Народ в поэме "кому на руси жить хорошо". Народ – герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо”

Сочинения по литературе: Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»

Поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" была написана в 1860-1870 годы. В этом произведении автор изобразил русское общество в пореформенный период. Он размышляет над вопросами о том, куда идет Русь, что ждет ее в будущем, раскрывает основные социальные проблемы, не исчезнувшие с отменой крепостного права. Автор показывает, что реформа ударила "одним концом по барину, другим - по мужику".

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - поистине народная поэма. писал для народа, о народе, и сам считал себя частью народа. Повествование ведется от лица крестьянства. Все проблемы рассматриваются также с точки зрения крестьянина, показывая мужицкое видение современного ему мира. Все суждения исходят не от самого автора, а от народа.

Некрасов симпатизирует крестьянам, сочувствует им. Помещики же, купечество, духовенство изображены сатирически и вызывают презрение. Автор видит будущее страны за крестьянином. Смерть князя Утятина-Последыша символична. Она показывает, что крепостничество доживает свои последние деньки. В то же время автор показывает постепенное освобождение крестьянского сознания от крепостного гнета, осознание народом своих прав. Так, например, Савелий, богатырь святорусский, выступающий в роли народного философа, после долгих размышлений, должен ли народ и дальше терпеть свое нищенское и угнетенное положение, приходит к выводу, что лучше "недотерпеть", чем "перетерпеть". Таким образом, Некрасов показал, что крестьяне - великая сила, за которой будущее России:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Поэма написана народным языком. Речь крестьян изобилует поговорками, пословицами, постоянно перемежается песнями. Песни играют в поэме большую роль: они раскрывают народное мировосприятие, описывают тяжелую жизнь крестьян, подчеркивают типичность образов. Для описания своей жизни Матрена Тимофеевна находит много песен. Это говорит о том, что ее судьба - типичная судьба русской крестьянки. В поэме есть и несколько легенд: легенда про Якова верного, про двух "злодеев-грешников". Роль легенд в поэме дублирует роль песен.

Нужно отметить, что в поэме присутствуют мотивы народной сказки: сюжет связан с дорогой, с путешествием, материальные проблемы решаются при помощи введения сказочных элементов, например скатерти-самобранки, животные одушевлены, говорят человеческим голосом и помогают людям... Мотив правдоискательства также широко используется в народном творчестве.

В поэме присутствует и былинный мотив. Например, практически вся глава о Савелии, богатыре святорусском, написана былинным языком: Некрасов использует гиперболы, инверсию, повторы: "...и гнется, да не ломится, не ломится, не валится...".

В поэме много пословиц и поговорок, особенно отчетливо изображающих тяжелую жизнь народа: "добра, ты, царская грамота, да не про нас ты писана", "высоко бог, далеко царь", "с работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат", "хвали траву в стогу, а барина в гробу" и т. д.

Некрасов широко использует в поэме народные приметы, загадки. Он не стесняется в использовании грубых выражений при изображении тяжелой жизни крестьян:

Иди скорей, да хрюкалом

В канаву ляг, воды испей!

Авось, соскочит дурь!..

Симпатизируя крестьянам, писатель отображает их речь более меткой, .точной, искренней, чем речь помещиков. Он как бы соглашается с тем, что "...брань господская, что жало комариное, мужицкая - обух".

Итак, изобразив русскую действительность через призму крестьянского мировосприятия, Некрасов создал поистине народную эпопею - поэму ("Кому на Руси жить хорошо".

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" задумывалась Некрасовым как народная эпопея. В ней отражены думы и чувства, жизнь простого народа в пореформенной России. Вместе с тем из рассказов крестьян мы узнаем об их жизни до 1861 года. Например, Савелий рассказывает о жестокостях своего бывшего помещика Шалашникова, который порол своих крепостных. Наглядным примером барина-крепостника в поэме является старый князь Утятин, показанный в главе "Последыш". Поэма раскрывает на примерах образов крестьян особенности русского национального характера, "к положительные его качества, так и отрицательные.

Автор произведения изображает крестьян всесторонне. Мы видим, как они отдыхают (глава "Сельская ярманка"), узнаем, как живут и трудятся. Поэт дает право крестьянам самим рассказать о своей жизни, труде и заботах. Причем у читателя не возникает ни малейшего сомнения в том, что крестьянин говорит именно так:

А горе наше мерили?

Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит его?

Работа не валит?

Мужик беды не меряет,

Со всякою справляется,

Какая ни приди.

Мужик, трудясь, не думает,

Что силы надорвет...

Крестьяне в поэме делятся на рабов и тех, кто протестует против такой жизни. Это Яким Нагой и Савелий, богатырь святорусский. Яким защищает интересы народа, выражает протест, который до конца еще не созрел. Он - выходец из самых низов народа и знает тяжесть крестьянской жизни не понаслышке. Савелий также крестьянин, который ценит свободу: "Клейменный, да не раб!" - говорит он о себе.

Крестьянское терпение

Выносливо, да временем

Есть и ему конец.

Но часть крестьян свыклась со своим рабским положением и не хочет ничего менять. Таков Ипат, лакей князей Утятиных, а также Яков, "холоп примерный".

В многочисленных образах крестьян Некрасов показал такие их черты, как трудолюбие, гуманность, ум, честность, стойкость и терпение. Но автор также показывает и отрицательные черты народа: пассивность, покорность, необразованность.

Некрасов, являясь знатоком русского народного творчества, ввел в поэму множество вставных элементов: песен, пословиц, поговорок. Это придало языку произведения подлинную народность, а автору дало возможность глубже раскрыть мировоззрение и чувства крестьян.

"Хвали траву в стогу, а барина в гробу", - говорит крестьянин Влас, используя пословицу. Как известно, именно в устном народном творчестве заключена мудрость народа.

Грусть и тоска слышится в народных песнях, представленных в поэме. Их названия говорят сами за себя: "Голодная", "Барщинная".

Стоит мужик -

Колышется,

Идет мужик -

В центре великого произведения Н.А.Некрасова находится собирательный образ главного героя - народа. Перед нами возникают обобщенные картины народной жизни, лица людей из народа. Одни из них лишь мелькают перед нами в пестрой толпе; другие подробно рассказывают о себе; о третьих говорят герои поэмы.

Написанная о народе и для народа, поэма близка произведениям устного народного творчества. Некрасов был знатоком фольклора, изучал его не только по сборникам песен, сказок, плачей, но и в непосредственном общении с народом.

Сказочна завязка поэмы, на мотивах народной волшебной сказки построен ее "Пролог", из сказок заимствован зачин ("В каком году - рассчитывай..."), встречаются и сказочные формулы:

Шли долго ли, коротко ли,

Шли близко ли, далеко ли...

Много в поэме песен, созданных по мотивам народных образных слов, пословиц и поговорок.

Не только по своему языку, образной системе, но и по ритму поэма напоминает народные песни, плачи, былины. Некрасов впервые ввел близкий к народному белый (нерифмованный) стих в эпопею, расширил границы его применения, разнообразно используя его и в лирических эпизодах, и в сатирических зарисовках, и в спокойном эпическом рассказе.

Так создает Некрасов "стиль, отвечающий теме" - теме борьбы за народное счастье.

Образ народа в поэме представляет собой сложное и противоречивое единство. Народные типы, созданные поэтом, в основном делятся на две категории. К первой, наиболее многочисленной, принадлежат крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, крестьяне, в душе которых зреют зерна протеста. Поэт особенно внимательно присматривается к ним. Изучая жизнь народа, стараясь разгадать душу крестьянина, Некрасов страстно жаждет увидеть именно те черты, которые говорят о пробуждении народного сознания. Другая категория крестьян - люди, безнадежно отравленные ядом крепостничества, превратившиеся в холопов.

Некрасов неоднократно упоминает в поэме о крестьянских бунтах, которые особенно усилились после реформы. Вот характерный рассказ:

Слыхал ли кто из вас,

Как бунтовалась вотчина

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревни Столбняки?..

В этом отрывке знаменательны сами названия, говорящие о страхе, покорности, забитости жителей. И если уж крестьяне этих мест взбунтовались, значит, чаша народного терпения переполнилась! Из-за цензурных препятствий поэт не мог открыто изобразить народные бунты, не мог, конечно, и открыто призывать к крестьянской революции. Но намеки, разбросанные по страницам поэмы, образы отдельных крестьян, их думы и чаяния, а иногда и решительные поступки свидетельствуют о революционной направленности поэмы.

В легенде "О двух великих грешниках" выражена идея революционного возмездия, прославляется не христианское всепрощение, а справедливая кара, звучит призыв к борьбе с угнетателями народа. Разбойник Кудеяр совершил истинно святое дело, убив народного мучителя.

Среди крестьян, изображенных Некрасовым, особенно выделяется Яким Нагой. Он - защитник интересов народа и выразитель тех настроений протеста, которые зреют в крестьянской массе. Яким - плоть от плоти крестьянских низов. Выразителен его портрет - портрет человека, словно выросшего из земли, связанного с ней кровными узами. Выразительны и его фамилия-прозвище, и название деревни, где он живет - Босово.

Яким побывал в городе, где искал справедливости и пострадал от неправедных судей. Он мужик грамотный, любознательный, и хоть мы видим Якима "пьяненьким", "убогоньким", но какой силой, каким высоким достоинством веет от него, когда он выступает за оскорбленное крестьянство! Он говорит о народе с любовью и болью, с великим гневом против его поработителей:

У каждого крестьянина

Душа что туча черная -

Гневна, грозна, - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи!..

Во многом похож на Якима Нагого Савелий - богатырь святорусский. Роднит их протест против общественной несправедливости, раздумья о судьбе крестьянина, любовь к родному народу-труженику. И вместе с тем Савелий - своеобразная, необычайно яркая фигура. Яким внешне тщедушен, неказист, а Савелий и в сто лет богатырь. За убийство управляющего, кровопийцы Фогеля, он провел двадцать лет на каторге, двадцать - на поселении и все не смирился. В его мыслях о крестьянстве глубокая, выстраданная мудрость. Савелий свято верит в богатырскую мощь народа, но видит с болью, что все силы народные уходят на бесконечное терпение.

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла! -

Тоскует Савелий.

В образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся народное сознание: Савелий видит причины зла, он утратил столь характерную для патриархального крестьянства веру в Божью помощь и в доброго царя. Он уже понимает, что не смирением, а топором надо добывать волю.

Но видя, как бесконечно долго сносит народ розги и цепи, Савелий и сам временами начинает проповедовать терпение, безропотную веру в мудрость Бога. Некрасов раскрывает противоречивость народного сознания, борьбу между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит? Савелий умирает со словами о безнадежности крестьянской судьбы... И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия:

Недотерпеть - пропасть,

Перетерпеть - пропасть.

Бунтарский дух Савелия остался жить в сердце Матрены Тимофеевны:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!.. -

Говорит многострадальная крестьянка. Не покорность судьбе, не "тупое терпенье", а боль и гнев выражены и в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные

Прошли неотплачённые...

В словах этих нет ни тени христианского всепрощения и смирения. Напротив, здесь мысль о том, что за обиды нужна расплата. Но Некрасов верен исторической правде. Копится гнев крестьянский, однако сохранилась и привычная вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы.

И все же Матрену Тимофеевну спасает собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми "крестьяне надрожалися". Несчастная мать говорит от лица всего народа:

В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести,

На шее - нет креста!

Рассказ о крестьянке Корчагиной приводит нас к мысли: если и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:

В рабстве спасенное

Сердце свободное -

Золото, золото

Сердце народное!

Однако поэт не идеализировал народ, зная, что не все сердца устояли против растлевающего влияния рабства. Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с горечью и презрением.

Лакей Ипат из главы "Последыш" счастлив своим холопским званием. Он и слышать не хочет о воле. Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его "князюшкой", а себя "рабом последним". Автор дает Ипату меткую и злую оценку: "холуй чувствительный".

Такого же раба встречаем мы и в главе "Счастливые". Это лакей князя Переметьева. Поэт иронизирует над его представлением о счастье: лакей причисляет себя к счастливым, потому что был у своего барина "любимым рабом", болел "благородною болезнью" - подагрой, лизал барские тарелки.

Ненависть к холопству, к рабьему терпению - одна из характер-пых черт нравственного облика революционеров-демократов. Это чувство разделяет народ. В рассказе "Про холопа примерного - Якова верного" дворовый человек барона Синегузина выражает народную точку зрения:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания.

Тем им милей господа.

Однако история Якова отличается от истории Ипата или лакея князя Переметьева. Верный холоп господина Поливанова не выдержал издевательств и, хотя бы собственной смертью, отомстил барину. Оказывается, даже нравственно изуродованные, вконец забитые рабы, доведенные до крайности, способны протестовать.

Некрасов понимает, что именно калечит души людей. Если в среде народной встречаются холопы, безгласные рабы и предатели, то "всему виною крепь": крепостное право развратило подневольных людей, наложило на них страшное клеймо рабства.

В центре картины мира, созданной Некрасовым в поэме, находится народ. Народ - то солнце, вокруг которого вращается все, лучи которого ложатся на весь мир, созданный в поэме. Народ может заблуждаться, проявлять ограниченность, глупость, жестокость, и тем не менее его внутренняя мощь, его величие никогда не подвергаются в поэме сомнению. Дедушка Савелий посвящает целую речь русскому «богатырству», последнее определение Руси в песне Гриши Добросклонова - «всесильная».

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!

Это и есть портрет русского народа в сжатом виде. Силы, скрытые в народе, искупают его убожество, забитость, непреодоленное рабство, и именно эти силы и должны привести народ к «счастью».

Народная правда. В поэме конструируется особая народная система ценностей. В этой системе складываются особые представления о сущностных вопросах бытия - в первую очередь о праведности и грехе - заметно отличающиеся от традиционных, выработанных христианской культурой.

Почему, например, народный любимец Ермил Гирин готов повеситься? He потому, что совершил просто бесчестный поступок - «повыгородил» из рекрутчины младшего брата Митрия. Духовное родство с крестьянством стоит выше родства по крови. В конце концов Ермил Гирин сознает свой поступок как грех против всего мира, против своего же брата-крестьянина. Ведь вместо Митрия на службу вне очереди должен идти сын Ненилы Власьевны. Вот почему раскаяние Гирина так глубоко.

В рассказе странника Ионушки «О двух великих грешниках» раскаявшийся разбойник Кудеяр получает от Бога прощение. Ho не после тяжкого, многолетнего подвига (долгие годы он должен был резать ножом ствол громадного дуба), а лишь убив народного притеснителя, пана Глуховского. Глуховский хвастается Кудеяру, что «мучит, пытает и вешает» своих холопов, и убийство его превращается в добродетель, поскольку защищает интересы народа - дуб рушится. В той же главе «Пир -- на весь мир» рассказывается история и о старосте Глебе, который скрыл, что восемь тысяч крестьян получили вольную, - его грех назван Иудиным грехом. Как вы помните, Иуда предал Иисуса Христа, Бога и Человека. Глеб предает народ, который в поэме помещен в центр мироздания. Праведниками, грешниками, иудами герои становятся лишь при соотнесении с народной правдой и народными интересами.

Массовые сцены. Образ народа в поэме обладает внутренней цельностью и вместе с тем распадается на множество лиц. Массовые сцены в поэме оттеняют единство народа, его готовность собраться, объединиться, задышать одним дыханием. С исключительной выразительностью Некрасов описывает, как весь крестьянский мир помогает своему любимцу Ермилу Гирину расплатиться за мельницу:

И чудо сотворилося -
На всей базарной площади

У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Нa сельской «ярмонке», в пьяную ночь (Первая часть поэмы), на покосе в «Последыше» народ также описывается как единое целое, как одно существо. Между прочим, и странники легко вливаются в общий строй - берутся за косы во время покоса, обещают сжать рожь Матрене Тимофеевне, подхватывают песни, которые она поет. Все это тоже подчеркивает, что перед нами единый организм; странники и крестьяне, которых они встречают по пути, живут одной жизнью.

Совсем не обязательно народ сливается в целое в общем благородном порыве, во время песни или сенокоса - роль объединяющего начала может сыграть и жестокое пьянство (глава «Пьяная ночь»), и избиение человека. В главе «Пир - на весь мир» есть страшноватый эпизод с Егоркой Шутовым, которого весь мир осудил бить, все послушно следуют приговору, хотя некоторые даже не знают, в чем провинность Егорки. Когда странники выражают удивление по этому поводу - «Чудной народ! / Бьют сонного, / За что, про что не знаючи...» - в ответ они слышат резкий окрик: «Коли всем миром велено: / Бей! - стало есть за что!» Воля мира не обсуждается, мир всегда прав. Готовность народа к слиянию, к единству оказывается для Некрасова гораздо важнее того, ради чего это объединение произошло и куда будут направлены объединенные силы.

«Люди холопского звания» . В массовых сценах различия между крестьянами стерты. Вместе с тем народ в поэме многолик. Здесь множество различных типов - праведники, правдоискатели, странники, солдатики, труженики, балаганные артисты, народные заступники... Всей этой пестрой и разнообразной среде противостоит группа дворовых. Нравственный облик дворовых, то есть крестьян, оторванных от земли и живущих при помещике, искажен, дворовые прониклись холопством, духом нерассуждающего рабства и слепого подчинения барину. Дворовый князя Переметьева, появляющийся в главе «Счастливые», Ипат, «холуй чувствительный» из «Последыша», староста Глеб и Яков, «холоп примерный» из главы «Пир - на весь мир» - каждый из них на свой лад представляет уродливые лики рабства. Один гордится тем, что болен «болезнью благородною» и допивал из господских рюмок иностранные вина, другой с умилением вспоминает, как барин купал его зимой в двух прорубях, третий скрывает от крестьян вольную. Лишь четвертый, Яков, «холоп примерный», решает отомстить барину за несправедливое обращение - вешается на его глазах.

Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.

Сквозь истории о холопах яснее проступает идеал крестьянского счастья - оно невозможно не только при внешнем, но и при внутреннем, духовном рабстве.

Народ и помещики. Вопрос о народном счастье неотделим от жизни помещиков, бывших хозяев крестьян. В поэме дано несколько помещичьих типов. Первый из них - Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев, к которому мужики обращаются с вопросом о счастье. Фамилия помещика, сгущение вокруг его образа уменьшительноласкательных суффиксов заранее компрометируют его.

Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту.

Все, что будет исходить от этого «усатенького, пузатенького» барина, изначально лишается основательности, делается несерьезным и незначительным.

Оболт-Оболдуев живет воспоминаниями о благословенных прошлых временах, когда он чувствовал себя настоящим барином, задававшим шумные праздники, ездившим на охоту, вершащим расправу над своими крепостными. Его речь завершается похоронным звоном: в селе Кузьминском был убит крестьянин, но Оболт-Оболдуев придает звучанию колоколов символическое значение.

Звонят не по крестьянину!
По жизни по помещичьей
Звонят!..

Печать тления, смерти лежит в поэме не только на помещичьей жизни, но и на самих помещиках, смерть подкашивает их одного за одним. Погибает на войне помещик Шалашников, нещадно дравший своих крестьян («Крестьянка»), разбойник Кудеяр убивает пана Глуховского, умирает от удара князь Утятин.

Князь Утятин прозван Последышем (последыш - самый младший в семье). И хотя у Утятина есть наследники, он младший в семье помещиков. Если Оболт-Оболдуев сожалеет об ушедшей эпохе, то Утятин не желает расставаться с ней и живет в иллюзорном мире, созданном для него окружающими. Признаки вырождения помещичьего сословия в Утятине налицо. Это старик, выживший из ума, не желающий признавать очевидных вещей, не способный смириться с отменой крепостного права.

Право суда над помещиком отдано в поэме крестьянину. Скептическое замечание семи странников: «Колом сбивал их, что ли, ты / Молиться в барский дом?» - немедленно разрушает нарисованную Оболтом-Оболдуевым благополучную картину «духовного родства» барина и его крестьян. В «Последыше» крестьяне и вовсе потешаются над своим бывшим хозяином.

Порвалась цепь великая,

Порвалась-расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику! -

говорит Оболт-Оболдуев. Отмена крепостного права и в самом деле взрывала привычный российский уклад. Однако перемены, ожидавшие барина и мужика, были принципиально разные: барина ожидало угасание, вырождение, смерть, мужика - туманное, но великое будущее.

Творчество Николая Алексеевича Некрасова связано со вторым периодом русского освободительного движения. В своих произведениях он рассматривает истоки социальных бедствий и средства их преодоления. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. В ней решается основной вопрос послереформен- ной России: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Некрасов показывает путь, ведущий к народному счастью, путь борьбы.
В центре произведения - образ народа. Описывая его, автор пользуется простым русским языком, употребляя фольклор, пословицы. Народные типы, созданные поэтом, в основном делятся на две категории. К первой, наиболее многочисленной, принадлежат крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, в душе которых уже зреет протест. Другая категория крестьян - люди, отравленные ядом крепостничества, превратившиеся в холопов.
Некрасов неоднократно упоминает в поэме о крестьянских бунтах, которые особенно усилились после реформы:
Слыхал ли кто из вас,
Как бунтовалась вотчина
Помещика Обрубкова,
Испуганной губернии,
Уезда Недыханьева,
Деревни Столбняки?..
В этом отрывке обращают на себя внимание говорящие названия, подчеркивающие страх, забитость жителей. И если крестьяне таких мест взбунтовались, то чаша народного терпения переполнилась!
Среди других особенно выделяется Яким Нагой. Он защитник интересов народа и выразитель тех настроений протеста, которые нарастают в крестьянской массе. Рисуя портрет Якима, Николай Алексеевич подчеркивает его близость земле, на которой он родился, жил, трудился:
И сам на землю-матушку
Похож он...
Грамотный мужик Яким Нагой долго думал о судьбах своих собратьев, многое сумел понять на собственном опыте. Он говорит о народе с любовью, с гневом - о поработителях:
У каждого крестьянина
Душа что туча черная -
Гневна, грозна, - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям...
Образ грозовой тучи - это образ революции, той бури, которую призывал поэт, восклицая:
Грянь над пучиною моря,
В поле, в лесу засвищи!..
Во многом похож на Якима Нагого Савелий. Старик видит причины зла, он утратил столь характерную для патриархального крестьянства веру в Божью помощь и в доброго царя («высоко Бог, далеко царь»). Дед понимает, что не смирением, а топором надо добывать волю. Савелий осознает богатырскую мощь народа, но с болью видит, что все силы крестьян уходят на бесконечное терпение. Некрасов раскрывает и противоречивость народного сознания, и борьбу между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом.
Из рассказа о Матрене Тимофеевне мы глубже понимаем, что и в женщине, самом забитом и обездоленном существе, зреет душевная гроза. Вера в народ, в его душевное пробуждение выражена в словах поэта:
В рабстве спасенное
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!
Автор не идеализировал крестьян, ведь многие из них превратились в холопов. Об этой части народа он говорит с горечью и презрением. Лакей Ипат (глава «Последыш») счастлив своим холопским званием, слышать не хочет о воле. Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его «князюш- кой», а себя «рабом последним». Некрасов дает Ипату меткую оценку: «холуй чувствительный». Но есть среди рабов и такие люди, как Яков. Не выдержав издевательств, он своей смертью отомстил барину. Поэт понимает, что причиной всех народных бедствий является крепостное право.
С сарказмом он рисует образы помещиков. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев:
Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту...
В крестьянской речи часто звучит издевка над крепостниками:
Мы, барщинные, выросли
Под рылом у помещика...
Николай Алексеевич создает образы «новых людей», вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. Кем бы он ни был, чем бы ни занимался, он стремился быть полезным мужику, помочь ему, защитить его.
Тип интеллигента-демократа воплощен в Грише Добросклонове. Гриша мечтает о народном счастье больше, чем о собственном. Любовь к бедной и измученной матери постепенно переходит у него в любовь к родине. Добросклонов сознательно выбирает дорогу, по которой идут «души сильные, любвеобильные». Его образ типичен для «народного заступника». Характерной для Гриши является тяга к учению. Он верит в будущее счастье народа.
Песни Добросклонова содержат надежду и оптимизм. Песня «Русь» заканчивается строками:
Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного героя – народа. Перед нами возникают обобщенные картины народной жизни, лица людей из народа. Одни из них лишь мелькают перед нами в пестрой толпе; другие подробно рассказывают о себе; о третьих говорят герои поэмы.
Написанная о народе и для народа, поэма близка произведениям устного народного творчества. Некрасов был знатоком фольклора, изучал его не только по сборникам песен, сказок, плачей, но и в непосредственном общении с народом.
Сказочна завязка поэмы, на мотивах народной волшебной сказки построен ее “Пролог”, из сказок заимствован зачин (“В каком году – рассчитывай…”), встречаются и сказочные формулы:
Шли долго ли, коротко ли,
Шли близко ли, далеко ли…
Много в поэме песен, созданных по мотивам народных образных слов, пословиц и поговорок.
Не только по своему языку, образной системе, но и по ритму поэма напоминает народные песни, плачи, былины. Некрасов впервые ввел близкий к народному белый (нерифмованный) стих в эпопею, расширил границы его применения, разнообразно используя его и в лирических эпизодах, и в сатирических зарисовках, и в спокойном эпическом рассказе.
Так создает Некрасов “стиль, отвечающий теме” – теме борьбы за народное счастье.
Образ народа в поэме представляет собой сложное и противоречивое единство. Народные типы, созданные поэтом, в основном делятся на две категории. К первой, наиболее многочисленной, принадлежат крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, крестьяне, в душе которых зреют зер на протеста. Поэт особенно внимательно присматривается к ним. Изучая жизнь народа, стараясь разгадать душу крестьянина, Некрасов страстно жаждет увидеть именно те черты, которые говорят о пробуждении народного сознания. Другая категория крестьян – люди, безнадежно отравленные ядом крепостничества, превратившиеся в холопов.
Некрасов неоднократно упоминает в поэме о крестьянских бунтах, которые особенно усилились после реформы. Вот характерный рассказ:
Слыхал ли кто из вас,
Как бунтовалась вотчина
Помещика Обрубкова,
Испуганной губернии,
Уезда Недыханьева,
Деревни Столбняки?..
В этом отрывке знаменательны сами названия, говорящие о страхе, покорности, забитости жителей. И если уж крестьяне этих мест взбунтовались, значит, чаша народного терпения переполнилась! Из-за цензурных препятствий поэт не мог открыто изобразить народные бунты, не мог, конечно, и открыто призывать к крестьянской революции. Но намеки, разбросанные по страницам поэмы, образы отдельных крестьян, их думы и чаяния, а иногда и решительные поступки свидетельствуют о революционной направленности поэмы.
В легенде “О двух великих грешниках” выражена идея революционного возмездия, прославляется не христианское всепрощение, а справедливая кара, звучит призыв к борьбе с угнетателями народа. Разбойник Кудеяр совершил истинно святое дело, убив народного мучителя.
Среди крестьян, изображенных Некрасовым, особенно выделяется Яким Нагой. Он – защитник интересов народа и выразитель тех настроений протеста, которые зреют в крестьянской массе. Яким – плоть от плоти крестьянских низов. Выразителен его портрет – портрет человека, словно выросшего из земли, связанного с ней кровными узами. Выразительны и его фамилия-прозвище, и название деревни, где он живет – Босово.
Яким побывал в городе, где искал справедливости и пострадал от неправедных судей. Он мужик грамотный, любознательный, и хоть мы видим Якима “пьяненьким”, “убогоньким”, но какой силой, каким высоким достоинством веет от него, когда он выступает за оскорбленное крестьянство! Он говорит о народе с любовью и болью, с великим гневом против его поработителей:
У каждого крестьянина
Душа что туча черная –
Гневна, грозна, – и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям…
Здесь голос автора сливается с голосом крестьянина. Образ грозовой тучи – это образ революции, той бури, которую призывал поэт, восклицая:
Грянь над пучиною моря,
В поле, в лесу засвиши!
Во многом похож на Якима Нагого Савелий – богатырь святорусский. Роднит их протест против общественной несправедливости, раздумья о судьбе крестьянина, любовь к родному народу-труженику. И вместе с тем Савелий – своеобразная, необычайно яркая фигура. Яким внешне тщедушен, неказист, а Савелий и в сто лет богатырь. За убийство управляющего, кровопийцы Фогеля, он провел двадцать лет на каторге, двадцать – на поселении и все не смирился. В его мыслях о крестьянстве глубокая, выстраданная мудрость. Савелий свято верит в богатырскую мощь народа, но видит с болью, что все силы народные уходят на бесконечное терпение.
Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася?
Под розгами, под палками
По мелочам ушла! –
тоскует Савелий.
В образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся народное сознание: Савелий видит причины зла, он утратил столь характерную для патриархального крестьянства веру в Божью помощь и в доброго царя. Он уже понимает, что не смирением, а топором надо добывать волю.
Но видя, как бесконечно долго сносит народ розги и цепи, Савелий и сам временами начинает проповедовать терпение, безропотную веру в мудрость Бога. Некрасов раскрывает противоречивость народного сознания, борьбу между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит? Савелий умирает со словами о безнадежности крестьянской судьбы… И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия:
Недотерпеть – пропасть,
Перетерпеть – пропасть.
Бунтарский дух Савелия остался жить в сердце Матрены Тимофеевны.
говорит многострадальная крестьянка. Не покорность судьбе, не “тупое терпенье”, а боль и гнев выражены и в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:
В словах этих нет ни тени христианского всеп|ющения и смирения. Напротив, здесь мысль о том, что за обиды нужна расплата. Но Некрасов верен исторической правде. Копится гнев крестья-ши, однако сохранилась и привычная вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы.
И все же Матрену Тимофеевну спасает собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми “крестьяне надрожа-лися”. Несчастная мать говорит от лица всего народа:
Рассказ о крестьянке Корчагиной приводит нас к мысли: если и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:
В рабстве спасенное
Сердце свободное –
Золото, золото
Сердце народное!
Однако поэт не идеализировал народ, зная, что не все сердца устояли против растлевающего влияния рабства. Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с горечью и презрением.
Лакей Ипат из главы “Последыш” счастлив своим холопским званием. Он и слышать не хочет о воле. Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его “князюшкой”, а себя “рабом последним”. Автор дает Ипату меткую и злую оценку: “холуй чувствительный”.
Такого же раба встречаем мы и в главе “Счастливые”. Это лакей князя Переметьева. Поэт иронизирует над его представлением о счастье: лакей причисляет себя к счастливым, потому что был у своего барина “любимым рабом”, болел “благородною болезнью” – подагрой, лизал барские тарелки.
Ненависть к холопству, к рабьему терпению – одна из характер-пых черт нравственного облика революционеров-демократов. Это чувство разделяет народ. В рассказе “Про холопа примерного – Якова верного” дворовый человек барона Синегузина выражает народную точку зрения:
Люди холопского звания –
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания.
Тем им милей господа.
Однако история Якова отличается от истории Ипата или лакея князя Переметьева. Верный холоп господина Поливанова не выдержал издевательств и, хотя бы собственной смертью, отомстил барину. Оказывается, даже нравственно изуродованные, вконец забитые рабы, доведенные до крайности, способны протестовать.
Некрасов понимает, что именно калечит души людей. Если в среде народной встречаются холопы, безгласные рабы и предатели, то “всему виною крепь”: крепостное право развратило подневольных людей, наложило на них страшное клеймо рабства.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином… Н. А. Некрасов Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором Read More ......
  2. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Read More ......
  3. Смысл поэмы “Кому на Руси жить хорошо” не однозначен. Ведь вопрос: кто счастлив? – вызывает и другие: что такое счастье? Кто достоин счастья? Где нужно его искать? И эти-то вопросы “Крестьянка” не столько закрывает, сколько открывает их, на них наводит. Read More ......
  4. Над своим произведением “Кому на Руси жить хорошо” Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Поэма “Кому Read More ......
  5. Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1860-1870 годы. В этом произведении автор изобразил русское общество в пореформенный период. Он размышляет над вопросами о том, куда идет Русь, что ждет ее в будущем, раскрывает основные Read More ......
  6. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все проблемы, которые волновали, использованы высшие его художественные достижения. Read More ......
  7. Открывается книга. Повествование начинается замысловатым зачином, былинной присказкой. Некоторые нарочито упрощенные, приближенные к народным слова неожиданно складываются в замысловатый узор. В ткань поэмы вплетаются совершенно разнородные элементы: сказки и плачи, фантастика и реальность, радость и горе. Но дисгаромонии нет, нет Read More ......
  8. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов. Поэме Некрасов отдал долгие Read More ......
Народ – герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо”