Нод по грамоте в подготовительной группе. Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной к школе группе тема: «волшебный цветок

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе

Образовательная область – речевое развитие

ТЕМА: «Путешествие в страну Звукляндию».

Продолжительность занятия 30 мин.

ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты

Задачи:

Образовательные : Совершенствовать умение:

В звуковом анализе слов, в образовании новых слов,

В составлении предложений из двух слов, называя 1-е и 2-е,

В графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме,

В подборе родственных слов,

По составлению слов по начальному слогу.

Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках

Развивающие : Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе

Воспитательные: воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты, способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.

Образовательная среда:

Предметно- практическая среда: иллюстрация гнома и его дома, конверт с письмом, кукла, указка, карточки с буквами, словами схема предложения.

Ход занятия

1.Вводно-мотивационная часть:

Вступительное слово воспитателя:

Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.

А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.

Звуки четко произносим, слушаем внимательно,

Будем четко говорить и писать старательно.

О чем говорится в стихотворении? ответы детей (о звуках)

Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться? (ответы детей) Проводит нас туда гном Звуколюб.

Как вы думаете, почему гнома так зовут? (ответы детей)

Действительно, он очень любит играть со звуками и словами и скучно ему никогда не бывает. Он живет в стране Звукляндии и очень многое знает про звуки. А давайте мы расскажем Звуколюбу, что мы знаем о звуках .

Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград. Как называются такие звуки?(гласные). А какие гласные вы знаете? (а.о.у.ы.и.э). Какими фишками обозначаем гласные? (красными). Давайте вспомним как называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные), какие бывают согласные? (твердые и мягкие) Какими фишками мы их обозначаем? (твердые согласные- синими, мягкие согласные- зелеными). Давайте назовем несколько согласных звуков. Машенька попробуй! Ребенок называет твердый согласный звук «П» а теперь назови его мягкую пару «П»- «ПЬ»; «Л»- «ЛЬ». Давай теперь назовем мягкий согласный звук и его твердую пару «КЬ»- «К»; «СЬ»- «С».

2. Основная часть.

Звуколюбу понравилось ребята, что вы умные и любознательные. И для вас Звуколюб приготовил конверт. Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране Звукляндии.

А вот вы мне скажите что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги).

№ 1 задание. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"

Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.

"МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.

"ЛИ": лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут

"КУ": курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.

Воспитатель: -С помощью чего мы общаемся с вами? (при помощи слов)

№ 2 задание "Родственные слова"

Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова:

Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)

Дом(домовой, придомовая, домашний, домработница)

Задание №3 Дидактическая игра "Образуем новое слово"

Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"

Гном и Дом
Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил … Дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … Домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… Домишко.
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой … Домище.

Был он стар, и был он сед,

И большой был...Домосед.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома... Домовой.
Всех встречал радушный гном,
Все любили этот … Дом.

Задание №4

Воспитатель: Ребята, как вы думаете в домике гнома Звуколюба живут книги?(ответы детей). Я также думаю, что у нашего гномика в домике живет не одна книга, Звуколюб очень любит читать книги. Давайте выполним следующее задание нашего гномика из конверта. Он просит провести звуковой анализ слова КНИГА.

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно (к,нь,и,г,а)

Книга- 1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы),

кннига- 2-й звук- «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку),

книига- 3-й звук – «И», гласный (ставит красную фишку),

книГа- 4-й звук- «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)

книга-5-й звук- «А», гласный (красная фишка),

книга- ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).

Какие гласные в слове книга? (и,а)

Какой ударный гласный звук? (И). Произнесем слово с ударением (кнИИга). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «А», как теперь будет звучать слово? (книгАА). Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? («НЬ»). Какой 2-й твердый согласный? («Г»), а какой первый твердый согласный звук? («К»).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Под грибом шалашик-домик (руки сложить "крышей"над головой),

Там живет веселый гномик (руки на пояс. повороты влево- вправо),

Мы тихонько постучим ("дождик" по голове),

В колокольчик позвоним (прищелкивание пальцами).

Двери нам откроет гномик (ладони внутренней стороной обращены к лицу, затем разводим руки в стороны, имитируя открытую дверь),

Станет звать в шалашик-домик (махи руками по направлению к себе).

В домике дощатый пол (ладони обеих рук вместе, внутренняя сторона обращена вниз),

На полу дубовый стол (имитация стола: левая рука сжата в кулак, правая лежит сверху),

Рядом стул с высокой спинкой (изображают стул из ладоней),

На столе тарелка с вилкой.

И блины горой стоят(хлопки руками),

Угощенье для ребят (разводят руки в стороны).

Задание № 5

Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка сюда. Куклы- это знакомые Звуколюба.

Он придумал для нас очень интересное задание с куклами. Знакомьтесь это -Кукла НИНА. Давайте ее рассмотрим. Какая она?

Дети: Красивая, нарядная, большая, любимая, хорошая и т.д.

Воспитатель: А теперь Катя подойдет ко мне дает ей куклу и объясняет, что она будет словом «НИНА», а Маша – словом «НАРЯДНАЯ».

Воспитатель: Девочки встаньте рядом и по очереди обращается к детям и спрашивает, какие они обозначают слова (НИНА, НАРЯДНАЯ).

Воспитатель обращается к детям всей группы: Давайте скажем, что получится, если произнести эти слова друг за другом (Нина нарядная).

Воспитатель: Правильно. Получилось предложение Нина нарядная .

Воспитатель: А давайте поменяем местами слова. И посмотрим, что же у нас получится?. Дети- слова меняются местами, получается новое предложение Нарядная Нина. Дети назовем 1-е и 2-е слово.

Воспитатель: А ты теперь Оля будешь словом «МИЛАЯ», а Маша –слово «Нарядная» проходит на свое место. Дети говорят, какое предложение получилось (Милая Нина) и называют 1-е и 2-е слово.

В. А теперь поиграем: Игра- задание детям –словам. Выйдет слово Нина, слово Милая подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина милая. Выйдет слово Нарядная подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина нарядная и т.д. с использованием других детей-слов.

№ 6 задание. Игра "Четвертое лишнее"

Из 4 слов найти лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:

Слон - стол - сумка - карандаш

книга - кошка - портфель - компас

обруч - тетрадь - ослик - облако.

На доску помещается изображения отгаданных слов.

Карандаш, портфель, тетрадь это все...(назвать обобщающим словом - школьные принадлежности)

№ 7 задание. "Составление предложений по схемам"

Выполнив предыдущее задание, Звуколюб убедился, что мы умеем находить слова. И теперь он спрятал их в схемах. Посмотрите на них внимательно и скажите, что могло быть здесь зашифровано.

(Вспоминают, что вертикальной чертой в схеме отмечается начало предложения. Первое слово пишется с большой буквы. За большой чертой спрятано большое слово, маленькое за той, которая поменьше. Вспоминают о знаках препинания в конце предложений).

Затем предлагается составить схему к предложенному предложению (1 ребенок работает у доски) : "Скоро наступит теплое лето".

3.Рефлексивный этап:

Звуколюбу очень понравилось, как вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Гномик желает Вам всего доброго и с нетерпением будет ждать следующей встречи. На память он оставляет Вам карточки с буквами и предлагает Вам составить слова, которые вам нравятся.

Последующая работа:

  1. Рисование на тему: «Рисуем домики для жителей страны Звукляндии»
  2. Выставка рисунков
  3. Чтение художественной литературы

Цель: закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.

  1. Закрепить выделять звук [л] среди других звуков, в составе слогов, слов
  2. Закреплять умение вслушиваться в звучание слова.
  3. Совершенствовать умение детей четко произносить звуки.
  4. Развивать фонематический слух, восприятия, внимания и памяти
  5. Воспитывать умение слушать ответы товарища,
  6. Развитие общей и мелкой моторики.

Организационный момент, приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: “Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро доверчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, ребята!

Воспитатель (к детям): Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.

Ребята, нам пришло приглашение отправиться в путешествие в необычный город. В город Буквоград.

Восп: «Ребята, а как же мы попадем в Буквоград? На каком транспорте можно добраться из одного города в другой? (Ответы детей.)

Мы ведь отправляемся в сказочный город и транспорт нужен нам сказочный. (Варианты детей.) Предлагаю вам поехать на буквомобиле (буквопоезде).

Я сейчас раздаю Вам билеты с буквами. На посадочных местах такие же изображения букв. Задание: найдите билет с такой буквой, которая является начальной в вашем имени и занять посадочные места в соответствии с указанными буквами. Путешествие на буквомобиле осуществляется под музыку (буквопоезде).

Мы хотим отправиться в волшебную страну, поэтому и поезд у нас тоже непростой, а волшебный.

Ребята, чтобы поезд смог тронуться мы должны ответить на вопросы:

1Какие бывают звуки?

2) Чем гласные звуки отличаются от согласных.

3) Какими бывают согласные звуки?

4) Какие звуки всегда бывают только твёрдыми? (ж, ш, ц).

5) Какие звуки всегда бывают только мягкими? (й, ч, щ).

6) Чем отличаются буквы от звуков?

7) Сколько всего гласных букв?

Воспитатель: Вот мы и попали в Букоград, в этом городе есть улицы, вот улица “Певцов”

Дети отвечают: Здесь живут гласные звуки и буквы (а, о, у, э, и, я, е).

Воспитатель: Вот улица “Громкая” (к детям): “Какие звуки и буквы здесь живут?”

Дети: Здесь живут твердые согласные (б, в, д, г, ж, т).

Воспитатель: Вот улица “Тихая” (к детям): “Какие звуки и буквы здесь живут?”

Дети: Здесь живут мягкие согласные (б", в", д", г", ж", т").

Следующая улица «Веселая».

Игра «Назови брата» Поочередно бросаю мяч и называю твердый или мягкий звук, а ребенок, бросая мяч воспитателю, называет его пару. (б, п, в, г, к, р, л, н, п, с, т, д,

Игра «Поймай звук» нужно хлопнуть в ладоши, если услышите звук [Л]

а, у, л, и, к, л, ла, мо, пу, ло, лы, окно, луна, топор, стол, пенал…

Следующая улица «Путешествий» . А вот и наш поезд. Картинки в которых есть [Л] тоже хотят прокатиться на нашем поезде. Мы должны рассадить их по вагонам. У нас город же необычный и поезд тоже необычный у нас. Если, [Л] находится в начале слова, то картинку мы сажаем в первый вагон, если в середине – во второй вагон, в конце слова – в третий вагон. Договорились?

Молодцы, ребята, все картинки правильно рассадили по вагонам и мы можем двигаться дальше.

А сейчас встали из-за столов и прошли на ковер. Встали в круг. Поиграем игру «Скажи наоборот». Грустный - веселый, легкий - веселый, добрый - злой, сытый - голодный, жарко - холодно, темный - светлый, тонкий - толстый, шершавый - гладкий, говорить - молчать, гласный - согласный, черный - белый.

Следующая улица « Спортивная». Жители города Буквограда предлагают нам сделать физминутку и немного отдохнуть.

А теперь присаживаемся за столы. Ребята скажите мне пожалуйста, [Л] обозначает какую букву. Правильно букву Эл. И у нее сегодня день рождение, давайте приготовим ей подарок. Мы будем делать вот такую открытку с её изображением. Ребята, скажите мне пожалуйста, а почему буква эл именно синего цвета? Правильно, потому что согласная. Выполнили задание и прикрепили к доске. Молодцы ребята, имениннице обязательно понравятся ваши подарки.

Ребята, мы побывали на всех улицах сказочного города Буквограда.

Пришло время возвращаться в наш детский сад.

Закрываем глаза и отправляемся домой.

Открываем. Вот мы и в родном детском саду.

Понравилось вам путешествие в сказочный город? Что понравилось больше всего?

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо!

Подготовила учитель - логопед

Старостина Марина Александровна

МБДОУ №30 город Чусовой

Цель: Продолжать вести профилактику оптической дисграфии в подготовительной группе. Доставить детям радость.

Задачи:

Коррекционно-воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку, положительное отношение к занятиям, вести контроль за собственной речью, формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Коррекционо-обучающие: Провести коррекцию графического образа букв, которые дети пишут с ошибками (и я е ё к с э р ю в г з щ ч) ,совершенствовать навыки словообразования сложных слов, фонематического анализа и синтеза, ориентировку в пространстве, на листе бумаги

Коррекционно-развивающие: Развивать словотворчество, развивать словесно - логическое мышление через составление рассказа по сюжетным картинкам.

Оборудование:

большая магнитная доска, гелиевый шарик с письмом, предметные картинки с буквами на обратной стороне (буквы), маленький мольберт для крепления этих картинок, файлы с заданиями на доске, счётные палочки, пособие «мастерская букв», фонограммы записи голоса опечатки, фонограммы записей мелодий тревожная и торжественная, картинки родственных слов (ВОДОЛАЗ, ВОДЯНОЙ, НАВОДНЕНИЕ, ВОДОПОЙ. ВОДОПАД), посылка с сюрпризами, карандаши и листочки с заданиями.

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Дети заходят в группу и здороваются с гостями, взявшись за руки говорят:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

  1. Сообщение темы занятия

Ребята, вы ничего не заметили в группе нового. Посмотрите, к нам в группу залетел воздушный шарик. А к нему что-то привязано. Что это? (конверт) и явно не пустой.

Хотите узнать, что там написано. Тогда слушайте.

Чтение письма:

Дорогие ребята! Будущие школьники!

На наш город напала опечатка!!!

Стала устраивать там беспорядки!

В город поскорее поспешите

Эти неполадки найдите,устраните!

Жителям города скорее помогите!!!

Мы вам будем благодарны!!!

Вам стрелки укажут дорогу.

Жители города.

Вот такое интересное письмо. О чём там говорится?

Но кто такая опечатка? Ребята, вы знаете?(опечатка - это какая-то нелепая ошибка на письме)

И от каких жителей, из какого города?

Хотите узнать? От кого письмо нам помогут узнать эти картинки. Нужно выбрать первый звук в названии каждой картинки и прочитать слово.

Что это? Переворачиваем картинку буквой. Б у к в ы …..Баран-утка-корова-волк-ы

Ребята, почему на этом листочке сразу написана буква и нет картинки. (нет слов на букву ы)

Так значит нас просят о помощи буквы, которые живут в городе.. Ребята, а как вы думаете: как может называться город, в котором живут буквы.Давайте пофантазируем:

Я буду называть наши города России, а вы придумывать название города, в котором живут буквы:

Соликамск-Буквокамск

Липецк-Буквинск

Барнаул-Букваул

Горнозаводск- Буквозаводск

Зеленоград-Буквоград

Новороссийск - Буквороссийск

Междуреченск-Буквореченск

Значит отправляемся в город, в котором живут буквы, а стрелки вам укажут дорогу.

Только ребята чтобы попасть в город, надо пройти пароль. Вы знаете. Что это такое? Пароль - это установленные секретные слова, знаки, символы, цифры.

Вам нужно выстроиться в колонну друг за другом и каждому ответить на секретные вопросы пароля?

1. Сколько букв в русском алфавите?

2. Чего больше букв или звуков?

3. Сколько гласных звуков?

4. С какой буквы пишутся имена и фамилии?

5. Что ставится в конце предложения?

6. На что похожа буква ж?

7. Назови самый короткий звук?

8. Как называются звуки, которые поются и переливаются?

9. На что похожа буква о?

10. Как называется согласные буквы в зелёных одеждах?

11. Как называются буквы, имеющие во рту преграду при произнесении?

12. Из чего состоят буквы?

13. Что можно с буквами делать?

14. Как называется порядок букв в азбуке? (алфавит)

Какие вы молодцы! Совершенно верно ответили на трудные вопросы секретного пароля.

Вот мы и в самом городе.

(Звучит тревожная музыка № 2)

Ребята, в городе звучит какая-то музыка? Она какая? (грустная, загадочная, тревожная, таинственная).

(Звучит фонограмма № 11)

Ну что девчонки и мальчишки!

всё-таки попали в этот городишко!

Здесь побывала я - вредная Злодейка - Опечатка

Я обожаю всякую неразбериху и безграмотность и поэтому в городе Буквограде устроила беспорядок: буквы испортила; попрятала, сломала, перемешала. Хочу чтобы вскоре все забыли буквы и разучились читать и писать правильно!!! Ха-ха-ха-ха-ха-ха!

Так вот как называется этот город - Буквоград, а мы думали, гадали!

Что же теперь будет с нами? Неужели мы и впрямь забудем все буквы и станем безграмотными. РЕБЯТА, ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ? НАДО ПОМОЧЬ БУКВАМ и выручить их из беды.

Нам нужно найти что? (неполадки) Где же они?

А вот и главные неполадки города!

Дети подходят к мольберту и видят проделки Опечатки.

Как же изменились буквы-жильцы каждого домика? Надо навести порядок в каждом домике, но с какого начать? Домики пронумерованы.

Домик № 1

Первое задание: Посмотрите - это за закорючки такие? От букв остались лишь кусочки. Что же здесь натворила опечатка? (она буквы постирала) Сможем догадаться какие были буквы? (К Ж Н Ю Б В ЫЕ Ё)

Домик № 2

Второе задание - буква «Е Ё К С В Г Б Ю Ы Р Ц Щ написаны в зеркальном отражении.(12 букв -трафаретов прицеплены на скотч к файлу)

А с этими буквами что случилось? Они перевёрнуты и смотрят не в ту сторону. А должны смотреть все вправо.

Надо буквам помочь. Обвести их по трафарету и подарить им красивое платьице. Мы с вами умеем это делать? А как же нам справиться с этим заданием по- быстрее. Сколько букв?12 , а нас12 человек. Предлагаю взять по одой букве и пройти к своим столам для работы.

Предлагаю напомнить самой букве как она должна выглядеть.

А вот и правильные буквы и смотрят все вправо как надо!!!

(педагог переворачивает файл на другую сторону, где напечатаны правильные буквы)

Домик № 3

Третье задание - Здесь опечатка спрятала какую-то букву. Она её закидала какими-то предметами. Ребята, вы уже догадались, что это за предметы и что за буква (И) Да, это буква и.

Раз, два,три, букву и из палочек изобрази. Изобразите её из палочек, с помощью рук. Сколько элементов показывает правая рука. Сколько левая?

Предлагаю выложить букву и в нашей мастерской букв.

А вот и правильная буква Ура!!!

Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка

Тому, кто справа, улыбнись, тому, кто слева улыбнись

Тому, кто справа поклонись, тому, кто слева поклонись

Тому, кто справа руку дай, тому, кто слева руку дай

И в центр круга ты шагай

Тому, кто справа подмигни, тому, кто слева подмигни

Тому, кто справа обними, того, кто слева обними

Ну вот закончилась игра!

Буквы нам спасать пора!!!

Домик №4

Четвёртое задание - Буквы я в окошках. Здесь одну и ту же букву спрятала опечатка. Давайте внимательно посмотрим и узнаем её.

Сравни буквы Я

(дети сравнивают две буквы я на картинках)

Домик № 5

Пятое задание - Буквенная история.

С это буквой случилась такая история. Давайте составим рассказ по картинкам.

Буква упала в воду. А почему именно эта буква упала в воду, а не другая? Чтобы букве В выбраться из воды, надо подобрать родственные слова к слову вода. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте:

Человек, выполняющий работы под водой. (водолаз)

Затопление местности из-за таяния снега или долгих дождей. (наводнение)

Хозяин воды, обитающий сам в воде. (водяной)

Место падение воды с высоты в реку. (водопад)

Место, где поят скот или пьют воду животные. (водопой)

Назовите ласково слово вода.(водичка, водица)

А вот и буква В целая и невредимая вышла из воды сухая! Мы её спасли!!!

Подведение итогов.

Ребята, вы только полюбуйтесь на наши буквы. Они вновь стали правильными и красивыми!!! Мы спасли все буквы города Буковограда.

А сейчас нам их нужно ещё раз повторить. Я знаю про буквы несколько загадок. А ответы перед вами на доске - ищите буквы-отгадки!!!

Загадки

Узнаешь сразу ты её-

С двумя глазами буква….ё

Ходит с палочкой увы

По страницам буква….ы

Не получится борща

Если нет там буквы щ…

Половинку от жука

составляет буква К….

В алфавите буква Я..

На одной стоит ноге

Это буква- буква..Г

Я очки на нос одев

Сразу стану буквой..Ф

Тридцать три родных сестрички ростом невелички

Если знаешь их секрет, то на всё найдёшь ответ. (буквы)

А что за секрет буквы таят?

Как букву можно запомнить? (сосчитать элементы, нарисовать, дописать, выложить из палочек, изобразить руками, телом, написать в воздухе….)

Тогда их правильно запомним и сможем писать и читать грамотно!!!

(Звучит фонограмма опечатки № 12)

Вот это да! Я от вас такого не ожидала! Вы смогли спасти жителей города и навели порядок в Буквограде! У меня в этом саду появились сильные соперники. Мне теперь здесь делать нечего. Ухожу в другой детский сад там свои порядки наводить! А вас в группе ждёт сюрприз! Раз вы такие молодцы!

(Звучит фонограмма № 5)

Ребята! Мы с вами молодцы! Мы победили Злючку-Опечатку, освободили город. Надеемся с ней больше не встречаться.

А нам пора в группу, ведь там нас ждёт…..сюрприз!

Дети возвращаются в группу и находят там посылку с блокнотами и ручками и печеньем в виде букв.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Согласный звук Р, буква Р»

Тимофеева Ольга Васильевна, воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ
Описание материала: данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования.
Цель: Познакомить с буквой Р, звуком Р.
Задачи: Познакомить с буквой Р, звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Учить интонационно выделять звук Р в словах, определять место звука в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение – синий квадрат.
Упражнять в делении на слоги, чтении слогов и слов по слоговой таблице.
Развивать фонематический слух.
Учить детей создавать коллективную композицию.
Развивать мелкую моторику рук; образное восприятие, воображение; художественно-эстетический вкус.
Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
Оборудование: буквы маленького формата на каждого ребенка, буквы большого формата, карточки-полоски, синие квадраты, предметные картинки, слоговая таблица; ватман с нарисованной речкой, ножницы, цветная бумага, клей, кисточки, краски.
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов о природе, беседы о красоте родного края, о правилах поведения в природе.
Ход занятия.
1.Характеристика звука Р.
Предлагаю детям отгадать загадки:

Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют... (огурцы).

Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор).

Растут на грядке елочки,
Не колют их иголочки.
В земле запрятан ловко
Их корешок... (морковка).

Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать... (картошку).

После отгадывания загадок детьми на стол выкладываются муляжи овощей. Воспитатель повторяет названия овощей, интонационно выделяя звук Р.
– Назовите звук, который слышится в каждом слове. (Р)
– Какой это звук? (Согласный, потому что при произнесении звука воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде зубов.)
– Язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик.
Предлагаю детям отгадать загадку:
Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает. (Собака)
– Давайте порычим, как собака: р-р-р-…
Показ буквы. Буква Р состоит из палочки, к которой присоединяется полукруг.
Дети «прорисовывают» букву в воздухе.
2.Место звука в трех позициях.
На доске – 3 ряда картинок:
кролик, баран, корова, свинья;
рысь, тигр, лиса;
петух, курица, гусь.
Дети называют картинки каждого ряда, интонационно выделяя звук Р, определяют место звука Р в названии каждого предмета, показывают место звука Р на полоске.
– Посмотрим на картинки первого ряда. Какие это животные?(Домашние)
– А каких животных мы видим во втором ряду?(Диких)
– Кого мы видим в третьем ряду?(Домашних птиц)
3.Предлагаю детям вспомнить стихотворение А. Барто «Мишка»:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
– Найдите слова со звуком Р.
– Определите количество слогов в найденных словах со звуком Р.
4.Чтение слогов с договариванием до целого слова.
РА РО РУ РЫ РЕ
АР ОР УР
5.Физкультминутка.
6.Индивидуальная работа.
Выложите из букв слова:
РАК РУКА УРНА РОМА УРА
(Дети выкладывают слова из букв малого формата.)
7. Чтение слоговой таблицы, а затем слов.

КИ РА
БА РО
МА РЫ

РАКИ РЫБА
РОМА РАМА
МАРА КИРА

8.Продуктивная деятельность.
Чтение стихотворения Т. Ашапиной:

Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течешь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы – дом родной.
Для животных – водопой.
Звездам – зеркало большое.
По ночам они не спят.
До утра в тебя глядят.

Обращаю внимание детей на ватман с нарисованной речкой.

–Что вы здесь видите? (Речку)
– Предлагаю вам дописать картину. Что можно нарисовать на берегу реки?
(Деревья, кустики, травку, какое-нибудь животное, птицу).
– Что еще можно добавить? (Солнце, облака)
– А кто живет в реке? (Рыбы)
– Как вы думаете, смогут рыбки жить, если вода в реке будет грязная?
Дети говорят о том, что нельзя загрязнять реки и моря, надо беречь природу.
Предлагаю детям дописать картину. Часть детей дописывают картину, остальные дети вырезают и наклеивают рыбок.
9. Итог.
Вот какая красивая у нас картина! Давайте придумаем название нашей композиции. (Дети предлагают варианты). Речка с чистой водой и веселыми рыбками. С каким согласным звуком мы сегодня познакомились? В слове «рыбки» где находится звук Р? Видим корову, которая щиплет зеленую травку. А в слове «корова» где находится звук Р? Молодцы!

Программное содержание.

  1. Совершенствовать умение составлять и анализировать предложения.
  2. Совершенствовать умения делить слова на слоги, ставить ударение.
  3. Совершенствовать умение определять местоположения звука в слове (начало, середина, конец).
  4. Закреплять умение придумывать слова на заданный звук, слог.
  5. Закреплять умения выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).
  6. Закреплять знания о различии гласных и согласных звуков.
  7. Закреплять умение давать основные характеристики звуков (гласный звук, обозначаем красным цветом, согласный звук твердый, обозначаем синим цветом, согласный звук мягкий, обозначаем зеленым звуком).
  8. Упражнять в звуковом анализе слов.
  9. Закреплять умение владеть понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение".
  10. Закреплять умения отгадывать ребусы.
  11. Развивать фонематический слух и внимание, мышление, память.
  12. Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
  13. Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей, желание работать в коллективе.
  14. Поощрять активность и самостоятельность.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

  1. «Волшебный мешочек» с предметами.
  2. Плакат с изображением страны Сказок.
  3. Предметы: гриб, магнит, карандаш, ложка.
  4. Картина для составления рассказа.

5. Карточки с изображением героев сказок: Незнайка, Иванушка, Элли, Дюймовочка, Красная Шапочка, Белоснежка.

  1. Фишки для обозначения звуков на доске (красные, зеленые, синие).
  2. Картинка с изображением лисы.

Раздаточный материал:

  1. Счетные палочки.
  2. Карточки-схемы (деление слов на слоги).
  3. Карточки со словами для ребусов.
  4. Фишки для обозначения звуков.
  5. Карточки с буквами.
  6. Простые карандаши.

Методические приёмы:

  1. Словесный (вопросы, объяснение) .
  2. Наглядный (картинки, показ артикуляции) .
  3. Игровой (Д/и "Угадай где спрятался звук?", "Чудесный мешочек", "Услышь звук") .
  4. Практический (упражнения) .
  5. Наблюдение за работой детей, советы.

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с ними. (Дети здороваются.) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям.)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Сядьте поудобнее и послушайте внимательно, что приключилось в одной сказочной стране.

Злая волшебница Бастинда наколдовала чудовищный ураган. Ветер страшной силы обрушился на Страну Сказок, подхватил сказочных героев и перепутал их местами. Для того, чтобы герои вернулись в свои сказки, вам надо выполнить задания.

Поможем сказочным героям?

Тогда улыбнулись и в путь.

II. Основная часть.

Первая сказка.

Чучело заботливо расправило кафтан, стряхнуло с себя соломинки и, шаркнув ножкой по земле, представилось девочке:

Страшила!

Что ты говоришь! – не поняла Красная шапочка.

Я говорю: Страшила. Это так меня назвали: ведь я должен пугать ворон. А тебя как зовут?

- Красная Шапочка .

Красивое имя! – сказал Страшила.

Красная Шапочка смотрела на него с удивлением. Она не могла понять, как, чучело, набитое соломой и с нарисованным лицом, ходит и говорит.

Но тут возмутился Тотошка и с негодованием воскликнул:

А почему ты со мной не здороваешься?

Ах, виноват, виноват! – извинился Страшила и крепко пожал пёсику лапу. – Честь имею представиться, Страшила!

Очень приятно! А я Тото! Но близким друзьям позволительно звать меня Тотошкой!

Как называется сказка? (Волшебник Изумрудного города. Александр Волков).

Как звали девочку из этой сказки? (Элли.)

- Для того чтобы Элли попала в свою сказку нам надо выполнить задание.

Составить предложения по картине.

https://www.babyblog.ru/community/post/parentalschool/1882981

(Выкладывают составленные предложения при помощи счетных палочек.)

Наступила весна.

Ярко светит солнышко.

Снег начал таять.

Витя и Петя пускают кораблики по ручейку.

Сколько предложений?

Какое первое предложение, второе....

Какое предложение самое длинное? (Последнее.)

Давайте посчитаем сколько в нем слов? (Выкладывают слова при помощи счетных палочек.)

С заданием мы справились, Элли может отправляться в свою сказку.

(Прикрепить карточку с изображением Элли на плакат.)

2. Вторая сказка.

Куда ты идешь, Элли, - спрашивает Волк.

Я иду проведать бабушку и несу ей пирожки и горшочек масла.

А далеко ли живет твоя бабушка? - спросил Волк.

За лесом, в домике возле мельницы.

Волк был очень голоден. Он решил съесть бабушку, а потом дождаться Элли в бабушкином доме и съесть ее тоже.

Как звали девочку из этой сказки? (Красная Шапочка. Шарль Пьерро.)

Теперь слушайте задание:

- Нам надо показать, как мы умеем делить слова на слоги.

Игра «Чудесный мешочек».

Дети выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и определяется их количество. Находят схему этого слова, ставят ударение. (Гриб, магнит, карандаш, ложка.)

Остальные проверяют и выкладывают схему этого слова на столе.

Молодцы, с заданием справились. Красная Шапочка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить карточку с Красной Шапочкой к плакату.)

3. Третья сказка.

На следующую ночь Белоснежка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птичка совсем уже ожила, только была ещё очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку, которая стояла перед нею с кусочком гнилушки в руках, - другого фонаря у неё не было.

Благодарю тебя, милая крошка! - сказала больная ласточка. - Я так славно согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.

Ах, - сказала девочка, - теперь так холодно, идёт снег! Останься лучше в своей тёплой постельке, я буду ухаживать за тобой.

И Белоснежка принесла птичке воды в цветочном лепестке. Ласточка попила и рассказала девочке, как поранила себе крыло о терновый куст и поэтому не смогла улететь вместе с другими ласточками в тёплые края. Как упала на землю и… да больше она уж ничего не помнила и как попала сюда - не знала.

Всю зиму прожила тут ласточка, и Белоснежка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом - они ведь совсем не любили птичек.

Как называется сказка? ("Дюймовочка", Ганс Христиан Андерсен.)

Как звали девочку из этой сказки? (Дюймовочка.)

Для того, чтобы Дюймовочка могла попасть в свою сказку, нам надо выполнить несколько заданий.

1) "Угадай где спрятался звук?" [С]

Сок, сук, сушка, сахар, маска, каска, коса, роса, рисунок, колос, голос, пылесос, соска.

2. "Услышь звук" [У]

Кукушка, петух, паук, сом, улитка, жук, суп, синица.

3. А теперь еще игра "Мяч скорее мне сюда!"

Подарю вам звуки я,

Вы вернете мне слова.

Ты подумай, милый друг,

Чтобы был вначале звук.

(Игра с мячом - мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А - автобус, У - улитка и т.д.)

С заданиями справились, Дюймовочка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить картинку с изображением Дюймовочки на плакат.)

4. Сказка четвертая.

Стоял там накрытый белой скатертью столик, а на нем семь маленьких тарелочек, у каждой тарелочки по ложечке, а еще семь маленьких ножей и вилочек и семь маленьких кубков. Стояли у стены семь маленьких кроваток, одна возле другой, и покрыты они были белоснежными покрывалами. Захотелось Дюймовочке поесть и попить, и взяла она из каждой тарелочки понемногу овощей да хлеба, и выпила из каждого кубочка по капельке вина, - ей не хотелось выпить все из одного. А так как она очень устала, то попробовала лечь в постельку, но ни одна из них для нее не подходила: одна была слишком длинной, другая слишком короткой, но седьмая оказалась ей впору, легла она в нее и, отдавшись на милость Господню, уснула.

Когда уже совсем стемнело, пришли хозяева избушки, а были то семеро гномов, которые в горах добывали руду. Они зажгли семь своих лампочек, и когда в избушке стало светло, они заметили, что у них кто-то был, потому что не все оказалось в том порядке, в каком было раньше.

Как называется сказка? ("Белоснежка и семь гномов" - Братья Гримм.)

Кто главный герой этой сказки? (Белоснежка.)

Для того, чтобы нам отправить Белоснежку в свою сказку, надо сделать зарядку.

Зарядка семи гномов

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

Зарядку сделали хорошо, теперь можем поместить Белоснежку в ее сказку и отправляться дальше. (Карточку с изображением Белоснежки прикрепить на плакат.)

5. Сказка пятая.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

Незнайка говорит:

Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

Не пей, братец, козленочком станешь!

Не послушался Незнайка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козленочком...

Как называется сказка? ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка" Русская народная сказка.)

Как звали главного героя сказки? (Иванушка.)

Для того, чтобы Иванушка попал в свою сказку, мы должны сделать анализ слова.

(Дети выкладывают фишки, обозначающие звуки на столе.)

Какие звуки мы называем гласными? (Мы их можем петь, воздух не встречает преграды при произнесении.)

А какие звуки мы называем согласными? (При произнесении которых воздух встречает преграду.)

Отгадайте загадку. (Картинка лисы.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса

Кто это? ... (Лиса.)

[л"] - согласный, мягкий.

[и] – гласный.

[с] - согласный, твердый.

[а] - гласный, ударный.

Сколько гласных звуков в слове? (2.)

Сколько слогов? (2.)

Поставим ударение. (Ударение падает на второй слог на гласный [а])

Сколько всего звуков? (4.) Сколько букв? (4.)

Молодцы, с заданием справились. Иванушка может отправляться в свою сказку . (Прикрепить карточку с изображением Иванушки на плакат.)

6. Сказка шестая.

Послушай, Гунька, какую мы штуку придумали! - сказал Иванушка . - Ты, брат, лопнешь от зависти, когда узнаешь.

А вот и не лопну, - ответил Гунька. - Очень мне нужно лопаться!

Лопнешь, лопнешь! - уверял его Иванушка . - Такая, брат, штука! Ты и во сне не видел.

Что же это за штука? - заинтересовался Гунька.

Скоро мы сделаем воздушный пузырь и полетим путешествовать.

Как называется сказка? ("Приключения Незнайки и его друзей", Николай Носов.)

Как зовут главного героя? (Незнайка.)

- Для того, чтобы Незнайка попал в свою сказку мы должны решить ребусы:

Преобразуйте слова в указанном порядке.

Замените первый звук в слове на звук [р]

КОЗЫ МУКА

Ребусы решили, Незнайка отправляться в свою сказку (Прикрепить карточку с

изображением Незнайки на плакат.)

III. Заключение.

Вот мы и помогли нашим героям вернуться в свои сказки. Для этого там пришлось выполнить несколько заданий.

Давайте вспомним, что мы делали?

За вашу помощь добрая волшебница Стелла поблагодарила вас и прислала подарки. (Вручить призы.)

Список литературы:

1. Гербова В.В., "Развитие речи в детском саду: Подготовка к школе, группа. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016 г.

2. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. "Развитие речи 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. , - М.: Вентана - Граф, 2009

3. Н.В. Елкина, Т.И.Тарабарина, "1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", "Академия К0 ", 1988 г.

4. Новотворцева Н.В. "Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителй и педагогов", - Ярославль: Академия развития, 1997.

5. В.В. Волина. "Занимательное азбуководение: Книга для учителя", - М.: Просвещение. 1991 г.