Тема лето в логопедической подготовительной группе. Игровое упражнение «В путь!»

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 МБДОУ «Детский сад «Теремок» Конспект логопедического занятия Тема: «Лето» Старшая речевая группа 2 Проводила: учитель логопед Чайковская Е. Ю год

2 Задачи. Коррекционно образовательные: - обобщить и уточнить представления детей о лете; - расширить представления детей о растениях луга, леса, поля, о жизни насекомых; - углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе; - закреплять навык звукового и слогового анализа; - учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения; - совершенствовать умение образовывать имена существительные ед. и мн. числа в Р. п., подбирать антонимы. Коррекционно развивающие: - развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности; - развивать логическое мышление; - продолжать развивать умение координировать речь с движением. Коррекционно воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе; - воспитывать речевой этикет: умение слушать, не перебивать товарища.

3 Ход занятия: 1. Дети, отгадайте загадку: В чистом небе солнце светит ярко, можно искупаться: очень жарко. Нравится мне время года это. Угадали? Ну, конечно это лето. -Давайте мы сегодня поговорим о лете. Сколько месяцев у этого времени года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом? Какое лишнее слово в этом ряду? (июнь, июль, лето, август) 2. Упражнение «Подбери признаки». - Лето прекрасное время года. А какое солнце летом? (яркое, теплое, горячее, ласковое). Небо голубое, высокое, светлое, Трава мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая, Птицы сытые, веселые, радостные, проворные, Вода в реке голубая, прозрачная, теплая, приятная. Почему вода в реке теплая? 3.Выделение первого звука в слове. -Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое слово. Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, самокат, велосипед, река. -Вспомните свое слово и первый звук в слове. У кого был первый звук в слове гласный? Согласный твердый? Согласный мягкий? 4.Упражнение «Телеграф» (слоговой анализ). -Разделите свое слово на слоги (отхлопали). Вспомним правило: «Ск. в слове гласных звуков, столько и слогов». -У кого из вас было самое длинное слово? Самое короткое?

4 5.Упражнение «Составь предложение». - Вспомните свое слово и придумайте предложение со своим словом. У нас получился рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо летом!» 6.Физ. минутка. «Речка». -Вы сказали, что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке? Выходите в круг. К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе раз, это брасс. Одной, другой это кроль. Все как один плывем как дельфин. Вышли на берег крутой и отправились домой. 7. Упражнение «Наоборот» (подбор антонимов). - Летом много насекомых и паучков и они все такие разные. Комар маленький, а бабочка (большая). У бабочки усики длинные, а у пчелы короткие. У осы крылья узкие, а у шмеля широкие. Муха вредное насекомое, а пчела полезное. Стрекоза большая, а мошка маленькая. Муравей полезное насекомое, а комар вредное. У шмеля спинка мохнатая, а у осы гладкая. У комара спинка тонкая, а у шмеля толстая. У мухи ножки короткие, а у кузнечика длинные. У пчелы ножки толстые, а у комара тонкие. У стрекозы спинка узкая, а у жука широкая. - Какие вы молодцы! Давайте поиграем.

5 8. Упражнение «Один много» (с мячом). - Я вам называю одно насекомое, а вы мне много. Оса много ос, жук много жуков (пчела, кузнечик, бабочка, стрекоза, комар, муха, муравей, шмель). 9.Игра «Тут, конечно, каждый знает». -Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете? Дети отвечают и по кругу передают мяч (футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.). -Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов. -Если они растут на лугу они (какие?) луговые, В поле полевые, в лесу лесные, в саду садовые. -Какие полевые и луговые цветы вы знаете? Дети отвечают и по кругу передают мяч (медуница, одуванчик, мак, колокольчик, василек, лютик, ромашка, ветреница, незабудка, ландыш). 10. Звуковой анализ слова МАК. - А этот цветок как называется? Давайте мы это слово зашифруем. Дети выкладывают схему слова - МАК. -Какой первый звук в слове? (согласный твердый). Звонкий он или глухой? Проверим. Какой домик ставим? Какой второй звук? (гласный). Проверим есть ли преграда для воздуха. Какой домик ставим? Какой третий звук? -Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Молодцы! Справились с трудным заданием! 11.Стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза. Я рисую лето а какого цвета? Красной краской - солнце, на газонах розы. А зеленой поле, на лугах покосы. Синей краской небо и ручей певучий.

6 А какую краску я оставлю туче? Я рисую лето очень трудно это. - А нам лето нарисовать совсем не трудно. Я вас превращаю в художников. Какую краску вы выбираете? Почему? (Я возьму зеленую краску, потому что летом зеленая трава. А я возьму красную, потому что летом цветут красные маки. Я возьму белую краску, потому что летом белые облака и т. д.) -Какая у нас красивая картина получилась! Вы просто молодцы! 12.- Но мы еще кое что забыли сказать о лете. Летом у всех детей каникулы, а у взрослых отпуск. Я желаю вам и вашим родителям прекрасного настроения и хорошего отдыха летом. Танец «Лето». Дети приглашают родителей.


Тема: ««В гости к меньшим друзьям насекомым». (старший дошкольный возраст) Интеграция образовательных областей: Коммуникация, познание, социализация, музыка. Задачи: Образовательная область «Познание»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы. «Школа 1874» (дошкольное отделение, ул. Новикова дом 4 кор 3) Занятие с элементами ТРИЗ «Путешествие муравьишки» старшая группа воспитатель:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы по теме: «Природа-волшебница», проведенной воспитателем МДОБУ центра развития ребенка детского

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 49 «ФЕЯ» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Природа

Тема. День победы. 04.05.16 Согласование прилагательных с существительными родительного падежа мужского и среднего рода с предлогом «У». 1. Вспомнить и назвать военные профессии (танкист, лётчик, моряк,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14. Развлечение для детей 3-4 года «Наши летние друзья» Составила: Воспитатель: Лютко Л.А. Провели: Воспитатель: Лютко Л.А. Музыкальный

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Насекомые». Цель занятия. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, среда обитания, свойства, назначение); формировать навыки и умения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 105 Конспект непосредственно образовательной деятельности «Какого цвета лето» в старшей группе Составила: воспитатель Смирнова Е.Н. Рыбинск,

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе МБДОУ я/сада «Подснежник» по коррекции слоговой структуры слова учителя-логопеда: Панченко Галины Терентьевны Тема: «Путешествие на воздушном шаре».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 63 Приморского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности «Волшебница - вода» Образовательная

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 18 «Алёнушка» Пролетарского района Ростовской области х.николаевский 2-й Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии

Конспект Совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта «Волшебная сила воды». Тема: «Вода и ее превращения» Воспитатель Шаповалова Н.Н. Дети средней группы «Кузнечики» Цель: закрепить знания

Любимова Валентина Петровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 61, г. Томска КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «АВТОМАТИЗАЦИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» общеразвивающего вида Конспект занятия по дополнительной образовательной услуге «Профилактика и коррекция речевого развития»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Обучение детей грамоте «Секрет волшебного цветка» Подготовила: воспитатель высшей категории Орлова Татьяна Андреевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие на планету Математика». Подготовила воспитатель подготовительной

Здравствуй, лето! Описание: Массовый праздник встречи с летом, который можно приурочить к "Международному дню защиты детей", не требующий предварительной подготовки на площадке детского сада Возрастная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа город Волгореченск Костромской области «Центр развития ребенка - Детский сад 7 «Русалочка» Конспект НОД по развитию речи

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ЗПР с использованием электронного пособия «Грамотейка» по теме «Весна» Задачи: Образовательные: Познакомить

Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ Исхакова Ландыш Мансуровна воспитатель МБДОУ «Детский сад 50» г. Казань, Республика Татарстан

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников 16 «Малышок» КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ

Конспект НОД «Весна идет! Весне дорогу!» во второй младшей группе, в соответствии с тематической неделей «Весна» Воспитатель: Ахмедова Мадина Халитовна, МБДОУ детский сад 397 г.о. Самара Цель: закрепить

Тема: «Весна» (конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте) Провела: учитель-логопед МДОУ «Детский сад 97 комбинированного вида» г.о.саранск Батина Т.Н. Цель:

МБДОУ 21 «СВЕТЛЯЧОК» Конспект итогового занятия в средней группе Путешествие в страну знаний Подготовила воспитатель средней группы Вагапова У.В. Конспект итогового занятия в средней группе Задачи: - Уметь

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 321» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад 321» г.о. Самара) Россия, 443074, г. Самара, ул. Аэродромная,

НОД по ознакомлению с миром природы «Эти удивительные насекомые» (старшая группа). Цели: познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес

Тема: «День Победы» 1. Отгадайте загадки: 4.05.16 *** Не машет крылом, а летает. Не птица, а всех обгоняет. *** Ходит город великан на работу в океан. *** Распустила алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш

ГБОУ ООШ 23 города Чапаевска СП «Детский сад» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Разноцветное лето». Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

Блок I. Целостное восприятие каждого объекта группы «Насекомые» при рассматривании I.1. Жук Задание I.1.1. насекомое. Рассмотри картинку с изображением жука. Назови жук Задание I.1.2. Назови насекомое.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 28 г. Яровое Алтайского края Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 «Семицветик» комбинированного вида Истринского муниципального района Совместная партнерская образовательная деятельность с детьми подготовительной

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ /Слоговой анализ и синтез слова/ «Прогулка в парк» в подготовительной группе (ОНР) Учитель логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский

МДОУ «Детский сад 247» Подготовила воспитатель Ревунова А.Н. Июнь 2016г. Консультация для родителей «Поиграем с малышом» СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД Лето благоприятный период

«Насекомые» (конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа «Корова» (по Е. Чарушину) Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы. Основные задачи:

Развлечение «День рождения Земли» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весны. Расширять представления детей о луговых цветах. Дать представления о посадке

Конспект интегрированного занятия в средней группе «НЕПОСЕДЫ». Тема занятия: «Люблю тебя - мой край родной». Воспитатель Королёва Елена Андреевна Программное содержание: Обобщать знания детей о растительном

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, с использованием ИКТ для детей второй младшей группы Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами!» Воспитатель: Вишнякова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок" г. Советский" Консультация «Осень» (дидактические игры для ознакомления с окружающим миром) Подготовили: Воспитатели

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие. Аппликация» на тему: «Ромашки-белые

ОГБОУ «Мосоловская школа интернат» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ по теме: «Звук [Л]. В гостях у Лунтика» с учащимися 1 класса Подготовила: учитель-логопед Н.Н. Булганина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 104 «Соловушка» городского округа тольятти План-конспект непосредственной образовательной деятельности «Прогулка по городу» для

МДОУ 19 «Берёзка» ЯМР Отчёт о проведении праздника «День Земли» в средней группе «Незабудка» Воспитатели: Бобылёва Т.В. Махова Л.Л п. Козьмодемьянск 2017г. День Земли Цель: Формирование у детей чувства

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга «Путешествие в мир насекомых» (конспект совместной деятельности с детьми

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 66 «Пчелка» Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимушка-зима» (с использованием

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РАДУГЕ» ПОДГОТОВИЛА: Соколова Татьяна Владимировна воспитатель I квалификационной категории Подольск, МАРТ 2017 г. ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 1 имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской городского округа Чапаевск Самарской области

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы Задачи: 1. Познавательное развитие. «Путешествие в страну цветов». Вызвать интерес к родной природе и ее познанию. 1 Воспитатели: Иванцова Нина

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники и ИКТ в старшей- подготовительной группе. Конспект непосредственной образовательной деятельности по

МАДОУ «Детский сад 75» г. Энгельс Саратовской области НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в Африку». подготовительная к школе группа Воспитатель: Лисина

Занятия по развитию речи. Тема. Игрушки. Закрепление. Программное содержание. Закрепить словарный запас по теме, расширение и уточнение словарного запаса путем подбора качественных и относительных прилагательных

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 6 «ЛУКОМОРЬЕ» ПРОЕКТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 2 «УЛЫБКА» «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО КРАСНОЕ!» ПОДГОТОВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 79 общеразвивиающего вида» г. Сыктывкара Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема: Составление сказки (подготовительная

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 п. Хинганск» Дошкольные группы Проект Хинганск, 2015 год Паспорт проекта «Насекомые вокруг нас» Вид проекта: познавательно

Конспект фронтальной ОУД по развитию речи с использованием нетрадиционных техник рисования на тему "Вот оно какое наше лето!" для детей старших групп детских дошкольных образовательных учреждений. Прилагается список используемой литературы и графические материалы.

Тема: Лето. Составление рассказа с опорой на картину.

Программное содержание:

Образовательная цель: Учить детей составлять рассказ с опорой на картину.

Коррекционные цели: Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; расширять словарный запас детей по данной лексической теме, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в употреблении глаголов настоящего времени единственного и множественного числа.

Развивающие цели: Развивать связную речь, логическое мышление, воображение, общую и мелкую моторику.

Воспитательные цели : Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: печатное изображение Бонифация, картины на летнюю тематику, с изображением летней природы, сюжетные картины с изображением летнего отдыха, яркая коробка, мяч, соль, раскраски на летнюю тематику, гуашь, кисточки, стаканы-непроливайки с водой, салфетки, клеенки для столов.

Ход занятия:

Логопед: Дети! Посмотрите, кто сегодня у нас в гостях! Вы узнали этого героя? (Бонифаций) Правильно, это лев, который на время каникул едет отдыхать к своей бабушке. Как вы думаете, какое время года приближается, если Бонифаций едет в отпуск? Подскажет вам загадка:

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это вы все меня, я …

(лето)

Беседа по теме.

Логопед: Среди вас все любят лето?

Кто из вас ждет лето? Почему?

С кем вы проведете лето?

Как вы собираетесь отдыхать?

Где, по—вашему, лучше всего отдыхать летом?

Как нужно готовиться к поездке?

Если вы останетесь дома, и никуда не поедете, то чем будете заняты?

Логопед: Расскажите, пожалуйста нашему гостю, за что же вы так любите лето?

Игра «Я люблю лето...»

Я люблю лето, потому что летом солнце светит ярко и греет жарко.

Я люблю лето, потому что летом день длинный, а ночь короткая.

Я люблю лето, потому что летом дует теплый ветер.

Я люблю лето, потому что летом часто идут теплые дожди, иногда с грозами.

Я люблю лето, потому что летом после дождя на небе бывает радуга.

Я люблю лето, потому что летом можно кататься на велосипеде.

Я люблю лето, потому что можно загорать и купаться.

Логопед: Да, лето действительно прекрасная пора! Предлагаю сыграть в игру. Если я говорю верно - хлопаете в ладоши, если я ошибаюсь - топаете ногами.

Игра «Бывает - не бывает»

Летом дети катаются на санках.

Летом на деревьях распускаются почки.

Летом дети лепят снеговика.

Летом дети пускают в ручьях кораблики.

Летом дети загорают и купаются.

Летом дети одевают легкую одежду.

Летом дети мастерят скворечники.

Летом на полях убирают урожай.

Логопед: Бонифаций очень любит подвижные игры и предлагает нам немного отдохнуть.

Физкультурная минутка (Выполняются движения в соответствии со словами)

У реки полной версии документа)

Логопед: Чем же еще знаменито лето? Посмотрите на картинки (Выставляются картины с летними пейзажами)

Упражнение «Подбери слово-действие».

На лугу…. много благоухающих цветов.

На деревьях …. много зеленых листьев.

На тропинках …. много ловких кузнечиков.

В траве …. много трудолюбивых муравьев.

Над душистыми цветами …. много пестрых бабочек.

На одуванчиках.… мед много мохнатых пчел.

В кронах деревьев весело … звонкие птицы.

Над летом ярко … солнце.

Логопед: У вас на столе лежат картинки, на которых нарисованы предметы. Внимательно посмотрите на них и придумайте к ним ласковые слова.

Игра с мячом «Назови ласково».

Солнце - солнышко

Речка - реченька

Лес - лесок

Трава - травушка

Лист - листочек

Цветок - цветочек

Гриб - грибочек

Ягода - ягодка

Стрекоза - стрекозка

Птица - птичка

Логопед: За время своего путешествия Бонифаций услышал некоторые интересные слова и выражения, но значение их он не знает. Надеюсь, вы сможете ему помочь.

Упражнение «Почему так говорят?»

Лето красное, потому, что цветы красивые.

Лето солнечное, потому что солнце светит ярко.

Лето ягодное, потому что много ягод.

Лето дождливое, потому, что часто идет дождь.

Лето грибное, много в лесу грибов выросло.

Лето спортивное, потому, что летом можно заниматься спортом.

Пальчиковая гимнастика «Лето» (загибаются пальцы по одному на каждый счет)

(в полной версии документа)

Логопед: Сегодня мы будем придумывать рассказ, который называется «Наше лето». А помогут нам в этом картинки. Но они не простые. Рассмотрите их. На них нарисован летний отдых, как отдыхают взрослые и дети в летний период. Летом можно много гулять на улице, кататься на велосипеде, строить песочные замки, играть в мяч, бегать босиком, ездить в гости к бабушкам и дедушкам. Бонифаций очень хотел привезти своей бабушке подарок, но не успел ничего приготовить. Но посмотрите, у него с собой большая, яркая коробка. Интересно, что же в ней? (Раскраски. Столы накрываются клеенками, выставляются гуашь, соль, кисточки, стаканы-непроливайки с водой, салфетки)

Нужно помочь и сделать подарочные летние открытки. Для этого мы будем раскрашивать наши картинки гуашью, а пока она не высохла, посыплем сверху солью. Вот такие необычные открытки у нас получатся!

Кроме того, вы должны рассказать нашему путешественнику, что нарисовано на вашей открытке, а он обязательно передаст их своей бабушке. Рассказы не должны быть похожи друг на друга.

(Заслушиваются 2—3 рассказа)

Логопед оценивает ответы детей на вопросы и анализирует их. Затем включается музыка на летнюю тематику. Дети слушают, закрыв глаза.

Логопед: Благодаря чудесной музыке, вашим прекрасный рисункам и увлекательным рассказам мы смогли почувствовать приближающееся лето. Бонифаций очень рад что погостил у нас. Говорит нам всем «Спасибо» и спешит на поезд. До новых встреч!

Итог занятия.

О каком времени года говорили?

Как лучше всего провести лето?

Что больше всего вам нравится в этом времени года?

Сидоренко Наталья Николаевна, учитель-логопед, ясли-сад №23 «Ақниет», г.Караганда, Казахстан

Чтобы скачать материал или !

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

«Путешествие по временам года».

Учитель-логопед: Коровина Т.Л.

Цель : систематизировать знания о временах года, их отличительных признаках и их последовательностью .
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить навыки словообразования и словоизменения;

- расширить и активизировать словарь детей по данной теме;
- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать правильное дыхание;

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков зимы, весны, лета, осени; мяч, и грушка мультипликационного героя Лунтика, часы «Времена года», «Одуванчики» для дыхательной гимнастики.

Ход.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость, а что бы узнать как его зовут вам необходимо отгадать загадку.

Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты -
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
(Лунтик)

Молодцы! Ребята Лунтик упал к нам с Луны и ещё не успел всего узнать. Сегодня он хотел бы узнать, что такое времена года. Давайте поможем Лунтику и отправимся в увлекательное путешествие по временам года. И в этом нам помогут волшебные часы (Часы «Времена года»).

II. Основная часть.

Л . Для того что бы нам побывать во всех временах года, необходимо перевести стрелки часов. Наше путешествие начинается! (Переводим стрелку часов на зиму). Первое время года, в котором мы побываем …

Д. Зима.

Л. А что бы познакомить Лунтика с зимой мы с вами немного поиграем.

Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

Рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)

Свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)

Летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает… (снег)

Висит, растёт, тает, плачет, капает... (сосулька)

Л. Молодцы ребята! А что бы рассказать о зимних забавах мы с вами поиграем в язычок.

Сказка «Как Язычок лепил снеговика»

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко

(открывать и закрывать рот под счет до 5) « Окошко»

и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом.

(высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) «Лопатка»

Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся

(широко улыбнуться, показав зубы) «Заборчик»

посмотрел вверх на солнышко

(поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5) «Качели»

потом вниз на снежок

(опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) «Качели»

и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку),

потом другой

(надуть правую щеку)

и, наконец, еще один, самый большой

(надуть обе щеки и удержать).

У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).

Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе) «Качели»

потом вниз

(опустить язык к нижней губе) «Качели»

по сторонам

(подвигать язык влево-вправо) «Часики».

и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки

(зажмурить один глаз, потом — другой),

из морковки получился длинный нос

(высунуть язык и потянуть вперед),

из веток Язычок сделал снеговику руки

(потянуть язык вправо, потом — влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим

(подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым).

Вот какого снеговика слепил Язычок!

Л. Посмотрите, пока мы играли наши стрелки подошли к следующему времени года - ……..

Д. Весна.

Л. Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске картинки времён года). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети по картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, … дети надели весеннюю одежду и т.д.).

Л. Молодцы ребята! Лунтику очень нравится путешествовать вместе с вами. А пока наши стрелки не перешли в следующее время года, давайте поиграем с нашими пальчиками.

«Весна»

Снова солнце в небе улыбается , (Накладываем ладонь левой руки на тыльную сторону правой руки, пальцы растопыриваем).

Снег растаял, ручейки звенят . (Разводим руки в стороны, рисуем волну).

И подснежник первый распускается , (Соединяем кисти рук « бутончик», пальцы разводим в стороны).

С юга птицы с песнями летят . (Машем ручками. Изображаем крылья птиц).

Л. Вот мы с вами и перешли к новому времени года - ….

Д. Лето

Игра «Слово на ладошке».

- Лето, какое? (Разноцветное, долгожданное, жаркое, теплое, солнечное, радостное, веселое).

- Что вы можете сказать про солнце? (Высоко в небе, яркое, жгучее, лучистое).

А какое небо летом? (Голубое, чистое, светлое, безоблачное).

Деревья какие? (Зеленые, пышные).

Трава летом какая? (Высокая, душистая, мягкая).

Вода летом какая? (Теплая, приятная, освежающая).

Дети летом какие? (Веселые, шумные, забавные, радостные).

Л. Ребята посмотрите, у нас на полянке выросли одуванчики, давайте возьмем и подуем на них.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик».

Делаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, что бы все пушинки слетели с одуванчика.

Игра с мячом «Скажи со словом «летний».

Дети становятся в круг, логопед бросает мяч и называть слово, ребенок поймавший мяч, повторяет это же слово, но со словом «летний».

Месяцы - … (летние месяцы).

День - … (летний день).

Погода - … (летняя погода).

Утро - … (летнее утро).

Ночь - … (летняя ночь).

Солнце - … (летнее солнце).

Гроза - … (летняя гроза).

Дождь - … (летний дождь).

Цветы - … (летние цветы).

Одежда - … (летняя одежда).

Отпуск - … (летний отпуск).

Каникулы - … (летние каникулы).

Л. Молодцы, у вас все замечательно получилось. Посмотрите наши стрелки перешли на заключительное время года и это …

Д. Осень.

Рассказ об осени.

Л. Посмотрите на картинку и помогите мне составить рассказ об этом времени года. (Логопед произносит фразу, а дети ее заканчивают. Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой на картинку).

Педагог Дети

Наступила… осень.

Осенью редко светит… солнце.

Осенью часто… идет дождь.

Осенью дует… холодный ветер.

Осенью листья на деревьях… желтеют и падают.

Л. Молодцы! А сейчас давайте изобразим осень с помощью мимики. Я рассказываю про осень, а вы изображаете.

Мимические упражнения.

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Л. Ребята, что бы Лунтик лучше запомнил времена года, давайте мы составим пейзажи. Что такое пейзаж? (Это картина о природе) . (Дети делятся на четыре группы, каждой группе дается набор картинок по временам года).

Л. Как у вас красиво получилось! Молодцы!

III . Итог.

Л. Вот и подошло наше путешествие к концу! Нам с Лунтиком очень понравилось с вами путешествовать. Лунтик благодарит вас за старания и вручает вам звездочки.

Виктория Чепуркина
Логопедическое занятие по развитию речи по теме «Лето».

Конспект

открытого логопедического занятия

по теме “ Лето”

учителя-логопеда

Чепуркиной В. В.

г. Калининград

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы.

Цели : -формирование умения правильно строить фразы, составлять сравнительный описательный рассказ,

Активизация речевой деятельности по теме “Времена года” ,

Формирование плавного ротового выдоха,

-развитие органов артикуляции через фонематическую ритмику,

Содействие развитию словесно-логического мышления, внимания, памяти,

- развитие мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику и рисование,

воспитание чувства взаимопомощи на занятии .

Оборудование : пособия “Цветы” на каждого ребенка, сюжетные картинки по теме “Признаки лета” , карта – схема по теме “Описание времен года”, загадки, магнитофон, листы бумаги (формат А-4, по 2 фломастера на каждого ребенка, доска и цветные мелки для педагога, кроссворд.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Дети приглашаются в страну Почемундию :

Почему эту страну так назвали? (все любят задавать друг другу вопросы) .

Попадаем в Почемундию с помощью звукового “заклинания”.

2. Развитие тембра , силы и высоты голоса, слухового внимания через фонематическую ритмику :

Попеременно И-И-… -У-У…

С-С-…-руки вперед, потряхивание кистями рук,

Ш-Ш-…- S-образное движение телом,

З-З-…- “дрожание”на одной ноге, локти прижаты к бокам,

Ж-Ж-… - как Ш.

3. Развитие ротового выдоха . Дети дуют на цветы.

Когда появляется много цветов? Почему цветы растут и распускаются летом ?

4. Составление описательного рассказа о признаках лета. Разгадывание загадок, заполнение кроссворда.

Дети садятся на “цветочные поляны” – подушки. Вывешивается карта-схема для планирования рассказа, кроссворд.

Ребята, давайте попробуете рассказать о лете, разгадаете загадки и заполните кроссворд.

1). Отгадайте время года :

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке…

Как зовется время это?

Угадать нетрудно (лето )

Ребенок записывает слово

в кроссворд.

2). Какая погода бывает летом ?

(Солнечная, облачная, пасмурная, дождливая) .

Отгадайте : Крупно, дробно зачастило,

Всю землю напоило. (Дождь) .

Какую еще загадку о дожде вы знаете?

Ребенок : Посмотрю в окошко –

Идет длинный Антошка.

или Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

3). Какие природные явления бывают летом , отгадайте :

Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост –

Я б достал рекой до звезд! (Радуга)

Кто знает загадку о радуге?

Ребенок : Через поля, через луга

Встала нарядная дуга.

4). Отгадайте еще одно природное явление :

Сперва блеск,

За блеском треск,

За треском плеск. (Молния, гром, дождь – гроза)

“гром” – в кроссворд.

5). Чем летом покрыта земля ? (Травой, цветами) .

Про какой цветок загадка?

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший (одуванчик) .

Какие полевые цветы вы знаете?

(Ромашка, колокольчик, василек, незабудка, мак, клевер, вьюн) .

6).Как выглядят деревья летом ? (Покрыты листвой) . Давайте вспомним некоторые деревья и изобразим могучий дуб, стройную березку, плакучую иву, дрожащую осинку (логопед называет в произвольном порядке, дети выполняют упражнение).

7). Какие птицы прилетели весной из теплых стран (ответы детей) . Почему?

Что птицы делают летом , о ком заботятся? (Высиживают, кормят птенцов) .

Упражнение “Птенец” (под спокойную музыку) :

Представьте, что вы под деревом увидели птенчика, выпавшего из гнезда. Удивились (дети поднимают брови) . Вы аккуратно взяли его в руки, согрели и подняли в гнездо, улыбнулись.

Чем питаются птицы? (Насекомыми) . Перечислите .

Про кого загадка? Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела) –в кроссворд.

8). Пальчиковая гимнастика с проговариванием :

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею – шмель-шмелек (на каждое название насекомого

И веселый мотылек, загибают один палец)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Кружочки из пальцев – к глазам)

Пожужжали, полетали, (Ж-Ж…-З-З)

От усталости упали (руки ладонями вниз) .

9). –Что происходит летом с животными в лесу ? (Поменяли окраску, ухаживают за детенышами) .

В какую одежду одеваются люди летом ?

Какие головные уборы носят? Почему, зачем?

Какие летние развлечения вы знаете ?

Отгадайте : Кто мне скажет, кто мне скажет,

Что уносят люди с пляжа –

Не в карманах, не в корзинах –

На руках, носах и спинах! (Загар) – в кроссворд под цифрой 7.

Итак, мы вспомнили много признаков лета.

4. Теперь нарисуем солнце, море, птицу (двумя руками одновременно – кинезиологический прием) .

5. Итоги занятия .

Возвращаемся в детский сад : закрываем глаза и делаем оборот.

В какой стране мы побывали?

О каком времени года рассказывали?

Какое время года вы любите? Почему?

Положительная оценка работы каждого ребенка.

Публикации по теме:

Коррекционно-образовательные цели: - Уточнение и расширение представлений о мебели, е назначении; - Совершенствование грамматического.

Коррекционно-образовательные задачи: -формирование грамматического строя речи - Коррекционно –развивающие задачи: - отрабатывать у детей.

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Звук.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы ТЕМА: “ФРУКТЫ”. Цель: -развивать внимание, мышление. Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей; - учить образовывать.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы «Овощи» Цель: закрепить знания учащихся об овощах. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово. - Какое сейчас время года? - В.

государственное казенное учреждение Самарской области

«Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект логопедического занятия

на тему: «Лето» для детей 4-7 лет

Коптева Н.А.,

учитель-логопед:

отделение Пестравка, 2018г.

Конспект логопедического занятия на тему «Лето».

Цель : активизация словаря по теме «Лето» у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Коррекционно –образовательные:

обобщить и уточнить представления детей о лете;

расширить представления детей о растениях луга, леса, поля, о жизни

насекомых;

углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе;

закреплять навык звукового и слогового анализа;

учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные

предложения;

совершенствовать умение образовывать имена существительные ед. и мн. числа в Р. п., подбирать антонимы.

Коррекционно –развивающие:

развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;

развивать логическое мышление;

продолжать развивать умение координировать речь с движением.

Коррекционно –воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе;

воспитывать речевой этикет: умение слушать, не перебивать товарища.

Форма проведения : подгрупповая

Ход занятия:

1.Организационный момент

Дети, отгадайте загадку:

В чистом небе солнце светит ярко,

можно искупаться: очень жарко.

Нравится мне время года это.

Угадали? Ну, конечно это...

2.Контроль исходного уровня знаний

Давайте мы сегодня поговорим о лете. Сколько месяцев у этого времени

года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом?

Какое лишнее слово в этом ряду? (июнь, июль, лето, август)

3.Основная часть

Упражнение «Подбери признаки».

Лето прекрасное время года. А какое солнце летом? (яркое, теплое,

горячее, ласковое).

Небо голубое, высокое, светлое...,

Трава мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая...,

Птицы сытые, веселые, радостные, проворные... ,

Вода в реке голубая, прозрачна

я, теплая, приятная... .

Почему вода в реке теплая?

Игра «Выделение первого звука в слове».

Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое

Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, самокат, велосипед,река.

Вспомните свое слово и первый звук в слове. У кого был первый звук в

Упражнение «Составь предложение».

Вспомните свое слово и придумайте предложение со своим словом.

У нас получился рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо

Физ. минутка. «Речка».

Вы сказали, что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке?

Выходите в круг.

К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре

вот как славно освежились.

А теперь поплыли

дружно. Делать так руками нужно:

Вместе раз, это брасс.

Одной, другой это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

Упражнение «Наоборот» (подбор антонимов).

Летом много насекомых и паучков и они все такие разные.

Комар маленький, а бабочка... (большая).

У бабочки усики длинные, а у пчелы короткие.

У осы крылья узкие, а у шмеля широкие.

Муха вредное насекомое, а пчела полезное.

Стрекоза большая, а мошка маленькая.

Муравей полезное насекомое, а комар вредное.

У шмеля спинка мохнатая, а у осы гладкая.

У комара спинка тонкая, а у шмеля толстая.

У мухи ножки короткие, а у кузнечика длинные.

У пчелы ножки толстые, а у комара тонкие.

У стрекозы спинка узкая, а у жука широкая.

Какие вы молодцы! Давайте поиграем.

Упражнение «Один–много» (с мячом).

Я вам называю одно насекомое, а вы мне много.

Оса–много ос, жук–много жуков...

(пчела, кузнечик, бабочка, стрекоза,

комар, муха, муравей, шмель).

Игра «Тут, конечно, каждый знает ...».

Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете?

Дети отвечают и по кругу передают мяч (футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.).

Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов.

Если они растут на лугу они (какие?) ...луговые,

В поле–полевые, в лесу –лесные, в саду–садовые.

Какие полевые и луговые цветы вы знаете?

Дети отвечают и по кругу передают мяч (медуница, одуванчик, мак, колокольчик, василек, лютик, ромашка, ветреница, незабудка, ландыш).

Стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза.

Я рисую лето–а какого цвета?

Красной краской- солнце, на газонах розы.

А зеленой – поле, на лугах покосы.

Синей краской– небо и ручей певучий.

А какую краску я оставлю туче?

Я рисую лето–

очень трудно это... .

А нам лето нарисовать совсем не трудно. Я вас превращаю в художников.

Какую краску вы выбираете? Почему? (Я возьму зеленую краску, потому что летом зеленая трава. А я возьму красную, потому что летом

цветут красные маки. Я возьму белую краску, потому что летом белые облака и т.д.)

Какая у нас красивая картина получилась!

Вы просто молодцы!

4.Контроль достигнутого уровня знаний

Какие слова-признаки вы знаете про лето?

Какие изменения в природе вы знаете?

Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили? Что бывает летом?

Все молодцы! Работали очень хорошо! Я вами довольна? До свидания!