Там он и поселил Феофана. Епископ с негодованием отмечал «мирское»: пианино, граммофон, под который Распутин любил плясать, мягкие обитые плюшем бордовые кресла, диван, письменный стол… С потолка свисали люстры, по комнатам стояли «венские» стулья, широкие кровати с пружинными матрацами, кушетка -- так вчерашний полунищий крестьянин осуществил свое представление о городской роскоши. Величественно били двое часов с гирями, в черных деревянных футлярах, и на стене -- еще часы… Особенно же возмутил Феофана «большой мягкий ковер на весь пол»,

Показал Распутин епископу и своих последователей -- Арсенова, Распопова и Николая Распутина, «братьев по духовной жизни». Но, как отметил Феофан, «пели они стройно… но в общем произвели неприятное впечатление». Широко образованный мистик, хорошо знакомый с ересями, видимо, почувствовал нечто хлыстовское в этих песнопениях…

Вероятно, он попытался беседовать об этом с Макарием, но…

«Монах Макарий… является для меня загадкой. Большей частью он говорит что-то непонятное, но иной раз скажет такое слово, что всю жизнь осветит».

Но Макарий, могущий «всю жизнь осветить», в тот раз явно говорил «что-то непонятное»…

Григорий Распутин уверовал в свою безнаказанность, поскольку знал: царица без него зачахнет

Обдумав все увиденное, Феофан заключил, что Распутин «находится не на высоком уровне духовной жизни». На обратном пути он «остановился в Саровском монастыре и просил у Бога и святого Серафима (покровителя Царской Семьи. -- Авт.) помощи для верного решения вопроса: что из себя представляет Распутин». В Петроград епископ вернулся «с убеждением, что Распутин… находится на ложном пути».

В столице он держал последний совет со своим другом архимандритом Вениамином. После чего они позвали Распутина в Лавру.

«Когда затем Распутин пришел к нам, мы неожиданно для него обличили его в самонадеянной гордости, в том, что он возомнил о себе больше, чем следует, что он находится в состоянии духовной прелести».

Это было страшное обвинение.

«Нужна особая духовная высота, чтобы пророчествовать и исцелять… Когда этого нет, дар становится опасным, человек становится колдуном, впадает в состояние духовной прелести. Теперь он прельщен дьяволом, теперь уже силой Антихриста он творит свои чудеса», -- сказал мне монах в Троице-Сергиевой Лавре.

«Мы объявили ему, что в последний раз требуем от него переменить образ жизни, и что если он сам не сделает этого, то отношения с ним прервем и открыто все объявим и доведем до сведения императора».

Распутин никак не ожидал услышать такое от Феофана. «Он растерялся, расплакался, не стал оправдываться, признал что делал ошибки… и согласился по нашему требованию удалиться от мира и подчиняться моим указаниям».

Но это было ни к чему не обязывающее обещание. Мужик знал, что царица никогда не позволит ему «удалиться». И дело не только в исцелении наследника -- она сама зачахнет без него. Мог он предвидеть и дальнейшую судьбу простодушного Феофана, который так и не понял царицу -- он жил в ином… Епископ попросил Распутина «никому не говорить о нашем с ним разговоре». Тот обещал. «Радуясь успеху, мы отслужили молебен… Но, как оказалось, потом он поехал в Царское Село и все рассказал там в благоприятном для себя и неблагоприятном для нас освещении», -- вспоминал Феофан.

Мужику не надо было ничего придумывать. Достаточно сказать царице правду -- Феофан не верит в его духовную высоту и не хочет, чтобы он был рядом с «царями». И вчерашнему исповеднику Государыни навсегда закрыт путь в Царское Село.