Солоха - мать кузнеца вакулы. «Ночь перед Рождеством» характеристика Солохи

Мать Вакулы Солоха в повести Гоголя «Ночь перед рождеством» персонаж отрицательный, но очень любопытный.

Характеристика Солохи

Солохе около сорока лет, красавицей не слывёт, но и не дурна собой. Хороша как хозяйка, ловка и бойка настолько, что ей завидуют все деревенские женщины. Есть у этой бабы особое умение — самых степенных казаков к себе приманивать. Возможно, этот талант напрямую связан с её скрытой «второй» сущностью: Солоха не простая баба, она самая настоящая ведьма. Она умеет появляться неожиданно и превращаться в кого угодно. Развлекается, разъезжая на метле по ночному небосводу и таская от туда звёзды без зазрения совести.

Без труда Солоха крутит и с самим чёртом, и с дьячком, и с Головой поселенья, и с Чубом, отцом Оксаны, в которую без памяти влюблён Вакула.

Солоха ещё и хитрая и жадная бабёнка — кланяться и лебезить станет к тому лишь, у кого достаток высок и в закромах припрятаны богатства. Со всеми вместе ходит ведьма и в церковь, да не стоит в самом конце очереди, а в первые ряды встраивается, так что дьяк, глядя на ней поперхивается во время речей.

Солоха и любовники

В предрождественскую ночь, когда за окнами Диканьских хат бушевала метель, к Солохе заглянул чёрт на «огонёк». Но не успел он толком освоиться, да в тепле разнежиться, как в двери постучал Голова, тоже пришедший погостить. Чёрту пришлось забраться в один из трёх мешков, валяющихся на полу. Голова тоже вскоре полез в мешок, так как к Солохе нежданно нагрянул дьяк. Дьяк, в свою очередь, занял третий мешок, не желая встречаться с Чубом. Но, когда домой заявился расстроенный очередным отказом Оксаны Вакула, Чуб был вынужден забраться в тот же мешок. Вслед за остальными заявляется к Солохе казак Свербыгуз, и она его выводит на огород поговорить. Пока мать беседует с гостем, Вакула хватает мешки и, не обращая внимания на их тяжесть из-за своего горя, уносит их из дома. Больше всех на Солоху за этот случай обиделся отец Оксаны Чуб, но дочь за её сына, в конце концов, всё же отдал.

Комико-фантастическая опера в четырех действиях. Либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Действующие лица: Вакула, кузнец - тенор; Солоха, мать Вакулы (ведьма) - меццо-сопрано; Бес из пекла (фантастическое лицо) - баритон; Чуб, старый казак - бас; Оксана, дочь Чуба - сопрано; Голова, Панас, кумовья Чуба - бас, баритон; Школьный учитель из бурсаков - тенор; Светлейший - баритон; Церемониймейстер - бас; Дежурный - тенор; Старый запорожец - бас; Леший (голос Лешего) - баритон; парубки, девушки, старики и старухи, гусляры, придворные дамы и кавалеры, запорожцы, русалки, эхо, духи и др.

Действие происходит в Диканьке, на Украине, и в Петербурге в конце XVIII столетия.

Действие первое

Картина первая. Про моложавую и кокетливую Солоху поговаривают, что она ведьма. Действительно, в ночь под Рождество она любезничает с повстречавшимся ей на улице Бесом. Бес радуется, что сегодня сможет, наконец, отомстить Вакуле, сыну Солохи, который так размалевал Беса на картине в церкви, что все черти в аду покатывались со смеху. Бес решил, что как только Вакула пойдет к Оксане, дочери Чуба, он украдет месяц, созовет духов ветра, устроит такую тьму и метель, что Чуб не тронется из дому и прогонит кузнеца, влюбленного в его дочку.

Наступает тьма, начинается метель.

Из печной трубы верхом на помеле вылетает Солоха. По пятам за ней летит Бес. Но Чуб и его кум Панас все же и в темноте решаются идти в гости к дьяку. Расчеты Беса, таким образом, не оправдываются.

Картина вторая. Оксана, нарядившаяся ради рождественской ночи, глядит на себя в зеркало. Незаметно вошедший в хату Вакула любуется красотою девушки. В это время возвращается домой Чуб. Вакула в темноте не узнает его и решительно выбрасывает Чуба из его собственной хаты. Но Оксана не остается в долгу и выгоняет Вакулу. Оставшись же одна, она признается самой себе, что любит Вакулу.

Действие второе

Картина первая. После прогулки на помеле Солоха вместе с Бесом возвращаются домой. Им хочется повеселиться и потанцевать, но громкий стук в дверь прерывает их гопак. Солоха быстро прячет Беса в мешок. Пришедший гость - Голова, старинный поклонник Солохи. Их разговор также прерывается стуком в дверь Солоха прячет Голову в другой мешок и открывает дверь школьному учителю. Не успел тот усесться, как является Чуб. Солоха прячет учителя в последний пустой мешок. Появляется старый Чуб. Ведьма охотно пококетничала бы с ним, но на этот раз в дверь стучит Вакула. Солоха прячет Чуба в мешок, в котором уже сидит учитель. Входит Вакула и, с трудом взалив на спину мешки, как он думает, - с углем, идет ночевать в кузницу.

Картина вторая. Смеясь и распевая, движется толпа парубков и девушек с мешками, куда они собирают разную снедь, полученную ими за колядование. Появляется Вакула со своими мешками. Веселье и смех усиливаются. Оксана торжественно заявляет, что выйдет замуж за кузнеца, если он достанет ей такие черевички, какие носит царица. Чувствуя насмешку в словах девушки, Вакула с болью в сердце прощается с нею. Он берет на плечо самый маленький мешок, в котором сидит Бес, а два другие оставляет на краю дороги. Под взрыв хохота и веселые замечания молодежи из мешков вылезают Чуб, Голова и учитель.

Действие третье

Картина первая. Зимняя ночь. Лунный свет освещает берег реки. Сюда пришел со своими горькими мыслями кузнец Вакула. Из мешка выбирается Бес и хватает Вакулу. Бес обещает Вакуле Оксану в обмен на его душу. Но кузнец оказывается хитрее Беса. Он, улучив момент, хватает его за хвост, стаскивает на землю садится на него верхом и приказывает лететь в Петербург к царице, чтобы достать у нее черевички для Оксаны.

Вакула на Бесе прилетает в приемную царицы. Там он встречает группу запорожцев, которые как раз ждут приема. С помощью Беса кузнец уговаривает запорожцев взять его с собой.

Картина вторая. Запорожцы вместе с Вакулой входят в полнуюр пидво ных и гостей дворцовую залу. К ним подходит Светлейший и милостиво беседует с ними. Вакула спрашивает его, какие черевички носит царица. Светлейшему нравится наивная непосредственность кузнеца, и он велит подать Вакуле черевички, такие же, как и у царицы. Кузнец вне себя от радости. Не обращая внимания на начавшееся всеобщее веселье, он выскальзывает из дворца и, вновь сев на Беса, мчится домой.

Действие четвертое

Солнечный день в Диканьке. Солоха и Оксана оплакивают бесследно исчезнувшего Вакулу. Но кузнец внезапно появляется, и вся деревня радостно приветствует его. Вакула просит Чуба отдать за него Оксану. Умилостивленный Чуб согласен отдать дочь в жены Вакуле. Оксана подбегает к Вакуле, и парубок подает ей царицыны черевички. «Не надо, не хочу, я и без них...» - протестует счастливая Оксана. Народ песней приветствует жениха и невесту.

Образ Солохи — расчетливой и хитрой женщины, Николай Васильевич Гоголь стремился высмеять в своем произведении «Ночь перед Рождеством».

«Ночь перед Рождеством» образ Солохи

Солоха — мать кузнеца Вакулы, отличается своей хитростью, лицемерностью, она делает подлые поступки и действия в отношении других людей только ради того, чтобы удовлетворить свои интересы. Героиня кланялась только богатым, особенно зажиточному казаку Чубу, ведь у него было очень большое хозяйство, а ей очень хотелось прибрать его к своим рукам. Она в своих мечтах уже размышляла, как все там будет, когда она будет полноправной хозяйкой. Писатель изобразил Солоху в тесном переплетении с реальностью и фантастикой: она в произведении может быть и бойкой, ловкой деревенской бабой и разъезжать на помеле, как ведьма, которая заигрывает и с дьяком, и с чертом. Ей завидуют сельские женщины.

Солоха очень лицемерная, но в то же время она красивая и обаятельная. Даже вера ее в Бога и та, понарошку, это видно из устроенных ею посиделок во время самого строго поста в Рождественский сочельник, а это считалось большим грехом. Показана героиня в двух мирах (и ведьма, и мать Вакулы). Она не создает страшного впечатления о себе, так как в обычной жизни это очень добрая, умеющая причаровать самых степенных и богатых казаков села и даже самого черта, женщина. Эта любвеобильная и дородная, совсем не молодая героин повести показана писателем, как отрицательный персонаж. Она, как и черт превращается в кого захочет и делает разные вещи, которые человек не может. Лукавая насмешка видится в образе Солохи, созданном великим писателем. В ней он хотел показать разные людские пороки, такие, как: измена, жадность, корысть и обман.­ Читатель видит, что все, что есть плохого в человеке, как правило, обнаружится в конце концов,­ и он в результате становится смешным для всех и выглядит очень глупо.

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.

Черевички, П. И. Чайковский

2-я редакция оперы «Кузнец Вакула».
Комико-фантастическая опера в четырех действиях (восьми картинах); либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Действующие лица:
Вакула, кузнец (тенор), Солоха, мать Вакулы, ведьма (меццо-сопрано), Бес из пекла, фантастическое лицо (баритон), Чуб, пожилой казак (бас), Оксана, дочь Чуба (сопрано), Пан Голова, кум Чуба (бас), Панас, кум Чуба (тенор), Школьный учитель, из бурсаков (тенор), Светлейший (баритон), Церемониймейстер (бас), Дежурный (тенор), Старый запорожец (бас), Леший (баритон). Парубки, девчата, старики и старухи, гусляры, русалки, эхо, духи, придворные дамы и кавалеры, запорожцы и другие.

Действие происходит в Диканьке на Украине и в Петербурге в конце XVIII века.

Первое действие, картина первая.

Зимняя Диканька в лунную ночь. Слывущая ведьмой Солоха охотно принимает ухаживания Беса, с которым они договариваются полетать на помеле. Бес жаждет отомстить Вакуле, сыну Солохи, за то, что тот его намалевал так, что «инда черти хохочут сдуру». Вот он и решил нагнать бурю и тем самым задержать в доме Чуба, отца Оксаны, девушки, к которой Вакула неравнодушен, чтобы молодые не могли побыть в одиночестве. «Гей вы, ветры буйные, — заклинает Бес… С цепи морозной сорвитеся, по степи к морю неситеся!» Он мчится за оседлавшей помело Солохой и крадет месяц на небе. Однако никакая мгла не может остановить Чуба и его кума Панаса, задумавших посетить Дьяка и попробовать его знатной варенухи.

Вторая картина.
Оксана любуется своим отражением в зеркальце. На все горячие признания пришедшего Вакулы капризная красавица отвечает насмешками. Вакула по недоразумению выпроваживает сбившегося с дороги Чуба из собственной избы, после чего Оксана и его гонит прочь, хотя ей и жаль его, «и разбирает смех».

Второе действие.
В избе Солохи с ней любезничает Бес, они танцуют гопака под музыку бесенят, вылезших из щелей в облике сверчков и тараканов. Танец прерывается стуком в дверь. Входит Голова, и Бес вынужден спрятаться в мешок из-под угля. Потом та же ситуация повторяется с Дьяком, Чубом. последним входит Вакула. Не замечая тяжести мешков с незадачливыми поклонниками, он взваливает их на плечи и уносит в кузницу.

Вторая картина.
Колядование молодежи в рождественскую ночь. Оксана при всех объявляет Вакуле, что пойдет за него замуж лишь в том случае, если он достанет ей такие сапожки, которые носит сама императрица. Вакула не в силах больше терпеть уколы любимой и решает утопиться. Он уносит с собой маленький мешок, в котором притаился Бес. Веселящаяся молодежь открывает оставшиеся мешки и с удивлением, с хохотом обнаруживают в них Голову, Чуба и Дьяка.

Третье действие, первая картина.
Глухое место близ реки. Русалки подо льдом жалуются на холод. Вакула в тяжелом раздумьи. Неожиданно из принесенного им мешка выскакивает черт и требует, чтобы парубок отдал ему душу за Оксану. Но Вакула, изловчившись, оседлал черта и потребовал вести его в Петербург к царице за черевичками.

Вторая картина.
Приемная во дворце. Вакула присоединяется к запорожцам, которые в этот день должны предстать перед царскими очами.

Третья картина.
В дворцовой зале звучит торжественный полонез. Светлейший объявляет о победе русских войск. Вакула, пользуясь случаем, выпрашивает себе царицыны черевички. После русской пляски и гопака гости удаляются смотреть придворную комедию. Вакула же верхом на черте устремляется в обратный путь.

Четвертая картина.
Утро Рождества. Благовест. Солоха с Оксаной оплакивают пропавшего Вакулу. Неожиданно появившийся Вакула, поддерживаемый молодежью, просит у Чуба руки дочери и на сей раз получает согласие. Оксана готова уже принять его и без привезенных черевичек. Все славят жениха и невесту.

Мысль написать эту оперу возникла у Чайковского в связи с объявленным Русским музыкальным обществом конкурсом на сочинение оперы по повести Гоголя «Ночь перед рождеством» по готовому либретто Я.П.Полонского. Оно было написано для А.Н.Серова, но, в связи со смертью последнего, осталось невостребованным. Чайковский увлекся работой и любил это свое детище всю жизнь. Партитура Чайковского была представлена на конкурс под девизом «Ars longa, vita brevis» («Искусство вечно, жизнь коротка»). Она была признана авторитетным жюри лучшей и получила первую премию в 1500 руб. В1885 г. Чайковский переделал оперу, 2-я редакция получила название «Черевички».

Песня Солохи «Ой, как светит месяц» построена на украинской лирической песне. В «Русской пляске» цитируются две русские народные песни: свадебная «Не летай же ты сокол» и хороводная «Зеленое мое ты виноградье».
Опера примечательна тем, что открыла лирико-комический жанр в русской классике. Нет в оперном творчестве Чайковского более светлого оперного произведения. Поэтизация народной жизни в ее лирике и быту, в ее реальности и фантастике, предлагаемые Гоголем, оказались близки и Чайковскому. Привлекла и возможность отразить украинский колорит, неповторимость природы Украины, ее песенности, традиций, говора, обычаев. Целую россыпь народных жанров использует композитор в опере. Тут и задушевное ариозо — песня Оксаны «Цвела яблонька в садочке, цвела, да повяла», украинская дума — ария Вакулы «Слышит ли девица сердце твое…» из 1 к. III д. Картина вьюги с ее впечатляющей звукописью — свидетельство развернувшегося неистощимой выдумкой оркестрового мастерства композитора. Не менее ярко, чем быт украинской деревни, запечатлен в опере быт екатерининского Петербурга. Присуждение Чайковскому премии за «Кузнеца Вакулу» не приблизило постановку, которая состоялась лишь год спустя после этого события.

Состав исполнителей был неравноценным. По мнению рецензентов, артисты В.И.Рааб и Ф.П.Комиссаржевский, певшие Оксану и Вакулу, выступили неудачно, так как им оказалась далека жизнь украинской деревни. Хвалили А.А.Батурину — Солоху и особенно исполнителей характерных ролей И.А.Мельникова (Бес), О.А.Петрова (Голова) и Н.Г.Дервиза (псевдоним Энде) в роли Школьного учителя. Хотя сам Чайковский считал, что опера «торжественно провалилась», на самом деле она имела несомненный успех. Отзывы, правда, были самыми противоречивыми. Критик К.Геллер писал: «Вакула-кузнец» не более как попытка согласить симфонические требования с требованиями оперы, к бытовой картине Гоголя приноровить схоластические притязания ученого симфониста» («Биржевые ведомости», 29 ноября1876 г.). С одной стороны, Чайковского упрекали в том, что в музыке преобладает меланхолический характер, что, написав комическую оперу, Чайковский взялся не за свое дело. С другой стороны, В.В.Стасов вообще отказывал Чайковскому в таланте оперного композитора, считая его областью симфонический жанр. Г.А.Ларош отмечал «прекрасные мелодии, полные настроения и благородного изящества», но аккомпанемент счел слишком изощренным в гармоническом отношении («Голос», 2 декабря1876 г.). Это совпало с мнением самого Чайковского, который писал фон Мекк: «Я утомлял слушателя излишним обилием деталей, сложностью гармонии и отсутствием чувства меры в оркестровых эпизодах. Кроме того, я не умел дать отдохнуть слушателю: я давал ему сразу слишком много пряной музыкальной пищи… Стиль Вакулы не оперный, а симфонический и даже камерный».

Сценическая история «Вакулы» непродолжительна — в течение нескольких сезонов опера прошла в Мариинском театре 18 раз. На других сценах Чайковский ставить ее не разрешал.

Названная во второй редакции «Черевичками», опера «Кузнец Вакула» осталась прежней по основному тематическому материалу. Переделка была вызвана стремлением вызволить оперу «из реки забвения» (письмо 4 марта 1885 года). Опыт Чайковского, накопленный на протяжении десятилетия, разделявшего первую и вторую редакции, отразился в переделках. В основном редакция свелась к упрощению различных элементов музыкальной ткани. Лирическую сферу оперы углубляет введение так называемой вставной арии Вакулы «Слышит ли девица». А добавление песенки «Школьного учителя» и куплетов Светлейшего обогащают жанровую часть оперы.

Весьма заметны и изменения в хоровых эпизодах «Черевичек». Например, в хоровой колядке (№ 13) расширен по сравнению с первой редакцией состав хора. Здесь Чайковским использован опыт народно-обрядовых хоров опер Римского-Корсакова.

Приступая к переработке «Кузнеца Вакулы», Чайковский надеялся на скорую постановку. Однако намерение ее осуществить по разным причинам откладывалось, несмотря на твердые намерения директора императорских театров И.А.Всеволожского. В итоге были заказаны пышные декорации для петербургских сцен, новые — для деревенских. Спектакль был замыслен в духе grand opera. Сам композитор провел первые три премьерных спектакля в Большом театре (сезон 1886/87). Затем спектакль был передан дирижеру И.К.Альтани. Премьера вызвала противоречивые отклики. Чайковский как дирижер был признан «одушевлявшим исполнение одинаково на сцене и в оркестре». Примечательно, что почти все номера, вновь введенные композитором в «Черевички», имели успех у публики. Вместе с тем, сценическая судьба оперы сложилась не очень благоприятно. После первых спектаклей был перерыв в течение года. 15 февраля 1888 года «Черевички» были даны с участием знаменитых артистов Мариинского театра, супругов Фигнер (Медеи и Николая), гастролировавших в Москве, что придало спектаклю особый вес и принесло успех. Однако 6 марта 1888 года «Черевички» в утреннем спектакле прошли в последний раз на московской сцене. В Мариинском театре постановка оперы состоялась уже после смерти композитора в 1906 году.

Именно с премьеры оперы «Черевички » началась регулярная и систематическая деятельность Чайковского в качестве дирижера. А на память о его дебюте как оперного дирижера у него сохранился замечательный сувенир — серебряные туфельки — башмачки — черевички. На них выгравированы основные музыкальные темы главных действующих лиц оперы. Неизвестно, кем был преподнесен этот сувенир, но совершенно очевидно, что, хотя это и было сделано в день именин Чайковского, но было связано именно с премьерой оперы «Черевички». В настоящее время эти туфельки хранятся в Клинском музее, в кабинете-гостиной композитора.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1870 году дирекция Петербургского русского музыкального общества заказала А. Н. Серову оперу на сюжет «Ночи перед рождеством» Гоголя. Ввиду внезапной смерти композитора (1871) был объявлен конкурс имени Серова на сочинение названной оперы на либретто известного поэта Я. П. Полонского (1819-1898). Чайковский принял в конкурсе участие. Опера под названием «Кузнец Вакула» писалась с увлечением и через три месяца была закончена. В 1874 году жюри в составе крупнейших композиторов и авторитетных музыкантов - Н. А. Римского-Корсакова, Э. Ф. Направника, А. Г. Рубинштейна единогласно решило присудить Чайковскому сразу две премии - первую и вторую. Поставленная на сцене петербургского Мариинского театра 24 ноября (6 декабря) 1876 года, опера была тепло принята публикой. Однако требовательный к себе композитор спустя десять лет переработал ее и переименовал в «Черевички». Вторая редакция была дополнена новыми сценами, более развитыми стали музыкальные характеристики героев. Премьера, состоявшаяся в московском Большом театре 19 (31) января 1887 года, упрочила успех произведения. Дирижировал «Черевичками» автор, впервые вставший за дирижерский пульт. Интерес к произведениям Гоголя Чайковский испытывал на протяжении всей своей жизни, однако «Черевички» остались единственной его «гоголевской» оперой. На основе повести, поэтично рисующей жизнь украинского народа («Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в свет в 1831-1832 годах), Полонский написал удачное, по словам композитора, либретто, в котором значительно усилил лирическую линию, связанную с Оксаной и Вакулой, развил сцены Солохи с Бесом, местами же сохранил подлинный гоголевский текст.

МУЗЫКА

«Черевички» носят подзаголовок - «комико-фантастическая опера». На фоне красочных образов украинской природы и народного быта в ней развертывается трогательная история Оксаны и Вакулы. Эта история рассказана композитором с задушевным лиризмом и тонким юмором. «Черевички» - одна из немногих опер Чайковского, главные герои которой простые люди из народа и где большое место отведено бытовым сценам.

В увертюре даны музыкальные характеристики представителей реального и фантастического мира.

Первая картина первого акт а открывается песней Солохи «Ой, как светит месяц», в которой лирическое созерцание сменяется оживленной, бойкой пляской. Искрящаяся юмором сцена сговора Солохи с Бесом пронизана острыми танцевальными ритмами; ее вершиной является дуэт Солохи и Беса «Оседлаю помело», выдержанный в движении неистового галопа. Ария Беса «Гей вы, ветры буйные» напоминает таинственные древние заклинания. Картина завершается симфоническим эпизодом бури.

Задумчивое ариозо Оксаны в начале второй картины «Цвела яблонька в садочке» (подлинная народная украинская мелодия) передает изменчивые настроения девушки: задушевное обращение к портрету покойной матери сменяется лукавым кокетством. Признание Вакулы «О, что мне мать, что мне отец», полное любви и нежности, говорит о его решительности. Дуэт - ссора Оксаны и Вакулы - развертывается на фоне хора колядующих.

В первой картине второго акта в сцене Солохи с поклонниками каждый получает рельефную музыкальную характеристику (гопак у Беса, важные и степенные мелодии у Головы, церковные напевы у Школьного учителя, любовные мелодии у Солохи и Чуба). Нарочитая серьезность квинтета перепуганных гостей усиливает комизм положения. Контрастно звучит горестно тоскливое ариозо Вакулы «Ах, мне опостыл и дом родимый».

Сочной народной сценой начинается вторая картина . В основе хора - народная обрядовая песня-колядка; в средней части хора - лирическая песня, протяжная и задумчивая, контрастирующая с веселой пляской. Оркестр имитирует наигрыши народных инструментов. Песня Оксаны «Черевички невелички» проникнута задором и юношеским огнем. Картина завершается острой комедийной сценой (появление Головы, Школьного учителя и Чуба из мешков).

Оркестровое вступление к первой картине третьего акта рисует поэтичный зимний пейзаж. Ария-песня Вакулы «Слышит ли, девица, сердце твое» - трогательная, полная глубокого чувства дума. Музыка полета Вакулы и Беса использует мотив дуэта Беса и Солохи «Оседлаю помело» из первого акта.

В центре второй картины - хор запорожцев.

В третьей картине блестящий полонез и изящный менуэт в духе музыки XVIII века воссоздает обстановку придворного бала. Венчают картину русский танец и пляска запорожцев, напоминающая украинский казачок.

Четвертый акт начинается горестным плачем Солохи и Оксаны, близким к народным причитаниям. Жизнерадостный заключительный хор написан в характере светлой народной песни.

События повести «Ночь перед Рождеством», принадлежащей к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки», невероятны, фантастичны и схожи со сказкой. Все сюжетное повествование насыщено фольклорным духом, напоминает самобытные древние легенды и сказочные предания.

Завязка-кульминация-развязка

Ос-новное действие произведения «Ночь перед Рождеством», герои которого в своем большинстве являются жителями Диканьки, разворачивается вокруг главного персонажа - куз-неца Вакулы, и бессменного героя народных поверий - черта. Завязкой оригинального сюжета можно считать беседу строптивой красавицы Оксаны и Вакулы, который влюблен в нее до беспамятства. Девушка обещает пойти с кузнецом под венец лишь в том случае, если он добудет ей заветные черевички, которые носит императрица.

Кульминацией действа называют полет кузнеца верхом на бесе в Петербург и назад. А в развязке главный герой не только добывает вожделенные туфельки, но и мирится с отцом возлюбленной, после чего соединяется узами брака.

Народные верования как основа

Практически все читатели, окунавшиеся в волнующий сказоч-ный мир литературы, отмечали необыкновенное обаяние и поэтичность текстов Н. В. Гоголя. Отличительной чертой повес-ти «Ночь перед Рождеством», герои которой знакомы каждому с детства, является широкое использование Эту тенденцию можно заметить как в сюжетных поворотах, так и в образах героев. Именно из народных верований появляются Солоха и черт. Бес, умудрившийся украсть месяц, и ведьма, вылетающая из трубы сельской хаты и забавляющаяся со звездами. Также можно провести параллель между народными легендами и волшебным полетом кузнеца. В своем произведении автор правдоподобно отражает дух украинской деревеньки, глубинки.

Солоха

«Ночь перед Рождеством» удивительным способом сочетает в себе реаль-ное с вымышленным, повести уникальны и колоритны. Среди женских особенно выделяется родная мать главного героя - Вакулы. Описывая этот образ, напомним, что Солоха - это «женщина бальзаковского возраста», ей «от роду не более сорока лет».

Харизматичную гоголевскую героиню трудно не запомнить. Хотя по описанию автора она ни дурна, ни хороша собой, большое количество представителей сильной половины деревни является ее поклонниками. Причем женщина настолько умна, вернее, коварна, что ни один из воздыхателей и предположить не мог, что у него есть соперник. Объяснением такой ловкости может послужить тот факт, что Солоха - это ведьма. И, как и полагается представительнице данного «ремесла», искусством обольщения она владеет в совершенстве, впрочем, как и навыками полетов на метле. Образцом добродетели этот персонаж назвать невозможно, но читателя он очаровывает не меньше прекрасной Оксаны, дьяка Осипа Никифоровича или Свербыгуза.

Диковинное имя

Многих почитателей повести волнует вопрос о том, почему мать Вакулы зовут столь необычно - Солоха. Это имя диковинное даже для ведьмы, возможно, Гоголь специально выдумал его для своей героини? Оказывается, что нет. Такое имя существовало еще в глубокой древности. Его отголоски сохранились в современных фамилиях вроде Солошин, Солохов или Солошенко. Скорее всего, это имя является производным от какого-то другого христианского.

Насчет происхождения имени существует несколько различных версий. Возможно, Солоха - это производное от Софьи, что означает «мудрая, мудрость». А если учесть, что ведьма значит «ведающая», владеющая тайным знанием, мудростью, то имя героини наиболее подходящее и символичное для колдуньи. По другой версии, это производное от Соломониды - женской вариации имени Соломон, которое однозначно ассоциируется с образом легендарного царя, известного всему миру своей бесконечной мудростью.

Сочетание реального со сказочным

Традиционная характеристика Солохи преимущественно негативная. Ее отличают хитрость, лицемерие, готовность к совершению подлых поступков ради удовлетворения собственных интересов. Женщина привечала лишь обеспеченных ухажеров, при этом отдавая предпочтение самому богатому среди них - казаку Чубу, так как мечтала прибрать к рукам его хозяйство, фантазируя о том, как будет жить, когда станет полноправной хозяйкой.

Автор сознательно изобразил этот персонаж в тесном сплетении фантастики и реальности: она одновременно и ловкая сельская баба, и заигрывающая и с чертом, и с дьяком разудалая ведьма. Все сельские женщины втайне завидуют ей. Солоха не пугает и не отталкивает читателя, ее невозможно назвать отрицательным персонажем. В образе этой героини видится лукавая насмешка, созданная великим литератором. В ней, этой дородной и привлекательной женщине, Гоголь хотел показать читателю различные людские пороки: измену, корысть, жадность, постоянный обман.

Зачарованный мир

В повести «Ночь перед Рождеством» перед читателем предстает особенный мир со своими законами и правилами, традициями. Реальные ситуации столь органично вливаются в фантастические, сказочные, что начинает казаться: так и должно быть. Оба мира в произведении, переплетаясь, сливаются в единое целое. А созданию сказочной атмосферы содействуют зарисовки окружающей действительности. Многие оживают в зачарованном мире: «глянули звезды», «месяц величаво поднялся на небо». В произведении «Ночь перед Рождеством» мастерство Гоголя проявилось в полной мере.