Увлекательные опыты со светом в лаборатории профессора Всезнайки. Свойства прозрачных тел

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОУ №74\106 « СКАЗКА»

КОНСПЕКТ

совместной познавательно – исследовательской деятельности

детей старшей группы и родителей

ТЕМА: Увлекательные опыты со светом в лаборатории

профессора Всезнайки.

Провела: воспитатель

Горбунова Т. Г.

Программное содержание: познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца; понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета; узнать, что тень на стене будет более яркой и четкой, если источник света ближе к стене, и наоборот; познакомить детей с отражением, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. Развивать навыки связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия. Воспитывать самостоятельность, активность.

Материал. Глобус, настольная лампа, фонарик, два квадратных листа картона, две подставки для книг, кнопки, несколько книг; линейка, игрушка (машина), лист бумаги, прозрачный лист пластика; небольшое зеркало, черная бумага, прозрачная емкость прямоугольной формы, вода, молоко; черный картон, ножницы, карандаши, клей, кисточки, подставки для кисточек, трафареты, экран теневого театра.

Предварительная работа. Проведение различных опытов в лаборатории. Организация наблюдений за солнцем, луной, звездами, за свечой. Игры с тенью. Показ теневого театра.

Ход процесса деятельности:

Дети с родителями входят в музыкальный зал, их встречает профессор Всезнайка.

Добрый вечер. Я очень рада видеть вас в своей лаборатории. Я профессор Всезнайка. А скажите, ребята, что такое лаборатория и что в лаборатории делают? (Предполагаемые ответы детей- В лаборатории проводят различные опыты и эксперименты над животными, растениями и т.д.)

Правильно, и сегодня мы с вами тоже будем проводить опыты и эксперименты, только со светом.

Скажите, ребята, а какое у нас сейчас время суток? Правильно, вечер.

А в какое время суток вы приходите в детский сад? Что

вы делаете ночью? Чем занимаетесь днем? (ответы детей).

А как вы думаете, почему день сменяется ночью, а когда проходит день, то наступает утро, а затем опять день? (ответы детей). А какие источники света, кроме солнца, вы знаете? (Луна, звезды, лампа, фонарь, свеча, костер и т.д.). Хорошо, а теперь давайте представим, что настольная лампа- это солнце, а глобус – это наша планета Земля. Сейчас мы с вами посмотрим, как происходит смена дня и ночи.

Опыт проводит профессор Всезнайка .

1.Включить настольную лампу и направить луч света на глобус (свет в помещении выключить).

2. Поворачивать глобус разными сторонами в луче света.

Вывод (делают дети ) : Все время освещена только та часть глобуса, на которую попадает свет. Как бы ни повернули глобус, его обратная сторона всегда остается в тени. Значит, та сторона, которая освещается солнцем там день, а которая в тени – ночь.

Дополнение профессора : Лучи солнца распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона Земли находится в тени.

А сейчас, ребята, вы вместе с родителями попробуете доказать почему луч света не может осветить все стороны предмета. Узнаете, что такое тень и почему она меняет форму.

Мы познакомимся с тайнами света, чтобы понять, как он распространяется, какие препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.

Предлагаю разделиться на две подгруппы. Одна подгруппа будет лаборантами и будет проводить опыты, а другая – практикантами, они будут изготавливать фигурки для теневого театра.

Дети с родителями проходят за столики, подбирают необходимый материал, пособия. Родители с детьми проводят опыты, делают выводы, зарисовывают результаты, изготавливают фигурки для теневого театра. Профессор Всезнайка помогает, дает советы. Затем родители вместе с детьми по очереди выходят и показывают каждый свой опыт. Делают выводы.

Свет движется по прямой.

Опыт проводят Юля А. с мамой .

Материал: фонарик, два листа картона, две картонные подставки, несколько книг, кнопка.

Ход опыта .

В центре каждой картонки сделать отверстие. Установить картонки на подставки так, чтобы отверстия были на одной высоте. На стопку книг положить фонарик. Его луч должен падать на отверстие первой картонки. Встать с противоположной стороны. Глаз должен быть на уровне отверстия второй картонки.

Результат . Через оба отверстия видишь свет

Затем сместить одну из картонок так, чтобы отверстия не лежали на одной линии с глазом и фонариком.

Результат . Свет не виден.

Вывод. Свет распространяется по прямой линии. Когда что- либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше.

Упражнение для глаз « Мотылек »

2.Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы.

Опыт проводит Юля Е. с мамой .

Материал: Книга, лист бумаги, прозрачный лист пластика, картон черного цвета, фонарик.

Ход опыта.

Поместить все предметы по очереди напротив экрана. Посветить на каждый предмет фонариком.

Результат . За книгой и за картоном образуется тень. В то время как за листом пластика нет никакой тени. Расплывчатое изображение появляется позади листа бумаги.

Вывод. Книга, картон – непрозрачные предметы. Это означает, что свет не может пройти через них. Как только лучи света падают на «непрозрачный» предмет, за ним образуется тень. Бумага -полупрозрачный предмет, часть света может проходить через нее. Поэтому за ней формируется расплывчатая тень.

3Образование теней .

Опыт проводит Катя К. с папой .

Материал. Настольная лампа, фонарик, игрушка (машина), фигура животного, вырезанная из картона (собачка).

Ход опыта . Поставить фигуру собачки между экраном и источником света, попеременно приближать фигурку то к стене, то к свету. То же самое сделать с игрушкой- машиной.

Результат. Чем ближе игрушка к фонарю, тем больше ее тень на экране. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень

Вывод. Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому, если предмет расположен близко к источнику света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.

4. Отражение света.

Физминутка. «Игры с солнечными зайчиками».

После физминутки воспитатель спрашивает: « Как вы думаете, ребята, откуда появились солнечные зайчики?» (ответы детей). Правильно, ребята, когда световые лучи соприкасаются с гладкой отражающей поверхностью (как зеркало), они отражаются.

А вы видели когда-нибудь свое отражение в воде? А как отражаются облака в воде или деревья? (да). Да, ребята, вода тоже имеет свойство отражения. Исходя из этого, мы проведем следующий опыт.

5. Изгиб света.

Опыт проводит Никита П. с мамой .

Материал . Прозрачная емкость с ровными стенками прямоугольной формы, фонарик, черная бумага, вода, молоко, кнопка, книга.

Ход опыта. Наполнить емкость водой, добавить несколько капель молока (в этом случае световой луч будет ярче). Закрыть фонарик черной бумагой, проделав в центре нее отверстие кнопкой. Выключить свет. Светить фонариком на емкость с водой под углом.

Результат. Когда луч света проходит через емкость, он отражается под углом от поверхности воды. Получается так, что луч света выходит из емкости с противоположной стороны.

Вывод. Когда свет движется сквозь воду, он проходит прямолинейно. Но поверхность воды ведет себя как зеркало, поэтому часть света отражается под углом.

Большое спасибо всем лаборантам за такие интересные опыты. А сейчас посмотрим, что нам приготовили практиканты.(Фигурки сказочных героев для теневого театра).

Показ теневого театра по сказке «Колобок». (Настя К. с мамой)

Вот видите, ребята, как много мы сегодня узнали. И теперь вы самостоятельно можете разыгрывать различные ситуации, показывать сказки с помощью тени.

Большое спасибо всем за работу в лаборатории Всезнайки. До скорой встречи.

Светящиеся и несветящиеся тела

Для изучения вопросов, связанных с цветом, часто бывает важно знать определенные свойства окружающих нас предметов. Прежде всего отметим, что все их можно разделить на тела светящиеся и несветящиеся. Цвет и интенсивность большинства источников света зависят от температуры их накала. В картографии все большее значение приобретает применение веществ, излучающих «холодный» свет. Люминесцентные составы применяются при подготовке некоторых карт к изданию, с их помощью создаются некоторые полетные карты (для ночных полетов). Очевидны большие перспективы применения люминесцентных составов в оформлении школьных, демонстрационных, агитационно-пропагандистских карт. Однако вопросы использования люминесцентных составов в оформлении карт недостаточно разработаны, и карт сргх применением создано очень мало.

Несветящихся тел во много раз больше, чем светящихся. Цвет таких тел зависит от того, как они поглощают, пропускают или отражают падающий на них свет.

Прозрачные и непрозрачные тела

Прозрачными считаются тела, если свет может проходить сквозь значительную их толщу, непрозрачными - тела, через толщу которых свет не проходит. Заметим, однако, что идеально прозрачных или идеально непрозрачных тел нет. Цвет непрозрачного тела определяется теми лучами, которые от него отражаются. Цвет прозрачных тел, если их рассматривать на просвет, определяется лучами, прошедшими сквозь тело.

Краски тоже могут быть прозрачными (лессировочные ) или непрозрачными (кроющие ). Кроющая способность красок, как и их прозрачность, зависит от соотношения показателей преломления пигмента и связующего вещества (среды, окружающей частицы пигмента). Чем больше показатель преломления пигмента относительно связующего вещества, т. е. относительный показатель преломления, тем больше света отразится от поверхности частиц пигмента на границе этих двух сред и меньше проникнет вглубь частиц.

Так, например, хорошая кроющая способность титановых белил (масляной краски) объясняется тем, что разница между показателями преломления пигмента (2,7) и масла (1,5) значительна. Показатель преломления мела 1,6, и чтобы получить хорошую кроющую краску, надо разводить его не в масле, а в воде.

Видимый нами цвет краски определяется суммарно действующими на глаз лучами, из которых одни отразились от самой поверхности (это - «белые» лучи), другие - от частиц пигмента в верхнем слое краски (эти лучи прошли сквозь небольшой слой частиц пигмента и слабо окрашены), третьи - от частиц пигмента, расположенных более глубоко, и окрашены сильнее и, наконец, лучами, которые прошли сквозь весь слой краски и отразились от подложки (например бумаги). Не рассматривая сложных явлений отражения, пропускания и поглощения в красочном слое, отметим, что наиболее насыщенные, чистые цвета можно получать именно прозрачными красками, т. е. красками, в которых пигмент и связующее вещество имеют близкие показатели преломления. Свет в слой прозрачной краски проникает глубже и степень избирательности поглощения будет больше. Поэтому прозрачность - одно из важных условий, предъявляемых к краскам для печати карт (особенно их фоновых элементов).

Отражение от поверхностей

При в картографии нередко бывает нужно учитывать отражательные свойства поверхностей. Все поверхности по их отралсательным свойствам принято разделять на блестящие, глянцевые и матовые.

От блестящих (очень гладких) поверхностей лучи отражаются направленно, по закону «угол падения равен углу отражения». Матовые (шероховатые) поверхности отражают лучи рассеянно, во всех направлениях. Глянцевые же поверхности обладают промежуточными свойствами.

При матовой фактуре поверхности лучи «белого» света, не успевшие еще проникнуть внутрь красочного слоя и отраженные от поверхности, подмешиваются к цветным лучам, идущим из слоя краски, и понижают насыщенность цвета, делают его несколько белесым.

Если красочную работу поместить под стекло или покрыть ее поверхность прозрачным лаком, часть лучей падающего света отразится от гладкой поверхности стекла (лака) под определенным углом. И если точка наблюдения выбрана так, что эти лучи не попадут в глаз (в противном случае будет виден блик, мешающий восприятию), зритель увидит более чистые, насыщенные краски, чем при матовой фактуре поверхности. При печати на гладкой, например мелованной, бумаге краски выглядят более чистыми и «сочными», чем на шероховатой. Поэтому хорошие репродукции с художественных произведений печатают на мелованной бумаге, художники свои картины покрывают лаком или помещают под стекло, на фотографиях, в частности цветных, «накатывают глянец» и т. д. Поэтому и карты, если хотят, чтобы краски выглядели более «сочными», помещают под стекло (например, в музеях и на выставках) или покрывают лаком. Лаком были покрыты, например, карты в атласе «Промышленность СССР на начало 2-й пятилетки» (1934 г.), что существенно улучшило их внешний вид. Тот же, в принципе, эффект достигается припрессовыванием прозрачной пленки при издании карт в современной технологии.

Изменение цвета клеевых красок при высыхании

Изменение цвета клеевых красок, например акварельных, при высыхании объясняется изменением относительного показателя преломления. При высыхании вода, заполнявшая пространство между частицами пигмента, заменяется воздухом. Показатель преломления пигмента относительно воздуха больше, чем относительно воды, в результате чего увеличивается доля света, отраженного от поверхности частиц пигмента. Увеличением доли этого «белого» света в общем потоке, идущем от краски, объясняется некоторое повышение ее светлоты и потеря насыщенности. Вторая причина такого изменения цвета заключается в том, что гладкая поверхность мокрой краски после высыхания становится шероховатой, матовой, свет будет отражаться уже не направленно, а рассеянно и понизит насыщенность цвета.

Изменение цвета красок при смешении с белилами

Среды, содержащие во взвешенном состоянии частгщы, препятствующие прохождению света, принято называть мутными средами. Примерами таких сред могут служить земная атмосфера, разведенное молоко, мутными средами являются и красочные смеси. Характерно, что сквозь мутные среды лучше проходят лучи длинноволновой части спектра, коротковолновые же лучи сильно рассеиваются. Поэтому, если смотреть на просвет (в проходящем свете), мутные среды приобретают теплый цвет, так как «часть коротковолновых лучей спектра рассеялась и не попала в глаз. В отраженном свете они имеют голубоватый (холодный) цвет из-за влияния рассеянных коротковолновых лучей.

При подмешивании к краске белил, естественно, повышается ее светлота и понижается насыщенность. Однако некоторые краски при этом заметно меняют и цветовой тон - в сторону более холодного цвета. Так, цвет пурпурных красок изменяется в сторону фиолетового, зеленые краски в смеси с белилами голубеют, смеси черной и белой красок дают обычно холодный, синевато-серый цвет. Это объясняется тем, что красочная смесь с белилами становится еще более мутной средой, сильно рассеивающей коротковолновые лучи, присоединение которых и изменяет цветовой тон.

Если требуется сделать краску более светлой, нужно иметь в виду, что ее разбавление и подмешивание к краске белил приводят к разным результатам.

Изменение цвета при изменении спектрального состава освещения

Отражательные свойства предмета - это объективные свойства, их можно считать постоянными. Поэтому при изменении спектрального состава падающего на предмет света будет изменяться и состав отражаемого света. Белая бумага, например, при освещении ее красным фонарем будет казаться красной, зеленый рисунок на белой бумаге будет при таком освещении казаться черным на красном фоне.

Свет электрических ламп накаливания по своему спектральному составу заметно отличается от дневного «белого» света. Дневной свет содержит больше голубых, а искусственный вечерний - больше желтых лучей.

Кривые, выражающие спектральную характеристику красок (см. рис. 87), строятся при условии освещения идеально белым светом, спектральная характеристика которого изобразится прямой линией, параллельной оси абсцисс. При освещении иным светом цвет окрашенной поверхности изменится, а значит, изменится и характеризующая его кривая.

Примеры изменения цветов при электрическом освещении по сравнению с дневным:

По цветовому тону: оранжевые - краснеют; голубые - зеленеют; синие (некоторые) - краснеют, т. е. становятся ближе к фиолетовым; фиолетовые - краснеют (приближаются к пурпурным) .

По светлоте: красные, оранжевые, желтые - светлеют; зеленые, голубые, синие, фиолетовые - темнеют; желто-зеленые - не изменяются.

По насыщенности: красные становятся насыщеннее; оранжевые - тоже; светло-желтые - белеют (трудно отличаются от белого); синие - теряют насыщенность.

При работе с красками надо иметь в виду, что их цвета при рассматривании в условиях дневного освещения, при свете ламп накаливания, при свете дуговых фонарей или ртутных ламп будут заметно отличаться в соответствии с избирательными свойствами каждой краски, следовательно, по-иному будут выглядеть и сочетания цветов. Например, зеленые и голубые цвета, так часто встречающиеся на картах рядом, лучше различаются при дневном свете, чем при электрическом. Этим можно объяснить, что на некоторых картах при электрическом освещении недостаточно хорошо различается береговая линия.

Чтобы представить себе днем, как сочетания цветов будут выглядеть при электрическом освещении, работу надо рассматривать сквозь оранжево-желтое стекло.

Полезно знать, например, что пятна, затеки и другие дефекты окрашивания голубой или синей краской при свете ламп накаливания будут более заметны (так как голубой и синий темнеют), тогда как при дневном свете моря и океаны будут казаться окрашенными более ровно. Изъяны же в наложении желтых, оранжевых красок, наоборот, будут более заметны при дневном освещении.

Работать с красками лучше в условиях дневного освещения или же при лампах дневного света. для работы картографов-художников, пробистов, печатников, приемщиков и других специалистов, работающих с красками, должны отвечать определенным стандартам и быть постоянными.

Изменение цвета предметов при их отдалении

При рассматривании предметов с большого расстояния отраженные от них лучи на пути к глазу проходят сквозь значительную толщу атмосферы, являющейся мутной средой. Встречая на своем пути множество различных находящихся в атмосфере частиц (молекул газов, микроорганизмов, водяного пара, пылинок и т. д.), часть лучей рассеивается в воздухе, отклоняясь в разные стороны, и не доходит до нашего глаза. Этим объясняется, например, уменьшение светлоты освещенных склонов гор, а при рассматривании гор сверху, например с самолета,- меньшая светлота низких участков освещенных склонов гор. Если же рассматривать черные или очень темные предметы, расположенные далеко, то они кажутся более светлыми за счет света, рассеянного в атмосфере (ведь от темного свет почти не отражается). Этим объясняется, например, осветление низких участков горных склонов на теневой стороне (при рассматривании сверху). Они высветляются светом атмосферы, «воздушной дымкой».

Все предметы, очень светлые при рассматривании их вблизи, на большом удалении, например на горизонте, будут менее светлыми, а темные вблизи на большом удалении будут выглядеть светлее. Происходит как бы сглаживание светлотных контрастов.

Рассеивание света зависит от диаметра встречающихся частиц среды, причем лучи разных длин воли рассеиваются по-разному. Сильнее рассеиваются лучй холодной части спектра. Установлено, например, что при размере частиц в 0,1 мкм фиолетовых лучей рассеивается в 9 раз больше, чем красных. Голубой цвет неба объясняется тем, что мы видим рассеянные в атмосфере лучи коротковолновой части спектра. Красноватый цвет вечерней или утренней зари мы видим потому, что коротковолновые лучи, проходя значительно больший путь в атмосфере, чем днем (при высоком стоянии солнца), рассеиваются в значительной степени, и до наблюдателя доходят главным образом длинноволновые (красные, оранжевые, желтые) лучи.

Если рассматривать, например, снежные вершины гор, расположенные на горизонте, освещенные их склоны будут нам казаться розоватыми (вообще теплыми), теневые же стороны приобретают холодную окраску, например голубую, благодаря подмешиванию рассеянных в атмосфере лучей коротковолновой части спектра.

Рассеиванием лучей в атмосфере объясняется и то обстоятельство, что разница в цвете предметов на больших расстояниях будет менее заметной, чем вблизи, так как все цвета будут выглядеть менее насыщенными, меньше будет заметна и разница по светлоте и цветовому тону. На очень больших расстояниях глаз уже не может различать большого количества цветовых тонов; происходит как бы обобщение их вплоть до того, что глаз способен бывает различать лишь один какой-либо теплый или холодный цвет.

Изменение при наблюдении с больших расстояний цвета предметов и уменьшение четкости их очертаний, связанное с рассеиванием лучей в атмосфере, называется воздушной перспективой.

Это явление широко учитывается при построении некоторых видов гипсометрических шкал, при оформлении отдельных, например, живописных ландшафтных карт. На нем основаны некоторые общие принципы распределения теней при светотеневом оформлении рельефа, с учетом этого явления выполняется также и многоцветная отмывка рельефа.




Среди множества необъяснимых и загадочных явлений существует одно, довольно мистическое по своей сути. Это самая обыкновенная тень... Среди множества необъяснимых и загадочных явлений существует одно, довольно мистическое по своей сути. Это самая обыкновенная тень... Удивительным для нас стало открытие, что у всего есть тени, она похожа на тот предмет, от которого она отбрасывается. Моя тень похожа на меня, а мамина на маму. Но тень может делать то, о чем мы можем только мечтать: растягиваться и уменьшаться, быстро перемещаться по полу, стене, потолку. Она дана нам от самого рождения и на всю жизнь! Она таинственна и загадочна! Ее можно испугаться, но она может вызвать улыбку. С ее помощью можно узнать время и место. О ней слагаются сказки, стихи и песни. У нее есть свой театр. Самое мистическое связано именно с тенью. А она просто тень... Удивительным для нас стало открытие, что у всего есть тени, она похожа на тот предмет, от которого она отбрасывается. Моя тень похожа на меня, а мамина на маму. Но тень может делать то, о чем мы можем только мечтать: растягиваться и уменьшаться, быстро перемещаться по полу, стене, потолку. Она дана нам от самого рождения и на всю жизнь! Она таинственна и загадочна! Ее можно испугаться, но она может вызвать улыбку. С ее помощью можно узнать время и место. О ней слагаются сказки, стихи и песни. У нее есть свой театр. Самое мистическое связано именно с тенью. А она просто тень...




« Не существует лучшей, более открытой двери к изучению физики, чем обсуждение физического феномена свечи» Майкл Фарадей В своих знаменитых научных лекциях в Королевском институте Майкл Фарадей всегда побуждал своих слушателей изучать мир, рассматривая, что происходит при горении свечи. Мы заменим свечу электрическим фонариком. Поскольку устройство электрического фонарика во многом основано на открытиях Фарадея. В своих знаменитых научных лекциях в Королевском институте Майкл Фарадей всегда побуждал своих слушателей изучать мир, рассматривая, что происходит при горении свечи. Мы заменим свечу электрическим фонариком. Поскольку устройство электрического фонарика во многом основано на открытиях Фарадея.














Простейшим хронометрическим прибор -это солнечные часы, основанные на годовом движении Солнца. Появление этих часов связано с моментом, когда человек осознал взаимосвязь между длиной и положением солнечной тени от тех или иных предметов и положением Солнца на небе. Наблюдая за тенью человек придумал солнечные часы.




Мы нашли много интересного о тени: книги, приборы, рисунки и даже игру с тенью. Больше всего нам понравился рассказ как котенок Гав играл со своей тенью и сказка «Как у человека появилась тень» Мы нашли много интересного о тени: книги, приборы, рисунки и даже игру с тенью. Больше всего нам понравился рассказ как котенок Гав играл со своей тенью и сказка «Как у человека появилась тень» А взрослые рассказали нам, что с тенью можно встретиться и в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Когда я вырасту, то прочитаю еще много рассказов и сказок про тень: грустных и веселых, но очень интересных. А взрослые рассказали нам, что с тенью можно встретиться и в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Когда я вырасту, то прочитаю еще много рассказов и сказок про тень: грустных и веселых, но очень интересных.

Лупа, микроскоп, телескоп.

Вопрос 2. Для чего их применяют?

Их применяют для того, чтобы увеличить рассматриваемый предмет в несколько раз.

Лабораторная работа № 1. Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений.

1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

Ручная лупа состоит из рукоятки и увеличительного стекла, выпуклого с двух сторон и вставленного в оправу. При работе лупу берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета через увеличительное стекло наиболее чёткое.

2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

Мякоть плодов рыхлая и состоит из мельчайших крупинок. Это клетки.

Хорошо видно, что мякоть плода помидора имеет зернистое строение. У яблока мякоть немного сочная, а клетки маленькие и плотно находятся друг к другу. Мякоть арбуза состоит из множества, наполненных соком клеточек, которые располагаются то ближе, то дальше.

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Даже невооруженным глазом, а еще лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза состоит из очень мелких крупинок, или зернышек. Это клетки - мельчайшие "кирпичики", из которых состоят тела всех живых организмов. Также и мякоть плода помидора под лупой состоит клеток, похожих на округлые зернышки.

Лабораторная работа № 2. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним.

1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

Тубус - трубка, в которой заключены окуляры микроскопа. Окуляр - элемент оптической системы, обращённый к глазу наблюдателя, часть микроскопа, предназначенная для рассматривания изображения, формируемого зеркалом. Объектив предназначен для построения увеличенного изображения с точностью воспроизведения по форме и цвету объекта исследования. Штатив удерживает тубус с окуляром и объективом на определенном расстоянии от предметного столика, котором размещается исследуемый материал. Зеркало, которое располагается под предметным столиком, служит для подачи луча света под рассматриваемый предмет, т. е. улучшает освещенность предмета. Винты микроскопа – это механизмы для настройки максимально эффективного изображения на окуляре.

2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

При работе с микроскопом необходимо соблюдать следующие правила:

1. Работать с микроскопом следует сидя;

2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;

3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

4. Открыть полностью диафрагму;

5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;

6. Опустить объектив в рабочее положение, т.е. на расстояние 1 см от предметного стекла;

7. Установить освещение в поле зрения микроскопа, используя зеркало. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;

8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;

9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

11. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.

1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.

2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.

5. После работы микроскоп уберите в футляр.

Вопрос 1. Какие увеличительные приборы вы знаете?

Ручная лупа и штативная лупа, микроскоп.

Вопрос 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?

Лупа - самый простой увеличительный прибор. Ручная лупа состоит из рукоятки и увеличительного стекла, выпуклого с двух сторон и вставленного в оправу. Она увеличивает предметы в 2-20 раз.

Штативная лупа увеличивает предметы в 10-25 раз. В её оправу вставлены два увеличительных стекла, укреплённых на подставке - штативе. К штативу прикреплён предметный столик с отверстием и зеркалом.

Вопрос 3. Как устроен микроскоп?

В зрительную трубку, или тубус, этого светового микроскопа вставлены увеличительные стёкла (линзы). В верхнем конце тубуса находится окуляр, через который рассматривают различные объекты. Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу. К штативу прикреплён также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Пользуясь световым микроскопом, можно видеть изображение объекта, освещённого с помощью этого зеркала.

Вопрос 4. Как узнать, какое увеличение даёт микроскоп?

Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе. Например, если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив - 20-кратное, то общее увеличение 10 х 20 = 200 раз.

Подумайте

Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?

Главный принцип работы светового микроскопа состоит в том, что через прозрачный или полупрозрачный предмет (объект исследования), размещенный на предметном столике, проходят лучи света и попадают на систему линз объектива и окуляра. А через непрозрачные предметы свет не проходит, соответственно, изображения мы не увидим.

Задания

Выучите правила работы с микроскопом (см. выше).

Используя дополнительные источники информации, выясните, какие подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы.

Световой микроскоп позволил рассмотреть строение клеток и тканей живых организмов. И вот, ему на смену уже пришли современные электронные микроскопы, позволяющие рассматривать молекулы и электроны. А электронный растровый микроскоп позволяет получать изображения, имеющие разрешение, измеряемое в нанометрах (10-9). Можно получить данные, касающиеся строения молекулярного и электронного состава поверхностного слоя исследуемой поверхности.