Серебряный ветер. Иар эльтеррус отзвуки серебряного ветра

П Л У Т О Н И Я

– Живешь, работаешь, от горя стонешь ли,

встречаешь песней ли грозу и ветер, -

А где-то дремлет страна Плутония!

– Которой не было нигде на свете?!

– Что значит было?.. Что значит – не было?!

Вопрос не праздный! Вопрос – тревожен...

Быть может, то мы считаем небылью,

Чего пока еще понять не можем?..

Мы так не любим чудных и странных,

мы так не верим всем непохожим!

Мы словно чувствуем покровом кожным,

что непохожесть их – нам сердце ранит...

Ведь мы же видим – они не тонут

в бумажных заводях, в житейских буднях!

Они шагают в свою Плутонию...

– Которой не было, нет, и не будет?!

– Вам очень хочется всегда быть правыми?

И в правоте своей – несокрушимыми?..

– Но если правы мы – имеем право мы

И вдруг – Плутония... Зачем, к чему она?!

Она же логикой – не проверяется!

Ее же – не было?.. Она ж – придумана?!

Она же в здравый смысл не умещается!!!

– О, успокойтесь, благополучные!

Вас племя странное вовсе не тронет...

Вас не зовут же в страну за тучами?..

Вас – и не пустят в эту Плутонию!

Страна Плутония – не для смирившихся,

не для живущих единым хлебом,

с любой неправдою легко ужившихся,

не подымающих головы к небу!

О, равнодушные, о посторонние!

Ведь это вам назло – ее не видящим! -

живет и здравствует страна Плутония,

страна любимая нездравомыслящих.

Раиса Гладун 1932–2001

«Отзвуки серебряного ветра» – моя попытка найти выход из тупика, в котором оказался наш мир. Тупика подлости, жестокости и корысти.

Искушенному читателю мир ордена Аарн может показаться несколько схематичным. Вполне возможно. Но мне важно было донести основную идею, а второстепенные детали и научная достоверность не имеют для меня особого значения.

Меры веса, длины и времени в романе даны в привычных для русскоязычного читателя единицах.

Новые термины объяснены либо в самом тексте, либо в сносках. Новые идиоматические обороты приближены к русским и, надеюсь, не вызовут у читателя затруднений.

Все совпадения с реально существующими людьми или событиями случайны, роман с начала и до конца является плодом авторской фантазии.

Автор выражает свою искреннюю благодарность редакторам Любови Зиновьевне Лейбзон и Евгению Геннадьевичу Коненкину, без помощи которых эта книга так и не обрела бы законченный вид. Слишком много лет она писалась. Также автор благодарит участников форума http://forum.elterrus.com за помощь и подсказки, за бесконечный, длившийся годами поиск логических несоответствий, за сотни высказанных идей, военных концепций и типов оружия, за рисунки, стихи, песни и составление энциклопедии обитаемой галактики, составить которую самому автору просто не хватило бы терпения.

Песнь странных.

Бывает так... Бывает. Ты снова не знаешь кто ты и что ты, ты снова мечешься в странной паутине волн жизни. Они меняют тебя, но ты сам этого не замечаешь и думаешь, что ты все еще прежний. А потом понимаешь, что это не так, и не знаешь что тебе делать... Да ничего! Просто слушай, как серебряный ветер играет листвой Древа Звезд. Просто не забывай, что ты умеешь летать. Просто помни, что есть там, далеко, звезды, и они зовут тебя в неизведанное, в мир, где нет подлости и лжи. Увы, сколь многие не хотят об этом помнить и теряют свои крылья, перо за пером, и становятся, по словам поэта, «бескрылыми злыми духами». Это – истина, и с ней ничего нельзя поделать. Но мы не хотим и не можем жить без крыльев. И слава Творцу за это. За то, что Он дал нам Иное, непонятное озабоченным своим благосостоянием. Что ж, им никогда не услышать Ветра Звезд, никогда не понять звенящей красоты невероятного. Они слепы и глухи, и это – их вина, они сами завязали себе глаза и заткнули уши. Но это их выбор, и они имеют на него право. Мы же не с ними, мы не хотим быть с ними, нам противно быть с ними. И лучше быть одному, чем с кем-то из них. Запомните раз и навсегда – МЫ НЕ ТАКИЕ. Нам чужды их идолы и их кумиры, их чаяния и их надежды, их горести и их радости. Мы всегда отрывались от земли и уходили туда, куда им никогда не попасть, куда никого из них просто не пустят. И за это века и века нас побивали камнями, нас жгли на кострах, нас втаптывали в грязь и бросали в застенки, над нами смеялись и объявляли безумцами. Но мы все равно отказывались отречься от мечты. Пусть их. Они отвернулись от Творца, и Он отвернулся от них. Творец улыбается тем, кто способен заглянуть за горизонт и не побоится броситься с обрыва и распахнуть крылья, не зная взлетит он или упадет. Пусть наслаждаются своими «богатствами» и радуются своему «достоянию». Но им этого мало, их пугаем мы, НЕ ТАКИЕ. Нам доступно что-то, чего им никогда не понять, и им страшно от осознания этого. От осознания, что впереди у них – только мы. Они жаждут лишить нас крыльев, убедить, что этих крыльев у нас нет и быть не может. Порой кто-то из нас падает, принимая их ценности, но на смену упавшему расправляют крылья и взлетают ввысь десятки других, не слыша перепуганного визга оставшихся внизу. Им нас не остановить! Мы обречены оставаться изгоями в мире боли и горя, часто следуя своему пути в полном одиночестве, не обращая внимания на летящие в нас камни, плевки и проклятия. Помните, именно мы заставляем человечество идти вперед, не позволяя ему превратиться в стадо сытых, довольных жизнью животных. Не бойтесь! Расправляйте ваши крылья и влетайте ввысь! Да, плата за это будет страшной, но нас ждет небо! На костер? Что ж. Помните, Творец улыбается нам даже на костре! И что бы они не делали, им нас не удержать! Мы все равно взлетим, оставив болото внизу. Мы – были! Мы – есть! Мы – будем!

Интерлюдия I

Боль понемногу отпускала. Я снова отпил немного спирта и облегченно улыбнулся. Ну вот, еще один приступ миновал, еще одна пытка позади. Сколько их было и сколько их еще будет... Я внимательно вслушался в происходящее на крейсере и вздохнул. Опять кто-то меня ищет. Дети, дети... Как же я вас всех люблю, как же вы все мне дороги. Мне легче вынести сотню таких приступов, чем потерять кого-то из вас. Вы не бессмертны, в отличие от меня, и вы уходите. Увы мне. Но сейчас вы счастливы, и я рад, что сумел дать вам хоть немного счастья, сумел вырвать вас из мира боли и горя, отчаяния и безнадежности. Кто-то скажет, что я идеалист. Да, идеалист. Ну, и что? Я сам часто и во многом сомневаюсь, но иного пути у меня все равно нет. Я должен, должен искупить зло, которое принес во вселенную двадцать тысячелетий назад. Я был тогда Темным Мастером, Черным Императором. Я искал тогда власти и бессмертия. Нашел ведь на свою голову... Зачем, зачем мне это было нужно? Убей меня Создатель, если понимаю. Да, тогда я еще не знал насколько это больно – быть бессмертным.

Я снова вслушался в эмофон и не смог удержаться от улыбки. Тина уже обыскалась меня, какая-то у нее проблема возникла. Девочка ты моя хорошая... Знала бы ты, как я тебя люблю. Но не узнаешь. Никогда. Моя судьба – боль и одиночество, и я никому не позволю разделить эту ношу со мной. Не нужно вам, дети мои, знать, как мне приходится платить за все, что вас окружает. Не нужно. И так каждый из вас прошел через ад, так пусть хоть здесь, среди тех, кто любит вас и кого любите вы, вам будет хорошо. Пусть хоть здесь вы не узнаете боли и горя. Живите, любите, творите. А моя задача – закрыть вас собой, защитить от всех и всяческих бед. Неважно, какой ценой, но защитить. Не допустить царящее во внешнем мире зло до ваших забывших о боли душ.

Огромна обитаемая галактика, немало разумных рас вышли в космос, и все они живут по-своему. Кто плохо, кто хорошо - критерии у каждой разные. Но в каждой есть разумные, не принимающие и не понимающие жизни во имя выгоды. Таким неуютно дома, чаще всего они гибнут. Однако у них есть надежда - орден Аарн, странная, ни на что не похожая цивилизация… Туда могут уйти только разумные, отвергшие такие общегалактические ценности, как корысть и власть. Во всех мирах галактики Аарн спасают тех, для кого честь и любовь не пустой звук, кто хочет и может творить, у кого в сердцах звучит серебряный ветер звезд. И загораются всеми цветами радуги небеса, и звучит оттуда Призыв.

Жизнь течет по своим правилам, чаще всего непонятным людям и иным разумным. Изменения накатывают неожиданно и чаще всего тогда, когда их никто не ждет. Орден Аарн, вызывающий ненависть правительств стран галактики, тоже не остается в стороне - впереди война с религиозными фанатиками, которые ради своей веры готовы погубить разумную жизнь во всей галактике. Чтобы выжить, вчерашние враги вынуждены забыть о вражде и объединиться. Иного выбора у них нет…

В далёкой-далёкой галактике погибает от рук местных спецслужб во время поездки к родственникам представитель некоей Организации. Глава сией Организации в качестве мести обращается с к местным жителям с примерно следующими словами: «Или вы найдёте и убьёте всех спецслужбистов до последней уборщицы, или будете уничтожены вместе со своей планетой. И не беспокойтесь, силы и власти у меня хватит на сотню таких планеток, как ваша.». Не врёт, кстати. На планете учиняется паника и большой погром, в ходе которого большая часть спецслужбистов гибнет (а с ними погибает и множество непричастных, но до них представителям Организации, довольно потирающим руки на своих космических суперлинкорах от наслаждения местью, конечно, никакого дела нет). Глава Организации благодушно прощает жителям планеты, что те не смогли исполнить его барскую волю в полном объёме и расстреливает из орудий космического суперлинкора только убежища уцелевших спецслужбистов. Победа отмечается праздничной вербовкой коллаборационистов в Организацию и оргией на самом большом космическом суперлинкоре, который моргает на прощание своими дюзами разорённой планете...

Вы только что прочитали описание того, чем обычно занимается Орден Аарн, благой союз желающих странного и не желающих ничего для себя, живущих мечтой и смело подставляющих лицо серебрянному ветру. Да-да, это не опечатка - эти милые люди, которые не стесняясь прихлопнут вас и ещё пару тысяч таких, как вы, за то, что какие-то ваши соотечественники, которых вы в глаза не видели, убили кого-то из них - хорошие. Остаётся только спросить: «Если эти - хорошие, то какие же тогда плохие?».

Язык цикла чудовищен: монотонно повторяющиеся метафоры про «серебряный ветер», неуклюжие просторечные выражения вроде «не все хотят жрать и насиловать друг друга», а про то, кто такой «фокальный персонаж» автору явно так и не объяснили. Персонажи плоские (вообще это не всегда плохо, но это плохо в книге с претензией на психологизм). Логика отсутствует в принципе:

В открывающей первый роман новелле тупые крестьяне обсуждают, что: «Высочайшим повелением по всему Скоплению Парг приказано упрятать под замок всех «странных». А кто это такие – «странные» – не сказано.» Крестьяне-то, понятно, тупые. А вот высочайший повелитель на кой чёрт подрывает свой авторитет, отдавая такие приказы, которые:

Раз - никто из его подданных никогда не выполнит, потому что не поймёт их сути.

Два - выполнение которых невозможно проконтролировать.

Три - которые в случае выполнения не принесут нужного результата (аарн умеют открывать порталы куда угодно, в том числе и в закрытые помещения, и это общеизвестно).

Четыре - даже в случае достижения нужного результата в лучшем случае не дадут никакой пользы, а в худшем - принесут один вред (зачем силой удерживать заведомо бесполезных асоциалов, которые ещё и могут угрожать общественному порядку?).

А мир цикла откровенно скучен - технофэнтези, да ну? Средневековье в космосе, неужели? После «Дюны» это неоригинально, после «Саги о Форкосиганах» малоперспективно, после «Звёздных войн» заезжено, а после «Warahammer 40k» избито. Все сюжетные ходы (люди-носители Зла с большой буквы З, брошенный предтечами космофлот) уже где-то были и не один раз.

Так за что же это вообще любят?

Признаюсь, на меня самого отчасти действует очаровние «ОСВ». Очень хочется, чтобы тебя всегда поддерживали и защищали. Очень хочется быть своим среди своих. Очень хочется отомстить всякой швали. Романы (они скомпонованы как цепочки коротких новелл) многократно и на разные лады повторяют одну и ту же ситуацию: есть кто-то отверженный обществом, не нашедший своего места, страдающий (типажей строго ограниченное количество: девушка-мечательница с тонким складом характера, зажатая социальными условностями, военный, сохранивший верность кодексу чести, учёный или поэт, погружённый в мир абстракций и неприспсобленный к жизни). Его мучения в обществе, где ему нет места, достигают кульминации (опасно приближая его к гибели, физической или духовной). Но тут внезапно приходят Аарн (или он сам приходит к ним, но вслепую и не зная, кто они такие, так что всё равно получается внезапно). Они в последний момент успевают его спасти (не успевают, но мстят за его физическую смерть либо с переменным успехом собирают по кусочкам после морального уничтожения). Среди них он находит своё место, обретает призвание, любовь и счастье (о нём помнят в моменты светлой грусти). И так сто раз подряд. Всё это успешно вызывает одно ощущение - что это лично ТЕБЯ ждут аарн, чтобы принять, как брата по ордену, ведь это ТЫ страдаешь от непонимания и равнодушия, ТЕБЕ не нашлось места в этом мире. Эльтеррус пишет свои книги нечестно. Он не показывает жизнь каких-то людей самих по себе, а, цепляя когтями под сердце, запихивает в свой мир читателя - на это работает и крайняя обезличенность текста, накачанная под завязку эмоциями, которые читателю придётся инстинктивно принять на свой счёт, и одна и та же повторяющаяся многократно сюжетная ситуация, заставляющая переживать момент выхода к свету из чёрной бездны. Болезненное, мучительное освобождение, глоток свежего воздуха и опять душная тьма ради ещё одного приступа боли и ещё одного освобождения. Думаю, многие, кому в жизни плохо, подсаживаются на эти переживания и осиливают цикл до конца (меня хватило только на первые две книги, на добрых белогвардейцах, которые в жизни вешали рабочих, пороли крестьян и отнимали у них землю в пользу помещиков, а в книге несправедливо страдают от грязных лап красных и зелёных бандитов, градус фальши оказался таков, что меня настигло окончательное протрезвление), усваивая заодно и идеи автора.

А идеи эти далеко не так светлы, как кажется после удара потоком эмоций из книги. Аарн с их жестокостью, слащавостью, самовлюблённостью и отсутствием самоконтроля - не те, кого было бы удачей встретить на узкой дорожке. И это не просто недоработка - все эпизоды с процедурой «избрания» (мозгопрощупывания в поисках нужных и ненужных качеств) направлены на то, чтобы вызвать у читателя одну реакцию - да, да, я такой! Я не такой, как все! Меня тоже обижают! Я тоже хочу в прекрасную утопию! Мир «ОСВ» - мир очень заниженных моральных стандартов. Даже не предлагается за что-то бороться и куда-то бежать - аарн сами найдут, сами спасут - сиди и жди чуда. Может быть, как организация Орден всё-таки переделывает мир своими силами? Нет, есть такой всемогущий маг и ещё более всемогущий бог, которые им везде проложат зелёный коридор. Кстати, если хотите узнать больше про этого бога: он послал в мир своего мессию, чьё основное колдунство - промывать людям мозги, делая их «добрыми» (а я-то думал, что это всё равно, что стереть нас с лица земли и создать заново... я-то, глупый, думал, что сердце бога полно жалости и он не сможет этого сделать). И нет, аарн даже не надо стремиться быть хорошими - все мерзкие «пашу» (это значит «быдло» на санскрите... почему на санскрите? а чтоб поумнее звучало) такие уж отвратительные, жестокие и тупые, что на их фоне не стыдно быть малость несовершенным. Квинтэссенция инфантилизма.

Каково же устройство общества Аарн, делающее его утопией? Почему оно работает и там всем хорошо? Во-первых, оно аристократическое - в аарн принимают только немногих избранных. Во-вторых, оно авторитарное - единоличная власть Командора никем не оспаривается. В-третьих, оно коллективистское - церемонии принятия в аарн предполагают подключение к коллективной телепатической сети с возможностью читать мысли всех остальных. В-четвёртых, оно пронизано культурой эроса - оргии на церемонии посвящения, шведские семьи, вообще всяческий промискуитет, большая роль визуального искусства, внешняя политика, строящаяся в основном на эмоциях Командора (ну, и сочувствующих ему вообще всех аарн... они, кстати, телепаты... кстати, Командор - единственный, кто может надолго закрываться от чужой телепатии... данунеможетбыть?!). В пятых, оно довольно воинственно.

Что это всё напоминает? Был такой персонаж в истории двадцатого века - поэт Д"Аннунцио, который года два удерживал диктаторскую власть в городе Фиуме на берегу Средиземного моря. Он проповедовал гедонизм, экстаз и дионисийский эмоциональный подход к жизни (например, поэты в Фиуме были официально правящей кастой). Ещё он одно время мечтал о возрождении имперской Италии, но итальянское правительство не согласилось. Несмотря на свободу нравов в его республике, многие черты её организации - в первую очередь коллективизм, воинственность и всеобщую сопричастность духу нации - перенял в своём аскетичном государстве Муссолини.

И, если почитать те места в тексте, где говорится о взаимоотношениях Аарн со всеми остальными, то увидим вполне себе муссолинистский подход к устройству общества - там, где Орден вмешивается в политическую жизнь, он стремится построить сильное государство под властью одного правителя или небольшого олигархата избранных. В вики по миру Эльтерруса вообще сказанно, что в результате чуть ли не идеальным обществом, которое аарн построили для тупых и злобных пашу, оказывается совершенно фашистский режим в Ка Эль Энах, где тюрем нет, а за кражу шоколадки из супермаркета сразу вешают. Вот тебе и утопия, мда.

«Отзвуки серебряного ветра» - очень глупая и злая книга. Читать, конечно, можно (если совсем нечего делать), но ничего оригинального, умного или светлого там нет.

Оценка: 2

Космооперу Иара Эльтерруса я прочел в Интернете. Собственно, почему я стал читать эту эпопею: вспомнил некоторые понравившиеся мне образцы этого жанра и решил развлечься. Как оказалось, название «космоопера» по отношению к творению Эльтерруса не совсем точно. Рассказ о космическом ордене Аарн, объединяющих людей, которые хотят странного и не в силах жить в обычном черством мире, читается, действительно, на одном дыхании, но по прочтении романа, когда в сознании восстанавливается способность мыслить и анализировать, передо мной встали некоторые вопросы.

1. Откуда такое противопосталение чистых и светлых аарн низменным и пошлым пашу? Нет, в конце эпопеи герои понимают, что высокомерие никого не красит и вообще заводит в тупик, но для того, чтобы добрым и чистым это понять, потребовалось полторы тысячи лет. Не многовато ли для разумных, которым доступны Сферы Творения?

2. Откуда такое клиническое отношение к сексу? О любви я в данном случае не говорю. Хотя автор упоминает любовь, причем временами довольно причудливую, но она всегда за кадром, словно Эльтеррус не знает, что с ней делать. Но вот когда речь заходит именно о сексе, это либо кошмар, вызывающий отвращение, либо удовольствие, являющееся мучением и проклятием. При этом я не имею в виду насилие, и так понятно, что оно омерзительно, что не мешает автору его живописать и ужасать читателей. Но чем виноват секс? Неужели нельзя просто порадоваться жизни?

3.Как может сочитаться впадение благородных аарн в психошок от убийства даже последнего мерзавца, с пристрастием благородных героев к принципу коллективной ответственности с последующим массовым физическим устранением тех, кто попал под руку?

Но это так, мои придирки. Гораздо больше меня заинтересовало другое. Все начало эпопеи Эльтерруса строится на том, что в тот момент, когда люди не в силах справиться со своими проблемами, с небес раздается голос с космического корабля Ордена Аарн и раз - проблемы оказываются решены! Вы обречены на бой, который проиграете? Не проблема - Аарн разгонят ваших врагов в один миг. Вы не желаете замуж? Аарн заберет вас к себе. Главное, чтобы вы были чисты и вам помогут.

Наверное, это обещание, что придут добрые дяди и тети и решат все ваши проблемы - очень привлекательны. Правда, автор сообщил, что тех, кого орден Аарн счел недостойными, на некоторых планетах попросту убивали, да еще такими способами, от которых могло бы стошнить даже маньяков, но какой же читатель усомнится, что окажись он в той реальности, он неприменно оказался бы достойным стать Аарн. После всего этого, не удивительно, что число читателей Эльтерруса на СИ - более 90 тыс. читателей в год (а если учесть абсурдную статистику Самиздата - то явно больше) и около тысячи просмотров страницы в день. И это при том, что ни сюжет, ни герои, ни язык эпопеи не представляют из себя что-то выдающегося. Строго говоря и оценки, поставленные Эльтеррусу на СИ, это подтверждают, но.... что говорить об оценках? Каким-то образом автору удается воздействовать на простейшие эмоции человека, каким-то образом ему удается повернуть рычажок, начисто лишающий читателей способности мыслить критически. Комическая эпопея написана с таким накалом, что все остальные недостатки и откровенные ляпы проходят мимо сознания. Сопротивляться подобному накалу достаточно тяжко. Манипуляция читателями доходит у Эльтерруса до высшей точки. А я не люблю, когда мною манипулируют.

Оценка: 5

Наверно, серебряный ветер звучит во многих душах. И зачастую нам хочется попасть в сказочный мир, где нас поймут, поверят, исполнят желания, защитят, наконец. Мечты... Чем дольше живешь, тем тусклее они становятся, тем слабее дуновение серебряного ветра звезд. И вот - эта мечта, эта сказка обнаруживается на бумаге, написанная пером весьма неплохого мастера, и захватывает с первых страниц.

Сказке непросто в недобром реальном мире. Для того, чтобы прекратить войны и убийства, приходится воевать и убивать; для того чтобы ВСЕ были довольны и счастливы, приходится допускать ВСЕ возможные отношения между людьми (за описание однополого секса Эльтеррусу, видимо, еще не раз достанется), в общем, сталкиваясь с реальностью, сказка несколько перестает быть сказкой. Но давайте не будем здесь выискивать недостатки, давайте просто с увлечением читать эту немаленькую эпопею и пусть отзвуки серебряного ветра проникнут и в вашу душу. И тогда вам не раз захочется, когда окружающий мир загонит вас в очередной тупик, поднять глаза к пустому небу и прошептать: «Арн ил Аарн»...

Оценка: 9

Первые книги Эльтерруса я, можно сказать, глотала. Интересно, необычно, неожиданно, даже явные недостатки - плохой язык, обилие штампов, зацикленность на крови и сексе, не мешали. Но потом... Чем дальше я читала, тем сильнее было чувство дежа вю. Слишком часто стали мелькать похожие герои и ситуации, подчас менялись только имена героев, а характеры - один в один. Это относится ко всем книгам Эльтерруса, а в данном цикле последние романы я даже не стала покупать в бумажном варианте, хватило прочитанного с экрана. Просто ничего нового я там не увидела. Все то же самое, только те самые герои и ситуации чуть-чуть перетасованы и в новом порядке выложены.

Обязательно есть хорошие герои, такие из себя белые и пушистые, чистейшей души, сама доброта, с оттакенными кулаками, правда, но добрыыыееее... Обязательно они попадают в мерзейшие ситуации, откуда выбираются став еще добрее и еще пушистее. И есть гнусные бяки, плохие, нет, ужасные! Обязательно жуткие властолюбцы, готовые ради денег и власти собственных детей в бордель продать, а родителей на органы, и, главное, сию позицию не один раз старательно озвучивающие. И искренне уверенные, что сила равна жестокости, а доброта - это слабость. И действующие соответственно данному постулату.

Спойлер (раскрытие сюжета)

Сюжет же практически любого романа можно пересказать несколькими фразами. Итак: в красном углу ринга те самые белые и пушистые, а в синем - здобные бяки. Идет несколько напряженных раундов и в результате белые и пушистые обязательно побеждают. Если не нокаутом, то по очкам уж всяко. Злобных бяк попросту уничтожают как класс, поскольку право на жизнь имеют только добрые. Некоторым, правда, дается шанс «перековаться» и перейти на сторону белых и пушитых. Это чтобы ситуация совсем безнадежной не казалась.

Еще в любом романе стопроцентно присутствует энное количество жестоких сцен, сексуальное насилие - это обязательно, хотя бы в виде попытки такового или, уж совсем на крайний случай, в виде обещания оное сотворить, зато расписанного во всех подробностях в соответствующих выражениях. Присутствует также и любовь, но описанная куда менее подробно, скорее несколько суконным языком с ужасно однообразными оборотами, видимо, на это фантазии у автора где-то не хватает. Зато хватает ханжества, уж очень символично смотрится, когда автор ярко описывает лесбийские страсти, утверждая, как это хорошо и нормально и тут же называет гомосексуальные отношения между мужчинами «нездоровыми».

Обязательно много довольно-таки утопичных проектов мироустройства, может и интересных, но вряд ли применимых на практике, ну и нелюбовь автора к демократии вообще и к республиканскому строю в частности, прямо-таки в каждой главе заметна.

Что еще? Еще имеется достаточно удачная попытка соединить НФ и фэнтэзи, магию и технологию, толкиеновских эльфов с орками - с драконами и космическими кораблями. Неплохо, кстати получилось, необычно, по крайней мере.

Правда, впечатление изрядно портит просто астрономическое количество косяков, ляпов и нестыковок. Вплоть до того, что на одной странице утверждается одно, а на следующей - прямо противоположное.

В общем, что можно сказать по этому циклу? За идею можно поставить 10, а вот исполнение сильно подкачало. Скучновато получилось, однообразненько. То ли таланта у автора не хватило, то ли еще чего, но увы...

Оценка: 7

Отношение очень неоднозначное.

Такое чувство, что автор - школьник, очень удивилась, узнав сколько ему лет. Штампы, пафос, корявый язык, бесконечные повторы одних и тех же по сути ситуаций. Такое чувство, что на протяжении 300 с чем-то (точную цифру не помню) страниц нам разжевывают, как малым детям одни и те же прописные истины. На мой взгляд, самое мудрое, что стоило ему сделать - ограничиться эпиграфом («...быть лучше, а не жить лучше.») Все остальное, что за ним следует - не более чем размазывание соплей вокруг одной и той же наболевшей (похоже ох как наболевшей!) темы.

Тем не менее, просто рука не поднимается оценить сей труд негативно (по части литературной ценности - некрепкая «двойка»), просто потому, что сама тема, поднимаемая автором, близка, знакома и понятна. Несмотря на дикую нелепость и утрированность ситуаций, выступали периодически слезы при прочтении (хотя мозг и понимал, что бред бредом).

Лет в 10 я бы поставила этой книге 10, сейчас очень хочется поставить 1, средняя 5,5)

P.S. Вместо этого дурацкого цикла, посоветовала бы всем «странным» прочитать рассказ «Чайка Джонатан Ливингстона» Ричарда Баха. О том же, по сути, но как красиво и ёмко!

Оценка: 1

Интересное произведение. Мистическая научно-фантастическая утопия довольно редкий жанр, все же. Язык плох только на микроуровне (всякие «ой, мама!» героинь просто выводят из себя после 20-го повторения), компоновка же книг и их ритм удачные: спокойно и заинтересовано читаешь до конца.

Начнем с того, что индивидуализм никак не противоречит эмпатии: самый абсолютный индивидуалист может любить, сочувствовать и даже жертвовать многим ради близких. У автора же если описывается такая личность, то только в купе с эгоцентризмом и вообще общей дикостью, я бы даже сказал отмороженностью персонажа.

Во-вторых, большинству людей совершенно не нужна власть сама по себе. Конечно, всегда найдутся исключения, которые предпочтут быть царьком в своем болоте, чем обычным гражданином сверхцивилизации, но это именно что исключения. Для большинства власть просто приятное средство достижения других целей и если их можно достигнуть без всякого усилия - никто не будет надрываться, пытаясь залезть повыше в общественной иерархии.

И наконец, те люди которые «не такие как все», «никого не обидят» и заботятся об «общем благе» - они не все являются идеалом широты сознания, мудрости и даже искренного сочувствия. Часто такое поведение вызвано комплексами, зомбированием, непониманием собственного «я», нежеланием видеть мир такими, как он есть, во всей его сложности и относительности понятий.

Построить утопию в мире с абсолютными категориями, подтвержденными практикой (мистическая сторона книг) и магией-телепатией - тоже мне достижение. Скорее, следует удивляться, каким плохим политиком был этот Мастер, если не смог придумать чего получше для всех.

Оценка: 7

Может ли существовать такая Вселенная, о которой пишет Игорь? Хотел сказать, Иар... А может, Илар?.. А разве не столь же реален мир «Звездных войн» Лукаса? Может, частица души Коммандора спустилась на нашу планету и вселилась в автора, чтобы донести до нас весть об ордене Аарн и о его судьбе? Как-то автор признался мне, что к нему на самиздате кто-то под ником типа Наблюдатель или Странник написал, что все, о чем он пишет, реально происходило(т) в иной реальности, а он лишь установил связь со своими ангелами-хранителями, которые передают об этом весть. Конечно, через отпечаток личности самого Иара, то бишь Игоря. Коммандор Илар тоже проходил сквозь нечеловеческие мучения, а жизнь самого Эль-терруса была не слишком сладкой, во всяком случае, до недавнего времени. Сейчас он в Питере, только что женился на любимой женщине (оказывается, и после 40 можно влюбиться как пацан) на одной из питербургских бардесс. Так что будем надеяться, что новый статус скажется положительно на качестве его произведений, а то многие поклонники его творчества заждались прорыва новых идей и книг, а не обычного повторения уже прочитанного.

НАсчет полярности мнений? Сие было всегда. Многие мои знакомые пользуются его книгами как барометром для определения уровня эмпатии своих приятелей. А если в душе нет огонька и не появляется зова к Небу, что ж, селяви.

Оценка: 10

Утопия. Совершенная утопия. Совершенно нереально.

Ну а если по-порядку, то это смесь фантастики (люди освоили галактику, летаю и воюют на космических кораблях, знакомы с другими расами и т.д.) и фэнтези (маги и магия), смесь интересная, написана без явных перегибов в одну и другую сторону, ну в общем мир получился интересным. Сюжет построен из отдельных историй, которые затем сплетаются в общее повествование. Героев много, не все прописаны основательно, да и похожи друг на друга, все такие хорошие, мудрые и способные. При очередной истории очередного такого совершенства, охватывает чувство дежавю, было уже такое, если про кого-то начали рассказывать, то значит он или гениальный ученый, или гениальный военный, или гениальный маг и т.д. Это несколько утомляет. Устройство Ордена, Княжества, интересно, в чем-то очень привлекательно, но до чего же утопично! Идея в романе конечно интересная, кто не хочет жить в обществе чистых и светлых людей, под руководством умного, доброго и все понимающего Командора? Думаю такая идея понравиться многим. Да и сам главный герой - Командор... он весь такой прямо... нереальный.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

(Прошел путь от Темного Императора до почти Светлого Творца, да и учитель у него Мелькор... вот как!)

Вообще автор пошел по простому пути, все истории очень эмоциональны, в любом случае чем-то зацепят читателя. Первые две книги, это сплошные пытки, насилия, убийство и прочее. Тяжело читать. Такой поток страдания и боли, если бы не было в конце надежды на лучшее, читать было бы не возможно. В середине цикла истории поменялись. У героев тоже тяжелая судьба, но пыток больше нет. Есть обычная несправедливость общества, в которому тяжело жить чистому человеку. И стало очень много секса, особенно с розоватым оттенком. Автора явно закинуло в очередную сторону. Последние книги цикла, почти она сплошная война. Сражением к Космосе отдана большая часть, немного новых историй и миров, а остальное занимает переосмысление Командором целей Ордена и своей дальнейшей жизни. Окончание какое-то смазанное, недосказанное. Только линия Командора получила завершение, остальное повисло в воздухе, только намеки на продолжение войны и изменение Ордена.

Идея романа мне понравилась, но если убрать подробное описания насилия, огромное количество секса, постоянные и повторяющие размышления, то цикл сократился бы в половину и возможно стал бы лучше.

Оценка: 8

Я понял всю жизненность присказки: «Мышка плакала, кололась, но продолжала жрать кактус»:) С одной стороны, текстовую часть произведения очень хочется отредактировать чуть чаще, чем в каждом абзаце. С другой стороны, позади уже 2/3 цикла.

Идейная часть заставила много думать и смотреть на происходящее в реальном мире. Да, ничего нового автор не выдумал, но хотя бы набросал портрет «добра с кулаками» без интеллигентской рефлексии. Поведение аарн определяется их прошлым («не будите мышку с огнемётом:roof:«). Ошибки Командора - тоже. Ти-анх лечит тело, но не душу...

В целом, сложилось впечатление, что автор хорошо понимал, как и зачем он пишет. Может быть, не очень мастеровито, но искренне и с чётким планом в голове. Почти на все вопросы, которые возникали по ходу чтения, я находил ответы где-то далее по тексту. Остальное - додумывал на досуге. Так что лишнего, на мой взгляд, в книгах цикла очень мало. Как говаривал поэт и философ Винни-Пух, «это «ж-ж» не спроста!..» Пусть и не всегда очевидно, зачем.

Upd. Дочитывая последнюю треть цикла, ещё больше убедился, что автор прекрасно отдавал себе отчет, о чём и зачем пишет: вопросы об Аарн, которые я мысленно задавал писателю, читая первые две книги, один из героев задает Командору.

Оценка: 9

Какое оно - идеальное сообщество? Может, правда стоит собрать вместе одних альтруистов живущих по законам чести?

Хотя нет. Не с этого начну... Начну с микробов.

Статья №1: http://elementy.ru/novosti_nauki/430970/Altruisty_protsvetayut_blagodarya_statisticheskomu_paradoksu Хоть альтруизм вреден для отдельной особи и полезен для популяции в целом, число альтруистов может расти

Статьи №2 не нашёл в гугле, но смысл таков: есть колония одноклеточных бактерий или водорослей (не помню точно). Они живут на поверхности воды. Для того, чтобы не тонуть каждый вырабатывает нечто плавучее. А чтобы было проще, ещё и клей, чтобы склеиваться вместе в плавучие плоты. Но когда такой плот образуется, то часть одноклеточных может перестать вырабатывать плавучие и клеящие вещества. И жить за счёт других. Всё бы ничего, но со временем таких становится всё больше и больше и весь плот тонет.

Теперь возвращаясь к людям. А какая разница? Это всё верно и про людей.

Хотя всё же есть одно отличие. У одноклеточных нет лидера. а люди обожают образовывать те или иные социальные структуры.

Куда-то меня занесло не туда... Возвращаясь к книгам.

Увы, ответы зачастую однобоки.

К примеру, вопрос: какая форма правления лучшая. Ответ: абсолютная монархия. Я на половину согласен: при хорошем монархе это истина. Но на вторую наполовину несогласен: при плохом монархе это худшая форма правления. Какой же верный ответ? А его не существует.

Хотя недостатки, увы, есть. Автор замахнулся на слишком широкую тему и не осилил её полностью. Акцент сделал на лидерах и войне. Экономика, воспитание, искусство, экология, технологии и десятки прочих не менее важных элементов остаются за кадром или почти за кадром.

Да именно так, это просто девиз цикла - и все скорее ужасно, чем хорошо.

И даже с моралью все не хорошо - потому что это мораль, граничащая с разложением морали.

Видимо все и задумывалось как провокация - Ангелы Тьмы, Бездна, творящая добро, белые инферно-носители...

Только после первой книги все ещё туда- сюда, а на второй - все. Перебор. Как можно читать это дальше - не представляю.

Аарны сначала общими мазками показаны БЕЗУПРЕЧНЫМИ носителями добра, но потом детально расписано какие они похотливые, откровенно тупые (и ведут себя как подростки). Не смотря на заявленную автором гениальность - ТУПЫЕ (по меньшей мере описаные автором спецоперации вызывают чувство недоумения сначала и откровенного раздражения потом - но декларируется, что от их военного гения все в ГАЛАКТИКЕ, блин, присохли... По моему у автора поусох здравый смысл - почитал бы что-нибудь про наши земные спецоперации, может понял бы что в действительности называют гениальным и что провальным. Или в галактике калибр поменьше? Так нашим земным ГРУ и Моссаду такой галактики только на завтрак хватило бы, и то бы не наелись).

Иар Эльтеррус

Отзвуки серебряного ветра

Памяти моей матери, Раисы Гладун, посвящается.

Спасибо за то, что научила меня стремиться быть лучше, а не жить лучше!

Спасибо за то, что научила меня мечтать о небывалом и несбыточном!

П Л У Т О Н И Я

Живешь, работаешь, от горя стонешь ли,

встречаешь песней ли грозу и ветер, -

А где-то дремлет страна Плутония!

Которой не было нигде на свете?!

Что значит было?.. Что значит не было?!

Вопрос не празден! Вопрос - тревожен…

Быть может, то мы считаем небылью,

Чего пока еще понять не можем?..

Мы так не любим чудных и странных,

мы так не верим всем непохожим!

Мы словно чувствуем покровом кожным,

что непохожесть их - нам сердце ранит…

Ведь мы же видим - они не тонут

в бумажных заводях, в житейских буднях!

Они шагают в свою Плутонию…

Которой не было, нет и не будет?!

Вам очень хочется всегда быть правыми?

И в правоте своей - несокрушимыми?..

Но если правы мы - имеем право мы

И вдруг - Плутония… Зачем, к чему она?!

Она же логикой - не проверяется!

Ее же - не было?.. Она ж - придумана?!

Она же в здравый смысл не умещается!!!

О, успокойтесь, благополучные!

Вас племя странное вовсе не тронет…

Вас не зовут же в страну за тучами?..

Вас - и не пустят в эту Плутонию!

Страна Плутония - не для смирившихся,

не для живущих единым хлебом,

с любой неправдою легко ужившихся,

не подымающих головы к небу!

О равнодушные, о посторонние!

Ведь это вам назло - ее не видящих!

Живет и здравствует страна Плутония,

страна любимая нездравомыслящих.

Раиса Гладун 1932-2001

Меры веса, длины, времени, различные термины в романе даны в привычных для русскоязычного читателя единицах. Главным для меня, как автора, было донести основную идею, мою попытку найти выход из тупика, в котором оказался наш мир. Тупика подлости, жестокости и корысти. Потому мир ордена Аарн может показаться искушенному читателю несколько схематичным. Вполне возможно. Так я и не претендовал на большее, второстепенные детали и научная достоверность не имеют для меня особого значения. Все совпадения с реально существующими людьми или событиями случайны, роман с начала и до конца является плодом авторской фантазии.

Песнь странных

Бывает так… Бывает. Ты никто и ничто, ты снова мечешься в странной паутине волн жизни. Паутине непонятного и неизведанного, чего-то такого, что меняет тебя, но ты сам этого не замечаешь, думая, что ты все еще прежний. И что же делать, если это не так? Да ничего! Просто слушай серебряный ветер в листве Древа Звезд. Просто не забывай, что ты умеешь летать. Что ты не просто кусок протоплазмы, озабоченный собственным прокормлением. Помни! Есть там, далеко, звезды, и они зовут тебя в неизведанное, в мир, где нет подлости и лжи. Увы, сколь многие из нас забывают это и теряют свои крылья, перо за пером, и становятся, по словам поэта, «бескрылыми злыми духами». Это - истина и с ней ничего нельзя поделать. Но мы так не хотим и не можем. И слава Творцу за это, за то, что он дал нам Иное, непонятное озабоченным своим благосостоянием. Что ж, им никогда не услышать Ветра Звезд, никогда не понять звенящей красоты невероятного. Они слепы и глухи, и это их вина, они сами завязали себе глаза и заткнули уши. Но это их выбор и они имеют на него право. Я же не с ними, я не хочу быть с ними, мне противно быть с ними. И лучше я буду один, чем с кем-то из них. Запомни раз и навсегда - МЫ НЕ ТАКИЕ. Нам чужды их религии и их вера, их понятия и их надежды, их жизнь и их смерть. Мы всегда отрывались от земли и уходили туда, куда им никогда не попасть, куда никого из них попросту не пустят. И за это века и века нас забивали камнями, нас жгли на кострах, мы умирали от голода и холода, но упорно не хотели становиться такими, как эти. Пусть их. Пусть молятся своим богам, до Творца им никогда не дотянуться, Творец улыбается тем, кто способен заглянуть за горизонт и не побоится сделать шаг за край пропасти. Пусть наслаждаются своими богатствами и радуются своему достоянию. Но им этого недостаточно. Они видят опасность в нас, НЕ ТАКИХ. Ведь нам доступно что-то, чего им никогда не понять и им страшно от осознания этого. От осознания, что впереди у них - только мы. И потому мы навсегда обречены быть изгоями. Это так. Да я и не хочу быть своим среди них. Это - противно. Хочу сказать еще только одно - мы всегда были и всегда будем, и именно мы двигаем вперед человечество. Пускай нам будет трудно, мы знаем это и в нас нет страха. На костер? Что ж… Но мы не остановимся. Мы - были! Мы - есть! Мы - будем!

Недавно через близкого друга ко мне в руки попала книга Отзвуки серебряного ветра.
Книга, а точнее серия книг, так ошеломили меня и так сильно начали пробуждать глубинную память, что времени и желания на ведение блога сейчас практически нет, я полностью поглощен их миром и персонажами. Именно в виду сего факта работа блога будет замедлена на пару недель, а я очень советую почитать её всем, кто хотел бы пережить нечто отрезвляюще-космическое.

Если вы способны поверить в космическое волшебство, эта серия для вас. Никакие сладостные ченнелинги и сеансы даже на 1% не отражают того вселенского великолепия истинного Духа, которое царит в этих книгах! Вы познакомитесь с множеством цивилизаций и персонажей, переживете их взлеты и падения, но самое главное - ваше сердце действительно откроется серебряному ветру и идеологии ордена Аарн, подразумевающей открытое взаимодействие свободных от любых оков и шаблонов миллиардов душ.

Приведу здесь один из самых мощных отрывков, во многом напоминающий мой собственный :


Посвящение в Аарн:

Садитесь, дети мои! И не бойтесь, ничего страшного с вами не случится. Я только разбужу некоторые виды клеток вашего мозга. Такие клетки есть у всех разумных существ, но пробудиться они могут только у тех, кто не хочет урвать что-то для себя-любимого, кто «не такой», кто странен и непонятен большинству разумных. Кто жаждет невероятного и недостижимого больше жизни.

Рас улыбнулся и направился вниз, к самому помосту. Он спокойно сел в одно из кресел первого ряда и откинул голову в удобную нишу. Над головой медленно сомкнулась выехавшая из подголовника черная полусфера. Краем глаза он видел, как притихшие новички не спеша рассаживаются. Рядом сидели Ферен и Рада. Еще через кресло он увидел улыбающуюся ему мать и перепуганную мордашку Аны. Рас улыбнулся им всем - хорошо, что земляки рядом. Хорошо, что мама и это милая девочка здесь! И получил в ответ четыре улыбки - задорную от Ферена, стеснительную от Рады, нервную от матери и неуверенную от Аны. Все-таки где-то в глубине души ему было страшновато - ведь сейчас что-то неизвестное должно вторгнуться в его разум и необратимо этот самый разум изменить. Но он верил ордену, верил Командору и его неистовой любви. К тому же помнил уверенную и радостную силу каждого из встреченных на корабле аарн.

Расслабьтесь, - скомандовал стоящий в центре помоста Командор. - Мы начинаем.
Илар смотрел на возбужденные лица новичков и тихо улыбался. Пространства уже полностью вывернулись, и первозданная Тьма начала изливаться из души мага в окружающий мир. А затем пришел черед Света. В душе Илара зазвучала симфония Творения. Древние заклинания сплетались как бы сами собой, помогая настроить эту великую симфонию в унисон со Вселенной. И миры открыли свой лик, что-то основополагающее сдвинулось с места, сдвинулось и потянуло за собой все вокруг.

Если бы кто-нибудь со стороны мог видеть происходящее, то оказался бы немало удивлен. На Командора из открытого космоса рушились попеременно кольца Света и Тьмы, миллионы разноцветных молний били вокруг, каждый из посвящаемых окутался тысячами энергетических нитей, ярко светящихся на фоне черноты зала. Илар уже не ощущал своего тела, он находился в ином пространстве и ином времени. Вокруг сияли космы древних галактик, и он перебирал солнца руками.

Где-то там, вдали, ощущалась улыбка Творца, Создателя Вселенных. Ласковая и добрая улыбка, с которой любящий отец смотрит на возню еще глупых, но любимых детей. Приветствия равных по силе и знанию потоком лились на Илара, приветствия тех, кто давным-давно оставил биологическое существование позади и ушел выше, выше и дальше.

«Я еще не выполнил всего, что должен, братья мои! Я еще не готов! - отвечал на их зов Командор. - Я снова привел к вам своих детей, посмотрите на эти чистые и прекрасные души... Да, я понимаю, чем рискую, приводя их сюда. Рискую собой и своей душой. Но какое это имеет значение? Нет, вы не правы. Я их люблю, поймите...» Маг смещал пространство и время, связывал то, что не могло быть связано, что нарушало сам ход времен и их связь с пространствами. Он уничтожал карму детей как таковую, выжигал ее. И законы Воздаяния яростно атаковали нарушителя. Но Илар не сопротивлялся их воздействию, он готов платить свою цену. Маг просто продолжал делать необходимое.

Менялись закономерности и становились случайностями, случайности превращались в закономерности, огромный эгрегор<1> ордена уже был рядом и радостно приветствовал своего Мастера. Илар обостренно ощущал каждого из новеньких, они все были готовы, каждый оказался потрясен тем, что ощутил, и ждал, с нетерпением ждал, что же будет дальше. Командор улыбнулся и продолжил плести вязь заклинаний, совмещая вероятности с первозданными силами. Матрицы сознаний новых аарн раскрывались одна за другой и застывали в изумлении перед невероятным многообразием мириадов миров и пространств.

**<1> Эгрегор (от лат. еx и grex - буквально "из стада") - коллективный разум (или душа), сущность, являющаяся по отношению к социальной общности тем же самым, чем душа является по отношению к единичному человеку. Под эгрегором понимается реально существующий или воображаемый нематериальный объект, спонтанно порождаемый человеческой общностью и обретающий независимое от последней бытие. Сила и долговечность эгрегора зависит от согласованности и численности группы.

Рас плыл в какой-то вязкой пустоте, величественные аккорды возвышающей душу музыки гремели в нем и вокруг него. Ему казалось, что он стал единым целым со всем вокруг, он ощущал рядом такую же радость и такое же изумление тысяч и тысяч людей. Потоки непонятных энергий пронизывали все тело, и человек плыл над Вселенной в восхищении от нечеловеческой красоты. Что-то необратимо менялось в нем самом, Рас слышал, ощущал, что его любят, любят и еще раз любят. Бесчисленное количество иных существ - не только людей, он чувствовал среди них и других, совсем на людей не похожих. И сам любил их всех.

Ана тоже плыла в пустоте и больше не ощущала себя никому и никогда не нужной. Она слышала, что нужна, прямо таки необходима им всем. И как же все они ее любят... Это казалось невозможным, но Ана слышала их чувства, ощущала, что какая-то гигантская теплая надежная рука поддерживает ее в воздухе и никогда больше не позволит упасть. Все страшное и горькое внутри нее рассыпалось мелким пеплом и уходило в неизвестность, девочка рождалась заново и смеялась. Больше не было иссушающего душу одиночества, рядом были те, кто всегда поможет и всегда поддержит в любой беде.

Находящаяся рядом Ирена улыбнулась Ане нежно и ласково. И еще тысячи тысяч улыбок рухнули на изумленную девочку. Счастье! Какое счастье! А эта гигантская Тень, покрывающая и защищающая их всех? Кто это? И поняла - это он, Командор. Это он собой прикрывает Аарн от ярости миров и не дает злу проникнуть к ним. Ана послала Мастеру несмелую улыбку и была вознаграждена пронзившим ее чувством любви. Ее действительно любили!

Уверенная и радостная сила постепенно наполняла девочку, она ощущала мысли и чувства миллионов и миллионов существ. И уже безо всякого страха открыла им всю себя. Каждый потаенный уголок души, каждую лихорадочную мечту и каждую отчаянную надежду. И всем было интересно, всем она и ее надежды оказались нужны и близки. Слов, чтобы передать все это, девочка никогда бы не нашла, да и не нужны тут слова. Не создал таких слов ни один язык Вселенной.

Илар медленно сворачивал пространства и осторожно возвращал души в тела потрясенных Слиянием новичков. Впрочем, нет, теперь они уже не новички, теперь они часть братства Аарн. Он ощущал каждого полностью, ощущал их восхищение и изумление. Осталось только поставить защитный блок, а то ведь усиленная эмпатия может вызвать шок у непривычных людей. Шок, равнозначный тому, который получает вышедший из подземелья на яркое солнце, или внезано прозревший слепец. Ну вот, готово, теперь можно будить их. Да, для него цена за каждое Посвящение высока, но он платил и будет платить эту цену - дело того стоит. Посыл благодарности высшим Силам за помощь - вспышка Света и мягкая тяжесть Тьмы в ответ. Энергетические нити тускнели и сворачивались, медленно стихали аккорды гармонии сфер. Илар продолжал действовать очень осторожно, чтобы, не дай Создатель, не навредить даже в малом кому-то из детей.

Вот и все. Посвящение завершилось, сейчас они начнут просыпаться, чтобы ощутить себя одновременно собой и частью огромного целого. Внутри мага неспешно ворочались тугие клубки боли, но он не позволял даже капле этой боли выйти за пределы эмощита. Цена будет уплачена. Только при первой же возможности нужно забиться в защищенную от эмпатии каюту, где можно хоть немного расслабиться. А сейчас он должен держать удар, дети начинают просыпаться.

Важное дополнение из комментариев:

В: Да уж, к сожалению, и в бочке с медом найдется ложка дегтя... а так хотелось верить в чистоту! - конкретно: была удивлена, найдя в сети отзывы об одной книге автора - https://fantlab.ru/work78218 - жанр - внимание! занавес! - БДСМ-фэнтези)) - комментирующие в один голос жалуются, что, мол, классно написано, но уж чересчур произведение наполнено жестокостями и извращениями... Правда, это было в далеком 2009-м, люди все-таки вроде как некоторые меняются... Как всегда, отделяем зерна от плевел.

О: согласен, в некоторых вещах палка действительно перегибается. стоит понимать, что автор работает на расширение спектра сознания, касаясь как возвышенных, так и низких частот. расширение подразумевает, если не принятие, то по-крайней мере - ознакомление с проблемой, или с её возможными сторонами/ следствиями, иначе мы имеем дело с политикой страуса. инквизиция в свое время изрядно потрудилась на поприще описанных автором зверств, но это не мешает церкви (неотъемлемой частью которой была инквизиция) быть "святой" в глазах сотен миллионов людей и по сей день.
где та грань, которая отделяет "реальный мир" от фантазий любого рода?
где грань, отделяющая боязливого и брезгливого страуса от перверзного нарцисса, светлого князя от кровавого диктатора, адского паука от пушистой арахны, мудрого ящера от мерзкого рептилоида? грянь лежит в нашей голове, "понятиях", нравах, обычаях. что для мухи хаос, для паука - повседневность. суть в том, что у нас всегда есть выбор, что именно принимать за свою повседневность, что видеть и как реагировать на обстоятельства и окружающих.
выход есть всегда, даже самый невероятный, достаточно лишь поверить в волшебство)

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ: