Сборник фамилий лысенко из разных источников. Всеобъемлющее собрание(Пандекты)Богодухновенных Святых Писаний

Слово 46. О том, чтобы не мнить много о себе Слово 47. О том, чтобы не презирать никого Слово 48. О том, чтобы не насмехаться Слово 49. О том, чтобы не осуждать Слово 50. О том, чтобы не соблазнять Слово 51. О том, чтобы не порицать, но лучше самому бытьпорицаемым Слово 52. О том, чтобы не воздавать злом [за зло] Слово 53. О том, чтобы не памятозлобствовать Слово 54. О том, чтобы не враждовать Слово 55. О том, чтобы не завидовать Слово 56. О том, чтобы не ссориться Слово 57. О том, чтобы не ненавидеть Слово 58. О том, чтобы не злорадствовать Слово 59. О том, чтобы сорадоваться Слово 60. О том, чтобы никого не опечаливать Слово 61. О том, чтобы внимать себе Слово 62. О добрых речах Слово 63. О том, чтобы не клясться Слово 64. О том, чтобы хранить тайну Слово 65. О том, чтобы не доверять тайн не вовремя Слово 66. Об истине Слово 67. О том, чтобы обличать Слово 68. О том, чтобы быть обличаемым Слово 69. О том, чтобы стыдиться Слово 70. О смиренномудрии Слово 71. О том, чтобы прощать ближнего Слово 72. О том, чтобы молиться за других и за врагов Слово 73. О том, чтобы не искать своего Слово 74. О том, чтобы не вожделеть Слово 75. О справедливом суде Слово 76. О правой мере Слово 77. О покаянии Слово 78. О терпении Слово 79. О подвиге Слово 80. О единомыслии Слово 81. О помыслах Слово 82. О наказании Слово 83. О совете Слово 84. О снах Слово 85. О малодушии и двоедушии Слово 86. О труде Слово 87. О поспешении Слово 88. О служении Слово 89. О нестяжательности Слово 90. О плаче Слово 91. О том, что для всякой вещи – свое время Слово 92. О сострадании Слово 93. О том, чтобы не относиться с лицеприятием Слово 94. О том, чтобы жить с немногими добрыми Слово 95. О том, чтобы не смеяться Слово 96. О том, чтобы любить ближнего Слово 97. О гостеприимстве Слово 98. О нищелюбии Слово 99. О посещении Слово 100. О том, чтобы не надеяться на человек а Слово 101. О том, чтобы не полагаться на собственные силы Слово 102. О том, чтобы избегать ненужных встреч Слово 103. О безмолвии Слово 104. О бдении Слово 105. О пса л мопении Слово 106. О молитве Слово 107. О сокрушении Слово 108. О почтении к родител ям Слово 109. О том, чтобы уважать старших Слово 110. О долготерпении и гневливости Слово 111. Об игуменах Слово 112. Об отречении [от мира] Слово 113. О послушании Слово 114. О соблюдении заповедей Слово 115. О кротости Слово 116. О том, чтобы терпеть несправед ливость, а не самому творить несправед ливость Слово 117. О благодарении Слово 118. О веселии по Богу Слово 119. О том, чтобы не заботиться Слово 120. О начатк а х Слово 121. Об умилостивлении Слово 122. Об архиерействе Слово 123. О назначении в клир Слово 124. О том, чтобы уважать священников Слово 125. О чаянии будущего Слово 126. О Божественном призвании Слово 127. О страхе Божием Слово 128. О любви к Богу Слово 129. Об усыновлении Слово 130. О Царстве Небесном

«Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний» – 130 бесед на нравственные и духовные темы (пьянство, пост, гнев, молитва, «О том, чтобы стыдиться» и т. д.) – своего рода справочник по морали, аскетике и Писанию.

В основе своей, Пандекты Антиоха Монаха – компиляция из Библии и Св. Отцов (благодаря Антиоху до нас дошли фрагменты утраченных сочинений Поликарпа Смирнского , Климента Римского) – таким образом Пандекты можно считать выжимкой православного монашеского опыта.

Пандекты Антиоха Монаха были весьма популярны в Средние Века, особенно на Руси.

Преподобный Антиох Савваит как представитель Палестинского монашества и его «Пандекты»

В мае 2014 года исполнилось 1400 лет трагическим событиям взятия персами Иерусалима в 614 году, сопровождавшимся массовыми убийствами и пленением византийского христианского населения Иерусалима. Издательство «Сибирская Благозвонница» предлагает читателям публикацию перевода известного в древности произведения монашеской письменности «Пандекты Богодухновенных Писаний» преп. Антиоха Монаха , жившего в VI-VII веках в Палестине и ставшего очевидцем тех событий.

Сведений о самом авторе сохранилось совсем немного. Преподобный Антиох был монахом (а некоторые его называют даже игуменом ) Великой лавры святого Саввы в Палестине в первой половине VII века. Родился он в селении Медосага, которое находилось в 20 км от Анкиры в Галатии (Малая Азия) . Антиох «принял постриг в Атталинском монастыре в Анкире, затем перешел в Лавру преп. Саввы Освященного близ Иерусалима, где и подвизался до своей кончины» .

Антиох, Евстафий – игумен Атталинского монастыря и преп. Савва Освященный. Манускрипт St. Sabbas, 76 (X в.)

В то время Византия переживала один из самых драматичных периодов своей истории – войну с Персией (602–628). В начале этой войны персы оккупировали восток империи – Палестину, Сирию, Малую Азию, Египет, и даже осадили Константинополь. В Палестину персы, возглавляемые военачальником Шахрваразом, вторглись в конце 613 – начале 614 года. Им активно помогали внутренние враги византийцев – иудеи, жившие на территории Византии: «Сотрудничество персов и иудеев было полным… Они стекались, чтобы записаться в персидскую армию», многие становились проводниками персов. Из 150–20 тысяч живших в Палестине иудеев, по подсчетам таких авторитетных историков, как Гиббон и Ролинсон, доля записавшихся в персидскую армию иудеев могла составлять от 26 тысяч до 36 тысяч человек , то есть более 10 % от их общей численности.

Местные же арабские племена, до сих пор связанные с византийской властью договоренностями, почувствовав ее ослабление и наступивший хаос, стали нападать на жителей этой богатой византийской провинции, начались грабежи. Арабы грабили и монастыри, в том числе захватили и Лавру святого Саввы: «В Великую Лавру преподобного Саввы мародеры ворвались за неделю до падения Иерусалима. Иноков, не пожелавших покинуть обитель (таких было сорок четыре), мучили в течение многих дней, пытаясь выведать, где хранятся сокровища, после чего убили всех до единого» . Об этих трагических событиях рассказывается в послании преп. Антиоха к Евстафию, игумену Атталинского монастыря в Анкире, земляку преп. Антиоха («Послание Антиоха, монаха Лавры святого Саввы, Евстафию, игумену Атталинского монастыря города Анкиры в Галатии, от тамошних святых отцов»). Преп. Антиох сообщает, что остальная братия во главе с игуменом Никомедом успела покинуть монастырь и скрыться в Аравии (то есть на территории за Иорданом). Некоторые монахи, как, например, Стратигий, укрылись в Иерусалиме и стали свидетелями и участниками последовавшей катастрофы . Какое-то время спустя братия Лавры святого Саввы, спасшаяся бегством от захватчиков и грабителей в Аравию, вернулась в монастырь и, увидев убитых собратий, с великим плачем и почестями погребла их .

В конце апреля – в мае 614 года началась трехнедельная осада Иерусалима, закончившаяся падением города, несмотря на героическое сопротивление его защитников. Иерусалим подвергся чудовищному трехдневному разграблению и разрушению. Разные источники называют разное количество убитых – от 34 тысяч до 90 тысяч. При этом в жестокости местные иудеи превзошли захватчиков. «Иерусалимские евреи были на стороне персов и при взятии ими города принимали деятельное участие в избиении христиан», – пишет А. А. Васильев . Шахрвараз оставшимся в живых жителям города обещал жизнь, но иудеи собрали большую сумму денег (каждый вложил по своему достатку) и на них выкупали пленных византийцев и убивали их . Около 35 тысяч пленников, включая Иерусалимского патриарха свт. Захарию, были собраны на Елеонской горе, а затем через Дамаск отправлены в Персию. Персы завладели и величайшей святыней христианского мира – Крестом Господним. Его также вывезли в Персию. Было разрушено около трехсот монастырей и церковных строений, среди которых храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня), построенный святым императором Константином и святой императрицей Еленой, церковь святого Стефана и др. Управление тем, что осталось от Иерусалима, персы на некоторое время вверили иудеям .

Трагедию взятия Иерусалима в христианском мире трудно оценить . Преп. Антиох, как явствует из его «Пандектов», был в числе бежавших с аввой Никомедом и, соответственно, очевидцем произошедших событий.

Произведение, известное под названием «Пандекты Богодухновенных Священных Писаний», преп. Антиох составил по просьбе игумена Евстафия около 620 года . Это творение преп. Антиоха, а также «Пасхальная хроника» и повествование Антиоха Стратигия считаются источниками сведений о взятии Иерусалима, современными самим описываемым событиям (другие авторы – Феофан, Михаил Сириец и Агапий писали об этом же позже). Кроме того, «Пандекты», безусловно, яркая страница в истории византийской церковной письменности.

Из предисловия преп. Антиоха видно, что братия игумена Евстафия после захвата персами окрестностей Анкиры в Малой Азии (около 619 года), спасаясь бегством, покинула монастырь и вынужденно скиталась по разным местам. Книги из монастырской библиотеки были, по всей видимости, утрачены, и потому преп. Антиох составляет сборник выдержек из Писания и отцов, который мог бы стать источником духовного утешения для странствующих братий и утоления «голода слышания слова Божия» (). По словам Дерваса Читти, «Евстафий, игумен одного монастыря возле Анкиры, подобно многим, бежавший еще до прихода персов, обратился к Антиоху с просьбой дать ему краткое изложение содержащегося в Писаниях учения, которое он мог бы носить с собою».

Последующие события жизни Антиоха Монаха нам неизвестны, но Греческая чтит его память в лике преподобных 24 декабря, перед Рождеством Христовым по новому стилю. В Русской же Церкви нет отдельного дня празднования его памяти, и память этого святого совершается в Соборе преподобных отцов, в подвиге просиявших, в субботу сырную перед Великим постом .

В службе святым отцам, в обители святого Саввы просиявшим (первое издание – в Афинах в 1986 году), мы встречаем следующие песнопения в честь преп. Антиоха:

Тропарь. Глас 3

Оставив все земное, удалившись к подвижникам в пустыню, отче Антиох, преподобный, и просвещенный благодатию Святого Духа, ты просиял как писатель богоглаголивый, богоносец, с дерзновением Христу молись, да подаст благочестивым великую милость.

Кондак. Глас 3

Светило светлейшее и сиятельное ты показался концам Церкви блистаниями своих трудов сияя и писаниями твоими всех радуя, божественный отче Антиох, сего ради твою память совершая, мы верно воспеваем сущего над всеми Бога.

Величание

Свет умный Утешителя в сердце восприняв, писатель искусный явился весьма полезных Пандектов, богомудрый и блаженный Антиох.

Непонятное слово «Пандекты» в названии творения преп. Антиоха требует объяснения. Его можно перевести буквально как «вмещающие в себя всё», «всеобъемлющий словарь или энциклопедия» , следовательно, это произведение, имеющее характер флорилегия , претендует на широкий охват тем популярного характера. Упоминание же о Богодухновенных или Святых Писаниях свидетельствует о прежде всего библейской составляющей данного сочинения (хотя, отметим, лишь библейской цитацией преп. Антиох не довольствуется, а привлекает и святоотеческие источники). С этой точки зрения «Пандекты» Антиоха можно охарактеризовать как своего рода обширную энциклопедию нравственно-аскетического учения, базирующуюся на Священном Писании и отцах Церкви. Здесь «преп. Антиох с помощью многочисленных цитат вкратце изложил всю премудрость, заключенную в Священном Писании и трудах святых отцов Церкви, которую он постиг через собственный духовный опыт» .

Изображение преп. Антиоха в рукописи «Пандектов» из собрания СТСЛ (XIX в.)

Однако, судя по всему, это название (по которому даже самого Антиоха иногда именовали Антиохом Пандектом) более позднее, а сам Антиох назвал свое сочинение просто: «Сто тридцать глав». И либо его адресат игумен Евстафий, либо более поздний исследователь или переписчик сделали дополнительное надписание: «Книга, содержащая Господни заповеди, а также их толкование, а также соответствующее им и вытекающее из них учение" , а еще позже назвали ее «Пандектом» .

Труд преп. Антиоха был предназначен для монахов. Он состоит по преимуществу в изложении нравственных заповедей, направленных на борьбу с грехом и на практику добродетелей. Преп. Антиох стремился, чтобы его трактат стал своего рода кодексом монашеской жизни . Впрочем, в силу популярного характера «Пандекты» выходят за рамки своего основного назначения и могут принести духовную пользу всякому христианину.

«Пандекты» включают 130 слов (или глав), посвященных различным темам, в основном касающимся нравственно-аскетической проблематики, а именно – приобретения добродетелей и борьбы со страстями. Есть также и непосредственно аскетические главы о борьбе с помыслами, молитве и т. п., имеющие сугубо монашеское содержание.

После слов «О вере» (которая служит фундаментом всего христианского нравственного учения) и «О надежде» преп. Антиох говорит о различных пороках и противоположных им добродетелях. С 86-го слова и далее автор касается в «монашеском преломлении» таких тем, как труд, бедность, гостеприимство, безмолвие, псалмопение, и т. д. Последние слова посвящены страху Божию, любви Божией и Царству Небесному. Видно, что «Антиох продолжает аскетическое предание Палестины в современном ему поколении, придавая ему в то же время более богословскую окраску, хотя и простую» . Богословские рассуждения мы находим в слове «О вере», где кратко раскрывается православное учение о Святой Троице, и в заключительном 130-м слове «О Царстве Небесном», где излагается христология на основе ороса Халкидонского Собора 451 года. Есть в «Пандектах» и полемическая заостренность, которая проявляется, когда речь идет о борьбе с еретиками и иудеями. В том же 130-м слове преп. Антиох приводит (на основе «Панариона» свт. Епифания Кипрского) перечень ересей (более чем 70 наименований) и еретиков (18 имен), с тем чтобы напомнить игумену Евстафию о необходимой бдительности в странствиях при возможных встречах с иноверцами. Выражением антииудейской полемики служит повествование в слове 84 «О снах» о монахе, принявшем иудаизм из-за диавольского внушения во сне и жалким образом завершившем свою жизнь.

Заканчиваются «Пандекты» так называемым исповеданием, своего рода молитвенным излиянием автора пред Богом, напоминающим плач ветхозаветных пророков (в особенности Иеремии) о разорении Иерусалима и пленении народа Божия халдеями (вавилонянами), только на сей раз новыми халдеями – персами. Здесь преп. Антиох молится о прекращении гнева Божиего на народ верных – православных христиан и о перемене его на милость.

Можно сказать, что это произведение написано на стыке библеистики и аскетики. Выстраивая свое сочинение, «Антиох следует методу объявления темы каждой главы в одном или больше предложениях и подтверждает данную тему множеством библейских и святоотеческих цитат. И хотя построение материала иногда выглядит неупорядоченным и чтение глав не всегда увлекательным, данное сочинение привлекало к себе внимание монахов той эпохи, так же как и последующих, и сослужило серьезную службу в монашеском нравственном учении» .

Иллюстрация из греческого издания «Пандектов» 1991 г. с предисловием свт. Нектария Эгинского

Как предполагает исследователь Панайотис Христу, сам автор определяет части, на которые разделил свой труд, как главы; в греческих изданиях они названы словами, а в латинских – гомилиями. Однако, говорит П. Христу, можно с вероятностью сказать, что «либо сам Евстафий, либо другой монашеский предводитель переработал его труд, придав главам форму монашеских оглашений» , то есть проповедей для монахов, где часто встречаются обращение «братия» и славословие Богу как традиционные элементы подобного жанра.

И хотя «Пандекты» нельзя назвать простым цитатником (фрагменты из Писания и святых отцов объединены в единый текст авторской речью), тем не менее по объему цитаты превышают авторский текст. И в этом проявляется смирение преп. Антиоха: главная задача преподобного – дать место слову Божию, Откровению; к тому же он повинуется Евстафию, просившему составить главы именно из библейских цитат. Однако подбирает эти цитаты на определенные темы преп. Антиох исходя из собственного духовного опыта, что само по себе уже представляет ценность. Очевидно, что игумен Евстафий рассчитывал именно на это, прося Антиоха написать такой труд.

Поэтому наибольший объем текста занимают библейские цитаты – всего около 2500. Из Ветхого Завета наиболее часто цитируются книги Премудрости, Сираха, Псалтирь. Из Нового Завета – Послания апостола Павла и Евангелия. В главах иногда просматривается определенный порядок цитирования. В начале главы после авторского вступления цитируется .

Евангельские слова Христа автор поставляет в конце главы, для смысловой «весомости». Глава обычно заканчивается славословием Богу. В предлагаемом русскому читателю издании новозаветные цитаты приводятся по синодальному переводу Библии ; ветхозаветные цитаты, если их греческий текст и синодальный перевод совпадают, даются по синодальному переводу, в противном случае они приводятся на церковнославянском. Иногда же для лучшего понимания фразы современным читателем, не всегда хорошо знакомым с церковнославянским языком, приходилось ее «комбинировать» из синодального и церковнославянского текстов.

Игумен Евстафий просил преп. Антиоха составить сокращенное переложение учения Священного Писания , Антиох не ограничился этим и обратился также к учению отцов Церкви и церковных писателей, потому и название книги (где упоминаются лишь «Богодухновенные и Святые Писания») не «покрывает» собой всей полноты ее содержания. Святые отцы Церкви и церковные писатели, цитируемые автором, по большей части относятся к тем, кого принято называть доникейскими , то есть жившими до 325 года. Преп. Антиох дает выдержки из творения Климента Александрийского «Кто из богатых спасется», приписывая его свт. Иринею Лионскому (впрочем, в сохранившихся произведениях св. Иринея данного сочинения не обнаруживается). Это повествование о юноше, крещенном апостолом Иоанном Богословом и затем, по нерадению местного епископа, которому апостол доверил его воспитание, впавшем в грехи и ставшем главарем шайки разбойников, но затем вновь призванном к покаянию святым апостолом (слово 122). Также мы встречаем цитаты из Посланий к ефесянам, смирнянам, траллийцам, филадельфийцам, магнезийцам, св. Поликарпу сщмч. Игнатия Богоносца (слова 1, 23, 85, 111, 112, 124); Послания к филиппийцам сщмч. Поликарпа Смирнского (слова 74, 96, 114, 123); «Послания о девстве» псевдо- (слова 1, 17, 18, 21, 22, 47, 86, 91, 96, 97, 98, 99, 111, 112, 122, 127, 130); «Пастыря Ерма » (по большей части из раздела «Заповеди» и немного из «Подобий») (слова 15, 25, 29, 61, 66, 74, 77, 79, 85, 94, 98, 106, 110, 122, 127).

Церковная письменность IV-VI веков представлена выдержками из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского , фрагментами или аллюзиями из творений Евагрия Понтийского «О молитве» , преп. Нила Синайского «О восьми лукавых духах» (слова 18, 23, 24), трактата «О Божественных именах» из «Ареопагитского корпуса» (слова 1, 123).

«Внешняя» мудрость, то есть заимствования из языческих философов, историков и поэтов, в данном произведении отсутствует (в отличие, например, от такого произведения IX века, как «Пчела»).

В целом достаточно широкий спектр литературы, использованной в «Пандектах», свидетельствует о сохранности и богатстве библиотеки Лавры святого Саввы того времени, о том, что она продолжала оставаться важным центром создания и копирования рукописей , несмотря на внешние коллизии.

Что касается влияний и образцов для написания «Пандектов», то среди таковых можно назвать, во-первых, Евагрия Понтийского с его «Антирретиком» из восьми сотниц – подборкой библейских цитат против восьми главных страстей, которыми подвижник должен противоречить диаволу, искушающему его страстными помыслами. Во-вторых, по словам Панайотиса Христу, «Пандекты» имеют своим прообразом «Правила нравственные» и «Правила подвижнические» свт. Василия Великого, однако, как отмечает исследователь, все же уступают им, не имея ни методичности «Правил нравственных», ни оригинальности «Правил подвижнических» .

Изображение монаха-каллиграфа в манускрипте IX в.

Внес преп. Антиох свой, пусть и небольшой, вклад в православное литургическое предание. В сочинении преп. Антиоха содержатся несколько авторских молитв, некоторые из них вошли в православное богослужение: в слове 19-м – молитва, читаемая на повечерии; в слове 84-м – молитва, вошедшая в вечернее молитвенное правило («Молитва 2-я святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу»); в слове 85-м – молитва, читаемая после 12-й кафизмы. В нашем издании, чтобы читателю было легче ориентироваться в книге, эти и другие подобные им молитвенные тексты отмечены на полях словом «молитва». Предполагается также, что преп. Антиох составил и известную молитву «Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли…», повторяемую при чтении каждого из часов и на великом повечерии .

И несмотря на то что, по словам Г. Барди, учение Антиоха не вполне оригинально и собрано из многочисленных цитат (от себя добавим, что преп. Антиох к такой оригинальности и не стремился), по оценке другого известного исследователя древнего монашества, «в любом случае никто не назовет этот труд незначительным» , его называют «знаменитым» ; свт. Нектарий Эгинский в своем предисловии к изданию 1906 года писал, что «в целом это произведение представляет собой прекрасную систему нравственного богословия» , а свт. Феофан Затворник отметил, «что эту Пандекту справедливо можно назвать богооткровенным христианским нравоучением».

Нужно признать, что это сочинение по-прежнему актуально для православного читателя. Оно стоит в одном ряду с такими уже давно изданными на русском языке произведениями аскетической святоотеческой письменности, как произведения преп. Нила Синайского, «Поучения» преп. аввы Дорофея и «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, а его автор, как личность и церковный писатель, – в одном ряду с такими представителями монашеской традиции Великой лавры (либо близкими к ней или часто посещавшими ее), как основатель Лавры преп. Савва Освященный, его биограф – Кирилл Скифопольский, преп. Иоанн Дамаскин, блж. Иоанн Мосх, свт. Софроний Иерусалимский и Феодор Абу-Кура.

Творение преп. Антиоха было весьма популярно и востребовано в Византии и ее культурном ареале, как на Востоке, так и у славян, а также в Древней Руси, о чем свидетельствует сохранность «Пандектов» на греческом, славянском (начиная с X века) и арабском (на рубеже XI-XII веков) языках.

Как пишет диакон В. Василик, на славянский язык «Пандекты» были переведены в X веке в Болгарии; древнейший из сохранившихся славянских списков этого произведения относится к XI веку, «списки XV-XVI вв. многочисленны. Многие поучения из него попали в состав “Пролога”» .

«Пандекты» были помещены в «Великие Четии-Минеи» свт. Макария, митрополита Московского. Это обстоятельство, по-видимому, объясняет наличие ссылок на преп. Антиоха (шесть раз) и многочисленных цитат из «Пандектов» (из 196 поучений в тридцати главах – 42 из «Пандектов») в поучениях преп. Серафима Саровского , помещенных в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» . Так, полностью из цитат из «Пандектов» составлены четыре главы поучений преп. Серафима: «2. О вере», «4. О любви к Богу», «26. Против излишней попечительности», «27. О печали». Преп. Антиох – самый цитируемый автор в этом собрании поучений преп. Серафима, что говорит о многом: столь великий русский святой, почитаемый во всем православном мире, читал преп. Антиоха, вдохновлялся им в своих подвигах и поучал духовных чад его строками.

Вид монастыря св. Саввы Фото иером. Феодора (Юлаева)

«Пандекты» и позже привлекали внимание наших соотечественников. В рукописном архиве сохранился перевод «Послания к Евстафию» и слова 1-го («О вере») свт. Феофана Затворника ; в библиотеке Свято-Троице-Сергиевой лавры есть рукописный русскоязычный перевод «Пандектов», выполненный неизвестным автором XIX века.

Что касается печатных изданий «Пандектов», то они привлекали внимание книгопечатников еще издавна. Первое печатное издание, латинский перевод, «Пандектов» вышло в Париже в 1543 году (Pandectes Scripturae Divinitus Inspiratae sancti patris Antiochi ante annos quidem ab hinc nogentos ab authore aeditus nunc vero primum donatus Latio per Godefridu Tilmannum Cartusiae Parisiensis ex professo monachum. Parisiis, 1543). Следующее печатное издание, на сей раз латинский перевод вместе с греческим оригиналом, вышло в «Патрологии» Миня (Patrologiae cursus completus (series Graeca). T. 89. . Paris, 1857–1866). Греческий текст отдельно выпускался дважды: трудами свт. Нектария Эгинского в 1906 году в Афинах (Αντιόχου εκ της Γαλατ ίας Μοναχού της Λαύρας του αγ ίου Σάββα Πανδέκτες των Θεοπνεύστων Αγ ίων Γραφών . Εκδ ίδοται προς ηθικ ήν των Χριστιανών ωφέλειαν υπό Νεκταρ ίου Κεφαλά Μητροπολ ίτου Πενταπόλεως . Αθ ήνα , 1906) и затем был переиздан в 1991 году в Салониках. В России выходили в свет только церковнославянские переводы «Пандектов»: в издании «Четий-Миней» (Декабрь 24. Стб. 1864–2183) и частичные издания из славянских рукописей .

Пока готовилось нынешнее издание, вышел в свет румынский перевод «Пандектов» (Ale celui sfinti parintelui nostrum Antioch Pandectul, monah al Lavrei Sfintului Sava 130 de capete care cuprint pe scurt toata invatatura Scriptulilor de Dumnezeu insuflate Traducere din limba greaca veche de Adrian Tanasescu-Vlas. Sofia; Bucuresti, 2014), что подтверждает актуальность данного произведения. Тем более важным оказывается, что столь известный для христианской аскетической традиции текст на русском языке публикуется полностью впервые.

Монастыри Палестины в VII веке

Перевод «Послания к Евстафию» и «Пандектов» преп. Антиоха Монаха и предисловия к ним выполнен по изданию в «Патрологии» Миня: Patrologiae cursus completus (series Graeca) (далее – PG). T. 89. Paris: Migne, 1857–1866. . В квадратных скобках приводятся номера колонок по «Патрологии» Миня. Перевод с греческого и комментарии – П. К. Доброцветова, редакция перевода – Д. Е. Афиногенова.

Иллюстрации заимствованы из книг: Patrich Joseph. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism. A Comparative Study in Eastern Monasticism, Fourth to Seventh Centuries. Dumbarton Oaks Studies, 1995; The Sabbaite heritage in The Orthodox Church from the fifth century to the present. Orientalia Lovaniensia analecta, 98. Leuven, 2001 и из рукописи XIX века в библиотеке СТСЛ.

П. К. Доброцветов

Пролог к настоящему сочинению

Сей Антиох совершенно отрекся от всего мира и безмолвствовал в монастыре великого Саввы в Иерусалиме немалое время; уединившись [от мирских забот], [он] упразднился и уразумел спасительную заповедь, повелевающую: упразднитеся и разумейте (). И так собрав богатство Духа, не замедлил передать эти богатства нуждающимся [в них], принеся плод сторицею (ср. ), преумножив талант, как верный, благоразумный и добрый раб (ср. ), чтобы быть благословленным благолюбивым Владыкой.

Сей-то Антиох в те времена, когда звериный замысел и убийственное устремление персов опустошило всю землю от восхода солнца, подвластную Ромейской державе, и достойным жалости образом увлекло ее в свое подчинение, [сей Антиох,] воспользовавшись этими самыми [событиями] как каким-то благовременным поводом, составил некоторую священную книгу из Божественных речений [Писания], как он и сам в ней ясно говорит об этом, наименовав ее и предложив ее для величайшей пользы тех, кто с тех пор и доныне читает ее.

Послание Антиоха, монаха лавры Святого Саввы, Евстафию, игумену Атталинского монастыря города Анкиры в Галатии, от тамошних святых отцов, содержащее в себе 130 глав, а также молитвенное исповедание

Поскольку ты написал мне, честный отче Евстафие, что ты претерпел и перенес великую скорбь, был подавлен, переходя с [одного] места на [другое], из [одной] страны в [другую] страну из-за страха перед все охватившей халдейской бурей, что приходилось тебе испытывать голод и жажду, но не [от недостатка] хлеба и воды , а, как сказано, [от недостатка] слышания слова Господня (). Но из-за того, что вам невозможно переносить [с места на место] тяжелые книги, ни в местах, в которых вы оказались, легко найти то, что ищете, вы повелели моему ничтожеству вкратце, сжато изложить все Божественное Писание, Ветхий и Новый [Заветы], так, чтобы эта ноша, с одной стороны, не была тяжестью для нас, а с другой стороны, чтобы не упустить ничего из относящегося к пользе и спасению души, – то я последовал вашему повелению, тотчас собрал все интересующее вас из Божественного Писания, объединив в сто тридцать глав и разграничив одно и другое, чтобы при чтении не произошло слияния и смешения. Это я послал вашему боголюбию, так что, получив, воздай подобающее славословие и благодарность Богу, Который силу Свою в немощи совершает (). Нас же вознагради благоприятными своими молитвами, чтобы и мы с благодарностью Богу довершили оставшееся время нашей жизни. Если же что-нибудь, как это бывает, ты найдешь [несовершенным], то просим в этом извинения из-за необразованности для [исполнения] повеления. Поскольку же ты написал нам в письме, честный отче, о том, чтобы мы рассказали тебе и о святых отцах нашей Лавры: истинно ли есть то, что, как вы говорите, вы услышали от многих об их жительстве и убиении, каковым известиям трудно поверить, – то я счел необходимым для начала вкратце поведать вам о них, чтобы, [с этого начав,] затем присовокупить и главы из Священных Писаний.

А об их добродетельном жительстве не время сейчас писать, да и не под силу нашему языку. Одно только скажу: что люди эти поистине были божественные (если только вообще их людьми можно назвать, а не Ангелами), от юности в подвижничестве, безмолвии и [других] трудах ради благочестия состарившиеся, старцы священнолепные, седые волосами и разумением, благие, смиренномудрые, скромные, целомудренные, правдивые, непорочные, праведные, богочестивые, удаляющиеся от всякого дурного дела, имеющие все блага без недостатка, исполненные Божественной любви. Некоторые из них, достигши пятидесяти и шестидесяти лет, вовсе не выходили из Лавры. Некоторые из них ни в церковь не приходили, ни города не видели с того времени, как стали монахами, – всяческими добродетелями украшенные, земные ангелы, небесные человеки, так что и такой конец восприняли и стяжали победные почести.

Когда пришли измаильтяне в нашу Лавру за неделю до взятия Святого Града и все священные сосуды из церкви похитили, то большинство отцов тут же удалились. В Лавре же остались терпеливые рабы Христовы, не желавшие покидать это место. Варвары схватили их и безжалостно многие дни мучали, предполагая найти сокровища у тех, которые в этом мире ничего не имели, и в конце концов, не добившись цели и обезумев от ярости, стали рубить всех на части. Блаженные, просияв лицом, с радостью и благодарением Господу предали [Ему] свои души, так как имели большое желание разрешиться и быть со Христом (). Тела их оставались непогребенными в течение многих дней. И тут прибыли мы из Аравии, и авва Никомед, увидев отцов – сие достойное жалости зрелище, потерял сознание и был поднят почти замертво. Модест же преподобнейший, придя, все останки святых собрал, омыл их и, оплакав, обвив святые и многострадальные их мощи, положил в гробницах для отцов. Совершив по ним обычное [в таких случаях] правило, он произнес над ними слова Исаии, говоря: мужие праведнии вземлются, и ник-тоже разумеет: от лица бо неправды взяся праведный. Будет с миром погребение его (); и: Праведных же души в руце Господней, и не прикоснется их мука. Непщевани быша во очию безумных умрети… они же суть в мире… упование их безсмертия исполнено; и вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут, яко искуси их и обрете их достойны Себе… и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их воссияют (). И сказав это о святых отцах наших, он призвал всех нас не оставлять места нашего, но доблестно терпеть искушения, вспоминая Господа, говорящего: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (), и Апостола: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное (). Последовав его увещаниям, мы оставались в Лавре около двух месяцев. И когда вновь пронесся слух о нашествии варваров, то, испугавшись, мы бежали в монастырь вблизи Святого Города, примерно в двадцати стадиях , называемый [монастырем] аввы Анастасия, в котором в то время не было никого. И прожив в нем около двух лет, мы были вновь призваны вышеупомянутым преподобнейшим Модестом вернуться и поселиться в нашем [прежнем] месте. Убежденные добрым его советом, одни из нас тотчас вернулись и поселились в Лавре, а другие немного замедлили из страха пред соседствующими сарацинами, а третьи остались в том монастыре вместе с преподобнейшим игуменом Иустином, принявшим монашество еще в Лавре, проведшим в ней многие годы и отличившимся многими добродетелями, так что он был почтен и пресвитерским достоинством. Сей богочестивейший Иустин большое собрание [монахов] в том самом монастыре привлек благодатью Христовой, содержа неопустительно правило Лавры и прочее [монашеское] установление, и не найти было ни во всей Палестине, ни в другой киновии столь духовного устроения. Она процветает и возрастает ежедневно и, преуспевая, подобно Исааку, становится великой, и мы по этому догадываемся, что во всякой нашей стране просиявает прекрасно, словно светила, семя святого отца нашего Саввы. Мы же, смиренные, благодатью Божией и усердием вышеупомянутого преподобнейшего Модеста в тишине пребываем более, чем в недавние годы, благодаря и прославляя единого Бога, умерщвляющего и животворящего и единого творящего чудеса великие (ср. ). Ибо умилосердилась к нам Его благость, и в великое преуспеяние привел Он место наше, насколько это позволяли обстоятельства, ради прежде послуживших Ему искренне в этом месте святых рабов Его. Подарила Его благость нам отца и пастыря, достойного Его Промысла, преподобнейшего Фому, обладающего ведением и украшенного всяческими добродетелями, еще с юного возраста подвизавшегося в безмолвном жительстве, – кроткого, братолюбивого и сострадательнейшего, смиренного сердцем, к молитве и правилу [монашескому] усерднейшего. Посему и при руководстве его вывел на широту его учеников. Число же убиенных отцов по именам – сорок четыре. Память их совершается в мае месяце пятнадцатого [числа]. Благодатию же Христа и усердием вышеупомянутого преподобнейшего отца нашего Модеста населены и остальные монастыри пустыни. Вот так, честный отче Евстафие, то, [что произошло] с нашими святыми и Лаврой, рассказал я вашему боголюбию, и другие благие вести, приносящие радость вашей душе и [душе] всякого христианина, который услышит об этом, я вам возвещаю ныне. Ибо упомянутый преподобнейший Модест печется не только о монастырях пустыни, но и о городе [Иерусалиме] и о всей округе. И

Вот уже восьмой год по инициативе Wall Street Journal проводится конференция D8: All Things Digital, на которой главные редакторы сайта Уолт Моссберг и Кара Свишер в течение нескольких дней берут интервью у самых значительных деятелей современности, оставивших свой след в IT-индустрии. И вчера, спустя всего несколько дней после открытия, главным героем вечера стал Стив Джобс, которому несколько часов к ряду пришлось отвечать на каверзные и не очень вопросы ведущих и зрителей.

Вот некоторые выдержки из того, что поведал нам легендарный CEO Apple. Составлено из нескольких источников. Обсужденные на конференции вопросы представлены в виде «Аннотация от переводчика - цитата Стива». Будет интересно.

Про капитализацию

Естественно, первый вопрос касался капитализации компании, которая на прошлой неделе впервые превысила аналогичный показатель Microsoft, Кара Свишер даже назвала это «чем-то невообразимым». Глава Apple ответил, что на самом деле это совершенно не то, что заставляет работников компании ходить на работу каждый день.
Также Стив согласился с замечанием Моссберга, что в 97 году Apple была одной ногой в могиле, однако благодаря «потрясающим людям», которые упорно трудились, компания стала живее всех живых. «Нынешнее положение - это их заслуга».

Про технологию Flash

Вопрос про флеш не застал Яблочного Короля врасплох: с момента публикации открытого письма его отношение к этой отсталой технологии совершенно не изменилось. Джобс привел пару интересных примеров, рассказывая об этапах жизни некоторых компьютерных вещей: Apple популяризировали дискеты и первыми от них отказались, примерно такое же решение было принято и в случае SuperDrive в MacBook Air.
По словам Стива, компания старается расставить правильные приоритеты и сделать «мудрый» выбор. А поскольку Adobe так и не сумели показать хоть какой-нибудь рабочий вариант, то в вопросе веб-технологий выбор пал на связку HTML/CSS/JavaScript. «Мы не собирались ни с кем ссориться… Они сами раздули из всего этого скандал. Вот почему я написал открытое письмо», - подытожил Джобс.

«Мы делаем это не в первый раз. Вспомните флоппи-диски 3,5. Мы сделали это популярным. Мы от этого и избавились в первом iMac. Так же, как и от параллельного порта. Вы первый раз увидели USB в iMac. Мы были одними из первых, кто отказался от дискового привода – получился MacBook Air. И когда мы делаем что-то подобное, многие называют нас сумасшедшими. Кажется, что Flash сегодня главенствует. Но он ослабевает, и похоже, что HTML5 вскоре займет его место.»

Про Adobe

«Наше решение продиктовано лишь технологиями. Мы не добьемся положительных результатов, поставив это на нашу платформу. Мы просили Adobe показать нам что-нибудь лучше – но они ничего не показали. Adobe не сильно это волновало до того момента, как iPad поступил в продажу. Не хотелось вступать в бой, просто решили не использовать одну из их разработок. Они же сделали из этого огромную проблему. Мы устали от этих ребят.»

О скандальной переписке о порнографии:

«Он и не называл себя журналистом. В тот день я до поздней ночи работал, и тут этот парень начинает писать мне противные сообщения… вот я и захотел поставить его на место. И только я от него отделался… как он еще и публикует это!»

О потерянном прототипе iPhone

На этот вопрос Стив ответил прямо, сказав, что невозможно полностью протестировать работу беспроводного гаджета в пределах закрытой лаборатории, однако он до конца не знает, что произошло в том злополучном баре - имела ли место потеря или прототип был украден. Моссберг не унимался и сразу же задал вопрос об обыске в доме автора Gizmodo.

«Человек, который нашел устройство, решил его продать, для чего сначала включил гаджет в компьютер соседа. Сосед вызвал полицию, которая и сделала все, что подобает в таком случае. В данный момент идет расследование и я не знаю, чем оно закончится.»

О самоубийствах на заводах Foxconn

На фабриках Foxconn, которые собирают технику Apple, c завидным постоянством случаются самоубийства: уже 14 человек свели счеты с жизнью. Не обошла эта животрепещущая тема и главного гостя конференции D8. Стив Джобс выглядел озадаченным в тот момент. Он сказал, что не обладает полностью всей информацией. С одной стороны, это замкнутый производственный комплекс на 400 000 человек, но с другой стороны - для жизни и работы людей там созданы все условия: работники спокойно могут ходить в рестораны, кинотеатры, посещать спортивные залы и бассейны.
И в тоже время, все эти суициды сильно настораживают, даже не смотря на то, что процент этих случаев намного ниже, чем в США (11 идиотов на 100 000 населения).

«Мы тщательно смотрим за всем этим, потому что привыкли контролировать ситуацию в таких компаниях. Я могу рассказать вам некоторые вещи. Foxconn далеко не тот, каким его представляют СМИ. Хоть это и фабрика… но ё-мое, там есть даже рестораны и кинотеатры. И всё же это в первую очередь фабрика. У них работают 400 тысяч человек, и всего несколько совершили самоубийство. Даже в США статистика хуже, но отношение к делу это не меняет.»

О том, что происходит между Apple и Google

«Ни о какой войне не может быть и речи», - говорит Джобс. С его слов, компании просто пересекаются на некоторых рынках (смартфоны и программные продукты), в результате чего от соперничества выигрывают только пользователи, ведь именно они делают выбор, приобретая её за «свои кровные».
Стив в очередной раз сказал, что не Купертино первой начала ставить палки в колеса своим партнерам: «Мы не выпускали свой поисковик, это Google сделали свой смартфон». И пока что у компании нет планов заниматься поисковым бизнесом.

Кроме этого, на прошлой недели стали появляться активные слухи, что в «пылу вражды» Apple решили избавиться от гугло-сервисов в новой прошивке. Джобс развеял эти слухи, сказав, что это не соответствует действительности, «ведь людям нравится».

«Мы никогда и не враждовали. У нас не было никакой войны и с Microsoft, и возможно потому мы и проиграли. Мы всего лишь хотели сделать лучшую вещь, создать лучший продукт. Они решили соревноваться с нами… соревнуются до сих пор.»

О том, как начался путь iPhone OS

Стив Джобс ни за что в жизни не стал бы сейчас выпускать компьютер со стилусом - в таком случае устройство неминуемо ждет полный провал: пальцы, пальцы и еще раз пальцы - это то, что человек использует каждый день.
Очень интересно, что в начале 2000 годов «тайное подразделение» Apple работало не над iPhone, а над прототипом iPad. Через пол-года после начала работ (на первой презентации будущего планшетника) в голове Джобса постоянно крутилась всего лишь одна мысль: «Можно ли из этого сделать телефон?» И только после небывалого успеха iPhone, в Купертино решили «расконсервировать» старый проект и вернуться к работе над iPad.
А вот про его будущее Стив сказал несколько интересных вещей: устройство уже сейчас почти совершенно, потому что на нем можно сделать все что угодно. Софт становится все лучше и лучше, в недалеком будущем можно будет редактировать видео, фотографии и заниматься вещами, которые до этого были доступны только для настольных систем. Если подсуетятся интернет-СМИ, то iPad станет еще популярней, а выиграют от этого все: пользователи будут читать новости в интернете, а издания будут зарабатывать на подписке, которую стоит сделать дешевле:)

«Вообще, мы начали с разработки планшетника. У меня была идея о дисплее под стеклом с технологией мультитач, на котором можно было бы без проблем печатать текст. Я поспрашивал в компании, у кого что есть на этот счет. И через шесть месяцев ко мне пришли с великолепным дисплеем. Я отдал его нашим талантливым разработчикам интерфейса. Они разработали инерционный скроллинг и другие интересные вещи. Я подумал: “Боже, мы можем сделать телефон из всего этого”, и мы отложили идею таблетки в сторону и начали работать над телефоном.»

Об эффекте iPad на печатные СМИ

«Я считаю, что одним из главных элементов свободного общества является свободная пресса. Мы видим, что происходит с газетами в США сегодня. Я считаю, что они очень важны. Могу сказать как один из главных участников интернет-рынка контента – надо ставить агрессивные цены и увеличивать объемы. Для нас это сработало. Теперь я пытаюсь донести эту же идею до прессы. Им потребуется поменять подход, используемый сейчас в процессе печати.»

О том, заменит ли таблетка настольный компьютер

«Когда мы были “сельскохозяйственной” нацией, все машины на континенте были грузовиками. Однако со временем люди стали перебираться в города и пересаживаться на автомобили. Я считаю, что PC сейчас – как грузовики. Всё меньше людей будут нуждаться в них.»

Об “открытости” платформы iPhone OS и App Store

«Мы сегодня поддерживаем две платформы. Первая и свободная – HTML5. Мы поддерживаем HTML5. Мы готовы поддержать эту технологию в любом месте. Вторая и контролируемая – App Store. Как мы контролируем? Куча людей работают на это каждый день. У нас есть несколько правил: приложение должно делать то, о чем сказано в описании, не должно зависать и вылетать, не должно использовать сторонние API. По этим трем правилам каждый день мы отсеиваем большое количество программ. Однако 95% проходят тестирование и публикуются в App Store.»

О разработчиках, которые жалуются на отказы в публикации приложений

«Проблема в том, что люди лгут. Они бегут к СМИ и рассказывают небылицы о давлении на них, получая свои пятнадцать минут славы. А мы не бежим к СМИ и не говорим: “Этот сукин сын – лжец!” Мы такого не делаем, нет.»

Чем Стив занимается каждый день в компании

«Один из ключевых моментов в Apple в том, что мы всегда работаем сообща. Знаете, сколько различных комитетов в Apple? Ноль. Мы крайне организованы сами по себе. Возможно, самые организованные на планете. Мы собираемся по утрам на три часа и разговариваем обо всём: о бизнесе, о том, что вообще происходит в мире. Мы преуспели в том, чтобы собирать великолепные команды и качественно распределять между ними задачи. Поэтому каждый день всё, что я делаю – общаюсь с этими командами.»

О том, чем Стив планирует заниматься в последующие 10 лет

«С момента начала нашей работы наша главная цель не изменилась. Мы прошли весь путь с одним желанием – сделать лучшие продукты. Ничего не поднимает мне настроение на целый день так, как чье-то случайное письмо о том, как сильно человек доволен своим новым iPad. Это то, что даёт мне силы продолжать работать. Это то, что давало мне силы до этого, даёт и будет давать в будущем.»

Единого видеофайла со всей конференции пока нет. С расшифровкой всего, что происходило на сцене, можно ознакомиться по ссылке: [

Здесь мы делаем попытку разместить сборник разных документов где есть упоминание фамилии Лысенко. Эти материалы мы находили в различных местах — архивах государственных и личных, библиотеках, у родственников и энтузиастов, из переписки с поисковиками (с их дозволения). Вы можете просматривать их, возможно найдете кого-либо знакомых. Вы можете присылать нам аналогичные документы, мы будем размещать их здесь. Мы готовы отвечать на ваши вопросы и делиться материалами.

Составитель энциклопедии Иван Максимович Лысенко известный украинский исследователь музыкальной культуры, этнограф, подвижник Слобожанщины, автор десятков книг по истории края, человек удивительной судьбы. Здесь приведена не вся энциклопедия, а несколько выдержек связанных с фамилией Лысенко.

Составитель энциклопедии Иван Максимович Лысенко известный украинский исследователь музыкальной культуры, этнограф, подвижник Слобожанщины, автор десятков книг по истории края, человек удивительной судьбы. Здесь приведена не вся энциклопедия, а несколько выдержек связанных с фамилией Лысенко.

Малороссийский родословник — издание в 4 (5) томах, содержащее росписи 240 малороссийских казацко-старшинских родов.

Родословник - выдержка из него с фамилиями Лысенко. Где и как их добыл уже не помню.

(документы о попытке наградите ротмистра Лысенко землей и просьбе его дать деньгами)

Титульная страница дела

Ротмистру Лысенко Высочайшим указом 18 февраля 1820 года пожаловано 1000 десятин земли в Саратовской Губернии, во уважении заслуг его и знаменитого подвига оказанного в 1794 году поражением своеручно и пленением Главного Предводителя Польских войск Костюшки. (Здесь речь идет о знаменитом предводителе польского восстания Тадеуше Костюшко). Документ получен в Российском государственном историческом архиве (Ф. 560 Оп.1 д. 374)

)

33 каталожных карточки из РГИА.
Все карточки содержат фамилию Лысенко и имеют разные признаки — переписка, награждение, почетное гражданство, цензурирование, отстаивание земли и пр.

Лысенко Василий Тимофеевич

Архивная справка о вредителе

Лысенко Александр Тимофеевич (погиб в плену. ВОВ)

Лысенко Василий Андреевич

Губернский секретарь. Послужной список.

Список чиновников по фамилии Лысенко

Лысенко Василий Яковлевич (биография)

фотокорреспондент Иркутск

Лысенко. Ссыльные в Коми

ЛЫСЕНКО ЕЛИСЕЙ КИРИЛЛОВИЧ , 1899 г. р., м.р. Каменец-Подольская обл., м.п.
по месту рождения. Выслан в 1930 г. на основании решения особой комиссии
о выселении. С/с: ЛЫСЕНКО Вера Никитовна , 1906 г. р.

ЛЫСЕНКО СЕМЕН ЛУКИЧ , 1885 г. р., м.р. Полтавская обл., м.п. по месту рождения.
Выслан в 1930 г. на основании Постановления СНК и ЦИК от 01.02.1930 г. как
кулак. М. с/п: Летский р-н, Коми АССР. С/с: отец ЛЫСЕНКО Лукьян Андреевич ,
1859 г. р.; мать ЛЫСЕНКО Варвара Сидоровна, 1859 г. р.; жена ЛЫСЕНКО Татьяна
Федоровна , 1888 г. р.; дочь ЛЫСЕНКО Прасковья Семеновна , 1914 г. р.;
сын ЛЫСЕНКО Михаил Семенович , 1922 г. р.; сын ЛЫСЕНКО Иван Семенович ,
1925 г. р.; дочь ЛЫСЕНКО Анастасия Семеновна , 1928 г. р.

ЛЫСЕНКО ЯКОВ ПАВЛОВИЧ , 1876 г. р., м.р. Сергеевский р-н, Чкаловская обл.,
м.п. по месту рождения. Выслан на основании решения общего собрания как кулак.
С/с: ЛЫСЕНКО Мария Захаровна , 1876 г. р.; ЛЫСЕНКО Дмитрий Яковлевич , 1911 г. р.;
ЛЫСЕНКО Елена Федоровна , 1916 г. р.

Лысенко Татьяна Ивановна. Жена казака. 1916 г

ИС 14-408-0862


Перевод, комментарии П. К. Доброцветова

Редакция перевода Д. Е. Афиногенова

Преподобный Антиох Савваит как представитель Палестинского монашества и его «Пандекты»

В мае 2014 года исполнилось 1400 лет трагическим событиям взятия персами Иерусалима в 614 году, сопровождавшимся массовыми убийствами и пленением византийского христианского населения Иерусалима. Издательство «Сибирская Благозвонница» предлагает читателям публикацию перевода известного в древности произведения монашеской письменности «Пандекты Богодухновенных Писаний» преп. Антиоха Монаха , жившего в VI–VII веках в Палестине и ставшего очевидцем тех событий.

Сведений о самом авторе сохранилось совсем немного. Преподобный Антиох был монахом (а некоторые его называют даже игуменом ) Великой лавры святого Саввы в Палестине в первой половине VII века. Родился он в селении Медосага, которое находилось в 20 км от Анкиры в Галатии (Малая Азия) . Антиох «принял постриг в Атталинском монастыре в Анкире, затем перешел в Лавру преп. Саввы Освященного близ Иерусалима, где и подвизался до своей кончины» .


Антиох, Евстафий – игумен Атталинского монастыря и преп. Савва Освященный. Манускрипт St. Sabbas, 76 (X в.)


В то время Византия переживала один из самых драматичных периодов своей истории – войну с Персией (602–628). В начале этой войны персы оккупировали восток империи – Палестину, Сирию, Малую Азию, Египет, и даже осадили Константинополь. В Палестину персы, возглавляемые военачальником Шахрваразом, вторглись в конце 613 – начале 614 года. Им активно помогали внутренние враги византийцев – иудеи, жившие на территории Византии: «Сотрудничество персов и иудеев было полным… Они стекались, чтобы записаться в персидскую армию», многие становились проводниками персов. Из 150–20 тысяч живших в Палестине иудеев, по подсчетам таких авторитетных историков, как Гиббон и Ролинсон, доля записавшихся в персидскую армию иудеев могла составлять от 26 тысяч до 36 тысяч человек , то есть более 10 % от их общей численности.

Местные же арабские племена, до сих пор связанные с византийской властью договоренностями, почувствовав ее ослабление и наступивший хаос, стали нападать на жителей этой богатой византийской провинции, начались грабежи. Арабы грабили и монастыри, в том числе захватили и Лавру святого Саввы: «В Великую Лавру преподобного Саввы мародеры ворвались за неделю до падения Иерусалима. Иноков, не пожелавших покинуть обитель (таких было сорок четыре), мучили в течение многих дней, пытаясь выведать, где хранятся сокровища, после чего убили всех до единого» . Об этих трагических событиях рассказывается в послании преп. Антиоха к Евстафию, игумену Атталинского монастыря в Анкире, земляку преп. Антиоха («Послание Антиоха, монаха Лавры святого Саввы, Евстафию, игумену Атталинского монастыря города Анкиры в Галатии, от тамошних святых отцов»). Преп. Антиох сообщает, что остальная братия во главе с игуменом Никомедом успела покинуть монастырь и скрыться в Аравии (то есть на территории за Иорданом). Некоторые монахи, как, например, Стратигий, укрылись в Иерусалиме и стали свидетелями и участниками последовавшей катастрофы . Какое-то время спустя братия Лавры святого Саввы, спасшаяся бегством от захватчиков и грабителей в Аравию, вернулась в монастырь и, увидев убитых собратий, с великим плачем и почестями погребла их .

В конце апреля – в мае 614 года началась трехнедельная осада Иерусалима, закончившаяся падением города, несмотря на героическое сопротивление его защитников. Иерусалим подвергся чудовищному трехдневному разграблению и разрушению. Разные источники называют разное количество убитых – от 34 тысяч до 90 тысяч. При этом в жестокости местные иудеи превзошли захватчиков. «Иерусалимские евреи были на стороне персов и при взятии ими города принимали деятельное участие в избиении христиан», – пишет А. А. Васильев . Шахрвараз оставшимся в живых жителям города обещал жизнь, но иудеи собрали большую сумму денег (каждый вложил по своему достатку) и на них выкупали пленных византийцев и убивали их . Около 35 тысяч пленников, включая Иерусалимского патриарха свт. Захарию, были собраны на Елеонской горе, а затем через Дамаск отправлены в Персию. Персы завладели и величайшей святыней христианского мира – Крестом Господним. Его также вывезли в Персию. Было разрушено около трехсот монастырей и церковных строений, среди которых храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня), построенный святым императором Константином и святой императрицей Еленой, церковь святого Стефана и др. Управление тем, что осталось от Иерусалима, персы на некоторое время вверили иудеям .

Трагедию взятия Иерусалима в христианском мире трудно оценить . Преп. Антиох, как явствует из его «Пандектов», был в числе бежавших с аввой Никомедом и, соответственно, очевидцем произошедших событий.

Произведение, известное под названием «Пандекты Богодухновенных Священных Писаний», преп. Антиох составил по просьбе игумена Евстафия около 620 года . Это творение преп. Антиоха, а также «Пасхальная хроника» и повествование Антиоха Стратигия считаются источниками сведений о взятии Иерусалима, современными самим описываемым событиям (другие авторы – Феофан, Михаил Сириец и Агапий писали об этом же позже). Кроме того, «Пандекты», безусловно, яркая страница в истории византийской церковной письменности.

Из предисловия преп. Антиоха видно, что братия игумена Евстафия после захвата персами окрестностей Анкиры в Малой Азии (около 619 года), спасаясь бегством, покинула монастырь и вынужденно скиталась по разным местам. Книги из монастырской библиотеки были, по всей видимости, утрачены, и потому преп. Антиох составляет сборник выдержек из Писания и отцов, который мог бы стать источником духовного утешения для странствующих братий и утоления «голода слышания слова Божия» (Ам. 8:11). По словам Дерваса Читти, «Евстафий, игумен одного монастыря возле Анкиры, подобно многим, бежавший еще до прихода персов, обратился к Антиоху с просьбой дать ему краткое изложение содержащегося в Писаниях учения, которое он мог бы носить с собою» .

Последующие события жизни Антиоха Монаха нам неизвестны, но Греческая Церковь чтит его память в лике преподобных 24 декабря, перед Рождеством Христовым по новому стилю. В Русской же Церкви нет отдельного дня празднования его памяти, и память этого святого совершается в Соборе преподобных отцов, в подвиге просиявших, в субботу сырную перед Великим постом .

В службе святым отцам, в обители святого Саввы просиявшим (первое издание – в Афинах в 1986 году), мы встречаем следующие песнопения в честь преп. Антиоха:


Тропарь. Глас 3

Оставив все земное, удалившись к подвижникам в пустыню, отче Антиох, преподобный, и просвещенный благодатию Святого Духа, ты просиял как писатель богоглаголивый, богоносец, с дерзновением Христу молись, да подаст благочестивым великую милость.


Кондак. Глас 3

Светило светлейшее и сиятельное ты показался концам Церкви блистаниями своих трудов сияя и писаниями твоими всех радуя, божественный отче Антиох, сего ради твою память совершая, мы верно воспеваем сущего над всеми Бога.


Величание

Свет умный Утешителя в сердце восприняв, писатель искусный явился весьма полезных Пандектов, богомудрый и блаженный Антиох.


Непонятное слово «Пандекты» в названии творения преп. Антиоха требует объяснения. Его можно перевести буквально как «вмещающие в себя всё», «всеобъемлющий словарь или энциклопедия» , следовательно, это произведение, имеющее характер флорилегия , претендует на широкий охват тем популярного характера. Упоминание же о Богодухновенных или Святых Писаниях свидетельствует о прежде всего библейской составляющей данного сочинения (хотя, отметим, лишь библейской цитацией преп. Антиох не довольствуется, а привлекает и святоотеческие источники). С этой точки зрения «Пандекты» Антиоха можно охарактеризовать как своего рода обширную энциклопедию нравственно-аскетического учения, базирующуюся на Священном Писании и отцах Церкви. Здесь «преп. Антиох с помощью многочисленных цитат вкратце изложил всю премудрость, заключенную в Священном Писании и трудах святых отцов Церкви, которую он постиг через собственный духовный опыт» .


Изображение преп. Антиоха в рукописи «Пандектов» из собрания СТСЛ (XIX в.)


Однако, судя по всему, это название (по которому даже самого Антиоха иногда именовали Антиохом Пандектом) более позднее, а сам Антиох назвал свое сочинение просто: «Сто тридцать глав». И либо его адресат игумен Евстафий, либо более поздний исследователь или переписчик сделали дополнительное надписание: «Книга, содержащая Господни заповеди, а также их толкование, а также соответствующее им и вытекающее из них учение» , а еще позже назвали ее «Пандектом» .

Труд преп. Антиоха был предназначен для монахов. Он состоит по преимуществу в изложении нравственных заповедей, направленных на борьбу с грехом и на практику добродетелей. Преп. Антиох стремился, чтобы его трактат стал своего рода кодексом монашеской жизни . Впрочем, в силу популярного характера «Пандекты» выходят за рамки своего основного назначения и могут принести духовную пользу всякому христианину.

«Пандекты» включают 130 слов (или глав), посвященных различным темам, в основном касающимся нравственно-аскетической проблематики, а именно – приобретения добродетелей и борьбы со страстями. Есть также и непосредственно аскетические главы о борьбе с помыслами, молитве и т. п., имеющие сугубо монашеское содержание.

После слов «О вере» (которая служит фундаментом всего христианского нравственного учения) и «О надежде» преп. Антиох говорит о различных пороках и противоположных им добродетелях. С 86-го слова и далее автор касается в «монашеском преломлении» таких тем, как труд, бедность, гостеприимство, безмолвие, псалмопение, молитва и т. д. Последние слова посвящены страху Божию, любви Божией и Царству Небесному. Видно, что «Антиох продолжает аскетическое предание Палестины в современном ему поколении, придавая ему в то же время более богословскую окраску, хотя и простую» . Богословские рассуждения мы находим в слове «О вере», где кратко раскрывается православное учение о Святой Троице, и в заключительном 130-м слове «О Царстве Небесном», где излагается христология на основе ороса Халкидонского Собора 451 года. Есть в «Пандектах» и полемическая заостренность, которая проявляется, когда речь идет о борьбе с еретиками и иудеями. В том же 130-м слове преп. Антиох приводит (на основе «Панариона» свт. Епифания Кипрского) перечень ересей (более чем 70 наименований) и еретиков (18 имен), с тем чтобы напомнить игумену Евстафию о необходимой бдительности в странствиях при возможных встречах с иноверцами. Выражением антииудейской полемики служит повествование в слове 84 «О снах» о монахе, принявшем иудаизм из-за диавольского внушения во сне и жалким образом завершившем свою жизнь.

Заканчиваются «Пандекты» так называемым исповеданием, своего рода молитвенным излиянием автора пред Богом, напоминающим плач ветхозаветных пророков (в особенности Иеремии) о разорении Иерусалима и пленении народа Божия халдеями (вавилонянами), только на сей раз новыми халдеями – персами. Здесь преп. Антиох молится о прекращении гнева Божиего на народ верных – православных христиан и о перемене его на милость.

Можно сказать, что это произведение написано на стыке библеистики и аскетики. Выстраивая свое сочинение, «Антиох следует методу объявления темы каждой главы в одном или больше предложениях и подтверждает данную тему множеством библейских и святоотеческих цитат. И хотя построение материала иногда выглядит неупорядоченным и чтение глав не всегда увлекательным, данное сочинение привлекало к себе внимание монахов той эпохи, так же как и последующих, и сослужило серьезную службу в монашеском нравственном учении» .


Иллюстрация из греческого издания «Пандектов» 1991 г. с предисловием свт. Нектария Эгинского


Как предполагает исследователь Панайотис Христу, сам автор определяет части, на которые разделил свой труд, как главы; в греческих изданиях они названы словами, а в латинских – гомилиями. Однако, говорит П. Христу, можно с вероятностью сказать, что «либо сам Евстафий, либо другой монашеский предводитель переработал его труд, придав главам форму монашеских оглашений» , то есть проповедей для монахов, где часто встречаются обращение «братия» и славословие Богу как традиционные элементы подобного жанра.

И хотя «Пандекты» нельзя назвать простым цитатником (фрагменты из Писания и святых отцов объединены в единый текст авторской речью), тем не менее по объему цитаты превышают авторский текст. И в этом проявляется смирение преп. Антиоха: главная задача преподобного – дать место слову Божию, Откровению; к тому же он повинуется Евстафию, просившему составить главы именно из библейских цитат. Однако подбирает эти цитаты на определенные темы преп. Антиох исходя из собственного духовного опыта, что само по себе уже представляет ценность. Очевидно, что игумен Евстафий рассчитывал именно на это, прося Антиоха написать такой труд.

Поэтому наибольший объем текста занимают библейские цитаты – всего около 2500. Из Ветхого Завета наиболее часто цитируются книги Премудрости, Сираха, Псалтирь. Из Нового Завета – Послания апостола Павла и Евангелия. В главах иногда просматривается определенный порядок цитирования. В начале главы после авторского вступления цитируется Ветхий Завет.

Евангельские слова Христа автор поставляет в конце главы, для смысловой «весомости». Глава обычно заканчивается славословием Богу. В предлагаемом русскому читателю издании новозаветные цитаты приводятся по синодальному переводу Библии; ветхозаветные цитаты, если их греческий текст и синодальный перевод совпадают, даются по синодальному переводу, в противном случае они приводятся на церковнославянском. Иногда же для лучшего понимания фразы современным читателем, не всегда хорошо знакомым с церковнославянским языком, приходилось ее «комбинировать» из синодального и церковнославянского текстов.

Игумен Евстафий просил преп. Антиоха составить сокращенное переложение учения Священного Писания, Антиох не ограничился этим и обратился также к учению отцов Церкви и церковных писателей, потому и название книги (где упоминаются лишь «Богодухновенные и Святые Писания») не «покрывает» собой всей полноты ее содержания. Святые отцы Церкви и церковные писатели, цитируемые автором, по большей части относятся к тем, кого принято называть доникейскими , то есть жившими до 325 года. Преп. Антиох дает выдержки из творения Климента Александрийского «Кто из богатых спасется», приписывая его свт. Иринею Лионскому (впрочем, в сохранившихся произведениях св. Иринея данного сочинения не обнаруживается). Это повествование о юноше, крещенном апостолом Иоанном Богословом и затем, по нерадению местного епископа, которому апостол доверил его воспитание, впавшем в грехи и ставшем главарем шайки разбойников, но затем вновь призванном к покаянию святым апостолом (слово 122). Также мы встречаем цитаты из Посланий к ефесянам, смирнянам, траллийцам, филадельфийцам, магнезийцам, св. Поликарпу сщмч. Игнатия Богоносца (слова 1, 23, 85, 111, 112, 124); Послания к филиппийцам сщмч. Поликарпа Смирнского (слова 74, 96, 114, 123); «Послания о девстве» псевдо-Климента Римского (слова 1, 17, 18, 21, 22, 47, 86, 91, 96, 97, 98, 99, 111, 112, 122, 127, 130); «Пастыря Ерма» (по большей части из раздела «Заповеди» и немного из «Подобий») (слова 15, 25, 29, 61, 66, 74, 77, 79, 85, 94, 98, 106, 110, 122, 127).

Церковная письменность IV–VI веков представлена выдержками из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, фрагментами или аллюзиями из творений Евагрия Понтийского «О молитве» , преп. Нила Синайского «О восьми лукавых духах» (слова 18, 23, 24), трактата «О Божественных именах» из «Ареопагитского корпуса» (слова 1, 123).

«Внешняя» мудрость, то есть заимствования из языческих философов, историков и поэтов, в данном произведении отсутствует (в отличие, например, от такого произведения IX века, как «Пчела»).

В целом достаточно широкий спектр литературы, использованной в «Пандектах», свидетельствует о сохранности и богатстве библиотеки Лавры святого Саввы того времени, о том, что она продолжала оставаться важным центром создания и копирования рукописей , несмотря на внешние коллизии.

Что касается влияний и образцов для написания «Пандектов», то среди таковых можно назвать, во-первых, Евагрия Понтийского с его «Антирретиком» из восьми сотниц – подборкой библейских цитат против восьми главных страстей, которыми подвижник должен противоречить диаволу, искушающему его страстными помыслами. Во-вторых, по словам Панайотиса Христу, «Пандекты» имеют своим прообразом «Правила нравственные» и «Правила подвижнические» свт. Василия Великого, однако, как отмечает исследователь, все же уступают им, не имея ни методичности «Правил нравственных», ни оригинальности «Правил подвижнических» .


Изображение монаха-каллиграфа в манускрипте IX в.


Внес преп. Антиох свой, пусть и небольшой, вклад в православное литургическое предание. В сочинении преп. Антиоха содержатся несколько авторских молитв, некоторые из них вошли в православное богослужение: в слове 19-м – молитва, читаемая на повечерии; в слове 84-м – молитва, вошедшая в вечернее молитвенное правило («Молитва 2-я святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу»); в слове 85-м – молитва, читаемая после 12-й кафизмы. В нашем издании, чтобы читателю было легче ориентироваться в книге, эти и другие подобные им молитвенные тексты отмечены на полях словом «молитва». Предполагается также, что преп. Антиох составил и известную молитву «Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли…», повторяемую при чтении каждого из часов и на великом повечерии .

И несмотря на то что, по словам Г. Барди, учение Антиоха не вполне оригинально и собрано из многочисленных цитат (от себя добавим, что преп. Антиох к такой оригинальности и не стремился), по оценке другого известного исследователя древнего монашества, «в любом случае никто не назовет этот труд незначительным» , его называют «знаменитым» ; свт. Нектарий Эгинский в своем предисловии к изданию 1906 года писал, что «в целом это произведение представляет собой прекрасную систему нравственного богословия» , а свт. Феофан Затворник отметил, «что эту Пандекту справедливо можно назвать богооткровенным христианским нравоучением».

Нужно признать, что это сочинение по-прежнему актуально для православного читателя. Оно стоит в одном ряду с такими уже давно изданными на русском языке произведениями аскетической святоотеческой письменности, как произведения преп. Нила Синайского, «Поучения» преп. аввы Дорофея и «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, а его автор, как личность и церковный писатель, – в одном ряду с такими представителями монашеской традиции Великой лавры (либо близкими к ней или часто посещавшими ее), как основатель Лавры преп. Савва Освященный, его биограф – Кирилл Скифопольский, преп. Иоанн Дамаскин, блж. Иоанн Мосх, свт. Софроний Иерусалимский и Феодор Абу-Кура.

Творение преп. Антиоха было весьма популярно и востребовано в Византии и ее культурном ареале, как на Востоке, так и у славян, а также в Древней Руси, о чем свидетельствует сохранность «Пандектов» на греческом, славянском (начиная с X века) и арабском (на рубеже XI–XII веков) языках.

Как пишет диакон В. Василик, на славянский язык «Пандекты» были переведены в X веке в Болгарии; древнейший из сохранившихся славянских списков этого произведения относится к XI веку, «списки XV–XVI вв. многочисленны. Многие поучения из него попали в состав “Пролога”» .

«Композиция [этого произведения] вдохновила в XI веке Никона Черногорца составить подобный флорилегий из 63 глав под названием “Истолкование Господних заповедей” или “Пандекты”, навеянный захватом турками Антиохии и ее окрестностей в 1084 году. Герасим, которому он адресовал свое произведение, был также монахом монастыря св. Саввы, и “Пандекты” были переведены на арабский язык вскоре после своего составления также монахом монастыря св. Саввы» .

«Пандекты» были помещены в «Великие Четии-Минеи» свт. Макария, митрополита Московского. Это обстоятельство, по-видимому, объясняет наличие ссылок на преп. Антиоха (шесть раз) и многочисленных цитат из «Пандектов» (из 196 поучений в тридцати главах – 42 из «Пандектов») в поучениях преп. Серафима Саровского, помещенных в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» . Так, полностью из цитат из «Пандектов» составлены четыре главы поучений преп. Серафима: «2. О вере», «4. О любви к Богу», «26. Против излишней попечительности», «27. О печали». Преп. Антиох – самый цитируемый автор в этом собрании поучений преп. Серафима, что говорит о многом: столь великий русский святой, почитаемый во всем православном мире, читал преп. Антиоха, вдохновлялся им в своих подвигах и поучал духовных чад его строками.


Вид монастыря св. Саввы Фото иером. Феодора (Юлаева)


«Пандекты» и позже привлекали внимание наших соотечественников. В рукописном архиве сохранился перевод «Послания к Евстафию» и слова 1-го («О вере») свт. Феофана Затворника; в библиотеке Свято-Троице-Сергиевой лавры есть рукописный русскоязычный перевод «Пандектов», выполненный неизвестным автором XIX века.

Что касается печатных изданий «Пандектов», то они привлекали внимание книгопечатников еще издавна. Первое печатное издание, латинский перевод, «Пандектов» вышло в Париже в 1543 году (Pandectes Scripturae Divinitus Inspiratae sancti patris Antiochi ante annos quidem ab hinc nogentos ab authore aeditus nunc vero primum donatus Latio per Godefridu Tilmannum Cartusiae Parisiensis ex professo monachum. Parisiis, 1543). Следующее печатное издание, на сей раз латинский перевод вместе с греческим оригиналом, вышло в «Патрологии» Миня (Patrologiae cursus completus (series Graeca). T. 89. Col. 1421–1856. Paris, 1857–1866). Греческий текст отдельно выпускался дважды: трудами свт. Нектария Эгинского в 1906 году в Афинах (Αντιόχου εκ της Γαλατίας Μοναχού της Λαύρας του αγίου Σάββα Πανδέκτες των Θεοπνεύστων Αγίων Γραφών. Εκδίδοται προς ηθικήν των Χριστιανών ωφέλειαν υπό Νεκταρίου Κεφαλά Μητροπολίτου Πενταπόλεως. Αθήνα, 1906) и затем был переиздан в 1991 году в Салониках. В России выходили в свет только церковнославянские переводы «Пандектов»: в издании «Четий-Миней» (Декабрь 24. Стб. 1864–2183) и частичные издания из славянских рукописей

НЕТ ЯГУДИНА - ЕСТЬ ПЛЮЩЕНКО

Россиянин Евгений Плющенко успешно начал сезон, выиграв третий этап Гран-при по фигурному катанию, который завершился сегодня в немецком Гельзенкирхене.

Алексей Ягудин получил тяжелую травму и в Германию не приехал, а больше конкуренцию Плющенко на сегодняшний день никто составить не может.

Выиграв короткую программу, Плющенко победил и в произвольной, блестяще откатав новую композицию "Санкт-Петербург-300". "Я хотел сделать подарок Санкт-Петербургу", - заявил после окончания соревнований Плющенко. Хореографию ему поставил Кирилл Симонов - звезда балета из Санкт-Петербурга.

С точки зрения техники Плющенко был на голову выше всех. Он выполнил два четверных тулупа и восемь тройных, лишь в одном из них допустив ошибку. В принципе Плющенко мог продемонстрировать и четверной сальхов, который он выполнял на тренировке, но не решился.

"Я пока не готов. В России я выполнял и четверной лутц, и четверной флип", - сказал фигурист на пресс-конференции.

В итоге его оценки за технику разнились от 5,6 до 5,9, а вот оценки за артистизм были немного выше - от 5,7 до 5,9. Абсолютно все судьи поставили Плющенко на первое место.

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО КАТАЛСЯ В ГОРДОМ ОДИНОЧЕСТВЕ

В воскресенье в Гельзенкирхене завершился третий турнир серии Grand Prix по фигурному катанию. Наибольшее впечатление на публику на этапе в Германии произвел Евгений Плющенко со своей новой программой.

В выступлении Евгения Плющенко многое было непривычным. Это был другой стиль. Тренер экс-чемпиона мира Алексей Мишин как-то сказал, что на льду его подопечный "должен быть принцем". Похоже, Плющенко действительно превращается из просто замечательного спортсмена еще и в великолепного артиста - редчайший набор качеств, которым в сегодняшнем фигурном катании, пожалуй, обладает лишь Алексей Ягудин. Превращается с помощью Кирилла Симонова, звезды петербургского балета, ставшего хореографом звезды петербургского фигурного катания. Ягудина, который две недели назад на Skate America получил травму бедра, в Гельзенкирхене не было. Плющенко говорит, что в принципе ему все равно, кого он победил сейчас: "Я прежде всего соревнуюсь сам с собой. Так было всегда". Но для публики, конечно, гораздо любопытнее было бы увидеть именно дуэль двух россиян: когда нет интриги, любой турнир теряет значительную часть привлекательности.

Плющенко убил всю интригу, по сути, еще в короткой программе, получив за нее две оценки 5, 7, а все остальные - 5,8 или 5,9. Фантастика, если учесть, что сезон только-только стартовал! Затем была произвольная программа, в которой россиянин чисто сделал один четверной тулуп, допустил помарку на втором и добавил к этому восемь отлично исполненных прыжков в три оборота. Сверхсложного четверного сальхова от Плющенко в Германии не дождались, впрочем, для победы он был особенно и не нужен. "Он еще до конца не готов", - объяснил фигурист. А потом, словно добивая конкурентов, сообщил, что дома на тренировках делает четверные лутц и флип... В общем, упор на артистизм, судя по всему, в ущерб технике пока не идет. Хотя настоящей проверкой для "нового" Плющенко турнир в Гельзенкирхене вряд ли можно считать: она возможна лишь в соперничестве с равным, где ко всем прочим присоединяется такой фактор, как нервы, уже, бывало, подводившие петербуржца.

ПЛЮЩЕНКО ИЗОБРАЗИЛ САМОГО СЕБЯ

Третий этап Гран-при по фигурному катанию не смог похвастаться большим количеством российских участников. На лед немецкого городка Гельзенкирхен вышли только две спортивные пары - Мария Петрова - Алексей Тихонов, Юлия Обертас - Алексей Соколов, а также два одиночника - Александр Абт и Евгений Плющенко. Без преувеличения можно сказать, что появление последнего стало настоящим событием турнира.

Чтобы подогреть зрительский интерес, устроители соревнований перенесли финал мужских баталий на последний день. Однако никто не сомневался, что именно Плющенко будет первым. Тем более что в Германии зрители увидели на льду совершенно иного фигуриста. На смену беззаботному юноше с дискотеки, разудалому рубахе-парню, каким мы привыкли видеть Женю, пришел эдакий денди, одинокий герой, много страдавший и испытавший в жизни.

Осмелюсь предположить, что, пожалуй, впервые Плющенко изобразил на льду самого себя, обнажив перед зрителями душу. Неудачи прошлого сезона (а все места, кроме первого, были для Евгения равносильны поражению) сделали его катание более откровенным, что усилило эмоциональное впечатление от его программ. Этому во многом способствовала и величественно-трагическая музыка "Адажио" Альбинони. В итоге все 12 судей были единодушны, выставив подопечному Алексея Мишина одинаковые оценки за технику и артистизм от 5,8 до 5,9. Правда, произвольная программа фигуриста "Петербург-300", поставленная на музыку Игоря Корнелюка, несколько "сковала" артистизм спортсмена, но в то же время дала возможность продемонстрировать многогранность амплуа.