Тайная политическая полиция. Чем занималась охранка в царской России

Истории известно немало тоталитарных режимов, которые всецело полагались на силы тайной полиции, если дело касалось разведывательной деятельности, террора против несогласных граждан и массовых экзекуций…

В этой статье представлены десять самых жестоких служб тайной полиции, когда-либо существовавших в мире. Одни из них вам наверняка хорошо известны, в то время как о других вы услышите впервые.

1. Министерство государственной безопасности ГДР

Министерство государственной безопасности ГДР (или Штази) – контрразведывательный и разведывательный государственный орган Германской Демократической Республики. Он был создан в феврале 1950 года наподобие советского НКГБ, с которым они, кстати сказать, тесно сотрудничали во времена Холодной войны.

По приблизительным оценкам, на каждых 160 жителей Восточной Германии приходилось по одному информатору, работавшему на Министерство государственной безопасности ГДР. Стукачи Штази были везде: в школах, больницах, на промышленных предприятиях и даже среди «доброжелательных» соседей.

До начала 1970-х годов агенты Министерства государственной безопасности ГДР практиковали лишь аресты и пытки, после они стали прибегать к провокациям, клевете, психологическому давлению, телефонным звонкам с угрозами, обыскам и прочим методам борьбы с инакомыслящими гражданами. Многие жертвы Штази впоследствии оказывались в психбольницах или же заканчивали жизнь самоубийством.

Министерство государственной безопасности ГДР было расформировано в 1989 году.

2. Центральный отдел по борьбе с бандитизмом

Центральный отдел по борьбе с бандитизмом (ЦОББ) – тайная полиция и разведывательная служба, созданная в Центральноафриканской Республике в начале 1990-х годов для активной борьбы с нарастающей волной преступности и мародёрства, которая захлестнула страну после серии мятежей и повсеместного хаоса.

В Центральном отделе по борьбе с бандитизмом работали люди, которые безжалостно относились к преступникам и подозреваемым. Они устраивали расправу без суда и следствия, независимо от того, был человек виновен или нет.

Большинство преступлений, которые совершались самими сотрудниками тайной полиции, оставались безнаказанными. Одни из методов пыток, практикуемых ими на допросах подозреваемых, назывался "Le Café": они избивали человека дубинками до потери пульса, а после заставляли его преодолевать значительные расстояния в таком состоянии.

3. Бюро по борьбе с коммунистической деятельностью

Бюро по борьбе с коммунистической деятельностью (ББКД) было создано Мариано Фагетом, человеком, который ранее уже имел опыт поиска и преследования коммунистов, фашистов и нацистов на Кубе.

ББКД пользовалось поддержкой Центрального разведывательного управления США. Пик его деятельности пришёлся на 1950-е года (после появления революционной организации Фиделя Кастро «Движение 26 июля»).

Бюро по борьбе с коммунистической деятельностью было расформировано в 1959 году.

4. «Тонтон-макуты»

Гаитянская гвардия «Тонтон-макуты» (добровольцы национальной безопасности – Milice de Volontaires de la Sécurité Nationale) была создана диктатором Франсуа Дювалье в 1959 году. Её члены отличались особой жестокостью, из-за чего жители Гаити считали их не людьми, а мифологическими существами вроде гулей, которые похищали и ели на завтрак плохих детей.

Добровольцы национальной безопасности подчинялись лишь президенту страны. Перед ними была поставлена задача пресекать любые попытки недовольных свергнуть режим Дювалье. На счету «Тонтон-макутов» тысячи изнасилований, пыток, похищений и экзекуций над невинными людьми. Они сжигали своих жертв заживо, забивали камнями до смерти, после чего выставляли их тела на публичное обозрение, чтобы ни у кого больше не возникло желания идти против диктаторского режима. За годы правления Франсуа Дювалье и его сына было убито более 60 тысяч человек.

5. САВАК

САВАК – Министерство государственной безопасности Ирана времён правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви (1957-1979). Оно тесно сотрудничало с ЦРУ, с диссидентами (в основном, коммунистами и шиитами) расправлялось быстро и беспощадно.

Члены САВАК прибегали к таким методам пыток, как удары электрическим током, выдёргивание зубов, сдирание ногтей, обливание кипятком и серной кислотой, содержание длительный период времени в одиночной камере, лишение сна, прижигание огнём и раскалённым железом и так далее.

Министерство государственной безопасности Ирана расформировали после завершения революции в 1979 году. Вместо него была создана новая тайная полиция – САВАМА, члены которой отличались ещё большей жестокостью, нежели их предшественники.

6. Департамент государственной безопасности

Одной из крупнейших и самых жестоких служб тайной полиции времён Холодной войны стал Департамент государственной безопасности Румынии (или Секуритате), основанный в 1948 году при содействии Советского Союза.

Перед членами Секуритате была поставлена цель – отслеживать и шпионить за румынскими гражданами, проявляющими инакомыслие, арестовывать их, пытать и казнить. На Департамент государственной безопасности работало около полумиллиона информаторов. Даже одно слово, произнесённое не в том месте и не с той интонацией, могло стать причиной сурового наказания. В таких условиях противостоять режиму было практически невозможно.

Члены Секуритате принимали непосредственное участие в подавлении диссидентского движения конца 1960-х годов по поручению тоталитарного правителя Николае Чаушеску.

Департамент государственной безопасности был расформирован и реорганизован румынским парламентом в 1991 году.

7. Сантебал

Камбоджийская тайная полиция «Сантебал» была создана во время правления «красных кхмеров»; со временем она, по сути, превратилась в истребительный отряд.

На счету членов Сантебал – убийства десятков тысяч людей, попавших в тюремные лагеря, которых в Камбодже насчитывалось около 150 штук. Самым печально известным из них был Туол Сленг, где в период с 1976 по 1978 находилось примерно 20 тысяч заключённых, из которых в живых осталось всего семеро человек. За 11 лет члены Сантебал в угоду режиму «красных кхмеров» убили более двух миллионов жителей Камбоджи.

8. Народный комиссариат внутренних дел СССР

Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД) сыграл важную роль в создании лагерей системы ГУЛаг, в которых за всё время существования организации побывало около десяти миллионов человек.

Народный комиссариат внутренних дел СССР прекратил своё существование после смерти Иосифа Сталина (1953 год), которому они подчинялись.

9. Гестапо

Гестапо, гитлеровская тайная государственная полиция, созданная в 1933 году, в течение тринадцати лет терроризировала нацистскую Германию, выступая главным инструментом в подавлении инакомыслия, а также массовом уничтожении еврейского населения – Холокосте.

Во время Второй мировой войны Гестапо возглавил Генрих Гиммлер. Под его руководством организация из просто тайной полиции превратилась в разведывательную службу и орган, занимающийся поиском и преследованием врагов нацистов как среди граждан Германии, так и тех, кто проживал на оккупированных территориях.

Гестапо, наряду с СС, сыграло главную роль в принятии Окончательного решения еврейского вопроса, под которым подразумевалось массовое уничтожение евреев в Европе.

После поражения Германии во Второй мировой войне Гестапо была признана криминальной организацией, а многих её членов казнили как военных преступников.

10. Центральное Разведывательное Управление

ЦРУ - это агентство Федерального правительства США, созданное 18 сентября 1947 года, изначально не кажется столь ужасной организацией, ведь фактически оно занимается сбором данных, но по факту за большей частью самых кровавых спецслужб в мире стоит именно ЦРУ. США уже признали, что кроме сбора данных ЦРУ занимается пытками, имеет собственные секретные тюрьмы, причем не только на своей территории. Также стоит напомнить, что США создали "Аль Каиду", которая потом вернула им должок.

ЦРУ причастны:

К свержению законной власти в Гватемале в 1954 году (Операция PBSUCCESS)
- к вооружению афганских моджахедов в перид с 1979 по 1989 год (Операция Циклон)
- к попытке свержения Фиделя Кастро (провальная операция в заливе Свиней)

Это ещё малая часть того, к чему причастно это Агенство, но по сути именно руками ЦРУ вершится современный мировой порядок. Просто зачастую это делается чужими руками.

Админчег сайт

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Сегодня, как и в 1991 году, говорят о многом - об учительницах, которые фальсифицируют выборы, о судьях, которые защищают учительниц, фальсифицирующих выборы, о политиках, назначающих судей, которые защищают, и т.д. А вот о Лубянке сегодня, как и в 1991-м, ни слова. Удивительный такой политический исихазм!

Между тем сегодня Лубянка намного мощнее, чем в 1991-м, намного опытнее и богаче. Это, кстати, в большой мере объясняет "протестное движение". Оно не против "фальсификаторов", оно уж подавно не за "средний класс". Это прежде всего ворчанье хозяйственной и военной элиты, которую достала наглость лубяночной элиты.

Разумеется, как и в 1991-м, всякие попытки заговорить о Лубяночке вызывают недовольное шиканье. Мол, ну что что за паранойя! Что за мелочность - какие-то подслушки, взломанные блоги... Фи! Давайте о главном! Только кто сказал, что это не главное?!

Тайная политическая полиция была во всех странах социалистического блока (для жителей России стоит оговорить: вне этого блока ее не было, сопоставление Лубянки с ФБР - чекистское вранье). Тайная политическая полиция была в разных странах по-разному, но во всех странах после освобождения от "опеки" России долго и мучительно разбирались с теми, кто работал в органах или на органы. Единственная страна, в которой нет этой проблемы, - сама Россия. Здание тайной политической полиции было и есть - точнее, десятки зданий в Москве и тысячи по России.

Сотрудники тайной политической полиции были и есть - в Москве тысячи, по России десятки тысяч, а может, и еще нолик стоит приписать.

А дальше - затык. Вот в Германии стукачей выявлены миллионы. В других странах поменьше, потому что добросовестности в доносительстве не хватало. Тем не менее речь идет о тысячах людей. Имена названы, кто-то уволен, кто-то ушел в отставку, кто-то непонятно что.

И только в России - ни-че-го! Ни-ко-го! Никто из журналистов, политиков, ученых, писателей не стучал, не писал доносов, не реализовывал поставленные задачи и не выполнял задания. Один архиерей признался было в перестройку, что был завербован Лубянкой, но потом депризнатизировался. Пара человек, о которых точно было известно, что они "увы, да", гордо сообщили, что занимались дезинформацией и перевоспитанием Лубянки.

Много известно чекистов в рядах высшей номенклатуры - начиная с Лидера нации. А вот ниже - начиная, допустим, с директоров школ и приравненных к ним - ни одного. Пожарные не стучали, учителя не стучали, спортсмены не стучали. И не стучат! Лубянка стоит, деньги на агентов расходуют, доносы получают - но никто не пишет. Доносы самозарождаются как... как... В общем, если что-то самозарождается, то доносы. Газеты и журналы, кинорежиссеры и актеры, политики и военные делают и говорят то, что чрезвычайно соответствует интересам и политики Чрезвычайной Комиссии по борьбе, но Чрезвычайная Комиссия ни при чем. Если бы Гоголь писал "Ревизора" сейчас, Городничий бы заявлял: "Она сама на себя стучала".

Это еще полуудачи, а самое удачное - что все боролись с Лубянкой. Главный диссидент, как известно, был Андропов, за ним Горбачев. Диссидентствовали все члены, работники и батраки ЦК КПСС, преодолевая дурость диссидентов, которые способствовали, напротив, укреплению деспотизма. Рабочие и крестьяне - понятно, они носители разума и свободы. Совков не было, их придумали по пьяному делу антисоветчики. Недавно еще выяснилось, что не было "образованщины", не было поверхностно образованных и не желающих образовываться далее трусоватых мещан с дипломами, а были милые, дивные, свободолюбивые итээровцы, которые перепечатывали самиздат, слушали "Свободу", в общем - приближали перестройку как могли. Вот в Германии итээровцы стучали, а у нас - никто!

В краткий - пара недель - миг, когда зазвучали громко голоса тех, кто требовал закрыть Лубянку и раскрыть ее друзей, какой мощный хор милосердия и разума зазвучал и продолжает звучать! Теперь предполагается, что и обсуждать нечего. КГБ нет, есть ФСБ, закон запрещает Лубянке то, закон запрещает Лубянке се, новое поколение советских людей вообще не знает, что такое Лубянка...

Похоже на старый фильм, где в одной конторе обнаруживали труп, выясняли, что никто из сотрудников конторы убийства не совершал, и радовались - пока одна секретарша не спрашивает: "Но кто-то все-таки убил?" Труп-то - вот он.

Не так ли ты, Русь... Все чистенькие, все свободолюбивые, все европеизированные до костей мозга, и главное не спрашивать - а чья все-таки моча на полу наших сортиров? Чья-чья - ничья! И так вся Россия.

На сегодня нам известны только две аутентичные формы тоталитарного господства: диктатура национал-социализма после 1938 г. и диктатура большевизма после 1930 г. Эти формы господства сущностно отличаются от всякого рода диктаторского, деспотического или тиранического правления; и хотя они и явились результатом непрерывного развития партийных диктатур, их сущностно тоталитарные качества новы и не выводимы из однопартийных систем. Цель однопартийных систем состоит не только в том, чтобы захватить рычаги государственного управления, но и в том, чтобы, наполнив все государственные учреждения членами партии, достичь полного слияния государства и партии, с тем, чтобы после захвата власти партия стала своего рода пропагандистской организацией правительства. Эта система «тотальна» только в негативном смысле, а именно в том, что правящая партия не потерпит никаких других партий, никакой оппозиции и никакой свободы политических мнений. Когда партийная диктатура приходит к власти, она оставляет первоначальное распределение власти между государством и партией нетронутым; правительство и армия располагают той же властью, что и прежде, и «революция» состоит только в том, что все правительственные посты занимаются теперь членами партии. Во всех этих случаях власть партии основывается на монополии, гарантируемой государством, и партия больше не имеет собственного центра власти. Революция, инициируемая тоталитарными движениями после захвата ими власти, носит гораздо более радикальный характер. С самого начала они сознательно стремятся утвердить существенные различия между государством и движением и предотвратить поглощение «революционных» институтов движения правительством. Проблема захвата государственной машины без слияния с нею решается тем, что высокие посты в государственной иерархии разрешается занимать только второстепенным членам партии. Всей реальной властью облекаются только институты движения, внешние для государственного и военного аппаратов. Все решения принимаются именно в пределах движения, которое остается тем центром действия в стране, где принимаются все решения; официальные гражданские службы часто даже не информируются о происходящем, и члены партии, лелеющие честолюбивые замыслы получить портфели министров, всегда платят за свои «буржуазные» желания утратой влияния на движение и доверия его вождей. Тоталитарная власть использует государство как внешний фасад, долженствующий представлять страну в нетоталитарном мире.

Ядро власти в стране - сверхэффективные и сверхкомпетентные службы тайной полиции находятся над государством и за фасадом показной власти, в лабиринте множества учреждений со сходными функциями, в основании всех властных перемещений и в хаосе неэффективности. Упование на полицию как на единственный орган власти и, соответственно, пренебрежение, казалось бы, значительно большим властным арсеналом армии, характерные для всех тоталитарных режимов, можно объяснить отчасти тоталитарным стремлением к мировому господству и сознательным игнорированием различия между чужой и родной странами, между чужими и собственными внутренними делами. Военные силы, на тренированные для борьбы с иностранным агрессором, всегда были сомнительным инструментом в гражданской войне; даже в условиях тоталитаризма им трудно смотреть на собственный народ глазами иностранного завоевателя. Более важна в этом отношении, однако, их сомнительная ценность даже во время войны. Поскольку тоталитарный правитель строит политику на посылке о своем конечном мировом господстве, он рассматривает жертвы своей агрессии, как если бы они были повстанцами, повинными в государственной измене, и, следовательно, предпочитает править на оккупированных территориях посредством полиции, а не военной силы.

Даже до прихода к власти движение имеет тайную полицию и шпионские службы с разветвленной сетью в разных странах. Впоследствии их агенты получают больше денег и полномочий, чем обычные службы военной разведки, и часто являются тайными главами посольств и консульств. Их главная задача состоит в создании пятых колонн, в направлении деятельности ответвлений движения, во влиянии на внутреннюю политику соответствующих стран и в целом в подготовке того момента, когда тоталитарный правитель - после свержения правительства или военной победы - сможет открыто расположиться в чужой стране как дома. Иными словами, филиалы тайной полиции в других странах являются приводными ремнями, которые постоянно превращают показную иностранную политику тоталитарного государства в потенциально внутреннее дело тоталитарного движения. Однако эти функции, выполняемые тайной полицией, дабы подготовить осуществление тоталитарной утопии мирового господства, вторичны по сравнению с теми, что необходимо выполнять для нынешней реализации тоталитарного вымысла на территории одной страны. Эта господствующая роль тайной полиции во внутренней политике тоталитарных стран, естественно, сильно способствовала обычному неправильному представлению о тоталитаризме. Всякий деспотизм в значительной мере опирается на секретные службы и больше боится собственного народа, чем народов других стран. Однако эта аналогия между тоталитаризмом и деспотизмом годится только для первых стадий тоталитарного правления, когда все еще существует политическая оппозиция. В этом отношении, как и в некоторых других, тоталитаризм извлекает выгоду из сложившихся в нетоталитарных странах неверных представлений о себе и сознательно поддерживает их, какими бы нелестными они ни были. В речи, произнесенной в 1937 г. и обращенной к персоналу рейхсвера, Гиммлер признавал себя обыкновенным тираном, когда объяснял постоянное расширение сил полиции вероятным существованием «четвертого театра действий внутри Германии в случае войны». Сходным образом Сталин практически в то же время почти убедил старую большевистскую гвардию (в чьем признании он нуждался) в существовании военной угрозы для Советского Союза и, следовательно, в возможности такой чрезвычайной ситуации, которая потребует сохранения единства страны, пусть даже ценой деспотизма. Самое удивительное, что оба заявления были сделаны после уничтожения всякой политической оппозиции, что секретные службы расширялись, когда в действительности уже не существовало противников, за которыми надо было шпионить. Когда шла война, Гиммлеру не потребовалось использовать, и он не использовал войска СС в самой Германии, разве что в целях обеспечения работы концентрационных лагерей и для надзора над иностранной рабочей силой; основная масса войск СС была брошена на Восточный фронт, где они использовались по «специальному назначению» - обычно для осуществления массовых убийств - и для проведения политики, часто противоположной политике как военной, так и гражданской нацистской иерархии. Подобно тайной полиции Советского Союза, формирования СС обычно появлялись после того, как военные силы усмиряли завоеванную территорию, и разбирались с открытой политической оппозицией.

На первых стадиях установления тоталитарного режима, однако, тайная полиция и элитные формирования партии все еще играли роль, какую исполняли аналогичные структуры при других формах диктатуры и хорошо известных террористических режимах прошлого; и крайняя жестокость их методов не находит параллелей только в истории современных стран Запада. Первая стадия разыскивания тайных врагов и травли бывших оппонентов обычно соединяется с процессом упорядочения всего населения по фасадным организациям и переобучения старых членов партии в направлении добровольного шпионажа, с тем, чтобы сомнительное сочувствие только что организованных сочувствующих не являлось предметом беспокойства для специально тренированных кадров полиции. Именно на этом этапе более опасным врагом постепенно становится сосед, который может проведать «опасные мысли», чем официально приставленные полицейские агенты. Конец первой стадии наступает с ликвидацией открытой и тайной оппозиции в любой организованной форме; в Германии это произошло примерно в 1935 г., а в Советской России - примерно в 1930 г.

Тайные службы справедливо называют государством в государстве, и это верно не только при деспотизме, не и при конституционных или полуконституционных правительствах. Сам факт обладания секретной информацией дает этим службам решающее преимущества перед всеми другими гражданскими институтами и представляет собой открытую угрозу для членов правительства. Тоталитарная полиция, напротив, полностью подчиняется воле вождя, который единолично решает, кто будет следующим потенциальным врагом и который, как это делал Сталин, может также намечать кадры тайной полиции, подлежащие уничтожению. Поскольку сотрудникам полиции более не разрешается использовать метод провокации, они лишаются единственного средства утвердить собственную необходимость независимо от правительства и становятся полностью зависимыми от высших властей в отношении сохранения своих рабочих мест. Подобно армии в нетоталитарном государстве, полиция в тоталитарных странах только выполняет существующую политическую линию и утрачивает все прерогативы, которые имела при деспотических бюрократиях. Задача тоталитарной полиции состоит не в раскрытии преступления, а в том, чтобы быть наготове, когда правительство решает арестовать определенную категорию населения. Ее главная политическая характеристика заключается в том, что она одна пользуется доверием высшей власти и знает, какая политическая линия будет проводиться.

При тоталитаризме, как и при других режимах, тайная полиция имеет монополию на определенную, жизненно важную информацию. Однако род знания, каким может обладать только полиция, претерпел важное изменение: полиция более не интересуется тем, что происходит в умах будущих жертв (большую часть времени сотрудники полиции проявляют безразличие к тому, кто будет этими жертвами), и полиции стали доверять высшие государственные тайны. Это автоматически означает огромное повышение престижа и улучшение положения, пусть и влечет за собой определенную утрату реальной власти. Секретные службы более не знают ничего такого, что вождь не знал бы лучше их; говоря в терминах власти, они опустились на уровень исполнителя. С правовой точки зрения еще интереснее, чем превращение подозреваемого в объективного врага, характерная для тоталитаризма замена подозреваемого правонарушения возможным преступлением. Возможное преступление не более субъективно, чем объективный враг. В то время как подозреваемого арестовывают, потому что он считается способным совершить преступление, которое более или менее соответствует его личности (или его подозреваемой личности), тоталитарная версия возможного преступления основывается на логическом предвосхищении объективного развития событий. Московские судебные процессы над старой большевистской гвардией и военачальниками Красной Армии - классические при меры наказания за возможные преступления. 3а фантастическими сфабрикованными обвинениями можно разглядеть следующие логические соображения: события в Советском Союзе могут привести к кризису, кризис может привести к свержению диктатуры Сталина, это может ослабить военную мощь страны и, возможно, привести к ситуации, в которой новому правительству придется подписать перемирие или даже заключить союз с Гитлером. Следствием этого стали неоднократные заявления Сталина, что существует заговор с целью свержения правительства и заключения тайного сговора с Гитлером. Против этих «объективных», хотя и совершенно невероятных возможностей стояли только «субъективные» факторы, такие, как надежность обвиняемых, их усталость, их неспособность понять, что происходит, их твердая уверенность в том, что без Сталина все будет потеряно, их искренняя ненависть к фашизму, т.е. ряд мелких реальных деталей, которым, естественно, недостает последовательности вымышленного, логичного, возможного преступления. Таким образом, центральная посылка тоталитаризма о том, что все, возможно, ведет, при последовательном устранении всех ограничений, заключенных в самих фактах, к абсурдному и ужасному заключению, что любое преступление, которое только сможет вообразить себе правитель, должно быть наказано, безотносительно к тому, совершено оно или не совершено. Разумеется, возможное преступление, как и объективный враг, не относится к компетенции полиции, которая не может ни раскрыть его, ни придумать, ни спровоцировать. Здесь секретные службы опять-таки зависят от политических властей. Их независимое положение государства в государстве ушло в прошлое.

Только в одном отношении тоталитарная тайная полиция пока еще очень похожа на тайные службы нетоталитарных стран. Тайная полиция традиционно, т.е. со времен Фуше, наживается на своих жертвах и наращивает утвержденный государством бюджет за счет неправедных источников, просто выступая партнером в таких видах деятельности, которые вроде бы должна искоренять, например, в азартных играх и проституции. Эти нелегальные методы пополнения собственного бюджета, начиная от дружеского подкупа и кончая открытым вымогательством, играли огромную роль в освобождении секретных служб от властей и в усилении их позиции как государства в государстве. Любопытно, что пополнение кармана секретных служб за счет жертв оказалось прочнее всех перемен. В Советской России НКВД почти полностью зависел в финансовом отношении от эксплуатации рабского труда, который, кажется, действительно не приносил никакой другой выгоды и не служил никакой другой цели, кроме как финансированию огромного секретного аппарата.

Если можно доверять рассказам арестованных агентов НКВД, российская тайная полиция опасно приблизилась к осуществлению этого идеала тоталитарного правления. Полиция имеет на каждого жителя огромной страны секретное дело, в котором подробно перечисляются многочисленные взаимоотношения, связывающие людей, от случайных знакомств до настоящей дружбы и семейных отношений; ведь только для того, чтобы выяснить их отношения с другими людьми, обвиняемые, чьи «преступления» каким-то образом «объективно» установлены до их ареста, подвергаются столь пристрастным допросам. Наконец, что касается памяти, столь опасной для тоталитарного правителя, то иностранные наблюдатели отмечают: «Если правда, что слоны никогда не забывают, то русские представляются нам совершенно непохожими на слонов…. Психология советского русского, кажется, делает беспамятство реально возможным».

Охранное отделение появилось в России в 1860-х годах, когда страну захлестнула волна политического террора. Постепенно царская охранка превратилась в тайную организацию, сотрудники которой, помимо борьбы с революционерами, решали свои частные задачи.

Специальная агентура

Одну из важнейших ролей в царской охранке играла так называемая специальная агентура, незаметная работа которой позволяла полиции создать эффективную систему слежки и профилактики оппозиционных движений. В их число входили филеры – «агенты наружного наблюдения» и стукачи – «вспомогательные агенты».

Накануне Первой мировой войны насчитывалось 70 500 стукачей и около 1000 филеров. Известно, что ежедневно в обеих столицах на службу выходило от 50 до 100 агентов наружного наблюдения.

На место филера был довольно строгий отбор. Кандидат должен был быть «честным, трезвым, смелым, ловким, развитым, сообразительным, выносливым, терпеливым, настойчивым, осторожным». Брали обычно молодых людей не старше 30 лет с неприметной внешностью.

Стукачей нанимали большей частью из среды швейцаров, дворников, конторщиков, паспортистов. Вспомогательные агенты обязаны были доносить о всех подозрительных личностях работавшему с ними участковому надзирателю.
В отличие от филеров стукачи не были штатными сотрудниками, а поэтому постоянного жалования не получали. Обычно за сведения, которые при проверке оказывались «основательными и полезными», им выдавалось вознаграждение от 1 до 15 рублей.

Иногда с ними расплачивались вещами. Так, генерал-майор Александр Спиридович вспоминал, как купил одному из осведомителей новые калоши. «И проваливал же он потом своих сотоварищей, проваливал с каким-то остервенением. Вот что наделали калоши», – писал офицер.

Перлюстраторы

Были в сыскной полиции люди, выполнявшие довольно неблаговидную работу – чтение личной переписки, называемую перлюстрацией. Эту традицию еще до создания охранного отделения ввел барон Александр Бенкендорф, называя ее «делом весьма полезным». Особенно активным чтение личной переписки стало после убийства Александра II.

«Черные кабинеты», созданные еще при Екатерине II, работали во многих городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе. Конспирация была такова, что сотрудники этих кабинетов не знали о существовании контор в других городах.
Некоторые из «черных кабинетов» имели свою специфику. Согласно газете «Русское слово» за апрель 1917 года, если в Санкт-Петербурге специализировались на перлюстрации писем сановников, то в Киеве изучали корреспонденцию видных эмигрантов – Горького, Плеханова, Савинкова.

По данным за 1913 год было вскрыто 372 тыс. писем и сделано 35 тыс. выписок. Такая производительность труда поражает, учитывая, что штат перлюстраторов составлял всего 50 человек, к которым присоединялись 30 почтовых работников.
Это была довольно продолжительная и трудоемкая работа. Иногда письма приходилось расшифровывать, копировать, подвергать действию кислот или щелочей, чтобы выявить скрытый текст. И только затем подозрительные письма переправлялись розыскным органам.

Свои среди чужих

Для более эффективной работы охранного отделения Департамент полиции создал разветвленную сеть «внутренней агентуры», внедряющейся в различные партии и организации и осуществляющей контроль над их деятельностью. Согласно инструкции по вербовке секретных агентов предпочтение отдавалось «подозревавшимся или уже привлекавшимся к политическим делам, слабохарактерным революционерам, разочаровавшимся или обиженным партией».
Оплата секретных агентов варьировалась от 5 до 500 рублей в месяц в зависимости от статуса и приносимой пользы. Охранка поощряла продвижение своих агентов по партийной лестнице и даже помогала им в этом деле арестом членов партии, стоящих рангом выше.

С большой осторожностью в полиции относились к тем, кто добровольно изъявлял желание послужить охране государственного порядка, так как в их среде оказывалось много случайных людей. Как показывает циркуляр Департамента полиции, в течение 1912 года охранка отказалась от услуг 70 человек «как не заслуживающих доверия». К примеру, завербованный охранкой ссыльный поселенец Фельдман на вопрос о причине дачи недостоверной информации ответил, что находился без всяких средств к существованию и пошел на лжесвидетельство ради вознаграждения.

Провокаторы

Деятельность завербованных агентов не ограничивалась шпионажем и передачей сведений полиции, они нередко провоцировали действия, за которые можно было бы арестовать членов нелегальной организации. Агенты сообщали о месте и времени акции, и подготовленной полиции уже не составляло труда задержать подозреваемых. По мнению создателя ЦРУ Аллена Даллеса, именно русские подняли провокацию до уровня искусства. По его словам, «это было главное средство, с помощью которого царская охранка нападала на след революционеров и инакомыслящих». Изощренность русских агентов-провокаторов Даллес сравнивал с персонажами Достоевского.

Главным российским провокатором называют Евно Азефа – одновременно агента полиции и руководителя партии эсеров. Его не без оснований считают организатором убийств Великого князя Сергея Александровича и министра внутренних дел Плеве. Азеф был самым высокооплачиваемым секретным агентом в империи, получая 1000 руб. в месяц.

Весьма успешным провокатором стал «соратник» Ленина Роман Малиновский. Агент охранки регулярно помогал полиции выявлять местонахождение подпольных типографий, сообщал о тайных собраниях и конспиративных встречах, но Ленин все не желал верить в предательство товарища. В конце концов, при содействии полиции Малиновский добился своего избрания в Государственную Думу, причем как член большевистской фракции.

Странное бездействие

С деятельностью тайной полиции были связаны события, которые оставили о себе двусмысленное суждение. Одним из них стало убийство премьер-министра Петра Столыпина. 1 сентября 1911 года в Киевском оперном театре анархист и секретный осведомитель охранки Дмитрий Богров без всяких помех двумя выстрелами в упор смертельно ранил Столыпина. Причем в этот момент рядом не было ни Николая II, ни членов царской семьи, которые по плану мероприятий должны были находиться с министром
.
По факту убийства к следствию были привлечены глава Дворцовой охраны Александр Спиридович и начальник киевского охранного отделения Николай Кулябко. Однако, по поручению Николая II следствие было неожиданно прекращено.
Некоторые исследователи, в частности Владимир Жухрай, считают, что Спиридович и Кулябко были напрямую причастны к убийству Столыпина. На это указывает немало фактов. Прежде всего, подозрительно легко опытные сотрудники охранки поверили в легенду Богрова о неком эсере, собирающемся убить Столыпина, и более того, позволили ему с оружием попасть в здание театра для мнимого разоблачения предполагаемого убийцы.

Жухрай утверждает, что Спиридович и Кулябко не только знали о том, что Богров собирается стрелять в Столыпина, но и всячески этому содействовали. Столыпин, видимо, догадывался, что против него зреет заговор. Незадолго до убийства он обронил такую фразу: «меня убьют и убьют члены охраны».

Охранка за рубежом

В 1883 году в Париже была создана зарубежная охранка для наблюдения за русскими революционерами-эмигрантами. А следить было за кем: это и вожди «Народной воли» Лев Тихомиров и Марина Полонская, и публицист Петр Лавров, и анархист Петр Кропоткин. Интересно, что в агентуру входили не только приезжие из России, но и вольнонаемные французы.

С 1884 по 1902 годы зарубежную охранку возглавлял Петр Рачковский – это годы расцвета ее деятельности. В частности, при Рачковском агенты разгромили крупную народовольческую типографию в Швейцарии. Но Рачковский оказался замешан и в подозрительных связях – его обвиняли в сотрудничестве с правительством Франции.

Когда директор Департамента полиции Плеве получил донесение о сомнительных контактах Рачковского, он немедля направил в Париж генерала Сильвестрова для проверки деятельности начальника зарубежной охранки. Сильвестров был убит, а вскоре нашли мертвым и агента донесшего на Рачковского.

Более того, Рачковский подозревался в причастности к убийству самого Плеве. Несмотря на компрометирующие материалы, высокие покровители из окружения Николая II смогли обеспечить неприкосновенность тайного агента.