Городские ворота Кенигсберга (Калининград). Постоянные экспозиции музея

Наша сегодняшняя “прогулка” - по воротам Кёнигсберга. Как уцелевшим, так и давно уже не существующим.

Вообще в воротах есть что-то мистическое - как в ключах от города, которые, по обычаю “галантных веков”, должны были выноситься очередному завоевателю на бархатной подушке. Но... ворота в Кёнигсберге строились именно для того, чтобы завоеватель - кем бы он ни был - шёл назад не солоно хлебавши.

В середине XIX века руководитель инженерного корпуса, тогда ещё не генерал-лейтенант, Людвиг фон Астер разработал проект модернизации кёнигсберг­ских оборонительных сооружений. В октябре 1843 года начались масштабные строительные работы.

Королевские

Самыми первыми были сооружены Королевские ворота, расположенные на пересечении Кёнигштрассе и Литауер Валльштрассе (теперь - ул. Фрунзе и Литовского вала) . Автором проекта, по некоторым сведениям, являлся архитектор Ф. Штюлер .

Кстати, название “Королевские” в 1811 году получили бывшие на этом месте Гумбинненские ворота. Их построили русские инженеры в период Семилетней войны. А до этого - здесь были Кальтхофские ворота, снесённые в 1717 году...

Именно через Королев­ские ворота триумфально въезжал в Кёнигсберг Наполеон Бонапарт . Да и вообще они часто использовались для парадных торжественных въездов и выездов.

Первый камень в основание новых Королевских ворот был заложен 30 августа 1843 года в присутствии многих важных особ, а главное - прусского короля Фридриха Вильгельма IV , который собственноручно опустил означенный камень в траншею. Такие церемонии были вполне в его духе. Не зря ведь его называли “романтиком на троне”!

В угоду королевскому вкусу ворота имели отчётливые черты неоготики: башни с бойницами, порталы характерного “стрельчатого силуэта”, готические ниши, крестовые своды...

“Романтик на троне”

Кстати, всё создавалось в полном соответствии с требованиями фортификации: стены по обеим сторонам от среднего портала имеют толщину 2 м, крестовый свод - 1,3 м. В трёх фасадных нишах были помещены - лицом к городу - фигуры Оттокара Богемского , короля Фридриха I и герцога Альбрехта . Под ними - изображения личных гербов, вверху - гербы Замландии и Натангии (автор скульптурных изображений - В. Штюрмер ) . Вроде бы на “украшении” ворот настоял сам “романтик на троне”: увлечённый архитектурой (и сам создающий неплохие проекты!), Фридрих Вильгельм IV хотел, чтобы ворота, выполняя оборонительную и транспортную задачу, были ещё и эстетически безупречны. Как правило, король предлагал специалистам свои эскизы для дальнейшей доработки со словами: “Здесь имеете Вы мою мазню, теперь привнесите Вы разум свой” . И охотно выслушивал все возражения.

В 1850 году Фридрих Вильгельм IV лично присутствовал на церемонии освящения ворот.

Первоначально Королевские ворота имели только один портал с шириной проезда 4,5 м - пешеходы и транспорт перемещались там одновременно. В 1875 году северный каземат был перестроен под пешеходный проход, а в 1890‑м - сами ворота открыты для свободного проезда.

В ХХ веке, с увеличением автомобилей, по обеим сторонам ворот были снесены валы - так освободилось место, в том числе и для движения трамваев.

В апреле 1945-го ворота являлись одним из опорных оборонительных пунктов. По ним отчаянно долбали из артиллерийских орудий и миномётов. В итоге была разрушена часть декоративных башенок, повреждены скульп­туры.

“Мачо не плачут”

После войны ворота даже не рассматривались в качестве памятника архитектуры и прозябали в забросе и забвении. В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР они таки были объявлены находящимися под охраной государства.

Ещё через пятнадцать лет председатель Калининградского горисполкома В. Денисов предпринял было попытку начать реставрацию ворот, но областные власти этому воспротивились. И поставили вопрос о сносе ворот - как мешающих “полноценной организации уличного движения”.

Денисов вызвал из Москвы экспертов, те запретили уничтожение памятника архитектуры - по крайней мере, “одномоментно”.

По-настоящему ворота начали реставрировать в 2005 году - к 750‑летию города. Всё было довольно помпезно: и камень закладывался в присутствии сиятельных особ, и президент Путин отметился на открытии. И работы были произведены в рекордно короткие сроки, и сусального золота не пожалели... И хотя вид у ворот сейчас несколько “новодельный” - это лучше, чем обветшавшие руины.

Довольно бодрой жизнью живёт и разместившийся в воротах музей “Великое посольство”. Как и всё, что происходит в Кёниге, его деятельность бывает весьма экзотичной: так, где-то год назад в нашем городе высадился “десант” столичных литераторов... и глубоким вечером накануне Пасхи в Королевских воротах выступал Илья Стогоff , известный питерский постмодернист (автор скандального романа “Мачо не плачут”, где ненормативной лексики не в пример больше, чем обыкновенной), и читал собравшимся... проповедь. Библию толковал. Под неоготическими сводами Королевских ворот в канун православного праздника это воспринималось особенно круто.

Штайндаммские

Надо сказать, что Королевские ворота, отмеченные печатью монаршей любви, были далеко не самыми красивыми в Кёнигсберге. Самые красивые - Штайндаммские - не уцелели. Они располагались там, где сейчас кассы Северного вокзала - между нынешней улицей Гаражной и Советским проспектом (ранее - пересечение Штайндамм и Краузенэкше Валль-штрассе) .

Штайндаммские ворота имели два проезда и два пешеходных прохода. С внутренней стороны были украшены статуей Фридриха Вильгельма IV, выполненной скульптором Вольфом из жёлтого песчаника, а также четырьмя гербами. Гранёные башенки, расположенные симметрично, были увенчаны изящными крестоцветами - стилизованными каменными цветами.

Штайндаммские ворота были демонтированы в 1912 году - при реконструкции вальных укреплений. Практичные немцы решили, что в качестве фортификационного сооружения ворота - в эпоху мощной дальнобойной артиллерии - никакого значения не имеют, а вот городскую застройку и транспортные потоки - тормозят. И вот... статую короля верноподданно перетащили в Крепостной музей, а красоту “каменных цветов” - уничтожили без сожаления.

Здание полицай-президиума (теперь там располагается УФСБ по Калининградской области, угол ул. Генделя и Советского проспекта) было построено в 1912-1914 годах практически на месте Штайндамм­ских ворот, отправленных в небытие. Утраченная красота осталась лишь на старинных открытках.

Были снесены и Трагхаймские ворота, располагавшиеся на пересечении 3-й Флиссштрассе и Валльринг (в районе нынешней ул. Профессора Баранова) .

Росгартенские

Росгартенским воротам повезло больше. Хотя их тоже сносили на рубеже 40-50-х годов XIX века. Название произошло от местности, рядом с которой они располагались. Росгартен - конские сады, точнее, конские выпасы - район, который простирался от современной ул. Фрунзе до нынешней ул. А. Невского.

Первоначально ворота были небольшими, с полукруглой аркой проездного проёма. С их внешней стороны был вырыт глубокий ров, имелся подъёмный мост, и действовала хитроумная система с опускающейся решёткой, которую неукоснительно запирали на ночь. Эти-то ворота и были демонтированы, а на их месте по проекту архитекторов Штюлера , Ирфюгельбрехта и фон Хайля - построены новые, в духе неоготики. Общее руководство работами и здесь осуществлял Эрнст Людвиг фон Астер .

По обеим сторонам центрального проезда (шириной четыре метра) находились боевые и караульные казематы. С внешней стороны проезд был прикрыт блокгаузом (особым сооружением, приспособленным для ведения кругового ружейного и артиллерий­ского огня) и кордегардией (местом караула, с системой тросов и лебёдок для подъёма моста) и амбразурами. Справа и слева от кордегардии возвышались стены, также испещрённые многочисленными амбразурами.

В 1911 году городские власти решили сделать широкий объезд - в стороне от ворот (чтобы узкая арка не создавала трудностей для увеличившихся потоков транспорта) . А в 20-х годах ХХ века, когда на бывших вальных укреплениях создавался “зелёный пояс”, Росгартенским воротам нашлось “эстетическое” применение: повсеместно были установлены ажурные ограды, надо рвом с водой - построена изящная беседка, земляные укрепления сплошь засажены деревьями и кустарниками, сооружены лестницы и смотровые площадки... Бывшее фортификационное сооружение стало “приютом” для влюблённых, поэтов и меланхоликов, способных оценить его мрачноватую красоту.

При штурме Кёнигсберга в апреле 1945-го Росгартенские ворота оказались в зоне ожесточённых боёв, но пострадали мало. Потом почти сорок лет они не использовались - и только в начале 80-х их отреставрировали и приспособили под специализированный рыбный ресторан “Солнечный камень”.

Железнодорожные и Аусфальские

От Аусфальских ворот, построенных в середине XIX века и представляющих собой длинный и узкий туннель через вал, нам остался редюит на пересечении ул. Горной и Гвардейского проспекта. Собственно, своё значение эти ворота утратили в 20‑30‑х годах ХХ века: тогда улично-дорожная сеть прошла выше них. И они стали “воротами в никуда”.

В 1995 году на крыше блокгауза Аусфальских ворот была построена небольшая православная часовня Св. Георгия Победоносца.

Железнодорожные ворота расположены с другой стороны памятника 1200 гвардейцам: их сохранившаяся часть используется в качестве обычного автодорожного моста. И только амбразуры на внешней стороне экс-ворот напоминают об их былом предназначении.

Кстати, когда-то Железнодорожные ворота были “хитом сезона”: при их строительстве впервые был применён такой элемент, как штраты в стенах арок - т.е. выемки, в которые можно было укладывать горизонтально брёвна или брусья, на манер жалюзи, полностью закрывая арочный проём. Причём разобрать такое заграждение извне было невозможно. Хотя, конечно, в “сезон артиллерии” этот “хит” был уже неэффективен...

Бранденбургские

Бранденбургские ворота (ныне - пересечение ул. Железнодорожной и Багратиона, 137) были возведены в 1657 году. Через сто лет, по приказу прусского короля Фридриха II , деревянные ворота были разрушены - на их месте сооружается массивная кирпичная постройка с двумя просторными проездами. В 1860-м ворота подвергаются реконструкции. Стены оборонительного сооружения украсили скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (военного министра) и генерал-лейтенанта фон Астера .

Своим названием ворота обязаны дороге на Бранденбург (ныне пос. Ушаково) . Через них проезжал курфюрст Фридрих III на встречу с Великим Посольством Петра I . А спустя четыре года он же въезжал через эти ворота в Кёнигсберг на коронацию, после коей стал первым прусским королём Фридрихом I .

В честь этого события он учредил орден Чёрного орла, самый почётный в Пруссии. Позднее им были награждены и некоторые русские офицеры, отличившиеся в совместных сражениях русской и прусской армий в войнах против Наполеона, в том числе - М. Кутузов и П. Багратион . Так что название калинин­градской улицы, которая заканчивается Бранденбургскими воротами, в каком-то смысле не случайно. Но едва ли об этом догадывались те, кто нарекал её именем Багратиона!

А Бранденбургские ворота - единственные из всех сохранившихся в городе - до сих пор выполняют свою транспортную функцию.

Фридрихсбургские

От Фридрихсбургских ворот (ул. Портовая, 39) сохранился только въезд в бывшую Фридрихсбургскую цитадель: арочный проём, обрамляющие его три круглые массивные башни и готиче­ская надпись на фасаде “Friedrichsburg”. А когда-то эта цитадель была мощной и имела форму квадрата, по углам которого размещались внушительные бастионы с ювелирно-романтическими названиями: Изумруд, Рубин, Алмаз и Жемчуг. Известно, что в 1697 году крепость Фридрихсбург посетил царь Пётр I, которому она так понравилась, что, вернувшись домой, он приказал построить по здешнему образцу и подобию целый ряд фортов.

В 1910 году Фридрихсбургские ворота были выкуплены у военного ведомства городскими властями и перестали существовать как крупный военный объект. А вот уничтожать их не стали.

Кстати, ключи от Фридрихсбургских ворот хранятся в музее Казанского собора в Санкт-Петербурге - как свидетельство того, что русские войска в 1758 году овладели Кёни­г­сбергом.

Во время штурма Кёнигсберга советскими войсками воротам изрядно досталось. Однако подкосило их всё же не это, а долгое наплевательское отношение. Сейчас они объявлены памятником градостроительства и архитектуры, но... состояние их весьма и весьма плачевно. И даже тень Петра I не спасает.

Закхаймские

От Закхаймских ворот тоже, в принципе, осталось немного. Они находятся на пересечении Литовского вала с Московским проспектом. Когда-то их отличительной особенностью было богато орнаментированный, украшенный крестоцветом въездной портал.

С внешней стороны под сводом ворот имелось изображение чёрного орла - символ упоминавшегося ранее ордена. Кроме того, ворота были украшены горельефами прусских военачальников фон Йорка и фон Бюлова .

Ничего до наших дней не сохранилось.

Внутренний проезд с арками сейчас заложен кирпичом, стены покрашены в тёмно-красный цвет... Вид всё это сооружение имеет довольно печальный. А перспективы его - ещё печальней (район активно застраивается) .

Фридландские

В 1857-1862 годах на Фридлендер Торплатц (ныне пересечение проспекта Калинина и ул. Дзержинского) были построены Фридландские ворота. Своё название они получили в честь Фридланда (Правдинска) - туда через них проходила дорога. Они завершали реализацию общего проекта второго оборонительного пояса укреплений Кёнигсберга - в сущности, освящение Фридландских ворот стало финалом этой огромной работы.

Точней, ворота были реконструированы. Построили их ещё в 1657 году, когда Пруссия освободилась от вассальной зависимости со стороны Польши. Но и в своём первоначальном виде они проявили себя достойно, особенно во времена войны с Наполеоном. Известно, что после сражения под Прейсиш-Эйлау (Багратионовском) Кёнигсберг оборонял гарнизон генерала Лестока. Которому удалось оттянуть на себя значительные силы французской армии.

Сульт (Nikola Soult) и Мюрат (маршалы Наполеона) атаковали по двум направлениям - через Бранденбургские и Фридландские ворота, но защитники Кёнигбсегра выстояли. На двое суток они отвлекли французов от русских войск, отступавших в Тильзит. После чего Лесток получил указание выступить из Кёнигсберга на соединение с главнокомандующим русской армией Беннигсеном .

Лесток выполнил эту команду и прибыл в Тильзит. Русская армия переправилась через Неман по единственному мосту - за десять часов и без потерь. А французские войска входили в это время в столицу Восточной Пруссии (“ключи от города” Наполеону так и не принесли) .

Великий магистр и комтур крепости

После реконструкции Фридландские ворота стали ещё внушительнее: с большим числом казематов, двойной кордегардией, имевшей противоштурмовое устройство, с трёхметровыми металлическими решётками, закрывающими выход к заполненному водой рву... Всё долговечно, массивно, добротно. И - красиво. Без излишеств. Сурово и гармонично.

Фридландские ворота были единственными - украшенными статуями руководителей орденского государства. Со стороны центра города на воротах была установлена фигура Ф. фон Цоллерна (в начале XV века бывшего комтуром крепости Бальга), а с внешней - скульптура Великого магистра Зигфрида фон Фойхт­вангена , с моделью орденского замка Мариенбург в руках.

(Именно он, Фойхтванген, перенёс резиденцию Тевтонского ордена из Венеции в Мариенбург, нынешний Мальборк, и именно ему Польша обязана существованием великолепного замка.)

После штурма Кёнигсберга Фридландские ворота были повреждены. Но “добивали” их позже, разместив во внутренних помещениях ворот всевозможные склады. И только когда в середине 90-х ХХ века в воротах разместился частный историко-культурный центр, которым руководил ныне покойный А. Новик , ситуация стала понемногу меняться.

Голова Зигфрида

Сейчас здесь располагается муниципальный музей “Фридландские ворота”. Помещения потихоньку реставрируются. Появилась даже утраченная голова у Зигфрида фон Фойхт­вангена! А в музее проводится очень любопытная экскурсия: в помещении, которое раньше было проездом, стулья ставятся прямо на фрагмент булыжной мостовой, гаснет свет, зажигаются (попеременно) фонари типа уличных газовых, а на экране “оживают” виды старого города и чёрно-белые кадры кинохроники, высвечиваются таблички с названиями улиц, звучит немецкая речь, звенят трамваи...

Впечатляет, знаете ли.

“Погружение в среду” происходит весьма интенсивно. Так ворота становятся тем, чем они, в сущности, и являются сегодня: своеобразным порталом между двумя мирами. Только всё чаще эти миры - не “Калининград” и “Кёнигсберг” как таковые, а “явь” и “сон”.

Реальность - зыбкое воспоминание о том, чего мы никогда не видели, но не­объяс­нимо любимо. А ключи от всех этих “ворот” - давно уже наши. Мы их нашли - как сумели. Ну а кто не нашёл... тому, значит, город не “сдался”. И не “открылся”. Кёнигсберг выбирает, кому открыться. И странно было бы не признать за ним этого права.

Ну а “прогулки” наши - продолжаются.

Оставив позади Железнодорожные ворота, я вышел на ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße), а затем на Гвардейский проспект (ранее Deutschordenring). Мой дальнейший путь лежал в направлении автомобильного и железнодорожного моста через реку Преголя.

Через пару сотен метров передо мной возникла огромная громада двухъярусного моста, а чуть правее проглядывалось здание бывшей станции Holländerbaum, сохранившейся до наших дней. Сейчас в этом здании расположилась Калининградская областная таможня.


Но, прежде чем вступить на мост, я решил подойти к краю набережной, чтобы полюбоваться видом реки Преголя, все еще скованной льдом, и припорошенной блестящим на солнце снегом.

Была довольно ясная погода и противоположный берег хорошо просматривался. Там, гордо возвышаясь над невысокими складскими постройками, виднелись мощные башни Фридрихсбургских ворот. Именно эти ворота и являются следующей остановочной точкой нашего путешествия.


Сделав несколько кадров, видневшихся на противоположном берегу, ворот, я направился к громыхающему двухъярусному мосту (бывш. Reichsbahnbrucke). Оригинальный мост был взорван отступающими немцами в 1945 году, но уже в 1959-60 гг. мост был полностью восстановлен и перестроен. Уникальный механизм, разворачивающий 1000-тонную махину всего за 2.5 минуты, был безвозвратно уничтожен, поэтому современный мост приобрел новый, уже вертикальный, разводной механизм, исправно работающий и по сей день.


Стоит заметить, что здесь, недалеко от моста, на пересечении ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße) и набережной Маршала Баграмяна (бывш. Holländerbaum Straße), ранее находились еще одни ворота – Холлэндербаумские, которые были снесены в начале XX века.

Перейдя мост, заворачиваем налево на ул. Портовую (бывш. Friedrichsburger Straße), где, среди многочисленных складов и автоцентров, расположены, интересующие нас, Фридрихсбургские ворота (нем. Friedrichsburg Tor ). Забегая вперед, скажу, что данные ворота не имеют отношения к городским воротам Кёнигсберга, так как они вели не в город, а в небольшой форт, но, тем не менее, они по-своему красивы и интересны.


Давным-давно, в 1657 году, на левом берегу Прегеля, для защиты Кёнигсберга со стороны моря, а также контроля водного пути к крепости Пиллау, по приказу курфюрста бранденбургского Фридриха Вильгельма, была заложена крепость Фридрихсбург, а одноименные ворота, построенные несколько позже, выполняли пропускную функцию через защитный вал крепости.



Проект крепости был разработан прусским инженером и математиком Христианом Оттером (1598-1660). Ему принадлежит изобретение голландской системы постройки крепостей, которую он успешно применил и при строительстве крепости Фридрихсбург, окружив ее широким, заполненным водой рвом. Строительством крепости руководил Георг Нойманн. Первым же комендантом крепости Фридрихсбург был назначен голландский инженер-полковник Герхард фон Бельгульм.



По форме небольшая крепость напоминала правильный квадрат, с четырех сторон защищенная земляными бастионами. Внутри крепости располагались казармы, тюрьма, продовольственные и оружейные склады, таможенная служба и небольшая кирха. В 1858 году модернизированная крепость, получившая статус форта, вошла в состав Второго вального укрепления. Тогда же, по проекту Фридриха Августа Штюлера, со стороны города, к форту были пристроены кирпичные Фридрихсбургские ворота.


Ворота, поражающие своей тяжеловесностью, были построены из обожжённого клинкерного кирпича в стиле Тюдор – английском течении неоготики. Своды сквозного проезда выполнены в традиционном бочарном стиле, а казематов, расположенных по бокам ворот, в крестовом.

Если внимательно приглядеться к воротам, то мы увидим, что стены, а также сложные архитектурные украшения над въездной аркой выполнены из кирпича различного цвета и формы, что говорит о высоком мастерстве строителей XIX века. На лицевом фасаде ворот до наших дней сохранилась черная готическая надпись «Friedrichsburg» и горельеф прусского орла.

Слева и справа от арочного прохода расположены массивные круглые башни, украшенные декоративными зубцами. Необычны и интересны названия башен: "Рубин", "Жемчуг", "Алмаз" и "Смарагд (Изумруд)". Каждая башня имеет шесть круглых и четыре стрельчатых окна - бойниц.

23 августа 1910 года форт перестал быть военным объектом, и был передан управлению Имперской железной дороги, а через 10 лет бастионы были полностью разобраны, а рвы засыпаны, чтобы освободить место под железнодорожные пути товарной станции и не мешать строительству железнодорожного моста.


После Великой Отечественной войны ворота были сильно повреждены и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году они все же получили статус Памятника архитектуры, но это не спасало их от дальнейшего разрушения и бесхозности.


И вот, совсем недавно, наконец-то, наступил светлый период в послевоенной истории ворот. Разрушающиеся ворота взял под свое крыло Музей Мирового океана. По ФЦП «Культура» было выделено более 20 млн. рублей на реставрацию и придание воротам изначального архитектурного образа. Сложность заключается в том, что для реставрации ворот требуется особый кирпич, закупаемый в Латвии, а уже на месте из него вырезаются нужные фигурные элементы.

Директор компании ООО «Азимут-строй», выполняющей реставрацию ворот, Александр Фещенко говорит, что, в сравнении с Королевскими воротами, здесь дела обстоят намного сложнее, так как для многочисленных элементов требуется 46 видов разных кирпичей.


По завершению всех работ, ворота примут долгожданных гостей уже в статусе филиала Музея Мирового океана. Планируется, что музейные площади будут посвящены истории кораблестроения, будет открыт центр реставрации подводных археологических находок, площадь перед воротами будет украшена красивым фонтаном, а также в планах открытие миникафе.

В заключение рассказа о Фридрихсбургских воротах, я хочу отметить еще один интересный исторический факт. В 1697 году крепость Фридрихсбург, с целью обучения артиллерийским навыкам, посетил Петр I.

Бранденбургский полковник фон Штернфельд, выступивший в роли учителя, дал высокую оценку своему ученику. По возвращении в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: «Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника »


Последний раз оглядев взглядом запорошенные снегом ворота, между башен которых проглядывали лучики зимнего солнца, я направился дальше по ул. Портовой и, вскоре, завернул на ул. Серпуховскую (бывш. Knochen Straße), которая в свою очередь вывела меня на ул. Багратиона (бывш. Alter Garten Straße).

На этой улице расположены следующие ворота на нашем маршруте – Бранденбургские (нем. Brandenburg Tor ) – единственные из семи сохранившихся городских ворот Кёнигсберга, которые выполняют свою транспортную функцию и по сей день.


Название ворот происходит от орденского замка Бранденбург на реке Фришинг, руины которого до сих пор сохранились в современном пос. Ушаково Багратионовского района. Именно через эти ворота и шла брусчатая дорога из Кёнигсберга в сторону замка Бранденбург.


Датой постройки значится 1860 год. Автором проекта фасада Бранденбургских ворот, как и Фридрихсбургских, является талантливый военный инженер Фридрих Август Штюлер. Ворота вошли в состав Второго вального укрепления и служили для пропуска пешеходов и транспорта через земляной вал у бастиона Бранденбург.


Данные ворота, выполненные в неоготическом стиле, в архитектурном плане чуть более легковесны, в сравнении с остальными городскими воротами. По обеим сторонам от двух симметричных арочных проема для проезда, находятся небольшие казематы с амбразурами. Раньше эти помещения служили для охраны и таможенной службы, а сейчас в них расположился известный в городе магазин «Рамки и рамочки».

Стены казематов выполнены из клинкерного кирпича; цоколь облицован гранитными плитами в технике квадр, а фасады декорированы резным камнем и мелкой пластикой.


Над двумя лучковыми арками ворота украшены очень красивыми «вимпергами» - римскими фронтонами с гранеными башенками - «фиалами».


Фронтоны по краям украшены стилизованными цветками из песчаника - «крабами», а навершия - «крестоцветами». Полубашенки соединены между собой зубчатыми парапетами.

«Тимпаны» (поля фронтонов) декорированы со стороны города горельефами, с другой стороны - гербами. Автор скульптурной пластики - Вильгельм Людвиг Штюрмер.


Горельефы ворот изображают портреты военных генералов, союзников России в борьбе с наполеоновской Францией: военного инженера Германа фон Бойена (слева) и генерал-лейтенанта Эрнста Людвига фон Астера (справа).

Герман фон Бойен родился в городе Кройцбург (современный пос. Енино Багратионовского района) и известен тем, что принимал активное участие в войнах с Наполеоном, сражался в битвах под Лейпцигом, Лионом и Парижем. При его участии в Пруссии была введена система воинской повинности. На месте его родового имения до сих пор находится забытый и полуразрушенный памятник этому выдающемуся человеку...

Второй горельеф принадлежит Эрнсту Людвигу фон Астеру, также активному участнику сражений с наполеоновской Францией. Однако наибольшую известность ему принесла работа над проектом крепостных сооружений Второго вального укрепления.


Во время Второй мировой войны Бранденбургские ворота пострадали, относительно, не сильно. В поствоенное время использовались, как склад и пребывали в общем запущении. И только лишь в 1960 году, постановлением Совета Министров РСФСР, Бранденбургские ворота были объявлены памятником градостроительства и архитектуры республиканского значения...


Яркое, но все еще холодное февральское солнце подсвечивало старинные стены ворот - безмолвных свидетелей богатой истории Кёнигсберга. Устремленные ввысь фронтоны красиво смотрелись на фоне голубого неба, наверное, также, как и полтора века назад, приковывая взгляд случайного прохожего.


Хотелось бесконечно долго смотреть на ворота и вереницу машин, проезжающих через них, но мой путь лежал дальше - в сторону Южного вокзала, где в сотне метров от ворот, на участке старинной стены расположены памятные горельефы, информирующие нас, что здесь в XIX веке были упокоены профессора - ректоры Кёнигсбергского университета «Альбертина».


Это философ Кристиан Якоб Краус (1753-1807) (нем. Christian Jacob Kraus), анатом и физиолог Карл Фридрих Бурдах (1776-1847) (нем. Karl Friedrich Burdach), именем которого назван нервный пучок в задних столбах спинного мозга, обеспечивающий осязание и глубокую чувствительность нижних конечностей и нижних отделов туловища и филолог Людвикас Реза (1776-1840) (нем. Liudvikas Gediminas Rėza).

Кстати, на горельефе известнейшего литовского поэта допущена непростительная ошибка в имени (ЛюдвиГас вместо ЛюдвиКас), но пускай это будет на совести автора данного памятного знака. Еще добавлю, что в Калининграде в 2000 году, в сквере литовских городов-побратимов на пересечении ул. Каштановая аллея и пр. Победы, торжественно был открыт памятник Людвикасу Резе скульптора А. Сакалаускаса.


А я тем временем, минуя красивое здание Южного вокзала, вышел на проспект Калинина и направился к следующим воротам на нашем маршруте - Фридландским. Также в третьей части я познакомлю вас еще с одними городскими воротами Кёнигсберга - Закхаймскими.

Продолжение следует...

Центр Калининграда окружен восемью воротами, которых ранее было даже десять. Каждые ворота имеют свою историю, свой характер и свои секреты. Их обязательно нужно увидеть своими глазами!

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота (от немецкого Ausfalstor – ворота для вылазок) одни из наиболее простых и наиболее перестроенных ворот Кенигсберга. Первые ворота возведены в 17-м веке, в 19-м веке они использовались исключительно для пропуска пешеходов, а сейчас ворота и вовсе заложены.

Расположение: юго-западный угол перекрестка пр-та Гвардейского и ул. Горной.

Что интересного: сверху на покрытии Аусфальских ворот построена православная часовенка.

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота – это единственные доныне используемые ворота города. Построены они в 1657 году, а в 1843 году практически полностью переделаны заново на прежнем месте. Их стиль отличается от всех остальных ворот города выдающимися треугольными фронтонами. Ворота имеют два проезда по дороге, крытой брусчаткой и трамвайные пути.

Расположение: в конце ул. Багратиона на переходе в ул. Суворова (Берлинская).

Что интересного: боковые части ворот были пешими, а ныне замурованы.

Железнодорожные ворота

Железнодорожные ворота – довольно лаконичные кирпичные ворота, через которые есть пеший проход. В былые времена по ним проходил ж/д путь до современного Балтийска. Рельсы есть и ныне, но движения поездов нет.

Расположение: под проезжей частью пр-та Гвардейского.

Что интересного: на строении можно найти дату постройки 1866-1869 годы.

Закхаймские ворота

Закхаймские ворота впечатляют мощными полыми изнутри башнями. Ворота датируются 17-м веком, но нынешнее строение возведено в середине 19-го века. В 20-м веке казематы были частично снесены для пристройки жилых домов.

Расположение: на пересечении просп. Московского и Литовского вала.

Что интересного: сейчас Бранденбургские ворота используются для культмассовых мероприятий на базе арт-платформы «Ворота».

Королевские ворота

Королевские ворота – это весьма массивное, законченное и не обремененное второстепенными постройками сооружение. Изначально это были Кальтхофские ворота, затем Гумбинненские, а в 1811 переименованы в Королевские. Как и все ворота Кенигсберга, сооружение претерпело немало перестроек.

Расположение: на пересечении ул. Фрунзе и Литовского вала.

Что интересного: столь могучие ворота успели побывать складом, магазином и кафе, но теперь здесь музей Мирового океана с образцами янтаря со всего мира.

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота имеют главный проем и шесть казематов – по три с каждой стороны проема. Казематы с внешней стороны представляют собой амбразуру для стрельбы, а с внутренней — окна. Примечательно, что внешняя сторона ворот не имеет никакой отделки.

Расположение: на пересечении ул. Черняховского и А. Невского.

Что интересного: сейчас в воротах работает кафе, а казематы играют роль гардероба, подсобок и кухни.

Фридландские ворота

Фридландские ворота берут свое имя от города Фридланд (ныне Правдинск). Два главных проезда заложены, со стороны города нет стены и средней части. Известно, что первые Фридландские ворота 17 века находились несколько в другом месте. На нынешнем месте ворота возвели в примерно 1857-1862 году.

Расположение: перекресток пр-та Калинина и ул. Дзержинского.

Что интересного: в 80-е годы в воротах были найдены предметы старины, которые теперь можно посмотреть в действующем музее.

Фридрихсбургские ворота

Фридрихсбургские ворота – это остаток от крепости-бастиона под названием Фридрихсбург. Ворота и сейчас по виду напоминают средневековое здание – четыре округлые башни, готические фальш-окна и парапеты в виде зубцов.

Былая крепость возведена в 1657 году по указу великого курфюртиста Фридриха Вильгельма. Сами ворота были надстроены уже в 1852 году по чертежам Ф.А. Штюлера.

Расположение: ул. Портовая, 39.

Что интересного: в 1697 году крепость почтил визитом Петр I для изучения бомбардирского дела.

Посетив 8 удивительных ворот Кенигсберга, вы откроете для себя, что в воротах можно кушать, культурно проводить время и даже молиться.

Королевские ворота являлись, по общему убеждению, одними из красивейших в городе. Нынешние Королевские ворота унаследовали своё название от более старых ворот, располагавшихся на том же месте. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота. В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кёнигсберга в состав России во время Семилетней войны ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами. Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен, ныне Гусев, вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse ). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.

В конце первой половины XIX века в Кёнигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор. Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма IV, а завершилось строительство в 1850 году.

В конце XIX века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские ворота, устарели с военной точки зрения и стали мешать развитию города. В 1910 году военное ведомство признало, что эти оборонительные сооружения окончательно утратили военное значение, и продало их городу. Позднее в XX веке валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом, ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняли функцию своеобразной триумфальной арки.

Ворота получили повреждения от артиллерии и бомбардировок во время Второй Мировой войны. С 1976 года в воротах располагался книжный магазин №6. К началу перестройки книжный магазин в воротах перестал существовать. Они вновь стали бесхозным сооружением, за которым никто не ухаживал, и которое постепенно разрушалось. Некоторое время ворота использовались под склад и магазин. В 1990 году в воротах располагалось кооперативное кафе.

К 1991 году ворота были заброшены. В течение последующих десяти лет это положение не менялось, несмотря на то, что существовало множество вариантов их восстановления и дальнейшего использования. Поворотным событием в истории ворот стало празднование 750-летия Кёнигсберга, которое отмечалось в 2005 году. Именно к этому событию ворота были полностью отреставрированы.

10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам - стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты», из которой калининградцы будущего узнают, как представлялось их время калининградцам 2005 года. 10 февраля 2005 года ворота были переданы Музею Мирового океана. Сегодня в воротах располагается историко-культурный центр «Великое посольство», посвященный знаменитой дипломатической миссии Петра I. Экспозиции знакомят посетителей с историей российской и европейской дипломатии. Особый интерес представляет «Янтарная каюта», в которой собраны образцы солнечного камня со всех уголков планеты.

Строительное описание от Балдура Кёстера (перевод Алексея Шабунина) гласит, что ворота изначально имели только один портал с шириной проезда в 4,5 м, через который должно было проходить совместно пешеходное и дорожное движение. Только в 1875 году северный каземат охраны был перестроен под пешеходный проход; позднее и южный каземат служил в качестве прохода для пешеходов. Какой была ситуация по внешней стороне в направлении к рву, можно видеть по разрезу Россгартенских ворот. В этом пункте ворота были совершенно одинаковы. И только с увеличением автомобильного движения в XX веке по обеим сторонам ворот были снесены валы. Так освободилось место для размещения по всем четырём сторонам ворот дорожного полотна. Эти дороги использовались также и трамваями. В таком свободном положении представляются наблюдателю Королевские ворота и сегодня.

Его стеновые конструкции из стабильного красного кирпича заложены в соответствии с военными требованиями. Так, например, стены по обеим сторонам среднего портала имеют толщину в 2 м, а крестовый свод в своём ключе был толщиной в 1,25 метра. Дополнительно к этому своду была сделана также и земляная насыпь, которая в своём профиле следовала боковым земляным валам, то есть, продолжала земляной вал, не прерываясь, над воротами и здесь была высотой до 2 метров.

В соответствии с романтическим духом времени к этой конструкции, рассчитанной исключительно на то, чтобы устоять против обстрела артиллерии, была добавлена радующая глаз деталь: на стороне, направленной к городу (называемой внутренней стороной), был создан прямо-таки витринный фасад, конструкция которого посередине существенно возвышалась над земляными валами и который - до него можно было добраться только со стороны земляных валов, и она могла использоваться в лучшем случае как смотровая площадка - в остальном отношении не имел никакой военной пользы. Эта витринная сторона разделена на три части: средний арочный проход подчёркивается «двухэтажной» конструкцией. Он разделён на три слепые ниши с оконечностью в виде стрельчатой арки. На упомянутом чертеже, вероятно созданном в 1843 году, эти ниши заполнены узкими декоративными окнами, но под ними уже размещены консоли.

С момента готовности на этих консолях стоят три статуи: в середине - король Фридрих I, справа - герцог Альбрехт, а слева - король Оттокар II. Богемский. Они выполнены из жёлтого песчаника и не просто стоят свободно, как обычно было принято, на консолях, а прочно связаны своей обратной стороной со стеной. Так статуи почти без повреждений пережили войну. Головы им были отбиты позднее. Среди статуй видны - нанесённые на углублённом грунте - три герба правителей. Поверхности стен завершаются венцом из зубцов, над которыми выпирают надставки восьмиугольных башен, которые ненамного выше их.

Такого рода оформление обычно характерно для новой готики или романтической готики. Последнее выражение намекает на то, оно вписывается в романтическое понимание середины XIX века. Однако настоящий дух готического средневековья попросту отсутствует. Но фасад не выказывает готической вытянутости форм - он, скорее всего, весьма сбалансирован в классическом смысле, разделён на вертикальные и горизонтальные элементы, да и кроме стрельчатых арок трёх декоративных ниш и трёх малых зубцов нет никаких других готических декоративных форм. Даже плоские, только немного заострённые большие арки на самом деле никак не готические элементы. Направление этих арок уводит в сторону, а не вверх (как это происходит с чисто готическими декоративными нишами).

После освобождения от боковых оборонительных валов ворота, которые изначально обладали только двумя видовыми сторонами (к городу и наружной части), вдруг оказались со всех сторон окружены улицами. Те стороны ворот, где ранее прилегали земляные валы, должны были теперь хорошо выглядеть. Эти фасады были прикрыты готическими декоративными арками. Теперь почти что квадратное по форме строительное тело, привязанное ранее в длинной линии валов, должно было по возможности мощным образом выситься посреди улиц и поэтому приобрело четыре маленькие боковые башенки, которые стали выглядеть, как и боковые башни более высокого блока башни над средними воротами. Постройка превратилась из приукрашенных только со стороны фронтальных сторон ворот в самостоятельное строительное тело, которое высилось посреди перекрёстка как большая статуя.

Кенигсберг был окружен семью бастионными фронтами, т.е. гранями многоугольно крепостного пояса, с включением в них бастионов с соединяющим их земляным валом. Встроенные в вал и вынесенные за его пределы люнеты, кавальеры, редуты и отдельные редюиты должны были стать вспомогательными оборонительными сооружениями. В систему включались также рвы, питаемые водой, оба рукава Прегеля и другие водоемы. Отдельными элементами оборонительного обвода являлись ворота.

Все городские ворота Кенигсберга запирались на ночь и выставлялся караул. Вход в город от заката до рассвета был запрещен. Исключение составляли только врачи и священники.

История строительства ворот

5 апреля 1843 года, прусский король Фридрих Вильгельм четвертый, распорядился создать вокруг Кенигсберга Второе вальное укрепление. Разработать проект поручили руководителю инженерного корпуса, генерал-лейтенанту Эрнесту Людвигу фон Астеру.

Людвиг фон Астер, разрабатывая проект Второго вального укрепления города Кенигсберг, учел не только военное назначение ворот, но и эстетическое. Все городские ворота были выполнены в одном из направлений английской неоготики — стиле Тюдор. Отдельное внимание было уделено скульптурам, украшавшим их.

Строительство городских ворот началось 30 августа 1843 года с закладки Королевских ворот. В этом событии принимал участие сам король Фридрих Вильгельм четвертый. Завершилось строительство освящением Фридландских ворот в 1862 году.

В конце 19 века началось строительство фортового пояса «Ночная перина Кенигсберга», который был вынесен на значительное расстояние от границ города.

Второе вальное укрепление города Кенигсберг потеряло свое военное значение.

Указом от 25 августа 1910 года предписывалось исключить из системы укреплений ряд защитных сооружений, в том числе и городские ворота Кенигсберга.

Во время Второй мировой воны, многие городские ворота Кенигсберга (Калининграда), были частично повреждены.

В послевоенные годы, они даже не рассматривались в качестве памятника архитектуры и прозябали в забросе и забвении. Одни были отданы под овощной склад, другие под мастерские. Так продолжалось до 1960 года, когда постановлением Совета Министров РСФСР они таки были объявлены находящимися под охраной государства.

Но основное возрождение городских ворот Кенигсберга произошло в 2004 году. Тогда к 750-летию Калининграда были отреставрированы Королевские.

Сейчас это семь достопримечательностей города. В некоторых воротах разместились музейные экспозиции, в других уютные кафе.

Королевские


Королевские ворота (нем. Königstor)
расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота.

В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кенигсберга в состав России на этом месте были построены заново русскими инженерами.

Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse).


В конце первой половины 19 века в Кенигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор.

Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма 4, а завершилось строительство в 1850 году.

Кенигсберга построены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок. Автор проекта ворот генерал Эрнст Людвиг фон Астер, за художественное оформление фасадов отвечал архитектор Фридрих Август Штюлер, барельефы создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Королевские ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а с внешней стороны амбразуры.

Края крыши обрамлены зубцами. По углам здания расположены четыре восьмигранные башенки (на старых рисунках башенки круглые), и еще четыре восьмигранные башенки расположены на высокой центральной части Королевских ворот.

Фасад со стороны города украшают барельефы короля Чехии Оттокара 2 (слева), короля Пруссии Фридриха 1 (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта 1 (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель - Замланда и Натангии.

В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а в начале 20 века Королевские ворота были проданы военным министерством городскому управлению.

Позднее, в 20 веке, валы, примыкавшие к вратам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом, они стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняют функцию своеобразной триумфальной арки.

В ходе Великой Отечественной войны, во время бомбардировок города, врата получили незначительные повреждения.

После войны Королевские ворота использовали в качестве книжного магазина № 6, который закрылся в девяностых годах прошлого века. После использовались под складское помещение.

В 2004 году начались реставрационные работы, в ходе которых здание Королевских ворот полностью отреставрировали, а барельефам Фридриха 1, герцога Альбрехта 1 и Оттокара 2 были возращены их потерянные головы.

В 2005 году Королевские врата стали символом празднования 750-летия Калининграда.

10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам - стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты». Одна из записей в книге была сделана президентом России Владимиром Путиным 2 июля.

С 2005 года Королевские ворота являются филиалом Музея Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвященная посещению Кенигсберга Петром 1.



Со стороны города главный фасад


барельефы С внешней сторон ы

Росгартенские

Росгартенские ворота (нем. Rossgärter Tor) расположены на пересечении улиц Черняховского (Wrangels) и Александра Невского (Cranzer Allee), рядом с площадью Василевского и Музеем янтаря.

Первые ворота, которые находились на этом месте, были построены в начале 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.

В 1852-1855 годах по проекту директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля, на месте первых городских ворот, построили новые, более современные.

Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Штюлер сам проработал проект фасада, придав ему ярко выраженные готические формы. Автор скульптурных украшений - Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Росгартенские ворота имеют всего один проезд шириной четыре метра. С обеих сторон по бокам от проезда расположено по три каземата. Таким образом фасад Росгартенских ворот состоит из семи проемов. Со стороны города казематы имеют окна, с внешней стороны города амбразуры. Сверху над фасадом ворот расположен ряд зубцов, разделенный на две половины возвышенной центральной частью.

По бокам центральная часть обрамлена двумя высокими восьмигранными башенками. Над въездом расположена наблюдательная площадка, огражденная зубцами. Справа и слева от въезда проходят аркады, состоящие из арок, опирающихся на колонны. По бокам от главной арки расположены два медальона-портрета, изображающие прусских генералов Шарнхорста и Гнейзенау.

С внешней стороны проезд прикрыт блокгаузом, из которого можно вести круговой ружейный и артиллерийской огонь и кордегардией, из амбразур которой можно было вести фронтальный и фланговый огонь. Кордегардия имела распашные ворота. Перед кордегардией — ров, через который перекинут подъемный мост.

После войны Росгартенские ворота были восстановлены и стали использоваться как кафе-ресторан «Солнечный камень».

Закхаймские

Закхаймские ворота (нем. Sackheim tor) расположены на пересечении Московского проспекта и улицы Литовский вал. Первые ворота, которые находились на этом месте, были построены в начале 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.

Сооружение Закхаймских ворот, которое дошло до нашего времени, было построено в середине 19 века.

Имеют один проезд в виде арки, который выполнял функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город.

Здание ворот построено в стиле неоготики из красного кирпича разной степени обжига. Из него же сложены стены и декоративные детали. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и две восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города они были украшены барельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, с внешней стороны - изображением черного орла.

В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а начале 20 века Закхаймские ворота были проданы военным министерством городскому управлению, и их оставили как памятник архитектуры, в виде триумфальной арки. Часть казематов была снесена и к воротам были пристроены жилые дома. Через них перестал ходить транспорт, который пустили рядом с воротами, срыв при этом значительную часть оборонительного вала.

Во время второй мировой войны ворота не пострадали. После войны их стали использоваться под склад, каковую функцию они и выполняли до 2006 года.

В 2006 году началась реставрация ворот. В Закхаймских воротах должно было разместиться федеральное государственное учреждение «Центр стандартизации и метрологии», его лаборатории и небольшой музей, где можно будет увидеть весы и другие старинные измерительные приборы.

На данный момент (апрель 2011), ни каких работ не ведется, а о музее мы можем только мечтать.



Со стороны города С внешней стороны


Со стороны города С внешней стороны

Фридландские

На окраине города, недалеко от скотного двора, на выезде с Австрийской улицы (пр. Калинина), и пересечении ее с улицей Шенфлиссераллее (ул Дзержинского), был выстроен вал с воротами, для прикрытия города с юга, у дороги, которая вела в город Фридланд (Правдинск).

Первое упоминание о Фридландских воротах (нем. Friedländer Tor) относится к 1657 году, именно в этом году Пруссия освободилась от вассальной зависимости со стороны Польши.

Оборонительные сооружения были хорошо оснащенны артиллерией, однако серьезной проверке эти укрепления подверглись лишь в период наполеоновских войн. Попытка французов сходу взять Кенигсберг не удалась, но этот факт является исключением, так как первое вальное кольцо показало свою несостоятельность при наступлении врага.

И уже в 1857-1862 годах началось строительство нового второго оборонительного кольца вокруг города. Старые были разобраны и на их месте в 1862 году были выстроены новые, и они были самыми укрепленными в системе второго вального кольца. Фридландские ворота строились под руководством архитектора Ф. А. Штюлера (1800-1865).

Фридландские ворота выполнены в стиле неоготики из красного кирпича разной степени обжига. Из него же сложены стены и декоративные детали. Врата имели большое количество казематов с окнами и амбразурами. Они имели эскарповую стену (внутренняя стена крепостного вала) с дозорным путем за ней. Эта стена, идет вдоль парка и сохранилась до наших дней.

Казематы ворот имели не только ружейные амбразуры, но и пушечные. Ворота имели два проезда с порталами стрельчатого очертания, а порталы имели наличники, повторяющие их формы. Фасадная часть ворот со стороны города расчленена по вертикали пятью контрфорсами, завершающимися на уровне декоративного зубчатого парапета остроконечными двускатными башенками — пинаклями с фиалами. С внешней стороны ворот таких башенок только три.

Башенки и зубцы парапета для создания светотени и большей архитектурной выразительности украшены декоративными нишами с многолопастными и двуцентровыми арочками. Под зубчатым парапетом выделяется орнамент из повторяющихся крестов, носящих в старинной архитектуре название безант.

Со стороны города ворота украшала фигура Фридриха фон Цоллерна, который в начале 15 века был комтуром крепости Бальга. С внешней стороны ворот находится изображение пятнадцатого Великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвангена.

Автор скульптур Вильгельм Людвиг Штюрмер (1812-1864). Дата создания скульптур, обнаруженная при реставрации – 1864 год.
В настоящее время скульптуры восстановлены (скульптура Фойхтвангена - в 2005 году, скульптура Цоллерна - в 2008 году).

В начале 20 века, Фридландские ворота хотели снести, но ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством в 1910 году городскому управлению, и их оставили как памятник архитектуры.

После первой мировой войны Фридландские ворота закрываются для транспорта и становятся входными воротами в парк, который создан на месте оборонительных сооружений южного фронта. А дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот, при этом было снесено часть оборонительного вала.

Во время второй мировой войны Фридландским воротам пришлось стать военным объектом. Наверху до сих пор следы от окопов и ям для артиллерийских орудий. В ходе штурма города 1945 года ворота практически не пострадали. Что нельзя сказать про советский период. В послевоенное время ворота пустовали в течение долгого времени, потом в них располагался склад. Уникальные керамические кирпичи неоднократно белились, красились, на крыше ворот прорастали деревья и в итоге ворота разрушались.

В 1988 году Фридландские ворота были переданы парку имени « 40-летия ВЛКСМ» (ныне парк Южный). На пожертвования частных лиц и общественных организаций Фридландские ворота удалось отреставрировать и открыть в них музей Восточной Пруссии.

При очистке прудов парка были найдены различные предметы, которые и составили первую экспозицию музея. Здесь собрана коллекция оружия 19 — 20 веков, коллекция винных и пивных бутылок, кузнечный и плотницкий инструмент, кирпичи с отпечатками лап животных и клейм мастеров.

Музей во Фридландских воротах основал Александр Георгиевич Новик. Первоначально музей был фактически частным и не имел официального статуса. Только в 2002 году музей был официально создан приказом директора Южного парка.
Сейчас музей «Фридландские ворота» - единственный муниципальный музей Калининграда, экспозиция которого посвящена истории довоенного Кенигсберга.

Постоянные экспозиции музея:

«Город-крепость, город-сад. Виртуальная прогулка по улицам старого Кёнигсберга»: возможность увидеть, каким был город в 1895-1910-х гг., заглянуть в витрины магазинов.
«Кенигсберг первой половины 20 века»: быт горожан первой половины 20 в., привычные вещи в непривычном облике, знаменитые торговые марки.

«Цивилизация начинается с канализации»: история водоснабжения и канализации с древнейших времен по настоящее время.

скульптура Фридриха фон Цоллерна скульптура Зигфрида фон Фойхтвангена

Бранденбургские (Берлинские)

Бранденбургские (Берлинские) ворота (нем. Brandenburger Tor) расположены на пересечении улицы Багратиона (Alter Garten) и переулка Южный.
Первые городские врата на этом месте были построены в 1657 году. Предназначались для защиты города на юго-западном участке, и дороги ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково).

Из-за скудного финансирования, были построены деревянные ворота с крышей, которая упиралась в земляной вал. Для надежности перед ними был вырыт ров и заполнен водой.

18 веке, по распоряжению прусского короля Фридриха 2, Бранденбургские ворота были снесены, а на их месте, для прикрытия города с юга (ныне улица Суворова), была построена массивная постройка из кирпича.

Они имели два просторных проезда, помещения гарнизона караульных, служебные, подсобные и складские помещения.

В 1843 году были проведены реставрационные работы, здание ворот почти полностью было перестроено.

Фронтоны стали остроконечными, с крестообразными цветами из песчаника и стилизованными листьями.

На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771-1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии, и генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778-1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления.

Бранденбургские ворота - единственные из всех сохранившихся до наших дней Кенигсбергских городских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение Бранденбургских ворот отреставрировано и охраняется государством как памятник архитектуры.

Аусфальские

Аусфальские (Пропускные) ворота (нем. Ausfalstor), расположены на пересечении Гвардейского проспекта (Deutschordenring) и улицы Горная.

Первые ворота на месте нынешних были построены в двадцатых годах 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.

В 1866 году Аусфальские ворота были полностью перестроены в стиле кирпичной готики. В связи с тем, что они были предназначены только для пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам, то и архитектурное оформление ворот было на порядок беднее, чем остальные городские ворота Кенигсберга.

Проектировал новые Аусфальские врата архитектор Людвиг фон Астер.

Аусфальские ворота имеют только один проезд, к которому с внешней стороны города вела лестница и узкий мост. По бокам от проезда расположены казематы с амбразурами фронтального и флангового огня. Проезд перекрыт по дуге лучковой аркой, которая украшена наличником с зубцами. Выходящие в ров боковые наружные стены ворот облицованы гранитными плитами.

О внешнем виде фасада ворот со стороны города ничего неизвестно, так как фасад ворот засыпан землей, а его фотографии или рисунки не сохранилось. Над проездом расположена боевая платформа с зубчатым парапетом. Врата с самого начала врезались вал и находились фактически ниже уровня земли.

В конце 19 века вальные укрепления города утратили свои оборонные функции, и в начале 20 века Аусфальские ворота были проданы военным министерством городскому управлению, а единственный проезд ворот был заложен.

Во время второй мировой войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.

После войны в Аусфальские врата использовались как склад, позднее - как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а еще позднее в них был расположен коллектор сточных вод.
В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвященная советским солдатам, погибшим при штурме Кенигсберга.

Весной 2007 года Аусфальские и Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.



Аусфальские коллектор сточных вод


православная часовня Св. Георгия

Штайндаммские

Штайндаммские ворота (Steindammer thor) , они располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1912 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.


Имели два широких проезда для транспорта и два проезда для пешеходов. Справа и слева размещались по три казармы.

Как и большинство городских ворот Кенигсберга, здание Штайндаммских ворот было построено в готическом стиле.

Наличники арочных ворот имели стреловидную форму. Края крыши завершали зубья. По краям пешеходных порталов возвышались башенки. По центру ворот, в нише, размещалась статуя короля Фридриха Вильгейма 4.

Холлэндербаумские

Холлэндербаумские ворота (Hollanderbaum thor) находились в районе перекрестка улицы Генерала Буткова (Ausfalltorstr) и набережной Маршала Баграмяна (Hollanderbaumstr), рядом с двухъярусным мостом через реку Преголю.

Ворота получили название по району, в котором они были расположены (Холлэндербаум, «голландское дерево»). Ворота были снесены в начале 20 века, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

Трагхаймские


Трагхаймские ворота
располагались в районе улицы Горького (Waldburgstr). Были снесены в 1910 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

Железнодорожные


Железнодорожные ворота (нем. Eisenbahnhof Tor) были построены в 1866-1869 годах по проекту архитектора Людвига фон Астера.

Железнодорожные ворота имели два пролета (северный и южный), оформленных стрельчатыми арками. По бокам железнодорожных пролетов расположены казематы с амбразурами, а с внешней стороны - помещение для караула.

В начале 20 века, поверх ворот проложили улицу Дойчорденринг (нем. Deutschordenring, ныне Гвардейский проспект).

После Второй мировой войны движение по проходящей через ворота ветке прекратилось в связи со строительством новой. Старые пути были окончательно демонтированы лишь в 1990-х годах, теперь на их месте проложена пешеходная дорожка в парк Победы.

Это был грандиозный проект. К сожалению к нашим дням сохранилось не все.