Смоленская арбатско покровская линия цвет. Станция метро Смоленская (Арбатско-Покровская линия)

Станция «Смоленская»

Станция была открыта для пассажиров 5 апреля 1953 года в составе Арбатско-Покровской линии метро. За время существования название не менялось.

У станции один наземный вестибюль (восточный), расположенный во дворе дома 54 по улице Арбат. В состав вестибюля также входит арка, выходящая на Садовое кольцо.

Оформление станции посвящено военно-исторической теме. Пилоны станции облицованы белым мрамором, украшены по углам полуколоннами. Пол выложен чёрным мрамором с орнаметром из белого и красного мрамора по боковым сторонам зала. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой, внизу - чёрным мрамором. Станционный зал освещается канделябрами на пилонах, а также светильниками, спрятанными за карнизом под сводом зала. Барельеф на торцевой стене (скульптор Г. И. Мотовилов) посвящён защитникам Родины.

Круглый наземный вестибюль (архитекторы О. А. Великорецкий, А. Ф. Стрелков) отделан чёрным мрамором в основании и украшен четырьмя медальонами с изображениями русских воинов (скульпторы О. А. Иконников, Ю. Г. Ушаков). Мозаичный фриз круглого эскалаторного зала представляет собой повторяющиеся изображения ордена Победы.

Станция «Смоленская » расположена в

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» – крупнейший современный центр искусств. Он создан в ходе осуществления разработанной президентом Российской Академии художеств З. К. Церетели программы преобразования Академии.

В «Галерее искусств» открыта постоянная экспозиция произведений крупнейшего живописца, скульптора, монументалиста, президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели. Выставку составляют работы разных лет: живописные полотна, монументальная и станковая скульптура, графика, эмалевые панно и миниатюры, произведения декоративно-прикладного искусства, дизайнерские работы.

В Галерее представлены:

– постоянная экспозиция слепков с произведений античной скульптуры из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина;
– российские и международные масштабные выставочные проекты, посвященные всем видам изобразительного искусства, архитектуре и дизайну, биеннале, тематические, международные, выставки дипломных и учебных работ студентов художественных институтов, молодых художников, выставки современного искусства и искусства разных исторических эпох из музейных и частных собраний.

Стоимость билетов:

– для взрослых – 300 руб.;
– для учащихся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования – 100 руб.;
– для пенсионеров – 100 руб.

Бесплатно:

– дети до 18 лет;
– граждане, имеющие право на бесплатное посещение музеев в соответствии с законодательством Российской Федерации (при предъявлении соответствующих документов);
– члены ИКОМ.

Часы работы:

Обычный график (с октября по май):

– вторник, среда, четверг, суббота, воскресенье: 12:00 – 20:00 (касса открыта до 19:00);
– пятница: с 12:00 до 22:00 (касса открыта до 21:00);

Летнее расписание (с июня по сентябрь):
– вторник: с 12:00 до 22:00 (касса открыта до 21:00);
– среда – воскресенье: 12:00 – 20:00 (касса открыта до 19:00);
– понедельник – выходной день.

В последнюю среду каждого месяца посещение Галереи – бесплатно. Экскурсии по постоянной экспозиции – бесплатно.

филевская кольцевая калужско-рижская таганско-краснопресненская калининская солнцевская серпуховско-тимирязевская люблинско-дмитровская каховская бутовская монорельс строящиеся линии мкжд третий пересадочный контур кожуховская линия линия на коммунарку bg_1.gif" align=right>
линии факты будущее вагоны история строительство эксплуатация
пересекала городской водопровод диаметром 96 сантиметров с давлением 8 атмосфер. Малейшее нарушение герметичности привело бы не только к затоплению котлована строящейся станции, лишило бы питьевой воды большой район города, но и вызвало бы смещение грунта, опасное обвалом окружающих домов. Работать приходилось с особой осторожностью. Заключенная в трубу река подвешивалась над строящейся станцией а затем под нее было подведено перекрытие станции. Третий участок станции целиком проходил под домами.

В одном из первоначальных проектов на станции предусматривался выход на внутреннюю (восточную) сторону Садового кольца. Но в 1935 году построили по другому: станция была открыта с двумя наземными вестибюлями, ни один из которых до наших дней не сохранился. Западный вестибюль располагался недалеко от нынешнего и коротким лестничным маршем соединялся с западным выходом станции.

Вдоль станции был построен подземный переход, по которому пассажиры могли попасть как к западному, так и восточному мостику над путями. В середине этого перехода начинался длинный подходной коридор, который вел ко второму вестибюлю, расположенному в стороне от станции, на Смоленской площади, в середине проезжей части нынешней трассы Садового кольца. Позднее, при реконструкции Садового кольца в 1937-39 годах, южный вестибюль был снесен, а ведущий к нему коридор стал использоваться для служебных нужд. Сегодня коридор вдоль станции никак не сообщается с платформой и служит лишь подземным переходом под Садовым кольцом, что позволяет считать его самым первым подземным пешеходным переходом не только в Москве, но и в России.

Интересно, что тогда, в 1935 году, ни восточный ни западный торцы перехода не имели выхода на поверхность, и служили лишь для входа и выхода на станцию из южного вестибюля. А из восточного торца станции нельзя было сразу выйти на внутреннюю сторону Садового кольца.

Колонны станции облицованы серым жабровским мрамором. Колонны на переходных мостиках и под антресолями, барьеры и парные проходы отделаны кадыковским мрамором. Всего уложено 1250 квадратных метров мрамора. Стены облицованы фарфоровой метлахской плиткой, пол выложен розовыми гранитными плитами.

До пуска станции "Киевская" 20 марта 1937 года, "Смоленская" была конечной Арбатского радиуса. За станцией не было тупиков, для оборота поездов с восточной стороны был уложен пошерстный съезд. Поезда прибывали на правый (если смотреть из центра) путь, с него же отправлялись к "Сокольникам".

В 1953 году, после открытия глубокого Арбатского радиуса (часть Арбастко-покровской линии), мелкий Арбатский радиус от станции "Ул. Коминтерна" до станции "Киевская" был закрыт. Станционный зал "Смоленской" использовался иногда для проведения выставок. На путях был настлан досчатый пол и установлены стеллажи, на которых располагались экспонаты.

После повторного открытия мелкого Арбатского радиуса в 1958 году (ставшего частью Филевской линии) был организован вход на станцию, встроенный в знаменитый "дом с башенкой", построенный по проекту архитектора Жолтовского. После этого давным-давно закрытый коридор вдоль станции был превращен в подуличный пешеходный переход под Садовым кольцом и открыт 30 апреля 1959. Вот только входы из него на станцию восстановлены не были, нет их и сегодня. Места примыкания спусков и сейчас угадываются по расположению колонн.

За все 70 лет, прошедших с момента открытия, станция практически не подвергалась переделкам и сохранила свой первоначальный облик. Время коснулось лишь покрытия платформы и освещения. При открытии на станции были установлены горизонтальные светильники из молочного стекла, в результате свет ламп накаливания был мягким. Сейчас в промежутках между колоннами установлены люминесцентные лампы без каких-либо рассеивателей с более резким и ярким светом.

Сегодня станция довольно мало используется. Вызвано это несколькими причинами: во-первых, с появлением глубокого Арбатского радиуса, имеющего больше пересадок с другими линиями, одноименная станция Арбатско-Покровской линии (к тому же расположенная ближе к пешеходному Арбату) стала более удобна для пассажиров. Во-вторых, сказывается отсутствие выхода на внутреннюю, более оживленную сторону Садового кольца. Сейчас потенциальные пассажиры вынуждены спускаться в подземный переход (напомним, являвшийся раньше входом на станцию, но не имевший прямых выходов в город), переходить Садовое кольцо, подниматься на поверхность, проходить несколько десятков метров, чтобы развернуться назад и спуститься на станцию. Копеечное переустройство входов/выходов, удобная организация потоков пассажиров сможет значительно улучшить транспортное обслуживание этого района города, который становится все более популярным среди москвичей и гостей Столицы благодаря открытому несколько лет назад торгово-офисному комплексу "Смоленский Пассаж" и еще более грандиозному строящемуся.

В отдаленном будущем на станции будет пересадка на станцию проектируемого продления Калининской линии . Все три станции (

Станция "Смоленская" была открыта в 1953 году в составе участка "Киевская" - "Площадь Революции". Станции, построенные после войны в 50-е, самые, пожалуй помпезные. Этот период - период расцвета архитектуры и богатства декора в Московском метро. Самые красивые станции, которые принято называть подземными дворцами созданы в этот период. Станция "Смоленская" не исключение. Очень красивая станция. Интересна история создания участка "Площадь Революции" - "Киевская". По сути он должен был заменить участок нынешней Филевской линии, который был поврежден во время войны. Однако поврежденный участок со временем восстановили и мы имеем две "Арбатских" и две "Смоленских", которые не являются пересадочными. Но в отношении "Смоленских" этот нюанс может со временем исчезнуть, так как тут собираются построить еще одну станцию, на этот раз Калининско - Солнцевской линии. Но это будет еще очень нескоро.

Обратимся к архивным фотографиям. Их оказалось не так уж и много. Удивительно даже. Вот вид на арку со стороны Садового кольца. Судя по всему тут был наземный пешеходный переход. Круто.

А вот и сам вестибюль, он не сильно изменился со дня открытия. Слева в кадре видно, что из кирпича собирают стенку, которая стоит там во дворике, и я так понимаю тоже является частью ансамбля вестибюля.

Эскалаторный зал. И тут ничего не поменялось.

Платформа. Тоже без изменений. Даже пол сохранился оригинальный. Единственное в каждом проеме между пилонами висит указатель. Какая забота о пассажирах. Интересное фото, кстати, тут включен только верхний свет, а светильники на пилонах погашены.

1. Но вернемся в наши дни. Тем более, что "Смоленская" дошла до нас в почти что первозданном виде.
Станция оснащена одним наземным вестибюлем, который скрывается во дворе дома 54 по улице Арбат. Это не единственная станция с такой особенностью, вестибюль станции " " тоже спрятан во дворах. Однако тут все гораздо круче. Помимо вестибюля в архитектурный ансамбль станции входит еще и эта замечательная арка, которая выходит на Садовое кольцо.

2. Проход между домами также задекорирован. Все в едином стиле. Это очень круто смотрится конечно.

3. А в этих нишах наверное предполагалось поставить скульптуры. Постаменты под них есть. Не удалось найти никаких ни эскизов, ни фотографий именно этого места, что странно. Вообще мало исторических фото станции.

4. Павильон сзади полукруглый. В одном окне поставили пластиковое окно с решеткой, а вот остальные окна аутентичные. Внизу какие то ворота, что там?

5. А передняя часть прямоугольная, как например на ст.м. " "

6. Массивные порталы с металлическими декоративными элементами и деревянные двери выглядят очень круто. Интересно, что три ряда стекол над дверями закрашены черным, хотя на исторических фото видно, что изначально там прозрачное стекло.

7. Фасад украшен четырьмя медальонами с знаковыми победами. Слева направо - 1612 год - изгнание польских интервентов, мы теперь эту дату отмечаем 4 ноября, 1812 год - война с французами. Это две даты из российского прошлого, а правее две даты уже советские - 1917 год и последний медальон - 1945 год. Победу над фашистскими захватчиками мы тоже отмечаем, как гос. праздник 9 мая. Между порталами с входными группами есть ниша, в которой тоже никого нет. Должна была тут стоять скульптура или нет - непонятно. Немного жаль, что букву М присобачили прямо перед входом, она хорошо бы смотрелась наверху павильона, как она была изначально, судя по архивным фото.

8. Большая часть кадров снята во время дневного окна, когда центральные станции Арбатско-Покровской линии были закрыты для пассажиров.

9.

10. Кассовый зал. Он находится в прямоугольной части вестибюля. Кассы отделаны деревом - смотрится очень круто. На потолках лепнина и шикарные люстры - это все золотой век Московского метро.

11. Правда в какой то момент тут стал появляться всякий мусор в виде таких вот палаток. Кошмар.

12. Еще раз кассы - шикарно, просто шикарно.

13. Выход из эскалаторного зала. Естественно тут стоят гермоворота.

14. А на вход надо пройти по коридору чуть дальше.

15. Тут висят роскошные светильники.

16. Эскалаторный зал круглый с высоким сводом. Тут такие же крутые светильники.

17. По всему периметру идет мозаичный фриз. Снова на тему славы русского оружия. Над входом в эскалаторный зал мозаика посвящена 1812 году.

18. Над выходом - 1945 году.

19. Неожиданный вид из будки дежурной около турникетов.

20. Немного деталей. Пафосная вентрешетка. Теперь такие не делают. Такие можно увидеть в каких нибудь богатых усадьбах, музея, дворцах.... и в Московском метро.

21. Купол венчает тоже мозаика - советская звезда в окружении венка из листьев.

22. Зал конечно шикарный. Все, буквально все богато задекорировано. Свод купола ребристый и за карнизом расположены светильники который подсвечивают купол снизу.

23.Еще несколько вентрешеток... и аутентичная деревянная дверь куда-то в подсобные помещения.

24. Над эскалаторным наклоном мозаика с изображением ордена Победы.

25. На платформу ведут три нитки эскалаторов. Возможно скоро вестибюль закроют для замены эскалаторов.

26. Станция глубокого заложения, глубина 50 метров.

27. Внизу на платформе тоже несколько артефактов, например старые деревянные двери. Поглядите как забавно смотрится буква "М" в нижней части двери.

28. С другой стороны.

29. Пилоны облицованы очень интересно. Всякий архитектор старался как то скрыть массивность пилонов, тут в углах установлены декоративные мраморные полуколонны с каннелюрами, которые за одно скругляют углы. По верху пилонов идет декоративный фриз. Выглядит все очень солидно. Со стороны боковых и центрального залов на пилонах установлены светильники.

30. Кроме светильников на пилонах, есть еще светильники за карнизами, которые освещают свод.

31.

32. В центральном зале установлены мраморные лавки.

33. Светильник на пилоне. Очень круто выглядит - богато.

34. Резные скамейки тоже выглядят очень красиво. На полу из камня выложен орнамент, который идет вдоль пилонов центрального зала.

35. Остальная же часть пола выложена однотонным камнем. И даже при этом пол выглядит круто.

36. Торец платформы. Тут все отделано замечательной плиткой, и опять же сохранились оригинальные деревянные двери и окошко.

37. Еще одна дверь в подсобное помещение... и тоже с литерой М, выполненной в виде отверстий в полотне двери.

38. Внутри все отделано плиточкой, тоже аутентичной, как я понял. Перила тоже... красота.

39. Путевая стена отделана плиткой. Орнамент с золочеными элементами тоже сделан из плитки, поверху идет обрамление из фигурной плитки.

40. Еще раз взглянем на центральный зал. Это не метро - это какой-то дворец.

41. Еще из декоративных элементов - торец центрального зала украшает барельеф.

42. Барьельеф работы скульптора Мотовилова. Тема - защитники Отечества. Скорее всего в скором времени станцию закроют для замены эскалаторов. Скорее всего, как на станции "