Сильмариллион краткое содержание. Сильмариллион - начало всех начал

Джон Рональд Руэл Толкин

СИЛЬМАРИЛЛИОН

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

«Сильмариллион», впервые опубликованный четыре года спустя после смерти моего отца, - это повествование о Древнейших Днях, или Первой Эпохе Мира. Во «Властелине Колец» рассказано о великих событиях конца Третьей Эпохи; «Сильмариллион» составляют легенды гораздо более древние, относящиеся ко временам, когда Моргот, первый Темный Властелин, обитал в Среднеземье, а Высокие Эльфы вели с ним войны за обладание Сильмариллами.

Но «Сильмариллион» - не только предыстория событий, описанных во «Властелине Колец»; это одна из первых литературных работ Толкина. «Сильмариллион» существовал еще полстолетия назад, хотя и назывался тогда по-другому. В потрепанных тетрадях, относящихся к 1917 году, еще можно разобрать карандашные наброски ранних версий основных легенд. Книга никогда не публиковалась, но в течение всей долгой жизни отец не прекращал работу над ней, даже в последние годы. За все это время основа «Сильмариллиона» почти не менялась; она-то и послужила фоном для многих других, более поздних сочинений. Но окончательная редакция никак не могла родиться. Менялось многое: менялись даже некоторые фундаментальные идеи, связанные с естественными законами описываемого мира, не говоря уже об одних и тех же легендах, становившихся то длиннее, то короче, менявших стили и ритмы изложения. Годы шли, изменения и варианты накапливались, и наконец повествование настолько усложнилось и запуталось, что окончательная версия стала казаться недостижимой. Кроме того, старые предания («старые» не только из-за принадлежности к Первой Эпохе, но и по времени жизни моего отца) стали средством выражения и сокровищницей его глубоких раздумий, мифология и поэзия отступили в них перед теологическими и философскими заботами; отсюда некоторая разностильность книги.

После смерти отца я попытался привести эту книгу к приемлемому для публикации виду. Мне стало ясно, что попытки представить под одной обложкой столь разнообразный материал, т. е. показать «Сильмариллион» как живое эволюционирующее произведение, растянутое более чем на полвека, на деле приведут лишь к полной неразберихе и погребут под собой самое существенное из содержания. Поэтому я стремился выработать единый вариант текста, отбирая и размещая материал таким образом, чтобы получить однородную и внутренне непротиворечивую структуру. В этой работе заключительные главы (от смерти Турина Турамбара) представляли особые трудности, т. к. оставались неизменными в течение многих лет, и не очень-то соответствовали другим, более поздним частям книги.

Полная согласованность (будь то внутри «Сильмариллиона» или между ним и другими опубликованными работами моего отца) так и не достигнута, и если она достижима вообще, то лишь весьма дорогой ценой. Кроме того, отец рассматривал «Сильмариллион» как сборник или конспект-повествование, составленное много позже из самых разных источников (стихов, летописей, устных рассказов), отобранных многовековой традицией. Такая концепция имеет параллель в действительной истории книги, ибо в основе ее лежит огромное множество фрагментов ранней прозы и стихов. В какой-то мере это действительно конспект. Этим можно объяснить различный ритм повествования и полноту деталей в разных главах, например, контраст между точным указанием мест и мотивов в легенде о Турине Турамбаре и возвышенным, но предельно лаконичным отчетом о конце Первой Эпохи, когда был разрушен Тангородрим и низвергнут Моргот, отсюда же некоторые различия в стиле и описаниях, некоторые неясности и неувязки. В случае с «Валаквэнтой», например, мы полагаем, что описание ранних дней жизни Эльдаров в Валиноре переделывалось в более позднее время; этим объясняется постоянное смещение хронологии и точки зрения, так что божественные силы видятся то ныне существующими и действующими в Мире, то давно исчезнувшими, оставшимися лишь в памяти. Книга, озаглавленная «Сильмариллион», содержит не только «Квэнта Сильмариллион» или собственно «Сильмариллион», но и еще четыре коротких работы: «Айнулиндалэ» и «Валаквэнта» связаны с «Сильмариллионом» и предваряют его, а «Падение Нуменора» и «О Кольцах Власти», помещенные, в конце, совершенно самостоятельны и независимы, и включены сообразно с ясным и четким намерением моего отца; с их включением история обретает непрерывность от Музыки Айнуров, с которой начался Мир, до отплытия Хранителей из Серебристой Гавани в конце Третьей Эпохи.

Число имен, появляющихся в книге, огромно, но действующих лиц (Людей и Эльфов) играющих важную роль в повествовании о Первой Эпохе, существенно меньше, и все они могут быть найдены в генеалогических таблицах. В дополнение я привел схему, показывающую основные названия различных эльфийских народов, заметки о произношении эльфийских имен, перечень некоторых основных корней, встречающихся в этих именах, и карту. Надо заметить что огромная горная цепь на востоке - Эред Луин или Эред Линдон, Синие Горы, - появляется на крайнем западе карты «Властелина Колец». Внутри книги есть карта поменьше, ее цель - дать представление о том, как располагались земли Эльфов после возвращения Нолдоров в Среднеземье.

Больше я не обременял книгу никакими дополнениями и комментариями. Существует множество неопубликованных работ моего отца о Трех Эпохах: повествовательные, лингвистические, исторические и философские, и я надеюсь, что часть из них удастся опубликовать.

В трудной задаче подготовки текста книги мне много помогал Гай Кей, работавший со мной в 1974–1975 годах.

Кристофер Толкин, 1977


АЙНУЛИНДАЛЭ

Музыка Айнуров

В начале был Эру, Единый. На Арде зовется Он Илуватар. Первыми создал Он Айнуров, Священных. Они стали плодом Его дум и были с Ним раньше всех творений. Эру говорил с ними. Он предлагал им музыкальные темы, они воплощали их, и это было хорошо. Айнуры пели поочередно, лишь изредка - дуэтом или трио, остальные слушали поющих, но в музыке каждый понимал лишь ту часть замысла Илуватара, которой он был рожден, а музыка собратьев мало что говорила другим Айнурам. Но постепенно понимание росло, а вместе с ним росли единство и гармония.

И пришло время, когда Илуватар созвал Айнуров и задал им тему, величием превосходившую прежние. Красота вступления и великолепие финала восхитили Айнуров, и в восторженном благоговении склонились они пред Илуватаром.

И тогда Он сказал:

Я создал вас от Вечного Пламени, Я дал вам тему и хочу, чтобы в гармонии и единстве претворили вы ее в Великую Музыку. Нет предела совершенству, и Я с радостью буду внимать вашим песням.

Джон Рональд Руэл Толкин

Сильмариллион

© The J. R. R. Tolkien Сopyright Trust and C.R. Tolkien, 1977

© Ted Nasmith, 1998, 2004

© Перевод. С.Б. Лихачева, 2015

© Издание на русском языке AST Publishers, 2015

От переводчика: o передаче имен и названий

Предваряя непосредственно текст, скажем несколько слов о переводческой концепции передачи имен и названий. Транслитерация имен собственных, заимствованных из эльфийских языков, последовательно осуществляется в соответствии с правилами чтения, сформулированными Дж. Р.Р. Толкином в приложении Е к «Властелину Колец» и перенесенными на русскую орфографию. Оговорим лишь несколько наименее самоочевидных и вызывающих наибольшие споры подробностей. Так, в частности:

смягчается между [е], [i] и согласным, а также после [e], [i] на конце слова. Отсюда – Бретиль (Brethil ), Мелькор (Melkor), но Улмо (Ulmo ), Эльвэ (Elwё ), но Олвэ (Olwё ).

обозначает глухой звук [θ], обозначает звонкий [ð]. Эти фонемы не находят достаточно точных соответствий в русском языке и издавна следуют единой орфографической замене через «т» и «д». Мы передаем графическое th, dh через «т» и «д» соответственно. Например – Тингол (Thingol ), Маэдрос (Maedhros ).

В середине некоторых слов обозначает (возникшее из ): Эффель Брандир (Ephel Brandir).

<Е> обозначает звук, по описанию Толкина примерно соответствующий тому же, что в английском слове were , то есть не имеющий абсолютно точного соответствия в русском языке. Попытки использовать букву «э» всюду, где в оригинале имеется звук [е] после твердого согласного, то есть практически везде, представляются неправомерными. Звук [э] русского языка, при том, что он, строго говоря, и не соответствует стопроцентно исходному, будучи передаваем через букву «э», создает комичный эффект имитации «восточного» акцента. Та же самая цель (отсутствие смягчения предшествующего согласного) легко достигается методами, для русского языка куда более гармоничными: в словах, воспринимающихся как заимствования, согласный естественным образом не смягчается и перед «е» (так, в слове «эссе» предпоследний согласный звук однозначно твердый).

В системе транслитерации, принятой для данного издания, в именах и названиях, заимствованных из эльфийских языков, буква «э» используется:

– на конце имен собственных, заимствованных из эльфийских языков (тем самым позволяя отличить эльфийские имена от древнеанглийских): Финвэ (Finwё ) (но Эльфвине (Aelfwine ));

– в начале слова и в дифтонгах (во избежание возникновения звука [j]): Галадриэль (Galadriel ), Эол (Eöl) ;

– на стыке двух корней: например, Арэдель (Aredhel ), Аданэдель (Adanedhel ), дунэдайн (Dúnedain ).

В большинстве же случаев для передачи пресловутого гласного звука используется буква «е»: например, Берен (Beren ), Белерианд (Beleriand ), Нуменор (Numenor ).

Буква в словах, заимствованных из языка синдарин, обозначает звук, в русском языке передающийся буквой «ю»: например, Эмюн Берайд (Emyn Beraid ).

В Указателе после каждого слова в скобках дается написание латиницей (как в оригинале), для упрощения соотнесения ономастики оригинала и перевода.

Для ряда этнонимов в тексте оригинала используются формы множественного числа, образованные по правилам грамматики соответствующих эльфийских языков (Noldor, Eldar, Gondolindrim, Golodhrim ), но не правилам английской грамматики. В силу этой причины те же формы мы используем в русском переводе как несклоняемые существительные (нолдор, эльдар, гондолиндрим и т. д.).

Лихачева С.

Предисловие

«Сильмариллион», ныне опубликованный спустя четыре года после смерти автора, представляет собою рассказ о Древних Днях или о Первой эпохе Мира. Во «Властелине Колец» повествуется о великих событиях конца Третьей эпохи; однако предания «Сильмариллиона» – это легенды, восходящие к еще более далекому прошлому, когда Моргот, первый Темный Властелин, обосновался в Средиземье, и Высокие эльфы воевали с ним за Сильмарили.

Однако «Сильмариллион» не только пересказывает события гораздо более ранние по времени, нежели во «Властелине Колец», он, в основе своей, и написан намного раньше. Действительно, он существовал уже полвека назад, хотя в ту пору «Сильмариллионом» не назывался; а в потрепанных тетрадях, датируемых 1917 годом, можно прочесть самые первые варианты ключевых преданий мифологии, зачастую набросанные карандашом, на скорую руку. Но опубликован он так и не был (хотя некое представление о его содержании можно получить из «Властелина Колец»), и на протяжении всей своей долгой жизни отец продолжал работать над ним, в том числе и в последние годы жизни. За все это время структура «Сильмариллиона» как крупномасштабного повествования практически не менялась; он давным-давно сложился как фиксированный свод легенд и фон для последующих книг. Но до готового текста было еще далеко: изменялись даже отдельные фундаментальные представления о природе изображаемого мира, и вместе с тем одни и те же легенды пересказывались то более кратко, то более пространно, и в разном стиле. С течением лет изменения и варианты, в отношении как деталей, так и глобальных перспектив, настолько усложнились и перепутались, что свести все эти многослойные напластования к версии окончательной и однозначной казалось чем-то недостижимым. При этом легенды более ранние («ранние» не только в смысле их принадлежности к далекой Первой эпохе, но также и в смысле даты их написания) вобрали в себя и воплотили самые сокровенные мысли моего отца. В текстах более поздних мифология и поэзия уступают место раздумьям теологическим и философским, что влечет за собою стилевую несовместимость.

После смерти отца привести его наследие в пригодный для публикации вид выпало мне. Было понятно, что попытка представить все разнообразие материалов под обложкой одной книги – продемонстрировать «Сильмариллион» таким, каков он есть на самом деле, – как творение непрестанно меняющееся и эволюционирующее на протяжении более полувека, – приведет лишь к путанице, и в этом хаосе затеряется самое важное. Потому я взялся создать цельный, единый текст, отбирая и группируя материал так, чтобы по возможности получилось максимально связное и обладающее внутренней логикой повествование. В этой работе последние главы (начиная с гибели Турина Турамбара) заключали в себе особую проблему: на протяжении многих лет они не менялись и в некоторых отношениях серьезно дисгармонировали с более разработанными концепциями других частей книги.

Полной согласованности (будь то в пределах самого «Сильмариллиона» или между «Сильмариллионом» и другими опубликованными произведениями моего отца) ожидать не приходится; если она и достижима, то слишком дорогой ценой. Более того, со временем отец стал воспринимать «Сильмариллион» именно как компиляцию, как краткий пересказ, составленный в последующие времена на материале разнообразных источников (стихотворений, исторических хроник, устных преданий), сохранившихся в вековой традиции; и данная концепция в определенном смысле является аналогией истории книги как таковой, поскольку в основу ее легло немало более ранних прозаических и стихотворных текстов, так что в определенной степени книга конспективна по сути, а не только в теории. Этим объясняется ускорение и замедление развития событий и степень проработанности деталей в разных частях книги, – так, например, точное воспроизведение места действия и мотиваций в легенде о Турине Турамбаре контрастирует с возвышенным и расплывчатым повествованием о завершении Первой эпохи, когда был сокрушен Тангородрим и ниспровергнут Моргот; а также и различия в стиле и описаниях; некоторые неясности и, в ряде мест, – отсутствие связности. Так, например, «Валаквента», по всей видимости, повествует главным образом о тех временах, когда эльдар лишь недавно обосновались в Валиноре, однако текст был переработан впоследствии; этим и объясняется постоянная смена грамматических времен и смещение точки зрения: божественные власти воспринимаются то как зримо присутствующие и действующие в мире, а то как бесконечно удаленные – канувший в небытие народ, оставшийся лишь в воспоминаниях.

Наверное, эту рецензию стоило бы начать с того, что "Сильмариллион" - книга не для всех. В первую очередь - из-за обилия информации, огромного количества имен и родственных связей, и сложного языка. Читать его трудновато - но если вы разберетесь, то откроете для себя таинственный мир Предначальной Эпохи. Той самой, когда не было ещё людей, когда в Средиземье жили эльфы. Когда мир освещал свет звезд, а самым большим сокровищем эльфов были Сильмариллы - самые прекрасные алмазы, впитавшие в себя свет Древ Валинора.

Итак. начиная характеристику, следует отметить, что в описании не зря сказано, что "Сильмариллион" - Библия Средиземья. Во-первых, начинается книга с того, что описывается создание Арды (мир Средиземья) и дается характеристика богам Средиземья. Во-вторых, боги по своему описанию очень похожи на библейских - Единый Бог (Эру Илуватар), его создания валар и отступник Мелькор. Не правда ли, напоминает Бога, ангелов и Дьявола?

Событий огромное множество. Неудивительно - описываются целых две Эпохи! Таким образом, книга содержит материал в сжатом виде. Здесь это тоже уместно - поскольку на эти две Эпохи растягивается одно событие - война за Сильмариллы. Помимо этого, вы поймете, что книга имеет несколько частей. В первой (Айнулиндалэ, или Музыка Айнур) описывается создание Эа, т.е. материального мира и собственно Средиземья, во второй (Валаквента) нам дается характеристика богов и врагов. Третья часть - Квента Сильмариллион - составляет львиную долю книги и, собственно, является самой её сутью, там рассказывается о Сильмариллах и войне за них. Завершают книгу две части - Акаллабет (падение государства людей Нуменор) и краткое содержание "Хоббита" и "Властелина Колец", которое так и называется - "О Кольцах Власти и Третьей Эпохе".

Герои - их столько, что, наверное, мало кто сможет удержать всех их в памяти. Лично мне потребовалось создать две большие схемы - первая отражала разделение эльфийских племен и связи между ними, вторая - родственные связи наиболее значимых героев. Послле этого сразу стало все понятно, так что будьте готовы к тому, что придется чертить.
Однако сами герои выписаны также превосходно, как и в предыдущих книгах. Каждый из них, даже злодей Мелькор - это Личность, это история жизни, это мысли, чувства и страдания. Хоть один из них вам обязательно понравится.

Битвы - их тут предостаточно. Каждая описана так, что кажется, будто там и присутствуешь, а уж после одной, самой масштабной и тяжелой - Нирнаэт Арноэдиад - у меня чуть слезы не потекли. Ибо так описаны безысходность, страх, скорбь, что это не оставит равнодушным.

Ну и, тут не обойтись без любви . Каждая любовная история западет вам в душу. А "Лейтиан", которая упоминается во "Властелине Колец", будет поднимать вас на гребне надежд и швырять вниз, в пучину отчаяния, и в конце останется светлое ощущение счастья, выстраданного героями.

"Сильмариллион" - книга не для всех. Она сложна, где-то запутанна, но без сомнения, любой, кто знаком с "Хоббитом" и "Властелином Колец", должен прочесть её. Это предыстория тех событий, но читать её надо именно в конце, иначе вам многое будет непонятно.

"Сильмариллион" - книга интересная, яркая и непохожая ни на что. Прочитав её, я осталась очень довольна. Очень надеюсь, что и вам она понравится также.

«Сильмариллион» - роман классика фэнтези Джона Рональдо Руэла Толкиена. Он повествует о космогонии мира Средиземья, в котором разворачиваются события в «Хоббите» и «Властелине колец». В романе нет привычных сюжета и композиции. Это сборник легенд, преданий, песен, якобы сочиненных народом Средиземья и переложенных с древнего языка хоббитом Бильбо Беггинсом.

Джон Толкиен начал работу над «Сильмариллионом» еще в годы Первой мировой войны, когда он, тяжело больной, лежал в госпитале. Постепенно на бумаге стал вырастать целый мир со своим божественным пантеоном, легендами, верованиями, историей, географическими границами.

Рукопись была готова в одно время с «Властелином колец», однако ни одно издательство не решилось опубликовать сразу несколько крупных произведений. Даже «Властелин колец» выходил отдельными частями.

Когда Толкиен-писатель стал популярен и богат, он решил внести коррективы в свой легендариум. Работа продвигалась медленно, а затем быстрая смерть унесла писателя. «Сильмариллион» так и остался среди черновиков. К счастью, младший сын Толкиена Кристофер провел огромную работу с бумагами отца и в 1977 году опубликовал космогонию Средиземья.

«Сильмариллион»: структура, сюжет

«Сильмариллион» состоит из пяти частей:

Айнулиндалэ;

Валаквента;

Квента Сильмариллион;

Аккалабет;

О Кольцах Власти и Третьей Эпохе.

Повествование ведется с момента возникновения Арды (Земли) на просторах Эа (Вселенной) и до Третьей Эпохи, во время которой развиваются события во «Властелине колец».

Кроме хроники событий, предшествовавших знаменитой трилогии, в «Сильмариллионе» представлены сведения о божественном пантеоне нового мира и существах, населяющих его. К роману прилагается словарь основных понятий и сборник карт, которые позволяют наглядно представить географию Средиземья в разные эпохи.

Вначале не было ничего. Был только высший разум - Эру Илуватар. Он всегда пребывал в Чертогах Безвременья. Его сознание сотворило божественных помощников Айнур, которые прекрасно пели на просторах Безвременья. Сперва они пели поодиночке, но когда их голоса слились в гармонии, появилась Музыка Айнур. Она положила начало Эа - Вселенной.

Эа стала гармоничной производной Музыки Айнур, наложенной на сознание великого Илуватара (Бога-творца). Вместе с Эа на Чертогах Безвременья появилась Бездна (нижние слои вечного пространства) и Пустота (Вечная/Внешняя/Изначальная Тьма), которая находилась за пределами Безвременья. В пустоту изгоняли главных врагов Эа, в частности Мелькора, сильнейшего из Айнур, ставшего на сторону Тьмы.

Однажды Музыка Айнур слилась в великолепную гармонию. Эру Илуватар представил эту музыку, ее воплощением стала Арда - осязаемая субстанция, которую люди и эльфы назвали Землей. Все Айнуры пели в унисон, только один из них - Мелькор - отклонился от темы. Так в новом мире появилось Зло.

Когда Илуватар услышал дивный мотив, он засмеялся и поднял левую руку. Айнуры запели снова, но Мелькор вновь отклонился от темы. Илуватар разгневался, он вновь поднял руку. Айнуры подхватили новый лад, но Мелькор продолжал петь по-своему.

История создания сказочного мира

Илуватар встал, поднял обе руки и приказал Айнурам взглянуть на созданный ими мир. В нем было много гармоничного и прекрасного, как мелодия Айнур, но был в нем и диссонанс, что впустил Мелькор. Илуватар взглянул на новый мир и задумался. В результате появились Дети Илуватара - эльфы и люди, которые первыми населили новообразованную Арду.

Есть пророчество, что в конце времен будет спета Вторая песня Айнур. В ней примут участие и люди, но о чем будет эта песня, не знает никто.

В новой Вселенной появились божественные сущности - Валар и Майар. Валар - божества Айнур, что сошли из Чертогов Безвременья и стали ближе к обитателям Арды. Существовало семь Владык и Владычиц Валинора. Каждый из них отвечал за отдельный компонент созданного мира. По своей воле, они могли обретать видимый образ, доступный глазу Детей Илуватара.

Благословенным королем Арды стал Манвэ Сулимо. Он находился ближе всего к Эру Илуватару. Его стихии - это ветер и воздух, а птицы - его слуги. Манвэ Сулимо обитает в Ильмарине на вершине божественной горы Таникветиль. Он восседает на троне и держит в руках сапфировый жезл.

Есть также Ульмо - повелитель вод. Он течет во всех жилах Земли и редко принимает осязаемый облик.

Владыку земли (земной тверди) зовут Аулэ. Он - верховный кузнец земли, создатель божественных колесниц для Луны и Солнца, гор и континентов Арды. Однажды он создал целую расу и назвал своих детей гномами, но они были лишь безвольными куклами в руках Аулэ. Только при помощи Эру Илуватара гномы стали полноценной расой. Илуватар усыпил детей Аулэ до тех пор, пока не проснулись его собственные дети - эльфы.

Есть в божественном пантеоне Эа Намо - владыка и судья мертвых, повелитель сновидений Ирмо, он же Лориэн.

Супруга Манвэ Варда повелевает звездами, Йаванна отвечает за плодородие на Земле, Ниэнна повелевает печалью, а Эсте, напротив, избавляет от душевной печали и физической боли.

Вайрэ знает все о будущем обитателей Арды, она запечатлевает судьбу на гобелене, за что ее называют «ткачихой». Нэсса покровительствует танцу и грации, а красавица Вана - молодости и юности.

Есть у владыки мира Манвэ Сулимо брат-близнец - Мелькор, он же Моргот. Моргот - главный враг новообразованного мира, первородное зло.

Майар - это духи вселенной Эа. Большинство из них служат владыкам Валар, но некоторые перешли на сторону Тьмы и стали прислуживать Морготу. В числе первых Олорин, известный под многими именами, самым узнаваемым из которых является Гэндальф. Самым известным антагонистом Гэндальфа и Света считается дух Курумо, он же Саруман.

Сильмариллы - чудесные камни, созданные сыном верховного короля нолдор Фивнэ. В основе сильмарилл свет Деревьев Валинора. Они - божественный огонь, заключенный в осязаемую оболочку. Сильмариллы невозможно разбить, расплавить, уничтожить. Никто не знает, из чего они сделаны, и не узнает до конца времен. Согласно преданию, в сильмариллах хранятся все судьбы Арды.

Заполучить чудо-камни захотел Мельгот. Он украл Сильмариллы у Фивнэ и скрылся с ними. Фивнэ вместе со своими сыновьями поклялся во что бы то ни стало вернуть камни. Много бед и кровопролитных битв принесли сильмариллы Арде. В ходе великой войны за сильмариллы один за одним чудо-камни были уничтожены.

Аккалабет: Падение Нумерона

Вводная часть «Аккалабет» повествует об острове Нумероне, который был создан специально для людей после войны с Мелькором. Эльфы же поселились на благословенной территории Амана. Со временем в сердцах людей появилась зависть к бессмертным обитателям Арды, и они захотели проникнуть в волшебный эльфийский край. Люди организовали военную кампанию, но были остановлены Эру Илуватаром.

Божественный владыка разгневался на своих непокорных детей и уничтожил их дом на острове Нумерон. Путь в Аман с тех пор был сокрыт от постороннего глаза, отыскать его моги только эльфы.