Проваленная госприемка. «Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться…

23 апреля 1985 года генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев, выступая на апрельском пленуме ЦК КПСС, заявил о программе широких реформ под лозунгом «ускорения социально-экономического развития страны». Так начиналась наша новая жизнь. Самкульт вспоминает пять самых первых кампаний и лозунгов, с которых всё началось и которые были еще до перестройки.

Ускорение


Первый и главный лозунг, провозглашенный М.С. в 1985 году. Перестройка и гласность появились значительно позже. А в апреле 1985 года народ с удивлением слушал молодого генерального секретаря, который так резко повел речь о коренных реформах. Ускорение, как лозунг первого этапа перестройки подразумевалось прежде всего техническое: “всемерное ускорение социально-экономического развития страны на основе внедрения новых методов хозяйствования и использования новейших достижений научно-технического прогресса”. С опережающим развитием машиностроения и внедрением станков с ЧПУ. Руководство СССР видело, что рост замедляется и считало, что технической модернизацией его можно подхлестнуть. Но было очевидно, что одними технико-экономическими мерами не обойдется

Борьба с коррупцией


Одна из самых громких историй середины 80-х — это узбекское дело. Гдлян и Иванов. Два мужественных следователя раскрутивших первые большие дела о государственной коррупции в СССР. И хотя дело везде называлось “узбекским” его московские покровители постарались убрать с пути настойчивых следователей. Тельман Гдлян был первым человеком, которого приказал арестовать ГКЧП. Но это было много позже. А начали свою работу следователи еще до Горбачева, в 1983 году. Но в середине восьмидесятых эффектные репортажи о трехлитровых банках набитых деньгами и золотом и прочих несметных богатствах, которые сейчас кажутся просто смешными, взорвали общественное сознание. Это был шок, но гораздо меньший, чем

Антиалкогольная кампания

Одно из самых жестких административных решений эпохи. Алкоголь продавали, начиная с двух часов, всего в нескольких крохотных магазинах. Перед ними стояли многочасовые очереди. Водка, как валюта, взлетела невероятно, покупать ее стали все, даже трезвенники. Цена бутылки с 4 р 70 коп. за “андроповку” поднялась до 9-10 рублей. Одеколоны и лосьоны начали ставить на свадебных столах, потому что больше пить было нечего. А в города и веси спустили разнарядки о проведении комсомольских безалкогольных свадеб, что породило отдельный фольклор. Под кампанию были уничтожены не только магазины, но и виноградники. Горбачев получил кличку “минеральный секретарь”, но снижение потребления алкоголя все-таки нашло определенную поддержку. Например, у советских женщин: “Спасибо партии родной и Горбачёву лично! Мой трезвый муж пришел домой и вы..ал отлично!”

Госприемка


Проблема с качеством советской продукции, после отмены статей “за вредительство”, никак не решалась. Точнее, решить ее пытались постоянно, но безуспешно. Ни введение ОТК, в середине шестидесятых, ни внедрение ГОСТов, а потом и Знаков качества не помогало в условиях плановой экономики. Поэтому одновременно с техническим ускорением ввели еще и независимую госприемку — орган, который осуществлял тотальный контроль качетсва продукции предприятий, но при этом от предприятий никак, в отличии от ОТК, не зависел. Практически военная схема была запущена в 1986 году.

Первоначально госприемка вводи­лась на 1500 важнейших предприяти­ях страны. Требования к работникам госприемки предъявлялись чрезвы­чайно высокие — высшее техническое образование, стаж работы по специ­альности не менее трех лет, обязатель­ное членство в КПСС, возраст до 45 лет.

В распоряжение органов госприем­ки выделялось самое современное из­мерительное оборудование и прибо­ры контроля, просторные помещения. Оклады сотрудников госприемки пре­вышали зарплату инженерно-техни­ческих работников отрасли примерно на одну треть, а кое-где и наполовину. Плюс хорошие премии. Поэтому же­лающих потрудиться в новой системе оказалось много. Причем это были очень грамотные и квалифицирован­ные специалисты, инженеры, техни­ки. Сотрудники госприемки получали полную моральную поддержку со сто­роны партийного и государственного руководства СССР, союзных республик, краев и областей. О них много писали газеты, рассказывало радио и телеви­дение. Но победили бракоделы. Это была последняя битва советской экономики за свое спасение. Ей оставалось совсем недолго, новая поросль уже лезла из земли, хотя поначалу ее старательно вытаптывали.

Борьба с нетрудовыми доходами

Эта странная и короткая кампания была отзвуком андроповской эпохи. В «нетрудовые доходы», помимо спекуляции и частного извоза попали коррупция, взяточничество и, например, аренда квартир. Совершенно несуразное решение привело к волне репрессий, скажем, против дачников. Владение земельным участком и выращивание на нем клубники считалось нетрудовым доходом! В Куйбышеве одной из вершин этой кампании стали регулярные облавы на вещевом рынке “Энергетик”. Перекупка товаров и любая форма спекуляции считалась уголовным преступлением. Досталось и частным хозяйствам в сельской местности. “Теневики”, ожидавшие от реформатора Горбачева послаблений, получили репрессии, бессмысленные и жестокие. Но как оказалось, это был один из последних всплесков ярости агонизирующей системы. Уже в конце 1986 года был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности. В Россию пришел капитализм.

90 лет назад - 15 сентября 1925 года Постановлением Совета Народных Комиссаров
СССР создан Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны.

ЕЩЕ РАНЬШЕ

Справедливости ради отметим, что некие элементы деятельности, которую мы сегодня называем «стандартизация и метрология» можно обнаружить в гораздо более давние времена. Упоминания о русских мерах встречаются в «Русской Правде», в грамотах русских князей. Принятые при Иване Грозном «печатные (медные) меры», пусть и с определенной натяжкой, но вполне можно назвать образцовыми мерами. Говоря современным языком, Эталонами! А при Петре Первом в производстве вооружений вполне осмысленно и целенаправленно осваиваются подходы, сегодня нами классифицируемые, как «единообразие и взаимозаменяемость».
Возникновение в мире промышленной стандартизации связано с развитием массового производства, железнодорожного транспорта. К этому времени получило распространение и само слово стандарт (от англ. standard, в числе значений которого - образец, мерило, норма).
Стремительное становление стандартизации происходит в начале XX века, в первую очередь, особенно в артиллерии, судостроении, а также металлургии, строительстве и других развивающихся отраслях промышленности. В первой четверти прошлого века в большинстве промышленно развитых стран создаются национальные организации по стандартизации.
В нашей стране органы по стандартизации на первых порах создавались по ведомственному принципу: Комитет эталонов и стандартов при Главмервесе - 1922 г., Временное бюро стандартизации при Наркомате Рабоче-Крестьянской инспекции - 1923 г., Комиссия и бюро промышленной стандартизации при ВСНХ - 1924 г.

С накоплением опыта организационные поиски формы и структуры государственного управления стандартизацией завершились переходом к «единоначалию» - созданием 15 сентября 1925 года Комитета по стандартизации при Совете труда и обороны (с 1930 года - Всесоюзный комитет по стандартизации).
Историки выделяют это событие, как начало выстраивания государственного управления стандартизацией. Именно этот орган стал прототипом нынешнего Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта), которое образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. 15 сентября 1925 года считается Днем рождения российской стандартизации. Днем рождения Росстандарта.

СТАНДАРТ №1


Валериан Владимирович КУЙБЫШЕВ

Председатель Комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны (1925–1927 гг.)

Однако вернемся к истории. Первым общесоюзным стандартом стал ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура», утвержденный 7 мая 1926 года.
Стандарты, принимаемые Комитетом по стандартизации, стали обязательными к выполнению на территории всей страны. В числе первых - стандарты на продовольственные товары (хлеб, соль, спички, растительное масло), продукцию химической промышленности, на хлопок, нефтепродукты, объекты в области строительства, на единицы измерений и др.
В разные годы большой вклад в развитие стандартизации и метрологии внесли такие государственные деятели, как В.В. Куйбышев (первый председатель Комитета по стандартизации), А.В. Луначарский, Н.А. Семашко; руководители и организаторы стандартизации А.К. Гастев, В.С. Емельянов, А.Е. Вяткин, В.В. Бойцов; крупнейшие ученые Г.М. Кржижановский,И.П. Бардин, Е.А. Чудаков, Д.П. Коновалов, Н.С. Курнаков, М.А. Шателен, А.И. Берг, С.А. Христианович и многие другие.
Отечественная стандартизация прошла большой путь. И не только по прямой. Мы говорили выше, что поначалу она формировалась по ведомственному принципу. Затем последовал процесс выстраивания вертикали. Позднее вновь, чтобы приблизить стандартизацию к жизни, было решено спустить ее, как тогда говорили, «на места». И в 1936 году Всесоюзный комитет по стандартизации был упразднен, а правом утверждать стандарты наделены комитеты по стандартизации в наркоматах (министерствах).
Преследуемая централизацией стандартизации цель – более широкое и более активное ее развитие - отчасти была достигнута. Однако со временем все более очевидными становились издержки «обратной стороны» предпринятой реформы. «Кто в лес, кто по дрова». Так тогда популярная и авторитетная газета «Гудок» охарактеризовала положение, сложившееся в результате децентрализации стандартизации.
Действительно, отсутствие единого «головного» органа весьма затрудняло выработку единой технической политики. Не было четкого разграничения объектов стандартизации между наркоматами, в результате чего стандарты дублировались, а на многие важные объекты - отсутствовали. При складывающемся узковедомственном подходе не всегда учитывались общегосударственные интересы.


Кржижановский Глеб Максимилианович

Председатель Комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны В 1927-1930
Государственный деятель, учёный-энергетик, академик и вице-президент АН СССР

НА ВОЕННЫЕ РЕЛЬСЫ

Признанный неудачным эксперимент был свернут в 1940 году. На Комитет по стандартизации, созданный при Совнаркоме (правительстве) СССР, возлагались разработка и утверждение государственных общесоюзных стандартов. Так появились ГОСТы.
Окончательно формирование ведомства оказалось очень своевременным. Великая Отечественная война была уже на пороге, и вновь созданному ведомству, возглавляемому Павлом Михайловичем Зерновым, предстояло в кратчайшие сроки перестроить стандартизацию, подчинив ее нуждам обороны и условиям работы промышленности в военное время. И это удалось. Общепризнанно, что стандартизация сыграла свою роль в создании оружия Победы!
В послевоенные годы стандартизация вновь возвращается на мирные рельсы, подчиняясь логике задач восстановления и развития экономики.
Советский Союз в числе первых стран стал членом Международной организации по стандартизации (ИСО). Ныне по правопреемственности членом ИСО является Российская Федерация.

«БОЙЦОВСКИЙ» ПЕРИОД


Василий Васильевич БОЙЦОВ

Председатель Государственного комитета СССР по стандартам (1963–1984 гг.)

В середине 60-х годов ведомство возглавляет Василий Васильевич Бойцов. Видный организатор авиационной промышленности, крупный ученый, доктор технических наук, профессор. Бойцовский период - яркий созидательный этап развития отечественной стандартизации.
Под руководством В.В. Бойцова к началу 70-х годов была сформирована эффективная государственная система стандартизации. Естественно, приспособленная под ведение планового хозяйства. Как стали говорить, критически ее оценивая, на этапе перехода к рынку – система стандартизации, обслуживающая «командно-административную и планово-распорядительную экономику». Но какова экономическая модель – такова и стандартизация.

РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ. ИДЕИ НЕ УМИРАЮТ!

В советские годы было положено начало работам, и ныне не утратившими свою актуальность и ценность. И не только для нашей страны. Этот тренд можно обозначить, как системность и комплексность стандартизации. Советский опыт внимательно отслеживался странами рыночной экономики. И его эффективность признавалась и «за бугром». Одно из подтверждений тому избрание Председателя Госстандарта СССР Президентом Международной организации по стандартизации (ИСО. Как с уважением подчеркивали зарубежные коллеги, В.В. Бойцов стал первым в мире министром стандартизации. И это, безусловно, поднимало ее международный авторитет.
В те годы впервые в мировой практике нашими соотечественниками положено начало разработке комплексов стандартов. В 1968 году утверждена «Государственная система стандартизации» (ГСС), установившая единый порядок разработки, обозначения, регистрации, издания, обращения и внедрения стандартов всех категорий на всех уровнях управления.
В 1970 году утверждены первые государственные стандарты Единой системы технической документации (ЕСТД) и комплекс государственных стандартов по безопасности труда, послуживший основой созданной впоследствии Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
Еще тогда в нашей стране начались разработки систем управления качеством продукции. Эти идеи, будучи доведенными до логического совершенства, спустя многие годы бумерангом вернулись к нам в виде признанных сегодня всем миром систем качества на базе международных стандартов серии ИСО 9000. А в СССР по существу пионерная система менеджмента качества (хотя тогда такого термина и в помине не было) была построена в Саратове. И была названа без претензии на внешний эффект, как мы сейчас бы сказали, на PR, - Саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее отделу технического контроля и заказчику с первого предъявления.
В дальнейшем были внедрены десятки отраслевых и территориальных систем повышения эффективности и качества продукции. И не все только в отчетах в вышестоящие инстанции. Были и те, которые показали, что поиск идет в верном направлении. В Москве при организационно-методическом сопровождении Московского центра стандартизации и метрологии (ныне ФБУ «Ростест-Москва») – Московская система комплексного управления качеством продукции. Именно в те годы рожден слоган - «Московское - значит отличное». И это не всегда было преувеличением.
В 80-е годы формируется новое направление в развитии отечественной стандартизации - начинается разработка стандартов с перспективными показателями, прокладывающим путь к более высокому качеству. Сегодня этот подход вновь востребован и на новом уровне возможностей начинает реализовываться в тренде на «стандарты развития».

ГОСПРИЕМКА, ИЛИ «С ШАШКАМИ НАГОЛО»!

Нельзя не вспомнить госприемку. Громкий этап истории ведомства в период его руководства Георгием Дмитриевичем Колмогоровым. Прекрасный инженер, Технарь с большой буквы, доктор технических наук, человек… Человек жесткий, волевой и целеустремленный, он как никто другой подходил на роль руководителя проекта, который в прессе назвали «кавалерийской атакой за качество с шашками наголо»!
Госприемка была по сути единственной реально предпринятой попыткой реализации курса Юрия Владимировича Андропова на наведение трудовой, исполнительской дисциплины.
На идею госприемки навел хорошо себя зарекомендовавший опыт военной приемки на предприятиях, работающих на оборону. К оборонной продукции претензий не было. И быть не могло! И люди никак не могли понять, почему же мы умеем делать танки, и не можем – кастрюли?!
Госприемка – это приемка качества продукции от имени государства (отсюда: государственная приемка) специалистами Госстандарта, в большинстве своем специально для этой цели рекрутированными с тех предприятий, куда они и были затем десантированы полномочными представителями этого надзорного ведомства. То есть это были не просто квалифицированные специалисты, а опытные производственники, досконально знающие предприятие, его сильные и слабые стороны.
Функции представителей госприемки, в отличие от их коллег по военной приемке (военпредолв), не ограничивались исключительно отбраковкой нестандартной, некачественной продукции. «Госприемщикам», никак независимым от руководства предприятий и обладающим большим практическим опытом, конкретными знаниями и реальным административным ресурсом, вменялось лично участвовать в формировании условий, объективно обеспечивающих системный выпуск качественной продукции.

Болезненно, но процесс оздоровления шел: предприятия актуализировали техническую документацию, совершенствовали технологии, укрепляли технический контроль, занимались метрологическим обеспечением производственных процессов и др.
Проблема, однако, была в том, что госприемка, как вскоре стало ясно, пришлась не ко времени. Запоздала! В обществе уже зрели совсем другие, перестроечные настроения. Первым «бросил камень» экономист, профессор МГУ и будущий первый мэр Москвы Гавриил Харитонович Попов, в газете «Известия» назвавший госприемку административной, не экономической мерой. Как будто кто-то выдавал ее за иную!

Но воистину первым гвоздем в гроб госприемки стало решение Бориса Николаевича Ельцина, в то время первого заместителя председателя Госстроя СССР (в ранге министра), об отмене госприемки в строительстве. Работники этого ведомства вспоминают, что это было одно их очень немногих конкретных дел по должности, на которые Ельцин отвлекся от куда больше его занимавшей кипучей политической деятельности. После этого процесс демонтажа госприемки принял лавинообразный характер.
А ведь госприемка работала. Даже в условиях экономики, ориентированной на «вал», на объемы выпускаемой продукции, на количество. Работала, многим наступая на мозоль, вызывая раздражение и противление. И это уже само по себе говорило о том, что она проводится не для галочки, не для проформы, а работает.
Сегодня, спустя многие годы, мы знаем, что и рынок, на который уповали противники госприемки, сам по себе проблему качества не решил. Как тут не вспомнить тех экономистов и хозяйственников, которые предупреждали (но не были услышаны), что переход к рынку нужно было начинать, лишь любыми способами стабилизировав экономику, а не доведя, как было сделано тогда, экономику до ручки. А ведь именно этой цели – наведению элементарного производственного порядка и укреплению исполнительской дисциплины - служила госприемка, по-быстрому свернутая на полдороге.


Георгий Дмитриевич КОЛМОГОРОВ

Председатель Государственного комитета СССР по стандартам (1984–1989 гг.)

РОССТАНДАРТ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

В ноябре 1991 года в новой России на базе Российского республиканского управления Госстандарта СССР образован руководящий орган по стандартизации новой России - Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).
По мере перехода страны на рыночную систему хозяйствования все больше давали о себе знать издержки зацентрализованности государственного регулирования экономики: явно избыточные государственные функции, громоздкие процедуры, необоснованно завышенные требования. Стандарты стали называть путами, связывающими ищущих, предприимчивых, по-новому думающих товаропроизводителей. Основания на это были.
Стандартизация требовала нового концептуального осмысления. Гордостью стандартизаторов советского времени был огромный фонд стандартов. Государственные стандарты служили одним из самых действенных инструментов государственного регулирования. На каждом было начертано: несоблюдение ГОСТ преследуется по закону, вплоть до уголовной ответственности. И ее прецеденты были. Обязательные «от корки до корки» стандарты, в отсутствие рынка выполняли функции жесткого регулятора качества. Не будем говорить об эффективности этого механизма. Но и альтернативы стандарту в отсутствие рынка, конкуренции не было в принципе.
Но то, что было объективной необходимостью в условиях плановой экономики, становилось барьером на пути расширения самостоятельности субъектов хозяйствования.
Революционным стало вступление в силу в июле 2003 года Федерального закона «О техническом регулировании». Законодательно была закреплена рыночная концепция, согласно которой качество признано рыночной категорией и его показатели перестали быть обязательными. В несколько вульгаризованной форме ту логику можно представить так: желаешь, выручить за свой товар больше, потрудись обеспечить качество. Что касается потребителя, то тут с точностью до наоборот: предпочитаешь товар более высокого качества – будь готов заплатить дороже.
Конечно, с этим не поспоришь: качество - функция от стоимости. Но гладко, как выяснится, было только на бумаге. Уж очень далеки порой самые стройные и вроде бы очевидные умозрительные построения от жизненных конструкций. Правило «по цене и качество» с утверждением рынка не восторжествовало. Люди никак не могут понять, почему товар, маркируемый ГОСТ, никакого отношения к обещанному им качеству не имеет?! Ну и самая запредельная цена продукта не стала «зеркалом» его качества. Наоборот, откровенно завышенная цена становится ходовым маркетинговым приемом: пусть, мол, народ тешит себя надеждой, что высокая цена обусловлена очень высоким качеством...

Итак, ГОСТы (теперь – национальные стандарты), что называется, в одночасье стали документами добровольного применения. Производители валом стали «съезжать» с жестких стандартов на до податливости мягкие ТУ.
Главным и единственно обязательным нормативным документом становится Технический регламент. Устанавливающий только требования по безопасности. ГОСТы стали главным образом обеспечивающим документом. То есть их исполнение является способом и доказательством выполнения требований технических регламентов. Соответственно исподволь начало выхолащиваться содержание стандартов – из них стали уходить показатели качества. Те ориентиры, которые по результатам дорогостоящих НИР и ОКР, маркетинговых исследований нацеливали и выводили предприятия на новые уровни качества.
Все большему числу людей, в том числе, далеких от профессиональной деятельности в области стандартизации, становилось ясно, что в поиске «смысла» стандарта мы все еще далеки от заветного финиша. В газете «Московский тест», выпускаемой Ростест-Москва, в публикации, посвященной 80-летию Росстандарта, успокаивающе и обнадеживающе сообщалось: работа по созданию более эффективной, востребованной промышленностью и потребителями национальной системы стандартизации продолжается.
Понадобилось более 10 лет применения закона, кардинальная смена руководства Росстандарта, общественное движение в защиту стандартизации, чтобы та была «реабилитирована» и нашла свое место и роль в государственном регулировании.

Из интервью Руководителя Росстандарта Алексея Владимировича Абрамова газете «КоммерсантЪ»:
«Мы больше десяти лет жили по правилам только технического регулирования и воспринимали стандартизацию как элемент технического регулирования. Но техническое регулирование - лишь одна из областей применения стандартов, и не самая основная. Мы считаем, что передовые государства - если они заинтересованы в будущем, в развитии отраслей промышленности, в развитии секторов экономики,- должны думать о стандартах, не только связанных с минимальным уровнем безопасности (от админ. сайта: для обеспечения техрегламентов), но о тех, что позволят предприятиям развиваться.
Методологически неверно слепо копировать зарубежный опыт. Мы должны его учитывать, но должны и понимать наличие внутренних технологических ограничений в национальной экономике на импорт внешних наработок. Нашу промышленность, наше сельское хозяйство и другие отрасли экономики необходимо обеспечивать стандартами, которые последовательно позволят этим отраслям прийти к должному уровню оснащения, должному уровню организации технологических процессов. Нельзя просто взять и ввести, например, европейский стандарт в какой-то области, не оценивая экономических рисков, которые могут быть. Можно просто убить работающего в этой области российского производителя, если сообщить ему, что с завтрашнего дня он должен отвечать этим требованиям. Но нельзя и бесконечно долго смотреть на использование устаревшего стандарта, рассчитывая, что без внешнего воздействия производитель решит сам вылезти из ямы. Очень многим нужно помогать не только деньгами, но в том числе и выставляя определенные планки развития. Стандарт - в том числе такая планка».
Уже в ближайшем времени мы ожидаем принятие «Закона о стандартизации в Российской Федерации». Который прошел длительный и тернистый путь обсуждений и согласований. И поддержан экспертным, бизнес и потребительским сообществами.
Закон наполнит понятие «национальная стандартизация» новыми, созвучными вызовам времени смыслами, сделает ее эффективным инструментом социально-экономического развития, формирования инновационного потенциала страны, модернизации экономики, повышения качества продукции и ее конкурентоспособности, импортозамещения, обеспечения продовольственной безопасности и товарной независимости государства, укрепления его обороны.

Цель: показать влияние войны на состояние советского общества, его жизненные ценности, духовный мир, развитие новых культурных процессов.

Понятия:

«Общество надежд»; «ленинградское дело»; «апогей сталинизма».

«Общество надежд»- Несмотря на трудности первых послевоенных лет и огромные разрушения и потери, которые Советская страна понесла в годы войны, советские люди не отчаялись и не опустили руки. Они готовы были начать всё сначала и с неослабевающей энергией и энтузиазмом вместе взялись за восстановление страны. Восстановление страны проходило тогда в очень трудных и тяжелых условиях. Люди жили в землянках и бараках, трудились зачастую под открытым небом или в холодных неотапливаемых помещениях и заводах. В это время была очень высокой смертность от недоедания, болезней, холода и антисанитарии. Из-за плохого состояния сельского хозяйства и плачевного состояния послевоенной советской экономики продовольствие и товары первой необходимости еще полтора года после Победы в Великой Отечественной войне продолжали продаваться по карточкам и талонам. Они были отменены только в ходе проведения денежной реформы в начале января 1947 года. Кроме того сам труд советских людей в начале послевоенного восстановления практически мало чем отличался от условий труда в военное время. Еще долгое время продолжали действовать законы о труде военного времени. По ним за один прогул и несколько опозданий на работу рабочий мог быть привлечен к судебной ответственности, а иногда даже попасть в тюрьму или отправлен в лагерь системы ГУЛАГа. Эти законы были отменены только в 1956 году.

Тем не менее, несмотря на огромные трудности и опустошения жизнь налаживалась. Победа в Великой Отечественной войне возвысила советских людей в их собственных глазах. Народы нашей страны гордились своей Советской державой, испытывали гордость за победу над фашистской Германией и освобождение от фашистской оккупации стран зарубежной Европы. Все обиды, трудности и унижения довоенных сталинских лет были как бы забыты. В первые послевоенные годы сотрудничество и дружба союзных республик и всех советских народов, включая русских, еще более окрепли и стали еще прочнее, чем в годы войны. Это проявилось в восстановлении городов и важнейших промышленных объектов. В восстановлении промышленности и сельского хозяйства приняли участие все союзные республики и все основные советские народы. Каждая республика и каждый народ помогали друг другу всем, чем могли, поставляли продовольствие, оборудование и стройматериалы. С неослабевающим энтузиазмом и самоотверженностью трудящиеся в свободное от основной работы время принимали участие и в восстановлении разрушенных городов и сёл. Они разгребали и разбирали завалы, отстраивали жилые дома и общественные здания, занимались реставрацией важнейших исторических зданий. Одновременно возвращались из эвакуации, промышленные предприятия, восстанавливались транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. Всего за какие-нибудь несколько лет разрушенные города и сёла в районах, пострадавших от военных действий и оккупации, восстановились и стали еще лучше и краше. Годы четвёртой и пятой пятилеток были временем, когда энтузиазм и напряжение сил были беспримерными и не имели прецедентов в мировой истории. Это было единственное время в истории нашей страны, когда советские люди самоотверженно и героически трудились, трудились не ради денег, славы и наживы, а ради восстановления нашей страны, ради более лучшей и счастливой жизни.

«Ленинградское дело» - общее название ряда судебных дел, сфабрикованных в 1949-52 с целью ослабить Ленинградскую партийную организацию, политически дискредитировать и физически уничтожить ряд партийных и государственных деятелей, выдвинувшихся накануне и в годы Великой Отечественной войны. Было создано в условиях культа личности и режима личной власти И. В. Сталина. «Л. д.» инспирировано Л. П. Берия (заместитель председателя Советского Министра СССР), В. С. Абакумовым (министр госбезопасности СССР) и их подручными при активном содействии секретаря ЦК ВКП(б) Г. М. Маленкова с санкции Сталина. Были арестованы члены Политбюро ЦК ВКП(б), заместитель председателя Советского Министра СССР, председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский (заместитель председателя Ленгорисполкома в 1935-38), секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов (1 й секретарь Ленинградского обкома и горкома партии в 1945-46), председатель Совета Министров РСФСР М. И. Родионов, а также 1 й секретарь Ленинградского обкома и горкома партии П. С. Попков, 2 й секретарь Ленинградского обкома Г. Ф. Бадаев, 2 й секретарь горкома Я. Ф. Капустин, секретарь горкома П. И. Левин, председатель Ленинградского областного совета И. С. Харитонов, председатель Ленсовета П. Г. Лазутин и ряд других руководящих работников Ленинграда. Им были предъявлены клеветнические обвинения в заговорщицкой контрреволюционной деятельности в партии, в намерении превратить Ленинградскую партийную организацию в свою опору для борьбы с ЦК ВКП(б); в осуществлении подрывной работы в государственных органах, нанесении материального ущерба государству и др. В ходе следствия использовались незаконные методы, арестованных заставляли «признаваться» в преступлениях, которых они не совершали. Главный процесс по «Л. д.» проходил в сентябре 1950 в Доме офицеров (Литейный проспект, 20; здесь же впоследствии проходил процесс над их палачами). Процесс был закрытым, и сведения о нём в печать не поступали. По «Л. д.» в 1949-52 Военной коллегией Верховного суда СССР и Особым совещанием при Министерстве госбезопасности осуждены и приговорены к расстрелу или длительному тюремному заключению свыше 200 партийных и советских работников Ленинграда и их близкие и дальние родственники; по главному процессу приговорены к смертной казни и расстреляны Вознесенский, Кузнецов, Капустин, Лазутин, Попков и М. И. Родионов (предположительно захоронены на Левашовской пустоши). Сотни ленинградских коммунистов, в том числе и выдвинутых на руководящую работу в другие районы страны, исключены из партии и высланы, арестованы за «связь» с подсудимыми по «Л. д.». После смерти Сталина и разоблачения в 1953 Берия ЦК КПСС в 1954 провёл проверку «Л. д.». Были установлены ложность обвинений и нарушение социалистической законности. Все обвинявшиеся по «Л. д.» в 1954 реабилитированы, в том числе многие посмертно.

"Демократический импульс" войны - Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных издержек. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре. "Демократическому импульсу" войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным Системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Даже сама победа в войне отождествлялась в массовом сознании с победой тоталитарного режима. Различия в отношении к личности, в уровне жизни в этих странах и в СССР были настолько велики, что не могли не посеять сомнений у оказавшихся в Европе советских людей в правильности оценок, звучавших в устах пропагандистов, в целесообразности пути, по которому шла страна все эти годы.

Демократический импульс" войны проявился и в возникновении целого ряда антисталинских молодежных групп в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске. Однако абсолютное большинство населения страны воспринимало победу в войне как победу Сталина и возглавляемой им системы. Поэтому в стремлении подавить возникшее социальное напряжение режим пошел по двум направлениям: с одной стороны, по пути декоративной, видимой демократизации, а с другой - усиления борьбы с "вольнодумством" и укрепления тоталитарного режима.

«Апогей сталинизма»- В марте 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров. Одновременно по нарастающей шло увеличение количества министерств и ведомств, росла численность их аппарата. В это же время прошли выборы в местные советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. К началу 50-х гг. усилилась коллегиальность в деятельности Советов в результате более частого созыва их сессий, увеличения числа постоянных комиссий. В соответствии с Конституцией были впервые проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей. Однако, несмотря на внешне позитивные, демократические изменения, в эти самые годы в стране ужесточался политический режим, нарастала новая волна репрессий. Система ГУЛАГа достигла своего апогея именно в послевоенные годы, так как к сидевшим там с середины 30-х гг. "врагам народа" добавились миллионы новых. Один из первых ударов пришелся по военнопленным, большинство из которых (около 2 млн.) после освобождения из фашистской неволи были направлены в сибирские и ухтинские лагеря. Туда же были сосланы "чуждые элементы" из прибалтийских республик, Западной Украины и Белоруссии. По разным данным, в эти годы "население" ГУЛАГа составляло от 4,5 до 12 млн. человек.

В 1948 г. были созданы лагеря "специального режима" для осужденных за "антисоветскую деятельность" и "контрреволюционные акты", в которых использовались особо изощренные методы воздействия на заключенных. Опасаясь возросшей в ходе войны популярности военных, Сталин санкционировал арест маршала авиации А.А. Новикова, генералов П.Н. Понеделина, Н.К. Кириллова, ряда сослуживцев маршала Г.К. Жукова. Самому полководцу были предъявлены обвинения в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров, неблагодарности и неуважения к Сталину.

Репрессии затронули и часть партийных функционеров, стремившихся к независимости. В начале 1948 г. были арестованы почти все лидеры ленинградской парторганизации. Общее число арестованных п о "ленинградскому делу" составило около 2000 человек. Спустя некоторое время были отданы под суд и расстреляны 200 из них. "Ленинградское дело" должно было стать суровым предостережением тем, кто хоть в чем-то мыслил иначе, чем "вождь народов".

Наряду с другими изменениями война привела к увеличению неподконтрольных "верхам" идейных и политических движений, в том числе и национальных. Особый размах они приобрели на территориях, вошедших в состав СССР в 1939-1940 гг., где борьба против коллективизации и советизации продолжалась до начала 50-х гг. Было депортировано, сослано или арестовано около 300 тыс. украинцев, 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев.

Началась ревизия истории национальных отношений в России и СССР, в ходе которой любые национальные движения рассматривались как реакционные и вредные. Усилилось и давление на национальные отряды интеллигенции, традиции и культуру "малых народов". Так, с 1951 г. началась критика национального эпоса мусульманских народов как "клерикального и антинародного".

Особого размаха национальная нетерпимость достигла в отношении представителей еврейской нации. С ноября 1948 г. начались аресты членов Антифашистского комитета и других еврейских интеллигентов, "людей без роду, без племени", обвиненных в "космополитизме". В мае - июле 1952 г. состоялся закрытый судебный процесс, приговоривший лидеров комитета к расстрелу. Одновременно власти начали выделять русский народ в качестве "наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав Советского Союза".

Восстановление "железного занавеса". С лета 1946 г. власти развернули широкое наступление против "западного влияния" на развитие отечественной культуры. По существу речь шла о наступлении на свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над ней. Поход против "западничества" возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б), отвечавший за идеологию, А.А. Жданов. "Железный занавес" был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с "космополитизмом". Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

В мае 1986 года на всех советских заводах и фабриках появилась новая служба, которая называлась «госприемка». Теперь это слово практически забыто, но в свое время оно было популярно не меньше, чем слово «перестройка». Введение госприемки представляло собой серьезную попытку правительства СССР повысить качество выпуска­емых промышленных товаров, причем чисто административными методами.

Качество продукции, производи­мой советской промышленностью, всегда вызывало большие нарекания. Особенно это касалось товаров народ­ного потребления. Проблема качества существенно обострилась в хрущев­ские времена - после отмены сталин­ского «пресса» в виде уголовных статей за «вредительство» на производстве.

Борьба за качество

Повышать качество продукции в народном хозяйстве страны решили административными методами. Сна­чала в середине 1960-х годов на всех советских предприятиях ввели ОТК - отделы технического контроля. В каж­дом цехе контролеры ОТК проверяли качество выпущенных изделий, пре­жде чем отправить их на склад готовой продукции.

Затем в различных областях про­мышленности был проведен ряд круп­номасштабных экспериментов по со­вершенствованию качества. Результаты этих экспериментов были признаны успешными, и в 1966 году вышел в свет документ комитета стандартов - «Комплексная система управления каче­ством продукции. Рекомендации по разработке и внедрению в объедине­ниях и на предприятиях».

С этого момента началось масси­рованное внедрение стандартизации в промышленности СССР в виде ГО­СТов - государственных стандартов. Появился и такой новый метод контро­ля, как Государственный знак качества. Он предназначался для маркировки товаров, отличающихся высокими по­требительскими свойствами и надеж­ностью. Наносился он на сам товар или его упаковку, а также размещался в со­проводительной документации, на яр­лыках и этикетках. Право использовать знак предоставлялось предприятиям только после тщательной двухлетней проверки качества изделий на основании государственной аттестации.

Однако затем он стал присваиваться бессистемно, без должного контроля и быстро девальвировался в глазах поку­пателей.

Дело доходило до того, что обувь, помеченная знаком качества, раз­валивались после трех дней носки, а бытовые приборы через неделю выхо­дили из строя. В общем, некогда гарантировавший отличное качество знак утратил свою былую силу. То же самое случилось и с пресловутыми отделами ОТК.

Даже промышленные товары, от­правляемые на экспорт, отличались крайне невысоким качеством. Что да­вало законный повод западным газетам высмеивать на все лады «пьяниц и бра­коделов из социалистического блока».

При этом товары народного потре­бления, изредка и различными путями попадавшие в СССР из капиталистиче­ских стран, отличались отменным каче­ством, что наглядно свидетельствовало о высоком уровне развития западной экономики и промышленности.

В общем, в середине 1980-х годов ру­ководители СССР пришли к умозаклю­чению, что «так дальше жить нельзя». И с качеством выпускаемых товаров что- то надо срочно делать.

Вместо ОТК

Традиционно высокое качество про­дукции в СССР наблюдалось только в одной отрасли: на предприятиях воен­но-промышленного комплекса. За этим очень строго следили специальные уполномоченные органы - военпреды и военная приемка.

Исходя из этого, советское руковод­ство и решило ввести на всех заводах, выпускающих гражданскую продук­цию, новый орган контроля качества - государственную приемку.

Госприемка являлась полностью не­зависимой организацией. В отличие от контролеров ОТК работники госпри­емки не подчинялись администрации завода. Не зависели от нее ни юриди­чески, ни финансово и не были материально заинтересованы в выполнении плана. Они должны были осуществлять тотальный контроль качества выпуска­емой продукции и поставить надеж­ный заслон браку.

Первоначально госприемка вводи­лась на 1500 важнейших предприяти­ях страны. Требования к работникам госприемки предъявлялись чрезвы­чайно высокие - высшее техническое образование, стаж работы по специ­альности не менее трех лет, обязатель­ное членство в КПСС, возраст до 45 лет.

В распоряжение органов госприем­ки выделялось самое современное из­мерительное оборудование и прибо­ры контроля, просторные помещения. Оклады сотрудников госприемки пре­вышали зарплату инженерно-техни­ческих работников отрасли примерно на одну треть, а кое-где и наполовину. Плюс хорошие премии. Поэтому же­лающих потрудиться в новой системе оказалось много. Причем это были очень грамотные и квалифицирован­ные специалисты, инженеры, техни­ки. Сотрудники госприемки получали полную моральную поддержку со сто­роны партийного и государственного руководства СССР, союзных республик, краев и областей. О них много писали газеты, рассказывало радио и телеви­дение.

Торжество халтурщика

Однако эксперимент с госприемкой проходил слож­но. Сначала сотрудники госприемки взяли быка за рога и навели «леденя­щий» ужас на бракоделов. Причем наводить ужас были все причины: каче­ство продукции не просто хромало, оно во многих слу­чаях отсутствовало как таковое.

На некоторых предприяти­ях из-за устаревшего и изно­шенного оборудования гнали такой брак, что списанию под­лежало чуть ли не сто процентов всей изготовленной продукции. На многих заводах процент изделий, соответству­ющих ГОСТу, не превышал трид­цати процентов. Поэтому, что­бы выполнить план и получить заработную плату, работники предприятий шли на самые изо­щренные методы обмана.

Например, на Полтавском заводе газоразрядных ламп, как рассказывал позднее один из его сотрудников, лампы от­личного качества принимались ОТК, на ящиках ставился штамп, но ящики с продукцией не запе­чатывались. Затем происходила передача продукции госприем­ке. Госприемка в присутствии ОТК и администрации проводи­ла проверку, ставила свой штамп, ящики запечатывались, на них лепился Государственный знак качества СССР, и они отправлялись на центральный за­водской склад.

В три часа ночи ящики с продукцией перемещались назад в цеха, распако­вывались, в них укладывались лампы, которые изначально не горели или которым это недолго было суждено, и все это отправлялось на склад. А ка­чественные лампы оставались лежать в цехе для следующего предъявления госприемке. Такие махинации прово­рачивались на многих предприятиях.

Со временем руководители заво­дов нашли другой способ, как сбывать продукцию, не соответствующую ГО­СТу. Руководство таких предприятий правдами и неправдами получало раз­решения у Госстандарта СССР реализовывать бракованные изделия, не прошедшие госприемку.

Госстандарт накладывал примерно такую обтекаемую резолюцию: «Не воз­ражаем против реализации продукции с отклонениями от ГОСТа, не влияющи­ми на работоспособность изделия». Не­качественные изделия стали уценивать и отправлять потребителю. Это счита­лось временной мерой для начального периода по повышению качества, что­бы, как говорится, не выбрасывать уже выпущенную продукцию.

Таким образом, эффектив­ность работы органов го­сприемки на многих пред­приятиях была сведена к нулю. Видя полную бес­перспективность и бес­смысленность своей работы, госприемщики стали массово закрывать глаза на брак и халтуру. А там, где сотрудники госпри­емки проявляли принципи­альность, порой приходилось останавливать производство, а рабочие оставались без зар­платы.

По этим причинам руководство СССР в начале 1989 года стало свертывать работу госприемки. В стране был взят новый курс на рыночные реформы и модернизацию экономики. Предпо­лагалось, что хозрасчетные предпри­ятия возьмут кредиты, своими силами проведут модернизацию производства и наладят выпуск качественной про­дукции. И качеством товаров будет управлять рынок, где сами покупатели участвуют в «приемке» товара.

Справедливости ради стоит сказать, что и в позднем СССР существовали то­вары народного потребления высоко­го качества. Например, радиоприемни­ки рижского завода «ВЭФ», стиральные машины «Вятка», холодильники неко­торых марок, ковры, хрусталь, столо­вые приборы из нержавеющей стали и некоторые другие изделия. Но их было слишком мало и они терялись в общем море низкопробной халтуры.

Андрей НИКИТИН