Система. Что такое система вообще

Определения системы

Существует по меньшей мере несколько десятков различных определений понятия «система», используемых в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования. Основной фактор, влияющий на различие в определениях, состоит в том, что в использовании понятия «система» есть двойственность: с одной стороны оно используется для обозначения объективно существующих феноменов, а с другой стороны - как метод изучения и представления феноменов, то есть как субъективная модель реальности.

В связи с этой двойственностью авторы определений различают по меньшей мере два аспекта: как отличить системный объект от несистемного и как построить систему путём выделения её из окружающей среды. На основе первого подхода даётся дескриптивное (описательное) определение системы, на основе второго - конструктивное, иногда они сочетаются. Подходы к определению системы также предлагают делить на онтологический (соответствует дескриптивному), гносеологический и методологический (последние два соответствуют конструктивному).

Так, данное в преамбуле определение из БРЭС является типичным дескриптивным определением.

Примеры дескриптивных определений:

Примеры конструктивных определений:

Таким образом, главное отличие конструктивных определений состоит в наличии цели существования или изучения системы с точки зрения наблюдателя или исследователя , который при этом явно или неявно вводится в определение.

Свойства систем

Общие для всех систем

Классификации систем

Практически в каждом издании по теории систем и системному анализу обсуждается вопрос о классификации систем, при этом наибольшее разнообразие точек зрения наблюдается при классификации сложных систем . Большинство классификаций являются произвольными (эмпирическими), то есть их авторами просто перечисляются некоторые виды систем, существенные с точки зрения решаемых задач, а вопросы о принципах выбора признаков (оснований) деления систем и полноте классификации при этом даже не ставятся .

Классификации осуществляются по предметному или по категориальному принципу.

Предметный принцип классификации состоит в выделении основных видов конкретных систем, существующих в природе и обществе, с учётом вида отображаемого объекта (технические, биологические, экономические и т. п.) или с учётом вида научного направления, используемого для моделирования (математические, физические, химические и др.).

При категориальной классификации системы разделяются по общим характеристикам, присущим любым системам независимо от их материального воплощения . Наиболее часто рассматриваются следующие категориальные характеристики:

Одна из известных эмпирических классификаций предложена Ст. Биром . В её основе лежит сочетание степени детерминированности системы и уровня её сложности:

Системы Простые (состоящие из небольшого числа элементов) Сложные (достаточно разветвленные, но поддающиеся описанию) Очень сложные (не поддающиеся точному и подробному описанию)
Детерминированные Оконная задвижка
Проект механических мастерских
Компьютер
Автоматизация
Вероятностные Подбрасывание монеты
Движение медузы
Статистический контроль качества продукции
Хранение запасов
Условные рефлексы
Прибыль промышленного предприятия
Экономика
Мозг
Фирма

Несмотря на явную практическую ценность классификации Ст. Бира отмечаются и её недостатки. Во-первых, критерии выделения типов систем не определены однозначно. Например, выделяя сложные и очень сложные системы, автор не указывает, относительно каких именно средств и целей определяется возможность и невозможность точного и подробного описания. Во-вторых, не показывается, для решения каких именно задач оказывается необходимым и достаточным знание именно предложенных типов систем. Такие замечания в сущности характерны для всех произвольных классификаций .

Помимо произвольных (эмпирических) подходов к классификации существует и логико-теоретический подход, при котором признаки (основания) деления пытаются логически вывести из определения системы. В данном подходе множество выделяемых типов систем потенциально неограниченно, порождая вопрос о том, хотя каков объективный критерий для выделения из бесконечного множества возможностей наиболее подходящих типов систем .

В качестве примера логического подхода можно сослаться на предложение А. И. Уёмова на основе его определения системы, включающего «вещи», «свойства» и «отношения» строить классификации систем на основе «типов вещей» (элементов, из которых состоит система), «свойств» и «отношений», характеризующих системы различного вида .

Предлагаются и комбинированные (гибридные) подходы, которые призваны преодолеть недостатки обоих подходов (эмпирического и логического). В частности, В. Н. Сагатовский предложил следующий принцип классификации систем. Все системы делятся на разные типы в зависимости от характера их основных компонентов. При этом каждый из указанных компонентов оценивается с точки зрения определенного набора категориальных характеристик. В результате из полученной классификации выделяются те типы систем, знание которых наиболее важно с точки зрения определенной задачи .

Классификация систем В. Н. Сагатовского:

Категориальные характеристики Свойства Элементы Отношения
Моно
Поли
Статические
Динамические (функционирующие)
Открытые
Закрытые
Детерминированные
Вероятностные
Простые
Сложные

Закон необходимости разнообразия (закон Эшби)

При создании проблеморазрешающей системы необходимо, чтобы эта система имела большее разнообразие, чем разнообразие решаемой проблемы, или была способна создать такое разнообразие. Иначе говоря, система должна обладать возможностью изменять своё состояние в ответ на возможное возмущение; разнообразие возмущений требует соответствующего ему разнообразия возможных состояний. В противном случае такая система не сможет отвечать задачам управления, выдвигаемым внешней средой, и будет малоэффективной. Отсутствие или недостаточность разнообразия могут свидетельствовать о нарушении целостности подсистем, составляющих данную систему.

Примечания

  1. Система // Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: БРЭ. - 2003, с. 1437
  2. В. К. Батоврин. Толковый словарь по системной и программной инженерии. - М.:ДМК Пресс. - 2012 г. - 280 с. ISBN 978-5-94074-818-2
  3. Агошкова Е.Б., Ахлибининский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. - 1998. - №7. С.170-179
  4. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – критический обзор //Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. – М.: Прогресс, 1969. С. 23–82.
  5. ГОСТ Р ИСО МЭК 15288-2005 Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем (аналог ISO/IEC 15288:2002 System engineering - System life cycle processes)
  6. Сагатовский В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973

См. также

Литература

  • Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования. - М .: Наука , 1973.
  • Бир Ст. Кибернетика и управление производством = Cybernetics and Management. - 2. - М .: Наука , 1965.
  • Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем: учебное пособие. - М .: Высшая школа, 2006. - 511 с. - ISBN 5-06-005550-7
  • Кориков А.М., Павлов С.Н. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие. - 2. - Томск: Томс. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2008. - 264 с. - ISBN 978-5-86889-478-7
  • Месарович М., Такахара И. Общая теория систем: математические основы. - М .: Мир , 1978. - 311 с.
  • Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. - М .: Высшая школа, 1989.
  • Уёмов А. И. Системный подход и общая теория систем. - М .: Мысль , 1978. - 272 с.
  • Черняк Ю. И. Системный анализ в управлении экономикой. - М .: Экономика , 1975. - 191 с.
  • Эшби У. Р. Введение в кибернетику. - 2. - М .: КомКнига, 2005. - 432 с. - ISBN 5-484-00031-9

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

1. Кто в компании должен отвечать за базу знаний - руководители отделов, старшие менеджеры, вся команда, HR-менеджер?

Никита Михеенков , Nimax
Инициаторами работы над базой у нас выступают руководители отделов, они пишут инструкции, правила и регламенты. Но если кто-то из сотрудников хочет внести свой вклад, любой может принять участие. Особенно поощряется создание документов, которые позволяют зафиксировать проблемы и избежать их повторения.

2. Большинство корпоративных баз знаний используют разметку wiki. Затрудняет ли это внедрение и использование таких систем в коллективе, где не все с ней знакомы? Как обойти эту проблему?

Никита Михеенков , Nimax
Мы тестировали несколько wiki-систем, но решили, что в смешанной команде, состоящей не только из программистов, wiki-разметка становится препятствием. В итоге наша база знаний - это аккуратно разложенные по папкам Google-документы и таблицы.

Константин Коломеец , ex: Яндекс
Wiki-разметка - одно из самых серьезных препятствий во внедрении wiki в компаниях, если есть возможность использовать программые решения, использующие wysiwyg-редакторы, надо это делать.

Если такой возможности нет, постараться максимально сократить возможности вики-разметки, чтобы ее было проще запомнить. Также стоит упрощать оформление самых первых или наиболее популярных страниц, поскольку к вики-разметке таких страниц сотрудники будут прибегать в качестве примера и «шпаргалки».

Выпустить действительно «шпаргалку»: небольшой листочек с наиболее востребованными элементами разметки, который сотрудник повесит на рабочем месте перед глазами и в который будет подглядывать.

3. Каким образом можно превратить базу знаний из пассивного хранилища данных (как это обычно бывает) в ежедневный рабочий инструмент команды?

Никита Михеенков , Nimax
Вероятно, информация из базы знаний должна быть связана с системой управления проектами, и каждая единица информации должна быть привязана к определенным событиям. Найти такую систему мы пока не смогли.

Константин Коломеец , ex: Яндекс
Во-первых, выступить в качестве примера: опубликовать и поддерживать в актуальном состоянии интересную для коллег информацию о своей области ответственности. Если они задают вопрос, который есть в wiki, отвечать максимально кратко, отправляя их за полной информацией в wiki. Если задают вопрос, ответа на который в wiki еще нет, добавлять ответ в wiki, потом уже отвечать сотруднику - так же ссылкой.

Во-вторых, рассказывать сотрудникам, какая информация есть в wiki, наладить эффективную поисковую систему и обозримый каталог информации. Чтобы сотрудники обращались к базе знаний, они должны хотя бы примерно понимать, ответы на какого рода вопросы там есть.

В-третьих, пока компания не успела зафиксировать на wiki-страницах какую-либо содержательную информацию, можно записать, кто за что отвечает. Даже такая простая wiki будет решать одну из важных задач - соединять сотрудников друг с другом.

4. Должна ли база знаний дополняться системой обучения сотрудников (LMS), позволяющей отслеживать процесс ознакомления каждого сотрудника с представленной в базе информацией?

Никита Михеенков , Nimax
Что базы знаний в отрыве от процесса обучения не очень перспективны. Возможно, правильнее использовать для управления знаниями не базы, а как раз LMS-системы, формируя в них курсы для сотрудников и отслеживая прогресс.

5. Должны ли быть разделены базы знаний по проектам (опыт компании) и общая база знаний, описывающая систему работы в компании (методология компании)?

Константин Коломеец , ex: Яндекс
Если компания занимается потоковой проектной работой, и проекты отличаются друг от друга минимально, то можно организовывать общую базу, релевантную опыту всех команд. Если же проекты, которые делает компания, заметно отличаются друг от друга, полное объединение будет стоить дорого, а пользы от этого будет минимум: участники из разных команд попросту не найдут релевантной им информации.

Wiki сервисы и движки

Корпоративная вики-система с открытым кодом. Позволяет организовывать рабочие пространства для совместной работы, файлохранилища, дискуссии, блоги. Имеет отличные возможности для интеграции и более 100 плагинов. Хорошо совместима с MS Office

Cервис для создания публичных и интранет сайтов. Позволяет создавать странички различных форматов: текст, список, обсуждения, файлы. На странички можно вставлять мультимедийный контент, а также виджеты (например документы или календарь).

Вики с очень удобным (и не менее мощным, чем текстовый процессор) WYSIWYG редактором, инструментами для контроля версий, организации страниц, поиска и совместной работы. Можно создавать несколько секций

Бесплатный онлайн сервис для создания и структурирования статей и одновременной совместной работы.

Foswiki - бесплатный вики-движок для корпоративного использования, написанный на Perl. Основное отличие от большинства других движков - возможность структурировать информацию по разделам («Webs», «вебы»), и устанавливать для каждого раздела правила доступа.

Сервис по созданию своей базы знаний + встроенный конструктор скриптов продаж. Можно добавлять авторские статьи, выкачивать статьи с внешних сайтов, тегировать контент, группировать по категориям, управлять доступом для сотрудников компании

Бизнес-вики с продвинутыми средствами безопасности и контроля доступа. Хороший редактор, контроль версий, организация с помощью папок и тэгов. Удобно использовать как файлохранилище. Содержит встроенный мессенджер, аудиосвязь. Позволяет совместно редактировать страницы в реальном времени. Есть несколько отраслевых редакций.

Социальное программное обеспечение, включающее wiki, социальную сеть, систему микроблоггинга. Доступно как интернет сервис и как инсталлируемая open-source система. Организация документов производится только с помощью тэгов. Содержит средства работы с загруженными файлами. Есть профайлы пользователей, стартовая страница, полностью совместимая с iGoogle

Комбинация Wiki и файлохранилища. Web-ориентированная инсталлируемая система. Синхронизация файлов между сервером и компьютерами пользователей. Есть контроль версий, права доступа. Мобильный веб-интерфейс. Задачи, события - синхронизируются с Outlook. Есть русский интерфейс.

Движок Википедии, доступный для создания собственной вики-базы знаний. Написан на PHP, распространяется как свободное программное обеспечение с открытым исходным кодом.

Корпоративная вики-система с продвинутыми мерами безопасности. Содержит файлохранилище с поддержкой WebDAV, профайлы, микроблоги, форумы, новости, аналитику. Позволяет создавать рабочие области под разные проекты. Есть полнофункциональная бесплатная версия. Интегрируется с корпоративными приложениями, порталами и базами данных. Есть русский интерфейс.

Бесплатная Open-source CMS/Wiki. Кроме Wiki-функциональности содержит форумы, блоги, статьи, галлерею, баг-трекер. Groupware веб-приложение, которое можно использовать для создания и управления веб-сайтами и порталами, интранетом и экстранетом.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ

Система: Определение и классификация

Понятие системы относится к числу основополагающих и используется в различных научных дисциплинах и сферах человеческой деятельности. Известные словосочетания «информационная система», «человеко-машинная система», «экономическая система», «биологическая система» и многие другие иллюстрируют распространенность этого термина в разных предметных областях.

В литературе существует множество определений того, что есть «система». Несмотря на различия формулировок, все они в той или иной мере опираются на исходный перевод греческого слова systema - целое, составленное из частей, соединенное. Будем использовать следующее достаточно общее определение.

Система - совокупность объектов, объединенных связями так, что они существуют (функционируют) как единое целое, приобретающее новые свойства, которые отсутствуют у этих объектов в отдельности.

Замечание о новых свойствах системы в данном определении является весьма важной особенностью системы, отличающей ее от простого набора несвязанных элементов. Наличие у системы новых свойств, которые не являются суммой свойств ее элементов называют эмерджентностью (например, работоспособность системы «коллектив» не сводится к сумме работоспособности ее элементов - членов этого коллектива).

Объекты в системах могут быть как материальными, так и абстрактными. В первом случае говорят о материальных (эмпирических) системах ; во втором - о системах абстрактных. К числу абстрактных систем можно отнести теории, формальные языки, математические модели, алгоритмы и др.

Системы. Принципы системности

Для выделения систем в окружающем мире можно использовать следующие принципы системности .

Принцип внешней целостности - обособленность системы от окружающей среды. Система взаимодействует с окружающей средой как единое целое, ее поведение определяется состоянием среды и состоянием всей системы, а не какой-то отдельной ее частью.

Обособление системы в окружающей среде имеет свою цель, т.е. система характеризуется назначением. Другими характеристиками системы в окружающем мире являются ее вход, выход и внутреннее состояние.

Входом абстрактной системы, например некоторой математической теории, является постановка задачи; выходом - результат решения этой задачи, а назначением будет класс задач, решаемых в рамках данной теории.

Принцип внутренней целостности - устойчивость связей между частями системы. Состояние самой системы зависит не только от состояния ее частей - элементов, но и от состояния связей между ними. Именно поэтому свойства системы не сводятся к простой сумме свойств ее элементов, в системе появляются те свойства, которые отсутствуют у элементов в отдельности.

Наличие устойчивых связей между элементами системы определяет ее функциональные возможности. Нарушение этих связей может привести к тому, что система не сможет выполнять назначенные ей функции.

Принцип иерархичности- в системе можно выделить подсистемы, определяя для каждой из них свой вход, выход, назначение. В свою очередь, сама система может рассматриваться как часть более крупной системы.

Дальнейшее разбиение подсистем на части приведет к тому уровню, на котором эти подсистемы называются элементами исходной системы. Теоретически систему можно разбивать на мелкие части, по-видимому, бесконечно. Однако практически это приведет к тому, что появятся элементы, связь которых с исходной системой, с ее функциями будет трудно уловима. Поэтому элементом системы считают такие ее более мелкие части, которые обладают некоторыми качествами, присущими самой системе.

Важным при исследовании, проектировании и разработке систем является понятие ее структуры. Структура системы - совокупность ее элементов и устойчивые связи между ними. Для отображения структуры системы наиболее часто используются графические нотации (языки), структурные схемы. При этом, как правило, представление структуры системы выполняется на нескольких уровнях детализации: сначала описываются связи системы с внешней средой; потом рисуется схема с выделением наиболее крупных подсистем, далее - для подсистем строятся свои схемы и т.д.

Подобная детализация является результатом последовательного структурного анализа системы. Метод структурного системного анализа является подмножеством методов системного анализа вообще и применяется, в частности, в инженерии программирования, при разработке и внедрении сложных информационных систем. Основной идеей структурного системного анализа является поэтапная детализация исследуемой (моделируемой) системы или процесса, которая начинается с общего обзора объекта исследования, а затем предполагает его последовательное уточнение.

В системном подходе к решению исследовательских, проектных, производственных и других теоретических и практических задач этап анализа вместе с этапом синтеза образуют методологическую концепцию решения. В исследовании (проектировании, разработке) систем на этапе анализа производится разбиение исходной (разрабатываемой) системы на части для ее упрощения и последовательного решения задачи. На этапе синтеза полученные результаты, отдельные подсистемы соединяются воедино путем установления связей между входами и выходами подсистем.

Важно отметить, что разбиение системы на части даст разные результаты в зависимости от того, кто и с какой целью выполняет это разбиение. Здесь мы говорим только о таких разбиениях, синтез после которых позволяет получить исходную или задуманную систему. К таким не относится, например, «анализ» системы «компьютер» с помощью молотка и зубила. Так, для специалиста, внедряющего на предприятии автоматизированную информационную систему, важными будут информационные связи между подразделениями предприятия; для специалиста отдела поставок - связи, отображающие движение материальных ресурсов на предприятии. В итоге можно получить различные варианты структурных схем системы, которые будут содержать различные связи между ее элементами, отражающие ту или иную точку зрения и цель исследования.

Представление системы , при котором главным является отображение и исследование ее связей с внешней средой, с внешними системами, называется представлением на макроуровне. Представление внутренней структуры системы есть представление на микроуровне.

Классифкация систем

Классификация систем предполагает разделение всего множества систем на различные группы - классы, обладающие общими признаками. В основу классификации систем могут быть положены различные признаки.

В самом общем случае можно выделить два больших класса систем: абстрактные (символические) и материальные (эмпирические).

По происхождению системы делят на естественные системы (созданные природой), искусственные, а также системы смешанного происхождения, в которых присутствуют как элементы природные, так и элементы, сделанные человеком. Системы, которые являются искусственными или смешанными, создаются человеком для достижения своих целей и потребностей.

Дадим краткие характеристики некоторых общих видов систем.


Техническая система представляет собой взаимосвязанный, взаимообусловленный комплекс материальных элементов, обеспечивающих решение некоторой задачи. К таким системам можно отнести автомобиль, здание, ЭВМ, систему радиосвязи и т.п. Человек не является элементом такой системы, а сама техническая система относится к классу искусственных.

Технологическая система - система правил, норм, определяющих последовательность операций в процессе производства.

Организационная система в общем виде представляет собой множество людей (коллективов), взаимосвязанных определенными отношениями в процессе некоторой деятельности, созданных и управляемых людьми. Известные сочетания «организационно-техническая, организационно-технологическая система» расширяют понимание организационной системы средствами и методами профессиональной деятельности членов организаций.

Другое название - организационно-экономическая система применяют для обозначения систем (организаций, предприятий), участвующих в экономических процессах создания, распределения, обмена материальных благ.

Экономическая система - система производительных сил и производственных отношений, складывающихся в процессе производства, потребления, распределения материальных благ. Более общая социально-экономическая системаотражает дополнительно социальные связи и элементы, включая отношения между людьми и коллективами, условия трудовой деятельности, отдыха и т.п. Организационно-экономические системы функционируют в области производства товаров и/или услуг, т.е. в составе некоторой экономической системы. Эти системы представляют наибольший интерес как объекты внедрения экономических информационных систем (ЭИС), являющихся компьютеризированными системами сбора, хранения, обработки и распространения экономической информации. Частным толкованием ЭИС являются системы, предназначенные для автоматизации задач управления предприятиями (организациями).

По степени сложности различают простые, сложные и очень сложные (большие) системы. Простые системы характеризуются малым числом внутренних связей и относительной легкостью математического описания. Характерным для них является наличие только двух возможных состояний работоспособности: при выходе из строя элементов система или полностью теряет работоспособность (возможность выполнять свое назначение), или продолжает выполнять заданные функции в полном объеме.

Сложные системы имеют разветвленную структуру, большое разнообразие элементов и связей и множество состояний работоспособности (больше двух). Эти системы поддаются математическому описанию, как правило, с помощью сложных математических зависимостей (детерминированных или вероятностных). К числу сложных систем относятся практически все современные технические системы (телевизор, станок, космический корабль и т.д.).

Современные организационно-экономические системы (крупные предприятия, холдинги, производственные, транспортные, энергетические компании) относятся к числу очень сложных (больших) систем. Характерными для таких систем являются следующие признаки:

сложность назначения и многообразие выполняемых функций;

большие размеры системы по числу элементов, их взаимосвязей, входов и выходов;

сложная иерархическая структура системы, позволяющая выделить в ней несколько уровней с достаточно самостоятельными элементами на каждом из уровней, с собственными целями элементов и особенностями функционирования;

наличие общей цели системы и, как следствие, централизованного управления, подчиненности между элементами разных уровней при их относительной автономности;

наличие в системе активно действующих элементов - людей и их коллективов с собственными целями (которые, вообще говоря, могут не совпадать с целями самой системы) и поведением;

многообразие видов взаимосвязей между элементами системы (материальные, информационные, энергетические связи) и системы с внешней средой.

В силу сложности назначения и процессов функционирования построение адекватных математических моделей, характеризующих зависимости выходных, входных и внутренних параметров для больших систем является невыполнимым.

По степени взаимодействия с внешней средой различают открытые системы и замкнутые системы . Замкнутой называют систему, любой элемент которой имеет связи только с элементами самой системы, т.е. замкнутая система не взаимодействует с внешней средой. Открытые системы взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь веществом, энергией, информацией. Все реальные системы тесно или слабо связаны с внешней средой и являются открытыми.

По характеру поведения системы делят на детерминированные и недетерминированные. К детерминированным относятся те системы, в которых составные части взаимодействуют между собой точно определенным образом. Поведение и состояние такой системы может быть однозначно предсказано. В случае недетерминированных систем такого однозначного предсказания сделать нельзя.

Если поведение системы подчиняется вероятностным законам, то она называется вероятностной. В таком случае прогнозирование поведения системы выполняется с помощью вероятностных математических моделей. Можно сказать, что вероятностные модели являются определенной идеализацией, позволяющей описывать поведение недетерминированных систем. Практически отнесение системы к детерминированным или недетерминированным часто зависит от задач исследования и подробности рассмотрения системы.

Скорее всего, вы уже слышали о вики - они, кажется, выскакивают отовсюду. К примеру, наиболее известный вики-сайт называется Википедией. Это большая интернет-энциклопедия. Википедия стала такой большой (более миллиона статей), что при поиске в Google все время сталкиваешься со ссылками на нее. Она так популярна, что в настоящее время входит в первую сотню наиболее популярных WEB узлов мира!

Вики получают широкое распространение по той причине, что они по своей сути настолько просты, насколько это возможно. Благодаря этой простоте, людям легко ими пользоваться, так же, как электронной почтой и блогами. Подобно электронной почте и блогам, вики также выполняют полезные функции простым способом. Благодаря вики, группа людей получает возможность вводить и сообща редактировать участки текста. Эти участки текста может просматривать и редактировать любой посетитель вики-сайта.

Вот и все. Это означает, что, попав на вики-сайт, вы сможете редактировать то, что было написано вики-сообществом. Нажав кнопку «edit» («Редактировать»), относящуюся к статье, вы сможете редактировать текст этой статьи. В статье, которую вы читаете, можно будет добавлять или изменять все, что угодно, на ваше усмотрение.

Эта простота и абсолютная открытость вики привели к тому, что многие немедленно отвергли эту идею. Для многих людей вики представляются также очень странными. Откуда поступает вся информация? Надежна ли она? Что удержит людей от злонамеренного разрушения вики-сайта, пока тот не исчезнет окончательно? Бытует мнение, что поскольку редактировать вики может кто угодно в любое время, то вики обязательно испортят. Однако приверженцы вики считают, что это неверное предположение. Рассмотрим реальный вики-сайт, чтобы понять, что в действительности происходит.

Как работает Википедия

Поскольку Википедия - самый большой и очень популярный вики-сайт на планете, используем его в качестве примера того, как на практике действуют вики.

Если зайти на Wikipedia.org и взглянуть на домашнюю страницу, вы увидите окно приветствия, в котором показано, как получить доступ к разным версиям Википедии, а также окно поиска.

Наберите в окне поиска фразу «wing warping» - и откроется типичная статья Википедии. На странице «Wing warping» («Закручивание крыла») предлагается краткое описание закручивания крыла, приводятся ссылки на близкие по теме статьи в Википедии и предлагается несколько ссылок на внешние источники.

Это обычная практика для любой вики-страницы. Ведь вики - не больше, чем собранные вместе WEB страницы, соединенные между собой внутренними ссылками. В англоязычной версии Википедии имеется более миллиона таких страниц.

Прочитав статью, понимаешь, что это полезный источник информации. Здесь просто рассказывается, что представляет собой закручивание крыла, и предлагаются ссылки на другие ресурсы. Несмотря на то, что редактировать страницу может любой (даже вы), здесь нет порнографии, сквернословия или нацистских лозунгов. Весь материал только по теме.

Теперь можно задать главный вопрос, который задается о вики-страницах: откуда взялась эта страница о закручивании крыла? Кто ее написал? Для любой «нормальной» энциклопедии ответить на этот вопрос просто - создатели энциклопедии заплатили определенным людям и те написали статью. По отношению к Википедии ответ на этот вопрос будет совсем другим.