Стены древнего вавилона. Технические изобретения древнего вавилона

Астрономические явления были очень важны для вавилонян. Кудурру (межевой камень) короля Мелишипака Первого (1186-1172 до н. э.). Царь представляет свою дочь богине Нанайе. Полумесяц олицетворяет бога Сина, солнце — Шамаша, а звезда богиню Иштар.

В своих наблюдениях за движением солнца , Луны и планет по небосклону древние вавилонские астрономы использовали обычную арифметику для предсказания будущего положения небесных объектов. Такие предположения выдвигались учеными и раньше. Однако теперь появились новые данные, которые дают им право считать, что астрономы древнего Вавилона, жившие и работавшие за несколько веков до нашей эры, использовали также довольно сложные статистические методы, которые предвосхитили развитие методов и приемов вычислений. Ранее ученые историки считали, что подобные методы появились впервые в Европе в 14-м веке, как минимум, 1400 лет спустя.

Матью Оссендрийвер из университета Гумбольдта в Берлине, специальность которого можно охарактеризовать одним словом — «астроархеолог», основывает свои выводы на исследовании глиняных табличек возрастом примерно 350 — 50 гг. до нашей эры. Каждый год в течение последних 14 лет, Оссендрийвер совершал недельное паломничество в Британский музей, где содержится обширная коллекция глиняных табличек с вавилонской клинописью . Во время этих поездок он пытался решить головоломку, поставленную двумя табличками с какими-то астрономическими расчетами. Помимо этого они также содержали инструкции для построения трапециевидной фигуры, казалось, не связанной ни с чем астрономическим.

Для решения этой головоломки астрофизик решил на время стать историком, изучив две другие глиняные таблички, также содержавшие инструкции по построению трапеции. В них, как он считал, описывается что-то, имеющее отношение к Юпитеру . Как известно, эта небесное тело была очень почитаемо среди вавилонян, которые ассоциировали его со своим главным богом Мардуком, покровителем Вавилона.

В конце 2014 года, Оссендрийвера посетил специалист в области ассириологии Герман Хангер из Венского университета, показав ему сделанные несколько десятилетий назад фотографии еще не каталогизированных вавилонских клинописных табличек из Британского музея, которые описывали некие астрономические вычисления. Несколько месяцев спустя, сидя в одиночестве в своем кабинете, Оссендрийвер внимательно просматривал фотографии. Снимки были довольно размытыми, а надписи скошенными, что усложняло их прочтение, но ему удалось понять, что цифры были идентичны тем, что он уже встречал в описании построения трапеции. Сравнив фотографии с фрагментами других вавилонских текстов, он обнаружил, что расчеты описывают движение Юпитера по небосклону.

Изучив другие подобные таблички в Британском музее, Оссендрийвер выяснил, что расчеты трапеций являются инструментом для вычислений ежедневных перемещений Юпитера относительно эклиптики – пути, который проделывает солнце относительно звезд. Вычисления, записанные на табличках, охватывают шестидесятидневный период. Начало этого периода совпадает с днем, когда планета — гигант впервые появляется в ночном небе перед рассветом.

Юпитер — Мардук

В течение этого интервала времени движение Юпитера кажется очень медленным. Эта кажущаяся медлительность обусловлена сложным сочетанием собственной орбиты Земли вокруг Солнца с орбитой Юпитера. График зависимости кажущейся скорости Юпитера от времени имеет нисходящий характер, так что площадь под кривой образует трапецию. Площадь трапеции, в свою очередь, говорит о расстоянии, на которое планета сместилась вдоль линии эклиптики в течение 60 дней. Вычисление с целью определения числового значения площади под кривой является базовой математической операцией, известной под названием интеграла между двумя точками. То, что это знали древние жители Вавилона, было для Оссендрийвера, по его же словам, настоящей находкой.

Однако, несмотря на приподнятое настроение от открытия, Оссендрийвер не был готов к публикации своих выводов, так как вторая часть расчета трапеции оставалась неясной. Покопавшись еще в других подобных, чисто математических вавилонских текстах, написанных в 1800 — 1600 гг. до н. э., он понял, что древние астрономы пошли еще дальше. Чтобы вычислить время, за которое Юпитер переместился бы на половину расстояния на своем пути вдоль эклиптики, они разделили шестидесятидневную трапецию на две поменьше одинаковой площади. Вертикальная линия, разделяющая две трапеции, обозначавшие половину расстояния, указывала не на тридцатидневную отметку, а чуть меньше из-за различной формы фигур.

Расстояние, пройденное Юпитером за 60 дней, 10º45′, вычисляется как площадь трапеции, верхний левый угол которой является скоростью Юпитера в первый день наблюдения, а правый верхний угол — скоростью на 60-й день. Во второй части расчета, трапеция делится на две поменьше с одинаковой площадью

На основании своих исследований, Оссендрийвер сделал вывод о том, что древние вавилоняне разработали «абстрактные математические и геометрические представления о связи между движением, координатами и временем, которые так распространены среди современных физиков и математиков».
Напомним, в Европе такие понятия впервые были рассмотрены в работах о движении тел аж в 14-ом веке. Поэтому, с полной уверенностью можно сказать, что их присутствие в вавилонских текстах свидетельствует о революционном остроумии неизвестных ученых Месопотамии, создававших математическую астрономию древнего Вавилона.

Когда клинопись канула в Лету примерно около 100 г. н. э., вавилонская (как и шумерская, аккадская, да и не только) астрономия была, как считают ученые, практически забыта. Вопросы были оставлены до повторного рассмотрения европейскими философами и математиками времен конца средневековья. Как впрочем, и сотни других вопросов, ответы на которые уже были ясны древним ученым. Воистину, история идет по кругу!

С зарождением торговли возникла потребность ориентироваться не только во времени, но и в пространстве, точнее говоря, на поверхности Земли (ориентировались за Солнцем, Луной, а со временем и за яркими звездами). Для этого начали применять угломерные инструменты . Но первой задачей для угломерных инструментов стало уточнение календаря, поскольку погрешность его составляла около 5 дней в год (Египетский календарь (360 дней в году) – применялся для регистрации разливов Нила), поэтому измерять время начали с помощью гномона – одного из самых старых инструментов.

Гномон перед храмом Святого Петра (Рим)


Гномон - вертикальный стержень, который отбрасывает тень (от Солнца) на горизонтальную плоскость. Если измерить длину гномона (L) и длину отбрасываемой тени (l) то можно определить угловую высоту Солнца, а за высотой – время. Эти вычисления можно сделать, используя современную формулу: tg h = L / l . Также с помощью гномона, следя за длиной отбрасываемой тени, можно довольно точно определить моменты, когда она становится наиболее длинной или наиболее короткой, то есть, иначе говоря, зафиксировать дни солнцестояний. За этими данными легко вычислить длину года, а отсюда – и даты солнцестояний. Таким образом, не смотря на простую конструкцию, гномон разрешает измерять очень важные в астрономии величины. Эти измерения будут тем точнее, чем выше гномон, поскольку конец тени не бывает резко очерченным и всегда имеет полутень. Древние наблюдатели, чтобы лишиться полутени, закрепляли сверху вертикальную пластинку с маленьким круглым отверстием. Еще за тысячу лет до начала нашей эры в Египте был построен гномон в виде обелиска высотой в 117 римских футов. Во время царствования императора Августа гномон перевезли в Рим, установили на Марсовом поле и определяли с помощью его момент полудня. В Пекинской обсерватории в XIII в. н.э. был установлен гномон высотой 13 м, а известный узбекский астроном Улугбек (XV в.) пользовался гномоном высотой 55 м. Наибольший же гномон работал в XV в. на куполе Флорентийского собора. Вместе со зданием его высота достигала 90 м.


Трикветр


К числу древнейших астрономических инструментов принадлежит также астрономический посох , с помощью которого наблюдатель мог определить высоту светила над горизонтом. Он состоит из линейки и рейки, которая может перемещаться по линейке. На концах рейки размещены небольшие стержни – визиры. В некоторых случаях визир с отверстием был еще на двух концах линейки, к которым наблюдатель прикладывал глаз. За положением рейки и определялась высота светила над горизонтом.


Закрепленный квадрант


Древние греческие астрономы пользовались еще так называемым трикветром , который состоял из трех соединенных между собою линеек.


Незакрепленный квадрант


Но астрономический посох и трикветр не могли обеспечить высокую точность измерений, поэтому эти измерения начали делать с помощью квадрантов – угломерных инструментов, которые достигли большой точности до конца средневековья. В простейшем варианте квадрант представляет собой плоскую доску в форме четверти градуированного круга. Вокруг центра этого круга оборачивается подвижная линейка с двумя диоптрами (иногда вместо линейки пользовались трубками). Если плоскость квадранта вертикальная, то за положением линейки, которая направлена на светило, легко измерять высоту светила над горизонтом.


Секстант


В тех случаях, если вместо четверти круга использовали его шестую часть, инструмент назывался секстантом , а если восьмую часть – октантом . Как и в других случаях, чем больший был квадрант или секстант, тем более точные измерения можно было с ним выполнять. Для того чтобы большие квадранты были стойкими и прочными их закрепляли на вертикальных стенах. Такие настенные квадранты еще в XVIII веке считались лучшими угломерными инструментами.


Разные виды астролябий


К такому же типу инструментов, как и квадрант, принадлежит астролябия или астрономическое кольцо . Астролябия представляет собой двухмерную модель ночного неба, разделенный на градусы металлический круг, который подвешен к какой-нибудь опоре. В центре астролябии закреплена алидада – линейка с двумя диоптрами, которая может вращаться (направляется на светило). За расположением алидады легко вычислить угловую высоту светила. В основном с помощью астролябии древние астрономы определяли положения Солнца, Луны, планет и наиболее ярких звезд.

Часто древним астрономам необходимо было измерять не высоты светил, а угловое расстояние между ними. Для этого они применяли универсальный квадрант . Этот инструмент имел две трубки – диоптры, из которых одна неподвижно скреплялась с дугой квадранта, а вторая – вращалась вокруг его центра. Главная особенность универсального квадранта – его штатив, с помощью него квадрант можно было фиксировать в любом положении. При измерениях углового расстояния, например, от звезды к планете неподвижный диоптр направлялся на звезду, а подвижный – на планету. Отсчет за шкалой квадранта давал искомый угол.


Армиллярная сфера


Широкое применение в астрономии нашла и армиллярная сфера , или армилла . Она представляла собой модель небесной сферы с ее важнейшими точками и кругами – полюсами и осью мира, меридианом, горизонтом, небесным экватором и эклиптикой. Армиллярные сферы также иногда дополнялись маленькими кругами – небесными параллелями и другими деталями. Почти все круги были градуированы, и сама сфера могла оборачиваться вокруг оси мира. Наклон оси мира можно было изменять соответственно широте местности.


Древняя индийская обсерватория в Дели, исполняющая роль солнечных часов


Для точного измерения времени древние астрономы пользовались солнечными горизонтальными и экваториальными часами. Простейшие солнечные часы – экваториальные. Они состоят из стержня и циферблата, который направляется на полярную звезду за счет поднимания его на определенный угол. В горизонтальных часах роль стержня играет треугольная пластина, верхняя сторона которой направлена на полярную звезду. Эти часы отличаются еще тем, что секторы часов не равны между собой. Самые большие солнечные часы было построено в XVIII в. н.э. в Дели. Тень от треугольной 18 метровой стены, падает на оцифрованные мраморные дуги, диаметр которых достигает 6 м. Эти часы исправно работают и по сей день и показывает время с точностью до 1 минуты. Солнечные часы имеют большой недостаток – они показывают время только во время солнечной погоды, а ночью они вообще не работают. Поэтому для измерения времени древние астрономы применяли еще песчаные часы, а также клепсидры (жидкостные часы).

Вавилон — один из величайших городов Древнего мира, центр влиятельной месопотамской цивилизации, столица Вавилонского царства и державы Александра Македонского. Также известный культурный символ, в том числе город, занимающий важное место в христианской эсхатологии. К настоящему времени заброшен; руины Вавилона — группа холмов — расположены в Ираке недалеко от города Эль-Хилла примерно в 90 км к югу от Багдада.
История Вавилона
История Вавилона, самого знаменитого города древнего Ближнего Востока, насчитывает почти 2 тысячи лет. Город возник во второй половине 3 тыс. до н.э. в Центральной Месопотамии на берегу Евфрата. Впервые в клинописных текстах он упоминается в правление царей аккадской династии (24-23 вв. до н.э.).
В начале 2 тыс. до н.э. Вавилон, как и большинство других городов Месопотамии, оказался под контролем амореев, один из вождей которых основал здесь свою династию. В правление шестого ее представителя, Хаммурапи , который сумел объединить всю территорию Месопотамии в единое государство, Вавилон впервые стал политическим центром страны и оставался им с тех пор более 1000 лет. Город был провозглашен «вечным обиталищем царственности», а его бог-покровитель Мардук занял одно из центральных мест в общемесопотамском пантеоне.
Во второй половина 2 тыс. до н.э. с воцарением в Южной Месопотамии новых правящих династий. Вавилон оставался столицей Южной Месопотамии. Город богател, в нем успешно развивались ремесла и торговля, стремительно росло население. Экономический рост отразился и на внешнем облике города: был разработан и осуществлен новый план городской застройки, предпринято строительство новых стен и городских ворот, проложены широкие улицы в центр города для прохождения храмовых процессий. В 14 в. до н.э. Вавилону было предоставлено право самоуправления, его жители были освобождены от государственных повинностей и военного призыва.
Вавилонская школа, э-дубба («дом табличек»), занимала ведущее место в системе образования и сохранения писцовых традиций. Созданный здесь новый культовый эпос о сотворении мира, закрепил представление о главном боге города Вавилона Мардуке как изначально главном мировом божестве, и о городе Вавилоне как космологическом и теологическом центре мира. Само название города - слово Вавилон означало «Ворота богов» - отражало его роль как центра мира, места соединения земного и небесного. Эта концепция отразилась в так называемой вавилонской карте мира. Земля изображена на ней как круглый диск, плавающий в океане. В центре - город Вавилон, изображенный в виде прямоугольника. Река Евфрат, пересекающая круг сверху вниз, разделяет город на две части.
На протяжении своей длительной истории Вавилон пережил много тяжелых испытаний. Наиболее трагические для города события произошли в 689 г. до н.э., когда ассирийский царь Синаххериб, разгневанный неповиновением вавилонян, приказал разрушить город и стереть его с лица земли. Тот Вавилон, который стал известен в 20 в. после археологических раскопок Р. Кольдевея, это совершенно новый город, возникший в ходе длительного процесса строительства и реконструкции, начавшегося после смерти Синаххериба и достигшего своей кульминации в правление вавилонского царя Набушаднеццара 2, библейского Навуходоносора. Его царствование (604-562 гг до н.э.) было временем величайшего экономического и культурного подъема страны. Военные успехи Вавилонии, границы которой простирались в это время от Египта до Ирана, обеспечили ей политическую стабильность, и способствовали постоянному притоку в столицу огромных материальных богатств. Это позволило осуществить грандиозную программу по реконструкции города Вавилона, превратившегося в правление Навуходоносора в самый большой и богатый город на Ближнем Востоке.
Город представлял собой в плане правильный прямоугольник, раскинувшийся на двух берегах Евфрата. На левом берегу располагался так называемый Старый город, застроенный богатыми частными и общественными зданиями. В Новом городе на правом берегу реки, по-видимому, обитали простые горожане. Правый берег сообщался с левым посредством огромного каменного моста, державшегося на семи сваях из обожженного кирпича, скрепленного асфальтом. Длинные прямые улицы тянулись через весь город и делили его на прямоугольные кварталы.
В центре Старого города в главном городском квартале располагались 14 храмов, в том числе главный храм Вавилона, храм Мардука, и семиступенчатая культовая башня, с которой связана библейская легенда о Вавилонской башне и легенда о «висячих садах Вавилона» как одном из семи чудес света. На верхней площадке зиккурата был высажен сад, который путники, подходившие к городу, могли видеть издалека, высоко возвышающимся над городскими стенами. В северо-западной части Старого города располагалась главная резиденция Навуходоносора, так называемый Южный дворец. Он представлял собой гигантский комплекс из пяти огромных дворов, окруженных анфиладами комнат и отдельными зданиями. Город окружали глубокий ров и двойное кольцо мощных стен с укрепленными воротами. Одни из этих ворот, через которые проходила дорога к храму Мардука, назывались воротами богини Иштар. Они знамениты своими великолепными рельефами из цветного глазурованного кирпича с изображениями львов и драконов. Вавилон был огромным городом, с населением около 200 000 человек. Здесь вместе с вавилонянами мирно уживались люди разных языков и культур. Многие из них приехали сюда или были привезены насильно как пленники со всех концов огромной Вавилонской империи и даже из-за ее пределов (мидийцы, эламитяне, египтяне, иудеи). Они продолжали говорить на своих родных языках и носили традиционную одежду.
После завоевания Вавилона персами в 539 г. город еще долго сохранял свой статус столицы. Только в 479 г. после подавления очередного восстания вавилонян против персов персидский царь Ксеркс лишил город самостоятельности. С этого времени Вавилон полностью утратил значение важнейшего культового центра, хотя хозяйственная жизнь в городе продолжалась. Между 470 и 460 гг. до н.э. Вавилон посетил Геродот, который оставил подробное описание его достопримечательностей, назвав его «не только очень большим, но и самым красивым» из всех, известных ему городов. В конце 4 в. до н.э. большая часть жителей Вавилона была переселена в новую столицу, Селевкию-на-Тигре. На месте огромного города осталось небольшое бедное поселение. После завоевания страны арабами в 624 г. исчезло и оно. Вскоре и само место, где находился древний Вавилон, было забыто.

Архитектура Древнего Вавилона

Раскопки 1899—1917, свидетельства древнегреческих авторов и др. источники выявили облик древнего В. (в VI в. до н. э.). Разделенный на 2 части Евфратом, город представлял в плане прямоугольник, опоясанный 3 рядами кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и 8 воротами. Главные ворота Иштар были облицованы, синим глазурованным кирпичом со стилизованными рельефными изображениями жёлто-красных и бело-жёлтых быков и драконов. Мощёная дорога процессий вела к расположенному в центре города храмовому комплексу Эсагила с 7-ярусным зиккуратом Этеменанки, ярусы которого были окрашены в разные цвета. На Севере находилась крепость-дворец Навуходоносора II с висячими садами, рядом внутренних дворов и тронным залом, который имел облицовку из синего глазурованного кирпича с орнаментальным фризом и изображением жёлтых колонн. На востоке — остатки греческого театра IV в. до н. э. В VI веке до н. э. Вавилон стал красивейшим городом древнего мира. Его жемчужинами были ворота Иштар и зиккурат Этеменанки. Ворота Иштар были одними из восьми ворот, окружавших Вавилон. Ворота были облицованы синей плиткой с перемежающимися рядами сиррушев и быков. Через ворота проходил Путь Процессий, стены которого украшала плитка с изображениями львов. Каждый год, во время празднования нового года, по Пути Процессий проносили статуи богов.
Вавилонская башня
Загадка истории, на которую современные ученые до сих пор не могут найти ответ, связана с гибелью библейского Вавилона и знаменитой Вавилонской башни в Борсиппе. Эта наполовину сгоревшая и оплавленная до стекловидного состояния чудовищной температурой башня, сохранилась до настоящего времени, как символ Божьего гнева. Она является наглядным подтверждением правдивости библейских текстов о страшной ярости небесного огня, обрушившегося на Землю в середине второго тысячелетия до нашей эры.
Согласно библейской легенде, Вавилон был построен Нимродом, которого принято отождествлять с великаном-охотником Орионом. Это очень важное обстоятельство в астральной легенде, определяющее одно из пяти мест предыдущих появлений «кометы-возмездие» на ночном небосклоне, о чем будет рассказано в соответствующем месте. Нимрод был сыном Хуша и потомком Хама, одного из трех сыновей легендарного Ноя. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом.
Вавилон, Эрех, Аккад и Халне явились наследниками исчезнувшей земли Сенаар, метрополия которой ранее находилась на Канарских островах.
Библейский миф рассказывает, что после Ноева потопа люди предприняли попытку построить город Вавилон и Вавилонскую башню «высотой до самых небес». Разгневанный неслыханной людской дерзостью, Бог «смешал их языки» и рассеял строителей Вавилонской башни по всей земле, вследствие чего люди перестали понимать друг друга: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле ».

Висячие сады Семирамиды

Вавилонский царь Навуходоносор II для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был подтвержден женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Амитис. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «висячие сады». В архитектурном плане «висячие сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев.Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.
Существует версия, что сады названы совсем не в честь той самой девушки-возлюбленной Навуходоносора, которую на самом деле звали по-другому. Говорят, что Семирамида была как раз ассирийской правительницей, и с вавилонянами враждовала.
Вавилон как символ
Вавилон — столица Вавилонской монархии — своим могуществом и своеобразием культуры произвел на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города. История о Вавилонской башне записана во времена Ассирийского царства. У позднейших писателей, а именно христианских, название «Вавилон» нередко употребляется в смысле, который и доселе составляет предмет спора для толкователей и исследователей. Так, много рассуждений вызывало одно место в первом Послании апостола Петра, где он говорит, что «приветствует избранную церковь в Вавилоне». Крайне трудно определить, что именно здесь разумеется под Вавилоном, и многие, особенно латинские писатели, утверждают, что под этим именем ап. Петр разумеет Рим, на чем даже основываются известные притязания римских пап как преемников апостола Петра. В Первые века христианства Рим назывался Новым Вавилоном из-за огромного количества народов, проживавших в империи, а также по положению, занимаемому городом в мире того времени.
Примечательный пример употребления имени Вавилона находится в Апокалипсисе, или Откровении ап. Иоанна (с конца XVI гл. по XVIII). Там под именем Вавилон изображается «город великий», играющий огромную роль в жизни народов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени своё мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи, Рим, в истории западных народов занимавший такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора. В растафарианстве Вавилон символизирует прагматичную западную цивилизацию, построенную белыми людьми.

1. Начало и организация астрономической деятельности. Переход к оседлой жизни земледельцев и формирование египетского народа датируется 4 тыс. до н. э. Разделение неба на 36 созвездий (видимо, экваториально-эклиптических) уже существовало к эпохе Среднего Царства (ок. 2050-1700). От периода Нового Царства (1580-1070) сохранились некоторые их изображения для северного полушария (рис. 3).

Первым стимулом интереса к небесным явлениям стало, видимо, сельское хозяйство, целиком зависевшее от своевременного использования разливов Нила. Хотя они не имели строго периодического характера, их сезонность, связь с полуденной высотой Солнца была подмечена давно. Это и привело к поклонению Солнцу как главному богу Ра. (Любопытно, что еще раньше египтяне поклонялись некоему священному камню «бен-бен». Не исключено, что поклонение камням могло быть вызвано наблюдением их падений с неба, что должно было нередко сопровождаться громовыми раскатами, эффектным явлением хвостатого огненного шара - болида и т. д.)

Утвердившаяся на тысячелетия власть обожествлявшихся фараонов рано сделала астрономию в Египте (как и в Вавилоне) государственной придворной службой с прикладными целями не только хозяйственными, но и социально-политическими. Астрономией занимались жрецы и специальные чиновники, ведшие запись астрономических явлений.


2. Календарь. Разливы Нила происходят в начале лета. В 3 тыс. до н. э. это совпадало с первым, после периода невидимости, гелиакическим восходом ярчайшей звезды неба - Сириуса (по древнеегипетски - Сотис). Так, в Египте появился уникальный местный солнечный календарь - «сотический». Год в нем был солнечным, но не тропическим, а сидерическим, составляя промежуток между двумя соседними гелиактическими восходами Сириуса. Он был введен в начале третьего, а быть может, еще в четвертом тысячелетии до н. э. .

В повседневной жизни употреблялся целочисленный «гражданский» календарь. Год принимался в 365 дней и делился на 12 (30-дневных) месяцев, а в конце добавлялось 5 дней как «дни рождения основных богов». Месяц делился на три декады. Попытка согласовать гражданский календарь с сотическим не удалась, и он остался удобным для расчета исторических событий календарем без вставок с непрерывным счетом дней. Употреблялся в Египте и лунный календарь, который путем введения цикла типа метонова согласовывался с условным, гражданским календарем.

Египтяне ввели деление суток на 24 часа задолго до вавилонян. Это было связано с изобретением в Древнем Египте (намного раньше, чем в Индии) десятичной системы счета (но еще без позиционного обозначения). Сначала было введено разделение на 10 частей светлой части суток и по одному часу добавлялось на утренние и вечерние сумерки. Позднее на 12 частей разделили и всю темную часть суток. Длина ночных и дневных часов изменялась по сезонам, и лишь с конца IV в. до н. э. в эллинистическую эпоху ввели единые «равноденственные» часы.

Тогда же вместо старого деления на 36 (10-градусных) участков (деканы) области неба, более близкой к экватору, был принят вавилонский «Зодиак» - деканы объединили по три в 12 созвездий, а весь круг Зодиака приблизили к эклиптике.

О сложном взаимовлиянии вавилонской и древнеегипетской астрономии может свидетельствовать развитие астрологии. Уже в египетском папирусе XIII-XII вв. до н. э. имеются предсказания по астрономическим знакам счастливых и несчастливых дней. Сильно развившаяся на вавилонской почве астрология новой волной проникает в Египет эллинистический. По числу подвижных светил в Египте вводится семидневная неделя, и теперь уже каждый день получает в покровители планету, Солнце или Луну.

3. Инструменты, наблюдательная и математическая астрономия. Астрономические инструменты - солнечные и водяные часы, угломерные инструменты для наблюдений звезд в кульминациях употреблялись и в древнеегипетской астрономии. Но здесь, например, водяные часы появились на два века позднее, чем в Вавилоне (где их употребляли с XVIII в. до н. э.).

Чрезвычайно различные мнения до сих пор существуют об уровне развития науки в древнем, доэллинистическом Египте. По мнению одних, астрономические знания египтян были невысоки, так как примитивным был применявшийся в астрономии математический аппарат. Египтяне не знали тригонометрии и: едва владели действиями с дробями. Как утверждал Нейгебауэр, в более древние времена математика в Египте хотя и развивалась, но в полном отрыве от астрономии. Лишь в эллинистическую эпоху произошел некоторый подъем математической сферической астрономии и стали развиваться необходимые для нее геометрические методы. Напротив, известный советский историк науки И.Н. Веселовский считал, что в 3-2 тыс. до н. э. астрономия египтян по уровню была выше вавилонской. По Нейгебауэру, эти занятия астрономией на более высоком уровне могла проводить лишь узкая группа людей, и они не были египтянами.

Появившиеся в XIX в. представления о том, что в формах и пропорциях пирамид, в ориентации и наклоне коридоров в них (например, в знаменитой пирамиде Хеопса), помимо явной, но довольно грубой ориентации по странам света, скрыты точные математические и астрономические соотношения (число я, направление на Полярную звезду и т. д.), в наши дни подвергаются критике (ведь и сама «полярная» была иной - α Дракона!). Вместе с тем вряд ли греки называли себя «учениками египетских астрономов» лишь ввиду таинственности иероглифических астрономических текстов египетских жрецов-астрономов. Ведь многие греческие натурфилософы-астрономы доэллинистической эпохи общались с египетскими астрономами непосредственно.

Сведения о египетской астрономии неполны и оценки противоречивы. Так, современные историки утверждают, что египтяне не вели регулярных наблюдений, например не фиксировали затмений Солнца. Но еще Диоген Лаэртский (греческий писатель II - начала III в.) сообщал об упоминании египтянами 373 солнечных и 332 лунных затмений (!), якобы происшедших до эпохи Александра Македонского за период в...48 863 года . Конечно, подобное сообщение не вызывает никакого доверия. Но не нашло в нем отражение (если вспомнить, что «сарос» - слово древнегреческое) наличие гораздо большего интереса к затмениям у египтян, чем это известно по сохранившимся документам?

4. Представления о Вселенной и «египетская» система мира. Древнейший египетский космогонический миф производил Солнце из цветка лотоса, а тот из первичного водяного хаоса (это перекликается с космогоническими мифами Древней Индии, см. ниже). С 4 тыс. до н. э. у египтян уже существовал религиозно-мифологическая «картина мира» с астрономической основой. Совершенно иной уровень представлений о Вселенной отражен в так называемой «египетской» системе мира. Ее впервые описал в IV в. до н. э. современник Аристотеля Гераклид Понтийский, непосредственно общавшийся с египетскими жрецами. Согласно этой модели мира Земля является центром Вселенной, вокруг которого обращаются все светила. Но Меркурий и Венера при этом обращаются еще и вокруг Солнца.

Если эта система действительно была заимствована греками от египтян (а ее приводили в числе четырех главных систем мира именно как «египетскую»), то это означало бы, что древние египтяне должны были наблюдать и планеты. В мировоззренческом аспекте это была первая компромиссная система - попытка увязать «очевидное» центральное положение Земли с подмеченными особенностями движений Венеры и Меркурия, «сопровождающих» Солнце. Во всяком случае нет сомнения, что именно эта система послужила истоком математических образов эпицикла и деферента, использованных спустя сто лет Аполлонием Пергским как метод описания неравномерных движений через равномерные круговые, что сыграло столь большую роль во всем последующем развитии астрономии.


Наследием, доставшимся более поздней астрономии от древних египтян, стал прежде всего 365-дневный гражданский календарь без вставок. Как удобная система непрерывного счета дней он использовался европейскими астрономами вплоть до XVI в. (не следует его путать, однако, с непрерывным счетом дней «юлианского периода», введенным в 1583 г. Ж. Скалигером, см. ниже). В нашу жизнь вошли также египетские 24-часовые сутки, 30-дневные месяцы с делением на три декады. Семидневная неделя и планетные названия дней ее, возможно, также пришли в Европу из Египта (через греков), но они были характерны и для других регионов Древнего Мира ввиду своей очевидной планетно-лунной основы.

Астрономы древности

Тот самый день, когда у древнего человека зародилась искорка разума, и он впервые осмысленно оглядел ночное небо, можно считать рождением астрономии и космонавтики - наук, связанных с устройством Вселенной и полетами в космос. Конечно, науками они стали много тысяч лет спустя, но первый шаг был сделан именно тогда - в каменном веке.

Человек постепенно познавал законы мироздания. Он научился определять по звездам свое местонахождение, рассчитал, чему равен месяц и год. Он обращался к звездам, чтобы узнать, когда ему сеять урожай или отправляться на охоту. Древний человек считал звезды могущественными богами, которые с высоты взирают на простых смертных, управляют миром и вершат судьбы всех живущих в нем.

Картина мира постоянно менялась. Виднейшие мыслители древности пытались постичь тайны мироздания, по-своему объясняя движение Солнца, Луны и звезд. Очень часто устройство Вселенной менялось в зависимости от того, какая религия господствовала в государстве или какой правитель приходил к власти.

ТАЙНЫЕ ЗНАНИЯ НАРОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ

В разные эпохи в местности в долине рек Тигра и Евфрата (Междуречье), а также на прилегающих землях жило множество народов, некоторые из которых остались в истории как великие. Это прежде всего ассирийцы, шумеры и вавилоняне. Но первыми на этих землях появилось загадочное племя аккадцев, познания которых удивляют даже современных ученых. Они наблюдали движения Луны, Солнца и звезд. Считается, что именно их знания перешли позже к жителям древнего Вавилона.

Древние ассирийцы поклонялись Луне. Подобно престолам своих богов, они строили ступенчатые башни - зиккураты, которые по форме напоминали древние египетские пирамиды и были такими же огромными и величественными. Зиккураты стали обсерваториями ассирийцев. Жрецы наблюдали смену фаз Луны, а само наименование лунного божества - Сарпу - очень напоминает русское слово “серп”. Ассирийцы вычислили время обращения Луны вокруг Земли с такой невероятной точностью, что в наши дни ученые, вооруженные сверхсовременными приборами, поправили эту величину всего лишь на 0,4 секунды! А ведь древние жители Междуречья не обладали ни угломерными инструментами, ни часами-хронометрами. Да и вообще, зачем им нужна была такая точность?

Окрестные народы называли древних вавилонян халдеями. Во многих музеях мира хранятся так называемые “халдейские таблицы”. Это глиняные пластинки, на которых описано движение Луны и планет. Наблюдая за Солнцем, халдеи разделили окружность на 360 градусов. 1 градус равнялся “шагу Солнца” на небе. За день Солнце описывает на небе полуокружность в 180 шагов. Так возникла “шестидесятеричная” система исчисления

Именно вавилоняне разделили час на 60 минут, а минуту - на 60 секунд. Сутки делились на 12 двойных часов.

В “халдейских таблицах” указаны предполагаемые даты солнечных и лунных затмений. Они оказались настолько сложны для человека средневековья, что расшифровать их удалось только в XIX веке.

У вавилонян есть интересная легенда. Однажды царь Этан попросил орла поднять его высоко над землей, чтобы добраться до Неба. Тот взмыл в небеса, и Этан увидел землю маленькой “как корзинка”, моря как лужи, реки как ручейки, а затем земля совсем исчезла из вида. Страшно стало царю, и попросил он орла вернуться на Землю. Сбросил орел Этана и упал тот на землю, так и не достигнув Неба и не получив благословения богини Иштар. Очень похоже на описание космического полета, не правда ли?

Астрономические часы, построенные Су Суном, Китай, конец XI в

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ

Самой замечательной цивилизацией Востока была китайская. Китайцы прославились как умелые изобретатели. Это они изобрели колесо, порох, фарфор, шелк, увеличительное стекло, бумагу, компас и многое другое.

Находясь вдали от других центров древней цивилизации - Египта и Междуречья - древние китайцы создали собственную философию, с помощью которой они пытались объяснить законы мироздания. Не случайно первый календарь, как считают археологи, создали именно китайцы. Было это около 1300 года до нашей эры. Но еще намного раньше китайцы стали наблюдать звездное небо. В 1973 году при археологических раскопках ученые нашли “Шелковую книгу”, которая оказалась первым подробным атласом комет - хвостатых гостей Солнечной системы. Книга представляла собой широкую шелковую ленту более метра длиной, на которой неизвестный художник начертал изображения 29 типов комет с подробным описанием бедствий, приносимых ими.

В городе Туньхуанга обнаружена нарисованная на бумаге звездная карта, созданная в 940 году нашей эры. На ней прекрасно видны основные созвездия северного полушария - Большая Медведица, Кассиопея, Дракон.

Китайцы отмечали приход весны по восходу Огненной звезды - красного Антареса. В IV веке до нашей эры астрономы Гань Гун и Ши Шэнь составили описание всех известных им звезд. Всего было названо около 800 небесных светил, а для многих из них отмечены точные координаты.

Одно из самых замечательных изобретений китайцев - посвящение каждого календарного года какому-либо животному. Китайцы считали, что бог времени Тайсуй живет на планете, которую мы сейчас называем Юпитер. Пока планета делает полный оборот вокруг Солнца, проходит двенадцать лет. У Тайсуя есть двенадцать чжи - священных зверей, каждый из которых управляет своим годом. Это Крыса, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Баран, Обезьяна, Петух, Собака и Свинья.

В мире, созданном китайскими богами, действуют пять основных стихий: металл, дерево, вода, огонь и земля. Соответственно, каждый из зверей по очереди погружается в одну из стихий. Когда проходит пять циклов по двенадцать лет, то есть шестьдесят лет, китайцы говорят, что прошел “век”.

Смешивая серу, селитру и некоторые другие компоненты, древние китайцы обнаружили, что полученная смесь, если ее поджечь, взрывается. Так был изобретен порох. Неизвестно, кто придумал наполнить порохом пустотелую трубку из бамбука и зажечь фитиль. Представьте себе выражение лица новоявленного изобретателя, когда он увидел, как его детище уносится в поднебесье, оставляя за собой огненный след! Это и была первая ракета. Впоследствии китайцы стали применять ракеты на праздниках, устраивая фейерверки.

Сохранилось предание и о первом китайском “космонавте”. Некий китайский вельможа - мандарин Ван Гу - обвязал бамбуковое кресло связкой праздничных ракет и одновременно поджег их. Со страшным грохотом кресло поднялось в воздух. Правда, как вы понимаете, вельможа далеко улететь не мог, его “корабль” упал в нескольких километрах от места старта...

Египетский астроном. Настенный рисунок из гробницы, ок. 1400 г. до н.э.

ЕГИПТЯНЕ И МАЙЯ - ПЕРЕКЛИЧКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

История Египта известна нам лучше других государств Древнего Мира. Египтяне жили в плодородной долине реки Нил, несущей свои воды в Средиземное море. Занимались они скотоводством и земледелием. Для успешного ведения хозяйства важно было знать, когда наступит долгожданный разлив Нила, который принесет на поля плодородный ил.

Первыми заинтересованными наблюдателями звездного неба стали пастухи, которые приметили, что Луна - извечный спутник Земли - постоянно меняет свой вид. То она оказывается круглой, как блин, то принимает форму серпа с рогами. Заметив время между двумя полными Лунами, пастухи “изобрели” месяц.

Но земледельцам был необходим еще более длительный промежуток - год, - время, за которое сменяют друг друга времена года: зима, весна, лето и осень.

Жрецы, чтобы держать в подчинение простых людей и возвеличивать славу своих богов, должны были это выяснить. Они подсчитали, что лето начинается и кончается тогда, когда длина дня и ночи равны. Разлив Нила наступает после того, как утром, перед восходом Солнца, на небе появляется самая яркая звезда неба - Сотис. Рассчитав время между двумя разливами Нила, жрецы получили промежуток 360 дней. Правда, каждый год набегали еще пять дней, которые приводили жрецов в смятение. Они не знали, что с ними делать, и в конце концов придумали красивый миф, а “неправильные” дни стали считать праздничными, в честь рождения богов.

Египетская цивилизация просуществовала очень долго, и знания передавались жрецами из поколения в поколение. И спустя некоторое время пришлось вносить в календарь новые коррективы. оказалось, что звезда Сотис (которую мы сегодня называем Сириус) каждые четыре года поднималась над горизонтом с опозданием на один день. Конечно, египтяне не знали, что год состоит из 365 полных дней и еще 8 часов, поэтому постепенно набегает день, который мы прибавляем к високосному году. Египетские жрецы рассчитали, что через 1460 лет все снова войдет в норму, и Сотис будет восходить как полагается. Они назвали этот промежуток времени “периодом Сотис”. Тогда же была придумана легенда о священной птице Феникс, которая сжигает себя на закате солнца, чтобы с первыми лучами утреннего светила возродиться вновь...

Индейцы майя, жившие на полуострове Юкатан на территории современной Мексики, составили по звездам один из первых календарей. Вернее, у майя таких календарей было даже два. Один назывался цолкин (“священный круг”). Он состоял из 260 дней. По нему жрецы предсказывали будущее и совершали обряды. Другой календарь, хааб (солнечный), включал 365 дней. Год майя разделялся на 18 месяцев по 20 дней в каждом, а в конце года были еще 5 “лишних” дней, как и в египетском календаре, не включенные ни в один месяц.

Пирамиды, которые строили майя, были культовыми сооружениями и обсерваториями. В столице - городе Чичен-Ица находились самые высокие пирамиды, с вершины которых жрецы-скрибы наблюдали за звездами и планетами. Они с большой точностью предсказывали наступление солнечных и лунных затмений. К сожалению, древние знания майя были уничтожены пришедшими из Европы испанскими завоевателями - конкистадорами. Их судьбу разделила и другая великая цивилизация Америки - индейцев инков, расположенная в горных районах Андских гор. Они также имели свой солнечный и лунный календарь.

Остается только удивляться астрономическим познаниям древних народов, некоторые из которых были безвозвратно утеряны и вновь “изобретены” лишь в средние века. Кто знает, сохрани современная цивилизация эти знания, и космический век наступил бы намного раньше?

© Разработка, содержание, оформление, «Мир чудес», 2004