Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием). Готовясь к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ А4.

53 варианта с ответами.

(данные примеры задания А4 входят во многие тренировочные тесты ЕГЭ по русскому языку; вероятность включения их в реальные варианты ЕГЭ маловероятна; однако решение данных примеров, в ходе подготовки к экзамену, будет очень полезно с точки зрения понимания учащимися общих принципов грамматически правильного построения предложений)

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия.

2) у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные примеры.

4) мы имели в виду главным образом его словарный запас

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Исполняя эту пьесу,

1) было чувство радости.

2) я старался передать свое настроение.

4) зал хорошо слушал пианиста.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Возвратившись из поездки,

1) произошёл интересный случай.

2) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.

3) мне не спалось.

4) надолго запомнились интересные случаи в пути.

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав новую книгу,

1) меня увлёк её сюжет.

2) началась подготовка к читательской конференции.

3) я увлёкся историей.

4) это помогает лучше понять окружающий мир.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю,

1) понадобилось много времени.

2) наши современники усваивают уроки прошлого.

3) есть возможность гордиться её прошлым.

4) это помогает лучше понять настоящее.

9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Играя в шахматы,

1) у меня заболела голова.

2) мы развиваем логическое мышление.

3) незаметно пролетел вечер.

4) воспитывается воля и наблюдательность.

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая экологический прогноз,

1) учитывается состояние окружающей среды нашего города.

2) оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.

3) требуются специальные знания.

4) учёными обработан большой статистический материал.

11. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Используя языковые средства выразительности,

1) речь наполняется яркими красками.

2) писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.

12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Отогнав акул далеко в море,

1) спасателей уже ничто не волновало.

2) дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.

3) на рыбацких суднах воцарилось спокойствие.

4) жителей посёлка ожидала другая напасть.

13. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

2) игра сопровождалась одобрительными или возмущёнными криками зрителей.

14. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Высказав мысль о необходимости разностороннего образования,

1) она очень слабо аргументирована.

2) учёный не счёл нужным комментировать её.

3) её аргументация практически отсутствует.

4) в статье поднимается очень актуальный вопрос.

15. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

4) обратите внимание на их отличия от растений других зон.

16. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начав заниматься музыкой,

1) у вас остаётся мало времени для развлечений.

2) в значительной степени развиваются творческие способности.

3) у меня появилось много интересных знакомых.

4) я познакомился с нотной грамотой.

17. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Разбивая виноградники,

3) учитывается состав почвы.

18. Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Потребляя небольшое количество топлива,

1) сберегаются энергоресурсы.

2) машина может развивать высокую скорость.

3) решается задача энергосбережения.

4) одно из достоинств машины - экономичность.

19. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Возвращаясь из школы,

1) наступил вечер и стало темно.

2) меня обогнал автомобиль соседа.

3) пошел сильный снег.

4) мы встретились с родителями Максима.

20. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Закрыв книгу,

1) всё сразу забылось.

2) персонажи остаются в нашей памяти.

3) попробуйте восстановить в памяти текст стихотворения.

4) мне вспомнилось вчерашнее утро.

21. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Пользуясь советами специалистов,

1) всё станет простым и понятным.

2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям.

4) вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.

22. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Составляя предложение,

23. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Находясь в пути,

1) нам приносили свежие газеты.

2) всегда вспоминается дом.

3) мне понравилась поездка.

4) обычно думаешь о доме.

24. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Поднявшись на смотровую площадку,

1) в ясную погоду можно увидеть весь город.

2) открывается чудесный вид на Москву.

3) город виден как на ладони.

4) охватывает волнение при виде открывшихся просторов.

25. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая роман-трилогию,

1) привлекались документально подтверждённые данные.

2) писатель использовал подлинные документы эпохи.

3) были использованы подлинные документы эпохи.

4) документы эпохи подтверждали достоверность событий.

26. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к экзамену,

1) была проведена серьёзная работа.

2) ученики провели серьёзную работу.

3) выпускникам пришлось нелегко.

4) ожидали большие трудности.

27. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Проверяя полученные результаты,

1) был проведён повторный опыт.

2) их точность подтвердилась.

3) учёный провёл повторный опыт.

4) повторный опыт подтвердил их точность.

28. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая живописное полотно,

1) художник использовал масло.

2) было использовано масло.

3) использовались масляные краски.

4) работа велась несколько дней.

29. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Составляя предложение,

1) мне было сделано замечание.

2) обдумывается его структура.

3) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.

4) должен учитываться стиль речи.

30. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Увидев красный сигнал светофора,

1) водитель затормозил.

2) автомобиль остановился.

3) машина была остановлена.

4) движение на дороге прекратилось.

31. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изменив свой облик,

1) у Марины появится возможность обрести интересную жизнь.

2) ваши возможности станут безграничными.

3) подчёркивается индивидуальность стиля.

4) можно открыть в себе новые способности.

32. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав пьесу Вампилова,

1) многое для меня осталось непонятым.

2) передо мной возникли образы персонажей.

3) мне захотелось посмотреть её постановку в театре.

4) я решил ближе познакомиться с творчеством этого драматурга.

33. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Разбивая виноградники,

1) крестьяне учитывали рельеф местности.

2) большое значение имеют географические факторы.

3) учитывается состав почвы.

4) торговцами определялись потребности в винограде.

34. Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Изучая растения средней полосы,

1) у меня появился интерес к этой проблеме.

2) некоторые из них используются для озеленения участков.

3) они были собраны в гербарий.

4) обратите внимание на их отличие от растений других зон.

35. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

1) речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.

2) в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

3) у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

4) оратор произнёс убедительную речь.

36. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Применяя новый метод,

1) были достигнуты блестящие результаты.

2) язык усваивается очень быстро.

3) можно быстро овладеть любым языком.

4) сокращаются сроки овладения языком.

37. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пользуясь фразеологическим словарём,

1) меня поразило богатство языка.

2) сначала читается вступительная статья.

3) объясните значение этого выражения.

4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

38. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Обнаружив в кометах органические вещества,

1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.

4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

39. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая оперу «Снегурочка» Петра Ильича Чайковского,

1) возникает лирическое настроение.

2) перед слушателями возникли образы персонажей.

3) восхищаешься талантом великого музыканта.

4) охватывает волнение.

40. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изображая любой предмет,

1) на картине запечатлевается мироощущение художника.

2) художником создаётся точная его копия.

3) художник передаёт своё представление о мире.

4) для художника важно его собственное мироощущение.

41. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Оплатив счёт,

1) заказанные книги хранятся в течение месяца.

2) ваш заказ будет укомплектован издательством.

3) необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.

4) книги будут высланы вам в течение месяца.

42. Укажите грамматически правильное продолжение предложения .

Подъезжая к городу,

1) мне встретился на окраине краеведческий музей.

2) начался сильный ветер.

3) у меня закружилась голова.

4) я заметил, что подул сильный ветер.

43. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Завоевав Британские острова,

1) устраивались встречи по футболу между завоевателями-римлянами и британцами.

2) римляне научили коренных жителей играть в футбол.

3) британцами была освоена игра в футбол.

4) вместе с римскими воинами туда проник и футбол.

44. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о Пушкине,

1) нельзя не сказать о его лицейских друзьях.

2) мне вспоминается стихотворение «Осень».

3) у нас возникает светлое чувство.

4) критиком были найдены очень точные слова.

45. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Употребляя деепричастие,

1) должна учитываться структура предложения.

2) важна грамматическая структура предложения.

3) нужно учитывать структуру предложения.

4) часто не учитывается структура предложения.

46. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Продумав распорядок дня до мелочей,

1) было сложно что-либо изменить.

2) мы достигли большей производительности труда.

3) учитывалось то, что у меня напряжённый график работы.

4) мне пришлось внести изменения в мою привычную жизнь.

47. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства,

1) Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных.

2) огромная территория перешла под власть Московского княжества.

3) перед Иваном Грозным встала задача расположить к себе новых подданных.

4) власть Московского княжества распространилась на огромную территорию.

48. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Находясь в пути,

1) мне приснился сон.

2) всегда думаешь о доме.

3) нам приносили свежие газеты.

4) всегда вспоминается дом.

49. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Определяя значение непонятных слов,

1) мной овладели сомнения.

2) обращайтесь к словарю.

3) учитывается контекст.

4) некоторые из них оказались многозначными.

50. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Пользуясь автомобильными справочниками,

1) требуется много времени на ремонт машины.

2) вы можете самостоятельно отремонтировать свою машину.

3) у меня возникло собственное решение проблемы.

4) ваша машина всегда будет в отличном состоянии.

51. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Рассматривая наскальные изображения эпохи каменного века,

1) рисунки могут быть поняты людьми разных национальностей.

2) видишь самые важные события жизни людей, сцены охоты и сражений.

3) понимание таких рисунков может быть многозначно.

4) видны реалии далёкого прошлого.

52. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Расположившись на земляной насыпи,

1) зрителям был виден весь стадион.

2) игры на стадионе проходили под одобрительные или возмущённые крики зрителей.

3) у зрителей был прекрасный обзор всего поля.

4) можно было наблюдать за ходом соревнований.

53. Укажите грамматически правильное продолжение предложения .

Внимательно прочитав задание,

1) у меня возникли вопросы.

2) приступайте к его выполнению.

3) мне всё стало понятно.

4) нужно выполнить его по образцу.

Ответы:

1) 4; 2) 3; 3) 2; 4) 2; 5) 3; 6) 2; 7) 4; 8) 2; 9) 2; 10) 2; 11) 2; 12) 2; 13) 4; 14) 2; 15) 4; 16) 4; 17) 1; 18) 2; 19) 4; 20) 3; 21) 4; 22) 3; 23) 4; 24) 1; 25) 2; 26) 2; 27) 3; 28) 1; 29) 3; 30) 1; 31) 4; 32) 4; 33) 1; 34) 4; 35) 4; 36) 3; 37) 3; 38) 3; 39) 3; 40) 3; 41) 3; 42) 4; 43) 2; 44) 1; 45) 3; 46) 2; 47) 1; 48) 2; 49) 2; 50) 2; 51) 2; 52) 4; 53) 2.

Вариант №2

Используя дополнительную литературу,

    написание реферата не будет для вас проблемой.

    вы легко справитесь с заданием.

    учащимся пришлось долго искать нужные сведения.

    это помогает в подготовке к экзаменам.

Сделавшись 100 - 50 тысяч лет назад творцом, художником,

    у первобытного человека изменилось сознание.

    начинается преобразование человека.

    человек остаётся им и по сей день.

    возможно, вначале человеком двигали только практические цели.

Пользуясь фразеологическим словарем,

    меня поразило богатство языка.

    сначала читается вступительная статья.

    объясните значение этого выражения.

    некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

Исследуя творчество Пушкина,

    удивляешься разносторонности таланта поэта.

    обнаруживаются черты классицизма, сентиментализма и роман­тизма.

    многогранность его таланта вызывает восхищение.

    литературоведа ждёт ещё много открытий.

5. Укажите предложение с деепричастным оборотом, которое не содержит ошибки.

    Увлекаясь многими науками, палеонтология более всего привлекала его.

    Боясь опоздать на экзамен, он проснулся очень рано.

    Пышно разрастаясь летом, можно долго любоваться южными па­лисадниками.

    Посещая чужие страны, красота их природы восхищает нас.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Спеша на экзамен,

    волнение не должно вас одолевать.

    оказалось, что я забыл шпаргалки.

    не забывайте то, что выучили.

    часы бежали стремительно.

Спасаясь от жары,

    нужна тень.

    горячий зелёный чай может помочь.

    помогают кондиционеры.

    животные могут впадать в летнюю спячку.

Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом)

Вариант №3

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над сочинением,

    сначала составляется план.

    продумайте его композицию.

    вам нужны дополнительные материалы.

    ничто не должно вас отвлекать.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно исследовав найденное вещество,

    учёные установили, что оно содержит редчайшие элементы.

    его химический состав оказался необычным.

    установлен его химический состав.

    невозможно определить его применение.

Решая задачу,

    прочитайте внимательно условие.

    используются справочники.

    нельзя пользоваться калькулятором.

    может быть несколько ответов.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая русскую классическую литературу,

    вы обогатите себя знаниями истории нашей родины.

    есть чему поучиться у многих героев.

    восхищает стиль таких писателей, как Чехов, Бунин, Короленко.

    воссоздаются быт и нравы нашего народа.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя творчество Пушкина,

    литературоведов ждёт ещё много открытий.

    обнаруживаются черты многих жанров и направлений.

    невольно поражаешься разносторонности его таланта.

    талант его вызывает восхищение.

6. Укажите предложение с деепричастным оборотом, которое не содер­жит ошибки.

    Познакомившись с результатами исследования, многое становится ясным.

    Прочитав статью известного журналиста, у меня осталось впечат­ление недосказанности.

    Пройдя несколько километров, усталость свалила нас с ног.

    Имея чувство времени, многое можешь успеть сделать.

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног оглядев меня,

    лицо его выражало полное разочарование.

    мне показалось странным это молчание.

    она попросила впредь предупреждать о приезде.

    ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом)

Вариант №4

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Посмотрев новый фильм Э. Рязанова,

    нам стало грустно.

    он очень всем понравился.

    мы решили высказать режиссёру своё мнение.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,

    вам помогают толковые и другие словари.

    написание сочинения - одно из самых сложных заданий.

    изучите все разделы курса и правила орфографии и пунктуации.

    задания части В требуют глубокого знания теоретического матери­ала.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав вторично рукопись начинающего писателя,

    мною овладели сомнения.

    корректором была обнаружена фактическая ошибка.

    мне сообщили о подготовке её к печати.

    я подумал о его таланте.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Зайдя за облака,

    вся окрестность вдруг приняла зловещий вид.

    солнце долго не появлялось.

    наступили сумерки.

    темнота укрыла лес.

5. Укажите предложение, в котором деепричастный оборот употреблен правильно.

    Называя одним и тем же словом сходные предметы, возникает многозначность.

    Устанавливая родство языков, это служит ценным материалом для историков.

    Обходясь без воды, хищные птицы получают влагу из пищи.

    Придумав способ записи жестов, это помогло бы общаться людям разных национальностей.

Изучая историю своей страны,

    летописи помогут вам в этом.

    читайте мемуары очевидцев исторических событий.

    в музеях хранится множество уникальных документов.

    архивы играют огромную роль.

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к написанию сочинения,

    критическая литература современников вам необходима.

    делаются выписки из критики.

    нежелательно пользоваться готовыми образцами.

    непременно прочитайте сначала само произведение.

Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом)

Вариант №5

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Побывав на экскурсии в Таганроге,

1) фотографии запечатлели все памятники, которые мы увидели.

2) нам попался замечательный экскурсовод, прекрасно знающий ис­торию своего родного города.

    в городе бережно относятся ко всему, с чем связано имя Чехова.

    мы увидели дома, в которых жили прототипы героев чеховских произведений.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Подходя к лесу,

1) мне стало страшно.

2) пошёл сильный дождь.

    начинало темнеть.

    невольно я замедлил свои шаги.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над рецензией,

1) главная мысль определяется не сразу.

    была дана оценка тексту.

    определите сначала главную мысль текста.

    анализируются языковые средства выразительности текста.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав вторично рассказ,

    мне думается, что он несовершенен.

    композиция его мне понравилась.

4) обнаружилось некоторое сходство с другими произведениями это­го же автора.

5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.

1) Написав сочинение, выпускники стали готовиться к следующему экзамену.

2) Познакомившись с трудами известного лингвиста, я решил стать филологом.

3) Изучая творчество этого писателя, мы многое узнали о прошлом своей страны.

4) Готовясь к экзамену по русскому языку, толковые словари помогут нам.

6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к устному выступлению,

    разберитесь в существе вопроса.

    потребуется личная убеждённость оратора.

    у меня возникло своё видение проблемы.

    стала понятна точка зрения оппонента.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь с работы,

    я заглянул по пути к приятелю.

    на дорогах были пробки.

    внезапно погода испортилась и полил дождь.

    магазины уже не работали.

Синтаксические нормы

Вариант №1

1.

    Он мало внимания уделял на это здание.

    Вчера мы как раз говорили за этот фильм.

    Склон горы, по которому мы спускались и поросший густыми па­поротниками, был очень крутым.

2. Укажите предложение, в котором синтаксические нормы не нарушены.

    Беседа с заведующим кафедры длилась долго.

    Мы не виделись всего неделю, но уже соскучились за ним.

    Мы купили красивый модный тюль.

    Ему вспомнилась тайга и как он охотился на медведя.

3. В каком предложении нет грамматической ошибки?

    Нужно учить грамматику во избежанию ошибок.

    По приезду в Таганрог он мне позвонил.

    Сотрудника уволили согласно приказу.

    Мы ели бутерброды с вкусным салями.

4. В каком предложении нет грамматической ошибки?

    Похолодало, и мы надели тёплые пальто.

    Я за тобой очень скучал.

    Комиссия установила о причинах аварии.

    Шли дождь и два студента.

5. Укажите предложение без грамматической ошибки.

    На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришли первыми.

    Согласно приказа ректора заведующая кафедры уехала в командировку.

    Те времена прошли уже давным-давно, а мы хорошо помним их.

    Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной на футбол.

6.

7. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

    Всем, кто работал по благоустройству пришкольного сада, объявили благодарность.

    Она прекрасная педагог.

    Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за независимость своей родины.

Синтаксические нормы

Вариант №2

1. В каком словосочетании соблюдены синтаксические нормы?

    крепкое кофе 3) одержал поражение

    говорил за книгу 4) согласно плану

2. В каком предложении нет грамматической ошибки?

    Вопреки наших уговоров он поступил так, как хотел.

    Не стоит придавать особого значения этой информации.

    Заведующий поликлиники принял нас быстро.

    Для абитуриента, желающего учиться на этом факультете, нужно будет обязательно знать английский язык.

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением син таксической нормы).

    Молнии в потёмках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно.

    Когда Солнце поднялось из-за моря, оно осветило горные верши­ны, покрываемые снегом.

    Метель всё усиливалась, как будто полчища снежных великанов прилетели откуда-то из-за Волги и начали размахивать широкими белыми рукавами.

    Вид, который открывается перед путешественником, вышедшим на берег Байкала, остаётся в памяти на всю жизнь.

4. В каком предложении нет грамматической ошибки (синтаксические нормы не нарушены)?

    На каникулах я поеду до бабушки в деревню, которая находится на берегу Дона.

    Вчера мы вернулись со школы поздним вечером.

    «Я за тобой скучаю», - написала я в письме.

    Наиболее древние памятники литературы, дошедшие до нас, отно­сятся к XI веку.

5. таксической нормы).

    Сверкнула яркая молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома.

    Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.

    Тотчас стало слышно, как ветром шумит в кроне деревьев.

    Несмотря на штормовую погоду в море вышел сторожевой ко­рабль.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    Ни одна фотография не передавала особого отблеска, какой лежал на нём.

    Когда телега, что привезла Леонтьева на кордон, скрылась, он по­смотрел вокруг и вздохнул.

    Землю, с которой вдвоём голодал, вовек разлюбить нельзя.

    Звук, который привлёк его внимание, казался очень странным.

7. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?

    Море, которое бушевало всю ночь, утром было уже безмятежным и спокойным.

    Горничная была сирота, которая, спасаясь от голодной смерти, должна была поступить в услужение.

    Небо всё было в звёздах, которые излучали ровный тихий свет.

    Весёлый вечер, который начался без нас, был в самом разгаре.

Синтаксические нормы

Вариант №3

1.

    Когда спектакль закончился, все актёры вышли на сцену и кланя­ются.

    Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.

    Шаляпин был гениальным на драматической сцене так же, как и на оперной.

2. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

    Я не только читаю газеты, но и журналы.

    В «Огоньке» по-прежнему можно найти много интересного мате­риала.

    Этому учащихся воспитывали в школе.

    Я взял книгу, лежащую на столе и которая принадлежала учителю.

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением син­ таксической нормы).

    Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стоном и свистом.

    Несмотря на ранний час улицы были полны народа.

    Стоянка наша в бухте, вопреки ожиданиям многих, затянулась.

    Эта осень ворвалась в родные места хоть и в положенное время, но всё же особенно внезапно и резко.

4. В каком предложении нет грамматической ошибки?

    Вопреки прогнозу пошёл дождь.

    После школы я пойду до бабушки.

    Со школы я возвратился поздно.

    Я выздоровел благодаря лечения.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением син­ таксической нормы).

    Положение дел в фирме оставляют желать лучшего.

    Мой друг большой сластёна.

    Мы искренне радовались их успехам.

    Доминик стоял почти на самом берегу речки, круто спускающейся к видневшимся вдали скалам.

6. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причаст ным оборотом?

    Ветер, который поднялся ночью, раздувал пламя костра.

    Убранство квартиры, в которой проживал он один, было весьма скудным.

    Дышали солнцем поляны, которые были усыпаны берёзовым листом.

    Крестьяне, что нас сопровождали, показали нужный нам дом.

7. Из перечисленных предложений выберите правильное.

    Я буду поступать в вуз по окончанию школы.

    Ученики, принимающие участие в олимпиаде и которые пройдут два тура, получат грамоты.

    В сквере гуляли дети, мальчики и девочки.

    Поезд прибыл согласно расписанию.

Синтаксические нормы

Вариант №4

1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно по­ строенное).

    В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.

    Весь домик был наполнен не только вздохами, но и тревожными скрипами.

    Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

    Сочинительный союз употребляется и соединяет однородные чле­ны предложения.

2. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

    Сразу же по приезду домой я созвонился с друзьями.

    Приехав на пару дней раньше и принимаясь за давно откладывае­мую работу, я вдруг почувствовал непреодолимую усталость.

    Его постоянно спрашивали, что будет ли он завершать начатую книгу.

    Густая сирень разрослась около его дома?

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

    До сих пор нет рецензий на премьерный спектакль театра.

    Мать тревожилась за него и за Нину.

    Зимой мы скучали по морю.

    Люди почитают и преклоняются перед заслугами этого знаменито­го доктора.

4. В каком предложении нет грамматической ошибки?

    Иваси был несвежий.

5. В каком предложении нет грамматической ошибки?

    Нельзя не отметить о высокой активности аудитории.

    Я тебе за это и говорю.

    Нужно уплатить за проезд.

    Я соскучился за семьёй.

6. В каком предложении нет грамматической ошибки?

    Не обращай внимания на такие пустяки.

    Это был характерный ему почерк.

    Иваси был несвежий.

    Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциаль­ной стариной.

7. Укажите предложение, в котором соблюдены синтаксические нормы.

    Никто, даже самые известные медики, не могли поставить ему пра­вильный диагноз.

    С большим успехом выступили как известные актёры, занятые в спектакле, а также все остальные участники.

    Лошади казаков, которые были покрыты от нестерпимой жары пеной, тяжело взбирались по крутой тропе.

    В новой статье известного учёного говорится об античной культуре и современном искусстве.

Синтаксические нормы

Вариант №5

1. В каком предложении нет грамматической ошибки?

    Такое поведение не свойственно для образованного человека.

    Мы пили крепкий чёрный кофе.

    Крестьянство всегда боролись против помещиков.

    Слово представлено директору школы.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

    Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика.

    Все, кто в других странах любят русскую культуру, знают имена великих поэтов и писателей - Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

    По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).

4) О своём отношении к классической музыке написал В. П. Аксаков в очерке «Постскриптум».

3. В каком предложении нет грамматической ошибки?

    Поэма «Мёртвые души» были последним художественным произ­ведением Н. В. Гоголя.

    Старики снисходительны до шалостей детей.

    Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей.

    Водитель троллейбуса обратился к пассажирам с просьбой оплатить проезд.

4. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

    Положение дел в нашей организации оставляют желать лучшего.

    Мы радовались успехами выпускников.

    У князя собрались множество народа.

    Нестерпимая жара и засуха стояли больше месяца.

5. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

    Всем, кто работал по благоустройству пришкольного сада, объ­явили благодарность.

    Писатель ярко и талантливо показал о том, что его волнует.

    Она прекрасная педагог.

    Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за независимость своей родины.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого пред­ ложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.

    У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.

    Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый учёный.

    Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.

7. В каком предложении нет грамматической ошибки?

    Занятия проходили согласно расписанию.

    Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.

    Крестьянство на протяжении многих веков боролись против поме­щиков.

    Он в своих высказываниях недалёк к истине.

Задания

Варианты

Ответы

Орфоэпические нормы

Задания

Варианты

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив с отличием политехнический институт,

1) слезы радости навернулись у него на глазах

2) мне предстояла успешная карьера

3) мои взгляды устремлены на работу в конструкторском бюро

4) выпускник с дипломом инженера-технолога пришел на известный завод.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая с химическими реактивами в лаборатории,

1) старайтесь быть предельно осторожными.

2) мне были понятны многие законы химии.

3) отношения иногда не складываются.

4) надписи на колбах сделаны четким почерком.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,

1) у меня сложились замечательные отношения со всеми учеными.

2) это способствовало распространению и развитию науки.

3) ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.

4) нужны дополнительные финансовые средства.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,

2) внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.

3) часто проблема формулируется неточно, неправильно.

4) комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая о страданиях Бруно и Галилея,

1) был предан анафеме догмат о существовании только одного мира.

3) учение о бесконечности Вселенной никогда не будет забыто.

4) трагедия ученых до сих пор не дает покоя исследователям их жизни.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,

2) дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня.

3) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.

4) уже стемнело.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Читая книги зоолога А. Брема,
1) это не исследования, а жизнеописания животных.
2) становится очень интересно.
3) основные мысли выражены в ней правильно.
4) радостно удивляешься причудливости мира.
Читая книги о Леонардо да Винчи и глядя на его картины,
1) думаешь о необыкновенном исключении, которое сделала природа для человечества.
2) природа захотела соединить множество талантов в одном человеке.
3) вас ничто не должно отвлекать.
4) за окном библиотеки быстро стемнело.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Бросая камни в воду,
1) во все стороны летели брызги.
2) расходятся широкие круги.
3) Леонардо да Винчи объяснил распространение звуковых волн.
4) у меня было прекрасное настроение.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо,
1) возникает желание уберечь ее от любых бед.
2) космонавту не было равных.
3) космонавта охватило радостное возбуждение.
4) космонавт зачарованно замер.

Поверив в Октябрьскую революцию, 1) второй инсульт настиг его в новогоднюю ночь 1921 года. 2) формировалась личность большого учёного. 3) исследования Н. Жуковского по механике поразили учёных. 4) он отдался ей безоглядно. 15.

Выберите грамматически правильное продолжение . Изучая законы движения планет, 1) среди научных трактатов есть одна совершенно необычная работа. 2) уже совсем стемнело. 3) фанатизм и мистика соседствуют с непостижимыми откровениями гения. 4) прочитайте исследования Николая Коперника. 16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно чёрное небо, 1) возникает желание уберечь её от любых бед. 2) космонавту не было равных.

3) космонавта охватило радостное возбуждение. 4) космонавт зачарованно замер. 17. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Помогая бедным и обездоленным, 1) нами были выбраны лучшие продукты и вещи. 2) моё сердце сжимается от боли за них. 3) старайтесь быть деликатными. 4) проверяется сострадание и милосердие. 18. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Очистив улицы и дворы от мусора, 1) наше настроение было замечательным.

2) воздух становится чище. 3) не забудьте потом посадить цветы и деревья. 4) необходимы большие мусорные баки. 19. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Пригласив девушку в кинотеатр, 1) её красота давно меня привлекала. 2) моя галантность не знала границ. 3) билет купите заранее.

4) помощь друзей мне не понадобилась. 20. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Посмотрев по телевизору выпуск новостей, 1) мне понравился диктор. 2) он оказался неинтересным. 3) в нём говорили о предстоящих реформах образования. 4) иногда думаешь, что это криминальные сводки. 21. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Нарушая правила пожарной безопасности, 1) утюг сильно накалился.

2) пожарный шланг был удален. 3) возникает угроза жизни окружающих 4) будьте готовы к большим неприятностям. 22. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Посадив огромный вишнёвый сад, 1) укрепляются мышцы рук, ног и спины. 2) удовлетворение переполняло его душу. 3) решили первый урожай отдать в детский дом. 4) первые заморозки погубили саженцы. 23. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Выиграв чемпионат мира по футболу, 1) стадион долго ликовал. 2) мяч влетел в ворота противника. 3) команда вновь начала упорно тренироваться. 4) изменяется настроение болельщиков. 24. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Покупая подарок маме, 1) мой кошелёк быстро опустел.

2) меня охватила нежная любовь к ней. 3) постарайтесь устроить ей настоящий праздник. 4) изменились наши планы. 25. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Возвращаясь домой т Сибири. 1) декабристам не позволили жить в Москве и Петербурге. 2) дорога декабристов была бесконечной.

3) имена декабристов запрещено было упоминать. 4) многие декабристы надеялись увидеть Россию обновлённой. 26. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Нагрубив незнакомому человеку, 1) он почувствовал себя совсем нехорошо. 2) его хамство не знало предела. 3) чувствовалось какое-то недовольство. 4) моя совесть страдала. 27. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обороняя осаждённый Ленинград, 1) блокада тысячами уносила людские жизни. 2) голод и холод царили в нём. 3) днём и ночью велись артобстрелы.

4) наши солдаты показывали чудеса храбрости. 28. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изложив в сочинении личностную позицию, 1) продуманно аргументируйте её. 2) аргументы были очень интересны.

3) у меня возникла неожиданная идея. 4) сочинение получилось интересным. 29. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Выдвинув Фарадея в члены Королевского общества, 1) душная волна тайной зависти захлестнула некоторых его противников. 2) учёные признали его огромный вклад в науку об электричестве. 3) удача сопутствовала ему.

4) наука о магнетизме вышла на широкую дорогу. 30. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Думая о межпланетных полетах, 1) космос перестал быть недосягаемым. 2) СП. Королёв обсуждал с конструкторами свои планы. 3) мечты СП. Королёва оказались воплощены в жизнь. 4) вдруг обнаружилась трещина в обшивке корабля. 31.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Читая воспоминания о Толстом, 1) моё впечатление изменилось. 2) книга оставила приятное впечатление. 3) у меня возникло желание съездить в Ясную Поляну.

4) понимаешь его как писателя и человека. 32. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Приказав всадникам спешиться, 1) кони отправились на конюшню. 2) был прочитан приказ о наступлении. 3) конница противника была разгромлена. 4) командир направился к одному из них. 33. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Совершив более двухсот прыжков с парашютом, 1) самолёт улетел на базу. 2) свободное падение резко замедлилось.

3) земля стремительно приближалась. 4) я перестал бояться неба. 34. Выберите грамматически правильное продолжение предложения Смеясь над своими пороками, 1) мне стало грустно. 2) постепенно освобождаешься от них. 3) радостное возбуждение долго не проходило. 4) родилась привычка анализировать собственные поступки.

35. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изучив труды Архимеда, 1) в нём неистребимо жила страсть к изобретательству. 2) Древний Рим так и не узнал секретов метательных машин этого учёного. 3) удивление потомков не знало предела.

4) людская молва и суд потомков мало для него значат. 36. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Отправляясь покорять горные вершины или бурные реки, 1) рюкзаки были тщательно уложены. 2) решимость туристов не знала предела. 3) необходимо изучить маршрут следования. 4) медицинская аптечка никогда не помешает. 37. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Размышляя о смысле жизни, 1) сориентироваться вам помогут герои Л. Толстого.

2) любимые герои Л. Толстого идут непростыми путями.

3) мои симпатии принадлежат героям Л. Толстого. 4) сердца читателей раскрыты для любимых героев Л. Толстого. 38. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Слушая песни на стихи Р. Рождественского, 1) испытываешь удивительное чувство Душевного очищения. 2) у зрителей текли невольные слёзы. 3) остается чувство огромной благодарности поэту. 4) в зрительном зале раздавались громкие аплодисменты. 39. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Решая сложное тестовое задание, 1) ошибка может появиться из-за невнимательности. 2) нужно быть предельно внимательным.

3) невнимательность привела к ошибке. 4) у меня возникло чувство неуверенности. 40. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Впервые приехав к папуасам, 1) у исследователей возникли проблемы. 2) учёными были исследованы этнографические особенности племени. 3) путешественники были поражены их дружелюбием и гостеприимством. 4) возникла теория эволюции Чарлза Дарвина. 41. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Познакомившись с геометрией Лобачевского, 1) требуется прежде всего пространственное мышление. 2) она не имеет аналогов в мире. 3) красота его рассуждений меня поразила. 4) открываешь его четырёхмерный мир теории относительности. 42. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Ощущая неприязненное отношение одноклассников, 1) моё настроение упало.

писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

3. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

7. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

9. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.

10. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.

12. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

13. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.

14. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

Упражнение 2 . Закончите предложение, выбрав правильное продолжение. Объясните свой выбор .

А. Сдав экзамены, ...

1) ...нас направили сразу же на практику.
2) ...нам сразу стало легко.
3) ...мы уехали отдыхать.

Б. Увидев этого страшного зверя так близко, ...

1) ...мне стало страшно.
2) ...я испугался.
3) ...раздался ее пронзительный крик.

Упражнение 3 . Выберите из данных предложений те, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, почему так нельзя сказать .

1. Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.

2. Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года.

3. Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.

4. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

5. Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.

6. Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.

7. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.

8. Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.

9. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке.

Упражнение 4 . Отредактируйте данные предложения .

1. Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время и надежда.

2. В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.

3. Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих школах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.

4. Лавина чувств захватила ее, не успев разобраться в своем избраннике.

5. Но, увидев иную Татьяну, в нем вспыхивают чувства.

6. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.

Тест по теме "Употребление деепричастий"

1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАЯСЬ из предложения:

Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.

А) деепричастие

Б) наречие

В) краткое причастие

Г) страдательное причастие

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,

А) у меня сложились замечательные отношения со всеми учеными.

Б) это способствовало распространению и развитию науки.

В) ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.

Г) нужны дополнительные финансовые средства

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,

Б) внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.

В) часто проблема формулируется неточно, неправильно.

Г) комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая о страданиях Бруно и Галилея,

А) был предан анафеме догмат о существовании только одного мира.

В) учение о бесконечности Вселенной никогда не будет забыто.

Г) трагедия ученых до сих пор не дает покоя исследователям их жизни.

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,

Б) дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня.

В) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.

Г) уже стемнело.

6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо,

А) возникает желание уберечь её от любых бед.

Б) космонавту не было равных.

В) космонавта охватило радостное возбуждение.

Г) космонавт зачарованно замер.