Жизнь шамиля после пленения. Картине Франца Рубо «Пленение Шамиля» вернут первоначальный облик

155 лет назад, 25 августа (7 сентября по н. ст.) 1859 года генералом А. И. Барятинским был взят аул Гуниб и пленен вождь кавказских горцев имам Шамиль. Долгая и кровавая Кавказская война завершилась победой русского оружия.

Главнокомандующий Кавказской армии, наместник Кавказский, генерал-адъютант князь А. И. Барятинский принадлежал к старинному и знаменитому роду Барятинских.
Вступив в управление краем, по всему пространству которого велась нескончаемая война, стоившая России огромных жертв людьми и деньгами, кн. Барятинский оказался вполне на высоте своего назначения. Единство действий, направленных к одной общей цели, неуклонная последовательность в ведении их, выбор таких сподвижников, как Д. А. Милютин и Н. И. Евдокимов, - все это увенчалось блестящими результатами. Через 3 года по назначении Барятинского наместником весь восточный Кавказ был покорен и в 1859 году неуловимый дотоле Шамиль был взят в плен.
Заслуги эти доставили кн. Барятинскому орден св. Георгия 2-й ст. и св. Андрея Первозванного с мечами.

Как же произошло сие пленение?

Мюриды, возглавляемые имамами, Кази-Муллой и Шамилем, желали стать полновластными правителями Дагестана, Чечни, Аварии, Осетии. Центр этого движения находился в Турции. Мюриды объявили войну «неверным», которыми оказывались даже не столько русские, сколько мусульмане, не являющиеся приверженцами шариата. Местные жители сопротивлялись имамам, т.к. это тоже угрожало их независимости, но в силу многих причин, в том числе и из-за недовольства российской политикой, шариатское мусульманство стало преобладающей (наряду с христианством) верой на Кавказе.
Таким образом, крестьяне и скотоводы Аварии, Дагестана или Чечни оказались между двух огней: за связь с мюридами их карали русские, за подчинение русским наказывали «свои». «Мирные» и «немирные» одинаково страдали от поборов "и насилия.

В такой обстановке и при планомерных действиях Барятинского опорная база Шамиля сокращалась до тех пор, пока гордый властитель не оказался загнанным в аул Гуниб.

Гора Гуниб представляет собой природную крепость. Возвышающаяся над окружающими ущельями на 200-400 метров, она имеет на большей части периметра практически отвесные в верхней своей части склоны. Простирающаяся с востока на запад на 8 километров и с севера на юг до 3 километров, она значительно суживается и понижается к восточной части. Вершина горы представляет собой продольную ложбину, вдоль которой протекает ручей, в восточной части плато падающий вниз, к реке Каракойсу, несколькими водопадами с высоты десятков метров. Во времена кавказской войны в долине на вершине горы были небольшие поля, луга и рощи, в том числе берёзовая, что для Кавказа редкость. Селение Гуниб, где поселился Шамиль, располагалось в самой восточной оконечности горы. Единственный путь к аулу и на вершину плато - крутая тропа, поднимавшаяся от Каракойсу вдоль ручья на восточную наиболее пологую часть горы.

Хотя гора Гуниб и являлась серьёзным природным укреплением, не следует переоценивать её неприступность в условиях, сложившихся к августу 1859 года. При наличии у Шамиля нескольких тысяч воинов и нескольких месяцев на укрепление позиции, он, возможно, сумел бы превратить Гуниб в действительно неприступную цитадель. Но у него не было ни того, ни другого. Тем не менее защитники Гуниба укрепили наиболее удобные для подъёма участки горы завалами из брёвен, приготовили по краям плато груды камней, которые собирались обрушить на штурмующих, и выставили часовых по всему периметру, чтобы не допустить неожиданного нападения. Периметр вершины горного плато достигал 20 км, для обороны которого у Шамиля было не больше 400 человек с 4 пушками. Среди защитников Гуниба были жители села, преданные Шамилю мюриды из других областей, а также некоторое число дезертиров из русской армии, составлявших, в основном, штат артиллерии.

Окружение Гуниба Кавказской армией началось 9 августа. Прибывавшие войска занимали позиции у подошвы плато и постепенно смыкали кольцо с тем расчётом, чтобы артиллерийский огонь осаждённых не мог достать их позиций. По завершении окружения Гуниба командованием Кавказской армии предпринимались попытки путём переговоров склонить Шамиля к сдаче. Первой причиной к тому было желание избежать кровопролития в бою, исход которого был предопределён самой расстановкой сил. Вторая причина была в том (как заметил французский посол Наполеон Огюст Ланн, герцог Монтебелло), что героически погибший в бою Шамиль сделал бы вакантным место вождя Кавказа, напротив же - Шамиль пленённый сохранил бы это место за собой, но был бы уже не опасен. Переговоры, однако, ни к чему не привели и Барятинский не без оснований полагал, что Шамиль ведёт их исключительно с целью выиграть время до осенних холодов, когда лишившаяся припасов русская армия вынуждена будет снять блокаду. Путей к мирной развязке событий практически не оставалось.

Вечером 24 августа части, расположенные у восточной оконечности горы предприняли ложную атаку, сопровождавшуюся барабанным боем, криками «ура» и сильной ружейной и артиллерийской стрельбой. Осаждённые, решившие, что русские пошли на решающий приступ стали стягиваться к восточному склону. Этим воспользовались штурмовые команды на всех других направлениях. Под прикрытием звуков боя с помощью лестниц и верёвок они подобрались как можно ближе к вершине Гуниба. К тому времени, когда всё стихло, нескольким командам осаждающих удалось закрепиться у самой вершины плато.


Айвазовский И.К. «Стычка ширванцев с мюридами на Гунибе» (1869)

Перед рассветом 25 августа на южном направлении передовая группа Апшеронского полка в количестве 130 человек поднялась на вершину горы. Осаждённые заметили их тогда только, когда апшеронцам оставалось преодолеть последний скальный уступ. Завязалась перестрелка, но штурмовая команда поднялась на верхнюю площадку, и вскоре сторожевой пост осаждённых оказался окружён. 7 его защитников погибли в бою (среди них оказались три женщины), а 10 были взяты в плен. Произошло это около 6 часов. Через некоторое время на вершине были уже несколько рот наступавших, которые двинулись к селению Гуниб. Практически одновременно с апшеронцами по восточной отвесной стене поднялись на вершину и закрепились на окраине аула части Ширванского полка.

Сторожевые посты осаждённых по всей горе, узнавая о прорыве и опасаясь быть отрезанными от основных сил, начинали отходить к аулу. Те, что оказались отрезанными от своих, пытались скрыться в пещерах вдоль протекающего через Гуниб ручья. Отступил к селению и отряд под командованием Шамиля, защищавший восточный пологий склон. В это время и на северный обрыв горы поднялись передовые части Грузинского гренадерского и Дагестанского конно-иррегулярного полков.

Защитники Гуниба заняли позиции за завалами в самом селении, на приступ которого шли батальоны Ширванского полка, которых поддерживали занесённые на скалы 4 орудия. Бои на окраинах селения стали наиболее ожесточёнными. Здесь полегла большая часть сторонников Шамиля, и здесь же Кавказская армия понесла самые серьёзные потери за всё время штурма.

К 9 часам с западной стороны на Гуниб поднялись части Дагестанского полка, и практически вся гора была в руках штурмующих. Исключение составляли несколько построек в самом ауле, где укрылись Шамиль и 40 оставшихся в живых мюридов.

Занковский И.Н. «Сакля Шамиля» (1860-1880е)

К 12 часам на Гуниб поднялись генерал Барятинский и другие военачальники. К Шамилю снова был направлен парламентёр с предложением прекратить сопротивление.

Пленение Шамиля

Около 4-5 часов пополудни Шамиль во главе конного отряда в 40-50 мюридов выехал из аула и направился вверх на гору, к берёзовой роще, где его ожидал Барятинский со своей свитой. Путь Шамиля сопровождали крики «ура» русских войск. Недалеко от того места, где находился главнокомандующий, отряд всадников был остановлен и дальше имам проследовал пешком в сопровождении троих приближённых...


Т.Горшельт, 1863 год, «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским 25 августа 1859 года»

Живописец Теодор Горшельт, присутствовавший при пленении, изобразил как Барятинский встречал Шамиля сидя на камне, в окружении своих подчиненных и горцев из числа присягнувших на верность России.Командующий упрекнул Шамиля в том, что тот не принял предложений о сдаче ещё до штурма. Имам ответил, что во имя своей цели и своих приверженцев должен был сдаться тогда только, когда не останется никакой надежды на успех. Барятинский подтвердил свои прежние гарантии безопасности самому Шамилю и членам его семьи. Так завершилась долгая и кровопролитная Большая Кавказская война.

Есть интересная легенда, что когда Шамиль отправился сдаваться в плен русским, несколько мюридов-чеченцев, решившие сражаться до конца, неоднократно окликали его, но имам так и не обернулся. А на вопросы русских пояснил, что если бы он обернулся, то чеченцы застрелили бы его. А в спину по законам гор стрелять нельзя...

Перевезённый в Калугу, а затем в Киев, Шамиль получил наконец обещанное ещё на Гунибе разрешение совершить паломничество Хадж в Мекку, затем в Медину, где и умер.

Лучше бы имам отправился в хадж сразу, не дожидаясь, пока русские его пленят, и не губя тысячи жизней...

Падение Гуниба и пленение имама Шамиля, вопреки распространенному мнению, не привело к окончанию Кавказской войны, рассказали опрошенные “Кавказским узлом” историки. Сам образ Шамиля уже больше 150 лет используется властями для конъюнктуры и пиара, посетовали они.

После пленения Шамиля война продолжалась еще пять лет

После взятия Гуниба и пленения имама Шамиля “точка в Кавказской войне отнюдь не была поставлена”, напомнил старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Вадим Муханов.

“На самом деле и официально, и фактически Кавказская война закончилась только через 5 лет. Ведь на северо-восточном Кавказе, в Чечне и Дагестане, была расположена лишь часть театра военных действий. Другим фронтом войны было Черноморское побережье, где царские войска вели боевые действия против многочисленных племен черкесов”, - рассказал корреспонденту “Кавказского узла” Вадим Муханов.

Вадим Муханов также указал, что на события Кавказской войны “сильное влияние оказала Крымская война”. “Её завершение подтолкнуло власти Российской империи к активизации политики на Кавказе и усилению давления в регионе. И первой вехой такой активной политики стало пленение имама Шамиля и прекращение широкомасштабной войны в Дагестане и Чечне”, - заметил Муханов.

Историк назвал бесспорным то, что имам Шамиль на момент взятия Гуниба “был знаковой фигурой для всего Кавказа”.

“Однако действительности не соответствует утверждение о том, что именно пленение имама Шамиля стало завершающим событием Кавказской войны. Это специфический стереотип, который распространён на востоке Кавказа. По моему мнению, там войну с Шамилем воспринимают как главную, а войну, к примеру, на Черноморском побережье - как второстепенную. С таким утверждением не согласятся представители черкесов”, - подчеркнул Муханов.

Именно пленением имама Шамиля в 1859 году “закончилась долгая Кавказская война”, отмечается в сообщении, размещенном на сайте “Музеи.рф”. О распространенности мнения о завершении Кавказской войны после пленения имама Шамиля свидетельствует и новостной сюжет “Первoго канала” от 6 сентября, в котором говорится о том, что “штурмом горного аула Гуниб в Дагестане закончилась Кавказская война”.

Со временем взгляды имама Шамиля “эволюционировали”

Вадим Муханов также обратил внимание, что в разные периоды “сама фигура имама Шамиля являлась противоречивой и двойственной”.

“С одной стороны, он был лидером борьбы горцев с Российской империей, главой имамата. Однако после 1859 года его статус меняется. Он становится военнопленным, хотя скорее его можно назвать “почётным пленником”. У него была огромная пенсия - 15 тысяч золотых рублей. Изменились и его взаимоотношения с высшим руководством Российской империи. Вплоть до того, что в 1866 году он и все члены его семьи принимают подданство империи. В Калуге он произнес текст присяги царю”, - напомнил Муханов.

Со временем взгляды имама Шамиля “эволюционировали”, также заметил Вадим Муханов.

“Имам Шамиль вел постоянную переписку с князем Барятинским, который пленил его. Трудно представить до 1859 года, что между ними могли быть какие-то близкие отношения, кроме как враждебной риторики. Но затем Шамиль и Барятинский стали друзьями”, - сказал Муханов.

“Одно из последних своих писем, незадолго до своей кончины в святых местах ислама, куда Шамиля выпустили из России для совершения хаджа, тот послал Барятинскому. В этом письме он просил Барятинского быть куратором его семьи и впредь помогать членам её. Фактически Шамиль озвучил мысль, что с Россией не обязательно воевать, с Россией можно договориться”, - добавил историк.

В целом, по мнению историка, неоднозначным является сам термин “Кавказская война”. “Это ведь были не только боевые действия между империей и племенами. Производился и сложный процесс “притирки” людей разных цивилизаций друг с другом. В Кавказской войне есть не только военно-политической измерение, но и человеческое. Люди учились смотреть друг на друга не только через ружейный прицел”, - привел свою точку зрения Муханов.

Апогей власти третьего имама приходится на 1843-1847 годы. Ведя освободительную борьбу под зеленым знаменем Пророка за построение государства, основанного на предписаниях Всевышнего, Шамилю удалось объединить почти всех горцев Дагестана и Чечни. Делом всей жизни Шамиля стало создание имамата - теократического государства, базирующегося на принципах шариата , отмечается в размещенной на “Кавказском узле” в разделе “Персоналии” биографии имама Шамиля.

На имени Шамиля пиарятся чиновники и экстремисты

Историк также заметил, что в историографии “оценки имама Шамиля были различными и это сказалось и на общественном мнении о нём”.

“В царское время были свои клише об имаме. После революции он был объявлен лидером национально-освободительного движения. Но в конце 1940 - начале 1950-х гг на него навесили ярлык “агента султанской Турции” и “британских империалистов”. После смерти Сталина оценки имама Шамиля постепенно стали выравниваться. Определённая разница в оценках существовала, но была она в рамках единого научного пространства”, - заявил Муханов.

При этом в советское время фигура имама Шамиля “находилась в неких академических рукавицах”, считает историк. А в 90-е годы возникла обратная ситуация.

“События 1990-х и 2000-х годов резко стимулировали общественно-политический интерес к деятельности Шамиля. Появились байки, например, о вероломстве русских офицеров, которые обманули имама Шамиля. Стали появляться утверждения, что сдачи в плен не было, и штурма Гуниба не было, и все на самом деле переврали. При этом доказательной базы нет, но этому верят, потому что общественный дискурс таков”, - посетовал Муханов.

По его словам, “фигура имама Шамиля стала использоваться и разными политическими силами”. “С одной стороны, разные отсылки к имаму Шамилю использовал бывший глава Дагестана Абдулатипов. Много мероприятий устраивалось в Дагестане для пиара на имени имама Шамиля. С другой стороны, были и есть люди, которые видят в Шамиле только лидера антироссийской борьбы”, - сказал Муханов.

В июле 2017 года Рамазан Абдулатипов заявил о том, что “более выдающейся личности, чем имам Шамиль, в истории Дагестана не было и нет”. “В конце своей жизни, став подданным российского государства, дворянином, имам Шамиль завещал нам жить в мире и согласии с русским народом и Россией. Ярким символом этого единства является культурно-исторический комплекс “Ахульго” – мемориал общей памяти и общей судьбы, первый мемориал, построенный после Кавказской войны, который мы торжественно открыли в 2017 году”, - приводились слова Абдулатипова в релизе, размещенном на сайте главы Дагестана.

Шамиль показал, как можно договориться с горцами

В свою очередь старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Михаил Волхонский также указал, что на Кавказе “вокруг личности Шамиля постоянно ведутся споры”.

По его оценке, основным камнем преткновения в дискуссии о личности имама Шамиля является то, считать ли его “исключительной лидером сопротивления горцев или человеком, который эволюционировал во взглядах и пошел на компромисс”.

“Большинство в среде северокавказской интеллигенции уверены, что компромисса со стороны Шамиля не было. По их мнению, его либо обманули во время осады Гуниба, либо он был вынужден сдаться под давлением обстоятельств”, - сказал корреспонденту “Кавказского узла” Волхонский.

“При этом Шамиль показал и русской администрации, и русской армии - каким образом можно договориться с горцами”, - считает Волхонский.

Имам Шамиль является “исторической личностью номер один на Кавказе”, уверен Хаджи Мурад Доного, профессор истории Дагестанского государственного университета, автор книги “Имам Шамиль. Последний путь”.

“Но некоторые люди, далекие от истории, поливают грязью имама Шамиля за то, что он сдался, дал присягу царю”, - заявил корреспонденту “Кавказского узла” Доного.

Падение Гуниба, пленение Шамиля и последующая его жизнь в России “являются весьма сложными событиями, которые почти еще не изучены”, отметил историк.

“Например, клятвенное обещание Шамиля было средством, позволившем ему уехать из России в святые земли Ислама, где он и окончил свой жизненный путь. Без паспорта, без документа, являясь фактически пленником, он не мог покинуть Россию. После клятвенного обещания Шамиля ещё 3 года не пускали в Мекку и Медину. А затем царь отпустил его, но фактически оставив в качестве заложников его сыновей с семьями”, - рассказал Хаджи Мурад Доного.

Село Гуниб расположено в центре Нагорного Дагестана. Осадные работы вокруг Гуниба были начаты 23 августа по старому стилю. Атака началась 25 августа.

К 9 часам с западной стороны на Гуниб поднялись части Дагестанского полка, и практически вся гора была в руках штурмующих. Исключение составляли несколько построек в самом ауле, где укрылись Шамиль и 40 оставшихся в живых мюридов. К 12 часам на Гуниб поднялись генерал Барятинский и другие военачальники. К Шамилю был направлен парламентёр с предложением прекратить сопротивление.

Сейчас в селе находится так называемая Царская поляна, на которой в 1871 году император Александр II устроил широкое застолье в честь окончания Кавказской войны.

Чтобы император смог сократить путь, через Верхнегунибскую гряду был пробит тоннель и выстроена дорога по Карадахскому ущелью, следы которой сохранились и поныне, говорится в справках "Дагестан туристический: путешествие в край гор и горцев " и "Туризм в Дагестане: отдых на побережье Каспия " в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

Имам Шамиль не хотел быть “почетным пленником”

Доного также напомнил о приеме, который устроили в Османской империи Шамилю, в первую очередь мухаджиры - среди которых были и дагестанцы, и чеченцы, и черкесы, на всем пути следования до Мекки.

“Шамиль всю свою жизнь соотносил с шариатом. Никто не может сказать, что он сделал бы в нарушение шариата. И давая клятвенное обещание царю, он был уверен в дозволенности такого шага с точки зрения Ислама. Тем более, по его предложению, текст присяги был изменен специально для него. Этот шаг нужен был ему, чтобы перестать быть «почетным пленником»”, - полагает историк.

Доного подчеркивает, что для Российской империи “было нужно, чтобы Шамиль ушел с политической арены”. “Но принятие подданства отнюдь не всеми в руководстве империи воспринимался как удачный ход для этого. Ведь таким образом Шамиль становился “согражданином”, и его влияние могло быть усилено. Нельзя упускать из виду и то, что до пленения Шамиль возглавлял первое настоящее государство на Кавказе”, - рассказал историк.

По его мнению, у Северо-Кавказского имамата, которым руководил Шамиль, были все атрибуты государства. “В государстве во главе с Шамилем проявляли заботу о вдовах, малоимущих, людях, пострадавших от войны, было желание вершить справедливый суд. Да, это государство было бедным и воюющим. Но в этом не была вина Шамиля. Ведь военная политика Петербурга не предполагала примирения с “дикарями”, - добавил профессор Дагестанского университета.

При этом образ Шамиля часто использовали противоборствующие стороны, обратил внимание Доного.

“Например, в годы Великой Отечественной войны немцы, зная отношение к Шамилю на Кавказе, эксплуатировали его имя. Одна из военных операций германских войск носила название “Имам Шамиль”. В то же время и советская сторона использовала его имя. Так, в честь Шамиля была названа танковая колонна, собранная на деньги дагестанцев. В годы войны СССР в Афганистане афганские моджахеды рассказывали об имаме Шамиле в своих прокламациях для соотечественников, напоминая о его борьбе с Россией. Во время чеченских войн противоборствующие стороны тоже обращались к личности имама Шамиля”, - резюмировал Доного.

Народы Дагестана сохранили в фольклоре память о войне

В фольклоре почти каждого дагестанского народа встречаются произведения, посвященные завершению Кавказской войны, отметила кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы народов Дагестана Дагестанского госуниверситета Хазинат Аминова.

“Это песни, отдающие дань подвигу Шамиля, и при этом выражающие отчаяние народа, проклятие тех, кто их предал. Фактически они выразили свои чувства к произошедшим событиям”, - рассказала корреспонденту “Кавказского узла” Хазинат Аминова.

В качестве примера она привела произведение “Плач девушки из Дучи” из фольклора лакского народа, посвященное пленению Шамиля. “Автор данного произведения проклинает всех, кто принимал участие в пленении Шамиля”, - сказала Аминова.

По ее словам, народы Дагестана через народный фольклор “пытались передать историческую память о Кавказской войне и образ горца”.

Шамиль выстроил успешную военно-политическую систему

Имам Шамиль “является выдающейся личностью, феномен которой изучен не до конца”, считает сопредседатель общероссийского движения "Российский конгресс народов Кавказа" Деньга Халидов.

По его мнению, деятельность имама Шамиля “подняла горцев Северного Кавказа на более высокую ступень политической самоорганизации”. Признаком успешности военной и политической системы, выстроенной Шамилем, является тот факт, что царские власти после окончания Кавказской войны “лишь частично демонтировали данную систему”, заявил корреспонденту “Кавказского узла” Деньга Халидов.

Территория имамата делилась на несколько административных единиц, которые именовались наибствами. Их возглавлял военный губернатор - наиб. За все время правления (1834–1859) Шамиль учредил более сорока наибств, отмечается в книге "Кавказская война. Семь историй” Амирана Урушадзе - кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной истории ЮФУ. Фрагменты книги находятся в открытом доступе на сайте “Литклуб”.

Амиран Урушадзе отметил, что первоначально права наибов во вверенных им областях были почти безграничны. “Власть, как известно, развращает. Испортила она и многих наибов имама. Некоторые из них стали руководствоваться в управлении не государственными и общественными интересами, а личными прихотями”, - пишет Урушадзе.

В своей книге он подчеркнул, что пытаясь ограничить наибский произвол, Шамиль разработал «Низам» (от арабского слова «дисциплина») - свод законов, который регламентировал различные стороны жизни государства горцев. “Им предоставляется вести дела только военные. Сим низамом запрещается вручать одному лицу две должности для того, чтобы устранить всякое сомнение народа относительно наиба и пресечь всякие дурные и подозрительные помышления о нем”, написал Урушадзе.

Кавказская война - центральный эпизод в истории кавказских народов. Не менее значимым противостояние с горцами было и для Российской империи, которая тогда, кажется, вполне осознала свою европейскую идентичность. О событиях 1817–1864 годов рассказывает книга «Кавказская война. Семь историй» специалиста по истории Кавказа, номинанта премии «Просветитель» Амирана Урушадзе. T&P публикуют отрывок из главы о том, как поверженного имама Шамиля содержали в ссылке в Калуге - с почестями и пенсией большей, чем у генерала русской армии.

В город-ссылку Шамиль прибыл 10 октября 1859 года. Некоторое время он проживал в гостинице Кулона. В доме Сухотина, который был назначен местом пребывания почетного пленника, никак не заканчивалась внутренняя отделка.

Гостиницы, дома, передвижения. За какие это деньги? Все оплачивалось из российской государственной казны. Шамилю была назначена колоссальная пенсия в размере десяти тысяч рублей серебром в год. Отставной генерал русской армии получал всего 1430 рублей серебром в год. Один пленный Шамиль обходился российской казне дороже, чем шесть заслуженных генералов-пенсионеров. Поистине царская щедрость. […]

И все же тоска, тяжелые мысли иногда одолевали ссыльного имама. Руновский очень обеспокоился меланхолией пленника. Вывести Шамиля из мрачного настроения удалось с помощью музыки. Имам оказался меломаном, что очень удивило его пристава. Руновский знал о запрете музицирования в имамате. Шамиль объяснил это противоречие так:

«Музыка так приятна для человека, что и самый усердный мусульманин, который легко и охотно исполняет все веления пророка, может не устоять против музыки; поэтому я и запретил ее, опасаясь, чтобы мои воины не променяли музыки, которую они слушали в горах и лесах во время сражений, на ту, которая раздается дома, подле женщин».

Развеяв тоску музыкой, Шамиль начал совершать визиты. Он посетил дома видных калужских горожан, а также некоторые казенные учреждения. Побывал он и в армейских казармах. Имам удивился их чистоте и благоустройству. Тут же вспомнил, что и у него служили русские солдаты из числа пленных и дезертиров. «Я не в состоянии был предложить им этих удобств, потому и летом, и зимою они жили у меня под открытым небом», - печально заметил имам. […]

Подолгу беседуя с пришедшимся ему по душе «Афилоном» Руновским, Шамиль в красках рассказывал о сражениях, в которых ему приходилось бывать, об устройстве возглавляемого им когда-то государства, о горцах, беззаветно преданных своему имаму. Пристав удивлялся прозорливости Шамиля-политика, изворотливости Шамиля-полководца, вдохновленности Шамиля-пророка. Однажды Руновский спросил, найдется ли еще на Кавказе человек, способный вновь превратить его в неприступную крепость. Шамиль долго смотрел на своего пристава, а потом ответил: «Нет, теперь Кавказ в Калуге…»

Семья

4 января 1860 года у Шамиля сильно чесалась левая бровь. С довольным видом и веселостью в голосе он рассказал об этом приставу Руновскому. Имам был уверен: это хорошая примета, верный знак скорого приезда дорогих, давно ожидаемых людей. Примета оправдалась: на следующий день в Калугу приехала семья Шамиля.

Шесть экипажей, потрепанных российскими дорогами и погодой, тяжело вкатились во двор дома. Шамиль не мог выйти встречать семейство - не полагалось по горскому этикету. Поэтому он напряженно вглядывался в лица уставших путников из окна своего кабинета.

В Калугу приехали две жены Шамиля - Зайдат и Шуанат. Вообще Шамиль любил женщин, за всю жизнь у него было восемь жен. Имам мог себе позволить жениться и по расчету, и по любви. Некоторые жены становились лишь небольшими эпизодами в насыщенной жизни горского вождя, другие много значили для него на протяжении всей жизни. […]

Жены Шамиля и в Калуге продолжили борьбу за первенство. У каждой были козыри. Зайдат пользовалась авторитетом в семье, а Шуанат, владевшая русским языком, лучше адаптировалась к жизни в почетном плену. [Жена воинского начальника Калужской губернии генерала Михаила Чичагова Мария] так описала калужскую повседневность имамских жен: «Зайдата вовсе не говорила по-русски и очень мало понимала. Шуанат говорила свободно на нашем языке и служила Зайдате переводчицей. Я их расспрашивала об их жизни в Калуге, и они жаловались мне на то, что не переносят климата, и что многие из них (членов семьи Шамиля. - А.У.) сделались жертвой его, и что даже теперь есть еще больные; они сознавались, что скучают, сидя целый день в комнате; только по вечерам они гуляли на дворе в саду, обнесенном сплошным, высоким забором. Иногда, когда смеркалось, катались по городу в коляске. Зимой же не выезжали потому, что не выносили холода».

Зайдат и Шуанат почувствовали перемену своего статуса: из жен всесильного правителя имамата они превратились в спутниц хоть и уважаемого, но все же пленника. Руновский заметил, что, увидев во время одного из визитов бриллианты на знатных калужских дамах, жены Шамиля горько плакали по своим драгоценностям, навсегда утерянным еще во время отступления имама к Гунибу.

Приехали к Шамилю и сыновья. После смерти первенца, Джамалуддина, у Шамиля осталось два сына, оба от брака с Патимат - Гази-Мухаммед и Мухаммед-Шефи (уже в Калуге Зайдат родила имаму еще одного сына - Мухаммеда-Камиля). Жизнь развела их по разные стороны. […] Гази-Мухаммед не только сын, но и политический преемник отца, пользовавшийся огромной популярностью среди горцев и рассчитывавший занять пост имама. Сильный, храбрый, щедрый, приветливый, он с трудом переживал калужский плен, лишивший его славного будущего. В июле 1861 года Гази-Мухаммед вместе с отцом во второй раз посетил российские столицы. Из Москвы в Петербург они ехали на поезде, который привел их в восторг: «Подлинно, русские делают то, чего правоверным и на мысль не может прийти… Чтобы сделать то, что они делают, надо иметь слишком большие средства, а главное, слишком большие знания, которые, не знаю почему, отвергаются учением нашей религии», - говорил впечатленный Шамиль. Целью путешествия было свидание с императором Александром II.

Жена имама Шамиля Шуанат. Магомет-амин. Спуск пленных мюридов с Гуниба. Василий Тимм. 1850-е годы

Царь тепло принял Шамиля, расспросил о жизни в Калуге, о здоровье родных. Имам учтиво отвечал на вопросы монарха и всякий раз подчеркивал свою благодарность за проявленные императором щедрость и внимание. У Шамиля была одна просьба, с которой он приехал на аудиенцию. Он просил разрешения совершить хадж - отправиться в Мекку и Медину по святым для каждого мусульманина местам. Немного подумав, император ответил, что обязательно исполнит просьбу Шамиля, но не теперь. Почему царь отказал? Шел 1861 год, война на Кавказе еще продолжалась, черкесы отчаянно сопротивлялись. «Командировка» Шамиля была слишком рискованной. Простой слух о чудесном освобождении вождя горцев из русского плена мог вновь всколыхнуть весь Кавказ. […] 26 августа 1866 года в зале Калужского дворянского собрания Шамиль с сыновьями присягнул на верность российскому императору. Скорее всего, имам решился на этот шаг для исполнения своей мечты - паломничества по святым местам. Он хотел как-то доказать, что более не опасен Российской империи. […]

Шамиль все же совершил хадж. Имам получил разрешение на паломничество весной 1869 года. Тогда он вместе с семьей жил в Киеве, куда ему разрешили переехать, подальше от губительного для горцев калужского климата.

В Мекке Шамиль обошел Каабу - главную мусульманскую святыню, расположенную во дворе мечети Масджид аль-Харам (Заповедной мечети). Аравийское путешествие лишило его последних сил. Легендарный имам быстро слабел. Еще более подорвала его здоровье смерть двух дочерей, заболевших в дороге. Семидесятитрехлетний Шамиль понимал, что и его жизнь заканчивается. Вначале своего последнего похода он рассчитывал вернуться в Россию. Судьба распорядилась иначе. Доехав до Медины, Шамиль почувствовал приближение смерти. Последней его просьбой было увидеться с сыновьями, которых оставили в России в качестве гарантии его политической лояльности. Отпустили только старшего Гази-Мухаммеда, но и он не успел увидеть отца живым.

4 февраля 1871 года, или десятого дня месяца зул-хиджжа 1287 года хиджры, имам Шамиль умер. Его похоронили в Медине, на кладбище Джаннат аль-Баки, где покоится множество родственников пророка Мухаммеда и его сподвижников.

Это полотно, написанное в 1886 году одним из лучших баталистов и серьезно пострадавшее в чеченской войне 1990-х, реставраторам уже приходилось спасать 15 лет назад. Теперь работы будут продолжены, и у произведения есть шанс вернуть свой первоначальный облик.

Сюжет картины отражает одно из знаковых событий российской истории — окончание Кавказской войны, длившейся больше 40 лет. Аул Гуниб — последняя цитадель, которую предводитель горцев имам Шамиль вынужден был сдать русским войскам. Первым из художников отреагировал на это событие живописец Федор Горшельт, бывший его непосредственным свидетелем. Позже писали Гуниб Иван Айвазовский и Илья Занковский.

И все-таки картина Франца Рубо стоит особняком. Полотно размером 2,5х3,5 м входило в серию из 16 картин, посвященных кавказским войнам XVIII- XIX веков. Эту серию художнику заказал тифлисский военно-исторический музей для своего нового здания — храма Славы, строившегося как раз по случаю завершения многолетней кампании. Все картины автор обязан был написать за четыре года, причем предварительные эскизы должна была утверждать специальная комиссия. Рубо обязательства перевыполнил, создав, по разным сведениям, 17 или 19 работ, которые до 1917 года хранились в Тифлисе.

После революции храм Славы, посвященный императорской армии, был закрыт, большая часть картин пропала, и лишь некоторые поступили в государственный музейный фонд. «Взятие аула Гуниб» оказалось в Чечено-Ингушском республиканском краеведческом музее, из которого в 1961 году выделился музей изобразительных искусств. Там картина прошла первую реставрацию: была дублирована на новый холст, расчищена от записей. Сегодня материалы и фотографии той реставрации служат главным источником при проведении нового этапа работ.

Как рассказывает в своей статье художник и бывший директор ВХНРЦ Алексей Владимиров, еще в советское время к этому полотну было особое отношение, для него в музее построили отдельный зал — и даже боевики Джохара Дудаева его берегли. Имам Шамиль до сих пор имеет высочайший авторитет на Кавказе. Возможно, поэтому картина уцелела, в отличие от десятков других экспонатов, варварски разграбленных и уничтоженных в 1990-е.

Сейчас красочный слой законсервирован, холст дублирован, проведена реставрация грунта. Фото: Георгий Проценко/ВХНРЦ им. Грабаря

Музей, находившийся рядом с президентским дворцом в Грозном, боевики превратили в пункт сопротивления, позже его заминировали. МЧС удалось вывезти часть экспонатов, но огромная картина Рубо просто не поместилась в вертолет и осталась в городе. По словам руководителя мастерской масляной живописи ВХНРЦ Надежды Кошкиной, из музея картину чудом вынесли практически без утрат. Ее поместили в ангар, где вскоре случился пожар, но и он не нанес полотну повреждений. Однако затем работу похитили, сняв с подрамника, и долго возили на БТР в смятом, свернутом состоянии. Ее обнаружили лишь в 2002 году при попытке переправить через границу; она была сложена до размера книги и находилась в катастрофическом состоянии. «У Рубо и так довольно уязвимая живопись, — поясняет Надежда Кошкина, — для его работ характерна плохая связь с грунтом, поскольку он делал подготовки акварелью».

Полотно привезли в ВХНРЦ с многочисленными изломами и осыпями по всей поверхности. Был проведен основной этап технической реставрации: консервация красочного слоя, устранение изломов и деформаций, дублирование на новую основу, подведение реставрационного грунта. «Главная сложность состояла в том, что картина большого формата, для работы требовались определенные условия, — рассказывает реставратор Яна Ильменская. — Реставрацией занималась бригада из четырех человек, но в дублировании участвовал весь отдел. Непросто было и найти подходящий дублировочный холст. Требовался очень плотный, чтобы удержать изломы и деформации холста».

Позднее картина отправилась на выставку «Вернем Грозному музей», которая проходила в Третьяковской галерее летом 2002 года; после этого она хранилась в запасниках РОСИЗО. Теперь реставрацию решили довести до конца.

За минувшее время никаких изменений — деформаций или повторения осыпей — не произошло. По словам Ильменской, утра- ты на картине составляют около 45%, так что предстоит художественная реставрация по восстановлению красочного слоя и полное безусловное тонирование утраченной живописи. На это потребуется не меньше трех лет.

Одна из главных сложностей — восстановление портретного сходства героев. Особенно сильно пострадало изображение Шамиля: лицо почти полностью утрачено. При работе над картиной Рубо совершил серию поездок на Кавказ, сделал множество этюдов, изучал документальные свидетельства и воспоминания участников события. Опираясь на собранные материалы, он создал исторически достоверное изображение имама Шамиля и главнокомандующего Кавказской армией, князя Александра Барятинского. «Нам предстоит отыскать этюды Рубо, сохранившиеся репродукции и фотографии картины, возможно, другие изображения Шамиля», — пояснила Яна Ильменская. В отличие от имама, лицо Барятинского пострадало гораздо меньше.

Что будет с работой Рубо после реставрации, пока не известно. Не исключено, что она вернется в грозненский музей, ведь в этом году город отмечает свое 200-летие и старается восстановить утраченные некогда очаги культуры.

Т. Горшельт. Штурм аула Гуниб на Кавказе в 1859 г.

Ф ельдмаршал А.И. Барятинский, владелец красивого и богатого дворца «Марьино» в Курской губернии, стал в 1859 году покорителем Кавказа. Тогда в горах Дагестана пал последний оплот горцев - неприступный аул Гуниб и был пленен глава мюридов - имам Чечни и Дагестана Шамиль.

25 августа того года главнокомандующий Кавказской армией князь А.И. Барятинский отправил окруженному в тесное кольцо русскими войсками Шамилю полковника Лазарева с предложением имаму сдаться. У Шамиля оставалось всего 300 верных ему мюридов да 700 жителей аула. При штурме русскими войсками этого, казалось, неприступного горного села участь его защитников и жителей была решена, и большинство этих людей погибло бы.

Русским войскам было известно, что в ауле находились все богатства имама, награбленные им при нападениях его мюридов на русские крепости и селения. Тут же хранились сто тысяч рублевиков, которые имам получил от русских властей за освобождение грузинских князей Чавчавадзе и Орбелиани, взятых в плен в 1854 году. Для русских войск был очень велик соблазн любой кровью добраться до богатств Шамиля.

После долгих переговоров, наконец, из аула вышел наиб Юнус, один из приближенных имама. Он громким голосом начал кричать, что Шамиль согласен принять предложение русских. Горное селение вдруг ожило. На его улицах показались кучки мюридов, всюду замелькали женские фигурки, покрытые с головы до ног белыми чадрами.

Шамиль окончательно покинул аул, охраняемый мюридами, которые, окружив его со всех сторон, шли, держа в засученных по локоть руках винтовки наготове. По одну сторону от Шамиля шел полковник Лазарев, по другую - наиб Юнус, а позади два нукера вели прекрасного коня имама, покрытого поверх седла богатым чепраком.

Когда Шамиль с сопровождавшими отошел на значительное расстояние от аула, в русских войсках вдруг раздался громоподобный шквал «ура», гремевший среди гор. Пораженный хорошо знакомым боевым криком Шамиль с тревожным недоумением остановился. Находчивый Лазарев успокоил его, сказав, что русские войска по приказанию Барятинского приветствуют имама, и подозрительный Шамиль продолжил путь в стан главнокомандующего, к зеленой роще, где Барятинский, окруженный свитой, ожидал пленника.
Т. Горшельт. Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А.И. Барятинским на Гунибе 25 августа 1859 г.

Не доходя ста шагов до князя, мюриды, сопровождавшие Шамиля, были от него отсечены. Приблизившись к Барятинскому, имам упал на колени, но не получил в ответ даже приветствия.

Шамиль! - сказал князь, сидя на камне, - я предлагал тебе приехать в лагерь на Кегерские высоты, обещая выгодные условия. Ты тогда не захотел этого сделать, ну так я сам с войсками пришел сюда, и, конечно, условия, предложенные тебе прежде, теперь не имеют уже места. Твоя участь будет зависеть от государя императора, но я надеюсь, что его величество уважит мое ходатайство и дарует неприкосновенность как тебе, так и твоему семейству.

Переводчик передал Шамилю слова главнокомандующего, на что тот ответил: «Я не внял твоим советам, прости и не осуждай меня. Я - простой уздень, тридцать лет дравшийся за веру моего народа, но теперь наибы мои разбежались, мне изменили все, да и сам я уже стар - мне шестьдесят три года. Не гляди на мою черную бороду - я сед».

При этих словах пленник поднял кверху свою крашеную бороду, обнажив перед князем Барятинским изначальную седину... Коврик Шамиля. Вторая половина XIX в.