Таттвы – Пять ритмов. Акаша Таттва

«Таттва» означает элемент, или природа, и используется, чтобы определить конституцию существа и энергии, окружающие его. Таттва – это основополагающая энергия, которая резонирует во всем творении, и использование джйотиш поможет нам определить качество времени существа, которое мы изучаем.

По священным писаниям ведической мудрости, таттва входит в существо следующим образом:

«Воспринимаемая часть Вāсудевы, которая является всего лишь одной восьмой безграничных частей Нāрāян̣ы, слита с Бху-Ш́акти 1 , и из нее Нāрāян̣а распространяется как Прадьюмна. Экспансии Прадьюмны затем развиваются в ахамкāру, и рождается индивидуальное эго.

1 букв.: сила земли, представляющая гуну Раджаса, которая является силой страсти и различения;

Из ахамкāры более саттвичные 2 экспансии становятся 33 главными девами 3 , раджасичные 4 становятся 10 индриями 5 , а тамасичные 6 экспансии становятся пан̃ча-бху̅той, являющейся пятью состояниями физического существования, известными как Агни (огонь/энергия), Пр̣тхви (земля/твердое), Джала (вода/жидкое), Вāю (ветер/газообразное) и Āкāш́а (небо, или вакуум)».

2 Саттва гуна – это природа добродетели, являющаяся причиной сохранения. Она олицетворена Маха-Лакшми;

3 Двадаша Адитья, Ашта Васу, Экадаш Рудра, Индра и Праджапати (Брахма);

4 Раджо-гуна является природой страсти, являющейся причиной сотворения. Она олицетворена Маха-Сарасвати;

5 5 чувств относятся к знанию (гьянендрия): обоняние, вкус, зрение, слух и осязание. 5 чувств относятся к действиям (кармендрия): речь, понимание, ходьба, опорожнение/чистка и размножение;

6 Тамо-гуна – это природа невежества, вызывающая разрушение. Она олицетворена Маха-Кали.

В этом описании стоить отметить, что пять таттв были порождены тамо-гун̣ой. Из троицы Брахмы, Вишну и Шивы, Шива господствует над тамо-гун̣ой и, как Рудра с триш́у̅лой (трезубцем), вызывает разрушение таттвы и, следовательно, смерть живых существ. Именно по этой причине используются 7 стхира-кāрак, чтобы увидеть качество здоровья или āюр (долголетия) существ, и Ш́у̅ла Даш́ā превосходна в определении времени таких событий.

Во всяком случае, лучшим средством от любого недуга является Мритьюнджая мантра, повторяемая 108 раз утром и вечером:

ॐ त्रयंबक्कं यजामहे सुगन्धिं पुष्टिवर्धनम्।
उर्वारुहमिव बन्धनान् मृत्योर्मूक्षीय मामृतात्॥

ом трайам̇баккам̇ йаджāмахе сугандхим̇ пуш̣т̣ивардханам |
урвāрухамива бандханāн мр̣итйорму̅кш̣ӣйа мамр̣тāт ||

Вычиление таттвы и Ямы

Пять таттв повторяются в следующей последовательности:

  • Пр̣тхви;
  • Джала;
  • Агни;
  • Āкāш́а.
Пять таттв владеют периодами дня. Эти таттвы занимают промежутки времени в порядке увеличения, начиная с Меркурия, занимающего 1 период, тогда как Джала, Агни, Вāю и Āкāш́а занимают 2, 3, 4 и 5 периодов соответственно.

Это составляет: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15 периодов таттвы.

Они движутся в порядке возрастания (ароха) и убывания (авароха), т.е:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1, соответствующих 1-му циклу из 30 периодов.


Эти 30 периодов повторяются между восходом и заходом Солнца четыре раза, давая нам 120 периодов, соответствующих 120 годам жизни.

Эти же 120 периодов повторяются еще четыре раза между заходом и восходом Солнца, давая в общей сложности 240 периодов днем и ночью и 8 циклов.

Эти восемь ночных и дневных циклов соответствуют восьми Ямам. Восемь Ям управляются восемью грахами от Солнца до Рāху, начиная с вāры (дня недели), управляющей днем. Божество, управляющее Ямой, должно быть рассчитано по Кāла чакре.

Рисунок 1: Кāла чакра


Таттва начинается в зависимости от вāреш́а (хозяина дня недели), т.е. если это воскресенье, тогда первой таттвой дня будет Агни, потому что воскресенье управляется Солнцем и также Агни-таттвой. См. таблицу для грах, господствующих над таттвой.


Следовательно, и в понедельник, и в пятницу, таттва будет начинаться с Джала.

Пример вычисления:

1. В первую очередь, мы должны определить таттву, управляющую днем недели:

Поскольку рождение произошло в среду, преобладала пр̣тхви-таттва, поэтому последовательность такова: Пр̣тхви, Джала, Агни, Вāю, Āкāш́а.

2. Человек родился ночью, следовательно, мы должны вычислить продолжительность ночи :

5ч 28м 27с – 18ч 29м 53с = 10ч 59м 53с

3. Теперь, чтобы найти продолжительность одной таттвы , мы просто разделим результат на 120:

10ч 59м 53с / 120 = 5м 30с

4. Теперь нам нужно найти какое количество времени прошло ночью до рождения , вычитая время рождения от времени захода Солнца:

21ч 14м 00с – 18ч 29м 27с = 2ч 44м 33с

5. Из количества прошедшего времени и продолжительности одной таттвы мы можем выяснить таттву рождения :

2ч 44м 33с / 5м 30с = ~29,92

Являясь отображением макрокосма, макрокосмическая Вселенная человеческого тела также образована сознанием 7-ми планов бытия. Каждый отдельный план имеет свой центр воплощения, являющийся также центром проявления соответствующей этому плану стихии. Такие центры воплощения называются «чакрами» .

Их 7: Муладхара-чакра, Свадхистхана-чакра, Манипура-чакра, Анахата-чакра, Вишуддха-чакра, Аджня-чакра и Сахасрара-чакра. Каждой чакре соответствует свое основное сплетение энергетических потоков тонкого тела, или энергетический узел – грантхи .

В целом узлов (грантхи) значительно больше, чем чакр (либо чакр значително больше, чем 7), поскольку под грантхи понимаются узловые зоны, в которых сходится некоторое количество функциональных потоков первого тонкого, именуемого также эфирным, уровня тела. Каждому из узлов соответствует вихрь еще более тонкой природы, который и является тем, что часто понимается, чакрой. Однако существует целый ряд других концепций чакр. Наиболее корректными из них представляются те, сообразно которым собственно чакры (7 основных вихрей) – результат интерференции вибрационных сред формируемых 5-тью стихиями и 2-мя управляющими силами. Таким образом, чакра оказывается образованием гораздо более фундаментальным, чем просто полевой вихрь, генерируемый узлом потоков. Потому собственно чакрами целесообразно называть только те 7 главных вихрей, которые соответствуют центрам проявления сил и стихий и являются образованиями универсального характера. Тогда грантхи (энергетические узлы) – энергетические узлы самого грубого уровня, размещающиеся в зонах локализации центров вихрей чакр, отвечающих за управление физиологическими функциями на тонких планах. Подобно тому как в каждой стихии опосредованно представлены аспекты всех прочих стихий и сил, в комплексе каждой чакры содержатся проявления всех 7-ми чакр, хотя в энергетическом теле, в отличие от физического, ядра (но только ядра) вихревых образований самих чакр локализованы достаточно явно: Муладхара-чакра – область промежности; Свадхистхана-чакра – верхняя часть полового органа у женщин и верхняя часть основания полового органа у мужчин; Манипура-чакра – живот чуть ниже пупка (этот вихрь – довольно большой и вытянут вверх до солнечного сплетения); Анахата-чакра – за серединой грудины; Вишуддха-чакра – шея в области подъяремной впадины; Аджня-чакра – в середине головы на пересечении линий, одна из которых соединяет верхушки ушных раковин, а вторая – мозжечок и среднюю вершину лобно-глазного треугольника (Трикута); Сахасрара-чакра образует конических вихрь, вершиной упирающийся в Аджня-чакру и раскрывающийся к своему основанию вверх, пересекая контур тела примерно по периметру горизонтальной окружности черепа, в области лба проходящей по границе волосистой части головы. Остальные же вихри суть сопряженные с чакрами тонкие аспекты грантхи. И если чакры в физическом теле распределены и представлены семью основными функциональными системами, то грантхи – локализованы и представлены комплексом из нервного сплетения (нервных сплетений, железы (желез) внутренней секреции, органа (группы органов) и соответствующих мышц и сустава (суставов).

Взаимное соответствие между силами, стихиями, планами бытия, 7-мью чакрами и 7-мью основными грантхи таково:

  • Маха-таттва – Великая Сущность – мир высочайших – Сахасрара-чакра – Махат-грантхи.
  • Ахамкара – волевая сила Вселенной – мир просветленных – Аджня-чакра – Ахам-грантхи.
  • Акаша-таттва – эфир – мир достигших осознания единства со своими творениями – Вишуддха-чакра – Висма-грантхи, известный также как Набхи-грантхи («набхи» (санскр.) – «небо», Висма-пана (санскр.) – название небесного города гандхарвов, положительных божеств, в древнем индийском эпосе).
  • Вайю-таттва – воздух – мир великих – Анахата-чакра – Вайю-грантхи.
  • Агни-таттва – огонь – мир ограниченных – Манипура-чакра – Агни-грантхи.
  • Апо-таттва – вода – мир мертвых – Свадхистхана-чакра – Вари-грантхи (вари, джала, апас (санскр.)).
  • Притхви-таттва – земля – мир смертных – Муладхара-чакра – Притхви-грантхи.
  • В общих чертах схема взаимодействия между чакрами, грантхи и соответствующими им органами физического тела такова: чакра контролирует функциональное состояние грантхи, грантхи же регулирует деятельность органов, отделов нервной системы и секреторную активность эндокринных желез.

    Железы внутренней секреции (эндокринная система относится к органическим структурам Свадхистхана-чакры) являются основным звеном, посредством которого функции соответствующих грантхи проецируются на физический план.

    Несмотря на тесное функциональное взаимодействие желез внутренней секреции друг с другом, в организме каждого человека существует свой характер соотношения их активности, который является определяющим фактором формирования физической и психической конституции индивида.

    Таким образом, тип личности человека и состояние его физического тела в значительной степени определяются тем, какие из звеньев эндокринной системы являются доминирующими либо по тем или иным причинам пребывают в состоянии функциональной недостаточности. Соответственно можно говорить о характере действия определенных грантхи на более тонких планах, то есть о доминировании либо недостаточности проявлений отдельных стихий (из-за преобладания определенных гун) как о причине возникновения тех или иных состояний человеческого организма и психики.

    Грантхи являются основными управляющими центрами функциональных проявлений сил и стихий. Поэтому работа органов и желез внутренней секреции, расположенных в тех частях тела, где локализованы основные грантхи, непосредственно связана с проявлениями соответствующих стихий.

    Акаша-таттва

    Главным центром управления проявлениями Акаша-таттвы является Висма-грантхи, расположенный в области шеи. Соответственно, к функциональной сфере Висма-грантхи относятся щитовидная и паращитовидные железы, миндалины, слюнные железы и прочие образования, размещенные в этой части тела. Выделения желез, относящихся к Висма-грантхи, имеют ключевое значение в борьбе организма с заболеваниями и способствуют сохранению и силы. Состояние этих желез самым непосредственным образом отражается на функционировании всех остальных желез внутренней секреции. Если железы Висма-грантхи по каким-либо причинам перестают выделять в кровь достаточное количество своих секретов, на организм человека немедленно обрушиваются целые каскады заболеваний. В целом можно сказать, что одной из основных функций Висма-грантхи является общий контроль состояния организма.

    Лица, в конституции которых доминирует Висма-грантхи, находятся под преобладающим влиянием стихии эфира – Акаша-таттвы, их личностные характеристики, следовательно, формируются в основном под управлением Саттва-гуны. Они обладают развитым во всех отношениях умом, посредством которого в этом мире воплощается уровень божеств, осознавших единство со своими творениями. У женщин Висма-грантхи обычно представлен несколько лучше, чем у мужчин. Потому женщинам в большей степени свойственны благородство, любовь и самоотверженность – качества, неизменно присутствующие в натуре любой красивой, здоровой и разумной женщины. В случае нарушения работы Висма-грантхи активность соответствующих желез патологически изменяется – делается избыточной либо становится ниже нормы. Человек теряет способность к сосредоточению, лишается спокойствия и самообладания, не может полноценно мыслить, лихорадочно мечется либо, наоборот, становится вялым. Леность ума и суетность лишают его способности к любой сколько-нибудь сложной работе, и он приходит в полное отчаяние по каждому наименьшему поводу.

    Вайю-таттва

    Проявления стихии воздуха (Вайю-таттва) в организме регулируются узлом Вайю-грантхи, который занимает в человеческом теле область грудной клетки. Соответственно, главные органы, принадлежащие к сфере действия данного энергетического узла, – это легкие, сердце, вилочковая железа, а также сеть сосудов кровеносной системы и некоторые мелкие железы.

    Вайю-бхута в организме является защитным и действующим элементом. Главные центры его активности: органы системы дыхания и кровообращения, на которых лежит основная ответственность за поддержание жизнедеятельности. В то время как в деятельности других органов и систем возможны функциональные паузы для отдыха и восстановления, легкие и сердце работают безостановочно. Любая остановка сердца хотя бы на несколько десятков секунд или прекращение дыхания на считанные минуты в большинстве случаев влекут за собой смерть.

    Органы Вайю-грантхи осуществляют управление распределением телесной энергии. Поэтому функционирование всех без исключения органов и систем находится в непосредственной зависимости от состояния Вайю-грантхи. Дефицит работоспособности органов этого узла не может быть восполнен ничем. При нарушении функционирования главных органов Вайю-грантхи патологически изменяется режим кровоснабжения и, как следствие, энергообеспечения организма, в результате чего неизбежно возникает целый комплекс заболеваний.

    Для психической конституции человека с нарушениями работы Вайю-грантхи типичны повышенная разговорчивость, склонность к истероидным реакциям, неспособность контролировать смену эмоциональных состояний. В отношениях с людьми он часто демонстрирует неблагодарность. Последнее проявляется в его манере нелицеприятно высказываться о тех, кто хорошо к нему относится, старается облегчить ему жизнь или от него зависит, предъявлять к ним необоснованные претензии и даже их оскорблять. По своей физической конституции лица с нарушениями функций Вайю-грантхи как правило хилы, тощи, скованы в движениях и зачастую медлительны.

    Те же, у кого Вайю-грантхи доминирует и находится в хорошем состоянии, обладают уравновешенным темпераментом, помыслы их чисты, а эмоции – всегда под контролем. В обществе эти люди обычно выступают в качестве усердных, дисциплинированных и бескорыстных тружеников, пользующихся любовью и уважением ближних.

    Агни-таттва

    Стихии огня (Агни-таттва) соответствует узел Агни-грантхи, ответственный за все проявления телесного огня. Его основные органы: желудок, печень, желчный пузырь, селезенка, поджелудочная железа и надпочечники. Кроме того, Агни-грантхи регулирует деятельность всех прочих органов и желез, имеющих прямое отношение к переработке пищи и получению энергии.

    Если бы погасло солнце, великая обитель огня, то органическая жизнь на Земле в любых формах, включая человека, вряд ли была бы возможна. Планета, вероятнее всего, превратилась бы в мертвую насквозь промерзшую глыбу безжизненной косной материи. Таким же образом сила, которую йогины именуют лесным огнем, есть то, чем поддерживается и обновляется мир телесного бытия. В день, когда окончательно разрушается сфера внутреннего человек погибает.

    Функциональные соки и выделения органов Агни-грантхи, в традиции Йоги именуемые соками пищеварительного огня, обладают огромной разрушительной силой меньшей, чем самые сильные кислоты. Их сила перерабатывает пищу, трансформируя ее в энергию, которая распределяется органами Вайю-грантхи и поддерживает жизнедеятельность тела и его температуру, а также в пластический материал, из которого строятся ткани физического тела.

    Лица с функциональным обладанием Агни-грантхи по психической конституции энергичны, настойчивы, целенаправлены и поистине неутомимы в труде. Как правило, им свойственны способности выдающихся лидеров. К людям такого типа относится подавляющее большинство сильных политических деятелей и военных руководителей высших рангов. Это те, чье призвание – борьба.

    Нарушение нормального функционирования Агни-грантхи проявляются в злоупотреблении человеком своей природной силой, в склочности, похотливости и патологическом тщеславии, нередко внушающем отвращение даже самым близким их друзьям и родственникам. Малейшие неудобства или физическая боль иногда приводят такого человека в бешенство, однако ни владеть собой в конкретных ситуациях, ни, тем более, соблюдать диету он не в состоянии, так как не выносит никаких ограничений. Обычно расстройства в работе Агни-грантхи сопровождаются заболеваниями желудка, двенадцатиперстной кишки, печени, желчного пузыря и других органов пищеварительной системы, а также нарушениями кровяного давления.

    Апо-таттва

    Вари-грантхи – энергетический узел активности стихии воды (Апо-таттва). Этому узлу соответствуют почки, все органы мочеполовой сферы, вся лимфатическая система и грудные железы у женщин. Апо-таттва содержит в себе зародыш жизни. Основная функция Вари-грантхи – управление функцией воспроизводства. Основные органы Вари-грантхи выделяют секреты, содержащие информацию о целостном организме. Именно из этих секретов развивается человеческое тело. Второе название Вари-грантхи – Сома-грантхи («сома» (санскр.) – «нектар» или «божественный флюид») – указывает на важность этого узла, имеющего ключевое значение для поддержания непрерывности жизни рода человеческого.

    Лица с функциональным преобладанием Вари-грантхи обычно отличаются необыкновенным дружелюбием и всегда производят на окружающих благоприятное впечатление. Они обладают прекрасным здоровьем и склонны к упорядоченности и размеренности во всем, что делают. В случае нарушений функций Вари-грантхи индивид, независимо от пола, становится эгоистичным, обидчивым, злобным, а также приобретает склонность к половым излишествам и извращениям.

    Притхви-грантхи (энергетический узел стихии земли) управляет процессами построения плотных тканей физического тела, оформляя и фиксируя качеством инертности все силы и энергии, в этих процессах участвующие.

    Лица с преобладанием Притхви-грантхи обычно полнокровны, плотны, тяжелы телом и обладают избыточной массой за счет большого количества лишнего жира. По натуре они либеральны и терпеливы. Им чужды высокие устремления и усилия воли. Они не склонны особенно напрягаться даже для приобретения необходимых материальных благ. Их отпугивают перспективы любых конфликтов и затруднений, активным поискам радикальных решений они однозначно предпочитают инертное следование по пути наименьшего сопротивления.

    Нарушения функции Притхви-грантхи заставляют человека чрезмерно заботиться о своем благополучии, ублажении потребностей физического тела и жадно искать простейших плотских наслаждений.

    Ахамкара

    Ахам-грантхи (энергетический узел волевой силы Вселенной) локализован в голове примерно на уровне лба. Основными органами, к нему относящимися, являются подкорка, гипофиз, мозжечок и отдельные ограниченные участки больших полушарий. Главная функция Ахам-грантхи – управление восприятием и личностными проявлениями в сфере логического, творческого и инстинктивного разума, а также работой бытовых аспектов интуиции. Ахам (эго) правит всей нашей жизненной активностью, Ахам-грантхи отвечает за координацию работы всех других энергетических узлов: Висма-грантхи, Вайю-грантхи, Агни-грантхи, Апо-грантхи и Притхви-грантхи – стараясь, насколько это возможно, компенсировать недостаточность их функций и исправлять их ошибки.

    Среди лиц с доминирующей функцией Ахам-грантхи – величайшие гении в области литературы, поэзии, великие ученые, философы, меценаты, деятели, отдавшие все силы и помыслы благу человечества, святые и пророки.

    При нарушении функций Ахам-грантхи в натуре человека проявляются коварство, бессердечность, скрытность, жестокость, хладнокровная агрессивность и воинствующая злонамеренность.

    Маха-таттва

    Область головы над Ахам-грантхи занимает Махат-грантхи (энергетический узел Изначальной Силы). Его главные органы: шишковидная железа и кора больших полушарий головного мозга; Махат-грантхи – тонкое образование, посредством которого в человеке воплощается Бог. Этот узел отвечает за все функции духовной интуиции и высшей сознательности человека, а также производит тонкий флюид, именуемый Сома-дхара («сома» (санскр.) – «нектар», «сок луны»; «дхара» (санскр.) – «поток», «ливень»), который, насыщая все тело, является первоосновой человеческого воплощения.

    Именно посредством этого потока осуществляется высшая координация всей функциональной деятельности тонкого и плотного организмов во времени и пространстве. В самой середине Махат-грантхи находится Брахмарандхра (ось вихря Сахасрара-чакры) – воплощение чистого безобъектного сознания высшей разумности, находящейся пределами проявлений трех гун.

    Лица с явно доминирующей функцией Махат-грантхи встречаю крайне редко, поскольку они величайшие из великих, им поклоняются как воплощенным божествам, им доступны любые достижения в каких угодно сферах человеческой деятельности, но обычно они не стараются реализовать себя в чем-то конкретном. Они – боги в мире смерти от рождения имеющие внутреннее право на полную свободу, им просто незачем обретать признание, богатство и славу. Они и так целостны, самодостаточны и мудры настолько, что познают этот мир и все стоящее за его проявлениями, не вовлекаясь в суету исследования сферы земного существования посредством деяния и страданий.

    Их задача – просто время от времени тенью появляться здесь, на земле, слегка касаясь жизни человечества и этим незаметно изменяя ход ее самых глубинных и основополагающих процессов, ненавязчиво проходить мимо жаждущих, страждущих, борющихся, заблудших, самовлюбленных, самоотверженных и всех прочих вовлеченных, чтобы те, замечая их, видели: есть что-то еще и это что-то стоит попыток прорваться сквозь весь этот ад. После рождения они очень быстро достигают полноты и целостности осознания, после чего личная сила и божественная самодостаточность никогда уже не покидают их до самого конца их земной жизни. Никакие поступки, как собственные, так и других людей, не могут запятнать их, они остаются чистыми и не связанными ничем после любых перипетий и жизненных коллизий. Никакие чувственные стимулы не в состоянии поколебать устойчивость их непривязанности и отрешенности.

    Они до самых глубин понимают все тонкости мотивов, заставляющих людей действовать и страдать, и потому, оставаясь бесстрастными наблюдателями, в то же время являются средоточием величайшей мудрости, чуткости и сострадания. Тяготы жизни, печали, болезни, физические страдания и катаклизмы не в силах поколебать глубинное спокойствие и мир, царящий в сознании этих людей, нарушить полноту и целостность их мировосприятия.

    У обычных людей деятельность Махат-грантхи выражена, как правило, слабо.

    Очень часто встречаются индивиды, у которых отсутствует явное преобладание какого-либо конкретного из 6-ти энергетических узлов, но вместо этого доминирующими являются 2, 3 и даже более грантхи, причем уровень их функциональной активности примерно одинаков. Такие типы конституции тонкого тела (сукшма-декха ) описываются в традиционной йогической физиологии как случаи смешанного преобладания грантхи или таттв.

    Ключевыми элементами творения являются воздух, огонь и вода

    Соответственно, Вайю-таттва, Агни-таттва и Апо-таттва являются стихиями, играющими ключевую роль в гармоничном функционировании физиологических механизмов человеческого тела. Любое нарушение их взаимодействия немедленно приводит к возникновению заболеваний, а серьезное расстройство заканчивается, как правило, смертью.

    Наиболее безотказным и радикальным средством для управления взаимодействием этих трех стихий и поддержания их идеального равновесия являются практики, описанные в «Йога-Шастре» («шастра» (санскр.) – «учение», «система». «Йога-Шастра» – учение или система Йоги, также – свод классических трактатов по философии и практике Йоги). Учение Йоги дает нам ключ не только к развитию духовной силы и пронзительной ясности ума, но также к построению здорового, неподвластного времени организма, свободного от болезней признаков возрастной деградации. Таким образом, практика Йоги оказывается, пожалуй, наиболее мощным средством, способным избавить человечество от столь всеобщего наше время преждевременного старения и медленного прижизненно телесного разложения.

    Элемент Земли нужен для того, чтобы мы могли насладиться тем, чего достигли в элементе Огня. Таттва Земли дарит нам стабильность, постоянство, предсказуемость, безопасность, равновесие, полноту всего того, чего мы достигли. Элемент Земли создает форму , являющуюся вместилищем всех остальных элементов и Сущности. Форма должна быть постоянной и стабильной хоть какое-то время. Чтобы можно было насладиться или отработать что-либо. Если у нас хорошая карма – то мы наслаждаемся, а если плохая – то отрабатываем. Элемент Земли дает возможность разобраться с кармой. Элемент Земли дарит нам псевдо-ощущение отсутствия времени, он притормаживает действие времени. Именно это и нужно для наслаждения – ощущение, что мы как будто находимся в вечности. Элемент Земли может делать это за счет кругового движения – когда энергия начинает двигаться по кругу. И эта энергия создает определенную форму.

    Таттва Земли включает набор определенных процессов, поддерживающих деятельность формы – гора и почва. Они имеют разные функции. Гора создает законы, т.е. законы благодаря которым поддерживается нормальная жизнедеятельность, обеспечивается безопасность, полнота, предсказуемость, иными словами – стабильность . И это формирует центр, относительно которого поддерживается равновесие в системе. Например – позвоночник, Сушумна, гора Меру, ось галактики, Земная ось, Нейтральный ум. Отсюда вытекает такое свойство элемента Земли как как способность к регенерации (восстановлению).
    Почва же дает все необходимое для того, чтобы наслаждаться , например клиентов, поставщиков, место для работы. Полнота элемента Земли дает обеспечение для деятельности и запрос на деятельность. Очень важно уметь не только правильно тратить, отдавать, но и принимать, получать. Деньги принадлежат Богу Вишне, а у его ног богиня Лакшми контролирует денежные потоки. Т.е. деньги не принадлежат нам, а Ему. Богатство – мотивирующее качество, которое поддерживается таттвой Земли. Когда у нас сильный Элемент Земли, то мы богаты, но каждый по-своему – у кого денег много, у кого-то ментальных качеств много. Вместе гора и почва приносят нам ощущения наполненности и безопасности.

    Время элемента Земли – это конец лета. Пик лета уже прошел, с его танцами и развлечениями. Это – время перемен, точка возврата между солнечной фазой природы и лунной фазой. Весной и летом приходит период активизации силы света, когда все в природе расширяется и тянется навстречу небу и солнцу. В осенний и зимний период силы возвращаются в землю. Это – пора изобилия, жатвы, время благодарения и приготовления запасов на зиму. Это – время собирания знаний, которые помогут справиться с трудными ситуациями в будущем, время духовного насыщения и созерцания. Это пик жизни, период зрелости, стабильности и стремления к самовыражению. Если весной человек с нетерпением ждет и живет в предвкушении лета, а летом наслаждается настоящим, то осенью приходит время оглянуться назад и обдумать все произошедшие с ним события. Дисбаланс элемента Земли часто выражается в беспокойстве, задумчивости и погружении в воспоминания. В культурах многих народов Земля изображается в виде богини плодородия и Матери Земли. Мать Земля дает жизнь, пищу всем существам на планете, защищает нас, наделяет своими щедротами. Вне зависимости от того, кто мы и где мы находимся, на Земле мы чувствуем себя как дома.

    Люди с сильно развитым элементом Земли легко приспосабливаются и осваиваются в новом окружении. Но слишком сильный Элемент Земли подавляет все остальные таттвы, и тогда человек становится очень обывательски туповатым, непроницаемым, консервативным.
    Если же элемент Земли ослаблен это выражается в чувстве незащищенности и острой потребности быть в центре внимания, а также быть любимыми и принятыми новым окружением. Такие люди полагают, что любовь и теплоту можно легко забрать или отвергнуть. Зачастую в прошлом они были лишены любви окружающих. Им будет не хватать сострадания и понимания. Они довольно критичны в отношении других, но отсутствие терпимости к другим лишь маскирует их собственную незащищенность. Они очень часто себя жалеют и постоянно жалуются. Людям со слабой таттвой Земли трудно быть в одном состоянии, им все время скучно, им постоянно нужен драйв и новизна. Дисбаланс элемента Земли проявляется также в чрезмерном проявлении любви или участия. Например, когда родители или партнер ни на шаг не отходят от человека, стремясь контролировать каждое его действие.

    Для элемента Эфира необходимо пространство, для элемента Огня – жар, а для элемента Земли – влага. Без влаги на Земле ничего не растет. Вода необходима для элемента Земли. Без нее Земля не может быть плодородной. Направлен элемент Земли к центру. Элемент Земли не является ни солнечным, ни лунным. Направление его энергии представляет собой горизонтальный закрытый круг.

    Внешние параметры Таттвы Земли

    Года: заканчивающиеся на 8 и 9

    Органы: селезенка, желудок

    Сезон: конец лета – начало осени, период созревания и преображения природы

    Тема: тепло, процветание, изобилие

    Функция: созерцание, память, конструктивное преображение

    Характер: нейтрализующий

    Климат: влага

    Жизненный цикл: созревание и изменение, период домохозяина

    Время: с 15 до 19 часов

    Цвет: желтый

    Цвет кожи: желтоватый

    Вкус: сладкий

    Звук: пение

    Орган чувств: обоняние

    Эмоция: сострадание и беспокойство

    Планета: Сатурн

    Направление: центр

    Движение: движение по кругу, в котором нет ни начала, ни конца

    Жидкости тела: слюна и лимфа

    Запах: приторно сладкий

    Животное: бык

    Ментальное состояние – трезвое мышление, здравый рассудок, четкое знание о границах, о системе, в которых вы находитесь. У вас есть системное знание – сама система дает возможность получать ответы на все вопросы. Вам не нужно ни к кому обращаться за помощью. Вы способны трезво мыслить и все рассчитывать. Здравый рассудок необходим для обустройства стабильной реальности.

    Эмоциональное состояние – спокойствие, невозмутимость (не холодность), умиротворенность и удовлетворенность. У человека есть центр, стержень, ощущение правды. Элемент Земли единственный из всех элементов защищает и дает безопасность, а также успокаивает и дает возможность получить опыт.

    Физические органы – желудок, поджелудочная железа и селезенка. Извлекает энергию из внешнего источника – из еды. Доставляет Прану в клетки тела. Элемент Земли отвечает за энергетический баланс в теле и иммунитет. Также к таттве Земли относятся ноги, спина, позвоночник и Муладхара чакра.

    Как работать с Таттвой Земли методами Кундалини йоги

    Энергетические упражнения для заземления :

    Работа с балансом и формированием стержня, относительно которого поддерживается равновесие :

    Поддержание стабильности, устойчивости пространства и развитие способности противостоять энергии времени (быстро восстанавливаться ):

    Крийя для обретения таких качеств как надежность, стабильность, предсказуемость . Эти качества дарит только элемент Земли:

    Практика, приносящая в вашу жизнь ощущение полноты и удовлетворенности:

    ТАТТВА (Санскр.) Вечно сущее "То"; также различные принципы в Природе, в их оккультном значении. "Таттва Самаса" - труд по философии Санкхья, приписываемый самому Капиле. Также, абстрактные принципы существования или категории, физические и метафизические. Тонкие элементы - пять экзотерически, семь в эзотерической философии - относящиеся с пятью и семью чувствами на физическом плане; последние два чувства все еще латентны в человеке, но будут развиты в последних двух коренных расах.

    Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

    Так как Таттвы есть просто субстрат семи сил Природы, то как это может быть? Имеются семь форм Пракрити, как учит «Санкхья» Капилы? «Вишну Пурана» и другие труды. Пракрити есть Природа, Материя (первоначальная и элементарная); поэтому логика требует, чтобы Таттв тоже было семь. Ибо, означают ли Таттвы, как учит Оккультизм, «силы Природы», или же, как объясняет ученый Рама Прасад, «субстанцию, из которой создана Вселенная» и «силу, которою она поддерживается» – все это одно; они суть Сила, Пуруша, и Материя, Пракрита. И если форм или, точнее, планов последней всего семь, то и сил ее должно быть семь. Другими словами, степени плотности материи и степени той силы, которая одушевляет ее, должны идти рука об руку.

    Вселенная сотворена из Таттвы, поддерживается Таттвой и исчезает в Таттве, –

    говорит Шива, как цитируется из «Шивагамы» в «Тончайшие Силы Природы». Это разрешает вопрос; если Пракрити семерична, то и Таттв должно быть семь, ибо, как сказано, они суть и Субстанция и Сила, или автоматическая Материя и Дух, который ее одушевляет.

    Это объяснение дается здесь, чтобы дать возможность ученику читать между строками в так называемых оккультных статьях по Санскритской Философии, которые не должны ввести его в заблуждение. Доктрина о семи Таттвах (принципах Вселенной и также человека) считалась в старину большой святыней и поэтому держалась в тайне браминами, которые ныне почти забыли это учение. Все же оно преподается до нынешнего дня в Школах за Гималайским хребтом, хотя в Индии о нем теперь едва ли слышали или помнят, за исключением редких Посвященных. Однако курс постепенно изменился; челам начали преподавать общие его контуры, и ко времени прихода Т. О. в Индию в 1879 г. мне было приказано преподать это в экзотерической форме одному или двум. Я сейчас выдаю это Эзотерически.

    < ... > ТАТТВИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ И ЗНАЧЕНИЯ

    Итак, в Природе мы находим семь Сил или семь Центров Сил, и кажется, что все соответствует этому числу, как например, семеричная шкала в музыке или Звуках и семеричный спектр Цветов. Я еще не исчерпала в предыдущих томах номенклатуру и все доказательства этому, все же достаточно уже дано, чтобы показать каждому мыслителю, что приведенные факты не являются совпадениями, но очень веским свидетельством.

    Имеются несколько причин, почему в индусских системах говорится только о пяти Таттвах. Одну из них я уже упомянула; другая заключается в том, что мы достигли лишь Пятую Расу и наделены (поскольку Наука способна убедиться) только пятью чувствами, потому существование остальных двух, остающихся все еще латентными в человеке, может быть доказано только феноменальными явлениями, которые для материалистов совсем не считаются свидетельствами. Пять физических чувств считаются соответствующими пяти низшим Таттвам; два еще не развитых чувства в человеке и две силы или Таттвы, забытые браминами и все еще непризнанные Наукой, настолько субъективны и высочайшая из них настолько священна, что они могут быть признаны и познаваемы только высочайшими Оккультными Науками. Легко понять, что эти две Таттвы и два чувства (шестое и седьмое) соответствуют двум высшим человеческим принципам – Буддхи и Аурической Оболочке, насыщенной светом Атмы. Если мы путем оккультной тренировки не откроем в самих себе шестое и седьмое чувства, мы никогда не постигнем правильно их соответствующие образы. Таким образом, утверждение в «Тончайшие Силы Природы», что на Таттвической шкале самой высшей изо всех Таттв является Акаша (за которой следует (только) четыре Таттвы, каждая из которых становится грубее своей предшественницы), если оно сделано с Эзотерической точки зрения, – ошибочно.

    < ... >

    две высшие Таттвы настолько же сокрыты для обычного смертного, как шестое и седьмое чувства от материалистического ума.

    Поэтому, в то время как санскритская и индусская Философия вообще говорят только о пяти Таттвах, оккультисты называют семь, заставляя их этим соответствовать каждой семеричности в Природе. Таттвы располагаются в том же самом порядке как семь макро и микрокосмических Сил, и как учит Эзотеризм, они суть следующие:

    Все они соответствуют нашим Принципам, и семи чувствам и силам в человеке. Какова порожденная или вызванная в нас Таттва, или Сила, так будут действовать наши тела.

    < ... >

    в экзотерической Философии Йоги и в Хатха-йогической практике Акаша Таттва помещается в голове (или физическом мозгу) человека; Тэджас Таттва – в плечах; Вайю Таттва – в пупе (местопребывание всех фаллических Богов, «творцов» Вселенной и человека); Апас Таттва – в коленях; Притхиви Таттва – в ступнях. Следовательно, две высшие Таттвы и их соответствия игнорируются и исключаются; и так как они являются главными факторами в Раджа Йоге, то никакой духовный или интеллектуальный феномен высшей натуры не может иметь место.

    < ... > ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ И ТАНТРИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦЫ ТАТТВ
    Эзотерические Принципы, Таттвы, или Силы, и их Соответствия с Человеческим Телом, Состояниями Материи и Цветами Тантрические Таттвы и их Соответствия с Человеческим Телом, Состояниями Материи и Цветами
    Таттвы Принципы Сослтояние Материи Части Тела Цвета Таттвы Состоя­ние Материи Части Тела Цвета
    (а)
    Ади
    Ауричес­кое Яйцо Предвечная, Духовная Субстанция; Акаша; Субстрат Духа Эфира Обнимает все тело и пронизы­вает его. Обоюдное эманирова­ние во­внутрь и наружу Синтез всех Цветов Синий (а)
    Игнори­руется
    Игнори­руется Игнори­руется Игнори­руется
    (b)
    Ану­падака
    Буддхи Духовная Сущность, или Дух "Предвеч­ные Воды Глуби" Третий Глаз или Шишковид­ная Железа Желтый (b)
    Игнори­руется
    Игнори­руется Игнори­руется Игнори­руется
    (c)
    Алайа, или Акаша
    Манас ЭГО Эфир Пространства, или Акаша в своей третьей дифференци­ации. Критическое Состояние Пара Голова Индиго (c)
    Акаша
    Эфир Голова Черный, или бесцвет­ный
    (d)
    Вайю
    Кама Манас Критическое Состояние Материи Горло до Пупа Зеленый (d)
    Вайю
    Газ Пуп Синий
    (e)
    Тэд­жас
    Кама (Рупа) Сущность грубой Материи; соответству­ет Льду Плечи и Руки до Бедер Красный (e)
    Тэджас
    Тепло (?) Плечи Крас­ный
    (f)
    Апас
    Линга Шарира Грубый Эфир, или Жидкий Воздух Бедра до Колен Фиолето­вый (f)
    Апас
    Жидкое Коле­ни Белый
    (g)
    Прит­хиви
    Живое Тело в Пране, или животная жизнь Плотное и Критическое Состояние Колена до Ступней Оранжево-Красный* (g)
    Притхиви
    Плотное Ступни Жел­тый**

    * Сразу можно заметить, как перевернуты цвета Таттв, отраженные в Астральном Свете, если мы находим Индиго названным Черным; зеленый – синим; фиолетовый – белым; и оранжевый – желтым.

    ** Цвета, я повторяю, не следуют здесь призматической шкале – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый – ибо эта шкала является неправильным отражением, чистой Майей; тогда как наша эзотерическая шкала есть шкала духовный сфер, семи планов Макрокосма.

    | Учение об элементах (Таттва-видья)

    Учение об элементах - Таттва-видья

    Местопребывание элементов в теле человека

    Каждый орган, каждая часть тела человека соответствуют определенному элементу, составляющему вселенную. В свою очередь, каждый из элементов состоит из света, значит, внутренние органы, кости, жидкости в теле человека и т.д. также созданы из различных видов света, присущих земле, воде, огню, ветру и пространству.


    "Огонь сосредоточен на уровне плеч, воздух - в основании пупа, земля - в области бедер, вода - в ногах, эфир - во лбу. Кости, мускулы, кожа, сосуды и волосы - таковы пять свойств земли, как изложено в божественной науке. Сперма, кровь, костный мозг, моча и слюна - это пять свойств воды, как изложено божественной наукой.

    Голод, жажда, сон, привлекательность, вялость - пять свойств огня, как изложено божественной наукой. Бег, ходьба, секреция желез, сжатие и расширение тела - это пять качеств воздуха. Такова наука Брахмы. Преданность, бдительность, скромность, благоговейный страх, энтузиазм - это пять качеств эфира. Такова наука Брахмы".

    Аналогии в понимании пяти элементов

    Если провести аналогию, связанную с растущим плодом, то

    ~ элемент земли формирует основу плода,

    ~ элемент воды собирает вместе все элементы плода и удерживает их вместе,

    ~ элемент огня помогает плоду созревать,

    ~ элемент ветра дает рост,

    ~ с помощью элемента эфира существует пространство-Основа, в котором плод может появиться, расти и существовать.

    Соотношение элементов в теле человека

    Тела богов высших Миров Формы состоят только из тонкого ветра и пространства, тела сансарных богов состоят из элемента огня, ветра и пространства. Тело человека большей частью состоит из земли и воды, поэтому считается, что эти стихии являются наиболее благоприятными, способствующими долгой жизни. И наоборот, стихии огня, ветра и пространства являются ограниченно благоприятными элементами.


    "Тело состоит из пятидесяти частей земли, сорока частей воды, тридцати частей огня, двадцати частей воздуха и десяти частей эфира.

    Влияние земли обеспечивает успех на длительный срок, вода дарит кратковременные и преходящие плоды, воздух очень редко наделяет удачей, а в огне даже профессионал все утратит.

    Земля имеет пять частей, вода - четыре, огонь - три, воздух - две, эфир - одну. Таково непреходящее знание о пропорциях элементов".

    "Шива Свародайя" (197 - 199)

    Главные свойства элементов

    "Практикующий йогин способен распознать форму специфической таттвы, ее движение, вкус и символ. Так он может успешно осуществить связь с этой таттвой".

    "Шива Свародайя" (383)


    Согласно текстам, тонким элементам присущи пять главных свойств:

    1. Чувственное переживание.

    2. Собственно качество элемента.

    3. Тонкий прообраз элемента (танматра).

    4. Состояние элемента.

    5. Функциональное проявление.

    1. Чувственное переживание

    Цвет


    "Земля - желтая, вода - белая, огонь - красный, воздух - темно-синий, эфир имеет все цвета".

    "Шива Свародайя" (152)


    Вкус


    "Земля - сладкая, вода - вяжущая, огонь - обжигающий, воздух - кислый, эфир - едкий".

    "Шива Свародайя" (157)


    2. Качества, присущие элементам

    ~ Твердость и инертность присущи земле,

    ~ вязкость и текучесть присущи воде,

    ~ теплота, расширение, жар и свет присущи огню,

    ~ движение и действия присущи воздуху,

    ~ распространение во все направлениях присуще пространству.


    3. Тонкие качества элементов (танматры)

    Пять грубых элементов рождаются благодаря двойственному затемненному состоянию чувственного восприятия (танматре). Чувственное восприятие затемняется, когда утрачивается связь с Ясным Светом - Основой в момент перерождения.

    Тогда Свет, лежащий в основе, не узнается, и начинаются процессы творения сансары, т.е. сознание, потерявшее естественное состояние, соскальзывает на более грубый уровень.

    Тонкие качества чувственного восприятия (танматры):

    ~ тонкое восприятие пространства происходит через звук (шабда-танматра),

    ~ тонкое восприятие воздуха - через осязание (спарша-танматра),

    ~ тонкое восприятие огня - через образ (рупа-танматра),

    ~ тонкое восприятие воды - через вкус (раса-танматра),

    ~ тонкое восприятие земли - через запах (гандха-танматра).

    Тонкие качества являются проводниками между Сознанием - Основой и чувствами (индриями). Эти проводники тонко соединяют объекты, чувственное сознание и органы чувств. Чувственное сознание опирается на ум (манас), который, находясь в иллюзии, включает различение, принимая и отвергая, и эго, основанное на прошлом опыте.

    Танматры невозможно ощутить с помощью обычного восприятия. Они переживаются только в мистическом опыте с помощью утонченного восприятия эфирного и астрального тел.

    К примеру, концентрируясь на кончике носа или на муладхара-чакре, йогин чувствует, как обостряется его восприятие запахов, в медитации он может обонять восхитительный, неземной запах розы - это проявление танматры земли в его теле.

    Выполняя самьяму на кончике языка, йогин может переживать утонченные виды вкуса - так проявляется танматра воды.

    Созерцая особым способом в шамбхави-мудре свет солнца, луны, масляной лампы, сидя в темной комнате в определенных позах, предписанных в , йогин видит узоры, шары света, цепочки, радуги, изображение божеств, рисунки, мандалы - так проявляется танматра элемента огня (форма) в его теле.

    Управляя ветром, концентрируясь на чакрах, йогин учится переживать различные тонкие виды блаженства в теле, напоминающие сексуальное, ощущая танматру ветра - тонкое осязание.

    Концентрируясь на горле или анахата-чакре, выполняя практику , шанмукхи-мудру, бхрамари-пранаяму, йогин слышит звон и гудение, мелодии, колокольчики - это танматра звука в его теле.

    Тайные методы Лайя-йоги - Нада-йога и Джьоти-йога для достижения высших ступеней Освобождения, Радужного тела работают на уровне танматр, интегрируя с ними созерцательное присутствие.


    4. Свойства элементов


    "Исконная Реальность как самовозникшая энергия качеств Вселенной проявляется как саттва, раджас и тамас. Из них рождаются элементы пространства, воздуха, огня, воды, земли".

    Шри Шанкарачарья "Таттва Боддхи", часть 2 (2)

    Три качества элементов таковы:

    ~ сияние,

    ~ движение,

    ~ инертность.

    ~ Чистый (тайный) уровень - сияние

    В чистом виде пять элементов - это сияние (саттва), пять чистых светов в радужном спектре лучей света, неотделимых от пустотной Основы - Природы Ума.

    ~ Тонкий (внутренний) уровень - движение

    Это элементы в виде энергий, которые используются в тантрической практике. Энергия апана - земля, самана - элемент огня, прана - ветер, удана - пространство, вьяна - вода. Также тонкие элементы - это танматры, духи и божества стихий.

    ~ Грубый (внешний) уровень - инертность

    На грубом уровне элементы - это стихии, как мы их воспринимаем, т.е. земля, по которой мы ходим, вода, которую пьем, воздух, которым дышим, огонь, которым греемся, пространство, в котором путешествуем.

    Каждый элемент может проявляться в трех видах: саттвичном (как сияние чистого света), раджасичном (как активное движение энергии) и тамасичном (как инертность, грубость).

    Так, элемент воды может проявляться одновременно как тамас - внешняя (грубая) вода, как жидкости внутри тела (раджас) и как саттва - тонкий белый цвет в радуге.

    Элемент земли может проявляться как грубая земля, как прана земли в теле и как желтый цвет в радужном спектре.

    Элемент огня может проявляться как внешний огонь пламени, как внутренняя прана огня в теле (самана-вайю) и как красный цвет в радужном спектре.

    Элемент ветра может проявляться как атмосферный воздух, как прана воздуха, находящаяся в легких, и как зеленый цвет в радужном спектре.

    Очищая элементы, йогин преодолевает тамасичные и раджасичные части элементов и пытается утвердиться в их чистом светоносном состоянии.


    Три качества порождают пять элементов:

    ~ из сияния (саттвы), состоящей из сияния света и ясности, возникает элемент пространства,

    ~ из движения (раджаса) возникает элемент огня,

    ~ из качества инертности (тамаса) возникает элемент земли,

    ~ между сиянием и движением возникает тонкий подвижный элемент воздуха (ветер),

    ~ между движением и инертностью возникает элемент воды, сочетающий оба эти качества.


    Саттва

    Из саттвичной части первоэлементов рождаются пять органов знания и восприятия (гьяна-индрий).

    Проникая друг в друга и взаимодействуя, саттвичные части пяти элементов порождают:

    ~ чувственный ум (манас) - ум, оперирующий концепциями, мыслями, свойство которого приятие или отвержение,

    ~ интеллект (буддхи, махат) - это высшее сознание, одухотворенная интуиция,

    ~ эго (ахамкара) - чувство "эго", возникающее от отождествления себя с телом. Ахамкара порождает тонкие качества (танматры), чувства (индрии) и пять грубых элементов (таттв).

    ~ сознание (читта) - хранилище умственных тенденций, прошлый опыт, состоящий из накопленных самскар.


    Раджас

    Раджас творит органы действия (карма-индрии).

    Раджасичные части элементов творят:

    ~ элемента ветра - силу рук, схватывание (пани),

    ~ элемента огня - силу ног, движение (пада),

    ~ элемента воды - силу размножения (упастха),

    ~ элемента земли - силу выделения (пайю).

    Проникая друг в друга, раджасичные части пяти элементов рождают пять пран в теле:

    ~ удана-вайю,

    ~ вьяна-вайю,

    ~ прана-вайю,

    ~ самана-вайю,

    ~ апана-вайю.


    Тамас

    В Учении тантры об элементах (таттва-видье) распространен принцип пятикратного увеличения элементов. Он именуется "панчикара", и описывает, как тонкие элементы превращаются в грубые, как во всей вселенной, так и в физическом теле.

    Каждый из пяти великих элементов в своей грубой тамасичной форме делится на две равные части. Одна часть остается, другая часть делится на четыре равные части. Затем первая половина соединяется с 1/8 каждого их четырех элементов.


    "Из этой пятерки великих элементов, из которых каждый состоит из пяти частей, возникает стхула-шарира, материальное тело".

    Шри Шанкарачарья "Таттва Боддхи", часть 2 (6)


    5. Функциональное проявление

    "Когда господствует элемент земли, совершайте свои привычные постоянные действия, при элементе воды - временные и изменчивые работы, при элементе огня - трудоемкие действия, а при элементе воздуха - пагубные и опасные действия.

    Но когда господствует элемент эфира, лучше ничего не делать. В это время рекомендуется культивировать йогу, потому что таттва эфира не приводит к результатам во всех иных действиях.

    Земля и вода обеспечивают успех (сиддхи), огонь приносит смерть, воздух - разрушение и утрату, а акаша - во всем бесплодна; так известно знающим таттвы.


    Земля приносит относительный успех, вода - немедленную прибыль, воздух и огонь обеспечивают утрату, а акаша делает все безрезультатным".

    "Шива Свародайя" (160 - 163)


    Пятый аспект элементов - их функциональное проявление (архи-таттва), т.е. то, как элементы проявляются в повседневной жизни.

    Преобладающий элемент земли проявляется как финансовое благополучие, процветание. Когда этот элемент доминирует, тексты по Свара-йоге рекомендуют выполнять устойчивую, рутинную работу. Элемент земли также проявляется как надежность, фундаментальность, приверженность традициям, догматам и т.д.

    Элемент воды проявляется как приходящий сразу, однако, непостоянный результат. Земля и вода благоприятно проявляются в двух боковых нади.

    Элементы огня и ветра указывают на непостоянство, отсутствие долговременных планов или разрушение. Если огонь и ветер двигаются в правом канале (пингале) - это приводит к разрушительным тенденциям в сознании, если в левом канале (иде) - активизируется творчество, появляются ясность мышления и новые идеи.

    Элемент пространства благоприятен в медитации и созерцании, концентрации и отрешении от мирских забот.

    Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.